Лета февраля в 1 день по государеву цареву и великого князя дмитрия ивановича

А которые сторожи, не дождався себе отмены, с сторожи съедут, а в те поры государевым украииам от воинских людей учинитца война, и тем сторожем от государя, Царя и великого князя быти казненым смертью. Лета 7114-го февраля в 1 день [по государеву цареву и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии слову][188] бояря приговорили. и по духовной, и по службѣ, кому которую вотчину напишетъ велитъ указъ учинити; Въ 7081. году Октября въ 9. день, по Государеву Цареву и Великаго Князя приказу, Преосвященный Антоній, Митрополитъ всея Русіи, Архіепископы и Епископы, и весь освященный соборъ. Лета 7105-го апреля в 25 день, по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии указу, память Михайлу Ивановичю Внукову да дьяку Пятому Кокошкину.

Остались вопросы?

А будет им князь Иван и Григорей в чем какую обиду, или продажу, или насилство какое чинили и посулы и поминки имали, и они б на них били челом. А они по царскому повеленью во всем им управу учинят. Да хто на кого учнет бити челом вы их насильствах, и в продажах, и в посулех или в каких обидах, и им в том велети приносити к себе челобитные, и давати суд, и управа чинити по государеву цареву и великого князя Василья Ивановича всеа Русии указу безволокитно. А после руских людей велети им быти у себя сибирским Сургуцкого города князком, и остяком, и самоеди лутчим людям из волости, по колку человек пригоже. А самим в съежжей избе быти в цветном платье, и служылые б всякие люди в те поры были при них в цветном же платье, и казати сургуцким князком, и остяком, и самоеди, и уездным людем по тому ж государево царево и великого князя Василья Ивановича всеа Русии самодержца жаловалное слово, что царьское величество их пожаловал, велел их беретчи во всем, чтоб им насилства, и убытков, и продажи никоторые ни от кого не было, и ясаков лишних имати с них и вновь за посмех прибавливати не велел, и велел их во всем беретчи и лготить велел во всем, а велел ясаки имати рядовые, какому мочно заплатить, смотря по вотчинам и по промыслом. А на кого будет ясак положен тяжел, не в силу, и вперед того ясаку платить не мочно, и государь царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии самодержец велел того сыскати, да будет ясак положен не в силу и в том им тягость, и царьское величество, смотря по тамошнему делу, велел им в ясакех лготить. А з бедных людей, кому платить ясаков не мошно, по сыску имати ясаков не велел, чтоб им, сибирским всяким людем, ни в чем нужи не было, и они б, Сибирские земли всякие люди, жили в царьском жалованье в покое и в тишине безо всякого сумненья и промыслы всякими промышляли, и государю царю и великому князю Василью Ивановичю всеа Русии самодержцу служили и прямили во всем по своей шерти, на чом ему, великому государю, шерть дали. И над воры воровства, и шатости, и всяково лихово умышленья смотрили и берегли накрепко, и братью, и дядь, и племянников, и друзей отовсюду призывали, и в городкех юрты, и в уездех волости полнили, а царское величество во всем их пожалует своим царьским жалованьем и лготу им дати велит, а в которых будет людех почают шатости и воровства, и они б воров не укрывали, и тем государю службу свою и правду объявили. И тех воров, в которых почают шатости и воровства, сказывали про них, имая, приводили к ним, к воеводам, к Федору Васильевичю Волынскому да к Ивану Володимеровичю. А хто на кого скажет какое воровство или измену и сыщетца допряма, и государь тех людей велит пожаловать своим царьским жалованьем и животы их и вотчины подает им, хто на кого какую измену и воровство доведет.

А будет князь Иваным и Григорьевым небереженьем хто из служылых людей кого-нибудь из них в городе или в юрьтех и в волостях, приежжая, изобидили, а князь Иван и Григорей про то не сыскивали и оборони им не давали, или сами они, князь Иван и Григорей, им какое насилство и продажи чинили или ясак имали не по государеву указу, и государь царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии их, Сибирские земли всяких людей, пожаловал, хто их чем изобидил и насилство им и продажу какую чинили или посулы и поминки имали, давати суд праведной и росправу им и оборонь чинити велел.

В тексте фигурирует имя Григория Отрепьева, который многими считается человеком, выдававшим себя за царевича Дмитрия — Лжедмитрием Первым. Во время его похода на русские земли он получил поддержку нескольких тысяч жителей — об этом говорится и в тексте.

Нужно вспомнить, почему люди были готовы пойти за самозванцем. Царем в то время был Борис Годунов, который был избран на Земском Соборе — то есть стал первым правителем, не принадлежавшим к роду Рюриковичей. Несмотря на положительные черты его политики — развитие контактов с Европой, отправка людей для обучения за границу — он не был популярен в народе.

Во многом этому поспособствовал разразившийся в годы его царствования голод — он не только стал причиной социального кризиса, но и давал людям почву для мыслей о том, что правление Бориса не одобряется Богом — ведь он не был «природным» царем, Рюриковичем. Введение в 1597 году урочных лет также привело к недовольству населения. Бояре также были настроены весьма недружелюбно.

Не были довольны и казаки, самостоятельность которых была ограничена. Неудивительно, что при таких условиях появление самозванца, который обещал стать «не царем, а отцом» и править, опираясь на интересы народа, получило поддержку. Напишем ответ: Исторический деятель, о котором идет речь в документе, смог привлечь на свою сторону людей по следующим причинам: Люди сомневались в правильности нахождения Бориса Годунова на троне, и поэтому были готовы пойти за «истинным наследником» — царевичем Дмитрием, за которого выдавал себя деятель.

Борис Годунов ввел «урочные лета», которые способствовали закрепощению крестьян и вызывали их возмущение. Голод, случившийся во время правления Бориса Годунова, привел к углублению социального кризиса и ухудшению позиций царя. Второй вариант задания Прочтите отрывок из речи российского императора: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь, было бы делом ещё более губительным.

Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в последнее время беспокойств я не могу не отнести больше всего… к собственной неосторожности помещиков, которые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних высшее воспитание, а через то, развивая в них новый круг понятий, делают их положение ещё более тягостным; к тому, что некоторые помещики — хотя благодаря Богу самое меньшее их число, — забывая благородный труд, употребляют свою власть во зло, а дворянские предводители, как многие из них сами мне отзывались, к пресечению таких злоупотреблений не находят средств в законе, ничем почти не ограничивающем помещичьей власти. Но если нынешнее положение таково, что оно не может продолжиться, и если вместе с тем и решительные к прекращению его способы также невозможны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей и, не устрашаясь перед всякою переменою, хладнокровно обсудить её пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собственности на землю.

Я считаю это священною моею обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа. Он не есть закон новый, а только последствие и, так сказать, развитие существующего сорок лет закона о свободных хлебопашцах» Как назывались временные высшие совещательные органы для подготовки мероприятий по решению крестьянского вопроса, создаваемые в период царствования императора, которому принадлежит данная речь? Укажите любые два мероприятия, подготовленные этими органами.

Император в своей речи говорит о том, что крепостное право является злом, и что его предшественник «имел намерение» отменить его, но в силу ряда причин не сделал этого.

Укажите монарха, занимавшего несколько лет российский престол до упоминаемого в документе «Дмитрия Ивановича». А которые крестьяне бежали в голодные годы с добром, а прожить было им можно, а пришли за иных помещиков или за вотчинников жить во крестьяне и в холопи, и тех, сыскивая, отдавать старым помещикам и вотчинникам.

А приехав в Сургут, взяти у князя Ивана Жирового-Засекина да у Григорья Тушина государев подлинной наказ и государевы грамоты о всяких государевых делех, и городовые и острожные ключи, и на городе и на остроге наряд, и в казне зелье, и свинец, и ядра, и всякие пушные запасы, и в житницах всякой хлебной запас, и денги, и книги подлинные приходу и росходу денгам, и хлебу, и государеве ясашной и поминошной казне. Да по тем книгам в приходе и розходе в денгах, и в хлебных запасех, и в ясашной, и во всякой государеве казне счести подлинно с тех мест, как им велено быти в Сургуте. Да будет что на князя Ивана и на Григорья государевых хлебных запасов и денег или иные какие государевы казны взотчтут, и им тот хлеб, и денги, и всякую государеву казну велети на князе Иване и на Григорье доправити. А наперед всево велети быти в съежжей избе служылым и всяким жилецким и приежжим людем и сказати им государево царево и великого князя Василья Ивановича всеа Русии жаловалное слово, что царьское величество их пожаловал, велел их беречь и нужи их розсматривать, чтоб им ни в чем нужи не было, и они б, служилые и всякие жилецкие люди, царским осмотрением и жалованьем по ево царскому милосердью жили безо всякие нужи. А будет им князь Иван и Григорей в чем какую обиду, или продажу, или насилство какое чинили и посулы и поминки имали, и они б на них били челом. А они по царскому повеленью во всем им управу учинят. Да хто на кого учнет бити челом вы их насильствах, и в продажах, и в посулех или в каких обидах, и им в том велети приносити к себе челобитные, и давати суд, и управа чинити по государеву цареву и великого князя Василья Ивановича всеа Русии указу безволокитно.

А после руских людей велети им быти у себя сибирским Сургуцкого города князком, и остяком, и самоеди лутчим людям из волости, по колку человек пригоже. А самим в съежжей избе быти в цветном платье, и служылые б всякие люди в те поры были при них в цветном же платье, и казати сургуцким князком, и остяком, и самоеди, и уездным людем по тому ж государево царево и великого князя Василья Ивановича всеа Русии самодержца жаловалное слово, что царьское величество их пожаловал, велел их беретчи во всем, чтоб им насилства, и убытков, и продажи никоторые ни от кого не было, и ясаков лишних имати с них и вновь за посмех прибавливати не велел, и велел их во всем беретчи и лготить велел во всем, а велел ясаки имати рядовые, какому мочно заплатить, смотря по вотчинам и по промыслом. А на кого будет ясак положен тяжел, не в силу, и вперед того ясаку платить не мочно, и государь царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии самодержец велел того сыскати, да будет ясак положен не в силу и в том им тягость, и царьское величество, смотря по тамошнему делу, велел им в ясакех лготить. А з бедных людей, кому платить ясаков не мошно, по сыску имати ясаков не велел, чтоб им, сибирским всяким людем, ни в чем нужи не было, и они б, Сибирские земли всякие люди, жили в царьском жалованье в покое и в тишине безо всякого сумненья и промыслы всякими промышляли, и государю царю и великому князю Василью Ивановичю всеа Русии самодержцу служили и прямили во всем по своей шерти, на чом ему, великому государю, шерть дали.

Приговор о служилых холопах 1 февраля 1597 г.

Лета 7092-го (1584 года) ноября в 7 день: По государеву цареву и великого князя Ивана Васильевича всеа Руси приказу приговорили бояре князь Иван Федорович Мстиславский с товарищи послать воевод по полкам в казанский в зимний поход. «Лета февраля в 1 день, по государеву, царёву и великого князя Дмитрия Ивановича всея Руси слову, бояре приговорили: которые бояре и дворяне и дети боярские, и владычних и монастырских вотчин бьют челом государю о суде и беглых крестьянах. 168 года, Февраля в 15 день, по государеву царёву и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, указу, сказал Прокофий Елизаров; в прошлом 167 году, апреля в 1 день, по указу великого государя. Лета 7105-го апреля в 25 день, по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии указу, память Михаилу Ивановичю Внукову да дьяку Пятому Кокошкину. 168 года, Февраля в 15 день, по государеву царёву и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, указу, сказал Прокофий Елизаров; в прошлом 167 году, апреля в 1 день, по указу великого государя.

127. БОЯРСКИЙ ПРИГОВОР О БЕГЛЫХ КРЕСТЬЯНАХ (1606 г., февраля 1)

«Лета февраля в 1 день, по государеву, цареву и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии слову, бояре приговорили: которые бояре и дворяне и дети боярские, и владычних и монастырских вотчин, бьют челом государю о суде и беглых крестьянах. Лета 7105-го апреля в 25 день, по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии указу, память Михаилу Ивановичю Внукову да дьяку Пятому Кокошкину. Того же часу избрали на Московское государство царём брата его, государева Меньшова царевича и великого князя Петра Алексеевича мимо большего его брата царевича Иоанна Алексеевича. Того же часу избрали на Московское государство царём брата его, государева Меньшова царевича и великого князя Петра Алексеевича мимо большего его брата царевича Иоанна Алексеевича.

Акты и законы о детях боярских и однодворцах

А на беглых крестьян, по старому приговору, дале пяти лет суда не давать». Укажите монарха, занимавшего несколько лет российский престол до упоминаемого в документе «Дмитрия Ивановича». Укажите одно любое условие, когда крестьян прежним владельцам не возвращали. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин введения меры по установлению данного срока. Князь Святослав вел активную внешнюю политику. Он окончательно подчинил вятичей, уничтожил Волжскую Булгарию, ликвидировав ее как государство. В ходе войны с Византией, князь Святослав потерпел поражение.

Начинался этот «Приговор» с такого текста, описывавшего историю его создания и основные задачи: «Лета 7079 Февраля в 16 д. Далее шел собственно устав, определявших новую пограничную службу Московского государства. Главной ее задачей становилось создание и поддержание системы раннего предупреждения о нападении, чтобы «государевым украинам было бережнее, чтоб воинские люди на государевы украины войною безвестно не приходили». Где, как и каким сторожам и станицам надлежало размещаться, оговаривали приложения к «Боярскому приговору» — так называемые росписи. Согласно им на русских рубежах должны были действовать 73 сторожи, которые объединялись в дюжину сторожевых зон: «донецкие сторожи», «путивльские ближние сторожи», «сторожи из украинных городов», «мещерские сторожи» и т. Южная граница Московского государства в конце XVI века составляла более тысячи километров, этим и объясняется большое количество «сторож». Следует отметить, что «Приговор» предполагал разумную инициативу: «ехати…которомы месты пригоже», поступать «посмотря по делу и по ходу». Помимо определения системы организации службы, он содержал и указания по ее несению, и элементы того, что можно назвать боевым уставом, и даже прообраз устава дисциплинарного. Так, «Приговор» устанавливал меры наказания за ненадлежащее выполнение служебных обязанностей.

И еще, что любопытно, на Верхотурье служилым людям жалованье стали выдавать тоже медной монетой. Так и это еще не все! Как только пошла медь монеты в ход, разом в Росии умельцы объявились, и давай медную монету чеканить. Чай не серебро заграничное, свои месторождения медные были. Да еще научились иные умельцы маточники изготавливать, с которых штемпели чеканили, и так тонко гравировку выводили, что поди разбери, где монета медная отчеканена: на Государевом ли монетном дворе, али в схронах воровских. Были и такие, кто серебро монеты пытался подделать. Эх, чего только не придумывали умельцы руские! И наказание им грозило страшное, а все едино фальшивую монету чеканили. Впрочем, всю эту «чехарду», связанную с выпуском новых монет, подробнее Алексея Михайловича нам никто не расскажет. Читаем в «Актах Исторических, собранных и изданных Археографическою коммиссиею» в 1842 году. Том 4. А кто после нынешняго его Государева указу учнет впредь делать для денежного дела матошники выгравированные на торцах стальных стержней позитивные изображения аверса и реверса будещей монеты, с их чекана делали негативные штемпели, потом штемпели закаливали, и можно было серийно штамповать монеты-близняшки и чеканить денги, или в иных каких причинах того дела объявятся, и тем чинить казнь и наказанье по указанным статьям, которые писаны ниже сего: 1. Будет которые воры преступники учнут денежные матошники резать, и с них чеканы переводить и денги делать, и тем вором чинить казнь, сечь у них по левой руке да ноги обе. Сердобольный был «Тишайший» царь, оставлял преступникам возможность ложку держать и креститься. Которые воры учнут чеканы резать, а иные с чужих матошников чеканы ж переводить и денги делать, и у тех воров сечь по левой же руке да по ноге. Которые воры учнут матошники и чеканы находить, а объявлять не учнут, или покупать и красти и денги на них делать, и у тех воров сечь левыя ж руки; а в покупке и в краже матошников и чеканов, до казни, пытать и сыскивать про то допряма. А будет которые воры учнут маточники и чеканы покупать или красть, и денги делать хотели, а не делали, и у тех сечь у той же руки по два перста. Будет которые воры учнут маточники и чеканы находить же, а не объявлять, и денги делать хотели, а не делали, и у них у левыя ж руки сечь по одному персту и свобожать их не задержав. Будет которые воры учнут на горячие чеканы набивать копейкою и воровские денги делать, и у тех воров сечь левыя ж руки. Будет которые воры учнут на воровское дело медь тянуть и в прутье ковать, а денги делать не учнут, и у тех сечь левых же рук по два перста. Будет которые воры учнут делать медныя денги гладкия, а отдавать было им печатать их денежным мастером, или которые учнут медныя ж и оловяныя денги лить в опоки, или делать укладныя, и тем вором чинить казнь, сечь у них левыя руки. Будет которые воры учнут делать жестяныя денги и набивать на них шилом, и у тех воров у левыя руки сечь по два перста. Будет которые воры учнут делать медныя денги и посеребривать, у тех сечь левыя руки. Будет которые воры медных денег делать не учнут, а воровския денги у денежных воров учнут имать заведомо, а иные воровския денги покупать, и у тех воров сечь левыя ж руки. Будет которые люди денежным ворам у себя пристан держать учнут, а сами денег делать не учнут, и у тех сечь левая рука, а двор и животы взять на Государя. Будет которые воры учнут продавать медь денежного дела ворам, ведаючи, а иные вором де медь покупать, и тем вором сечь левыя руки. Будет которые воры учнут приносить медь в хлебе и в платье на денежной двор, а мастеры у них учнут приимать, чинить им против вышеписанной статьи. Будет которые люди продадут какой товар и возмут воровских денег, и с теми денгами будут в Приказ, а скажут, у кого они те денги взяли того не знают, и имали те денги за прямыя настоящие , не знаючи: и про таких приводных людей, в ком чаять воровства, розыскивать допряма и указ чинить по сыску. Будет которые люди будут в приводе с медью, и с чеканы, и с воровскими денгами, а с пыток скажут, что их нашли, а никому не объявили, и у тех сечь по персту. Будет которые денежные мастеры на Аглинском денежном дворе денги учнут красть и с двора сносить давать, и для денежного приему на тын лестницами ходить и денги приимать, и в том учнут виниться, и тем вором чинить указ: которые учнут денежного двора к тыну, для денежного приему, лестницы приносить и денги приимать, у тех сечь у левой руки по два перста; а которые учнут красть и носить, и у тех сечь у левыя руки по персту; а которые красть не учнут, а учнут сносить, тех бити кнутом. А которые работники на денежном дворе поиманы будут с денгами, а с пыток скажут, что нашли, а с двора хотели снесть не объявляя, и тех бити кнутом. А будет которые воры, делав воровския денги, или медь покупав, а после того вину свою Великому Государю принесут и на товарищев своих известят: и которые вину свою объявят, тем наказанья не чинить и их освобождать, а на кого известят, тем чинить указ по сыску. Будет кто на кого скажет воровское денежное дело, а с пыток скажет, что тем поклепал с хмелю или по недружбе, и за то бить их кнутом. Будет которые воры в приводе будут с воровскими чеканы, и с денгами, и с медью, и в том с трех пыток учнут виниться и на иных людей говорить, а оговорные люди на себя с трех же пыток говорить не учнут: и тех оговорных людей давать на поруки с записми. Будет которые люди поиманы будут с медью, а с пыток скажут, что нашли и хотели продать кто б купил, а не на денежное дело, тех свобождать без наказанья. Будет которые люди, поимав денежных воров и с них взяв выкуп, отпустят, учинить им против тогож, что учинить вору за воровство. Будет которых денежных воров из тюрем отпустят сторожи, или воры ж из-за пристава уйдут по отпуску сторожей и приставов: и им велеть тех воров сыскивать, а буде не сыщут, и им чинить то ж, что было довелось учинить вором за их воровство; а будет сторожи и приставы учнут говорить, что те воры ушли не по их отпуску, без хитрости, и тем чинить указ по Уложенью. А в которое время на денежном дворе мастеров и работников учнут спускать, и у смотру выймут у них в платье алтын по пяти, и по гривне и менши, и тех бить батоги вместо кнута. А у которых денежного дела у работников, у осмотру, найдут денги в проходе, и тех бить кнутом нещадно, и оковав их велеть им делать полгода. А которые в денежном воровском деле поиманы чернецы и попы, а в распросе в денежном деле винятся, а иные не винятся, а без пытки сыскать не чем,. А кто после нынешнего его Государева указу, впредь, сентября с 18 числа, объявится в денежном воровстве, и тем чинить казнь и наказанье по статейной росписи; а после казни и наказанья в ссылку не ссылать же, а давать их на чистые ж поруки с записми, а за воровство дворы их и животы имать на великого Государя». На Москве-то не торопились «миловать», как всегда, только к началу 1661 года выработали понятные для всех законы. А ранее — кинули на колоду, да хрясь топором! За что? А медь в кармане звенела, а у черни не должно быть денег в карманах! А значит? Воровские денги! Афанасию Гилёву с Фролом Араповым еще свезло, что у них Сибирская таможня была, с медной монетой они не заморачивались: много везешь, назад в Росию вертайся, не велено пущать; а ежели мало, то и проезжай, взад с Сибири будешь вертаться, в городах руских да на таможнях понадобятца. А вот с серебром, с новым чеканом, им близкие Фролу купчины услугу оказали. И рубли, и ефимки с признаком, и четвертинки — полуполтины свежей чеканки, все им задарили, всякие образцы в Чусовской таможне имелись. А то привез нарочный от воеводы Верхотурского грамотку с описание монет, так под то описание любой фальшивомонетчик свои изделия проведет. Ну, а про серебряные копейки, да денги с полушками старого чекана и говорить не приходится, все знали их доподлинно, да и не подделывали мелочь такую. Афанасий Иванович, как таможенник, после пары неприятных моментов, прежде чем очередной купчина кошель доставал для оплаты проезжей пошлины, выкладывал на стол имеющиеся образцы серебряных монет. И это было замечательное решение! Никто из проезжих впредь не пытался подсунуть ему медные монеты с посеребрением. А ведь был соблазн: считай, пошлина проезжая с рубля товара — денга, значит с тысячи — пять рублей; а иные серьезные купчины и на бОльшую сумму товаров с городов руских в Сибирь отправляли; да еще сено на закуп, с воза 18 копеек, только в отличии от Верхотурских в Чусовской слободке реальное сено предлагали. Ой, был соблазн у людей лихих крестьян Сибирских обмануть. И не только с медно-серебряным подлогом были заморочки. С купчинами-то «ближними» Фрола Арапова, там все просто решалось, там Фрол сам считал товары и проверял, и можно было расслабиться — лишнего через таможню не повезут.

А у кого сыновей не останется: и родовые и выслуженные вотчины давати и дочерям их по прежним Государевым указом. И у которых дочерей будут дети, и те вотчины детем их и внучатом, после дедов своих и бабок их родных и с дядями и с тетками своими родными, в старинных и в выслуженных вотчинах быти им вотчичам же. А будет у которых дочерей детей не останется: и те вотчины отдавати в род, кто ближе того роду, вотчичем, по прежним Государевым указом и уложеньем [1].

Разбор задания №22 ЕГЭ по истории

Выберите верные утверждения? тест по истории — Решинка.ру Начинался Приговор так: «Лета 7079 Февраля в 16 д. по государеву, цареву и великаго князя Ивана Васильевича всеа Pycии приказу, боярин, князь Михайло Иванович Воротынской приговорил с детми боярскими, с станичными головами и с станичники о путивльских.
Страница:Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том — Викитека Печатается по книге: “Акты Московского государства”, т. I, 1571—1634 гг. стр. 2—5. Лета 7079 февраля в 16 день по государеву, цареву и великого князя Ивана Васильевича всея Руси приказу, боярин, князь Михаило Иванович Воротынский приговорил с детьми боярскими.

Акты и законы о детях боярских и однодворцах

Власьеву и Н. Федорову о ссылке Романовых и их родственников: « Л. По боярскому приговору послан к вам с Смирным с Маматовым Иван Романов, а велено его сослати в Сибирь на житье; и диаком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову отпустить с Смирным в Сибирь на житье Ивана Романова, и велети у него быти для береженья Смирному Маматову до государева царева и великого князя Бориса Федоровича указу. Диак Елизарей Вылузгин. Помета: Послан Василей в Яранской, а человека его с ним нет…» 1605 марта 22. Наказ игумену Антониево-Сийского монастыря об усилении надзора за сосланным Филаретом Романовым: «…В нынешнем 113 году марта в 16 день писал к нам Богдан Воейков, что февраля в 3 день сказывали ему старец Илинарх да старец Леванид: февраля ж де в 3 день в ночи старец Филарет его, старца Иринарха, лаял и с посохом к нему прискакивал и из кельи его выслал вон, и в келью ему, старцу Илинарху, к себе и за собою ходити никуда не велел.

А которые в денежном воровском деле поиманы чернецы и попы, а в распросе в денежном деле винятся, а иные не винятся, а без пытки сыскать не чем,. А кто после нынешнего его Государева указу, впредь, сентября с 18 числа, объявится в денежном воровстве, и тем чинить казнь и наказанье по статейной росписи; а после казни и наказанья в ссылку не ссылать же, а давать их на чистые ж поруки с записми, а за воровство дворы их и животы имать на великого Государя». На Москве-то не торопились «миловать», как всегда, только к началу 1661 года выработали понятные для всех законы.

А ранее — кинули на колоду, да хрясь топором! За что? А медь в кармане звенела, а у черни не должно быть денег в карманах! А значит? Воровские денги! Афанасию Гилёву с Фролом Араповым еще свезло, что у них Сибирская таможня была, с медной монетой они не заморачивались: много везешь, назад в Росию вертайся, не велено пущать; а ежели мало, то и проезжай, взад с Сибири будешь вертаться, в городах руских да на таможнях понадобятца. А вот с серебром, с новым чеканом, им близкие Фролу купчины услугу оказали. И рубли, и ефимки с признаком, и четвертинки — полуполтины свежей чеканки, все им задарили, всякие образцы в Чусовской таможне имелись.

А то привез нарочный от воеводы Верхотурского грамотку с описание монет, так под то описание любой фальшивомонетчик свои изделия проведет. Ну, а про серебряные копейки, да денги с полушками старого чекана и говорить не приходится, все знали их доподлинно, да и не подделывали мелочь такую. Афанасий Иванович, как таможенник, после пары неприятных моментов, прежде чем очередной купчина кошель доставал для оплаты проезжей пошлины, выкладывал на стол имеющиеся образцы серебряных монет. И это было замечательное решение! Никто из проезжих впредь не пытался подсунуть ему медные монеты с посеребрением. А ведь был соблазн: считай, пошлина проезжая с рубля товара — денга, значит с тысячи — пять рублей; а иные серьезные купчины и на бОльшую сумму товаров с городов руских в Сибирь отправляли; да еще сено на закуп, с воза 18 копеек, только в отличии от Верхотурских в Чусовской слободке реальное сено предлагали. Ой, был соблазн у людей лихих крестьян Сибирских обмануть. И не только с медно-серебряным подлогом были заморочки.

С купчинами-то «ближними» Фрола Арапова, там все просто решалось, там Фрол сам считал товары и проверял, и можно было расслабиться — лишнего через таможню не повезут. А вот иные прикащики людей торговой сотни, особливо которые впервой через Чусовскую таможню проезжали, те в любой малости пытались выгоду извлечь. Самая суть прикащиков торговых в этой выгоде была, Афанасию Ивановичу непонятная, но он принял ее, как данность таможенной работы. К проверке возвращающихся из Сибири с мехами, слободчик Левку Якутова привлек и, чтобы Левкины труды вознаградить, разрешил тому сено к таможне поставлять. Своего-то сена у Левки маловато было, так он у других слобожан перекупал, потому и слыл в слободке состоятельным человеком. А число проезжающих через Чусовскую слободу все росло и росло. Отчасти в этом сам Афанасий Иванович повинен был, что не гнобил купчин или их прикащиков на таможне и, хотя и не получал за таможенную работу ни копейки, проверки проводил быстро, не хитрил и от всех посулов отказывался. А другой причиной возросшей популярности Чусовской слободы явились Крылосовы, которые взялись разводить лошадей, да на подмен с ямщиками и обозниками торговыми тех лошадей сдавать или менять, к собственной выгоде.

Вот и потянулись обозы через Чусовскую. И докучать стали. А на кого обязанности сии переложить? За таможенные-то сборы отвечать на Верхотурье надобно. Да как всегда у слобожан извечные просьбы бытовые, от которых не отмахнешься. Спасибо брату Кириллу, тянул полевые работы за двоих. Так и крутились братья Гилёвы. А где и когда невест для себя приглядеть?

Все недосуг. С поздней осени 1658 года и вовсе невмоготу стало: что ни день, то обоз. Пока Афанасий Иванович с выборным целовалником товары по проезжей грамоте сверят, да записи в книги учета внесут а это долгая история, потому как перья гусиные в корявых крестьянских пальцах то и дело ломались, и подьячий церковный, Олексей Марков, лишь горестно вздыхал, выдавая целовалнику очередное стило , да пока проездную пошлину возьмут и запишут, глянь, а уже и смеркаться стало. А с наплывом этим обозным такая история случилась. Фрол Арапов про пожар на Верхотурье от «ближних» купчин узнал, а до нас историю эту Герхард Фридерик Миллер донес в своей «Истории Сибири». В нынешнем, Государь, во 7166 1658 году октября против 9 числа, в ночь, судом божиим на Верхотурье на гостине дворе [згорело] твое, Государь, богомолье, а церковь во имя нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа с пределом святого и праведного Алексея человека божия, да на том же гостине дворе згорело твоих государевых старых и новых 48 лавок и амбаров да мшевик, где ставили твое государево верхотурского куренья горячее вино, згорело. Да от того ж пожару на посаде згорел двор с всеми хоромы, на котором дворе по твоему государеву указу жили прежние воеводы и я холоп твой Ивашко. Да на наседех, Государь, выгорело верхотурских всяких жилецких людей болши 40 дворов.

Да с того ж, Государь, пожару выгорело острогу по мере и по смете на 80 сажен. А строены, Государь, на гостине дворе твои государевы лавки и амбары старые иные наперед сего для приезду и торгов на Верхотурье торговых и промышленных людей и твоею государевою денежною казною из верхотурских избылых денежных доходов, и с тех лавок и амбаров с торговых и с промышленных людей збирали в твою государеву казну пошлину. А острог ставили и двор строили верхотурскими городовыми и Верхотурского уезду деревень и слобод всяких чинов людьми. И ныне, государь, бес твоего государева указу на Верхотурье на гостине дворе на погорелом месте вновь лавок и амбаров твоею государевою казною и остроги ставить и воеводцкого двора строить верхотурскими всяких чинов людьми мы холопи твои не смеем. Потом уже, спустя время, кто-то из служилых Верхотурских, рассказывал слободчикам, как они с пожаром боролись. Да все нахваливал Томилу Нефедьева, который пуще других водоносов бегал, даже молодые угнаться не могли. Кстати, конец Томилиной улицы отстояли, спасли от пожара. Вот после пожара на Верхотурье и случился этот обозный кошмар для таможни Чусовской слободы.

Торговые и промышленные люди разом передали во все стороны, мол пока на Верхотурскую таможню лучше не соваться, там и зиму можно встретить. Вот народ и попер на Чусовую с двух сторон. Радовались этому наплыву разве что жонки крестьянские, пекли хлеба да проезжим продавали, да так увлеклись, что мужья их одергивать стали: будет, мол, муку-то таскать, самим бы на зиму хватило. Жонки отбрыкивались: у деревенских, мол, Завьялковских потом прикупим, им-то не с руки с хлебами в слободку бегать. Как-то под вечер к бывшему прикащиковому дому, что Афанасий Иванович под таможенную избу определил, подъехал Фрол Арапов, а с ним и купчина верхом. Фрол протянул Афанасию проезжую грамоту и серебро на стол высыпал. Досмотрите скоро ли, Офанасей Иванович? Довольный купчина из избы выскочил, кинулся в низину, обоз с переправой поторапливать.

Укажите век, когда был создан данный исторический документ. Прочитайте фрагмент исторического источника. Укажите монарха, занимавшего несколько лет российский престол до упоминаемого в документе «Дмитрия Ивановича».

А которых станичников или сторожей воеводы или головы станут отпущати в станицы и на сторожи, и воеводам и головам наказывати станичников и сторожей накрепко о всем по наказу, а коней у них смотрить, чтоб у них единолично лошади были добрые; а у кого будут лошади худы, а случитца посылка скорая, и под тех сторожей воеводам и головам тотчас велети доправити лошади на головах на их, а будет надобет вскоре, а доправити будет на них неколи, и воеводам велети имати лошади добрые под те сторожи у их голов, а не будет у тех голов столько лошадей, что дати под сторожи, и воеводам имати, оценя, лошади добрые у полчан своих, да на тех лошадех посылати на сторожи сторожей, а имати на головах на те лошади найму на всякую лошадь по четыре алтыни с деньгою на день, да те деньги отдавати тем людем, у которых лошади поемлют. А который сторож у кого лошадь потеряет или испортит, и за те лошади денги по цене доправити на сторожевых головах, да отдавати тем детем боярским, чью лошадь потеряют или испортят. А ездити станицам из Путивля или из Рыльска, откуда присмотрят, по сей росписи: Первой станице ехати на поле с весны, апреля месяца в 1 день. Другой станице ехати апреля в 15 день; третьей станице ехати майя в 1 день; четвертой станице ехати майя в 15 день; пятой станице ехати июня в 1 день; шестой станице ехати июня в 15 день; седьмой станице ехати июля в 1 день; осмой станице ехати июля в 15 день. А вдругоряд ехати первой станице августа в 1 день; а другой станице ехати августа в 15 день; третьей станице ехати сентября в 1 день; [67] четвертой станице ехати сентября в 15 день; пятой станице ехати октября в 1 день; шестой станице ехати октября в 1 день; седьмой станице ехати ноября в 1 день; осмой станице ехати ноября в 15 день. А будет надобет еще ездить станицам, будет еще снеги не укинут, и станичников посылати потому же расчитывая. А посылати по две станицы на месяц, меж станиц пропущати по две недели со днем.

А которые станицы в осень опосле съездят, и на весне отпущати которым станицам доведетца было ехати по сей росписи; а дважды одное станицу перед иными не посылати: как взойдет ряд всех станиц, и опять посылати рядом, починая с первой же. А приезжати станицам в Путивль или в Рыльск, откуда государь велит ездити до своего сроку за две недели, и быти ему до своей посылки в том городе однолично на готове. А нечто которую станицу разгонят, и на тое место станицу посылати, которой за которою доведетца рядом по росписи ехати, а по иные станицы тотчас грамоты послати и сроки им потому же росписати с которого числа доведетца, рассуждая и расчитая, которой станице с которого дни доведется ехати. А с Москвы от царя государя и великого князя в Путивль и наместнику или к воеводе писати грамоты ежемесяц и посылати станицы по тем местом, откуда присмотрят князь Михайло Тюфякин, да диак Ржевский, куды станицам ближе ездити, из Путивля ли, или из Рыльска, чтоб однолично посылати на поле с тех сроков, которые в сем приговоре писаны, первой станице апреля с 1 дня и до тех мест, до которых мест станицам доведетца ездити, всем осми станицам по росписи и по списком рядом, которая опосле которой ездит. А которую станицу разгонят или возьмут, а не по прежним сроком, и опосле тое посылати все станицы рядом, которая после которой ездит потому же пропущая меж их по две недели со днем.

Боярский приговор о беглых крестьянах (1606 г., февраля 1)

Того же часу избрали на Московское государство царём брата его, государева Меньшова царевича и великого князя Петра Алексеевича мимо большего его брата царевича Иоанна Алексеевича. Начинался этот «Приговор» с такого текста, описывавшего историю его создания и основные задачи: «Лета 7079 Февраля в 16 д. по государеву, цареву и великаго князя Ивана Васильевича всеа Pycии приказу, боярин, князь Михайло Иванович Воротынской приговорил с. Лета 7105-го (1597 г.) апреля в 25 день, по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича веса Русии указу, память Михаилу Ивановичю Внукову да дьяку Пятому Кокошкину. — Лета 7137 июня в 30 день, по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу, писцы Афанасей Михайлович. Укажите век, когда был создан данный исторический документ. Укажите монарха, занимавшего несколько лет российский престол до упоминаемого в документе «Дмитрия Ивановича». Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. 93-го февраля в 1 день. Явил служилую кабалу князь5 Дмитрей Болховской государеву воеводе Григорью Дмитреевичю Шетневу, а в кабале пишет: Се яз Кондратей Яковлев сын Нерезвово, родиною6 Стародуба Ряполовского, занял есми у князя Дмитрея Ивановича.

Приговор о служилых холопах 1 февраля 1597 г.

Приговор о беглых крестьянах (1606 г., февраля 1, из Сводного Судебника 1607 г.) Укажите век, когда был создан данный исторический документ. Укажите монарха, занимавшего несколько лет российский престол до упоминаемого в документе «Дмитрия Ивановича». «Лета февраля в 1 день, по государеву, царёву и великого князя Дмитрия Ивановича всея.
Статья 88 Судебника 1550 г восходит к ст. 57 Судебника 1497 г. «О христианском отказе» Начинался этот «Приговор» с такого текста, описывавшего историю его создания и основные задачи: «Лета 7079 Февраля в 16 д. по государеву, цареву и великаго князя Ивана Васильевича всеа Pycии приказу, боярин, князь Михайло Иванович Воротынской приговорил с.
Боярский приговор о беглых крестьянах (1606 г., февраля 1) Лета 7079 февраля в 16 день по государеву, цареву и великого князя Ивана Васильевича всея Руси приказу, боярин, князь Михаило Иванович Воротынский приговорил с детьми боярскими, с станичными головами и с станичники.
Соборное уложение Лета 7079 февраля в 16 день по государеву, цареву и великого князя Ивана Васильевича всея Руси приказу, боярин, князь Михаило Иванович Воротынский приговорил с детьми боярскими, с станичными головами и с станичники.

Соборное Уложение 1649 года

Преодоление Смуты и укрепление российской государственности. Электронный проект. Того же часу избрали на Московское государство царём брата его, государева Меньшова царевича и великого князя Петра Алексеевича мимо большего его брата царевича Иоанна Алексеевича.
Приговор о служилых холопах. 1 февраля 1597 г 168 года, Февраля в 15 день, по государеву царёву и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, указу, сказал Прокофий Елизаров; в прошлом 167 году, апреля в 1 день, по указу великого государя.
Сказ Второй. Глава Двадцать шестая Укажите монарха, занимавшего несколько лет российский престол до упоминаемого в документе «Дмитрия Ивановича». «Лета февраля в 1 день, по государеву, царёву и великого князя Дмитрия Ивановича всея Руси слову, бояре приговорили.

Сенат наш всеподданнейше нам доносил что действительный наш камергер егэ

А которых всяких крепостных холопей государи их, отходя сего света, от себя велели отпустить и отпускные им давали, и те холопи по тем отпускным впредь свободны, и женам и детем их впредь до тех холопей дела нет. А которые люди, до государева царева и великого князя Федора Ивановича всеа Русии уложенья, в прошлых годех, до лета 7000 девяносто четвертаго [1586] году июня до перваго числа, били челом в службу бояром и дворяном, и приказным людем, и детям боярским, и всяким служилым людем, и гостем, и всяким торговым людем, и кабалы на себя служилые давали, а в книги тогды, и Приказе Холопья Суда, те служивые кабалы не писаны и которые люди, с государева царева и великого князя Федора Ивановича всеа Русии уложенья, лета 7000 девяносто четвертаго году июня с 1 числа, били челом в службу бояром и князем, и дворяном, и приказным людем, и дьяком, и детем боярским и всяким служивым людем, и гостем, и всяким торговым людем, и кабалы служивые на себя давали, на Москве з докладу Холопья Суда, и во всех городех с ведома приказных людей, и в записных в московских в кабальных книгах и в городех, и те служилые кабалы записываны до нынешнево государева новово уложенья, 105-го году февраля по 1-е число. И которые люди впредь с лета 7105-го году февраля с 1-го числа били челом в службу, и впредь учнут бити челом в службу бояром, и князем, и дворяном, и приказным людем и детем боярским, и всяким служивым людем, и гостям, и всяким торговым людем, з докладу Холопья Суда, и во всех городех с ведома приказных людей, и в московских записных в кабальных книгах, и в городех у приказных людей, те служилые кабалы будут записаны, и те все люди, и жены и дети, которые жены и дети в тех служилых кабалах писаны в службу государем своим, по тем служилым кабалам, по старым и по новым быти в холопстве, как и по докладным, а от государей своих им не отходити, и денег по тем служилым кабалам у тех холопей не имати, и челобитья их в том не слушати по старым кабалам; а выдавать их тем государем по тем кабалам в службу до смерти. А которого записново кабалново человека, которая кабала, старая и новая, по новому уложенью записано в книги, а в том кабалном холопьстве у ково родится сын или дочь, - и те их дети тем своим государем в холопи, против докладных людей, по государыни их смерть, как и отцы их; и женам после мужей своих, и детем после отцов своих, до тех кабальных записных людей, и до их детей, которые дети в кабалах будут писаны, которые дети в том кабалном холопьстве родиться, дела нет и денег по тем отцовским кабалам на тех кабалных холопех женам и детем не указывати. А которая служилая кабала на холопа, или на рабу, у которово государя старие, или будет оба государя живут в одном городе, а возмет на тово ж холопа хто, ведя, новую служивую кабалу, будет крадом тое кабалу и в книги запишет, - и тех людей, и жены и детей по тем старым служивым кабалам отдавати прежним их государем, а по новой кабале денег не имати. А который государь, поймав, приведет к Холопью Суду своего кабальново холопа или рабу, а кабала будет у Холопья Суда в записных книгах записана; и тово холопа и рабу, по записной кабале, отдавати головою в холопство тому его государю, а в сносе [1] дати суд. А которые кабальные люди учнут на себя полные и докладные давати, и тех кабалных людей отсылати, с памятми и с кабалами, к постелничему и к намеснику Трети Московские, к Истоме Осиповичю Безобразову, которые постелничие впредь будут. А которые кабалные люди став, скажут, что они служили преж сего по кабалам, а ныне на себя дают полные и докладные, да постояв, тут же скажут, что полные и докладные на себя не дают; и Михаилу Ивановичю да дьяку Пятому Кокошкину велети тех кабалных людей присылати к себе и, записав в книги, отдавати тех кабалных людей по прежнему их в холопи, по их кабалам, по которым винятца, старым ик государем. А о волных людех приговорил государь со всеми бояры. Которые люди, на Москве и по городом, служат у ково добровольно, и Михаилу Ивановичю и дьяку Пятому тех волных людей волети ставити перед собою, с теми людми, кто у кого служит добровольно, да тех волных людей роспрашивати: сколь давно хто у ково служит добровольно, и кабалу на себя даст ли?

И которые люди волные послужили у ково [недель] пять-шесть, а кабал на себя дати не похотят, и тех людей отпущали на волю. А кто, скажет, послужил у ково добровольно с полгода и болши, а кабалы на себя дати не похочет, а сыщут, что тот добровольный холоп у того человека служил с полгода, - и на тех волных холопей служивые кабалы давати, и челобитья их в том не слушати, потому что тот человек того добровольного холопа кормил и одевал и обувал. А который государь тово добровольнова холопа одевал и обувал и кормил, и тово добровольного холопа однолично никому, мимо того государя, никак не принимати. А кто того добровольного холопа, мимо нынешнее новое государево царево и великого князя Федора Ивановича всеа Русии уложенье, примет, и тех добровольных холопей, сыскав, отдавати со всем старым их государем, у ково хто служил добровольно, а в сносе давати суд и управа, по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии указу.

В 1597 г. Добровольные холопы люди, служившие по вольному найму превращались после полугода работы в полных холопов. И кабальные, и вольные холопы становились свободными только после смерти господина.

В этом указе отразились все закрепостительные тенденции указов «о регистрации кабал 1586г. Приговор о служилых холопах. Лета 7105-го апреля в 25 день, по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии указу, память Михаилу Ивановичю Внукову да дьяку Пятому Кокошкину. Государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии приговорил со всеми бояры о холопех, о польных, и о докладных, и о кабальных людех, которые люди, на Москве и по городом, служат в холопьстве у бояр, и у князей, и думных, и у приказных людей, и у детей боярьских, и у всяких служилых людей, и у гостей всяких торговых людей, по полным и по купчим и по докладным и по всяким крепостям, и по кабалам по старым, и по новым записным кабалам, и от кого которые холопи полные и кабальные люди побежали, и ныне, с лета 7105-го февраля с 1 числа, государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии приговорил со всеми бояры. От которых бояр полные холопи, и кабальные и приданые люди, и жены и дети побежали, и бояром имена своих холопей, и на них крепости, прислати в Холопей приказ, да тех холопей имяна, которые у государей своих служат и которые холопи от кого збежали, и на них крепости старые, полные и купчие и докладные и всякие крепости и кабалы старые в Холопье приказе записывати в книги. А тем всяким холопьим крепостным книгам были за дьячею рукою, болшого для укрепления. А пошлин с старых кабал и со всяких крепостей не имати.

А приговорил государь со всеми бояры: Московского государьства всяким людем холопьи имена и на них крепости всякие записывати с нынешняго нового уложения бессрочно. А ближних городов дворянам и детем боярским и всяким служивым людем имяна холопьи, и на них крепости всякие писати в год. А князем и дворяном и приказным людем, которые на государевых на далных службах, в Астрахани, и на Тереке, и на Сушне, и в Сибирских городех, и на Таре с товарыщи, и тем князем, и дворяном, и детем боярским, и всяким служилым людем, в ыменах холопьих и в крепостях дати строку три года. И которыя люди служат в холопьстве у бояр, и у князей, и у дворян, и у приказных людей, и у детей боярских, и у всяких служилых людей, и у гостей и у всяких торговых людей, по полным и по купчим и по рядным, полные люди, и те люди, и жены их и дети, в холопстве тем своим государем и их детям, по прежнему государеву уложенью по Судебнику. А у кова на холопа или на рабу была полная или докладная, или у ково по рядным и по докладным или по духовным грамотам и по иным старинным крепостям холопи служили, а те будут у них полные и докладные, и рядные, и даные, и духовные и всякие старинные крепости в Московской пожар в прошлом 79-м году [1571 г. А которых всяких крепостных холопей государи их, отходя сего света, от себя велели отпустить и отпускные им давали, и те холопи по тем отпускным впредь свободны, и женам и детем их впредь до тех холопей дела нет. А которые люди, до государева царева и великого князя Федора Ивановича всеа Русии уложенья, в прошлых годех, до лета 7000 девяносто четвертаго [1586] году июня до перваго числа, били челом в службу бояром и дворяном, и приказным людем, и детям боярским, и всяким служилым людем, и гостем, и всяким торговым людем, и кабалы на себя служилые давали, а в книги тогды, и Приказе Холопья Суда, те служивые кабалы не писаны и которые люди, с государева царева и великого князя Федора Ивановича всеа Русии уложенья, лета 7000 девяносто четвертаго году июня с 1 числа, били челом в службу бояром и князем, и дворяном, и приказным людем, и дьяком, и детем боярским и всяким служивым людем, и гостем, и всяким торговым людем, и кабалы служивые на себя давали, на Москве з докладу Холопья Суда, и во всех городех с ведома приказных людей, и в записных в московских в кабальных книгах и в городех, и те служилые кабалы записываны до нынешнево государева новово уложенья, 105-го году февраля по 1-е число.

И которые люди впредь с лета 7105-го году февраля с 1-го числа били челом в службу, и впредь учнут бити челом в службу бояром, и князем, и дворяном, и приказным людем и детем боярским, и всяким служивым людем, и гостям, и всяким торговым людем, з докладу Холопья Суда, и во всех городех с ведома приказных людей, и в московских записных в кабальных книгах, и в городех у приказных людей, те служилые кабалы будут записаны, и те все люди, и жены и дети, которые жены и дети в тех служилых кабалах писаны в службу государем своим, по тем служилым кабалам, по старым и по новым быти в холопстве, как и по докладным, а от государей своих им не отходити, и денег по тем служилым кабалам у тех холопей не имати, и челобитья их в том не слушати по старым кабалам; а выдавать их тем государем по тем кабалам в службу до смерти. А которого записново кабалново человека, которая кабала, старая и новая, по новому уложенью записано в книги, а в том кабалном холопьстве у ково родится сын или дочь, - и те их дети тем своим государем в холопи, против докладных людей, по государыни их смерть, как и отцы их; и женам после мужей своих, и детем после отцов своих, до тех кабальных записных людей, и до их детей, которые дети в кабалах будут писаны, которые дети в том кабалном холопьстве родиться, дела нет и денег по тем отцовским кабалам на тех кабалных холопех женам и детем не указывати. А которая служилая кабала на холопа, или на рабу, у которово государя старие, или будет оба государя живут в одном городе, а возмет на тово ж холопа хто, ведя, новую служивую кабалу, будет крадом тое кабалу и в книги запишет, - и тех людей, и жены и детей по тем старым служивым кабалам отдавати прежним их государем, а по новой кабале денег не имати.

Будет которые воры преступники учнут денежные матошники резать, и с них чеканы переводить и денги делать, и тем вором чинить казнь, сечь у них по левой руке да ноги обе. Сердобольный был «Тишайший» царь, оставлял преступникам возможность ложку держать и креститься. Которые воры учнут чеканы резать, а иные с чужих матошников чеканы ж переводить и денги делать, и у тех воров сечь по левой же руке да по ноге. Которые воры учнут матошники и чеканы находить, а объявлять не учнут, или покупать и красти и денги на них делать, и у тех воров сечь левыя ж руки; а в покупке и в краже матошников и чеканов, до казни, пытать и сыскивать про то допряма. А будет которые воры учнут маточники и чеканы покупать или красть, и денги делать хотели, а не делали, и у тех сечь у той же руки по два перста. Будет которые воры учнут маточники и чеканы находить же, а не объявлять, и денги делать хотели, а не делали, и у них у левыя ж руки сечь по одному персту и свобожать их не задержав.

Будет которые воры учнут на горячие чеканы набивать копейкою и воровские денги делать, и у тех воров сечь левыя ж руки. Будет которые воры учнут на воровское дело медь тянуть и в прутье ковать, а денги делать не учнут, и у тех сечь левых же рук по два перста. Будет которые воры учнут делать медныя денги гладкия, а отдавать было им печатать их денежным мастером, или которые учнут медныя ж и оловяныя денги лить в опоки, или делать укладныя, и тем вором чинить казнь, сечь у них левыя руки. Будет которые воры учнут делать жестяныя денги и набивать на них шилом, и у тех воров у левыя руки сечь по два перста. Будет которые воры учнут делать медныя денги и посеребривать, у тех сечь левыя руки. Будет которые воры медных денег делать не учнут, а воровския денги у денежных воров учнут имать заведомо, а иные воровския денги покупать, и у тех воров сечь левыя ж руки. Будет которые люди денежным ворам у себя пристан держать учнут, а сами денег делать не учнут, и у тех сечь левая рука, а двор и животы взять на Государя. Будет которые воры учнут продавать медь денежного дела ворам, ведаючи, а иные вором де медь покупать, и тем вором сечь левыя руки. Будет которые воры учнут приносить медь в хлебе и в платье на денежной двор, а мастеры у них учнут приимать, чинить им против вышеписанной статьи.

Будет которые люди продадут какой товар и возмут воровских денег, и с теми денгами будут в Приказ, а скажут, у кого они те денги взяли того не знают, и имали те денги за прямыя настоящие , не знаючи: и про таких приводных людей, в ком чаять воровства, розыскивать допряма и указ чинить по сыску. Будет которые люди будут в приводе с медью, и с чеканы, и с воровскими денгами, а с пыток скажут, что их нашли, а никому не объявили, и у тех сечь по персту. Будет которые денежные мастеры на Аглинском денежном дворе денги учнут красть и с двора сносить давать, и для денежного приему на тын лестницами ходить и денги приимать, и в том учнут виниться, и тем вором чинить указ: которые учнут денежного двора к тыну, для денежного приему, лестницы приносить и денги приимать, у тех сечь у левой руки по два перста; а которые учнут красть и носить, и у тех сечь у левыя руки по персту; а которые красть не учнут, а учнут сносить, тех бити кнутом. А которые работники на денежном дворе поиманы будут с денгами, а с пыток скажут, что нашли, а с двора хотели снесть не объявляя, и тех бити кнутом. А будет которые воры, делав воровския денги, или медь покупав, а после того вину свою Великому Государю принесут и на товарищев своих известят: и которые вину свою объявят, тем наказанья не чинить и их освобождать, а на кого известят, тем чинить указ по сыску. Будет кто на кого скажет воровское денежное дело, а с пыток скажет, что тем поклепал с хмелю или по недружбе, и за то бить их кнутом. Будет которые воры в приводе будут с воровскими чеканы, и с денгами, и с медью, и в том с трех пыток учнут виниться и на иных людей говорить, а оговорные люди на себя с трех же пыток говорить не учнут: и тех оговорных людей давать на поруки с записми. Будет которые люди поиманы будут с медью, а с пыток скажут, что нашли и хотели продать кто б купил, а не на денежное дело, тех свобождать без наказанья. Будет которые люди, поимав денежных воров и с них взяв выкуп, отпустят, учинить им против тогож, что учинить вору за воровство.

Будет которых денежных воров из тюрем отпустят сторожи, или воры ж из-за пристава уйдут по отпуску сторожей и приставов: и им велеть тех воров сыскивать, а буде не сыщут, и им чинить то ж, что было довелось учинить вором за их воровство; а будет сторожи и приставы учнут говорить, что те воры ушли не по их отпуску, без хитрости, и тем чинить указ по Уложенью. А в которое время на денежном дворе мастеров и работников учнут спускать, и у смотру выймут у них в платье алтын по пяти, и по гривне и менши, и тех бить батоги вместо кнута. А у которых денежного дела у работников, у осмотру, найдут денги в проходе, и тех бить кнутом нещадно, и оковав их велеть им делать полгода. А которые в денежном воровском деле поиманы чернецы и попы, а в распросе в денежном деле винятся, а иные не винятся, а без пытки сыскать не чем,. А кто после нынешнего его Государева указу, впредь, сентября с 18 числа, объявится в денежном воровстве, и тем чинить казнь и наказанье по статейной росписи; а после казни и наказанья в ссылку не ссылать же, а давать их на чистые ж поруки с записми, а за воровство дворы их и животы имать на великого Государя». На Москве-то не торопились «миловать», как всегда, только к началу 1661 года выработали понятные для всех законы. А ранее — кинули на колоду, да хрясь топором! За что? А медь в кармане звенела, а у черни не должно быть денег в карманах!

А значит? Воровские денги! Афанасию Гилёву с Фролом Араповым еще свезло, что у них Сибирская таможня была, с медной монетой они не заморачивались: много везешь, назад в Росию вертайся, не велено пущать; а ежели мало, то и проезжай, взад с Сибири будешь вертаться, в городах руских да на таможнях понадобятца. А вот с серебром, с новым чеканом, им близкие Фролу купчины услугу оказали. И рубли, и ефимки с признаком, и четвертинки — полуполтины свежей чеканки, все им задарили, всякие образцы в Чусовской таможне имелись. А то привез нарочный от воеводы Верхотурского грамотку с описание монет, так под то описание любой фальшивомонетчик свои изделия проведет. Ну, а про серебряные копейки, да денги с полушками старого чекана и говорить не приходится, все знали их доподлинно, да и не подделывали мелочь такую. Афанасий Иванович, как таможенник, после пары неприятных моментов, прежде чем очередной купчина кошель доставал для оплаты проезжей пошлины, выкладывал на стол имеющиеся образцы серебряных монет. И это было замечательное решение!

Никто из проезжих впредь не пытался подсунуть ему медные монеты с посеребрением. А ведь был соблазн: считай, пошлина проезжая с рубля товара — денга, значит с тысячи — пять рублей; а иные серьезные купчины и на бОльшую сумму товаров с городов руских в Сибирь отправляли; да еще сено на закуп, с воза 18 копеек, только в отличии от Верхотурских в Чусовской слободке реальное сено предлагали. Ой, был соблазн у людей лихих крестьян Сибирских обмануть. И не только с медно-серебряным подлогом были заморочки. С купчинами-то «ближними» Фрола Арапова, там все просто решалось, там Фрол сам считал товары и проверял, и можно было расслабиться — лишнего через таможню не повезут. А вот иные прикащики людей торговой сотни, особливо которые впервой через Чусовскую таможню проезжали, те в любой малости пытались выгоду извлечь. Самая суть прикащиков торговых в этой выгоде была, Афанасию Ивановичу непонятная, но он принял ее, как данность таможенной работы. К проверке возвращающихся из Сибири с мехами, слободчик Левку Якутова привлек и, чтобы Левкины труды вознаградить, разрешил тому сено к таможне поставлять. Своего-то сена у Левки маловато было, так он у других слобожан перекупал, потому и слыл в слободке состоятельным человеком.

А число проезжающих через Чусовскую слободу все росло и росло. Отчасти в этом сам Афанасий Иванович повинен был, что не гнобил купчин или их прикащиков на таможне и, хотя и не получал за таможенную работу ни копейки, проверки проводил быстро, не хитрил и от всех посулов отказывался. А другой причиной возросшей популярности Чусовской слободы явились Крылосовы, которые взялись разводить лошадей, да на подмен с ямщиками и обозниками торговыми тех лошадей сдавать или менять, к собственной выгоде. Вот и потянулись обозы через Чусовскую. И докучать стали. А на кого обязанности сии переложить? За таможенные-то сборы отвечать на Верхотурье надобно. Да как всегда у слобожан извечные просьбы бытовые, от которых не отмахнешься.

А которые воеводы будут в правой руке, и передовому полку да сторожевому полку воеводам первым быти правые руки не менши. А левые руки воеводам быти не менши передового полку и сторожевого полку первых воевод. А быти левые руки воеводам менши правые руки первого воеводы. А другому воеводе в левой руке быти менши другова же воеводы правые руки. А князем и дворяном болшим, и детем боярским на цареве и великого князя службе з бояры и с воеводы или с лехкими воеводами царева и великого князя для дела быти без мест.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий