Концерт утесова в одессе в 1946 арест воров

Оригинал взят у amakh в 12 смешных историй от Леонида Утёсова. Впервые за многие годы одесситы не услышали из динамиков неофициальный гимн города "У самого Черного моря".

Леонид Утёсов: побег из-под венца и обман преследовали его до конца дней

В отличие от скрина с новостью,в Заголовке поста автор указал ,что песню Утёсова не запретили, а запрещают.... Поэтому начало 6 standby следует считать,наверное, безадресной. Всё последующее подтверждает, что факты имеют место.

Так я и поверил.

Нашли дурака. И тот исполнил куплет известной песни об Одессе. В разговоре с секретарем обкома Леонид Осипович сказал, что поляки произвели на него прекрасное впечатление: они чуткие, воспитанные, вежливые.

Секретарь возразил: — Не верьте, это у них все наносное. После завтрака артистическая троица пошла прогуляться. Вокруг бегают куры, гуси, в луже валяется поросенок.

Одним словом, обычная деревенская идиллия. И вот друзья наблюдают такую картину: петух погнался за курицей. Догнал, но только начал ее топтать, как появилась хозяйка и принялась разбрасывать корм.

Петух тотчас оставил курицу в покое и помчался клевать зерно. Бенцианов и Водяной засмеялись, а Леонид Осипович сочувственно сказал: — Не приведи Бог так проголодаться. Если бы был уверен, что смогу подняться.

Леонид Осипович с удовольствием согласился.

А на деле первое, с чем столкнулся новоиспеченный заместитель начальника милиции, — это пятьдесят вооруженных ограблений в районе за сутки! А район лесной, соприкасается с Винницкой и Киевской областями. В общем, веселенькое место! Чтобы навести в районе порядок, бывшему майору Смерша потребовался всего месяц, причем, что характерно, без всяких «маскарадов». Как вспоминал сам Владимир Григорьевич: «Я звоню в область и говорю: помогите, дайте оружие вооружить сельский актив! Слышу: присылай машину.

Я взял машину на сахарном заводе, посадил группу милиционеров и послал в Одессу. И они привезли триста винтовок и несколько ящиков патронов». Давиденко велел развезти оружие по селам и раздать председателям колхозов, бригадирам, членам правлений, чтобы они охраняли свои села. Далее слово опять Владимиру Григорьевичу: «Мне — как выдать, а удостоверения на них? Я — никаких удостоверений! Мне — расписки надо? Я — не берите расписок, раздайте, и все!

В общем, партизанщина». Одного слуха, что колхозники вооружены и готовы стрелять, оказалось достаточно, чтобы бандиты присмирели. И никто за такую опасную самодеятельность майора не наказал. Более того, повысили в должности. Исходя из послевоенных реалий, можно сказать, что маршал Жуков мог иметь отношение к борьбе с преступностью в Одессе. Но… Почти половина всех вооруженных грабежей, убийств и пьяных выходок со стрельбой в первые послевоенные годы приходилась на долю молодых фронтовиков и военнослужащих. Вчерашние фронтовики чувствовали себя героями-победителями, проливавшими за страну кровь.

Они вправе были рассчитывать на благодарность. Но разрушенная, нищая страна не в состоянии была дать им то, что они заслужили. Особенно тяжело приходилось тем, кто ушел на войну со школьной скамьи. У них не было ни семьи, ни образования, ни профессии. Зато было привезенное с фронта оружие и умение убивать. Нежелание подчиняться гражданским законам и плохое снабжение делали людей в погонах чуть ли не самой криминализированной средой в те годы. И Одесский военный округ не был исключением.

Из докладной записки начальнику милиции Одессы и первому секретарю Ленинского райкома партии: «29 декабря 1946 года по улице Красная около моста шла рота военнослужащих артиллерийского полка. Один из военнослужащих вышел из строя и вырвал у проходящей гражданки буханку хлеба. Когда мой помощник, который лично все это видел, обратился к командиру роты с требованием наказать мародера и вернуть женщине хлеб, старший лейтенант погнал сотрудника милиции и даже отказался назвать воинскую часть, к которой принадлежит указанная рота. В ноябре нами раскрыта группа грабителей, которые выезжали на автомашине в близлежащие города и села и совершали вооруженные грабежи. Кроме того, этой группой было совершено 5 квартирных краж. Возглавлял группу старший сержант Тюрин. Установлено, что во время дежурства они бросали пост и с винтовками шли совершать кражи.

Задержаны в момент переноски козы, которую они украли у гражданки. Излагая вышеуказанное, прошу воздействовать на командиров частей, допускающих безобразие и уголовные преступления со стороны военнослужащих, так как это приняло уже массовый характер. Начальник 5 отдела милиции г. Подобные донесения с требованием воздействовать на военных поступали из всех одесских райотделов. Так что у руководства города были все основания обратиться к командующему округом маршалу Жукову за помощью. В 1946 году от измученного преступниками населения во все инстанции идут гневные письма. Даже в избирательных бюллетенях люди пишут: «Требуем навести порядок.

Доколе мы будем жить в страхе перед уголовниками». Сталин понимает — авторитет власти вот-вот рухнет. Борьба с преступностью объявляется политической задачей. Решить ее необходимо в кратчайший срок. И снова, как в 30-е годы, издаются указы, ужесточающие наказание. Органам МВД дано право решать судьбу задержанных, минуя суд. Улицы городов патрулируют вооруженные отряды.

Но преемников у Утёсова не было, и само существование его коллектива с самого начала и до конца зависело только от него. Поэтому в конце 1970 годов, когда артист постарел и по состоянию здоровья уже не мог гастролировать, залы опустели и оркестр был расформирован. Тем не менее, любовь артиста к популярной музыке определённого типа и его стремление ориентировать на неё оркестр отнюдь не принижает значение того, что было сделано Утёсовым для советской эстрады.

Но желание артиста позиционировать себя в качестве патриарха советского джаза нельзя считать оправданным. Возник устойчивый миф, и публика, у которой артист имел огромный авторитет, неизменно ассоциировала его самого и оркестр с джазом. Тем самым Утёсов способствовал созданию у слушательской аудитории превратного представления о джазе и, в этом смысле, оказал негативное влияние на становление подлинной джазовой культуры в России.

Правда, не один Утёсов слагал мифы. Известный джазовый журналист Алексей Баташёв «открыл» поэта, переводчика, музыканта и хореографа Валентина Парнаха. Что же было продемонстрировано?

Довольно путаная лекция «Об эксцентрическом искусстве», сочинённые им эксцентрические танцы и игра оркестра, названного им «мимическим». Факт сам по себе очень интересный, но какое отношение он имеет к джазу? Тем не менее, Баташёв пришёл к весьма забавному выводу: «Этот день можно считать днём рождения советского джаза».

Надо сказать, что существуют и другие мифические версии о рождении джаза и его основоположниках. Хотя он на самом деле был первоклассным мастером раннего фортепианного и оркестрового джаза, но в Америке его заявления никто всерьёз не воспринимал. В России, к сожалению, ни на чём не основанные высказывания привели к ошибкам в трактовке событий, связанных с историей советского джаза.

Широкая публика до сих пор считает Утёсова корифеем советского джаза, а джазовое сообщество каждый год отмечает дату, обозначенную А. Но рано или поздно мифы раскрываются, и тогда выясняется, что за ними совсем иная реальная основа. С позиции исторической перспективы оказывается, что формирование подлинно джазовой музыки началось лишь в период «хрущёвской оттепели».

Молодых людей конца 1950-х - начала 1960-х буквально захлестнула волна интереса к этому искусству. И не вызывает сомнения, что усилия предшествующих поколений музыкантов в значительной степени подготовили этот процесс. Уже на Первом международном фестивале молодёжи и студентов в Москве 1957 г.

Утёсов же не осознавал, что времена изменились, а вместе с ними музыкальные представления и вкусы. Тем более что джазмены, на встречи с которыми его периодически приглашали, принимали артиста с большим почётом. Они уважали его как мэтра старой эстрады, который всю жизнь посвятил своему любимому делу.

И это отчасти способствовало тому, что Утёсов продолжал жить в созданном им ореоле основоположника советского джаза. Об Утёсове и блатной песне В начале разберёмся с терминологией. Вопреки представлениям многих людей, понятия «одесская музыка» и «блатная песня» не идентичны.

Она — продукт «творчества» криминальной части российского общества и не связана с определённым местом бытования. Помимо «блатной песни», родившейся «на нарах», возникла и другая её разновидность, которая является рефлексией блатного мира в сознании народа. Когда Одесса стала играть важную роль в российском преступном мире, в славянское арго криминальной среды прибавилась еврейская составляющая жаргон идиш.

Часть блатных песен была одесского производства. Другие попали в этот город из «мест не столь отдалённых». Угрюмые, жалостливые и разгульные, они позаимствовали весёлый наряд «одесской музыки», а их тексты адаптировались к новому месту жительства.

Это впоследствии и послужило основой для их быстрого распространения как развлекательного жанра и введения моды на одесскую колористику. Такой псевдо-одесской блатной песней является «На Дерибасовской открылася пивная». Она бытовала в ростовском Централе, расположенном на Богатяновской улице.

Персонажи и сюжет одесского варианта текста песни были не надуманы, а взяты из тогдашних городских реалий. Блатная песня «С одесского кичмана» уходит своими корнями в каторжную песню о вапнянском, или вапнярском кичмане, известную ещё до Первой мировой войны. В Википедии говорится о наличии трёх сёл в Одесской области под названием «Вапнянка».

А по дороге из Одессы в Киев есть село и небольшая узловая станция Вапнярка. Она известна тем, что в 1919 году за неё против григорьевских банд на стороне большевиков сражались "красные" бандиты Мишки Япончика. В первозданном тексте песни упоминался Одест или Одеста каторжное произношение Одессы , в которую урканы бежали из кичмана тюрьмы.

Во время Великой Отечественной войны Утёсов внёс изменения и пел «С берлинского кичмана»: «Ах, Геббельс малохольный, скажи моёй ты маме, что я решил весь мир завоевать. С такою в рукою, с отмычкою в другою я буду все народы покорять». К середине 1930-х «Любка» «добралась» до столицы, где была переименована в «Машу», а потом в «Мурку».

У героини этой песне могли быть реальные прототипы среди известных «Марий», проявивших себе во время Гражданской войны со всех сторон баррикад. Однако исследователь блатного фольклора журналист Александр Сидоров выдвигает несколько версий происхождения этой песни. Сидоров «Песнь о моей «Мурке», М.

Прозаик, 2010. Прототипом могла стать сотрудница ленинградской милиции Мария Евдокимова, которую в 1926 году успешно внедрили в среду матерых уголовников. Кроме того, в годы нэпа в белокаменной орудовала дерзкая банда налетчиков.

Ее никак не могли поймать, пока сотрудникам МУРа не удалось завербовать любовницу главаря. От большой любви к одному из стражей порядка она сдала компанию. Но, кто-то остался на воле и зарезал предательницу.

Существует более двадцати версий этой песни. Утёсов тоже пел «Мурку», но с 1930 годов в переименованном варианте «У окошка» и с новым текстом В. Образы носителей «блатняка» и сама «блатная песня» были опробованы Утёсовым в театре и кино ещё в ранний период его творчества.

В 1925 году он сыграл роль мошенника и жулика в кинокомедии режиссёра Бориса Светлова "Карьера Спирьки Шпандыря". А в 1927 году — главаря железнодорожных воров Андрея Дудку в комедии Якова Мамонова «Республика на колёсах», поставленной в Ленинградском театре сатиры Давидом Гутманом, где впервые, в соответствии с ролью, спел «С одесского кичмана» и «Гоп со смыком». В программе утёсовского теа-джаза «С одесского кичмана» и «Гоп со смыком» прозвучали в 1929 году.

Существует до полусотни версий «Гопа со смыком». Известный фольклорист, профессор С. Неклюдов отмечает, что наиболее ранние из них относятся к первой половине 1920 годов.

Это запись, сделанная в Иркутской тюрьме и близкий к ней киевский вариант «Родился на Подоле гоп со смыком» , который бытовал в среде бывших семинаристов или низшего духовенства. Производное от него — «гопник» грабитель, мошенник. Есть у него и значения «сплочённая воровская группа», а также «лом для взлома».

Близким по смыслу является выражение «Гоп-стоп» разбой, грабёж , означающее воровскую «специализацию» уличного грабёжа «на испуг», когда прохожего внезапно грабят, а затем мгновенно исчезают. Но есть и трактовка «Гопа со смыком», как кражи, совершаемой «по вдохновению». В этом случае «смык» трактуется как «смычок».

Существует версия и о том, что «Гоп-со-смыком» была кличка известного одесского вора, который под видом скрипача играл на свадьбах, а когда все напивались, очищал дом или квартиру. В 1932-34 годах «Гоп со смыком» переименованный в «Песню беспризорника» , «С одесского кичмана», «Лимончики» и «У окошка» бывшая «Мурка» в исполнении Утёсова выпустил Грампласттрест. Это породило её новые редакции, которые бытовали в разных слоях населения — от уголовников на Соловках до солдат на фронтах Великой отечественной войны.

Возникли фронтовые переделки песни — "Граждане, воздушная тревога", "Жил-был на Украине парнишка", "Драп со смыком" и др. На утёсовскую версию опирался и «король блатной песни» 1970 годов Аркадий Северный Звездин. Зачем Утёсов обратился к этим песням?

Являлось ли это «шалостями» талантливого артиста, как считал И. Дунаевский, или для этого имелись более серьёзные причины? Во-первых, Утёсов, что называется, был «в материале».

Блатные песни являлись составной частью «одесской музыки», которая, как и песни на идиш, окружали его с детства. Во-вторых, колоритные «блатные образы» привлекали его как актёра. Утёсов разыгрывал эти песни-сценки бойко, весело, с подлинно одесским юмором, стараясь, по его выражению, «подать их в ироническом плане, как развенчание воровского фольклора».

На самом деле в этом оправдании есть доля лукавства. Не в его силах было развенчать то, что ему нравилось. В конечном итоге он придал блатному фольклору ценностный характер.

Ведь в глазах слушателя он его романтизировал, а сам представал в качестве его носителя и популяризатора. Для симпатий были основания. Взять хотя бы «авторитета» Мишку Япончика — одного из уличных знакомых юного Лёди Вайсбейна и впоследствии его большого поклонника.

Во время погрома 1905 года еврейская община Одессы была спасена только благодаря решительным действиям отрядов еврейской самообороны, которые он организовал и возглавил. Как известно, Япончик стал прототипом Бени Крика в одесских рассказах И. Бабеля, а С.

Эйзенштейн планировал поставить о нём фильм. В-третьих, после революции качество концертной и театральной публики резко изменилось. Возникла массовая аудитория, представленная выходцами из рабоче-крестьянской среды, получившими широкий доступ к образованию, просвещению и руководству страной.

Помимо шума и треска пролетарских праздников и пения революционных и патриотических песен, люди хотели отдыхать и развлекаться. Для того чтобы удовлетворить их потребность в весёлой, простой, незатейливой музыке, Утёсов включил в свои выступления одесские и блатные песни. Они и стали «изюминкой» программ и чрезвычайно способствовали его популярности.

Надо заметить, что артист не являлся в этом первопроходцем. Поэтизация уголовных нравов началась уже с конца XIX века. Тогда в моду вошёл так называемый «босяцкий жанр».

В амплуа «босяков» выступали одетые в лохмотья куплетисты, ансамбли, исполнявшие комические, сатирические, «одесские» и прочие песенки. Эта тенденция усилилась в годы гражданской войны и нэпа. Бандитизм, преступность, беспризорщина, неустойчивость жизни способствовали тому, что образ удачливого вора, фарцового парня, который «умеет жить» становится привлекательным для публики.

И, в соответствии с этим, «одесская музыка» и блатная песня начинают занимать всё более весомое место, исполняясь на небольших эстрадах, в ресторанах и богемных салонах. Выступления молодого Утёсова — актёра-комика, исполнителя «одесских» песен, носителя нэпмановского колорита и образа «приличного одесского хулигана» или «босяка оторвенного», как шутил З. Гердт находились в этом же русле.

Но затем артист сделал серьёзный шаг: он вынес всё это на большую профессиональную сцену, первым начал исполнять блатные песни «во фраке с бабочкой» и в сопровождении джаз-оркестра, тем самым сделав легитимной эту «низкую» культуру в глазах огромной аудитории, которая его боготворила. А поскольку эти образы и стилистика нравились ему, он старался преподносить их слушателям так, чтобы они их тоже полюбили. Сам того не ведая, Утёсов открыл «ящик Пандоры».

Блатные песни пришлись по вкусу и «внизу», и «наверху». С одной стороны, артист потрафлял вкусам народа, а с другой, на закрытых вечеринках и банкетах в Кремле выполнял заказы Хозяина и его окружения, любивших послушать «Лимончики», «Кичман», «Гоп со смыком» и «Мурку» в исполнении «хрипатого пошляка». Для развлечения публики Утёсов использовал и весёлые песни на идиш.

Помните мировой шлягер «Бей мир бисту шейн» «Для меня ты самая красивая» из мюзикла американского еврейского композитора Шолома Секунды «Можно было бы жить, да не дают»? Но особую популярность песня «Бей мир бисту шейн» получила благодаря американскому дуэту «Сестры Бэрри» — сценический псевдоним певиц Миры и Клары Бейгельман, которые, как и Шолом Секунда, дети иммигрантов из России. Сестры Бэрри записали на пластинку песни на идиш в манере свинг в сопровождении биг-бэнда, и в 1959 году с этой программой приезжали на гастроли в СССР.

В 1930-40 годы Утёсов пел «Бей мир бисту шейн» с заново сочинёнными словами. В результате очаровательная песня о любви на слова Джекоба Джекобса стала пародией в трёх вариантах в духе одесской музыки» с приблатнённым оттенком: «Красавица моя красива, как свинья», «Старушка не спеша дорожку перешла» и «Барон фон дер Пшик». Таким подходом Утёсов определял негативную тенденцию своего творчества, когда оригинальная песня, являющаяся выразителем более высокого сегмента культуры, становилась характеристикой совсем иной среды.

В частности, его трактовка песни «Бей мир бисту шейн» получила продолжение в наши дни. Автором нового «смешного» текста, уже об иностранных матросах и портовых проститутках «В Кейптаунском порту» стал ленинградский школьник Павел Гейдельман. В этом варианте песня была подхвачена А.

Северным, П. Короленко А. Макаревичем, А.

Козловым, Л. Долиной, И. Алексимовой и др.

Надо отметить, что Утёсов не афишировал подлинное название и авторов песни не только в связи с её еврейским происхождением. Он нередко позволял себе непростительную небрежность, «забывая» называть на концертах или указывать на пластинках название первоисточников и фамилии авторов как правило, западных Приведу несколько примеров. Макхью и Г.

Адамсона была написана в 1943 году. Одни из лучших её исполнений принадлежат американке Вере Линн и англичанке Анне Шелтон. В 1944 году её удачно интерпретировали Эдит и Леонид Утёсовы при этом Эдит пела по-английски, и по-русски.

Однако, на их пластинке, выпущенной в Ленинграде в 1944 г. В других изданиях она преподносилась, как американская народная песня в переводе С. Болотина, Т.

Сикорской и аранжировке А. Уроженка Ялты, она жила в Варшаве и написала эту песню для кабаре "Morskie oko" «Морское око» на слова его владельца Анджея Власта. В начале 1930 годов Фанни получила предложение от немецкой фирмы "Polydor Records" добавить также и русский текст из двух строф для записи на пластинку Фирма рассчитывала на её продажу в европейских городах наибольшего скопления русской эмиграции.

Несколько экземпляров этой пластинки попали в Москву. Утёсов начал петь «У самовара я и моя Маша» в 1932 году, а первая пластинка вышла в 1934 году. На ней стояли имена аранжировщика Л.

Дидерикса и поэта В. Но иногда изменения касались не только имён авторов, но также смысла и содержания песен. Так, для первой экранизация романа И.

Ильфа и Е. Петрова «12 стульев», сделанной польскими и чешскими кинематографистами 1933 г. Даном Данилевски и Я.

Только в наши дни стало известно, что она стала первоисточником песенки «Му-му» из утёсовского комедийного представления «Много шума из тишины» 1938 г. Френкель , а автором музыки почему-то числится М. В книге «Спасибо, сердце» Утёсов вспоминает, что в марте 1937 года он получил письмо от поэта Александра Безыменского.

Тот предлагал игривую французскую песенку, которую «сам услышал на пластинке... Каждый куплет завершался ироничным рефреном «Все хорошо, прекрасная маркиза». Песенка была написана в 1935 году французским композитором Полем Мисраки в содружестве с Ш.

Пасье и А. Затем она стала хитом программы известного французского танцевального оркестра Рэя Вентуры и вошла в репертуар Мориса Шевалье. Ясно, что Безыменский «снимал» текст песни с французской пластинки, а следовательно он знал имена авторов.

Более того, он попросил Д. Ойстраха привезти экземпляр из Брюсселя, специально для Утёсова. Тем не менее, на советских патефонных пластинках значились лишь её название, исполнитель Л.

Утёсов и переводчик Увы, этим грешил не один Утёсов. В нотах, и на пластинках можно не увидеть имён авторов оригинала или его исполнителя. А если они указываются, то нередко в неправильной русской транскрипции.

Сотни «перепевок» имеют русские названия и тексты, достаточно далёкие от первоисточника. Возвращаясь к основной теме, хочу заметить, что официально блатные песни время от времени запрещались, но на самом деле всегда бытовали локально или подпольно, а самое главное постоянно «обогащались». В конце 1950 — начале 1960 годов в города хлынул их новый мощный поток.

Он стал одним из источников, который питал не только уличную и дворовую среду, но и широкие слои молодёжи и интеллигенции. Протестная культура поэтов и бардов вобрала в себя блатную песню и «одесскую музыку, породив новый гибрид: остросатирические и политические песни, стилизованные под «блатняк» В. Высоцкий, А.

Галич, Ю. Олешковский, Ю. Ким и др.

Начался и обратный процесс, когда эти песни получали признание блатного мира. С 1970 годов появился сонм новых исполнителей «блатняка»: А. Северный, В.

Крестовский, «Братья Жемчужные», М. Звездинский, К. Беляев, М.

Круг и др. Блатная песня — как и в первых программах Утёсова — стала проявлением раскрепощённости, свободы и даже инакомыслия.

Документов на этот счет нет

  • Унес мясо и телевизор: в Новосибирске задержали вора-рецидивиста
  • Утесов видео - фото сборник
  • Список серий телесериала «Ликвидация» — Википедия
  • В Одессе запрещают самую известную песню Л.Утёсова

Доктор сказал ходить, вот я и ходю: интересные факты о сериале «Ликвидация»

Воров арестовывают, а между этим в Одессе возникают бандитские погромы, которые организовали люди Академика. Список серий телесериала «Ликвидация» содержит краткое описание содержания серий этого российского телесериала, вышедшего на экраны в России в 2007 году. Еще будучи молодым человеком, Утесов ехал в Одессе в переполненном трамвае, и вдруг услышал, что заплакала девушка — у нее вытащили кошелек. С 1946 года в Одессе были созданы особые органы милиции, но профессиональных, опытных сотрудников в них было мало, и ликвидировать бандитизм они не могли.

Скандал на всю Одессу

  • Ликвидация, Одесса и Утёсов...
  • О Городе-Герое Одессе.Ликвидация.Утесов. - YouTube
  • У нас в Одессе все так могут. Но стесняются: 12 смешных историй от Леонида Утёсова
  • В Одессе запретили песни Утесова
  • В Одессе запрещают самую известную песню Л.Утёсова
  • Леонид Утёсов — от «эстонского» автографа до «посла Одессы» —

Истории про Леонида Утёсова

В разгар вечера около 20 человек ворвались в зрительный зал и стали выкрикивать националистические лозунги. Народного артиста России, худрука московского «Сатирикона» обвинили в поддержке воссоединения Крыма с нашей страной и назвали врагом Украины. Леонид Утёсов, Аркадий Райкин и Михаил Водяной в Одессе в 1946 году. На одном из концертов молодого Михаила Водяного услышал сам Леонид Утесов, именно он и порекомендовал будущему актеру попробовать себя в жанре оперетты. красивые драматургические ходы. В действительности и никакого Гоцмана в Одессе не было. Список серий телесериала «Ликвидация» содержит краткое описание содержания серий этого российского телесериала, вышедшего на экраны в России в 2007 году. артист эстрады, певец и киноактёр, народный артист СССР, один из основателей советского джаза и русского шансона "Я родился в Одессе. он назначен командующим военным округом.

Украинские радикалы сорвали концерт Константина Райкина в Одессе

Юный Лейзер Вайсбейн из Одессы взял псевдоним Леонид Утёсов и стал «звездой» советской эстрады – знаменитым исполнителем и руководителем эстрадного оркестра. самый известный и титулованный джазмен отечественной сцены, актёр, певец, дирижёр, музыкант, народный артист СССР. Леонид Утесов и созданный им в 1929 г. «Теа-Джаз» (Театральный джаз). Утесов и Одесса неразделимы. Порошенко запретил не надо быть ясновидцем, чтобы предсказать, что очень скоро у них запретят и самого Порошенко. Как-то во время концерта Утесов упал с колосников, и по Одессе прокатился слух, что он погиб. Утесов очень любил Одессу и одесситов, но не всегда они отвечали ему взаимностью. В книге воспоминаний Утесова есть такой эпизод: «Ехал в родной город с концертами и предвкушал: «Я так давно здесь не был, сейчас приеду, увижу свое одесское небо, свое одесское море и.

Однажды в Одессе (отрывок)-Ночной концерт Утёсова

Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Баташёв «Советский джаз», «Музыка», М. Что касается джаза, то возникает такое впечатление, что он никогда и не пытался его осваивать ни как инструменталист, ни как аранжировщик, ни как певец, если только не принимал за джаз простенькие американские песенки из своего репертуара, вроде «Морского блюза», «Негритянской любви» или «Песни американского бомбардировщика». Ни на одну крупную джазовую фигуру он не ориентировался, хотя слышал Армстронга, Эллингтона, упоминал Чарли Паркера.

Для Утёсова образцом «хорошего джаза» служил оркестр Пола Уайтмэна, который, как уже говорилось выше, играл популярно-развлекательную музыку. Его также называли «симфоджазовым» потому, что в его программе была «оджазированная классика» обработка классики в джазовом духе и «Рапсодия в стиле блюз» с Д. Гершвиным в качестве солирующего пианиста. Кстати говоря, Уайтмэн был не только музыкальным руководителем оркестра, но и профессиональным скрипачом, сам писал партитуры и аранжировки, чего не умел делать Утёсов, всегда осуществлявший музыкальное руководство своего коллектива лишь номинально. Но у обоих всё было регламентировано в соответствии с их вкусами и представлениями: настоящий джаз не исполнялся, а солисты даже импровизацию играли по партитуре.

В 30-40-годы утёсовский коллектив по своему репертуару, аранжировкам, исполнительской манере, методике работы над музыкальным материалом и составу участников был далёк от джаза. Он исполнял популярную и оджазированную музыку. В этом очень просто убедиться, если послушать фокстрот «Искушение», «Лунную рапсодию», «Дождь» или, упомянутую выше, песню «Бомбардировщики», с аранжировкой А. Островского, очень напоминающую версию этой песни в исполнении Анны Шелтон и английского оркестра популярно-танцевальной музыки. Широко бытует мнение о том , что одним из признаков джазового оркестра является определённый состав инструментов.

Был период, когда утёсовский коллектив соответствовал традиционному биг-бэнду. Позже оркестр включал большую струнную группу. На самом деле — это внешний показатель, который не определяет суть джазового искусства. У него есть свои традиции, эстетика, техника игры, метро-ритмика. А играть его можно на любом инструменте и в любом составе, петь или танцевать.

И хотя специальное образование помогает, но всё-же определяющими являются любовь к своему делу, способность к самообразованию и творческая свобода музыкального высказывания. Для настоящего джазового музыканта любой материал, который он берёт за основу является лишь изначальным импульсом для творчества, а не объектом для репродукции или копирования. Конечно, между популярной и джазовой музыкой возможны любые формы взаимодействия и синтеза. Но когда мы говорим об оджазировании, то это означает поверхностное влияние джаза при доминирующей роли популярной или классической музыки. Именно поэтому нельзя согласиться с теми людьми, которые безгранично расширяют понятие «джаза», включая в него, не относящуюся к нему музыку.

В этот период сочинялось немало произведений, имеющих в названии но обычно не в самой музыке джазовые мотивы. Можно сказать, что в советской музыкальной эстраде господствовали косвенные связи с джазом. У Утёсова они тоже существовали не без влияния его музыкального окружения, но проблема артиста заключалась в том, что он-то претендовал на связи прямые. Правда не он один. Существуют многочисленные интервью с музыкантами того времени, которые свидетельствуют об их уверенности в том, что они играли настоящий джаз.

При всём уважении к этим людям, их мнение нельзя признать неоспоримым: из-за специфического понимания ими джаза, и, главное, из-за характера исполнения. В частности, историю Теа-джаза можно проследить уже с первых его программ, записанных на студии Музтреста, начиная с 1932 года. Из этих записей становится понятным, что никто из «старых» утёсовцев А. Котлярский, Я. Ханин, братья Фрадкины, А.

Дидерикс, О. Кандат, Э. Гейгнер, А. Рывчун и др. Среди многочисленных советских инструменталистов того времени наиболее близким джазовой культуре был, пожалуй, Александр Цфасман, композитор, аранжировщик и, конечно же, виртуозный пианист с консерваторским образованием.

В отличии от Утёсова, Цфасман ориентировался на больших джазовых музыкантов и очень хорошо чувствовал и понимал эту музыку. Знал принципы и приёмы, используемые в джазе. Брал стандартные американские модели и делал профессиональную реаранжировку. Он создал и собственный концертный эстрадный фортепианный стиль. Правда, не импровизировал спонтанно, а заранее сочинял свои импровизации что тоже возможно.

Но его композиции отличались высоким качеством музыки и блистательным исполнением. Нередко это был хорошо сделанный материал в стиле рэгтайм. Но у себя на родине Цфасман превзошёл всех, поскольку не было ни эталонов, ни конкурентов, хотя и его большой талант к джазу так и не раскрылся по-настоящему. К джазовым музыкантам той поры обычно причисляют и Эдди Рознера. Существует миф о том, что его называли «белым Луи Армстронгом».

Увы, в этом можно усомниться. Рознер был высокопрофессиональным эстрадным трубачом и настоящим артистом. Как западный музыкант, он испытывал интерес к джазу, но, попав в Советскую Россию, так же как и Цфасман, не мог им свободно заниматься. Как известно, Э. Рознер был арестован 1946 году, а Госджаз Белоруссии распущен.

Там он проработал до 1958 года в качестве музыкального руководителя, дирижера и пианиста. Людвиковский был выпускником Ленинградской консерватории, и очень талантливым музыкантом. Насколько это было возможным, он старался приблизить звучание утесовского коллектива к джазу. Ему даже удалось подготовить две беспрецедентные по тем временам премьеры: инструментальную джазовую программу для первого московского варьете 1955 г. Но, к сожалению, его эксперименты не встречали понимания и адекватную поддержку руководителя.

Предпочтения Утёсова свидетельствовали о том, что настоящий джаз, со свойственными ему сложными аранжировками и импровизацией солистов, не вызывал у него интереса. Профессиональные разногласия с Людвиковским очень напоминали конфликт Утёсова со Скоморовским. Правда на этот раз артист был не молод и очень болен. Утёсову было 60 лет, когда обнаружили опухоль кишечника, и он долгое время находился в больнице. Оркестром в это время «рулил» тридцатилетний В.

И хотя продолжали работать старые кадры, но пришло много напоминали конфликт Утёсова со Скоморовским. Стиль руководства Утёсова, его вкусы, репертуар воспринимались ими как анахронизм. Судя по всему, созрело общее мнение, что он является тормозом в развитии коллектива. Он является синтезом афро-американской синкопированной и полиритмической музыки и европейской классической музыки, в особенности, маршевой. Первый исполнителем записавший рэгтайм на ноты -- Эрнест Хоган.

С 1897 г. В 1899 г. Рэгтайму присущи определённые формы, тональные планы и манера исполнительства. Существует много стилей, связанных с ним. Звание «» На концертах, где оркестр выступал, имя артиста не упоминалось.

А когда он выздоровел и пришёл на репетицию, оркестранты вели себя оскорбительно. Утёсов был в шоке. Он оставил оркестр и подумывал о том, чтобы совсем уйти из музыки. Даже на время вернулся в драматический театр и сыграл главную роль в спектакле режиссера Б. Голубовского «Шельменко-денщик».

Но, как человек мудрый и сильный, он легко не сдавался и вскоре вернул себе оркестр. Людвиковский, не обладая ни связями Утёсова, ни его общественным авторитетом, ни его организаторским талантом, не устоял. Вернувшись, Утёсов не уволил Людвиковского «за саботаж», потому что ценил его, как музыканта. В тоже время популярность Людвиковского в коллективе затмевала утёсовскую, и повод для увольнения нашёлся: во время концерта в Тбилиси дирижёр вышел на сцену пьяным. А сейчас обратимся к воспоминаниям следующего музыкального руководителя оркестра Владимира Старостина, приведённым в книге М.

Гейзера: «Я проработал в оркестре 14 лет. За это время у меня была возможность наблюдать за Утёсовым во многих ситуациях. И я могу сказать, что на репетициях с ним было невыносимо. Работа с оркестром требует такой же высокой квалификации, как работа хирурга или художника. Нельзя без необходимых навыков и знаний авторитетно прийти и заявить, что ты великолепно разбираешься в вопросе...

Ведь существуют же некие основы, не зная которых, то есть не имея прочной базы и образования, заниматься целой областью невозможно. Не может же человек, который знает из физики только то, что Ньютону упало на голову яблоко, заниматься ядерной физикой!.. Утёсов был, безусловно, талантливым человеком. Я отдаю должное его умению работать на сцене... Многие песни, которые я знаю в его исполнении, я не могу слушать в исполнении других артистов.

Но в чем-то он был абсолютно несведущ... На репетиции самое страшное — это разговоры дирижера. Дирижер не должен разговаривать — он должен делать замечания. Музыкант должен только играть. И перерывы должны быть минимальными, лишь для того, чтобы услышать замечания и пожелания дирижера.

Когда приходил Утёсов, репетиция практически прекращалась. Он садился, начинал говорить, а мы были обязаны его слушать... Он вел разговоры, далекие от музыки вообще. Часто бывало так, что мы приходили и старались заниматься без него. Вот когда его не было, то работа как-то шла...

Как только Утёсов появлялся на репетициях, возникал глухой ропот. Так что у него не всегда были добрые отношения с оркестром. И все же была у Леонида Осиповича одна отличительная черта — работал он всегда очень добросовестно, что называется на износ. Однако случалось и так, что публика реагировала на выступление оркестра вяло, ожидаемых аплодисментов—в особенности в конце первого отделения — нет, Утёсов нервничает, уходит за кулисы весь мокрый, меняет рубашки. Но вот к концу второго отделения публика разогревается, и если его публика вызывала раз, два и три, то он милостиво благодарил оркестр.

Но не дай бог, если занавес закрылся и аплодисменты тут же закончились. Он понимал, что ожидаемого успеха нет, и начинал полный разнос. Я работаю, я всего себя отдаю. Никто не возражал ему, с ним никто не спорил». И при Старостине, и при Константине Певзнере в оркестре играли джазовые музыканты.

Концертные джазовые пьесы практически не исполнялись. Саульского для солирующих баса и барабана. Так что джазмены не имели больших возможностей проявить себя, и «кузницей джазовых кадров» этот оркестр никогда не был. Школами оркестрового джаза в Москве стали коллективы 60-х годов: биг-бэнд под управлением Анатолия Кролла и биг-бэнд Олега Лундстрема, где музыкальное руководство полностью лежало на Виталии Долгове. Лауреат международных фестивалей, джазовый пианист Леонид Чижик, работавший в оркестре с 1968 по 1971 годы, вспоминает, что «оркестр всё больше походил на группу, аккомпанирующую стареющей «звезде».

Доходило до курьёзов. Однажды он использовал несколько специфически джазовых аккордов для того, чтобы придать свежесть аккомпанементу утёсовских песен. Это вызвало у артиста явное недовольство. А когда Чижик попросил отпустить его для участия в международном джаз-фестивале, Утёсов воскликнул: «Лёня! Что за джаз?

Какой джаз? Известный джазмен и композитор Юрий Маркин, работавший в оркестре с 1973-го по 1977-й годы так охарактеризовал отношение Утёсова к джазу: «Утесовский джаз являлся по отношению к настоящему джазу тем же, чем является наша блатяга к французскому шансону... Мэтр был уверен, что джаз как таковой советским людям чужд и не нужен. Утёсов, обратившись к О. Лундстрему, сказал: «Эллингтон первый джазмен там, у себя в Америке, а мы с вами, Олег Леонидович, здесь…».

Лундстрему стало неудобно. Нечто похожее рассказывал старый друг Утёсова джазовый саксофонист Александр Рывчун, после встречи артиста с Луи Армстронгом, произошедшей в эти же годы. Поскольку Утёсов всегда ориентировался на вкусы широкой аудитории, оркестранты в шутку называли его «Ивановым». Они также использовали эту фамилию, когда говорили о своём руководителе в присутствии посторонних, для того, чтобы не привлекать их внимание. А как свой коллектив воспринимал Утёсов?

Но дело кончилось миром, да так, что Утёсову позволено было в любое время захаживать в кафе «Фанкони» что-то вроде штаба Япончика. Леонид Осипович этим пользовался. Однажды куплетист Лев Зингерталь пожаловался ему: фрак украден, не в чем выступать. Утесов кинулся жаловаться в «Фанкони», а когда приехал обратно в театр, увидел ошарашенного Зингерталя, утопающего в разноцветном ворохе фраков — «мальчики» Мишки-Япончика не смогли припомнить, какой они украли именно из театра, и привезли все имеющиеся восемнадцать. Когда же во время Гражданской войны и безвластия жители Одессы, опасаясь уличных грабителей, стали неохотно ходить в театр, Утёсов снова обратился к Мишке-Япончику. Одесситы все поняли правильно и стали покупать билеты. Спасибо, сердце! Поклонниц у Утёсова было море, и это не всегда шло ему на пользу. Одна экзальтированная поклонница, прочитав в утренней газете, что Утёсов погиб, упав с каната, застрелилась за несколько часов до того, как в вечерних газетах вышло опровержение — на самом деле артист действительно упал, но отделался ушибами.

В другой раз за Утёсовым с шашкой наголо гонялся усатый верзила-полицейский, муж очень хорошенькой, но ветреной жены, любительницы театра и актеров. Утёсов с легкостью покорял сердца и зрительниц, и всех своих партнерш. Вот и актриса Леночка Голдина сценический псевдоним — Ленская сразу влюбилась и на второй день знакомства согласилась выйти за восемнадцатилетнего Утёсова замуж. Почему он вдруг решил жениться и почему именно на Леночке? Не то чтобы Ледя влюбился сильнее обычного и не то чтобы партия была выгодной… Но Лена, будучи старше его на три года, была неуловимо похожа на Малку Моисеевну — и лицом, и нравом. Это своё фото Утёсов послал родителям У Лены были утеряны документы, и целый год Утёсов искал раввина, который согласился бы их поженить. Наконец, когда Лена была уже глубоко беременна, нашел. Выйдя из синагоги, молодой супруг сказал: «Твой единственный действующий документ — мой паспорт, в котором ты теперь записана. Ты никогда от меня не уйдешь!

Отцом Леонид Осипович стал, может, и не совсем обычным, но точно хорошим. Вот семья артиста Утёсова в очередной раз переезжает из одного города в другой. Поезд набит мешочниками, спекулянтами — повернуться негде, духота, шум… Маленькая Дита плачет. Утёсов заговорщицки подмигнул дочери и жене и вдруг, вылупив глаза и дергая ртом, взвыл: «Ой, черти побежали! В 1916 году Утёсова призвали в армию шла мировая война. После трёх недель обучения он неминуемо попал бы в маршевую роту, если бы у фельдфебеля Назаренко не было молодой жены. Леонид при каждой встрече так галантно целовал ручку чернобровой Оксане, что Назаренко не выдержал и… помог выправить фиктивную медицинскую справку, освобождавшую Утёсова от армейской службы по причине порока сердца. Это было настоящим спасением для Лены и Диты — артистический заработок Утёсова, пусть в те времена и не слишком большой, был их единственной статьей дохода. Сорок девять лет Леонид Осипович прожил со своей женой.

Шло время, росла его слава, а вместе с ней — его благосостояние. И вот уже Елена Осиповна — оплывшая, быстро постаревшая — скупает всё новые и новые антикварные бриллианты у полуподпольных московских ювелиров. Отнюдь нет: припас на черный день.

По данному факту возбуждено уголовное дело по статье «Кража». В отношении вора решается вопрос об избрании меры пресечения. Популярное за сутки.

Опальный герой

  • Бандитская власть
  • Нераскрытая тайна Одессы: как "заказали" легендарного актёра Михаила Водяного
  • Читайте также
  • Великі Українці
  • Леонид Утёсов биография

Байки про Леонида Утесова

Вскоре подали прошение о венчании в православную церковь и синагогу, и семья невесты начала активную подготовку к свадьбе. По воспоминаниям самого Утесова, тогда семье Кольбы завидовали многие соседи, а одна, особо рьяная, упрашивала его взять в жены ее дочь Добочку вместо Анны. Анна была красавицей и умницей, но жениться в 16 парень не хотел абсолютно, а уж дородная Добочка, которой было около 20 лет на тот момент, ему уж точно была не нужна. Немного поразмыслив о дальнейших перспективах в жизни, парнишка решил, что семья ему сейчас не нужна и лучшим выходом из ситуации для него будет только побег. Родителям Анны Лёдя сообщил, что ему нужно съездить в Одессу к родителям, чтобы рассказать им о предстоящей свадьбе и забрать кое-какие вещи. Денег на проезд у него, естественно, не было, и парень попросил их у семьи Кольбы. Будущие родственники не отказали, и собрали Лёде на дорогу 1 рубль 70 копеек. С Собой дали целую сумку провизии, и проводили на поезд. Парень отправился в Одессу без малейших угрызений совести.

Его мало волновало то, что он обманул добрых, приютивших его людей и опозорил Анну на весь город. Анна ждала обманщика целых два года. Она почти каждый день писала ему в Одессу письма, полные нежности, он их читал, и не отвечал.

See more Песня Леонида Утёсова. Давид Маркович на воровской сходке. Шаланды полные кефали. See more Весь мир - театр!

Бандерша сказала: «Самая лучшая — это Соня. Но учтите — Соня стоит дорого». Рабинович подумал: в кои-то веки выбрался в Одессу, надо шикануть. И когда они вдвоем пришли в номер, Соня принялась выделывать что-то невероятное. Она ответила: «Как — что? Это темперамент». И тогда Рабинович сказал: «Это не темперамент, Соня. Это — суматоха». Как-то на одном из просмотров показывалась эстрадная пара с номером дурного пошиба. Этот дуэт исполнял куплеты, разыгрывал дурацкие скетчи, бил чечетку... Председатель комиссии, считая, что на сцене был показан типично одесский жанр, попросил Леонида Осиповича дать оценку этим артистам. Утёсову не хотелось их обижать, он долго отнекивался, но в конце концов сказал: — У нас в Одессе все так могут. Но стесняются. Она посоветовала ему надежное средство — думать перед сном о самом приятном.

Мой взгляд зацепился за утес, на котором стояла хижина рыбака. Выбор был безошибочным, и сегодня могу подтвердить. Нравится мне моя фамилия! И, представляете, не мне одному. Любопытно, что все живущие ныне Утесовы не имеют к Леониду Осиповичу никакого отношения. Это потомки людей, которые поменяли свои фамилии в 20-е годы. Тогда менять имя было модным. А Утесов — уже стал знаменитостью. Он даже какое-то время коллекционировал газетные вырезки, в которых люди сообщали о смене своей прежней фамилии на «Утесов». Одна на полвека Несколько лет Утесов выступал в разных передвижных театрах и в одном из них познакомился с будущей женой — Еленой Голдиной, работавшей под сценическим псевдонимом Ленская. История их знакомства очаровательна: Она как раз подыскивала себе жилье. Шел дождь, и я сказал: «Ничего такого, но давайте зайдем ко мне, переждём ливень, а потом я Вам помогу с поисками комнаты». Искать комнату Леночке не пришлось — войдя в мою, она больше ее не покидала. Как будто тот дождь затянулся на 49 лет… Идеальным этот брак, конечно, назвать сложно. Слишком уж популярным был Утесов, слишком любил жизнь, слишком его любили женщины. Но его жена, обладавшая, несмотря на хрупкое телосложение, характером борца, была и снисходительна, и строга. Однажды она прислала машину дров любовнице, которой Леонид стал уделять слишком много внимания, с запиской: Мне известно, что твоя квартира очень холодная. Леня легко простужается, береги его!

Ликвидация, Одесса и Утёсов...

Про то, как «с Одесского кичмана бежали два уркана». Ненамного уходила по своей глубокомысленности и история про то, как оказались «у самовара я и моя Маша», и про то, как «Маша чай мне наливает, а ее взор так много обещает». Но РАПМ наращивает свои усилия. Из музыкального репертуара изгоняется любовный романс.

В прошлое вообще уходит салонный, чисто развлекательный характер эстрады. Его место занимает дешевый, ничем не оправданный а уж советской действительностью так точно социальный оптимизм и грубый примитивный патриотизм. Возможен ли симбиоз, казалось бы, совершенно несовместимых жанров, который бы мог удовлетворить все слои зарождающегося нового типа общества — советского народа?

Честь первооткрывателя на этом пути пришлась на долю Леонида Утесова. Вероятно, не будь Утесова, кто-либо иной придумал бы театрализованные концерты с участием джаз-оркестра — то, что впоследствии стало называться «теа-джазом». Но в лице Утесова новая эстрадная форма получила прекрасного родоначальника и исполнителя.

Взялся он за новое дело не только с энтузиазмом, но и с твердой верой в успех, потому что уже всем своим предыдущим опытом успел убедиться, что нет в искусстве жанров, неподвластных ему. Одесская газета «Порто Франко» выпустила в 1992 г. В открывавшей его статье газета отметила три основные вехи в жизни Утесова, и все они по невероятной случайности приходятся на один день — 9 марта.

В 1895 году именно в этот день он родился. Накануне 9 марта в 1929 году состоялся первый концерт утесовского Теа-джаза, изменившего весь ход развития советской эстрады. В 1982 году этот день стал последним днем жизни великого артиста.

Из дома он ушел, когда ему исполнилось 15 лет. Даже не ушел — сбежал. С цирком шапито.

Но так случилось, и он об этом потом ни разу не пожалел. Шел 1911 год — нечто непостижимо далекое для нас. Столетие назад.

Сейчас уже трудно представить себе, как мог сбежать из богатой еврейской семьи ребенок. Для патриархальной еврейской среды начала прошлого века — случай из ряда вон выходящий. Но это произошло.

Произошло в Одессе, а мальчишка, как выяснилось позднее, оказался личностью неординарной. Лейзер Лазарь Вайсбейн — а именно таким является подлинное имя Мастера — родился вторым ребенком из двойни первой на свет появилась его сестричка. В семье, кроме него, было еще 8 детей, но четыре из них умерли в младенчестве.

Уже в раннем возрасте проявилась музыкальная одаренность Лазаря. Как и многие еврейские дети, он учился играть на скрипке, пел в синагоге на еврейских свадьбах. В десять лет хорошо играл на гитаре и пел под собственный аккомпанемент.

В коммерческом училище солировал в хоре. В 16 лет, в 1911 г. Но был Лёдя так звали его родные и близкие парнем хулиганистым, из коммерческого училища его за всякие выходки выгнали, и он оказался на улице.

В этот момент и началась его взрослая жизнь — он стал артистом разъездного балагана. Вот когда Лазарю пригодились шутовские детские проделки и пение куплетов, занятия гимнастикой и французской борьбой: в балагане ему пришлось показывать акробатические этюды, работать на кольцах, на трапеции, выступать в роли клоуна. А вскоре началась работа в популярных театрах миниатюр — в Кременчуге, Одессе, Херсоне, Александровске ныне — Запорожье.

Тогда же состоялись и первые его концерты в качестве чтеца. Школу эстрадного мастерства ему преподал создатель одесского комедийно-фарсового театра Василий Скавронский. Он же и предложил молодому артисту псевдоним, который на долгие годы скрыл подлинное имя Лазаря Вайсбейна.

Фамилия Утесов, конечно, читалось с афиш значительно привлекательней, чем Вайсбейн, но это не мешало его владельцу исполнять еврейский репертуар например, куплеты из пьесы Шолом-Алейхема «Мазлтов». Богемная жизнь увлекла Утесова. Запах театральных кулис манил его, зрительский успех звал к новым работам.

Да и жизнь, в полном смысле, «балаганная» была полна веселья и приключений, в том числе, и любовных. В 18 лет он уже женат. В 19 лет он уже отец.

Его жена — молодая актриса Александровского театра миниатюр Елена Ленская Голдина. Имя дочери — Эдит. А дон-жуанский список Лёди, тем временем, продолжает пополняться.

Потом были две войны. В первую мировую Утесов служил под Одессой, часто бывал дома и даже подрабатывал в свободное время в театре. Затем и вовсе началась чехарда: Гражданская война, когда власть менялась с непостижимой быстротой, — кайзер Вильгельм, гетман Скоропадский, Петлюра, Махно, Антанта.

Но в 1921 году, как-то выкарабкавшись из всех этих передряг, Утесов с семьей оказывается в Москве. С 1923 года живет в Петрограде, где большим успехом пользуется его шестичасовое «синтетическое» бенефисное представление «От трагедии до трапеции», невероятным образом включавшее на равных инсценировки Достоевского, отрывки из оперетт, скетчи, пародии, игру на скрипке, клоунаду, жонглирование, музыкальную эксцентрику, акробатику на трапеции и многое другое. В течение семи лет Леонид Утесов не покидает театральной сцены: Московский театр революционной сатиры теревсат , Театр оперетты в «Славянском базаре», петроградские театры Сатиры и «Палас-театр».

В этой его театральной карьере особое место занимает петроградский «Свободный театр». Юшкевича «Повесть о господине Сонькине». Ну, а потом пришло время знаменитого утесовского теа-джаза, положившего начало целой эпохе в истории советской эстрады.

В городе, естественно, было достаточно много музыкантов, готовых поиграть в джаз-оркестре, но далеко не все могли освоить специфическую джазовую артикуляцию. Не случайно поэтому большинство состава было выходцами из потомственных питерских семей, а это значит, либо еврейского, либо немецкого происхождения. Такая тенденция сохранялась еще долгие годы.

Так что у председателя Гостелерадио, одного из самых откровенных антисемитов среди высшего руководящего состава страны Лапина, который своих расистских настроений и не скрывал, еще в 1960-е гг. Решение собрать не танцевальный, а концертный оркестр возникло у Утесова не сразу. Примеров таких в СССР тогда еще не было.

И трудно сказать, как бы сложилась судьба самого Утесова и всей советской эстрады, если бы в 1928 г. В Берлине он побывал на концерте английского оркестра Джека Хилтона — последователя американского дирижера Пола Уайтмена. Оба эти оркестра играли музыку, весьма отличную от импровизационного джаза американских негров.

В них работали белые музыканты, получившие, в отличие от самоучек-негров, консерваторское образование. По составу это были первые симфоджазы в мире. Сочетание духовых и струнных инструментов обогащали оркестровую палитру.

Поль Уайтмен, чтобы подчеркнуть отличие своего оркестра от ньюорлеанского джаза, даже заказал Джорджу Гершвину композицию, в которой были бы совмещены принципы джаза с основами классической музыки. Так появилась «Рапсодия в стиле блюз», которую сам Гершвин и исполнил на фортепиано вместе с оркестром Пола Уайтмена. День концерта — 12 февраля 1924 г.

А в 1927 г. Главную роль в картине исполнял выходец из России Ол Джолсон Джозеф Розенблат — эстрадный певец, выступавший чаще всего, загримированным под негра. Сюжет был построен на истории сына кантора, певшего в синагоге, но изменившего иудаизму ради джаза.

В финале фильма его герой возвращается к себе в синагогу и занимает место умершего отца. Концерт оркестра Джека Хилтона и фильм «Певец джаза» оказали на Утесова огромное впечатление. У него начала складываться концепция новой музыкальной формы, сочетающей музыку, основанную на синкопированных ритмах, и вокалиста, занимающего в этом концерте центральное место.

Но главное потрясение его ждало в Париже, где он побывал на концерте американского оркестра Теда Льюиса. Сам Тед Льюис Теодор Фридман был не только прекрасным кларнетистом, но и актером водевильного жанра. Концерты его оркестра превращались в настоящие спектакли, где музыканты не только играли, но еще и разыгрывали интермедии, показывали пантомиму.

Это была настоящая эстрадная театрализация, незнакомая советскому зрителю. Теперь Утесов уже знал, что его ждет в будущем: он создаст оркестр, в концертах которого будет воплощено все то, что он увидел во время поездки в Европу. После семи месяцев репетиций, 8 марта 1929 года, в помещении Малого оперного театра в Ленинграде состоялся первый эстрадный концерт, на котором музыканты джазового оркестра не только играли, но и работали как веселые и изобретательные драматические артисты.

По сути дела, это были не концерты, а настоящие спектакли, в которых Утесову отводилась главная роль — одновременно дирижера, исполнителя песен и ведение конферанса. Много позднее, в книге «Спасибо, сердце», вышедшей в 1976 г. Но, к несчастью, это было время, когда деятели РАПМа избрали джаз едва ли главной целью для своей критики.

А тут еще М. Горький в 1928 г. Так он назвал доносящийся из репродуктора в соседнем отеле «новый фокстрот в исполнении оркестра негров».

Собственно, имел он в виду не сам джаз и его исполнителей, а то «стадо толстых», которые на его глазах развлекались под пошлую ресторанную музыку. Но именно это высказывание великого писателя подхватили деятели РАПМа и сделали его оружием против зарождающегося джаза. И хотя до подлинного импровизационного джаза советским музыкантам было еще далеко, но музыку, исполняемую оркестром Л.

Утесова, уже стали называть «музыкальным самогоном». Для РАПМа главным же была идеологическая составляющая джазовой музыки, которая независимо от репертуара называлась буржуазной, а потому подлежала запрету, что в конце 1940-х гг. Вся эта политическая катавасия, отражавшая чисто конъюнктурный характер требований к развивающейся музыкальной культуре, имела свою и чисто практическую сторону.

С конца 20-х годов органы государственной власти резко ужесточили контроль за развитием духовной жизни общества. Произошли серьезные изменения в структуре органов, занимающихся организацией культурной жизни страны. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам — по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т.

С увеличением контролирующих органов резко возросло и число «циркулярных писем» с «руководящими указаниями». Вот что, к примеру, было написано в «Репертуарном указателе», изданном в 1931 году: «Главрепертком предлагает повести решительную борьбу с фокстротом, который распространяется через грампластинки, мюзик-холл и эстраду и является явным продуктом западноевропейского дансинга, мюзик-холла и шантана». С не меньшим рвением шла борьба с салонным романсом и тем, что получило ругательное название «цыганщины».

Сохранился даже анекдот тех лет. Песня начиналась словами: «Эх, е.. Песню приняли к публикации, но попросили внести небольшую коррективу.

Как сказал редактор, «Песня хорошая, но вот это «эх! Ясно, что остальные слова вполне соответствовали пролетарской культуре. Обращаю внимание на неприемлемость, недопустимость такого выступления и с точки зрения политической и художественной.

Утесов в словесном «обрамлении» своих номеров затрагивает важнейшую политическую тему о национальной культуре — известное положение «национальная по форме, социалистическая по содержанию», причем делает это в возмутительно мерзком стиле еврейских анекдотов. По музыке его номера — это откровенный, сплошной фокстрот…» В сентябре 1929 г. Развитие культуры приняло плановый характер.

Вопросы культурного строительства стали предметом обсуждения руководством партии. Бюджет определялся пятилетними планами развития народного хозяйства. Магистральным направлением стало преодоление буржуазной идеологии и утверждение принципов марксизма в сознании людей.

Утесова и Я. Скоморовского называлась «Теа-джаз». Это название, которое расшифровывалось, как «театрализованный джаз», неожиданно стало названием целого эстрадного жанра.

Но рождался он непросто. В сочетании театра и джаза музыканты отдавали приоритет джазу. Многие из них отказывались принимать участие в театрализациях.

Они хотели играть джаз, а не разыгрывать репризы. Первым из оркестра ушел Яков Скоморовский — трубач-виртуоз, немедленно создавший собственный оркестр. Это с ним в 1937 году сделала первые записи будущая звезда советской эстрады Клавдия Шульженко.

Вслед за Скоморовским ушло еще несколько музыкантов. Это был настоящий удар. Утесов был настолько ошеломлен, что, лишившись нескольких ведущих музыкантов, уже в следующей программе объявил о полном отказе от западной джазовой музыки.

И все же трагедии не произошло. Спасло ситуацию согласие работать с его оркестром дирижера Ленинградского мюзик-холла композитора Исаака Дунаевского. Это стало поворотным моментом не только в судьбе оркестра Леонида Утесова, но и в судьбе всей советской эстрады.

Для первой же совместной программы Дунаевский написал сразу четыре рапсодии: «Советская», «Русская», «Украинская» и «Еврейская». В их основе лежали музыкальные фантазии на темы популярных песен. Программа называлась «Джаз на повороте».

Правда, того «поворота», о котором мечтал Утесов, еще не получилось, но уже следующая действительно стала рубежной. Это был спектакль, выпущенный в 1933 году под названием «Музыкальный магазин». Сюжет был простой: в магазин, торгующий музыкальными инструментами, приходит молодой человек Утесов , который просит показать ему то, что лежит на прилавках.

Для демонстрации возможностей каждого инструмента появляется новый исполнитель. Постепенно собирается целый оркестр, который и играет свою программу. Тексты интермедий писали два популярных сатирика, которые к этому времени уже работали в паре около десяти лет.

Это были Владимир Масс и Николай Эрдман. С их пьес начинался Московский театр Сатиры. Ленинградская публика валом валила на «Музыкальный магазин».

А в руководстве государства в это время шли дебаты о дальнейшем развитии пролетарского искусства, в том числе отечественной кинематографии. В США кино как массовое зрелище отвлекало народ от насущных проблем, от разразившегося мирового кризиса и превратилось в то, что поздней получило название «фабрики грез». Кремль постоянно получал копии лучших американских фильмов, и члены сталинского Политбюро систематически устраивали себе просмотры.

Сталин прекрасно осознавал правоту ленинских слов о том, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Стояла задача создать свое кинопроизводство. В ноябре 1930 г.

Выходец из еврейской семьи, высланной из Петербурга еще после убийства Александра II, Шумяцкий прошел большую школу революционной борьбы, в 1905 г. После октября 1917 года проявил огромные организаторские способности, работал ректором ленинградских вузов, так что назначение его председателем Совкино не было случайным. У Сталина была мечта о создании собственного, советского Голливуда.

Для ознакомления с деталями кинопроизводства Шумяцкий и еще несколько человек из его команды выехали во Францию и США. Вернувшись, Шумяцкий предложил создать такой «Голливуд» в Крыму, который благодаря своему рельефу позволял на месте вести натурные съемки. Так что выбор места съемки будущего фильма «Веселые ребята» практически был уже определен.

А так как Сталин поставил задачу среди запускающихся фильмов революционного содержания «Чапаев», «Юность Максима» создать и советский киномюзикл, стали искать сюжет и возможных исполнителей. Выбор пал на оркестр Утесова. Его спектакль «Музыкальный магазин» прекрасно подходил под это.

Вот только руководство «Совкино» никак не устраивал слишком легковесный сюжет будущего кинофильма, отсутствие в нем патриотической направленности. Одной из политических задач властей было необходимость доказать советским людям, что при советской власти каждому из них открыты неограниченные возможности для реализации своих помыслов. В результате возникла идея силами кино продемонстрировать, как простой пастух может стать дирижером оркестра, а простая домработница — эстрадной певицей.

Действие немедленно перенесли в Крым, и началась работа над фильмом «Пастух из Абрау-Дюрсо». Такая достаточно прямолинейная политизация сюжета была принята кинорежиссером Григорием Александровым без возражений. Кстати, созданные им позднее фильмы «Цирк» и «Волга-Волга» еще более масштабно раскрыли зависимость кино от политики.

Тему «Веселых ребят» продолжил фильм «Волга-Волга», в котором простая письмоноша Дуня создает песню, которую потом запоет вся страна. Еще «круче» обошелся Александров со сценарием И.

А ты этого не заслужил.

Покажи-ка ему свой дневник. Мальчик нехотя принес дневник. Утёсов педагогично пожурил его за плохую успеваемость.

Когда я приносил тройку, в доме был праздник. Утёсова пригласили в Театр имени Маяковского на премьеру спектакля «Медея». После спектакля собрались в кабинете главного режиссера Николая Павловича Охлопкова: шампанское, коньяк и тому подобное.

Все делятся мнениями, высказывают соображения о спектакле. Утёсов свою устную рецензию начал так: — Рабинович приехал из Бердичева в Одессу в командировку и решил пойти в публичный дом. Пришел, позвал бандершу и потребовал: «Дайте мне самую лучшую девочку».

Бандерша сказала: «Самая лучшая — это Соня. Но учтите — Соня стоит дорого». Рабинович подумал: в кои-то веки выбрался в Одессу, надо шикануть.

И когда они вдвоем пришли в номер, Соня принялась выделывать что-то невероятное.

Чиновники из Москвы остались очень недовольны тем, как местные власти работали с культурой. В том числе они увидели здание театра музыкальной комедии, которое находилось в аварийном состоянии и не ремонтировалось долгие годы. Хотя деньги из Москвы на ремонт этого здания ранее выделялись, и одесские чиновники отчитывались, что капитальный ремонт исторического здания был проведен. И тут от лица работников театра, как самый авторитетный представитель трудового коллектива, выступил Михаил Водяной. Он попросил высокое начальство из Москвы построить для театра новое здание, так как это будет дешевле, чем восстанавливать старое. Московские чиновники согласились с его доводами, но так как прежнее городское руководство культурой дискредитировало себя приписками и обманом, они предложили Михаилу Григорьевичу самому возглавить проект по строительству нового театра. Это было очень неожиданно для артиста, у него даже не было несколько минут подумать, и он на свою беду согласился. Высокая комиссия уехала, а актёра сразу начали прессовать местные власти.

Ему предложили направить в Москву письмо, в котором он якобы просит самоотвод, так как не является специалистом в таком сложном деле, и сам просит назначить опытного человека, имя которого они ему позже сообщат. Михаил Григорьевич был взбешён от такой наглости и послал этих горе-чиновников не жалея выражений. А сам с энтузиазмом занялся этим новым для себя делом. Тогда ему стали угрожать, но Водяной просто перестал обращать на это внимание. У него были верительные грамоты из самой Москвы, а у местных чиновников были руки коротки. Позже он понял, почему им так хотелось занять этот пост. Через руководителя проекта проходили огромные суммы, а отчитываться перед центром было достаточно просто общими сводками. Полное раздолье для воровства союзных денег. Через его руки проходили десятки миллионов рублей, а зарплата самого Водяного на этой должности, даже с учетом заслуженных надбавок, была около двухсот рублей в месяц.

Спрятать миллион-другой было легко даже для неопытного в этих делах человека.

С Одесского кичмана бежали два уркана. С Одесского кичмана песня. Передача вокруг смеха 1980г. С Одесского кичмана пластинка. Неизвестный Утесов. Леня Вайзман Утесов.

Одесса Утесов. Песня про Одессу Утесов. Утесов в Одессе фото. Утесов был знаком с японцем. Раскинулось море широко песня фото.

Одесский «Маскарад»

К тому же, Гоцман ценит человеческую жизнь и превыше всего ставит законность, считая невозможным осудить человека без должных доказательств. Таким образом, Гоцмана можно считать дальнейшим развитием образа Жеглова, из беспощадного борца с преступностью ставшего более гуманным и прагматичным. Что здесь есть[ править ] Анахронизм — в фильме их немало. Самый яркий пример — кинотеатр, где герои смотрят «Подвиг разведчика», вышедший в следующем 1947 году. Тем не менее, этот анахронизм допущен, по словам режиссёра, сознательно — вместо вполне достоверно вышедшей в 1946 году, но малоизвестной «Осады», герои смотрят фильм, который очень хорошо характеризует эпоху, в которую происходит история. Бесполезное начальство — аверсия. Прямой начальник Гоцмана Омельянчук — строгий, но справедливый и добрый отец-командир. Командующий округом, военная прокуратура и контрразведка поначалу откровенно тупят и вставляют палки в колёса, но в конце действуют компетентно и реально помогают. Борьба нанайских мальчиков — один из ключевых сюжетных моментов. Кречетов-Академик активно участвовал в охоте на самого себя!

Видок — Фима, бывший вор-карманник, ставший добровольным помощником уголовного розыска. Вигилант — субверсия, Гоцман только угрожает стать им, чтобы карать обнаглевших воров, уже не сдерживая себя рамками закона. До исполнения угрозы дело не доходит — гнева Давида Марковича одесские авторитеты боятся едва ли не больше всего. Всё это время был злодеем — майор Виталий Кречетов и есть Академик Всегда готов! Выразительный взгляд Омельянчука прилагается. Впрочем, с учётом места работы Гоцмана — неудивительно. Глупая спецслужба — майор МГБ Максименко начал шить Гоцману антисоветский заговор сразу же после того, как тот вызвал раздражение Жукова и был изгнан с совещания. Как очень быстро выяснилось — поторопился. Грозная репутация — Давид Маркович совершенно заслуженно заработал себе такую.

Гулаги и рабы — во все поля. Гоцмана репрессируют за то что тот нахамил Жукову, Нора — вдова расстрелянного следователя. Образы злодеев прописаны тоже довольно странно. Чекан — в принципе неплохой парень у него и разбойничья удаль, и ковбойская лихость, и задушевные разговоры с коллегами-бандитами, возвышенные чувства к Иде , кажется, вот уж Академик будет полным чудовищем, но нет, в финале он почти прямо заявляет: мол, я диссидент и борюсь с советской властью по идейным соображениям а вовсе не убийца и предатель , просто кровавый режим довёл людей до ручки, троп идет рука об руку с неудачной басней. Справедливости ради — Гоцмана почти сразу после ареста освобождают, потому что «репрессировали» его особо активные личности и без ведома самого Жукова. Когда про арест узнаёт, собственно, маршал, велит Гоцмана отпустить. Чекана и Академика авторы тоже не пытаются оправдать, показывая однозначными злодеями. В конце концов, идейные соображения никому не мешают быть убийцей и предателем да и кто ж в этом признается? С Чеканом вообще отдельная история, потому что он производит на зрителя впечатление «в принципе неплохого парня» просто из-за своей неслабой харизмы.

Харизмы у Чекана ноль. Обыкновенный преступник, убийца, по которому смертная казнь плачет. С Академиком скорее аверсия — на Гоцмана который тоже оказывается «частично пострадавшим» «идейные» самооправдания Академика не действуют совершенно, возлюбленная прямо называет его предателем, а завершающий поступок её убийство выводит его именно «полным чудовищем», лишь подчёркивая неубедительность его мотивов. Даже у зла есть стандарты — воры единогласно решают не «работать» на концерте Леонида Утесова. Никакая падла не испоганит концерт любимого артиста! Ты что, стахановец?

Шаланды полные кефали. See more Весь мир - театр! Одесские смешные до слез анекдоты про евреев. See more Кто научил тебя босяк из трояка мастырить писку?

Обождите, я имею до вас шо спросить. Вот шо это у вас за хвостик торчит из сумки? Судя по форме и запаху и моему опыту, так это таки стерлядь! Какая стерлядь, она ж у Красной книге.

К осени 1947 года Одесса была очищена от преступников. Такова лишь версия тех событий, даже не версия, а легенда, одним из авторов которой, похоже, был сам маршал Жуков. На самом же деле все обстояло не совсем так, точнее говоря, совсем не так. Бывший начальник политуправления МВД СССР генерал Алексей Зазулин утверждает, что уже на склоне дней Георгий Константинович не раз с гордостью рассказывал, как, будучи в Одессе, за одну ночь убрал всех главарей преступных групп, расхитителей и воров. Но о «Маскараде» с расстрелами на месте маршал ни разу не упоминал нигде. Надо учитывать и то, что Жуков был в первую очередь человеком военным и привык действовать решительно, поэтому народная молва именно ему приписала заслуги Одесского уголовного розыска в борьбе с послевоенным бандитизмом. Якобы Жуков личным приказом чуть ли не дал право расстреливать любого подозрительного человека на месте. Такого приказа, однако, нет ни в одном архиве. И быть не могло. Опальный маршал в письме Сталину писал: «На заседании Высшего военного совета я дал Вам слово в кратчайший срок устранить допущенные мною ошибки, и я свое слово выполняю. Работаю в округе много и с большим желанием. Прошу Вас, товарищ Сталин, оказать мне полное доверие, я Ваше доверие оправдаю». Сомневаюсь, что после такого письма Жуков распорядился проводить зачистку среди населения Одессы по одному только подозрению в причастности к бандитским шайкам. Действовали оперативники Одессы в соответствии с уставом. А вот что говорит отставной полковник милиции Исай Григорьевич Бондарев, который в 1946 году был направлен в военную комендатуру Одессы: «В комендантской роте никаких указаний маршала Жукова, чтобы расстреливать бандитов на месте, не было и не могло быть. Мы действительно сотрудничали с работниками милиции, проводили повальные обыски, много обследовали чердаков, подвалов, где оккупанты оставили оружие. Были на выездах в Одессе, проверяли входящий и выходящий транспорт и, конечно, вместе патрулировали». Были, конечно, и «перегибы на местах», но они были оттого, что в милицию пришли люди с фронтовым опытом, во время задержания бандитских групп они не рефлексировали, а стреляли на поражение. Исай Бондарев вспоминал, что военные помогали правоохранительным органам Одессы в обысках, задержаниях, сопровождении задержанных. Это было в порядке вещей. Что же касается ночных «отстрелов» преступников, то полковник Бондарев говорит о том, что вся история с физической ликвидацией одесского криминала не более чем выдумка. После недолгой службы в военной комендатуре Исай Григорьевич был переведен на работу в милицию. Его участок располагался в районе вокзала и был насыщен воровскими малинами и притонами. Информация о том, что кто-то в городе уничтожает преступников, сюда непременно бы докатилась. Многочисленные бандитские трупы ведь не скроешь. Слова полковника Бондарева: «Как очевидец тогда я не видел, не слышал и не знал, и разговоров никаких тогда не было. Как бы то ни было, а какие-то обрывки разговоров о таких действиях непременно доходили бы до нас, работников милиции». А вот реальный пример, как в то же самое время удалось сбить волну бандитского беспредела. В 1946 году Владимир Григорьевич Давиденко, демобилизовавшись из военной контрразведки Смерш, был направлен в Одесскую область на должность заместителя начальника Грушковского отдела милиции. Сначала молодой офицер решил, что теперь-то отдохнет после войны. А на деле первое, с чем столкнулся новоиспеченный заместитель начальника милиции, — это пятьдесят вооруженных ограблений в районе за сутки! А район лесной, соприкасается с Винницкой и Киевской областями. В общем, веселенькое место! Чтобы навести в районе порядок, бывшему майору Смерша потребовался всего месяц, причем, что характерно, без всяких «маскарадов». Как вспоминал сам Владимир Григорьевич: «Я звоню в область и говорю: помогите, дайте оружие вооружить сельский актив! Слышу: присылай машину. Я взял машину на сахарном заводе, посадил группу милиционеров и послал в Одессу. И они привезли триста винтовок и несколько ящиков патронов». Давиденко велел развезти оружие по селам и раздать председателям колхозов, бригадирам, членам правлений, чтобы они охраняли свои села. Далее слово опять Владимиру Григорьевичу: «Мне — как выдать, а удостоверения на них? Я — никаких удостоверений! Мне — расписки надо? Я — не берите расписок, раздайте, и все! В общем, партизанщина». Одного слуха, что колхозники вооружены и готовы стрелять, оказалось достаточно, чтобы бандиты присмирели. И никто за такую опасную самодеятельность майора не наказал. Более того, повысили в должности. Исходя из послевоенных реалий, можно сказать, что маршал Жуков мог иметь отношение к борьбе с преступностью в Одессе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий