Имя знаменитого композитора и органиста на чей концерт бах отправился в город любек пешком

katyacherepanov_zn (18 баллов) 26 Май, 18. Он отправился к известному датско-немецкому органисту Букстехуде. Иоганн Себастьян Бах (нем. Jóhann Sebástian Bach; 21 марта 1685 (ст. ст.) Эйзенах, Германия — 28 июля 1750 (н. ст.) Лейпциг, Германия) — всемирно известный немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Его считают одним из величайших композиторов.

Кратчайшая биография Баха (3 варианта)

южную, центр. в границах города и в его окрестностях днепр принимает несколько небольших притоков, в долинах которых раскинулись улицы города. высокие межовражные и межречные увалы, холмы и мысы образуют так называемые горы. перепад высот достигает 90 метров. После окончания учебы Бах служит придворным музыкантом у одного из веймарских герцогов. Затем – церковным органистом в Мюльхаузене, органистом и устроителем концертов в Веймаре, капельмейстером в Кётене. В возрасте 10 лет Бах осиротел и перешел под опеку своего старшего брата Иоганна Кристофа (1671-1721), ученика Пахельбеля и органиста церкви Михаэлискирхе в Ордруфе; у него Бах обучался игре на клавишных инструментах. Семейство Бахов поселилось в Эйзенахе всего за несколько лет до рождения Иоганна Себастьяна. Дед великого композитора был городским музыкантом в Эрфурте, — потом придворным музыкантом в Арнштадте, а в конце жизни — органистом в Веймаре. Бах в 1703 году, не задумываясь, соглашается на переезд в г. Арнштадт, где ему в храме св. Бонифация изначально была предложена должность смотрителя органа, а затем и пост органиста.

Дитрих Букстехуде — Биография / История

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, органист, музыкальный педагог, мастер полифонии. Творчество Баха включает в себя более 1000 произведений различных жанров. Он отправился к известному датско-немецкому органисту Букстехуде. Похожие задачи. 1 Ответ. Он отправился к известному датско-немецкому органисту Букстехуде. После смерти отца 10-летний Иоганн Себастьян Бах был отдан на воспитание старшему брату, Иоганну Кристофу, органисту города Ордруфа. У брата имелся сборник произведений знаменитых тогда композиторов: Фробергера, Пахельбеля, Букстехуде. устроителя концертов, и имеет возможность работать с более профессиональными музыкантами.

Иоганн Себастьян Бах. Великий органист

В конце 1705 года Бах выхлопотал у церковного начальства четырехнедельный отпуск, чтобы поучиться у крупнейшего немецкого органиста того времени Дитриха Букстехуде. Для этого он пешком проделал 350-километровый путь из Арнштадта в Любек. В 1705 году Бах ещё не был великим композитором, а был просто крепким двадцатилетним парнем, фанатом клавишника Дитриха Букстехуде! В тот период в соседнем городе Любеке давал концерты знаменитый Букстехуде. Бах отправился пешком в Любек, чтобы послушать виртуозную игру. Его биограф писал, что Иоганн Себастьян прошел пешком 50 км, однако документальных подтверждений этому нет. Выдающийся немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) родился 21 марта 1685 года в городе Эйзенахе, Тюрингия, Германия.

50 гениев, которые изменили мир

Характер музыки был духовным, но торжества носили характер концерта, наплыв публики был таков, что, кроме городской стражи, Себастьян насчитал десятка два военных у церкви. В большом и шумном в сравнении с Арнштадтом городе Бах жил интересами высокой музыки. Он вбирал в себя национальные мотивы, преобразуемые Дитрихом Букстехуде по традиции северонемецкой школы. Спустя два века немецкий исследователь Ф. Вольфрум в книге, посвященной Баху, так напишет о музыке Букстехуде: «Многие поэтические мотивы этого северного мастера являются отражением природы севера: бурная масса педальных звуков звучит как бушевание разъяренного моря... Потом все успокаивается». Но у жизни много ипостасей. Внимательный Букстехуде имел свои виды на Себастьяна Баха. Он с горечью замечал, как подступает старость, как болят суставы после исполнения трудных пьес, как напряженно надо следить за пальцами, норовящими выйти из послушания, задрожать и проскользнуть мимо нужных клавишей, как в иной час не хватает воздуха в груди, здоровье отказывает.

Он чувствовал: конец близится, если не жизни, то труда. По давнему обычаю немецких мастеров разных цехов церковный органист договорился с городским советом Любека, что свое место в Мариенкирхе с благосклонного согласия совета он передаст музыканту, который станет мужем его дочери Анны Маргариты. Ведь в свое время, еще в 1668 году, и сам он, тридцатилетний Дитрих, унаследовал должность предшественника своего, Франца Тундера, ученика знаменитого итальянца Фрескобальди, женившись на его дочери. Трудна миссия отца. Анне Маргарите шел уже тридцать первый год, и она вовсе не была хороша собой. Отец дал ей изысканное музыкальное образование, на клавикордах дочь органиста играла весьма искусно. О этом убеждались и наезжавшие гости. Убедился и Иоганн Себастьян, приглашенный в дом органиста; он не раз музицировал с отцом и дочерью, то были чудесные вечера.

Когда были в Любеке гамбургские молодые музыканты, Букстехуде понравился вежливый и услужливый Маттесон. Органист он, правда, неважный, но старый мастер обучил бы его ремеслу, если бы... Условия предложенного Маттесону брака выглядели привлекательно, но возможность брака с девушкой, которая старше жениха на двенадцать лет, увы, отпугнула гамбургского гостя. Прекрасный органист Гендель тоже поостерегся семейных уз. Музыкант из семейства Бахов мог показаться хозяину дома больше всего заслуживающим доверия. Ему бы он спокойно мог передать дочь и должность. Три месяца — достаточный срок для знакомства. Но надежда отца опять не сбылась.

Не без основания полагают, что сыграла в этом роль и привязанность Баха к своей кузине Марии Барбаре, возникшая в Арнштадте. Себастьян, возможно, видел уже в ней свою невесту. Так и не возникло симпатий между гостем и Orgelbraut, «органной невестой», как называли Анну Маргариту злоязычные обыватели Любека. В канун февраля 1706 года Бах заторопился домой, хотя и был уверен, что замещавший его в Новой церкви Иоганн Эрнст Бах хорошо справляется с обязанностями органиста. То был двоюродный брат Себастьяна, сын Христофа, близнеца Амвросия. Бах покидает Любек, ощущая на себе силу воздействия музыки Букстехуде.

Порой биографы закрывают на это глаза, спихивая все проблемы на отношения с чинами. Но стоит отметить, что 4 августа 1705 года на рыночной площади произошла стычка Иоганна Себастьяна Баха с шестью учениками. Во главе группы стоял дирижер хора Гейерсбах, который, судя по всему, решил свести с Бахом счеты. Гейерсбах обозвал учителя "песьим отродьем" и потребовал, угрожая рапирой или, по некоторым источникам, палкой , чтобы Бах попросил у него прощения за то, что негативно выражался об его игре на фаготе. В ответ Бах достал шпагу и дал ему отпор. Дерущихся разняли, но уже на следующий день весь маленький город знал о происшествии. Более того, на следующий день в консистории Бах признался, что называл Гейерсбаха "свинячьим фаготистом". Учеников, конечно, наказали, но после этого чины консистории встали перед проблемой : как поступить с И. Разрешение конфликта затянулось, но в конечном итоге, Бах с этой должности ушел. Чтобы послушать игру Дитриха Букстехуда Бах, будучи беден, пешком прошагал от Арнштадта до Любека около 300 км Об этом пишут многие учебники, но факт совершенно неподтвержденный. Бах отправился в Любек буквально через пару месяцев после стычки с учениками - в конце октября, так что консистория очень благожелательно отнеслась к его путешествию. Кроме того, у семейства Бахов были неплохие связи, так что можно было найти попутную повозку. Отметим также, что взятый им груз не был легок. Ведь кроме одежды полный парадный наряд ему пришлось взять ноты. За данные ему четыре неделю он физически не мог бы совершить пешее путешествие в такую даль с таким грузом, тем более в осеннюю распутицу. Да и цену себе, как органисту, он уже начинал понимать. Бах был одним из первых, кто пригласил женщину для исполнения партии сопрано в мужском хоре В те времена в немецких церквях звучали только мужские голоса. Но Бах стал часто задумываться над тем, что для достижения чистоты и новизны звучания, часть голосов должна быть женской. В результате он во время работы в Арнштадте, заменил один мужской голос на женский во время репетиций хора. Мария Барбара была той женщиной, которая пела партию сопрано в хоре. Вскоре подобные эксперименты ему запретили. Уже тогда Бах понимал, что будущее немецких церковных хоров - в красоте и звучности женских голосов. Бах не брал гонорары за частные уроки Иоганн Себастьян Бах не был расточительным человеком, он был достаточно расчетлив, чтобы содержать свою большую семью. Однако не был он и мелочным. Брать гонорары за частные уроки Бах не любил и обучал мальчиков и юношей бесплатно. Бах выиграл у знаменитого Маршана музыкальную дуэль Луи Маршан - композитор версальской школы, органист и клавесинист приехал в Дрезден на гастроли из Парижа, где в то время впал в немилость. Придворный капельмейстер француз Валюмье сразу понял, чем может грозить ему подобная конкуренция и придумал достаточно оригинальный план. Он пригласил в Дрезден из Веймера немецкого виртуоза, коим, как несложно догадаться, оказался И. Маршан действительно выступил блестяще перед знатной публикой, покорив всех французский шиком и великолепным исполнением. В заключение концерта он исполнил французскую песню, добавив в нее свои элементы и импровизации. После такого выступления попросили сыграть веймерского музыканта, на вид очень простого и неказистого человека.

После смерти отца мальчика воспитывал старший брат, который обучил будущего композитора игре на клавире и органе. В 15 лет Бах поступил учиться в Люнебургскую вокальную школу. В семнадцать лет Бах играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. После окончания учебы Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. В 1700-1703 годы дебютирует как композитор. В это время была написана первая органная музыка Баха. В 1707 году композитор женился на своей кузине Марии Барбаре. В браке родилось шестеро детей, трое из которых умерли. В 1720 году супруга Баха скончалась. Уже через год композитор женился на знаменитой певице Анне Магдалине. Вторая супруга родила Иоганну 13 детей. Последние годы жизни композитор страдал болезнью глаз. После неудачной операции он ослеп, но продолжал работать над созданием новых произведений. Умер 28 июля 1750 года. Бах 1685-1750 гг. За жизнь написал более тысячи музыкальных произведений В Эйзенахе в семье профессиональных музыкантов в 1685 году родился будущий великий композитор Иоганн Себастьян Бах. Мальчик был одарен музыкальным слухом, поэтому с детства, по воле родителей, обучался музыке. Семья всячески сопутствовала развитию сына — старший брат, к примеру, учил младшего братишку игре на органе. С 15 лет Бах жил в Люнебурге, где обучался вокалу, игре на разных музыкальных инструментах. Там же будущей звезде немецкой классике удалось познакомиться с музыкальными звездами того времени — известными композиторами, на чьи работы Бах равнялся. В 16 лет Бах, под влиянием музыки кумиров, создал первое музыкальное произведение, сделавшее мальчика популярным. С 1700 года создавал свои органные произведения, делая шаг за шагом на пути музыкальной карьеры к независимости и славе. С 1705 года И. Бах пишет музыку для церковного хора своего города, получая материальное вознаграждение. Постепенно слава об одаренном юноше распространялась среди ближайших городков — на концерты к Баху приходит все больше публики, жаждущей услышать очередное гениальное органное произведение. В 1708 году Бах устраивается на постоянную работу церковным капельмейстером и композитором, увеличивает круг профессиональных контактов, знакомиться с большим числом талантливых деятелей, собирая вокруг себя окружение, пронизанное творческой, созидательной энергией. Личная жизнь В 1707 году композитор женился на троюродной кузине, Марии Барбаре.

В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с композиторской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе.

Дополнительная информация

  • Иоганн Себастьян Бах. Великий органист
  • Иоганн Себастьян Бах. Великий органист | Коммунисты Столицы
  • Бах Иоганн Себастьян
  • Содержание
  • Содержание
  • Иоганн себастьян бах: биография, видео, интересные факты, творчество - Art Music

Иоганн Себастьян Бах – биография, интересные факты, творчество

В 1707 он принял приглашение на должность органиста в известной церкви св. Власия в тюрингском Мюльхаузене. Еще в Арнштадте 23-летний Бах женился на своей двоюродной сестре Марии Барбаре, сироте, дочери органиста Иоганна Михаэля Баха из Герена. 1. юный преступник Отец Баха скоропостижно скончался, когда Иоганну Себастьяну было девять лет, и мальчик был отдан на воспитание старшему брату, органисту города Ордруфа – Иоганну Кристофу Баху. Однажды юноша отлучился в Любек, чтобы послушать органный концерт известного датского композитора Дитриха Букстехуде. Существует легенда, что Бах преодолел расстояние между Арнштальдтом и Любеком в 50 км пешком, так как денег на карету у него попросту не было.

Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века.

Лишившись в возрасте 10ти лет своего отца, Иоганна Амвросия Баха (1645 – 1695), Иоганн Себастьян был отдан на попечение своего старшего брата Иоганна Кристофа, органиста в городе Ордруфе (Тюрингия), который положил начало его музыкальным занятиям. денег на почтовую карету у него не было, но ради Abendmusiken Букстехуде молодой органист пешком преодолел расстояние в 400 километров. Букстехуде работал органистом, сначала в Хельсингборге (1657—1658), затем в Эльсиноре (1660—1668), а затем, начиная с 1668 года, в церкви Святой Марии в Любеке. 1 апреля 1668 церковный совет Любека предложил Букстехуде место органиста в церкви св. Марии.

Интересные факты

  • 33 интересных факта о Бахе
  • Интересные факты о Бахе
  • Поиск по сайту
  • Читайте также
  • Музыка и биография Баха для детей
  • 50 гениев, которые изменили мир

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach)

Иоганну Себастьяну стало тесно в арнштадтском кругу. Давние поездки в Гамбург оставались в памяти. Он мечтал теперь о личных встречах с органистами и композиторами. И прежде всего с Дитрихом Букстехуде в Любеке. Консистория благожелательно отнеслась к просьбе Баха о поездке в Любек.

Это было даже кстати: время сгладит в памяти следы неприятного происшествия, а визит к знаменитому музыканту, занимающему почетную должность, может оказать умиряющее влияние на вспыльчивого органиста. В композициях Шюца слышались отголоски страданий народа, испытанных в тяжелую эпоху Тридцатилетней войны. Впрочем, Любек и окрестные города менее других областей Германии пострадали от этой долгой, изнурительной военной поры. Любек оставался тем городом, где прилежно сохранялись национальные музыкальные традиции.

Дитрих Букстехуде славно продолжал их. Иоганн Себастьян наслышан был об искусстве любекского органиста. Игра его, особенно исполнение собственных произведений, вызывали удивление, возбуждали восторг. Букстехуде жил в Любеке уже лет сорок, и ему шел шестьдесят девятый год.

Бах торопился послушать игру: маэстро в почтенном возрасте, хотя, по свидетельству знатоков, мастерство его не увядает. Прославленный композитор-полифонист сочинял хоральную музыку, органные произведения всех других жанров, он был мастером вариаций импровизационного характера. Известен был кантатами. По словам музыкантов, наблюдавших игру Букстехуде, восхищало виртуозное обращение его с педалью.

Любекский мастер славился еще в своих кантатах и других произведениях с участием хора и певцов-солистов искусством так называемого инструментального ведения человеческого голоса — в ариях, речитативах, дуэтах, когда голос в виртуозности не уступает сольным инструментам оркестра. Для арнштадтского органиста эта область искусства была малоизвестна, можно представить, с каким нетерпением он устремился в Любек! В жизнеописаниях Себастьяна Баха принято повторять, как малообеспеченный юноша, провинциальный музыкант чуть ли не два года копил деньги на путешествие в Любек и для экономии проделал путь в сотни километров пешком по осеннему бездорожью. Правдоподобно ли это?

Нет достоверных сведений о том, что Бах задолго готовился к поездке. Более того, можно полагать, что именно перепалка на Рыночной площади подсказала Баху и консисторским чиновникам разумное решение — уехать органисту из города на некоторое время. Что же касается уверений в том, что до Любека Бах добирался пешком, это, по мнению нынешних биографов композитора, маловероятно хотя бы потому, что разрешенного ему четырехнедельного отпуска не хватило бы на пешее путешествие. Крепко сложенный, с развитой мускулатурой, хороший ходок, Себастьян любил прогулки, но не настолько, разумеется, чтобы не знать себе цену как музыканту и артисту.

Стоило ли тратить попусту силы и время ему, органисту, который, конечно, мечтал сам сесть на скамью знаменитого любекского органа и сыграть перед мастером, если тот пожелает его послушать? Да и пожитков у музыканта набралось немало. Нужно было захватить с собой нарядное платье — камзол с чулками, ботинками, шляпой, тетради с нотами. Куда ж тут в осеннюю непогоду конца октября — начала ноября шагать сотни миль?

К тому же связи у Бахов были таковы, что на попутных деревенских и купеческих повозках со съестными припасами и товарами, отправляемыми из одного города в другой, молодому музыканту без труда можно было добраться из Арнштадта в Любек. Итак, Бах у Дитриха Букстехуде.

В свободное от занятий время он мог пойти пешком в Гамбург, который располагался в 45 км от Люнебурга, чтобы послушать игру на органе в церкви святой Каталины. Усердие и любознательность позволили Баху окончить школу на два года раньше. Первые шаги В 1703 году Иоганн Себастьян поступил на службу скрипачом в капеллу герцога Иоганна Эрнста, затем — в арнштальдтскую церквь Святого Бонифация.

В обязанности музыканта входило органное сопровождение служб и разучивание с хором церковных песнопений. Эта нехитрая работа не могла удовлетворить молодого, полного творческой жажды Баха. Однажды юноша отлучился в Любек, чтобы послушать органный концерт известного датского композитора Дитриха Букстехуде. Существует легенда, что Бах преодолел расстояние между Арнштальдтом и Любеком в 50 км пешком, так как денег на карету у него попросту не было. Молодого музыканта так потрясло исполнение Букстехуде, что вместо отведённых на отпуск 28 дней он пробыл в Любеке четыре месяца.

После возвращения Баха в Арнштальдт церковники устроили над ним суд. В 1707 году он оставил церковь Святого Бонифация и отправился в Мюльхаузен на поиски новой работы. Церковь в Арнштадте, в которой Бах работал органистом в 1703—1707 гг. Wikimedia Commons Несмотря на недолгую службу, в Арнштальде Бах виртуозно овладел техникой органной игры и написал свои первые произведения. Его дебют как композитора знаменуется пасхальной кантатой «Ты не оставишь души моей в аду».

Эта работа, датированная 1704 годом, отличается необычным для духовной музыки драматизмом, чувствительностью и красочностью.

Благодаря этой книге многие любители музыки получили представление о масштабах и значении творчества Баха. Немецкие и швейцарские музыканты принялись изучать музыку Баха; в Англии пионером в данной области стал органист С. Уэсли 1766—1837 , племянник религиозного деятеля Джона Уэсли. Первыми были оценены по достоинству инструментальные сочинения. Высказывание великого Гёте об органной музыке Баха весьма красноречиво свидетельствует о настроениях того времени: «Музыка Баха — это беседа вечной гармонии с самой собой, она подобна Божественной мысли перед сотворением мира». После исторического исполнения Страстей по Матфею под управлением Ф.

Мендельсона это произошло в Берлине в 1829, точно в сотую годовщину первого исполнения Страстей начали звучать и вокальные произведения композитора. В 1850 было создано Баховское общество, поставившее цель издать полное собрание сочинений Баха. На осуществление этой задачи ушло полвека. Новое Баховское общество было создано сразу после роспуска прежнего: его задачей являлось распространение наследия Баха с помощью изданий для широкого круга музыкантов и любителей, а также организация высококачественных исполнений его сочинений, в том числе на специальных Баховских фестивалях. Популяризацией творчества Баха занимались, конечно, не только в Германии. Пенсильвания , и их основатель И. Уолле сделал очень много для признания гения Баха в Америке.

Подобные фестивали проводились также в Калифорнии Кармел , во Флориде Роллинс-колледж , причем на достаточно высоком уровне. Важную роль в научном осмыслении наследия Баха сыграла монументальная работа упомянутого выше Ф. Шпитты; она до сих пор сохраняет свое значение. Следующий этап обозначил выход в свет в 1905 книги А. Швейцера: автор предложил новый метод анализа музыкального языка композитора — путем выявления в нем символических, а также «изобразительных», «живописных» мотивов. Идеи Швейцера оказали сильнейшее воздействие на современных исследователей, подчеркивающих важную роль символики в музыке Баха. Терри, который ввел в научный обиход много новых биографических материалов, перевел важнейшие баховские тексты на английский язык и опубликовал серьезное исследование об оркестровом письме композитора.

Перу А. Шеринга Германия принадлежит фундаментальный труд, освещающий музыкальную жизнь Лейпцига и роль, которую играл в ней Бах. Появились серьезные исследования об отражении в творчестве композитора идей протестантизма. Одному из выдающихся баховедов, Ф. Сменду, удалось найти некоторые светские кантаты Баха, считавшиеся утерянными. Исследователи активно занялись и другими музыкантами из семьи Баха, прежде всего его сыновьями, а затем и предками. После того, как в 1900 было закончено Полное собрание сочинений, выяснилось, что в нем имеется немало пробелов и ошибок.

В 1950 был основан Баховский институт в Гёттингене и Лейпциге с целью пересмотра всех имеющихся материалов и создания нового Полного собрания. К 1967 вышла в свет примерно половина из предполагавшихся 84 томов Нового собрания сочинений Баха Neue Bach-Ausgabe. Четверо из сыновей Баха были исключительно музыкально одарены. Старший из них, Вильгельм Фридеман, выдающийся органист, как виртуоз не уступал отцу. В течение 13 лет Вильгельм Фридеман служил органистом в церкви св. Софии в Дрездене; в 1746 стал кантором в Галле и занимал эту должность 18 лет. Затем уехал из Галле и впоследствии часто менял место жительства, поддерживая свое существование уроками.

От Фридемана осталось около двух дюжин церковных кантат и довольно много инструментальной музыки, в том числе 8 концертов, 9 симфоний, сочинения разных жанров для органа и клавира, камерные ансамбли. Заслуживают особого упоминания его изящные полонезы для клавира и сонаты для двух флейт. Как композитор Фридеман испытывал сильное влияние своего отца и учителя; он пытался также найти компромисс между стилем барокко и выразительным языком новой эпохи. Результатом явился весьма индивидуальный стиль, который в некоторых отношениях предвосхищает последующее развитие музыкального искусства. Однако многим современникам сочинения Фридемана казались чересчур сложными. Карл Филипп Эмануэль Бах 1714—1788. Второй сын Иоганна Себастьяна добился больших успехов как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Его обычно называют «берлинским» или «гамбургским» Бахом, так как он сначала служил 24 года придворным клавесинистом у прусского короля Фридриха II, а потом занял почетное место кантора в Гамбурге. Этот, по-видимому, самый яркий представитель сентиментализма в музыке, тяготел к выражению сильных чувств, не скованному правилами. Филипп Эмануэль привнес в инструментальные жанры особенно в клавирные драматизм, эмоциональную насыщенность, ранее встречавшиеся только в вокальной музыке, и оказал решающее влияние на художественные идеалы Й. Даже Бетховен учился на сочинениях Филиппа Эмануэля. Влиянию творчества Филиппа Эмануэля на музыкантов его эпохи способствовало широкое распространение его сочинений, большая часть которых опубликована при жизни композитора. Хотя главное место в его творчестве занимала клавирная музыка, он работал также в разных вокальных и инструментальных жанрах, исключение составляет только опера. Огромное наследие Филиппа Эмануэля включает 19 симфоний, 50 фортепианных концертов, 9 концертов для других инструментов, около 400 сочинений для клавира соло, 60 дуэтов, 65 трио, квартетов и квинтетов, 290 песен, около полусотни хоров, а также кантаты и оратории.

Иоганн Кристоф Фридрих Бах 1732—1795 Иоганн Кристоф Фридрих Бах, сын Иоганна Себастьяна от второго брака, всю жизнь служил в одной должности — концертмейстера и директора музыки капельмейстера при дворе в Бюккебурге. Он был превосходным клавесинистом, успешно сочинял и опубликовал многие из своих сочинений. Среди них — 12 клавирных сонат, примерно 17 дуэтов и трио для разных инструментов, 12 струнных или флейтовых квартетов, секстет, септет, 6 клавирных концертов, 14 симфоний, 55 песен и 13 более крупных вокальных композиций. Раннее творчество Иоганна Кристофа отмечено влиянием итальянской музыки, царившей при бюккебургском дворе; позже стиль композитора приобретает черты, сближающие его со стилем великого современника Иоганна Кристофа — Й. Младшего сына Иоганна Себастьяна обычно называют «миланским» или «лондонским» Бахом. После смерти отца 15-летний Иоганн Кристиан продолжил свое обучение в Берлине, у сводного брата Филиппа Эмануэля, и делал большие успехи в игре на клавире. Но особенно его привлекала опера, и он уехал в Италию — классическую страну оперы, где вскоре получил место органиста в миланском соборе и добился признания как оперный композитор.

Слава его распространилась за границы Италии, и в 1761 его пригласили к английскому двору. Там он провел всю оставшуюся жизнь, сочиняя оперы и обучая музыке и пению королеву и представителей аристократических семейств, а также дирижируя с большим успехом циклами концертов. Слава Кристиана, временами превосходившая известность его брата Филиппа Эмануэля, оказалась не столь долговечной. Трагедией для Кристиана стала слабость характера: он не выдержал испытания успехом и довольно рано остановился в своем художественном развитии. Он продолжал работать в старом стиле, не обращая внимания на новые течения в искусстве; так и получилось, что баловня лондонского высшего общества постепенно затмили на музыкальном небосклоне новые светила. Кристиан умер в возрасте 47 лет разочарованным человеком.

Эйэенахе Германия 31 марта 1685г. С малых лет мальчик пел в хоре, учился игре на скрипке у отца, после смерти которого переехал к брату в Ордруф, затем в Люнебург. Учась в школе, юноша поступил в хор и оркестр, изучал музыкальные произведения, переписывая их для себя, ездил в Гамбург слушать игру знаменитого органиста И. Но и начав по окончании школы 1703 самостоятельную работу скрипачом в Веймаре и затем органистом в Арнштадте, Бах продолжал учиться. Получив отпуск, он пешком отправился в Любек послушать игру виднейшего композитора и органиста Д. Совершенствуясь в органном исполнительстве, Бах достиг непревзойденных художественных высот, получил широкую известность как органист и знаток органа,— его приглашали для исполнения музыки и приема новых и обновленных органов. В 1717 г. Бах согласился приехать в Дрезден для участия в конкурсе с французским органистом Л. Маршаном, который, однако, уклонился от соревнования, тайно покинув город.

Иоганн Себастьян Бах. Великий органист

Совет делает выговор ему за то, что в прошлое воскресенье очевидно, первое по возвращении Баха к своим церковным обязанностям он, Рамбах, "во время проповеди ушел в винный погребок... Да, ученик признает свою вину и говорит, что такое больше не повторится, что священники уже отнеслись к нему по сему поводу строго. В назидание распустившимся ученикам в протокол заносится: "канцелярскому служителю сообщить ректору, чтобы он в течение четырех дней подряд сажал Рамбаха на два часа в карцер". Самим обсуждением поведения ученика наряду с обсуждением проступка наставника, нарушившего срок поездки в Любек, чиновники консистории умалили достоинство самолюбивого Баха. Однако в маленьком городе были и разумные люди. Если им не по силам оказалось разглядеть признаки гения в юном музыканте, то, по крайней мере, необычность его способностей они распознали. Тот же молодой магистр Утэ, причастный к руководству церковью, человек сдержанный и, по всей видимости, терпимый, понимал, что великолепный орган звучал у Баха под стать лучшим инструментам Германии. Органиста, произвольно затянувшего свой отпуск, будь он на службе при княжеском или герцогском дворе, наказали бы строго или уволили по приказанию властителя. Так же вправе были поступить совет арнштадтской консистории и магистрат.

Баха унизили, уязвили, но оставили на службе. И после восьмидневного перерыва обсуждения дела не продолжили, никакого решения не приняли. Тянулись занятия в школе. Но не школа, а искусство музыки всецело поглощало Себастьяна. Именно после поездки в Любек в нем на равных с исполнителем-виртуозом заговорил композитор. В трудно поддающихся датировке органных произведениях Баха несколько в их числе фантазии, прелюдия и фуга ля минор, одна токката , относимы к арнштадтскому времени. Под влиянием Букстехуде Бах стал внимательнее вслушиваться в голоса арнштадтских солистов, В старинных кантатах и мотетах сопровождающие инструменты всецело подчинялись ведению голосов хора и солистов. Постепенно менялся характер кантат.

Композиторы придавали партиям солистов признаки инструментального звучания, Бах познал это искусство у Букстехуде я теперь старался в голосах своих учеников отыскивать чистоту инструментального звучания. Даже в семейном музицировании и пении с новой стороны оценивал голоса родственников. Ему полюбился чистый, хотя и не сильный голос сопрано Марии Барбары. К лету 1706 года у Баха возникла дерзкая мысль: заменить в церковном хоре один мальчишеский голос женским. Подобная выдумка уже не одному молодому Баху приходила в голову. Церковная традиция не допускала в хоры женских голосов. Но певческое искусство требовало такого нововведения. В юности зажегся подобной мыслью уже знакомый читателю певец, будущий теоретик и критик музыкального искусства гамбуржец Иоганн Маттесон.

Ему удалось добиться своего в 1716 году: в опекаемом им церковном хоре зазвучали, пассажи и трели певиц, заменявших мальчиков. Этим нововведением Маттесон гордился всю жизнь и вспоминал впоследствии: "Я первый заменил мальчиков... То было в Гамбурге, одной из музыкальных столиц не только германских земель, но и целой Европы. Арнштадт в сравнение не шел с этим городом. Тем замечательнее, что молодой Бах увлекся подобной мыслью именно здесь, в захолустье. Пасторы позволили ему испробовать женский голос на репетициях хора. С замиранием сердца смущенная Мария Барбара взбиралась по узкой лесенке на хоры и там вместе о мальчиками выводила свою партию сопрано, а то и пробовала голос на правах солистки. Волнующие часы!

В пении милой сердцу Марии Барбары Иоганн Себастьян различал звучания идеальных женских голосов, которые, он верил в это, будут украшать хоры Германии. От чистого сопрано Барбары как бы осветилось все гулкое пространство пустой в неслужебные часы церкви. Примолкли и удивленные ученики, почувствовав необычность присутствия в хоре Марии Барбары, над которой они до сих пор украдкой посмеивались, встречая ее на улице с учителем. Они примолкли, переминаясь с ноги на ногу, но удержит ли эта ватага языки за зубами? Ученики, наверно, и разнесли по городу весть о выдумке господина органиста. И легко представить, какими добавками расцвечивалась эта весть в пересудах! Члены консистории спохватились. Восемь дней, отпущенные ими на размышление, растянулись чуть не на восемь месяцев!

Ответа на заданные ему в феврале вопросы органист так и не дал. Теперь ему напомнили об этом. Снова Nos и снова Ille. Начальство опять повело речь о недостатках наставнической деятельности. Довольно резонно было объявлено, что не следовало бы ему, Баху, пренебрегать школьными уроками, раз он получает за это плату. Совет далее поставил в вину ему распущенность учеников, посещение ими "неприличных мест" и прочие проступки. Особенно же сила власти блюстителей нравственности обрушилась на Иоганна Себастьяна в связи с нарушением им строжайшего правила церкви - в хор допущена женщина! В акт допроса внесено: "Nos призвали его к ответу еще и за то, по какому праву он принял в хор постороннюю девушку и почему разрешил ей музицировать там".

Председатель совета устремляет взор вверх, он ссылается на авторитет апостола Павла: "Taceat muller in ecclesia! Писарь занес в протокол только одну фразу из того, что сказал Ille в ответ, имея в виду участие "посторонней женщины" в пробном пении: - Об этом я докладывал магистру Утэ. Если и присутствовал здесь доброжелательный магистр, он, видно, вынужден был промолчать. Заседание окончено. Органист покинул консисторское судилище. Было бы очень одиноко Иоганну Себастьяну, если бы он не чувствовал в себе тех подспудных духовных сил, которым нет дела до суетных житейских.

Коли он этого делать не хочет, пусть заявит о сем [четко и] категорически, дажы можно было [все] устроить по другому и взять на [сию] должность кого-нибудь, кто станет сие делать. Он: Если ему дадут дельного руководителя, он готов играть. Решение: Дать восьмидневный срок[, после чего потребовать от него окончательного] заявления.

Он: органист Бах все время играл слишком длинно; когда же ему было на то указано господином суперинтендентом, он ударился в другую крайность и стал играть слишком коротко.

Любек родился в Паддингбюттеле, близ Бремена, в семье органиста Винсента Любека старшего. Точных данных о его дате рождения нет. Отец работал сначала в Глюкштадте, а затем в Marienkirche во Фленсбурге. Он умер в 1654, и первые уроки музыки Любек младший получил от отчима, Каспара Фёркельрата, сменившего Любека старшего на посту органиста Marienkirche.

Исследователи предполагают, что Любек мог также заниматься с Андреасом Кнеллером, однако документальных свидетельств этому нет. Вступление в должность сопровождалось женитьбой Любека на дочери предыдущего органиста, как это было принято в то время во многих областях севера Германии. В Штаде Любек проработал 27 лет, но мы не знаем практически ничего о его жизни в этот период.

Лучи зимнего солнца в узкие окна скупо освещают внутренность церкви. Букстехуде поражал величавостью своей манеры дирижирования и удивительной подвижностью в минуты убыстрения и усложнения звуковых потоков. Артистически звучали кантаты, а среди регистров органа Себастьяна поразило устройство особого вида «колокольных голосов»... В Любеке под опекой Букстехуде Иоганн Себастьян подробно изучил устройство органов, и большого и малого.

После своего путешествия Бах прослыл в Арнштадте и соседних городах знатоком механики этого инструмента. То была одна из самых сложных отраслей техники тогдашнего времени. Сбылось еще одно желание арнштадтского гостя в познании музыки. Любек — один из первых немецких городов, где возник и укрепился обычай проведения концертов духовной музыки. В молодости своей Букстехуде положил этому обычаю начало. История подобных музыкальных вечеров такова. Лет тридцать с лишним до поездки Баха в Любек органист Мариенкирхе, учтя, что осенью, в пору оживления торговых сделок, по пути на биржу или с биржи каждый четверг купцы имеют обыкновение заходить в церковь, стал играть для «духовного развлечения» свои композиции.

Игра вошла в обычай. Ширился состав слушателей. Стали проводить постоянные денежные сборы, концерты с четвергов были перенесены на воскресенья, на время с четырех до пяти часов пополудни. Программы концертов пополнялись музыкой других авторов и разных жанров, приличествующих церкви. Таких концертов каждый год устраивалось примерно пять — между днем Мартина в ноябре и рождеством. Рискованное новшество, ибо во многих городах в предрождественские дни покаяния музыка вовсе умолкала в церквах. Видно, доверие к органисту было весьма высоко в землях Северной Германии.

Букстехуде сочинял циклы кантат для вечеров. Они представляли собой соединение текстов из Библии и хоральных строф, иногда велись диалоги между солистами или солистом и хором. Разумеется, участвовали оркестровые инструменты. Букстехуде исполнял и свои органные произведения. Себастьян жадно и с профессиональным пониманием вслушивался в звуки трехмануального, с тройной клавиатурой органа, которым с такой артистической властью управлял преображающийся во время неистовой игры старый органист. Как ни глубоко западали в память Иоганна Себастьяна музыкальные идеи грандиозных композиций Букстехуде, сколь ни восхищался он красочными звуковыми комбинациями, находимыми органистом, но техника владения инструментом поражала его еще более. Особенно игра ногами.

Чего только не мог этот искусный органист! Дух замирал, когда при недвижимых руках, опиравшихся на скамью, струились, заполняя своды, бурные, быстрые звуки токкаты или фантазии... Дошло до нас достоверное сведение о том, что Бах присутствовал на торжественной службе с экстраординарной музыкой в память скончавшегося короля Леопольда I. Характер музыки был духовным, но торжества носили характер концерта, наплыв публики был таков, что, кроме городской стражи, Себастьян насчитал десятка два военных у церкви. В большом и шумном в сравнении с Арнштадтом городе Бах жил интересами высокой музыки. Он вбирал в себя национальные мотивы, преобразуемые Дитрихом Букстехуде по традиции северонемецкой школы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий