Европейский концерт как система международных отношений

Новая Венская система международных отношений, или так называемый «Европейский концерт» не может считаться той системой, с помощью которой возможно навести порядок в существующей глобальной структуре взаимоотношений, заявил директор программы.

Венская система международных отношений

🗊 «Европейский концерт»: международные отношения первой половины XIX века 1. Принцип баланса сил, охраняемого Великими державами, обострение отношений между которыми могло привести к краху всей системы. 2. Принцип легитимизма — сохранения феодально-абсолютистских порядков как основы европейского равновесия.
Дипломатия 2. Европейский концерт как система.

Переустройство мира как в XIX веке чревато катастрофами — эксперт

Венская система, существовавшая на протяжение всего «долгого XIX века», являлась эпохой гегемонии больших государств и роста национально-освободительных движений, в числе которых были Греческая война за независимость, Революции 1848-1849 годов и борьба балканских народов против власти Турции. Обострилась борьба за колонии — лейтмотив Большой игры между Россией и Великобританией, а также одна из главных причин Первой мировой войны.

Крупные военные конфликты в Европе временно прекратились. На XIX век пришёлся период развития классической дипломатии и капиталистических отношений. Священный союз, 1815 г.

Что мы узнали? Венская система международных отношений появилась в Европе как итог наполеоновских войн. Она просуществовала около 100 лет. Её особенностью было доминирование России, Австрии, Великобритании, Пруссии. Позже к ним присоединилась и Франция.

Тест по теме.

Венский конгресс создал новый международный мировой порядок, основанный на двух основных идеологиях: восстановление и сохранение баланса сил в Европе; и коллективная ответственность «великих держав» за мир и стабильность в Европе. Другие державы, представленные на этом Конгрессе, включают Испанию, Неаполь и Сицилию.

На этом Конгрессе был подписан Протокол Троппау, в котором говорилось, что если государства, в которых произошла смена правительства в результате революции, угрожают другим государствам, то они ipso facto больше не являются членами Европейского Альянса, если их исключение поможет сохранить законные права. Кроме того, державы Альянса также будут обязаны мирным путем или посредством войны вернуть исключенное государство обратно в Альянс. Конгресс Laibach представлял собой начало напряженности в рамках Европейского концерта, между восточными державами России, Пруссии и Австрии, против западных держав Великобритании и Франции. Этот Конгресс рассматривал вопрос об испанской революции 1820 года; Россия, Пруссия и Австрия согласились поддержать запланированную интервенцию Франции в Испании , в то время как Великобритания выступила против этого.

Этот Конгресс также стремился разобраться с греческой революцией против Турции, но из-за противодействия Соединенного Королевства и Австрии российской интервенции на Балканах Конгресс Вероны не стал рассматривать этот вопрос. Протокол Санкт-Петербурга часто называют концом системы Конгресса, поскольку он представляет собой неспособность Санкт-Петербургского Конгресса 1825 г. Россия, стремящаяся к территории и влиянию на Черном море и на Балканах, а также для защиты православных христиан под мусульманским османским правлением, поддерживала независимость Греции и была недовольна желанием других держав рассматривать восстание как внутреннее дело и поддерживать статус кво. Россия и Великобритания заключили двустороннее соглашение об исполнении своего плана, при необходимости, путем войны, для опосредованного прекращения конфликта с греческой автономией в пределах Османской империи.

В этом Протоколе не проводились консультации с другими великими державами, и хотя Франция позже присоединилась, Австрия и Пруссия выступили против Протокола и против той угрозы, которую он представлял для консервативной, антинационалистической стабильности, которую они стремились навязать Европе. Османы также отвергали Протокол до тех пор, пока их поражение в битве при Наварино от рук британских, французских, русских и греческих сил не вынудило их сесть за стол переговоров. Лондонская конференция 1830 г. Основная статья: Лондонская конференция 1830 г.

Лондонская конференция 1830 года рассматривала вопрос бельгийско-голландского конфликта, который был вызван Бельгийской революцией 1830 года, когда Бельгия отделилась от Королевства Нидерландов. Австрия, Пруссия и Россия рассматривали разделение Бельгии как угрозу стабильности, вызывающую новые революции и восстания, и стремились вернуться к прежнему статус-кво. С другой стороны, Франция, в настоящее время возглавляемая более либеральной июльской монархией в результате своей собственной революции 1830 года , поддержала независимость Бельгии, поскольку значительный импульс исходил от отсутствия власти у франкоязычных и католических жителей. Соединенное Королевство очень настороженно относилось к планам Франции по аннексии части Бельгии, но когда ни одна из держав не желала отправлять войска для поддержки голландцев и с приходом к власти более либерального правительства вигов , в конечном итоге поддержала создание независимой нейтральной Бельгии.

Восточный кризис 1840 г. Османская империя столкнулась с внутренним восстанием в 1830-х годах во главе с наместником Египта Мухаммедом Али-пашой , который стремился создать империю и удалить Египет и Судан независимо от османского сюзеренитета. Требование Мухаммеда Али контроля над частями Леванта и последующее вторжение в Сирию угрожало свергнуть слабый османский режим и обострило проблему во время так называемого восточного кризиса 1840 года. Османов поддерживали Австрия, Великобритания, Пруссия и Россия, которые стремились к стабильности и преемственности.

Франция, однако, поддержала Мухаммеда Али, давнего союзника в Северной Африке, надеясь еще больше усилить французское влияние в Средиземноморье через независимый Египет, связанный с Францией. Однако другие четыре державы согласились в Лондонской конвенции 1840 г. Объединенные британо-австрийские силы атаковали египетские войска и вынудили Мухаммеда Али принять условия Османской империи. Франция угрожала войной от имени Египта и пыталась добиться территориальной компенсации в Европе, отвоевав левый берег Рейна, что привело к Рейнскому кризису.

Однако в течение нескольких месяцев воинственное французское правительство потеряло поддержку, и премьер-министр Адольф Тьер ушел в отставку, а новое правительство Франции пошло в ногу с другими великими державами. Восточный кризис показал, что важные политические вопросы по-прежнему будут решаться великими державами; но он также проиллюстрировал дестабилизирующий эффект, который продолжающееся ослабление Османской империи так называемый Восточный вопрос оказало на баланс сил. Бряцание оружием побудило несколько держав приступить к наиболее значительным проектам вооружений и укреплений со времен Наполеона, особенно во Франции и Германской Конфедерации.

Другие описывают «Концерт» как «противоположность международной организации, пытающейся работать в рамках международного права», поскольку у нее «не было секретариата и правил поведение. Однако именно эта неудача заставила его и других еще больше решиться на создание органа, который, по крайней мере, мог бы созвать «собрание крупных держав в короткие сроки, чтобы попытаться предотвратить войну». В некотором отношении это действительно основывалось на наследии Концерта, даже если главной заботой было не повторение ошибок.

Тот факт, что у «Концерта» не было формального механизма, означал, что он будет у нового органа, и государства-члены возьмут на себя обязательства по его Пакту, который включает «принятие обязательств не прибегать к войне». Лига не смогла предотвратить Вторую мировую войну, так же как «Концерт» не смог предотвратить предыдущую мировую войну. Это следующая всемирная организация, Организация Объединенных Наций, представляла собой значительный отход, по крайней мере, в принципе и в теории, если в меньшей степени на практике. Хотя предотвращение войны остается фундаментальной целью, это, возможно, вторично по сравнению с созданием более мирного мира с помощью таких инициатив, как ЮНЕСКО, которые направлены на «создание защиты мира в умах людей». Он также признает, что в конечном итоге именно люди мира, а не страны, потребуют мира и отвергнут насилие. Преамбула Устава начинается словами «мы, народы».

Он утверждал, что мир и стабильность в мире, подверженном конфликтам, лучше всего гарантированы путем обеспечения баланса силы и мощи. В контексте «холодной войны» это означало баланс сил между западными союзниками и коммунистическим блоком. Он писал: «Безопасность внутреннего порядка основывается на силе перевеса авторитета, безопасность международного порядка - в балансе сил и, по его выражению, в равновесии... Но она построена во имя легитимизирующего принципа».

Про Венскую систему и венские вальсы

Бурлацкий, А. Галкин, Р. Бридж, Р. Буллен, А. Боханов, М. Горинов и др. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Даже несмотря на союзы и мирные договоры, державы Европы зачастую вступают с Россией в военные конфликты из-за многих причин. В ходе данной работы мы пришли к следующим выводам: 1.

Продуктом мирового развития является система международных отношений. Она, управляемая ведущими великими державами, которые устанавливают общие правила, способна воздействовать на темпы общего развития всей системы отношений между странами.

Слайд 17 Создание Соединенного королевства Бельгии и Нидерландов. Слайд 18 Заключительный акт Венского конгресса, 9 июня 1815 г. Слайд 19 Великобритания: исторический соперник сокрушен, сохранено морское преобладание и европейское равновесие.

Европейский концерт, оставаясь формой гегемонии больших государств, впервые эффективно ограничил свободу действий этих государств на международной арене. Хотя аннексии и контрибуции оставались формами международной практики, большие государства уже не рассматривали в качестве реальной цели расчленение или ликвидацию другой большой державы. Во времена существования Венской системы понятие политического равновесия приобретает более широкое толкование. Благодаря установленному Венской системой балансу сил войны и вооруженные конфликты в Европе временно почти прекращаются за исключением незначительных. Венская международная система имела целью утверждение установленного в результате наполеоновских войн соотношения сил, закрепления границ национальных государств. Россия окончательно закрепила за собой Финляндию, Бессарабию и расширила свои западные границы за счет Польши, разделив её между собой, Австрией и Пруссией. Венская система зафиксировала новую географическую карту Европы, новое соотношение геополитических сил. В основу этой системы был положен имперский принцип контроля географического пространства в пределах колониальных империй. Во время Венской системы окончательно сформировались империи: Британская 1876 , Немецкая 1871 , Французская 1852. В 1877 г. Россия стала империей значительно раньше — в 1721 г. Невзирая на конец глобальной изолированности цивилизаций и культур, Венская система, как и предыдущая Вестфальская, имела евроцентристский характер. Вестфальская система сначала не имела глобальный характер, охватывала Западную и Центральную Европу.

Слайд 18 Заключительный акт Венского конгресса, 9 июня 1815 г. Слайд 19 Описание слайда: Итоги Венского конгресса: Великобритания: исторический соперник сокрушен, сохранено морское преобладание и европейское равновесие. Россия не только географически продвинулась на Запад, укрепившись в Центральной Европе, но и стала второй великой державой с мировыми интересами Центральная Азия, Дальний Восток, Северная Америка. Слайд 20 Описание слайда: Сохранение австро-прусского дуализма, при постепенном наращивании политического веса Пруссии на немецких землях получение роли «стража на Рейне» и одновременном удалении Австрии из германского культурного и политического круга. Сохранение австро-прусского дуализма, при постепенном наращивании политического веса Пруссии на немецких землях получение роли «стража на Рейне» и одновременном удалении Австрии из германского культурного и политического круга. Слайд 21 Слайд 22 Описание слайда: «Священный союз», 14 сентября 1814 г. Слайд 23 Описание слайда: «… Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы, Их Величества…, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащий державам образ взаимных отношений подчинить высоким истинам, внушаемым законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость… руководствоваться… заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира…» «… Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы, Их Величества…, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащий державам образ взаимных отношений подчинить высоким истинам, внушаемым законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость… руководствоваться… заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира…» Слайд 24 Оценки современников: «Возвышенный абсурд» Каслри. Слайд 25 Трансформация реальной роли Священного союза Слайд 26 Описание слайда: Меттерниховская концепция «стабильности» европейского порядка: Поддержка превентивных мер в отношении революций. Право на интервенцию. Стремление отстоять австрийскую гегемонию в Германском союзе. Как правило, силовой инструментарий внешней политики «великих держав». Слайд 27 Описание слайда: Конгрессы «Священного союза» Аахенский конгресс 1818 г.

«Светлый праздник всех дипломатий». К 200-летию Венского конгресса

Концерт Европы - Concert of Europe Версальско-вашингтонская система Версальско-вашингтонская система международных отношений была создана по-. сле окончания Первой мировой войны и существовала в период с 1919 по 1939 гг. Ее ос-.
Венский конгресс и его решения. Система «европейского концерта»: общие характеристики Несмотря на общий провал системы Конгресса, он стал важным шагом в европейской и мировой дипломатии. За свою примерно 85-летнюю жизнь он возвел внушительную структуру международного права.
Концерт Европы Европейский концерт, он же - система конгрессов, он же - Венская система. Да ни покажется никому странным, но прообраз этой системы впервые зародился то ли при Мазарини, то ли при Людовике-Солнышке.
Венский конгресс: «Европейский концерт» Ялтинско-Потсдамская система международныхотношений [1] — принятое в геополитике обозначение системы международных отношений, закрепленнойдоговорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции[2].

Характеристика Венской системы международных отношений.

Венская система международных отношений — Википедия Создание «Венской системы». Ее основные принципы. Новая система международных отношений возникла окончательно в 1815 г. и название получила по месту проведения конгресса, подводившего итог наполеоновским войнам.
Презентация "Европейский концерт" (8 класс) по истории – скачать проект Священный союз. Венская система международных отношений (или «Европейский концерт») — система международных отношений, сложившаяся после Наполеоновских войн.

Трактовки «Европейского концерта» в британской и американской историографии

В этой связи следует обратить внимание на классический европейский «концерт великих держав»: период с 1815 г. по 1914 г., когда действовал «Европейский концерт», был охарактеризован рядом ученых как наименее воинственное столетие в системе великих. Конгрессом была определена новая расстановка сил в Европе, сложившаяся к концу наполеоновских войн и обозначившая на долгое время ведущую роль в международных отношениях стран-победительниц — России, Австрии, Пруссии и Великобритании. Венская система международных отношений — так назывался порядок, существовавший в истории Европы с 1815 по 1914 год. Для обозначения этого периода используется также определение «Система Европейского концерта». Венская система международных отношений (Система Европейского концерта) — система международных отношений, сложившаяся после Наполеоновских войн. Была нормативно закреплена в Вене Венским конгрессом 1814—1815 годов. 2. Европейский концерт как система.

Характеристика Венской системы международных отношений

А накануне 1818 года Франция уже вошла в систему, созданную конгрессом, и стала участвовать в периодических европейских конгрессах, превратившихся на целых полстолетия в почти что правительство Европы. Венская система международных отношений (Система Европейского концерта) — система международных отношений, сложившаяся после Наполеоновских войн. ния между европейскими странами в период венской системы международных отношений. Тот международный порядок, который был учреждён в ходе Венского конгресса, по своей сути представлял баланс сил между основным державами.

Россия в мире. 11 класс

Познань и Гданьск остались в руках Пруссии, а Галиция вновь была передана Австрии. Сохранила Финляндию и Бессарабию. Англия — закрепила за собой о. Мальту и колонии, захваченные у Голландии и Франции. Австрия — владычество над северо-восточной Италией, Ломбардией и Венецией. Сильный барьер против Франции составили новые рейнские провинции Пруссии. Конгресс сохранил за Баварией, Вюртембергом и Баденом присоединения, сделанные ими при Наполеоне, чтобы усилить южно-германские государства против Франции. Из 19 самоуправляющихся кантонов образовалась Швейцарская конфедерация.

Во многих государствах восстановлены легитимные монархии. Создание Германского союза. Норвегия объединена со Швецией. Равные ранги. Поверенный в делах. Венская система 1 решающая роль — не война, а дипломатия и международное право 2 принцип суверенитета наций, появление национализма 3 Перестройка карты Европы. Национализм как главный политический фактор 4 объединение Германии и Италии, новые гос-ва на Балканском п-ве.

Флот могли позволить только сильные гос-ва 10 новая военная стратегия изнурения 11 дихотомия морских и сухопутных держав — постоянное противостояние 12 Торговые и колониальные цели войн 13 меняются дипломатические средства. Связаны с личностью. Используется народное мнение, пресса Все эти факторы, как во внутренней, так и во внешней политике давали Наполеону основания считать, что Франция готова к его возвращению.

Франции; жуткий климат...

Австрия и Пруссия открыты со всех сторон для нападения соседних держав. Находясь под постоянной угрозой гегемонизма этих двух держав, Австрия и Пруссия могут найти успокоение лишь в мудрой и тщательно продуманной политике и в добрых отношениях друг с другом и со своими соседями... Талейран говорил о царе Александре I, что тот не зря был сыном безумного царя Павла I. Меттерних описывал Александра, как «странное сочетание мужских добродетелей и женских слабостей.

Слишком слабый для истинного честолюбия, но слишком сильный для чистого тщеславия»12. Для Меттерниха проблема сводилась скорее не к тому, чтобы как-то сдержать российскую агрессивность -- ибо подобные попытки заставили бы Австрию исчерпать все свои ресурсы, -- а к тому, чтобы умерить амбиции России. Будучи министром иностранных дел островной державы, удаленной от сцены конфронтации, Кэслри был готов к отражению лишь открытых выступлений, да и то лишь таких, которые угрожали бы равновесию сил. С другой стороны, страна Меттерниха находилась в самом центре континента и не могла позволить себе рисковать.

И как раз потому, что Меттерних не доверял Александру, он делал все для того, чтобы находиться в максимально тесном контакте с ним, и сосредоточивал все свои усилия на то, чтобы не допускать самого возникновения угрозы с его стороны. Чтобы слегка угомонить столь ревностный пыл Александра, Меттерних принимал меры двоякого характера. Под его руководством Австрия находилась в авангарде борьбы с национализмом, хотя он самым решительным образом не позволял Австрии слишком явственно выдвигаться на первый план или идти на односторонние шаги. Еще менее он был настроен поощрять других действовать самостоятельно, отчасти из опасения, как бы миссионерское рвение России не обратилось в экспансионизм.

Для Меттерниха умеренность была философской добродетелью и практической необходимостью. В инструкциях одному из австрийских послов он как-то писал: «Гораздо важнее свести на нет претензии других, чем настаивать на наших собственных... Чем меньше мы будем запрашивать, тем больше приобретем»15. Как только это представлялось возможным, он пытался умерять планы царя-крестоносца, вовлекая его в длительные по времени консультации и ограничивая его тем, что было терпимо с точки зрения европейского равновесия сил.

Второй линией стратегии Меттерниха было консервативное единство. Как только то или иное действие становилось неизбежным, Меттерних принимался за излюбленное свое жонглирование, которое он как-то описал следующим образом: «Австрия рассматривает все, делая в первую очередь упор на сущность. Россия превыше всего нуждается в форме. Британия желает сущности вне всякой формы...

И нашей задачей становится сведение воедино невероятности претензий Британии с образом действий России»16. Ловкость Меттерниха позволила Австрии в течение целого поколения осуществлять контроль над ходом событий, превращая Россию, страну, которую он боялся, в партнера на основе единства консервативных интересов, а Великобританию, которой он доверял, -- в последнее прибежище при угрозах равновесию сил. Неизбежный конец, однако, был попросту отсрочен. Но даже просто сохранение организованного по старинке государства, существующего на базе ценностей, несовместимых с современными тенденциями, охватившими весь мир вокруг, и продление ему жизни на целое столетие является само по себе немалым достижением.

Дилемма Меттерниха заключалась в том, что чем более он сближался с царем, тем более он рисковал своими британскими связями; а чем более он ими рисковал, тем ближе он вынужден был находиться к царю, чтобы избежать изоляции. Идеальной комбинацией для Меттерниха была бы британская поддержка в деле сохранения территориального равновесия и русская поддержка для усмирения внутренних неурядиц: Четырехсторонний альянс для геополитической безопасности и Священный союз для внутренней стабильности. Но по мере того как со временем изглаживалась память о Наполеоне, сохранять подобную комбинацию становилось все труднее. По мере того как союзы приобретали форму системы коллективной безопасности и европейского правительства, Великобритания считала своим долгом от них отмежевываться.

А чем больше Великобритания отмежевывалась, тем зависимее становилась Австрия от России и, соответственно, тем более рьяно она защищала консервативные ценности. Создавался порочный круг, который нельзя было разорвать. С какой бы симпатией ни относился Кэслри к австрийским проблемам, он был неспособен заставить Англию обращать внимание на потенциальные, а не на реальные опасности. Мы окажемся на своем месте, когда европейской системе будет угрожать реальная опасность; но страна не может и не будет предпринимать шаги из-за абстрактных и надуманных принципов предосторожности»17.

И все же нужда заставляла Меттерниха считать практически существующим то, что Великобритания полагала абстрактным и надуманным. Здесь был корень проблемы. Внутренние неурядицы оказались той самой опасностью, с которой Австрия меньше всего была в состоянии справиться. Для того чтобы сгладить принципиальные разногласия, Кэслри предложил организовать периодические встречи, или конгрессы, министров иностранных дел для совместного рассмотрения положения дел в Европе.

То, что стало известно как система конгрессов, имело цель выковать консенсус по важнейшим европейским вопросам и проложить путь для решения их на многосторонней основе. Великобритания, однако, чувствовала себя неуютно в отношении системы европейского правительства, поскольку оттуда было недалеко и до объединенной Европы, против которой британцы выступали постоянно и непрерывно. Даже если оставить в стороне традиционную британскую политику, ни одно из британских правительств не брало на себя постоянное обязательство выполнять роль дозорного без какой бы то ни было конкретной угрозы. Участие в европейском правительстве было не более привлекательным для британского общественного мнения, чем в Лиге наций для американцев через сто лет, причем, в общем и целом, по одним и тем же причинам.

Британский кабинет сделал совершенно конкретные оговорки еще перед самой первой из подобных конференций -- Ахенским конгрессом 1818 года. Кэслри был направлен туда с невероятно сдержанными инструкциями: «Мы одобряем [общую декларацию] по этому случаю и, хотя и с трудом, заверяем [державы второго ранга], что... Наша истинная политика всегда заключалась в том, чтобы сохранять нейтралитет всегда, кроме исключительных случаев и при наличии превосходящих сил»18. Великобритания хотела, чтобы за Францией присматривали, но за рамками этого в Лондоне царил двоякий страх: перед «континентальной трясиной» и объединенной Европой.

Имел место всего лишь один случай, когда Великобритания решила, что конгресс способен в дипломатическом плане оказать ей содействие в достижении собственных целей. Во время греческой революции 1821 года Англия увидела за желанием царя защитить христианское население разваливающейся Оттоманской империи возможную попытку России захватить Египет. Когда на карту были поставлены британские стратегические интересы, Кэслри без колебаний обратился к царю во имя того самого союзнического единства, которое он до того времени хотел ограничить вопросами, относящимися к Франции. Характерно то, что он разработал критерий разграничения между теоретическими и практическими вопросами: «Вопрос Турции носит совершенно иной характер, и он принадлежит к числу тех, которые у нас в Англии рассматриваются не в теоретическом, а в практическом плане...

Альянс, где один из партнеров трактует собственные стратегические интересы как единственный практический вопрос из числа всех прочих, не является дополнительным гарантом безопасности для своих членов. Ибо не берет на себя никаких обязательств сверх тех, которые бы и так возникли вследствие учета национальных интересов. Меттерних, без сомнения, утешался тем, что лично Кэслри, безусловно, относился с симпатией к его целям и вообще к системе конгрессов. Кэслри, как говорил один из австрийских дипломатов, был похож «на великого любителя музыки, находящегося в церкви; он хочет зааплодировать, но не смеет»20.

Но если даже наиболее европейски ориентированный из числа британских государственных деятелей не рискует аплодировать тому, во что верит, то роль Великобритании в «европейском концерте» была предопределена как преходящая и неэффективная. Примерно так же столетием позднее обстояло дело с Вильсоном и Лигой наций. Усилия Кэслри убедить Великобританию принять участие в системе европейских конгрессов зашли намного дальше того, что могло быть терпимо английскими представительными институтами с философской и стратегической точек зрения. Кэслри, как и Вильсон, был убежден в том, что новой агрессии успешнее всего можно избежать в том случае, если его страна станет постоянным членом какого-либо европейского форума.

Форум и займется угрозами прежде, чем они превратятся в кризисы. Он понимал Европу лучше многих своих британских современников и знал, что вновь обретенное равновесие требует к себе постоянного внимания. Кэслри полагал, что выработал решение, которое Великобритания могла бы поддержать, поскольку оно не шло далее участия в серии дискуссионных встреч министров иностранных дел четырех стран-победительниц и не имело обязательственного характера. Но даже дискуссионные встречи чересчур напоминали британскому кабинету идею европейского правительства.

И получилось, что система конгрессов не взяла даже первого барьера: когда Кэслри присутствовал на первой конференции в Ахене в 1818 году, Франция была принята в систему конгрессов, а Англия из нее вышла. Кабинет не дал Кэслри разрешения присутствовать на последующих европейских конгрессах, которые соответственно состоялись в 1820 году в Троппау, в 1821 году в Лайбахе и в 1822 году в Вероне. Великобритания отошла в сторону от той самой системы конгрессов, которую задумал ее же собственный министр иностранных дел. Точно так же столетием позднее Соединенные Штаты дистанцируются от Лиги наций, предложенной их же президентом.

В каждом из этих случаев попытка лидера наиболее могущественной страны создать общую систему коллективной безопасности не увенчалась успехом вследствие внутренних предубеждений и исторических традиций. Как Вильсон, так и Кэслри верили в то, что международный порядок, установленный после катастрофической войны, возможен лишь при активном участии всех ведущих членов международного сообщества и особенно их собственных стран. Для Кэслри и Вильсона безопасность была коллективной; если жертвой станет хоть одна нация, то в итоге жертвами окажутся все. Вопрос безопасности в таком случае становится глобальным для всех государств, стремление сопротивляться агрессии, а еще лучше -- ее предотвратить, приобретает всеобщность.

С точки зрения Кэслри, Великобритания, независимо от ее взглядов по конкретным вопросам, была по-настоящему заинтересована в сохранении всеобщего мира и в поддержании равновесия сил. Как и Вильсон, Кэслри ратовал за причастность к формированию решений, влияющих на международный порядок и организованное сопротивление нарушителям мира. Слабость системы коллективной безопасности заключается в том, что интересы отдельных стран редко совпадают полностью, а безопасность никак не представляет собой нечто безразмерное. Члены предполагаемого идеального содружества поэтому скорее смирятся с бездействием, чем договорятся о совместных действиях; либо все они будут придерживаться помпезных общих мест, либо станут свидетелями ухода в сторону самого могущественного из членов, который -- именно в силу своего могущества -- в наименьшей степени нуждается во всеобщей защите.

Ни Вильсон, ни Кэслри не оказались в состоянии вовлечь свои страны в систему коллективной безопасности, ибо общество в каждой из них не ощущало непосредственной угрозы и полагало, что, в случае чего, с агрессором можно будет справиться в одиночку или, в случае нужды, в последний момент удастся найти союзников. Для них участие в Лиге наций или в европейских конгрессах представлялось риском, не повышающим уровень безопасности. Однако между этими двумя англо-саксонскими государственными деятелями было существенное различие.

Среди таких конференций важное значение имели Парижская конференция 1856 года, Лондонская конференция 1871 года, Берлинская конференция 1878 года.

Благодаря установленному Венской системой баланса сил войны и вооруженные конфликты в Европе временно почти прекращаются за исключением незначительных. Россия окончательно закрепила за собой Финляндию, Бессарабию и расширила свои западные границы за счет Польши, разделив ее между собой, Австрией и Пруссией. В основу этой системы был положен имперский принцип контроля географического пространства в пределах колониальных империй. Во время Венской системы окончательно сформировались империи: Британская 1876 , Немецкая 1871 , Французская 1852.

В 1877 г. Россия стала империей значительно раньше — в 1721 г. Вестфальская система сначала не имела глобальный характер, охватывала Западную и Центральную Европу. Венская система МО охватывала, фактически, лишь европейское пространство, и в некоторой степени, те территории, за которые ведущие государства Европейского концерта вели колониальную борьбу или управляли как колониями.

Вне пределов Венской системы остался Китай, который в результате Опиумных войн и навязанных ведущими европейскими государствами неравноправных договоров, был поставлен в полуколониальное положение.

Основными задачами Венского конгресса было восстановление монархий, освобождение территорий, занятых Наполеоном, борьба с революционными движениями, недопущение возрождения бонапартизма во Франции и удовлетворение территориальных и других притязаний победителей. Для понимания дипломатических осложнений, возникших на Венском конгрессе, нужно проанализировать интересы, которые пришлось защищать на конгрессе каждому из союзных государств.

В ее целях было намерение упрочить и расширить своё морское и торговое превосходство. Обширные владения за морем, еще остававшиеся во власти Испании, Португалии, Нидерландов представляли для Англии ценные рынки, которые она стремилась захватить. Англия стремилась сохранить в Европе статус-кво, не допустить усиления России, также добиться гарантий восстановления во Франции старого донаполеоновского режима.

Из всех других держав Австрия была более связана своими интересами с Англией. Австрия стремилась к тому, чтобы не дать Франции и России выйти за их пределы. На востоке предлагалось бороться с панславизмом и для этого воспрепятствовать восстановлению Польши под властью царя: уберечь Дунай от посягательств России.

Создание венской системы и образование священного союза

К порядком подзабытому Концерту держав, который обеспечил Европе «столетний мир» с 1815 по 1914 год. Напомню, европейский Концерт (я буду называть его первым Концертом) родился в результате совместных усилий России и Великобритании. ния между европейскими странами в период венской системы международных отношений. Тот международный порядок, который был учреждён в ходе Венского конгресса, по своей сути представлял баланс сил между основным державами. В историографии, особенно советской[4], было принято указывать на непрочность и недолговечность Венской системы, а в качестве подтверждения приводить изменения, последовавшие в результате европейских революций и обострения Восточного вопроса. Первый этап Европейского концерта, известный как система конгрессов или Венская система после Венского конгресса (1814–1815 гг.), в которой доминировали пять великих держав Европы: Австрия, Франция, Пруссия, Россия и Великобритания. 2. Европейский концерт как система. Первой устойчивой международной системой стал т.н. «европейский концерт», который сформировался на Венском конгрессе 1815 г. и ушел с исторической сцены фактически только после мировых войн двадцатого века.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий