Сегодня существуют различные жанры художественной литературы и для полноценного чтения необходимо использовать их разнообразие при организации НОД. Перспективный план по ОО «Восприятие художественной литературы» в старшей группе. Зоя Сергеева.
Учительские университеты
Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа. Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Маршак«Тает месяц молодой» Вспомнить с детьми произведения С. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». Бажов«Серебряное копытце» Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце» С. Георгиев «Я спас Деда Мороза» чтение Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Фет «Кот поёт, глаза прищурил…» Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях.
Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по своей родословной. Гайдар «Чук и Гек» главы, чтение Закрепить знание об особенностях прозаического произведения. Учить понимать мотивы поступков героев; высказывать своё отношение к ним. Чтение рассказа Е. Воробьёва «Обрывок провода» Познакомить детей с произведение о защитниках Родины в годы войны, Воспитывать у детей уважение к ветеранам войны. Чусовитина Учить выразительно читать стихотворение. Закреплять знания о различии стихотворного и прозаического произведений.
Чтение отрывка из произведения К. Паустовского «Кот —ворюга» Развивать речь, логическое образное мышление воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным. Чтение произведения Н. Лешкевича «Светофор» Познакомить с содержанием стихотворения, повторить правила дорожного движения. Зучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе Таблица: картотека дидактических литературных игр, используемых на занятиях чтением «Расскажи сказку правильно» Жили-были мама и папа. И был у них сыночек Шурочка. Пошёл Шурочка в лес за конфетами и заблудился.
Набрёл Шурочка на домик. В домике огромный лев. Стал он у него жить, кашу варить. Задумал Шурочка домой убежать, приготовил печенье и велел льву отнести маме и папе, а сам в рюкзак спрятался. Пришёл лев в село, а там на него петух как стал кукарекать, лев испугался, рюкзак бросил, а сам убежал.
Гайдар «Чук и Гек» главы, чтение Закрепить знание об особенностях прозаического произведения. Учить понимать мотивы поступков героев; высказывать своё отношение к ним. Чтение рассказа Е. Воробьёва «Обрывок провода» Познакомить детей с произведение о защитниках Родины в годы войны, Воспитывать у детей уважение к ветеранам войны. Чусовитина Учить выразительно читать стихотворение. Закреплять знания о различии стихотворного и прозаического произведений. Чтение отрывка из произведения К. Паустовского «Кот —ворюга» Развивать речь, логическое образное мышление воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным. Чтение произведения Н. Лешкевича «Светофор» Познакомить с содержанием стихотворения, повторить правила дорожного движения. Зучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе Таблица: картотека дидактических литературных игр, используемых на занятиях чтением «Расскажи сказку правильно» Жили-были мама и папа. И был у них сыночек Шурочка. Пошёл Шурочка в лес за конфетами и заблудился. Набрёл Шурочка на домик. В домике огромный лев. Стал он у него жить, кашу варить. Задумал Шурочка домой убежать, приготовил печенье и велел льву отнести маме и папе, а сам в рюкзак спрятался. Пришёл лев в село, а там на него петух как стал кукарекать, лев испугался, рюкзак бросил, а сам убежал. А Шурочка вернулся живой и здоровый. Ребятам нужно определить лишнюю народную сказку и объяснить свой выбор. Дети поочерёдно берут карточки и называют характеристики нарисованного персонажа, например, волк - серый, страшный; колобок - круглый, румяный, вкусный и т. Воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Это Чебурашка. Он какой? Назови его друзей. Кому они помогли? Дети по очереди перечисляет характеристики сказочного героя, отвечают на вопросы и возвращают мяч воспитателю. Воспитатель: - Ребята, я думаю, что медведь - это птица. Не согласны? Тогда докажите, а свою мысль начинаете формулировать со слов: если бы… медведь был птицей, то у него был бы клюв и он умел клевать.
Родители должны читать детям Сначала родитель должен определить, какую цель преследует прочтение той или иной книги. Даже в самой простой детской книжке заложен определенный смысл. Лучше выбирать книги с картинками, которые ребенок может посмотреть и проанализировать. Также необходима и последующая беседа: какой герой больше понравился и почему, правильно ли поступил герой в той или иной ситуации и поступил бы ребенок также как герой. Это способствует формированию умения оценивать свои поступки и слова, а также способствуют формированию правильной адекватной самооценки. Как спланировать и провести занятие по ЧХЛ Планирование мероприятий по чтению художественной литературы необходимо начинать с начала учебного года. На первоначальном этапе используются легкие произведения: потешки, песенки, а затем подключаются народные сказки. Подбор иллюстраций для работы Обязательно в процессе подготовки к мероприятию подбираются игровые приемы для сопровождения чтения. Дети могут слушать одно произведение несколько раз, сохраняя эмоции. Но только при условии, если ребенок эмоционально вовлечен в процесс. Игровые приемы при чтении литературы обязательны в старших группах План занятия по ЧХЛ: подготовить список литературы и подобрать яркие цветные иллюстрации; рассмотреть книгу и иллюстрации с ней с подгруппам детей, задать вопрос: «О ком о чем сказка? Знание основных задач ознакомления с художественной литературой не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в детском саду, направленной на создание условий для формирования личности ребенка и его речевого развития, согласно требованиям ФГОС Проведение литературных вечеров в старшей группе Среди форм работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой выделяется проведение литературных вечеров. Литературный вечер является закрепляющим обобщающим мероприятием, которое проводится после изучения какого-либо литературного материала, например, сказок одного из поэтов. Подготовить литературный вечер можно так: определить цель вечера и его конкретную тему, например, «книжкины именины», «Праздник книги»; разработать сценарий праздника, его перспективный план, он должен быть точным; далее стоит выбрать ведущего и детей, которые будут вести данный праздник; раздать предварительные задания, например, подготовить какой-либо творческий материал, выучить стихотворение, нарисовать портрет. Литературный вечер в детском саду Именно художественное слово и творчество конкретного писателя или группы писателей должно быть в центре литературного вечера. Поскольку для детей старшего дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, то необходимы сюрпризные моменты, например, исполнение желаний детей с помощью цветика-семицветика или подготовленное чтение стихов родителями, просмотр теневого театра по мотивам сказок и так далее. Литературный вечер должен качественно отличаться от обычного литературного занятия.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе. Тема: Учимся быть вежливыми. Сефа «Совет». Цель: Учить детей вежливости. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его. Материалы: блокнот, телефон. Ход занятия: Добрый день, ребята! Сегодня на занятии мы познакомимся с очень интересным и поучительным стихотворением. Но сначала давайте вспомним правила поведения, например, за столом, на улице, в автобусе, в магазине ответы детей. А как нам найти туда дорогу? Я вспомнила, ребята, у меня есть один знакомый Зайка, который живет в этой стране, ему нужно позвонить и спросить дорогу. Любые обращения к незнакомым за помощью следует начинать с волшебных слов, простите или извините.
«Детский сад № 46 «Светлячок»
Художественной и познавательной. Литературы для детей. Вторая группа раннего возраста (2-3). В этом плане воспитательно – образовательнойработы отражены основные темы, цели и необходимая литература длянепосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольноговозраста на II. 1. Развитие речи. (Веракса, стр.). Тема: ЧТЕНИЕ ГЛАВ ИЗ ПОВЕСТИ. А. П. Гайдара «Чук и гек». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №140 комбинированного типа». Календарно – тематическое планирование на февраль в старшей группе «Ягодки». Чтение художественной литературы: заучить загадку: Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою, но солнце ее припечет, заплачет она и умрет. В этом плане воспитательно – образовательнойработы отражены основные темы, цели и необходимая литература длянепосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольноговозраста на II.
Картотека ЧХЛ старшая группа
Список рекомендованной для заучивания и чтения художественных произведений в старшей группе ДОУ по программе «ДЕТСТВО». Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. ВераксыО.О. Содержание Автор, название Цель Нравственное воспитание рнс «Лиса и кув. Эта программа, одобрена министерством образования РФ. Она наиболее часто используется в детских садах. В каждой возрастной группе в разделе «Ознакомление с художественной литературой» дан перечень произведений для чтения и заучивания. Картотека художественной литературы в старшей группе по фгос с целями. Чтение стихов во время игровой деятельности. Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день. (старшая группа).
Календарно – тематическое планирование для детей 5-6 лет (февраль)
Воспитывать интерес к чтению. Февраль 4. Чтение стихотворения С. Маршака «Милиционер» Цель: формировать желание слушать и запоминать прочитанное стихотворение; развивать память; воспитывать любовь к стихам. Михалков чтение произведения. Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.
Рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка». Цели: формировать умение детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; формировать умение понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды. Заучивание стихотворения «Шофер» Б. Цели: уточнить представления детей о профессии людей на транспорте. Формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержание сюжета поэтического текста. Продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворения эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение жестом, мимикой, передавать свое отношение к содержанию литературной фразы. Стихотворение Е. Благининой «Бальзамин».
Цели: продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями. Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка». Цели: воспитывать интерес к сказкам. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония». Цели: способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека. Маршак чтение стихотворения. Цель: познакомить детей с новым стихотворением — о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину.
Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к воинам Российской армии , уважение к ним. Теплоухова «Барабанщик». Цели: продолжать формировать умение детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе. Чтение стихотворений ко Дню защитника Отечества. Цели: развивать выразительность речи, чувство ритма.
Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор». Цели: формировать умение понимать характер произведения; выражать свои впечатления в связных высказываниях. Профессии строителей» 1. Чтение Пермяка « Для чего руки нужны? Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, моторику; воспитывать умение слушать ответы других детей. Заучивание стихотворения Б. Заходера «Строители».
Цели: познакомить детей с различными профессиями и их особенностями. Дать знания о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях. Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним. Драматизация сказки «Три поросёнка» Цель: закреплять знание сказок, вызвать желание участвовать в инсценировке, развивать актёрские способности. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка». Цели: формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки.
Упражнять в словообразовании. Воспитывать желание выслушивать друг друга, не перебивать. Март 1 неделя Весна. Мамин праздник. Первые цветы. Виеру чтение стихотворения. Цель: познакомить детей с новым стихотворением. Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.
Воспитывать любовь и уважение к маме. Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама». Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность. Пополнить словарный запас эмоционально- оценочной лексикой. Чтение рассказа Н. Калининой «Мамина чашка». Цели: формировать умение детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения; формировать умение задавать вопросы к тексту произведения и отвечать на вопросы, логически правильно выстраивая ответ; развивать слуховую память.
С Капутикян «Моя бабушка». Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к бабушке через поэзию, творческую деятельность. Габе чтение рассказа. Цель: продолжать формировать умение детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать. Чтение произведения Михалкова «А что у вас? Чтение рассказа Е.
Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать его идею. Закреплять представления детей о жанровых особенностях литературных произведений. Рассказывание сказки «Лиса и кувшин» Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки. Чтение Р. Сеф «Совет» Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Даниил Хармс «Самовар Иван Иванович». Обувь» Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Ушакова, 228, 94; Гавриш, 93 Учить детей понимать юмор, комичность ситуации, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить отвечать на вопросы по содержанию, вызывать желание послушать другие его произведения. Помочь детям вспомнить известные им рассказы Чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле вырасла» Дать представления о русском национальном костюме. Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве. Воспитывать культуру речевого общения, уважения к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества. Чтение русской народной сказки «Как старуха нашла лапоть» познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры — сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание читать их. У кого какая обувь. Андерсен «Новое платье короля». Катаева «Цветик-семицветик». Гавриш,190; Ушакова,165 276 Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любовь к художественной литературе. Чтение Д. Родари «Волшебный барабан» Гавриш,115 Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» Гавриш,196 Познакомить с творчеством В. Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки и действия героев. Чтение чешской сказки «Три золотых волоска Деда-Всеведа» в переводе с чешского Н. Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях, их лучших качествах. Природа зимой» Чтение стихотворений С. Есенина «Береза». Гавриш,184; Ушакова,161 Учить вслушиваться в ритм и мелодику стихотворения, видеть красоту русской природы, передаваемую автором художественным словом. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения. Чтение рассказа "Проказы старухи-зимы". Константин Ушинский Познакомить детей с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания детей о зиме, о признаках зимы. Развивать устную речь, внимание, мышление, память. Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Заучивание потешки «Ты мороз, мороз, мороз» в обработке И. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потешку, учить рассказывать ее, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Чтение стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение. Прививать любовь к поэтическому слову, развивать воображение. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года. Калинина «Про снежный колобок». Учить детей близко к тексту рассказывать короткие рассказы интонационно выразительно. Формировать навык перевода косвенной речи в прямую речь. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Носова «На горке» Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня». Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать и выразительно читать стихотворения. Развивать память, артистические способности. Чтение песенки «Как на тоненький ледок», чтение рассказа "На катке" В. Осеева Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста ; развивать связную речь, творческое воображение, наглядно-образное мышление, прививать интерес к чтению; воспитывать доброе, уважительное отношение детей друг к другу, к окружающим, отзывчивость, продолжить работу по формированию высоких нравственных чувств. Чтение стихотворения Саши Чёрного «На коньках». Учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя. Развивать образное мышление, связную речь. Зимующие птицы. Чтение басни «Ворона и лисица» Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. Воспитывать чесность и доброту. Бианки «Сова» Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко». Учить детей внимательно слушать, понимать характеры героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью; отвечать на вопросы по содержанию. Зощенко познакомить с новым рассказом, найти главных героев, дать характеристику героям через их поступки; вызвать желание совершать хорошие поступки, стремление к доброму отношению к окружающим людям. Заучивание стихотворений о Новом годе. Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас деда Мороза» Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Чтение русской народной сказки «Морозко». Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним. Чтение глав из повести-сказки О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга». Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки. Андерсена, к зарубежным сказкам , воспитывать любовь к чтению. Как я встречал Новый год. Живи, елочка! Новогодняя ночь. Мы встречали Новый год. ЯНВАРЬ 1-2 НЕДЕЛЯ «Праздники» Чтение обрядовой песни познакомить детей с древними русскими праздниками Рождество, Колядки ; учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно.
Константин Ушинский Познакомить детей с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания детей о зиме, о признаках зимы. Развивать устную речь, внимание, мышление, память. Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Заучивание потешки «Ты мороз, мороз, мороз» в обработке И. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потешку, учить рассказывать ее, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Чтение стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение. Прививать любовь к поэтическому слову, развивать воображение. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года. Калинина «Про снежный колобок». Учить детей близко к тексту рассказывать короткие рассказы интонационно выразительно. Формировать навык перевода косвенной речи в прямую речь. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Носова «На горке» Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня». Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать и выразительно читать стихотворения. Развивать память, артистические способности. Чтение песенки «Как на тоненький ледок», чтение рассказа "На катке" В. Осеева Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста ; развивать связную речь, творческое воображение, наглядно-образное мышление, прививать интерес к чтению; воспитывать доброе, уважительное отношение детей друг к другу, к окружающим, отзывчивость, продолжить работу по формированию высоких нравственных чувств. Чтение стихотворения Саши Чёрного «На коньках». Учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя. Развивать образное мышление, связную речь. Зимующие птицы. Чтение басни «Ворона и лисица» Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. Воспитывать чесность и доброту. Бианки «Сова» Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко». Учить детей внимательно слушать, понимать характеры героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью; отвечать на вопросы по содержанию. Зощенко познакомить с новым рассказом, найти главных героев, дать характеристику героям через их поступки; вызвать желание совершать хорошие поступки, стремление к доброму отношению к окружающим людям. Заучивание стихотворений о Новом годе. Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас деда Мороза» Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Чтение русской народной сказки «Морозко». Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним. Чтение глав из повести-сказки О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга». Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки. Андерсена, к зарубежным сказкам , воспитывать любовь к чтению. Как я встречал Новый год. Живи, елочка! Новогодняя ночь. Мы встречали Новый год. ЯНВАРЬ 1-2 НЕДЕЛЯ «Праздники» Чтение обрядовой песни познакомить детей с древними русскими праздниками Рождество, Колядки ; учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно. Чтение глав из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол» Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист — Ясный сокол». Чтение глав из сказки Х. Мякеля в переводе с финского Э. Успенским «Господин Ау». Знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. Чтение Т. Янсона «О самом последнем в мире драконе» в переводе с шведского И. Продолжать знакомить детей с произведениями зарубежной литературы , вызывать желание прочитать всю сказку до конца. Учить понимать характеры и поступки героев. Чтение сказки «Мороз Иванович» В. Одоевский Познакомить детей со сказкой, учить высказывать свое мнение о поступках героев. Закреплять умение полно отвечать на вопросы по содержанию текста. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Маршака «Пудель». Учить детей понимать содержание произведения. Развивать интерес и любовь к поэзии, чувство юмора. Паустовского «Кот ворюга» Познакомить детей с рассказом. Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать характер произведения и взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать связную речь детей. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. Левин «Сундук» Познакомить детей новым стихотворением В. Левина «Сундук». Учить замечать образные слова и выражения. Развивать поэтический слух, эмоциональный отклик на произведение. Воспитывать интерес к художественному слову. Чтение «Как собака друга искала» Мордовская сказка формирование у детей интереса к чтению через знакомство с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала». Способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения. Содействовать развитию речи детей, активизации словарного запаса. Воспитывать отзывчивость, доброе отношение к животным, желание им помогать. Фета «Кот поет, глаза прищурив». Учить детей выразительно декламировать стихотворение, выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом, подбирать соответствующие содержанию средства выразительности речи. Развивать интерес к чтению Разгадывание загадок о животных. Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров.
Смирнова А. Волков «Волшебник Изумрудного города» А. Гайдар «Чук и Гек» главы А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» главы в сокр. Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы» пер. Соловьёвой А. Милн «Баллада о королевском бутерброде» пер. Милн «Винни Пух и все — все - все» главы в пер. Заходера А. Митяев «Сказка про трёх пиратов» А. Ремизов «Хлебный голос» А.
Календарно – тематическое планирование для детей 5-6 лет (февраль)
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе | Для чтения в лицах. Произведения. |
Список книг для старших дошкольников (5-7 лет) | Календарный план воспитательно – образовательной работы в старшей группе № __. Дни недели/ Дата. Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей. |
Как проводить занятия по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада | Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». |
Список литературы от рождения до семи лет под редакцией М. А. Васильевой | форум Babyblog | Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам. |
Список литературы от рождения до семи лет под редакцией М. А. Васильевой | Упражнять в четком и правильном произношении звука «ш» в словах. На примере героев стихотворения, учить понимать смысл дружбы, помогать друг другу. «Чтение художественной литературы» «Коммуникация» «Социализация» «Художественное творчество». |
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ. СТАРШАЯ ГРУППА
Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома «Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков К. Чуковский «Федорино горе» рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища Ю. Михалкова Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города Е. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами Ознакомление с социальным миром Г. Андерсен «Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран С. Кустовой и В.
Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки А. Гайдар «Сказка про военную тайну , Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово» Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада С. Махотин «Старшая группа» О. Высоцкая «Детский сад» Т. Александрова «Домовенок Кузька» главы Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.
Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите. Снегирев «Пингвиний пляж» К. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»; Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении Р. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе Речевое развитие Развитие всех сторон речи Знакомство с жанрами Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами И. Чайковский «Щелкунчик» фрагменты Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений П. Чайковский «Времена года» фрагменты Н.
Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» фрагменты С.
Калининой «Мамина чашка». Цели: формировать умение детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения; формировать умение задавать вопросы к тексту произведения и отвечать на вопросы, логически правильно выстраивая ответ; развивать слуховую память. С Капутикян «Моя бабушка».
Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к бабушке через поэзию, творческую деятельность. Габе чтение рассказа. Цель: продолжать формировать умение детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать.
Чтение произведения Михалкова «А что у вас? Чтение рассказа Е. Пермяка «Мамина работа». Цели: закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; Формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; учить, отвечая на вопросы, правильно строить предложения.
Чтение художественной литературы: «Айболит» Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей. Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы; воспитывать бережное отношение к природе.
Продолжать знакомить детей с произведениями детских писателей; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким. Чтение и заучивание песенки «Дед хотел уху сварить…»? Цель: помочь детям запомнить р. Сказка «По щучьему велению».
Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы 4. Разучивание стихов, загадок о рыбах. Цель: воспитывать умение отгадывать загадки. Чтение и разучивание стихов о городе.
Цель: развивать память, умение выразительно рассказывать. Барто чтение стихотворения. Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности. Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы.
Воспитывать любовь к художественной литературе. Чтение стихотворения А. Кардашовой «Наш дворец для всех открыт» Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца. Воронько «Лучше нет родного края » - чтение.
Цели: формировать умение участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст; воспринимать смысл пословиц, выраженный образно «Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша» ; воспитывать любовь к родному краю. Васнецова, В. Чижикова, Е. Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
Развивать произвольное внимание. Воспитывать эстетический вкус. Чтение стихотворения Я. Аким « Неумейка ».
Цели: развивать способность слушать литературные произведения, отвечать на вопросы по содержанию фразой; развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику руки. Перро «Мальчик — с пальчик» - рассказывание сказки. Цели: продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки; Формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности , умение разыгрывать фрагменты сказки. Чтение произведения «Мойдодыр» К.
Цель: развивать интерес детей к чтению, воспитывать любовь к чистоте. Загадки о космосе. Цели: развивать умение разгадывать загадки. Тренировать память и внимание.
Воспитывать уважение к труду космонавтов. Рассказ В. Бороздин «Первый в космосе». Цели: расширять представлений детей о космосе.
Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способности сопереживать его герою. Чтение А. Плещеева «Дети и птичка». Цель: развивать память, слуховое внимание.
Воспитывать интерес к слушанию. Чтение стихотворения М. Клоковой «Зима прошла Воробей с березы на дорогу прыг ». Цели: упражнять в подборе определений к заданному слову.
Воспитывать любовь к поэзии. Чтение рассказа В. Воробьёва « Чистюля » Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, развивать связную речь; расширять знания о перелетных птицах; развивать внимание, память, ; воспитывать заботливое отношение к птицам. Толстой чтение произведения.
Цель: формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей. Чтение и обсуждение стихотворения М.
Безруких «Разговор о правильном питании » Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному. Развивать память. Сенченко «Хлеб святой». Глинская «Хлеб» - чтение.
Цели: расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; развивать познавательный интерес; Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.
Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше» главы Учить понимать характеры сказочных героев ; подбирать образные определения к словам; чувствовать юмористическое содержание произведения. Развивать чувство юмора. Суриков «Вот моя деревня» заучивание Песни и потешки о природе.
Учить внимательно слушать, высказывать своё отношение к содержанию. Закрепить знание потешек и народных песенок о природе. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями сказки Н.
Носов «Живая шляпа» чтение Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа. Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
Маршак«Тает месяц молодой» Вспомнить с детьми произведения С. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». Бажов«Серебряное копытце» Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце» С.
Георгиев «Я спас Деда Мороза» чтение Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Фет «Кот поёт, глаза прищурил…» Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях. Воспитывать интерес к своей родословной.
Учить придумывать рассказы по своей родословной. Гайдар «Чук и Гек» главы, чтение Закрепить знание об особенностях прозаического произведения. Учить понимать мотивы поступков героев; высказывать своё отношение к ним. Чтение рассказа Е.
Воробьёва «Обрывок провода» Познакомить детей с произведение о защитниках Родины в годы войны, Воспитывать у детей уважение к ветеранам войны. Чусовитина Учить выразительно читать стихотворение. Закреплять знания о различии стихотворного и прозаического произведений. Чтение отрывка из произведения К.
Паустовского «Кот —ворюга» Развивать речь, логическое образное мышление воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным. Чтение произведения Н. Лешкевича «Светофор» Познакомить с содержанием стихотворения, повторить правила дорожного движения.
Набрёл Шурочка на домик. В домике огромный лев. Стал он у него жить, кашу варить. Задумал Шурочка домой убежать, приготовил печенье и велел льву отнести маме и папе, а сам в рюкзак спрятался. Пришёл лев в село, а там на него петух как стал кукарекать, лев испугался, рюкзак бросил, а сам убежал. А Шурочка вернулся живой и здоровый. Ребятам нужно определить лишнюю народную сказку и объяснить свой выбор. Дети поочерёдно берут карточки и называют характеристики нарисованного персонажа, например, волк - серый, страшный; колобок - круглый, румяный, вкусный и т. Воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Это Чебурашка. Он какой? Назови его друзей. Кому они помогли? Дети по очереди перечисляет характеристики сказочного героя, отвечают на вопросы и возвращают мяч воспитателю. Воспитатель: - Ребята, я думаю, что медведь - это птица. Не согласны? Тогда докажите, а свою мысль начинаете формулировать со слов: если бы… медведь был птицей, то у него был бы клюв и он умел клевать. Чуковского «Муха Цокотуха» Цокотуха - издавать необычные звуки со слогом «цо». Злодей - тот, кто способен совершит злые, нехорошие дела. Именинница - главная героиня празднует день своих именин, приглашает гостей. Пожалуйста, помогите! Мою лубяную избушку заняла обманщица лиса. Верните мне мой домик! Дорогой Иа, поздравляем тебя с днём рождения, желаем счастья в личной жизни! Меня заперла в комнате «домомучительница» Фрекен Бок. Моего братца похитила страшная Баба-Яга. Помогите мне его спасти! Я потеряла хрустальную туфельку! Помогите найти! Очень люблю зимнюю рыбалку , но мой хвост остался в проруби! Спокойствие, только спокойствие!
Список литературы для чтения в старшей группе детского сада по фгос по лексическим темам
Для чтения в лицах. Произведения. 3.3 Картотека тем занятий по художественному чтению в старшей группе. 3.3.1 Таблица: картотека литературных произведений для старшей группы с указанием целей изучения. Цель: Воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. ЧТЕНИЕ ХУД.
Художественная литература и ее чтение в старших группах – картотека
Сенич Анна Николаевна - Перспективное планирование по художественной литературе в старшей группе. | Перспективное планирование «Чтение художественной литературы» для детей 5 – 6 лет. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» М.: Мозаика-Синтез, 2008. О. А. Иванова «Учимся читать художественную литературу» программа. |
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ. СТАРШАЯ ГРУППА | Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы по программе «Детский сад 2100» в соответствии с ФГТ с учетом тематического планирования. |
Список литературы от рождения до семи лет под редакцией М. А. Васильевой
Всероссийский очный конкурс «День Защитника Отечества» (от 1 участника) | СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ | Картотека по художественной литературе (старшая группа): “Художественная литература в старшей группе”. Перечень литературы, используемый в ДОУ. |
Список литературы для чтения детям в подготовительной группе (-7 лет) | Животные жарких художественного произведения Л. Толстого «Лев и собачка» (Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского ие речи, с 48). |
Перспективное планирование по художественной литературе в старшей группе
Воспитатель: А что такое горница? Дети: Светлая, красивая комната. Воспитатель: Как вы понимаете слово «сочла»? Дети: Посчитала. Воспитатель: Побледнел? Дети: Стал белым, бледным от испуга. Ребята вот вы сказали, что фрукты растут в саду на фруктовом дереве. Давайте попробуем их достать. Речь с движением «На ветке» Вот на ветке — абрикос, Потянуться руками вверх, Он на солнце так подрос! Развести руки в стороны Ты за ним тянись, тянись, Подняться на носочки, потянуться руками вверх, Но смотри, не оступись!
Быстро присесть 5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз, а вы внимательно послушайте, и будете пересказывать его. Повторное чтение рассказа 6. Пересказ рассказа детьми Воспитатель: Расскажите историю про мальчика Ваню. Затем пересказ от имени мамы и от имени папы, от имени косточки. Заключительная часть Итог, оценка: Как называется рассказ, который вы пересказывали? Кто его автор в своем музыкальном произведении? Чей рассказ вам больше понравился и почему? Как называется музыкальное произведение которое мы с вами прослушали?
Кто композитор? Мне понравились все ваши рассказы, вы старались пересказывать близко к тексту. Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам. Карточка Тема: «Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка» Цель: понимание морали сказки Задачи: учить понимать мораль сказки, расширять представления детей о сказках разных народов , о традициях и обычаях народов севера. Развивать внимание, мышление, память, внимание. Воспитывать способность к сочувствию, отзывчивости, уважения к матери. Словарь: чум, малица, пимы, тундра. Оборудование: иллюстрации: чума, малицы, пимов, шкатулка, золотой ключик, наперсток, цветные полоски синяя, красная, желтая каждому ребенку, книжка- малышка сказка "Кукушка", ребус. Ход занятия 1.
Игровой момент. Сказку новую открой! Как вы думаете, о ком эта сказка? Кто такая кукушка? Что вы знаете о ней? Отвечает подготовленный ребенок. Кукушка - перелетная птица. Она не строит гнездо, свои яйца подкладывает в чужие гнезда. Никогда не заботиться о своем потомстве.
Какие бывают сказки? Кто такие ненцы? Ненцы - это жители севера. Занимаются оленеводством. На севере очень длинная и холодная зима, поэтому люди носят теплую одежду из меха и оленьих шкур. Подготовленный ребенок: чум - это жилище северных народов, покрытое шкурами оленей, по форме похож на шалаш. Что такое малица?
Цели: воспитывать интерес к сказкам. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония». Цели: способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
Маршак чтение стихотворения. Цель: познакомить детей с новым стихотворением — о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к воинам Российской армии , уважение к ним. Теплоухова «Барабанщик». Цели: продолжать формировать умение детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе. Чтение стихотворений ко Дню защитника Отечества. Цели: развивать выразительность речи, чувство ритма.
Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор». Цели: формировать умение понимать характер произведения; выражать свои впечатления в связных высказываниях. Профессии строителей» 1. Чтение Пермяка « Для чего руки нужны? Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, моторику; воспитывать умение слушать ответы других детей. Заучивание стихотворения Б. Заходера «Строители». Цели: познакомить детей с различными профессиями и их особенностями. Дать знания о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию.
Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях. Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним. Драматизация сказки «Три поросёнка» Цель: закреплять знание сказок, вызвать желание участвовать в инсценировке, развивать актёрские способности. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка». Цели: формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки. Упражнять в словообразовании. Воспитывать желание выслушивать друг друга, не перебивать. Март 1 неделя Весна. Мамин праздник.
Первые цветы. Виеру чтение стихотворения. Цель: познакомить детей с новым стихотворением. Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Воспитывать любовь и уважение к маме. Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама». Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность. Пополнить словарный запас эмоционально- оценочной лексикой. Чтение рассказа Н.
Калининой «Мамина чашка». Цели: формировать умение детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения; формировать умение задавать вопросы к тексту произведения и отвечать на вопросы, логически правильно выстраивая ответ; развивать слуховую память. С Капутикян «Моя бабушка». Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к бабушке через поэзию, творческую деятельность. Габе чтение рассказа. Цель: продолжать формировать умение детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать. Чтение произведения Михалкова «А что у вас? Чтение рассказа Е. Пермяка «Мамина работа».
Цели: закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; Формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; учить, отвечая на вопросы, правильно строить предложения. Чтение художественной литературы: «Айболит» Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей. Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы; воспитывать бережное отношение к природе. Продолжать знакомить детей с произведениями детских писателей; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким. Чтение и заучивание песенки «Дед хотел уху сварить…»? Цель: помочь детям запомнить р. Сказка «По щучьему велению». Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы 4.
Разучивание стихов, загадок о рыбах. Цель: воспитывать умение отгадывать загадки. Чтение и разучивание стихов о городе. Цель: развивать память, умение выразительно рассказывать. Барто чтение стихотворения. Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности. Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к художественной литературе. Чтение стихотворения А.
Воробьёва « Чистюля » Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, развивать связную речь; расширять знания о перелетных птицах; развивать внимание, память, ; воспитывать заботливое отношение к птицам. Толстой чтение произведения. Цель: формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей. Чтение и обсуждение стихотворения М. Безруких «Разговор о правильном питании » Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному. Развивать память. Сенченко «Хлеб святой». Глинская «Хлеб» - чтение. Цели: расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; развивать познавательный интерес; Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. Топелиус 4. Цели: формировать умение осмысливать содержание прочитанного; Связно передавать содержание прочитанного средствами игры; Формировать оценочное отношение к героям сказки. Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к Родине. Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Чтение стихотворения В. Гусевой «Родина». Цели: формировать умение выразительно читать стихотворение; Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Победа». Цели: формировать умение эмоционально воспринимать стихотворение, понимать его содержание; стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях. Разучивание стихотворения «Если свет зажжется красный» С Михалкова. Цель: развивать память, внимание, воспитывать любовь к стихам. Чтение Н Калинина «Как ребята переходили через улицу» Цель: воспитывать умение внимательно слушать, запоминать прочитанное произведение. Чтение В. Тимофеев «Для пешеходов». Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать бдительность на дороге. Три чудесных цвета» А. Северный, «Если бы…» О. Бедарев чтение стихотворений Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Развивать мышление, познавательные интересы у детей. Воспитывать культуру поведения на дороге. Крылов «Стрекоза и муравей». Цели: познакомить детей с новым литературным жанром — басней; помочь понять идею басни; воспитывать положительное отношение к труду 2. Чтение словацкой народной сказки « У солнышка в гостях». Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий. Александрова чтение стихотворения. Цель: продолжать формировать умение детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии. Рассказывание «Муравьишки» Е. Набойкиной сказкотерапия. Цели: осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру , их переживаниям; стимулирование ответов детей по содержанию сказки. Моделирование поведения персонажей, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний страх, беспокойство, радость, удовольствие ; последовательное воспроизведение событий сказки; развитие речи; создание положительного эмоционального настроения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. Ламуева Людмила Николаевна План на учебный год по образовательной области «Чтение художественной литературы» старшая группа Период Тема НОД Программное содержание Источники Сентябрь 1 неделя Мы — воспитанники старшей группы Цель : Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Гербова Сентябрь 2 неделя Рассказывание русской народной сказки «Заяц хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки» Цель : Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями : сказкой «Заяц хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки». Гербова Сентябрь 3 неделя Обучение рассказыванию : составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени Цель : Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Гербова 1 неделя Лексические упражнения. Маршака «Пудель» Цель : Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением — перевертышем. Гербова 2 неделя Обучение рассказыванию : описание кукол Цель : Помочь детям составить план описания куклы ; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. Гербова 3 неделя Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки Цель : Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» , помочь понять её смысл. Гербова 4 неделя Литературный калейдоскоп Учить : выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. Гербова 1 неделя Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение Заверши предложение Цель : Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Гербова 2 неделя Завершение работы над сказкой Айога Цель : Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя Стр. Гербова 3 неделя Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» Цель : Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». Гербова 4 неделя Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель : Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст , стараясь правильно строить предложения. Гербова Чтение стихотворения о зиме Цель : Познакомить со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой позии. Гербова Чтение сказки П.
Воспитатель: вы знаете стихотворения о наших защитниках отечества? Дети читают стихотворения Кумуков Алим, Кузнецов Алан. Воспитатель: Какие прекрасные стихи, ребята! Военные профессии всегда в почете. А какие военные профессии знаете вы? Дети: летчики, моряки, пограничники, саперы, танкисты, пехотинцы. Воспитатель: Правильно все они защищают нашу страну. А что им в этом помогает? На чем они исполняют свой воинский долг? А помогает им в этом военная техника. Сейчас, мы рассмотрим картинки с ее изображением, и вы скажете мне, кто именно служит на таком транспорте. Посмотрите внимательно, Что вы видите на картинках? Дети: самолет- на самолетах, вертолетах служат летчики — они охраняют нас с неба. На танках — танкисты. Они охраняют нас на земле. Воспитатель: Верно! А есть еще пограничники, которые охраняют границы нашего государства, ракетчики, которые управляют ракетами с земли. А теперь, чтобы немного отдохнуть, мы с вами поиграем в военных. Подвижная игра «Попади в цель». Воспитатель: Вы справились с поставленными задачами, а главное вы действовали все вместе.