7 февраля 1981 года в авиакатастрофе ту 104 под ленинградом

Около 16 часов по местному времени произвел взлет Ту-104 ВВС ТОФ, но на высоте около 50 метров самолёт резко накренился на правое крыло, перевернулся и рухнул на землю, не выйдя за пределы взлетной полосы. смертью русского гения, последовавшей 29 января (10 февраля). расстрелян адмирал Александр Колчак. 1964 год - начало гастролей британской группы Битлз в США. 1981 год - авиакатастрофа самолета ТУ-104 под Ленинградом, в которой погибает всё руководство Тихоокеанского флота СССР. Ровно 39 лет назад, 7 февраля 1981 года, произошло крушение самолета Ту-104 на военном аэродроме недалеко от города Пушкина. В результате авиакатастрофы погибли 50 человек, включая 16 адмиралов и генералов, 11 капитанов первого ранга, в том числе командующий.

7 февраля - День памяти гибели в авиакатастрофе командования ТОФ.

40 лет назад, 7 февраля 1981 года, при взлете с военного аэродрома Пушкин под Ленинградом разбился самолет Ту-104 командующего Тихоокеанским флотом (ТОФ) СССР. В этой катастрофе погибли 16 адмиралов и генералов — все руководство флота. Авиационная катастрофа авиалайнера Ту-104А произошла 7 февраля 1981 года. Самолет принадлежал отряду Управления ВВС Тихоокеанского флота СССР. Он выполнял рейс по маршруту Пушкин-Хабаровск-В. Произошедшая 7 февраля 1981 года авиакатастрофа в Пушкине, в отличие от других происшествий подобного плана, вошла в историю далеко не из-за количества погибших, хотя их там было немало — все 44 пассажира и 6 членов экипажа. Значимость была несколько в.

Самая крупная и засекреченная авиакатастрофа, которая обезглавила весь советский Тихоокеанский флот

Тайна одной катастрофы». И книга, и фильм не оставили равнодушными зрителей и читателей. Родные и близкие, знакомые погибших моряков, сами взялись за перо, чтобы осталась о них живая память. Воспоминания и биографические факты, фотографии — вся эта бесценная информация доступна сейчас любому желающему. В 2014 году в сети появился портал памяти, интернет-сайт «Герои ВМФ». Основную часть сайта составляет электронная версия книги «Прерванный полет». Есть также раздел, посвященный текущим памятным мероприятиям.

О каждом погибшем в катастрофе 7 февраля 1981 года созданы отдельные разделы сайта и страницы. Сохранить благодарную память о тех, кто погиб при исполнении воинских обязанностей, посвятил свою жизнь служению Отечеству — священный долг каждого, кто живет сегодня. Быть достойными их памяти — трудная и почетная задача.

Памятная надпись со словами «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7. Тогда, 37 лет назад, на базе Военно-морской академии в Ленинграде проводились оперативный сбор высшего командного состава всех флотов и командно-штабные учения без привлечения реальных сил. Образно говоря, адмиралы «воевали» на картах, а скорее всего, обсуждали вопросы мировой геополитики на морях и океанах. Тогда только закончилась Китайско-вьетнамская война, в которой Советский Союз помогал Вьетнаму, осуществляя поставки вооружений морским путем. Второй год шла военная операция в Афганистане, и американские авианосцы с морскими пехотинцами на борту кружили по Тихому и Индийскому океанам в готовности высадить десант. ТОФ в тот момент был, как говорится, на острие атаки.

К слову, именно командование тихоокеанцев по итогам тех учений было признано лучшим. Седьмого февраля, после завершения сборов, высшее руководство флотов разлеталось по домам — Ту-104 с бортовым номером 42332 предстояло лететь дольше всех, через Хабаровск во Владивосток. Но именно полет этого рейса оказался самым коротким: через несколько секунд после взлета самолет рухнул буквально в нескольких десятках метров от взлетно-посадочной полосы. Версий катастрофы было много, рассматривался и вариант диверсии — обезглавить командование Тихоокеанского флота мечтали многие наши недоброжелатели.

Спустя восемь секунд после взлета машина неожиданно потеряла управляемость, начала снижаться и ударилась о землю. Его истошный крик был отчетливо слышен на записях черных ящиков. В катастрофе Ту-104 погибли 16 адмиралов и генералов, капитаны первого, второго и третьего рангов. Единственным выжившим был старший лейтенант Валентин Зубарев. При ударе о землю его выбросило из кабины самолета. Но от полученных травм офицер скончался по дороге в больницу. Эмиль Спиридонов. Фото: wikipedia. Это грозило полным параличом управляемости столь громоздкой структуры и резким снижением уровня ее боеготовности. В условиях холодной войны это могло привести к непредсказуемым последствиям. Высшее военное руководство страны в спешном порядке назначило на освободившиеся должности нижестоящих офицеров, а в Кремле взяли расследование причин случившегося под личный контроль. Рассматривалось несколько версий произошедшего.

Список погибших — 44 пассажира и шесть членов экипажа. Элита флота и авиации. Подводник, прошедший службу на Северном и Тихоокеанском флотах, на момент гибели ему было всего 55 лет — его карьера была на подъеме. Именем адмирала названы улица во Владивостоке и большой противолодочный корабль «Адмирал Спиридонов». Именем члена военного совета ТОФ контр-адмирала Сабанеева также названы улица во Владивостоке, школа в Подольске, откуда он родом, морской тральщик. Среди погибших в том трагическом рейсе — 16 адмиралов и генералов. Этом списке есть и Виктор Дворский — старший матрос, чертежник штаба ТОФ — всем была уготована одна судьба, невзирая на чины и звания. Экипаж борта 42332 был подобран из лучших авиационных специалистов. Каждый из них был высококлассным специалистом в своем деле с большим опытом летной работы. При расследовании этой катастрофы на экипаж грешить никто не стал — повода не было.

7 февраля - День памяти гибели в авиакатастрофе командования ТОФ.

Катастрофа Ту-104 в Пушкине — авиационная катастрофа, произошедшая 7 февраля 1981 года. Авиалайнер Ту-104А, принадлежавший отряду управления 25-й МРАД ВВС КТОФ СССР, выполнял рейс по маршруту Пушкин—Хабаровск—Владивосток, но через несколько секунд. Ту-104А (регистрационный номер СССР-42332, заводской 76600402, серийный 04-02) был выпущен в ноябре 1957 года и изначально носил бортовой номер СССР-Л5426. 7 февраля 1981 года командование флотов ВМФ СССР разлеталось к местам дислокации. Около 16:00 "Ту-104А" вырулил на взлетную полосу, но на высоте 50 метров вдруг резко накренился на правое крыло, потерял скорость, с большим креном рухнул и взорвался. расстрелян адмирал Александр Колчак. 1964 год - начало гастролей британской группы Битлз в США. 1981 год - авиакатастрофа самолета ТУ-104 под Ленинградом, в которой погибает всё руководство Тихоокеанского флота СССР. Страшная авиакатастрофа, одним мигом обезглавившая Тихоокеанский флот СССР, произошла под Ленинградом 36 лет назад – 7 февраля 1981 года. Падение самолета Ту-104 унесло жизни 16 адмиралов.

Лавры победителей: гибель кадрового состава лучшей флотилии

  • Крушение Ту-104: 43 года назад авиакатастрофа унесла жизни почти всего руководства ТОФ
  • Бешеная птица: почему советские лётчики ненавидели самолёт Ту-104 и считали машину "проклятой"
  • «Персонал аэродрома рассмотрели под микроскопом»
  • В Петербурге вспомнили авиакатастрофу, обезглавившую весь Тихоокеанский флот

Крушение Ту-104: 43 года назад авиакатастрофа унесла жизни почти всего руководства ТОФ

7 февраля 1981 года в Ленинграде завершился оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава Военно-морского флота СССР во главе с главнокомандующим ВМФ адмиралом флота Советского Союза Сергеем Горшковым. В числе прилетевших 30 января 1981 года на военный аэродром в городе Пушкин офицеров флота был и весь высший командный состав Тихоокеанского флота СССР, прилетевший на самолёте Ту-104 из Владивостока. В феврале 1981 года в окрестностях города Пушкин Ленинградской области произошла страшная авиакатастрофа: разбился следовавший рейсом в Хабаровск и Владивосток самолет Ту-104, на борту которого находилось высшее командование Тихоокеанского флота во главе с. Около 16 часов по местному времени произвел взлет Ту-104 ВВС ТОФ, но на высоте около 50 метров самолёт резко накренился на правое крыло, перевернулся и рухнул на землю, не выйдя за пределы взлетной полосы.

Флот, ушедший в небо. Как под Ленинградом погибли лучшие моряки СССР

Сегодня в Петербурге вспоминают военных, погибших при авиакатастрофе под Ленинградом. 7 февраля 1981 года самолет Ту-104 разбился при взлете на аэродроме в Пушкине. На высоте 30 метров он накренился набок и рухнул. Около четырех дня седьмого февраля 1981 года самолет Ту-104 оторвался от взлетной полосы. В феврале 1981 года в Ленинградской военно-морской академии был назначен оперативный сбор высшего командного состава всех флотов СССР, во главе которого стоял лично командующий ВМФ СССР Сергей Горшков. 41 год назад, 7 февраля 1981 года, при взлете с военного аэродрома Пушкин под Ленинградом разбился самолет Ту-104 командующего Тихоокеанским флотом (ТОФ) СССР.

«Флот оказался обезглавленным»

7 февраля 1981 года - под Ленинградом. Из 52 погибших - 16 адмиралов и генералов и почти два десятка капитанов первого ранга, занимавших. 7 февраля 2021 года исполнилось 40 лет со дня одной из самых тяжелых трагедий в истории ВМФ СССР. В этот день, а это была суббота, в 1981 году во время взлета с аэродрома Пушкино потерпел катастрофу самолет Ту-104 с командованием Тихоокеанского флота СССР. Около четырех дня седьмого февраля 1981 года самолет Ту-104 оторвался от взлетной полосы.

Тайна авиакатастрофы до сих пор не раскрыта

Это такое красивое зрелище. И тут вижу: ветка будто застыла. А потом увидела, что кактус выбросил цветок. Знаете, кактус цвел те последние сутки, что были отведены мужу. Как будто осветил его жизнь. Причем обычно он расцветал в шесть часов вечера, а через сутки отцветал. А тут распустился в 23. Утром 7 февраля вылетели североморцы и с ними — начальник штаба ТОФа, которому разрешили навестить родственников на Севере. Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии — им посчастливилось попасть на рейс Аэрофлота. Затем поднялись в небо и другие самолеты. Около 16 часов к исполнительному старту военного аэродрома в городе Пушкин двинулся Ту-104 Тихоокеанского флота.

В тот день шел снег, мела даже небольшая пурга, но полеты не отменялись. На борту транспортного самолета находились командующий флотом адмирал Эдуард Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов, 17 адмиралов и генералов, другие пассажиры среди них — супруги Спиридонова и секретаря крайкома партии Ломакина. Всего вместе с экипажем на Ту-104 летели 52 человека. Военно-морские руководители, собираясь домой, прихватили с собой из центра дефицитные товары. В итоге Ту-104 оказался существенно перегруженным. Положение усугубилось тем, что экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета. Позже комиссия установила, что центровка общей массы оказалась за установленными пределами — ближе к хвосту. Это ухудшило аэродинамику самолета, что неощутимо на земле, но проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки. Последняя ошибка — что экипаж начал взлет на несколько сот метров раньше, чем следовало. Командир экипажа — первоклассный пилот, опытный, проработавший на самолетах подобного типа более 11 лет, — стал выполнять взлет по входившей тогда в моду зарубежной «экологической методике»: как можно круче набор, чтобы быстро увести от земли гром ревущих двигателей.

На 8-й секунде полета, когда подъемная сила, уменьшаясь вследствие крутого набора высоты тяжелого лайнера, сравнялась с его весом, наступило то самое неустойчивое равновесие, которое в полете ведомо только летчикам-испытателям, проверяющим устойчивость новой машины. Последним фактором, опрокинувшим и самолет, и судьбы членов экипажа и пассажиров, стал сильный встречно-боковой ветер.

Причём её толком не закрепили, из-а этого она сместилась при взлёте. К этому добавились полные баки топлива. Потом дал крен — ведь мебель продолжала двигаться по салону.

Экипаж не смог сманеврировать, потому что борт был перегружен, это и привело к катастрофе. Архивное фото с места происшествия Инцидент засекретили. Единственное упоминание о нём появилось на третьей полосе газеты «Красная звезда» — официальном печатном органе вооруженных сил СССР: «7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. По итогам расследования, с должности сняли командира 25-й морской ракетной авиационной дивизии. Ту-104 находился как раз в его ведении.

У него были сломаны ноги, руки и позвоночник. По дороге в больницу он в ужасе повторял одну и ту же фразу: «Они кричали, так кричали! Таким образом, в катастрофе погибло 50 человек: 44 пассажира и 6 членов экипажа. Власти решили не афишировать происшествие и запретили журналистам о нем писать и говорить.

Сотрудники спецслужб предположили, что кто-то захотел разом обезглавить Тихоокеанский флот — это и произошло. На борту Ту-104 было 13 адмиралов, 3 генерала и 12 капитанов первого ранга и полковников ТОФ. Более того, проявились дополнительные сведения, которые указали на истинную причину аварии. Целый список грубых нарушений К авиакатастрофе привело сразу несколько ошибок.

На военном самолете вместе с командованием ТОФ летели их жены и даже дети — такое было категорически запрещено. Проведя анализ веса перевозимого груза, траектории полета и падения и исследовав место крушения, эксперты обнаружили, что причиной резкого наклонения Ту-104 стал перегруз.

Также есть версия, что самолет был перегружен в том числе и топливом.

А вместе с низкой скоростью экипаж просто не смог разогнать перегруженный самолет до расчетной скорости отрыва. Однако официальное расследование эту версию не подтверждает. После авиакатастрофы информацию о происшествии сразу же засекретили.

Единственное упоминание о крушении самолета Ту-104 было опубликовано в газете «Красная звезда», которая являлась официальным печатным органом Вооруженных сил СССР. Однако причины ЧП не разглашались. Сразу же после катастрофы Тихоокеанский флот привели в состояние полной боевой готовности.

На тот момент рассматривалась единственная версия произошедшего — террористический акт, но она не была подтверждена. После трагедии был снят с должности полковник Яковлев А.

Самая крупная и засекреченная авиакатастрофа, которая обезглавила весь советский Тихоокеанский флот

Однако экипаж получил приказ: «Летим! И точка». При отказе подчиниться командира экипажа ожидали бы, скорее всего, большие служебные неприятности. В итоге «точки» достигли гораздо быстрее, чем предполагалось. После этой катастрофы, кстати, было приказано на всех военных аэродромах иметь весы для взвешивания всех грузов, перевозящихся на самолетах транспортной авиации. Экипаж борта 42332 был подобран из лучших авиационных специалистов.

Каждый из них являлся высококлассным специалистом с большим опытом летной работы. При расследовании этой катастрофы на экипаж грешить никто не стал — повода не было. Была только команда из салона — вылет на смерть. Эта порочная практика, когда самолетом «рулит» не летчик, а высокопоставленный пассажир, встречается, к сожалению, в некоторых случаях до сих пор. Вспомним разбившийся под Смоленском 10 апреля 2010 года «борт номер один» польского президента Леха Качиньского — летчику дали приказ на посадку, несмотря на предостережения диспетчеров.

Итог известен — 96 погибших, в том числе и сам президент Польши. В Тверской области потерпел катастрофу Ан-12 Минобороны России, на его борту находился командующий Ленинградским военным округом. Именно под его давлением, по ряду свидетельств, экипаж в условиях плохой погоды, обледенения и перегруза был вынужден начать взлет. На борту самолета, помимо собственно военного груза, находились стройматериалы для дома командующего, а также личный автомобиль.

Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии — им посчастливилось попасть на рейс Аэрофлота.

Затем поднялись в небо и другие самолеты. В тот день шел снег, мела даже небольшая пурга, но полеты не отменялись. Положение усугубилось тем, что экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета. Позже комиссия установила, что центровка общей массы оказалась за установленными пределами — ближе к хвосту. Это ухудшило аэродинамику самолета, что неощутимо на земле, но проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки.

Последняя ошибка — что экипаж начал взлет на несколько сот метров раньше, чем следовало. Командир экипажа — первоклассный пилот, опытный, проработавший на самолетах подобного типа более 11 лет, — стал выполнять взлет по входившей тогда в моду зарубежной «экологической методике»: как можно круче набор, чтобы быстро увести от земли гром ревущих двигателей. Зная о нем и предполагая парировать снос, летчики дали элероны вправо — на ветер. И именно туда, вправо, заваливался многотонный лайнер. Ни руководитель полетов, ни его подчиненные не успели произнести ни слова.

Лишь штурман корабля, сидящий в стеклянном носу лайнера, сначала с тревогой, а затем с ужасом прокричал несколько раз: «Куда? Испытатели потом говорили, что спасти положение на первых мгновениях правого крена мог лишь энергичный поворот штурвала влево и от себя, чтобы вывести судно в горизонтальный полет и набрать скорость. Спастись не удалось никому». Погибли командующий флотом, почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр. В одночасье Тихоокеанский флот остался практически без командования.

А в это время во Владивостоке их ждали, готовили им праздничный стол. А ведь оказалось, что учения прошли хорошо и о тайфуне никто и не вспоминал». Просто не знаю, что со мной происходит".

Рупасов Михаил Николаевич. Барсов Анатолий Владимирович. Вахтеев Анатолий Иванович.

Пассажиры Спиридонов Эмиль Николаевич. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал. Белашев Виктор Григорьевич. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал. Павлов Георгий Викторович. Сабанеев Владимир Дмитриевич.

Член Военного совета — начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал. Тихонов Василий Федорович. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал. Данилко Степан Георгиевич. Коновалов Владимир Харитонович. Корбан Владимир Яковлевич.

Заместитель командующего по боевой подготовке — начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал. Леонов Геннадий Федорович. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал. Махлай Виктор Петрович. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал. Митрофанов Феликс Александрович.

Начальник оперативного управления — заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал. Николаев Виктор Антонович. Пирожков Рэмир Иванович. Начальник штаба — заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал. Постников Василий Сергеевич. Рыков Владимир Васильевич.

Чулков Джемс Константинович. Асеев Владислав Петрович.

Погосов Борис Погосович. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1ранга. Прокопчик Анатолий Васильевич.

Начальник штаба — первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга. Туробов Юрий Николаевич. Цыганков Владимир Дмитриевич. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга. Чеканский Казимир Владиславович.

Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя — главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы. Делибатаньян Артур Арович. Подгаецкий Георгий Васильевич. Сорокатюк Владимир Дмитриевич. Бабкин Анатолий Иванович.

Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга. Науменко Сергей Иванович. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан. Акентьев Александр Николаевич. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.

Зубарев Валентин Иосифович. Шевченко Геннадий Геннадьевич. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант. Амельченко Борис Иванович. Порученец члена Военного совета — начальника политуправления ТОФ, мичман.

Дворский Виктор Степанович. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос. Ломакина Тамара Васильевна. Спиридонова Валентина Павловна. Левкович Анна А.

Машинистка оперативного управления штаба ТОФ.

Гибель адмиралов - Катастрофа которая оставила без командования тихоокеанский флот.

Другим рейсом предпочел лететь и командующий Камчатской военной флотилией вице-адмирал Геннадий Хватов. На борту злополучного лайнера было все командование Тихоокеанского флота, включая 55-летнего адмирала Эмиля Спиридонова. В самолете находились, в частности, заслуженный военный летчик СССР Георгий Павлов, командующий ВВС Тихоокеанского флота, вице-адмирал Владимир Сабанеев, начальник разведки флота контр-адмирал Геннадий Леонов, в общей сложности — 16 адмиралов и генералов, капитаны первого ранга. На борту находилось и несколько гражданских — жены и другие родственники военных.

Командиром экипажа был подполковник Анатолий Инюшин, один из опытнейших летчиков, больше половины своего стажа проведший за штурвалом Ту-104. При проведении расследования версия об ошибках экипажа была отметена сразу. Что же явилось причиной катастрофы С учетом того, что трагедия обезглавила Тихоокеанский флот, первой же версией был выдвинут теракт.

Вариант с диверсией рассматривался еще и потому, что не так давно завершилась Китайско-Вьетнамская война. Другой причиной могли бы напряженные отношения с США, заинтересованными в том, чтобы вмешаться в события в Афганистане путем высадки десанта в Тихом и Индийском океане.

Тринадцать адмиралов, три генерала, одиннадцать капитанов первого ранга, а также ещё семнадцать человек — военных чинами пониже и гражданских. Все они стали жертвами трагедии, причиной которой, учитывая ранг пассажиров, могла быть диверсия.

Но на деле всё оказалось иначе. Высокопоставленная компания в самолёте Сама по себе катастрофа на военном аэродроме Пушкин Ленинградской области довольно известна, хотя подробности по ней длительное время держались в секрете. Но для непосвящённого читателя нужно сделать небольшое отступление, чтобы стало понятно, почему тихоокеанцы в таком составе вообще оказались в Ленинграде за тысячи километров от родных пенатов. Если коротко, то есть такое понятие как командно-штабные учения.

От обычных учений, которые мы привыкли наблюдать в новостях , они отличаются тем, что никаких крупномасштабных манёвров войск на суше, море и в воздухе не производится. Это своеобразный экзамен для командования, в ходе которого на примере условных ситуаций проверяется степень взаимодействия высших командующих чинов, правильность принятия их решений и прочее. В общем, что называется, «настольные войнушки» для генералитета. Военно-морская академия в наши дни На сбор прилетели все высшие флотские командующие.

Исключением не был и Тихоокеанский флот. Голосова Командующего 4-й флотилией подводных лодок вице-адмирала В. Коновалова Зам. Корбана Начальника разведки контр-адмирала Г.

Леонова Командира эскадры подводных лодок контр-адмирала В. Махлая Зам. Митрофанова Члена военсовета и начальника политотдела Сахалинской контр-адмирала В. Николаева Зам.

Постникова Начальника отдела 10-й оперативной эскадры контр-адмирала Д. Рыкова Уже из одного только статуса должностей становится понятно, что собрался весь «тяжеловесный состав» тихоокеанцев. Помимо верхов, присутствовали одиннадцать капитанов первого, второго и третьего ранга, а также двенадцать военных других чинов, включая даже мичмана и старшего матроса. Также было и шесть гражданских лиц, которые, понятное дело, к учениям не привлекались.

Среди них: жена командующего Тихоокеанским флотом В. Спиридонова, супруга первого секретаря Приморского крайисполкома, машинистка оперативного управления штаба ТОФ, дочь начальника связи флота, сын и супруга начальника снабжения Приморского крайисполкома. Последние, за исключением машинистки, прибыли в Ленинград по вполне ясным причинам — вторая столица СССР, возможность «посмотреть мир», прикупить дефицитных товаров и прочее. Катастрофа Учения, по результатам которых тихоокеанцы были признаны лучшими и получили личную благодарность от командующего ВМФ Горшкова, продлились менее недели.

Поэтому уже 7 февраля был запланирован обратный рейс Пушкин — Владивосток. При этом начальник штаба Голосов возвращаться вместе со всеми отказался, поскольку решил отправиться вместе с командованием Северного флота в Мурманск, где у него жили многочисленные родственники. Лететь предстояло на Ту-104. Его экипаж состоял из шести человек под командованием 51-летнего подполковника А.

Он скончался совсем недавно, в ноябре 2020 года. А вот Герой Советского Союза, вице-адмирал Голосов жив и по сей день. Ему пошел 94-й год.

Игорь Шушарин, 47news Краткая история "тушек" Первый советский реактивный пассажирский самолет "Ту-104" отправился в свой первый полет летом 1955 года, при том, что к проектированию лайнера приступили в 1954-ом. Невиданные в истории мировой авиации темпы — результат конверсии по-советски: специалисты из КБ Туполева не стали изобретать самолет с нуля, а трансформировали в пассажирский лайнер скоростной бомбардировщик "Ту-16". Это был не просто самолет, это был символ великой державы: страна, только-только восставшая из руин, совершила невероятный технологический скачок, опередив передовые страны Запада.

На борту самолета. С сентября 1956-го новенькие 50-местные "тушки" начали обслуживать регулярные пассажирские рейсы. Больше всего они эксплуатировались на трассе Москва Ленинград — Свердловск — Иркутск — Дальний Восток, а также на круглогодично востребованных крымском и кавказском направлениях.

В период 1957-1959 годов выпускалась 70-местная модификация самолета — модель "Ту-104А". В общей сложности было построено 80 машин, которые обслуживали исключительно заграничные линии, либо использовались в качестве представительских самолетов. В частности, на них перемещались члены Политбюро, включая самого дорогого Леонида Ильича.

Надо сказать, советская партийная элита в своих авиаперемещениях изрядно рисковала. В отличие от своего молочного брата бомбардировщика, гражданский "Ту-104" был тяжел, в полете неустойчив, плохо управляем и склонен к раскачке. В принципе, чего-то подобного следовало ожидать: самолет создавался поспешно и, будучи по многим характеристикам новаторским, был плохо обкатан.

Первая катастрофа с "Ту-104" случилась в августе 1958-го, когда борт, летевший из Хабаровска в Москву, через полчаса после взлета неожиданно вошел в штопор на высоте 12 км и рухнул в тайгу. Погибли 64 человека, включая экипаж. Всего пару месяцев спустя случилась трагедия уже с "Ту-104А", следовавшим рейсом "Пекин — Омск — Москва": пролетая над Чувашией, лайнер попал в сильный восходящий поток, поднявший его на 13 тысяч метров, после чего самолет потерял скорость и вошел в пике.

Погибли 80 человек, среди них — делегация китайских и северокорейских партийных активистов. По чистой случайности в самолете не оказалось молодого поэта Андрея Вознесенского: он должен был подняться на борт в Омске, но опоздал на посадку, загуляв с провожающими друзьями.

Женщины использовали семидневные штабные учения мужей для похода по магазинам и проведывания родственников. Правила, не позволяющие перевозку на военном самолете гражданских лиц, были кардинально нарушены.

Самолет в воздухе подобен метрике аптекаря Роковой рейс отличился еще рядом нарушений военных инструкций, которые все вместе привели к катастрофе. Адмирал Эмиль Спиридонов распорядился загрузить в самолет несколько сверхтяжелых бобин типографской бумаги. Вес одной бобины превышал полтонны. Благие побуждения командующего были вызваны желанием поддержать ведомственную газету Тихоокеанского флота.

На борту также перевозились мебельные гарнитуры — редкостный дефицит в магазинах Владивостока. Впоследствии все купленное занесли на адмиральский борт. На старте типографские рулоны весом в полтонны забыли накрепко привязать в салоне самолета. Как только судно начало набирать высоту они сместились центром тяжести в хвостовой отсек лайнера.

Нос самолета слишком задрался кверху и вероятно полноценного отрыва от земли так и не произошло. Набранной ложной скорости хватило лишь на несколько секунд полета. Свидетели катастрофы описывают именно такой сценарий трагических событий — лайнер мгновенно встал вертикально крестом в воздухе. Эксперты допускают, что катастрофу можно было предотвратить.

Для этого аналогичный перегруз нужно было допустить не только в хвосте, а по всей длине лайнера. В таком случае судно село бы на хвост еще при попытке набора высоты. Тогда шансов оторваться от земли у него бы не было. Самолет в воздухе подобен метрике аптекарских весов — малейшее несоблюдение допущенной рецептуры может привести к гибели.

Ту-104 всегда летит перегруженный Спустя некоторое время независимые эксперты стали публиковать альтернативные версии причин трагедии в небе над Пушкино. В некоторых из них упомянуты давние реплики командира экипажа погибшего воздушного судна — Анатолия Инюшина. Якобы пилот неоднократно докладывал в политотдел флота, что его самолет зачастую летит с лишним весом. Адмирала Спиридонова политрук извещал о докладных записках, поступающих от командира экипажа его самолета.

Реакции от командующего флотом не последовало.

Крушение Ту-104 под Ленинградом: моряки, ушедшие в небо

Имя погибшего командующего сегодня носит одна из улиц Владивостока. Памятная доска на фронтоне штаба Тихоокеанского флота была установлена по инициативе и на средства собранные руководством Владивостокского морского собрания 25 сентября 2005 года.

В 18:00, в условиях снегопада, авиалайнер вышел на исполнительный старт и начал разбег по взлетной полосе. Через 8 секунд после отрыва от полосы самолет внезапно вышел на закритический угол атаки и попал в режим сваливания. С высоты 45-50 метров лайнер с интенсивно нарастающим креном вправо рухнул на землю в 20 метрах от полосы, полностью разрушился и мгновенно загорелся. Неподалеку от места катастрофы в снегу был обнаружен 1 выживший - старший лейтенант Валентин Зубарев, во время взлета он находился в кабине экипажа и от удара его выкинуло через носовой фонарь, но он скончался по дороге в больницу.

Остальные находившиеся на борту 49 человек погибли. По официальной версии, экипажем были допущены перегруз самолета и неправильное размещение пассажиров и груза. По свидетельству очевидцев, в самолет были загружены тяжелые рулоны бумаги, а также много другого груза.

Военно-морская академия в наши дни На сбор прилетели все высшие флотские командующие. Исключением не был и Тихоокеанский флот. Голосова Командующего 4-й флотилией подводных лодок вице-адмирала В. Коновалова Зам. Корбана Начальника разведки контр-адмирала Г. Леонова Командира эскадры подводных лодок контр-адмирала В. Махлая Зам.

Митрофанова Члена военсовета и начальника политотдела Сахалинской контр-адмирала В. Николаева Зам. Постникова Начальника отдела 10-й оперативной эскадры контр-адмирала Д. Рыкова Уже из одного только статуса должностей становится понятно, что собрался весь «тяжеловесный состав» тихоокеанцев. Помимо верхов, присутствовали одиннадцать капитанов первого, второго и третьего ранга, а также двенадцать военных других чинов, включая даже мичмана и старшего матроса. Также было и шесть гражданских лиц, которые, понятное дело, к учениям не привлекались. Среди них: жена командующего Тихоокеанским флотом В. Спиридонова, супруга первого секретаря Приморского крайисполкома, машинистка оперативного управления штаба ТОФ, дочь начальника связи флота, сын и супруга начальника снабжения Приморского крайисполкома. Последние, за исключением машинистки, прибыли в Ленинград по вполне ясным причинам — вторая столица СССР, возможность «посмотреть мир», прикупить дефицитных товаров и прочее. Катастрофа Учения, по результатам которых тихоокеанцы были признаны лучшими и получили личную благодарность от командующего ВМФ Горшкова, продлились менее недели.

Поэтому уже 7 февраля был запланирован обратный рейс Пушкин — Владивосток. При этом начальник штаба Голосов возвращаться вместе со всеми отказался, поскольку решил отправиться вместе с командованием Северного флота в Мурманск, где у него жили многочисленные родственники. Лететь предстояло на Ту-104. Его экипаж состоял из шести человек под командованием 51-летнего подполковника А. Инюшина — крайне опытного пилота, налетавшего за свою карьеру 8150 лётных часов, из которых 5730 часов на Ту-104. И, как говорится, ничего не предвещало беды. В общем, с виду даже не было и намёка на приближающуюся катастрофу. Около 16:00, когда багаж уже был погружен и все пассажиры расселись по своим местам, командир воздушного судна Инюшин вывел самолёт на взлётно-посадочную полосу и, после получения разрешения на взлёт, приступил к стандартной процедуре набора скорости. Однако вскоре события стали развиваться совершенно непредсказуемым образом. Ещё толком не разогнавшись, Ту-104 резко оторвался от земли и начал выходить на закритические углы атаки или, попросту говоря, стал слишком сильно задирать носовую часть вверх.

Можно было подумать, что пилоты решили пощеголять своим мастерством перед находившимися на аэродроме военными, но такой манёвр на Ту-104, да ещё и на малой скорости, мог сделать только самоубийца. В таком режиме полёта даже самый сбалансированный и устойчивый самолёт быстро перейдёт в сваливание, не говоря уж про «Тушку». Это и произошло.

Комиссия по расследованию предположила, что незакрепленный груз при разбеге самолета сместился по проходу второго салона назад, что повлекло смещение продольной центровки за предельно-заднюю, что, в свою очередь, привело к преждевременному отрыву самолета от полосы и выходу на закритические углы, потере устойчивости и управляемости, и в результате - падению на землю. Также высказывались другие версии катастрофы, однако не подтверждаемые свидетелями и средствами объективного контроля.

Авиакатастрофа под Ленинградом стала крупнейшей авиакатастрофой, в которой погибли высшие военные чины в истории СССР. Поскольку одной из ведущих версий произошедшего был умышленный террористический акт, флот был приведен в состояние полной боевой готовности. После этой катастрофы все авиалайнеры Ту-104 были выведены из эксплуатации в ВВС, в гражданской авиации самолеты данного типа не использовались с 1979 года после катастрофы под Москвой. Связанные статьи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий