Социализация прекращается с выходом человека на пенсию

Дотрудовая стадия. Эта охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь, эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода – ранней социализации и обучения. Агенты и институты социализации. Под агентами социализации подразумевается окружение человека, которое, воздействуя на него, обеспечивает усвоение социальных норм и правил. Другими словами, это конкретные личности, которые влияют на процесс адаптации индивидуума. 1. Ожидания, связанные с выходом на пенсию Выход на пенсию – сложное, многоплановое социальное событие и социальный процесс. Он складывается из этапа подготовки к оставлению работы, этапа принятия непосредственного решения о прекращении трудовой деятельности и. Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное О. Г. Бримом-младшим, ценно прежде всего тем, что фиксирует внимание на непрерывности процесса социализации на протяжении жизни человека. Поскольку выход на пенсию в нашей стране совпадает с наступлением пожилого возраста, рассмотрим особенности социализации этой возрастной когорты, а также проблемы и риски, возникающие на посттрудовом этапе под влиянием вызовов информационного общества.

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Существует две точки зрения на проблему социализации личности в пожилом возрасте. Одни исследователи считают, что к людям старшего возраста само понятие социализации неприменимо, так как все социальные функции в этот период якобы свертываются и никакого. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Социализация – это непрерывный процесс подготовки человека к жизни в обществе путем знакомства с социальными нормами, ценностями и обычаями. Трудовая – это та стадия социализации личности, которая начинается с момента осуществления человеком трудовой деятельности вплоть до ее окончания. Именно данный период принято считать пиком наивысшей социальной активности человека. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.

Социализация индивида

Социализация предполагает усвоение норм, которые приняты в определенной группе. Изучением этого явления занимается наука социология. В ней собираются все актуальные данные и статистика, которая отражает особенности текущего общества. Видео Первичный и вторичный этапы социализации: что включают в себя, как происходит Большое влияние на жизнь человека оказывает его социализация. Данный процесс подразумевает получение навыков о нормах поведения, моральных ценностях, способах и формах общения с другими людьми, которые позволяют ему находить компромиссы, допустимые способы достижения целей и сосуществовать с обществом в целом. Как правило, социализация личности проходит в течение всей жизни и разделяется на несколько этапов. Группы и этапы социализации В зависимости от роли человека в обществе процесс его социализации можно условно разделить на три группы: обучение, трудовая деятельность и после трудовая пенсионный возраст. Каждой из групп присущи свои особенности, так например, обучение в одно и то же время является подготовительным и основным периодом социализации, поскольку именно он создает необходимую базу взглядов, ценностей и моральных принципов, необходимых для понимания своей функции и преодоления неуверенности. Именно поэтому дотрудовая или обучающая социализация называется первичной.

Период трудовой деятельности, выступает в качестве получения практических навыков вторичной социализации, а также их непосредственного применения для достижения различных целей. При этом, несмотря на большой возрастной диапазон, при трудовой деятельности, даже если по факту она отсутствует, происходит вспомогательная социализация личности, которая моделирует базовые нормы и модели поведения человека, переданные в процессе обучения, в зависимости от внешних условий конкретного общества, окружения, вида деятельности и личностных качеств человека и окружающих людей, имеющих на него определенное влияние. После трудовая социализация это период подведения итогов. Она является заключительным этапом, когда устоявшиеся нормы и принципы поведения уже не поддаются изменению, в силу снижения активности мозговой деятельности, которая в целом ведет к торможению процессов обучаемости. Стоит сказать, что каждый возрастной этап социализации сопровождается переоценкой полученных в предшествующий период знаний и навыков, среди которых некоторые могут отойти на второй план или полностью отторгнуты. Для того чтобы понять процесс социализации, а также избежать возможных ошибок, необходимо понять механизмы социализации и факторы оказывающие на нее влияние. Механизмы социализации Факторы влияющие на процесс социализации разделяются на три типа: Агенты социализации Исходя из вышесказанного вполне понятно что социализация не может происходить сама по себе, ведь для передачи навыков и знаний необходимы структуры, выступающие в роли агентов передачи информации. В этой роли могут выступать, как отдельные люди, так и различные учреждения детские сады, школы, университеты, религиозные общины, военные части и т.

При этом можно выделить агентов первичной социализации родители, близкие друзья, тренеры, учителя , а также агенты вторичной социализации представители администрации учебных заведений, предприятий, правоохранительные органы, средства массовой информации. Виды социализации Поскольку социализация это процесс, сопровождающий нас всю жизнь, то вполне понятно, что в различные периоды она принимает ту или иную форму, иными словами социализация имеет несколько видов: Первичная и вторичная социализация В наше время значение личности в обществе можно рассматривать по-разному. С одной стороны, личность — это значимая часть социума, основной его компонент — каждый сформировавшийся духовно человек, который отдает себя на пользу своего государства. С другой, индивид является всего лишь частичкой общества, его маленьким фрагментом, что уменьшает в разы значение каждого человека в мировом масштабе. Тем не менее, все эти частицы — люди — должны тесно взаимодействовать друг с другом во имя поддержания целостности системы. А значит, каждый индивид должен занимать в обществе свою нишу, выполнять определенную задачу. Личность — это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Живые организмы составляют естественную иерархию.

Все их многообразие можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насекомые рождаются уже взрослыми, то есть готовыми нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течение которого новорожденный обучается и приспосабливается к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян — несколько лет. Чем выше стоит животное на лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.

Самым затянутым является период подготовки к взрослой жизни у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров — в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переучивается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации. Человек становится личностью в процессе социализации, то есть в результате включения индивида в социальные отношения.

Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В работе рассмотрены основные характеристики социализации, ее субъекты; представлены теории выдающихся ученых, психологов. Это поможет понять, как общество воспроизводится, не позволяя животным инстинктам прервать передачу социальных норм, целей, культурных ценностей и приоритетов. Социализация: понятие, общая характеристика Социализация — это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу. Процесс социализации тесно связан с процессами развития личности и воспитания. Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости по освоению социальных ролей и усвоению культурных норм1. Человечеству известны случаи, когда человеческих детей воспитывали звери, то есть существа, находящиеся ниже уровня развития человека.

Образ такого воспитания описан в произведении Р. Киплинга «Маугли». В реальности выяснилось, что дети, получившие такое «воспитание» не могут говорить, мыслить, улыбаться и участвовать в социальном взаимодействии. То есть оторванные от социума дети уже не могли приобрести навыки культурного общения. Они смогли лишь усвоить самые элементарные навыки и овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Не имея возможности войти в общество, они становятся «изолянтами» и в обществе не могут прожить больше 10 лет. Таких людей называют феральными2 — они — продукт социальной изоляции. Феральные люди не смогли бы стать полноценными членами общества, потому что их воспитание началось достаточно поздно.

Так что, выпадая из социальной среды, дети лишаются формирования самой важной части своего «Я». Такой пример является еще одним доказательством того, что вне социума развитие личности, вступление человека в общество на полных основаниях, усвоение социальных ролей невозможно без постоянного нахождения рядом с людьми. До сих пор термин социализация не имеет однозначного определения. И наравне с ним используется еще два, рассматриваемые как синонимы: «развитие личности» и «воспитание». Идея развития личности — одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, то есть процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них.

В частности, это касается воспитания. Родители с детства закладывают детям определенный набор ценностей и установок, чтобы в будущем сформировалось восприятие мира, позволяющее стать частью общества. Другими словами, родители подготавливают ребенка для жизни в обществе. Формы социализации могут быть связаны, но может и отсутствовать согласование. Если есть противоречия, то они могут стать препятствием для социализации человека. Какие факторы социализации человека известны? Факторы социализации Существуют определенные факторы, с помощью которых проходит социализация человека. Они делятся на несколько больших групп. Давайте поговорим о каждой подробно. Макрофакторы Они оказывают влияние либо на все человечество, либо на какую-то его большую часть. К примеру, это общество в пределах одной страны. То есть, макрофакторами можно назвать Вселенную, космос, планету, все человеческое общество и, конечно, страну. Например, отдельное государство имеет свои законы, моральные нормы и устои. У каждого из них они отличаются. Кроме того, на общество в целом могут влиять экологические, демографические, экономические и военно-политические проблемы. Мезофакторы В данном случае имеются ввиду условия внутри групп, которые объединены, например, по национальности, месту проживания, объединенные посредством определенного средства коммуникации. Этнические особенности, касающиеся социализации, могут быть ментальными или духовными, а также жизненно важными и касаться, к примеру, здоровья или физического развития. Что касается места проживания, то это может быть отдельный город или село. То есть, в пределах одного населенного пункта проживает конкретное общества. Потребность в общении заставляет нас пользоваться средствами массовой коммуникации. С их помощью люди образовывают конкретные группы, которые помогают развиваться и вливаться в общество. Микрофакторы К таковым относятся небольшие группы людей, например, это может быть семья, рабочий коллектив или класс в школе. Так, в процессе жизни человеку приходится проходить через несколько различных институтов социализации. Как фобии мешают социализации человека? Как мы уже сказали, процесс социализации достаточно сложен. При этом, у некоторых людей с ним возникает немало проблем. Дело в том, что существует такое состояние, как социофобия. Это ничто иное, как боязнь общества. Соответственно, когда человек попадает в любой коллектив, то ему становится дискомфортно. Есть и другие фобии. К примеру, демофобия является боязнью толпы, а антрофобия является общим понятием боязни людей. В последнем случае человеку плохо даже не то что в обществе нескольких людей, но даже один человек уже вызывает не лучшие эмоции. Каждая из этих фобий может привести к тому, что социализация человека будет проходить с проблемами. Он закроется и постепенно растеряет все навыки общения. Для него любой выход в общественное место будет считаться большой проблемой, но вот только без общения полноценно жить не получается. Так, каждый человек не должен бояться выражать собственное мнение и негатив, который может быть в итоге на него оказан. Кроме того, важно не бояться приходить на встречи и не избегать общения по телефону. Возможно, поначалу будет очень сложно, но важно не отказываться и стараться с этим бороться. Когда люди долгое время ни с кем не общаются, то у них не просто теряются навыки общения, но и меняется дикция. Людям сложно грамотно выстраивать речь. Чтобы это не было проблемой, требуется постоянное общение. Как государство влияет на социализацию человека: примеры Государство и социализация Государство является агентом, который помогает в социализации человека. Оно обладает большими возможностями и оказывает влияние на приобщение личности к требованиям общества. Более того, государство регулирует данный процесс. Способами регулирования являются: Идеология. В рамках этого метода человек переосмысливает историю своей нации, ее место в современном обществе, а также проблемы и перспективы. Кроме того, у человека формируются такие ценности, которые важны для консолидации нации и одобряются на определенных этапах развития. При этом, для каждого члена социума является обязательной система ценностей. Их ориентируют базовые институты, такие как СМИ, семья, образование. Так что, человек, чтобы стать частью общества, должен все это принять как свое. В данном случае государством регулируется деятельность базовых институтов. То есть, системы образования, партий, СМИ. Особенно это важно при переходе от традиционного общества к современному. Если интенсивность процессов слишком высокая, то человек просто не успевает адаптироваться. Таким образом государство имеет приоритетную роль в процессе управления социализацией. Это проявляется на двух этих уровнях. Государство формирует общественные ценности и развивает базовые институты, которые позволяют людям усваивать эти самые ценности.

Ответы в статье. Почему женатые мужчины заводят любовниц? Читай далее. Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении: Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим. После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов. В 8 — 15 лет школьный период на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения. Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения. Структура социализации Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, в структуре социализации можно выделить два взаимосвязанных процесса: Процесс интериоризации социального опыта социальной типизации — усвоения субъектом социальных норм, ценностей и стандартов поведения. Процесс экстериоризации индивидуализации, автономизации социального опыта — активное воссоздание личностью усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, поведения и общения, воспроизводство субъектом общественных отношений через собственную активность. Самореализация Социальные факторы социализации невозможно представить без осознания своего предназначения. Реализовав себя в каком-то деле, человек приносит неоспоримую пользу обществу, ведь благодаря этому шагу, вносится существенный вклад в становление родной страны. Именно по этой причине каждый из нас должен вовремя позаботиться о развитии своего таланта. Найдите дело, которое придется вам по душе. Уделяйте этому достаточно сил, времени и внимания, тогда оно, несомненно, начнет приносить свои плоды. Однако большинство людей живет скучной и однообразной жизнью. Они не только не занимаются своим самообразованием, но и откровенно не хотят узнавать ничего нового. Лишь немногие по-настоящему задумываются над тем, в чем заключается их истинное предопределение, и могут грамотно распределить свои силы. Факторы социализации во многом зависят от того, насколько человек сам себя считает успешным. Стадии этапы социализации Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно — в детстве, подростковом и юношеском возрасте. По отношению к трудовой деятельности можно выделить три основные стадии процесса социализации: Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, то есть период раннего детства. На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. На этой стадии осуществляется более осознанное интенсивное усвоение социального опыта. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие человека на среду. Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст. Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям. Как отмечают Г. Андреева, Л. Мардахаев и А. Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности. Вы всегда можете отключить рекламу. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. СоциокинетикаiНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. Социализация как фактор развития личности школьника Во многом, конечно, социализация важна в школьном возрасте, и на то есть ряд определенных причин. Во-первых, когда ребенок только приходит в школу, то у него как раз начинается процесс вторичной социализации. Там для него все новое: и учителя, которые могут нести совсем другие мысли и вести себя иначе, чем привычные родители, и новый коллектив, с которым также предстоит выстроить грамотное общение. Немаловажен также и подростковый период , когда ребенок учится в средних и старших классах. В процессе пубертата меняется не только тело, но и образ мышления. Родители, их мнение и образ жизни обычно уходят на второй план, а освободившееся место занимают друзья. Тяжелее всего в этой ситуации придется детям ведомым, их могут подмять под себя более авторитетные личности. И, конечно же, не стоит забывать про «эффект маятника». В знак протеста, который является неразрывным спутником переходного возраста, ребенок захочет чего-то противоположного, чем то, что есть у него в семье, а это способно привести к плачевным последствиям Поэтому родителям важно держать руку на пульсе и контролировать ребенка Мезофакторы социализации Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку этнос ; по месту и типу поселения регион, село, город, поселок ; по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации радио, телевидение, кино, компьютеры и др. Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные способы физического развития детей — вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др. Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен контроль за поведением человека, характерна открытость в общении; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни. Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды. Виды социализации Поскольку социализация это процесс , сопровождающий нас всю жизнь, то вполне понятно, что в различные периоды она принимает ту или иную форму, иными словами социализация имеет несколько видов: Полная социализация личности — полное соответствие индивида выбранной социальной группе, а также результативное выполнение заданных функций.

Пока этот комплекс проблем не имеет достаточного количества экспериментальных исследований, как, впрочем, и теоретической разработки, что не умаляет его значения. Институты социализации. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует или препятствует! Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа Бронфенбреннер, 1976. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук. Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии. При анализе больших групп был выяснен тот факт, что психология таких групп фиксирует социально-типическое, в разной степени представленное в психологии отдельных личностей, составляющих группу. Мера представленности в индивидуальной психологии социально-типического должна быть объяснена.

Стороны социализации. Социализация

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений ― это весь период трудовой деятельности человека. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Первичная социализация – это процесс формирования личности, который происходит с момента рождения до достижения зрелости. В ходе него идет усвоение принятых в обществе норм. Благодаря этому, человек может существовать рядом с другими людьми. 2. Социализация человека на различных возрастных этапах и их учет в социально-педагогической работе специалиста. 3. Социализация, десоциализация и ресоциализация в обеспечении исправления человека в центре воспитания. Темы для докладов и рефератов. В связи с этим проблема социализации пожилых людей, в основе своей дискуссионная, приобретает особую актуальность. На завершающем этапе социализации в связи с возрастом и выходом на пенсию, а также нередко в связи с ослаблением физических и психологических. Также большой морально-психологический ущерб наносит пожилым людям утрата ими тех социальных связей, которые раньше играли значительную роль в их жизни. Мнение пожилых людей о проблемах, связанных с выходом на пенсию.

Социализация пожилых: особенности и важность взаимодействия в старшем возрасте

Тяжелее всего в этой ситуации придется детям ведомым, их могут подмять под себя более авторитетные личности. И, конечно же, не стоит забывать про «эффект маятника». В знак протеста, который является неразрывным спутником переходного возраста, ребенок захочет чего-то противоположного, чем то, что есть у него в семье, а это способно привести к плачевным последствиям Поэтому родителям важно держать руку на пульсе и контролировать ребенка Мезофакторы социализации Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку этнос ; по месту и типу поселения регион, село, город, поселок ; по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации радио, телевидение, кино, компьютеры и др. Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные способы физического развития детей — вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др. Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен контроль за поведением человека, характерна открытость в общении; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни. Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.

Виды социализации Поскольку социализация это процесс , сопровождающий нас всю жизнь, то вполне понятно, что в различные периоды она принимает ту или иную форму, иными словами социализация имеет несколько видов: Полная социализация личности — полное соответствие индивида выбранной социальной группе, а также результативное выполнение заданных функций. Неполная или частичная социализация личности — соответствие полученных навыков и умений необходимых для принадлежности к выбранной социальной группе. Односторонняя социализация индивида — когда человек получил полный объем знаний и умений только в одной из сфер своей жизни, например в карьере, или только в семейных отношениях. Десоциализация — отказ от выработанных навыков, ролей и моделей поведения Ресоциализация — получение новых понятий, норм и правил поведения взамен отторгнутых старых, необходимое для достижения поставленных целей. Этапы социализации Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации. Следует выделять первичную и вторичную социализацию Следует выделять первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.

Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых. Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения. Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос Зрелость.

Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни. Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их. Младенчество — на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним. Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т. Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности.

В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе. Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации, где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе. Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения. На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой. Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности.

На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью. Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее. Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой — детство, юность; трудовой — зрелость; послетрудовой — старость. Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества. Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество. На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности. Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.

Социализация личности. Социализация личности — это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное участие в жизни общества. Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социализации во многом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных общественных воздействий. Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Этот вопрос по разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации : дотрудовой, трудовой и послетрудовой пенсионный.

Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации от рождения до формирования личности и период вторичной социализации развитие личности на стадии ее социальной зрелости. Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека детство, юность, зрелость, старость. В любом случае социализация наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи — первичных агентов социализации , оказывающих непосредственное воздействие на процесс становления личности ребенка.

Послеструдовой этап. Он начинается тогда, когда прекращается трудовая деятельность. На этом этапе передается опыт более молодым членам общества. Прямое влияние на процесс социализации личности оказывают люди, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Речь идёт об агентах социализации.

Состав агентов меняется в зависимости от возраста. Сначала это семья — родители, братья, сёстры, другие родственники, затем сверстники, учителя, коллеги, супруг или супруга. Все они в разной степени и в разных направлениях оказывают влияние на человека. Более подробно рассматривают стадии социализации в возрастном аспекте: Стадия младенчества характеризует период, когда основное место в жизни человека занимает мать. Развитие доверия, а также психологическое развитие напрямую зависят от отношений с матерью. Стадия раннего детства подразумевает развитие независимости, ребёнок начинает функционировать более самостоятельно. Стадия детства позволяет ребенку осознать себя личностью. Он самостоятельно передвигается, разговаривает, познаёт мир, развивает мышление Отсутствие внимания и подавление со стороны родителей отрицательно повлияет на развитие ребёнка. Стадия младшего школьного возраста подразумевает овладение новыми знаниями вне дома и семьи.

На стадии отрочества происходит множество физиологических процессов в организме ребёнка, острее встаёт вопрос о самоопределении и поиске своего места в жизни. Стадия юности характеризуется поиском спутника жизни, связи с социальной группой укрепляются. На стадии зрелости внимание личности направлено на работу и заботу о детях. Стадия старости характеризуется мудростью, переосмыслением себя и своей жизни. На процесс социализации влияет множество факторов: социальный и персональный опыт, окружающие люди, наследственность. Все факторы разделяют на четыре группы: микрофакторы социальные устои в семье, образовательном учреждении ; мезофакторы общественное устройство, характерное для места поселения, национальности ; макрофакторы социальные параметры государства, политический и культурный строй ; индивидуальные факторы характеристики личности определенного возрастного этапа. Эффективность процесса социализации оказывает влияние не только на конкретного индивида, но и на все общество в целом. Когда в социуме происходит отклонение от общепринятых стандартов, речь идёт о девиации. Девиация — поведение членов социума от общепринятых стандартов поведения.

Девиация может быть индивидуальная и групповая. Вторая более опасна, так как говорит о том, что сложившиеся условия и обстоятельства не позволяют найти своё место в обществе целой группе людей. С процессом социализации тесно связаны ещё два понятия: Ресоциализация — замена ранее усвоенных правил общества на более актуальные в нынешних условиях. Десоциализация — утрата ранее приобретённого социального опыта. Если ресоциализация — процесс обучения новому, то десоциализация имеет другую природу. Добровольная десоциализация подразумевает сознательный отказ от ценностей и не ведёт к деградации личности, а вот вынужденная десоциализация на фоне личных проблем, потери работы оказывает разрушающее воздействие на человека. Не способный справиться с давлением обстоятельств человек старается уйти от реальности посредством поведения, ведущего к деградации. Этапы социализации Формирование личности происходит не сразу. Каждый человек проходит несколько этапов: Детство.

Когда малыш растет он больше приравнивает себя к окружению. Подростковый период. В возрасте с 13 лет ребенок начинает брать на себя все больше ответственности и самых разных обязательств. Это еще этап вида социализации, который наступает с 16 лет. В тот период подросток начинает принимать важные и более серьезные решения. Это означает, что он начинает нести ответственность за свою жизнь. Кроме того, в этот период он начинает приравнивать себя к определенной группе социума. Взрослая жизнь. Данный период начинается с 18 лет.

В то время все внутренние инстинкты индивидуума направлены исключительно на формирование личной жизни. В этот период человек впервые по-настоящему влюбляется и открывает для себя новые эмоции. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи; Вторичная — незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др. Не любишь банальность? Читай о том, как предложить девушке встречаться красиво. Как стать счастливым человеком? Ответы в статье. Почему женатые мужчины заводят любовниц?

Читай далее. Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении: Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим. После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов. В 8 — 15 лет школьный период на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения. Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты.

Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения. Структура социализации Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Постановка цели урока: Социализация - процесс развития человека, становления личности во взаимодействии с окружающим миром. Познакомимся подробнее с процессом социализации, с социальной и биологической точки зрения, пройдемся по ступеням человеческой жизни: чему "обучается" человек, какие проблемы возникают. Куда приведут нас эти ступени? Этапы 1. В доиндустриальном обществе выделяли всего три этапа человеческой жизни: детство, зрелость, старость.

Детство заканчивалось рано - в 13-15 лет, чаще всего с вступлением в брак. Пример: Джульетта, меньших лет, чем ты, Становятся в Вероне матерями, А я тебя и раньше родила. Шекспир Рано наступала и старость. Люди совсем недавно осознали, что каждый возраст - это особый мир. Во времена Шекспира дети во всем походили на взрослых. Только после эпохи Возрождения появились первые проблески возрастной изоляции - прически, одежда... По образному выражению американского ученого Ф.

Масгрейва юноша был изобретен одновременно с паровой машиной в 1765 году появилось изобретение Д. Уатта, а в 1762 году Ж. Руссо "открыл" юношу, написав книгу "Эмиль". Тинейджеры, подростки; ранний юношеский возраст. Где вы в этой цепочке? Кто вы? О подростках и проблемах подросткового возраста заговорили лишь в 50-е годы XX века, когда оставшийся неизвестным журналист впервые употребил в своей статье слово "тинэйджер" и была напечатана повесть американского писателя Д.

Селинджера "Над пропастью во ржи". Вопрос: Какие события привели к "появлению" тинейджеров? Ускорился темп исторического развития, усилился разрыв поколений, обострилась проблема "отцов и детей". Демократизация общества, международное признание прав человека и прав ребенка. Вопрос: Появление юношеского, выделения в самостоятельный этап подросткового возраста свидетельствует об удлинении взросления. Почему это происходит? Усложнилась жизнь и деятельность человека, поэтому больше знаний передается потомству, удлиняется процесс обучения.

Увеличиваются размеры мозга, требуется больше времени, чтобы научиться им "пользоваться". Одновременно сокращалось количество инстинктов, их место занимали социально приобретенные навыки. Общий вывод: Мы определили "ступени" социализации: детство, тинэйджерство, юность, зрелость, старость. Отравляемся в путь по ступеням социализации, ступеням человеческой жизни; познакомимся с их содержанием. Детство - самый важный этап первичного обучения и социализации. Американский психолог Эрик Эриксон выделил 8 стадий в развитии личности, четыре из них приходится на детство. Нельзя опоздать, потерять время.

Вопрос: Когда начинается детство? Восточная притча. Молодая мать пришла к мудрецу и спросила совета, когда ей стоит начать воспитание ребенка "Каков возраст вашего ребенка? Вы опоздали. Вы опоздали ровно на 3 месяца"- сказал мудрец. На второй-третьей неделе внутриутробного развития у ребенка образуются зачатки скелета, мышечная система. На восьмой неделе начинает формироваться мозг и нервная система, ребенок начинает слышать, чувствовать; а значит "жить".

Будем придерживаться именно его. Выбранная точка зрения тем более убедительна, что в мировой социологии традиционно употребляются термины «первичная» и «вторичная». В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули 186—1929 , один из основоположников теории социализации, ввел термины «первичная группа» знакомые люди и «вторичная группа» незнакомые люди, представители формальных институтов. Первичные группы — это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения семья, соседская община.

Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения. Первичная группа — семья, группа ровесников. Вторичная группа — армия, школа, институт, суд. Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная — во вторичных группах. Первичные социальные группы — это сфера личностных отношений, то есть неформальных.

Вторичные социальные группы — это сфера деловых отношений, то есть формальных контактов. Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример — армия.

Когда заканчивается социализация человека?

Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека: вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Страдая от отсутствия прочных близких взаимоотношений, он с большей вероятностью окажется склонным к депрессии. Поэтому расширение общения и углубление общения становится непременным условием социализации человека в пожилом возрасте. Существует две точки зрения на проблему социализации личности в пожилом возрасте. Одни исследователи считают, что к людям старшего возраста само понятие социализации неприменимо, так как все социальные функции в этот период якобы свертываются и никакого.

Социализация пожилых: особенности и важность взаимодействия в старшем возрасте

Подростковый возраст — не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей. Молодость ранняя зрелость — возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать. В более старшие годы примерно в возрасте от 18 до 30 лет основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь.

Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.

Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества. В то же время отсутствует единое толкование этого понятия. Понимание термина «социализация» Рассмотрим, как понимают этот термин разные специалисты.

Чаще всего под социализацией могут подразумевать два явления: процесс, благодаря которому человек приобретает социальный опыт при взаимодействии и при общении с обществом; это результат приобретения личностью социального опыта благодаря осуществлению совместной деятельности и благодаря общению с обществом. То есть под социализацией может рассматриваться, как сам процесс приобретения социального опыта, так и результат этого процесса. И тут важно особенно отметить, что как правило социализация — это стихийный процесс, который происходит в результате множества случайных взаимодействий.

Социализация личности и воздействие на процесс воспитания Но социализация также может протекать и в обстоятельствах, заранее спланированных для того, чтобы оказывать формирующее воздействие на личность. Во втором случае процесс социализации протекает во время руководимого целенаправленного процесса воспитания. Во времена еще советской психологии были разработаны модели социализации детерминированного типа, которые рассматривали это явление очень однозначно: под социализацией понимался личностный рос под воздействием официальных образовательных учреждений.

Сам термин «социализация» начал использоваться психологами еще в середине прошлого века. Психологи того времени рассматривали социализацию с трех различных направлений. Это может быть и результат целенаправленного социального обучения.

Это может быть результат стихийных процессов взаимодействия с обществом и общения с другими людьми. Это может быть процесс самореализации личности. Согласно Кродуэллу Г.

Во время этого процесса у человека рождаются убеждения, также он учится одобряемым в обществе формам поведения, что позволит ему нормально существовать в этом обществе. Обычно процесс социализации никогда не прекращается и протекает на протяжении всей жизни человека. Однако чаще всего его относят к периоду раннего становление в детском и юношеском возрасте.

Социализация личности как психологическая проблема В нашем государстве социализацию начали рассматривать, как психологически значимую проблему чуть позже, чем за границей. А именно — ближе к семидесятым годам. Сначала этой проблемой занимались философы и социологи.

Они для изучения темы критически анализировали появляющиеся за рубежом концепции. В то же время проблеме стали активно уделять внимание многие ведущие советские психологи. Особенно этим вопросом занимались социальные психологи.

Например, известный психолог Б. Ананьева изучала психологические эффекты этого явления. Мерлина посвятила свою работу изучению процесса формирования индивидуальности наряду с социализацией.

Свои монографии изучению процесса посвятил И. Также известны и другие работы этого периода времени, заложившие базовые основы для дальнейшего развития темы. Истоки психологии социализации В 80-е годы тему социализацию также активно изучали и другие ученые психологи.

Андреева выпустила пособие по психологии социализации. Ломов опубликовал теоретические концепции и методологические принципы по этой теме. Ученые защищали диссертации на тему социализации молодежи.

Прошло немного времени, и к вопросам социализации стали присматриваться со стороны отечественной педагогики. Эту проблему особенно активно разрабатывали с точки зрения социальной педагогики, которая должна была применяться для управления целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней социально важных качеств. Много внимания этой теме уделила в своей монографии Р.

Гурова, которая описывала проблемы процесса воспитания с точки зрения социализации. Также на проблемы социализации начали постепенно обращать внимание представители и других направлений — это юристы и криминологи. Их больше всего заинтересовала проблема десоциализации.

Социализация личности в гуманитарии В результате интерес к процессу социализации проявили многие направления гуманитарных наук. Явление стали рассматривать не только с точки зрения психологии, но и педагогики. Также представители педагогической психологии стали прорабатывать эти вопросы.

В результате возникла необходимость в том, чтобы дать единое точное понятие для этого термина. Также нужно было показать, чем социализация личности отличается от личностного развития и почему ее нельзя называть воспитанием. В первых редакциях термина отражалось понимание того, что социализация личности есть не что иное, как процесс приобретения ценностей общества, внедрение в окружающий социум.

Например, с точки зрения И. Кона социализацию нужно рассматривать как приобретение у индивида опыта социальной жизни, благодаря которому происходит становление личности человека. Он писал о том, что с помощью социализации человек «внедряется» в социальную среду, становится более к ней приспособлен.

Также социализация личности способствует возникновению у человека определенных функций в обществе и ролей.

Она является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии. Социальный педагог помогает семье в целом, а не отдельному её члену. Все эти функции связаны друг с другом и на практике очень редко можно столкнуться с изолированным нарушением функции.

Восстанавливать приходится 2-3-4 и т. Глава 2. Практические исследование факторов и условий социализации дошкольников 2. В исследовании участвовало 20 детей.

Дети были разделены на 2 группы — экспериментальная и контрольная, в каждой по 10 детей. Количество мальчиков и девочек — по 5 в каждой группе. В исследовании были использованы следующие методики: I. Опросник АСВ Анализ семейного воспитания Цель опросника - диагностика типа семейного воспитания и характера его нарушений.

В опроснике АСВ диагностируются: 1. Родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало Центральным делом их жизни. Так называемое «спартанское воспитание» является примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка. Ситуация, при которой ребенок или ребенок оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю не «до него».

Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное. Степень удовлетворения потребностей ребенка как материально-бытовых, так и духовных: а Потворствование. Родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка.

Они «балуют» его. Любое его желание для них - закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией - «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы, заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителей удовлетворения потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем. Уровень требовательности к ребенку в семье. Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность».

Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психо-травматизации. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому. Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания «доминирующая гиперпротекция».

В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У застенчивых детей такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее застенчивых предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной психастенической акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка.

Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка. В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков.

Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у ребенка и, особенно, неустойчивого типа. Тип воспитания - «жестокое обращение».

Для этих родителей характерна- приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей максимальной строгости. Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Неустойчивость стиля воспитания - под таким воспитанием понимают резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Неустойчивость стиля воспитания содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.

Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных истероидных и гипертимных черт личности у ребенка. У гипертимных детей такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном психастеническом , сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты. В крайнем варианте - это воспитание по типу «Золушки».

В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или чаще неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной эпилептоидной акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у детей с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям.

Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной психастенической акцентуации личности. Ребенок предоставлен самому себе родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов. Текст опросника и бланк для регистрации ответов родителей приведен в Приложении 1.

Бернса и С. Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения.

Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш твердость 2М и ластик. Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».

На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например, «Можешь рисовать, как хочешь». Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме: 1 кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи, 2 где работают или учатся члены семьи; 3 как в семье распределяются домашние обязанности, 4 каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи. Полное описание теста приводится в Приложении 2.

Модификация текста Сакса Леви «Для детей» Данный тест может применяться сам по себе, однако автор методики рекомендует применять его после проведения интервью «Волшебный мир». Предложенная В. Тест относится к методикам дополнения и отчасти — к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Все ответы ребенка следует записывать дословно.

Инструкция — Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты — заканчивать его. Отвечать нужно быстро, и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получилось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться.

Например, я говорю начало предложения: - Каждое утро...

Это включает роль, которую играют другие социальные агенты, такие как образование, группы сверстникови т. Это ключевое отличие между двумя. В этой статье давайте рассмотрим разницу дальше. Что такое первичная социализация? Первичная социализация относится к процессу социализации ребенка в семье в раннем детстве. Это подчеркивает, что ключевым фактором в процессе первичной социализации является семья. Давайте разберемся в этом на простом примере. Очень маленький ребенок в семье мало знает о своей культуре.

Он не знает ценностей, социальных норм, обычаев и т. Именно через семью ребенок узнает, что приемлемо, а что нет в конкретном обществе. Согласно Талкотту Парсонсу, когда речь идет о первичной социализации, семья проводит два специфических процесса. Они есть, Парсонс утверждает, что простого познания своей культуры недостаточно, поскольку это может привести к исчезновению общества. Вместо этого он предлагает интернализацию культуры, которая поможет сохранить культуру человека. Во-вторых, он объясняет, что личность ребенка формируется в соответствии с его культурой и окружением. В этом смысле семья действует как фабрика, которая производит необходимый тип личности. А теперь перейдем к вторичной социализации. Что такое вторичная социализация?

Вторичная социализация относится к процессу, который начинается в более поздние годы через такие учреждения, как образование и группы сверстников. Это подчеркивает, что период времени, в течение которого происходят первичная социализация и вторичная социализация, отличается друг от друга. Когда дело доходит до вторичной социализации, участие семьи меньше, поскольку другие социальные агенты или агентства берут на себя видную роль. Это ясно можно понять по школе. В школьной обстановке ребенок приобретает новый опыт, поскольку школа работает как мост между семьей и обществом. Ребенок учится, чтобы с ним обращались как с другими, без особого внимания, которое ему уделяли дома. Он также учится терпеть других и работать со всеми. В этом смысле воздействие, которое ребенок получает через вторичную социализацию, связано с более близкой близостью к реальному обществу. Это ясно указывает на разницу между первичной и вторичной социализацией.

Это можно резюмировать следующим образом. В чем разница между первичной и вторичной социализацией? Определения первичной и вторичной социализации: Первичная социализация: Первичная социализация относится к процессу социализации ребенка в семье в раннем детстве. Вторичная социализация: Вторичная социализация относится к процессу, который начинается в более поздние годы через такие учреждения, как образование и группы сверстников. Характеристики первичной и вторичной социализации: Социальные агенты Первичная социализация: Ребенок сначала социализируется посредством первичной социализации. Вторичная социализация: Во вторичной социализации ребенок получает дальнейшую социализацию. Социализация индивида, её уровни и стадии Содержание: Социализация индивида — освоение человеком базовых общественных норм, ценностей, культуры, эталонов моделей взаимоотношения в социуме, куда относится индивид. Заключается в принятии и освоении ценностей, морали, норм поведения, знаний, господствующих в обществе.

Соответствующий возрастной кризис готовится изнутри, время его прихода определяется тем, насколько человек усвоил все то, что надо было освоить на этой возрастной ступеньке. Шихи замечает, что в переходные моменты образа жизни человек подвергается изменениям в четырех измерениях: первое измерение связано с внутренним ощущением себя в отношении других; второй - с чувством безопасности и опасности; третий - характеризуется восприятием времени достаточно ли его, или не хватает ; четвертый - ощущением физического спада. Названные ощущения задают основной тон жизни и подталкивают человека к тем или иным решениям. Томан, соглашаясь с определением кризиса, как состояния чувственных и духовных стрессов, что требует значительного изменения жизненных позиций в течении короткого времени, анализирует его это понятие как структурированное явление: во-первых, появление события нарушает чувственное и духовное равновесие человека, во - вторых, событие изменяет нормальный ход жизни индивида, в-третьих, событие требует изменить жизненную позицию и способы, которыми человек действует в обычной ситуации; в-четвертых, кризис требует поиска новых методов выхода из необычной ситуации. Говоря о кризисных и стабильных периодах жизни человека, следует обратить также внимание на тот факт, что периодизация психического развития учитывает прежде психофизиологические изменения в организме человека, а периодизация социального развития опирается на особенности взаимодействия индивида с социумом на разных этапах его жизни то есть в меру его участия в общественной деятельности, социальных контактах, характере усвоения социального опыта, воспроизведения социальных связей. Именно поэтому периодизация социального развития имеет несколько иные возрастные пределы, чем периодизация психического развития. Например, согласно периодизации психического развития старший подростковый возраст 14-15 лет и ранний юношеский возраст 16-17 лет относятся к разным возрастных периодам, тогда как в периодизации социального развития они считаются единственным маргинальным переходным периодом социализации и через сходство ее механизмов, институтов, способов и т. В юридической психологии возраст 14-17 лет также не делится на отдельные периоды, а для его характеристики используется термин «несовершеннолетний», то есть такой, что сказывается определенным социальным статусом индивида, его гражданскими правами, привилегиями и обязанностями. Итак, характеристики, вмещающиеся в понятиях «психологический возраст» и «социальный возраст», не всегда совпадают: наша жизнь дает неединичные примеры, когда индивид соответствует своему психофизиологическому возрасту, а в плане социальной зрелости считается инфантильным. Американские психологи Г. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант выделили такие особые периоды жизни индивида: 16-22 года в это время, когда человек пытается доказать себе и другим, что он способен к самостоятельной жизни; характерным признаком поведения в этом возрасте является демонстрация собственной независимости ; 23-28 лет этот период характеризуется самоутверждения личности; у человека формируется устойчивое представление о месте, которое она занимает или хотел бы занять в жизни, для этого периода свойственна резкая смена жизненного курса ; 29-32 года не переходный период между двумя жизненными стадиями, когда происходит довольно резкая переоценка ценностей, возникают вопросы типа: «Разве я так представлял себе свою жизнь? Приведенная периодизация особых периодов в жизни человека заслуживает внимания, в то же время она не учитывает весь его жизненный путь от рождения до смерти , такие важные возрастные периоды, как один, три, семь лет это критические периоды в жизни ребенка ; 8 - 9 лет этот период характеризуется творческим подъемом ; 12-15 лет это подростковый переходный период, ребенок критически относится к себе и окружению, пытается переосмыслить окружающий мир ; 55-60 лет это критический период в жизни мужчин и женщин, ведь в этом возрасте большинство из них выходят на пенсию, что вызывает острое чувство ненужности. Современная отечественная психологическая наука все большее значение придает проблеме помощи личности в преодолении ею кризисных состояний, особенно на этапе приобретения и закрепления профессионального опыта, что по времени может совпадать с так называемым кризисом середины жизни человека, как перехода от молодости к зрелости, нового этапа в осмыслении ею оглавления собственного бытия и назначения в обществе. В психологической науке нет однозначного взгляда на хронологию жизненного цикла личности относительно особенностей данного периода. Так, если Э. Эриксон относит кризис середины жизни человека к сорокалетнему возрасту, а Г. Шихи - к периоду между 35 и 45 годами, то Т. Титаренко считает, что кризис середины жизни приходится на пределе возраста 37-40 лет. Эриксон характеризует данный период жизни личности как генеративность, то есть на этой стадии происходит борьба между установкой на продуктивное развитие и состоянием стагнации. При этом производительность и творчество в различных сферах жизни тесно связаны с заботой о других. Шихи замечает, что данный период является состоянием обостренного ощущения времени, что «сокращается»: утрата молодости, угасание физических сил, изменение первоначальных ролей - любой из этих моментов может вызывать кризисную ситуацию. По мнению Т. Титаренко, середина жизни - это период экстраординарного роста и внутренних изменений, которые недаром сравнивают с подростковым возрастом. Именно поэтому его называют вторым и последним шансом сделать свое дело, стать глубоким и более существенным, ведь в этот период максимальные ожидания со стороны социума сочетаются с реорганизацией личностных черт, консолидацией интересов, целей и обязанностей. Одновременно личность начинает ставить перед собой вопрос о целесообразности прожитой жизни, ее насыщенности, задумывается над тем, почему она не достигла целей, поставленных, когда то перед собой. Юнг рассматривал средний возраст как время максимального проявления потенциала человека и изменений в его психике, которые быстрее начинаются у женщин, чем у мужчин. В основе теории развития человека Ш. Бюлера лежит интенция намерение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий