Собрание конституционных актов российской империи действовавшее до февраля 1917 г называлось

ТЕМА: «Конституция – основной закон государства и общества. Конституционные акты российской государственности до октября 1917 г. " ВЫПОЛНИЛ. Студент группы ПГС-97-1. Букшук Т.П. Принял преподаватель. Латышев Н.А.

Акты конституционного значения до 1917г. (Дореволюционный этап) (feb 12, 1730 – oct 17, 1917)

Конституционные акты до революции 1917 г. Государственный Совет с момента создания в 1810 году и до Февральской революции занимал особое место в государственном механизме Российской империи.
Свод законов Российской империи высшее наряду с Государственной думой, законодательное (верхняя палата первого российского парламента), а до этого с 1810 по 1906 годы - высшее законосовещательное учреждение Российской империи.
Манифест 17 октября 1905 года это октроированная конституция.
Свод Законов Российской Империи \ КонсультантПлюс: Классика Российского Права Под давлением всеобщей октябрьской стачки и декабрьского восстания в Москве государь, «не имея достаточного числа войск, чтобы прибегнуть к военной диктатуре», вынужден был в 1905-1906 гг. октроировать несколько конституционных актов.
Как менялась Конституция России. Краткий очерк за 4 века - 25 июня - Фонтанка.Ру Таким образом, именно с 1 сентября 1917 г. Россия обрела республиканскую форму правления. Постановлениями от 20 июля, 11 и 23 сентября 1917 г. было утверждено Положение о выборах в Учредительное собрание*(30).

Идеи конституционализма в России до октября 1917 г.

С учетом указанных актов требовалось внести изменения в "Основные государственные законы". Ведь от Думы можно было ожидать радикальных предложений и шагов по изменению государственного строя. В случае если бы Дума утвердила "Основные государственные законы", значит, она получила бы и право определять в них роль монарха кто утверждает документ, тот и "освящает" власть. Глава первая. О существе верховной самодержавной власти. Глава вторая. О правах и обязанностях российских подданных. Глава третья.

Она желала прямо установить отвлеченные общие правила, принципы законодательства и думала, что это ей удастся. Трудности установления подробностей она нашла всего приличнее возложить на земских представителей, нуждам которых должны были удовлетворить новые законы. Уже с 1765года Екатерина усидчиво принялась за изложение законодательных принципов.

Статьи, заготовленные Екатериной, были её Наказом. Таким образом, свои принципы нового русского законодательства Екатерина установила на почве философско-публицистических умствований современной европейской литературы. Эти принципы, были в высшей степени либеральны, с другой стороны чужды русской жизни.

После осуждения Наказа , напечатано было менее четверти того, что она составила Возражения избранных её цензоров направлены были на то ,что было либерально, и не соответствовало русским нравам. Цензура заставила Екатерину отказаться от напечатания весьма важных для неё частностей. Уступчивость Екатерины в деле составления Наказа доказывает её зависимость от окружения в первые годы правления и несоответствия её личных воззрений взглядам , которые она высказывала официально.

Наказ, сокращенный и выдержавший цензуру сотрудников Екатерины, после опубликования произвел сильное впечатление и в России и за границей. Во Франции он был даже запрещен. Наказ содержит 20 глав две главы 21,22 о полиции и о государственном хозяйстве Екатерина приписала к Наказу уже в 1768 году и более 500 параграфов.

Наказ ,как того и хотела Екатерина ,есть только изложение принципов ,какими должен руководится государственный человек ,пишущий законы. Рассмотрим вопрос разработки подробностей нового законодательства. Для составления нового кодекса манифестом 14декабря 1766г.

Их собрание получило название «Комиссии для сочинения проекта нового уложения». Основания представительства были различны: одни части населения посылали представителей уезда, другие - от провинции, третьи - от отдельного племени, четвертые от присутственного места, одни избирали посословно дворяне и крестьяне , другие - по месту жительства горожане - домовладельцы, инородцы. Частновладельческие крестьяне и совсем были лишены права представительства.

Не было и прямых представителей духовенства. Депутат обеспечивался на время пребывания в комиссии казенным жалованьем и должен был в Москву привезти инструкцию от своих избирателей с изображением их нужд и желаний. Депутаты навсегда освобождались от казни, телесного наказания и конфискации имения, за обиду депутата виновный нес двойное наказание.

Всех представителей, явившихся в Комиссию, было 565. Одна треть из них были дворяне, другая треть - горожане, из сельского класса до 100 и от присутственных мест было 28. Общее собрание Комиссии выделило из себя комиссии, которые должны были провести вспомогательные и подготовительные работы.

Одна из комиссий ,дирекционная ,руководила занятиями как частных комиссий ,так и общего собрания. А так как отношения частных комиссий и общего собрания не были точно определены , то неизбежны были беспорядок и путаница в их деятельности. Так несовершенство внешней организации дела , её сложность и неопределённость создавали первое препятствие для успешного ведения дела.

В ходе занятий Комиссии найдём и другие препятствия. Общее собрание, прежде всего, прочитало Наказ императрицы и узнало из него те отвлечённые принципы деятельности, которые ему ставила Екатерина. Вместе с тем члены собрания привезли с собой более 1000 депутатских наказов, должны были ознакомиться с ними и уяснить те нужды и желания русского общества, какие в них находились.

Эти нужды и желания депутаты должны были примирить с теоретическими желаниями наказа и слить их в гармонически стройный законодательный кодекс. Для такой цели необходимо было разобрать депутатские наказы и привести в систему всё их содержание. Этот кропотливый труд мог быть совершён только специальной комиссией , потому что был неудобен для собрания в 500 человек.

Наряду с систематизацией депутатских наказов существовала другая подготовительная работа , не доступная общему собранию - систематизация или простое собрание старых законов. Пока обе эти работы не были исполнены , общему собранию нечего было делать, оно должно было ждать их исполнения и затем уже обсуждать приготовленные материалы и согласовать их с теоретическими началами. Но этих работ не думали исполнять предварительно и ожидали их от общего собрания.

Екатерина на общее собрание возлагает обязанность «читать законы, в поправлении которых более состоит нужды», и «читать наказы, разобрав по материям и сделав выписку». Так, рядом с несовершенствами внешней организации и неумелая постановка самих задач, смешение подготовительных работ с прямой обязанностью Комиссии служили вторым препятствием к успеху дела. Прочтя наказ Екатерины , она приступила к чтению наказов депутатских и прослушала несколько крестьянских наказов.

Не окончив этого дела , она перешла к чтению законов о дворянстве , затем о купечестве. Потратив на это около 60 заседаний , Комиссия занялась вопросом о правах остзейских дворян и не окончила этого дела , как не кончила прежних. В конце 1767 г.

Комиссию перевели в Петербург , где она также переходила от предмета к предмету и ничего не достигла. В конце 1768 г. Частные комиссии работали немногим лучше.

Екатерина чувствовала неуспех дела , старалась ему помочь , посылала наставления Комиссии и не добилась ничего. Так рядом с другими препятствиями неумение ближайших руководителей маршал Бибиков дела мешало его успеху. Екатерина оценив обстановку распустила общее собрание и оставила некоторые частные комиссии, которые работали до 1774 года.

Общее собрание было распущено на время. Подготовительные работы не прекратились, но их обсуждение в общем, собрании было отсрочено. Это был правильный шаг в ходе законодательных работ, но с 1775 года Екатерина стала забывать о своей Комиссии и решила повести свою законодательную деятельность без её участия.

Комиссия не была созвана вторично. Блестящие и широкие планы не осуществились, затея нового законодательства не удалась. Вследствие: 2.

Непрактичности и неопределенности внешней организации дела. Практического неумения руководителей. Комиссия не только не совершила всего своего дела, не только не обработала какой - ни будь части кодекса, но даже в полтора года, в 200 своих заседаниях, не прочла всех депутатских наказов.

Грандиозный проект нового законодательства был недостижимой утопией, прежде всего по количеству необходимого для него труда. Кроме того, нельзя было примирить либеральные принципы французской философии с противоречивыми желаниями русских сословий. Депутаты стояли в этом отношении среди многих исключающих друг друга противоположностей, и можно ручаться, что они никогда не вышли бы из них, как не могла выйти из них сама Екатерина.

Несмотря на полную неудачу Комиссии, она все-таки имела важные последствия для последующей деятельности Екатерины. В этом плане большую роль сыграло собрание депутатов 1767-1768 года. Депутаты привезли массу наказов, их выступления были оставлены в архивах Комиссии, таким образом, мнения, как сословий, так и отдельных избранных ими лиц о предметах, интересовавших Екатерину, были высказаны.

Сохраняя свои принципы, она овладела теперь мнениями и желаниями русского общества и могла их изучать обстоятельно. На почве отвлеченной философии и ясно высказанных земских желаний ей предстояла возможность строить законодательные реформы, которые могли быть ответом на земские желания. С неудачей Комиссии не умирало её дело.

Если оно не удалось депутатам ,то могло быть по силам императрице. Она принялась по частям выполнять свой план, дала ряд отдельных законоположений, из которых замечательны губернские учреждения 1775 года и грамота сословиям 1785 года. Он доказывает, что конституция должна быть монархической.

Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки запад - но европейского и американского политического опыта, применения его к русской действительности. Никита Муравьев был глубоким знатоком современной ему политической литературы, интересовался историей и сам являлся автором работ исторического характера, например разбора "История Государства Российского" Н.

Карамзина и других работ. Конституция Никиты Муравьева, в отличие от "Русской Правды" Пестеля, не была обсуждена всем Северным обществом, не была проголосована и принята всей организацией. Работая над конституцией в 1821 и последующие годы, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений.

Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Тот сдвиг вправо, который произошел около 1821 года в политических взглядах Никиты Муравьева, нашел яркое отражение в его конституции. Прежние к республиканские воззрения сменились конституционно-монархическими.

Классовая дворянская ограниченность сказалась, прежде всего, в разрешении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно выводил положение: "Земли помещиков остаются за ними". Но в последнем варианте своей конституции по неясным причинам появилось положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения.

Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. При этом землевладелец сначала ценился Никитой Муравьевым вдвое "дороже" капиталиста. Позже Муравьев отказался от двойного ценза и ввел один общий ценз для избирателей - 500 рублей.

Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемы на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления - волостного старшины - отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались "все граждане, без изъятия и различия". Но для других выборных должностей ценз сохранялся и был тем значительнее, чем выше была должность; он доходил в некоторых случаях до 60 тыс.

Женщины по конституции Никиты Муравьева, как и по конституции Пестеля, были лишены избирательного права. Кроме того, Никита Муравьев был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года.

Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался избирательных прав. Так как образование можно было получать только за плату, введение ценза грамотности было еще одним предпочтением материально состоятельных избирателей несостоятельным. Сверх этого конституция Никиты Муравьева вводила еще ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права.

Крестьянин-общинник не считался, согласно проекту Никиты Муравьева, "владельцем" - собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограничено.

По данному проекту Россия должна была стать федерацией. Столица переносилась в Нижний Новгород. Проводилось строгое разделение на три ветви власти. Высшим законодательным органом объявлялось двухпалатное Народное вече, состоявшее из двух палат. Для избирателей устанавливался высокий имущественный ценз, исполнительная власть оставалась у императора. Вводился гласный суд с присяжными заседателями, предусматривались выборность и не сменяемость судей. Отменялось крепостное право. Конституция должна была быть введена Учредительным собранием.

Более радикальным был проект Конституции Южного общества, разработанный П. Пестелем и названный «Русской правдой». Согласно ей в России устанавливалась республиканская форма правления. Законодательная власть принадлежала однопалатному парламенту — Народному вече, избираемому населением на 5 лет. Народное вече формировало высший исполнительный орган — Державная Дума из 5 человек. Состав думы ежегодно обновлялся на одного человека, член думы, пребывавший в ее составе 5 год, становился президентом. Предусматривалось создание высшего контрольного органа — Верховного собора, члены которого избирались пожизненно. Поражение декабристов оставило их проекты не реализованными. В 60-70-е годы 19 века правительство Александра 2 провело ряд либеральных реформ: крестьянскую, земскую, судебную, городскую, военную и др.

В результате было отменено крепостное право, созданы органы местного самоуправления, введена новая система судопроизводства. В 1863 г.

Свод законов был полностью переиздан, а затем переиздавались лишь отдельные тома и выходили дополнения и изменения. В 1892 г. Свод пополнился ещё одним, 16-м томом, в котором нашли отражение судебные уставы, вступившие в силу в результате судебной реформы 1864 г. Последняя редакция Свода, со значительными изменениями, была предпринята в 1906 г.

Разместите свой сайт в Timeweb

  • Новая книга из серии «Рассказы из русской истории» Владимира Мединского
  • Конституционное развитие дореволюционной России *
  • Документы конституционного значения до октября 1917 года кратко
  • Манифест 17 октября 1905 года
  • Конституция Российской Империи утверждена 113 лет назад
  • Собрание узаконений

Государственная уставная грамота Российской империи

В данной статье вы рассмотрите эволюцию Государственного совета Российской империи в 1810-1917 годах. Постановлениями от 20 июля, от 11 и от 23 сентября 1917 г. было утверждено Положение о выборах в Учредительное собрание. Впервые избирательное право предоставлялось как мужчинам, так и женщинам по достижении 20-летнего возраста, а также военнослужащим. Свод законов Российской империи — официальное собрание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи, созданное при царе Николае I. Понятие «российский конституционализм» сравнительно ново для нашей юридической науки, но его эволюцию нельзя сводить только к актам, формально именуемым конституциями — без учета совокупности всех актов конституционного уровня.

Конституция РСФСР 1918 года - первая Конституция России

  • Предыстория и исторический фон
  • Документы конституционного значения до октября года кратко
  • История российских Конституций
  • Главная навигация
  • Предыстория и исторический фон

Как называлось собрание конституционных актов российской империи до 1917

1. Конституционное развитие России до 1917 года, истоки российского конституционализма. 2. Советский период в конституционном развитии России, первая советская конституция и нормативные акты конституционного значения. «СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» (СЗ), официальное собрание действующих законодательных актов Рос. империи, расположенных в тематич. порядке. Издавался 2-м отделением Собств. 1.1. Выделите причину конституционного и политического кризиса в России в РФ: а) гражданская война. Согласно положениям проекта Н. Н. Новосильцева, территория Российской империи подлежала делению по правилам федерации на 10 наместничеств. Получи верный ответ на вопрос«Конституционный проект, разработанный 1820 г. Новосильцевым назывался: 1). «СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» (СЗ), официальное собрание действующих законодательных актов Рос. империи, расположенных в тематич. порядке. Издавался 2-м отделением Собств.

Особенности проекта и его дальнейшая история

  • Государственная дума Российской империи — Википедия с видео // WIKI 2
  • Развитие конституционной мысли в России до 1917 года
  • Конституционные акты российской государственности до октября г.. Реферат. История.
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Вы точно человек?

Акты конституционного значения до октября 1917 г

Выпустив в 1830 г. «Полное собрание законов Российской Империи», созданных со времён Соборного Уложения царя Алексея Михайловича до кончины в 1825 г. императора Александра I, Сперанский приступил к составлению Свода действующего законодательства. Тема работы: Конституционные акты российской государственности до октября 1917 г. по предмету История. Тема работы: Конституционные акты российской государственности до октября 1917 г. по предмету История. По мнению многих историков, в России первые конституционные акты были изданы после революции 1905 года. Ряд манифестов и указов императора Николая II можно с большой долей уверенности назвать первой российской конституцией. не первая в истории страны. До ее принятия действовала российская Конституция1978 года, которая имела своих предшественниц. 1.1. Выделите причину конституционного и политического кризиса в России в РФ: а) гражданская война.

Акты конституционного значения до октября 1917 г.

Прежние к республиканские воззрения сменились конституционно-монархическими. Конституционные идеи Милюкова и Манифест 1905 г. Октябристы признали обещания Манифеста и открыто стали на путь его поддержки.

Вплоть до Судебной реформы 1864 года он издавался в 15 томах. В качестве отдельного — 16-го — тома вышли Судебные уставы. Отбор законодательного материала для включения в Свод производился на основе Полного собрания законов первое Полное собрание законов состояло из 40 томов, содержащих 30 920 актов и 6 томов приложений; все издания Собрания насчитывают более 100 томов. Громоздкость издания Свода законов, редкие переиздания небольшими тиражами вызвали с конца XIX века появление так называемых неофициальных изданий Свода.

Представленное на сайте неофициальное издание Свода законов Российской империи было выпущено в пяти книгах в Санкт-Петербурге в 1912 году.

На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. До ее принятия действовала российская Конституция1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы. Разумеется, Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает новое государство.

Это государство существовало - в разных границах и при разных формах правления - многие столетия. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой Конституции. Вместе с тем Конституций Российской Федерации 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории. В первую очередь речь идет о правах человека и гражданина, выражающих минимальную неотчуждаемую меру свободы в обществе и государстве и тем самым ограничивающих возможности законодательных запретов закон не может запрещать то, что гарантировано конституцией , очерчивающих пределы допустимой компетенции государственных органов и должностных лиц в их отношениях с гражданами и их ассоциациями. Отсюда следует, что если статьи конституции гарантируют права и свободы и в то же время определяют, что осуществление этих прав и свобод регламентируется или даже может быть ограничено законом, то фактически статьи конституции ничего не гарантируют. Вместе с тем конституционное право должно предусматривать случаи ограничения прав и свобод, необходимого ради свободы других и защиты конституционного строя, и, конечно, на этот счет должны приниматься органические законы, предусмотренные конституцией. Уже это обстоятельство указывает на необходимость эффективного конституционного контроля, сопоставляющего органическое законодательство с объективным смыслом гарантий свободы, самостоятельности и собственности.

Конституционное закрепление прав человека и гражданина, равно как и судебное признание в решениях верховного или конституционного суда конституционного характера других гарантий свободы, самостоятельности и собственности, не зафиксированных в конституции, лишает законодателя полномочий устанавливать административную процедуру регулирования тех отношений, в которых действуют эти конституционные гарантии. И если законодатель не соблюдает или упускает из виду это требование, то с точки зрения права возможен спор между любым гражданином и высшим органом государственной власти по поводу надлежащих гарантий свободы, самостоятельности и собственности. Такой спор может рассматриваться только в рамках судебной процедуры и только органом, который подчинен исключительно конституции и в задачу которого входит ее толкование в свете аксиом и принципов права. Далее, законодатель вправе запрещать только те формы реализации конституционных прав и свобод, которые являются общественно вредными, нарушают права других граждан и противоречат основам конституционного строя. Граждане должны иметь возможность оспорить любой такой законодательный запрет, если он затрагивает их права. Но даже если конституционный суд подтверждает конституционность такого запрета, не исключено, что в судебной практике сложится обыкновение, искажающее смысл этого запрета и тем самым нарушающее конституционные права граждан. А если конституционные права нарушаются обыкновением судебной практики, то такое нарушение, как правило, не устраняется судами второй инстанции или в порядке надзора.

Эффективно защитить права в таких случаях может только конституционный суд, ибо он не связаны никакими обыкновениями законоприменительной практики. Описанные требования конституционализма означают, что речь идет о конституционном государстве в нормативном смысле: современная конституционная государственность предполагает достаточно высокий уровень развитости и эффективности формально-юридических гарантий свободы, самостоятельности и собственности, реальные механизмы ограничения публичной политической власти правами человека и гражданина. Но этот Основной закон закреплял формальное неравенство, т. В ее тексте были провозглашены многие из тех прав, которые зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. А в действительности человек был совершенно бесправен и бессилен перед лицом сверхмощной машины тотального террора.

Вместе с тем выборы оставались не прямыми, не равными и не всеобщими.

Избирательных прав были лишены женщины, лица младше 25 лет и военнослужащие. В полном объеме политические права предоставлялись «всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах» ст. Право избирать и быть избранным наступало по достижении гражданином 18 лет. При этом для других категорий граждан существовали ограничения в правах. Так, согласно статье 65, избирательных прав лишались лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу.

Прямыми были выборы в сельские и городские Советы. Делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. В декларации закреплялась диктатура пролетариата, были сформулированы трудовые права рабочих и крестьян, а также классовые права трудящихся. Конституция СССР 1924 г. Союзным республикам гарантировалось право свободного выхода из Союза носило декларативный характер, так как не был выработан механизм его реализации. К ведению верховных органов Союза было отнесено регулирование всех важнейших направлений внешней и внутренней политики единого государства, включая представительство СССР в международных отношениях; изменение внешних границ; решение вопроса о приеме в состав Союза новых республик; руководство Вооруженными силами Союза ССР.

После принятия первой Конституции СССР начался конституционный процесс в союзных республиках, в ходе которого в каждой из них была принята новая республиканская Конституция. В этой Конституции нашли свое отражение вопросы общественного устройства, хотя она и не содержала отдельной главы об основах общественного строя, правового положения граждан, избирательного права.

Конституционное развитие дореволюционной России *

Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. До ее принятия действовала российская Конституция1978 года, которая имела своих предшественниц.

Но нынешняя конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы. Разумеется, Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает новое государство. Это государство существовало - в разных границах и при разных формах правления - многие столетия. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой Конституции. Вместе с тем Конституций Российской Федерации 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории.

В первую очередь речь идет о правах человека и гражданина, выражающих минимальную неотчуждаемую меру свободы в обществе и государстве и тем самым ограничивающих возможности законодательных запретов закон не может запрещать то, что гарантировано конституцией , очерчивающих пределы допустимой компетенции государственных органов и должностных лиц в их отношениях с гражданами и их ассоциациями. Отсюда следует, что если статьи конституции гарантируют права и свободы и в то же время определяют, что осуществление этих прав и свобод регламентируется или даже может быть ограничено законом, то фактически статьи конституции ничего не гарантируют. Вместе с тем конституционное право должно предусматривать случаи ограничения прав и свобод, необходимого ради свободы других и защиты конституционного строя, и, конечно, на этот счет должны приниматься органические законы, предусмотренные конституцией. Уже это обстоятельство указывает на необходимость эффективного конституционного контроля, сопоставляющего органическое законодательство с объективным смыслом гарантий свободы, самостоятельности и собственности. Конституционное закрепление прав человека и гражданина, равно как и судебное признание в решениях верховного или конституционного суда конституционного характера других гарантий свободы, самостоятельности и собственности, не зафиксированных в конституции, лишает законодателя полномочий устанавливать административную процедуру регулирования тех отношений, в которых действуют эти конституционные гарантии. И если законодатель не соблюдает или упускает из виду это требование, то с точки зрения права возможен спор между любым гражданином и высшим органом государственной власти по поводу надлежащих гарантий свободы, самостоятельности и собственности.

Такой спор может рассматриваться только в рамках судебной процедуры и только органом, который подчинен исключительно конституции и в задачу которого входит ее толкование в свете аксиом и принципов права. Далее, законодатель вправе запрещать только те формы реализации конституционных прав и свобод, которые являются общественно вредными, нарушают права других граждан и противоречат основам конституционного строя. Граждане должны иметь возможность оспорить любой такой законодательный запрет, если он затрагивает их права. Но даже если конституционный суд подтверждает конституционность такого запрета, не исключено, что в судебной практике сложится обыкновение, искажающее смысл этого запрета и тем самым нарушающее конституционные права граждан. А если конституционные права нарушаются обыкновением судебной практики, то такое нарушение, как правило, не устраняется судами второй инстанции или в порядке надзора. Эффективно защитить права в таких случаях может только конституционный суд, ибо он не связаны никакими обыкновениями законоприменительной практики.

Данный Основной закон утвердил создание социалистического государства и носил классовый характер. Конституция 1918 г. Первый раздел полностью включал текст Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Эту Конституцию, вступившую в силу 19 июля 1918 г. В ней была закреплена новая система власти, основу которой составили Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. На основе прямого избирательного права Советы избирались только на низовом уровне. Все другие Советы, включая Всероссийский съезд Советов, являвшийся высшим органом государственной власти , формировались из представителей нижестоящих Советов. Исполнительная власть осуществлялась Советом народных комиссаров и исполнительными комитетами Советов. В Конституции РСФСР 1918 года закреплялось федеративное устройство государства: в составе России помимо территориальных единиц предусматривалось образование автономных республик. В Конституции провозглашалась диктатура пролетариата.

Ограничивались права представителей класса эксплуататоров. В числе прочих Конституция 1918 года содержала задачу «установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах». Этот кажущийся теперь бредовым оптимизм, тогда давал надежду другим народам. Наряду с нормами классовой направленности в Конституции содержался ряд прогрессивных для того времени положений, направленных на преодоление пережитков самодержавия, а также в сфере правового статуса личности : норма о равноправии женщин и мужчин и др. Первая российская конституция 1918 г. В 1925 г. Конституция 1925 и 1937 годов В 1922 г. В соответствии с требованиями ст.

Глава вторая.

О правах и обязанностях российских подданных. Глава третья. О законах. Глава четвертая. О Государственном совете и Государственной думе и образе их действий. Глава пятая. Помимо высочайших указов от 20 февраля 1906 г.

Необходимо было закрепить это в Основном законе.

В ней были закреплены демократизация государственного механизма , всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании на выборах в Советы депутатов всех уровней. Из нее были изъяты прежние ограничения в правах представителей эксплуататорских классов. В то же время она сохранила закрепление классовой сущности государства. В ней была зафиксирована руководящая роль коммунистической партии ВКП б. Конституция 1937 г. В ней четко выделены основные государственно-правовые институты, упорядочено расположение норм, введены новые главы. Этот Основной закон состоял из 14-ти глав и 151-й статьи. Конституция 1978 года.

Причиной их разработки и принятия стала необходимость конституционного закрепления нового этапа развития страны — этапа «развитого социализма», превращение государства диктатуры пролетариата в общенародное социалистическое государство. Отмечалось, что создана технически оснащенная система народного хозяйства, произошло сближение классов и социальных групп, получила дальнейшее развитие советская социалистическая демократия и т. При этом она внесла изменения в регулирование деятельности экономической и политической систем общества , правового статуса личности. Были уточнены положения о формах собственности. Установлено, что имущество не должно использоваться для извлечения нетрудовых доходов. Конституция заявила о завершении диктатуры пролетариата и процесса ее перерастания в общенародную государственную власть , создания общенародного социалистического государства. Была прямо закреплена руководящая роль коммунистической партии гл. I с указанием, что все партийные органы действуют в рамках Конституции.

Глава о правах и обязанностях граждан была включена в первую часть Конституции, чем подчеркивалось их значение.

Свод Законов Российской Империи

Конституционные акты до революции г. «Еще в конце октября прошлого 1904 г, в связи с приготовлениями к ноябрьскому съезду, – констатирует он, – в Москве небольшой группой лиц был составлен проект основного закона Российской империи на конституционно-демократических началах.
Конституционные акты российской государственности до октября г. это октроированная конституция.

Конституционное развитие дореволюционной России *

По мнению многих историков, в России первые конституционные акты были изданы после революции 1905 года. Ряд манифестов и указов императора Николая II можно с большой долей уверенности назвать первой российской конституцией. К началу ХХ в. социально-политический строй Российской империи вызывал почти всеобщее недовольство. 6 мая 1906 года Николай II утвердил свод основных государственных законов Российской империи. В заключении следует отметить, что важным этапом в переходе России к цивилизованным формам государственности явился акт Временного правительства от 1 сентября 1917 г., в котором Россия объявлялась республикой.

Конституционные акты до революции 1917 г.

Развитием идей о правах личности до 1917г. Десницкий, Б. Чичерин, П. Новгородцев, профессора Санкт-Петербургского университета А. Куницын, А. Градовский, Н. Коркунов, профессор Казанского университета Г. Солнцев и др. Алексеев, К. Кавелин, Л.

Петражицкий, В. Соловьев, Е. Трубецкой, С. Франк заложили основы отечественной теории государства, личности и общества, ими были рассмотрены проблемы отношения между властью и гражданином, нравственно-правовые аспекты становления личности, проблемы правовой ответственности, ряд других важных проблем [2, с. Однако в целом в общественном сознании и в культуре дооктябрьской России права и свободы не занимали значительного места. Они не получили достаточно серьезного распространения не то что среди широких слоев населения, но даже в среде интеллигенции.

В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы. Идеологическая функция заключается в закреплении в Конституции положений определенного политического учения в качестве господствующих. Юридическая функция. Сущность юридической функции заключается в том, что она становится основой новой правовой системы и правопорядка в стране, а также сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия является почвой для их возникновения. Кроме того, она дает импульс для развития законодательства и принятия большого количества новых нормативно-правовых актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения Конституции[4]. Для контроля за соответствием конституции принимаемых решений может существовать специальный орган судебной власти — Конституционный суд. В некоторых странах его функции выполняет другой орган власти, например Верховный суд. Основные этапы развития отечественного конституционализма. Идея формирования конституционного государства и практика государственного строительства в Украине потерпели длительной исторической эволюции. В России до 1918 г. Первые попытки принятия, вернее, создания конституции принадлежат в России декабристам П. Пестелю и Н. Значительные шаги в процессе становления конституционного строя были сделаны в период царствования Александра II — царя-реформатора — в середине XIX в. Но террор народовольцев привел к приостановке этого движения. Александр III свел на нет слабые, хрупкие демократические реформы предыдущих лет Александр II хотел своей властью даровать стране выборный парламент, который ограничивал бы его же властные полномочия. Следующая попытка перейти к конституционной монархии — царский Манифест 1905 г. Николай II счел необходимым предоставить народу юридически зафиксированные гражданские права и свободы, среди которых право участвовать в управлении государством через представительную власть — Государственную Думу. Населению обещались «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности». Расширялся состав избирателей, но самое главное заключалось в обещании, чтобы никакой «закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы». Вскоре были разработаны и подписаны основные государственные законы 1906 г.

Также она увеличивает политическую активность, направляет государственные органы и общественные объединения, всех граждан на осуществление деятельности в духе и рамках нового основного закона. Таким образом, Конституция не только отражает роль соответствующих факторов, но в то же время содержит определённые механизмы, которые необходимы для их достижения. Политическая или социально-политическая функция проявляется в том, что конституция есть политический документ своего рода договор общественного согласия , оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в режиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики идей, принципов, целей , взаимодействия политических институтов общества в функционировании всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы. Идеологическая функция заключается в закреплении в Конституции положений определенного политического учения в качестве господствующих. Юридическая функция. Сущность юридической функции заключается в том, что она становится основой новой правовой системы и правопорядка в стране, а также сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия является почвой для их возникновения. Кроме того, она дает импульс для развития законодательства и принятия большого количества новых нормативно-правовых актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения Конституции[4]. Для контроля за соответствием конституции принимаемых решений может существовать специальный орган судебной власти — Конституционный суд. В некоторых странах его функции выполняет другой орган власти, например Верховный суд. Основные этапы развития отечественного конституционализма. Идея формирования конституционного государства и практика государственного строительства в Украине потерпели длительной исторической эволюции. В России до 1918 г. Первые попытки принятия, вернее, создания конституции принадлежат в России декабристам П. Пестелю и Н. Значительные шаги в процессе становления конституционного строя были сделаны в период царствования Александра II — царя-реформатора — в середине XIX в. Но террор народовольцев привел к приостановке этого движения. Александр III свел на нет слабые, хрупкие демократические реформы предыдущих лет Александр II хотел своей властью даровать стране выборный парламент, который ограничивал бы его же властные полномочия.

Такая трактовка обуславливается социальным положением Манифеста. Ведь, несмотря на то, что он создавал Государственную Думу и выбранную систему, в которой принимали участие все сословия, выборы всё же были неравными. Это были непрямые выборы и неравные, поскольку Император осознанно отдал рабочим минимальное количество мест в Думе. Кроме того Император всегда мог Думу распустить в любой момент по своему усмотрению. Вопрос Конституции в европейских государствах является достаточно важным. Многие западные страны пришли к этому намного раньше 1905 года. Например, если мы возьмем Францию, то сразу же после победы над Наполеоном, в 1814 году Бурбоны даровали Франции Конституцию. Примерно в это же время и другие западноевропейские страны начали вводить Конституцию. Это отступление сделано, чтобы подойти к важнейшему вопросу - 1905 году в Европе было только 2 государства без Конституции и с абсолютной монархией: Российская империя и Османская империя. Обе стороны закончили не лучшим образом. Османскую Империю подробно рассматривать не будем, а касательно России нужно отметить, что отсутствие Конституции и основные гражданских свобод стало главным мотивом революции 1905-1907 годов. После подавления революции власти только сделали видимость наличии свобод и создания Конституции. На самом деле изменений не было. В результате возникла революция 1917 года, которая смела Российскую империю и династию Романовых.

Обнародование (опубликование) законодательных

Свод законов полностью не переиздавался, а выходили лишь отдельные тома так называемые неполные издания Свода законов. В неполное издание 1892г. В Свод законов не входили военные и военно-морские законы, законы для прибалтийских губерний, Царства Польского, Бессарабии имелись специальные ведомственные и местные Своды законов , а также частично законы по ведомству императорского двора, иностранным делам и православному вероисповеданию. Громоздкость издания Свода законов, редкие переиздания небольшими тиражами вызвали с конца XIX века появление так называемых неофициальных изданий Свода законов.

Наилучшее неофициальное издание — в 4 книгах Санкт-Петербург, 1913. После падения императорской власти в 1917г. Своеобразие Свода законов заключалось в том, что далеко не всегда базовые российские правовые акты изначально были оформлены как кодексы, а последующие дополнения к ним также часто не были оформлены как поправки в них не сообщалось прямо, какие части ранее действующих актов отменяются и т.

Составители Свода во многих случаях вынуждены были «сшить» кодексы из разрозненных актов, при этом текст внутри каждого пункта был без изменений взят из существующего акта внизу каждого пункта приводился номер этого акта , но порядок расположения, группировка по главам и статьям и их названия были введены составителями Свода. Практическое пользование русскими законами было затруднительным. Вначале проще и удобнее всего было навести справки по Своду законов; чтобы проверить, нет ли изменений после последнего издания Свода, надо было проверить либо Полное собрание законов за последующие годы можно было пользоваться предметным указателем к томам , либо Продолжение к Своду законов; а за последние два-три года, за которые еще не вышел том Полного собрания или Продолжения, следовало просмотреть подшивки Собрания узаконений в них вообще не было указателей.

Практикующие юристы выписывали по два экземпляра Собрания узаконений, вырезали из одного нужные акты, и подклеивали их в тома Свода законов. Свод законов Российской империи Утверждение Гос Советом 10 янв 1832, вступление в законную силу с 1 января 1835г. Вещное право: право собственности, право владения, право на чужую вещь, залоговое право 1 ПС — впервые дано точное определение — «право независимо от посторонник лиц владеть, пользоваться, распоряжаться вечно и потомственно».

ПС на землю — на всё что находится над ней, в её недрах, воды на её территории. Впервые выработано понятие давности владения как способа приобретения ПС. Множество способов приобретение, в т.

Презумпция наличия ПС на стороне владельца. Способы возникновения владения: передача вещи и захват. Впервые точное определение давности владения — «спокойное бесспорное непрерывное владение в течение 10 лет».

Не требовалось добросовестности и законности давностного владения. Обеспечивало исполнение обязательств, но по давности могло перейти залогодержателю. Заложенное имущество могло оставаться и в руках собсвтенника, который, однако, не мог распоряжаться им.

Обязательственное право — обязательства: из договоров и из причинения вреда. Особое распространение получил договор товарищества: полное товарищество, на вере, товарищество «по участкам» АО, от-ть только в пределах внесённых вкладов , трудовое товарищество артель III. Семейное право — единственная форма брака — церковная.

Необходимо достижение брачного возраста ж — 16, м — 18 , свобода воли и сознания. Препятствия: нахождение в др браке, родство, свойство, духовный сан, осуждение на безбрачие. Имущество супругов раздельное.

Приданое и имущество, приобретённое супругой, её соб-ть. Наследственное право — расширилась завещательная свобода — кому угодно можно завещать. Недействительны завещания, сделанные безумными, несовершеннолетними, монахами, самоцбийцами.

Домашнее и нотариальное завещание, и там и там обязательны свидетели. Нельзя завещать родовый майоратные и заповедные владения. Только кровные родственники Уголовное право путанное противоречивое, поэтому в 1845г.

Крестьянам и помещикам было предписано в течение двух лет составить и заключить уставные грамоты, в которых следовало определить раздел земли. Причем земля отчуждалась помещиком не в пользу отдельного крестьянина, а в пользу сельского общества общины , крестьянин лишь получал ее в пользование от общины. Значительная часть земли обычно вся барская запашка оставалась в собственности помещиков.

Было решено не устанавливать единые нормы крестьянских наделов для всей страны, законодательно были установлены лишь максимальные и минимальные размеры крестьянских земельных участков для каждой из 3 зон — нечерноземной, черноземной и степной — от 2,5 га минимум в нечерноземной зоне до 12 га максимум в степной зоне. Конкретный размер крестьянского надела определялся в каждом конкретном случае индивидуально уставной грамотой, в указанных пределах. Помимо этого, крестьянин даже без согласия на то помещика мог свободно выкупить в собственность свою усадьбу: дом с огородом.

Споры, возникающие по поводу земельного раздела между помещиками и крестьянами, были призваны разрешать мировые посредники из числа чиновников. Решение мирового посредника заинтересованная сторона могла обжаловать в специальной апелляционной инстанции. Деятельность мировых посредников координировало губернское правление по крестьянским делам.

Выкупную ссуду крестьяне получали от гос-ва, взявшего на себя основную тяжесть по проведению выкупной операции. Ссуда, выданная правительством помещику за землю, ложилась на крестьян в виде казенного долга, за который они обязывались выкупными платежами, уплачиваемыми в течение 49 лет. Вплоть до совершения выкупной сделки собственность на землю сохранялась за помещиком, крестьяне продолжали платить оброк и отрабатывать барщину.

Размеры оброка и барщины были определены законом и находились в зависимости от размера и местонахождения в одной из трех зон земельного участка, передаваемого крестьянину. Оброки были больше в нечерноземных губерниях, где крестьяне зачастую уезжали на заработки в города в северных губерниях были развиты крестьянские промыслы, не связанные с сельским хозяйством.

Впервые закреплялся принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод. В новой Конституции последовательно проводился принцип разделения властей, устанавливался принцип идеологического, религиозного и политического многообразия.

Важным в Конституции РФ 1993 г. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Устанавливается признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Впервые в истории российской конституции устанавливается светский характер государства. Российская Федерация провозглашается правовым государством. Впервые закрепляется положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. По сравнению с предшествующими российскими конституциями, Конституция 1993 г.

Закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод и принадлежности их каждому от рождения. Устанавливаются новые для нашего законодательства права и свободы, а именно, право на жизнь, запрет пыток, насилия, защита частной жизни и др. Конституция 1993 г. В частности, закреплено, что суверенитет России распространяется на всю её территорию, Конституция и Законы Российской Федерации имеют верховенство на всей территории, что обеспечивает её целостность и неприкосновенность.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти. Для сохранения целостности России принципиальный характер имеет ликвидация понятия суверенитета республик, входящих в Российскую Федерацию. В Конституции установлено, что во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты Федерации равноправны. Президент Российской Федерации выводится из системы исполнительной власти и занимает особое самостоятельное место.

Президент как гарант конституции стоит над ветвями власти. Это проявляется в том, что на него возложено определение основных направлений внутренней и внешней политики. Парламентом Российской Федерации является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы; в отличие от ранее действовавших конституций, устанавливающих принцип равенства палат Верховного Совета, Конституция 1993 г. Значительные изменения внесены в законодательный процесс.

Конституция вводит ранее не известный вид законодательного акта: Федеральный Конституционный Закон и устанавливает особый порядок его принятия. К числу важных изменений относится также прекращение деятельности местных органов государственной власти в лице Совета Народных Депутатов и введение системы местного самоуправления. Развитие Конституции РФ Конституция не остается неизменной. И хотя нельзя сказать, что она преобразилась кардинально, определенные изменения за 17 лет произошли.

Первые изменения коснулись 65-ой статьи. Изменение этой статьи описано в 9-ой главе Конституции: «Статья 137 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации. Более значимые поправки были приняты в год пятнадцатилетия современной Конституции.

В 11 ноября 2008 года президент Дмитрий Медведев в своем первом Послании Федеральному Собранию обратился к политической элите страны с предложением внести следующие изменения в Конституцию: Изменить срок полномочий президента РФ на действующего президента эта норма не распространялась , увеличив его с четырех до шести лет. Изменить срок полномочий депутатов Госдумы, увеличив его с четырех до пяти лет. Повысить ответственность кабинета министров, обязав правительство России ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Госдумой. Позже, выступая в Кремле на научно-практической конференции, по-священной пятнадцатилетнему юбилею Конституции, президент заявил: «Конституция - фундаментальный документ.

Но это не значит, что мы не можем смотреть на Конституцию глазами современных людей - людей, которые живут уже в ХХI веке. Именно на это направлены те предложения, которые были сделаны мной в ходе произнесения Послания, которое поддержали Государственная Дума и Совет Федерации. На мой взгляд, главное достижение последнего времени заключается в том, что любые изменения, будь то изменения в обычное законодательство или изменения в Конституцию, должны приниматься в соответствии с теми правилами, которые мы сами для себя установили. И именно эти правила когда-то установила Конституция, именно этим правилам мы и будем следовать дальше - и мы, и, по всей вероятности, те, кто будет работать после нас.

Конституция реально должна прорастать и в принимаемом законодательстве, и в правоприменительной практике, во всех решениях государственной власти и в инициативах гражданского общества. Только в таком случае ее потенциал может быть реализован в полной мере. И только так можно достичь провозглашенных Конституцией стратегических целей нашего развития».

О законах. Глава четвертая. О Государственном совете и Государственной думе и образе их действий.

Глава пятая. О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями Проект Конституции 1918 г. Окончательный текст Конституции принят 10 июля 1918 г. Структура Конституции 1918 г. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Социальная основа советской власти — диктатура пролетариата.

Политическая основа — система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Нововведения в экономике, установленные Конституцией, — полная национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности. Конституция устанавливала монополию государства в сфере экономики. Высший Совет народного хозяйства — высший орган в сфере управления экономикой. Устанавливался срок действия Конституции — переходный период от капитализма к социализму.

Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров. Конституционное значение имели «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906 года; Указ «О переустройстве учреждения Государственного совета» от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года[12]. Известный русский государствовед Н. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 г. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года. Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированием основ новой государственности. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25 12 января 1918 г. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата, и закреплялось полновластие Советов. Исторической задачей Советской власти провозглашалось «беспощадное подавление эксплуататоров». Это была первая в мировой истории Конституция государства диктатуры пролетариата, государства социалистического типа. В связи с тем, что это была не только первая советская социалистическая конституция в мире, но и первая в истории нашего государства обще-российская Конституция, она не опиралась на принцип преемственности конституционного развития и определяла основы устройства нового общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь лозунгами, под которыми в 1917 г. Из всех последующих российских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, политизирована и имела классовый характер. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Конституция 1918 г. К специфическим чертам Конституции 1918 г. При этом в Конституции открыто признавалось необходимость применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя, что не было характерно для последующих советских конституций. Так, в ст. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала её принудительное безвозмездное изъятие. Отмеченные особенности Конституции 1918 г. Конституции СССР, а в 1925 г. Первая закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». В отличие от Конституции 1918 г. Продолжая оставаться классовой, Конституция 1925 г. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих предшествующей Конституции. В Конституции 1925 г. В связи с появлением субъектов РСФСР в её Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них. В структуре Конституции была выделена гл. Конституция 1937 г. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия: в ст. Впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. В частности, было закреплено право на труд. Гарантировались и политические права «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». За коммунистической партией ВКП б закреплялась руководящая роль. Норма о партии была введена в Конституцию впервые. Это была Конституция победившего социализма. В ней закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий