Почему именно студенческое движение стало детонатором массовых социальных выступлений

1.1 Понятие и феномен студенческого движения. Студенческое движение — деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Эта организация стала интернациональным центром борьбы против МСС и демократического С. д. Её начальники выступили против участия студенчества в социально-политической борьбе, за ограничение сферы С. д. корпоративными студенческими заинтересованностями. Целью данного исследования является изучение студенческого движения на рубеже XIX -XX веков России, их социальной жизни и политических выступлений с 1899 по 1905 года. Исходя из цели данной работы, перед нами стоит ряд задач. Через это общественное явление прошло не одно поколение советских граждан. Студенческое движение стало в определённом смысле одной из визитных карточек молодёжного движения в Советском Союзе. к победе пролетарской революции в одной из самых слабых стран, три года отстаивающей себя от натиска буржуазии всего мира.

Студенческое движение

Какой сегодня праздник: 17 февраля - День российских студенческих отрядов Значительная часть студенческого движения оказалась на леворадикальных позициях. Его ядром был Социалистический немецкий союз студентов (СНСС), который за попытки дать свою интерпретацию социалистической теории и практики в 1961 г. был официально отлучен от СДПГ.
Студенческие движения День российских студенческих отрядов День 17 февраля, начиная с 2016 года, стал официальным праздником Российских студенческих отрядов. Произошло это после подписания 21 февраля 2015 года соответствующего Указа Президентом РФ В.В. Путиным.
Студенческие беспорядки: о роли молодежи в революции Если беспорядки мая 1968 года (социальный кризис во Франции, начавшийся с леворадикальных студенческих выступлений и вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и почти 10-миллионную всеобщую забастовку.

itexts.net

Еще чуть-чуть — и прогнивший мир рухнет, а на его обломках люди доброй воли выстроят новый, справедливый мировой порядок. Ничего этого не случилось. Вместо того чтобы прогнуться под них, мир переделал молодых бунтовщиков под себя. Один из лидеров «Красного мая» во Франции Даниэль Кон-Бендит — сегодня умеренно левый политик, охотно идущий на компромисс с либералами; Андре Глюксманн, еще один известный участник протестов, скончавшийся в 2015 году, спустя всего пару десятилетий превратился в горячего сторонника американских интервенций по всему миру, поддерживал бомбардировки Сербии и требовал активнее помогать чеченским сепаратистам. Тех участников событий, кто остался верен своим идеалам, типа Алена Кривина, воспринимают сейчас как безобидных чудаков, а не угрозу устоям общества. Неужели прав оказался тогдашний глава Компартии Франции Жорж Марше, называвший бунтовщиков «буржуазными сынками, которые тут же забудут про революционный задор, когда придет их черед управлять папочкиной фирмой и эксплуатировать рабочих»? Канули ли идеи 1968 го в Лету или у нас есть шанс в обозримом будущем вновь увидеть массовый протест, который регулярно предсказывают политологи?

Сытый мир Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, откуда вообще взялся протестный потенциал 68 го года. После окончания Второй мировой — самой кровавой войны в истории человечества — половина мира лежала в руинах. Годы и десятилетия лишений остались позади, люди хотели жить и радоваться жизни и с энтузиазмом стали это делать. Сразу после войны начался беби-бум — рождаемость в Европе и Америке достигла пика. За один только 1954 й в Соединенных Штатах на свет появились 4 миллиона младенцев, и в итоге к 1965 году четверо из десяти американцев были моложе 20 лет. В странах, которые война затронула больше всего, беби-бума почти не было, а кое-где, как в СССР, кривая рождаемости пошла вниз: слишком много людей погибло, слишком много было разрушено, и требовалось создать хотя бы элементарные условия для жизни.

Наступил «золотой век капитализма», «эпоха Кейнса»: отныне каждый гражданин США мог осуществить наконец американскую мечту, купив дом с лужайкой и обзаведясь семьей и детьми. И в этих детей богатеющие американцы и начинавшие следом за ними богатеть западноевропейцы вкладывались по максимуму, стремясь сделать так, чтобы новое поколение не видело тех трудностей и лишений, которые пришлись на их долю. Дети западного беби-бума росли в невиданных прежде условиях — в семьях, где был телевизор и автомобиль, где можно было каждый день наедаться досыта. Реклама послевоенных лет — это праздник консьюмеризма: почти на каждой этикетке краснощекий бутуз с улыбкой во весь рот пожирает огромные куски.

В Петербурге студенты некоторых вузов организовали боевые дружины для защиты от нападений черносотенцев и полиции. Демонстрация студентов у здания Петербургского университета после издания царского манифеста в 1905 году Наиболее тяжелое для революционного студенчества время наступило после 1907 г. Первым массовым выступлением студенчества после разгрома революции стали сходки, посвященные смерти Л. Толстого — собрания прошли по всей стране, в знак траура учащиеся 3 дня не ходили на учебу. Поворотным моментом в период между Первой революцией и войной стал 1911 г. Реакция профессуры на подобные действия стала для царской власти неожиданностью — целый ряд известных ученых подал в отставку в знак протеста против репрессий и нарушения автономии университета. Интересно проанализировать, какие партии и течения пользовались популярностью и могли заинтересовать учащихся того времени. До начала мировой войны прочные позиции занимали кадетская и октябристская партии. Левые партии имели очень небольшой спектр влияния. Однако крайне правые Союз русского народа и др. О социальном составе студенчества свидетельствуют данные анкеты 1909 года, организованной институтской кассой взаимопомощи. Эти данные показывают, что далеко не вся масса студентов была радикально настроена против действующей власти — среди учащихся основная масса была либо довольно аполитична, либо лояльна по отношению к самодержавию. Довольно известно разделение студентов на «академистов» и «политиков». Первые считали, что необходимо заниматься преимущественно учебой и не участвовать в политической жизни. Зачастую они занимали провластную и даже черносотенную позицию. Эта группа пользовалась нелюбовью не только революционного сотрудничества, но и большинства профессуры, которое разделяло кадетские взгляды. Вторые, соответственно, призывали совмещать и то, и другое, а, если нужно, то и прерывать занятия ради достижения политических целей или солидарности. Они призывали отвлекаться от учебы только в крайних случаях. Cтуденты Петербургского университета. Однако почему же существует мнение об оппозиционности всех студентов по отношению к самодержавию? Дело в том, что те студенты, которые часто выступали на сходках и митингах, были более заметны, скандалы, связанные с ними, потрясали стены университетов. Определенную роль в этом сыграло и неприятие правыми студенчества — фигура «скубента» рассматривалась как чуждая и враждебная России, ее традициям. На популярных в то время карикатурах представители левых партий традиционно изображались в студенческой форме. Важную роль в формировании взглядов студенчества играли землячества. Приезжие составляли значительную часть учащихся, особенно в столицах. Эти объединения были действительно подспорьем и опорой для молодых людей, оказавшихся в чужом городе в незнакомой обстановке. Именно на собраниях землячества многие узнавали про те или иные идеи, там они быстрее получали распространение ввиду того, что была доверительная свойская атмосфера. Среди всех землячеств выделялись наиболее крупные и влиятельные. Обычно это были собрания студентов какой-нибудь крупной губернии. Безусловно, приезжие студенты, зачастую жившие очень скромно, не имевшие возможности получать помощь от родственников, быстро проникались оппозиционными и даже революционными идеями. В воспоминаниях Е. Кадетская печать, которая тогда пользовалась популярностью среди в университетской среде, писала об этой акции как о достойном проявлении патриотических чувств. Жизнь студенческая: типы дореволюционных студентов и курсисток. Все картинки из жизни студентов того времени здесь На примере Москвы интересно проследить развитие событий во время войны. Уже в 1914 г. Далеко не все были едины в этом вопросе. Часть студентов в октябре того же года заявила о том, что идти на войну надо «с Марсельезой», некоторые говорили о том, что готовы были бы воевать с Германией на стороне Бельгии или Франции, а сражаться в российской армии означает защищать деспотизм. Против войны, однако, выступало явное меньшинство. Это объясняется тем, что на позициях пораженчества однозначно стояли только большевики, которые не имели влияния на широкие массы в начале войны, но сумели в дальнейшем создать разветвленную сеть в последующие годы. Однако антивоенная деятельность имела место, в ноябре-декабре 1914 г.

Вместо конформистских настроений, стремления сохранить и приумножить достигнутое, прежде всего в материальной сфере, характерных для 1950-х гг. Важным фактором активизации студенческого движения стала растущая значимость образования в процессе социализации личности и общественного прогресса. Но в международном сравнении ФРГ существенно уступала другим ведущим странам по количеству учителей, студентов, по доле расходов на образование в ВНП. Активная часть студенчества ставила вопрос о демократизации высшей школы, что предполагало не только ее большую доступность для всех социальных слоев, но и возможность «соучастия» в решении вопросов внутривузовской жизни со стороны студентов. Значительная часть студенческого движения оказалась на леворадикальных позициях. Его ядром был Социалистический немецкий союз студентов СНСС , который за попытки дать свою интерпретацию социалистической теории и практики в 1961 г. Его позиции стали определять «новые левые», взгляды которых представляли собой смесь левосоциалистических, коммунистических, анархистских и романтически-утопических идей. Существенное влияние на взгляды «новых левых» оказала «критическая теория», сформулированная в трудах философов и социологов Макса Хоркхаймера, Герберта Маркузе, Теодора Адорно и др. Эта теория резко критиковала капиталистическую систему как несправедливую, бесчеловечную и даже авторитарную. Насаждаемое властью потребительство, по мнению ее авторов, формирует «ложное сознание», превращает индивида в объект манипуляции. В отличие от «старых левых», которые считали главной задачей изменение форм собственности на средства производства, «новые левые» в качестве приоритета выдвигали децентрализацию и демократизацию общественных отношений. Общество «прямой демократии» — таков был романтизированный политический идеал «новых левых». Путь к нему они видели в пробуждении общественного сознания, в «раскачивании» буржуазного общества с помощью «провокативных действий». Акции студенческого движения первоначально были направлены против устаревших структур, содержания и форм образования. Массовые выступления студентов Свободного университета в Западном Берлине в 1965 г. Спектр объектов студенческого, протеста был широк: от традиционного авторитета преподавателей и родителей до войны США во Вьетнаме и диктаторских режимов. В ходе студенческих митингов и демонстраций звучали требования слома существующих общественных структур с их разделением на «верхи» и «низы», с устаревшими моральными нормами и правилами.

Студенческие отряды не только помогали решать важные экономические задачи, поставленные государством, они стали своего рода кузницей кадров. Студенты получали практические навыки профессиональной деятельности, многие из них начинали свой профессиональный рост именно с участия в студенческом стройотряде. Помимо самой распространённой формы — строительного отряда, появлялись отряды, привлекавшиеся к работе в рыболовной отрасли, реставрационные отряды, отряды проводников и другие. Учитывая рост масштабов движения студенческих добровольческих отрядов, а также сферы их применения, для лучшей координации их деятельности был создан Центральный Штаб студенческих отрядов под эгидой ВЛКСМ. Моментом возникновения студенческих отрядов принято считать весну 1959 года, когда 339 студентов-физиков МГУ поехали на Целину в Северо-Казахстанскую область, где построили 16 объектов, выполнив объём работ на сумму 250 тысяч полноценных советских рублей. По статистике, за 55-летнюю историю развития школу студенческих отрядов прошли более 18 млн. Комсомольские студенческие стройотряды прежде всего направлялись на объекты народного хозяйства СССР, относящиеся к ударным комсомольским стройкам, у нас в Забайкалье ударными комсомольскими стройками являлись Байкало-амурская магистраль и Харанорская ГРЭС. В то время стройотряды ставили своей целью не только прямой заработок, но и воспитание студентов в духе творческого коллективизма и правильного уважительного отношения к труду. На них возлагались задачи формирования высоких нравственных качеств, чувства патриотизма; стройотряды рассматривались как важный институт социально-трудовой адаптации учащейся молодёжи.

Роль студенчества в Русской революции. Часть I

1.1 Понятие и феномен студенческого движения. Студенческое движение — деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Некоторые ребята в студенческих отрядах получают свою первую зарплату. Кто-то, после того, как прошёл «целину», устраиваются там уже на постоянную работу, кто-то в этой сфере находит именно себя. На празднике во Дворце Детей и молодёжи чуть больше 300 студотрядовцев. Через это общественное явление прошло не одно поколение советских граждан, пишет Студенческое движение стало в определённом смысле одной из визитных карточек молодёжного движения в Советском Союзе. Студенческое движение стало детонатором массовых социальных выступлений, потому что студенты не были удовлетворены авторитарной регламентацией своей жизни и политикой правительства.

Участие молодежи в революциях

Они направились к Музею Ленина, где атаковали распространителей фашистской литературы, изрядно их побив. К месту драки подоспел ОМОН, который встал на сторону фашистов и разогнал студентов. В ходе беспорядков свыше 200 студентов получили различные травмы, свыше 30 - были задержаны на сутки еще большее число студентов было задержано на несколько часов, ими были набиты 5-е, 11-е и 122-е отделения милиции, после установления личности и получения объяснений их отпускали. Пятеро из задержанных были оштрафованы судом, остальные отделались предупреждением. Революционная символика решением суда была конфискована и уничтожена. Если беспорядки 12 апреля 1994 г. Демонстрантам противостояло до 1100 сотрудников "сил правопорядка". Беспорядки охватили столь значительную часть центра столицы, что не заметить их было просто невозможно. Но наши журналисты из "большой прессы" и электронных СМИ - не заметили! Пусть часть из них опять была гебешниками минимум 3 человека с телекамерами и минимум 5 фотографов - теле- и фотодокументы были предъявлены затем на суде , но остальные-то были настоящими журналистами. Куда же делись их материалы?

Mass media смолчала и на этот раз. Студенты - активисты "Студенческой защиты", члены Фиолетового Интернационала и ИРЕАН вспоминают, как во время митинга, до начала беспорядков у них брали интервью всего не менее 3 телеинтервью, не менее 2 радиоинтервью и минимум 6 интервью для газет. Эти интервью нигде не появились. Вновь, как и год назад, о беспорядках написала лишь "альтернативная" пресса: "Бумбараш-2017", "Студенческая защита" да примкнувшая к ним "Лимонка". На пресс-конференцию набежало свыше 40 журналистов отечественных и зарубежных, включая радио-, теле- и фото. Никаких репортажей с пресс-конференции не последовало. Если гражданские беспорядки пусть в форме студенческих , то есть открытое массовое неповиновение властям и есть то, чего со страхом ждет и чего опасается и правительство, и "политический класс" России включая "солидную" оппозицию , то одного замалчивания "дурных примеров" будет недостаточно, поскольку информация все равно распространяется по каналам "альтернативной" прессы, в пересказах участниках и свидетелей - и даже просто в форме слухов, как мы видели. Логично, что следующей ступенью после информационной блокады должно стать "дозированное" информирование, то есть дезинформирование. И действительно, с большим запозданием в конце апреля за пределами "альтернативной" прессы появились две статьи, в которых признавалось, что 12 апреля " что-то В газете " Экспресс-Хроника ", представляющей собой "переходный" вариант от "альтернативной" прессы к "большой", была напечатана статья В. Воскресенского "Любители удобной жизни".

Это был шедевр своего рода. В статье говорилось о студенческом митинге 12 апреля у "Белого дома", но ни слова не было сказано ни о ходе митинга, ни о последующих беспорядках! Автор заменил изложение событий долгой и маловразумительной руганью в адрес студентов. Из статьи выходило, что студенты протестовали исключительно против призыва их на военную службу, и автор негодовал, за что студентам такие льготы, чем они, студенты, лучше других? Воскресенский, - студентам просто не хочется, чтобы их так удобно складывающаяся жизнь изменялась к худшему? Оставалась еще одна группа населения, которую надо было дезинформировать: молодежь. И вот в "Московском комсомольце" появляется статья Е. Головацкой "Не бывает непробиваемых стекол. Бывают непробиваемые головы". Эта статья также была своего рода шедевром.

В отличие от статьи В. Воскресенского она была написана ярким запоминающимся языком. Но события в ней излагались несколько своеобразно. Прямо перед Белым домом. Как и любая настоящая русская пьянка, закончилась она дебошем. На митинг собралось примерно 5000 человек. О том, сколько было выпито пива, статистика умалчивает... Под предводительством "защитников" они успели побывать у мэрии, на Старом Арбате, у здания Генштаба, которое облили черной краской... Поматерясь всласть у Генштаба, студенты пошли биться головой о кремлевские стены. Там наконец-то их разогнали...

Два часа они пьяной кодлой шатались по Москве, били стекла, матерились и пугали прохожих... Так и зарабатывают юные бунтари свой первичный политический капитал, среди таких же любителей пива, как они сами. А пиво у нас любят о-очень многие... За удовольствие надо платить. Есть, например, масса районных группировок. Регулярно "пионеры Сетуни" бьют морду "пионерам фабрики Ногина", а потом отсиживают свои пятнадцать суток за хулиганство. И не возмущаются... Не было схваток с ОМОНом. Был пьяный дебош, обычное хулиганство, и ничем активисты "Студенческой защиты" не отличаются от шпаны "пионеров Сетуни". Лидеры "Студенческой защиты" поступили по-умному.

В нескольких тысячах экземпляров они отксерокопировали статьи Воскресенского и Головацкой - и раздали их активистам "Студенческой защиты", разослали в провинцию с соответствующими комментариями. Как на эти "выступления прессы" реагировали студенты - это я сам видел. О Головацкой говорили в основном одним коротким народным словом, которым именуют представительниц одной из двух древнейших профессий, а уж что говорили о Воскресенском, я даже пользуясь эвфемизмами, в цензурной форме воспроизвести не могу. Гусев давно говорил, что он создает бульварную газету. А вот " Экспресс-Хроника " забила мяч в собственные ворота. Группа студентов, участвовавших 12 апреля в беспорядках в Москве и вдохновленных идеей создания в Твери отделения "Студенческой защиты", сочла, что День рождения пионерии - удобный случай для пропаганды этой идеи. Они провозгласили территорию студгородка "оккупированной" и открыли "антиправительственный революционный митинг". Народ дружно грянул как ни странно, слова все знали. Реакция властей последовала незамедлительно. В Спортивном переулке перед студгородком появились 6 машин с омоновцами.

Видимо, вызов в студгородок был для ОМОНа большой неожиданностью, так как омоновцы в большинстве своем были пьяны в дупель.

Уэсли неоднократно высказывался о том, что «никогда не призывал к преследованию католиков»[3] Заключение. Проведенное нами исследование доказало, то что учащиеся равно как общественно-возрастная категория имеют все шансы рассматриваться в качестве мощи, оказывающей дестабилизирующее влияние в общественно-политическую обстановку в государстве. Проблема в том, что повышение числа студенток, которое наступает в конкретном стадии формирования государства, никак не содействует увеличению насыщенности многочисленных беспорядков, однако содействует увеличению насыщенности противоправительственных презентаций.

В то же время никак не меньше значимым является недостаток статистически значимой корреляции среди частью учащихся в единой количества жителей и насыщенностью общественно-политических убийств и шпионских операций. Существенно также, то, что среди частью учащихся в населении и насыщенностью переворотов и усилий переворотов взаимозависимость никак не положительна, а отрицательна, в таком случае имеется присутствие в государстве значительного количества учащихся никак не упрощает, а точнее усложняет типично элитарную форму смены власти через государственный переворот. Это значит, то, что увеличение количества учащихся может быть никак не только лишь дестабилизирующим, однако и в популярном значении регулирующим условием. Библиографический список Макаров Е.

Гордоновский бунт и религиозно-политическая борьба в Великобритании 1778-1780 гг. Самара, 2013 Макаров Е. Саратов, 2013 Быховский Б. Новинская М.

Кон И. Тимошина Т. Экономическая история зарубежных стран. Пашковский Г.

Студенческое движение на Западе. Мяло К. Грачев А. Поражение или урок?

Об опыте и последствиях молодежных и студенческих выступлений 60-70-х годов на Западе. Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:.

Феминистское движение многообразно.

Новые религиозные движения. В 70-е гг. Эти религиозные секты эзотерического характера отличаются от христианских церквей и ересей. В конце 50-х и начале 60-х гг.

С другой стороны, в целом ряде западноевропейских стран в последние два десятилетия к традиционным этническим конфликтам добавилась проблема иностранных рабочих, иммигрантов из «южных» стран, которых, например, в Германии, Франции, Великобритании насчитывается несколько миллионов. В Уэльсе развернулось движение интеллигенции за возрождение валлийского кельтского языка и культурных традиций. Как вы объясните общие причины развития новых социальных движений? Что является главными причинами того многообразия новых движений, которые появились в последние десятилетия?

Чем объясняется спад левых движений? В чем причины подъема национализма и антирасистских движений?

Обозленные студенты тут же выбили в иномарке ветровое стекло и пригрозили "новому русскому", что сожгут его вместе с машиной. По воспоминаниям участников, "буржуй сидел в тачке тихо, как мышка". Первое столкновение с милицией произошло у кинотеатра "Октябрь". Остановить колонну не удалось - студенты прорвали милицейский кордон, но 3 человека были арестованы среди них - лидер Инициативы революционных анархистов ИРЕАН Д. После этого настроения студентов радикализовались, и лозунги "Стипендию! Сломав еще несколько кордонов милиции, колонна вышла на Манежную площадь в районе Кутафьей башни, где столкнулась с ОМОНом.

Несмотря на сопротивление студентов, демонстрация была рассеяна. Но несколько сот человек прорвались через Александровский сад к Историческому проезду. Основу этой группы составили комсомольцы, анархисты и активисты контркультурного Фиолетового Интернационала во главе с их лидером Алексеем Цветковым. Большинство демонстрантов было здесь избито и остановлено. Среди прочих, получив тяжелое сотрясение мозга, выбыл из строя и А. Там они, скандируя лозунги и размахивая красными и черными знаменами, произвели изрядный переполох. В центре ГУМа у фонтана какой-то одетый в дорогой костюм и кожаное пальто "новый русский" счел своим долгом остановить демонстрантов, чтобы высказать неудовольствие их внешним видом и цветом их знамен, за что был брошен студентами в фонтан. Здесь демонстранты были рассеяны окончательно.

В ходе беспорядков от 60 до 80 демонстрантов получили тяжелые побои или травмы, 9 человек было арестовано. Суд над задержанными состоялся на следующий день. Журналистов на суде не было. На некоторых демонстрантов распространились затем и внесудебные преследования так, Д. Костенко, на суде отделавшийся предупреждением, был отчислен из очной аспирантуры. Беспорядки 12 апреля 1994 г. Именно активные участники беспорядков провели 16 апреля 1994 г. Многие из них вошли в Исполком профсоюза, Д.

Костенко был избран председателем Исполкома. Как же отреагировала наша mass media на эти события? Это не значит, что никто из журналистов не был предупрежден заранее и потому не смог ничего зафиксировать - отнюдь, одних телекамер студенты насчитали 18 штук! Предположим, что 3 из них пусть 5 - гебешные, но остальные, безусловно, принадлежали разным телекомпаниям. Отечественные телеканалы были все, за исключением НТВ. И ни один из телеканалов не дал в эфир ни одного кадра о беспорядках перед Домом правительства и около Кремля! Такое тотальное замалчивание бурных студенческих беспорядков со стороны mass media особенно показательно, если сравнить его с отношением mass media к аналогичным событиям до октября 1993 г. Столкновения демонстрантов с милицией куда менее серьезные, чем события 12 апреля 1994 г.

Подробно освещались и пресловутая "Осада Империи лжи" в июне 1992 г. Заметная "скованность" наблюдалась в электронных СМИ в сентябре 1993 г. Уже события 3 октября TV освещало самым подробнейшим образом - начиная с прорыва демонстрантов от Октябрьской площади к "Белому дому" и деблокирования его. Таким образом, замалчивание беспорядков 12 апреля 1994 г. О событиях 12 апреля 1994 г. Надо сказать, что немногочисленные экземпляры этих изданий с описанием событий 12 апреля 1994 г. Так, студенты из Владивостока, приехавшие в 1995 г. Минские студенты выпустили листовку, где события 12 апреля 1994 г.

Перед "Белым домом" собрался 5-тысячный студенческий митинг. На митинге "Студенческая защита" развернула небывалую активность, было напечатано огромное количество листовок и спецвыпуск еженедельника "Студенческая защита". Ораторы "Студенческой защиты", используя мегафоны, с трех разных точек, непрерывно выступали с речами. Основными требованиями "Студенческой защиты" к властям были: отмена решения правительства о лишении успевающих студентов права на стипендию; отказ от принятия закона о призыве студентов и выпускников вузов на службу в армию рядовыми на два года; расширение студенческого самоуправления в вузах; участие студентов в контроле над финансовой деятельностью вузов; прекращение практики сокращения бесплатных учебных мест и сдачи общежитий в аренду коммерческим структурам. Щербина быстро устал от конкурентов-радикалов и решил устранить их остроумным способом: "сдать ментам". По его просьбе милиция задержала 3 ораторов с мегафонами в том числе и лидера "Студенческой защиты" Д. Задержанных отвезли в отделение. Большинство руководителей "Студенческой защиты" кинулось добиваться освобождения задержанных.

Студенты стали возмущаться. Щербина объявил только что начавшийся митинг завершенным. Милиция стала вытеснять студентов с площади перед "Белым домом". Далее события развиваются по знакомому сценарию. Студенты сорганизовались, построились в колонны и, сметя металлические заграждения и милицейское оцепление, направились маршем в сторону Кремля. Демонстрация носила стихийный характер и только на пересечении Нового Арбата с Садовым кольцом в голову колонны пробились члены Исполкома "Студенческой защиты" - А. Цветков студент Литературного института, лидер Фиолетового Интернационала и С. Власти были готовы к такому повороту событий.

Студентов атаковали неожиданно появившиеся дополнительные подразделения милиции, а на пересечении Нового Арбата с Садовым кольцом дорогу демонстрантам перекрыли машины с ОМОНом. Студенты вступили в схватку с ОМОНом. ОМОН применял дубинки, демонстранты - камни и пустые бутылки. Рассеять студентов не удалось. Наоборот, студенты побили стекла в омоновских машинах и загнали ОМОН частью в машины, частью - за них. Прорваться дальше по Новому Арбату у студентов сил не хватило. Но от 1,5 до 2 тысяч студентов прорвалось на Старый Арбат. К этому времени демонстранты уже сильно озлобились.

День студенческих отрядов отмечают в пятый раз

В ходе студенческих митингов и демонстраций звучали требования слома существующих общественных структур с их разделением на «верхи» и «низы», с устаревшими моральными нормами и правилами. Полицейские, обязанные сохранять общественный порядок, рассматривались участниками акций как олицетворение власти и силы «истэблишмента» и поэтому вызывали особую ярость. Когда 2 июня 1967 г. Был совершен поджог здания издательства медиамагната Акселя Шпрингера 1912-1985 , который считался столпом «системы», и выдвинут лозунг «Экспроприировать Шпрингера! Проводились захваты аудиторий и целых вузов с тем, чтобы нарушить учебный процесс; вместо лекций и семинаров велись дискуссии по общественно-политическим проблемам, получившие название «критические университеты». Демонстративные сидячие забастовки на улицах и площадях нарушали движение транспорта.

Новую волну беспорядков и столкновений с полицией вызвало покушение на Дучке в апреле 1968 г. Студенческое движение было активным участником «внепарламентской оппозиции», выступавшим с наиболее радикальных позиций. Создание «большой коалиции» расценивалось как бессилие существующей системы, как симптом «дедемократизации», а активизация НДП — как угроза нового фашизма. Часто акции студенческого движения носили вызывающий характер, отличались нетерпимостью и ожесточением. Распад «внепарламентской оппозиции» ускорил идейный кризис студенческого движения.

Большинство его участников разделяло выдвинутую Дучке идею о «долгом марше» по институтам буржуазного общества госаппарат, судебная система, учреждения образования, бундесвер, СМИ для изменения их характера путем замены прежних кадров новыми, с «базисно-демократическим» сознанием, что должно привести к «преодолению» существующей системы и замене ее «демократией граждан». Формой их общественно-политической активности стали различные «альтернативные проекты», а также феминистское, экологическое, антиядерное и другие движения. Радикальное меньшинство сделало ставку на террор как способ борьбы с «системой». Студенческое движение стало катализатором изменения общественно-политического и духовного климата в ФРГ, и имело последствия долговременного характера: проведение реформ в системе образования, изменение взаимоотношений в семье и других структурах общества, активизацию дискуссии о прошлом и будущем Германии. Оно стало своего рода «культурной революцией», способствовало слому многих стереотипов и догм, либерализации общества, выявлению новых ценностных ориентации, прежде всего молодого поколения.

Молодежь стала активным участником политического процесса.

В ноябре 1945, по окончании окончания Глобальной конференции молодёжи, на которой была создана Глобальная федерация демократической молодёжи, в Праге состоялась Глобальная конференция студентов; её участники решили созвать в 1946 Глобальный конгресс студентов ВКС для учреждения новой интернациональной студенческой организации. МСС принял активное участие в борьбе передового студенчества за мир, против угрозы новой войны, против нацизма, империализма и колониализма, против милитаризации высшей школы, за демократизацию образования, учёбы условий студентов и улучшение жизни. Деятельность МСС встретила сопротивление со стороны реакционных кругов в рядах студенчества и вне его, стремившихся направить С. Эта организация стала интернациональным центром борьбы против МСС и демократического С. Её начальники выступили против участия студенчества в социально-политической борьбе, за ограничение сферы С. В 1962 на 10-й Интернациональной студенческой конференции в Квебеке делегации от 27 национальных студенческих организаций покинули конференцию и заявили о собственном выходе из МСК — КОСЕК. МСС остался наибольшей интернациональной студенческой организацией в 1974 она охватывала 88 национальных альянсов студентов, другими словами более организованного С. При его деятельном участии проводятся бессчётные многосторонние и интернациональные встречи студенческой молодёжи, а также Глобальные фестивали студентов и молодёжи. Особенно бурные, беспрецедентные по своим масштабам студенческие выступления проходили на рубеже 60—70-х гг.

Новый подъём С. Студенчество, по определению В. Ленина, — самая отзывчивая часть интеллигенции см. Исходя из этого С. Интеллигенция в большинстве уже не привилегированная прослойка. Всё большее число студентов в капиталистических государствах ожидает возможность пополнения последовательностей пролетариата а также армии безработных. Исходя из этого среди студенческой молодёжи всё шире распространяется враждебность к капиталистическим порядкам. Она подвергает резкой критике буржуазную совокупность образования, её устаревшую структуру; социальную дискриминацию при поступлении в высшии учебные заведения; подчинение образования заинтересованностям монополий и военно-промышленного комплекса; большую цена обучения при ограниченном числе стипендий, вынуждающую многих студентов бросать учёбу либо трудиться чтобы иметь средства на её продолжение; растущие трудности при устройстве на работу. Сознавая, что настоящие обстоятельства кризиса высшей школы кроются в совокупности сложившихся при капитализме публично-экономических взаимоотношений, студенты ведут борьбу против этих взаимоотношений со характерными молодёжи энергией и задором. Их политическая активность, и стремительный рост их численности по окончании 2-й всемирный войны 1939—45 число студентов в развитых капиталистических государствах возросло в 2—3 раза содействуют предстоящему увеличению их роли в публичной судьбе.

Вместе с тем свойственная в большой части студенческой молодёжи политическая неопытность, социальная неоднородность, недостаточная организованность, отсутствие навыков долгой, будничной революционной работы в соединении со характерными юношеству нетерпением и романтизмом облегчают проникновение в студенческие последовательности деятелей левоэкстремистского толка анархисты, троцкисты и др. Маркузе, П. Гудман, А.

Царское правительство отменило осенний семестр и закрыло университеты, но студенческое протестное движение вылилось на улицы. Когда зимой 1902 года власти открыли университеты, движение многократно усилилось. Но эта форма студенческого движения — наиболее яркая — несла меньшую угрозу царскому режиму, чем другая — менее заметная.

Студенты быстро поняли бесперспективность собственно студенческих выступлений. Поэтому, во-первых, они вливались в марксистские кружки. Спиридович подтверждает: «Увлечение марксизмом было в то время повальною болезнью русской интеллигенции. Профессура, пресса, молодежь — все поклонялось модному богу — Марксу» [6, с. Во-вторых, студенты шли к рабочим и к крестьянам. Накануне очередной студенческой акции «Искра» требовала: «Студент шел на помощь рабочему — рабочий должен прийти на помощь студенту».

И рабочие с готовностью откликались. Так, костромские рабочие после студенческих беспорядков писали в газету: «И отчего это студенты к нам, рабочим, не обратятся? Мы бы их поддержали» [8, с. Спиридович так подводит промежуточный итог первому периоду студенческого протестного движения: «Студенческие беспорядки 1899—1901 годов послужили началом того общественного движения, которое, нарастая, затем постепенно захватывало все новые и новые слои населения, слилось с революционными и вылилось в первую, 1905 года, революцию, принесшую России хотя и несовершенную, но все-таки конституцию» [6, с. Ломоносова создали OD-Group многозначительная аббревиатура OD обозначает не более чем «особый день» и объявили об этом на своем сайте. Они и сочувствующие им студенты из других высших учебных заведений раздали студентам и преподавателям МГУ информационные бюллетени, в которых изложены проблемы социологического факультета и призыв присоединиться к OD-Group, а также предложили подписать обращения к декану с просьбой решить изложенные проблемы.

Вот требования OD-Group. Повысить качество обучения на факультете: заменить преподавание в форме зачитывания избранных учебников преподаванием по признанным в науке первоисточникам; создать условия для привлечения к преподаванию на факультете компетентных и современных специалистов из России и из-за границы; обеспечить для студентов равные возможности общения с крупными специалистами, а также стажировки за рубежом; прекратить организационное и финансовое давление на преподавателей факультета. Улучшить бытовые условия обучения на факультете: открыть столовую, доступную для студентов и преподавателей по ценам и по расположению; убрать турникеты, препятствующие свободному доступу студентов МГУ на любые факультеты в соответствии с уставом МГУ ; удалить грубую охрану. Это главные требования OD-Group. Другие требования либо уточняли главные, либо появлялись в результате действий как правило, репрессивных факультетской администрации и представителей государственных органов власти. Вот примеры таких требований: распустить сервильный студенческий союз, студенческий комитет, студенческую комиссию и провести открытые выборы представителей студентов в администрации факультета; организовать публичную равноправную встречу администрации факультета и вуза и всех заинтересованных студентов; восстановить необоснованно отчисленных студентов — участников и сторонников OD-Group.

Если бы генерал А. Спиридович жил среди нас, то он, несомненно, назвал бы все требования OD-Group сугубо академическими, а саму эту протестную группу — стихийной. Первые шаги OD-Group вызвали немедленную реакцию. Вот как реагировала администрация социологического факультета МГУ. Ее представители попытались собрать подписи студентов против закрытия кафе и открытия более дешевого и пригрозили им отчислением в случае их причастности к OD-Group. А «ученый совет факультета.

Добренькова о ситуации, сложившейся в связи с несанкционированными акциями так называемой инициативной ОД группы. Не менее примечательна реакция милиции. Милиционеры незаконно задержали некоторых участников первой акции OD-Group и попытались изъять компьютер у студента, разработавшего сайт OD-Group [10].

Власти проводили политику сегрегации разделения. Белые и чёрные должны были учиться в отдельных школах, посещать разные магазины, клиники, церкви. В общественном транспорте были предусмотрены отдельные места для белых и для чёрных. Везде можно было встретить таблички: «Только для белых» и «Только для чёрных». Белые получали значительно больше общественных благ.

Это была система дискриминации — ограничения прав личности по независящим от неё признакам таким, как происхождение и цвет кожи. В результате негры жили беднее, получали худшее образование, быстрее умирали. Из-за низкого уровня образования большинство из них могло претендовать только на низкооплачиваемые работы. Типичной была ситуация, когда в белой семье работала негритянская прислуга, но никогда наоборот. В 1960-е гг. Вызов системе расовой дискриминации бросил чернокожий пастор М. Негритянское население устраивало массовые демонстрации: люди сидели на дорогах и у входов в здания, перекрывая движение, мешая работе чиновников, призывали не покупать продукты в магазинах «Только для чёрных». С точки зрения белого руководства штатов эти действия были незаконны.

Демонстрантов избивали, арестовывали, поливали из брандспойтов, струи которых могли покалечить. Федеральные власти иногда посылали на Юг войска, чтобы обеспечить выполнение конституционных прав граждан. Но в большинстве случаев действия белых расистов считались законными: ведь они сами и принимали эти законы. Движение против сегрегации росло, к нему присоединялось всё больше белых. В 1963 г. Под давлением широкого гражданского движения в 1964 г. Джонсон подписал Закон о гражданских правах, который запрещал любые формы дискриминации на территории США. Однако это не стало концом выступлений негритянского населения.

Появились призывы к образованию независимого негритянского государства на территории США. Организации белых и чёрных экстремистов развернули террористические действия. В 1965—1968 гг. Лишь к началу 1970-х гг. Проблемы взаимоотношений между чёрными и белыми, к которым добавились вопросы наплыва эмигрантов, оставались нерешёнными. Началось «выдавливание» белого населения из окраин крупных мегаполисов и целых регионов США. В XXI в. В чём заключалась система расовой сегрегации в США?

Какие методы борьбы против расовой дискриминации считал возможным использовать М. Использовали ли противники дискриминации иные методы? Система расовой сегрегации в США заключалась в разделении общества на белое и черное население с целью создания строгой расовой и социальной иерархии. Это включало в себя различные формы дискриминации и отделения чернокожего населения от белых в различных сферах жизни, таких как образование, транспорт, развлечения, и даже питьевые фонтанчики и общественные туалеты. Чернокожие граждане сталкивались с систематическими ограничениями и нарушениями их гражданских прав. Мартин Лютер Кинг и его движение использовали мирные методы борьбы против расовой дискриминации. Основной метод — организация массовых мирных протестов, маршей, и акций гражданского неповиновения, направленных на привлечение внимания к проблеме и давление на власть. Они призывали к соблюдению законов и правительственным реформам для преодоления расовой дискриминации.

Противники дискриминации, включая чернокожих активистов, также могли использовать мирные методы, но существовали и более радикальные группы, такие как черные пантеры, которые прибегали к более радикальным методам, включая самозащиту и даже насилие. Вместе с расовыми меньшинствами против сложившейся общественной системы выступила молодёжь. Студентов не устраивала авторитарная регламентация их жизни, а также правительственная политика, которая формировалась под влиянием бюрократии и большого бизнеса. Огромное возмущение вызывала война во Вьетнаме. Америку потрясли массовые выступления молодёжи, которая не желала сражаться в далёкой стране ради непонятных ей целей. Молодые люди выступали против ценностей общества потребления, стяжательства, бюрократического государства, прикрывавшегося демократическим фасадом. Многие примкнули к радикальным политическим движениям «новых левых», идеология которых формировалась на основе соединения марксизма, анархизма и фрейдизма. Один из авторитетных мыслителей «новых левых» Г.

Маркузе считал, что в новых условиях именно молодёжь является революционной силой, которая в союзе с мировым антиимпериалистическим движением может покончить с социально несправедливым западным обществом.

Студенческие трудовые отряды как форма социализации молодежи

Конфликты между профессорами и доцентами. Обычно в управлении университетом. Конфликты между студентами и правительством. По университетскому статуту 1863 года запрещалось студентам организовать корпоративные общества и созывать сходки. Статут 1884 года провозгласил, что студенты были только индивидуальными гостями университете без корпоративной идентичности. Конфликты между студентами и профессорами.

Конфликты между студентами особенно во время студенческого брожения. Можно ли сказать, что российское студенчество составляло особенный слой в обществе? По словам американского исследователя Самуэля Кассова: «Было студенческое движение, по крайней мере, поскольку как значительная доля студентов России считались собой уникальной и отдельной подгруппой в русском обществе, студенчество, с собственной историей, традициями, учреждениями, кодексом этики, и обязанностями. Это чувство традиции, сознание, того, что является частью уникальной социальной группы, были на дне большинства студенческих протестов и оправдывает употребление термина «студенческое движение». Она была счастью политических классов и студенческий слой, как часть интеллигенции, был связан с политикой.

Трудно согласиться с Кассовым, когда он написал: «Студенческое движение имело независимую идентичность, весьма отличную от левых движений. Когда главные революционные партии пробовали использовать студенческое движение как удобный инструмент для свои собственных целей, они обычно потерпели неудачу. Студенческое брожение обычно вспыхивало из-за общестуденческих претензий или в протесте против полицейской репрессии товарищей чем как реакция на события вне университетов». Процессы политизации и радикализации следовали расписанию за несколько поколений студентов. В старших классах гимназий и других средних учебных заведениях в том числе в духовных институтах!

Списки чтения неизбежно включали легальные и нелегальные радикальные издания. Вкус запретного плода и давление со стороны сверстников имели место в кружках. Кружки самообразования организовались в университетах и других вузах. Студенты тоже организовали землячества-организации для студентов из одной губернии или национальности. Существование кружков самообразований и землячеств продолжались до февральской революции.

Согласно Уголовному кодексу, нельзя было задерживать за политизацию и радикализации учащихся молодежи.

Студенты говорили: "Скоро ждём грозной бури"64. Администрация университета была заранее осведомлена о выступлении: накануне ректор получил анонимное письмо, извещавшее, что студенты готовят бурную сходку 4 декабря или в ближайшие дни.

Ленин находился в первых рядах выступавших студентов. Он был одним из вдохновителей и организаторов сходки. Впоследствии матери Ильича, хлопотавшей за исключённого из университета сына, инспектор указал на него как на "одного из активных участников сходки, которого он видел в первых рядах, очень возбуждённого, чуть ли не со сжатыми кулаками"65.

Об активном участии Ленина в сходке подробно рассказывается в донесении попечителя Казанского учебного округа от 14 июня 1888 г. Заявление это было отклонено на том основании, что Ленин принимал активное участие в сходке-демонстрации 4 декабря. Из этого документа, в частности, видно резко отрицательное отношение Владимира Ильича к университетской администрации и прежде всего к инспектору.

Самым интересным в донесении является описание участия Владимира Ильича в подготовке и организации сходки-демонстрации 4 декабря, данное, конечно, с инспекторско-полицейской точки зрения: "Ещё дня за два до сходки подал повод подозревать его в подготовлении чего-то нехорошего: проводил время в курильной комнате, беседуя с наиболее подозрительными студентами; уходил домой и снова возвращался, приносил что-то по просьбе других и вообще вёл себя очень странно. Ввиду исключительных обстоятельств, в которых находится семья Ульяновых, такое отношение Ульянова к сходке дало повод инспекции считать его вполне способным к различного рода противозаконным и преступным демонстрациям"66. События 4 декабря, по официальному донесению, развёртывались следующим образом.

Некоторые студенты, "преимущественно старших курсов, не желая быть замешанными в беспорядках, немедленно ушли из университета это были реакционно настроенные студенты, так называемое "болото". В актовом зале собралась уже значительная толпа студентов, которые окружили инспектора Потапова, уговаривавшего их разойтись, и здесь-то студент Алексеев нанёс ему удар по лицу, после чего другой студент, фамилия Kotero осталась иеизвестной, собирался ударить Потапова стулом, но удар был отклонён одним из помощников инспектора. Немедленно вслед за этим на сходку явился, в сопровождении профессоров, ректор и стал уговаривать студентов прекратить беспорядок, но они...

Сходка окончилась лишь в четвёртом часу дня"67. В показаниях студента Алексеева следующим образом рассказывается о событиях: в 10 с половиной часов Алексеев вошёл в курительную комнату и "встретил там очень много студентов, которые о чем-то взволнованно рассуждали". Затем, появилось гектографированное воззвание к студентам, приглашающее их вступиться за свои права.

За несколько минут до 12 часов раздался крик одного из студентов: "Господа, в актовый зал на сходку", - и все бывшие в курительной комнате двинулись в актовый зал мимо канцелярии инспектора, который, выйдя, стал в коридоре и просил студентов остановиться, но студенты с криками: "Долой инспекцию", - пробежали мимо. Вслед за студентами явился на сходку и сам инспектор, который снова просил разойтись; на это из среды студентов послышались крики: "Вон инспекцию, бей её"68. Алексеев ударил инспектора.

Несомненно, нанесение инспектору оскорбления действием было следствием общего возмущения студентов господствовавшими в университете порядками, выражало накалённость настроения в момент организации и проведения сходки. Воспоминания об Ильиче, стр. N 12, лл.

Инспекция, "зная всю ненависть к себе, получая предостережения, требования удаления со стороны массы, самым вызывающим образом лезла на глаза, желая и в эту минуту командовать и карать"69. В делах по обвинению отдельных студентов мы находим штрихи, весьма ярко отражающие возбуждение, которое царило среди студентов Казанского университета во время декабрьских событий. Например, один из студентов, "входя в университет перед началом сходки, довольно громко сказал: "Скоро будет страшная буря"; вместе с другими побежал в актовый зал на сходку, причём кричал: "В зал", "Ура", "Ректора" и свистал"70.

Другой бросился в актовый зал, крича: "Долой инспекцию" и т. Третий, направляясь в зал, призывал студентов: "Братцы, постоим за правое дело, за дело товарищества! О напряжённости политического настроения революционной части студенчества свидетельствует и тот факт, что кое-кто из студентов перед сходной запасся оружием.

Ректор Кремлев писал министру народного просвещения: "Есть слух, что на сходке некоторые студенты были с карманными револьверами на случай столкновения с полицией и войском"73. Помимо студентов университета, в сходке приняли участие студенты ветеринарного института. Они водили в зал во время "успокаивающей" речи ректора.

Их бурно приветствовали присутствовавшие на сходке. Была сделана попытка привлечь к участию в сходке-демонстрации и студентов духовной академии74. Но последние не присоединялись к протесту.

Часть студентов даже хотела после университетской сходки "проникнуть в Дворянское собрание, где происходило земское собрание, чтобы просить дворян присоединиться к протесту студентов"75. Это были, очевидно, либерально настроенные студенты, связанные с местным либеральным дворянством. Попытка привлечь дворянство к студенческому движению протеста не удалась и не могла, конечно, удаться.

По окончании сходки, оставляя зал университета, 99 студентов возвратили инспекции свои билеты на право слушания лекций. Однако наиболее революционная часть студенчества не ограничилась этим. В знак протеста против реакционного режима в университете Владимир Ильич и ряд других студентов на следующий день после сходки демонстративно подали на имя ректора заявления - об уходе из университета.

Революционная часть студенчества пыталась перенести движение за пределы университета. Царские власти не без основания опасались "беспорядков" на улице. Во время сходки студентов в актовом зале на улице, у университетского здания, собралась большая толпа.

В толпе распространялись воззвания76. Попытки перенести протест на улицу имели место и в последующие дни. Попечитель учебного округа доносил министру о бурном брожении среди студентов и 4 декабря и в последующие дни: "Студенты толпами ходили по городу и по Воскресенской улице, в особенности, где здание университета и 1-я полицейская часть"77.

Этим они подчёркивали своё отношение не только к администрации университета, но и к полицейским властям. Были сделаны попытки собрать новую сходку, на улицах устраивались собрания и произносились речи78. Однако студенческое движение не получило дальнейшего развития.

На революционную часть студенчества обрушились тяжёлые репрессии. Царские власти ожидали студенческих выступлений и заранее готовились к их подавлению. Непосредственно после ноябрьского выступления московских студентов и начавшегося студенческого движения в других городах департамент полиции секретной телеграммой предупредил казанского губернатора и начальника казанского губернского жандармского управления "о готовящихся, по агентурным сведениям, беспорядках среди студентов Казанского университета"79.

И по указанию из центра и по собственной инициативе местная, общая и университетская администрация, чувствуя напряжённость обстановки, предприняла меры: из Казани был выслан ряд лиц, известных "опасным влиянием на студентов", составлены списки студентов и учениц повивального института "особо подозрительного направления", усилен надзор за студентами силами университетской инспекции и полиции, налажена координация действий университетской администрации и полиции на случай студенческого выступления81. Активность царских властей особенно усилилась накануне студенческого выступления. Университетский инспектор 3 декабря доносил попечителю, что им уже назначены лица, которые будут переписывать студентов в случае открытых беспорядков, намечено, какие аудитории в этом случае надо будет закрыть в первую очередь, 69 ЦГА ТАССР, ф.

ДП, д. N 12, л. I, 1887 г.

Ещё до начала студенческого выступления, утром, 4 декабря, губернатор связался с командующим Казанским военным округом и получил в своё распоряжение войска "на случай необходимости принятия мер к восстановлению порядка среди - студентов Казанского университета"83. Была мобилизована и полиция: полицейские посты были усилены "на всех пунктах, удобных для сборищ"84. Губернатор обязал учебное начальство "при первых признаках намерения студентов совершить беспорядок в здании университета, тотчас же дать знать полициймейстеру"85.

Поэтому, едва получив в 12 часов дня известие о сходке в университете, губернатор смог направить к университету войска и полицию86. Из донесения инспектора Потапова попечителю видно, что после полученной им пощёчины на сходке он немедленно бросился за полицией87. Поскольку администрация и полиция были заранее готовы к подавлению студенческих выступлений, репрессии последовали немедленно.

Министр народного просвещения Делянов санкционировал приостановку занятий89. Лекции в университете были возобновлены лишь спустя два месяца90. Из университета сразу же была исключено по предложению попечителя 45 наиболее активных участников выступления91.

Среди них находился и Владимир Ильич. В ближайшие дни число исключённых было значительно увеличено. Организаторов студенческого выступления боялись даже и после изгнания их из университета.

Все исключённые из университета были срочно высланы из Казани. Любопытно замечание Шестакова о высылавшихся студентах: "Масса исключённых весьма затрудняла отправку их, просто голые, только пледы у них... Это ещё одна дополнительная деталь, характеризующая студентов, которых выбросили из университета за выступления 1887 г.

Ленин был арестован в ночь на 5 декабря. Известен, знаменательней ответ Ленина приставу, сопровождавшему его в тюрьму. На увещевания пристава: "Что вы бунтуете, молодой человек?

Ведь перед вами стена", - он, возразил: "Стена, да гнилая, ткни - и развалится"95. В тюрьме, где оказалось много арестованных студентов около 40 человек , между ними возник разговор о том, что они будут делать после освобождения.

Например, летом 1956 г. Фельдман и Партошников в Киеве, А.

Гидони, Р. Пименов и В. Трофимов в Ленинграде. Через год в Москве арестовали группу Л.

Краснопевцева, молодого историка из МГУ, а в Свердловске — группу студентов-журналистов Уральского госуниверситета: Г. Федосеева, К. Белокурова, А. Нечаева, Ю.

По воспоминаниям академика Н. Покровского, в группу Льва Краснопевцева его привело «желание разобраться в реальной истории отечества». Нетрудно догадаться, что желание появилось в результате чтения хрущёвского доклада. Виктор Шейнис Семинары второй половины 1950-х тоже были политизированы.

Например, за компанией, сформировавшейся в Ленинграде вокруг аспиранта-историка Виктора Шейниса, в воспоминаниях закрепилось название «кружок марксистов». О семинарах «кружка марксистов» органам КГБ стало известно, в частности, из перехваченного письма, адресованного Шейнису и его жене Алле Назимовой их другом Сергеем Пироговым. Молодые люди были знакомы со времён учёбы в Ленинградском университете. После учёбы Пирогов был распределён в родной ему Архангельск.

Там весной 1957 г. Летом собрания кружка продолжились в Ленинграде. На собраниях кружка, план занятий которого Пирогов переслал в письме, он последовательно «критиковал экономические и идеологические основы государственной власти в СССР». Сплочённая сеть желающих перемен студентов и общая атмосфера свободы, которую они создали в подпольных кружках и самиздатовских объединениях, привели к тому, что поначалу группа энтузиастов, а потом и значительная часть студенчества больше не могла мириться со старыми порядками.

Это вылилось в серию протестов, которые сотрясали советские университеты в эпоху «оттепели». Так, весной 1956 г.

С чего все началось? История движения идет еще с 1959 года. Тогда группа из 339 студентов-добровольцев МГУ им. Ломоносова отправилась осваивать целину и построила 16 объектов. А сам праздник получил официальный статус в 2016 году после подписания соответствующего Указа Президента РФ. Свой вклад в историю движения Российских студенческих отрядов внес и наш Южно-Уральский государственный университет.

И сейчас студенты ЮУрГУ продолжают участвовать в значимых для общества проектах. Звания «Лучший отряд» и «Лучший боец», «Лучший вузовский штаб студенческих отрядов» и другие — это все про них. Ребята ежегодно получают награды в соответсвующих конкурсах. Трудоустройство в студенческие отряды осуществляется по следующим направлениям: проводники, сервисное направление, педагогическое направление и строительное направление. Штаб студенческих трудовых отрядов на базе ЮУрГУ создан в 2004 году. Кстати, президент ЮУрГУ Александр Шестаков, будучи студентом, тоже принимал участие в этом крупнейшем движении страны. Штаб студенческих трудовых отрядов ШСТО является частью молодёжной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды». Сегодня больше 500 молодых людей с гордостью называют себя бойцами Студенческих отрядов нашего университета!

Небольшая справка Студенческие отряды СО — движение студентов, объединяющим фактором которого является общественная деятельность, обучение специальностям в учебное время и работа по специализации отряда в летнее время. В каждом направлении студенты объединены в отряды, управляют которыми командиры отрядов. ШСТО координирует деятельность отрядов; взаимодействует с организациями города, области, а также за ее пределами, в которых возможно трудоустройство студентов; взаимодействует с областным штабом студенческих отрядов; участвует в массовых шествиях, акциях, митингах и различных культурных и спортивных мероприятиях. Регулярно при участии студентов-бойцов отрядов ЮУрГУ проводятся различные конкурсы и фестивали областного масштаба: фестиваль танца, фестиваль песни, кубок по тимбилдингу, кубок по интеллектуальным играм, фестиваль сотворчества совместно с детьми из детского дома «Ты не один» и многие-многие другие. Участники отрядов — неравнодушные, отзывчивые люди, каждый из которых горит своим делом и готов делиться опытом с другими. Один из них — Евгений Юшкевич, командир отряда «Танкоград». Каждый год выезжаем на стройки.

Участие молодежи в революциях

Эта организация стала международным центром борьбы против МСС и демократического С. д. Её руководители выступили против участия студенчества в социально-политической борьбе, за ограничение сферы С. д. корпоративными студенческими интересами. Новые социальные и демократические массовые движения в странах Запада при всем их различии и многообразии являются свидетельством дальнейшего углубления процесса развития гражданского общества, утверждения прав человека и демократизации общества. Целью данного исследования является изучение студенческого движения на рубеже XIX -XX веков России, их социальной жизни и политических выступлений с 1899 по 1905 года. Исходя из цели данной работы, перед нами стоит ряд задач. Результат: жестокий разгон демонстрантов был осужден международным сообществом и стал толчком для современного диссидентского движения в Китае. Студенческое движение в наши дни. Говорить о том, что история студенческих протестов закончена, не приходится. Предметом анализа является студенческое движение в Новосибирском государственном университете (НГУ) в 1963-1967 гг. Имеющиеся публикации на эту тему недостаточно покрывают его историю и неточно квалифицируют это явление. На 800 лет вперед были заложены традиции гражданского неповиновения. По ленинским бунтам. Площадь Казанского собора — постоянное место студенческих выступлений в Петербурге В СССР и России совсем иные традиции студенческой «вольницы».

Студенческие трудовые отряды как форма социализации молодежи

Студенческое движение Какие факторы повлияли на формирование революционного движения в 30—40е гг. XIX в.? Почему именно в среде университетской молодёжи возникали многие революционные кружки? кратко.
1917. День за днём | Студенты в 1917 году громадный, потрясший государство всплеск студенческих выступлений и массовых беспорядков.
Студенческие трудовые отряды как форма социализации молодежи В этом году РСО отмечают 65-летие начала движения студенческих отрядов и 20-летие современного этапа развития. Пусть юбилейный год станет для вас отправной точкой, вдохновит на новые проекты, поможет совершенствоваться и идти вперед.

Вы точно человек?

Если оно однажды произошло, оно может повториться и именно этот факт опровергает революционный пессимизм Маркузе». Для французских коммунистов студенческая революция – не более чем мелкобуржуазное бунтарство, у которого нет будущего. Стачка на Путиловском заводе могла послужить детонатором социального взрыва. 1960 год считается периодом создания студенческих движений в Великобритании. Социальные протесты, начавшиеся в конце 1960-х годов и вошедшие в историю как "бунт 1968 года", охватили многие страны мира, по обе стороны линии, которая разделяла оба. С 2016 года 17 февраля стал официальным праздником Российских студенческих отрядов.

В преддверии взрыва

  • Другие материалы
  • Мир, труд, февраль: рассказываем про День студотрядов - Южно-Уральский государственный университет
  • Некоторые уроки событий 1968 г.
  • Некоторые уроки событий 1968 г.
  • Первые объединения студентов

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В 1968—1969 ГОДАХ

7 студенческих протестов, изменивших мир - ПРОФСОЮЗ НОВОРОССИЙСК Эта организация стала интернациональным центром борьбы против МСС и демократического С. д. Её начальники выступили против участия студенчества в социально-политической борьбе, за ограничение сферы С. д. корпоративными студенческими заинтересованностями.
Студенческое движение в России в начале ХХ века Студенческие волнения (student revolts), социальные и полит, выступления студенческих орг-ций. Студенты играли важную роль почти во всех крупных рев-циях 19 и 20 вв.
7 студенческих протестов, изменивших мир - ПРОФСОЮЗ НОВОРОССИЙСК На 800 лет вперед были заложены традиции гражданского неповиновения. По ленинским бунтам. Площадь Казанского собора — постоянное место студенческих выступлений в Петербурге В СССР и России совсем иные традиции студенческой «вольницы».
Студенческие беспорядки: о роли молодежи в революции В этих условиях в рамках Всемирного христианского студенческого союза (ВХСС), который являлся частью Христианского союза молодых людей (ХСМЛ) [9], в 1899 г. в России возникло, а с 1903 г. развивалось как самостоятельное студенческое христианское движение.
Алексеева И. А. Студенческое движение в России в начале ХХ века - научная статья Новые социальные и демократические массовые движения в странах Запада при всем их различии и многообразии являются свидетельством дальнейшего углубления процесса развития гражданского общества, утверждения прав человека и демократизации общества.

История студенческого движения в России 19 века — от протестных акций до борьбы за учебные права

Народу приходило очень мало. Приходили больше студенты из протестантских семей, православные боялись. Успешнее продвигалась моя работа в Финляндии, но и там лютеранские пасторы опасались, что я хочу оторвать молодежь от их церкви»[29]. В самом начале XX в. В Петербурге в 1903 г. В 1905 г. Благодаря провозглашению свободы совести, давление властей на движение ослабевает. С другой стороны, проявляется негативное отношение к движению политических партий и течений.

Николаи вспоминал: «Ощущается враждебность…среди революционного студенчества и политических деятелей, которые, не доверяя нам, принимают нас за черносотенцев или монархистов, а эти последние считают нас анархистами и врагами церкви и государства»[30]. Несмотря на это, численность студенческих библейских кружков резко возрастает. В 1906 г. Как часть студенческого христианского движения возникает женское движение курсисток, которое становится более массовым и активным, чем студенческое движение[31]. Количество студенток курсисток в высших учебных заведениях с конца XIX в. Объясняя, почему такое большое внимание уделяется движению среди курсисток в России, генеральный секретарь женского отделения ВХСС Руфь Раус отмечала: «Растет число студенток, увеличивается и их влияние в обществе. Женщины, получившие высшее образование, имеют влияние не только в семье, но они будут принимать участие и в общественной деятельности, и в специальности - как врачи, педагоги и т.

Возможно, они будут руководителями, и их пример станет образцом для многих. Студенткам открыты двери храма науки, и многие смотрят на них как на достигающих высшего смысла жизни»[32]. Николаи говорил: «Мне всегда казалось, что женское сердце более чутко и научный материализм прививается в среде студенток-курсисток просто как мода, душа же их жаждет истинного света и любви»[33]. Куриленок, В. В Москве движением руководили А. Добролюбова, про которую П. Николаи говорил: «она борется за Христа как львица», и А.

На ней присутствовали делегаты от кружков студентов и курсисток, а также несколько человек «интересующихся». На конференции были провозглашены основные принципы деятельности русского студенческого христианского союза: изучение Евангелие; распространение христианской нравственности; корпоративный принцип работы среди студентов, поскольку «в студенческой среде студент и курсистка чувствуют себя как дома, меньше стесняются, искренне рассказывают о своих ошибках и сомнениях и свободнее работают для доброго дела»[38]; внеконфессиональность; «федеративный принцип» в отношении к политике - «нам нет дела до политических взглядов наших членов, наш кружок выше всяких политических тенденций, то есть беспартийный»[39]. Делегатами был выдвинут лозунг: «Мы начинаем работу с себя! Они говорили: «Перед нами прежде всего благо нашего поколения, его будущность»[40]. Таким образом, в начале XX в. Своей главной задачей руководители движения считали возрождение духовной нравственности у студенчества путем изучения Евангелия. Литература [1] Титлинов Б.

Молодежь и революция. Самопознание Paris, 1949, с. По своей организационной форме они напоминали учреждения кооперативного типа - потребительские общества, студенческие столовые, лавочки, магазины, издательства учебных пособий. При этом достоинства студенческих организаций нового типа в сравнении с землячествами были очень заметны, хотя землячества были более распространенным и популярным типом хозяйственно-культурной организации товарищеской взаимопомощи студентов. Студенты в Москве. Типы очерки. Душевное настроение современной учащейся молодежи по данным студенческой переписи.

Христианский союз молодых людей в России. Общество «Маяк» 1900-1917 гг. Выпуск 3. Конституционная реформа С. Витте и проблемы веротерпимости в начале XX в. Указ соч. Интерконфессиональный характер Всемирного Христианского Студенческого Союза.

Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры.

Основной метод — организация массовых мирных протестов, маршей, и акций гражданского неповиновения, направленных на привлечение внимания к проблеме и давление на власть.

Они призывали к соблюдению законов и правительственным реформам для преодоления расовой дискриминации. Противники дискриминации, включая чернокожих активистов, также могли использовать мирные методы, но существовали и более радикальные группы, такие как черные пантеры, которые прибегали к более радикальным методам, включая самозащиту и даже насилие. Вместе с расовыми меньшинствами против сложившейся общественной системы выступила молодёжь.

Студентов не устраивала авторитарная регламентация их жизни, а также правительственная политика, которая формировалась под влиянием бюрократии и большого бизнеса. Огромное возмущение вызывала война во Вьетнаме. Америку потрясли массовые выступления молодёжи, которая не желала сражаться в далёкой стране ради непонятных ей целей.

Молодые люди выступали против ценностей общества потребления, стяжательства, бюрократического государства, прикрывавшегося демократическим фасадом. Многие примкнули к радикальным политическим движениям «новых левых», идеология которых формировалась на основе соединения марксизма, анархизма и фрейдизма. Один из авторитетных мыслителей «новых левых» Г.

Маркузе считал, что в новых условиях именно молодёжь является революционной силой, которая в союзе с мировым антиимпериалистическим движением может покончить с социально несправедливым западным обществом. Популярный философ Ж. Сартр утверждал, что человек должен быть свободен, сам творить своё существование, «экзистенцию», преодолевая препятствия общества.

Часть молодых людей предпочла отказаться от официальной культуры. Это стало началом движения хиппи. Хиппи считали, что нужно жить на природе или путешествовать из города в город, вести свободный духовный поиск, слушать музыку и «творить любовь».

Часть хиппи увлеклась наркотиками, что привело к гибели многих молодых людей. Римско-католическая церковь делала попытки сохранить своё влияние. Второй Ватиканский собор разрешил богослужение на национальных языках а не только на латыни и принял другие реформаторские решения.

Консервативная культура 1-й половины XX в. Отношения между людьми стали более открытыми, раскованными и демократичными. Более свободными стали отношения между полами так называемая «сексуальная революция».

С другой стороны, отказ от традиционной культуры, выработанных веками норм поведения человека привёл к негативным явлениям, которые в полную силу заявили о себе в начале XXI в. Лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией стали навязывать всему обществу своё понимание морали. Иначе говоря, свобода для одних обернулась несвободой для других.

А навязываемые «новые правила» стали подрывать культурные и мировоззренческие основы европейской цивилизации. Против чего выступала значительная часть молодёжи в 1960-е гг.? Какие идеи её вдохновляли?

Какие изменения произошли в 1960-е гг. Значительная часть молодежи в 1960-е годы выступала против ценностей общества потребления, стяжательства, бюрократии и социальной несправедливости. Их вдохновляли идеи новых левых движений, которые сочетали в себе элементы марксизма, анархизма и фрейдизма.

Они стремились к изменениям в обществе и политике, а также к более открытым и демократичным отношениям между людьми. В мировоззрении значительной части молодежи в 1960-е годы произошли следующие изменения — Усиление активизма и протестов против социальной несправедливости и расовой дискриминации. Студенческое движение стало детонатором массовых социальных выступлений.

Наиболее мощные выступления произошли во Франции. Эти события, известные как «Красный май», вызвали социально-политический кризис и стали примером для подражания «новым левым» во всех странах Запада. Несмотря на успехи в экономике 1950-х гг.

Президент США Л. Джонсон даже объявил ей войну, но эта кампания не принесла успехов из-за расходов Америки на войну во Вьетнаме. Бедняки участвовали в антирасистских и антивоенных выступлениях.

В Италии участники молодёжных выступлений бросили вызов консервативному режиму Христианско-демократической партии ХДП. Постепенно к движению за демократизацию и социальную справедливость присоединилась большая часть представителей среднего класса. Большой резонанс приобрело движение за право на развод.

В католической Италии разводы были запрещены, но многие считали, что это ущемляет права личности и противоречит принципу отделения церкви от государства. В 1974 г. Италию потрясали выступления бедноты.

Общество разогревалось постепенно, и выплески недовольства становились все более заметными: за год до 1968 го США сотрясло «долгое жаркое лето», когда по всей стране прокатилась волна беспорядков на расовой почве. Во Франции предупреждающим звонком стал выход во второй тур выборов объединенных левых, продемонстрировавший падение популярности де Голля. В Германии к росту насилия привели действия полиции — в 1967 году полицейский Куррас застрелил во время демонстрации студента Бенно Онезорга, что озлобило молодежь.

Остывало общество тоже долго: демонстрации, массовые и далеко не всегда мирные протесты продолжались и в 1970 х. Тем не менее «капиталистические свиньи» победили, и произошло это благодаря сочетанию двух факторов: готовности идти на уступки там, где это не затрагивало основ общества, и умению мобилизовать центристские и консервативные элементы — те миллионы граждан, чей голос обычно не слышен, но которые могут сыграть решающую роль и задавить любой протест, если власти удастся заручиться их поддержкой. В двух самых ярких очагах протестов — во Франции и в США — лидеры воззвали к «молчаливому большинству».

В 1969 году президент Никсон заявил: «Я воздаю хвалу тихому голосу абсолютного большинства американцев, забытых американцев — не крикунов и не демонстрантов. Они не расисты, они не виновны в преступлениях». Опираясь на то же «молчаливое большинство» французов, де Голль в 1968 году заручился поддержкой на референдуме и остался президентом.

В третьем очаге протестов, Италии, где опереться на массу населения руководству не удалось, наступила эпоха анархии и террора — «свинцовые семидесятые». Возможно ли что-нибудь подобное протестам 1968 года сегодня? Вряд ли.

В 1960 х к кризису привело уникальное сочетание факторов — беби-бум, послевоенный рост консьюмеризма и формирование общества потребления, экзистенциальный кризис в умах молодежи, постоянная боязнь начала ядерной войны, успехи маоистского Китая и разочарование в традиционных левых. Что из этого взрывоопасного коктейля может предложить миру нынешний Запад? В то же время «молчаливое большинство» никуда не делось.

И в то время, как протесты 1968 года описаны, проанализированы и воспеты в рассказах и научных исследованиях, роль «молчаливого большинства» и само это явление должным образом не осознаны до сих пор. Именно к этим людям Дональд Трамп обратился в 2015 году во время своей избирательной кампании, провозгласив: «Молчаливое большинство вернулось и намерено вернуть себе свою страну».

В начале 2000-х годов российское студенческое движение активизировалось.

Активность российских студенческих отрядов привлекла внимание и правительства страны, и в 2003 году вопрос работы студотрядов рассматривался уже на Правительственной комиссии по делам молодежи, а также был проведен первый слет участников российского студенческого движения в Екатеринбурге. Именно эту дату и принято считать Днем рождения студенческих отрядов России. Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий