Основатель русского духовного концерта

Подавляющее же большинство современ-ных композиций предназначается для духовных концертов, которые проводятся, как правило, в светских залах, но иногда и в храмах. 1.2 Духовный концерт в творчестве русских композиторов. №2. Кто является основателем русского духовного концерта? Варианты ответа: Березовский; Чайковский; Глинка; Мусоргский. Не забывайте писать свою фамилию, имя, класс, тему урока. В качестве текстовой основы для создания духовных концертов использовались различные источники, относящиеся к разным пластам канонической богослужебной культуры, а именно: стихиры, кондаки, ирмосы, тропари, псалмы. Родоначальником «российской песни» стал видный сановник при дворе Екатерины II, образованный любитель музыки Григорий Николаевич Теплов, автор первого русского печатного песенника «Между делом безделье». Портал НЭБ предлагает вам скачать или читать онлайн диссертацию (автореферат) на тему «Русский духовный концерт.

Основоположник концерта

В нем присутствуют элементы религиозной символики, народной песни, народных обрядов и традиций. Русский духовный концерт выражает истинные чувства и эмоции, укорененные в глубинах национального сознания. Одной из особенностей русского духовного концерта является его многообразие и разнообразие. Структура произведения может быть различной: от одной большой композиции до нескольких отдельных частей, объединенных общей идеей. В русском духовном концерте широко используются хоровые ансамбли, солисты и оркестры, которые создают сложные и глубокие музыкальные формы и образы. Русский духовной концерт является отражением русской духовности, ее прекраса и гармонии. Он способствует укреплению духовных ценностей и формированию национального самосознания. Русский духовный концерт является не только музыкальным произведением, но и символом русской культуры, ее богатства и разнообразия. Особенности и характеристики русского духовного концерта В русском духовном концерте преобладает хоровая музыка, основанная на церковных песнопениях. Этот жанр развивался в России с XI века и имеет глубокие исторические корни. Русский духовный концерт характеризуется торжественной атмосферой и возвышенным, духовным настроением.

Концерт написан на текст одного из псалмов Давида из Ветхого Завета. Это музыка звучит «а капелла», то есть без музыкального сопровождения. Инструментами здесь выступают голоса самих хористов.

Красота архитектуры и иконописи храмов, вместе подобными образцами духовной музыки производят поистине потрясающее впечатление на слушателей. Таким образом, на Руси закрепилось два музыкальных течения: светская музыка — всё многообразие русского народного творчества: лирические и плясовые, частушки и плачи, обрядовые и исторические песни. А после Крещения Руси появилась и стала развиваться духовная музыка, сначала одноголосная, а затем и многоголосная, постепенно вбирая в себя интонации русских лирических протяжных песен.

Вершиной духовной многоголосной музыки стал духовный концерт. Оба они учились композиторскому мастерству в Италии. К сожалению, многие произведения этих композиторов были найдены спустя годы после их смерти, а часть безвозвратно утрачена.

Бортнянский был продолжателем идей М. Березовского и перенял у него полифоническую технику, гармонию и образный строй концерта. Некоторые его хоровые концерты праздничные и торжественные, другие проникнуты лиризмом и возвышенностью.

Сегодня духовные концерты Д. Бортнянского и М. Как называется одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в разных октавах?

Варианты ответа: унисон; ксилофон; многоголосие; аккомпанемент. На уроке речь шла о многоголосии и унисоне. Исходя из определения, указанного в вопросе следует, что правильный ответ — унисон.

Так как звучание нескольких звуков одной высоты — это не многоголосие. Ксилофон — это музыкальный инструмент, аккомпанемент — это музыкальное сопровождение к сольной партии голоса или инструмента. Кто является основателем русского духовного концерта?

В эпоху Барокко духовная музыка стала еще более разнообразной и красивой. Она исполнялась в церквях, дворцах, оперных театрах и концертных залах. Вместо полифонии стала проявляться гармония, изящество и эмоциональность. В России русская духовная музыка имела свои особенности. Исполнение песнопений и псалмов зависело от религиозных и культурных традиций русского народа. Композиторы, такие как Дмитрий Бортнянский, Александр Гречанинов, Пётр Чайковский и Сергей Рахманинов, придавали значительное значение хоровому пению и создавали величественные произведения. В разных эпохах и культурах восприятие духовной музыки имеет свои особенности, но ее значение в религиозной и духовной жизни остается неизменным.

Она вдохновляет, приносит утешение и величие, и является важной частью нашей культурной и исторической наследия. Современное состояние русского духовного концерта Современное состояние русского духовного концерта отражает его разнообразие и актуальность в современном обществе. В настоящее время, русский духовный концерт продолжает привлекать внимание как профессиональных музыкантов, так и публики. Основным событием в мире русского духовного концерта является проведение фестивалей и конкурсов, на которых выступают лучшие исполнители и коллективы. Такие мероприятия позволяют продвигать русскую духовную музыку, а также предоставляют возможность новым талантам проявить себя. Современные исполнители русского духовного концерта акцентируют внимание на интерпретации произведений и передаче их глубинного смысла. Во многих случаях, исполнение духовной музыки значительно отличается от исполнения других жанров.

Музыканты стремятся передать свое восприятие духовного произведения и вызвать у слушателя эмоциональное отклик. Создание современных произведений русского духовного концерта также активно развивается. Современные композиторы используют традиционные мелодические и гармонические элементы, но в то же время вносят новые идеи и звуковые решения. Важным аспектом современного состояния русского духовного концерта является его признание за рубежом.

Таким образом, в концертах Архангельского воплотился модус молитвенного состояния, свойственный эпохе и вобравший религиозный опыт его современников. Многие концерты Архангельского характеризуются однотипной драматургией. Несмотря на явное членение концертов на три раздела, очень часто на протяжении первого и второго из них выдерживается одно состояние — тревоги, либо печали с разнообразной градацией эмоциональных оттенков внутри него сосредоточенность, трепет, боль, мольба, волнение, сомнение, тоска , с последующей драматизацией, доведением до экстатичного плача, вопля, взрыва эмоций. Третий раздел, как правило, представлен небольшим заключением, воплощающим модус состояния смирения, кротости. В гармонии, тем не менее, звучат отголоски предшествующих бурь, что заставляет усомниться в подлинности смирения. Интересно отметить в заключительных разделах свертывание любого предшествующего типа фактуры в строгое аккордовое четырехголосие. Таким образом, фактурная модуляция является средством смены модуса состояния. Различные формы трансформации жанра концерта можно обнаружить в творчестве А. Чеснокова, Вик. При всем разнообразии воплощаемых молитвенных состояний, их произведения обнаруживают немало сходства. В них нашли отражение серьезные личные потрясения, сопутствовавшие композитору, а значит,- молитвенное состояние композитора в то время. Интересные решения найдены в ряде концертов Чесноковым. Неизменность эмоционального состояния, запечатленного в партии мужских голосов делает этот контраст еще более ярким. Так, оценивая 10 причастных ор. Слабее те из них, где встречаются приемы светского хорового пения и музыка не для церкви, а скорее для салона выделено нами - И. В качестве недостатков автор отзыва называет также излишний драматизм, применение нонаккорда, переченья, секундаккорда с удвоенной и выдержанной септимой, ученическую имитацию. Музыкальные критики начала ХХ века в своих корреспонденциях не скупились на замечания, порой небезобидные. Так, свящ. Данное сочинение — оригинальное творчество. Надо сказать к достоинству автора, что он стремится и сочинять в духе церковно-обиходных мотивов. Не стоит преувеличивать сходство отдельных мотивов в произведениях композиторовромантиков — современной музыкальной наукой не раз отмечались мигрирующие интонации и темы, общность интонационных комплексов в их творчестве. Хлесткость тона высказывания объясняется фигурой критика: священник М. Лисицын, сам духовный композитор, представлял петербургскую ветвь нового направления в русской духовной музыке, — хорошо известно резкое противостояние двух ветвей, запечатлевшееся на страницах периодической печати того времени. Конечно же, Чесноков, сын регента, выпускник Синодального училища церковного пения, посвятивший всю свою жизнь деятельности на почве церковной культуры, хорошо осознавал, что приличествует православному богослужению, а что привносит в него резкий диссонанс. Здесь необходимо иметь в виду, что ряд сочинений Чесноков специально создавал для церковного употребления и в них придерживался строгих правил: песнопения должны быть церковными по духу, соответствовать эстетике богослужения и содействовать созданию атмосферы, необходимой для молитвы.

Основателем русского духовного концерта является

№1. Как называется одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в разных октавах? Варианты ответа: унисон; ксилофон; многоголосие; аккомпанемент. №2. Кто является основателем русского духовного концерта? Рахманинов много курил. Настигшее его на склоне лет в США онкологическое заболевание (меланома) его внук Александр Рахманинов, основатель Фонда С. В. Рахманинова, связывает с этой привычкой[18]. Основоположник русского духовного концерта. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825). doggie24_zn (46 баллов) 05 Июнь, 20. Основатель русского духовного концерта является Березовский.

Основоположник концерта

Церковно-певческое искусство на протяжении многих веков было весьма близко русскому человеку. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX-начала XX веков. Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (1804 –1857 гᴦ.) явился основоположником нового исторического периода русской музыки. В вундт является основателем одного из направлений психологии какая это психология 17 букв.

Музыка 6 класс ( Русская духовная музыка 11 урок 20.11.21)

Недостаток звука восполняли всеми доступными способами. Актёры энергично жестикулировали, а сюжетные кадры время от времени прерывались титрами. На этих текстовых закладках пояснялся сюжет, воспроизводились реплики персонажей… Сегодня трудно себе это представить, но сто лет тому назад фильмы показывали под «живую» музыку. В каждом кинотеатре был небольшой оркестр или ансамбль музыкантов, или, хотя бы один пианист.

Его называли тапёр. Тапёр должен был играть во время демонстрации картины. И не просто играть, а импровизировать, передавая в музыке изменения настроений и чувств героев.

Между прочим, Дмитрий Шостакович в молодости подрабатывал в одном из кинотеатров тапёром. И весьма символично, что в дальнейшем ему суждено было стать одним из самых признанных авторов киномузыки. Музыка уже тогда обладала особой притягательной силой для нового вида искусства.

Так, в 1908 году был создан короткометражный фильм «Понизовая вольница» или «Стенька Разин». По сути, это была инсценировка знаменитой русской народной песни «Из-за острова на стрежень». Но по-настоящему «великий немой» заговорил только на рубеже 20-30-х годов.

Примечательно, что первый звуковой фильм носил название «Певец джаза». Кинематограф начал стремительно осваивать звуковое пространство, он искал и находил новые выразительные возможности, связанные с различными сочетаниями визуального и звукового образа фильма. В СССР звуковое кино сразу же стало рупором новых общественных идей, социалистического строительства.

Заводские гудки, «музыка» работающих фабричных станков органично сочеталась в них с массовыми песнями.

Потом, на протяжении ленты, она много раз будет повторяться. Вот эта мелодия с энергичным аккомпанементом передаёт рабочий ритм большого города. А вот она же становится нежной и мечтательной — словно вместе с солнечными бликами плывёт по глади Москвы-реки… Главный герой этого фильма прилетает на один день в Москву. Ранним утром на пустынном тротуаре он видит девушку, которая что-то напевает и пританцовывает. На его вопрос случайная знакомая отвечает: - Я встречаю мужа. И весь фильм — это череда зарисовок из залитой солнцем, молодой и счастливой Москвы шестидесятых годов. Его герои работают и учатся, шутят и пишут стихи, справляют свадьбы и ловят воришек… И всё это пронизано таким оптимизмом, такой верой в жизнь, что заключительная песня в исполнении Никиты Михалкова становится убедительным выводом: «Бывает все на свете хорошо…» В других картинах музыкальная драматургия фильма строится на контрастных образах.

Между музыкальными темами происходит столкновение, столь же непримиримое, сколь жестокая борьба разворачивается между силами добра и зла на экране. Композитор Говард Лесли Шор — автор музыки ко множеству голливудских фильмов. Из фрагментов к экранизации «Властелина колец» он создал симфонию, построенную по всем законам этого серьёзного академического жанра. Лучшие образцы киномузыки не просто начинают жить собственной жизнью. Они становятся особыми культурными маркерами, музыкальными символами, отражающими дух своей эпохи, мысли и чувства, характер и надежды современного человека Выполните здания и ответьте на вопросы: 1. Найдите в интернете и посмотрите фильмы «Весёлые ребята», «Неуловимые мстители», «Я шагаю по Москве», «Солярис», «Властелин колец». Обратите внимание на музыку, звучащую в кадре и за кадром. В каких случаях она поддерживает видеоряд, в каких — вступает с ним в противоречие?

Кто из композиторов является автором музыки к фильмам трилогии «Властелин колец»?

Автор опер «Сокол» 1786 , «Праздник сеньора» 1786 , «Сын-соперник, или Новая Стратоника» 1787 , фортепианных сонат, камерных ансамблей. Совместно с Херасковым стал автором гимна "Коль славен", который на протяжении долгих лет являлся неофициальным гимном российского масонства и исполнялся Братьями на каждом собрании во время застольной ложи хором. Член Ложи "Гармония". Дмитрий Бортнянский родился 28 октября 1751 года в Глухове, Черниговское наместничество. Бартне и был лемком, однако стремился попасть в гетманскую столицу, где и принял более «благородную» фамилию «Бортнянский» образованную от названия родной деревни. Дмитрий Бортнянский, как и его старший коллега Максим Березовский, ребёнком учился в знаменитой глуховской школе и уже в семилетнем возрасте благодаря своему чудесному голосу был принят в Придворную певческую капеллу в Петербурге.

Как и большинство хористов Придворной певческой капеллы, наряду с церковным пением, он исполнял также и сольные партии в т. Благодаря рекомендации Бальтасара Галуппи семнадцатилетнему Дмитрию Бортнянскому, как особо одарённому музыканту, назначают художественную стипендию — «пансион» для учёбы в Италии. Однако он избирает местом постоянного жительства уже не Болонью, а другой важный культурный центр — Венецию, которая ещё с XVII столетия славилась своим оперным театром. Именно здесь был открыт первый публичный оперный театр в мире, в котором представления могли посещать все желающие, а не только вельможи. В Венеции жил и его бывший петербургский учитель итальянский композитор Бальтасар Галуппи, которого Дмитрий Бортнянский почитал ещё со времен учёбы в Петербурге. Галуппи помогает молодому музыканту стать профессионалом, кроме этого, для углубления своих знаний, Дмитрий Бортнянский выезжает на учёбу и в другие большие культурные центры — в Болонью к падре Мартини , в Рим и в Неаполь. Итальянский период был длительным порядка десяти лет и на удивление плодотворным в творчестве Дмитрия Бортнянского.

Начало профессиональной музыки — церковная и духовная Зарождение профессиональной музыки тесно связано с историей становления древнерусского государства — Киевской Руси IX—XIII века. После Крещения Руси 988 год и укрепления связей с Византией появились и первые церковные песни — духовная музыка.

Кто написал духовный концерт не отвержи мене во время старости? Вершина творчества Березовского в области духовной музыки — хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» на отдельные стихи псалма 70. Вместе с тем, значительное влияние на творчество композитора оказала музыка западноевропейского барокко. Где появилась духовная музыка? Что такое русская духовная музыка? Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времен принятия христианства и до конца 17 в. Что такое духовная и светская музыка?

ТРАДИЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОГО КЛАССИЦИСТСКОГО КОНЦЕРТА

  • Русский духовный хоровой концерт
  • Персональный сайт учителя информатики Жаровой О. В. - 6 класс
  • Меню учётной записи пользователя
  • Музыка XVIII века в России [Реферат №4477]
  • РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ

ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ

Определение «гутков наигрыши» см. В 60-70-х гг. Вершиной первого «украинского периода» развития партесного К. В это время работают такие выдающиеся укр. Календа, С. Пекалицкий, Т. Значение партесных К. Андрея Критского, некоторые псалмы, погребальные стихиры прп. Иоанна Дамаскина и др.

Создатели партесных К. Идея конкретного К. Это выразилось в том, что отдельные слова, фразы, предложения могли многократно повторяться и для большей убедительности слов, и для более обширного муз. На этом базисе вырабатывается ритм движения текста, который подчиняется муз. Иоанна Дамаскина «Плачу плачуся и рыдаю, егда помышляю смерть» в 4-голосном концерте, предположительно нач. Партесный К. Среди них первым является контраст, затрагивающий все уровни организации муз. Само явление партесного К.

Развертывание К. Очень часто это противопоставление метров: 2-дольного, 4-дольного и группы 3-дольных, каждый из к-рых имеет характерные ритмические фигуры, что подчеркивает его индивидуальность. Контраст метров обеспечивает и смену скорости движения музыки показательным примером является «Воскресенский канон» Дилецкого. Иногда регулярная смена 2-дольного и 3-дольного метров образует рондальные структуры «Кто ны разлучит» на 5 голосов - см. В партесном К. Во-первых, это многохорность: чередование звучания 2 или 3 хоров либо их объединение. Во-вторых, сопоставление звучания tutti с ансамблем неск. Этот факт вполне осознается исполнителями, о чем свидетельствуют ремарки: на полное звучание - «голосно» г , для ансамбля - «тихо» т.

Названные контрасты способствуют большей эмоциональности муз. Один из основных принципов классификации партесных К. Авторы К. В концертах минорной группы условно говоря, покаянных сложился определенный круг интонаций, часто восходящих к средневек. Можно отметить такую особенность муз. В соответствии с эстетическими принципами барокко минорная сфера часто глубоко драматична, здесь возможности минорного лада и гармонии играют большую роль о минорной сфере партесных К. Принцип порождения. В сфере мажора сильнее ритмическая четкость и активность.

Большую роль играет полное аккордовое звучание и движение по аккордовым звукам, а также устремленность вверх, к кульминации Она же. От элементарной частицы до «большой формы». В каждом из классов произведений выработались устойчивые ритмо-интонационные формулы и последования, связанные как с конкретным словом, так и в еще большей мере с определенной эмоцией, к-рые можно назвать «постоянными эпитетами» подробнее об этом см. В мажорных концертах - восходящее движение по типу золотого хода валторны начало К. Титова «Златокованную трубу». Велико значение тембра и фактурной организации как основных средств, к-рыми располагает многоголосие. Именно игра их возможностями и составляет сущность жанра К. Это может найти выражение в наиболее крупном контрасте - tutti и сопоставляемых с ним разнообразнейших по тембровому составу ансамблей, преимущественно 3-голосных, или же однотембровых групп голосов, как, напр.

В выборе тембров для ансамблей авторы руководствуются эмоциональным эффектом, который будет производить то или иное сочетание голосов. Так, тембр дисканта в наиболее высоком регистре на распевах - сильное средство в покаянных К. Для полномасштабного звучания более всего показательна аккордовая фактура, в то время как в ансамблях широко используется кантовое трехголосие. Имитационная полифония встречается довольно редко и характеризуется краткостью начального мотива. Уникальным примером является 3-я песнь из «Воскресенского канона» Дилецкого «Приидите, пиво пием новое» , представляющая собой 8-голосный бесконечный канон, где в постоянном кружении участвуют все голоса. Дилецкий организует целое по нескольким параметрам: 1-й - развитие всего материала из простейшей 2-звучной интонации начальный оборот «Воскресения день» с помощью разнообразнейших средств ее варьирования и трансформации; 2-й, символический,- соотношение мирского и Божественного, проявляющееся в противопоставлении 2-дольного быстрого и 3-дольного метра появляющегося с 4-й песни, его значение усиливается к концу сочинения , причем сфера 3-дольного Божественного выражена с помощью мензуры перфектного темпуса «Воскрес Исус от гроба» ; 3-й - организация всей структуры сочинения как воссоздания идеи восхождения: от 1-й песни: «От смерти убо ко жизни, и от земли на небо Христос Бог нас приведе» - к 9-й песни: «И нам дарова живот вечный» и соответственно от нисходящего движения муз. От элементарной частицы. В 70-80-х гг.

Об активности процесса развития жанра свидетельствует количество сохранившихся рукописных памятников, относящихся к данному и последующему периодам. Новый стиль вызвал к жизни необходимость теоретического осмысления творческой и исполнительской практики. В это время появляется 1-й музыкально-теоретический трактат по партесному пению - «Мусикийская граматика» Дилецкого самый ранний список относится к 1677, наиболее полный вариант был написан в Москве для подношения Г. Строганову в 1679; подробнее о классификации списков трактата см. Это муз. Нек-рые из этих стихир встречаются в рукописях до сер. Дальнейшее развитие К. Возможно, наиболее значительным образцом является К.

Другим примером может служить триумфальный К. Это произведение исполнялось, очевидно, во время триумфа по случаю возвращения Петра I из Персидского похода 1722. К этой же группе можно отнести панегирические К. Тредиаковским во время короткого царствования Петра II, и нек-рые др. В нач. В это время возрастает значение панегирической сферы, но такие произведения создавались по устойчивой модели и отличались стереотипностью. В то же время покаянная область творчества становится более яркой и приобретает лирико-драматические черты. Из авторов партесных К.

Об известной замедленности развития жанра может свидетельствовать возникновение такого важного явления в истории культуры, как пародия. Это бытовая сценка из жизни подвыпивших бурсаков и певчих, написанная по всем правилам церковного партесного произведения подробнее см. Эпоха партесного К. Благодаря особенностям жанра переход от средневек. Остаются основные богослужебные жанры, язык и самое главное - участие человека как исполнителя. При всей новизне интонационного наполнения, метрической организации и проч. Новое муз. Вплоть до наст.

Благодаря этому сохранилась значимость партесного К. XVII - 1-й пол. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Рус. О хоровой многоголосной композиции XVII - нач. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. Русская музыка XVII в. Пародия в русско-укр. Острог, 2011; Плотникова Н.

XVII - сер. Витоки, музична теорiя та виконавська практика партесного багатоголосся: Канд. Герасимова-Персидская Духовный К. Многие черты, присущие русской хоровой музыке этого периода в целом, присутствовали в духовном К. Период, охватывающий творчество композиторов от М. Березовского до С. Дегтярёва , стал «золотым веком» рус. Его историю можно условно разделить на 3 этапа.

Первый этап 60-70-е гг. Галуппи ; 2-й этап кон. Бортнянского , хотя в этом жанре вместе с ним работали и многие второстепенные авторы, напр. Диц, воспитанники АХ П. Скоков, С. Осипов, Е. Фомин и др. Бортнянского; его творчество оказало огромное влияние на современников, особенно на молодое поколение - Л.

Гурилёва , Дегтярёва, А. Веделя , С. Давыдова , Д. Кашина и др. Наряду с молодыми композиторами в те же годы хоровые К. Козловский , Дж. Хоровой К. В истории музыки К.

Наибольшее влияние на рус. Впервые это определение появилось в трудах историков рус. XIX в. Разумовский , В. В наст. Концерт «Пособивый Господи». Партия дисканта. Фрагмент рукописи нач.

Рахманинова и композиторов Нового направления. Она позволила найти иные пути развития русской певческой традиции и, по словам М.

Актёры энергично жестикулировали, а сюжетные кадры время от времени прерывались титрами. На этих текстовых закладках пояснялся сюжет, воспроизводились реплики персонажей… Сегодня трудно себе это представить, но сто лет тому назад фильмы показывали под «живую» музыку. В каждом кинотеатре был небольшой оркестр или ансамбль музыкантов, или, хотя бы один пианист. Его называли тапёр. Тапёр должен был играть во время демонстрации картины. И не просто играть, а импровизировать, передавая в музыке изменения настроений и чувств героев.

Между прочим, Дмитрий Шостакович в молодости подрабатывал в одном из кинотеатров тапёром. И весьма символично, что в дальнейшем ему суждено было стать одним из самых признанных авторов киномузыки. Музыка уже тогда обладала особой притягательной силой для нового вида искусства. Так, в 1908 году был создан короткометражный фильм «Понизовая вольница» или «Стенька Разин». По сути, это была инсценировка знаменитой русской народной песни «Из-за острова на стрежень». Но по-настоящему «великий немой» заговорил только на рубеже 20-30-х годов. Примечательно, что первый звуковой фильм носил название «Певец джаза». Кинематограф начал стремительно осваивать звуковое пространство, он искал и находил новые выразительные возможности, связанные с различными сочетаниями визуального и звукового образа фильма.

В СССР звуковое кино сразу же стало рупором новых общественных идей, социалистического строительства. Заводские гудки, «музыка» работающих фабричных станков органично сочеталась в них с массовыми песнями. Простые и понятные, они быстро разлетались по стране, становились поистине народными.

Ответьте на вопросы сами вопросы переписывать не надо- только номер и ответ. Посмотрите по возможности видеофильм на сайте Российская электронная школа по ссылке resh. В театре, живописи, музыке возникали новые направления, течения, стили…. Но самый грандиозный переворот, случившийся в культуре XX столетия, безусловно, связан с появлением кино. И первые фильмы снимали вообще без звука.

Поэтому у кинематографа даже появилось прозвище «великий немой». Недостаток звука восполняли всеми доступными способами. Актёры энергично жестикулировали, а сюжетные кадры время от времени прерывались титрами. На этих текстовых закладках пояснялся сюжет, воспроизводились реплики персонажей… Сегодня трудно себе это представить, но сто лет тому назад фильмы показывали под «живую» музыку. В каждом кинотеатре был небольшой оркестр или ансамбль музыкантов, или, хотя бы один пианист. Его называли тапёр. Тапёр должен был играть во время демонстрации картины. И не просто играть, а импровизировать, передавая в музыке изменения настроений и чувств героев.

Между прочим, Дмитрий Шостакович в молодости подрабатывал в одном из кинотеатров тапёром. И весьма символично, что в дальнейшем ему суждено было стать одним из самых признанных авторов киномузыки. Музыка уже тогда обладала особой притягательной силой для нового вида искусства. Так, в 1908 году был создан короткометражный фильм «Понизовая вольница» или «Стенька Разин».

Примечательно, что первый звуковой фильм носил название «Певец джаза». Кинематограф начал стремительно осваивать звуковое пространство, он искал и находил новые выразительные возможности, связанные с различными сочетаниями визуального и звукового образа фильма. В СССР звуковое кино сразу же стало рупором новых общественных идей, социалистического строительства. Заводские гудки, «музыка» работающих фабричных станков органично сочеталась в них с массовыми песнями. Простые и понятные, они быстро разлетались по стране, становились поистине народными. На поисковый запрос об авторстве «Песни о встречном» интернет иногда выдаёт ответ — песня народная. Между тем, её сочинил для одного из первых советских звуковых фильмов Дмитрий Шостакович — будущий автор опер, симфоний и других сочинений серьёзных академических жанров. В тридцатые годы композитор Сергей Прокофьев создаёт музыку к исторической ленте Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Тихон Хренников — к картинам «Верные друзья», «Свинарка и пастух». Музыка из этих фильмов стала настоящим золотым фондом отечественной музыкальной культуры. Классикой отечественного кино стали музыкальные картины режиссёра Григория Александрова на музыку Исаака Дунаевского. Мелодии из фильмов «Цирк», «Весёлые ребята», «Волга-Волга» до сих пор звучат на радио и телевидении. В послевоенные годы на смену чёрно-белому кино пришли цветные фильмы. Передача ярких красок сделала искусство кинематографа еще более зрелищным. Но и музыкальные находки этих лет были не менее впечатляющими. В мелодраме «Шербургские зонтики», французского режиссёра Жака Деми, все герои фильма не говорят, а поют. Совсем как в опере… Разница в том, что мелодекламация актёров не похожа на серьёзные оперные арии и дуэты.

Музыка 6 класс ( Русская духовная музыка 11 урок 20.11.21)

Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский. или многочастную композицию, главной спецификой к-рой является т. н. переменное многоголосие. Ответ: Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский. Основоположник русского духовного концерта. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825). №2. Кто является основателем русского духовного концерта? Варианты ответа: Березовский; Чайковский; Глинка; Мусоргский. Не забывайте писать свою фамилию, имя, класс, тему урока.

Русская навигация

  • Русский духовный концерт: история, особенности и значение в культуре
  • Понятия «мотет» и «концерт» в трудах немецких музыкантов-теоретиков XVIII века
  • Роль и значение в русской музыкальной культуре
  • Похожие презентации
  • Как называется четвёртая часть симфонии?

Что такое русский духовный концерт

Точные названия его произведений указаны не были. Но если хоровые произведения Бортнянского исполнялись и многократно переиздавались после его смерти, оставаясь украшением русской духовной музыки, то светские его сочинения — оперные и инструментальные — были забыты вскоре после его кончины. О них вспомнили только в 1901 году во время торжеств по случаю 150-летия со дня рождения Д. Тогда в Капелле были обнаружены рукописи ранних сочинений композитора и устроена их выставка. В числе рукописей были оперы «Алкид» и «Квинт Фабий», «Сокол» и «Сын-соперник», сборник клавирных произведений, посвященный Марии Фёдоровне. Этим находкам была посвящена статья известного историка музыки Н.

Финдейзена «Юношеские произведения Бортнянского», которая завершалась следующими строками:Талант Бортнянского с лёгкостью владел и стилем церковного пения, и стилем современной ему оперы и камерной музыки. Светские произведения Бортнянского … остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям. Большинство произведений композитора находятся в автографных рукописях в библиотеке Придворной певческой капеллы, за исключением квинтета и симфонии хранятся в Публичной библиотеке. Автор призывал придворную певческую капеллу опубликовать имеющиеся в её распоряжении материалы, однако — безрезультатно. О светских сочинениях Бортнянского вновь заговорили спустя ещё полвека.

Многое к этому времени оказалось утраченным. Архив Капеллы после 1917 года был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища. Некоторые произведения Бортнянского, к счастью, были найдены, но большая их часть бесследно исчезла, в том числе и сборник, посвящённый великой княгине.

Эта форма музыки объединяет людей, приносит им духовный подъем и становится ярким выражением национального самосознания. Особенности русского духовного концерта Русский духовный концерт является важной частью русской культуры и имеет свои характерные особенности: Духовное содержание: Основным отличием русского духовного концерта является его глубокая душевность и насыщенность духовным содержанием. В музыкальных произведениях русских композиторов часто звучат религиозные темы и мотивы, отражающие духовность русского народа. Хоровое исполнение: Русский духовный концерт часто представляет собой хоровое исполнение, где многочисленные голоса объединяются в гармонии. Хоры могут быть как церковными, так и профессиональными, но в любом случае хоровое исполнение придает музыке особую мощь и выразительность. Использование русских народных мотивов: В русском духовном концерте часто звучат элементы русской народной музыки.

Это может быть использование народных мелодий, танцевальных ритмов или характерных инструментов. Эти элементы придают музыке русский колорит и делают ее ближе к сердцу слушателей. Таким образом, русский духовный концерт является уникальным явлением в музыкальной культуре, сочетая в себе духовную глубину, хоровое исполнение и использование русских народных мотивов.

Среди музыкальных новшеств, неизвестных Европе, был роговой оркестр, созданный российским императорским камер-музыкантом И. Марешом по поручению С. Мареш создал слаженный ансамбль, состоящий из 36 рогов. Участвовали в нем крепостные музыканты, которые играли роль живых «клавиш», поскольку каждый рог мог издавать только один звук.

В репертуар входила классическая европейская музыка, в том числе сложные сочинения Й. Гайдна и В. В 30-х годах XVIII века в Россию была завезена придворная итальянская опера, спектакли которой давались в праздничные дни для «избранной» публики. Арайя, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д.

Франческо Арайя в 1755 году написал музыку к первой опере с русским текстом. Это было либретто А. Сумарокова на сюжет из «Метаморфоз» Овидия. Опера, созданная в итальянском жанре seria, называлась «Цефал и Прокрис». Ария Прокрис из оперы "Цефал и прокрис" - Ф. Канты петровского времени нередко назывались «виватами», поскольку они изобилуют прославлениями военных побед и преобразований «Радуйся, Росско земле». Для музыки «приветственных» кантов характерны фанфарные обороты, торжественные ритмы полонеза.

Их исполнение часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном. Блестящий мастер партесного концерта Василий Титов занял место первого музыканта при дворе царя Петра. Именно ему было поручено написать торжественный концерт по случаю Полтавской победы, одержанной русскими войсками в 1709 году «Рцы нам ныне» — за сочинением утвердилось название «Полтавскому торжеству».

If you want to answer questions in English, please click button below.

Узнать больше о данных, которые собирает Quizzclub или поменять свои настройки приватности сейчас. OK Ваш выбор по настройке Cookie-файлов на этом сайте Необходимые cookie-файлы Эти cookie-файлы требуются, чтобы обеспечить стабильную работу сайта Эксплуатационные cookie-файлы Эти cookie-файлы требуются, чтобы мы могли анализировать то, как пользователи ведут на сайте и какие улучшения необходимо внедрить Персонализированные cookie-файлы Эти cookie-файлы требуются, чтобы рекламодатели могли размещать рекламу согласно вашим интересам Отменить.

Как назывался духовный концерт м березовского и на чьи слова

Также обращает на себя внимание сходство формы мотета, приводимой в статье Шайбе, с формой русского хорового концерта эпохи классицизма. В работах 1940-х годов он называет сочинения Бортнянского как «концертами»9, так и «мотетами», и даже «кантами»10. Марина Григорьевна Рыцарева в книге «Духовный концерт в России второй половины XVIII века» 2006 , проводя различие между мотетом и концертом, обозначает термином «мотет» небольшие церковные песнопения с определенной структурой. Следовательно, мотет и концерт, по мнению Рыцаревой, различаются масштабами и степенью развитости фактуры.

Несмотря на то что в нашей церкви песнопение «Плотию уснув» Галуппи можно услышать на месте запричастного концерта, в эпоху классицизма оно и песнопение «Благообразный Иосиф», по-видимому, могли звучать в качестве экзапостилария Пасхи «Плотию уснув» и тропарей Великой Субботы «Благообразный Иосиф». В то же время песнопение «Благообразный Иосиф» Галуппи названо концертом в «Прибавлении к музыкальному реэстру Григория Николаева Рейнсдорпа» 1822 года [18, 77]. Очевидно, масштаб этих сочинений определяется их изначальным местом в ходе православного богослужения14.

Здесь нам представляется уместным провести параллель с аналогичным явлением эпохи русского барокко, на которое указывает Анна Валентиновна Булычёва. На основе материала партесных рукописей музыковед заключает, что «ряд сочинений на протяжении этого периода переосмысливались в жанровом отношении, их функция в богослужении менялась. Галуппи «Плотию уснув».

Партия баса. Титульный лист РГБ. Title page.

Manuscripts Department. Stock 817. Carton 14.

Record 11. Folio 22 Разграничив термины «мотет» и «концерт», Рыцарева выводит понятие «мотетности» в отношении концертов 1760-х годов [19, 115]. Следовательно, «мотетность» определяется музыковедом как некая «неразвитость».

Предлагаемая Рыцаревой трактовка мотета как упрощенной версии концерта, которую музыковед связывает прежде всего с раннеклассическим этапом в русской музыке, противоречит как рассуждениям Якоба фон Штелина, так и взглядам немецких музыкантов-теоретиков XVIII века. Заключение Рыцаревой о неразвитости сочинений жанра хорового концерта раннеклассической эпохи, которую музыковед объясняет через понятие «мотетности», может быть также связано с тем, что до недавнего времени в распоряжении исследователей находилось весьма ограниченное количество музыкального материала русской духовной музыки этого периода15. По приезде в Россию композитор творчески применил традиционную и хорошо освоенную им форму к старославянским текстам, и его нововведение чрезвычайно удачно совпало с тенденциями развития русской хоровой музыки» [15, 141].

Эти утверждения были подхвачены другими отечественными музыковедами [12]16. Влияние итальянской музыкальной культуры на русское церковное пение последней трети XVIII века бесспорно. В связи с этим попытка найти истоки жанра русского хорового концерта эпохи классицизма в жанрах итальянской духовной музыки представляется вполне обоснованной.

Из этого можно сделать вывод, что поиск аналога жанру русского хорового концерта эпохи классицизма в современных ему итальянских мотетах не способен дать удовлетворительных результатов. Неслучайно Галина Михайловна Малинина ошибочно называет это сочинение «светской кантатой» [16, 87]18. Мотет предназначен для сольных голосов сопрано и альта, четырехголосного хора SATB и оркестра, состоящего из струнных, флейт, гобоев, валторн, труб, литавр и basso continuo.

Галуппи вносит разнообразие в хоровое звучание введением сольных голосов, что являлось отличительной чертой его письма. Как известно, чередование сольных голосов и хора являлось также одним из формообразующих принципов партесных композиций. Известны русские хоровые концерты этого периода, содержащие от двух до двенадцати частей22.

Вместе с тем итальянский мотет XVIII века — сочинение для сольного голоса с оркестром, которое создавалось на писавшиеся в тот же период латинские поэтические тексты, — далек от жанра русского хорового концерта. Это понятие в качестве жанрового определения и представляется нам единственно правомерным и исторически корректным. Список источников Антоненко Е.

DOI: 10. Антоненко Е. Зарубежные музыкальные архивы в России.

Материалы международных конференций. Булычёвой и А. Немецкая обедня Д.

Четвертый международный конгресс Общества теории музыки. Казань, 2—5 октября 2019 года. Материалы конгресса.

Казань : Казанская гос. Асафьев Б. Избранные труды.

Том 5. Русская музыка. Булычёва А.

Демиденко Ю. Сборник статей по материалам научной конференции, посвященной истории дворцов Русского музея Русский музей, Санкт-Петербург, 2018.

В Венеции жил и его бывший петербургский учитель итальянский композитор Бальтасар Галуппи, которого Дмитрий Бортнянский почитал ещё со времен учёбы в Петербурге. Галуппи помогает молодому музыканту стать профессионалом, кроме этого, для углубления своих знаний, Дмитрий Бортнянский выезжает на учёбу и в другие большие культурные центры — в Болонью к падре Мартини , в Рим и в Неаполь. Итальянский период был длительным порядка десяти лет и на удивление плодотворным в творчестве Дмитрия Бортнянского. Он написал здесь три оперы на мифологические сюжеты — «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения. Эти сочинения демонстрируют блестящее мастерство автора во владении композиторской техникой итальянской школы, которая в то время была ведущей в Европе, и выражают близость к песенным истокам своего народа. После возвращения в Россию Дмитрий Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Петербурге. В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы, песни, кантаты.

Он написал гимн «Певец в стане русских воинов» на слова Жуковского, посвящённый событиям войны 1812 года. В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его. Композитору удалось лишь издать лучшие из своих хоровых концертов, написанных в молодости, как «Духовные концерты на четыре голоса, сочинённые и вновь исправленные Дмитрием Бортнянским». Дмитрий Бортнянский умер 28 сентября 1825 года в Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией Петра Ильича Чайковского. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1953 году прах был перенесён на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры. После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие — гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений.

Использованная литература 1. Придворная певческая капелла. Фукса, 1818]36. Партитурное собрание четырехголосных мелких пьес, употребляемых при Высочайшем Дворе во время Литургии. Музыка Бортнянского и некоторых других сочинителей. Книжка третия. Резелиуса, 1834. МГК 3. Партитурное собрание трехголосных и четырехголосных мелких духовных песней, употребляемых на Литургии и других церковных службах при Высочайшем Дворе.

Прощаедение м. Глинка Михаил Иванович музыкальные произведения. Константин Эдуардович Циолковский 1857-1935. Константин Циолковский космонавтика. Константин Эдуардович Циолковский 1903. Русский ученый — Константин Эдуардович Циолковский.. Глинка Михаил Иванович 1804—1857 «сомнение». Русские композиторы 19 века. Великие русские композиторы XIX века. Михаил Иванович Глинка Великий русский композитор. Русский композитор Михаил Иванович Глинка кратко. Глинка Михаил Иванович родился. Глинка Михаил Иванович музыкального искусства 19 века. Циолковский Константин Эдуардович. Циолковский Константин Эдуардович отец русской космонавтики. Циолковский Константин Эдуардович краткая биография. Константин Эдуардович Циолковский сообщение. Модест Мусоргский 1839—1881. Модест Петрович Мусоргский. Великий русский композитор - Модест Петрович Мусоргский. Произведения Глинки. Основные произведения Глинки. Произведения русского композитора Глинка. М И Глинка музыкальные произведения. Рассказ о духовной Музыке. Религиозные музыкальные произведения. Образы русской духовной музыки. Церковная произведения о Музыке. Петр Чайковский — тема. Чайковский композитор Дата рождения. Петр Ильич Чайковский Великий русский композитор. Великие композиторы Чайковский. Русские композиторы 19 века Глинка Михаил Иванович. Высказывания о композиторах. Высказывания великих композиторов. Высказывания композиторов о Музыке. Константин Циолковский 1857 — 1935. Циолковский Константин Эдуардович космос. Константин Эдуардович Циолковский космос кратко. Циолковский Константин Эдуардович презентация. Варламов Гурилёв Алябьев. Варламов Алябьев Гурилев романсы. Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский, Булахов.. Музыкальные произведения. Классические музыкальные произведения. Композитор и название произведения. Палантай Марийский композитор. Композитор Иван Палантай. Иван Степанович Ключников-Палантай. Палантай Иван Степанович биография. Пятницкий Митрофан Ефимович хор. Хор Пятницкого 1970. Пятницкий руководитель народного хора. Митрофан Пятницкий основатель русского народного хора. Иван Яковлевич Яковлев 25 апреля — Чувашия. Иван Яковлевич Яковлев Чувашский Просветитель даты. Иван Яковлев Чувашская письменность. Иван Яковлевич Яковлев алфавит. Творчество Глинки и Даргомыжского. Доклад о русском композиторе. Композиторы и художники 19 века. Краткое сообщение о русском композиторе. Василий Васильевич Докучаев. Василий Васильевич Докучаев 1846. Почвовед Василий Васильевич Докучаев. Докучаев Василий Васильевич 1846 — 1903 гг. Композитор ф Шопена. Фредерик Шопен польский композитор, пианист-виртуоз и педагог.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий