О каком качестве публичного выступления пишет цицерон

Его речи написаны простым языком. Он использовал живую разговорную речь.

Что нужно знать о риторике

Три трактата об ораторском искусстве: тезисы Цицерона и идеальный портрет оратора Марк Туллий Цицерон (106 — 43 до н.э.) вошел в мировую историю как один из величайших ораторов.
«Риторический канон» Речи Демосфена были вершиной аттического красноречия, преклонение перед его гением было всеобщим: Цицерон считал его речи совершенством, Квинтилиан называл его законодателем слова.
Культура речи и деловое общение: Риторика – теория красноречия Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору: это высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи и безупречная честность.
Цицерон: история искусства ораторства от теории к практике Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicerō; 106 до н. э. — 43 до н. э.) — древнеримский политик и философ, считающийся одним из величайших ораторов Древнего Рима.

Цицерон как теоретик и практик ораторского искусства

О женщинах и любви Марка Туллия Цицерона сложно назвать «дамским угодником», несмотря на громкую славу на политической арене, он не отличался обилием любовных связей. В своих «Тускуланских беседах» он писал: «Женоненавистничество возникает из страха». После войны Цицерон развелся со своей супругой Теренцией, с которой прожил множество лет. Причем, предлог он выбрал интересный — якобы она не заботилась о нем, не последовала за мужем в Брундизий и наделала долгов. Вторую женитьбу Цицерона тоже сложно назвать романтической: он вступил брак с юной девушкой, но вовсе не из-за ее красоты, а по причине богатства. Цицерон управлял ее имуществом на правах доверенного сонаследника, он совершенно погряз в долгах и друзья уговорили его жениться. С помощью состояния молодой супруги Цицерон наладил собственное финансовое положение. Вскоре во время родов погибает Туллия - любимая дочь великого оратора. Цицерон был убит горем и развелся со второй женой — как ему казалось, она была рада смерти его дочери. А вот что писал Цицерон о любви в «Тускуланских беседах»: "Если есть любовь на свете - а она есть!

Думают даже, будто старую любовь, как клин клином, можно выбить новой любовью. Конечно, огромное внимание он уделил в своих сочинениях мужеству и храбрости. В «Тускуланских беседах» есть его определение мужества: «Мужество не нуждается в помощи гнева: оно и само приучено, готово, вооружено ко всякому отпору. Иначе можно сказать, что и пьянство, а то и безумие тоже полезно мужеству, так как и пьяные и безумные тоже отличаются силою». Ибо нет мужества без разума». О Цезаре Отношения Цицерона и Юлия Цезаря были сложными, они оба были поклонниками искусств, блестящими политиками, но разделяло их многое: во время гражданских войн оратор выступал на стороне Помпея, после его гибели добился прощения полководца. Но историки склоняются к тому, что в заговоре против Цезаря, в результате которого тот погиб, сраженный множеством ударов, Цицерон не участвовал. Но, возможно, он о нем знал — его ближайшие друзья были заговорщиками.

Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы утверждали, что риторика не есть наука, риторы утверждали обратное. Красе, действующее лицо диалога, предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет никакой определенной области, границы которой сковывали бы его. Человек, который берется за ораторское искусство, должен уметь сказать решительно обо всем, что может встретиться в споре между людьми, иначе он не может посягать на звание оратора. Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления на форуме, выступления в суде на гражданских делах и разбирательствах, хвалебные речи. Однако Антоний, герой диалога, говоря о видах красноречия, указывает, что нецелесообразно к судебному и политическому красноречию приравнивать малопрактическое хвалебное красноречие. Как видим, Цицерон в некоторых случаях ставит дискуссионные вопросы и не дает на них четкие ответы. Это мнение может выразить одно действующее лицо, другие же могут с ним соглашаться или не соглашаться. Вот как, по Цицерону, происходит формирование оратора: «Итак, можно сказать: человеку даровитому, который заслуживает поддержки и помощи, мы передадим только то, чему научил нас опыт, дабы он под нашим руководством достиг всего, чего мы сами достигли без руководителя; а лучше этого обучить мы не в состоянии». Основное — дар слова, который необходимо развивать постоянно. Цицерон анализирует построение судебной речи, которая должна доказать правоту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем мы выступаем; направить их мысли в нужную для дела сторону. Он останавливается на типах доказательств и их применении. Автор рассуждает о страстях, возбуждаемых речью. Раздел о возбуждении страстей изложен им подробно, ибо практически большая часть речей ораторов, и в частности его самого, строилась с учетом воздействия на психику слушателей, но теоретически идеи воздействия не были обобщены. Цицерон показывает превосходство психологического подхода к красноречию. Он пишет о юморе и остроумии, которые плохо укладываются в риторическую схему. Классификация юмора, не всегда последовательная, иллюстрируется примерами из римской ораторской практики и попутными практическими комментариями Цицерона. Он, таким образом, пытается уложить теорию юмора в рамки классической риторики, хотя сам убежден, что юмор — свойство природное и ему научить нельзя.

Но государственная деятельность не оставляла места для занятий философией: слишком со многими приходилось спорить, слишком многим противостоять, не говоря уже об организаторских заботах. Победа триумвирата Цезаря, Помпея и Красса в 60 г. Он начал отходить от политики, хотя иногда выступал как адвокат, и постепенно обратился в основном к литературной деятельности. Он решил обучать ораторов и граждан не только устным, но и письменным словом — для первой цели создавал риторические, а для второй — философские трактаты. Интересующие нас сочинения Цицерона написаны в форме диалогов: это была лучшая форма разговорной речи на письме, учившая формулировать мысли на ходу и сразу делать их общезначимыми. Если в Греции философию и риторику часто противопоставляли, потому что философия служит истине, а риторика — только мнению, то для Цицерона они — две стороны одного гражданского дела. Философия объясняет, почему гражданин должен быть добродетельным, а риторика показывает, что даже один гражданин может стать убедительным для всех сограждан. Соединить философию и риторику значило для Цицерона спасти республику — сделать так, чтобы голос добродетельных республиканцев был услышан, а их нравственная добродетель послужила примером всем будущим поколениям. К несчастью, Цицерон потерпел политическое поражение и был убит. Но и превратившись из республики в империю, Рим сохранил благоговение перед философией. Ее серьезно изучали поэты, например, Гораций, и императоры, в частности Марк Аврелий. Если бы Цицерон не сделал философию убедительной и восхищающей душу, она бы отошла в прошлое, как многочисленные политические или литературные кружки. Но воспеть «всё» или править «всем» — это и означало для римлянина быть философом. А дальше в истории, вплоть до наших дней, это философское чувство хотя бы немного воспринимают все, кто считает себя гражданами: они действуют смело и вдохновенно и поэтому умеют делать свою страну лучше даже в самых сложных обстоятельствах. Настоящий сборник состоит из трех частей. В первую включены отрывки из риторических трудов Цицерона, показывающие, какими качествами должен обладать оратор.

Происхождение же человеческих законов, которые он отличает от закона природного, римский автор считает результатом общественного договора. По Цицерону, несовершенство людей приводит к тому, что ими нередко принимаются несовершенные и несправедливые законы. Существует три основных взгляда на соотношение природных и человеческих законов у Цицерона. Первый и наиболее традиционный подход предполагает, что связи между ними такие же, как между идеями Платона и их земными отражениями вещами : законы людей могут лишь приблизиться к идеальным законам природы. Второй подход рассматривает высказанные Цицероном идеи как развитие абстрактных законов природы. Третий подход, предложенный в 1980-е годы К. Жирарде, утверждает тождественность обоих видов законов. Вслед за ранними римскими юристами Цицерон выделяет и ius gentium право народов , которое он ставит выше ius civile гражданского права, то есть права отдельных общин, в том числе и Рима К I веку до н. Из-за сложности изучения права, досадовал Цицерон, даже некоторые судебные ораторы не разбираются в юридических вопросах. Решением этой проблемы он видел разработку введения в право с использованием философского аппарата для классификации базовых принципов гражданского права, которое позволило бы упорядочить разрозненные определения и превратить право в искусство.

сайт об античной литературе, античной истории и людях античности

В такие времена оно ведет за собой тех, кто потерялся в жизненном хаосе и ищет лидера, за которым без страха мог бы следовать. Ораторское искусство в Древней Греции Речи придавалось особое значение с тех времен, когда человек научился осознанно произносить звуки и вкладывать в них смысл. До уровня искусства речь поднялась в Древней Греции, золотой век античного красноречия связывают с известнейшим оратором Периклом. Его похоронная речь, возможно, была первой великой речью, написанной и произнесенной на публике, и она задала стандарты для всех будущих речей. И всё же величайшим оратором в истории человечества остается Демосфен, чей ораторский талант пробудил афинян от апатиии и вдохновил его на борьбу с Филиппом Македонским, который угрожал их свободе. В ораторском искусстве практиковалась не только элита афинского общества. Оно считалось одним из высочайших искусств, своего рода добродетелью. Это была важнейшая часть образования для любого мужчины, служившая фундаментом для всех остальных дисциплин. Умение публично выступать с речью считалось признаком широкого кругозора. Ораторское искусство так быстро расцвело и достигло такой важности в Древней Греции, потому что выполняло важные функции в общественной жизни.

Все совершеннолетние мужчины были вовлечены в политическую жизнь Афин. Любой гражданин мог призвать остальных к пересмотру решения, просто покритиковав конкретный закон. Законы же были немногочисленны и просты, что делало судей значительно свободнее в вершении правосудия, а адвокаты были гораздо более гибкими при выполнении своей работы. Всюду велись дебаты, и простор для применения ораторского мастерства был велик. Ораторское искусство в Древнем Риме Красноречие проникло в Рим нескоро: его расцвет начался, когда империя захватила Грецию и начала испытывать на себе влияние ее традиций. Римское ораторское искусство применялось в суде, комициях народные собрания для принятия законов и в сенате. Римское ораторское искусство многое позаимствовало у греческого, хотя между ними была существенная разница. В речах римских ораторов уделялось больше внимания стилистике, примерам, метафорам. Признанный мастер римского ораторского искусства — Цицерон.

Его знаменитые катилинарии — четыре речи, произнесенные в сенате, помогли предотвратить заговор против сената и дали прекрасный образчик ораторского мастерства и навыков. Великий оратор умер за свои политические взгляды, до последнего своего дня считая, что «При деспотизме не может быть красноречия.

Большое внимание уделяется периодизации речи, подробно излагается теория ритма, особенно в концовках членов периодов шта??

Как выяснилось, работ, посвященных ораторскому искусству, у Цицерона было как минимум две. Это трактат «Оратор» и трактат «Об ораторе». У нас в вопросе указан только «Оратор», хороший и полный пересказ которого я нашла в сети.

Скидываю вам. Реально, читается не так уж и легко, но, поверьте, это легче оригинального цицероновского «Оратора», цветистого и многословного. Трактат «Оратор» должен, по мысли Цицерона, ответить на вопрос, который Брут часто задавал Цицерону: каков высший идеал и как бы высший образ красноречия?

Идеи, изложенные в этом произведении, были затронуты в трактате «О лучшем роде ораторов», который также был написан в последние годы жизни Цицерона. Вопрос об идеальном ораторе возник в связи со спором об образце для подражания. Когда говорят о высоком, среднем и простом виде, или роде, то имеют в виду не различные виды или роды красноречия, который на самом деле один, а ораторов, которые в зависимости от степени их таланта стоят ближе или дальше от идеала.

Оратором будет всякий, умело обращающийся с мыслями и словами, но близость его к идеалу будет зависеть от степени его таланта. Идеальный оратор тот, кто в своей речи и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое — его долг, второе — залог его популярности, третье — необходимое условие успеха.

Ораторская теория Цицерона, изложенная в «Ораторе», явилась суммированием богатого практического опыта предшествующих Цицерону ораторов и его собственного и одновременно оправданием своей теории и практики, поскольку на его авторитет покушались. В трактате «Оратор» в сжатой форме Цицерон повторяет основные положения своей теории, но главное внимание уделяет здесь словесному выражению речи, теории трех стилей и теории ритма. Цицерон был великим стилистом.

Даже самые рьяные его критики, в новое время порицавшие его как незадачливого политика и отрицавшие его как оратора, признавали за ним славу мастера стиля. Неоаттицисты, современники Цицерона, покушаясь на его авторитет стилиста, лишали его единственной опоры, которая у него еще оставалась после всех его политических и жизненных неудач. Поэтому он защищает свой идеал оратора и отстаивает свою теорию в «Ораторе» с особой убежденностью и страстью.

Исходя из некоторой нестройности трактата, кое-кто из исследователей склонен считать, что он написан в спешке: Цицерон как бы спешил оправдаться перед современниками и защитить себя в обстановке для него весьма неблагоприятной. Как и в трактате «Об ораторе», Цицерон останавливается здесь на необходимости широкого образования для оратора: без знания истории, права и особенно философии нет идеального оратора «тот, кто не знает того, что было до его рождения, всегда останется ребенком». Он сожалеет, что мнение о необходимости эрудиции все еще не является общепринятым среди его современников.

Он рассуждает об отличии красноречия от философии, софистики, истории и поэзии, размышляет о том, к лицу ли государственному деятелю полемизировать о красноречии, но главное внимание уделяет характеристике стиля и ритма, исходя из убеждения, что современный оратор должен владеть всеми тремя родами красноречия и всеми стилями речи. Всякий может притязать на частичное обладание любым искусством оратора, но его главная сила — речь, т. Характеризуя три рода речи, он не случайно особенно подробно останавливается на простом — именно этот род предпочитали новоявленные аттики.

И, оказывается, что этот простой род далеко не прост. Правда, простой род не требует ритма, зато заставляет более внимательно следить за правильностью, чистотой и уместностью выражения. У него не будет пышности, сладостной и обильной, но он вполне может пользоваться украшениями, правда, сдержанней и реже, чем другие роды речи.

Человека встречают и провожают по речи. Сократ был и уродливым, и даже злым, но его уважали сильные и власть имущие. Иван Грозный остался в памяти россиян великим правителем потому, что являл везде, в том числе на площади перед народом, образцы убеждающего монолога. Если субъект сформировал в себе такие качества личности, как активность, коммуникабельность, умение не теряться в сложных ситуациях общения, да еще обнаруживает отличное владение языковыми средствами — он достигнет успеха, уважения, а возможно — и известности. Таким образом, значение изучения данного предмета — каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли; нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которой плохая, запутанная, бестолковая речь была бы благом. В риторике обобщены определенные приемы, которые позволят вам научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории свои мысли, убедить ее в вашей правоте, воздействовать на чувства слушателей, а может, и побудить их к каким-либо действиям. Но, осваивая риторику, вы приобретаете навыки не только выступающего, но и слушателя. Из публичных выступлений можно почерпнуть богатую информацию, поэтому надо их запоминать. То, что излагается оратором, нужно уметь и оценивать: убедительно или нет содержание речи, что можно противопоставить услышанному.

Внимательно слушая оратора, вы развиваете свое мышление. Часто публичные выступления воздействуют на ваши чувства. Надо ли разделить с оратором его переживания или надо противостоять его эмоциональному напору — все это должен решать слушатель. Отметим еще одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика — вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей.

Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников. История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы правления, активное участие граждан в политической жизни страны. Неслучайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии». Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, в Вавилоне, в Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории. Но не во всей Греции. Для сравнения возьмем два наиболее значительных города-государства — Спарту и Афины, имевших различное государственное устройство. Спарта была типичной олигархической республикой. Она управлялась двумя царями и советом старейшин.

Верховным органом власти считалось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело. Плутарх, рассказывая биографию Ликурга, легендарного законодателя, повествует о порядке проведения собраний в Спарте. Когда народ менял принятые решения, цари устанавливали: «Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить», то есть решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает. Такой порядок ведения государственных дел давал возможность аристократам почти бесконтрольно решать все вопросы и не способствовал широкому участию граждан в управлении страной. По-иному складывалась жизнь в Афинах, которые в середине 5 века до нашей эры стали самым крупным экономическим, политическим и культурным центром Древней Греции. Здесь был установлен строй рабовладельческой демократии. Большое значение имели три основных учреждения: народное собрание, совет пятисот и суд. Главная роль принадлежала народному собранию, которое юридически обладало полной верховной властью. Через каждые 10 дней афинские граждане собирались на площади своего города и обсуждали важные государственные дела.

Только народное собрание могло принять решение об объявлении войны и заключении мира, об избрании высших должностных лиц и т. Между заседаниями народного собрания текущие дела рассматривались советом пятисот. Судебными делами, а также законодательной деятельностью занимался суд присяжных. Он был довольно многочисленным. В него входило 6 тысяч присяжных заседателей, что исключало опасность подкупа судей. Специальных государственных обвинителей в Афинах не было. Любой гражданин мог возбуждать и поддерживать обвинение. Не было на суде и защитников. Подсудимый должен был защищаться сам.

Естественно, что при таком демократическом строе в Афинах гражданам часто приходилось выступать в суде или на народном собрании, принимать активное участие в делах полиса. И чтобы успешно вести дело в суде или удачно выступить в народном собрании, надо было хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента, то есть владение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью для афинян. Особенно распространённым жанром в древности были судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень большое место, он весьма мало походил на современный суд. Институтов прокуроров не существовало, обвинителем мог выступать каждый. Обвиняемый защищался сам: выступая перед судьями, он стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их симпатии на свою сторону. Для этой цели применялись самые неожиданные, на наш взгляд, приёмы. Если обвиняемый был обременён семьёй, он приводил своих детей, и те умоляли судей пощадить их отца. Если он был поэтом — он читал свои стихи, демонстрируя своё искусство такой случай известен в биографии Софокла.

Перед громадной с нашей точки зрения судейской коллегией В Афинах нормальное число судей было 500, а всего суд присяжных, гелиэя, насчитывал 6000 человек! В условиях запутанного судебного права судиться в древних Афинах было делом нелёгким, к тому же не все обладали даром слова, чтобы расположить к себе слушателей. Поэтому тяжущиеся прибегали к услугам лиц опытных, а главное, обладавших ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись с существом дела, составляли за плату выступления своих клиентов, которые те заучивали наизусть и произносили на суде. Таких сочинителей речи называли лотографами. Бывали случаи, когда лотограф составлял одновременно речь и для истца, и для ответчика — то есть в одной речи опровергал то, что утверждал в другой Плутарх сообщает, что однажды так поступил даже Демосфен. По свидетельству историков, казарменное спартанское государство не оставило ничего достойного своим потомкам, в то время как Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули величайших мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения культуры. В Греции появляются платные учителя-софисты, которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан. Софисты принадлежали к сложившейся в Афинах во 2 половине 5 века до н.

Они мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Популярность учителей-софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Как правило, софисты были людьми почитаемыми и богатыми. На собрании Греков в Олимпии Горгий обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь надолго прославила его имя. Горгий разрабатывает методику воздействия на слушателей и выводит ряд средств — горгианских фигур. Суть их — в привнесении в ораторскую прозу чисто поэтических приёмов, с помощью которых речь оратора становится более убедительной. Горгий вызывал восторг не как судебный или политический оратор, а как мастер торжественного красноречия.

Главным поприщем, на котором совершенствовал себя мастер парадного красноречия, было умение хвалить. Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора — не раскрытие истины, а убедительность. Главное место в софистической педагогике занимала теория убеждения. Убеждение в споре называлась эристикой. А убеждать, как считал Горгий, может только искусно составленная речь; при этом неважно, соответствует она истине или нет: задача софиста научить «делать слабое мнение сильным». Отсюда значение слова софизм — преднамеренно ложный выбор. В современном языке софизм используется в значении «средство обмана и манипуляции людьми».

Примеры софизмов: — Кто лжёт, говорит то, чего нет; но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать. Приобретение хорошего есть дело хорошее, следовательно, вор желает хорошего. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарства нужно как можно больше. Итак, во времена софистов риторика была «царицей всех наук». Против положения софистов об относительности истины выступил древнегреческий философ Сократ. Для Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки.

Сократ 469-399 до н. Сократ родился в Афинах в семье каменщика Софрониска и повитухи Фенареты. До сорока лет он и сам создавал памятники, а потом оставил это занятие и занялся философией: собрал вокруг себя молодёжь и посвятил свою дальнейшую жизнь философским диспутам, устно излагая своё учение. Об образовании и воспитании Сократа нам мало что известно: в детстве он получил образование, типичное для той эпохи, а потом занимался самообразованием.

С древних времен признаком каждого образованного человека считалось умение убедительно, ясно и красиво говорить.

Марк Туллий Цицерон, который был самым великим в истории римским оратором, полагал, что оратор это тот, кто сможет изложить любой вопрос со знанием дела, изящно и стройно, с достоинством при исполнении. Разумеется не каждого человека, который говорит перед публикой можно назвать оратором orare — лат. Каждый человек, который сталкивается с необходимостью публичного выступления, должен поработать над подготовкой и произнесением своей речи. Риторика — это особая наука, которая учит этому. Первое определение понятия «риторика» принадлежит Аристотелю.

В своем трактате «Риторика» он писал, что риторика — это умение находить относительно каждого конкретного предмета возможные способы убеждения. Другие учителя основ риторики и греческие риторы Демосфен, Горгий Леонтинский, Сократ, Платон придерживались такого же взгляда на риторику в качестве науки об эффективности речевого воздействия на аудиторию. Позднее, подобного понимания риторики придерживался и Цицерон. Риторика как наука Определение 1 Риторика как наука изучает правила и законы речевого поведения в разных условиях и жанрах коммуникации. Риторика как искусство предполагает совершенствование речевых способностей, мастерство публичного выступления.

В качестве учебной дисциплины, риторика помогает научиться эффективно и разумно выражать свои мысли, чтобы воздействовать таким образом на аудиторию. Конечной целью любой системы образования является воспитание человека пишущего, говорящего и мыслящего. Задача риторики заключается в формировании у студентов умения мыслить логично, владеть всеми формами аргументированной речи как средством эффективного речевого воздействия на слушателя, а также видами и родами устной и письменной словесности. Классический риторический канон При подготовке и произнесении речи происходит напряжение всех интеллектуальных возможностей оратора. Как сделать свои действия более рациональными?

Какова должна быть последовательность этих действий? Что необходимо предпринять, чтобы выступление имело успех? Еще древние риторы начали искать ответы на эти вопросы.

10 правил Цицерона

Риторика: Практикум Цицерон твердо решил посвятить себя в будущем политике и адвокатскому ремеслу.
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) Ведь огромное большинство присутствующих внимательнее и зорче подмечает в говорящем недостатки, чем достоинства. Поэтому малейшая его погрешность затмевает все, что было в его речи хорошего.

Ораторское искусство с комментариями и иллюстрациями

Он также уделял внимание эмоциональной составляющей речи. Цицерон понимал, что эмоции могут сильно влиять на слушателей и использовал различные приемы, чтобы вызвать определенные эмоции у своей аудитории. Он использовал риторические фигуры, такие как повторение, параллелизм и антитеза, чтобы создать эмоциональную напряженность и убедительность в своих выступлениях. Влияние Цицерона на развитие ораторского искусства Цицерон был одним из самых влиятельных ораторов и теоретиков ораторского искусства в Древнем Риме. Его работы и идеи оказали огромное влияние на развитие ораторского искусства и до сих пор являются основой для изучения и практики оратории. Развитие риторических теорий Цицерон внес значительный вклад в развитие риторических теорий. Он разработал систему ораторского искусства, основанную на трех основных канонах: инвентарии, распределении и выражении. Инвентария относится к поиску и выбору аргументов и доказательств, распределение — к организации и структурированию речи, а выражение — к выбору языка и стиля выступления. Цицерон также разработал классификацию риторических фигур, таких как повторение, параллелизм и антитеза.

Он показал, как эти фигуры могут быть использованы для создания эмоциональной напряженности и убедительности в выступлениях. Ораторское искусство как средство влияния Цицерон утверждал, что ораторское искусство является мощным средством влияния на аудиторию. Он считал, что оратор должен обладать не только знаниями и логическим мышлением, но и умением вызывать эмоции у слушателей. Цицерон использовал различные приемы, чтобы вызвать определенные эмоции у своей аудитории, такие как использование эмоционально заряженных слов и фраз, риторических фигур и живописных описаний. Влияние на практику ораторского искусства Цицерон сам был успешным оратором и использовал свои теории и принципы в своих выступлениях. Он был известен своими энергичными и убедительными речами, которые вдохновляли и впечатляли слушателей.

Введение служит для того, чтобы установить контакт со слушателями и привлечь их внимание. Оно должно вести к теме, не затрагивая содержания. Введение может включать приветствие и обращение к слушателям это первый шанс установить контакт с аудиторией , оригинальный зачин, тематически связанный переход к основной части. Основная часть выступления должна быть соответствующим образом структурирована. При этом возможны два подхода: с точки зрения логики и с точки зрения психологии. При логическом подразделении большее внимание уделяется материальным аспектам, в то время как психологическое подразделение определяется скорее степенью концентрации внимания. Однако эти принципы не взаимоисключающие. То, что завершает речь, дольше всего остается в памяти. Поэтому заключение обычно формулируется в виде краткого и легко запоминающегося обращения, побуждения или призыва к действию. Наиболее распространенные варианты заключения: 1 подводится итог, 2 кратко формулируются основные положения, 3 приводятся варианты дальнейшего развития темы, 4 подчеркивается значимость сделанных выводов, 5 ставятся новые задачи, 6 выражаются пожелания или надежды, 7 формулируется призыв. Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Композиция от лат. Композиция — это: 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Произведение скульптурное, живописное, музыкальное, литературное , сложное или неоднородное по своему составу. Теория сочинения музыкальных произведений. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура». Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную задачу. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать. Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления, определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, какие включить и т. Рабочий план может иметь несколько вариантов, так как он постоянно уточняется, сокращается или расширяется. Характерная особенность рабочего плана заключается в том, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план составляется на основе рабочего плана. Это план не столько для оратора, сколько для слушателей. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. План речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. Сложный план состоит из вступления, главной части и заключения. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Структура устного выступления включает вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Поэтому начало и конец речи, то есть вступление и заключение, должны быть в центре внимания. Успех выступления во многом зависит от заинтересованности аудитории. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа слушателей с самого начала готова слушать оратора. Слушатели второй группы сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами читать, разгадывать кроссворды и т. Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей. Это трудное и ответственное дело. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Эффективный прием — вопросы к аудитории.

Но и превратившись из республики в империю, Рим сохранил благоговение перед философией. Ее серьезно изучали поэты, например, Гораций, и императоры, в частности Марк Аврелий. Если бы Цицерон не сделал философию убедительной и восхищающей душу, она бы отошла в прошлое, как многочисленные политические или литературные кружки. Но воспеть «всё» или править «всем» — это и означало для римлянина быть философом. А дальше в истории, вплоть до наших дней, это философское чувство хотя бы немного воспринимают все, кто считает себя гражданами: они действуют смело и вдохновенно и поэтому умеют делать свою страну лучше даже в самых сложных обстоятельствах. Настоящий сборник состоит из трех частей. В первую включены отрывки из риторических трудов Цицерона, показывающие, какими качествами должен обладать оратор. В этих трудах обосновываются умеренность, выдержка и внимание как философские добродетели, показывается, что правильно владеть словом — задача не только выражения и манеры вести себя, но и доблестного самообладания, внутренней работы над собой. Во вторую часть включены фрагменты из политических сочинений, в которых Цицерон раскрывает природу государства и законов. Наконец, в третьей части приведены полностью три из пяти Тускуланских бесед — размышлений о важнейших философских вопросах, таких как смерть, боль и страдание. Для Цицерона это гражданские вопросы — как остаться доблестным, славным и счастливым перед лицом смерти и тем самым обрести как бессмертие души, так и гражданское бессмертие. Составитель благодарит знатоков античной философии Марину Николаевну Вольф и Ольгу Викторовну Бартошевич-Жагель за многообразную поддержку в ходе создания этой хрестоматии. То, что вы делаете — неоценимо не в стертом, а в настоящем значении — другого такого не бывает.

Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы утверждали, что риторика не есть наука, риторы утверждали обратное. Красе, действующее лицо диалога, предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет никакой определенной области, границы которой сковывали бы его. Человек, который берется за ораторское искусство, должен уметь сказать решительно обо всем, что может встретиться в споре между людьми, иначе он не может посягать на звание оратора. Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления на форуме, выступления в суде на гражданских делах и разбирательствах, хвалебные речи. Однако Антоний, герой диалога, говоря о видах красноречия, указывает, что нецелесообразно к судебному и политическому красноречию приравнивать малопрактическое хвалебное красноречие. Как видим, Цицерон в некоторых случаях ставит дискуссионные вопросы и не дает на них четкие ответы. Это мнение может выразить одно действующее лицо, другие же могут с ним соглашаться или не соглашаться. Вот как, по Цицерону, происходит формирование оратора: «Итак, можно сказать: человеку даровитому, который заслуживает поддержки и помощи, мы передадим только то, чему научил нас опыт, дабы он под нашим руководством достиг всего, чего мы сами достигли без руководителя; а лучше этого обучить мы не в состоянии». Основное — дар слова, который необходимо развивать постоянно. Автор рассуждает о страстях, возбуждаемых речью. Раздел о возбуждении страстей изложен им подробно, ибо практически большая часть речей ораторов, и в частности его самого, строилась с учетом воздействия на психику слушателей, но теоретически идеи воздействия не были обобщены. Цицерон показывает превосходство психологического подхода к красноречию. Он пишет о юморе и остроумии, которые плохо укладываются в риторическую схему. Классификация юмора, не всегда последовательная, иллюстрируется примерами из римской ораторской практики и попутными практическими комментариями Цицерона. Он, таким образом, пытается уложить теорию юмора в рамки классической риторики, хотя сам убежден, что юмор — свойство природное и ему научить нельзя. Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь « от мысли к звучащему публичному слову». Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника. По мнению Цицерона, самое важное для оратора — это словесное выражение мысли и произнесение речи.

Цицерон и искусство красноречия – 10 правил ораторского искусства Древнего Рима

Цицерон анализирует построение судебной речи, которая должна доказать правоту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем мы выступаем; направить их мысли в нужную для дела сторону. Особенности речей Цицерона. Речи Цицерона всегда были преисполнены самым разноплановым содержанием и отличались первоклассным мастерством. Цицерон Цицерон. В первой половине V в. до н.э. развивается военно-политическое красноречие.

Ораторское искусство в древнем Риме. Риторика Цицерона

Почему возникает страх перед публичным выступлением? «Публичное выступление». Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.

Риторика цицерона

Любой, кто отдаёт свой труд за деньги, продаёт себя, и низводит себя до положения раба… — книга I, 42 парафраз Illiberales autem et sordidi quaestus mercennariorum omnium, quorum operae, non quorum artes emuntur; est enim in illis ipsa merces auctoramentum servitutis. Презренны те, которые, как говорится, «ни себе, ни другим», в ком нет ни трудолюбия, ни усердия, ни заботливости. Tusculan Disputations; перевод: М. Гаспаров , 1975 Лишь могучему гению под силу отъять ум от чувств и оторвать собственную мысль от общей привычки.

Он пишет о юморе и остроумии, которые плохо укладываются в риторическую схему. Классификация юмора, не всегда последовательная, иллюстрируется примерами из римской ораторской практики и попутными практическими комментариями Цицерона. Он, таким образом, пытается уложить теорию юмора в рамки классической риторики, хотя сам убежден, что юмор - свойство природное и ему научить нельзя. Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь « от мысли к звучащему публичному слову». Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника. По мнению Цицерона, самое важное для оратора - это словесное выражение мысли и произнесение речи.

Первое требование к речи - чистота и ясность языка выражение мысли. Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи. С другой стороны, есть такой недостаток, которого иные сознательно добиваются: так, некоторым нравится грубое мужицкое произношение, ибо им кажется, что оно вернее придает их речи оттенок старины». В понятие чистоты языка входила нормативность речи «Ясно, что для этого нужно говорить чистым латинским языком…» , то есть использование нормативного произношения и нормативных морфологических форм и конструкций. Но этого мало.

Цицерон замечает: «Ведь никто никогда не восхищался оратором только за то, что он правильно говорит по-латыни. Если он этого не умеет, его просто осмеивают и не то что за оратора, и за человека-то не считают». Далее Цицерон суммирует требования, которые предъявляют к речи оратора, считая, что если его речь удовлетворяет им, то он приближается к идеальному оратору, действующему в нужном направлении на аудиторию: «Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, развернуто, обстоятельно, блистая яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, - одним словом, красиво. А тот, кто так владеет речью, как требует важность предметов и лиц, тот немалой заслуживает похвалы за то, что можно назвать уместностью и соответствием с предметом». Трактат Цицерона «Оратор» Закончив "Брута", Цицерон поспешил послать книгу ее герою, Марку Юнию Бруту, который в это время был наместником Цизальпинской Галлии, а сам взялся за сочинение похвального слова Катону, весть о гибели которого только что донеслась из Африки.

Брут живо откликнулся на сочинение Цицерона. Переписку Цицерона с Брутом о вопросах красноречия читал еще Квинтилиан; если бы она дошла до нас, нам многое стало бы яснее и в составе, и в плане следующего риторического сочинения Цицерона. Однако ясно, что Брут соглашался далеко не со всеми оценками старых и новых ораторов, предложенными Цицероном. Отказываясь их принять, он просил Цицерона разъяснить те критерии, на которых он основывается в своих суждениях, - главным образом, разумеется, в области словесного выражения и, в частности, по вопросу об ораторском ритме "Оратор". В ответ на эту просьбу Цицерон тотчас по окончании слова о Катоне принимается за сочинение трактата "Оратор", завершающего произведения своей риторической трилогии. Трактат был начат, по-видимому, летом 46 г. Разъяснить критерии художественных оценок - это значило для Цицерона обрисовать идеальный образ, совмещающий в себе высшую степень всех достоинств и служащий мерилом совершенства для всех конкретных произведений искусства.

Там этот образ идеального оратора появлялся лишь мимолетно в речи философствующего Красса; здесь он стал центром всего произведения. Цицерон без конца подчеркивает идеальное совершенство рисуемого образа, разъясняет его как платоновскую идею красноречия, несовершенными подобиями которой являются все земные ораторы 8-10, 101 , напоминает сентенцию Антония: "я видел многих ораторов речистых, но ни одного красноречивого": вот о таком воплощении истинного красноречия и будет идти речь. Этот идеал недостижим, поэтому все дидактические наставления полностью исключаются из трактата: "мы не будем давать никаких наставлений, но попытаемся обрисовать вид и облик совершенного красноречия и рассказать не о том, какими средствами оно достигается, а о том, каким оно нам представляется" пусть видно будет, что я говорю не как учитель, а как ценитель". Именно этот недостижимый идеал есть цель и стимул развития красноречия. Книги "Об ораторе" рисовали индивидуальный путь к этой цели - образование оратора, "Брут" показывал общий путь к этой цели - становление национального красноречия, "Оратор" должен был, наконец, раскрыть самое существо этой цели, завершив тем самым картину риторической системы Цицерона. В "Ораторе" Цицерон окончательно отказывается от диалогической формы. Все сочинение написано от первого лица, за все высказываемые суждения автор принимает полную ответственность.

Повторяющиеся обращения к Бруту придают произведению вид пространного письма. Из уважения к аттицистическим симпатиям Брута Цицерон не пытается строить свое сочинение как последовательно полемический памфлет против "младоаттиков" и кладет в основу книги композиционную схему риторического трактата. Однако содержание "Оратора" не вполне соответствует этой схеме: одни разделы для целей Цицерона мало существенны, и он их касается лишь мимоходом, другие, напротив, исключительно важны в его споре с аттицистами, и он их разрабатывает с непропорциональной подробностью. Это заставляет его вносить многие коррективы в традиционный план, и в результате возникает композиция совершенно своеобразная, не находящая соответствия ни в каком другом произведении Цицерона. После книг "Об ораторе", отчетливо распадающихся на большие самостоятельные куски - речи персонажей, после "Брута" с его простым нанизыванием материала на хронологическую нить, искусная сложность композиции "Оратора" особенно останавливает на себе внимание. Так как в научной литературе этот вопрос до сих пор освещен недостаточно, мы остановимся на нем немного подробнее. Эти пять частей представляют собой пять ступеней, пять уровней последовательного углубления в предмет.

Первая ступень - вводная: вступление, понятие об идеальном образе оратора, самые общие требования к нему: со стороны содержания - философская образованность, со стороны формы - владение всеми тремя стилями. Вторая ступень - специально-риторическая: ограничение темы судебным красноречием, рассмотрение "нахождения", "расположения" и - в нарушение обычного порядка - "произнесения"; словесное выражение временно отложено для более подробного анализа. Этот более подробный анализ словесного выражения представляет собой третью ступень : опять происходит отмежевание ораторского от неораторского слога, опять разбираются три стиля красноречия, опять говорится о философской и научной подготовке оратора и дополнительно рассматриваются некоторые частные вопросы слога. Из трех разделов учения о словесном выражении для дальнейшей разработки выбирается один - раздел о сочетании слов; это - четвертая ступен ь углубления в предмет. Наконец, из вопросов, составляющих раздел о сочетании слов, выделяется один и исследуется с наибольшей тщательностью и подробностью - это вопрос о ритме и его рассмотрение по четырем рубрикам происхождение, причина, сущность, употребление представляет собой пятую и последнюю ступень , предел углубления трактата. После этого краткое заключение замыкает трактат. Переходы между этими пятью уровнями заботливо отмечены Цицероном.

Первая часть открывается вводным посвящением Бруту, после чего Цицерон предупреждает о трудностях темы. Точно такое же посвящение и напоминание о трудностях темы повторено в начале второй части. Третья часть, о словесном выражении, снабжена своим маленьким введением. На стыке третьей и четвертой частей вдвинуто отступление: к лицу ли государственному деятелю рассуждать о риторике, углубляясь в такие мелкие технические подробности? И, наконец, пятая часть, о ритме, опять вводится особым вступлением, своеобразной апологией ритма, за которой даже следует отдельный план последующего изложения. Так, в пять приемов совершается постепенное раскрытие темы трактата: автор быстро разделывается с вопросами, мало его занимающими, чтобы переходить к вопросам все более и более важным и, наконец, углубиться в тему ораторского ритма, подробный разбор которой служит венцом сочинения. При этом вопросы, занимающие автора неотступно, возникают, повторяясь, на нескольких уровнях исследования: так, о философском образовании и о трех стилях красноречия подробно говорится дважды: в разделе вступительном и в разделе о словесном выражении.

Легко заметить, что из пяти разделов "Оратора" объемом и обстоятельностью выделяются два: третий - о словесном выражении, пятый - о ритме; вместе взятые, они занимают почти две трети всего сочинения. Это объясняется тем, что именно по этим вопросам спор Цицерона с аттицистами достигал наибольшей остроты. Мы видели это по приведенным выше сообщениям Тацита и Квинтилиана: когда аттицисты упрекали Цицерона в напыщенности, расплывчатости и многословии, речь шла именно о словесном выражении, а когда говорили об изломанности и развинченности, имелся в виду именно ритм. Квинтилиан упоминает и еще одно обвинение против Цицерона - в натянутых и холодных шутках; но на этом Цицерон почти не останавливается. В вопросе о словесном выражении главным для Цицерона было отстоять свое право на величественный и пышный слог, отведя упреки в азианстве и обличив недостаточность и слабость проповедуемой аттицистами простоты. Своим оружием в этой борьбе Цицерон выбирает эллинистическое учение о трех стилях красноречия: высоком, среднем и простом. В диалогах "Об ораторе" и "Брут" он почти не касался этой теории, тем подробнее он говорит о ней здесь.

Учение о трех стилях красноречия Цицерон ставит в прямую связь с учением о трех задачах красноречия: простой стиль призван убедить, средний - усладить, высокий стиль - взволновать и увлечь слушателя. Такая зависимость формы от содержания определялась в античной эстетике понятием уместности; Цицерон принимает феофрастовское понятие уместности, но от узкориторического значения он возвышает его до общефилософского, имеющего отношение ко всем областям жизни. Собственно, для него оно является ключом ко всей эстетике "Оратора": как умопостигаемый идеал един в своей отвлеченности от всего земного, так уместность определяет его реальный облик в конкретных земных обстоятельствах. Такое философское осмысление понятия уместности было делом стоиков, в особенности Панэтия; вместе со стоицизмом оно входило в практическую философию Цицерона и нашло наиболее полное выражение в его позднейшем трактате "Об обязанностях". В дошедшей до нас античной риторической литературе сближение трех задач и трех стилей красноречия встречается здесь в первый раз: может быть, оно было введено самим Цицероном, может быть, почерпнуто из какой-нибудь не получившей распространения теории эллинистических риторов. Во всяком случае, для Цицерона этот ход был выигрышным. Так как речь, по общему признанию, должна отвечать всем трем стоящим перед красноречием задачам, то идеальный оратор должен владеть всеми тремя стилями, применяя то один, то другой, в зависимости от содержания.

Примеры такого использования всех трех стилей Цицерон приводит из Демосфеновой речи о венке и из собственных речей. Имя Демосфена служит для него залогом "аттичности", и он не устает повторять, что только это господство над всеми ораторскими средствами и есть настоящий аттицизм. Римские ораторы, притязающие на это имя, ограничивают себя одним лишь простым стилем, вместо всемогущего Демосфена берут за образец одностороннего Лисия и тем бесконечно суживают свое понятие об аттическом красноречии. Более того, Цицерон отказывает аттицистам даже в совершенном владении этим простым стилем. В своей классификации трех стилей он выделяет и в простом, и в высоком стиле по два вида: один естественный, грубый и неотделанный, другой искусный, рассчитанный и закругленный. Это деление также нигде более не встречается и явно придумано Цицероном. Красноречие римских аттицистов Цицерон относит к низшему виду, красноречие их греческих образцов - к высшему виду: простота Лисия и Фукидида была результатом продуманного и тонкого искусства подробную характеристику этого искусства дает Цицерон, описывая идеальный простой стиль, а простота их римских подражателей - результат недомыслия и невежества.

Не в силе, а в слабости подражают римские ораторы греческим образцам: "ведь у нас теперь каждый хвалит только то, чему сам способен подражать". Осуждая римских аттицистов, Цицерон заботится и о том, чтобы отмежеваться от крайностей традиционного пышного стиля, заклейменного прозвищем "азианства". Действительно, многое в речах Цицерона, особенно в ранних, легко могло навлечь упреки в азианской вычурности и претенциозности. Чтобы избежать этого, Цицерон еще в "Бруте" отрекся от своей ранней стилистической манеры, описав, как в своих занятиях на Родосе он избавился от всех юношеских излишеств и вернулся в Рим "не только более опытным, но почти переродившимся". В "Ораторе" он повторяет это отречение, что не мешает ему, однако, приводить примеры из своих ранних речей в качестве образцов. Более того, говоря о различии аттического и азианского красноречия, он заботливо ограничивает термин "азианский" его географическим значением, отрицая применимость этого термина даже к родосскому красноречию: он не хочет, чтобы точный термин стал безответственной кличкой. Параллельно теме словесного выражения в "Ораторе" развивается другая тема, непосредственно со спором об аттицизме не связанная, но для Цицерона неизбежная при характеристике идеального оратора: тема философского образования.

Он перечисляет философские проблемы, знакомство с которыми необходимо для оратора, вновь требует от оратора познаний в области истории и права, вновь ссылается на предания о том, что Перикл учился у Анаксагора, а Демосфен у Платона и, наконец, апеллирует к собственному опыту: "если я оратор, то сделали меня оратором не риторские школы, а просторы Академии". В произведении, обращенном к Бруту, эти рассуждения играют особую роль: они должны напомнить Бруту о философских интересах, роднящих его с Цицероном Брут усердно изучал ту академическую философию, приверженцем которой считал себя Цицерон , и этим привлечь его к Цицерону от аттицистов. Следует заметить, что на протяжении всего трактата Цицерон разговаривает с Брутом об аттицистах так, словно Брут к ним заведомо не имеет никакого отношения и является полным единомышленником Цицерона. С этими двумя сквозными темами - словесным выражением и философским образованием - тесно связаны два экскурса, расположенные в самой середине трактата и на первый взгляд слабо связанные с окружающими разделами. Первый из них посвящен общему вопросу и амплификации - это как бы иллюстрация пользы философских знаний для красноречия. Второй из них говорит об этосе и пафосе, то есть об искусстве возбуждать страсти - это как бы описание действенности того высокого стиля, которого Цицерон требует от истинного оратора и от которого отказываются аттицисты. Здесь Цицерон всего прямее говорит от собственного лица и всего откровеннее прославляет собственные успехи в красноречии, недвусмысленно намекая, что его собственные речи и представляют наибольшее приближение к недостижимому идеалу "Оратора".

Это место подготовлено другим, незадолго до него расположенным, где Цицерон цитирует примеры из своих речей и заявляет: "Ни в одном роде нет такого ораторского достоинства, которого бы не было в наших речах, пусть не в совершенном виде, но хотя бы в виде попытки или наброска". В нашем месте Цицерон восхваляет себя уже почти без оговорок: "Нет такого средства возбудить или успокоить душу слушателя, какого бы я не испробовал; я сказал бы, что достиг в этом совершенства, если бы не боялся показаться заносчивым... Особое место в трактате занимает рассуждение на грамматические темы, занимающее почти весь раздел о соединении слов: сам автор сознает его как отступление, развернутое более пространно, чем требует главная тема. Это отклик Цицерона на спор между "аналогистами" и "аномалистами", уже более столетия занимавший античную филологию. Речь шла о том, что считать "правильным", нормативным в языке: формы, следующие теоретически установленным единообразным правилам, или формы, практически употребительные в разговорном и литературном языке? Первого взгляда держались аналогисты, второго - аномалисты. Каково было отношение риторов - аттицистов к этому грамматическому спору?

В Греции аттицисты стояли явно на позициях аномализма: образцом для них были не теоретические правила, а практическое словоупотребление аттических классиков. В Риме не было своих древних классиков, и поэтому ораторы, занятые выработкой норм латинского языка, могли обращаться или к практике современной разговорной речи образованного общества, или к теории грамматического единообразия. По первому пути, пути вкуса, как мы знаем, пошел Цицерон; по второму пути, пути науки, пошли аттицисты, чуткие, как всегда, к ученой эллинистической моде. Здесь союзником аттицистов оказался такой крупнейший писатель и оратор, как Юлий Цезарь; манифестом римского аналогизма стало не дошедшее до нас сочинение Цезаря "Об аналогии", написанное в 53 г. В "Ораторе" Цицерон воспользовался случаем возразить против грамматических взглядов своих литературных противников - аттицистов и своего политического противника - Цезаря разумеется, имя Цезаря при этом не названо. Он громоздит множество примеров, подчас не связанных друг с другом, подчас неправильно истолкованных но таков был общий уровень тогдашней грамматики: сам ученый Варрон сплошь и рядом допускал подобные ошибки ; однако все они объединены вновь и вновь повторяемым утверждением о главенстве вкуса над знанием. А вкус есть понятие, ускользающее от научной догматизации и основанное только на представлениях широкой публики - той самой публики, с которой аттицисты не желают считаться.

Собственно, таким же отступлением, почти "трактатом в трактате", выглядит и рассуждение о ритме, занимающее в "Ораторе" так много места. Дело в том, что из всех риторических новшеств Цицерона самым значительным или, во всяком случае, самым заметным для современников была именно ритмизация фраз, забота о благозвучии интонационных каденций. Аскетический вкус аттицистов должен был этим более всего возмущаться; и, действительно, Брут в своих письмах к Цицерону просил у него о ритме особых разъяснений. Цицерон охотно откликнулся: он гордился своим новаторством и чувствовал себя в безопасности, так как мог здесь ссылаться и на Аристотеля, и на Феофраста, и на Исократа. Правда, теория ритма в изложении Цицерона получилась не очень стройной и ясной. Вводя ритм в латинскую речь, Цицерон руководствовался скорее собственным слухом, чем греческими наставлениями, и поэтому теоретическое осмысление своей же практики давалось ему нелегко. Исследователи, много труда положившие на изучение ритма в речах Цицерона, свидетельствуют, что утверждения "Оратора" не всегда совпадают с действительными предпочтениями Цицерона.

Особенно это обнаруживается там, где Цицерон приводит примеры ритмической речи и вынужден пускаться в натяжки, чтобы связать их со своей теорией. Сбивчивым получается и порядок изложения: план всего раздела о ритме, намеченный Цицероном, оказывается недостаточным, а план главного подраздела о сущности ритма, оказывается не выдержанным. Современному читателю разобраться в рассуждениях Цицерона о ритме еще труднее потому, что нашему уху уже недоступно непосредственное ощущение ритма долгих и кратких латинских слогов, и реальная выразительность цицероновских ритмов остается для нас скрытой. Однако общий смысл раздела не вызывает сомнений. Ритм в человеческой речи заложен природой, ощущается слухом, различается вкусом, и поскольку речь есть произведение искусства, обращенное ко всем слушателям, а не произведение науки, рассчитанное лишь на знатоков, постольку она должна использовать и это средство выразительности. Таков основной тезис Цицерона. Тема ритма становится образцово-показательным аргументом в полемике против аттицистов, и в этой своей функции успешно завершает трактат победоносным выпадом: "я, поборник ритма, могу по первому требованию без труда говорить неритмически; а мои противники, ниспровергатели ритма, смогут ли они так же легко заговорить ритмически?

Вряд ли; а если это так, то и вся их теория, весь их аттицизм есть не самосознание таланта, а прикрытие бездарности". Таково содержание "Оратора", самого возвышенно философского и самого узко технического из трех риторических произведений Цицерона. Одно обстоятельство обращает при этом на себя внимание. Того ощущения трагизма современности, которым пронизан "Брут", в "Ораторе" нет. Только дважды проскальзывают упоминания о "времени, враждебном добродетели", и о "скорби, которой я противлюсь". Можно думать, что гражданская скорбь, преисполнявшая Цицерона при виде торжества Цезаря, вылилась в сочинении, предшествовавшем "Оратору", - в похвальном слове Катону. Эта маленькая книга приобрела легко понятную шумную известность, вызвала подражания Брут, ее адресат, тоже написал подобный панегирик Катону и, конечно, не могла понравиться Цезарю и его сторонникам: сам Цезарь взялся за перо, чтобы сочинить ответ Цицерону под названием "Антикатон".

Осторожного Цицерона это должно было очень встревожить; со своей обычной мнительностью он забеспокоился, что слишком перегнул палку, и в "Ораторе" он торопится упомянуть, что "Катон" им написан только в угоду просьбам Брута. Рядом с пылкими похвалами административной мудрости и учености Брута это выглядит просьбой о заступничестве, обращенной к любимцу и наместнику Цезаря. Так и было это понято современниками. Понятно, что при таких обстоятельствах Цицерон не хотел раздражать Цезаря никакими политическими намеками в своем трактате и сосредоточился только на риторической тематике. Закончив "Оратора", Цицерон деятельно заботится о его издании и распространении, посылает письмо Аттику с просьбой исправить ошибку в экземплярах, находящихся у него в переписке, рассылает свою книгу друзьям и просит их об отклике. Если книга действительно такова, какой, по твоим словам, она тебе показалась, то и я, значит, чего-нибудь стою; если же это не так, то пусть моя книга и мои критические способности одинаково пострадают в общем мнении". Забота о стиле речи, ее эмоциональном воздействии на слушателя в дальнейшем стали постепенно возобладать над ее содержательностью и убедительностью.

Тем самым из трех задач оратора: убеждать, услаждать и увлекать, о которых говорил Цицерон, после него риторика сосредоточилась на одной -- услаждении слушателя. Идеальный оратор, по Цицерону, -- это человек, соединяющий в своей личности тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юриста, голос трагика и, наконец, жесты, мимику и грацию великих актеров. Вклад Цицерона в сокровищницу мировой культуры неисчерпаем. Он неисчерпаем хотя бы потому, что современная обычно называемая европейской цивилизация - прямая наследница римской античности. Это известно достаточно широко, это общепризнано, но для нас сейчас важно подчеркнуть другое: в связующей цепи одним из немаловажных звеньев был сам Цицерон - его личность, его деятельность, его наследие. Как ни странно, этот особый характер посмертной славы сумел предугадать один из его современников, который про Цицерона сказал так: «Его триумф и лавры достойнее триумфа и лавров полководца, ибо расширивший пределы римского духа предпочтителен тому, кто расширил пределы римского господства». Современником, сказавшим эти слова, был Юлий Цезарь.

Наиболее важным является вклад Цицерона в разработку и совершенствование приемов риторической обработки текста. Список используемой литературы 1. Зарецкая Е. Кузнецов И. Почикаева Н. Кохтев Н. Основы ораторской речи.

Гаспарова М. Марк Туллий Цицерон. Мельникова С.

Он ищет образец красноречия в греческих древностях, говоря похвальные слова в том числе в адрес софистов и сетуя, что с Сократа начинается вражда между философией и риторикой. При этом он считает, что Сократ намного превосходил красноречием своих соперников софистов. Риторика Цицерона тесно связана с его политикой: скептик, он не мог не понимать, что любая точка зрения имеет право на существование.

Но также он понимал, что сделать какую-либо точку зрения «истинной» — значит изложить ее как можно более убедительно, то есть проявить ораторские способности. Риторика для Цицерона — это вершина науки именно потому, что через ее дискурс в итоге проходят истины всех остальных наук в мире скепсиса истины науки относительны, а истины красноречия абсолютны, поскольку убедительны. При этом оратор должен быть всесторонне развитым, знать поэтов, философию, историю и вообще обладать энциклопедическими познаниями, не исключая актерского мастерства. Вот почему в роде человеческом ничто не попадается так редко, как совершенный оратор». Римская империя: упадок стиля, похвала мухе и появление романов о любви После смерти Цицерона в 43 году до н. Основным способом риторического обучения в этих школах были декламации, речи на выдуманные темы двух видов: контроверсии — речи по поводу фиктивного проблемного судебного случая, когда налицо противоречие либо между законами, либо между законом и чувством и т.

Форма речей стала преобладать над содержанием, погоня за эффектностью затмила правдоподобие. Именно в таком своем виде имперская риторическая школа просуществовала практически до самого падения Римской империи в 495 году н. Молодые ораторы, выйдя из школы и попав на реальное судебное заседание, оказывались совсем неподготовленными, их образование не имело ничего общего с реальными судебными казусами. Соответственно, такая школа стала подвергаться резкой критике со стороны тех, кто считал, что ораторской деятельности и языку нужно вернуть блеск времен Цицерона. В итоге было провозглашено что-то вроде девиза «назад к Цицерону». Со всех сторон Петроний, оба Сенеки, Лонгин «О возвышенном» критиковали изощренную простоту нового красноречия и отрыв от цицероновских идеалов.

Цицерона изучали, конечно, но понимали, что возврат к нему в текущих условиях уже невозможен, поскольку республики уже нет. Так, в конце I века н. Он управлял школой риторов за счет средств, выделявшихся императором Веспасианом, и был воспитателем его сына Домициана. Началась реставрация цицероновской классики. Квинтилиан пытается осмыслить древнее выражение Марка Порция Катона Старшего vir bonus dicendi peritus — «достойный мужчина искусен в речах». По его мнению, чтобы мужчина был достойным, его нужно с младенчества обучать нравственности, а чтобы он был искусен в речах — с детства, еще до риторики, надо учить грамматике, музыке и вообще всему, чему только можно, а потом уже красноречию по образцам лучших древних речей и в первую очередь — Цицерона.

Сам Цицерон не придавал школам большого значения и говорил, что его воспитала не душная риторская каморка, но воздух Академии, а опыту в молодости он набирался в домах почтенных и опытных ораторов и сенаторов. Квинтилиан же считает, что школа — основа образования. Для Цицерона главное в обучении — философия, история и право, а теоретическая риторика второстепенна. У Квинтилиана же из двенадцати книг его огромного сочинения девять посвящены скрупулезному разбору риторической теории. Для Цицерона в сердце риторики лежит философия, для Квинтилиана — классическая литература, и поэтому у Цицерона оратор — это мыслитель, а у Квинтилиана — стилист. Оратора Цицерона должен оценивать народ, оратора Квинтилиана — искушенный и образованный ценитель литературы.

Цицерон, глядя в будущее, видит прогресс в искусстве красноречия, Квинтилиан — только упадок и недолгое возрождение, происходящее в его собственное время. Спустя недолгое время после смерти Квинтилиана в Римской империи возникло удивительное культурное явление — вторая софистика, охватывающая II—IV века н. Как и многие занимательные и своеобразные вещи, эта софистика пришла с Востока, из городов Малой Азии — Родоса, Смирны, Лаодикеи. Поскольку политическая активность традиционных демократических институтов в эту эпоху сошла на нет, сферой деятельности странствующих риторов-софистов стали в первую очередь эпидейктические похвальные речи и реже судебные апологии Апулей, «Апология, или Речь о магии». Читались речи, восхваляющие посещенные города, открытия памятников, локальных героев. Излюбленным приемом становится похвала-парадокс каким-то незначительным предметам или явлениям — мухе, комару, дыму.

В отличие от первой софистики вторая не ставит перед собой познавательных проблем, она далека от философии, но захватывает всю область интеллектуальной активности. Понятие мимесис, введенное в интеллектуальный оборот Аристотелем, полностью меняет свое значение.

Так, настоящий оратор сможет привлечь внимание аудитории, аргументируя свое мнение фактами и примерами, и закончить речь эффектно и ярко. Цицероновская техника Довольно сложно судить, насколько Цицерон следил за публикой и реагировал на их эмоции, учитывая, что никаких видеозаписей его выступлений нет по понятным причинам.

Однако несложно понять, как именно оратор привлекал внимание публики. В качестве примера и разбора я выбрала его "Первую филиппику против Марка Антония". Чем же так увлекает слушателя Цицерон? Так, публика намного активнее реагирует на все, что говорит оратор, потому что чувствует свою вовлеченность.

Страстный оратор с горящими глазами - что еще надо? Я уверена, что вживую речи Цицерона звучали максимально громко и звонко, из-за чего публика не скучает, а, наоборот, вслушивается в каждое слово. Она производила особый эффект на аудиторию, что помогало опять же привлечь слушателей к выступлению. Если в пример брать ту же речь на заседании Госдумы, то он довольно резко обращается к слушателям: "У меня многолетний опыт, которого у вас нет.

Некоторые из вас пришли сюда просто так: утром были никто, вечером - депутаты". Он также следит за реакцией публики: если она смеется, то Жириновский продолжает шутку; если видит, что зал молчит, то он умело и без смущения заполняет тишину. Какие бы железные аргументы ни имел оратор, никто не будет его слушать, если он говорит безэмоционально и монотонно. Так что оратор - это еще и актер.

Цицерон как никто другой это знал. Жириновский - актер Каждое выступление Владимира Вольфовича - отдельное актерское представление. Благодаря выразительному лицу и звонкому голосу хочется не только слушать его, но и видеть. Размахивание рук, нахмуренные или вздернутые брови, злость или радость - все это увлекает публику еще сильнее.

Так что, без сомнения, очередной балл в копилку Жириновского. Он считал, что каждый оратор должен насыщать свою речь особыми литературными приемами, но делать это так, чтобы звучало гарманично и плавно. Новаторство Цицерона было в том, что он привнес в ораторскую речь "поэтическую художественность". То есть, употребление тропов эпитет, аллегория, метафора и т.

И, если читать речи оратора, то можно встретить много таких приемов. Так, речь выглядит намного насыщеннее и красивее. Речь Жириновского ритмична Конечно, когда впервые слушаешь Жириновского, ни о какой гармоничности или ритмичности речи не идет уж слишком артистичность и эмоциональность политика отвлекает.

Ораторское искусство: экскурс в историю

О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»? Фрагмент публичного выступления: «Перейдем к следующему качеству ума. Это свобода, абсолютная свобода мысли, свобода, доходящая прямо до абсурдных вещей, до того, чтобы сметь отвергнуть то, что установлено в науке как непреложное. Риторика для Цицерона — это вершина науки именно потому, что через ее дискурс в итоге проходят истины всех остальных наук (в мире скепсиса истины науки относительны, а истины красноречия абсолютны, поскольку убедительны). Как его судебные речи (речь по уголовному делу Клуенция), так и политические выступления (речи об аграрном законе и против Катилины) являются образцами красноречия и в то же время изобилуют примерами ораторской находчивости. По мысли Цицерона, оратор – государственный деятель, который средствами публичного слова организует общественную жизнь, обеспечивает регулярное правосудие, поддерживает высокий уровень общественной нравственности и единства общества и «всему государству в.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий