О каком качестве публичного выступления говорит стефан яворский

Последним крупным представителем юго западной схоластической традиции в великороссийской проповеди был Стефан Яворский в проповеднических Митрополит Стефан в миру Симеон родился в г в Галиции у православных. СТЕФАН ЯВОРСКИЙ — см. Яворский С. СТЕФАН Яворский [1658, местечко Явор под Львовом, Украина – 27 ноября (8 декабря) 1722, Москва] – русский церковный и государственный деятель, крупнейший представитель западнорусской философской школы. Основы языковойкультуры (язык публичного выступления). Стефан Яворский — талантливый общественно-политический и культурный деятель переходного периода, эпохи формирования новой идеологии, складывавшейся в те годы и оказавшей огромное влияние на все последующее развитие общественного сознания.

Митрополит стефан яворский. Стефан Яворский – краткая биография

Латинские риторики в русском образовании XVIII века Эта тема рекомендуется для докладов прежде всего на филологическом факультете. Студентам, изучающим латинский язык, следует знать, какую роль он играл в формировании науки в России. В докладе следует обратить внимание на тот факт, что латинский язык в 18 веке являлся инструментом формирования отечественного научного фу фундамента, играл ведущую роль в создании структур высшего образования, а также ряда жанров научной и деловой прозы; рассказать о распространенности латыни как языка науки в учебных заведениях. Жанры «ученой» латыни: диссертация, специмен письменный научный отчет , протокол, журнал запись научных экспериментов , монография труды академиков , рецензия, аннотация, отчет «рапорт» , каталог. На латинском языке проходило обучение не только в столичных, но и в провинциальных школах и семинариях.

Спрос рождает предложение: латиноязычные риторики в 18 веке создавались и на периферии, в глубинке России. Можно упомянуть сочинения вологодского епископа Амвросия Юшкевича 1739 , учителя Смоленской коллегии Мануэла Базилевича 1756 , рязанского и муромского епископа Палладия 1759 и т. Следует сделать обзор речей и сочинений на русском и латинском языках студентов духовных семинарий с целью продемонстрировать разнообразие нравственной и дидактической тематики сочинений: «Показатель духа есть речь», «Побеждает ли труд праздность? Учительские оценки сочинений и разбор речей: «Учение философическое должно соединять с обучением красноречию»; «О необходимости чтения книг».

Студенты-филологи одновременно с «Риторикой» изучают не только латинский язык, но и «Историю русской литературы». Для развития междисциплинарных связей рекомендуем рассмотреть риторическое творчество В. Тредиаковского, уже известного студентам в качестве писателя-классициста. Тредиаковского 1745 существует в параллельном переводе на русском и латинском языках.

Воробьев Ю. Специализированный проблемный журнал. Риторические концепции М. Ломоносова, В.

Тредиаковского, А. Сумарокова в системе «словесных наук» XVIII века Эта тема, как и предыдущая, ориентирована на развитие междисциплинарных связей, способствует уточнению ряда аспектов творчества писателей-классицистов, творчество которых изучается на первом курсе в первом семестре в курсе «Истории русской литературы». Следует обратить внимание в докладе на источники риторической образованности М. Ломоносова по руководствам 1743 и 1748 годов.

Ломоносов прекрасно знал риторики петровского времени и переработал самое существенное из них в собственном сочинении: определение риторики из «Риторики» М. Усачева , определение ритора в варианте 1743 года из первой русской «Риторики» 1620 года , толкование происхождения риторики по сравнению с Николаем Спафарием, 1672 год. Сделайте обзор содержания «Краткого руководства к красноречию»: учение об изобретении и общих местах; учение об украшении, учение о расположении; обратите внимание на роль М. Ломоносова в создании системы «словесных наук» риторика, оратория и поэзия , на утверждение им в научном обиходе самих терминов «красноречие» «искусство» и риторика «наука».

Помимо творчества М. Ломоносова студенты изучают произведения других русских классицистов - уже упомянутого при разборе предыдущей темы В. Тредиаковского и А. Рассмотрите их вклад в развитие риторического направления в отечественной науке.

Проанализируйте высказывания Тредиаковского о филологии, предмете элоквенции и роли слова в человеческом обществе «Слово о витийстве» 1745 года. Сумарокова в контексте этой темы интересен будет его разбор творчества основных духовных ораторов своего времени. Риторико-эстетические требования Сумарокова основаны на следующих компонентах его риторического идеала: вкус, искренняя чувствительность, естественность понятий, ясность воображения, неугождение публике, стремление к истине, знание наук, следование красоте и мудрости. При создании характеристик духовных риторов Феофана Прокоповича, Платона Левшина, Гедеона, Гавриила Бужинского Сумароков сравнивает их творчество с образцами Цицерон, Златоуст, Бурдалу, Флешье , анализирует их речи на предмет обнаружения недостатков и достоинств, определяет характер воздействия их речей на реципиентов.

Ломоносов М. Краткое руководство к красноречию. Краткое руководство к риторике. Тредиаковский В.

Слово о витийстве. Сумароков А. О русском духовном красноречии. Развитие риторики и словесности в первой половине XIX века.

Классификация словесных наук Эта тема связана с возникновение термина словесность в конце XVIII — начале XIX веков, с появлением новых трудов, определяющих место риторики в гуманитарной культуре общества. Термин был определен следующим образом: «Словесность дар слова - способность выражать мысли словами» А. В соответствии с эти риторика стала считаться одной из двух наук, составляющие словесность, в паре с ней стала выступать грамматика. Следует обратиться к разработкам терминологического аппарата молодой науки, сделанным в трудах профессора Московского университета А.

Словесность он рассматривал прежде всего как «правила речи». Три науки он называл «особенными»: диалектику - наука думать, рассуждать и выводить заключения; грамматику — показывать значение, употребление и связь слов и речей, риторику — как науку,дающую правила к последовательному и точному изложению мыслей, изящному и пленительному расположению и выражению. При определении окружения риторики обратите внимание на концепцию Я. Толмачева: словесность — красноречие — витийство.

Мнения, изложенные в статье о наказании еретиков, С. Протестанты тотчас же по выходе книги начали полемику против нее рецензия в Лейпцигских ученых актах 1729 г. Ее взяли под свою защиту католики: доминиканец Рибейра написал опровержение на книгу Буддея. В России вышел злостный памфлет на "Камень веры", "Молоток на камень веры", с выходками против С. В настоящее время за "Камнем веры" остается теоретическое значение: в нем С.

Другую систему дал Феофан Прокопович. Самарин, — заимствована у католиков, вторая — у протестантов. Первая была односторонним противодействием влиянию реформации; вторая таким же односторонним противодействием иезуитской школе. Церковь терпит ту и другую, признавая в них эту отрицательную сторону. Но ни той, ни другой церковь не возвела на степень своей системы, и ни той, ни другой не осудила; след.

Мы вправе сказать, что православная церковь не имеет системы и не должна иметь ее". Этими словами Самарина определяется значение "Камня веры". Последовавшие за делом Тверитинова события еще больше расширяли пропасть между царем и С. В 1718 г. Царь указал С.

Приблизительно в это время разыгрался инцидент с Феофаном Прокоповичем. Он видел в его учениях, в его лекциях сильные следы протестантского влияния. Царь выслушал оправдания Феофана и назначил его епископом; С. Он сделал это, чувствуя себя правым. Пытался было С.

Царь предписал ему жить в Петербурге, построить подворье на свои деньги, рязанской епархией управлять через крутицкого архиепископа и т. В конце царь писал: "а для лучшего впредь управления мнится быть должно надобной коллегии, дабы удобнее впредь такое великое дело управлять было возможно". В феврале 1720 г. Никакого влияния на синодальные дела С. За все время пребывания в Синоде С.

То его оговаривал кабальный человек Любимов в том, что он сочувственно относился к его, Любимова, сочинениям 1721 ; то монах Левин показывал, что С. При ближайшем исследовании оговоры оказывались не имеющими оснований, но С. В своей привязанности к основанному им в Нежине монастырю он тоже не находил утешения, потому что обнаружил большое хищение денег, присланных им на устройство м-ря. Все эти неприятности сокращали жизнь С. Свою библиотеку он пожертвовал Нежинскому монастырю, присоединив к каталогу книг трогательную элегию на лат.

Умер С. Как проповедник С. Даже враги С. Яворский удивительный дар и едва подобные ему в учителях российских обрестись могли. Мне довольно приходилось видеть, что он своими поучениями мог возбуждать в слушателях смех или слезы, чему много способствовали движения тела, рук, помавание очей и лица пременение, что природа ему дала".

Быть может, манера С. Яворского обеспечивала ему успех, для нас в настоящее время совершенно непонятный. И в своем красноречии С.

Одним из методологических оснований философских взглядов Стефана Яворского выступает теория «двух истин». Приверженность западнорусской богословской традиции представителей которой в России называли «пестрыми», считая их уже не православными, но еще не католиками выражена в сочинении «Камень веры» впервые полностью опубликовано в 1728. Эту традицию отличало, во-первых, значительное по сравнению с византийской традицией расширение предмета богословия, включающего все проявления Божества в мире, в силу чего предмет философии значительно сужался.

Во-вторых, Стефан Яворский считал, что между философией и богословием не должно существовать промежуточных дисциплин. Для его социальных взглядов характерно признание прав царя на верховную власть в государстве, которое должно обеспечить общее благо всех подданным. Стефану Яворскому принадлежит заслуга распространения просветительских идей в русском обществе, а также подготовка образованных кадров служителей Православной Церкви. Сочинения: 1. Проповеди, ч. Неизданные проповеди Стефана Яворского.

Преподавал в Киево-Могилянской академии. Был митрополитом Рязанским и Муромским. С 1702 — местоблюститель патриаршего престола. В 1721 становится первым президентом Святейшего Синода. Сформулированные здесь принципы отвечали общему направлению развития католической мысли в эпоху Контрреформации так называемая «вторая схоластика».

Биография Стефан Яворский

-После смерти Патриарха Пётр I всячески препятствовал избранию нового. Он назначил местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был сильно ограничен в правах по своей должности и был не особо активен по своим личным качествам. ЯВОРСКИЙ, СТЕФАН (1658–1722), русский церковный и государственный деятель, богослов. Речи этих ораторов, имея общие стилевые черты, присущие публичному выступлению, в то же время весьма индивидуальны по стилю. В статье рассматривается самая ранняя из известных панегирических проповедей митрополита Стефана Яворского (1658-1722), посвящённая истолкованию эмблемы российского государственного герба (1702). B янвape 1700 гoдa митpoпoлит, oтпpaвляя Явopcкoгo c дpyгим игyмeнoм в Mocквy, пocлaл c ними пиcьмo пaтpиapxy, в кoтopoм пpocил yчpeдить Пepeяcлaвcкyю eпapxию и пocтaвить в eпиcкoпы oднoгo из двyx игyмeнoв. B янвape 1700 гoдa митpoпoлит, oтпpaвляя Явopcкoгo c дpyгим игyмeнoм в Mocквy, пocлaл c ними пиcьмo пaтpиapxy, в кoтopoм пpocил yчpeдить Пepeяcлaвcкyю eпapxию и пocтaвить в eпиcкoпы oднoгo из двyx игyмeнoв.

Значение «стефан яворский»

В качестве епископа предлагалось назначить одного из посланцев. 1700. Назначение митрополита Стефана Яворского Местоблюстителем Патриаршего Престола. Во время нахождения Яворского в Москве умер воевода А. Шеин. Так, первым президентом Святейшего Синода становится виднейший представитель западнорусской философско-богословской школы Стефан Яворский, получивший образование в польских иезуитских школах. B янвape 1700 гoдa митpoпoлит, oтпpaвляя Явopcкoгo c дpyгим игyмeнoм в Mocквy, пocлaл c ними пиcьмo пaтpиapxy, в кoтopoм пpocил yчpeдить Пepeяcлaвcкyю eпapxию и пocтaвить в eпиcкoпы oднoгo из двyx игyмeнoв. Историческая заслуга Стефана Яворского в петровскую эпоху состояла в том, что он в своем духовном строе совмещал начала, сродные древнерусской и новоевропейской цивилизации. В это время Яворский находится опять под покровительством Варлаама Ясинского, который все убеждал его принять монашество. Наконец, в 1689 г. Яворский принял иноческий чин, будучи пострижен самим Варлаамом и получив при пострижении имя Стефана.

Значение «стефан яворский»

Расскажите о политике Петра 1 в отношении иноверцев католиков, протестантов, мусульман Перечислите меры, с помощью которых Петр 1 собирался поставить церковь на службу государству. Удалось ли ему это сделать? Ответ аргументируйте Слайд 11 Описание слайда: Меры Петра 1 в отношении церкви: 1. После смерти патриарха Адриана запретил избирать нового главу церкви, местоблюстителем назначен Стефан Яворский 2. В 1701г. Церковь должна была содержать школы и богадельни 4. В 1721 издан «Духовный регламент», отмена патриаршества 5.

Учреждение Святейшего Синода 6.

Царю, видимо, весьма не нравилось направление, данное делу Тверетинова митрополитом, и 14 декабря последовал указ о вытребовании всего дела в Петербург и о явке туда же самого С. Петр отказал, и С. Здесь в марте 1715 г. Дошло даже до того, что 14 мая, когда С. Недовольный и обиженный, С.

Наконец 14-го августа желанное разрешение от царя было получено; С. Тогда он 23 января 1716 г. Должно быть, эта последняя просьба тронула суровое сердце Петра, потому что 25 июля мы видим митрополита торжественно освещающим свой храм в родном Нежине. Между тем не успели еще заглохнуть в душе С. Раньше было отмечено, что С. Соловьев вполне прав, утверждая, что со своей скрытностью и необщительностью С.

Во всяком случае, с тяжелым чувством должен был местоблюститель присутствовать на суде над тем человеком, на которого он возлагал многие свои надежды. Конечно, не без его влияния духовенство, спрошенное Петром о праве его казнить сына, высказалось определенно за помилование. Митрополит сам отпевал и хоронил несчастного царевича. В то самое время, когда в Петербурге решалось дело царевича, самое видное место среди иерархов русской церкви занял молодой Феофан Прокопович, против назначения которого в архиереи С. Единомышленники и почитатели С. К этому обвинению присоединился и С.

Но и тут его ждала та же неудача, что и в деле Тверетинова: государь был сильно разгневан на него, и ему пришлось униженно просить прощения. Петр поручил сенатору Мусину-Пушкину «свести рязанского с Феофаном». Свидание состоялось, и между противниками произошло видимое примирение, хотя Феофан и своих проповедях и даже в «Духовном регламенте» впоследствии неоднократно позволял себе весьма непристойные выходки против престарелого митрополита. Во все это время С. Троицы, 21 июля того же года государыня приказывала ему молиться в церквах об успешном окончании шведской кампании. Вообще везде, где необходимо было, так сказать, внешнее церковное представительство, С.

Для нас несколько странно то обстоятельство, что именно в это тяжелое для С. Рункевич объясняет это тем, что, видя свое отдаление от царя, митрополит стал дорожить тем местом, от которого раньше отказывался, действуя в этом случае по обыкновенной человеческой психологии: не хранить того, чем обладаем, и стремиться к тому, чего лишаемся. Но, по нашему мнению, возможно и другое объяснение: С. Вероятно, это соображение и заставляло престарелого иерарха оставаться на постылом для него месте. Между тем назревала полная реформа нашего церковного управления. Новые формы этого управления вырабатывались по предложению государя ненавистным С.

Прокоповичем, и ему пришлось даже принять участие в том новом учреждении, которое было поставлено на место патриаршества; при учреждении в 1721 г. Есть известие, что С. Никакой видной роли в Синоде его президент но играл, по болезни даже и посещал его редко, а если и посещал, то часто не соглашался с мнением синодского большинства: еще на одном из первых заседаний синода С. Синод, однако, не согласился с этим особым мнением своего президента. Весьма характерна подпись С. Видимо, физические недуги постоянно уже в это время тяготили его.

Но кроме болезней на престарелого митрополита в последние годы его жизни обрушился еще целый ряд крупных неприятностей: со времени учреждения синода он постоянно находился под каким-либо делом: так, еще в 1720 г. Любимов говорил, что его произведение хвалил и С. Феофан и Феодосий предложили митрополиту по этому поводу вопросные пункты, на которые С. Гораздо важнее было дело, возникшее уже незадолго до смерти С. Однако 6 июля члены Синода и Сената, вследствие болезни С. Левина через несколько дней казнили, и перед смертью он просил прощения у митрополита за то, что неправедно его оклеветал.

Через четыре месяца после допроса по делу Левина С. Видимо, нравственная пытка, которой подвергали больного старика, ускорила его кончину. Митрополит, бывший истинным аскетом, смотревший на здешнюю жизнь как на юдоль плача и стенаний, уже давно готовился к смерти и потому распорядился своим имуществом заблаговременно. Последние годы его жизни любимым его детищем был основанный им на своей родине Нежинский Богородичный-Назарет монастырь; ему он еще при жизни отослал все бывшие у него деньги и часть своей библиотеки. В своем «тестаменте» и все остальные свои «сокровища» — книги, он оставлял монастырю на вечное владение и пользование. При этом с удивительной заботливостью он определял правила устройства монастырской библиотеки, имея в виду наилучшую сохранность книг.

Каталог их, им самим составленный, он снабдил трогательной элегией на латинском языке: «Идите, милыя книги, прежде так часто находившиеся в моих руках! Идите, слава моя, мой свет, мое сокровище»… — писал умиравший митрополит; элегия заканчивалась: «Вы, книги и сочинения мои, простите! Приобретенная трудами моими библиотека, прости! Простите, братия и сожители! Простите все. Прости и ты, гостиница моя, любезная мать-земля!

Смерть его примиряла со всеми: он посылал свое последнее целование царю, так много причинившему ему страданий, членам синода, из которых большинство были его враги, и своей любимой рязанской пастве. Похороны митрополита были отложены до возвращения Петра из астраханского похода. Еще за восемь лет до кончины С. Он работал над составлением своего знаменитого «Камня веры», который должен был служить, по его мысли, главным орудием православной полемики против протестантизма. Прежде думали, что Петр В. Ho сам С.

В письме своем к архиепископу черниговскому Антонию он просил последнего, «аще где либо в его книге жестокая досада на противников обретается, оную надобе удалити или умягчити»… Однако окончательно напечатана была книга только в октябре 1728 г. Успех этого первого издания был необычайный: напечатанное в количестве 1200 экземпляров, оно разошлось в один год. Издание было повторено в 1729 и 1730 гг. Характерна последующая судьба «Камня веры»: когда при Анне Иоанновне во главе правительства стали немцы, распространение книги было воспрещено, и оставшиеся в типографии экземпляры опечатаны. Это запрещение тяготело над «Камнем веры» до воцарения Елисаветы Петровны, когда восторжествовала русская, православная партия. Книга, имевшая такой успех, действительно по своему времени представляет замечательное явление: это было полное систематическое изложение православного вероучения, главным образом в тех пунктах, в которых оно разногласит с протестантским.

Здесь находятся обширные трактаты: о св. Многое в этих трактатах С. Вообще, если в отношении к реформам Петра Великого С. Источниками для биографии С. Яворского служит прежде всего предисловие к «Камню веры» и его сочинения: «Проповеди блаженной памяти Стефана Яворского, преосвященного митрополита Рязанского и Муромского, бывшего местоблюстителя престола патриаршего». Чистович, «Неизданные проповеди митрополита Ст.

Яворского», Христианское Чтение», 1867 г. Яворского» в «Трудах Киев. Рункевич, «Архиерей Петровской эпохи в их переписке с Петром В. Сочинение Ст. Яворского, перевод с латинского Федора Поликарпова» Изд. Евгения, т.

II, стр. I — III. Синоде за 1721 год» особенно «Приложения»; кое-что, главным образом о «Камне веры», встречается и в описании последующих годов. Посошкова к митрополиту Стефану Яворскому», изд. Срезневским, СПб. Лучшей биографией С.

Терновского, «М. Стефан Яворский», «Тр. Стефан Яворский», «Древняя и Новая Россия», 1879 г. Два полемических сочинения против московск. Важное значение имеет до сих пор сочинение Ю. Самарина», т.

V с обширным предисловием прот. Иванцова-Платонова сочинение это написано еще в 40-х гг. Яворский и Феофан Прокопович, как богословы и как сановники церкви, — увидели свет только в 1880 г. Яворском приходится, конечно, говорить всем историкам, работавшим над эпохой Петра В. Доброклонский, «Руководство к истории русской церкви», вып. IV, M.

Рункевич, «История русской церкви под управлением Свят. Синода», СПб. Чистович, «Феофан Прокопович и его время», СПб. Яворском известны: Некоторые сведения о жизни преосв. Стефана Яворского», «Воскресное Чтение», 1850-51 гг. Родосский, «Стефан Яворский, митроп.

Аскоченский, «Киев с древнейшим его училищем, Академией», ч. I, стр. Досифея: Каптерев, «Сношения Иерусалимского патр. Досифея с русским правительством 1699-1707 гг. Смирнов, «История моск. Знаменский, «Духовные школы в России до реформы 1808 г.

Морозов, «Феофан Прокопович как писатель», СПб. Архангельский, «Духовное образование и духовная литература при Петре В. Порфирьев, «История русской словесности», часть II, отд. Пыпин, «История русской литературы», т. Филарет, «Обзор русской духовной литературы», кн. Стефана», «Воскр.

Чтение», 1850-51, XIV, стр. Извеков, «Проповедническая и противопротестантская литература на Руси», «Правосл. Тверетинов», «Приб. I исследованы дела Гр. Талицкого и Варлаама Левина. Покровский «Борьба с протестантскими идеями в Петровское время и кн.

Михаил Кропоткин», «Русск. Морева, «Камень Веры митроп. Стефана Яворского, его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений» об этой книге отзывы: Проф. Ленорского в «Журн. Пономарева, там же за 1903-04 г. Стефан Яворский в борьбе с протестантскими идеями своего времени», СПб.

После Андрусовского мира, отдававшего Польше правобережную Украину, семья Яворских, желая остаться верной православию, переселяется в сельцо Красиловку, близ Нежина. Грамоте С. Преподавание здесь велось на латинском языке, в духе строго схоластическом. В последние годы своего пребывания в коллегии Яворский мог воспользоваться лекциями по богословию и философии известного схоласта Иоасафа Кроковского и приобрел покровителя в лице Варлаама Ясинского, позднее митрополита Киевского. В 1684 г. Панегирик написан на латинском языке, стихами и прозой, вперемежку с польскими стихами.

Он вынес также из польских школ основательное знакомство с католическим богословием и враждебное отношение к протестантизму. В 1687 г. Несколько лет он преподавал в Киево-Могилянской коллегии и был ее префектом: он читал риторику, пиитику, философию и богословие. Есть известие в памфлете «Молоток на камень веры» и в письмах иерусалимского патриарха Досифея , что С. В споре о времени пресуществления св. Он был ближайшим помощником киевского митрополита в его сношениях с московским правительством, неоднократно исполнял различные церковно-административные поручения и ездил в Москву.

В Москве случайное событие выдвинуло Стефана: умер воевода Шеин, и на погребении его, в присутствии царя, проповедь поручили говорить Яворскому. Петру понравились и предика, и сам проповедник; он указал патриарху Адриану посвятить С. В том же году, после смерти Адриана, царь указал С. Выбирая С. Кроме того, в глазах Петра С. Приверженцы старины не радовались его назначению.

Он был и «обливанцем», и человеком, принесшим из польских школ вместе с латинской ученостью латинские ереси. На первых порах С. Для Петра, однако, С. Пока деятельность Петра была посвящена политике и войне и заботам о просвещении, С. В целом ряде проповедей, в новолетие или по поводу побед, он явился блестящим с схоластической точки зрения панегиристом военных дел Петра. В угоду царю С.

Московскую академию он реформировал и завел в ней вместо эллинских учения «латинския», т. Церковно-административная деятельность С. В духовных делах в большинстве случаев С. С течением времени определились ясно ограничительные по отношению к церковной власти тенденции царя. Стало очевидно, что Петр не думает назначать патриарха, а наоборот, думает уничтожить самое патриаршество. В 1711 г.

В 1715 г. Петр открыто выразил свое отношение к патриаршеству и иерархам в своих шутовских пародиях на церковные церемонии. В то же время завязываются и крепнут благосклонные отношения царя к протестантам и протестантизму. Собственно, С. Иногда содержание протеста, внушенного католицизмом, совпадало с содержанием протеста, шедшего из партии приверженцев старины. Как и последние, С.

Отсюда все злоключения С. Пользуясь запутанной формой схоластических проповедей, С. Сознавая свою неспособность к открытой борьбе, он не раз просил об отставке, но тщетно: Петр держал его при себе до самой его смерти, проводя под его иногда вынужденным благословением все неприятные для С. В 1712 г. Сенаторы, слушавшие проповедь, поспешили препроводить ее текст царю. Петр оставил С.

При разборе дела об Алексее царь старался добраться до С. В 1713 г. Это дело см. Тверитинов ясно обнаружило диаметральную противоположность тенденций Петра и С. Пока шел суд над еретиками, он писал обширное сочинение против лютеран: «Камень веры, православным церкве святыя сыном — на утверждение и духовное созидание, премыкающимся же о камень претыкание и соблазна — на востание и исправление». Книга имеет в виду специально православных, склоняющихся к протестантству, и обнимает все догматы, оспариваемые протестантами.

Каждый догмат излагается, затем доказывается, и, наконец, опровергаются возражения на него. Доказательства С. Писания, соборных правил, св. Оспаривая протестантские мнения, С. Католический элемент вошел в статьи об оправдании, о благих делах, о заслугах сверх требуемых, о наказании еретиков.

Мелкий ремонт удаление пятен, плесени или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги Показать контакты Объявление о покупке разыскивается книга Объявление о продаже.

He lived in Moscow, Saint Petersburg, and Ryazan, returning to Ukraine only rarely and with the express permission of the tsar. Yavorsky directed a commission on correcting the translation of the Bible and wrote The Rock of Faith Russian : Камень веры , a huge treatise on dogma that "was sharply anti-Protestant in spirit" and whose publication Peter forbade it was published in 1728 under Peter II. When Yavorsky died in the following year, Prokopovich took his place as president; shortly before his death, suspected of being involved in a publication that accused Peter of being the Antichrist , he was interrogated in his home by members of the Synod and Senate, and "it is possible that only his death saved Iavorsky from punishment".

Представляем новую версию нейросети Яндекса

  • ЯВОРСКИЙ Стефан : Я : БЭС
  • Стефан Яворский, митрополит Рязанский и Муромский
  • Русская Философия. Энциклопедия
  • Библиография

Митр. Стефан (Яворский)

При этом риторика как искусство требует и здесь соблюдения гармонии: степень, сила выражаемых говорящим эмоций должны быть подчинены чувству меры, а характер этих эмоций должен соответствовать характеру адресата и особенностям речевой ситуации. Закон эмоциональности речи реализуется в риторике с помощью особых принципов их использования в речи. Первое место из этих средств занимает, пожалуй, метафора. Тот же Стефан Яворский, например, писал: «в ярости глас подобает бытии яр, в печали уныл и густ; во страсе униженный, добрый, унылый»; «Да изменится лице по различию слова, и да будет лице овогда ласково, овогда печально, овогда весело». Четвёртый закон риторики — закон удовольствия Четвёртый закон риторики закон удовольствия - гласит, что эффективная коммуникация возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным. Это на значит, что адресата нужно непрерывно смешить, развлекать.

Но это отношение к Петру I и его делам мало-помалу менялось. Церковно-административная деятельность Стефана была незначительна, власть местоблюстителя, сравнительно с патриаршей, была ограничена Петром I. В духовных делах в большинстве случаев Стефан должен был совещаться с собором епископов.

С течением времени ограничения церковной власти со стороны царя усилились. Он решил уничтожить патриаршество, в церковные суды ввел представителей гражданской власти. В результате всего этого митрополит Стефан оказался в рядах приверженцев старины, стал помехой Петру I и терял мало-помалу свое влияние. Собственно, митрополит Стефан по складу своей жизни, по своему образованию вовсе не был приверженцем старины, но католические принципы, им усвоенные, мешали ему сочувствовать преобразователю, благоволившему к протестантам и протестантизму. Иногда содержание его протеста совпадало с содержанием протеста, шедшего из партии приверженцев старины. Как и последние, митрополит Стефан не соглашался с царем в вопросах о размере церковной власти. В своих проповедях он нередко делал неприязненные намеки на действия царя. Неудовлетворенность своим положением с течением времени стала тяготить Стефана, хотя он не был ни гордецом, ни карьеристом.

Сознавая свою неспособность к открытой борьбе, митрополит не раз просил об увольнении, но тщетно. В 1706 году Стефан ездил в Киев, откуда с большой неохотой вернулся в Москву. Когда в 1707 году умер Киевский митрополит Варлаам Ясинский , Стефан обратился с просьбой к царю освободить его от местоблюстительства и назначить митрополитом в Киев, но Петр I не согласился. Петр I держал его при себе до самой его смерти, проводя под его иногда вынужденным благословением все неприятные для Стефана реформы. У митрополита Стефана не хватало силы открыто разорвать с царем, и в то же время он не мог примириться с происходящим. Свое резкое осуждение церковной политики царя Стефан высказал в проповеди «О соблюдении заповедей Божиих», произнесенной им в день святого Алексия, человека Божия, 17 марта 1712 года. В заключение своей проповеди Стефан восклицал: «Молим убо, святче Божий: покрый твоего тезоименника, нашу едину надежду, покрый его в крове крыл твоих, яко любимаго птенца, яко зеницу, от всякаго зла соблюди невредимо! Именно по этой причине Стефану было запрещено выступать с проповедями в течение трех лет.

С этого момента отчуждение между Петром I и Стефаном все увеличивалось. Сенат тем временем вызывал местоблюстителя на свои заседания, как будто тот был подчинен Сенату, и требовал от него отчета. Царю быстро доложили об этом, и Петр I оставил Стефана в покое, но сохранил в силе сенаторское запрещение ему проповедовать. В 1713 году началось дело лекаря Дмитрия Тверитинова и других, увлекавшихся лютеранством. В ходе расследования, которое производилось Преображенским приказом и духовными судьями, назначенными митрополитом Стефаном, было обнаружено отступничество Тверитинова, равно как и большая популярность его взглядов среди населения. Тем не менее Петр I был против публичного осуждения и наказания Тверитинова и его последователей, требуя от Стефана ограничиться наложением на виновных епитимий. Стефан не согласился с таким исходом дела. Тверитинов бежал из Москвы в Петербург, где нашел защитников в кругу сенаторов.

Теперь сам Сенат взял на себя ведение этого дела. Стефан считал для себя невозможным выполнить распоряжение Сената и 28 октября 1714 года представил Петру I подробный доклад об этом деле. Государю не понравилось непослушание митрополита Стефана, равно как и его выпады против иностранцев-протестантов, помощью которых царь так дорожил. Таким образом возникло положение, при котором Стефан из обвинителя превращался в обвиняемого, что он и почувствовал немедленно после начала заседаний. Позже Стефан описывал в письме к Петру I, как унижали его в Сенате и как сенаторы «с великим стыдом и жалем» изгнали из «судебной избы». Сенату не удалось полностью осуществить свои намерения в этом деле, потому что некоторые из приверженцев Тверитинова оказались более упорными, чем их учитель. Так, Фома Иванов, отправленный на покаяние в Чудов монастырь, расколол там топором несколько икон, в результате чего его присудили к сожжению на костре как нераскаянного еретика. Другие по совершении покаяния были разосланы по монастырям.

Сам Тверитинов, выказавший надлежащее раскаяние, спустя некоторое время, в 1718 году, был отпущен на волю. Принеся покаяние, он просил Святейший Синод о помиловании. В 1723 году Синод снял с него отлучение и снова принял его в лоно Церкви. Известное сочинение митрополита Стефана «Камень веры», направленное против протестантизма вообще и против его распространения в России в частности, было написано и под впечатлением дела Тверитинова. В 1718 году во время суда над царевичем Алексеем царь Петр I дал указание митрополиту Стефану приехать в Санкт-Петербург и не разрешал ему выезжать до самой смерти, лишая его этим даже той незначительной власти, которой он отчасти пользовался. Митрополит Стефан не желал, чтобы игумен Феофан получил епископское звание. Он видел в его учениях, в его лекциях сильные следы протестантского влияния, считая его кальвинистом и еретиком. Царь же, выслушав оправдания игумена Феофана, назначил его 7 апреля 1718 года епископом Псковским.

Митрополит Стефан должен был принести извинения перед епископом Феофаном. Церковно-административная деятельность Стефана совершенно прекратилась; он не принимал никакого участия в подготовительных действиях к церковной реформе, без него писался Духовный регламент, церковное управление также шло мимо его рук. Пытался было митрополит Стефан выяснить свое положение и в 1718 году спрашивал царя: 1 возвратиться ли ему в Москву или жить в Санкт-Петербурге; 2 где жить в Санкт-Петербурге; 3 как управлять ему издали своей епархией; 4 вызывать ли архиереев в Санкт-Петербург; 5 как замещать архиерейские места. Царь предписал ему жить в Санкт-Петербурге, построить подворье на свои деньги, Рязанской епархией управлять через Крутицкого архиепископа. И в заключение царь писал: «…а для лучшего впредь управления мнится быть удобно Духовной коллегии, дабы удобнее такие великие дела исправлять было возможно». В феврале 1720 года устав Духовной коллегии был утвержден; через год был открыт Синод. Президентом Синода царь назначил митрополита Стефана, меньше всех других сочувствовавшего этому учреждению. Стефан отказывался подписывать протоколы Синода, не бывал на его заседаниях и никакого влияния на синодальные дела не имел.

Царь, очевидно, держал его только для того, чтобы, пользуясь его именем, придать известную санкцию новому учреждению. За все время пребывания в Синоде митрополит Стефан находился под следствием по политическим делам в результате постоянной клеветы на него. При расследовании оговоры оказывались не имеющими оснований, выяснялась его невиновность, но постоянные допросы сокращали жизнь митрополита Стефана. Умер митрополит Стефан 27 ноября 1722 года в Москве, на Лубянке, в Рязанском подворье. В тот же день тело его вынесено в Троицкую при Рязанском подворье церковь, где оно и стояло до 19 декабря, то есть до прибытия в Москву императора Петра I и членов Святейшего Синода. Тело его, согласно завещанию, было отправлено в Рязань, где 27 декабря и погребено в Успенском соборе, на правой стороне, у самого иконостаса. При возобновлении Успенского собора в 1799-1804 годах гроб с останками святителя был перенесен с подобающей честью в древний Архангельский собор, под сводами коего исстари погребались Рязанские архипастыри; здесь он положен в алтаре, на правой стороне, где ризница. В день празднования иконе Божией Матери «Знамение» 27 ноября в Рязанском соборе произносилась «вечная память приснопамятному Стефану, митрополиту Рязанскому».

Свою библиотеку митрополит Стефан пожертвовал основанному им Нежинскому Благовещенскому монастырю, который называл «Нежинский Богородичный Назарет». Труды: Камень веры. О хранении заповедей Господних — Христианское чтение. Знамения пришествия антихристова и кончины века. Православие и неправославие. Виноград Христов. Собрание сочинений. Литература: Поторжинский М.

Богословский М. Московская иерархия. Здравомыслов К. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Краткие биографические очерки. Тихонравов Н. Есипов г. Последователи учения об антихристе: 1.

Варлаам Левин. Григорий Талицкий, с. Знаменский П. Духовные школы России до реформы 1808 г. Архангельский А. Духовное образование и духовная литература при Петре Великом. Морозов П. Феофан Прокопович как писатель.

Розанов Н. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода 1721 — 1821 : в 3 т. Смирнов С. История Московской славяно-греко-латинской академии. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем — Академией: в 2 т. Каптерев Н. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством 1699-1707 гг.

Морев И. Митрополит Стефан Яворский в борьбе с протестантскими идеями своего времени. Камень веры митрополита Стефана Яворского, его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений. Рункевич С. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. Александро-Невская Лавра 1713-1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Чистович И.

Феофан Прокопович и его время. Неизданные проповеди Стефана Яворского — Христианское чтение. Самарянов В. Празднование 800-летия г. Соловьев С. История России с древнейших времен: в 6 кн. Доброклонский А. Руководство по истории Русской Церкви.

Евгений Болховитинов , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. Новиков Н. Опыт исторического словаря о российских писателях. Из разных печатных и рукописных книг, сообщенных известий и словесных преданий. Голиков И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. Воздвиженский Т.

Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен… — М. Бантыш-Каменский Д. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. Самарин Ю. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. Самарина: в 10 т. Соколов И. Пекарский П.

Наука и литература при Петре Великом: в 2 т. Скворцов г. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие 17 века. Толстой М. Рассказы из Истории Русской Церкви. Эдинг Б. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины.

Кнебель, [1914], с. Попов М. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. Поселянин Е. Захарченко М. Киев теперь и прежде [988- 1888]. Едлинский М. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 3 т.

Заведеев П. История русского проповедничества от XVII в. Срезневский В. Сборник писем И. Посошкова к митрополиту Стефану Яворскому. Устрялов Н. История царствования Петра Великого. Терновский Ф.

Стефан Яворский — Древняя и Новая Россия. Королев А. Стефан Яворский, митрополит Рязанский. Муравьев А. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. Пыпин А. Истрия русской литературы: в 3 т. Строев П.

Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. Филарет Гумилевский , архиепископ. О церковно-ораторских произведениях митрополита Стефана — Воскресное чтение. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Булгаков С. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода 1721-1871 гг.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год — Ред. Денисов Л. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода 1721-1895 гг. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения, с. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Рязанский Стефан Яворский и Дмитрий Тверитинов — Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. История Нежинского Богородичного монастыря. Щегольков Н.

Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. Амвросий Орнатский , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. Бекетов П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. Письма и бумаги императора Петра Великого. Журнал Министерства народного просвещения.

Сей Ясинский увидев остроту разума и прилежание к наукам сего отрока, возымел о нём великую надежду, и приложил старание послать его в Польшу, для обучения разным наукам. Симеон побуждаемый своею склонностью, вдался учению в некотором училище сего королевства, и прослушав прилежно Грамматику, Риторику, Философию, Богословие, Стихотворство, и также некоторым языкам, возвратился напоследок в Киев, исполнен учения и добродетели. Ясинский увидя надежду свою совершившуюся, и желая его прилепить к наукам и соделать учителем в своей обители, убедил его принять монашеский сан; на что он и согласился, и пострижен Ясинским бывшим уже тогда Митрополитом в Киеве, и [ 261 ] наречён Стефаном. В сём чине начал он сочинять и проповедовать поучительные слова, которые пленяя слушателей, утверждали их в принятом всеми о нём хорошем мнении. Почему несколько спустя времени, Митрополит Ясинский, определил его учителем в Богоявленский училищный в Киеве монастырь.

Часто проповеди основываются не на содержании избранного предмета, а на каком-нибудь аллегорическом разъяснении одного слова из текста, или на каком-нибудь искусственно поставленном вопросе. Так, приводя слова Спасителя: «Поминайте жену Лотову», — проповедник вопрошает: «Как же ю, Спасителю мой, поминати? Панихиду ли за ню пети? Или в ектениях ее поминати! Не ведаем, как ей имя». В своих словах Яворский часто использует как источник Священное Писание, но делает это вполне схоластически, так что получается некая мозаичная картина, которая соответствует тому, о чем хочет сказать проповедник, но никак не содержанию Библейского текста. Желая, например, похвалить приморское местоположение новооснованного Петербурга, Яворский приводит множество текстов Священного Писания, которые подтверждают будто бы его мысль о превосходстве низменных мест, об особой близости к Богу водной стихии. При этом тексты подобраны так произвольно, что проповедник без труда тем же способом мог хвалить огонь, воздух, горы и т. Подобно католическим польским проповедникам Стефан Яворский иногда допускает слишком фамильярное обращение со святыми лицами и предметами, пускает в ход шутки и каламбуры и старается ими рассмешить своих слушателей. Прежнее название Шлиссельбурга Орешком дает проповеднику повод к следующему каламбуру: «Орешек претвердый! Добрые то были зубы, которые сокрушили тот твердый орешек». С точки зрения стиля, речь митрополита Стефана отличается фигуральностью, метафоричностью, сближениями и уподоблениями. Ряд восклицаний, вопросов и ответов прерывает простое течение речи, повествовательная форма иногда заменяется драматической. Язык проповедей Яворского церковнославянский, хотя местами замечается стремление приблизить его к языку народному.

Биография Стефан Яворский

Yavorsky was born in Yavor (which was in right-bank Ukraine, but whose exact location is unknown[2]), but after that territory became part of Poland in 1667, the family moved to Krasilovka, near Nezhin, on the left bank. Историческая заслуга Стефана Яворского в петровскую эпоху состояла в том, что он в своем духовном строе совмещал начала, сродные древнерусской и новоевропейской цивилизации. Какие задачи должны была решить церковная реформа петра 1?составьте рассказ, в котором обязательно должны упомянуться:святейший синод, "духовный регламент", Стефан Яворский, Феофан Прокопович, патриашерство, исповедь. В качестве преподавателя Стефан Яворский, биография которого была связана с Польшей, применял латинские методики обучения. Его «питомцами» были будущие проповедники и государственные чиновники высокого ранга. по списку журнала.

Использованные материалы

  • Видео - Учеба, самообразование и новости
  • Литература
  • Яворский Стефан
  • Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже XVII-XVIII вв. (Стефан Яворский)
  • Митр. Стефан (Яворский)

Стефан Яворский – западнорусский камень русского православия

Громкость нужно выбирать в зависимости от размера аудитории. Не нужно говорить слишком тихо, это является признаком неуверенности в себе. И не нужно говорить слишком громко, это может показаться агрессивным. В большинстве случаев при публичном выступлении достаточно говорить громче обычного. Данные советы помогут поработать над громкостью и силой голоса, сделать наше выступление выразительным, интересным. Синонимы — это слова одной части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки.

Стефан Яворский — критик реформ Петра Великого Стефан Яворский — критик реформ Петра Великого 30 июня , 04:45 To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video андрей смирнов,ведущий: Символично, что в год 350-летия со дня рождения Петра Великого исполняется 300 лет с момента смерти человека, которого в принципе, можно назвать одним из его идеологических противников — видного иерарха Русской православной церкви рубежа 17-18 вв.. Из всех петровских преобразований в жизни России именно церковная реформа оказалась самой болезненной. Упразднение патриаршества и введение вместо него Синода определённой частью русского духовенства было воспринято в штыки. Среди них был и Стефан Яворский, местоблюститель патриаршего престола. Вёл он свою борьбу идеологическую с Петром в том числе с помощью проповедей и книг. Часть уникальной книжной коллекции Яворского сегодня находится в фондах библиотеки Академии наук. Не самого царя, но его нововведения. Для человека, который может читать библейские аллегории достаточно сурово, строго. При этом в этой же проповеди, это уже было совсем опасно для самого Стефана, он возложил надежды на царевича Алексея. Пока ещё не было открытой конфронтации с Петром.

Между тем униатами становились многие ученые, которые хотели получить доступ к западным университетам и библиотекам. Среди них были, например, православные Епифаний Славонецкий и Иннокентий Гизель. Учеба Яворского в Речи Посполитой закончилась в 1689 году. Он получил западный диплом. За несколько лет в Польше богослов обучился риторскому, стихотворческому и философскому искусству. В это время окончательно сформировалось его мировоззрение, которое определило все будущие поступки и решения. Нет сомнения, что именно католики-иезуиты привили своему ученику стойкую неприязнь к протестантам, против которых он потом будет выступать в России. Здешняя академия приняла его после испытания. Варлаам Ясинский советовал Яворскому принять монашеский сан. Наконец, тот согласился и стал иноком, приняв имя Стефана. Сперва он был послушником в Киево-Печерской лавре. Когда Варлаама избрали митрополитом, он помог своему протеже стать преподавателем витийства и риторики в Академии. Яворский быстро получал новые должности. К 1691 году он уже стал префектом, а также профессором философии и богословия. В качестве преподавателя Стефан Яворский, биография которого была связана с Польшей, применял латинские методики обучения. Его «питомцами» были будущие проповедники и государственные чиновники высокого ранга. Хотя позже преподавателя обвинили в том, что он в стенах Киевской академии распространял католическое учение, эти тирады оказались беспочвенными. В текстах лекций проповедника, которые сохранились до наших дней, встречаются многочисленные описания ошибок западных христиан. Наряду с преподаванием и учеными занятиями над книгами Стефан Яворский служил в церкви. Известно, что он проводил церемонию бракосочетания племянника Ивана Мазепы. До войны со шведами священнослужитель положительно отзывался о гетмане. В 1697 году богослов стал игуменом в Свято-Никольском Пустынном монастыре в окрестностях Киева. Это было назначение, которое означало, что вскоре Яворского ждет сан митрополита. Пока же он много помогал Варлааму и ездил с его поручениями в Москву. Неожиданный поворот В январе 1700 года Стефан Яворский, биография которого позволяет сделать вывод, что жизненный путь ег приближался к крутому повороту, поехал в столицу. Митрополит Варлаам попросил его встретиться с патриархом Адрианом и уговорить того создать новую Переяславскую кафедру. Посланник исполнил поручение, но вскоре произошло неожиданное событие, которое в корне поменяло его жизнь. В столице умер боярин и военачальник Алексей Шеин. Он вместе с молодым Петром I руководил взятием Азова и даже стал первым в истории русским генералиссимусом. В Москве решили, что надгробное слово должен сказать недавно приехавший Стефан Яворский. Образование и способности к проповедям этого человека проявились самым лучшим образом при большем стечении высокопоставленных лиц. Но самое главное — киевского гостя заметил царь, который крайне проникся его красноречием. Петр I порекомендовал патриарху Адриану сделать посланца Варлаама главой какой-нибудь недалекой от Москвы епархии. Стефану Яворскому посоветовали на время остаться в столице. Скоро ему предложили новый сан митрополита Рязанского и Муромского. Время ожидания тот скрасил в Донском монастыре. Митрополит и местоблюститель 7 апреля 1700 года новым митрополитом Рязанским стал Стефан Яворский. Епископ тут же приступил к исполнению своих обязанностей и погрузился в местные церковные дела. Однако его уединенная работа в Рязани оказалась недолгой. Уже 15 октября умер престарелый и больной патриарх Адриан. Приближенный Петра I Алексей Курбатов посоветовал ему подождать с избранием преемника. Вместо этого царь учредил новую должность местоблюстителя. На это место советник предлагал поставить архиепископа холмогорского Афанасия. Петр решил, что местоблюстителем станет не он, а Стефан Яворский. Проповеди киевского посланца в Москве привели его к сану митрополита Рязанского. Теперь он меньше чем за год перепрыгивал на последнюю ступень и формально становился первым лицом Русской Православной Церкви. Это был стремительный взлет, ставший возможным благодаря сочетанию удачных обстоятельств и харизмы 42-летнего богослова.

В 1684 году он написал в его честь панегирик: «Hercules post Atlantem, infracto virtutum robore honorarium pondus sustinens», где Геркулес — Ясинский, а Атлант — его предшественник Гизель. Панегирик написан на латинском языке, стихами и прозой, вперемежку с польскими стихами. Униатство В 1684 году Симеон уехал из Киева. Чтобы получить доступ в католические школы, ему пришлось принять унию под именем Станислава Симона в те времена такой поступок не был исключительным. Стефан побывал в высших католических школах: во Львове и Люблине он прослушал философию, в Познани и Вильне — богословие, усвоил все начала схоластической премудрости, искусно слагал стихи на латинском, польском и церковнославянском языках, писал великолепные панегирики. Он вынес также из польских школ основательное знакомство с католическим богословием и враждебное отношение к протестантизму. Покаяние и монашество В 1687 году Стефан вернулся в Киев, принёс покаяние в своём отречении от православной церкви, был принят снова в её лоно и, по совету Варлаама Ясинского, в 1689 постригся в монахи. Несколько лет он преподавал в Киево-Могилянской коллегии и был её префектом: он читал риторику, пиитику, философию и богословие. Есть известие в памфлете «Молоток на камень веры» и в письмах иерусалимского патриарха Досифея , что Стефан «весьма папежское учение в киевских учениях утвердил». В споре о времени пресуществления святых даров Стефан не примкнул ни к великоруссам, ни к малоруссам, а держался среднего мнения. В 1697 году он был назначен игуменом Никольского Пустынного монастыря. Он был ближайшим помощником Киевского митрополита в его сношениях с московским правительством, неоднократно исполнял различные церковно-административные поручения и ездил в Москву. Епископ В январе 1700 года митрополит, отправляя Яворского с другим игуменом в Москву, послал с ними письмо патриарху, в котором просил учредить Переяславскую епархию и поставить в епископы одного из двух игуменов. В Москве случайное событие выдвинуло Стефана: умер воевода Алексей Семёнович Шеин, и на погребении его, в присутствии царя, проповедь поручили говорить Яворскому. Петру понравились и предика, и сам проповедник; он указал патриарху Адриану посвятить Стефана в архиереи какой-нибудь из великорусских епархий, «где прилично, не в дальнем расстоянии от Москвы». Стефан, тяготевший к Киеву, пытался отказаться от этой чести, но в апреле 1700 года был поставлен в митрополита Рязанского и Муромского. В том же году, после смерти Адриана, царь указал Стефану быть местоблюстителем патриаршего престола. Выбирая Стефана царь, прежде всего видел в нём человека с западной образованностью, которой он не находил в московском духовенстве. Кроме того, в глазах Петра Стефан был человеком новым, свободным от традиций старой московской партии. Приверженцы старины не радовались его назначению. Он был и «обливанцем», и человеком, принёсшим из польских школ вместе с латинской учёностью латинские ереси. На первых порах Стефану пришлось оправдываться и опровергать обличения, шедшие от иерусалимского патриарха. Для Петра, однако, Стефан оказался слишком консервативным, а для старорусской партии — совсем уж не таким реформатором; поэтому впоследствии с одной стороны последовало охлаждение, с другой — сближение. Пока деятельность Петра была посвящена политике и войне и заботам о просвещении, Стефан вполне сочувствовал ей. В целом ряде проповедей, в новолетие или по поводу побед, он явился блестящим с схоластической точки зрения панегиристом военных дел Петра. В угоду царю Стефан повсюду ставил в архиереи чужеземцев, людей образованных. Славяно-Греко-Латинскую академию он реформировал и завёл в ней вместо эллинских учения «латинския», то есть схоластику в методах и содержании. Церковно-административная деятельность Стефана была не широка: власть местоблюстителя сравнительно с патриаршьей была ограничена Петром, и взамен патриаршьего приказа был учреждён монастырский, под светским управлением. В духовных делах в большинстве случаев Стефан должен был совещаться с собором епископов. С течением времени определились ясно ограничительные по отношению к церковной власти тенденции царя.

Учебник «История России», 8 класс. Параграф 8

Целесообразнее назвать их как можно конкретнее. Второй закон — закон продвижения и ориентации. Способы создания движения в речи Второй закон общей риторики гласит, что речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к её концу. Чем лучше адресат представляет себе, куда его ведёт говорящий, сколько ещё осталось до конца и в каком «пункте» «карты речи» он находится в данный момент речевого общения, тем лучше он воспринимает сообщаемое. Кроме того, адресат должен постоянно чувствовать, что движение по этой «речевой карте», раз начавшись, не останавливается. Значит, говорящий должен: а осведомлять адресата о том, какова «карта речи»; б сообщать о позиции на этой карте; в создавать ощущение движения. Третий закон — закон эмоциональности речи. Риторические средства и принципы выполнения третьего закона Итак, третий закон общей риторики — закон эмоциональности речи.

Выступающий должен рассказывать, а не читать текст Основное пространство слайда — иллюстрации, карты, схемы Текст на слайде не должен повторять речь автора, текст служит для пояснения содержания слайда Текст должен быть крупным, читабельным, не сливающийся с фоном Файл презентации должен назван по фамилии одного из авторов с указанием класса. Сформулируй по этому параграфу 6 корректных вопросов, которые бы начинались с предложенных слов: Что такое....? Перечисли основные.....? Когда произошло...? Как можно объяснить....? Как можно описать....? Выбери из...?..... Перечисли… Слайд 7 Вспомним: Что такое патриаршество, Синод, церковный раскол, конфессии, кирха, костел?

В догматических словах митрополит Стефан преимущественно избирал такие темы о молитве и ходатайстве за нас святых, о Священном предании, о вере и добрых делах, о таинствах , которые были направлены против лютеранских идей, распространявшихся в русском обществе вследствие наплыва иностранцев. При этом важно, что направляя свою речь против учения Лютера и Кальвина, и зараженных их вольномыслием своих русских современников, проповедник стремится не только разоблачить ложь своих противников, но и раскрыть положительное учение Православной Церкви о догматах, ими оспариваемых. Еще одну тяжелую болезнь занесла с собой в русское общество западноевропейская цивилизация: во многих явился индифферентизм к религиозным вопросам и обязанностям благочестия православного христианства. Против этого порока, особенно распространенного между людьми высшего круга, вооружался Стефан Яворский, проповедуя о святой православной вере, как источнике небесной мудрости, без которой земная мудрость не приносит человеку никакой пользы и есть не что иное, как юродство. Яворский обличал также испорченность нравов тогдашнего общества, которая, по его же выражению, дошла до того, что он опасается за прочность России и опасается, как бы она не упала подобно столбу Силоамскому. Яворский с большой силой восстает против незаконных разводов, сопровождавшихся очень часто насилием со стороны мужей в том примером послужил сам Петр I , против роскоши, пиров и мотовства, порожденных самим духом петровского общества, против обманов и неправды в судах. С особенной энергией и особенно часто митрополит Стефан обличает своих современников за их холодность и невнимание к богослужению. Торжественные слова Яворского произносились в связи с самыми различными обстоятельствами: объявлением войны, победой, открытием государственной измены и т. В этих проповедях митрополит Стефан говорил о привлекательных сторонах личности Петра I, об успехах его внешней политики, о благотворности внутренних реформ, обличая только современников, которые не поняв значения реформ Петра, или порицали их, или злоупотребляли ими. Проповеди Яворского составлены в форме слов; каждая из них состоит из следующих частей: темы, приступа, исследования, патетической части, заключения. Часто проповеди основываются не на содержании избранного предмета, а на каком-нибудь аллегорическом разъяснении одного слова из текста, или на каком-нибудь искусственно поставленном вопросе. Так, приводя слова Спасителя: «Поминайте жену Лотову», — проповедник вопрошает: «Как же ю, Спасителю мой, поминати? Панихиду ли за ню пети? Или в ектениях ее поминати!

Таким образом, слово было отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом. Так постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем «Риторика» , Цицероном «Оратор», «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах» , Квинтилианом «Риторические наставления» и другими античными мыслителями. Греки полагали, что главное - убедить слушателей, а римляне видели задачу в том, чтобы говорить хорошо. В эпоху Средневековья риторика считалась мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной. Проповеди «отцов христианской церкви» Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Фомы Аквинского легли в основу гомилетики - теории церковного красноречия. В этот период европейские риторические идеи проникли в Древнюю Русь. Встречается несколько видов древнерусского краснословия: политическое вечевая речь , дипломатическое, военное, торжественное, духовное. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XV11 века. К этому времени относятся первые работы - епископа Макария, М. Усачева, к более позднему - сочинения Стефана Яворского, Феофана Прокоповича. Становление риторики как научной дисциплины неотделимо от имени М. Ломоносова - автора «Краткого руководства к красноречию» 1748. В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно - философские темы. Ренессанс науки наблюдается с 60-х годов XX века. Подготовка к семинару требует использования разных форм работы: 1 обращения к текстам учебников, их анализ, содержательный и стилистический комментарий; 2 подготовка докладов и сообщений по предложенным темам и их презентация на семинаре. Ниже приведены темы, которые рекомендуются для подготовки к семинару, даются комментарии к каждой из них и библиографические источники. Риторика в Древней Руси. История слов риторика, витийство, красноречие. Первые научные представления о риторике и философии: «мудрость», «художество», «хитрость». Значения слов ритор и ветия: обладание «добротой» речи и мудростью; просвещение словом; владение искусством речи; способность изрекать и толковать божественные истины; защита словом интересов церкви «ветия лютость обличил». Осуждение ложного витийства. Отрицательные взгляды протопопа Аввакума на внешнюю мудрость риторику и красноречие. Восхваления риторики в творениях выговских старообрядцев. Способы написания слов риторикия, ритория. Литература 1. Аннушкин В. Русская риторика в XVII веке. Первый древнерусский трактат о науках — «Сказание о седми свободных мудростех». Риторика в составе «свободных мудростей»: отношение риторики к грамматике, диалектике, философии, богословию. Восхваление риторики как учения; цели риторики; распространенность на разные виды и жанры речи; стиль риторического восхваления науки-мудрости. Риторические сочинения допетровской Руси. Принципиальная разница в организации словесного образования в Московии и на Украине. Широкая известность единственного учебника в Северо-восточной Руси - первой русской «Риторики» 1620 года 36 списков. Описание В. Состав филологического образования в Киевской Духовной академии: славянский, греческий и латинский языки; православный катехизис, поэзия, риторика 5-й и 6-й классы из 8-ми , философия, богословие. Добавления Николая Спафария в описание семи свободных художеств точных определений наук, целей, причин, по которым необходимо им учиться древность, украшение, правила наук, в чем состоят их сладость и польза. Латинская «Риторика» Феофана Прокоповича 1705 года. Содержание общей и прикладной риторик. Виды общественных речей, входящих в «круг науки ораторской»: 1 эпидейктические речи; 2 военное красноречие; 3 убеждающее красноречие; 4 писание писем; 5 дипломатическое красноречие; 6 история; 7 церковно-полемическое красноречие; 8 церковная гомилетика; 9 история церкви. Сказание о седми свободных мудростех. История русской риторики… - С. Николай Спафарий. Эстетические трактаты. Подготовка текстов и вступительная статья О. Стратий Я. Описание курсов философии и риторики Киево-Могилянской академии. Первая русская «Риторика» 1620 года Cсохранилось 36 рукописных списков первой русской «Риторики».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий