Когнатское родство

Смена агнатского родства на когнатское является важным этапом в эволюции человеческого общества. Агнатское родство – это система родства, основанная на. В отличие от агнатского родства когнатское основывалось на общности происхождения. В когнатском родстве учитывались линии и степени кровного родства. Виды родства в римском праве (когнаты, агнаты). Понятие родства. 2) на первый план выдвигалась не когнатская связь между домовладыкой и его подвластными, а агнатская. Родство определяется по линиям – прямым (parentes – родители и liberi – дети). Когнаты — в римском праве лица, находящиеся в юридически признанном кровном родстве по женской линии и вообще кровные родственники.

Почему агнатское родство было заменено когнатским видом родства?

Когнатская семья и когнатское родство пережили древнеримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Первоначально родственники были объединены агнатским (юридическим) родством. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей. В отличие от агнатского родства когнатское основывалось на общности происхождения. В когнатском родстве учитывались линии и степени кровного родства. Таким образом, сдвиг в культурных ценностях и отношениях общества был основной причиной смены агнатского родства на когнатское. связь, определяемая властью домовладыки, когнатское - родство по крови. Личные и.

Римская семья. Агнатское и когнатское родство

Изменения в правовых нормах: С ходом исторического развития, правовая система также претерпевала изменения, включая изменения в отношении родственных связей и наследования. Это оказало существенное влияние на структуру и функционирование семьи. Все эти факторы привели к смене уклада жизни и родственных отношений, что продолжает оказывать влияние на современное общество и его представление о семье и родстве. Разнообразие возможностей для личностного роста Смена агнатского родства на когнатское открывает перед индивидуумом широкие горизонты для его личностного развития и роста. В прежних условиях, когда агнатское родство было основной формой организации семьи и наследования, человек был связан семейными обязательствами и ограничен в выборе своего пути в жизни. Родительская жизнь была строго определена членством в определенном роде, и индивидуум не имел возможности самостоятельно принимать решения о своей судьбе. Однако, переход к когнатскому родству смягчает эти ограничения. Индивидуум получает свободу выбора, возможность стать самодостаточным и независимым. Он может строить свою карьеру, выбирать партнера для брака, менять место жительства и принимать другие важные решения самостоятельно. Когнатское родство также способствует расширению круга общения и социальных связей. Индивидуум имеет возможность вступать в новые отношения, создавать поддерживать дружеские и профессиональные контакты, обмениваться опытом и знаниями с людьми из разных семей и родов.

Такое разнообразие возможностей позволяет человеку развить свои знания, навыки и таланты, раскрыть свой потенциал и достичь успеха в выбранной сфере деятельности. Это важно для формирования личности и достижения гармонии между внутренним миром человека и его внешней деятельностью. Таким образом, смена агнатского родства на когнатское предоставляет человеку возможность проявить свою индивидуальность, самореализоваться и стать полноправным участником общества, способствующим общему прогрессу и развитию. Осознание взаимосвязи поколений и наследия Смена агнатского родства на когнатское была обусловлена осознанием важности взаимосвязи поколений и наследия. Изначально агнатское родство основывалось на принципе мужской линии наследования, при котором наследниками считались только мужчины, происходящие от общего предка. Однако со временем стало понятно, что наследственные связи и обязательства распространяются не только на мужскую линию, но и на женскую.

Под агнатским родством понимали изначальное подчинение власти одного и того же paterfamilias, то есть домовладыки, отца семейства; это родство по мужской линии.

Когда дочь выходила замуж и переезжала в новый дом, она поступала под власть нового домовладыки, нового агната и переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т. Отец и мужчины прежней семьи утрачивали власть над ней, она принимала на себя власть мужа и мужчин — родственников мужа. Агнатское родство распространялось на детей: сыновья находились с отцом в этих отношениях, пока сами не становились агнатами, то есть домовладыками. Дочери — пока не переходили из-под власти отца под власть мужа. Агнатское родство распространялось на всех родственников, живущих в доме своего агната, а также на рабов.

Степень родства определяется количеством рождений, отделяющих родственников по прямой линии друг от друга, либо количеством рождений, отделяющих боковых родственников от общего предка. Степень родства отражается в таких названиях, как двоюродные, троюродные братья и сестры. В римском праве юридическое значение имело когнатическое родство до шестой степени. Мать ребенка всегда известна.

Если женщина состоит в браке, существует презумпция отцовства мужа. Родство между отцом и ребенком, рожденным вне брака, может устанавливаться путем узаконения legitimatio. В противном случае правовой связи между ребенком, с одной стороны, и его отцом и родственниками отца, с другой стороны, не возникает. Родство играет важную роль в наследственном и брачно-семейном праве. Так, в круг наследников по закону входят, прежде всего, родственники. Браки между родственниками по прямой линии были запрещены совсем, а по боковой — между близкими родственниками, например, дядя не мог жениться на племяннице.

Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом все относящиеся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила жена, подвластные дети, рабы.

Эволюция родственных связей почему агнатское родство уступило место когнатскому

Мы говорим, что открыто продает себя не только та женщина, которая занимается проституцией в публичном доме, но и та женщина, которая не щадит своей стыдливости в гостинице или в другом месте... Если кто-либо занимает должность в провинции, то он не может вступить в брак с женщиной, происходящей из этой провинции или имеющей там местожительство... Регулирование отношений между родителями и детьми а Регулирование личных и имущественных отношений Отношения между родителями и детьми, в отличие от супружеских отношений, вплоть до юстиниановского периода определялись идеей патриархальной власти отца patria potestas. В древнейшие времена эта власть была абсолютной и полной: отец вправе был отказаться от новорожденного, мог продать ребенка в рабство или отдать в кабалу; он имел неограниченное право наказания ребенка, вплоть до придания его смертной казни инициатор первого аграрного законопроекта, выдающийся государственный деятель, консул 386 г. Спурий Кассий, по сложении полномочий, был высечен, а затем обезглавлен своим отцом, не согласным с его политикой. В имущественных отношениях действовал принцип, что отец становится собственников всего, что приобретает сын. Сыновья семейств в этих отношениях приравнивались к рабам и, также как последние, могли проявлять самостоятельность только в рамках предоставленного пекулия. Эти строгие принципы изменялись весьма медленно и только частично.

Законами XII таблиц предусматривался запрет продажи детей в рабство, а отдача в кабалу ограничивалась троекратной манципацией, после чего сын освобождался от отцовской власти - эмансипировался. Во II в. Только лишь в период империи, под влиянием идей христианства, происходит дальнейшее смягчение отцовской власти. В сфере имущественных отношений в течение всего республиканского периода действовал принцип нераздельности имущества: все, что поступало в семью, даже если поступления шли благодаря усилиям сына, превращалось в собственность отца. Отец мог наделить сына пекулием, но это только устанавливало ответственность отца за действия сына в размере пекулия, но не сообщало сыну каких-либо прав на то имущество, которым он управлял. Некоторое расширение имущественных прав подвластных произошло в период гражданских войн в конце I в. По инициативе Юлия Цезаря была установлена юридическая конструкция военного пекулия; соответствующие правила гласили, что все имущество, приобретаемое сыном в течение службы в легионах, становилось его собственностью.

Очевидна политическая подоплека этой новеллы: необходимость привлекать молодых людей к службе в армии. В последующем, при императорах, правила о военном пекулии были распространены на то имущество, которое подвластный приобретал в результате гражданской службы в имперской администрации. Тогда же стали признавать право собственности подвластных на имущество, получаемое по наследству от матери или от родственников по материнской линии признание правом когнатического родства. Наконец, при императоре Юстиниане был выработан такой принцип: отцу семейства принадлежит только то, что сын приобретает, используя имущество отца; все прочее имущество, каким бы способом оно не приобреталось сыном, составляло его собственность; за отцом, однако, признавалось право пожизненного пользования имуществом сына. Отцовская власть над своими детьми возникала, прежде всего, естественным образом, вследствие рождения ребенка в законном браке по цивильному праву. Власть над детьми, прижитыми вне брака - незаконнорожденными, могла быть установлена посредством узаконения legitimatio. Узаконение осуществлялось посредством последующего после рождения ребенка вступления родителей в законный брак; в поздний период узаконение могло быть произведено посредством специального императорского указа.

Установление отцовской власти над чужими детьми производилось посредством усыновления. Различалось две формы усыновления: адрогация adrogatio и адопция adoptio. Адрогация - это такая форма усыновления, которая применялась в отношении лиц своего права. При этом вопрос об усыновлении решало народное собрание, которое расследовало причины и обстоятельства соответствующей просьбы усыновителя и усыновляемого. В период принципата, с прекращением деятельности народных собраний, акт адрогации совершался посредством соответствующего рескрипта принцепса. Адопция - форма усыновления лиц чужого права, то есть подвластных детей. Первоначально она совершалась в форме частной сделки - троекратной фиктивной продажи ребенка его натуральным отцом усыновителю.

И только при Юстиниане эта архаичная форма усыновления была заменена рассмотрением просьбы об усыновлении в суде и вынесением соответствующего решения. В древности отцовская власть прекращалась только со смертью отца и при занятии подвластным определенных сакральных должностей: фламина или весталки. В последующем было введено освобождение от власти отца лиц, занимающих высшие позиции в государственной или церковной иерархии префектов претория, епископов. Но допускалось освобождение подвластного по воле отца. В республиканский период оно осуществлялось посредством тройной фиктивной продажи отцом сына доверенному лицу, которое троекратно отпускало его на свободу. Такой ритуальный акт носил название эмансипация emansipatio. При Юстиниане эта архаичная процедура была заменена эмансипацией по решению суда.

Список терминов к теме Confarreatio- конфареацио заключение брака в форме религиозного обряда Coemptio- коэмпцио заключение брака в форме купли-продажи Usus- юзус заключение брака истечением срока приобретательной давности Matrimonium cum manu mariti- брак с властью мужа Matrimonium sine manu mariti- брак без власти мужа Paterfamilias- отец семейства, домовладыка Legitimatio- узаконение способ установления отцовской власти Adoptio- адопцио усыновление лица чужого права Adrogatio- адрогация усыновление лица своего права Emansipatio- эмансипация освобождение от отцовской власти Заключение Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, pateriamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом все относящиеся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила жена, подвластные дети, рабы. Глава семьи и властелин древнейшей семьи -- домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит термин, производимый многими исследователями от греческого kueros, власть, то есть имеющий власть. Строй древнейшей семьи, равно как и институт права собственности, в ту пору еще несет на себе черты первой, догосударственной, формации -- первобытнообщинного строя, характеризующегося общественной собственностью на средства производства и продукты производства. В догосударственную пору такой общиной в Риме являлся род, gens. С образованием государства внутри рода происходит имущественная дифференциация; власть внутри рода попадает в руки наиболее богатых семей, во главе каждой из которых стоял домовладыка. Домовладыка первоначально имел одинаковую власть manus над женой, детьми, рабами, вещами; всех их - и жену, и детей и имущество - домовладыка мог истребовать с помощью одинакового так называемого виндикационного иска.

Лишь постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные наименования: manus mariti над женой , patria potestas над детьми и т. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т. В древнейшее время власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправием подвластных. Постепенно, однако, эта власть стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать признание в частном праве. Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, развития торговли, предполагавших известную самостоятельность взрослых членов семьи. По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов, полностью вытеснившее агнатское родство.

Список использованной литературы 1. Бартошек М. Римское право: Понятия, термины, определения. Косарев А.

Социокультурные причины перехода к когнатскому родству Родовая система у агнатского родства базировалась на преемственности и наследовании власти и имущества через мужскую линию.

Однако социокультурные изменения, происходившие в обществе, могли привести к переходу от агнатского родства к когнатскому, где родственные связи основывались на материнской линии и родстве поражительности. В этом разделе рассмотрим некоторые социокультурные причины этого перехода. Изменение роли женщины в обществе является одной из ключевых причин перехода к когнатскому родству. Постепенное возникновение и развитие матрилинеарных обществ, где женщина стала главной фигурой в родовой системе, привело к утрате значимости агнатского родства. Вместе с этим, изменение роли женщины в родовой системе повлекло за собой искажение и переоценку предыдущих родственных связей.

Демографические факторы также оказали свое влияние на переход к когнатскому родству. Социокультурные изменения в обществе, вызванные войнами, эпидемиями и миграцией, приводили к обрушению агнатской системы родства, так как она была основана на принципе сосредоточения власти и имущества в руках ограниченного числа мужчин. Нестабильная демографическая ситуация порождала необходимость в новых формах родственных связей, что способствовало переходу к когнатскому родству. Смена ценностных ориентаций также могла быть причиной перехода к когнатскому родству. В истории человечества шли постепенные изменения в ценностных ориентациях, что выражалось в измененных представлениях об индивидуальности, свободе личности и равенстве полов.

Вместе с этим менялись и представления о родственных связях, для которых уже не было важной роли наследования власти и имущества через мужскую линию. Постепенно начала формироваться новая система родства, основанная на других ценностных ориентациях, что привело к переходу к когнатскому родству. Эти и другие социокультурные причины способствовали переходу от агнатского родства к когнатскому, где родственные связи основывались на материнской линии и родстве поражительности. Этот переход был результатом трансформации общественных отношений и смены ценностных ориентаций. Таким образом, социокультурные причины перехода к когнатскому родству должны быть учтены при изучении этой темы.

Законодательные аспекты изменения формы родственных уз Изменение формы родственных уз с агнатской на когнатскую имело свою законодательную поддержку. Это осуществилось в результате принятия соответствующих законов и изменений в системе правовых норм. Одной из причин смены агнатского родства на когнатское была необходимость соответствия современным требованиям равноправия и защиты прав всех членов семьи независимо от их гендерной принадлежности.

Это может создавать более стабильные и контролируемые условия передачи наследства и сохранения семейных и общественных структур. Когнатское родство, с другой стороны, может способствовать более широкому распределению наследства и права на его передачу. Это может быть полезным для поддержания равновесия сил и прав в обществе, а также для преодоления неравенства и концентрации власти в руках отдельных наследников. Выбор между агнатским и когнатским родством зависит от культурных, религиозных и правовых традиций каждого общества. Оба принципа имеют свои плюсы и минусы, и в некоторых случаях могут использоваться комбинированные системы, которые сочетают элементы обоих типов родства.

Важно отметить, что в последние десятилетия принципы наследования стали меняться во многих обществах под воздействием изменяющихся социальных, политических и экономических условий. Постепенно эти изменения обеспечивают более равноправное распределение наследства между всеми членами семьи, независимо от пола или линии родства.

Со временем власть домовладыки утратила ярко выраженные патриархальные черты и приобрела более очерченные границы; она перестала быть бесконтрольной и непререкаемой, а личность подвластных постепенно была введена в положения частного права. Это стало возможно с изменением экономических устоев общества — с развитием хозяйства, торговли, дроблением патриархальной семьи и ослаблением патриархальных устоев.

На первое место начало выдвигаться родство по крови через женскую линию, когнатское родство, которое в конце концов полностью вытеснило агнатское родство. В отличие от агнатского родства когнатское основывалось на общности происхождения. В когнатском родстве учитывались линии и степени кровного родства. Линии в когнатском родстве имели два вида: 1 прямая, связывающая людей, происходящих один от другого; линия могла быть восходящей или нисходящей в зависимости от точки отсчета — от потомства к предку или от предка к потомству; 2 боковая, объединяющая людей, имеющих общего предка братья-сестры, двоюродные братья-сестры, троюродные братья-сестры и т.

Влияние агнатского и когнатского родства на принципы наследования

Когнатское родство, или семейный клан, представляет собой систему родственных связей, основанную на отношениях между людьми, происходящими от общего предка по мужской линии. В римском праве существовало два вида родства: агнатское и когнатское. Современная эволюция родственных связей: как и почему агнатское родство уступает свои позиции в пользу когнатского. Подробный анализ причин и последствий этого процесса. Агнатское и когнатское родство. В древнейший период в состав римской семьи (familia) кроме ее главы (pater familias) входили жена, дети, жены сыновей, внуки, правнуки.

агнатическое и когнатическое родство в римском праве

В римском праве различались два вида родства — агнатское (agnatio) и когнатское (cognatio). Агнатское и когнатское родство. 17. Отцовская власть по римскому праву. Смена агнатского родства на когнатское является важным этапом в эволюции человеческого общества. Агнатское родство – это система родства, основанная на. В отличие от агнатского родства когнатское основывалось на общности происхождения. В когнатском родстве учитывались линии и степени кровного родства. Впервые когнатское родство получает признание именно в преторском праве. А уже во второй половине классического периода оно полностью вытесняет агнатское родство.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий