Имя певца который исполнял песни шуберта на своих концертах

Школьные это сервис в котором пользователи бесплатно помогают друг другу с учебой, обмениваются знаниями, опытом и взглядами.

Шуберт, Франц

Нанетта Вольф: прекрасная юная (тогда семнадцатилетняя) пианистка дочь городского учителя, к тому же, по отзыву самого Шуберта, хорошо певшая; ею восхищался не только Шуберт, она завоевала симпатию поэта Николауса Ленау. Текст песни. Большинство песен Шуберта «концептуально» не связаны между собой, как, например, Третья песня Эллен, D 839 (широко известная как Ave Maria), что позволяет певцам изымать такие песни из сборников и исполнять их по отдельности. Западноевропейская классика XVIII-XIX вв., М., 1965, с. 319-39; его же, Вариационные процессы в музыкальной форме, М., 1967, с. 133-45; Васина-Гроссман В., Песни Шуберта и их лирический герой, в её кн.: Романтическая песня XIX в., М., 1966; Лаврентьева И., Симфонии Шуберта. Участник кружка, известный певец М. Фогль пропагандировал песни Шуберта на концертной эстраде и совместно с автором совершил поездку по городам Австрии. Гений Шуберта вырос на почве давних музыкальных традиций Вены. Нанетта Вольф: прекрасная юная (тогда семнадцатилетняя) пианистка дочь городского учителя, к тому же, по отзыву самого Шуберта, хорошо певшая; ею восхищался не только Шуберт, она завоевала симпатию поэта Николауса Ленау. Текст песни. В этот период (1814-1816 год) появляются его знаменитые песни «Лесной царь» и «Маргарита за прялкой» на слова Гете, свыше 250 песен, зингшпили, 3 симфонии и многие другие произведения. Образный мир композитора. Франц Шуберт – романтик по духу.

Как назывались музыкальные встречи шуберта с друзьями. Урок по музыке на тему" творчество шуберта"

Главный жанр Шуберта— песня, Lied ([лид] — нем. «песня»). Песни сочинялись и до него — Моцартом и Бетховеном. Но никто из классиков не воспринимал этот жанр как главный: Моцарт считал себя оперным композитором, Бетховен был симфонистом. Признание пришло к Шуберту лишь в 20-х гг. В 1828, за несколько месяцев до смерти Шуберта, в Вене состоялся его авторский концерт, прошедший с большим успехом. Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса с фортепиано (около 600). Пропагандистом песен Шуберта стал певец М. Фогль. В кругу друзей и знакомых часто собственными силами исполнялись сочинения Шуберта; такие вечера назывались «шубертиадами». Душой этого кружка был Шуберт. Довольно часто, когда певец на концертах исполнял песни и романсы Шуберта, аккомпанировал ему сам автор. Исполнитель, пропагандировавший творчество Ф. Шуберта – австрийский певец-баритон Иоган Фогаль (1768-1840). В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада «Лесной царь» («Erlkönig»), написанная в 1816 г., принесла композитору славу. Имя певца, который исполнял песни Шуберта на своих концертах. Имя певца, который исполнял песни Шуберта на своих концертах.

Шуберт Франц

Проникновение песенно-романсного стиля Шуберта в его инструментальную музыку прежде всего заметно в интонационном строе. Иногда Шуберт использовал мелодии своих песен в инструментальных произведениях, чаще всего как материал для вариации [5]. Еще одна жемчужина лирики Шуберта – «Баркарола». Пластичная и трепетная вокальная линия сочетается в ней с совершенно самостоятельной и не менее выразительной фортепианной партией, создавая чарующую картину колышущейся водной глади. Как лесной ручеек, музыка Шуберта нашла себе путь к сердцам простых жителей Вены и ее предместий. Большую роль сыграл здесь выдающийся певец того времени Иоганн Михаэль Фогль, исполнявший песни Шуберта под аккомпанемент самого композитора. В чём проявилось сходство песни Шуберта Форель с народными немецкими и австрийскими песнями.

Конен - Шуберт. Вокальная лирика.

Он поет в церковном хоре трудные сольные партии. Знакомится с произведениями разных жанров. Шуберт начинает сочинять. Его первые произведения — Фантазия для фортепиано, ряд песен.

Знакомится с композитором Сальери, занимается ним на протяжении года. Играет в школе и в ученическом оркестре в группе первых скрипок. Служит помощником учителя.

Пишет замечательные песни «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», сонаты и симфонии. Шуберт живет поочередно у разных товарищей. Неустроенность быта, веселые развлечения не могли отвлечь Шуберта от творчества.

Он работает систематически, изо дня в день.

Шуберт приходил к Фоглю утром, и они или сочиняли вместе, или корректировали уже написанное. Шуберт очень полагался на мнение друга, и принимал большинство его замечаний. То, что не все замечания улучшили работы композитора, видно из рукописей некоторых песен, написанных Шубертом.

Дом Франца Шуберта в Вене Шуберт решился порвать с конвиктом. Забросить скучные и ненужные учебники, позабыть о никчемной, иссушающей сердце и ум зубрежке и выйти на свободу. Целиком отдаться музыке, жить только ею и ради нее. На последнем листе партитуры Шуберт написал «Окончание и конец».

Окончание симфонии и конец конвикту. Три года он служил помощником учителя, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. Но влечение его к музыке, желание сочинять становится все сильнее. Приходится лишь изумляться жизнестойкости его творческой натуры. Именно в эти годы школьной каторги, с 1814 по 1817 год, когда, казалось, все было против него, им создано поразительное множество произведений. Только за один 1815 год Шуберт написал 144 песни, 4 оперы, 2 симфонии, 2 мессы, 2 фортепианные сонаты, струнный квартет. Посреди творений этого периода немало таких, что озарены немеркнущим пламенем гениальности. Это Трагическая и Пятая си-бемоль-мажорная симфонии, а также песни «Розочка», «Маргарита за прялкой», «Лесной царь».

У них свои характеры, резко отличные друг от друга, свои поступки, совершенно несхожие, свои устремления, противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные. Поразительна история создания этого шедевра. Он возник в порыве вдохновения. Франц Шуберт в молодости «Однажды, — вспоминает Шпаун, друг композитора, — мы зашли к Шуберту, жившему тогда у своего отца. Мы застали друга в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух «Лесного царя». Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он встал, великолепная баллада была готова».

Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпело неудачу. Молодой композитор твердо решил посвятить себя музыке и оставил преподавание в школе. Его не страшила ссора с отцом. Вся дальнейшая недолгая жизнь Шуберта представляет собой творческий подвиг. Испытывая большую материальную нужду и лишения, он неустанно творил, создавая одно произведение за другим. Материальные невзгоды, к несчастью, помешали ему жениться на любимой девушке. Тереза Гроб пела в церковном хоре. С первых же репетиций Шуберт приметил ее, хотя была она неприметна.

Светловолосая, с белесыми, словно выцветшими на солнце бровями и крупитчатым, как у большинства неярких блондинок, лицом, она совсем не блистала красотой. Скорее, напротив — на первый взгляд казалась дурнушкой. На круглом лице ее явственно проступали следы оспы. Но стоило прозвучать музыке, как бесцветное лицо преображалось. Только что оно было потухшим и потому неживым. Теперь, озаренное внутренним светом, оно жило и лучилось. История жизни Франца Петера Шуберта Как ни привык Шуберт к черствости судьбы, но и он не предполагал, что судьба обойдется с ним так жестоко. Еще счастливее тот, кто найдет его в своей жене», — записал он в своем дневнике.

Однако мечты пошли прахом. Вмешалась мать Терезы, которая растила ее без отца. Отец ее владел маленькой шелкопрядильной фабрикой. Умерев, он оставил семье небольшое состояние, и вдова все заботы обратила на то, чтобы и без того мизерные капиталы не уменьшились. Естественно, что с замужеством дочери она связывала надежды на лучшее будущее. И еще более естественно, что Шуберт не устроил ее. Кроме грошового жалованья помощника школьного учителя, у него была музыка, а она, как известно, не капитал. Музыкой можно жить, но ею не проживешь.

Покорная девушка из предместья, воспитанная в подчинении старшим, даже в мыслях не допускала ослушания.

Родители бросают его и он зимой уходит из города. Остальные песни — лирическая исповедь. Преобладание минора. Песни трагические. Стиль совсем другой. Фортепианная партия усложнена резкими диссонансами, переходами в далёкие тональности, энгармонические модуляции.

Формы тоже усложняются. Формы насыщены сквозным развитием. Мажорных песен мало, и даже в них проникает минор. Мерный ритм июля. Начинается песня с высокой кульминации. Эти куплеты варьированы. Мажор, так как воспоминание о возлюбленной.

Уже внутри куплета возвращается минор. Конец в миноре. Тональные отклонения, усложнённый гармонический склад. Репризы нет как таковой. Очень широко развитая песня. Драматический, отчаянный характер. Сложная 3-х частная форма.

Крайние части состоят из 2-х тем. Прерванные каденции продлевают развитие. Средняя часть. Просветлённый As-dur. Реприза — 1-я и 2-я тема. В песню проникает e-moll. Куплетно-вариационная форма.

В фортепианной партии изображается шелест листвы. Спокойная, умиротворённая мелодия. В этой песни очень важные фортепианные моменты. Они имеют изобразительный и выразительный характер. В фортепианной партии появляется новая тема, тема странствий с триолями. Во 2-й половине 2-го куплета появляется мажор. Фортепианный фрагмент рисует порывы ветра.

На этом фоне звучит драматический речитатив между 2-ми и 3-ми куплетами. Соединяются черты 1-го и 2-го куплета. В фортепианной партии тема странствий из 2-го куплета. Пример сквозного драматического развития формы. В основе 3-х частная форма с сильной динамизацией. Музыка застылая, печальная. E-dur речь о любимой.

Происходит ритмическое оживление. Ускорение пульсации. Появляются триоли шестнадцатыми. Реприза сильно изменена. Сильно расширена — в 2 руки. Тема уходит в фортепианную партию. Ритмические изменения появляются дальше.

Появляются 32-е длительности. Драматическая кульминация к концу пьесы. Множество отклонений — e-moll, G-dur, dis-moll, gis-moll — fis-moll — g-moll. Смысловая кульминация. В ней как бы 3 сферы: воспоминания, сон насмешка над своими мечтами. Резкий контраст e-moll. Петух и ворон — символ смерти.

Характерно сопоставление тональностей — e-moll — d-moll — g-moll — a-moll. Резко звучит гармония II низкой ступени на тоническом органном пункте. Резкие интонации встречаются ноны. Появляется минорная доминанта. Трагический характер. Волна скрытого драматизма. Диссонирующие гармонии.

Трагическая просветлённость из- за фигураций триолями. Мелодия декламационная. После неё идёт фортепианное заключение в низком регистре. Появляется ритм шага. Далёкие модуляции — g-moll — b-moll — f-moll. Сопоставление мажора и минора. Важна кода.

Песня передаёт застылость, оцепенение, веяние смерти. Это проявляется в вокальной партии постоянное повторение одного звука. Далёкие модуляции — g-moll — b-moll — cis-moll — g-moll. Очень простая и глубоко трагичная. Герой встречает несчастного шарманщика и предлагает ему вместе терпеть горе. Вся песня на квинтовом тоническом органном пункте. Квинты изображают шарманку.

Постоянная повторность фраз. В конце драматическая кульминация. Драматический речитатив.

Ф. Шуберт. К 225-летию композитора

Имя певца, который исполнял песни шуберта на своих концертах В 1821 году благодаря усилиям друзей были изданы несколько песен Шуберта. Среди них находились два непревзойдённых образца романтической вокальной музыки — «Гретхен за прялкой» (1814) и «Лесной царь» (1815).
Франц Шуберт (Franz Schubert) Как лесной ручеек, музыка Шуберта нашла себе путь к сердцам простых жителей Вены и ее предместий. Большую роль сыграл здесь выдающийся певец того времени Иоганн Михаэль Фогль, исполнявший песни Шуберта под аккомпанемент самого композитора.

Состоялся единственный авторский концерт Франца Шуберта

В набросках исследователями были обнаружены кусочки предполагаемой третьей части произведения, однако доказать однозначность какой-то либо из теорий пока не удалось. Более того, несмотря на всего две части, симфония выглядит целостной. Благодаря своему тревожному мотиву, некоторой мрачности и трагичности музыка симфонии отлично вписывается в аналогичные сцены в кино. Например, она звучит в напряженные моменты в сериале "Моцарт в джунглях", когда главный герой находится перед сложным выбором.

Первая часть симфонии звучит в самом начале фильма "Особое мнение" , когда капитан полиции Джон Эндертон, главный герой, знакомится с деталями своего дела. Ну и, конечно, почему-то ее очень любят использовать в мультфильмах как, впрочем, со многими другими произведениями классиков : она звучит в эпизодах "Симпсонов", "Американского папаши" и Looney Tunes. Струнный квартет a-moll Камерная музыка — еще один жанр, в котором Шуберт выступил новатором, проявив себя как настоящий мастер.

Этот квартет занимает особое место среди всех произведений композитора, он написал его за четыре года до своей смерти. Шуберт-песенник, создатель великолепных мелодий, которые так любили и любят до сих пор меломаны, и здесь не отошел от своих принципов, сохраняя лиричность и песенное начало на протяжении всего произведения. Многие композиторы-романтики да и не только композиторы всю свою жизнь, весь свой творческий путь стремились к недостижимому идеалу.

Светлому образу, который невозможно обрести и понять, чему-то столь хрупкому, но обладающему целительной силой доброты и справедливости. Чаще всего это был, конечно, женский образ — прекрасной возлюбленной, с которой по тем или иным причинам быть герою не суждено. Эти душевные терзания, такого рода сентиментализм и стал вдохновением для множества произведений той эпохи, не только Шуберта.

Противопоставляется этому светлому фантазийному образу, как правило, жестокая реальность — общество, не понимающее художника, несправедливость, одиночество, которое захватывает душу творца, и отчаяние, ведущее порой к трагическому финалу. Недаром мелодия этого квартета повторяет интонации другого значимого произведения Шуберта — песни "Маргарита за прялкой" имеется в виду фаустовская Маргарита. Вот почему он начинается с нежной и хрупкой мелодии скрипки, а поддерживается своеобразным аккомпанементом остальных инструментов — словно прялка крутится.

Ей противопоставляется второй, более жесткий мотив, с которым они будто борются между собой. Разные части, в особенности наиболее светлая вторая, звучат во многих фильмах, в основном в качестве иллюстрации для сцен. Так, например, было в сериалах "Мистический квест" и "Готэм" где, к слову, вообще очень много и других произведений Шуберта , в фильме "Темный рыцарь".

Она же звучит в одном из эпизодов фильма "Пусть говорят". Надо сказать, что изящная, выразительная и грациозная музыка Шуберта вообще отлично подходит для Мерил Стрип , исполнившей тут главную роль. Этот квартет — особенный, ведь недаром он один из самых женственных в творчестве композитора.

С этим же моментом совпала первая влюбленность. Чувство было ответным — юная Тереза Гроб явно ожидала предложения руки и сердца, но его так и не последовало. Доходов Франца не хватало на его собственное существование, не говоря уже о содержании семьи. Он так и остался одиноким, его музыкальная карьера так и не получила развития. В отличие от пианистов-виртуозов Листа и Шопена , Шуберт не обладал яркими исполнительскими навыками, и не мог себе снискать славу исполнителя. В должности капельмейстера в Лайбахе, на которую он рассчитывал, ему отказали, а иных сколько-нибудь серьезных предложений он так и не получил. Издание сочинений ему самому практически не приносило денег. Издатели весьма неохотно брались печатать произведения малоизвестного композитора.

Как сейчас сказали бы, он не был «раскручен» для широких масс. Иногда его приглашали выступать в небольшие салоны, члены которых чувствовали себя скорее богемой, чем по-настоящему интересовались его музыкой. Небольшой круг друзей Шуберта поддерживал молодого композитора финансово. Но по большому счету, именно на большую публику Шуберт практически никогда не выступал. Он никогда не слышал оваций после какого-либо удачного финала произведения, он не чувствовал, на какие его композиторские «приемы» чаще всего откликается аудитория. Не закреплял успех в последующих произведениях — ведь ему не нужно было думать о том, как снова собрать большой концертный зал, чтобы билеты купили, чтобы его самого запомнили и т. По сути, вся его музыка — это бесконечный монолог с тончайшей рефлексией зрелого не по годам человека. Здесь нет диалога с публикой, попытки понравиться и произвести впечатление. Вся она очень камерная, даже интимная в каком-то смысле.

И наполнена бесконечной искренностью чувств.

Первые уроки ему давали отец и старший брат, они учили мальчика игре на скрипке и на фортепиано, азам нотной грамоты и теории музыки. Когда ему исполнилось 11 лет, наставники заметили, что у Шуберта великолепный природный голос, — так он попадает в придворную капеллу, а потом начинает брать уроки композиции у Антонио того самого Сальери, который, заметив одаренность будущего музыканта, согласился обучать его бесплатно. Возможно, именно поэтому его музыка столь популярна и, можно сказать, довольно доступна для понимания широкой публики. Так или иначе, с непониманием, конфликтом внутреннего "я" и внешнего мира сталкиваются многие из нас, и многие страдают из-за одиночества, отчужденности или недостатка любви и теплоты. Такая эмоциональная открытость привела к тому, что Шуберт, сочиняя свои песни, произвел настоящую революцию в этом жанре.

Если раньше то была второстепенная, несерьезная форма большие композиторы писали большие симфонии и оперы , благодаря произведениям Шуберта песня вознеслась на небывалый пьедестал среди музыкальных миниатюр. Его работы сложны для исполнения как вокально, так и инструментально. Более того, они требуют особого дуэта и единения между двумя исполнителями — солистом и аккомпаниатором. Все потому, что фортепианная партия у Шуберта не просто поддерживает голос, как это было раньше. Шуберт-пианист уделяет особое внимание этому инструменту, поручая ему важную функцию: иллюстрацию и дополнение образа всего произведения. Яркий пример тому — баллада "Лесной царь", по сюжету которой отец через зимний лес темной ночью везет своего больного сына на санях.

И именно фортепианная партия создает ту невообразимую атмосферу ужаса, холода и спешки. Любовь к песням проходит красной нитью через все творчество Шуберта. Мотивы и интонации разных миниатюр вы можете услышать и в инструментальных произведениях. Более того, у композитора, очевидно, был особый дар, ведь писать такие мелодии дано не каждому. Потому даже в симфониях, квартетах или квинтетах вы можете напеть любую мелодию, и она обязательно будет похожа на песню. Романтичность, эмоциональность и красота музыки Шуберта неизменно привела к цитированию его произведений в кинематографе.

Многие режиссеры частенько прибегают к работам австрийского композитора, чтобы сопроводить свои сцены. Обычно это моменты, связанные с изяществом, легкостью, богатством, особой элегантностью, но бывают, конечно, разные варианты. Рассказываем о четырех ярких произведениях Шуберта и фильмах, где их можно услышать. Ave Maria Свое одно из самых тонких и чутких произведений Шуберт написал в возрасте 28 лет. Тогда они вместе со своим близким другом, певцом Иоганном Фоглем, прославившим его песни по всей Австрии своим виртуозным исполнением, путешествовали по стране и давали концерты. Заработок у них был довольно скромный — едва хватало, чтобы сводить концы с концами.

С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. Регент приходской церкви М. Хольцер учил его пению[2]. Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт школу с пансионом. Венцель Ружичка преподавал Шуберту генерал-бас, позже Антонио Сальери взял Шуберта к себе на бесплатное обучение, преподавал контрапункт и композицию до 1816 года [2]. Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайднаи Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.

Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни[3]. В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году его отчислили из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой, поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 году[2]. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец[3] в этой школе он работал до 1818 года [2]. В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена.

Первые самостоятельные произведения — опера «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году. Зрелость Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе ныне Любляна. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах[3]. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф.

Сартори [5]. Среди друзей Шуберта были чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л.

Купельвизер, композитор А. Хюттенбреннер и Й. Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь[2]. В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе[3]. В июле он переехал в Желиз ныне словацкий город Жельезовце в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену[6]. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году[2].

В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов[2].

Состоялся единственный авторский концерт Франца Шуберта

в 6 лет началось его обучение, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами, музыка производила на него меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также народные песни. в 11 лет он начал сочинять свои первые. Молодой Шуберт так писал о Церкви " Торжественное богослужение в этой церкви, – пишет один из современников, – и исполняемый при этом духовный концерт могут лучше, чем что-либо иное, дать представление о католицизме и католическом богослужении. Во второй половине 1820-х годов Шуберт пользовался в Вене весьма высокой репутацией — его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали новые песни композитора, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Как лесной ручеёк, музыка Шуберта нашла себе путь к сердцам простых жителей Вены и её предместий. Большую роль сыграл здесь выдающийся певец того времени Иоганн Михаэль Фогль, исполнявший песни Шуберта под аккомпанемент самого композитора. 5. Самый популярный музыкальный жанр в творчестве Шуберта: опера, песня, кантата. 6. Имя певца, который исполнял песни Шуберта на своих концертах: Ференц, Иоганн, Михаэль. 7. «Зимний путь» — название: оперы, симфонии, цикла песен.

Франц Шуберт (Franz Schubert)

Достоверно известно, что болезнью он заразился после визита к женщине, и это добавило разочарования к этой стороне жизни. После незначительных улучшений болезнь прогрессировала, иммунитет слабел. Даже обычные простуды ему было тяжело переносить. А в 1828 году осенью он заболел брюшным тифом, от которого скончался 19 ноября 1828 года. В отличие от Моцарта, Шуберта похоронили в отдельной могиле. Правда, заплатить за столь пышные похороны пришлось деньгами от продажи его рояля, купленного после единственного большого концерта.

Признание к нему пришло посмертно, причем значительно позднее — через несколько десятков лет. Дело в том, что основная часть сочинений в нотном варианте хранилась у друзей, родственников, в каких-то шкафах за ненадобностью. Известный своей забывчивостью Шуберт никогда не вел каталога своих произведений как Моцарт , не пытался их как-то систематизировать или хотя бы держать в одном месте. Большую часть рукописного нотного материала отыскали Джорд Гроув и Артур Салливан в 1867 году. В 19-м и 20-м веке музыку Шуберта исполняли значимые музыканты, а такие композиторы как Берлиоз, Брукнер, Дворжак, Бриттен, Штраус признавали абсолютное влияние Шуберта на свое творчество.

Под руководством Брамса в 1897 году увидело свет первое научно выверенное издание всех сочинений Шуберта. Интересные факты о Франце Шуберте Доподлинно известно, что почти все существующие портреты композитора изрядно ему льстили. Так, например, он никогда не носил белых воротничков. А прямой, целеустремленный взгляд и вовсе не был для него характерен — даже близкие, обожающие его друзья, называли Шуберта Schwamal "schwam" — по немецки "губка" , имея в виду его мягкий характер. Много сохранилось воспоминаний современников об уникальной рассеянности и забывчивости композитора.

Клочки нотной бумаги с набросками сочинений можно было встретить где угодно. Рассказывают даже, что однажды он, увидев ноты какой-то пьесы, тут же сел и сыграл ее. Оказалось, что пьеса была написана им самим. А рукопись знаменитейшей Большой До-мажорной симфонии была случайно обнаружена через 10 лет после его смерти. Шуберт написал около 600 вокальных произведений, две трети из которых — еще до наступления 19 лет, а в общей сложности численность его сочинений превышает 1000, точно установить это невозможно, так как часть из них так и остались незаконченными набросками, а часть, вероятно, утрачена навсегда.

Шуберт написал очень много оркестровых произведений, но ни одно из них он не слышал за всю свою жизнь в публичном исполнении. Некоторые исследователи иронично полагают, что, возможно, поэтому в них сразу угадывается, что автор — оркестровый альтист. Согласно биографии Шуберта, в придворной певческой капелле композитор обучался не только пению, но и игре на альте, и эту же партию исполнял в ученическом оркестре. Именно она в его симфониях, мессах и других инструментальных сочинениях прописана наиболее ярко и выразительно, с большим количеством технически и ритмически сложных фигур. Немногие знают, что большую часть жизни Шуберт не имел даже дома рояля!

Он сочинял на гитаре! И в некоторых произведениях это тоже отчетливо слышится в аккомпанементе. Например, в той же "Аве Мария" или "Серенаде". О его застенчивости ходили легенды. Он жил не просто в одно время с Бетховеном, которого боготворил, не просто в одном городе — они жили буквально на соседних улицах, но так никогда и не встретились!

Поэтому большая часть того, что он написал, осталась неисполненной при его жизни. Например, он никогда не слышал, как звучат в оркестре его девять симфоний. Он написал огромное количество музыки благодаря постоянному фонтанированию музыкальными идеями и феноменальной скорости процесса сочинения.

Рекорд он поставил восемнадцатилетнем возрасте, сочинив за день восемь песен. Шуберт был человеком очень маленького роста, близоруким и полноватым, похожим на баварского фермера. В кругу друзей у него было прозвище "грибок".

Он был мягким, застенчивым и серьёзным, но при этом все равно был душой компании благодаря доброму характеру и способности моментально сочинять и исполнять за фортепиано вальсы и песни. Художник Морис фон Швиндт 10. Шуберт был влюблён в свою подругу детства, певицу Терезу Гроб.

Но из этого ничего не вышло: Шуберт так и не смог представить в муниципалитет документальное подтверждение своей финансовой стабильности. В 22 года он заразился сифилисом и до конца жизни испытывал серьезные проблемы со здоровьем. Умер он от брюшного тифа в квартире брата спустя год после смерти Бетховена.

Они похоронены рядом. Нотный архив Шуберта был разрознен и крайне запутан.

Зато в песне или симфонии, в фортепианной миниатюре или камерном ансамбле нашли выражение лучшие стороны шубертовского гения, чудесная непосредственность и пылкость романтического воображения, лирическая теплота и искания мыслящего человека XIX века. В этих сферах музыкального творчества новаторство Шуберта проявилось с наибольшей смелостью и размахом. Он родоначальник лирической инструментальной миниатюры, романтической симфонии — лирико-драматической и эпической. Шуберт вкорне изменяет образное содержание в крупных формах камерной музыки: в фортепианных сонатах, струнных квартетах.

Наконец, истинное детище Шуберта — песня, создание которой просто неотделимо от самого его имени. Музыка Шуберта формировалась на венской почве, оплодотворенной гением Гайдна, Моцарта, Глюка, Бетховена. Но Вена — это не только классика, представленная ее корифеями, но и насыщенная жизнь музыки быта. Музыкальная культура столицы многонациональной империи издавна подвергалась ощутимому воздействию ее разноплеменного и разноязычного населения. Скрещение и взаимопроникновение австрийского, венгерского, немецкого, славянского фольклора с веками неубывающим притоком итальянского мелоса приводили к образованию специфически венского музыкального колорита. Лирическая простота и легкость, доходчивость и изящество, веселый темперамент и динамика оживленной уличной жизни, беззлобный юмор и непринужденность танцевального движения наложили характерный отпечаток на бытовую музыку Вены.

Демократизмом австрийской народной музыки, музыки Вены овеяно творчество Гайдна и Моцарта, ее влияние испытывал и Бетховен, по Шуберт — дитя этой культуры. За приверженность к ней ему приходилось даже выслушивать упреки от друзей. Мелодии Шуберта «иногда звучат слишком по-отечественному, слишком по-австрийски, — пишет Бауэрнфельд, — напоминают народные песни, несколько низменный тон и некрасивый ритм которых не имеют достаточного основания для проникновения в поэтическую песню». На подобного рода критику Шуберт отвечал: «Что вы понимаете? Оно таково и таким должно быть! И действительно, Шуберт говорит языком жанрово-бытовой музыки, мыслит ее образами; из них вырастают произведения высоких форм искусства самого разнохарактерного плана.

В широком обобщении песенных лирических интонаций, вызревавших в музыкальном обиходе бюргерства, в демократической среде города и его предместий — народность шубертовского творчества. На песенно-танцевальной основе развертывается лирико-драматическая «Неоконченная» симфония. Претворение жанрового материала можно ощутить и в эпическом полотне «Большой» симфонии C-dur и в интимной лирической миниатюре или инструментальном ансамбле. Стихия песенности пропитала все сферы его творчества. Песенная мелодия составляет тематическую основу шубертовских инструментальных сочинений.

Не все издатели соглашались публиковать сочинения Шуберта, случалось, ему платили неоправданно мало. Он не сдавался и работал до последних дней. Могила Шуберта на венском Центральном кладбище Шуберт скончался 19. Причиной смерти стал тиф — ослабленный тяжёлой работой организм композитора не смог справиться с болезнью. Похоронили его рядом с Бетховеном, но впоследствии прах был перенесён на центральное кладбище Вены. Композитор прожил всего 31 год, но его вклад в музыкальное наследие XIX века огромен. Он много творил в песенно-романсовом жанре; им было написано около 650 песен. В то время переживала расцвет немецкая поэзия — она и стала источником его вдохновения. Шуберт брал поэтические тексты и с помощью музыки придавал им собственный контекст, новый смысл. Для его песен было характерно непосредственное воздействие на слушателей — они становились не наблюдателями, а участниками сюжета музыкальной композиции. Шуберт Не только в песенном, но и оркестровом жанре Шуберт успел сделать многое. Его симфонии вводят слушателей в новый, самобытный музыкальный мир, далекий от классического стиля XIX века. Все его оркестровые произведения отличаются яркостью эмоций, огромной силой воздействия. Гармоничный внутренний мир Шуберта отражён в его камерных произведениях. Композитор часто писал пьесы для исполнения в четыре руки, предназначенные для «домашнего» использования. Его трио, квартеты, квинтеты покоряют откровенностью и эмоциональной открытостью. Таков был Шуберт — ему нечего было скрывать от своего слушателя. Фортепианные сонаты Шуберта по своему эмоциональному накалу и мастерству уступают только бетховенским.

Франц Петер Шуберт

Имя певца, который исполнял песни Шуберта на своих концертах Лихтенталь в семье учителя и дочери слесаря, где все очень любили музыку, устраивались домашние концерты.
Имя певца, который выполнял песни Шуберта на собственных концертах общеевропейское явление, которое «можно назвать по имени величайшего мастера городской демократической песни-романса Шуберта - шубертианством» (Б. В. Асафьев).
Франц Шуберт (Franz Schubert) | Замечательная реконструкция этой картины мира содержится в книге певца и историка культуры Йена Бостриджа «Зимний Путь Шуберта. Анатомия наваждения» (2015).
В ЭТОТ ДЕНЬ... В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада «Лесной царь» («Erlkönig»), написанная в 1816 г., принесла композитору славу.
Имя певца, который исполнял песни Шуберта на своих концертах В этот период (1814-1816 год) появляются его знаменитые песни «Лесной царь» и «Маргарита за прялкой» на слова Гете, свыше 250 песен, зингшпили, 3 симфонии и многие другие произведения. Образный мир композитора. Франц Шуберт – романтик по духу.

Остались вопросы?

Он занимался с Шубертом композицией в период 1812-17 гг. С 1813 года Шуберт преподавал в школе. В том году он сочинил свой первый известный шедевр — песню Gretchen am Spinnrade «Гретхен за прялкой» на стихи Гёте. Семья В 1815—16 гг. Шуберт написал множество произведений: более полутора сотен песен, несколько инструментальных квартетов и симфоний, четыре оперетты, две мессы. В 1816 году была написана его знаменитая Пятая симфония «си бемоль мажор», песни «Лесной царь» и «Скиталец». Композитору выпала удача познакомиться с именитым певцом-баритоном М. Фогль стал исполнять песни Шуберта, и они скоро завоевали популярность во всех венских салонах. В салоне, Atzenbrugg Летом 1818 года Шуберт оставил службу в школе и уехал в резиденцию известного ценителя искусств, мецената — графа Иоганна Эстергази. Там он занимался преподаванием и продолжал писать музыку. В этот период была создана Шестая симфония.

Вернувшись в Вену, композитор получил выгодный заказ на оперетту «Братья-близнецы». Премьера музыкального спектакля состоялась в 1820 году — она была успешной. Следующие два года были трудными для композитора в финансовом плане. Добиваться благосклонности меценатов он не умел и не хотел. В 1822 году он закончил работу над оперой «Альфонсо и Эстрелла», но она так и не была поставлена. Шуберт: Фортепианное трио ми-бемоль мажор В течение 1823 года композитора преследовали тяжёлые болезни. Невзирая на физическую слабость, он написал ещё две оперы.

Это сентиментальная просьба о помощи, о защите в тяжелую минуту, она молит укрыть от тревог и невзгод. Сколь нежна и искренна молитва Эллен, столь чутка и проникновенна музыка Шуберта, который под стать тексту создает изящную и романтичную музыкальную ткань. Неудивительно, что она сразу же поселилась в сердцах публики, лишь прозвучав, — слушатели говорили об удивительной возвышенности, красоте и религиозности, несмотря на то, что это, конечно, светское произведение. Благодаря тому, что "Аве Мария" столь однозначна в своей трактовке из-за слов и музыки, вторящей ей и иллюстративна, она отлично вписывается во многие сцены в кинематографе. Причем именно из-за своей известности и той же однозначности она обычно вписывается для поддержания ироничности момента. Например, она звучит в одной из серий второго сезона "Южного парка" после того, как горожане освободились из-под снежного завала. В третьей части "Мальчишника в Вегасе" она звучит в самом начале во время похорон, и ее исполняет Алан Гарнер: в сочетании с образом его высокий, ангельский голос выглядит немного комично. Для ведущего скромную до этого жизнь парня вхождение в столь богатый и роскошный дом становится откровением, и музыка будто освещает этот момент. А в фильме "Сбежавшая невеста" она звучит в момент свадьбы Мегги, и, надо сказать, это один из самых популярных вариантов использования "Аве Марии": она отлично подходит для выхода невесты в белоснежном платье в столь важный день в жизни любого человека. Die Forelle Шел 1817 год, Шуберт только начал приобретать широкую известность все благодаря тому же Фоглю, знакомство с которым произошло как раз накануне. Композитор работает в приходской школе вместе со своим отцом, тоже учителем, начинает потихоньку издавать свои произведения. Но преподавание занимает у него много времени и сил — единственное, что привлекает Шуберта, это сочинение музыки, чему он страстно хочет посвятить всю свою жизнь. Но, к сожалению, на это дело ему удается выкраивать лишь немного времени в свободные от работы часы. Тем не менее в это время появляется множество знаменитых в дальнейшем шедевров Шуберта, в том числе и песня "Форель". После того как вдохновленный юноша показал свое произведение друзьям, те мягко намекнули ему, что музыка его повторяет интонации увертюры Людвига ван Бетховена "Кориолан". Сходство, конечно, не сильно заметно, однако для Шуберта такое сравнение было нелестным, оно лишь разозлило его: автор даже хотел уничтожить свое произведение, сжечь. Но благодаря уговорам одного из своих близких друзей, к счастью, одумался. Тогда Шуберт решил переработать свое произведение, из-за чего появилось пять разных редакций "Форели" и многие исполнители до сих пор отдают предпочтение какой-то определенной, отказываясь исполнять другие. Но основная канва музыки осталась неизменной. Шуберт, как всегда, отлично передает настроение, легкость в песне — в фортепианном аккомпанементе через музыку можно практически увидеть как течет ручей, у берегов которого происходит все действие. В качестве первоисточника композитор взял стихотворение Кристиана Шубарта, немецкого поэта и органиста. Это незамысловатый текст, где главный герой сидит на берегу ручья, наслаждаясь ярким солнцем и теплом. Он наблюдает за форелью и рыбаком, что примостился неподалеку.

Полевая розочка Haidenroslein — пример первого вида; Молодая монахиня Die junge Nonne — второго. Два фактора способствовали расцвету Lied: повсеместное распространение фортепиано и расцвет немецкой лирической поэзии. Шуберт сумел сделать то, что не удавалось его предшественникам: сочиняя на определенный поэтический текст, он своей музыкой создавал контекст, придающий слову новый смысл. Это мог быть звукоизобразительный контекст — например, журчание воды в песнях из Прекрасной мельничихи или жужжание колеса прялки в Гретхен за прялкой, либо контекст эмоциональный — например, аккорды, передающие благоговейное настроение вечера, в Закате Im Abendroth или полночный ужас в Двойнике Der Doppelgonger. Иногда между пейзажем и настроением стихотворения благодаря особому дару Шуберта устанавливается таинственная связь: так, имитация монотонного гудения шарманки в Шарманщике Der Leiermann чудесно передает и суровость зимнего пейзажа, и отчаяние бездомного странника. Немецкая поэзия, переживавшая в то время расцвет, стала для Шуберта бесценным источником вдохновения. Неправы те, кто подвергают сомнению литературный вкус композитора на том основании, что среди шести с лишним сотен озвученных им поэтических текстов есть весьма слабые стихи, — например, кто бы помнил поэтические строки романсов Форель или К музыке An die Musik , если бы не гений Шуберта? Но все-таки величайшие шедевры созданы композитором на тексты его любимых поэтов, корифеев немецкой литературы — Гёте, Шиллера, Гейне. Для песен Шуберта — кем бы ни был автор слов — характерна непосредственность воздействия на слушателя: благодаря гению композитора слушатель сразу становится не наблюдателем, а соучастником. Шубертовские многоголосные вокальные сочинения несколько менее выразительны, чем романсы. Вокальные ансамбли содержат прекрасные страницы, но ни один из них, кроме, может быть, пятиголосного Нет, только тот, кто знал Nur wer die Sehnsucht kennt, 1819 , не захватывает слушателя так, как романсы. Незаконченная духовная опера Воскрешение Лазаря Lazarus представляет собой скорее ораторию; музыка здесь прекрасная, а партитура содержит предвосхищения некоторых приемов Вагнера. В наше время опера Воскрешение Лазаря была закончена русским композитором Э. Денисовым и с успехом исполнена в нескольких странах. Шуберт сочинил шесть месс. В них тоже есть весьма яркие части, но все же у Шуберта этот жанр не поднимается до тех вершин совершенства, которые были достигнуты в мессах Баха, Бетховена, а позже Брукнера. Только в последней мессе ми-бемоль мажор музыкальный гений Шуберта преодолевает его отстраненное отношение к латинским текстам. Оркестровая музыка. В юности Шуберт возглавлял студенческий оркестр и дирижировал им. Тогда же он овладел мастерством инструментовки, но жизнь редко предоставляла ему поводы писать для оркестра; после шести юношеских симфоний созданы лишь симфония си минор Неоконченная и симфония до мажор 1828. В серии ранних симфоний наиболее интересна пятая си минор , но только шубертовская Неоконченная вводит нас в новый мир, далекий от классических стилей предшественников композитора. Как и у них, развитие тем и фактуры в Неоконченной исполнено интеллектуального блеска, но по силе эмоционального воздействия Неоконченная близка шубертовским песням. В величественной до-мажорной симфонии подобные качества выступают еще ярче. Музыка к Розамунде содержит два антракта си минор и си мажор и прелестные балетные сцены. Серьезен по тону только первый антракт, но вся музыка к Розамунде — чисто шубертовская по свежести гармонического и мелодического языка. Среди прочих оркестровых сочинений выделяются увертюры. В двух из них до мажор и ре мажор , написанных в 1817, чувствуется влияние Дж. Россини, и в их подзаголовках данных не Шубертом указано: «в итальянском стиле». Интерес представляют также три оперных увертюры: Альфонсо и Эстрелла, Розамунда первоначально предназначалась для раннего сочинения Волшебная арфа — Die Zauberharfe и Фьеррабрас — наиболее совершенный образец данной формы у Шуберта. Камерно-инструментальные жанры. Камерные произведения в наибольшей мере раскрывают внутренний мир композитора; кроме того, в них ярко отражается дух его любимой Вены. Нежность и поэтичность натуры Шуберта запечатлены в шедеврах, которые принято называть «семью звездами» его камерного наследия. Квинтет Форель — это провозвестник нового, романтического мироощущения в камерно-инструментальном жанре; очаровательные мелодии и жизнерадостные ритмы принесли сочинению большую популярность. Пятью годами позже появились два струнных квартета: квартет ля минор ор. Последний шубертовский квартет соль мажор являет собой квинтэссенцию мастерства композитора; масштабы цикла и сложность форм представляют некоторое препятствие для популярности этого произведения, однако последний квартет, как и симфония до мажор, — абсолютные вершины творчества Шуберта. Лирико-драматический характер ранних квартетов свойствен и квинтету до мажор 1828 , но он не может сравниться по совершенству с квартетом соль мажор. Октет являет собой романтическое истолкование жанра классической сюиты. Употребление дополнительных деревянных духовых дает композитору повод для сочинения трогательных мелодий, создания красочных модуляций, в которых воплощается Gemutlichkeit — добродушно-уютный шарм старой Вены. Оба шубертовских трио — ор. Фортепианные сочинения. Шуберт сочинил множество пьес для фортепиано в 4 руки. Многие из них марши, полонезы, увертюры — очаровательная музыка для домашнего употребления. Но есть среди этой части наследия композитора и более серьезные произведения. Таковы соната Grand Duo с ее симфоническим размахом притом, как уже говорилось, нет указаний, что цикл задумывался первоначально в виде симфонии , вариации ля-бемоль мажор с их острой характеристичностью и фантазия фа минор ор. Около двух десятков шубертовских фортепианных сонат по своему значению уступают только бетховенским. Полдюжины юношеских сонат интересны главным образом поклонникам искусства Шуберта; остальные известны во всем мире. Сонаты ля минор, ре мажор и соль мажор 1825—1826 ярко демонстрируют осмысление композитором сонатного принципа: танцевальные и песенные формы сочетаются здесь с классическими приемами развития тем. В трех сонатах, появившихся незадолго до кончины композитора, песенно-танцевальные элементы предстают в очищенном, возвышенном виде; эмоциональный мир этих сочинений богаче, чем в ранних опусах. Последняя соната си-бемоль мажор — итог работы Шуберта над тематизмом и формой сонатного цикла. Основоположник музыкального ро-мантизма. В песенных циклах Шу-берт воплотил духовный мир совре-менника — "молодого человека XIX в. Шиллера, И. Гете, Г. Гейне и др. Мюллера ; 9 симфоний в т. Писал также произведения для гитары. Имеется множество обработок произведений Шуберта для гитары А. Диабелли, И. Мертца и других. О Франце Шуберте и его творчестве Валерий Агабабов Музыкантам и любителям музыки будет интересно узнать, что Франц Шуберт, не имея в течение ряда лет дома рояля, пользовался при сочинении своих произведений главным образом гитарой. Его знаменитая "Серенада" имела в руко-писи пометку "для гитары". И если мы повнимательней вслушаемся в напевную и простую по своей искренности музыку Ф. Шуберта, то с удивлением заметим, что многое написанное им в песенном и танцевальном жанре, носит ярко выраженный "гитарный" характер. Франц Шуберт 1797-1828 — великий австрийский компози-тор. Родился в семье школьного учителя. Воспитывался в венском конвинте, где обучался генерал-басу у В. Ружички, контрапункту и композиции у А. С 1814 по 1818 работал помощником учителя в школе своего отца. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей-поклонников его творчества в их числе поэты Ф. Шобер и И. Майрхофер, художники М. Швинд и Л. Купильвизер, певец И. Фогль, ставший пропагандистом его песен. Эти дружеские встречи с Шубертом вошли в историю под названием "Шубертиад". Как учитель музыки дочерей графа И. В 1828 году, за несколько месяцев до смерти Шуберта, состоялся его авторский концерт, прошед-ший с большим успехом. Важнейшее место в наследии Ф. Шуберта занимают песни для голоса с фортепиано около 600 песен. Один из круп-нейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Шуберт создал новый тип песни сквозного развития, а также первые высоко-художественные образцы вокального цикла "Прекрасная мельничиха", "Зимний путь". Перу Шуберта принадлежат оперы, зингшпили, мессы, кантаты, оратории, квартеты для мужских и женских голосов в мужских хорах и ор. В инструментальной музыке Шуберта, основанной на традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрел тематизм песенного типа. Им создано 9 симфоний, 8 увертюр. Вершинными образцами романтическою симфонизма являются лирико-драмати-ческая "Неоконченная" симфония и величественная героико-эпическая "Большая" симфония. Фортепианная музыка — важная область творчества Шуберта. Испытав влияние Бетховена, Шуберт заложил традицию свободной романтической трактовки жанра фортепианной сонаты 23. Фантазия "Скиталец" предвос-хищает "поэмные" формы романтиков Ф. Экспромты 11 и музыкальные моменты 6 Шуберта — первые романтические миниатюры, близкие сочинениям Ф. Шопена и Р. Фортепианные менуэты, вальсы, "немецкие танцы", лендлеры, экоссезы и др. Шубертом написано более 400 танцев. Творчество Ф. Шуберта тесно связано с австрийским народным искусством, с бытовой музыкой Вены, хотя он редко использовал в своих сочинениях подлинные народ-ные темы. Шуберт — первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший, по словам академика Б. Асафьева, "радости и скорби жизни" так, "как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей". Из воспоминаний друзей Ф. Шуберт - первый великий композитор-романтик. Поэтическая любовь и чистая радость жизни, отчаяние и холод одиночества, томление по идеалу, жажда странствий и безысходность скитаний - все это нашло отзвук в творчестве композитора, в его естественно и непринужденно льющихся мелодиях. Эмоциональная открытость романтического мироощущения, непосредственность выражения подняли на невиданную до тех пор высоту жанр песни : этот прежде второстепенный жанр у Шуберта стал основой художественного мира. В песенной мелодии композитор мог выразить целую гамму чувств. Его неиссякаемый мелодический дар позволял сочинять по нескольку песен в день всего их более 600. Песенные мелодии проникают и в инструментальную музыку, например песня «Скиталец» послужила материалом для одноименной фортепианной фантазии , а «Форель» - для квинтета и т. Шуберт родился в семье школьного учителя. У мальчика очень рано обнаружились выдающиеся музыкальные способности и его отдали на обучение в конвикт 1808-13. Там он пел в хоре, изучал теорию музыки под руководством А. Сальери , играл в ученическом оркестре и дирижировал им. В семье Шуберта как и вообще в немецкой бюргерской среде музыку любили, но допускали лишь как увлечение; профессия музыканта считалась недостаточно почетной. Начинающему композитору предстояло пойти по стопам отца. В течение нескольких лет 1814-18 школьная работа отвлекала Шуберта от творчества, и все же он сочиняет чрезвычайно много. Если в инструментальной музыке еще видна зависимость от стиля венских классиков главным образом В. Моцарта , то в жанре песни композитор уже в 17 лет создает произведения, полностью выявившие его индивидуальность. Поэзия И. Гёте вдохновила Шуберта на создание таких шедевров, как «Гретхен за прялкой », «Лесной царь », песни из «Вильгельма Мейстера» и др.

Столь мрачные композиции о неразделенной любви Шуберт написал незадолго до собственной смерти. Особое место в его творчестве занимают песни, которых композитор написал более 600. Франц обогатил существующие песни, написал новые на стихи таких выдающихся поэтов как Гете, Шиллер, Шекспир, Скотт. Именно песни прославили Шуберта при жизни. Также писал еще квартеты, кантаты, мессы и оратории. И в классической музыке Шуберта ясно проявляется влияние лирической песенной темы. Его лучшими классическими произведениями считаются «Неоконченная симфония» и «Большая симфония C-dur». Очень популярна фортепианная музыка композитора: вальсы, лендлеры, галопы, экосезы, марши, полонезы. Многие произведения предназначены для домашнего исполнения. Франц Петер Шуберт скончался 19 ноября 1828 года от брюшного тифа в городе Вена.

Имя шуберта композитора. Франц Шуберт: биография, интересные факты, видео, творчество

В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе[3]. В июле он переехал в Желиз ныне словацкий город Жельезовце в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену[6]. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году[2].

В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов[2]. В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел[7], но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

Последние годы Первая могила Шуберта С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.

Композитор умер от брюшного тифа[2] 19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32-х лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь драгоценное достояние, но ещё более прекрасные надежды».

Творчество Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 21 фортепианная соната, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, более 600 песен. При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен.

Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Ее поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.

Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». В этих произведениях Шуберт показал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также последний сборник «Лебединая песня», многие песни из которого приобрели всемирную известность.

Музыкальный дар Шуберта открыл новые пути фортепианной музыки. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической смелости. В камерной и симфонической музыке — струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» «Форельный» , «Большой симфонии» до мажор и «Неоконченной симфонии» си минор — Шуберт демонстрирует свое неповторимое и независимое музыкальное мышление, значительно отличающиеся от мышления живущего и господствующего в то время Бетховена.

Из многочисленных церковных сочинений Шуберта мессы, офертории, гимны и проч. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини прельщали его. Посмертное признание После Шуберта осталась масса неизданных рукописей шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее.

Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта[8]. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни[9]. В 1838 году Роберт Шуман, посещая Вену, нашёл пыльную рукопись «Большой симфонии» Шуберта и взял её с собой в Лейпциг, где произведение исполнил Феликс Мендельсон.

Наибольший вклад в разыскание и открытие произведений Шуберта сделалиДжордж Гроув и Артур Салливан, которые посетили Вену осенью 1867 года. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения из пьесы «Розамунда», несколько месс и опер, кое-что из камерной музыки и большое количество разнообразных фрагментов и песен[8]. Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта.

Он говорил, что Шуберт «поэтичнейший из музыкантов, которые когда-либо жили на свете»[11]. Для Антонина Дворжака особенно интересными были симфонии Шуберта, аГектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали влияние «Большой симфонии» на их творчество[12].

Образы природы ручей, лес, поле, цветы нашли яркое художественное воплощение в их музыке. В песнях Шуберта господствует ясная, простая и очень задушевная мелодия. Фортепианное сопровождение зачастую носит изобразительный характер, но при этом изобразительность сочетается с глубокой психологической выразительностью. Фортепианная партия на равных правах с вокалом участвует в создании музыкально-поэтического образа. Шуберта по праву можно считать основоположником романтической вокальной лирики.

Попытки Шуберта и его друзей добиться издания его сочинений в эти годы не имели успеха, о его творческих достижениях знал лишь узкий круг друзей и почитателей. Лишь после того как в 1817 году песнями его заинтересовался великолепный певец, артист венской оперы Михаэль Фогль, начавший исполнять их, имя Шуберта стало приобретать все большую известность в Вене. Часто по вечерам друзья развлекались танцами под звуки шубертовских вальсов, которые он тут же импровизировал. Время от времени устраивались вечера в дружеском кругу, на которых звучали сочинения Шуберта вечера эти получили название "шубертиад". Начиная примерно с 1821 года, музыка Шуберта становится достоянием более широких кругов венского общества. Это были преимущественно песни, в пропаганде которых большую роль сыграл певец Фогль, а также мелкие фортепианные пьесы танцы. С 1821 года началось и издание сочинений Шуберта - друзья композитора опубликовали несколько его сочинений на собственные средства , после чего венские издатели решились печатать его произведения на свой страх и риск.

Все же издавались главным образом песни и фортепианные танцы. Более значительные инструментальные сочинения Шуберта еще долго ждали своего опубликования. Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощенный физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат - только три. Познакомься с биографией Франца Шуберта и ответь на следующие вопросы: 4.

Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу? Где Шуберт получил музыкальное образование? Во сколько лет Шуберт начал сочинять? Сколько лет прожил Шуберт? Франц Петер Шуберт - знаменитый композитор. Родился в Вене 31 января 1797 года, умер там же 19 ноября 1828 года. Богато одаренная музыкальная натура Шуберта сказалась очень рано; этому способствовала окружавшая его музыкальная среда его семьи.

В семье очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах. Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности , отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Вскоре мальчик смог принимать участие в домашнем исполнении струнных квартетов, играя партию альта. Франц обладал прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре, исполняя трудные сольные партии. Отец был доволен успехами сына.

В октябре 1808 года Шуберт был принят в число "певчих мальчиков" Придворной капеллы; он стал жить и учиться в венском конвикте род пансионата и школы-интерната. Оставив капеллу, Шуберт жил уроками. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. В области песни Шуберт явился продолжателем последнего. Благодаря Шуберту пение получило художественную форму , обогатив область концертной вокальной музыки. Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроения, он дал аккомпанементу большее значение, большой художественный смысл. Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру , но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны.

Шуберт написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни. Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался и в области фортепианной и симфонической. Шуберт является продолжателем Бетховена. В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около 20, но они немного прибавят к его славе. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 13-го года жизни, он сочинял непрестанно.

Малейшего побуждения было достаточно, чтобы пробудить постоянно беспокойный дух Шуберта. Стихией Шуберта была песня. В ней он достиг небывалых высот. Её мир - это мир простых и интимных человеческих чувств , тончайших и глубоких психологических переживаний. Это исповедь души, выраженная не пером и не словом, а звуком. Жанр, ранее считавшийся незначительным, он возвёл в степень художественного совершенства. В высшем кругу, куда Шуберт приглашался для аккомпанемента своих вокальных сочинений , он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение.

Молва о невоздержанности Шуберта имела некоторое основание: он часто пил лишнее и тогда становился вспыльчивым и неприятным для кружка друзей. Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался на 31 году. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию с-dur и мессу es-dur. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса манускриптов, уже позднее увидевших свет 6 месс, 7 симфоний, 15 опер и пр. Познакомься с биографией Франца Шуберта и ответь на следующие вопросы: 8.

Сколько песен написал Шуберт? Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями? Какого композитора Шуберт боготворил? Он написал около 600 песен, девять симфоний в том числе знаменитую «Неоконченную симфонию» , литургическую музыку, оперы, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки. Франц Шуберт родился 31 января 1797 г. Из пятнадцати детей в семье десятеро умерли в раннем возрасте. Франц очень рано проявил музыкальные способности.

С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано. В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт - придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки под руководством Антонио Сальери. Оставив капеллу в 1813 г. Первые самостоятельные произведения - оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор - он написал в 1814 г. В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки.

Место песни в творчестве Шуберта равнозначно положению фуги у Баха или сонаты у Бетховена. По словам Б. Асафьева, Шуберт совершил в области песни то же, что Бетховен — в области симфонии. Бетховен обобщил героические идеи своей эпохи; Шуберт же был певцом «простых естественных помыслов и глубокой человечности». Через мир лирических чувств, отраженных в песне, он высказывает свое отношение к жизни, людям, окружающей действительности. Лиризм составляет самую суть творческой натуры Шуберта. Диапазон лирической тематики в его творчестве исключительно широк. Тема любви со всем богатством ее поэтических оттенков, то радостных, то горестных, переплетается с пронизывающей все романтическое искусство темой скитальчества, странничества, одиночества, с темой природы. Природа в творчестве Шуберта — не просто фон, на котором развертывается некое повествование или происходят какие-либо события: она «очеловечивается», и излучение человеческих эмоций в зависимости от их характера окрашивает образы природы, придает им то или иное настроение и соответствующий колорит. Шубертовская лирика претерпела некоторую эволюцию. С годами наивная юношеская доверчивость, идиллическое восприятие жизни и природы отступали перед потребностью зрелого художника отразить подлинные противоречия окружающего мира. Подобная эволюция вела к росту психологических черт в музыке Шуберта, к усилению драматизма и трагической выразительности. Так возникли контрасты мрака и света, частые переходы от отчаяния к надежде, от тоски — к простодушному веселью, от образов напряженно-драматических — к светлым, созерцательным. Почти одновременно работал Шуберт над лирико-трагической «Неоконченной» симфонией и радостно-юными песнями «Прекрасной мельничихи». Еще разительнее соседство «ужасных песен» «Зимнего пути» с изящной непринужденностью последних фортепианных экспромтов. Все же мотивы скорби и трагического отчаяния, сосредоточенные в последних песнях «Зимний путь», некоторые песни на слова Гейне , не могут затмить огромной силы жизнеутверждения, той высшей гармонии, которую несет в себе шубертовская музыка. Галацкая Шуберт и Бетховен. Шуберт — первый венский романтик Шуберт был младшим современником Бетховена. Но уже одно это сопоставление позволяет заметить, что речь идет о произведениях разных музыкальных стилей. Бетховен завершил вековое развитие музыкального классицизма. Шуберт был первым венским композитором-романтиком.

Позже к ним присоединились разносторонне одаренный в области искусства Шобер, художник Швинд, поэт Майрхофер, певец Фогль и другие. Душой этого кружка был Шуберт. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых, как в зеркале, отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А нежный, изменчивый цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность. Во время встреч друзья знакомились с художественной литературой, поэзией прошлого и современности. Горячо спорили, обсуждая возникавшие вопросы, критиковали существующие общественные порядки. Но иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название «шубертиад». В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, тут же сочинял экосезы, вальсы, лендлеры и другие танцы. Многие из них так и остались незаписанными. Не меньшее восхищение вызывали песни Шуберта, которые он часто сам исполнял. Нередко эти дружеские собрания превращались в загородные прогулки. Насыщенные смелой, живой мыслью, поэзией, прекрасной музыкой, эти встречи представляли собою редкий контраст с пустыми и бессодержательными развлечениями светской молодежи. Неустроенность быта, веселые развлечения не могли отвлечь Шуберта от творчества, бурного, непрерывного, вдохновенного. Он работал систематически, изо дня в день. Шуберт сочинял музыку необычайно быстро. В отдельные дни он создавал до десятка песен! Музыкальные мысли рождались непрерывно, композитор едва успевал заносить их на бумагу. А если ее не было под рукой, писал на оборотной стороне меню, на обрывках и клочках. Нуждаясь в деньгах, он особенно страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали ею композитора. Музыка посещала его и во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать ее, поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось сразу в совершенную и законченную форму, композитор продолжал работать над ним, пока не был полностью удовлетворен. Так, на некоторые стихотворные тексты Шуберт написал до семи вариантов песен! В этот период Шуберт пишет два своих замечательных произведения — «Неоконченную симфонию» и цикл песен «Прекрасная мельничиха». Франц Шуберт сочиняет музыку на природе «Неоконченная симфония» состоит не из четырех частей, как принято, а из двух. И дело совсем не в том, что Шуберт не успел дописать остальные две части. Он принялся было за третью — менуэт, как требовала того классическая симфония, но оставил свою затею. Симфония так, как она прозвучала, была полностью завершена. Все прочее оказалось бы лишним, ненужным. А если классическая форма требует еще двух частей, надо поступиться формой. Что он и сделал. Стихией Шуберта была песня. В ней он достиг небывалых высот. Жанр, ранее считавшийся незначительным, он возвел в степень художественного совершенства. А сделав это, пошел дальше — насытил песенностью камерную музыку — квартеты, квинтеты, — а затем и симфоническую. Соединение того, что казалось несоединимым, — миниатюрного с масштабным, малого с крупным, песенного с симфоническим — дало новое, качественно отличное от всего, что было раньше, — лирико-романтическую симфонию. Ее мир — это мир простых и интимных человеческих чувств, тончайших и глубоких психологических переживаний. Это исповедь души, выраженная не пером и не словом, а звуком. Песенный цикл «Прекрасная мельничиха» яркое тому подтверждение. Шуберт написал его на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Цикл состоит из двадцати отдельных песен. А все вместе они образуют единую драматическую пьесу с завязкой, перипетией и развязкой, с одним лирическим героем — странствующим мельничным подмастерьем. Впрочем, герой в «Прекрасной мельничихе» не один.

Имя певца, который выполнял песни Шуберта на собственных концертах

Франц Шуберт: биография, личная жизнь и творчество композитора Как лесной ручеёк, музыка Шуберта нашла себе путь к сердцам простых жителей Вены и её предместий. Большую роль сыграл здесь выдающийся певец того времени Иоганн Михаэль Фогль, исполнявший песни Шуберта под аккомпанемент самого композитора.
Имя певца, который исполнял песни Шуберта на своих концер... Замечательная реконструкция этой картины мира содержится в книге певца и историка культуры Йена Бостриджа «Зимний Путь Шуберта. Анатомия наваждения» (2015).
Франц Шуберт Признание пришло к Шуберту лишь в 20-х гг. В 1828, за несколько месяцев до смерти Шуберта, в Вене состоялся его авторский концерт, прошедший с большим успехом. Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса с фортепиано (около 600).

На каких инструментах шуберт играл в детстве. Некролог францу шуберту

Поначалу музыкальная судьба Шуберта сложилась удачно — способности к музыке проявились у него очень рано, и в 11 лет его приняли «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу, а позднее Антонио Сальери, заметив одаренного юношу, взял его к себе на бесплатное обучение. Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса с фортепиано (нем. Lied, около 600). Один из крупнейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. В этот период (1814-1816 год) появляются его знаменитые песни «Лесной царь» и «Маргарита за прялкой» на слова Гете, свыше 250 песен, зингшпили, 3 симфонии и многие другие произведения. Образный мир композитора. Франц Шуберт – романтик по духу. Он прожил всего 31 год, но за этот короткий срок написал множество замечательных произведений, в том числе более 600 песен. Именно благодаря Шуберту жанр песни вошел в классическую музыку и получил свою форму. 5. Самый популярный музыкальный жанр в творчестве Шуберта: опера, песня, кантата. 6. Имя певца, который исполнял песни Шуберта на своих концертах: Ференц, Иоганн, Михаэль. 7. «Зимний путь» — название: оперы, симфонии, цикла песен.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий