Революция в творчестве пастернака

Именно так Пастернак видит революцию в своем романе. Он четко описывает проявления беспомощности человека перед стихией, что врывается в жизнь каждого.

Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака)

Пятигорский о Пастернаке и Живаго: русская революция и исчезновение истины Пастернак входил в литературу в период между двумя революциями —1905 и 1917 годов.
Дмитрий Быков о Борисе Пастернаке. Критические зам Пастернак был уже взрослым, но молодым, когда началась революция. Вырос он в семье культурной и интеллигентной – его отец был известный художник-портретист Леонид Пастернак, довольно близкий ко Льву Толстому и лично и по душевному настроению.
Человек и революция ❤️ - Готовые сочинения Творчество Пастернака: основные темы и произведения — Пастернак Б.Л. — Литература 20 века. В. Маяковский и революция.

Сочинение на тему «Человек и революция (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»)»

Пастернака нельзя понять вне его времени, вне революций и войн. Произведения Б. Пастернака создаются, рассуждал критик, из тонкого психологического плетения, но не чувств и эмоций, а ощущений (от комнат, вещей, света, улицы и т. д.), которые находятся на грани между чисто физиологическими ощущениями и сложными душевными. В данной статье анализируется творческое наследие поэта Б.Л. Пастернака в плане пе-реосмысления отношения к революции и освобождения от. эпическое полотно показывающее драму умирания буржуазии, на фоне возрождения России в лице СССР. Произведения Б. Пастернака о революционной эпохе во второй половине 20-х гг. XX века.

Дмитрий Быков о Борисе Пастернаке. Критические зам

Интересно, что сейчас и для нас символизм как художественный принцип почти полностью бессодержателен. Но какой бы из русских «символизмов» мы ни взяли, они отражали смыслы времени и главный из этих смыслов — бессилие человека XIX века решить проблему «жизнь-смерть» на уровне эмпирического сознания — все равно какого — поэтического, сознательного, даже — религиозного. Читайте также: Мотивы бессмертия души в творчестве и. История быстро восполнила эту потерю, сделав бессмысленное исторической действительностью и этим практически опровергнув идиотскую формулу Гегеля. Или можно еще сказать так: смысл стал уходить из времени. В романе это выразилось в едва заметной перемене: люди стали говорить — и делать — совершенно бессмысленные вещи. Потому, наверное, что и до этой перемены восприятие ими смыслов было неполным, частичным. Впоследствии же всякая частичная правда превратилась в строго ей соответствующую полную ошибку. Таких ошибок было много, но все они «стягивались» к коренному непониманию двух вещей, о чем сейчас и пойдет речь. Самый умный из окружавших Живаго в юности людей и, может быть, вообще единственный умный человек первой части романа был, конечно, дядя Николай Николаевич, который не только понимал неизбежность изменений, но и их положительную необходимость. Положительную в том смысле, что существующее мыслилось им как то, что может быть преобразовано, развито, но не уничтожено.

Его антипод, Антипов-Стрельников, коренным образом отрицал не только весь образ жизни, но и все, что было с ним связано. Включая сюда и то, что было с ним отрицательно связано. Революция для Антипова была объективным этическим актом мести. Антипов — этически, то есть только этически, ориентирован на революцию как на высшую цель, как на ценность, рядом с которой не может и не должно быть никаких других ценностей. Все другие ценности должны были из нее как бы автоматически возникнуть либо как нечто побочное и вторичное, например, культура, либо как конечный, постоянно отодвигаемый во времени результат, например счастье. У него хватало ума понять, что сама революция — не этична, что она есть причина этики завтрашнего дня, то есть той этики, которую имела в виду Лариса, называя Антипова «самым честным человеком на свете». Но вот что замечательно! Как для Веденяпина, так и для Антипова, как и вообще для большинства писавших, говоривших и думавших, ожидаемая революция была вещью совершенно объективной, над- и внеличностной «революция была тогдашним, с неба на землю сошедшим Богом». Каждый надеялся, что она ему чего-то даст, или боялся, что она его чего-то лишит, но все и всякое думанье о революции совершалось в «терминах другого». О ней оказалось невозможным думать в своих словах.

Думали о «ней», о «них», о «нас», наконец. И так буквально у всех — у Белого «оно», у Блока, у Брюсова, у Маяковского. Не хочется повторять банальности, но в тогдашнем мышлении о революции можно увидеть нечто от призывания «сил зла», от извращенного мистицизма. Так вот, первая ошибка, первая «непонятная вещь», была очень проста. Думая о революции, они понимали, что кто-то будет убивать кого-то, но они не поняли, что это их будут убивать и что они будут убивать. В том великом, может быть, самом страшном выборе, который был предоставлен героям романа и человечеству, — выборе между «убивать» и «не убивать», они решили — убивать коллективно. То есть фактически люди убивали и умирали — индивидуально, но этот «факт» был закрыт от большинства массовой безличной формой убийства. Хорошая практика, которую «по инерции» перенесли с немцев на своих же русских, — «…повернем в другую сторону». Итак, смысл номер один ясен как Божий день — победа сил зла над душой отдельного человека. Но этот смысл отражался в умах людей как глобальная объективность рока.

Когда Живаго вернулся с фронта в холодную Москву, то ни с кем он так не хотел говорить о «смысле всего», как с Веденяпиным. Но оказалось, что Николай Николаевич весь как-то скис, слинял. Говорил больше по инерции. Что-то получалось «не совсем так». И Живаго, не ждавший революции раньше и не спешивший ее ругать, когда она произошла, стал подозревать, что это с людьми и им самим «что-то не так», а не с революцией. С революцией — все было в «порядке»!

Так как большевики в то время спокойно принимали к себе перебежчиков из других революционных партий, очевидно, это означает, что Антипов не принимал большевизм именно по собственному желанию: тот был недостаточно радикален для него. Павел, судя по всему, либо левый эсер террористической направленности, либо вообще анархист. Обложка первого издания "Доктора Живаго" 1957 года: на итальянском языке. В результате Антипов совершает самоубийство в 21-м году, Живаго же умирает 29-м, как раз тогда, когда у него вроде как всё более-менее пошло на лад. Но в том романе, который мы знаем, идея противопоставления размывается именно "неравновесностью": Антипов умирает слишком рано. Логичнее было бы, если бы это произошло позже - тогда же, когда и Живаго, то есть не ранее конца 1920-х. А что, если так и предполагалось? В исходном плане романа? Тогда ведь всё вырисовывается уже существенно иначе - и куда более логично! Перед нами по-прежнему предстают "блаженный", "не от мира сего" романтик-поэт, неприспособленный к реальной жизни по крайней мере - в эпоху революции , и радикальный революционер-разрушитель. Для 1921-го для советской власти репрессии против "своих" были ещё не очень характерны. О чём говорить, если и откровенные "белые" имели все шансы перейти на другую сторону и сделать карьеру! А вот позже... Скорее всего, Антипов задумывался всё же как большевик - троцкистской направленности: "красная интервенция", мировая революция "на штыках" и всё такое прочее. В итоге он прибивается к радикалам - даже по меркам ВКП б - и погибает в каких-то внутренних разборках. В конце 1920-х, а то и уже в 1930-х: тогда же, когда и Юрий Живаго. Сюжетно и композиционно две основные фигуры в этом случае уравновешивают друг друга. Всё логично. Логичной смотрелась бы их последняя встреча, которая должна была бы состояться, вполне возможно, в застенках ежовского НКВД. Становится совершенно ясно, почему друзья детских лет Юрия Живаго тоже получили "сидельческий" опыт. При этом, что характерно, возникает и условно "положительный" персонаж: Евграф Живаго, младший брат Юрия, который как раз прекрасно ориентировался в новых реалиях и нашёл себя в жизни, и при том всегда заботился о бестолковом старшем брате, когда имел такую возможность. В финале романа, в 1943-м, генерал-майор Евграф Живаго опознаёт во встреченной девушке свою племянницу - дочь брата Юрия - и берёт под опеку теперь и её... Тогда всё выходит правильно: показаны две крайности как варианты зла - и относительное добро... Несостоявшийся главный читатель Хочу обратить внимание на то, что в таком виде роман лично Сталину практически наверняка бы понравился. Тот вообще отнюдь не стремился читать исключительно об идеальных борцах и "правильных" большевиках. Как известно, "Белую гвардию" Булгакова он весьма ценил вернее, написанную по роману пьесу - "Дни Турбиных" : в ней, по его мнению, психологически достоверно показывался кризис прежней дореволюционной интеллигенции, и - через это - неизбежность победы большевиков. Сталин на спектакле "Дни Турбиных". По имеющимся данным, он смотрел "Дни Турбиных" не менее 15 раз.

Да, по гениальности и мастерству написания с этим романом мало какие произведения могут сравниться. Во-первых, роман многогранен: в нем поставлено огромное количество проблем: человек и совесть, человек и человек, человек и любовь, человек и власть, вечное и мимолетное, человек и революция, революция и любовь, интеллигенция и революция, и это еще не все. Но хотелось бы остановиться на проблеме взаимоотношения интеллигенции и революции. Во-вторых, это произведение потрясает своим художественным своеобразием; а между тем "Доктор Живаго" даже не роман. Перед нами род автобиографии, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора. Пастернак пишет о самом себе, но пишет как о постороннем человеке, он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь. Эти слова в романе едва ли не самые важные для понимания Пастернаком революции. Во-первых, они принадлежат Живаго, им произносятся, а, следовательно, выражают мысль самого Пастернака. Во-вторых, они прямо посвящены только что совершившимся и еще не вполне закончившимся событиям Октябрьской революции. И, в-третьих, объясняют отношения передовой интеллигенции и революции: "…откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины…" Революция — это и есть откровение "ахнутое", "данное", и она, как и всякая данность, не подлежит обычной оценке, оценке с точки зрения сиюминутных человеческих интересов. Революции нельзя избежать, в ее события нельзя вмешаться. То есть вмешаться можно, но нельзя поворотить. Неизбежность их, неотвратимость делает каждого человека, вовлеченного в их водоворот, как бы безвольным. И в этом случае откровенно безвольный человек, однако обладающий умом и сложно развитым чувством, — лучший герой романа! Он видит, он воспринимает, он даже участвует в революционных событиях, но участвует только как песчинка, захваченная бурей, вихрем, метелью. Примечательно, что у Пастернака, как и у Блока в "Двенадцати", основным образом — символом революционной стихии — является метель. Не просто ветер и вихрь, а именно метель с ее бесчисленными снежинками и пронизывающим холодом как бы из межзвездного пространства. Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне декларирована его профессией: он военврач, то есть лицо официально нейтральное по всем международным конвенциям.

Именно эта книга сыграла роковую роль в судьбе поэта. Десять лет Пастернак работал над романом «Доктор Живаго». До этой книги Борис Леонидович несколько раз брался писать прозаические тексты, но они оставались неоконченными. В этой книге писатель смог через художественный мир выразить своё мировоззрение. Пастернак, показывая читателю жизненный путь поэта-врача Юрия Живаго, говорит нам о взглядах на христианство, любовь, судьбу России и творчество. Завершают роман прекрасные стихи, ознаменовавшие полный переход от сложности формы футуризма к сложности содержания символизму. Осенью 1958 года Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе с формулировкой: «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». До этого Нобелевскую премию из русских писателей получил только Иван Бунин. А кандидатуру Бориса Пастернака в 1958 году предложил французский писатель Альбер Камю. К слову, Пастернак мог выиграть премию с 1946 по 1950 года: он ежегодно числился в кандидатах в это время. Получив телеграмму от секретаря Нобелевского комитета Андерса Эстерлинга, Пастернак ответил в Стокгольм такими словами: «Благодарен, рад, горд, смущен». Многие друзья писателя и деятели культуры уже начали поздравлять Пастернака. Однако писательский коллектив крайне негативно отнёсся к этой награде. Нобелевская премия и травля поэта Как только до советских властей дошли вести о номинации, на Пастернака сразу начали оказывать давление. Пришедший на следующее утро Константин Федин, один из самых деятельных членов Союза писателей, потребовал демонстративно отречься от премии. Однако Пастернак, вступив в разговор на повышенных тонах, отказал ему. Тогда писателю пригрозили исключением из Союза писателей и другими санкциями, которые могли поставить крест на его будущем. Но в письме Союзу он писал: «Я знаю, что под давлением общественности будет поставлен вопрос о моем исключении из Союза писателей. Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать всё, что вам угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, всё равно через несколько лет вам придётся меня реабилитировать. В вашей практике это не в первый раз». С этого момента и началась общественная травля писателя. На него посыпались всевозможные угрозы, оскорбления и анафемы всей советской печати. В содержании романа членов Союза писателей, объявивших войну Пастернаку, смутила негативная оценка главным героем фактически, автором романа революции.

Отношение пастернака к революции кратко

Тема революции в романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго" Почему творчество Пастернака так высоко ценили за границей и не оценили «дома»?
Человек и революция в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго” 📕 | Сочинения по русской литературе Творчество с детства окружало будущего поэта. Отец Пастернака был членом Петербургской Академии художеств.
Глава четвертая. ПАСТЕРНАК И ВЛАСТЬ. Анна Юрьевна Сергеева-Клятис. Твір на тему: Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков).
Борис Леонидович Пастернак. Лекция II (Александр Лагуновский) / Стихи.ру Роман как итоговое произведение писателя аккумулировал в себе важные идейные аспекты творческого пути.
«Пастернак и революция» Эта концепция человека как элемент вечной вселенной стала основополагающей для творчества Б. Пастернака.

Тема революции в романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго"

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Быстро и объективно проверять знания учащихся. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Отношение к «великому перевороту» содержится в стихах, написанных к 10-летию Октября «К Октябрьской годовщине», 1927 , революционная действительность в которых представлена не только непоэтичной, но и откровенно безобразной, а отношение поэта к будущему лишено оптимизма: «Какой еще заре зардеться при взгляде на такой разгром? Сотрудничество с ЛЕФом было недолговременным, Пастернака явно не устраивало то место в рабочем строю и в гуще масс, на которое его пытались определить. В 1923 году выходит книга стихов «Темы и вариации», а в 1934 - «Второе рождение». Начало Великой Отечественной войны поэт встречает в Переделкино.

Главной темой стихотворений, которые печатают журналы «Огонек» и «Красная новь», становится патриотическая тема. Стихи, созданные в эвакуации «Зима продолжается», «Ожившая фреся», «Победитель», «Весна» и другие , образуют замечательный лирический цикл, воссоздающий облик поэта-гуманиста и гражданина. В 1943 году выходит сборник «На ранних берегах», после чего в творчестве Пастернака наступил вынужденный перерыв, который поэт заполнял переводом духовно близких ему великих мастеров прошлого: Шекспира, Верлена, Гете. Возникшая в это время потребность обращения к прозе объясняется стремлением в новой форме - «воплотить свое понимание времени и жизни». Итогом творческих поисков становится роман «Доктор Живаго» 1945 - 1955 , написанный в очень сложное для автора время усиление политических репрессий, борьба с прогрессивными журналистами, гонения на драматические театры, начавшаяся травля самого поэта и т.

В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национально близкое, издавна знакомое. Что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого… Главное, это гениально! Если бы перед кем-нибудь поставили задачу создать новый мир, начать новое летосчисление, он бы обязательно нуждался в том, чтобы ему сперва очистили соответствующее место. Он бы ждал, чтобы сначала кончились старые века, прежде чем он приступил к постройке новых, ему нужно было бы круглое число, красная строка, неисписанная страница. Это небывалое, это чудо истории, это откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины, без наперед подобранных сроков, в первые подвернувшиеся будни, в самый разгар курсирующих по городу трамваев. Это всего гениальнее. Эти слова в романе едва ли не самые важные для понимания Пастернаком революции. Во-первых, они принадлежат Живаго, им произносятся, а следовательно, выражают мысль самого Пастернака. Во-вторых, они прямо посвящены только что совершившимся и еще не вполне закончившимся событиям Октябрьской революции. Революции нельзя избежать, в ее события нельзя вмешаться. То есть вмешаться можно, но нельзя поворотить. Неизбежность их, неотвратимость делает каждого человека, вовлеченного в их водоворот, как бы безвольным. И в этом случае откровенно безвольный человек, однако обладающий умом и сложно развитым чувством, — лучший герой романа! Он видит, он воспринимает, он даже участвует в революционных событиях, но участвует только как песчинка, захваченная бурей, вихрем, метелью. Примечательно, что у Пастернака, как и у Блока в. Не просто ветер и вихрь, а именно метель с ее бесчисленными снежинками и пронизывающим холодом как бы из межзвездного пространства. Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне декларирована его профессией: он военврач, то есть лицо официально нейтральное по всем международным конвенциям. Прямая противоположность Живаго — жестокий Антипов-Стрельников, активно вмешивающийся в революцию на стороне красных. Стрельников — воплощение воли, воплощение стремления активно действовать. Его бронепоезд движется со всей доступной ему скоростью, беспощадно подавляя всякое сопротивление революции. Но и он также бессилен ускорить или замедлить торжество событий.

Будем жить дальше, деятельно веруя в силу красоты, добра и правды. Советское правительство предложило мне свободный выезд за границу, но я им не воспользовался, потому что занятия мои слишком связаны с родною землёю и не терпят пересадки на другую". Это была временная передышка. Гонение Пастернака вновь началось в марте 1959 года, после публикации на Западе его стихотворения "Нобелевская премия". Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Тёмный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Будь что будет, всё равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придёт пора — Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. В один из дней, когда Пастернак гулял один по Переделкино, подъехала машина, в которую его затолкали силой и привезли в прокуратуру. Его допрашивал лично генпрокурор Руденко. Писателя обвиняли по 64-й статье — "Измена Родине". На протяжении двух часов Пастернака запугивали возбуждением уголовного дела: если ещё раз его произведение будет опубликовано на Западе, то он будет арестован. Отказ от Нобелевской премии, нападки правительства, критика со стороны других писателей — все эти волнения сильно подорвали здоровье 69-летнего Пастернака. В апреле 1960 года он впервые почувствовал, что болен: из-за боли в левой лопатке он не мог писать сидя. Роман Пастернака "Доктор Живаго" лёг в основу голливудской экранизации, удостоенной "Оскара". Но впервые на русском языке произведение было напечатано только в 1989 году, через 29 лет после смерти автора. Тогда же медаль Нобелевского лауреата была вручена членам семьи Пастернака.

ЖЗЛ: Борис Пастернак. Юбилею посвящается…

Настоящее справочно-библиографическое пособие знакомит с ос-новными вехами жизни поэта, с лирикой, прозой и письмами Б. Пастернака, создает атмосферу «погружения» в творчество мастера. После революции 1917 года, в 1921 году, родители Пастернака и его сёстры покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Изображение интеллигенции и революции Б. Пастернаком (по роману “Доктор Живаго”) Роман Бориса Пастернака “Доктор Живаго” уже давно завоевал славу как талантливое и значительное произведение о судьбе интеллигенции в эпоху революции.

Тема революции в романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго"

ВЛИЯНИЕ ИТАЛИИ НА ТВОРЧЕСТВО ПАСТЕРНАКА Корольков Р.В. Февральскую революцию Пастернак приветствовал словами: “Как замечательно, что это море грязи начинает излучать свет”. это тема моей исследовательской работы. Позиция Пастернака – это попытка увидеть, оценить революцию с общечеловеческой точки зрения.

Нобелевский лауреат — изгой. Как советская власть давила Пастернака

В итоге он прибивается к радикалам - даже по меркам ВКП б - и погибает в каких-то внутренних разборках. В конце 1920-х, а то и уже в 1930-х: тогда же, когда и Юрий Живаго. Сюжетно и композиционно две основные фигуры в этом случае уравновешивают друг друга. Всё логично. Логичной смотрелась бы их последняя встреча, которая должна была бы состояться, вполне возможно, в застенках ежовского НКВД. Становится совершенно ясно, почему друзья детских лет Юрия Живаго тоже получили "сидельческий" опыт.

При этом, что характерно, возникает и условно "положительный" персонаж: Евграф Живаго, младший брат Юрия, который как раз прекрасно ориентировался в новых реалиях и нашёл себя в жизни, и при том всегда заботился о бестолковом старшем брате, когда имел такую возможность. В финале романа, в 1943-м, генерал-майор Евграф Живаго опознаёт во встреченной девушке свою племянницу - дочь брата Юрия - и берёт под опеку теперь и её... Тогда всё выходит правильно: показаны две крайности как варианты зла - и относительное добро... Несостоявшийся главный читатель Хочу обратить внимание на то, что в таком виде роман лично Сталину практически наверняка бы понравился. Тот вообще отнюдь не стремился читать исключительно об идеальных борцах и "правильных" большевиках.

Как известно, "Белую гвардию" Булгакова он весьма ценил вернее, написанную по роману пьесу - "Дни Турбиных" : в ней, по его мнению, психологически достоверно показывался кризис прежней дореволюционной интеллигенции, и - через это - неизбежность победы большевиков. Сталин на спектакле "Дни Турбиных". По имеющимся данным, он смотрел "Дни Турбиных" не менее 15 раз. Ну вот и тут могло получиться так же, если бы автору удалось показать тупиковость как бездеятельного созерцательного романтизма, так и неудержимой, неостановимой, безбрежной революционности. То есть - дать психологически достоверный образ тех ветеранов революции, которых тот же Сталин "вырубал" в 30-е: образ, вызывающий сочувствие и отталкивающий одновременно, объясняющий, кто ответственен за террор и как в итоге удалось победить "стрельниковых"...

Если бы это удалось, Пастернак стал бы основателем канонического художественного осмысления репрессий: официально санкционированного с самого верха. Это стало бы для него ещё одним совершенно неубиваемым козырем, дополнительно повысило бы его статус. Тогда он наверняка смог бы защитить всех, кого хотел... Конечно, вождю произведение могло и не "зайти": никто особых попыток художественно осмыслить репрессии тогда не делал. Мало ли...

Игра с огнём! Но ведь не расстреляли бы его ж за это, в конце концов. Но даже если бы задуманное не удалось, оставалась надежда на Нобелевский комитет. Пастернака выдвигали на премию много лет подряд. Если же у него выходит новая нашумевшая книга...

Нобелевского лауреата, причём вполне лояльного к советскому государству, в любом случае будут ценить. Реванш "стрельниковых" Так это задумывалась изначально.

Пастернака, умения находить исторические реалии в образах поэм. Отсюда задача автора: «перевести» поэму с литературного образного языка на понятный для всех читателей язык, исследовать насколько достоверно Пастернак изложил исторические события в своих поэмах. Опираясь на историческую канву, Б. Пастернак не заботится об отчетливости описаний и логике следования: его воспоминания и мышление, воображение диктуют особый образный ряд. Географические названия, имена, понятия рождали в сознании читателей двадцатых годов понятные ситуации и обстоятельства, поэтому им не нужны пояснения, а для читателей XXI века требуется работа мысли и памяти.

Я согласна с мнением некоторых исследователей, что лейтенант Шмидт участвовал в революции не в силу фанатизма убеждённости, а по душевному порыву романтика, что я попыталась доказать. Я считаю, это можно сделать, изучив образы прошлого самого Пастернака в годы революции, последовательность действий лейтенанта Шмидта в 1905 году, мотивацию его деятельности, поступков. В произведениях тесно переплетаются воспоминания автора и мысли героев. Так бывает, когда автор сам современник событий. Моя работа — индивидуальная. В ней я использовала различные методы, для того чтобы отобразить и более полно понять картину того времени. Одним из главенствующих методов в моей работе является информационно-рецептивный метод и аналитическое исследование по эпистолярным, документальным источникам.

К ним относятся письма, воспоминания, монографии. Для того чтобы в конце сделать правильные выводы, мне необходимо было ознакомиться с историческими материалами. Информацию я черпала из разных источников. Особенно мне помогла книга «История земли Очаковской», которая издана в самом городе Очакове. В этой книге очень много подробностей, связанных с городом и его жителями. Сборник «Литературные памятники помог мне сориентироваться в море поэзии и тенденциях исследователей. Ценным источником исторической информации явилась монография В.

Дмитренко «История Отечества ХХ век». На основе изученного материала, я пришла к следующим выводам. Пастернак действительно строит сложные ассоциации; создает необычные образы, вычерпанные из реальности; особенное построение стиха, «игнорирование» классического стихосложения; эмоциональный настрой натянутой проволоки; внимание к мелочам, героизация разных слоёв населения; обилие художественных средств, таких как: метафоры, гиперболы, антитезы, олицетворения, оксюморон, синтаксические повторы т. Герой произведения не относится к идейным борцам за революцию: это романтически настроенный, порядочный, образованный офицер, попавший в жернова событий первой русской революции. Научная статья Поэзия валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы её увидеть и подобрать с земли. Пастернак I глава В этой главе автор кратко рассмотрит и проанализирует язык Б. Библиография написанного о Пастернаке уже превышает шестизначные цифры, выделить в ней существенное и сказать кратко об этом трудно.

Критические статьи о творчестве Пастернака писали как русские, так и зарубежные исследователи. И с мнением некоторых критиков автор непременно ознакомится, но сначала, своё внимание он обратит на то, кто и что повлияло на творчество Бориса Леонидовича Пастернака. Большое влияние на себе испытал Пастернак модного в начале XX века футуризма, особенно после знакомства с Маяковским, Бобровым и Асеевым. Лишь в 1932 вышла книга "Второе рождение", где Пастернак окончательно отверг футуристическую поэтику и перешел к многослойности стиха, его смысловой ясности. В некоторых произведениях этого времени мы видим заметный отпечаток, оставленный футуризмом. У Асеева, Маяковского и Пастернака было много противоречий, без них ни у кого и никогда не обходится, но, несмотря на всё это, именно они являлись для Пастернака ближайшими по духу. Своё стихотворение «Нас мало.

Нас может быть трое…» посвящено именно Маяковскому и Асееву. Интересно, как его друг и коллега Асеев отзывался о его творчестве? Асеев основным качеством поэзии Пастернака называет выразительность и сознательный шаг от «замызганного, разъятого на части версификаторами размера метрического, к живому языку речи» 1. Но каждый вправе иметь свою точку зрения, и С. Клычков, полемизировавший с Н. Асеевым, видит особенность поэзии Пастернака в «…не в выразительности, а в новой интерпретации понятия простоты, в наивной методологии творчества» 2.

Таким образом, писатель хотел сказать, что революционная борьба зачастую пробуждает в людях самое худшее, превращая их в зверей. В конце романа перед нами предстаёт окончательно опустившийся главный герой.

Юрий не пишет стихов, живёт обывательской жизнью с девушкой Мариной, не стремится ни к работе, ни к семье. После завершения гражданской войны герой оказался в новом для себя мире, и, будучи не способным принять его, предпочёл опуститься на дно жизни и ждать смерти, которая вскоре и настигла его. По мнению Пастернака, революция при всей своей исторической значимости чаще всего губительна для отдельного индивида. Активно создавая новый мир, она разрушает старый и губит всех, кто был с ним связан. Автор: Михаил Щепин Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Произведения писателей и поэтов, вставших на службу победившему классу, подчас повторяли тезисы статей политиков, способствовали реформе в области литературы, начатой большевистскими лидерами.

В публицистическом творчестве А. Серафимовича, Л. Рейснер и других авторов этой ориентации отчётливо прослеживались тенденции советской литературы к поэтизации революционности, силы, власти, к субъективной однозначности при решении современных проблем, схематизации образов. Творчество революционных авторов отличалось неизменным оптимизмом, пафосом борьбы, позитивной оценкой всех революционных преобразований, что было наиболее актуально для Советской власти на момент её становления. Ведущими жанрами, определенными социальным заказом, становились очерки-корреспонденции с фронтов гражданской войны, антирелигиозные агитки, протесты или листовки-воззвания, имевшие высокий уровень общественной императивности за счет лаконизма повествования, концентрации эмоционально-оценочных средств, наличия революционных штампов. Противоречивую позицию в отношении к революции как мировому явлению занимали художники, объединившиеся в творческую группу «Скифы»: А. Блок, А.

Белый, Р. Считая власть большевиков лишь одной из стадий мирового переустройства, они в первую очередь оценили в Октябрьской революции борьбу с обывательской моралью. Среди положительных изменений ими отмечались пробуждение общественной активности, возможность роста самосознания ранее угнетённых классов. Наиболее действенной, практически значимой в решении конкретных проблем была позиция В. Короленко, А. Горького и др. Пропаганда помощи нуждающимся военнопленным, детям, беженцам , борьба за основные человеческие права и свободы кроме практической пользы намечали возможности переведения революции в цивилизованное русло, открывали перспективы создания гуманного гражданского общества.

Характерной чертой их публицистики была оперативность, конкретность, апелляция к морально-нравственным потенциям человека, независимо от его политических, идеологических пристрастий. Правовое государство и гражданский гуманизм становились базой авторской мировоззренческой концепции. В 1917 - 1919 гг. Осоргин, М. Пришвин, Е. Замятин, И. Эренбург и др.

Писатели вводили в круг основных проблем современности заботу о сохранении личности, подвергавшейся искушениям властью, о преемственности лучших национальных традиций. Полярность мнений определяла общий тон статей: от резко осуждающего до конструктивно-рассудительного. Наиболее ценной представляется попытка объективного рассмотрения социально-политической ситуации некоторыми авторами. Борьбу «двух правд», имеющих одинаковое право на существование, увидели и отразили в своей публицистике М. Осоргин, В. Розанов, Р. Иванов - Разумник.

Несомненно, что публицистической деятельностью художников руководило чувство любви к родине в самые трагические для неё времена, желание увидеть наиболее верный путь к стабильности в России. Публицистика напрямую отразила этапы формирования, развития и преобразования мировоззренческих концепций. Благодаря документальности содержания, соединённой с художественной формой воспроизведения, она запечатлела один из самых трагических периодов русской истории, который всегда нуждался в наиболее объективной оценке. Публицистика Л. Андреева продолжала традиции гуманистического видения революционных преобразований и потому занимала одно из центральных мест в литературно-публицистическом процессе современности. Публицистические произведения Леонида Андреева, содержащие культурно-философскую проблематику, затрагивали животрепещущие вопросы современности: духовно-нравственная атмосфера в обществе, ответственность интеллигенции как хранительницы культурных традиций перед народом и страной, кризисность мира на рубеже веков. Творчество А.

Блока после Октября. Поэма «Двенадцать» как итог творческого пути поэта. В блоковском восприятия революции соединились идея народного возмездия и идея Божьего прощения этого возмездия. Мотив справедливого возмездия, а также болезней России, которые интеллигенту необходимо принять и понять, выразился в образах двенадцати безбожников -революционеров, олицетворявших образ осторожной, разбойной, но возрождающейся, прощенной и ведомой Богом России. Содержание «Двенадцати» не имеет политического характера. Поэма не выражала политическую программу ни большевиков, ни эсеров. Смысл поэмы - метафизический.

Стихия - символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы: двенадцать апостолов революционной идеи обещают раздуть «мировой пожар», разыгрывается вьюга. Разрастается и характер страстей. Городское бытие также обретает характер стихийности: лихач «несётся вскачь», он «летит, вопит, орёт», на лихаче «Ванька с Катькою летит». Однако октябрьские события 1917 года уже не воспринимались только как воплощение стихий, вихрей. Параллельно с этим анархическим, по сути, мотивом в «Д.

Сочинение Пастернак Б.Л. - Доктор Живаго

Человек и революция в романе б. л. пастернака доктор живаго Раздел: Остальные рефераты Тип: сочинение. Пастернак входил в литературу в период между двумя революциями —1905 и 1917 годов. Итак, новая эра, долженствующая наступить после революции, в ощущении Пастернака 1916 года связывалась с представлением о свете и «сошествии Бога на землю», неслучайно и в цитированном выше письме родителям он употребляет Евангельскую формулу: «при дверях». Февраль для Пастернака — это время глубоких раздумий и творческого вдохновения. Этот месяц олицетворял собой переходные моменты в его жизни и творчестве, в частности, отражая его чувства и переживания во время Русской революции 1917 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий