Бранденбургские концерты баха анализ

Claudio Abbado, 2007) в онлайн-кинотеатре Okko. Высокое качество. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры). В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты. «И.С. Бах. Бранденбургские концерты. Ночь третья» Концерт «И.С. Бах. Бранденбургские концерты. Ночь третья» от Фонд Бельканто пройдет 24 апреля 2020 в 20:00 в Москве. Зал — Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла, купить билет на. 5 января Страдивари-ансамбль и солисты оркестра Мариинского театра исполнят все чётные Бранденбургские концерты Баха. В 2021 году исполнилось 300 лет энциклопедии барочной музыки — Брандербургским концертам Баха.

Подписаться на новости

  • Холопов Ю. Концертная форма у И.С. Баха
  • Бранденбургские концерты Иоганна Себастьяна Баха
  • Культурный ход: 10 самых известных произведений Иоганна Себастьяна Баха
  • Бранденбургский концерт № 4

Что такое Бранденбургские концерты Баха

И только в 1850 году год столетия со дня смерти Баха произведение было окончательно обнародовано для типов лейпцигского издателя Петерса. Бах знал, что эти произведения не будут исполнены как из-за отсутствия придворного персонала, так и из-за особой сложности партитуры ; это видно из меньшей тщательности, с которой была написана рукопись. Посвящение Бранденбургского концерта, написанное на французском языке Композитор намеревался дать исполнителям своего рода «образец» термин А.

Около 1128 сохранились до наших дней. Публика забыла Баха и его творчество после 1750 года, на какие-то 80 лет. Сегодня Иоганн Себастьян Бах похоронен в церкви Св.

Фомы в Лейпциге, и для многих он остается величайшим композитором всех времен. Кадр из фильма «Иоганн Себастьян Бах» Сузить его виртуозное творчество до десяти работ, конечно, крайне самонадеянно, но… Но ниже ты найдете основные произведения Баха, которые тебе действительно стыдно не знать! Бранденбургские концерты «Бранденбургские концерты» Баха представляют собой сборник из шести трехчастных оркестровых произведений, написанных композитором примерно в 1721 году для прусской королевской семьи, маркграфа Кристиана Людвига Бранденбург-Шведтского. Шесть концертов демонстрируют абсолютную сложность и узнаваемость мелодий Баха. Третий концерт, в частности, кажется олицетворением эпохи барокко для многих любителей музыки, и его до сих пор используют для многих саундтреков к фильмам и телепередачам.

Гольдберг-вариации «Гольдберг-вариации», изначально написанные для клавесина, сосредоточены вокруг возвышенной клавишной арии, слегка присыпанной другими украшениями, но по своей сути простой и до боли красивой. Эта музыка буквально требует, чтобы слушатель подметил, как изобретательно Бах мог использовать любой доступный ему музыкальный прием. Концерт для двух скрипок В первой части два скрипача-солиста соревнуются друг с другом с помощью радостной мелодией Баха, а затем делают паузу и глубоко размышляют над душераздирающе красивыми мелодиями и аккордами медленной второй части. Концерт завершается яркой третьей частью, в которой одна скрипка, кажется, преследует другую, отставая всего на долю шага, тем самым создавая захватывающий и энергичный финал. Хорошо темперированный клавир Все, что нужно знать о мастерстве Баха в игре на клавишных, содержится здесь, в «Хорошо темперированном клавире».

Оба сборника под одним именем содержат прелюдию и сопровождающую ее фугу, написанные во всех 24 мажорных и минорных тональностях западной музыкальной гаммы. Страсти по Матфею Бах написал две хоровые оратории, основанные на последнем периоде жизни Иисуса.

Например, в 2015 году на башметовском фестивале в Ярославле была программа из всех шести концертов. Башмет тогда был вынужден уехать по делам, но «Солисты Москвы» блистательно справились и без него.

У Баха было 17 музыкантов, под которые он и писал ансамбли, у Башмета — не меньше. Приглашать со стороны не пришлось, если не считать, конечно, блистательную клавесинистку Александру Кореневу, которая уже не раз играла эти концерты с «Солистами Москвы».

Весь веймарский и кетенский опыт перелился в лейпцигское творчество. В этом перечне «музык» в честь саксонских курфюрстов особое место принадлежит посвященной Августу III Missa Kyrie, Gloria, 1733 — части еще одного монументального творения Баха — Мессы си минор, законченной лишь в 1747-48 гг. В последнем десятилетии Бах в наибольшей степени сосредотачивается на музыке, свободной от какой-либо прикладной цели. Таковы II том «Хорошо темперированного клавира» 1744 , а также партиты, «Итальянский концерт», «Органная месса», «Ария с различными вариациями» после смерти Баха названными Гольдберговскими , вошедшие в сборник «Клавирные упражнения». Не в пример богослужебной музыке, которую Бах, видимо, считал данью ремеслу, свои не прикладные опусы он стремился сделать достоянием широкой публики. Месса h-moll. Burre h-moll - И. На органе или клавесине играл обычно сам композитор; если он руководил хором, то это место занимал штатный органист или один из старших сыновей Баха.

Сопрано и альтов Бах набирал из числа учащихся, а теноров и басов — не только из школы, но и со всего Лейпцига. Кроме регулярных концертов, оплачиваемых городскими властями, Бах со своим хором подрабатывал исполнением на свадьбах и похоронах. Предположительно, именно для этих целей были написаны как минимум 6 мотетов. Частью его обычной работы в церкви было исполнение мотетов композиторов венецианской школы, а также некоторых немцев, например, Шютца; во время сочинения своих мотетов Бах ориентировался на произведения этих композиторов. Со временем ему захотелось сочинять и исполнять больше светской музыки. В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии Collegium Musicum — светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. В то время во многих крупных немецких городах одарённые и активные студенты университетов создавали подобные ансамбли. В течение почти всего года Музыкальная коллегия дважды в неделю устраивала двухчасовые концерты в кофейне Циммермана, располагавшейся недалеко от рыночной площади. Владелец кофейни предоставил музыкантам большой зал и приобрёл несколько инструментов. Многие из светских произведений Баха, датированных 1730—1750-ми годами, были сочинены именно для исполнения в кофейне Циммермана.

Кантата Schweigt stille plaudert nicht Kofejnaya - И. Вскоре Бах добился назначения на должность придворного композитора. Хотя вся месса целиком никогда не исполнялась при жизни композитора, сегодня многие считают её одним из лучших хоровых произведений всех времён. В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением». Музыкальное приношение 6. При жизни он ни разу не издавался.

Цикл состоит из 18 сложных фуг и канонов, основанных на одной простой теме. В этом цикле Бах использовал весь свой богатейший опыт написания полифонических произведений. После смерти Баха «Искусство фуги» было опубликовано его сыновьями, вместе с хоральной прелюдией BWV 668, которую часто ошибочно называют последней работой Баха — в действительности она существует как минимум в двух версиях и представляет собой переработку более ранней прелюдии на ту же мелодию, BWV 641. Хоральная прелюдия f-moll - И. Она начала возрождаться в XIX веке, благодаря пропаганде Р. Шумана, Ф. Мендельсона и Ф. В 1850 году образовалось Баховское общество, поставившее своей целью отыскать и собрать весь рукописный материал, принадлежавший великому музыканту, и издать его в виде полного собрания сочинений. Бах написал более тысячи музыкальных произведений в практически всех известных на тот момент жанрах. Он не работал лишь в жанре оперы.

Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV сокр. Бах был не только величайшим полифонистом, но и выдающимся гармонистом. Недаром Бетховен считал Баха отцом гармонии. Есть немалое количество баховских произведений, в которых преобладает гомофонный склад. Удивительна подчас в них смелость аккордово-гармонических последований, та особая выразительность гармоний, которые воспринимаются как далекое предвосхищение гармонического мышления музыкантов XIX века.

Бранденбургские концерты II

Весь Бах. Интерпретации произведений Иоганна Себастьяна Баха. И.С. Бах. Бранденбургский концерт №3 соль-мажор, часть1 "Allegro", BWV.1048. И. С. Бах «Бранденбургский концерт» № 1 Концерт фа мажор 1721. Шесть «Бранденбургских концертов» были написаны в Кетене (около 1721 года) для маркграфа Христиана Людвига Бранденбургского. С тех пор как Альфред Корто сделал первую в истории запись Бранденбургских концертов в начале 30-х годов прошлого века, множество дирижеров разных поколений пробовало свои силы в этой неувядающей музыке. «Бранденбургские концерты» написаны в 1717 – 1723 годах в небольшом немецком городке Кётене, который в XVIII веке был совсем незначительным и вошёл в историю лишь благодаря шестилетнему пребыванию в нём Баха. Бранденбургские концерты (BWV 1046-1051) Иоганна Себастьяна Баха — цикл из 6 концертов, преподнесённых Бахом в качестве подарка курфюрсту Бранденбурга в 1721 г., но, скорее всего, сочинённых ранее.

Иоганн Себастьян Бах. Концерты и пассионы

Бранденбургские концерты Баха прозвучат 25 ноября в Зале Чайковского в исполнении Камерного ансамбля «Солисты Москвы», дирижер – Юрий Башмет. Она тотчас же предложила ему аспирин, встала, готовая бежать за лекарством. Он остановил ее, сказал, что предпочел бы отдохнуть часок-другой, попросил сходить покамест в Сан-Рафаэль и купить несколько пластинок. Ему хочется послушать Бранденбургские концерты. Лишь позднее стало ясно, что Бах по-новому трактовал саму форму концерта, особенно оркестрового. С большой долей уверенности можно считать «Бранденбургские концерты» (особенно первый и третий) прямыми предшественниками классической симфонии XVIII века. Она тотчас же предложила ему аспирин, встала, готовая бежать за лекарством. Он остановил ее, сказал, что предпочел бы отдохнуть часок-другой, попросил сходить покамест в Сан-Рафаэль и купить несколько пластинок. Ему хочется послушать Бранденбургские концерты. Бранденбургский концерт. Иоганн Себастьян Бах, бесспорно, один из величайших композиторов во всей истории музыки. Его творчество поистине неисчерпаемо: после «открытия» баховской музыки в XIX столетии интерес к ней неуклонно возрастает, произведения Баха.

И.С.Бах. Бранденбургский концерт № 5. Солист - Юрий Мартынов, клавесин.

Весь оригинальный облик первого Allegro D-dur , его композиция, фактура определяются особой ролью клавира в общем ансамбле: он не только исполняет партию basso continuo, но концертирует, и притом прежде всего именно концертирует. Это было жанровое решение, в ту пору небывалое. Отсюда та полнота, с какою Бах, не в пример другим своим концертам, выписал здесь цифрованный бас. Новаторством отмечена и тематическая сфера Allegro. Она, как и в других Бранденбургских концертах, индивидуализирована: tutti и Concertino вступают со своими характерными тематическими голосами. В то время как tutti ведут «крупную линию» — бравурно-праздничную тему-ритурнель — четко очерченный период крепкой гомофонно-гармонической фактуры, флейте и скрипке principale поручена иная, мягко и легко очерченная мелодия.

Ответвленная от «ритурнеля», она получает далее интенсивное ладо-гармоническое развитие. Наконец, в разработочной середине формы с такта 71 в концертирующих партиях появляется третья тема с контрастно-певучей «моцартианской» интонацией и в контрастной тональности fis-moll. Три темы в Allegro — явление принципиально новое в ту эпоху; здесь с Бахом может быть сравним разве лишь Доменико Скарлатти, и то лишь в ином, камерном жанре.

Эти концерты нашли случайно, через много-много лет после смерти композитора, а ведь такое эпохальное произведение могло изменить ход музыкальной истории! Интересно, что в конце первой части 5-го «Бранденбургского концерта» Бах ввел обширную сольную каденцию для клавира — когда оркестр затихает, дирижер опускает свою палочку и дает солисту возможность свободно импровизировать.

Отныне виртуозная каденция на этом месте стала непременной частью всех концертов. После долгих поисков, а также под влиянием искусства бродячих музыкантов был найден идеальный вариант концертино — две скрипки, виолончель и, как сегодня говорят, клавишные — чембало или клавесин. Этот состав мог наилучшим образом исполнить и одноголосье с сопровождением, и хоровую полифонию, и танцевальную музыку. Виолончель и чембало выступали в роли басового музыкального фундамента — basso continue, то есть непрерывного баса, или генерал-баса, как его часто называли. Инструментов в концертино четыре, а партий — три, поэтому до появления кончерто гроссо это музыкальное формирование называли трио, а произведения для них — трио-соната.

Ее-то и можно назвать предшественницей концерта, а само слово «соната» говорит о том, что она звучит, в отличие от кантаты, которая поется. Корелли — музыкальный живописец Еще в 17 лет Корелли, в обход всех правил, приняли в знаменитую Болонскую академию, затем в Римскую, но к кончерто гроссо он обратился, когда был уже зрелым мастером, в самом конце жизни. Он написал всего один цикл из 12 концертов, ставший классическим образцом жанра и музыкальным завещанием композитора. Каждая часть концертов Корелли была своего рода «музыкально-живописным полотном в движении», а весь цикл можно сравнить с картинной галереей. Само слово «живопись» приобрело в музыке новый смысл — рисунок на холсте фиксируется в пространстве, а музыкальное «полотно» разворачивается, живет во времени, причем при каждом новом исполнении у него начинается новая жизнь!

Кстати, сам маэстро был страстным коллекционером и знатоком живописи, почти все свое академическое жалование — а получал он немало — Корелли тратил на приобретение картин знаменитых соотечественников, например Брейгеля, Караваджо. Композитор использовал в своей «палитре» быстрый и медленный темпы: к тому времени уже сформировались известные нам три быстрых аллегро — весело, стремительно; престо — очень быстро; виво — живо, приподнято и три медленных темпа ларго — широко и плавно; адажио — медленно, напряженно, тягуче; анданте — шагом. Они стали музыкальными символами различных состояний души и оттенков чувств человека. Корелли как будто бы наносил их мазками на свое «полотно», «тонируя» его минорным или мажорным светом. Кстати, концертино вам ничего не напоминает?

Правильно, это же почти один в один классический состав рок-группы — две гитары соло и ритм , клавишные и бас-гитара не хватает лишь ударной установки! Только ведущим, «рассказывающим» инструментом в наш век демократии и электричества стала гитара. А тогда, в XVII веке, родившись, как в алхимической печи, в мастерских итальянских мастеров Страдивари, Амати, Гварнери, голосом души человека стала скрипка. Она могла плакать и смеяться, страдать и радоваться, пронзительно вскрикивать и рассказывать о чем-то глубоко личном. Скрипку смело можно назвать музыкальным символом эпохи барокко.

До сих пор «рецепты» старых мастеров остаются для нас тайной, а их скрипки, альты, виолончели и спустя почти 400 лет не имеют себе равных и берегутся как святыни. Настоящего расцвета жанр кончерто гроссо достиг в творчестве Арканджело Корелли. За новизну и смелость современники называли его Колумбом в музыке и новым Орфеем.

Они были сопровождены учтивейше составленным на французском языке посланием. Это посвящение написано, впрочем, чьей-то другой рукой.

Стоит дата: «24 марта 1721 года». Концерты этого цикла приближались к разработанной итальянцами, предшественниками и современниками Баха, форме кончерто гроссо concerto grosso , «больших концертов», где оркестру-ансамблю противопоставляются, как бы для состязания к ним, «концертирующие» инструменты. Но если даже у Антонио Вивальди, блистательного Вивальди, господствовала виртуозная сторона музыки, то у Баха концерты наполнены драматизмом контрастного сопоставления, динамикой развития музыкальных тем. Первый и Третий концерты не содержат выделенных партий ведущих, концертирующих инструментов. Во Втором концертируют четыре инструмента в необычном сочетании: труба, флейта, гобой, скрипка; в Четвертом — скрипка и две флейты, в Пятом — флейта, скрипка и клавесин; в Шестом концерте вовсе не участвуют скрипки, хотя он сочинен для струнного оркестра, звучат старинные инструменты, близкие альтам и виолончелям, а также клавесин; в этом концерте чувствуется больше «согласия» в партиях инструментов, нежели состязания.

В Бранденбургских концертах можно уловить что-то знакомое, близкое симфониям Моцарта и Гайдна.

Последняя по времени 1956 год публикация партитуры «Бранденбургских концертов» вышла в новом издании полного собрания сочинений Баха. Редактор — Генрих Бесселер, автор ряда трудов. Но несмотря на все эти преимущества разных трактовок баховских концертов, стремление «исправлять» и «улучшать» текст Баха обычно не приводит к положительным результатам. Великий композитор лучше редакторов знал, что и как нужно записать в своей партитуре, и потому самой ценной для всех пытливых музыкантов является публикация facsimile авторской рукописи «Бранденбургских концертов» Баха.

Трактовка жанра концерт у И. Баха Концерт нем. Konzert от итал. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса или голосов с оркестром и концерты для хора а cappella. Во второй половине XVII века появились сочинения, основанные на контрастном сопоставлении оркестра tutti и солиста или группы солирующих инструментов в кончерто гроссо и оркестра.

Первые образцы таких концертов Concerto da camera принадлежат Джованни Бонончини и Джузеппе Торелли, однако их камерные сочинения, для небольшого состава исполнителей, были переходной формой от сонаты к концерту; фактически же концерт сложился в I половине XVIII века в творчестве Арканджело Корелли и особенно Антонио Вивальди — как трёхчастная композиция с двумя крайними частями в быстром движении и медленной средней частью. В творчестве Вивальди и Баха складывается жанр концерта рипиено итал. Бах «Хорошо темперированный клавир» том 2 Фуга dis-moll... Усиленной работой над клавирной фугой отмечены важнейшие этапы творческой жизни композитора. I том прелюдий и фуг "ХТК" завершен в...

Барток в своей редакции располагает 48 прелюдий и фуг в... Можно вспомнить прелюдию с moll 2-й части. Общая протяженность прелюдии dis moll с повторениями, предусмотренными Бахом, составляет 72 такта. Форма е... Бах принимает основной принцип старого концерта: оркестровое произведение развивается во взаимодействии между большой звуковой массой — tutti — и малой — concertino.

Но этот формальный принцип Бах одухотворил. Здесь уже нет механической смены tutti и concertino. Обе звуковые группы находятся в напряжённом взаимодействии, разделяются, чтобы вновь объединиться, и всё это в силу непостижимой художественной необходимости. И то, что происходит с темой, видоизменяющейся под воздействием этих сил, — это, собственно говоря, и есть «концерт». Здесь словно осуществляется то, что философия всех времён изобразила как последнюю тайну высшего творения, — саморазвитие идеи, творящей свою противоположность, чтобы преодолеть её, затем снова создающей новую противоположность, чтобы снова преодолеть её, и так далее, пока она не вернётся к себе самой после того, как исчезнет жизнь.

Испытываешь подобное же впечатление непостижимой необходимости и загадочного удовлетворения, следя за развитием темы в этих концертах, когда она впервые выступает в совместном tutti, затем покоряется таинственным разделяющим силам и в заключительном tutti снова обретает себя. Очень часто у Баха встречается не одна, а несколько групп солирующих инструментов, в разработке вступающих в борьбу. С гениальной смелостью он применяет духовые. В Первом концерте наряду со струнными он привлекает ансамбль духовых в составе двух валторн, трёх гобоев и фагота; во Втором — к струнной группе присоединяются, словно солирующий квартет, флейта, гобой, труба и скрипка; в Третьем — Бах не ищет звуковых контрастов, но оперирует с тремя струнными «трио» одинакового состава; в Четвёртом — концертирующая скрипка и две флейты; в Пятом — клавесин, флейта и скрипка; в Шестом — Бах использует звуковые эффекты, возникающие из взаимодействия струнных инструментов — двух альтов, двух гамб и виолончели. Исполнение «Бранденбургских концертов» Многие дирижёры всё ещё считают, что Баха надо немного подправлять, смягчая противопоставления оттенков непрерывными crescendo и diminuendo.

Скоро Новый Год

О Бранденбургских концертах Иоганна Себастьяна Баха специально для филармонической аудитории рассказывает доцент Московской консерватории, музыковед Роман На. Иоганн Себастьян Бах Бранденбургские концерты автора Иоганн Себастьян Бах (BWV 1046–1051, оригинальное название: Six Concerts à plusieurs instruments) представляет собой сборник из шести инструментальных произведений, представленных Бахом Кристиану Людвигу. В 1977 году был запущен космический корабль «Вояджер», на его борту находится золотой диск с музыкой Баха. Первыми звуками, представляющими человечество другим внеземным цивилизациям, будет «Бранденбургский концерт № 2» И. С. Баха.

Башмет продирижировал Бранденбургскими концертами по-своему

Бранденбургские концерты Баха. Вве дение в сущность их духа и формы; 1 Г. Келлер. Клавирные произве дения Баха;2 Р. Штефан. Эволюция формы концерта у Баха.3. Шесть бранденбургских концертов – это историческое наследие, подаренное нам великим гением. Историю создания «Бранденбургских концертов» Баха, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице. Bach’s Brandenburg Concertos each feature a different line-up of soloists with a wide range of moods and even structures (shocking in an era when concertos were supposed to have three movements: fast, slow, fast).

Первые шаги

  • Бранденбургские концерты - Brandenburg Concertos
  • Авторский доклад научно-практической конференции
  • «Хорошо темперированный клавир»
  • «Хорошо темперированный клавир»
  • Вселенная Баха. Бранденбургские концерты…

Бранденбургские концерты II

Е. П. Ильин эмоции и чувства. И. С. Бах. Бранденбургские концерты (медленные части). Для тех, кто не знает истории Бранденбургских концертов Баха. В 1721 году Бах написал шесть «концертов для разных инструментов». Он посвятил их немецкому дворянину и отправил рукопись в подарок, надеясь получить работу придворного композитора в Бранденбурге. Бранденбургские концерты В 1721 г. – в пору службы в Кётене – Иоганн Себастьян Бах сопровождал князя Кётенского при встрече с маркграфом Христианом Людвигом Бранденбургским. Пятый Бранденбургский концерт Иоганна Себастьяна Баха, BWV 1050, представляет собой концерт для клавесина, флейты, скрипки и струнных соло, который является одним из самых ранних примеров сольного клавишного инструмента с оркестром. «Бранденбургские концерты». Эти концерты для нескольких инструментов Бах преподнёс в качестве подарка маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому, который содержал оркестр при своём дворе и восхищался композитором.

«Хорошо темперированный клавир»

  • Популярные сообщения
  • Лекция о Бранденбургском концерте №3 соль-мажор (G-dur) Иоганна Себастьяна Баха.
  • Что такое Бранденбургские концерты Баха | культшпаргалка | Дзен
  • Меню учётной записи пользователя
  • Бранденбургские концерты история создания

И.С.Бах. Бранденбургский концерт № 5. Солист - Юрий Мартынов, клавесин.

Энергия упругого ритма захватывает слушателя и не отпускает ни на минуту. Каждой группе, каждому инструменту соответствуют свои интонации, а для каждой темы идеально подобрано тембровое изложение. Звучание оркестра, в котором сочетаются струнные, деревянные и медные духовые, достигает весьма значительной для эпохи барокко мощности звучания. Скорби исполнено Adagio — элегический канон на патетическую тему импровизационного склада. Последующее Allegro в манере ритмичного танца производит впечатление финала, но завершается цикл менуэтом. Этому способствует и полнозвучная фактура, и энергичность типично немецких тем, и звучание трубы в высоком регистре, что создает большие сложности для исполнителей.

Колорит омрачается лишь в медленной части, где труба не звучит. Партия скрипки очень сложна, музыкальная ткань насыщена полифонией. Финал представляет собою пятиголосную фугу.

Тематизм в Allegro и финалах выдержан большей частью в «новонемецком» народном стиле, жанрово ярок, сочен и вступает на энергично-собранной, ритмически упругой интонации первичный импульс , захватывающей слушателя. В веселом, временами юмористичном, всегда артистически-умном состязании солистов и tutti, а тем более — солистов между собою — всякая оркестровая группа и сольная партия вступает на своей интонации, со своей ритмической фигурой, «мотивной характеристикой»; всякая тема является в своем характерном тембровом наряде. Тут Бах не столько колорист, сколько мастер реалистического воплощения удивительно конкретных людских образов — скорее всего «групповых портретов». В этом искусстве он не уступает ни Франсу Гальсу, ни Альбрехту Дюреру. В первой части Шестого концерта — две темы; в первой части Пятого — их три. Но повсюду доминируют контрасты тембров, ритмов, штрихов, динамики, фактуры. Богатство тематизма и тембровых комплексов в сочетаниях инструментальных голосов определяет и особенно богатую, интенсивную разработку. В первых экспозиционных и репризных проведениях темы являются то в гомофонном, то в полифоническом изложении. Но вместе с мотивным дроблением, развертыванием модулирующих голосов, наступает полифоническое насыщение ткани, и Бах достигает непостижимой изобретательности в контрапунктических комбинациях интонационно наполненных «мотивных частиц». Тогда начинает казаться, что порою пробуждается в нем Гайдн и даже Моцарт... Таковы общие черты, но помимо них каждый из шести концертов обладает своей индивидуальностью. Значение Бранденбургских концертов, помимо их неувядаемой, вечно молодой художественной красоты, заключается в той роли, какую они сыграли в истории музыкального искусства. Один из виднейших знатоков баховского стиля на Западе Эрнст Курт писал в своем труде «Основы линеарного контрапункта»: «Великий переворот в немецкой музыке после 1750 года произошел в необыкновенно короткий промежуток времени, едва охватывающий одно поколение; но этот переворот — от смерти Баха и до творческих попыток Гайдна — пожалуй, самый значительный в истории музыки. Говорить о переходе баховского стиля в классический как о постепенном изменении технических основ письма совершенно не приходится: после смерти Баха последовало полнейшее ниспровержение основ, обусловивших его стиль, совершенно новое образование из других элементов».

Рукопись Баха, вероятно, никогда не выполнялась в маркграфском кресле, но хранилась в архиве вместе с 77 другими произведениями, которые позже были распределены между пятью наследниками. И только в 1850 году год столетия со дня смерти Баха произведение было окончательно обнародовано для типов лейпцигского издателя Петерса. Бах знал, что эти произведения не будут исполнены как из-за отсутствия придворного персонала, так и из-за особой сложности партитуры ; это видно из меньшей тщательности, с которой была написана рукопись.

То есть нужно создать такую мелодию и таким образом ее развить, чтобы она сочеталась с двумя, тремя, четырьмя соседними голосами, которые представляют ту же мелодию, только транспонированную выше или ниже. Это, конечно же, требует большого умения, и полифония у Баха в последней части шестого Бранденбургского концерта удивительна по своей сложности и красоте. Давайте теперь сами в этом убедимся. Аллегро и адажио.

Бах. бранденбургские концерты

Это было своеобразное музыкально-драматическое представление, к концу которого «актеры» сливались в едином гармоничном аккорде. Не удивительно, что такой блестящий жанр стал настоящей жемчужиной музыкального искусства барокко и перешагнул границы Италии и своей эпохи. Этот цикл стал предтечей симфонии! Удивительно, но граф Бранденбургский, которому предназначался этот «музыкальный дар» Баха, равнодушно бросил его в чулан вместе с остальным бумажным хламом. Эти концерты нашли случайно, через много-много лет после смерти композитора, а ведь такое эпохальное произведение могло изменить ход музыкальной истории! Интересно, что в конце первой части 5-го «Бранденбургского концерта» Бах ввел обширную сольную каденцию для клавира — когда оркестр затихает, дирижер опускает свою палочку и дает солисту возможность свободно импровизировать. Отныне виртуозная каденция на этом месте стала непременной частью всех концертов. После долгих поисков, а также под влиянием искусства бродячих музыкантов был найден идеальный вариант концертино — две скрипки, виолончель и, как сегодня говорят, клавишные — чембало или клавесин.

Этот состав мог наилучшим образом исполнить и одноголосье с сопровождением, и хоровую полифонию, и танцевальную музыку. Виолончель и чембало выступали в роли басового музыкального фундамента — basso continue, то есть непрерывного баса, или генерал-баса, как его часто называли. Инструментов в концертино четыре, а партий — три, поэтому до появления кончерто гроссо это музыкальное формирование называли трио, а произведения для них — трио-соната. Ее-то и можно назвать предшественницей концерта, а само слово «соната» говорит о том, что она звучит, в отличие от кантаты, которая поется. Корелли — музыкальный живописец Еще в 17 лет Корелли, в обход всех правил, приняли в знаменитую Болонскую академию, затем в Римскую, но к кончерто гроссо он обратился, когда был уже зрелым мастером, в самом конце жизни. Он написал всего один цикл из 12 концертов, ставший классическим образцом жанра и музыкальным завещанием композитора. Каждая часть концертов Корелли была своего рода «музыкально-живописным полотном в движении», а весь цикл можно сравнить с картинной галереей.

Само слово «живопись» приобрело в музыке новый смысл — рисунок на холсте фиксируется в пространстве, а музыкальное «полотно» разворачивается, живет во времени, причем при каждом новом исполнении у него начинается новая жизнь! Кстати, сам маэстро был страстным коллекционером и знатоком живописи, почти все свое академическое жалование — а получал он немало — Корелли тратил на приобретение картин знаменитых соотечественников, например Брейгеля, Караваджо. Композитор использовал в своей «палитре» быстрый и медленный темпы: к тому времени уже сформировались известные нам три быстрых аллегро — весело, стремительно; престо — очень быстро; виво — живо, приподнято и три медленных темпа ларго — широко и плавно; адажио — медленно, напряженно, тягуче; анданте — шагом. Они стали музыкальными символами различных состояний души и оттенков чувств человека. Корелли как будто бы наносил их мазками на свое «полотно», «тонируя» его минорным или мажорным светом. Кстати, концертино вам ничего не напоминает? Правильно, это же почти один в один классический состав рок-группы — две гитары соло и ритм , клавишные и бас-гитара не хватает лишь ударной установки!

Только ведущим, «рассказывающим» инструментом в наш век демократии и электричества стала гитара. А тогда, в XVII веке, родившись, как в алхимической печи, в мастерских итальянских мастеров Страдивари, Амати, Гварнери, голосом души человека стала скрипка. Она могла плакать и смеяться, страдать и радоваться, пронзительно вскрикивать и рассказывать о чем-то глубоко личном.

Основная тема у tutti в характере величавого торжественного шествия чередуется с элегическим интермеццо у двух гобоев и фогота, степенным неторопливым полонезом у струнных, юмористическим скерцо с охотничьими сигналами валторн и унисона трех гобоев. Называя первый и третий эпизоды "трио", Бах использует этот термин буквально - в традициях своей эпохи, - строго выдерживая трехголосную фактуру. В Пятом концерте ре мажор, BWV 1050 солируют поперечная флейта, скрипка и клавесин такой же ансамбль солистов композитор применил в написанном в Лейпциге тройном концерте ля минор, BWV 1044 , причем ведущая роль принадлежит клавесину, сменившему скромную функцию генерал-баса на концертирующую партию, куда более виртуозную, нежели в собственно клавирных концертах Баха. Этот прием и определяет общий характер концерта, энергичный и блестящий, с четко выраженными элементами импровизационности. В первой части, Allegro, функция soli и tutti строго разграничены. Оркестру поручены проведения основной темы с ее броскими "размашистыми" интонациями. В эпизодах же господствует трио солистов, чередуя активное развитие мотивов ритурнеля с новыми тематическими элементами. Перед заключительным проведением ритурнеля помещена виртурозная каденция клавесина - вдохновенная свободная фантазия, органично сочетающаяся с насыщенной звучностью сменяющего ее tutti. Вторая часть - скорбно-лирическое Affettuoso си минор. Оркестр здесь смолкает, печальный и задушевный напев звучит у трио солистов басовый голос клавесина обычно дублируется виолончелью , партии которых сплетаются в прозрачных имитационно-полифонических сочетаниях подобно многочиленным иохальным ансамблям из баховских месс, кантат и ораторий. Третья часть, Allegro в трехчастной репризной форме da capo, написана в ритме жиги, характерном для заключительных частей инструментальных циклов эпохи барокко. Бойкая танцевальная тема появляется как фугато у ансамбля солистов, затем ее подхватывает tutti. Средний раздел окрашен в элегические тона; вводящийся здесь новый вариант темы приобретает лирические черты.

Как Вы думаете, я прав? OlgaKz: Не знаю, правы Вы или нет, но Ваше мнение разделяю целиком и полностью. Я не случайно написала это именно под шестым концертом — тут фантастическое богатство тембров! Сто лет слушаю этот концерт, и ноты держал в руках. Но никогда не обращал внимание.

Там есть сложные правила, которые необходимо соблюсти, чтобы не получилась какофония. То есть нужно создать такую мелодию и таким образом ее развить, чтобы она сочеталась с двумя, тремя, четырьмя соседними голосами, которые представляют ту же мелодию, только транспонированную выше или ниже. Это, конечно же, требует большого умения, и полифония у Баха в последней части шестого Бранденбургского концерта удивительна по своей сложности и красоте. Давайте теперь сами в этом убедимся.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий