Выступление старообрядцев дата и участники

Башкирское восстание. Выступление старообрядцев. Появились группы старообрядцев, которые впоследствии были разделены на многочисленные согласия. 1)Астраханское восстание:1705-1706г. Причины и повод для выступления:востание было вызвано царским указом на запрет носить бороды и русскую одежду.а так же введение новых налогов и пошлин. Состав участников:стрельцы,солдаты,посадские и работные люди.

Выступления петра 1

Старообрядцы отказались повиноваться новым религиозным правилам, за что их сажали в тюрьму, ссылали в Сибирь. Движение старообрядцев поддерживали не только крестьяне, но и ремесленники, некоторые помещики, бояре. Основные выступления старообрядцев в 1660-1680 годах. Выступление старообрядцев 1. Дата 2. Участники 3. Событие 4. Итог. Обществознание. Выступление старообрядцев 1. Дата 2. Участники 3. Событие 4. Итог. Выступления старообрядцев При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности.

События выступления старообрядцев при петре 1

Сторонники старых обрядов были объявлены раскольниками. Идеологом и наиболее видным деятелем старообрядчества в период его возникновения был Аввакум, протопоп города Юрьева-Повольского город Юрьевец Ивановской области. В старообрядчестве почитается как священномученик и исповедник. Никон и Аввакум Никон и Аввакум Раскольники подвергались преследованиям, в 1685 году указом царевны Софьи были объявлены вне закона. На конец 17 века более миллиона человек не подчинились изменениям Андерсон В. Старообрядчество и сектантство. Старообрядцы были вынуждены искать новые места для обитания — подальше от городов и цивилизации. При Петре I принято несколько указов 1709, 1711, 1714 , по которым старообрядцев лишили почти всех гражданских прав, ввели официальную регистрацию «раскольников», вменили обязанность платить двойную дань, но освободили от посещения храмов господствующего исповедания, запретили носить традиционную русскую или современную европейскую одежду вместо неё староверы были обязаны носить шутовские колпаки с рогами и зипуны разных пёстрых цветов , собираться вместе для молитвы без специального разрешения. В 1721 году Священный Синод составил особую инструкцию об учреждении в России духовной инквизиции для борьбы с «раскольниками».

В 1762 году было принято несколько указов, в результате: старообрядцам, бежавшим за границу, дозволялось вернуться в Россию; прекращены все следственные и судебные дела о старообрядцах; дано разрешение не брить бороду, носить народную одежду; было официально запрещено употребление слова «раскольники», вместо этого вводился термин «старообрядцы», выделялись земли для селения старообрядцев.

Причины и повод для выступления:запрет избираться на общественные должности,непризнание браков,установленны подати в двойном размере,принуждение работать на строительстве металургических и оружейных заводах,обязательство одеваться в нелепые одежды,чтобы определить человека второго сорта. Состав участников:старообрядцы они же крестьяне.

Основные события:протест в виде церковного непослушания,пропаганда других религиозных норм. Результат:продолжаются акты самосожжения.

Русско-японская война даты и события. Социальные и национальные движения. Социальные и национальные движения оппозиция реформам. Социальные и национальные движения при Петре 1. Социальные и национальные движения оппозиция реформам 8 класс. Соловецкое восстание 1668-1676. Соловецкое сидение 1668-1676 итоги. Народные движения в начале 18 века таблица. Народные Восстания Петра 1 таблица.

Народные Восстания при Петре 1 таблица. Выступления работных людей причины. Восстание работных людей при Петре 1. Восстания работных людей при Петре. Восстание старообрядцев при Петре 1. Восстания при Петре 1 таблица. Народные Восстания при Петре 1 карта. Таблица восстаний при Петре 1 8 класс. Восстания при Петре 1.

Таблица по истории Восстания при Петре 1. Народные движения в период правления Петра 1 таблица. Выступление старообрядцев в XVII. Протесты старообрядцев кратко. История выступления старообрядцев. Таблица восстание Разина и медный бунт. Восстание Разина медный бунт. Таблица соляной бунт медный бунт Разина восстание. Соляной бунт медный бунт восстание Степана.

Старообрядцы церковные реформы раскол. Церковная реформа Никона старообрядцы. Старообрядцы реформа Никона. Реформа Патриарха Никона. Церковный раскол. Народные Восстания в эпоху Петра 1 таблица. Народные Восстания при Петре 1 таблица 8 класс история России. Восстания при Петре 1 таблица итоги. Народные Восстания в 17 веке таблица.

Таблица по истории Восстания 17 века. Таблица народное движение в 17 веке причины события итоги. Народные Восстания в России в 17 веке таблица. Восстание старообрядцев. Выступление старообрядцев последствия. Бунт старообрядцев. Русская православная Церковь в 17 веке протесты старообрядцев. Русская православная Церковь в 17 веке реформа Патриарха. Протест старообрядцев 17 века.

Революционные организации 19 века.

Основные события:разорение русских деревень,продажа жителей в рабство на турецкие рынки,посольство в османскую империю и в крымское ханство. Результаты:в 1711 году царским властям удалось поддавить это востание лишь спустя несколько лет. Причины и повод для выступления:запрет избираться на общественные должности,непризнание браков,установленны подати в двойном размере,принуждение работать на строительстве металургических и оружейных заводах,обязательство одеваться в нелепые одежды,чтобы определить человека второго сорта. Состав участников:старообрядцы они же крестьяне. Основные события:протест в виде церковного непослушания,пропаганда других религиозных норм.

11 вопросов о старообрядцах

восстание в монастыре 1668-1676 годов: причины, основные события, ход сидения, итога и значение. Выступление старообрядцев. К этому выступлению привела Церковная реформа патриарха Никона. Это движение объединило самые различные социальные слои. Укажите даты когда были Вавилон ниневия Иерусалим и определите сколько лет прошло между Бунташный век выступление старообрядцев (дата,место,участники событий,причины,итог). Вопрос школьника по предмету История Выступление старообрядцев 1. Дата 2. Участники 3. Событие 4. Итог Ответ учителя по предмету История 1) 1681 г 2). Получи верный ответ на вопрос Бунташный век выступление старообрядцев (дата, место, участники событий, причины, итог). Причиной появления старообрядцев была реформа патриарха Никона в 1653 году. Теория по кодификатору. 1.4.10 Социальные движения XVII в. Все народные выступления XVII века.

Связанных вопросов не найдено

  • История России
  • Бунташный век выступление старообрядцев (дата,место,участники событий,причины,итог) —
  • Связанных вопросов не найдено
  • История 7 вопрос 28043
  • Таблицa на схожие темы

Бунташный век выступление старообрядцев (дата, место, участники событий, причины, итог)

Укажите даты когда были Вавилон ниневия Иерусалим и определите сколько лет прошло между Бунташный век выступление старообрядцев (дата,место,участники событий,причины,итог). Но взятие Соловецкого монастыря и наказание для восставших не остановило противоборство со стороны старообрядцев. Лидером движения старообрядцев выступил протопоп Аввакум. Укажите даты когда были Вавилон ниневия Иерусалим и определите сколько лет прошло между Бунташный век выступление старообрядцев (дата,место,участники событий,причины,итог). Движение старообрядчества. Основные даты. В подборке автора: Приятные мелочи.

Выступление старообрядцев 1. Дата 2. Участники 3. Событие 4. Итог

состав участников выступления старообрядцев. вопрос по История от NikaFelice_zn (66 баллов) 13 Март, 18. восстание в монастыре 1668-1676 годов: причины, основные события, ход сидения, итога и значение. Религиозные выступления: Состав, участники: православные-старообрядцы. Год: весь период царствования Петра. 2) отсутствие среди участников крестьян. Выступление старообрядцев 1. Дата 2. Участники 3. Событие 4. Итог. Выступление старообрядцев 1. Дата 2. Участники 3. Событие 4. Итог. Желательно кратко.

Народные восстания в Российской империи в ХVII–начале XX века. Инфографика

Башкирское восстание. Выступление старообрядцев. В 1800 году часть старообрядцев поповцев пошла на соглашение с официальной церковью. Преследования старообрядцев. В состав участников выступлений входили представители большинства категорий населения России того периода. восстание в монастыре 1668-1676 годов: причины, основные события, ход сидения, итога и значение. состав участников выступления старообрядцев. вопрос по История от NikaFelice_zn (66 баллов) 13 Март, 18.

Литература

  • Причины проведения реформы
  • Народные движения в XVII веке
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ РАСКОЛА И СТАРООБРЯДЧЕСТВА - ИМЕНА БРАТСКАИМЕНА БРАТСКА
  • Главные события выступления старообрядцев
  • Основные выступления старообрядцев в 1660-1680 годах
  • Движение старообрядчества. Основные даты

Народные движения в XVII веке

Петр 1 продолжал преследовать старообрядцев, но те продолжали выступать против его реформ. В конце концов, им удалось создать свой сектор в обществе и сохранять свои традиции и обряды в течение веков. Итог восстания старообрядцев: Конфликт между старообрядцами и властями России продолжался десятилетиями. В результате Петр 1 вынудил примереть к новшествам все большое количество старообрядцев, но значительная часть их осталась верна своим традициям.

Несмотря на жестокость Петра 1 в отношении старообрядцев, нельзя отрицать значение его реформирования России. Он сделал Россию более современной и конкурентоспособной в глобальном мире.

Историки старообрядчества считают, что в 1900 году состоялось событие, которое положило начало уникальной традиции церковных форумов мирян. На самом деле подобные собрания в течение столетий проводились и до этого дня, поскольку подлинно соборное решение вопросов всегда было присуще старообрядчеству. Можно сказать, что только в старообрядчестве и сконцентрировались народоправщицкие, соборные, общинно-демократические начала русского народа. Но в прошлые века документировать такие собрания было чрезвычайно опасно, потому что законодательство носило репрессивный характер, ограничивая общественную и, тем более, публичную активность староверов.

Так вот, в начале XX века именно старообрядцы-миряне в опасной ситуации не побоялись проявить религиозную и гражданскую инициативу, встать на защиту существования Церкви. Поводом к созыву съезда стали репрессии, которые обрушились на старообрядчество, когда возникла вероятность признания старообрядческой иерархии Константинопольским и другими восточными патриархами. Всероссийский съезд постановил — срочно активизировать работу по защите прав старообрядчества и легализации старообрядческой Церкви в России. На протяжении 1900—1917 годов Всероссийские съезды старообрядцев белокриницкого согласия проходили ежегодно и внесли неоценимый вклад как в обретение гражданских свобод старообрядцами в 1905 году, так и в стремительное развитие старообрядческой церковной и общественной жизни в последующий период. На съездах обсуждались доклады по вопросам текущего законодательства о старообрядцах, по народному образованию, по строительству новых храмов и иной хозяйственной деятельности. Съезды были призваны усилить влияние мирян в управлении старообрядческими обществами общинами России, так как представительство мирян на Освященных соборах Древлеправославной Церкви Христовой в период бурного расцвета старообрядчества в начале XX века , по их мнению, было недостаточным.

Этот пример и традиция проведения Всероссийских съездов весьма актуальны и в настоящий период развития старообрядчества. Помимо съездов старообрядцев существовали и другие многочисленные общественные организации. Широкую известность получил Союз старообрядческих начетчиков — организация, имевшая целью защищать и распространять старообрядчество, развивать деятельность старообрядческих начетчиков, поддерживать их морально и материально, организовывать частные и публичные беседы, доклады, лекции, издавать богословскую, историко-просветительную литературу. Союз возник в июле 1906 года на первом съезде начетчиков. Также в эти годы были созданы и другие общественные организации. В 1906 году в Нижнем Новгороде было организовано Братство учителей-старообрядцев.

В 1906 году было сформировано Старообрядческое благотворительное общество. В 1908 году в Риге зарегистрировали Старообрядческое просветительно-благотворительное общество. Интересно, что эта организация объединяла представителей старообрядцев Белокриницкой иерархии и беспоповцев. В марте 1910 года в Санкт-Петербурге старообрядцы — члены Государственной Думы организовали «Старообрядческое просветительно-благотворительное общество». По уставу членами общества могли быть старообрядцы разных согласий. На учредительном собрании присутствовало свыше 300 человек, в том числе старообрядческие священники и наставники.

В феврале 1914 года П. Рябушинский начал работу по созданию Старообрядческого культурно-просветительского общества. Основной целью Общества ставилось развитие старообрядческого образования. О серьезности намерений будущего Общества свидетельствует состав учредителей.

Но уже при следующем Патриархе Иосифе 1642—1652 , усилия книжников были направлены на подготовку издания полного церковнославянского текста перевода Библии.

Налицо было стремление согласовать славянский перевод с греческим текстом, при этом в качестве посредника могли выступать западнорусские тексты. При его участии был основан крупнейший в восточной Европе центр просвещения — Киево-Могилянская академия. Для исправления богослужебных книг при патриархе Иосифе в 1649 году из Киева в Москву были приглашены монахи, во главе с Епифанием Славинецким — знавшим греческий язык; к ним присоединился толмач Арсений Грек. Работа справщиков продолжалась непрерывно и при патриархе Никоне. В основе лингвистических воззрений круга книжников, осуществлявших редактирование, лежала ориентация на грекоязычный оригинал: убеждение в том, что церковнославянский перевод греческих текстов должен выражать те же значения и по возможности тем же образом, что и оригинал.

Книги унифицировали по греческим образцам, поэтому претерпел изменение и Богослужебный Устав : часть молитв была исключена, а часть молитв, которых не было в прежних чинопоследованиях, была добавлена. Например, во вседневную Полуношницу были добавлены две молитвы; был добавлен канон в Панихиду. После реформы исчезла такая служба как Средняя Павечерница. Сугубая двойная аллилуйя была заменена на трегубую тройную. Реформы Никона, начатые в 1653 году по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам, встретили сильную оппозицию со стороны значительной части русского общества.

Первое изменение противоречило богослужебному Уставу , господствующему в Русской церкви. Второе изменение было самым существенным нововведением всей реформы и в дальнейшем именно оно будет центром всей полемики между новообрядцами и старообрядцами; данное изменение противоречило, актам Поместного Стоглавого Собора 1551 года , закрепившим двоеперстие. Издание «Памяти» вызвало сопротивление со стороны духовенства и монашества. Несогласные, например Неронов и Аввакум , тотчас были репрессированы, отправлены в ссылки. Далее Никон продолжил реформу, собирая соборы.

Собор 1654 года положил начало делу унификации обрядов московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе. На этом соборе жертвой репрессий со стороны Никона стал епископ Павел Коломенский , последний не подписал решения собора. Никон попробовал безуспешно уговорить епископа; затем без соборного уже решения самовластно лишил архиерейства Павла; Никон не только сорвал с Павла мантию, но и собственноручно избил его без милости, после чего Павел был сослан в заключение. По сообщению новообрядческих источников Павел Считая сами обряды еретическими, для согласования реформ Никон послал вопросы о реформе в Константинополь. На Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриарха Паисия, были составлены ответы, в которых объяснятся, что разница обрядов ересью не является.

Не дождавшись ответов, Никон собирает новый Собор. Согласно решению поместного Московского собора 1656 года всех, крестящихся двумя перстами , объявили еретиками и предали анафеме , это решение противоречило постановлениям Константинопольском Соборе [3]. Поспешная анафема собора 1656 года на всех крестящихся двумя перстами, отменённая только Поместным собором РПЦ 1971 года , и стала главнейшей причиною Раскола. Собор 1656 года В 1654 году был собран собор, но на нём патриарх Никон встретил сопротивление в лице епископа Павла , которого Никон самовластно без суда и соборного решения, лишил сана и отправил в ссылку. Для продолжения своей реформы патриарх Никон решил заручиться поддержкой восточных иерархов: Патpиаpха Антиохийского Макаpия , Патpиаpха Сеpбского Гавpиила , митрополита Hикейского Гpигоpия и митрополита всей Молдавии Гедеона.

Для этой цели был собран Московский собор 1656 года. На нём все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. Собор 1667 года В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками.

Страна оказалась на грани религиозной войны. Соловецкое восстание 23 июля 1667 года власти назначили настоятелем Соловецкого монастыря сторонника реформ Иосифа, который должен был провести реформу в Соловецком монастыре. Иосиф был приведен в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря, позже настоятелем был избран архимандрит Никанор. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как открытый бунт. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня , однако встретили решительный отпор.

Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы стрельцы высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог , причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам [4] Летом 1672 года И. Волохова сменил воевода К. Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов. Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года.

В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царём было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить.

Стрелецкое войско на подступах к монастырю тем временем увеличивалось, хотя взять его силой не удавалось. Спустя семь лет монахи перестали молиться за царя и показали, что не готовы идти на мировую.

Воевода Иевлев во время осады совершил роковую ошибку: повелев сжечь все хозяйственные постройки вокруг монастыря, он вынудил стрельцов бежать по открытой местности под огнем. На место Соловецкого сидения Алексей Михайлович отправил нового командующего — воеводу Мещеринова. Тот приказал устраивать подкопы и участить попытки штурма. Соловецкий архимандрит Никанор призывал защитников монастыря стрелять по Мещеринову: «Поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы». Обе стороны несли крупные потери, однако воевода мог регулярно пополнять войска. Защитники крепости этой возможности не имели.

Так наступил 1676 год. Между монахами со временем начались споры. Одни считали, что молитвы за царя нужно возобновить, другие уверяли, что Алексей Михайлович предал веру. В результате несколько иноков перешли на сторону воеводы, и монах Феоктист рассказал ему о тайном ходе и о том, когда караульные покидают свои посты. Мещеринов немедленно отправил в крепость отряд из пятидесяти стрельцов. Они выломали камни в окне, вошли в Белую башню монастыря и впустили войско, перебив стражников.

Царское войско заполнило Соловецкий монастырь.

выступление выступление старообрядцев в 17 веке причина,дата,районы,требования,итог

Великие страдальцы - русские православные христиане - явили необычайную силу духа в это ужасное время. Хотя некоторые из них в конце концов отступили от истинной веры, не выдержав пыток и гонений, многие пошли на смерть смело и решительно. Огромное количество преследуемых христиан бежали в пустыни, леса, в горы, где находили себе приют. Чтобы спастись от преследований и пыток, русские люди стали себя сжигать. Во многих местах, где ждали гонителей и мучителей, заранее приготовлялись срубы для самосожжений и приспосабливались к этому отдельные избы, часовни, церкви, просмоленные и обложенные соломой.

Как только приходило известие, что идут сыщики и гонители, народ запирался в приготовленное к сожжению здание и при появлении гонителей заявлял им: «0ставьте нас, или мы сгорим». Духовными центрами старообрядчества назывались такие поселения, где сосредоточены были духовные силы церкви и где была возможность осуществлять духовную деятельность. Это были преимущественно монастыри и скиты. Из Москвы и других крупных городов христиане вынуждены были бежать на далекие окраины России, часто в совсем не заселенные места.

Где они оседали, сейчас же в той местности создавались монастыри и скиты, которые становились источником духовной жизни. Отсюда шло руководство церковью, из монастырей рассылались священники на приходы. Отсюда же посылалось св. В некоторых местах возникало много скитов и монастырей - по нескольку десятков, с многими сотнями иночествующих подвижников.

Они объединялись под руководство наиболее крупного и авторитетного монастыря.

В 1800 г. На Поместном соборе Русской православной церкви 1917—1918 гг. Предсоборный совет 1917 г. Попытка «уврачевания язвы разделения» и отмены клятвы соборов 1656 и 1666—1667 гг. В 1971 г. Поместный собор Русской православной церкви окончательно снял клятвы и признал старые обряды «равночестными и равноспасительными».

Русская православная церковь за границей РПЦЗ примирилась со старообрядцами через покаяние в участии в дореволюционных гонениях 2000. На архиерейском соборе Русской православной церкви октябрь 2004 «старообрядческому вопросу» был посвящён доклад «Исконная ветвь русского Православия» митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла ныне патриарх Московский. Старообрядческие согласия Как религиозное явление старообрядчество не представляет собой внутреннего единства, что обусловлено проблемами, стоявшими перед старообрядцами, и путями их осмысления. Магистральным является разделение старообрядчества на поповцев и беспоповцев — по признанию или непризнанию священства. Вероучение беспоповцев определяет идея об уже совершившемся воцарении антихриста в основном трактуется как совокупность различных ересей , проникших в Русскую церковь и вызванном этим прекращении благодати священства и церковной иерархии, что допускает возможность совершения «нужнопотребных» таинств крещения , покаяния и причащения при определённых условиях мирянами. В основе разделения беспоповцев на согласия поморское , федосеевское , филипповское и др. Часть старообрядцев, не переживая глубоких эсхатологических ожиданий, принимала священников беглых попов из господствующей Церкви.

Восстание под руководством Хлопка Косолапа 1603-1604. Повод: голод 1601-1603 г. Движущие силы: беглые холопы, крестьяне. Итоги: подавление восстания, присоединение восставших к отрядам И.

Повод: попытка В. Шуйского восстановить налоги, отменённые Лжедмитрием I. Движущие силы: крестьяне, холопы, дворяне южных уездов под предводительством Г. Сумбулова и П.

Итоги: расправа над во ставшими, гибель И. Соляной бунт 1648 г. Повод: финансовая реформа главы правительства Б. Морозова, увеличение косвенного налога на соль в 1646 г.

В 1647 году налог был от отменён, но возросли прямые налоги. Движущие силы: посадские люди, дворяне, стрельцы. Итоги: налог отменён. Однако принятое «Соборное уложение» в 1649 году окончательно юридически оформило крепостное право сыск беглых стал бессрочным , ликвидировало «белые» слободы не платившие государственные налоги , а их обитатели «положены в тягло», то есть были принуждены, как и остальной посадский мир, платить налоги.

Восстания в Пскове и Новгороде 1650. Повод: резкое повышение цен на хлеб, вызванное поставками зерна Швеции в счет компенсации за людей, ушедших с захваченных ею территорий. Власть на время перешла к местному самоуправлению.

Восставшие ненавистного воеводу тотчас казнили, введённые им налоги отменили и пошли бунтовать дальше. Восставшие двинулись вверх по Волге, но были разбиты под Царицыном. Окончательно разгромить силы бунтовщиков Петру I удалось только весной 1706 года.

Предводителей восстания колесовали. Итоги восстания: Указ о брадобритии и ношении иностранного платья был отменён. Восстание Булавина Огонь астраханского бунта поджёг Дон. В 1707 году группа казаков под руководством Кондратия Булавина уничтожила царский отряд, который прибыл для сыска беглых крестьян. В ходе восстания мятежники отстранили от власти тех атаманов, которые выступали против конфронтации с Петром I. Таким образом, Булавину удалось возглавить всё Войско Донское.

Впрочем, на новом посту он продержался недолго. Видя бесперспективность дальнейшей борьбы, казаки убили атамана Булавина. Памятник Кондратию Булавину в Луганской области. Фото: wikimapia. Центром восстания стал остров Кижи. Мятежники требовали улучшения условий труда и снижения налогов.

За считанные месяцы армия бунтовщиков выросла до 40 тысяч человек. Мужики, вооружённые «кольём и дубьём», несколько лет эффективно противостояли местным представителям власти. Для того, чтобы промышленность в Карелии полностью не остановилась, Екатерине II пришлось отправить в регион серьёзные силы. На подавление восстания в 1771 году были направлены войска, которые расстреляли бунтовщиков из пушек. Итоги восстания: Власти незначительно улучшили условия труда карельских рабочих и приписанных к заводам крестьян. Мемориальная доска о Кижском восстании 1771 года.

Власти предпринимали меры для того, чтобы препятствовать распространению моровой язвы: создавались принудительные карантины, были запрещены массовые мероприятия. Но этого было недостаточно — эпидемия продолжала выкашивать население в московском регионе болезнь унесла жизни более 200 тысяч человек. Тогда жители города решили, что спасти их от чумы может только икона Боголюбской Богоматери. Десятки тысяч человек потянулись в Китай-город, чтобы приложиться к чудотворному образу. Архиепископ Амвросий, понимая, что такое паломничество способствует распространению заразы, приказал убрать икону. Это решение горожане истолковали по-своему.

В толпе начали кричать, что Амвросий прислуживает Антихристу и намерен извести весь православный народ. Под звон колокола Набатной башни люди бросились зачищать Москву от всех тех, кто имел хоть какое-то отношение к введению карантинных мер. В ходе восстания Амвросий был убит, а Донской и Чудов монастыри подверглись разгрому. От дальнейшего разграбления Москву спасли подоспевшие из Санкт-Петербурга войска под командованием Григория Орлова. Щадя своих солдат, граф подавил восстание плотным пушечным огнём. Итог восстания: Власти лишили колокол на Набатной башне Кремля языка и издали указ «О мерах к прекращению эпидемий и устройству кладбищ».

Чумной бунт 1771 года, акварель Эрнеста Лисснера. Источник: Public Domain Пугачёвское восстание «Бояр, генерал, капитан и иные — голову рубить, имение взять. В одно время они вас объедали, лишали воли, сейчас вы их рубите». С таким программным заявлением 28 сентября 1773 года с берегов реки Яик выступил Емельян Пугачёв. Бунтовщик, выдававший себя за чудом спасшегося императора Петра III, призывал всех недовольных чинимыми центральными властями «несправедливостями» вступать в его войско. И народ на это воззвание активно откликнулся.

Ведь фигура Петра III была невероятно популярна среди крестьян — считалось, что именно этот правитель собирался отменить крепостное право, но сделать это ему не дали дворяне-предатели, убившие царя. Другой секрет успеха Пугачёва — это идеально выбранное для начала восстания место. Самозванец решил не будоражить родной Дон, который к тому моменту присягнул на верность Романовым, а отправиться на мятежный Урал. Местные казаки укрывали беглых крестьян и староверов, а также категорически отказывались поступиться своими вольностями. Всех недовольных Пугачёв повёл за собой в поход на Санкт-Петербург. Многие города при этом не только не оказывали мятежникам никакого сопротивления, но и сами распахивали перед армией самозванца ворота.

Триумфальное шествие Пугачёва сопровождалось массовыми поджогами усадеб и зверскими убийствами дворян-помещиков. Правда, в военном плане армия Пугачёва оказалась не так сильна, как в мародёрстве. В 1774 году Екатерина II, решив «раз и навсегда выжечь измену», отправила на Волгу своего любимца Александра Суворова. Отозванный с театра русско-турецкой войны военачальник оказанное доверие оправдал: армия Пугачёва была разбита, а сам самозванец выдан вчерашними товарищами. Не избежали суровой кары и другие предводители восстания. Виселицы с повешенными мятежниками установили на деревянные плоты и пустили их плыть вниз по Волге, чтобы вся Россия видела, как обходится с изменниками матушка Екатерина.

Итоги восстания: Из восстания Екатерина II сделала вывод, что рассчитывать престол может только на дворян. В результате крестьяне впали в ещё большую зависимость от помещиков. Чтобы ничего не напоминало о восстании, императрица переименовала реку Яик в Урал, а Яицкое казачество — в Уральское. Не обошла своим вниманием правительница и вольный Дон. Также под горячую руку Екатерины II попала Запорожская сечь, которую императрица решила на всякий случай ликвидировать. Мятеж на петербургской Сенатской площади был подавлен в тот же день, восставших расстреляли картечью из пушек.

Соловецкое сидение (восстание)

А староверы воспользовались этим. То есть ситуация сложилась странная: люди, которые приносили огромную пользу, подвергались гонениям. Поэтому-то многие успешные старообрядцы старались не афишировать своих религиозных убеждений. Другие — ничего не стеснялись. Император Николай Александрович Романов Второй задумался над проблемой и пошел на некоторые меры, которые улучшили положение староверов. Симпатии или расчет? На этот вопрос сложно ответить. Есть версии, что Романов симпатизировал староверам, их культуре. Но, скорее всего, царь, который ни с кем не хотел ссориться, мечтал об объединении православной церкви, делал для этого всё, что считал нужным. В частности, в 1905 году — на самую Пасху, был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости».

А 19 апреля того же года Николай отметил в своем дневнике, что «христосовался со старообрядцами». Есть еще одна версия: умный царь, сам или с подачи супруги, осознал, что в его государстве не должно быть расколов. Тогда и ситуация будет всегда стабильной, монархия продолжит существовать. Я склоняюсь именно к третьей версии. Без взаимности Как относились староверы к дому Романовых? Они считали антихристами Алексея Тишайшего и Петра Первого — за раскол, за гонения. Староверы были уверены, что монархия стране не нужна.

Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как открытый бунт. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня , однако встретили решительный отпор. Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы стрельцы высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог , причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам [4] Летом 1672 года И. Волохова сменил воевода К. Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов. Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года. В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царём было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В период 1674—1675 стрелецкое войско было удвоено. До конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными [4]. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Нападавшие проникли в монастырь через тайный ход в сушило. Темной снежной ночью 1 февраля 22 января старого стиля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх человек. После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены [4] , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. Собор 1677 года 12—21 февраля 1677 года, в Кашин по распоряжению патриарха Иоакима с целью утверждения нового перстосложения — троеперстия, борьбой со староверием и для утверждения «правильности» вышесказанных соборных решений была отправлена новая комиссия Иосиф митрополит Рязанский ; Симеон архиепископ Тверской ; Варсонофий, игумен Доброго монастыря ; протопоп собора Николая Гостунского Иоанн Лазарев , осмотревшая мощи княгини Анны Кашинской и обнаружившая «несогласия» с протоколами осмотра 1649 года, которые, в частности, утверждали, что правая рука княгини сложена двуперстно. Осмотр 1677 года, согласно протоколу, показал, что «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи» [6]. Кроме того, обнаружились многочисленные расхождения между недавно составленными житиями и летописями всего 13 расхождений : так, в новых текстах утверждалось, что Анна была по происхождению не княжной, а боярышней, якобы родилась в Кашине, дата её смерти была изменена на 30 лет и т. Нужен был любой повод, даже придуманный, для того, чтобы убрать мощи и ликвидировать ясное свидетельство древности и православности двоеперстия. Собор 1681 года В 1681 году состоялся поместный собор Русской церкви, собор настойчиво просит царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начнется активная физическая расправа. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев. Восстание старообрядцев 1681 года Согласно описанию профессора А. Панченко , 6 января 1681 года царь отправился с большим количеством народа на водоосвящение. В это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи, считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов. Подписи гласили: «окаянный», «льстец», «баболюб», «сребролюбец», «продал Христа» [7]. Стрелецкий бунт 1682 года В время стрелецкого бунта 1682 года старообрядцы собрались в Москве из дальних скитов и проповедовали в стрелецких полках возврат к старым обрядам. Эти претензии были с энтузиазмом поддержаны Хованским, который нашёл в этом ещё один рычаг давления на правительство. Но ни он, ни правительница Софья, при всём желании, не могли решать этот вопрос, находившийся в компетенции церкви — патриарха и архиереев. Церковь же ни при каких обстоятельствах не могла отказаться от постановлений, принятых Собором, тем более что к тому времени она уже признала старообрядцев еретиками. Для разрешения спора старообрядцы предлагали открытый теологический диспут между апологетами новой и старой веры, который должен быть проведён на Красной площади в присутствии всего народа. За идею диспута ухватился Хованский и стал добиваться проведения её в жизнь. Патриарх возражал против проведения диспута на площади, понимая, что победа в нём будет зависеть не от аргументов и логики, а от симпатий толпы, изначально настроенной против власти и поддерживаемой ею официальной церкви.

Задание 2. На контурной карте. Болотникова в 1606-1607 гг. Задание 3. На основе текста учебника и дополнительной литературы заполните таблицу «Восстание Степана Разина». Используя текст учебника и дополнительные материалы, запишите основные решения. Задание 4. Графически отразите причины и особенности народных выступлений XVII в. Форму подачи материала выберите самостоятельно. Задание 5. Используя текст учебника и дополнительные материалы, заполните сравнительную таблицу. Задание 6. Какие исторические персонажи являются главными на картине Б. Можно ли судить по каким-либо деталям о характере изображённого на картине события? На картине изображены горожане, стрельцы и бояре. На переднем плане виден испуганный боярин, а вокруг него возмущенные горожане и служилые люди. По возмущению толпы видно, что они настроены агрессивно и готовы разрушать все на своем пути, что свидетельствует о народном бунте. Произошёл из-за попытки государства пополнения казны за счёт введения дополнительных налогов на соль. Москвичи пытались подать ему жалобу на главу Земского приказа Л. С Плещеева. Под натиском горожан царь был вынужден уступить: «выдал головою» отдал на расправу толпе не только Плещеева, но и главу Пушкарского приказа. Воспользовавшись нестабильной ситуацией, дворянство потребовало от царя упорядочить законы и судебную систему, подготовить новое соборное уложение. Медный бунт Причиной стал тот факт, что монеты стали чеканить не из серебра, а из меди. Это в свою очередь было вызвано истощением казны. Стоимость новых монет была в 12-15 раз меньше, чем старых, и торговцы отказались от их использования. В июле 1662 года толпы восставших устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенском. Царь был вынужден вступить в переговоры с ними и пообещал вернуть старые порядки. Удовлетворённые люди отступили, но по дороге им встретилась новая толпа, и шествие возобновилось. За то время Алексей Михайлович собрал войска, и безоружный народ был побеждён. Над участниками шествия начались жестокие расправы: зачинщиков повесили, кому-то отрубили руку, кому-то ногу, кому-то язык.

В 1668 году, не сумев сломить сопротивление раскольников, Алексей Михайлович отправил на Соловки правительственное войско. Началась осада монастыря, выдержать которую пытались почти пятьсот монахов и мирян. Поддержку им постоянно оказывали местные жители, тайком передававшие припасы в обитель. Стрелецкое войско на подступах к монастырю тем временем увеличивалось, хотя взять его силой не удавалось. Спустя семь лет монахи перестали молиться за царя и показали, что не готовы идти на мировую. Воевода Иевлев во время осады совершил роковую ошибку: повелев сжечь все хозяйственные постройки вокруг монастыря, он вынудил стрельцов бежать по открытой местности под огнем. На место Соловецкого сидения Алексей Михайлович отправил нового командующего — воеводу Мещеринова. Тот приказал устраивать подкопы и участить попытки штурма. Соловецкий архимандрит Никанор призывал защитников монастыря стрелять по Мещеринову: «Поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы». Обе стороны несли крупные потери, однако воевода мог регулярно пополнять войска. Защитники крепости этой возможности не имели. Так наступил 1676 год. Между монахами со временем начались споры. Одни считали, что молитвы за царя нужно возобновить, другие уверяли, что Алексей Михайлович предал веру. В результате несколько иноков перешли на сторону воеводы, и монах Феоктист рассказал ему о тайном ходе и о том, когда караульные покидают свои посты.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий