В какой части выступления оратор вводит слушателей в курс дела

Цель основной части ораторской речи — убедить слушателей в правомерности изложенного тезиса с помощью аргументов, примеров, опровержений. В рамках данной структурной части публичного выступления, оратор обозначает окончательные тезисы своего выступления и его общие итоги, а также завершает свое выступление при помощи использования каких-либо риторических средств или приемов. Основная часть ораторского выступления — это изложение самого материала, аргументация, использование фактов и логических доказательств. Заключение призвано подытожить и обобщить сказанное, подчеркнуть главную мысль, сделать выводы, воодушевить слушателей.

Логика речи

  • Особенности ораторской речи | Студент-Сервис
  • «Мастерство публичной речи (основы оратории)» - конспект лекции
  • Тебе могут подойти лекции
  • Модуль 3.2.2 Структура выступления

Структура ораторской речи

Если в зачине (при обращении) оратор говорит скорее о себе, чем о предмете речи, то во вступлении он вводит аудиторию в курс дела, анонсирует выбранную тему. Вступление необходимо для подготовки слушателей к восприятию темы. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т. е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Главные советы из книги Джеймса Хьюмса «Секреты великих ораторов» для тех, кто хочет постичь ораторское искусство и завораживать своими речами. Ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления качественная характеристика ораторской речи искусное владение живым словом. Ораторское искусство и наука о нём зародились в Древней Греции. Не вдаваясь в детали, идеальный план публичного выступления является идеальным, потому что учитывает основные смысловые акценты, которые слушатели делают во время речи. Именно слушатели, а не сам оратор. установить доброжелательную атмосферу. Можно выделить два типа вступительной части: 1. Естественное начало, когда оратор без предварительной подготовки вводит слушателей в суть дела. Содержание данного вступления тесно связано с содержанием речи.

Техники начала и окончания выступления

Ораторская речь — необходимый навык, который можно развить, натренировать и постоянно совершенствовать. Умение красиво и правильно доносить свою мысль может пригодиться в любой ситуации. Настоящие ораторы могут рассуждать на любые темы и аудитория готова слушать их часами. Понятие об ораторском искусстве имеет три определения: достижение высокой степени мастерства публичных выступлений, качественной речи и владения живым словом; ораторское искусство, также понимают, как науку и учебную дисциплину о красоте слова; ораторство — это сложная смесь навыков, которая выливается в творчество публичной речи. Отечественная риторика выделяет несколько направлений красноречия: социально-политическое направление выступления на политические, экономические темы ; духовное религиозные публичные выступления, проповеди ; академическое выступления лектора в учебных заведениях ; социально-бытовое повседневные, застольные, поминальные речи ; судебное речи, произнесенные участниками судебного процесса.

Современная риторика занимает прочное место среди программы гуманитарного обучения. Секреты ораторского искусства Преподносить речь так, чтобы аудитория не только ее запомнила, но и приятно провела время и стремилась после выступления передать слова оратора всем вокруг. Ораторское мастерство и искусство речи не имеют четких правил, которые необходимо заучивать, для публичной речи важно соблюдать последовательность. Необходимая последовательная структура ораторской речи: введение здесь важно найти внимание слушателя, привлечь его интерес ; главная идея выступления; центральная часть речи здесь открываются главные тезисы и пункты ; заключение вывод речи, подведение итогов.

Искусство оратора, главным образом, состоит в том, чтобы найти контакт с аудиторией. Основы красноречия, некоторые эффективные приемы, лучше всего перенимать у ораторов, имеющих большой опыт в выступлениях. Публичное выступление требует не только знания правильного построения речи, но и других ценных качеств лектора: знания и умения — прежде всего, оратор должен быть развит интеллектуально, иметь широкий кругозор и уметь поддерживать множество тем для разговора, уметь грамотно отвечать на вопросы; важным пунктом в умении красиво говорить является практика; психологическая подготовленность оратора он не должен бояться провала или неудачного выступления, должен обладать собой и не выводиться на провокации публики ; важно понимать психотип своей аудитории, чтобы уметь сразу произвести на нее впечатление. Все должно быть уместным и подходящим к теме выступления.

Для того чтобы публика не потеряла интерес, можно применять некоторые секреты: постоянно менять темп речи, уместным будет замедлять ее при подходе к какой-то ключевой идее; делать паузы известный всем прием привлечения внимания ; менять интонацию речи и тон. Нельзя читать предложения с бумаги, слушатель может сделать вывод, что лектор не компетентен и не знает того, о чем пытается им рассказать. Приемы опытных ораторов Искусство ораторского мастерства лучше постигать, глядя на опытного оратора, на то, как он работает, завлекает слушателя, какие приемы использует. Можно учиться и перенимать опыт на практике.

Основные приемы и хитрости, которыми пользуются все опытные ораторы: сравнение — данный прием позволяет разбавлять абстрактные описания, так как информация легче запоминается и структурируется, когда в сознании создается образная проекция; повтор — необходимо повторять ключевые фразы, которые крепко засядут в памяти у слушателей; некоторые лекторы обращаются к приему аллегории, риторическим вопросам, во многих речах есть место иронии, что располагает аудиторию; нельзя использовать сложноподчиненные предложения. Лучше разбить их на короткие фразы и легко воспринимающиеся; важно знать свою аудиторию, изучить ее и разговаривать на ее языке. Многие ведущие делают комплименты своей публике, что значительно повышает их привлекательность в глазах аудитории. Уровни ораторского мастерства Успех ораторской речи, определяют следующие уровни мастерства оратора всего их 3 : владение материалом сюда входит грамотная подача, словарный запас и композиция речи ; владение собой поведение, манера речи, интонация, сила голоса, техника речи и умение находить контакт со слушателем ; образ оратора внешний вид, поза.

Внешний вид оратора должен совпадать с темой речи, то есть, если диктор проводит семинар на тему «как стать успешным», он не может стоять перед аудиторией в дешевом костюме и нечищеных ботинках. Тренировка для усовершенствования ораторского мастерства Для усовершенствования мастерства красноречия важна практика и тренировки, в домашних условиях можно выполнять следующие несложные упражнения: работа со словарем — каждый день необходимо запоминать по 10 новых слов и их значений, при этом записывая в свой карманный маленький словарик. При выполнении данного упражнения развивается лексикон, память и интеллект, что очень важно для успешности публичных выступлений; пересказ — простые пересказы газетных статей или страниц из книг, с каждым разом нужно увеличивать объем текста и его сложность; на развитие дикции существует множество упражнений, например, выговаривать скороговорки с забитым орехами ртом до тех пор, пока дикция не станет четкой и понятной всем окружающим; важно часто выполнять различные упражнения на дыхание — они помогут справиться с силой голоса, понять правильность тембра, научат понимать себя и свою внутреннюю силу. Необходимо пробовать произносить тексты дома перед зеркалом, искать свою удобную, но не вызывающую позу, учиться красиво держать руки, а не засовывать их в карман или теребить края рубашки.

К тому же, такие «зеркальные» тренировки помогут раскрепоститься и закрепить навык управления своей мимикой. Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох. Неизменным остается значение риторики для жизни человека.

Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера. Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах.

В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики. Работа над речью Первый тренинг посвящен письменной речи. Подготовка ораторской речи перед выступлением является основой, на которой строится искусство ораторского мастерства. Тщательно проработанная речь — уже полшага на пути к успешному выступлению.

Итак, работа над речью обычно проводится в несколько этапов. Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение. Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон. Оратора должна отличать хорошая осведомленность не только во всех актуальных новостях, но и в основных тенденциях всех сфер жизни человека.

Уделите изучению информации достаточное время. В завершение этого этапа нужно произвести структурирование собранной информации. Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию. Речь оратора всегда имеет своей целью то или иное воздействие на слушателя.

При подготовке к выступлению необходимо изучить публику, ее интересы, манеру общения и прочее. Успех выступления измеряется тем, был достигнут необходимый эффект или нет. Чтобы достичь его, необходимо говорить на понятном публике языке о том, что ей интересно. Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления.

Бесцельное разглагольствование перед публикой — удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию. Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение — и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора.

Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность. Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу. Мало кто станет слушать оратора, не имеющего своей четкой позиции. Для этого и необходимо пропустить через свой опыт и свое мировоззрение всю собранную информацию и сформировать свою собственную позицию.

Ораторское искусство это, прежде всего, умение готовить речь так, чтобы она захватила внимание целевой аудитории. Не менее важно правильно подготовиться к самому выступлению. Подготовка к выступлению Правила ораторского искусства гласят, что любое выступление должно быть хорошо спланировано. Хотя оратору необходимо быть готовым также и к спонтанной речи.

Для подготовки ораторского выступления обычно применяется следующая схема. В первую очередь, нужно отказаться от выступления по бумажке.

Но на практике всегда должно ощущаться неравнодушие оратора к тому, что он говорит. Эмоциональность может быть сдержанной, как в юридических речах, или яркой, как во время политической агитации. Но публичное выступление ни в коем случае не должно быть монотонным — это утомляет аудиторию. Наконец, одно из самых важных требований ко всем речам — краткость.

Оратору не стоит говорить длинными сложными предложениями — это звучит неестественно. Умение подготовить речь — во многом умение сокращать. Даже если у вас большой объем интересной и важной информации, помните, что даже поглощенная рассказом аудитория устает. Поэтому оставляйте суть и то, что помогает ее выразить, не стремитесь сделать речь слишком длинной. Теперь поговорим о технической стороне дела: как подготовить успешное публичное выступление? Подготовка состоит из нескольких последовательных шагов, но первое, что вы должны сделать, — сформулировать и записать для себя цель.

Чего вы хотите добиться своей речью? Какой реакции ждете от зала? Какого результата стремитесь достичь? Обязательно запишите цель, не держите ее в уме. Это стержень, вокруг которого будет строиться вся речь. Подготовительный этап Изучение аудитории.

Вам нужно четко понимать, перед кем предстоит выступить. Может показаться, что для этого не нужно проводить дополнительное «расследование»: вы и так знаете свое руководство, партнеров или студентов. Рассуждать так опрометчиво. Подумайте про аудиторию более тщательно: какие у этих людей желания и цели? Чего они хотят достичь? Как их можно заинтересовать?

Какой тон публичного выступления будет им ближе? Ваша речь должна быть адаптирована к аудитории. Если на научной конференции вы можете не давать лишних пояснений, использовать много терминов, то для общения со студентами нужно выбрать более простой стиль. Учитывайте, насколько публика расположена к вам. Это благодарные слушатели, которые хотят узнать больше о том, чем интересуются? Или людей нужно сначала убедить в важности темы?

Сбор и анализ информации по теме. Вам всегда нужно знать больше, чем вы скажете. Так вы будете готовы к вопросам, почувствуете себя уверенно. Чем лучше вы владеете фактами, тем более полезным будет ваше публичное выступление и более интересной — дискуссия. Определение собственного образа. Какое впечатление вы хотите произвести?

Каждый оратор — немного актер, продумайте собственный образ хотя бы на уровне общения. Если вы хотите произвести впечатление сверхкомпетентного знатока, одежда и стиль изложения должны быть соответствующие.

Одни виды публичной речи, например, агитационная речь подразумевают значительную выразительность, экспрессивность, другие например, академическая речь — меньшую выразительность. Но, в любом случае монотонность недопустима, поскольку вызывает скуку у аудитории. Ударение имеет в речи особое значение: изменение ударного слова изменяет смысл всего предложения. Оратор заранее определяет в своей речи наиболее важные места, которые необходимо отметить выразительным ударением, во избежание двусмысленности. Выразительности речи способствует использование фраз разного объема, когда более длинные развернутые фразы перемежаются с короткими. Использование громоздких речевых конструкций в ораторской речи нежелательно, поскольку затруднено их восприятие и осмысливание слушателями.

Плавность речи Следует остерегаться отрывистой манеры речи. Чрезмерная отрывистость речи в совокупности с соответствующей мимикой оратора может восприниматься аудиторией как агрессивность. Говорить следует плавно, связно, не спеша, так, чтобы слушатель мог легко воспринять информационную сторону речи. Если не встречаются особые пики ударения, то оратор поддерживает естественный темп речи. Естественность речи Можно заучить подготовленную речь наизусть, отрепетировать её с выразительной интонацией, но она не вызовет заметного отклика у аудитории по одной единственной причине — отсутствии «жизненности», естественности. Речь оратора должна быть плавной, но не лишенной спонтанности. Английский министр Антони Идеи во время речи никогда не допускал остановок. Его речи всегда были бесподобно аккуратными, но также и бесподобно холодными, как сообщает граф Пюклер газета Deutsche Allgemeine Zeitung, 24 июля 1938.

Но речи его оппонента Черчилля, произнесенные далеко не так гладко, волновали и увлекали слушателей. Стиль речи В современном русском языке выделяют лексику 1 книжную: аналогия, сущность, дисквалификация, понятие, сотрудник и др. В публичных выступлениях используется только книжная лексика! Использование разговорных, а тем более просторечных слов в официальной обстановке недопустимо! В русском языке выделяют следующие стили, использующие книжную лексику: научный, официально-деловой и публицистический. Научный стиль используется при написании статей, дипломных работ, диссертаций, монографий, в выступлениях на научных конференциях и пр. Его отличительными чертами является логичность изложения, использование научных терминов и отсутствие эмоциональной окраски. Официально-деловой стиль используется в заявлениях, доверенностях, деловых письмах, приказах и законах, правительственных докладах и пр.

Он характеризуется неэмоциональностью, четкостью и стандартностью изложения. Стандартность выражается в наличии официального образца, которому должны соответствовать письменные документы или устное выступление. Публицистический стиль — это стиль информационных и аналитических передач по телевидению и радио, стиль газет. Также этот стиль используется в некоторых видах публичных выступлений: митинговых, агитационных, торжественных, застольных и поминальных речах. Он предназначен для того, чтобы воздействовать на мысли и чувства слушателей, заинтересовать их или в чем-то убедить, поэтому его отличительной чертой является повышенная выразительность и эмоциональность. Пантомимика и внешний вид оратора Оратору следует обратить внимание и заранее продумать свое расположение перед аудиторией, позу, жесты, использование видео- и аудиоматериалов, презентации и пр. Если предусмотрена трибуна, то целесообразно пользоваться ею. Если трибуна не предусмотрена, то рекомендуется выступать стоя перед аудиторией, а не сидя.

В этом случае необходимо продумать положение рук и ног, основные жесты и расположение мебели стол, стул вокруг себя. Следует избегать поз и жестов закрытости, которые могут быть интерпретированы слушателями как неопытность, застенчивость и неподготовленность оратора. На «закрытость» говорящего указывают: пересечение ног, переплетение рук на груди, соединение их впереди себя или за спиной. Недопустимо во время выступления держать руки в карманах или на поясе, сжимать кулаки.

Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи: - принцип экономии простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств ; - принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения. Заключение— важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. Задачи заключения: - повысить интерес к предмету речи; - подчеркнуть значение сказанного; - поставить задачи; - призвать к непосредственным действиям в митинговой речи. В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе. Недопустимо в конце выступления: - извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного; - обрывать речь без заключения и уходить; - заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

Что включает в себя подготовка к выступлению на публике

  • Реферат.docx
  • Виды публичных выступлений
  • 12 простых приёмов ораторского искусства
  • Подготовительный этап
  • Другие гуманитарные предметы

Риторическая деятельность на этапе расположения материала

Основная часть — главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы. Задачи основной части: 1 последовательно разъяснить выдвинутые положения; 2 доказать их правильность; 3 подвести слушателей к необходимым выводам. В главной части реализуется логическая последовательность и стройность изложения материала. Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Заключение — важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. Задачи заключения: 1 суммировать сказанное; 2 повысить интерес к предмету речи; 3 подчеркнуть значение сказанного; 4 поставить задачи; 5 призвать к непосредственным действиям в митинговой речи. В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе. Недопустимо в конце выступления: 1 извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного; 2 обрывать речь без заключения и уходить; 3 заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности.

Аргументация публичного выступления Аргументация — логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции выступающего с целью последующего понимания этой позиции и принятия её другим человеком. Структура аргументации: Тезис — главное положение, которое подлежит обоснованию. Аргументы — доводы комплекс доводов , необходимые для обоснования тезиса. Демонстрация способ доказательства — логическая форма связи совокупности умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов. Виды аргументов Логические аргументы — доводы, отвечающие научному методу дедукции, методу движения от общего к частному. Логические аргументы обращены к разуму слушателей. Психологические аргументы — доводы, которые апеллируют к чувствам обещания, угрозы , эмоциям и потребностям человека, к нравственным и морально-этическим нормам сопереживанию, отвержению и др. Способы аргументации Аргументация нисходящая — аргументация, в которой оратор вначале приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом. Аргументация восходящая — аргументация, в которой оратор вначале приводит менее сильные аргументы, затем наиболее сильные и завершает выступление самым сильным аргументом. Аргументация односторонняя — аргументация, в которой используют либо только аргументы «за», либо только аргументы «против».

Аргументация двусторонняя — аргументация, в которой используют аргументы и «за», и «против». Аргументация дедуктивная — аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от общего к частному» от вывода к аргументам. Аргументация индуктивная — аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от частного к общему» от аргументов к выводу. Способы изложения материала исторический, ступенчатый, дедуктивный, индуктивный, концентрический, аналогический Способ изложения материала — методы словесного изложения, разъяснения и подтверждения мысли. Исторический способ — изложение материала в хронологической последовательности. Ступенчатый способ стадиальный — последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей. Данный способ очень напоминает исторический. Главное отличие в том, что ступенчатый способ отвечает не логике событий, а логике движения мысли. Дедуктивный способ — изложение материала от общего к частному от тезиса к его доказательствам. Это способ поиска подтверждений высказанному ранее обобщению.

Индуктивный способ — изложение материала от частного к общему, от фактов к некоторой гипотезе, способ предвосхищения основания. Концентрический способ — расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному. При концентрическом способе основная идея речи формулируется в её начале, хотя и в общей форме. В процессе речи она обосновывается, обогащается, новыми фактами, мнениями. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её. Аналогический способ метод аналогии — изложение от частного к частному переход известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов , то есть это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом.

Само собой, чтобы было, о чём рассуждать. Спикер начинает речь с того, что задаёт цепочку вопросов или обозначает некий круг проблем, о которых будет подробно говорить в основной части. Это побуждает слушателей к совместной мыслительной работе. Однако, использовать этот приём следует по отношению к уже разогретой аудитории, готовой к активной фазе взаимодействия. Это самый простой и незамысловатый способ начала. Когда мало времени, или ваше сообщение настолько кратко, что не нуждается в длинном вступлении. Вы просто обозначаете причину выступления и кратко проговариваете вопросы, которые рассмотрите. После чего переходите к основной части. Но не следует баловать себя и пользоваться им часто, приучайте себя к более интенсивной работе над речью. Главное правило вступления - оно не должно быть длинным! Согласитесь, когда гости хотят есть - неправильно заставлять их долго ждать Точный хронометраж вступления зависит от того, какой приём для вступления вы выберите. Одно дело, если это цитата и краткое пояснение к ней, другое — пересказ небольшого события или история. Хронометраж зависит и от длительности самого выступления. Всем добрый день! Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Василий Кисточкин. Я руководитель такого-то отдела , эксперт в такой-то области уже более 15 лет такой-то опыт и занимаюсь такими-то вопросами в течение такого-то времени. И сегодня я расскажу Вам о… или: сегодня мы с вами поговорим про…, или: и сегодня я предлагаю вам рассмотреть… Мне очень приятно сегодня выступать защищать свой проект перед такими серьёзными людьми, предпринимателями. Ведь предприниматели — это те люди, которые, по сути, трансформируют наш мир и вдохновляют других на изменения… и тд. Видеопример вступления без представления спикера аудитории. Основная часть Главная цель этого блока — лаконичное изложение основного материала по теме. Задача спикера последовательно привести необходимые аргументы, дополнить их верными примерами и поддержкой Самое главное требование к этой части — логическая последовательность и стройность изложения материала. Пункт Б должен вытекать из пункта А, а В — из пункта Б, и так далее.

Спикер разбивает информацию на смысловые блоки задачи , прописывает структуру, убирает лишнее. Подробный план используют начинающие и опытные ораторы. Это позволяет держаться перед аудиторией уверенно и свободно, а также помогает избежать провала в случае непредвиденных обстоятельств: технического сбоя в показе слайдов, каверзных вопросов публики и пр. Подготовительный этап Цель выступления. Определение цели — ключевой момент, с которого начинается работа над планом. Целью может служить привлечение студентов в онлайн-школу, обучение повышению личной продуктивности, продажа нового продукта и пр. Определение целевой аудитории. Максимальный успех имеют выступления, во время которых спикер «пребывает на одной волне с публикой», говорит на «языке публики», испытывает те же эмоции, что и публика. Поэтому каждая презентация готовится для конкретной целевой аудитории. Например, презентация нового продукта в кругу коллег и бизнес партнеров радикально отличается от презентации этого же продукта рядовому потребителю. Здесь 2 принципиально разные ЦА. Для каждой из них готовят свою презентацию. Коллеги, партнеры, инвесторы должны увидеть выгоду от производства и реализации продукта. Потребитель — выгоды от его приобретения и использования. Специфика аудитории. Определяет стиль изложения информации, поведение оратора перед публикой, количество задач, которые можно рассмотреть в ходе выступления. При подготовке изучают и учитывают психологические особенности группы людей, перед которой предстоит выступать. Взрослая публика. Люди зрелого возраста с большим жизненным и профессиональным опытом хорошо реагируют на цифры и факты, но не терпят нотаций и поучений. Речь подкрепляется графиками, диаграммами, простыми таблицами, чертежами и пр. Поведение оратора и его лексика должны полностью соответствовать нормам, принятым в данном кругу людей. Нельзя показывать свое превосходство и заискивать перед аудиторией. Такая публика вполне способна воспринять до 5 задач за 1 семинар. Старшеклассники, студенты, выпускники. Внимание молодежи легко захватить короткими историями с яркими эпизодами, примерами из личной жизни или жизни известных публике людей. Полезная информация должна звучать уже в первом предложении, вызывать эмоции. Предложения простые. Речь подкрепляется обилием картинок, инфографикой, короткими видео. Прямые нотации и снисходительный тон недопустимы. Оратор должен держать себя на сцене свободно, но без высокомерия, обращаться к присутствующим как к равным. Лексикон — понятный для аудитории.

Заключение— важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. Задачи заключения: - повысить интерес к предмету речи; - подчеркнуть значение сказанного; - поставить задачи; - призвать к непосредственным действиям в митинговой речи. В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе. Недопустимо в конце выступления: - извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного; - обрывать речь без заключения и уходить; - заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности.

itexts.net

Таковы основные требования, предъявляемые к построению главной части речи. Однако ораторское искусство — дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора. 1. Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркиваются актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Структура ораторской речи состоит из трёх частей: вступление, средняя часть (рассуждение) и заключение [6]. Во вступлении нужно постараться привлечь внимание слушателей, расположить к себе. В самом начале выступления следует поприветствовать аудиторию.

Логико-композиционное построение ораторской речи

В этой статье мы рассмотрим 12 простых приёмов ораторского искусства из множества других приёмов, которые из обычной речи делают речь великого оратора. Основная часть включает в себя изложение, аргументацию и опровержение. В изложении более подробно, чем в завязке, рассматривается основной тезис речи, а в аргументации обосновывается точка зрения выступающего с последующим убеждением слушателей. Необходимо соблюдать регламент выступления, ценить время аудитории и спикеров, выступающих после вас. Если для выступления вам выделили 40 минут, то постарайтесь уложиться в 30-35 минут, придерживайтесь расписания, уважайте своих слушателей и коллег. Классическая базовая структура речи и алгоритм публичного выступления состоит из следующих частей: Вступление – важная часть, призванная с первых секунд захватить внимание аудитории и задать будущий тон всего выступления. Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель – информировать слушателя, в другом – заставить слушателя переживать, в третьем – принять позицию автора. Так, задача информационной речи – дать слушателям новые знания. Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркиваются актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича

Поблагодарите аудиторию. Похвалите слушателей. Скажите, что такой интересной аудитории у вас еще не было. Скажите, что давно хотели прочитать лекцию для таких умных людей. Вариантов море! Расскажите поучительную историю.

Эта история должна продемонстрировать слушателям важность вашего выступления. Это может быть голосование, игра или что-нибудь еще. Вообще мне нравится, когда оратор активно взаимодействует со своей аудиторией с начала до конца выступления … Варианты могут быть самыми разными, проявите фантазию или комбинируйте приведенные выше. Помните: вступление — это первое впечатление об ораторе, а произвести хорошее первое впечатление крайне важно. Основная часть.

Здесь вы должны ярко раскрыть тему. Общие рекомендации дать сложно. Постарайтесь организовать взаимодействие со слушателями. Помните: лекция — устаревший формат. Голосования, опросы, игры с аудиторией придадут Вашей лекции шарм.

Про конкретные приемы, я напишу ниже. Очень важно грамотно разделить ваше выступление на части. Каждая часть должна представлять собой логически законченный фрагмент. Так он запомнится слушателям. В заключение нужно повторить основные моменты, рассказанные в начале.

Неплохо показать дальнейшее направление работы какие-то ссылки, книги, нерешенные проблемы. Попрощаться давайдосвидания, пока, до встречи , если у лекции будет продолжение, сказать о нем. Поблагодарить слушателей, организаторов и т. Не нужно затягивать заключение. Как правило аудитория понимает, что вы завершаете и их внимание начинает рассеиваться.

Итак, со структурой публичного выступления разобрались, а это уже половина пути к успеху. Теперь разберем некоторые типичные приемы, отметим на что важно обратить во время публичного выступления. Жесты, мимика. В первую очередь жесты и мимика должны соответствовать вашим словам.

Сила слова Успех овладения ораторским мастерством обеспечит труд. Над постановкой голоса, содержательностью речи, личностными качествами. Пробуйте себя, осваивайте новые навыки для того, чтобы осуществить задуманное, совершенствуйтесь. Помните, слово — это посыл. Неся в себе энергию автора, оно имеет большую силу. Зажигайте в своих слушателях любознательность. Мотивируйте их на благие поступки. Это процесс, при котором умелый оратор передает людям сообщение, необходимое для убеждения общественности в каком-либо аспекте, изменения определенной точки зрения или побуждения к конкретному действию. Структура убеждающей речи всегда подразумевает соблюдение нескольких простых, но важных принципов: конкретика, ориентировка на слушателя, наличие доказательств, контроль реакции людей, мотивация, открытость. Принцип 1. Выражаем мысли конкретно и четко Слушатели должны понимать, чего именно вы от них хотите. Простым языком, вы должны декларировать свою точку зрения. Задайте себе вопрос: чего вы хотите от слушателей? Какой эффект должна произвести ваша речь? Что должны сделать люди, над чем задуматься, какие свои мысли в результате убеждения поменять? Не стоит говорить много лишних слов. Убеждающая речь не должна содержать косвенных фраз или предложений, не относящихся к делу. Слушатели всегда чувствуют подвох и попытку повлиять на них обходными путями. Они скорее сделают то, что вам нужно, если вы будете предельно кратки и искренни. Принцип 2. Ориентируемся на слушателя Любая аудитория придерживается каких-либо установок. Установка — чувства аудитории, связанные с каким-либо поводом, объектом, человеком, вопросом и т. Установка — это, своего рода мнение. Например, фраза «Я считаю, что необходимо всерьез заниматься иностранными языками» означает, что человек обладает положительной установкой на владение иностранными языками. Убеждающая речь обязывает оратора узнать, какого мнения придерживаются слушатели по конкретному вопросу. Правильный анализ целевой аудитории помогает более адекватно оценить шансы на успех публичного выступления. Собрав всю нужную информацию об ориентировках людей на вашу установку, можно сформировать примерный план действий: Если слушатели позитивно относятся к вашей установке, то есть разделяют ваше мнение по конкретному вопросу, то стоит обдумать, чего бы вы хотели от них. Ваша задача — разработать конкретный план выступления, который поможет побудить людей совершить нужное вам действие. Если мнение аудитории нейтральное или оно попросту отсутствует, вам нужно его сформировать, причем в выгодном для вас свете. Если люди не осведомлены в вопросе, который вы озвучиваете, вам нужно проинформировать их, после чего склонить к своим убеждениям. Если люди обладают необходимой информацией, но занимают нейтральную позицию, ваша задача — привести как можно больше аргументов, которые подтверждают вашу точку зрения. С такой стратегией привлечь аудиторию на свою сторону не составит труда. Читайте также: Синдром стендаля: поразительная сила искусства Отдельно стоит обсудить ситуацию, в которой слушатели не согласны с вашей точкой зрения: Если аудитория не принимает вашу цель, но настроена умеренно, не враждебно, стоит попытаться привлечь их на свою сторону с помощью аргументов и фактов. Информация должна быть представлена объективно, кратко. Не должно быть расплывчатости, лжи или недосказанности. Представьте себя на месте слушателей. Хорошая речь — это такие слова, которые, если не поменяют точку зрения на противоположную, то хотя бы заставят скептически настроенных людей начать верить оратору и обдумать его мнение. Если аудитория настроена враждебно, любые попытки сразу поменять ее мнение с помощью публичного выступления, скорее всего, закончатся фиаско. В этом случае к теме разговора лучше подойти издалека, начав речь с незначительного, но адекватного предложения людям. Вы должны показать, что даже маленькая ваша идея чего-то стоит. Позже, уже в другом выступлении можно предложить людям продвинуться дальше. Вероятно, к этому моменту они уже будут вас воспринимать как человека, который предлагает достойные цели. Но не стоит слишком полагаться на одну лишь речь. Порой даже самые лучшие слова не приводят к нужной цели, если речь идет о враждебно настроенной аудитории. Принцип 3. Собираем доказательства Даже в повседневной жизни мы не делаем что-либо без причин. Вот и слушателям нужны причины, из-за которых они сочтут вашу идею рациональной и поддержат ее. Вам нужно собрать доказательства вашей правоты, то есть объяснить, почему ваша цель достойна внимания. Если вы хорошо знакомы с темой вашего выступления, скорее всего, у вас уже есть разумные доводы. Если нет, постарайтесь их собрать как можно больше. Затем выберите несколько самых достойных, важных. Стоящие доказательства должны быть: Иметь прямое отношение к теме выступления. Быть интересны аудитории. Спросите себя: откуда вы взяли эти доказательства, современны ли они и относятся ли к выступлению? Ответы на эти вопросы подскажут, правильные ли доводы вы собрали. Принцип 4. Контролируем реакцию людей Структура убеждающей речи должна быть логична и последовательна, только так можно оставаться главой положения и привлекать к себе внимание. Способы оптимального построения выступления долго искать не нужно, их уже давно составили и озвучили известные психологи и ораторы, также вы можете прочитать их в нашей статье — ораторское мастерство. Чтобы контролировать ситуацию, можно воспользоваться несколькими методами. Метод озвучивания доказательств Если аудитория еще не сложила определенные позитивные или негативные установки в отношении вашего вопроса, можно воспользоваться этим способом. В соответствии с ним вы описываете вашу цель, а затем озвучиваете собранные доказательства. При этом второе по важности доказательство говорится в начале выступления, самый важный довод озвучивается в конце, а все остальные — в любом порядке в середине. Вот пример убеждающего текста, построенного по этому методу: «Уважаемые коллеги одногруппники, союзники, друзья!

Стоит учесть, что первые этапы подготовки любого типа должны быть разработаны и первоначально пройдены еще за пару недель до момента выступления. Даже экспромт должен быть заранее подготовлен. Только люди с огромным опытом могут избежать недочетов даже без подготовки. По каким принципам составляется план публичного выступления При составлении речи для выступления перед широкой публикой нужно придерживаться некоторых принципов: введение должно сразу же ввести в курс дела людей, сидящих в аудитории. Оно должно их заинтересовать и заставить слушать; основная часть должна быть самой информативной. Лучше всего, если она будет состоять из 5 основных частей, которые будут постепенно раскрывать тему. Идеально, если в этой части будут приведены какие-либо факты, статистические данные, ссылки на мнения ученых или примеры из истории. Вся информация в основной части должна быть донесена понятным языком; заключение не должно разниться с основной частью. Кроме того, вывод обязан полностью отвечать на вопрос, который был преподнесен, как проблема. Таким образом, структура самого выступления, в том числе доклада, имеет постановку проблемы, ее рассмотрение и решение, которое входит в заключительный этап. Менять местами структурные этапы нельзя. Даже если тема считается довольно скучной, обязательно оживлять рассказ обращением к слушателям. Эти обращения требуется подготовить вместе с докладом. Любой план выступления обязан учитывать актуальность рассказа для данной аудитории, то есть целевые слушатели должны быть в любом случае. Например, нет смысла рассказывать детской аудитории о ряде сложностей в рабочем коллективе и наоборот. Актуальность всегда является основой для поиска слушателей. Именно по этой причине в самом начале выступления выбирается несколько целевых грулл, которые заинтересованы. Это позволит сосредоточиться и сделать доклад интересным.

На основе логических законов, которые носят формальный характер, фиксируют формальную правильность различных интеллектуальных операций в чистом виде, складываются конкретные правила, рекомендации, инструкции, предусматривающие достижение вполне определенного необходимого результата в практической деятельности. Следует иметь в виду, что логика выступления является лишь составной частью более общей системы приемов, называемой системой аргументации, которая используется в воздействующей, убеждающей речи. Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным. Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях упреки, угрозы, оскорбления и демагогия ложь. Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. Выступление оратора — его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чувства, эмоции, отношения. Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие даже помимо своей воли. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете. Нельзя следовать утверждению: «Непоследовательный человек не может быть прав». Надо разбирать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, а не его жизнь. Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией. Предположим, выступление направлено против кого-либо из администрации города и носит критический характер. Не следует говорить о разгуле преступности в городе. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, связывая их с социальным положением или национальностью оппонента, играя на низменных чувствах части аудитории. Не следует отождествлять взгляды человека со взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами. Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мне незачем вам говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных высказанных или невысказанных тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным. Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным. Хорошее выступление — выступление цельное в ритмико-интонационном отношении. Но в то же время внутри этого единого ритмико-интонационного целого должно быть разнообразие. Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательно сказывается на восприятии. Поэтому хорошая воздействующая речь выдержана в определенной стилевой манере от начала до конца, что делает этот текст цельным и целым. В то же время единая стилевая манера предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры. Поэтому написанные при подготовке отрезки текста следует обязательно прочитывать вслух, по крайней мере — проговаривать «про себя». Именно интонация, ритм речи подскажут, где ограничить объем конструкции или, наоборот, увеличить его, где переставить слова и т. Подчеркнем: говоря о лексике и синтаксисе, мы подразумеваем в данном случае благозвучность текста, гармонию ритма, а не контактоустанавливающие особенности, о которых говорилось выше. Если в одном тексте приходится совмещать содержание, представленное в текстах-источниках, написанных в разных стилевых манерах, то эти первоначальные тексты-источники разумеется, если это не цитата следует перерабатывать в соответствии с вашей стилевой манерой. Очень много проблем связано с точностью словоупотребления. В русском языке большое количество слов имеет сходные или близкие значения, и не всегда прост? При сомнении в правильности выбора слова следует воспользоваться толковым словарем русского языка. Работа со словарем должна стать постоянной и важной составляющей работы профессионала речи. Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-выразительные средства. Выступление становится более убедительным, привлекательным, что способствует установлению более тесного контакта с аудиторией. В значительной степени это объясняется тем, что изобразительно-выразительные средства апеллируют к миру чувств и эмоций аудитории. В конфликтной ситуации чаша весов часто склоняется в пользу того, кто сумел овладеть эмоциями и чувствами аудитории. Укажем наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, используемые в воздействующей публичной речи. Метафора представляет собой перенос наименования на основе сходства. Для использования в качестве метафоры пригодны слова с предметным значением, т. В узком понимании эпитет — это образное определение, выраженное метафорическим прилагательным. Текст, насыщенный эпитетами, очень изобретателен и выразителен. Олицетворение— разновидность метафорического переноса, когда какое-либо явление, событие, качество, свойство уподобляется живому существу. Сравнение— уподобление одного предмета, лица, события другому предмету, лицу, событию на основе выявления общего признака, который благодаря сравнению актуализируется, выпячивается на первый план.. Антитеза противопоставление часто строится на основе антонимии. Противопоставленные понятия лучше выявляют свою специфику на фоне друг друга. Подхват— повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей конструкции. Этим достигается актуализация, усиление смысла повторяемого слова и всей конструкции в целом. Градация— интонационно-синтаксический ряд, члены которого увеличивают постепенно нужные автору смыслы. Благодаря использованию градации происходит нагнетание нужных говорящему смыслов. Основа каламбура — игра значениями слов. В каламбуре может использоваться полисемия многозначность , омонимия, синонимия. Риторический вопрос— предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющееся повествовательным: риторический вопрос несет позитивную информацию. Вопросно-ответное единство— способ диалогизации текста. Информация, оформленная в виде вопросно-ответного единства, актуализируется. Несмотря на внешнюю простоту, повтор является очень мощным и агрессивным воздействующим средством. Обычно он используется в соединении с другими приемами.

Структура выступления: вступление - центральная часть - заключение

Информация, которую оратор предлагает слушателям, обязательно должна быть приведена в форму, удобную и для изложения, и для восприятия. Публичные выступления обычно имеют традиционную трехчастную композицию: вступление, основная часть, заключение. В обучении ораторскому искусству можно выделить три этапа (по Цицерону): на первом оратор читает текст, не отрываясь от него, («как свинья»). И не следует стесняться этого. Если в тексте дело – будут слушать. На втором этапе уже накоплен опыт публичных выступлений. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т. е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель – информировать слушателя, в другом – заставить слушателя переживать, в третьем – принять позицию автора. Так, задача информационной речи – дать слушателям новые знания.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий