Социально экономический смысл пенсии

Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии. Целью данной работы является исследование сущности и основных особенностей социальных пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения и их положения в современном обществе. Социальная значимость пенсионного обеспечения в нашей стране предопределена количеством зависящих от нее лиц – около 37 миллионов граждан являются получателями пенсий по старости, инвалидности и потере кормильца.

Похожие статьи

  • Пенсионная система России
  • Все продукты Банки.ру
  • Социальная пенсия | Информация - бесплатно
  • Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения

Понятие социальной пенсии и основания для её установления

Кормильцем называют человека, который содержит других людей в своей семье. Если он умирает, его дети, а иногда и другие нетрудоспособные родственники могут претендовать на пенсию. Социальную пенсию по потере кормильца чаще всего получают дети. Кроме того, ее могут назначать нетрудоспособным членам семьи военнослужащих по призыву и тех, кто находился в добровольческих формированиях, если эти люди умерли в результате своего же преступления.

Виды социальной пенсии В настоящее время существует три основных вида социальной пенсии: Пенсия по старости. Назначается гражданам, достигшим пенсионного возраста в порядке установленном законодательством. Данный вид социальной пенсии назначается основной массе граждан и в очень редких случаях заменяется каким-либо другим видом денежных выплат. Пенсия по инвалидности. Назначается инвалидам I, II, и III группы, которые получили инвалидность в результате несчастного случая, либо же родились неполноценными.

Размер такой пенсии может варьироваться в широких пределах и зависит от состояния здоровья человека, которому она назначается. Пенсия по случаю потери кормильца. Назначается лицам в возрасте до 18 лет, по тем или иным причинам, потерявшим родителей либо же одного из них.

В рамках этого механизма средства, которые направляются на накопительную часть трудовой пенсии, инвестируются с целью получения дохода для сохранения накопленных средств и защиты их от инфляционных потерь. При приобретении права на трудовую пенсию наряду со страховой частью трудовой пенсией по старости должна выплачиваться накопительная часть. Ее размер зависит от суммы страховых взносов, которые отражены в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, и суммы дохода от инвестирования этих средств в случае наличия такого дохода. По желанию застрахованного лица средства пенсионных накоплений он может передать в негосударственный пенсионный фонд или оставить в Пенсионном фонде РФ; 2 посредством участия в системе софинансирования формирования накопительной части трудовой пенсии. Данный механизм функционирует на основе Закона о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, который предусматривает государственную поддержку формирования пенсионных накоплений. В рамках этой поддержки из федерального бюджета передаются в Пенсионный фонд РФ в пользу застрахованного лица дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Эти взносы поступают в том случае, если застрахованные лица вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 г.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение десяти лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме не менее 2000 руб. Размер взноса государственного софинансирования определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 000 руб. В отдельных случаях предусмотрены более льготные условия; 3 посредством направления материнского семейного капитала на улучшение пенсионного обеспечения матери. В этом случае средства или часть средств материнского семейного капитала по заявлению женщины направляются на формирование накопительной части трудовой пенсии. Женщины, не принявшие решение о распоряжении средствами материнского семейного капитала, вправе при назначении накопительной части трудовой пенсии учесть средства материнского семейного капитала или их часть в составе пенсионных накоплений. С 1 июля 2012 г. Согласно Закону, за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат: единовременная выплата средств пенсионных накоплений; срочная пенсионная выплата; накопительная часть трудовой пенсии по старости; выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица. Застрахованные лица, сформировавшие средства пенсионных накоплений за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств части средств материнского семейного капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты , выплачиваемой в течение не менее 120 месяцев десять лет со дня ее назначения или в составе накопительной части трудовой пенсии по старости. Размер накопительной части и порядок ее выплаты определяются Законом о трудовых пенсиях. В случае установления застрахованному лицу срочной пенсионной выплаты средства пенсионных накоплений, исходя из которых рассчитан размер этой выплаты, не учитываются в составе пенсионных накоплений, исходя из которых определяется размер накопительной части трудовой пенсии по старости этому застрахованному лицу.

В случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему срочной пенсионной выплаты, средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, выплачиваются его правопреемникам в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. В случае смерти застрахованного лица после назначения ему срочной пенсионной выплаты правопреемникам выплачивается остаток средств пенсионных накоплений в том же порядке. Остаток средств материнского семейного капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии матери, не выплаченный в виде срочной пенсионной выплаты, подлежит выплате правопреемникам из числа лиц, указанных в Законе о государственной поддержке семей, имеющих детей.

Функции пенсионной системы, которые являются наиболее важными компонентами системы, а также их роль в социальной защите населения. Galaxy International Interdisciplinary Research Journal, 10 10 , 740—745.

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика. 3.14. Пенсионное обеспечение.

В зависимости от желания человека, выходящего на заслуженный отдых, при назначении ему пенсии учитывалась средняя зарплата за 12 последних месяцев работы или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией. Общая сумма полученной за всю трудовую жизнь зарплаты не влияла на размер пенсии, а дополнительный трудовой стаж влиял незначительно. При этом существовали минимальный и максимальный размер пенсии, что зачастую приводило к так называемой «уравниловке». Расходы на выплату пенсий осуществлялись частично за счет страховых взносов, которые предприятия в обязательном порядке уплачивали в бюджет, частично - за счет других бюджетных доходов. При такой организации финансирования не было необходимости в создании государственного Пенсионного фонда как отдельного финансового института. В связи с развитием рыночных отношений в 1990 году был учрежден Пенсионный фонд СССР, но уже в 1991 году он прекратил свое существование [5, с. Формально они назывались не налогами, а «платежами во внебюджетные фонды», но суть от этого не менялась: с каждого рубля выплаченной зарплаты работодатель должен был заплатить 28 копеек в ПФР.

Впоследствии эти взносы были включены в состав единого социального налога ЕСН. В настоящее время система государственного пенсионного обеспечения в нашей стране переживает глубокий кризис. Все попытки спасти находящуюся на грани банкротства систему пенсионного обеспечения приводят к еще большей путанице при расчете пенсий, законодательной неразберихе и, как следствие, ухудшению положения пенсионеров. Ибо причины кризиса нынешней пенсионной системы кроются не только в экономической сфере, где произошел массовый обвал производства, появилась безработица и существенно снизилась заработная плата, но, в первую очередь, в механизмах пенсионной системы. Наша пенсионная система по сути своей осталась системой социальной помощи, а не страхования. В существующей системе пенсионных выплат около половины не увязаны с уплатой страховых взносов.

Речь идет о многочисленных досрочных пенсиях на льготных условиях - за особые условия труда, работу на Севере, выслугу лет. Разумеется, многие эти выплаты оправданы, но производиться они должны за счет специально изысканных на то ресурсов, что, к сожалению, не было принято во внимание. Пенсионное обеспечение в нашей стране все в меньшей степени зависит от размеров страховых взносов, то есть нарушается главный принцип социального страхования - эквивалентность страховых взносов и выплат.

В связи с чем прогноз не утешительный. Ситуацию подогревает все еще действующая заморозка пенсионных накоплений.

Обозначившийся бюджетный дефицит Социального фонда России СФР не является следствием реформ пенсионной системы, а представляется результатом иных преобразований, и, прежде всего, в налоговой политике. Так же, это результат действия государства по принятию на себя дополнительных социальных обязательств, которые находятся вне пенсионной системы, например, как выплаты по дополнительному ежемесячному материальному обеспечению ДЕМО и ежемесячные денежные выплаты ЕДВ. Но это никак не результат появления такого элемента, как накопительная часть пенсии, на что уже много раз хотели возложить всю ответственность за образовавшийся дефицит [3]. Например, в 2013 г. Так как на государство возложена субсидиарная ответственность по обязательствам ПФР, то планировалось покрыть этот дефицит из средств федерального бюджета.

Однако, данному действию помешало одно обстоятельство, которое так же связано с возникновением дефицита в том же бюджете ПФР, который почти в два раза превосходил первый. Этот второй дефицит возник как результат снижения ставок по страховым выплатам и выразился в недостаче средств на выплату базовой и страховой части пенсий. Скорее всего, сложившаяся ситуация — результат несогласованности действий разных структур исполнительной власти, нестыковки их приоритетов. Важным условием для дальнейшего эффективного преобразования российской пенсионной системы является исследование теоретических и методологических вопросов и проблем функционирования негосударственных пенсионных фондов НПФ. Проблемы в данной сфере, на сегодняшний день, в основном связаны с неопределенностью роли субъектов негосударственного пенсионного сектора в социально-экономической сфере, а также с дефицитом информации о пенсионных преобразованиях.

К этому можно добавить существующие пробелы в пенсионном законодательстве, недостаточную конкретизацию функций НПФ и государства в части пенсионного обеспечения населения, неразвитость процедур информационного обмена между пенсионными фондами, потребность в минимизации рисков и расширении гарантий надежности НПФ и неэффективность системы пенсионного налогообложения граждан. Отсутствие концепции развития дополнительного пенсионного страхования, не принятие государством мер по созданию статуса НПФ, который бы позволял гражданам воспринимать его как равноправного участника пенсионного рынка, наравне с Социальным фондом России СФР , не позволяет создать эффективный механизм пенсионного обеспечения населения, что успешно практикуется в экономически развитых странах мира [11]. В качестве мер для совершенствования деятельности НПФ, можно предложить следующие рекомендации: повышение надежности НПФ через развитие риск-менеджмента; формирование в обязательном пенсионном страховании системы гарантирования прав застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений; способствование созданию ситуации выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения и места формирования пенсионных накоплений, гарантирование соблюдения прав и волеизъявления граждан при его осуществлении; развитие корпоративных пенсионных систем; повышение эффективности инвестирования пенсионных средств, развитие системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений за счет внедрения показателей оценки качества инвестирования и стандартов осуществления указанной деятельности. Разумеется, что все эти меры будут эффективны только на фоне повышения общего уровня жизни граждан, что позволит увеличить вложения в систему негосударственного пенсионного обеспечения. К тому же, стоит отметить, что предложенный комплекс мер по повышению эффективности деятельности НПФ не может быть реализован без активного участия со стороны государства.

Учитывая ограниченные возможности по поддержанию относительно высокого размера государственной пенсии в перспективе, очевидно, что государство должно более активно поддерживать становление добровольного пенсионного обеспечения [6]. С учётом бюджетных ограничений и пока скромной динамики масштабов участия в программе государственного софинансирования дополнительных пенсионных накоплений, представляется, что больше усилий следует сконцентрировать на развитии по-настоящему добровольных корпоративных и индивидуальных планов негосударственного пенсионного обеспечения. С точки зрения стимулирования участия работодателей и работников, речь должна идти об увеличении налоговых вычетов работодателям и гражданам [8].

Целью курсовой работы является исследование сущности и основных особенностей социальных пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения и порядок их назначения. Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач: - раскрыть сущность и содержание социальной пенсии; - классифицировать социальные пенсии на виды; - установить условия и порядок назначения социальных пенсий по государственному пенсионному обеспечению; - изучить законодательство о социальных пенсиях. Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере социальных пенсий, как вид социального обеспечения граждан, утративших источники средств существования.

Предметом изучения являются правовые нормы действующего законодательства регулирующего социальные пенсии различным категориям граждан Российской Федерации. Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, нормативно-логический, историко-юридический, сравнительно-правовой, системный, а также метод статистического анализа. Теоретическую основу исследования составили труды таких видных отечественных учёных в области права социального обеспечения, как: Захарова М. Структура работы включает введение, две главы, состоящих изз четырёх параграфов, заключения и списка использованной литературы. Источником информации, представленной на сайте, являются конспекты, написанные студентами, а также другие открытые источники информации. Материал опубликован исключительно в ознакомительных целях.

Их основанием является то, что гражданин достигает обусловленного в законодательстве пенсионного возраста. Обязательное условие, которое играет важную роль в назначении пенсионных выплат — наличие трудового стажа. С 2001 года было введено еще одно условие — помимо трудового стажа каждый гражданин обязан иметь страховой стаж. В обязательном порядке, лицо должно осуществлять трудовую деятельность.

Одной из разновидностей пенсий по старости стала пенсия по возрасту. Так, гражданин должен достигнуть установленный льготный пенсионный возраст. Обязательное условие — наличие специального трудового стажа, а также общего трудового стажа. Сегодня пенсии по возрасту также называют еще досрочными пенсиями по старости в соответствии со статьей 7 закона о трудовых пенсиях.

Второй вид пенсионных выплат — пенсии в связи с наступлением инвалидности. Главное условие — установление у лица определенной группы инвалидности — первой, второй или третьей. Еще одно условие — наличие у гражданина общего трудового стажа, поскольку это будет учитываться при расчете пенсионной выплаты.

Социальные пенсии как особый институт государства

  • Пенсионное обеспечение
  • Какие виды пенсий существуют в нашей стране
  • Экономическая сущность пенсии | Электронная библиотека
  • Сущность пенсионного обеспечения, его принципы

Пенсионное право России

Динамика задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, млрд руб. Источник: составлено автором на основе [13]. Обострение финансового кризиса, вызванного сложной эпидемиологической ситуацией, вносит определенные коррективы в расходование средств из бюджета ПФР. Для выполнения обязательств по пенсионному обеспечению потребовалось увеличение трансферта из федерального бюджета на сумму 854,8 млрд руб. Бюджет Пенсионного фонда России продолжает оставаться зависимым от средств федерального бюджета, и данная тенденция в перспективе сохранится. В Европе и Северной Америке к 2050 году каждый четвертый житель будет принадлежать к этой возрастной группе [8] Sinyavskaya, Yakushev, Chervyakova, 2021. Важно подчеркнуть, что способ финансирования пенсионной системы распределительный или накопительный не защищает от рисков старения, так, порядок формирования пенсионных прав на основе модели с установленными выплатами оказывает отрицательное воздействие на финансовое равновесие пенсионной системы, а с установленными взносами влияет на размер пенсионных выплат. Стоит отметить, отличительной чертой процесса старения в России до недавнего времени было то, что оно происходило главным образом вследствие снижения уровня рождаемости при сохранении достаточно высокого уровня смертности и избыточной смертности мужского населения в трудоспособном возрасте [8] Sinyavskaya, Yakushev, Chervyakova, 2021. Одним из факторов нивелирования демографических рисков и повышения финансовой стабильности пенсионных систем является развитие накопительных компонентов.

Многие зарубежные страны реформировали свои национальные пенсионные системы путем внедрения накопительных компонентов, которые предусматривают формирование пенсионных обязательств на основе условных накоплений, когда пенсионные права формируются в сочетании с распределительной моделью и зависят от длительности срока уплаты и величины поступивших взносов или реальных накоплений, когда поступившие страховые взносы инвестируются в различные активы. Снижение финансовой зависимости пенсионной системы от демографических рисков, в том числе риска изменения соотношения численности работающих и пенсионеров, за счет формирования значительного объема пенсионных накоплений позволит повысить ее устойчивость [16] Andreeva, Kravchenko, Sukhoveeva, 2020. Существенное влияние на финансовое равновесие пенсионной системы оказывает высокий удельный вес неформального сектора экономики. Тенденция увеличения граждан, работающих в данном секторе, продолжает сохраняться. Скрытый фонд оплаты труда Росстат оценивает в 11 трлн руб. Следует отметить, в условиях пандемии отмечается снижение неформальной занятости. Однако доля теневой занятости остается значительной, так, сегодня среди самозанятых неофициально оформлен каждый второй, а среди работающих по найму — каждый десятый, и по прогнозам экспертов, в ближайшей перспективе ожидается ее увеличение [17].

Однако такой пенсионный возраст начнет действовать только в 2028 году, — говорит Елена. Например, в 2024 году женщины должны выходить на пенсию в 58 лет, а мужчины — в 63 года. Сюда же относятся граждане, длительное время занимавшиеся профессиональной деятельностью, медицинские, педагогические работники и другие. В списке и те, кто длительное время работал в районах Крайнего Севера. Есть и другие категории, для которых помимо страхового стажа имеет значение стаж работы на этих видах работ. В 2023 году на пенсию никто не шел, люди смогут оформить страховую пенсию по старости только в 2024 году, когда женщинам исполнится 58 лет, а мужчинам 63 года. Дело в том, что пенсионный возраст повышается поэтапно, при этом сначала действовала отсрочка в 6 месяцев. Наличие страхового стажа не менее 15 лет. Такая продолжительность начала действовать в 2024 году, а, например, в 2023 году был нужен страховой стаж не менее 14 лет. В страховой стаж включаются периоды работы, в которые работодатель уплачивал за сотрудника страховые взносы, а также засчитываются другие значимые периоды, например период ухода за ребенком: — С момента присвоения гражданину номера СНИЛС стаж подтверждается сведениями, уже имеющимися у Социального фонда России. В период до этого требуется подтверждение стажа документами: трудовой книжкой, трудовыми договорами, приказами.

Связана низкая процентная ставка ГПФ с серьезными ограничениями в сфере инвестирования: вкладывать деньги позволено только в активы, разрешенные законодательством государственные облигации и акции. Непосредственно инвестированием средств занимается управляющая компания «Внешэкономбанк» и ряд прочих УК, с которыми у фонда заключены договоры доверительного управления. Достоинства и недостатки НПФ Негосударственные пенсионные фонды - некоммерческие организации, основная задача которых - выгодно инвестировать пенсионные накопления граждан, преумножая их доход. Вкладывать деньги они могут в любые виды активов, проектов и компаний, что и позволяет достичь приемлемой доходности. Между тем, отзывы многих вкладчиков свидетельствуют: высокие процентные ставки нередко оказываются лишь рекламным ходом, способом привлечь новых клиентов. На деле ставки являются «плавающими», доходность из года в год существенно меняется. Порой начисленных процентов хватает лишь на покрытие инфляции. Существуют и другие минусы НПФ: в случае банкротства, отзыва лицензии, закрытия фонда вкладчик получает лишь номинальную сумму накоплений без индексации, начисления процентов; при переводе средств в негосударственный фонд придется регулярно следить за ситуацией на фондовом рынке, вести контроль над своими накоплениями, а в случае резкого падения доходности срочно переводить деньги в другую организацию; при нерациональном вложении фондом полученных средств велик риск ухода в минус - полной потери начисленных процентов. Однако, инвестирование посредством НПФ по-прежнему остается лучшим способом увеличения пенсионных выплат. Ведь расширенные возможности вложения средств - важнейшее преимущество коммерческих структур. Кроме того, все негосударственные структуры предоставляют определенные гарантии. Например, при наступлении страхового случая например, смерти застрахованного лица при добровольном страховании его правопреемники могут получить выплаты в полном размере. Также важно отметить: НПФ - место, где ваши пенсионные накопления могут быть распределены равномерно на долгие годы, а также выплачены единовременно в полном объеме по первому требованию. Для этого лишь понадобится написать заявление установленной формы. Но что делать, если фонд прогорел, потерял лицензию и признан банкротом? Согласно законодательным нормам при отзыве лицензии Центробанк назначает временное управление некоммерческой организации. Спустя три месяца средства переводятся в государственный фонд утраченные накопления компенсирует ЦБ РФ. И если вкладчики не хотят терять накопленные деньги, они должны подать в ПФР заявление о выборе нового негосударственного фонда. Туда и будет перечислена накопительная часть, а вот размер инвестиционной части будет определен только по результатам продажи имущества компании, лишенной лицензии. Источник: banki-v. Как формируется трудовая пенсия Наша трудовая пенсия формируется за счет нашей зарплаты. Эти деньги делятся на три части и идут на формирование трудовой пенсии: Базовая часть Страховая часть Накопительная часть Базовая часть - это то, что гарантируется государством. Она изменяется с учетом темпов инфляции - индексируется. А коэффициент индексации и периодичность его изменений определяются Правительством РФ. Эта часть пенсии не зависит от размера зарплаты и имеет фиксированный размер. Страховая часть - эта часть рассчитывается исходя из вашего трудового стажа и размера заработной платы за всю трудовую деятельность. Она также индексируется, как и базовая часть. За счет страховой части выплачивается текущая пенсия пенсионерам. Накопительная часть - формируется у граждан с 1967 года рождения и моложе. Взносы работодателя, направленные на ее формирование, поступают на ваш индивидуальный пенсионный счет личный «накопительный» счет , а все денежные средства, накопленные на нем, идут на выплату пенсии именно вам. Размер накопительной части будет зависеть от вашей заработной платы «белой» и от того, какой доход от инвестирования этих средств накопится к моменту вашего выхода на пенсию - наступления пенсионных оснований. Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» пенсионный балл , которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2015 году достаточно будет иметь 6,6 баллов. Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости. С нынешних 5 лет он вырастет до 15 лет.

Пенсии в современном понимании появились в России с принятием Морского устава 1720 , по которому морским офицерам могла быть назначена пенсия по старости. С начала 19 в. В 1912 г. Если рабочий не был членом кассы, то он получал пособие только в связи с увечьем. В силу этих ограничений закон касался только примерно 2,5 млн рабочих из 11,5 млн, занятых по найму. В результате Октябрьской революции 1917 г. Были введены особые пенсии для солдат Красной Армии и их семей август 1918 , а также других категорий бывших военнослужащих январь 1919. На основании Положения о социальном обеспечении трудящихся октябрь 1918 была установлена пенсия в случаях полной или частичной постоянной утраты трудоспособности, независимо от причин, её вызвавших болезнь, увечье, старость, профессиональное заболевание и т. Обеспечению подлежали все без исключения лица, источником существования которых являлся только собственный труд, без эксплуатации чужого. Позднее были приняты специальные нормы о пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан за выслугу лет: для научных работников и преподавателей рабочих факультетов, учителей городских и сельских школ 1924—1925 , затем — для медицинских и научных работников, работников Главного управления гражданского воздушного флота при Совете министров СССР ГВФ и др. В 1928 г. Условия назначения пенсий и определения их размеров, порядок выплаты устанавливались Правилами обеспечения в порядке социального страхования по инвалидности и по случаю потери кормильца 1928 , а также Правилами обеспечения в порядке социального страхования по старости 1929. Крестьяне, ремесленники и другие лица, занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью, не имели права на пенсию за счёт государственной системы. В конце 1920-х гг. В 1933 г. Конституция СССР 1936 г. Пенсионная система приобрела общенациональный характер с принятием в 1956 г. Дальнейшее развитие пенсионная система СССР получила с принятием в 1990 г. В 1990 г.

Федеральный закон №166-ФЗ от 15 декабря 2001 г.

Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня. Пенсионная система – совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Описаны выявленные многочисленные противоречия в ал-горитмах расчёта пенсий, что в математическом смысле означает нарушение монотонной зависимости от стажа и заработка, а пенсионерами воспринима-ется как нарушение социальной справедливости. ответы в Банковском словаре. Пенсионная система в РФ. Из чего состоит пенсия по старости в 2023 году. Как узнать свою будущую пенсию. пенсионное обеспечение. Что нужно делать, чтобы выписка социального фонда внушала оптимизм и веру в будущее? Среди пенсий по государственному пенсионному обеспечению наиболее массовой является социальная пенсия. Она назначается нетрудоспособным лицам в том случае, если они не удовлетворяют критериям, необходимым для назначения страховой пенсии.

Система пенсионного обеспечения, её роль в экономике

В пенсионном законодательстве понятие «минимальный размер пенсии» не содержится. Однако концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. предусматривает, что минимальный уровень пенсии устанавливается не ниже величины. В статье рассматриваются вопросы пенсионного обеспечения как формы социальной защиты. Дается понятие пенсий и виды пенсий, законодательное закрепление основных условий и характеристик для назначения и получения пенсионных выплат. Государственные пенсии, такие как система социального обеспечения в Соединенных Штатах, представляют собой разновидность пенсионного плана с установленными выплатами. Система пенсионного обеспечения Российской Федерации представлена различными видами пенсий, среди которых социальная пенсия устанавливается наиболее незащищенной категории, по различным причинам, оставшихся без средств к существованию. Необходимо перенести основной вес пенсионного обеспечения на страховую часть пенсии, повысить роль негосударственных пенсионных фондов, оставив государству только социальный минимум пенсионного обеспечения.

Социально-экономическая сущность правового института пенсий по возрасту

Руководство Пенсионным фондом России осуществляют Правление и Исполнительная дирекция. Клиентские службы отделений ПФР ежедневно ведут работу с гражданами и работодателями по вопросам обязательного пенсионного страхования и социального обеспечения. Работодатели и граждане отчисляют в Пенсионный фонд России страховые взносы. Однако ПФР занимается не только выплатой пенсий пожилым людям. ПФР — это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России, которая сопровождает человека с самого рождения. ПФР осуществляет ряд социально значимых функций, в т. ПФР ведёт учёт всех видов мер социальной поддержки граждан, которые осуществляются из бюджетов всех уровней. Субсидии Пенсионного фонда России субъектам Российской Федерации являются серьёзным стимулом для расширения региональных социальных программ, направленных на реальное улучшение качества жизни наиболее социально уязвимых категорий пенсионеров и инвалидов. Все услуги и сервисы, которые Пенсионный фонд сегодня предоставляет в электронном виде, объединены в один портал на сайте Пенсионного фонда — es.

В сложившейся в России системе пенсионного обеспечения с прошлым трудовым вкладом связана пенсия по старости, размер которой увязывается при её назначении с заработком, стажем работы и достижением определенного возраста 60 лет — для мужчин и 55 лет — для женщин. При тяжелых и вредных производственных условиях и суровых природно-климатических условиях труда и проживания возраст, дающий право на получение пенсии по старости, снижается на 5—10 лет. В этих случаях пенсии принято называть льготными или профессиональными. Исчисление размера пенсии в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 21 июля 1997 г. Этот коэффициент отражает трудовой вклад каждого конкретного пенсионера, поскольку рассчитывается исходя из продолжительности трудового стажа и величины заработной платы. Расчёт ИКП производится в следующем порядке. Вначале определяется размер пенсии в процентах, полагающийся в зависимости от продолжительности трудового стажа. Затем определяется отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране. Для расчёта среднемесячного заработка работника, выходящего на пенсию, по его желанию может быть взят заработок за 24 последних месяца работы перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности. Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации устанавливается за тот же самый период, за который был исчислен среднемесячный заработок пенсионера.

Достижение возраста назначения пенсии. Однако такой пенсионный возраст начнет действовать только в 2028 году, — говорит Елена. Например, в 2024 году женщины должны выходить на пенсию в 58 лет, а мужчины — в 63 года. Сюда же относятся граждане, длительное время занимавшиеся профессиональной деятельностью, медицинские, педагогические работники и другие. В списке и те, кто длительное время работал в районах Крайнего Севера. Есть и другие категории, для которых помимо страхового стажа имеет значение стаж работы на этих видах работ. В 2023 году на пенсию никто не шел, люди смогут оформить страховую пенсию по старости только в 2024 году, когда женщинам исполнится 58 лет, а мужчинам 63 года. Дело в том, что пенсионный возраст повышается поэтапно, при этом сначала действовала отсрочка в 6 месяцев. Наличие страхового стажа не менее 15 лет. Такая продолжительность начала действовать в 2024 году, а, например, в 2023 году был нужен страховой стаж не менее 14 лет. В страховой стаж включаются периоды работы, в которые работодатель уплачивал за сотрудника страховые взносы, а также засчитываются другие значимые периоды, например период ухода за ребенком: — С момента присвоения гражданину номера СНИЛС стаж подтверждается сведениями, уже имеющимися у Социального фонда России.

Учредителями фонда могут быть юридические и физические лица. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Он подлежит обязательной регистрации, его учредительными документами являются устав и учредительный договор. Органами управления фонда являются Совет фонда и исполнительная дирекция. Функции негосударственного пенсионного фонда: - разработка условий негосударственного пенсионного обеспечения; - заключение пенсионных договоров; - ведение пенсионных счетов и информирование вкладчиков и участников об их состоянии; - заключение договоров с управляющим; - формирование и размещение самостоятельно или через управляющего собственных средств, включая пенсионные резервы; - ведение бухгалтерского учета; - осуществление актуарных расчетов актуарное оценивание результатов деятельности и доходов независимым актуарием ; - выплата негосударственных пенсий; - контроль за поступлением средств в фонд и исполнением обязательств перед участниками; - предоставление информации о деятельности фонда. Субъектами негосударственного пенсионного фонда являются: - учредители фонда; - вкладчики - юридические и физические лица, являющиеся стороной пенсионного договора и перечисляющие пенсионные взносы в пользу назначенных им участников; - участники - физические лица - российские и иностранные граждане, лица без гражданства, которым в соответствии с пенсионным договором должны производиться выплаты негосударственных пенсий. Участники фонда имеют право: - требовать исполнения обязательств по пенсионному договору в полном объеме; - обжаловать действия фонда; - требовать перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с пенсионным договором; - получать информацию о состоянии своего именного пенсионного счета; - требовать от фонда изменения условий негосударственного пенсионного обеспечения. Собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы. Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет: - совокупного вклада учредителей не менее 15 000 МРОТ ; - целевых взносов вкладчиков; - благотворительных взносов и т. Пенсионные резервы формируются за счет пенсионных взносов и доходов от размещения пенсионных взносов. Нормативный размер пенсионных резервов устанавливается государственным полномочным органом. Фонд вправе создавать на добровольной основе гарантийные фонды. Размещение пенсионных резервов осуществляется на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации. Пенсионные резервы могут размещаться через управляющего на основе договора доверительного управления, за исключением случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Федерации, банковские депозиты. Управляющий должен иметь лицензию. Правила размещения пенсионных резервов, их состав и структура утверждаются Правительством РФ. Деятельность фондов по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской. Доход, полученный от размещения пенсионных резервов, направляется на пополнение пенсионных резервов и покрытие расходов по обеспечению деятельности самого фонда. Государственное регулирование деятельности негосударственного пенсионного фонда осуществляет государственный уполномоченный орган. В целях контроля деятельности фонда и защиты интересов вкладчиков и участников создается попечительский совет. В начале 2001 г. Совокупный пенсионный резерв этих фондов составил 15 млрд. В этом же году пенсия была выплачена 275 тыс. Анализ государственной пенсионной системы 2. Сегодня пенсионная система России построена по так называемому распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. Работающее поколение платит взносы в Пенсионный фонд России непосредственно из своей зарплаты, а также через своих работодателей , и все аккумулированные таким путем деньги используются для финансирования выплат поколению, завершившему свой трудовой путь. Долгое время представлялось, что распределительной системе практически нет никакой альтернативы, что обеспечивать жизнь пожилых граждан можно только за счет перераспределения ВВП между поколениями. Значение распределительного механизма увеличивалось не только в странах с экономикой советского типа, но и в странах, базирующихся на рыночной системе хозяйства. Однако в последнее десятилетие очевидность доминирования распределительной системы явно поставлена под сомнение практически на всех континентах. В целом ряде стран мира в большей или меньшей степени используется иной принцип построения пенсионной системы — накопительный. Работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и вместе с полученным от инвестирования доходом в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех лиц, что осуществляли накопление. В некоторых государствах накопительная системе сочетается с распределительной являясь, порой лишь незначительным «довеском». Но в других — осуществляются глобальные пенсионные реформы, под воздействием которых, накопительный механизм постепенно вытесняет распределительный из системы пенсионного обеспечения пожилых людей. Она не зависит от проблем демографического плана, угрожающих практически во всем мире существованию распределительных систем. Она дает возможность эффективно использовать аккумулируемые деньги для нужд экономического развития. Кроме того, накопительная система обеспечивает дифференциацию размеров пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить тот или иной человек и как эффективно были инвестированы его накопления. В целом можно сказать, что накопительная система в большей степени соответствует принципам рыночного хозяйства, чем распределительная. Более того, накопительный механизм в отличии от распределительного вполне сочетаемся с системой конкурирующих друг с другом пенсионных фондов, что позволяет внедрить рыночные начала в само пенсионное страхование. Проблемы накопительной системы Однако переход к накопительной системе связан с серьезными трудностями финансового и организационного плана. Независимость от демографических тенденций оборачивается зависимостью от темпов экономического роста страны. Кроме того, переход к накопительной системе представляет собой очень ответственное мероприятие в связи с тем, что не предполагает обратного пути в распределительную систему даже в том случае, если общество по каким-либо объективным или субъективным причинам «передумает» реформироваться. Некоторые авторы выделяют и другие проблемы, свойственные, на их взгляд, накопительной системе: риск в этой системе возлагается полностью на ее участников; система подходит лишь для высокооплачиваемых специалистов, которые одни лишь могут накопить достаточную для получения пенсии сумму денег; система подвергается эрозии при значительных темпах инфляции. С такой постановкой вопроса согласны не все эксперты, однако в целом можно отметить, что наличие данных проблем наряду с некоторыми другими соображениями вынуждает многие страны воздерживаться от коренного реформирования распределительных систем, несмотря на осознание преимуществ систем накопительных. В стране активно действуют Негосударственные пенсионные фонды НПФ. К началу 1997 года в Инспекции негосударственных пенсионных фондов прошли заявительную регистрацию 480 фондов. Из них получили лицензии на право соответствующей деятельности 257 фондов. Предполагается, что их активы составляли на тот момент времени более 3 трлн. Количество граждан — участников пенсионных фондов — превышало 2 млн. Одной из существенных проблем накопительной пенсионной системы является значительный разрыв в пенсионных накоплениях между мужчинами и женщинами. Согласно предварительным актуарным расчетам реальный пенсионный доход будет возрастать практически для всех групп населения. Однако, по мере угасания солидарной системы, размер заработной платы, стаж работы будут иметь влияние на коэффициент накопления, при этом женщины-частники накопительной пенсионной системы оказываются в невыгодном положении по сравнению с мужчинами: меньшее количество лет участия в накопительной пенсионной системе вследствие более раннего выхода на пенсию и перерывов в стаже из-за рождения детей; более низкая заработная плата; более высокая продолжительность жизни при выходе на пенсию. В связи с этим для установления адекватности пенсионных выплат предстоит рассмотреть вопрос расхождения в пенсионном возрасте и заработной плате в зависимости от пола. В случае, если пенсия из солидарной системы выше пенсионер по-прежнему будет иметь право на эту более высокую пенсию плюс пенсию из накопительной системы. В части накопительной пенсионной системы предлагается внедрение принципа обязательной схемы пожизненных пенсионных выплат. В настоящее время разработан проект Концепции социальной защиты населения России, основными направлениями которой будут являться социальное обеспечение и помощь, социальное страхование и политика доходов. В частности в области страхования предлагается введение социального страхования в случаях безработицы, потери кормильца и инвалидности. Это означает, что в целом социальная помощь за счет средств государственного бюджета будет оказываться наиболее незащищенным слоям населения. Будут предприняты меры по стимулированию остальных категорий граждан к самостоятельной заботе о собственном благосостоянии посредством страхования, медицинской помощи, обеспечению по старости, инвалидности и потере кормильца. Будет совершенствоваться политика распределения нагрузки между государством, работодателем и работником в случае возникновения социальных рисков. Предпосылки пенсионной реформы Противоречия старой пенсионной системы свидетельствуют о том, что она, несмотря на достаточно стабильное положение Пенсионного Фонда в последние годы, находилась на грани кризиса, из которого её, основываясь на косметических изменениях старого пенсионного законодательства проводимого на протяжении 90-х годов, нельзя было вывести. Осуществляемые преобразования подготовили необходимые предпосылки для проведения дальнейших реформ, однако из-за влияния «внешних» к пенсионной системе в первую очередь, политических, экономических, демографических факторов их позитивное влияние с каждым годом всё более снижается. А сегодня у нас в стране насчитывается почти 40 миллионов пенсионеров против примерно 80 миллионов занятых, то есть требуемое соотношение составляет всего лишь 1:2. С начала 90-х годов минимальная пенсия постоянно ниже уровня прожиточного минимума пенсионера, а в 1998 году отчётливо проявилась тенденция к тому, что средняя выплаченная пенсия не достигает этой величины, что показано на рисунке 2. Наравне с экономическими причинами наблюдается ухудшение демографической ситуации. В этом процессе можно выделить две негативные тенденции: ростом численности пенсионеров с 34,1 млн. Таким образом, если в 1992 году на одного пенсионера приходилось 2,11 занятых в экономике 1,88 наёмных работников , то в 2000 только 1,78 1,38. И это без учёта скрытой безработицы и сокрытия заработной платы базы для ЕСН , что особенно характерно для индивидуальных предпринимателей и коммерческих структур.

Экономическое значение пенсионной системы РФ

Основой пенсионной системы является пенсионное страхование, которое имеет целью формирование источников финансирования пенсий. Как и пенсионное страхование, пенсионная система имеет две формы – обязательную и добровольную. Социальную пенсию назначают в трех случаях: при наступлении пенсионного возраста, после присвоения инвалидности и при потере кормильца. Социальная пенсия по старости назначается тем россиянам, которые не подошли под «требования» страховой. Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии. Целью данной работы является исследование сущности и основных особенностей социальных пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения и их положения в современном обществе. С 1 января 2019 года в России началась масштабная пенсионная реформа, которая существенно изменит условия выхода на пенсию (прежде всего, в связи с началом повышения пенсионного возраста), а также порядок индексации пенсий неработающим пенсионерам. Необходимо перенести основной вес пенсионного обеспечения на страховую часть пенсии, повысить роль негосударственных пенсионных фондов, оставив государству только социальный минимум пенсионного обеспечения. Каждое цивилизованное государство проводит политику, направленную на создание эффективной пенсионной системы, повышения благосостояния населения, поддержку малообеспеченных граждан, недопущение социальных потрясений в обществе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий