Рождество христово картины известных художников

Рождество Христово в картинах русских и зарубежных классиков: rex711 Тема Рождества Христова весьма популярна среди живописцев. Ниже подборка работ русских и зарубежных живописцев. Даны только имена авторов, благо названия. Рождество, день празднования рождения Иисуса Христа, увековечен многими известными произведениями искусства, изображающими Рождество Христово, среди которых самым старым, скорее всего, является лепнина, сохранившаяся в катакомбах Присциллы в Риме. Рождество Христово - 1476-1477(1).jpg.

Известные картины с рождественскими сюжетами

Картина создана в трудное время для Мунка. В результате различных треволнений, Мунк страдал тревожными психическими состояниями, с которые он пытался справиться с помощью алкоголя и наркотиков. Ему приходилось периодически лечиться в психиатрической клинике. Посещение борделя в Любеке, под Рождество, вызвало у него состояние «легкой меланхолии" в силу впечатлительности от ситуации, когда «рабочие» девушки в только что закончили украшать елку.

Нарисованную им картину он считал ироничной, сентиментальной и безобразной. Проституция была излюбленной темой Мунка, и позднее он создаст целую серию картин, The Green Room. Но мы снова отвлекаемся от основной задачи — подготовится к встрече нового года, а игрушки ещё не все развешены на многочисленных ёлках.

Часть из них лежат на столе, что изображено на картине современной художницы Т. И веера к маскам для маскарада и разные крупные шары, на которые с удивлением загляделся маленький Петрушка на переднем плане… Неизвестный художник представил "Праздничный другой стол подарков для девочки"к рождеству, 1840. У девочки - куклы, сидящей за столом, на фоне скудно украшенной ёлки, видно немного предметов, возможно, подарков.

Там жёлтые ботиночки, белая блузка с синим пояском, гирлянды из розовых бумажных цветов, корзинка яблок и вазочка… Ботиночки, действительно для девочки, но её на это странной картине заменяет кукла… Что хотел с казать автор. Спросить не у кого, так как он нам не известен. А если игрушек на представленных доселе картинах всё же мало, то магазины ещё открыты и метро ещё работает и выглядит оно примерно так, как нарисовала их Наташа Виллон: Эскалаторы переполнены, едва вмещают всех покупателей с кульками, пакетами, детей с игрушками в руках.

Все спешат домой, чтобы успеть нарядить ёлку и приготовить вкусности и наряды. Началось Рождество и скоро наступит Новый год… Картина новогоднего метро наполнена шумом, движением. Все в возбуждении и юмор виден в каждом из пассажиров, спускающихся в метро по эскалатору.

Шляпка - колпак почти опустилась на лицо девушки, а из-под фуражки — «аэродрома» чётко вырисовываются только чёрные усики. Два батона, как уши зайца подчёркивают лицо женщины в чёрном платочке, стоящей с закрытыми глазами и не боящейся упасть из-за страхующей плотности толпы…Смешная девочка с большим мишкой улыбается темнокожему мелкому юноше с большими лыжами. Скоро эскалатор освободится от знакомых уже нам людей , которые разойдутся в разных направлениях.

А другие заполнят лестницу-чудесницу, пока не иссякнут окончательно… Художник Наташа Виллон, «Предновогоднее метро» Иной раз бабушка, у которой больше свободного времени, пока все ещё на работе или в школе, начинает украшать ёлку самолично, глядя на игрушки и вспоминая каждую, как она называется и куда её надо будет подвесить… Возможно, что бабушка вдруг начинает вспоминать рождественские праздники или встречу нового года в свои молодые годы.

Сандро Боттичелли. Мистическое Рождество. Полотно было практически не известно, пока его на вилле Альдобрандини не увидел и не приобрёл англичанин Отли. Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов, именно тогда Джон Рёскин дал холсту его нынешнее название. В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская Национальная галерея. Микеланджело Меризи де Караваджо. Рождество со святыми Франциском и Лаврентием. Микеланджело Меризи де Караваджо 1573-1610 , итальянский художник, реформатор европейской живописи 17 века, один из крупнейших мастеров барокко.

Один из первых применил манеру письма «кьяроскуро» - резкое противопоставление света и тени. Михаил Васильевич Нестеров. Михаил Васильевич Нестеров 1862-1942 - русский и советский живописец. Лауреат Сталинской премии первой степени 1941. Патриарх здравствует государя в Золотой палате. Иллюстрация для журнала "Нива". Гравировал Шюблер Елочный торг. Омский областной музей изобразительных искусств им. Врубеля Рождественский базар.

Бучкури Александр Алексеевич 1870 -1942. Подготовительный рисунок к картине "Елочный торг". Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Коваленко, Краснодар Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды — портреты крестьян, пейзажные зарисовки , жанровые сценки. К этой же теме относится и "Елочный торг" — произведение, созданное художником в 1918 году.

Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором — с песней и сказкой.

Часть пруда скрывали верхушки ольхи, Но часть было видно отлично отсюда Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи. Как шли вдоль запруды ослы и верблюды, Могли хорошо разглядеть пастухи. От шарканья по снегу сделалось жарко. По яркой поляне листами слюды Вели за хибарку босые следы. На эти следы, как на пламя огарка, Ворчали овчарки при свете звезды.

Главная » Книги для родителей » Энциклопедия » Рождество в живописи. Картины про Рождество в России и на Западе Рождество в живописи. Картины про Рождество в России и на Западе Рождество и Новый год — два зимних праздника, стоящих в календаре рядом. Празднуются они похожим образом: елка, гирлянды, подарки… Но все-таки у празднования Рождества есть свой особый колорит, который заметен даже в живописи.

Рождество христово картины великих художников - 94 фото

Одна из них, картина «Рождество Христово», отличается особым сентиментализмом. На первом плане в центральной части изображен Младенец Христос, лежащий в яслях на соломе. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (1476/1477 – 1510)) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения. Изображение Рождества художником Фра Филиппо Липпи (1406-1469) — флорентийским живописцем, одним из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения. рождество на картинах филиппо липпи известных художников. значит художник, скорее всего, рисовал именно комету а не, скажем, звезду с лучом указывающим на младенца Христа. Альбрехт Альтдорфер. «Святая ночь (Рождество Христово)».

Рождество в творчестве итальянских художников

По возвращению на родину в картинах Юхансена появились светлые краски и больше света. Одна из таких замечательных картин, созданная в его новом творческом стиле художника — «Светлое Рождество». «Мистическое Рождество» (итал. Natività mistica) — одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли, созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто, ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира. Православное Рождество в поэзии и живописи. Рождество Христово — величайший после Пасхи православный праздник, праздник прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. Младенец родился в полутемном холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. Фреска итальянского художника Джотто «Рождество Христово». На ней запечатлена Мария, передающая младенца для омовения. Это произведение изображает классическую сцену рождественского вертепа: пастухов, ангелов, скот.

Рождество Христово в живописи

У ангельских лиц, окружающих ясли, озорные и веселые выражения, демонстрирующие радость от хороших вестей. Интересно, что волосы у ангелочков и Марии белокурые, а от белоснежной кожи персонажей будто исходит сияние. Не обошел своим вниманием рождение Христа и лидер русского авангарда Павел Филонов. При помощи акварели, коричневых чернил и туши он изобразил волхвов, приносящих дары Однако, его манера настолько специфична, что картину можно рассматривать часами, выискивая спрятанные смыслы и глубокие философские мысли. Этот же художник создал еще несколько картин под названием «Поклонение волхвов», но выполненных на бумаге акрилом, гуашью и темперой. Все эти произведения сейчас находятся в музеях и заграничных частных коллекциях. Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. Но их путешествие было дольше: они пришли из дальней страны, а по пути побывали в Иерусалиме у царя Ирода. Считалось, что между Рождеством и прибытием волхвов прошло некоторое время и свои дары они принесли уже не к яслям. Матфей пишет, что они зашли в некий дом, в который, видимо, переехали Иосиф и Мария.

Волхвы ассоциировались с Востоком, откуда они пришли. Позже традиция приписала им имена — Каспар, Бальтазар и Мельхиор — и царское происхождение, а на их связь с Востоком стала указывать роскошь и необычность их нарядов. В ренессансной Италии их роль в городской жизни была велика, в их управлении находились достаточно большие финансовые средства, тратившиеся на больницы, помощь менее успешным членам братства, строительство новых зданий. Поначалу процессии напоминали средневековые мистерии, к XV веку они все больше и больше стали походить на торжественные парады. Богатейшие флорентийские семьи заказывали сцену поклонения волхвов таким художникам, как Фра Филиппо Липпи, Фра Анджелико, Боттичелли и другим. Такие заказы демонстрировали окружающим благосостояние семьи, а заодно оправдывали его: росписи и картины преподносились церквям или размещались в семейных капеллах. Как и волхвы, заказчики были богачами и так же дарили часть своего состояния Богу. Джентиле да Фабриано — автор одного из самых дорогих «Поклонений волхвов», которое было написано по заказу банкира Паллы Строцци, самого богатого человека Флоренции. Самого Строцци можно увидеть на картине в красном тюрбане, с соколом в руках, за спиной одного из волхвов. Дополнительные сюжеты Ряд сюжетов иконы имеет свои особенности: Животные Изображение вола и осла не только передает истинное положение вещей, которое описано в Евангелии, но и акцентирует внимание на том, что Иисусу не нашлось места в городе.

Хотя в то время народ ожидал прихода Спасителя, и практически все знали признаки того времени, когда Он должен был явиться. Ангелы Иконографически сложилось так, что вверху образа размещается Воинство Небесное. Описание пастухов. На одном из пастухов видна шкура, используемая в качестве одежды. Такими одеяниями в те времена пользовались очень бедные люди. Пастухи постоянно пасли стада. Они жили просто, были добродетельными людьми и очень ожидали прихода Спасителя. Божьей милостью первыми Ему поклонились простые бедные люди. Распятый Христос Год: 1632 Распятый Христос, Диего Веласкес Диего Веласкес был испанским художником, работавшим в 17 веке, который считается выдающейся фигурой испанского Золотого века. Он высоко ценится за портретную живопись.

Веласкес был официальным художником короля Филиппа IV. На этой картине, написанной Веласкесом в середине его жизни, изображен Иисус на кресте сразу после его смерти. Примечательным моментом в картине является то, что в ней отсутствуют какие-либо повествовательные элементы, кроме креста. Произведение невероятной оригинальности. Мастерское сочетание безмятежности, достоинства и благородства, картины «Распятый Христос» сделали ее поворотным моментом в художественном развитии Веласкеса. Это самая известная картина художника на религиозную тематику, которая послужила источником вдохновения для создания многих произведений литературы, в частности поэмы Мигеля де Унамуно «Эль-Кристо де Веласкес». Рождественские картины художников 18-19веков В века и годы, наступившие вслед за эпохой Возрождения, человеческое мировоззрение и нравы расширились. Художники этих времен, создавая полотна на рождественские темы, трактовали эти темы гораздо шире, чем их предшественники о чем отчасти в данной статье уже упоминалось. Но все равно — их картины были, что называется, пропитаны духом Рождества. Взять знаменитое полотно Поля Гогена «Рождество таитянского Христа», написанное в 19 веке.

Вы скажете — вольность и кощунство? Ничуть не бывало. Христос — Он для всех, а, значит, и для таитянцев.

Дошедшие до нас изображения - гораздо более поздние. В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит: Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса, когда Сатана царствовал на земле три с половиной года.

По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине. Художник Мастер Франке ок.

По состраданию пришел, оставив небо; по состраданию взял на Себя ваши грехи; по состраданию — пострадаю за вас и буду умолять […] Обретение святых мощей блаженных жен Дивеевских современная история обители Обретение святых мощей блаженных жен Дивеевских 2004 год После прославления блаженных Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских в лике местночтимых святых Нижегородской епархии состоялось обретение их мощей. Дивеево, ул.

Дошедшие до нас изображения - гораздо более поздние. В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит: Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса, когда Сатана царствовал на земле три с половиной года.

По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине. Художник Мастер Франке ок.

"Для людей — благоволенье, мир и правда — для земли." Рождество Христово на картинах художников

12 шедевров Рождества | Нижегородская правда Рождество является популярной темой среди иконописцев и художников, как графиков, так и живописцев, пишущих произведения на тематику Рождества Христова. У многих славянских народов в Рождество начинались Рождественские Святки, длящиеся до 19 января.
Рождество Христово в картинах русских и зарубежных классиков: rex711 — LiveJournal Ведь не случайно Рождество Христово считается великим таинством, а значит и сам этот день несет в себе нечто загадочное и волшебное Пусть Рождество принесет к Вам в дом радость, счастье, любовь и доброту! Пусть счастье всегда будет рядом с Вами!

Рождество в мировой живописи

Боровиковский Владимир Лукич. Рождество Христово. Холст, масло Историко-архитектурный и художественный музей « Новый Иерусалим », Истра, Московская область Владимир Лукич Боровиковский 1757-1825 - русский художник, мастер портрета. Яков де Бэккер. Бакер Backer , Якоб, голландский живописец 1608-1657гг. Поклонение волхвов. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне итал. Рогир ван дер Вейден.

Рогир ван дер Вейден нидерл. Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей её глубине. Рембрандт, Харменс ван Рейн. Бегство в Египет. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. Хуго ван дер Гус.

Хуго ван дер Гус нидерл. Hugo van der Goes ок. Сандро Боттичелли. Мистическое Рождество. Полотно было практически не известно, пока его на вилле Альдобрандини не увидел и не приобрёл англичанин Отли. Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов, именно тогда Джон Рёскин дал холсту его нынешнее название. В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская Национальная галерея.

Микеланджело Меризи де Караваджо. Рождество со святыми Франциском и Лаврентием. Микеланджело Меризи де Караваджо 1573-1610 , итальянский художник, реформатор европейской живописи 17 века, один из крупнейших мастеров барокко. Один из первых применил манеру письма «кьяроскуро» - резкое противопоставление света и тени. Михаил Васильевич Нестеров.

До начала V века Рождество праздновали одновременно и как праздник Богоявления.

Поэтому в живописи смешались сюжеты собственно рождения и последующих эпизодов, которые, строго говоря, больше относятся к Богоявлению — поклонение волхвов царей , поклонение пастухов, которые не всегда включают изображение непосредственно рождения Христа. Сон Иосифа.

Одним из таких приемов является наличие в одном изображении событий, происходивших в разное время и в разном месте. Икона Рождества — это как раз один из таких случаев. Здесь мы можем видеть сюжеты, навеянные как евангельским повествованием, так и апокрифами: это и само Рождество — Христос в яслях, Богородица, и Вифлеемская звезда; и ангелы, воспевающие Господа и тут же благовествующие пастухам; и волхвы, отправляющиеся на поиск родившегося Царя и они же, уже приносящие дары Младенцу Христу; и омовение новорожденного Богомладенца; и ангел, явившийся во сне Иосифу; и бегство Святого Семейства в Египет; и избиение младенцев по приказу царя Ирода; и Елисавета, прячущаяся в скале с младенцем Иоанном Крестителем… И в этом нет ничего удивительного: икона призвана донести до нас информацию о священном событии в наиболее полном виде, показать все значимые моменты. И все же, такая большая подборка сюжетов на одной иконе — это, пожалуй, исключение. Классическая схема иконы Рождества проста и лаконична Возьмем, в качестве примера миниатюру из Минология императора Василия II. В центре изображен Сам Младенец Христос.

Он изображается спеленатым в яслях на фоне тёмной пещеры. Белые пелены на черном фоне ассоциируются с евангельскими строками: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» Ин. Но одновременно это может также напоминать и о грядущих страданиях Спасителя. Ясли и пелены напоминают символический саркофаг и плащаницу из сцены погребения Христа. Источник и продолжение :.

И вот, ты начнешь в утробе, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус…» Евангелие от Луки 1:26-31 «Иосиф же, муж ее, будучи праведным, и не желая ославить ее, хотел тайком отпустить ее. Когда же он подумал, вот, явился ему Ангел Господень во сне, говоря: Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену свою, ибо зачато в ней от Духа Святого. Иосифа» 1642—1643 Филипп де Шампань справа Иоганн Кристиан Шредер 1655-1702 — чешский живописец и руководитель картинной галереи Пражского Града. Его картина Благовещения является копией картины Рубенса. Филипп де Шампань 1602-1674 — французский художник эпохи барокко. Рисовал религиозные композиции, натюрморты, являлся также декоратором. Стал известен благодаря реалистическому подходу к написанию композиций и портретов людей. Визит Елизаветы «В те дни собралась Мария и пошла, спеша в горную окраину, в город Юдиный. И вошла она в дом Захария и поздравила Елисавету. Когда же Елисавета услышала привет Марии, затрепетал ребенок в утробе ее. И Елисавета исполнилась Духа Святаго, и воскликнула громким голосом, и прорекла: Благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева твоего! Долгое время работал на Аббатство Св. Вааса в городе Аррас. Аббат монастыря Жан дю Клерка в течение длительного времени был самым важным заказчиком и покровителем Даре. Также художник занимался декоративными работами для торжеств в связи с женитьбой короля Карла I. Рождение Христа в Вифлееме «И случилось в те дни, вышел приказ царя Августа переписать всю землю. Эта перепись первая состоялась тогда, когда власть над Сирией имел Квириний. И все шли записаться, каждый в город свой. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что происходил из дома и из рода Давидова, чтобы ему записаться с Марией, с ним обрученной, беременной. И когда они были там, то наступил ей день родить. И родила она первенца Сына, и исповедала Его, и положила Его к яслам, потому что в заезде места не стало для них. Евангелие от Луки 2:1-7 «Рождество Иисуса» 1473—1475 , Сандро Боттичелли Сандро Боттичелли 1445-1510 — итальянский живописец флорентийской школы. Родился в семье ремесленника, который обрабатывал кожу. Обучался искусству у живописца Филиппо Липпи, монаха-кармелита. Создавал картины как на библейские сюжеты, так и мифологические, например известная картина Боттичелли «Рождение Венеры». Благовещение пастухам «А в той стороне были пастухи, которые следили на поле, и в ночное время сторожили стадо свое. И вот, Ангел Господень явился возле них, и слава Господня озарила их. И они устрашились страхом великим.

Рождество Христово в картинах русских и зарубежных классиков

Работы самых разных художников для поднятия новогоднего настроения и просто тёплых эмоций. Работы самых разных художников для поднятия новогоднего настроения и просто тёплых эмоций. На холсте мы видим счастливую, совсем юную, Марию, познавшую радость материнства. Картины русских художников о Рождестве. На территории современной России еще со времен принятия христианства отмечали Рождество Христово весело и с размахом. Балтазар, младший из царей, представляет Африку, он поднес Христу миро как символ Страстей Христовых и жертвы на Кресте. Сюжеты, связанные с Рождеством Христовым, были множество раз отображены художниками и скульпторами и итальянскими в том числе.

Картины рождество христово и их авторы. Рождество в русской живописи

12 шедевров Рождества | Нижегородская правда Рождество Христово. 6 литературных цитат и 29 картин: «К празднику Рождества Христова!», «Рождество Христово (Поклонение пастухов)» и др.
Рождество Христово в картинах Рождество Христово и Новый год - на своих картинах.

Рождество ИИСУСА ХРИСТА на полотнах знаменитых живописцев.

Это часто вызывает недоумение. Как это — Мать не смотрит на Сына? Но это делается совершенно сознательно, чтобы показать, что Младенец не принадлежит Матери, Он пришел в мир, чтобы спасать его. Рядом с деревянными яслями обычно изображают вола и осла иногда — коня и корову. Эта деталь не только намек на то, что Рождество совершилось в хлеву, но и иллюстрация к книге пророка Исайи, предсказавшего рождение Христа от Девы за много тысяч лет до самого события: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего…» Ис.

Кроме того, некоторые исследователи считают, что вол и осел — это образы двух миров — израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь. Важно также обратить внимание на форму яслей, которая похожа на форму гроба — Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него. Доменико Гирландайо. Пастухи и волхвы Часто по сторонам от Богородицы изображают пастухов и волхвов, их фигуры значительно меньше, чем фигура Богородицы.

В лице простых неграмотных, но верующих пастухов и в лице языческих волхвов-мудрецов Господь явился всему миру. И теперь каждый человек может найти свою дорогу к Богу — и не слишком образованный, но добрый и честный человек , и современный интеллектуал, сердце которого частенько бывает заражено надменностью и высокомерием. Праведный Иосиф В нижнем ярусе иконы обычно изображают сидящего в задумчивости Иосифа с предстоящим ему пастухом, и двух женщин, омывающих новорожденного Младенца. Сцену с пастухом обычно объясняют так — лукавый дух терзает сомнениями душу Иосифа: как же могло произойти Рождение?

Но многие исследователи сходятся на том, что это, скорее, всего, пастух из апокрифических сказаний о Рождестве, к которому Иосиф обращался в поисках крова и огня для Младенца. Наиболее часто в иконописи и живописи используется апокриф «Протоевангелие Иакова», где рассказывается о детских годах Спасителя и детстве Божией Матери. С одной стороны — это чисто бытовая деталь, связанная с рождением ребенка. В древности и в Средние века принято было омывать новорожденного, впрочем, как и сейчас.

Отсюда и купель, и кувшин с водой. Но есть и второе объяснение этому. Апокриф привносит в повествование о Рождестве Бога чисто человеческие, житейские детали. В «Протоевангелии Иакова» рассказывается, как Иосиф оставил Богородицу в пещере одну и пошел искать повивальную бабку, которая помогла бы принять роды.

Повитуха по имени Саломея усомнилась в том, что Дева может родить, и захотела убедиться в этом сама. Дальше по тексту произошло вот что: «И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: «Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается, как в огне…» И тогда предстал перед нею Ангел Господень, и сказал ей «Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость». И сразу же исцелилась Саломея…» Можно попробовать предложить и еще одно простое толкование сцены омовения Младенца.

В купели, изображенной на иконе, легко узнается купель, в которой обычно крестят в Церкви младенцев, приобщая их к жизни с Богом. Добавляются лишь некоторые детали, которые не встретишь в византийских и древнерусских иконах. Характерная особенность европейской христианской живописи — стремление не столько вдохновить человека на движение души вверх, к Богу, сколько «спустить» Бога с небес на землю, сделать Его доступным человеку, смешать Священную историю и житейскую человеческую историю , растворив одну в другой. Перепись в Вифлееме Одна из деталей события Рождества Христова, которых нет в иконописи, но есть в живописи — изображение переписи населения, с рассказа о которой начинается рождественская глава Евангелия от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле…» Лк.

Но глазам зрителя предстает не гористая Святая Земля, а заснеженные Нидерланды. Художник переносит евангельские события в современный ему мир. На Рождество на севере Европы всегда бывает снег, поэтому праведный Иосиф и Богородица бредут по снегу. Питер Брейгель.

Перепись в Вифлееме. Огромные массы людей, среди которых затерялось скромное Святое семейство, изображают толпы народа, пришедшие на перепись. Но больше ничего не говорит нам о том, что скоро должно совершиться великое событие Рождества. Нидерландские крестьяне заняты своими хозяйственными делами, дети резвятся на льду.

Только рождественский венок, прибитый над дверью дома, и жареный поросенок намекают на праздник Рождества. Но это опять не евангельские детали, а реальность повседневной жизни Нидерландов эпохи Возрождения. Пещера, дом, гостиница Часто в европейских картинах на тему Рождества Христова можно увидеть вместо пещеры ветхий, почти разрушенный дом. С одной стороны такой дом символизировал тот факт, что Христос родился в бедности и безвестности, а с другой стороны старый, ветхий дом обозначал Ветхий Завет, который с приходом в мир Христа заменялся заповедями Нового Завета.

Некоторые исследователи видят в этом изображении дома изображение гостиницы, такой, какая была распространена на Востоке. Это был караван-сарай, хижина с тремя стенами, четвертая сторона дома открыта на улицу. Здесь же, во дворе, отделенном несколькими ступеньками от дома, пасется скот. Все происходящее в таком доме видно взору постороннего человека.

Вполне возможно, что именно в одну из таких гостиниц не пустили переночевать Святое семейство. И, помещая подобный дом-гостиницу на своем полотне, европейские художники подчеркивают тем самым странничество Христа в этом мире и Его открытость всем и всему. Рогир Ван дер Вейден. Младенец Христос На византийских и древнерусских иконах Христос Младенец изображен часто без возраста или наоборот, как маленький взрослый, чтобы подчеркнуть вечность Бога и Его взрослость по отношению к людям.

В европейской живописи распространено два типа изображения Младенца — либо хрупкое и худенькое тельце новорожденного с непропорциональными частями тела и большой головой, как это бывает с реальными новорожденными младенцами, либо в виде упитанного шестимесячного малыша, а то и годовалого ребенка. Может быть, эта конкретность, телесность в изображении Христа — тоже некоторая дань европейцев их желанию соединить Священную и житейскую, мирскую историю?

Жезл Аарона, расцветший в знак богоизбранности первосвященника, рассматривается как символ духовной чистоты, что в христианской иконографии тоже указывает на Марию и Иосифа.

Об этом же свидетельствует расположение цветущей балки на картине Кристуса — прямо над новорожденным Христом. За фигурами Марии и Иосифа находятся четыре аллегорические фигуры пастухов, по безучастным позам которых можно судить, что до них еще не дошла весть о рождении Христа. Вероятнее всего, они символизируют человечество, неспособное увидеть истину даже когда она находится прямо перед глазами.

Третий, задний план, символизирующий будущее, представлен в виде городского пейзажа. Скорее всего, изображен город Иерусалим — место будущей мученической смерти Христа и его воскресения. Однако нельзя также отрицать, что Кристус изобразил город Брюгге, в котором жил и работал, поскольку фламандской живописи свойственна «земная» аллегоричность, связывающая легендарные события прошлого с окружающей живописца действительностью.

Перемещая Рождество в предместья современного ему Брюгге, Кристус как бы подчеркивает независимость рождения Христа от времени и места, делая его явлением вселенским и вечным. Поль Гоген 1848 — 1903 гг. Безусловно, тут не приходится говорить о какой либо канонической иконографии, художники нового времени научились обращаться с религией более свободно — для них она, прежде всего, источник духовных поисков, символ вечного и непознанного.

По этой же причине представители многих художественных направлений современного искусства не интересовались религиозной тематикой, поскольку обращались исключительно к вопросам окружающей действительности. Постимпрессионист Поль Гоген известен тем, что большую часть жизни провел на Таити, где создавал символические произведения, отображавшие местные экзотические реалии с примесью потустороннего и мифического. Картину «Рождество» ныне хранится в Новой пинакотеке в Мюнхене, Германия он начал писать еще в родной Франции, в Бретани, однако закончил в 1896 году, уже на Таити.

Оригинальное название картины полинезийское — «Te tamari no atua», что переводится как «Сын Бога». Гоген изображает Рождество в совершенно непривычном для зрителя ключе. Единственное, что указывает на святость совершившегося действа — едва заметные нимбы над головами таитянской Марии и ее новорожденного ребенка.

По канону Рождество случилось в хлеву: по Евангелию от Луки, младенец лежал в кормушке для скота. На картине — интерьер хижины, построенной по заказу Гогена в традиционном таитянском стиле. В доме художник разгородил единственное помещение на спальню и мастерскую, чего островитяне не делали.

Привычных для западного зрителя вола и осла Гоген заменяет коровами. Две таитянские женщины-повитухи — единственные, кто находится в убогой деревенской хижине вместе с Марией, фигура Иосифа на картине не представлена. Подобно тому как Петрус Кристус, помещая евангельских героев в обстановку современной ему Фландрии, добивается эффекта неотделимости Рождества от судеб человечества в любую эпоху и в любом месте, так и Гоген, изображая рождение сына Бога в таитянской деревне, указывает, что божественное — повсюду, что, как говорит сам художник, «Бог не принадлежит ни ученому, ни логику, он принадлежит поэтам, сфере снов, он символ Красоты и сама Красота».

Эмиль Нольде 1848 — 1903 гг. Композиционно работа делится на две части — левую, где изображены счастливые Мария и Иосиф, и правую, где изображена почти абстрактная розовая фигура младенца Христа в руках Марии, поднятого к свету Вифлеемской звезды. Позади него — голова осла, пьющего из корыта.

За фигурой младенца открывается вид на ночной пейзаж, где, следуя за звездой, по холму поднимаются три фигуры волхвов с дарами. Лицо Марии, несмотря на всю свойственную экспрессионизму условность изображения, проникнуто глубокой и нежной радостью, она и Иосиф с обожанием и любовью смотрят на новорожденного сына. Вся картина своими чистыми цветами, сложными, полуабстрактными формами как бы возвращает зрителя в состояние до свершения греха, в то место, где царит мир.

Работа проникнута светлой, ностальгической печалью, а тихий, благословенный покой святой ночи в картине кажется отголоском прекрасного райского сада, откуда некогда были изгнаны люди, и куда, благодаря рождению Христа, однажды снова смогут вернуться.

Лука, 2:6—7. В эти светлые дни, когда по-особому верится в чудо, когда в сердце живет надежда на лучшее, предлагаем Вашему вниманию подборку картин на сюжет Рождества Христового. Это картины художников разных стран, разных периодов и направлений в искусстве, но все они воссоздают неповторимую атмосферу зимней сказки, ожидания чуда, семейного уюта. Считается, что впервые Рождество Христово праздновали в Риме во второй четверти IV века, а истоки иконографии Рождества Христова восходят к изображениям в катакомбах и на саркофагах.

На ней не видно елки и подарков, но в центре композиции — дедушка и внуки, которые готовят гирлянды и украшения для дома. Рождество Христово является одним из самых красивых и торжественных христианских праздников.

Во всем христианском мире, в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. В этот день повсюду стоят украшенные елки, символизируя евангельское древо, горят свечи, подобно тем, которые горели в вифлеемском хлеву. Во многих странах в рождественские ночи дети выходят на улицы с пением песен-колядок. Канун Рождества именуется «сочельником». Сочельник в христианском мире считается исключительно семейным ужином. В этот день в доме царят покой, любовь и согласие. В подборке, посвящённой Рождеству, представлены следующие картины: 1.

Джорджо Вазари. Джорджо Вазари Giorgio Vasari; прозванный Аретино, 30 июля 1511 года, Ареццо - 27 июня 1574 года, Флоренция - архитектор и живописец, автор первой истории и теории искусств, «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев , ваятелей и зодчих». Боровиковский Владимир Лукич. Рождество Христово. Холст, масло Историко-архитектурный и художественный музей « Новый Иерусалим », Истра, Московская область Владимир Лукич Боровиковский 1757-1825 - русский художник, мастер портрета. Яков де Бэккер. Бакер Backer , Якоб, голландский живописец 1608-1657гг.

Поклонение волхвов. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне итал. Рогир ван дер Вейден. Рогир ван дер Вейден нидерл. Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей её глубине. Рембрандт, Харменс ван Рейн. Бегство в Египет.

Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. Хуго ван дер Гус. Хуго ван дер Гус нидерл.

Рождество Христово в картинах великих художников

На Руси в праздничное утро ряженые дети и молодежь с самодельной звездой отправлялись колядовать. До сих пор эта традиция сохранилась. Даже в больших городах можно встретить детей, звонящих в двери и исполняющих песни в обмен на сладости. Не ускользнул этот обычай от внимания художников Н. Пимоненко «Колядки»; С. Васильковский «Рождественские Святки на Полтавщине», 1900-е гг. Как и неизменные яркие заснеженные рождественские ярмарки, устраиваемые незадолго до Рождества А. Бучкури «Рождественский базар», 1906.

Если я правильно помню, по апокрифу Иоанна Хильдесхаймского с Иудой за предательство Христа расплатятся теми же монетами, которые три волхва когда-то принесли младенцу Иисусу.

Правда, с ним расплатились серебренниками, а волхвы принесли золото — но вы же понимаете, всегда можно выменять одно на другое. Читать апокрифы — интересно, поучительно и полезно. Джотто ди Бондоне, Бегство в Египет, 1304-6 гг. Святое семейство успело — а некоторые нет, потому что царь Ирод, не дождавшись возвращения волхвов, решил предпринять некоторые меры, чтобы ни один младенец не вырос в царя Иудейского. И на всякий случай решил истребить младенцев до двух лет. А почему именно до двух лет? А это о нелинейности времени в религиозной живописи. Мы привыкли, что на одной и той же картине у нас может родиться младенец, появиться пастухи и прийти волхвы.

Они могут встретиться прямо в дверях, могут разойтись по разным углам картины. Но между визитом пастухов и появлением волхвов проходит разное количество времени. По предположениям разных теологов, волхвы добирались до младенца от нескольких дней до двух лет. И, собственно, поэтому достаточно часто художники более позднего времени изображают поклонение волхвов уже не в хлеву, не в пещере и не под навесом, а в приличном солидном здании: Иосиф — человек небогатый, но не нищий, и ни он, ни Мария обычно в хлеву не живут. Рождество, Миниатюра XII века. Вол и ослик — неизменные свидетели Рождества Христова, мы с ними неоднократно встречались на разных картинах; волхвов может не быть, пастухов может не быть, и даже ангелы бывают не всегда. Но эти два персонажа — будут обязательно. Их появление, с одной стороны — необходимость: на одном ехали, другим должны были расплатиться.

С другой стороны — они своеобразно иллюстрируют один ветхозаветный текст, где говорится: «Вол знает хозяина своего и осёл знает ясли хозяина своего, а мой народ не знает меня» — новый бог рождается безвестным. Помимо прочего, они символизируют народы: вол, чистое животное — иудеев, осёл, нечистое животное — язычников. Над яслями Христа народы объединяются. Вот довольно редкий сюжет: Мария млекопитательница; не так уж часто в миниатюрах её изображали кормящей младенца. Кстати, ясли здесь мраморные — возможно, какой-то старинный саркофаг, приспособленный под ясли намёк на то, что язычество и античность сейчас рухнет. Таддео Гадди, Рождество. Вол и ослик могут быть замаскированы, спрятаны — но всё равно будут возле младенца. Мастер Бертрам из Миндена, Рождество, 1379-83 гг.

Посмотрите на вола и осла на «Рождестве» мастера Бертрама: крошечные, как два котика, возле корзинки ясель. И обратите внимание на то, как северные мастера изображают Иосифа: здесь он деятельный, хозяйственный, не сидит пригорюнившись «откуда у меня взялся ребёнок», — а протягивает младенца Марии: смотри, какой родился! И фляжка у него на поясе, и горшок с кашей рядом с ложем — ребенку поесть; такой деловитый персонаж! Конрад фон Зост, Рождество, 1403 г. Это Конрад фон Зост, «Рождество», работа 1403 года. Иосиф опять при деле: огонь развёл, кашу сварил, мисочку приготовил, ложку взял, настоящий хозяин! Позади вол и ослик будто сплетничают, и на самом заднем плане — стада с пастухами, и с неба маленькую такую благую весточку спускают. Рождество, иллюстрация «Золотой легенды», 1348г.

А здесь даже не солома — серьёзная постель, застланная богатой тканью; высокая подушка; две повитухи. И, как котик с собачкой, устроились вол и осёл. И всё шло прекрасно до тысяча триста примерно пятидесятого года. А потом случаются видения святой Бригитты Шведской. Эта почтенная дама, замужняя и богатая, ради исцеления своего заболевшего мужа обещает посвятить себя Христу и уйти в монастырь. Муж выздоравливает. Она уговаривает и его уйти в монастырь. В монастыре Бригитту неоднократно посещают разные божественные видения, которые она записывает — часть из них будет признана вполне достоверными.

Например, среди них есть видение о Рождестве: «Когда я предстала перед яслями Господа в Вифлееме, то увидела Деву необычайной красоты … , плотно укрытую изящным хитоном, сквозь который было явственно различимо девственное тело …. Вместе с Нею был доброде-тельнейший старец, он привел вола и осла; они вошли в пещеру, и мужчина привязал животных к яслям. Потом он вышел и принес Деве свечу, прикрепил ее к стене и вышел, так что при рождении Младенца его не было. Тем временем Дева сняла Свои туфли, сбросила с Себя белую накидку, которая укрывала Ее, сняла с головы вуаль, положила ее сбоку от Себя и осталась в одном хитоне, с чудесными золотыми волосами, падавшими распущенные на Ее плечи. Затем Она достала два маленьких льняных кусочка и два шерстяных, которые принесла с Собой, чтобы завернуть в них Младенца, которому суждено было родиться …. И стоя так в молитве, Она вдруг обнаружила, что Младенец во чреве Ее шевелится, и неожиданно Она произвела на свет Сына, от Которого исходил несказанный свет и блеск, так что солнце не могло сравниться с Ним, и тем более свеча, которую Иосиф поставил здесь, — свет божественный совершенно поглотил свет материальный. И рождение это было столь неожиданным и мгновенным, что я не могла ни обнаружить, ни понять, посредством какого члена своего тела Она родила. Его тельце было совершенно чистым.

Затем я услышала пение Ангелов, оно было необычайно нежным и прекрасным. Когда Дева осознала, что уже родила Своего Младенца, Она тут же стала молиться Ему: Ее голова склонилась и руки скрестились на груди. На картине Никколо ди Томазо чуду свидетельствует сама коленопреклоненная святая Бригитта. А слева от нее — Дева, снявшая обувь и плащ, расстелившая заявленные пелёночки, перед младенцем в сиянии. Иосиф, правда, уже в пещере — вероятно, успел вернулся. Казалось бы, только старая бездетная особа может написать такой восторженный и при этом максимально отстранённый от физиологии текст. Но известно, что у Бригитты с мужем было восемь детей. Мне кажется, что женщина, которая в четырнадцатом веке рожала восемь раз, искренне хотела, чтобы появление человека на свет происходило именно так, как она описала: в чистой сорочке, абсолютно без боли, в экстазе; и незаметно, посредством какого органа это произошло.

К пятнадцатому веку версия святой Бригитты Шведской будет принята почти повсеместно. Причина такой стремительной смены иконографии вполне объяснима. Дева Мария уже давно абсолютно точно называется девственницей всегда: до зачатия, во время зачатия, и после рождения Христа. Она дева ныне, присно и вовеки. А изображение Рождества как родов — даже без боли, даже без деятельной помощью повитух, вызывало ощущение, что Мария — просто женщина. А требовалось вознести Марию до абсолютной божественности. Поэтому к пятнадцатому веку сцена рождения Христа практически повсеместно заменяется поклонением. Марию на ложе изображают всё реже и реже, а из сцены потихонечку убирается человеческое.

Бартоло ди Фреди, Поклонение младенцу, 1383 г. Эта работа ещё четырнадцатого века — но на ней уже поклонение. Конечно, к этому всё шло, но Бригитта Шведская здорово ускорила процесс. Неизвестный австрийский мастер. Рождество, 1400 г. А вот редкий случай — австрийский неизвестный художник, 1400 год; по-видимому, до него эти новшества ещё не дошли. Здесь совершенно очаровательно апокриф, где вол и осёл лижут пелёнки, подан отдельно от младенца. Мастер Франке, Рождество, 1427 год.

В «Рождестве-Поклонении» мастера Франке мы видим тот самый белый хитон, который описывает Бригитта Шведская. Иосифа по тексту Бригитты выставили, повитух нет — в этом качестве выступают ангелы, — и пастухам несут благую весть. Джентиле да Фабриано, Поклонение младенцу, 1420-22 гг. Джентили да Фабриано, которого мы хорошо знаем как учителя старшего Беллини, разворачивает поклонение младенцу в фас. Младенец лежит на коленях у Мадонны, которая ему поклоняется. Причём, обратите внимание: весь остальной антураж — от сцены Рождества. Все первые годы пятнадцатого века Поклонение плавно замещает собой Рождество. Рождество со свечой, миниатюра, «Парижский часослов», XV в.

Леонард фон Бригсен, Поклонение младенцу, 1450 г. Строго говоря, после 1430 года Мадонна со старой иконографией в духе Джотто может найтись только чудом. Например, если её писал мастер в какой-нибудь невероятно глухой деревне, до которой новые веяния не доходят совершенно. В остальном — либо совместная молитва Мадонны и Иосифа, либо — поклонение Марии, а Иосиф сидит — либо пригорюнившийся, либо занятый чем-то полезным. Единственное, что может меняться — одежда Мадонны: она может быть облечена в белый наряд святая Бригита настаивала на белом хитоне , либо в своё классическое одеяние — красное платье и синий плащ. Петрус Кристус, Рождество, 1445 г. Очень характерное нидерландское поклонение. Здесь младенец лежит на краю плаща Мадонны; у края картины — неизменная снятая обувь.

Нидерландские художники к середине пятнадцатого века любят включать в свои картины некоторую Ветхозаветную символику, потому что здесь, в данный момент, буквально рождается Новый Завет. Поэтому на портале того ветхого разрушающегося здания, к которому пристроен хлев, на красных колоннах стоят Адам и Ева. А на арке портала — сцены Ветхого Завета. Фра Фелиппо Липпи, Поклонение младенцу со святыми, 1460-65 гг. Это — фра Фелиппо Липпи, который начинал писать совершенно в старом ключе — но художники Возрождения переключают голову быстро. Здесь к Мадонне уже присоединяется поклоняющийся Иосиф, ну и заодно уж парочка святых. Пьеро делла Франческа, Рождество Поклонение младенцу с ангелами , 1470-75 гг. А это «Рождество, или Поклонение с ангелами» кисти Пьеро делла Франческа — одно из самых красивых, хотя и незаконченных, поклонений Мадонны младенцу, написанных в «возрожденческом» духе.

Иосиф там вообще-то тоже есть: он сидит на табуреточке, закинув на колено босую ногу, с ним о чём-то разговаривают пастухи, вол и осёл выписаны в кои-то веки абсолютно реалистично, причём осёл ревёт, славя Господа это тоже момент из апокрифа. Совершенно чудесный уходящий вглубь пейзаж — и совершенно дивные музицирующие ангелы. Потому что и Лука пишет об ангелах, которые приводят пастухов к сцене Рождества, и целая куча апокрифов пишет об ангелах, которые появляются и поют, ликуя. Количество ангелов чисто теоретически тоже должно иметь некое значение, обычно их бывает от трёх до пятнадцати. Эрколе де Роберти, Поклонение младенцу, 1490-е гг. Это поклонение с пастухом феррарского мастера Эрколе де Роберти. Посмотрите, насколько реалистичным становится окружение сцены. У нас заканчивается пятнадцатый век; Возрождение; реализм.

У нас художники наконец стали взрослыми, им тесно в рамках канона. Они, конечно, умеют и стараются себя смирять. Но им уже тяжеловато. Поклонение Марии младенцу, миниатюра, 1475-1500 гг. Французская миниатюра, практически самый конец пятнадцатого — самое начало шестнадцатого века. Здесь забавно совмещаются традиции и новшества: очень готическая Мадонна, но практически реалистичный младенец, перспектива, животные в натуральную величину. Иосиф «выведен» из сцены поклонения и сплетничает с повитухой. Но, как вы помните, сцена Рождества по Евангелиям — ночная.

И тем не менее, в живописи на ночь намекает только звезда. Художникам сложно решить этот вопрос: с одной стороны — ночная сцена, с другой стороны — всех должно быть видно. Поэтому не мучаемся: рисуем всех как есть, рисуем звезду — и пусть все думают, что это её свет, сияние младенца Иисуса и ангелов такие мощные, что светло как днём. Гертген тот Синт Янс, «Поклонение младенцу», 1490 год. А вот наконец-то появляется реалистичный ночной свет. Посмотрите, как задолго до Караваджо Гертген тот Синт Янс — художник, в целом, очень простодушный — рисует «Поклонение младенцу» — это примерно 1490 год, и это одна из первых настоящих убедительных ночных сцен в истории живописи. Как источник освещения используется тельце младенца и немножечко ангел в небесах — а звери и хлев погружены в темноту. И чуть-чуть сияние ангела освещает дальние холмы, где сидят пастухи у костра, собираясь идти к младенцу.

Доминико Гирландайо, Поклонение младенцу, 1492 г. Эта сцена долго остаётся достаточно архаичной. Даже когда все начинают реалистично писать небо, в изображении поклонения самые современные мастера иногда возвращаются к золотым фонам хотя это, конечно, может диктоваться заказчиком. Так поступает и Доминико Гирландайо на излете пятнадцатого века, когда уже никто на золоте не пишет; но здесь оно будет логичным, потому что надо дать максимальное божественное сияние. Матиас Грюневальд, Изенгеймский алтарь, вторая развертка, 1506-15 гг. И, наверное, одна из самых безумных по свету вещей. Это Матиас Грюневальд. В центре — «Рождество с ангелами», справа — «Вознесение Господне», слева — «Благовещение», в подножии — «Пьета».

Ян Иос ван Калькар, Поклонение с ангелами, 1500 г. Ещё одна попытка работы со сложным светом, который источает младенец. Я вас, может быть, не очень логично, но протаскиваю по основным моментам сцены Рождества: и где оно произошло, и кто сопутствовал из людей, и какой был свет, и какие присутствовали символы. Вот это — Рождество практически только с ангелами; подглядывает парочка пастухов, но в основном — ангельская компания, особенно смешные те, которые наверху: стащили где-то ленточки и резвятся абсолютно хулигански. Джентили да Фабриано, «Поклонения волхвов», центральная часть, 1423 г. А вот потом, чем дальше мы уходим от готики в раннее Возрождение и зрелое Возрождение, позднее Возрождение и маньеризм — тем больше сцена Рождества становится не про Мадонну. На какое-то время она становится больше про поклонение волхвов. Потому что это — роскошно, нарядно, богато, многофигурно, а у нас как раз совсем излёт интернациональной готики; она вот-вот погибнет — но погибнет в роскошных судорогах.

Это золотые фоны. Это золото вообще везде, где только можно. Это начало светской живописи, которая втаскивается в божественные сцены за счёт вот этой вот роскошной компании. Которая была бы ровно так же хороша на какой-нибудь охоте — со всеми своими конями, собаками, гепардами, птицами, слугами, вором, который откручивает шпору у младшего волхва… Гуго ван дер Гус, Поклонение волхвов, Алтарь Монфорте, 1470 г. А вот дальше появляется всё больше светских персонажей, которые хотят оказаться если не самими волхвами, то максимально близко в свите — и в сцену поклонения бесцеремонно входит портрет. Это — алтарь Монфорт, Гуго ван дер Гуса, совершенно роскошный, изумительный алтарь. Здесь вся символика — как любит ван дер Гус. Здесь уже — чёрный волхв, потому что это 1470 год и волхвы разделены по расам.

И, скорее всего, старший из волхвов — конкретный портрет очень знатного человека. Не могу сказать, кого именно — но по иконографии, как вы видите, он в образ старшего волхва не ложится: недостаточно старый и безбородый. В это время, на излёте пятнадцатого века, в образе старшего волхва нередко изображали герцога, графа, принца, и даже Римского папу. Иеронимус Босх, Поклонение волхвов, 1510 г. Совершенно невозможно не показать это поклонение — наверное, одно из самых элегантных. Это Босх, его знаменитый триптих, который находится в Прадо. Здесь не факт, что в качестве волхвов изображены конкретные люди — хотя такое вполне может быть. Но изумительный босховский образ третьего, чёрного волхва с его великолепным белым нарядом художники после будут перепевать бесконечно долго.

Питер Брейгель Старший, Поклонение волхвов, 1564 г. Самый близкий из примеров — Брейгелевское «Поклонение.. Но вообще Брейгель — один из немногих художников, кто позволил себе сделать со сценой поклонения что-то новое. Довольно нахально изменить сложившуюся иконографию, ввести в неё слишком современные вещи, вызвать у зрителя ощущение, что он наблюдает не сцену, связанную с Христом в реальности, а скорее мистерию, которая происходит сейчас на глазах у художника. То есть современна не Христу, а Питеру Брейгелю-старшему. Брейгель позволяет себе удивительное неуважение к Божественной истории, и странно, что ему это сходило с рук. Конкретно вот это его «Поклонение…» при всей красоте живописи — одно из самых жутких, которые я когда-либо видела. Рогир ван дер Вейден, Поклонение волхвов, Алтарь св.

Коломбы, 1450-е годы. А вот это — образчик именно прекрасной светской живописи, слегка облагороженной присутствием девы Марии. Это Рогир ван дер Вейден, центральная часть алтаря святой Коломбы, где в качестве старшего волхва изображён, скорее всего, герцог Бургундский Филипп Добрый, которого так прозвали не за хороший характер, а за отличное владение мечом. А в качестве младшего волхва — не чёрного, но смуглого, каковым он действительно был — его сын, Карл Смелый, которого я обычно называю Карл Безбашенный — за смелость самого дурного толка. Которая его и погубила. Закрываете левую часть с Марией, Иосифом и животными — и получается совершенно прелестная светская сценка. Беноццо Гоццели подошёл к этому с большим размахом. Его волхвы должны были сходиться к картине фра Филиппо Липпи.

По бокам её фланкирует сцена с ангелами, поклоняющимися младенцу, дальше — два узеньких простеночка с пастухами, а всё остальное заполнено огромной, просто гигантской свитой волхвов. Это крошечный фрагмент. Заказчик, Пьеро Медичи, впереди на белом коне. Здесь можно обнаружить всё семейство Медичи, их друзей и знакомых, вообще множество итальянских правителей. Это — роскошный пышный помпезный убедительный групповой портрет. И среди всей этой компании художник тоже затесался. Потому что если у тебя есть такое великолепное поле, куда можно вписать сколько угодно народа — ну неужели ты не найдёшь немного места для одного скромного себя? Сандро Боттичелли, Поклонение волхвов, 1475 г.

Или, например, Боттичелли, картина, которая была заказана Гаспаре дель Лама — он стоит за юношей в тёмном; седой, благородный, в голубом плаще, смотрит на нас прямо, с достоинством, и указывает пальцем.

И то, и другое отражено на холстах самых известных русских художников. Алексей Чернышёв. Сцены из семейной жизни императора Николая I.

По душе ходило весёлым ветром самое прекрасное и душистое на свете слово - "Рождество". Оно пахло вьюгой и колючими хвойными лапками. Холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. Врубеля Борис Михайлович Кустодиев - Ёлочный торг, 1918 г. Холст, масло, 98x98.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий