Национальные игры чеченцев для детей 12 16 лет

Игра среди детей была очень популярна, играли, в основном, мальчики, и считалась чисто мужской игрой. Она так и называлась «Игра в согнутые палки», т.е., галг1ожмех ловзар. чеченская национальная игра скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат.

В Грозном прошла игра «ХААРХЬАМ».

Школьников Чеченской Республики приглашают принять участие в Ежегодной акции «Культурная суббота», направленной на популяризацию традиций народов России, которая в этом году посвящена традиционным детским играм. В данной статье рассматривается значение чеченских народных игр в воспитании детей. Раскрыта воспитательно-познавательная ценность содержания некоторых чеченских народных игр. Игра рассчитана на небольшую группу детей (пять–шесть человек). Дети берут из коробочки по 12 лоскуточков. Воспитатель участвует в игре наравне с детьми и подает им пример выполнения игровых действий. Учитывая многонациональность Кавказского региона, необходимо, кратко остановиться на национальных активных играх детей этих народов, через которые желательно приобщать школьников к физической культуре. Вот пример некоторых игр народов Северного Кавказа.

Подвижные игры народов Дагестана

Значение игры для формирования личности ребенка. Народные игры как продукт этнокультуры и один из эффективных педагогических средств воспитания подрастающего поколения. Пути и способы использования чеченских национальных игр в педагогическом. В мае чеченцы ежегодно устраивали разные активные игры, включая скачку, джигитовку, выявляя знание обрядовой деятельности и традиций своего народа. Молодое поколение готовилось к экзамену год. Выдержав все испытания, юноше присваивалось звание джигита. Одна из наиболее известных и распространённых в Туркменистане игр – «Чилик-хекгал», которая популярна среди детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет. Особенно часто в неё играют в дни празднования Новруза. Чеченцы воспитывают своих детей так же, как и их предки 100–200 лет назад, считают в республике Воскресенье, 21 Янв 2024. Казахские национальные игры для детей: подборка увлекательных вариантов.

Чеченская игра «Игра в башню»

жестокая игра", я вспоминаю о другой рулетке и о крестном сыне. Национальные игры. «Игра – не только детская привилегия. Она есть народная интерпретация происходящего вокруг, развития общества, культуры. Чеченская народная игра «Утушка» Ход игры Две девочки садятся друг против друга на стульчики, ноги вытягивают вперед, носками вверх, носки соединяют, получается мостик. Выбирается утка, остальные дети – утята. Команда Чеченской Республики заняла первое место на IV культурно-спортивном фестивале "Кавказские игры". Об этом сообщил министр Чеченской Республики по физической культуре и спорту Хасмагомед Хизриев, возглавлявший спортивную делегацию Чеченской Республики.

Запрашиваемый вами сайт временно заблокирован

Игроки размещают двенадцать шашек на точках пересечения таким образом, что нижних два ряда занимает один, а верхних два — другой, средний — занимают так, как показано на рисунке, центральная точка остается свободной. Первый ход решают жеребьевкой, Игрок делает ход в центральную точку, а противник немедленно перепрыгивает его шашку, «съедает». Цель игры: перескочить и «съесть» как можно больше шашек противника. Игроки ходят попеременно, и каждый следит, чтобы меньше получалось таких положений, когда его шашку можно «съесть», в то Же время старается создать невыгодную для противника ситуацию. Это требует некоторого навыка и сообразительности. Шашек в процессе игры становится все меньше. С оставшимися шашками игрок старается забраться в один из углов: там шашки нельзя «съесть». Отсюда можно выходить, но только в случае удобного расположения шашек противника. Игрок, «съевший» все шашки противника, выигрывает.

Каждое появление игрока спрятавшейся команды у кона приносит ей выигрышное очко. В процессе игры ищущий старается отвлекать «свою тень», чтобы она не подавала сигналы своей команде задает ей различные вопросы, обращает внимание на окружающие предметы и т. Оставшимся на кону запрещается подсматривать за прячущимися и подсказывать ищущему, убегать из круга, задерживать прибегающих на кон игроков. Как только все игроки прячущейся команды найдены или набрано установленное количество очков 3-10 , обе команды меняются ролями, и игра начинается сначала. Это умение особенно важно было при перегоне отар, стад и табунов с одного места на другое по склонам крутых гор, в любое время года и в любую погоду. Игра «Бег, волоча ногу» представляет собой игру-состязание, хорошо развивающую такое умение. Играют дети школьного возраста, от 6 до 40 человек. Участники делятся на две команды: «охотников» и «зверей». Каждый «охотник» выбирает себе партнера из команды «зверей» и играет с ним до конца игры. На площадке проводятся три параллельные линии. Первая из них — старт для «охотников», вторая — старт для «зверей», третья — общий финиш. Расстояние между линиями зависит от размера площадки и состава играющих. По сигналу начинается бег на руках и одной ноге, волоча вторую ногу «охотников» и «зверей». Каждый «охотник», крича: «Лови! Игрок, изменивший во время бега положение «упор присев одна нога в сторону», считается проигравшим. Ловить можно только до линии финиша. Не пойманные «звери», а также догнавшие своих «зверей» «охотники» считаются победителями. Игрок передвигается одновременно на руках и ногах. Игра проводится во дворах, на улицах или за околицей деревни, когда земля еще сырая. Играют, как правило, мальчики от 6 лет до подросткового возраста молодежь и взрослые являются арбитрами при возникновении споров. Количество участников — не более 20 человек. Каждый должен иметь по 5-10 колышков из крепких пород дерева — акации, граба, кизила, яблони и др. Длина колышка — 40-75 см, в зависимости от возраста играющих, толщина — 3-5 см. С одной стороны колышки заостряются. Заостренный конец колышка прижигается на костре, чтобы не притуплялся во время игры. Противоположный конец очищается от коры. Участники определяют по жребию очередность вступления в игру. Первый с размаху бросает свой колышек, стремясь воткнуть его в землю. Следующие, загоняя свои колышки в землю, стараются сбить один или одновременно несколько уже забитых колышков. Если колышек после броска первым игроком упадет плашмя, хозяин выбывает из игры. Если при очередном ударе колышек бьющего падает, а не втыкается в землю, то все остальные выдергивают из земли свои колышки, а игрок начинает как штрафник очередной кон. Тот, кто во время игры теряет обусловленное договором количество колышков, выбывает из игры, а выигравший все колышки считается победителем. Каждому участнику требуются для игры палка длиной до 1 м из крепкой породы дерева , немного загнутая на одном конце, и деревянное колесо диаметром 10-15 см. Поле игры делится пополам. Играющие образуют две равные команды, и каждая занимает одну из половин поля согласно договоренности или жребию. Игроки размещаются на своем поле произвольно.

Пастух пасет овец в середине площадки. По сигналу "пастуха" "волк", "овцы", бегут к нему за черту, а "волк" ловит заблудившихся "овец", которые не успели подбежать к "пастуху". Пойманные дети вновь включаются при ее повторении. Два игрока в каждой тройке берутся за руки, а третий — стоящий в центре — закидывает левую ногу на сцепленные руки своих товарищей. Прыгая вместе с ними, он должен достичь финиша. Начинать игру вместе только по команде воспитателя. Выигрывает тройка, пришедшая к финишу первой. На каждом этапе бегуны в тройке меняются местами. Проигравший по жребию с размаху забивает палки в землю. Другой игрок отходит как на расстояние и кидает свою палку так, чтобы сбить как можно больше палок партнера. Играющие меняются ролями. Выигрывает тот, кто сбил больше палок. Если в землю воткнуть несколько палок, игрок имеет право сбить любую из них. Если игрок одной палкой сбил две и более палок противников и его палка при этом воткнулась и стоит, то он берет все сбитые им палки. Если несколько палок не выбили ту, что стояла, а воткнулась в землю, и сами остаются стоять, то они по очереди разыгрываются. Игру может начать любой.

Были игры, целью которых являлось и является воспитание таких необходимых качеств предстоящей жизни человека, как наблюдательность, внимание, сообразительность, умение ориентироваться в неопределенной обстановке, быстрота реакций, находчивость интеллектуальный аспект. Наши материалы показывают, что детские игры и развлечения, безусловно, в той или иной степени играли роль в воспитании нравственных черт: чувства товарищества, справедливости, честности, принципиальности, умения постоять за честь своей семьи, рода и т. Практически почти все детские игры были важным средством физического воспитания подрастающего поколения. Перечислим некоторые подвижные игры чеченских мальчиков. В нее играли весной, после таяния снегов или после дождя. Эта игра считалась сезонной. Игра заключалась в том, что один по жребию вбивал с размаху колышек в землю, причем колышек должен был встать, заняв вертикальное положение. Остальные старались сбить колышек. Если верхний конец колышка опускался к поверхности земли на расстояние подставленного кулака, то колышек считался выигрышным и поступал в пользу того, кто его сбил. Играющие пользовались отдельными приемами и ухищрениями, чтобы самому выиграть и в то же время не дать сбить свой. Юлу бросали вперед с оттяжкой назад. Каждое из положений альчика имело свое название. Выигранные альчики составляли предмет гордости мальчиков. В конце XIX в. Думается, что игра в шахматы и шашки бытовала у чеченцев и до прихода русских, скорее, игра в шашки и шахматы, на наш взгляд, относится к далекому прошлому. Игра требовала от игрока сообразительности, наблюдательности, большого терпения, и определенной доли фантазии. Игры в мяч так же были распространены среди чеченских детей. Мячи-гантели так мы называем их условно представляли собой прошитые со всех сторон прямоугольные пары, соединенные круглой палкой. По сведениям нашего информатора М.

Национальные игры и спорт

Спортивная электронная библиотека Ещё в 1838 году возле крепости Грозной прошли первые крупные соревнования, в которых принимали участие не только офицеры и солдаты гарнизона, но и казаки, и чеченцы из близлежащих селений – всего около 400 человек.
чеченские-игры Уже в период расселения чеченцев и ингушей на горной территории, прилегающей с юга к Закавказью, с севера к обширным Северокавказским степям, проводились состязания по бегу, прыжкам, борьбе и скачкам.
Национальные игры и спорт Уже в период расселения чеченцев и ингушей на горной территории, прилегающей с юга к Закавказью, с севера к обширным Северокавказским степям, проводились состязания по бегу, прыжкам, борьбе и скачкам.
В Грозном разработали обучающую чеченскому языку игру В начале игры надо расчертить площадку, определить, где будет располагаться «лисья нора», «дом», «курятник», и выбрать, кто из детей будет «хромой лисой» и «хозяином курятника». Все остальные дети становятся «курами».
В Грозном прошла игра «ХААРХЬАМ». — Газета: МАУ «Ножай-Юртовская районная газета «Халкъан дош». При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети. Правила игры. Водящий не должен подсматривать: играющие не должны помогать ведущему, подсказывать ему.

чеченские-игры

Кто быстрее круг пройдет, место первое займет. Башкирская народная игра “Юрта” (тирме). Подгруппы детей по четыре человека образуют круг около свернутого платка, который лежит на земле. Взявшись за руки, дети идут кругами переменным шагом под национальную музыку. На ровной утрамбованной площадке чертится круг диаметром I —1,5 м. Отступив от круга на 2 м, проводится кон (черта), откуда дети будут начинать игру. В игре принимают участие два игрока. Чеченцы воспитывают своих детей так же, как и их предки 100–200 лет назад, считают в республике Воскресенье, 21 Янв 2024. Казахские национальные игры для детей: подборка увлекательных вариантов. Блюда с использование муки и разнообразная выпечка относится к любимым кушаньям жителей и гостей Чеченской республики. Чеченская народная игра. Чеченцы делали все возможное для того, чтобы дети р. Напомним, что ежегодный спортивный фестиваль «Народные игры» пройдет в селе Беной Ножай-Юртовского муниципального района в середине июня. Точная дата проведения будет анонсирована позже.

Подвижные игры народов мира

1 (На Чеченском Языке). Дауд7 лет назад. 16.3 тыс. 310 12. Приехал На Чеченской Камри В Грозный! будет охранять один «казак». Волк и овцы (русская народная игра) Перед началом игры надо выбрать «волка» и «пастуха», остальные дети будут «овцами». На противоположных сторонах площадки обозначают границы двух «овчарен» — это места, где «овцы» могут спастись от волка. Игра среди детей была очень популярна, играли, в основном, мальчики, и считалась чисто мужской игрой. Она так и называлась «Игра в согнутые палки», т.е., галг1ожмех ловзар. В особом почете были конно-спортивные игры. У чеченцев одна из таких игр называлась «марх»: барана спускали в яму и закрывали ее плетнем, по краям которого клали большие камни. Игра рассчитана на небольшую группу детей (пять–шесть человек). Дети берут из коробочки по 12 лоскуточков. Воспитатель участвует в игре наравне с детьми и подает им пример выполнения игровых действий.

Спортивная электронная библиотека

Пары игроков, взявшись за руки, по очереди подходили к вожакам и выкрикивали «Хьаьнга? К кому? Вожаки отвечали: «Соьга! Ко мне! Водящий, имеющий право выбора, повторял понравившееся ему название, и игрок, которому оно принадлежало, определялся в его команду. Таким же образом распределялись и игроки всех пар. По окончании выборов, команды выстраивались за своими вожаками. Право начала игры, выбора поля, мяча и т. Нередко вожаки ложили свои шапки на землю, становились на одну ногу, взяв другую, отведенную назад и согнутую в коленном суставе — за голеностопный сустав, пытались поднять свою шапку с земли.

Тот, кому это удавалось сделать первому, получал право выбора. В ряде случаев право выбора разыгрывалось с помощью считалок. Параллельно состязаниям взрослых проводились детские игры с очень жесткими правилами. К ним можно отнести игры на воде с деревянными шарами, борьбу за овладение башней и др. Хьостамах ловзар Играют весной, после таяния снегов или после дождя. Один из играющих по жребию вбивает с размаху колышек в землю, причем колышек должен, занять вертикальное положение. Остальные играющие стараются сбить колышек. Если верхний конец колышка опускается к поверхности земли на расстояние подставленного кулака, то колышек считается выигрышным и поступает в пользу того, кто его сбил.

Игра в альчик г1улгаш Игры с альчиками являются на Кавказе одними из самых распространённых и бытуют во множестве разновидностей. Каждое из положений альчика имеет свое название. Игра для 2-3 человек и более. Игроки становятся в круг и каждый около своих ног бросает свой альчик, стараясь поставить его в положение "сах". Тот, у кого альчик встанет на "сах", бьет в альчик своего противника. Если альчик противника отлетит дальше, чем на 3 ступни, бьющий выигрывает альчик противника. Если альчик отлетит на меньшее расстояние, чем на 3 ступни, бьет тот игрок, альчик которого находился под ударом. Чертят круг.

В его середине проводят черту и на ней расставляют альчики. В 6-10 м от круга чертят линию, от которой выбивают альчики из круга. Выбивают альчики из круга большим или маленьким альчиком. Выбитый из круга альчик считается выигранным. Если при ударе один альчик выбивается из круга, то следующий удар производится с того места, где останавливается большой альчик.

Одно гнездо оставляет пустым. Крутит барабан и говорит: "Посмотрим, кто из вас везучий? Я, озверев, бросился на него.

Он ударил меня рукояткой в голову, и я "отъехал". Когда очнулся, рядом лежали шестеро однополчан. Им было по восемнадцать лет. Трое из них ни разу в жизни не целовались, девок не пробовали. Я осатанел, бросался на шакалов с кулаками, требовал, чтобы и меня пристрелили. Они ржали, как жеребцы, но меня не убивали. Беслан, гад, сказал: "Ты везучий. Ты выиграл в чеченскую рулетку.

Можешь гордиться этим всю жизнь. Мы оставим тебя в живых, отпустим домой. Будешь рассказывать русским, как мы с вами играем на нашей земле". Вот так я остался жив. Вернулся домой. А как дальше жить, не знаю. Я сидела сама не своя. У меня было такое ощущение, что верхняя часть моего черепа оторвалась и улетела.

Ветер студил мозги, кто-то колол их спицей. Боль мальчика отдалась в моем сердце гулким эхом. Мне хотелось обнять его, прижать к груди. Закрыть собою от этой жестокой жизни. Но он бы меня не понял. Мог обидеться. Не для этого рассказывал. Мы сидели и молчали.

Каждый думал о своем. Я о том, что скоро моему сыну служить в армии, и не дай Бог ему сыграть в такую игру. Как жить ему? Как мне его туда отпускать? Война продолжалась. Правила не поменялись. Тебя сейчас утешить не сможет даже сам Господь Бог. Вылечит только время.

Этим нужно переболеть. Я не знаю, что тебе сказать. Нет таких слов. Прости нас, если сможешь. Зверей, которые с тобою это сделали, людей, которые тебя понимают. Судьба такая. Ты помнишь нашу бабушку Машу? И знаешь, что она нам всегда говорила?

На земле сотни живых, которые завидуют мертвым. Они столько зла совершили, что оно их самих захлестнуло и раздавило. Не обрекайте своих детей на вечное проклятие, на муку. Оставайтесь людьми. Держите спину ровно, а голову высоко". Мы, сынок, тоже лиха хлебнули, такого, как тебе, правда, не досталось, но тоже хватило. И знаешь, благодаря чему выжили и не сломались? Запомни ее слова!

Я и сыну своему говорила и тебе скажу: не ожесточайся!

Соперники верхом на лошадях часто врезаются друг в друга и стараются всеми силами забрать тушу у противоположной команды, чтобы самим поразить ею ворота. Издревле козлодрание выявляет сильных и смелых мужчин, показывает насколько они ловкие и усидчивые в седле, а также демонстрирует упорство и стремление парней в сложных и опасных ситуациях. В кок-бору играют только настоящие мужчины, чьи характер, сила и воля к победе отражаются на площадке. Здесь необходимо уметь быстро скакать на лошади, твердо сидеть в седле, бороться за добычу с соперниками, несмотря на боль, усталость и другие сложности, а также всегда работать в команде. Оодарыш борьба на лошадях Оодарыш — это особый вид борьбы, где спортсмены борются верхом на лошадях.

Данная борьба в корне отличается от греко-римской или вольной, так как, помимо активных действий для того, чтобы положить соперника на лопатки, борцу еще все время необходимо контролировать свою лошадь. Совершать приемы и захваты борцам разрешается только в адрес друг друга. Причинять боль и вред лошади соперника умышленно не дозволяется. Однако толкать соперника ловкими действиями управления конем разрешено. Победителем называется тот, кто сбросил соперника со скакуна.

Благодаря народным играм, дети приобщаются к национальной культуре, испытывая положительные эмоции. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у детей способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Сегодня физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и девочек.

Педагоги на протяжении последних нескольких лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода. В процессе народных подвижных игр у мальчиков большое место занимает движения скоростно - силового характера бег, метание предметов в цель, лазание, борьба, спортивные игры. Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой. В то же время такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени.

«Молодая Гвардия Единой России» организовала интеллектуальную игру для чеченских студентов

Поскольку наша целевая аудитория — дети мы разработали игровое меню и элементы дизайна таким образом, чтобы ее содержание было понятно пользователям, которые еще не умеют читать. Также игра поможет популяризировать культуру и традиции чеченского народа, так как она содержит информацию о национальных праздниках и обычаях», — рассказал директор Технопарка универсальных педагогических компетенций ЧГПУ Ахмад Амаев. В целом проект получил положительные отзывы от гостей и экспертов. Они подчеркнули, что создание обучающей игры на чеченском языке является важным шагом в сохранении и развитии родного языка. Я уверен, что эта инновационная игра не только сыграет важную роль в процессе изучения языка, но и станет источником интереса и вдохновения для широкой аудитории, позволяя погрузиться в чеченскую культуру на более глубоком уровне. Это прекрасный пример совмещения высоких технологий и творческого подхода, который успешно сочетается с образованием и способствует развитию культурного наследия.

Турнир состоял из двух этапов по 12 вопросов. На обдумывание каждого ответа выделялось 60 секунд. Лидеров состязания выявили уже после перерыва: ими стали игроки команды «Звезда».

Число участников от 5 до 20-25 человек. Два игрока в каждой тройке берутся за руки, а третий — стоящий в центре — закидывает левую ногу на сцепленные руки своих товарищей. Прыгая вместе с ними, он должен достичь финиша. Выигрывает тройка, пришедшая к финишу первой. На каждом этапе бегуны в тройке меняются местами. Аналогичную игру встречаем и у народов Средней Азии, в частности, в Туркмении.

Также, практически во всех странах мира существуют национальные виды спорта, по которым регулярно проводятся состязания. Как правило, популярность и авторитет таких турниров очень высока, а их победителей уважают и ценят чуть ли не наравне с олимпийскими чемпионами. Характер и разновидности национальных видов спорта, как правило, зависят от обычаев, традиций, религии народа, а также от местности, в которой он проживает. Чеченские национальные виды спорта также уходят корнями в далёкое прошлое чеченского народа. О том, какие национальные виды спорта исторически формировались у чеченцев и какие сохранились в республике сейчас, ИА «Чечня Сегодня» рассказал директор Департамента по физической культуре и спорту Минспорта ЧР Муслим Джанаралиев. Как мы помним из истории, у чеченцев есть старинный обычай посвящения юноши в мужчины, путем подвязывания ему пояса с кинжалом. Так вот, именно такие состязание проводились в обряде посвящения. Также ученые установили, что физическому воспитанию молодежи чеченцы уделяли пристальное внимание, более того, уделяли много времени спортивным состязаниям в силе, ловкости, быстроте и выносливости, носившим характер красочного праздника демонстрации гармонии силы и духовного благородства. Разве не это мы видим сегодня на спортивных аренах, где проходят состязания легкоатлетов, гимнастов, акробатов, борцов и т.

Собеседник отметил, что особое значение чеченский народ придавал борьбе, ведь из всех упражнений она ближе всего действиям воина в бою. Исторические национальные виды спорта чеченского народа: Поднятие камня - когда в чеченской семье рождался сын, или когда ему исполнялось 15 лет, устраивались состязания на поднятие камней.

Система Адыгейских игр

По условиям игры участники команды, оставшейся за чертой круга, стараются попасть палочкой — «чиликом» в стоящую в центре мишень иногда мишенью становится не камень, а вырытая в центре круга неглубокая лунка — «гудук». Для этого выбирают наиболее опытного и меткого игрока, который подбрасывает вверх чилик, а затем бьёт по нему палкой, стараясь направить его в самый центр. Если игрок допускает промах, ему предоставляется ещё один шанс. Если неудачной оказывается и вторая попытка, право удара переходит к другому члену команды. Первое же меткое попадание обеспечивает команде желанную победу, и игроки меняются местами.

От сильного удара чилик может отлететь на значительное расстояние. Стоящий на противоположной стороне за чертой круга другой член команды, в свою очередь, вводит в игру палочку с места её падения.

Если игрок допускает промах, ему предоставляется ещё один шанс. Если неудачной оказывается и вторая попытка, право удара переходит к другому члену команды. Первое же меткое попадание обеспечивает команде желанную победу, и игроки меняются местами. От сильного удара чилик может отлететь на значительное расстояние. Стоящий на противоположной стороне за чертой круга другой член команды, в свою очередь, вводит в игру палочку с места её падения.

Если чилик ложится прямо на черту круга, игроки внутри него немедленно отбрасывают его обратно, туда, где нет соперников, при этом брать его в руки нельзя, нужно пользоваться лишь имеющейся в руках у каждого палкой. Команда за кругом атакует раз за разом — всё увереннее и стремительнее, пока не добьётся желанной цели.

На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга.

Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько детей. Дети в цепочке не должны размыкать руки. Если игрок «оторвался» от своей цепочки и остался один, то он тоже считается пойманным.

Выбирают водящего — «горелыцика». Все игроки хором говорят: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят.

Начиная со слов «колокольчики звенят», «горельщик» смотрит вверх. Дети тихо приближаются к «горелыцику», на последнее слово «звенят» срываются с места и бегут вперед, мимо «горелыцика», стараясь впереди опять соединиться в пару. Водящий пытается «осалить» одного из игроков.

Если ему это удалось, то он образует с ним пару, а пойманный игрок сам становится «горелыциком». Игра продолжается. Иногда принято отмечать место впереди «горель-щика» примерно в 15 м , до которого бегущие игроки не должны пытаться соединить руки.

Он держит в поднятой руке платок или шарф. Игрокам нельзя силой вырывать платок друг у друга. Водящий должен сначала попросить у каждого ребенка колышек, но дети могут не отдавать свой колышек, потому что в этом случае им придется становиться на место водящего.

Если все дети водящему отказали, то он начинает сердиться и пытается захватить любой колышек. Правила: Нельзя бежать раньше слова «три», иначе старт будет повторен. Нельзя сокращать круг, срезая его наискосок.

Если земля сильно утоптана, то следует попросить детей до начала игры специально вскопать или разрыхлить место, куда будет втыкаться жердь толстая палка длиной 2 м. По условному сигналу водящего игроки по очереди вбегают в круг и, не останавливаясь, на бегу ударяют по жерди рукой или ногой это должно быть уточнено до начала игры. Водящий не должен мешать игроку ударять по жерди.

Один — «Мороз Красный нос», а другой — «Мороз Синий нос». По полю гуляют два «мороза». А потом вместе спрашивают у детей: «Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?

Если «мороз» коснулся рукой ребенка, то он считается «замороженным». Правила: Перебегать площадку можно только после слов: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз». Игра начинается, когда водящий закричит: «Беги, олень!

Они стремятся добежать до конца игрового поля со своей стороны. Роли убегающих и догоняющих могут меняться несколько раз, пока одной из команд не удастся добежать до своего конца игрового поля в полном составе. Правила: Нельзя выбегать за боковую линию, такой игрок считается «осаленным».

Надо обязательно крикнуть «Оленма! Все игроки делятся на две команды. Бросают жребий: игроки одной команды становятся «разбойниками», а другой — «казаками».

Игра заканчивается, когда «казаки» поймают всех «разбойников». Пойманные «разбойники» отводятся в «стан», где их до конца игры будет охранять один «казак». Перед началом игры все «овцы» должны расположиться на краю поля, в одной из «овчарен».

Дети хором произносят: Пастушок, пастушок, Заиграй в рожок! Травка мягкая, Роса сладкая. Гони стадо в поле, погулять на воле!

Когда «пастух» крикнет: «-Волк! А «волк» выскакивает из своего «логова» и пытается их поймать «осалить». Правила: «Волк» не должен ловить «овечек», достаточно только «осалить» их.

Необходимо разделить участок на несколько зон: «камыши», «озеро». На другом конце поля располагается «ястреб» — это ведущий, который будет ловить «уток». Если «ястреб» сумел «осалить» нескольких уток, то они считаются пойманными и выходят за пределы игрового поля.

Оно может быть 50—100 м, но маленькие дети могут бежать и на меньшую дистанцию. При «фальстарте» игроку его результат не засчитывается. Концы одной из палочек имели «зазубринки», при проведении по которым гладкой стороной другой палочки можно было получить своеобразный треск.

По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную.

Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля. Правила: Если игрок покинет пределы игровой площадки, то он считается проигравшим. Ему плотно завязывают глаза, чтобы он не мог ничего видеть, и ставят лицом к стенке.

Водящий громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять: я иду искать». За это время остальные дети должны спрятаться в помещении. Водящий на ощупь пускается на поиски детей, а те, перебегая с места на место, стараются не шуметь, чтобы он не услышал, где они находятся.

Пойманный игрок отпускается, если водящий на ощупь не смог правильно определить, кто перед ним. Рекомендуем вырезать такие кружочки из плотного картона такого размера, чтобы на них можно было устойчиво стоять двумя ногами.

Об этом свидетельствуют металлические изделия местного производства, найденные в погребениях: бронзовое оружие, орудия труда, бронзовая посуда. Майкопские воины обладали оружием по эффективности не уступающим даже оружию воинов государственного периода древнего Египта и Шумера копья с бронзовыми наконечниками, бронзовые топоры, кинжалы. На протяжении более тысячи лет, примерно до середины II тысячелетия до нашей эры, Кавказ оставался единственным источником, откуда металл поступал в сопредельные области Восточной Европы, к племенам ямной и катакомбной культур. Археологические материалы свидетельствуют также о высоком уровне развития керамического производства. Майкопские мастера уже знали гончарный круг и производили предметы керамики различной формы и назначения: горшки, кувшины, миски, крупные шаровидные и яйцевидные сосуды. О высоком уровне развития ремесел свидетельствуют и археологические материалы северокавказской или терско-кубанской археологической культуры II тысячелетия до нашей эры, которая сменила майкопскую культуру в междуречье Кубани и Сулака.

Северокавказская керамика отличается разнообразием форм и тщательной отделкой. Сосуды имеют красновато-коричневую или черную поверхность, украшаются орнаментом в виде оттисков шнура, вдавлениями треугольного штампа, «елочным» узором. Погребальные памятники северокавказской культуры содержат также большое количество бронзовых изделий, что говорит о высоком уровне развития металлургии и металлообработки. К наиболее типичным металлическим предметам инвентаря погребений относятся тесловидные топоры, бронзовые топоры с проушиной, обоюдоострые листовидные ножи, бронзовые булавки различных форм, подвески, височные кольца, браслеты и бусы. Наивысшего развития ремесленное производство достигает у кобанских племен — создателей высокоразвитой археологической культуры в междуречье Кубани и Сулака, генетически связанной с северокавказской и майкопской археологическими культурами. Кобанские племена разработали довольно совершенные для своего времени технологии добычи и обработки медной руды и создания высококачественной бронзы. Они перешли к ремесленному производству металла и металлических изделий. Например, на Серженьюртовском поселении Восточная Чечня кобанской эпохи обнаружены остатки трех мастерских по обработке металла.

В одном из помещений находилась плавильная печь. Кроме того, в мастерских найдены обломки медеплавильных тиглей, литейные формы, бронзовые слитки, большое количество металлических изделий. На Бамутском поселении Западная Чечня кобанской культуры найдены глиняные формы для отливки бронзовых украшений. Кобанская бронза состояла из сплава меди с оловом, которое ввозилось на Северный Кавказ из Закавказья. Из нее изготавливали орудия труда, оружие, посуду, конскую сбрую, предметы культа, украшения. С X века до нашей эры носители кобанской культуры начинают осваивать железо, и уже к VII веку до нашей эры они переходят к массовому его использованию. Кобанские племена достигли высокого уровня в производстве оружия. В их памятниках в большом количестве представлены бронзовые и железные топоры, кинжалы, наконечники копий и стрел, кинжальные клинки, а также биметаллические кинжалы с железным клинком и бронзовой рукоятью.

Особым изяществом отличаются бронзовые кобанские топоры, украшенные разнообразным орнаментом. В погребениях позднего этапа кобанской культуры встречаются мечи и кинжалы скифского типа, в том числе и мечи-акинаки. Кроме того в кобанских погребениях обнаружено большое количество различных бронзовых украшений и предметов одежды: богато орнаментированные пояса из листовой бронзы, поясные пряжки различных форм, булавки, фибулы, браслеты, перстни, серьги. Не менее развитым было у кобанцев гончарное производство. По материалам кобанских поселений можно предположить, что производство керамики было у них поставлено на ремесленную основу. Например, на Серженьюртовском поселении кобанской культуры Восточная Чечня обнаружены остатки гончарных мастерских с печами для обжига. Кобанская керамика отличается высоким качеством изготовления и обжига. Она представлена горшками, чашами, кружками, мисками и сосудами различных форм и размеров.

Большинство изделий черного цвета, поверхность их часто залощена. Кобанские сосуды украшены разнообразным орнаментом, чаще всего, геометрических форм. Археологические материалы аланской культуры, сменившей кобанскую культуру на территории расселения чеченцев в первых веках нашей эры, свидетельствуют о высоком уровне развития ремесленного производства, особенно гончарного искусства. Почти вся керамика, найденная на бытовых поселениях и погребальных памятниках, изготовлена на гончарном круге. Она имеет разнообразную форму и цвет: горшки с отогнутым венчиком, кувшины с высоким вытянутым горлом, миски, кружки, пифосообразные сосуды для хранения сыпучих и жидких продуктов. Керамические изделия черного или серого лощения, орнаментированы врезными линиями, валиком, различными налепами. Почти все они имеют прототипы в кобанской керамике. Металлические изделия представлены пластинчатыми браслетами с точечным узором, металлическими зеркалами, серьгами, бусами, конской сбруей.

В одной из катакомб у станицы Змейской найдена богато украшенная серебром с позолотой и драгоценными камнями сабля, принадлежавшая, по всей видимости, местному князю. Археологические источники говорят о развитии оружейного дела, ткачества, гончарного производства. Оружие в погребениях того времени представлено саблями, кинжалами, ножами, наконечниками стрел, кольчугами, металлическими щитами. Керамические изделия — крупными сосудами для хранения зерна и различных жидкостей, кувшинами, мисками, плошками различной формы. В последующую эпоху вплоть до середины XX века чеченские ремесленники продолжали традиции древних мастеров. Во-первых, на высоком уровне находилась у чеченцев металлообработка и производство металлических изделий, особенно оружейное производство. Чеченское холодное оружие пользовалось большим спросом не только на Северном Кавказе, но и в других регионах. В Чечне существовали целые династии оружейных мастеров, которые из поколения в поколение передавали технологию выплавки стали, ее закаливания.

Чеченские шашки «гурда», «калдам», «терс-маймал» обладали высоким качеством закаливания, прочностью клинка и пользовались такой популярностью, что считались бесценными. Высокого уровня достигли чеченские оружейники в производстве кинжалов, а позднее огнестрельного оружия ружей, пистолетов. Гончарное производство, имевшее в Чечне тысячелетние традиции, также было достаточно развитым. Чеченскими гончарами производилась металлическая в основном, медная , керамическая и деревянная посуда. Из меди изготавливали тазы, чаны, котлы, кружки, кувшины с узким горлом. В XIX веке в широком употреблении была деревянная посуда, которая вытачивалась на токарных станках. Чеченские мастера пользовались станками различной конструкции, с ручным, ножным и водяным приводом. Высокого уровня достигло в Чечне столярное мастерство, резьба по дереву.

Австрийский ученый Бруно Плечке в 20-х годах XX века обнаружил в горных районах Чечни удивительные образцы деревянных изделий: мебели, посуды, домашней утвари, детских колыбелей, свидетельствующих о мастерстве чеченских столяров. Кроме того чеченские мастера производили и продавали в различных регионах Кавказа в большом количестве деревянные бочки и чаны. Из тростника и лозы плели рогожи, циновки, корзины. Достаточно развитым было в Чечне ткацкое производство, а также изготовление войлочных ковров и бурок. Чеченское сукно пользовалось большой популярностью на Северном Кавказе, из него шили черкески, мундиры. Чеченские мастерицы славились искусством отделки черкесок золотом и серебром. Занимались чеченцы и выделкой кож, из которых изготавливали обувь, одежду, а из овчины — шубы и полушубки. Чеченские ювелиры занимались, в основном, изготовлением серебряных изделий, а также отделкой серебром оружия, конской сбруи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий