Кто в марте 1965 года на пленуме цк кпсс провозгласил новые ориентиры аграрной политики

Осн. цели и направления реформы были сформулированы в решениях Пленума ЦК КПСС (сент. 1965), постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» от 4.10.1965 и в утверждённом. Сент. 1965 г. – реформа отечественной промышленности («косыгинская реформа»). Главная цель – в повышение эффективности работы народного хозяйства, ускорение темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 27 сентября 1965 года.

Реформа сельского хозяйства март 1965 г кратко

Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объёме реализованной продукции, то есть учитывалось только то, что действительно было продано. Основными принципами хозрасчёта являются самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление предприятий. Причём отмечалось, что это будут не прежние министерства — «диктаторы», а новые — партнёры и консультанты по организации производства в условиях хозрасчёта. Причём право корректировки утверждённых министерством и Госпланом планов было предоставлено лишь самим предприятиям. Первые 43 предприятия лёгкой и пищевой промышленности в порядке эксперимента были переведены на новые условия хозяйствования в январе 1966 г. Особенно высокими темпами должна была развиваться промышленность группы «Б», производящая предметы потребления.

По мере накопления опыта число предприятий, переведённых на новые условия хозяйствования , увеличивалось. Но только к 1972 г. Не удалась попытка реформировать строительство. В годы восьмой пятилетки был осуществлён так называемый щекинский эксперимент. Суть эксперимента: определялся стабильный фонд заработной платы предприятия, а вся экономия этого фонда за счёт повышения производительности труда и высвобождения работников использовалась для увеличения оплаты труда остальных членов коллектива.

За два года работы на Щекинском химическом комбинате численность работающих сократилась на 870 человек.

Если предприятие избавлялось от ненужного оборудования, оно все равно платило за него до следующей ревизии. В результате за 1965-1985 гг. Серьезные недостатки крылись и в спускаемой сверху норме прибыли. Министерства и предприятия по-прежнему сами определяли цены выпускаемой продукции, искусственно их завышая.

Только в машиностроении за 1966-1970 гг. Эффективность образованного в 1965 г. Госкомитета цен, боровшегося с этим явлением, оказалась низкой. Созданный одновременно другой комитет Госснаб директивно определял поставщиков и потребителей для предприятий, сужая рамки их самостоятельности. Главной причиной постоянных сбоев в экономике оставалась "ведомственность".

Не существовало практически никакой серьезной прямой связи между соседними предприятиями и организациями, если они принадлежали разным министерствам. Таким образом, расширение допущенной самостоятельности предприятий плохо сочеталось с усилением административных и экономических полномочий ведомств. Все сильнее давало себя знать отсутствие простора для продвижения вперед. Накопившиеся к концу восьмой пятилетки нерешенные проблемы образовали серьезные завалы и препоны на пути внедрения новых методов планирования и хозяйствования, что привело к кризисной ситуации в ведущих отраслях народного хозяйства, к постепенному свертыванию реформ. Хотя первые два года хозяйственной реформы дали значительный результат, в дальнейшем ее эффективность снизилась.

Реформа коснулась, в первую очередь, предприятий, не затрагивая верх экономической пирамиды: министерства, централизацию управления и административно-командный аппарат. Постепенно ограничивались права предприятий, возрастало количество плановых показателей, участились корректировки планов. Реформа затухала. Ратьковский, М. Этой проблемой экономисты занимались давно, но с начала 60-х гг.

Предметом спора стали предложения харьковского экономиста Е. Либермана, сделанные им на основе анализа опыта работы Экономической лаборатории Харьковского совнархоза и опубликованные в 1962 г. В обобщенном варианте эти предложения сводились к следующему: 1. Современный порядок планирования работы предприятий не заинтересовывает их в эффективной, качественной работе. Одна из причин такого положения — ограничение хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий.

Задача расширения инициативы и самостоятельности предприятий может быть решена на основе использования принципа « долевого участия в доходе »: чем больше ценностей создало предприятие для общества, тем большая сумма должна отчисляться в его поощрительный фонд, независимо от того, произведены эти ценности в рамках плана или сверх него. Принцип «долевого участия» реализуется в форме планового норматива длительного действия по рентабельности производства. Формирование нормативов происходит дифференцированно по различным отраслям и группам предприятий, находящимся примерно в одинаковых естественных и технических условиях. Использование нормативов длительного действия позволит оценивать работу предприятий по конечной эффективности , а не по большому числу показателей, детально регламентирующих хозяйственную жизнь предприятий.

На смену импульсивным, волевым и нередко непродуманным действиям пришло коллективное руководство. Местные лидеры, главы союзных республик, областей, ведомств превращались в своего рода баронов, бесконтрольно распоряжавшихся бюджетом. В период брежневского руководства отчетливо проявились черты ресталинизации называемой также неосталинизмом , то есть попытки пересмотра курса XX съезда КПСС. Ужесточилось преследование диссидентов.

Так, в 1974 г. Солженицын, а в 1980 г. Это явление вызывало иронию в обществе. В марте 1965 г. Впервые на развитие сельского хозяйства выделялись крупные средства. В 1982 г.

Предполагала развитие пищевой промышленности, значительный рост производства сельскохозяйственной продукции. Дала лишь частичный результат. По-прежнему ощущалась нехватка продуктов питания, в некоторых областях вводилась карточная система распределения продуктов. Промышленный подход к сельскому хозяйству требовал концентрации работников и создания для них условий, подобных городским. В конце 70-х годов была разработана программа ликвидации 200 тыс. В ходе этой кампании уничтожалась и так едва живая крестьянская традиция в России, разрушался естественный для сельского хозяйства уклад жизни. Главная цель — в повышение эффективности работы народного хозяйства, ускорение темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические прибыль, цены, финансы, материальную заинтересованность и др. Исходной идеей экономической реформы было положение о невозможности решать все народно-хозяйственные вопросы из центра, чем и мотивировалась потребность в децентрализации.

«Революционная реформа»: как Косыгин хотел изменить СССР

КОСЫГИНА РЕФОРМА 1965 • Большая российская энциклопедия - электронная версия 1 замену для колхозников трудодней заработной платой 2 повышение закупочных цен на сельхоз продукцию 3 отмену для колхозников запрета на ведение подсобного хозя.
В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ. БОРЬБА ЗА ХЛЕБ (часть 5) | Архив | АиФ Архив В марте 1919 провозгласил Венгерскую советскую республику, просуществовавшую в итоге 133 дня. (фамилия) 3 буквы. Советский, грузинский и российский театральный режиссёр. Народный артист СССР.
Экономическая реформа 1965 г кратко. 'Косыгинская реформа' - историческая справка наиболее кризисном участке советской экономики. На мартовском пленуме ЦК КПСС 1965 г. поборником реформ в сельском хозяйстве выступил Л. И. Брежнев.

Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 1

Перестройке управлением в аграрном секторе экономики предшествовала государственная политика, так называемые «реформы Н.С. Хрущева», основные мероприятия и результаты которых представлены справочной таблицей с 1953-го по 1964-ый год. Косыгинская реформа 1965 года, внедрившая в плановую экономику СССР элементы рыночного стимулирования и свернутая в начале 70-х, оценивается разными экспертами и как гениальная, и как ошибочная. 27 – 29 сентября 1965 года состоялся Пленум ЦК КПСС по вопросам экономической а получила название «косыгинской» по имени ее инициатора ПСМ А.Н. Косыгина. Тревожным симптомом было и то, что по темпам внедрения новых передовых технологий Советский Союз начал отставать от стран Запада. В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Л.И. Брежнев провозгласил новые ориентиры аграрной политики. (Зоя Мудрая ученик) (История). Что из перечисленного характеризует новые ориентиры аграрной политики провозглашенной на мартовском. Политика и политология. Русский язык. Социология.

Правила комментирования

  • Резервы и результаты аграрного производства накануне экономической реформы 1965 года
  • Решения мартовского Пленума ЦК партии — - Казахская библиотека
  • 44. Становление новой российской государственности (после 1991 г.)
  • На поле выходит Косыгин

Вы точно человек?

После 1965 г. возросли инвестиции на нужды села: в 1965-1985 гг. капвложения в сельское хозяйство составили 383 млрд. рублей, это было 78% всех капвложений за все годы Советской власти в сельское хозяйство. Аграрная реформа 1965 года и ее результаты. В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Основные идеи данной реформы были следующими. В статье рассматривается влияние решений мартовского 1965 г. Пленума ЦК КПСС, который стал переломным этапом в истории крестьянского семейного хозяйства в Советском Союзе. Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году — 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). Управление народным хозяйством (2122) Экономика -- Экономическая история СССР -- Советская экономика в период оттепели (232). В марте 1965 года была разработана аграрная программа выхода сельского хозяйства из кризисной ситуации первой половины 1960-х годов.

КОСЫ́ГИНА РЕФО́РМА 1965

наиболее кризисном участке советской экономики. На мартовском пленуме ЦК КПСС 1965 г. поборником реформ в сельском хозяйстве выступил Л. И. Брежнев. В декабре 1959 года на Пленуме ЦК КПСС Никита Сергеевич сообщил, что Рязанская область только за один год, который завершался, увеличила производство мяса в 3,8 раза! 1 замену для колхозников трудодней заработной платой 2 повышение закупочных цен на сельхоз продукцию 3 отмену для колхозников запрета на ведение подсобного хозя. В 1965 году состоялись два пленума ЦК КПСС, которые и дали старт экономической реформе в стране. В марте прошел пленум, посвященный проблемам сельского хозяйства. Март 1965 г. Новую попытку изменить ситуацию в сельском хозяйстве на лучше было предпринято в марте 1965 г. В советской историографии неоднократно подчеркивали радикальность и историческое значение решений, принятых на мартовском Пленуме ЦК КПСС. В марте 1965 г. на пленуме ЦК КПСС он призвал в максимально сжатые сроки устранить негативные последствия ошибок прежних лет.

Хозяйственная реформа 1965 г.: цели, сущность, итоги

Правительство Брежнева решило поступить иначе, выбирая не один из пунктов, а оба. Сама реформа промышленности СССР началась в 1965 году и была обусловлена тем, что Хрущев и эту отрасль экономики довел до плачевного состояния. Экономическая реформа 1965 года в сфере промышленности имела гораздо более позитивные результаты, чем реформирование сельского хозяйства. Ключевые аспекты реформы: Поощрение предприятий. Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование выплата премий , социально-культурное развитие путевки рабочим, билеты и так далее и бытовое развитие строительство жилья, объектов досуга. Совнархозы заменены Министерствами. Решения в экономике должны были принимать отраслевые министерства. Они создавали планы, которые предприятия могли корректировать под свои возможности. Изменение системы планирования производства.

Во-первых, было существенно сокращено количество плановых показателей. Во-вторых, результат работы теперь мерялся не по производимой продукции, а по реализованной. То есть количество заменялось качеством. Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой. Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты. Это ключевые аспекты реформы. Даже глядя на них очевидно, что экономическая реформа 1965 года была достаточно ограничена.

Тем не менее она очень скоро дала положительный результат. Но вместе с тем стало очевидно, что дальше улучшить эти показатели СССР не может. Более того экономика страны перешла к упадку, который лучше всего демонстрирует следующий график. Возникает вопрос — почему все ключевые показатели развития экономики после 1970 года пошли на спад? Тут все просто — число трудоспособного населения снижалось с каждым годом, добыча полезных ископаемых становилась все дороже, оборудование устаревало физически и морально, увеличивались расходы на оборону. Основная причина того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов заключается в том, что экономическая модель СССР себя изжила. В основе этой модели лежало отрицание всего нового. Поэтому локальные результаты были неплохими, но на длительном временном интервале — отрицательными. Историческая справка Почему экономические реформы 1965 г не дали ожидаемых результатов?

Есть целый комплекс причины, из-за которых это произошло: Экономические основы изменены не были. Брежнев пытался поверхностными изменениями решить глобальные проблемы , но, увы, это невозможно. Противоречия в партии. Для решения глобальных задач должно быть единство, но его не было и каждый тянул одеяло в с вою сторону. Даже когда стало очевидно, что экономика СССР в очень плачевном положении, все равно речь была примерно такой — как-нибудь проживем, главное не трогать постулаты социализма и партийной гегемонии. Предприятия наделили элементами самостоятельности, но зачастую их самостоятельные решения шли в противоречие с мнением Министерств. Одной из причин было то, что в СССР существовало строилось большое количество гигантских заводов. В результате они имели монопольное положение в стране. В следствии же того, что предприятиям давались экономические послабления, страдало качество продукции в виду отсутствия конкуренции.

В ответ на это правительство ужесточило нормы проверки качества продукции. На первый взгляд это шаг абсолютно правильный, но на практике он привел к тому, что продукция подорожала, а также наступил ее дефицит. В итоге реформа развивалась, но результатов положительных не было. Более того ежегодно все большее число товаров привозились из заграницы, поскольку промышленность СССР не могла обеспечить граждан всем необходимым. Ведь не решалась одна из главных проблем — недостаток продукции массового потребления. Вот, что по этому поводу писал А. Многие члены Политбюро искренне убеждены, что монопольные предприятия, гигантские стройки и тяжелая промышленность требуют неоправданных затрат, в то время, как предприятия, работающие на массовое потребление, оказываются в изоляции. Громыко Причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970-х — начале 1980-х гг Причины этого отрыва понятны — в СССР делалось все для тяжелой промышленности и военной техники, по показателям развития которых страна была впереди своих западных «партнеров». Но делалось это за счет экономии на нуждах граждан, ведь в СССР был дефицит практически со всем.

Все, кто жил в ту эпоху, рассказывает, что очереди были за товарами из Югославии, Чехословакии, Польши и других стран. Были и собственные товары , но их крайне не хватало. Это и есть явный признак перекоса экономики к тяжелой промышленности.

Часть предприятий передавалось в ведение республиканских и местных органов управления, которые получали право распределять произведенную продукцию. Эта административная реформа была начата с 1957 года. Достаточно скоро проявились её негативные последствия. Вместо упрощения, структуры управления усложнились, число чиновников выросло. На развитие производства все большее влияние показывали личные и местные интересы.

Была подорвана научно — техническая политика, овладение достижениями НТП замедлилась. Огромные изменения происходили в сельском хозяйстве, видимо потому, что Н. Хрущев считал себя специалистом именно в этой отрасли. Начало Хрущевского периода здесь было положительным. Колхозникам выдали паспорта, затем стали выплачивать пенсии. Однако дальше последовала череда таких экспериментов над сельским хозяйством, которые привели фактически к его кризису в начале 60-х годов. Так ликвидация МТС и закупка колхозами техники превратила большинство хозяйств в должников. Укрепление хозяйств, преобразование многих колхозов в совхозы, переселение крестьян в посёлки — всё это вытекало из представлений Хрущёва о переходе к коммунизму и совсем не шло на пользу сельхозпроизводству.

Серьёзный удар был нанесён по приусадебным хозяйствам крестьян. Начались проблемы и с хлебом, вызванные двумя главными причинами. Это во-первых «кукурузная эпопея», когда посевы кукурузы росли в ущерб ржи и пшенице во всех регионах, в том числе и там, где её урожайность была крайне низкой. Во-вторых - резкое падение урожайности на целинных и залежных землях из - за неправильной агротехники. Поэтому в 1962-1963 годе ввели карточную систему распределения ряда продуктов, повысились цены на мясо и молоко. Впервые хлеб был закуплен за границей в 1963 году. Вместе с тем, уровень потребления граждан почти не рос, поскольку главным продолжало оставаться развитие тяжелой и оборонной промышленности. На их развитие тратилось в 8-10 раз больше средств, чем на производство предметов потребления.

Всё это, вместе с обострившейся продовольственной проблемой, привело к большому недовольству населения, ярким проявлением которого стали события в Новочеркасске в июне 1962 года. Семитысячная демонстрация рабочих была расстреляна войсками. Необходимо было предпринимать какие-то меры по изменению обстановки в экономике страны. И экономистам и даже руководству СССР было ясно следующее: - Нельзя больше использовать в качестве «ресурса развития» собственный народ, бесконечно выкачивая средства из сельского хозяйства, как это было в предыдущие годы при Сталине. Квалифицированный специалист, инженер, получали ненамного больше, чем квалифицированный рабочий. В этих условиях необходимо было переориентировать оценочные показатели труда с «копай больше» на «думай лучше». Ряд новых машин, механизмов, приборов и материалов не соответствовали современным требованиям. Понимая всё это, Хрущёв поддержал научный поиск в области экономических методов управления.

Он согласился на эксперимент, преложенный экономистом Е. Суть его состояла во введении системы материального стимулирования при оценке результатов труда в народном хозяйстве. На ряде промышленных предприятий и совхозов разрешалась новая система оплаты труда по достигнутому результату. Разработка глубокой экономической реформы шла уже с начала 60-х годов. Но Хрущёв уже не имел возможности её реализовать. В октябре 1964 года в результате заговора в высшем руководстве КПСС и государства Хрущёв был снят со всех постов и отправлен на пенсию. Осуществить реформу пришлось при новом руководстве страны во главе с Брежневым. Основные меры экономических реформ 1965 года.

Косыгин родился в 1904 году в Петербурге, в рабочей семье. До 1921 года служил в Красной армии, окончил кооперативный техником и технический институт в Ленинграде. Работал мастером, начальником цеха, директором фабрики. В 1938 году стал председателем Ленинградского горисполкома. Затем его переводят в Москву, назначают наркомом технической промышленности. В 1940 году был назначен заместителем председателем Совнаркомом. С началом войны был заместителем председателя совета по эвакуации. После 1948 года был министром финансов, министром легкой промышленности, председателем Госплана СССР.

В последующих статьях Либермана под кричащими заголовками «Откройте сейф с алмазами» и др. Однако другие ни явным, ни теневым лидером экономической реформы Либермана не считают. Замысел секретно обсуждали в Совмине и Госплане еще в начале 1960-х, а формулировать ее принципы Косыгин начал еще 1958 году, пишет журналист и писатель Виктор Андриянов, ссылаясь на личный блокнот политика. К выработке нового хозяйственного механизма Председатель Совета Министров привлек самых авторитетных специалистов, ученых-экономистов.

Всех их освободили от текущей работы: думайте и предлагаете», — пишет Андриянов в книге и Косыгине серия ЖЗЛ. В подготовке реформы приняли участие академики Василий Немчинов и Леонид Канторович. Дискуссия, которая велась в Совмине, стала публичной именно тогда, когда в 1962 году вышла статья Либермана «План, прибыль, премия». Экономист ратовал за то, чтобы прибыль стала определяющим критерием при составлении плана производства.

Предприятия должны были стать более самостоятельными и решать, как тратить фонды «на нужды коллективного и личного поощрения».

Предприятия же легкой промышленности при ценах ниже себестоимости продукции не могли развиваться и быть рентабельными. Новые показатели вводились с трудом. Пользуясь правом самостоятельности, предприятия заранее занижали плановые задания. Зарплата стала расти быстрее, чем производительность труда. Поощрительные фонды не могли стимулировать работающих должным образом, так как премирование рабочих происходило в отрыве от личного вклада в производственный процесс и не было существенно выражено материально. Руководители предприятий не были заинтересованы во внедрении технических достижений, так как это временно нарушало производственный процесс и заставляло «напрягаться». Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам, что привело к исчезновению дешевых товаров.

Фактически с самого начала проведения реформы применялись старые методы мелочного контроля и планирования. Те администраторы, которые пытались работать по новым методам, подвергались давлению и ставились в заведомо невыгодные условия. Даже успешно проводимые эксперименты по внедрению хозрасчета вызывали противодействие управленцев. С 1967 г. Химический комбинат в г. Щекино Тульская обл. Опыт щекинцев превзошел все ожидания. К 1980 г.

Однако за полтора десятилетия опыт так и не получил распространения в промышленности. Во-первых, было неясно, куда девать и за счет чего содержать высвобождающихся работников. Ни о какой безработице в социалистическом государстве речи быть не могло. Во-вторых, руководители предприятий боялись открыто показать свои резервы, не надеясь, что эксперимент будет продолжен, а план не повышен. Такая же судьба постигла бригадный подряд в строительстве, названный по имени его инициатора бригадира строителей из подмосковного Зеленограда Н. Злобина «злобинским методом». Свертыванию реформы способствовала окончательная победа консервативных, технократических тенденций в руководстве страны в 1972-1973 гг.

Политическое руководство

  • Ekonomika_SSSR_v_1960.docx
  • «Революционная реформа»: как Косыгин хотел изменить СССР
  • История. 11 класс
  • Социально-экономическое развитие СССР в 1965-1985 гг
  • сновные положения реформы 1965 года.

Проверочная работа по истории "СССР в 1964-1985 гг." 11 класс

Ведь само их произвести не могло. А нагоняй от партии получать не хотелось. В то время почти все работы на выращивании технических культур, картофеля, овощей, в сфере животноводства оставались ручными. Земля во многих районах истощилась до крайности. В годы предыдущей семилетки внесено в десять раз меньше удобрений, чем положено по агротехническим нормам. Поэтому резко увеличили ассигнования на повышение технического уровня сельского хозяйства, закупку минеральных туков. Были провозглашены широкомасштабные программы мелиорации, в том числе и на Белорусском Полесье. Принят особый план возрождения нечерноземных земель центра России. Наконец-то обращено внимание и на экологию земель. Казалось, предусмотрели все, чтобы заинтересовать сельчанина в конечных результатах своего труда.

В свою очередь, руководители всех рангов получили простор для инициативы. До этого Кирилл Трофимович девять лет руководил партийной организацией Беларуси. Очень высокий пост. Он стал первым в истории белорусом, который поднялся до такой должности в союзном руководстве. Именно ему пришлось осваивать новые методы хозяйствования на земле. Положение было сложным. После роста в конце пятидесятых годов начала снижаться урожайность, увеличивалась себестоимость сельхозпродукции. Чтобы выполнить доведенные в тоннах показатели, во многих хозяйствах за счет гречихи расширяли площади под менее ценными зернобобовыми культурами. Зато в каждом районе выращивали кукурузу.

Исчерпаны возможности в животноводческой отрасли. Прибавляли только за счет роста поголовья. На положении дел отразилась и поспешность в реорганизации МТС. Большинство колхозов, не имея возможности выкупить сразу всю технику, вынуждены одалживать деньги у государства. Так что со средствами механизации тоже возникла проблема. Необоснованно сократили поголовье лошадей. Считалось, что как тягловая сила они отжили свое. В результате среднегодовые темпы роста валовой продукции составили только 4 процента. Это было ниже темпов роста населения БССР и вело к ухудшению обеспечения продовольствием.

Тем не менее у Машерова было на кого опереться. Некоторые колхозы сумели преобразовать в крупные многоотраслевые хозяйства. В их числе колхоз «Рассвет» Кировского района.

Брежнева к компромиссам имело и негативные последствия. Нередко решения по жизненно важным вопросам увязали в бюрократической машине согласования позиций. Наметилось старение кадров. К началу 1980-х гг. Экономические реформы 1960-х гг. С 1959 г. Реальные доходы советских рабочих более чем в два раза уступали американским, даже с учётом бесплатного образования и медицины, существовавших в СССР. Тревожным симптомом было и то, что по темпам внедрения новых передовых технологий Советский Союз начал отставать от стран Запада. В марте 1965 г. Брежнев провозгласил новые ориентиры аграрной политики. Повышались закупочные цены на продукцию совхозов и колхозов, устанавливался твёрдый план государственных закупок, уменьшались налоги на денежный доход колхозов. Вновь увеличились посевные площади под пшеницу и рожь. В колхозах вместо трудодней ввели стабильные денежные оклады, что сразу повысило уровень жизни селян. Отменялись запреты на ведение личного подсобного хозяйства. Реформы в промышленности были связаны с именем А. Реформы, начатые в 1965 г. Вводился хозрасчёт. Он предполагал сокращение количества нормативных плановых показателей. Предприятия получили возможность корректировать спускавшиеся им сверху планы. Была введена система материального стимулирования производителей: в их распоряжении разрешалось оставлять часть прибыли, которая шла на расширение производства, материальное поощрение работников и социальное развитие. Реформы принесли определённые результаты. Улучшилось снабжение населения продовольствием, часть колхозов и совхозов перестали быть убыточными. В строй вступило около 2 тыс. В 1967 г. С использованием спутников связи оказалась возможной передача телепрограмм в отдалённые районы страны Дальний Восток, Север и т. В очередном пятилетнем плане 1966-1970 впервые за послевоенные годы доля капиталовложений в предприятия группы «А» уменьшалась, а группы «Б» — увеличивалась. Хотя перекос в пропорциях экономического развития сохранялся, всё же выпуск товаров народного потребления увеличился. Повысилось благосостояние народа. Большинство семей приобрело такие товары длительного пользования, как холодильники, телевизоры, стиральные машины. С вступлением в строй в 1970 г. Благодаря развитию внешней торговли увеличилось количество импортных товаров особенно из стран Восточной Европы. Продолжалась политика предоставления гражданам индивидуальных квартир. Горожане обзаводились приусадебными участками, широко развернулось дачное строительство. Складывалась модель советского «общества потребления». Однако дальнейшему развитию по этому пути помешало возникновение новых сложностей в экономике.

Термин был быстро подхвачен и доведен до научной концепции учеными, стал аксиомой на десятилетия. Как известно, «свита делает короля». Когда потребовалось выделить «выдающуюся» роль Л. Свою посильную «лепту» в поднятии авторитета Брежнева, выделении его «исключительной» роли в формировании «новой» аграрной политики внесли первый секретарь Свердловского обкома Б. Ельцин и первый секретарь Ставропольского крайкома М. Брежнев показывают нам замечательный пример конкретного, делового, последовательного подхода к достижению намеченных рубежей. Для каждого из нас, для всей нашей партии это огромная школа, вдохновляющий образец ленинского стиля… Опираясь на последовательное выполнение аграрной политики нашей партии… мысли и положения, высказанные Л. Брежневым…» и далее в таком же роде. Кстати, сам Брежнев по состоянию здоровья на пленуме в декабре 1977 г. Он заявил: « Мы только что единогласно приняли постановление пленума. Тогда позвольте считать, что в работе нашего пленума принимал участие товарищ Брежнев Леонид Ильич, и сообщить об этом в печати». Далее в рассекреченной стенограмме пленума: «Голоса. Правильно Бурные продолжительные аплодисменты ».

Основные события в период правления Брежнева. Косыгинская реформа 1965 кратко. Причины и итоги экономической реформы 1965. Задачи экономической реформы 1965 г. Итоги экономической реформы 1965 года. Период застоя причины. Особенности периода застоя. Социальная сфера в эпоху застоя. Итоги периода застоя. Должность Хрущева в 1953. Хрущев 1957. СССР В 1953-1964 годах. Попытка смещения Хрущева в 1957. Косыгинская реформа 1965 таблица. Реформы а н Косыгина. Кукурузная эпопея 1959. Кукурузная эпопея связана с деятельностью. Кукурузная эпопея 1959 достижения и проблемы. Реформа сельского хозяйства Николая 2 Дата. Леонид Брежнев с народом. Сельское хозяйство при Брежневе. Брежнев в Молдавии. Реформы в промышленности. Итоги реформы в промышленности 1965. Сельское хозяйство СССР 1953-1964. Реформы 1953-1964 гг. Реформа сельского хозяйства 1953. Брежнев в колхозе. Сельское хозяйство в эпоху Брежнева. Реформы Брежнева таблица промышленность. Реформа в промышленности 1965 Результаты. Экономика развитого социализма. Экономическое развитие социализма. Реформы развитого социализма. Положения реформы Косыгина 1965. Косыгинская экономическая реформа 1965. Экономическая реформа а. Реформы Косыгина в сельском хозяйстве. Реформа промышленности 1965г а. Результаты аграрной реформы 1965. Последствия аграрной реформы 1965. Минусы политики Хрущева 1953-1964. Таблица реформы Хрущева 1953 1964 плюсы и минусы. Социальная политика Хрущева таблица. Реформы прправлении хрущёващёваи. Брежнев и Рашидов.

КОСЫ́ГИНА РЕФО́РМА 1965

Экономическая реформа 1965 г кратко. 'Косыгинская реформа' - историческая справка В течение нескольких дней – с 24 марта по 26 марта 1965 года – делегаты пленума искали пути решения накопившихся проблем в аграрном секторе Советского Союза.
С х ссср 1965 1985 г. Эпоха застоя в ссср Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году — 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС).
Период стагнации в советском сельском хозяйстве (1965 - 1985 гг.): историко-правовой обзор В марте 1965 года на Пленуме ЦК КПСС была поставлена задача устранить негативные последствия хрущевских экспериментов на селе.
Экономика СССР в 1960-е года. Период застоя Политика и политология. Русский язык. Социология.
Развитие сельского хозяйства. Попытки реформирования в марте 1965 г Сент. 1965 г. – реформа отечественной промышленности («косыгинская реформа»). Главная цель – в повышение эффективности работы народного хозяйства, ускорение темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения.

Содержание аграрной реформы 1965. Начало экономической реформы

К 1974 году в сельском хозяйстве трудилось почти 4 млн механизаторов, а также больше одного миллиона выпускников вузов. Новая сельхозтехника и программа мелиорации Решались и вопросы технического оснащения колхозов и совхозов. Для решения этих задач государство планировало увеличить производство тракторов с 355 тысяч штук до 600-625 тысяч единиц в год. На приобретение новой сельхозтехники и повышение заработной платы колхозникам в 1965 году правительство дополнительно выделило три миллиарда рублей. За десять лет реализации новой экономической программы парк тракторов увеличился в 1,4 раза, а его мощность — в 1,8 раза.

Было также объявлено о проведении широкомасштабной программы мелиорации. Она затронула абсолютно все сельскохозяйственные регионы Советского Союза. Итогом реализации этой программы стало увеличение территории орошаемых земель с 9,9 до 13,7 млн га. Получила свое развитие и программа химизации сельского хозяйства.

Отрасль наконец была обеспечена минеральными удобрениями. Все эти работы потребовали серьезных капиталовложений. За десять лет объем государственного финансирования программы мелиорации довели до 25 миллиардов рублей. Общая сумма финансовых вложений в сельское хозяйство в 1966-1980 годах превысила 383 миллиарда рублей.

Это втрое превышало уровень всех предыдущих инвестиций в аграрный сектор. Последние записи:.

В отдельных областях государства недостаток продуктов питания спровоцировал необходимость ввести нормированное снабжение по талонам населения. В 1965 году, в марте, был проведен Пленум На нем выступал с докладом новый лидер партии - Брежнев. Леонид Ильич высказывался о необходимости принять неотложные меры по дальнейшему развитию сельскохозяйственной отрасли. Безусловно, после мартовского Пленума кардинально политика государства измениться сразу не могла.

Однако этот период сыграл значимую роль в дальнейшем экономическом развитии СССР. Так, после проведения Пленума увеличились ассигнования на сельские нужды, поднялась стоимость продукции, продаваемой государству, возросло энергоснабжение и улучшилась материально-техническая база сельского хозяйства. На сентябрьском Пленуме ЦК КПСС правительство приняло постановление о внесении улучшений в управление промышленностью, о развитии и усовершенствовании планирования, усилении стимулирования промышленности и производства. С принятием этого постановления в СССР началась экономическая реформа 1965 года. Большинство исследователей связывают преобразования с деятельностью А. Доклад сентябрьского Пленума включал и некоторые предложения Е. Либермана известного экономиста.

Экономическая реформа 1965 г задумывалась по образцу системы, существовавшей в стране во время НЭПа. Однако существенное отличие состояло в том, что в 1920-е в экономике значимая роль отводилась частным предприятиям, которые в 60-70-е отсутствовали полностью. Экономическая реформа 1965 г в своей концепции предусматривала три направления. Для повышения качества продукции и увеличения объемов производства следовало повысить материальную заинтересованность коллективов на предприятиях. Правительство предполагало провести соответствующие мероприятия. Кроме того, экономическая реформа 1965 г предусматривала принятие определенных мер по совершенствованию планирования. Нацелены они меры были на то, чтобы принимаемые планы обеспечивали пропорциональное развитие сельскохозяйственных отраслей и увеличение производственно-технического уровня.

Третьим направлением, которого должна была коснуться экономическая реформа 1965 года, являлась система управления промышленностью. Предполагалось, что существовавшие совнархозы будут ликвидированы и заменены министерствами, которые должны были стать не только общесоюзными, но и союзно-республиканскими. Таким образом обеспечивался бы единый технический прогресс. Экономическая реформа в СССР должна была способствовать переходу от административной системы управления хозяйством к экономическим методам. Немаловажной задачей преобразования являлось увеличение оперативно-хозяйственной самостоятельности организаций и предприятий. Реформа провозглашала производство главным звеном в Таким образом, предприятиям была дана небывалая свобода. С того момента они сами могли планировать темпы развития производительности труда, понижение себестоимости.

Кроме того, предприятия могли сами устанавливать средний размер оплаты труда. Поиски новой хозяйственной модели велись советскими экономистами Л. Канторович, В. Немчинов, В. Новожилов уже с конца 1950-х гг. Суть намерений заключалась в том, чтобы жесткую систему единого государственного планирования сделать более гибкой посредством включения в нее элементов рыночного стимулирования. Главными задачами становились повышение материальной заинтересованности производителей результатами своего труда и изменение принципа оценки эффективности работы.

В 1962 г. Либермана, которая имела весьма характерное название — «План, прибыль, премия». Профессор из Харькова предложил составлять планы непосредственно на предприятиях в рамках согласованной программы, расширить права предприятий по материальному поощрению своих работников, увязать премиальные выплаты с рентабельностью производства. В ходе развернувшейся дискуссии преобладали высказывания в пользу хозяйственной реформы , прибыли как ведущего экономического показателя , за отказ от валовых оценок, преодоления «штурмовщины» и других негативных явлений советской экономики. Весной 1965 г. На его взгляд план должен был стать не столько заданием, сколько государственным заказом. Хрущев мог, но так и не решился на полномасштабную реформу, реализация которой началась лишь в середине 1960-х гг.

В октябре 1964 г. Хрущев был отправлен в отставку со всех постов по состоянию здоровья. Перед А. Косыгиным высшим партийным руководством была поставлена задача проведения широких преобразований в экономике, которые затем назовут «косыгинской реформой». Главной целью реформы являлось повышение эффективности работы народного хозяйства, повышение темпов его роста и на этой основе улучшение жизненного уровня населения. Основные фонды предприятия оставались в государственной собственности , и предприятия должны были вносить за них государству арендную плату. Топливо, энергию и сырье предприятиям предстояло покупать.

Это должно было побудить директоров экономить ресурсы и сырье. Предполагалось, что предприятия будут освобождены от мелочной опеки руководящих органов, им сверху будут спускаться лишь самые общие параметры развития. Обязательные для выполнения плановые показатели были сокращены с 30 до 9. Таким образом, предприятие получало право относительно самостоятельно вести свою хозяйственную деятельность и распоряжаться частью полученной прибыли. Получаемая предприятием прибыль делилась на три фонда: фонд развития производства, фонд материального поощрения и фонд социально-культурного и бытового развития. Рабочие и служащие очень быстро почувствовали, что выполнение плана ощутимо влияет на получение денежных премий. Характерным явлением для того периода времени стала премия по итогам года или так называемая «13-я зарплата».

Серьезным стимулом для работников в условиях дефицита жилья в городах стало быстрое получение квартир на перевыполняющих план предприятиях. Кроме того, в промышленности было восстановлено отраслевое управление через министерства введенные Н. Хрущевым в 1957 г. В 1966 г. В конце 1960-х гг. Преобразования затронули и сельское хозяйство. В марте 1965 г.

Для колхозов и совхозов были снижены плановые показатели. Закупочные цены повышались в 1,5-2 раза, а сверхплановые поставки должны были осуществляться по повышенным ценам. Кроме того, с колхозов и совхозов списывались долги, а цены на технику и запчасти снижались. С целью повышения материальной заинтересованности колхозников трудодень был заменен ежемесячной гарантированной оплатой деньгами и продуктами по нормам, действовавшим в совхозах. В целом за счет экономических мер предусматривалось изменить пропорции распределения национального дохода в пользу сельского хозяйства.

При Л.

Апогеем правления Брежнева считается Московская Олимпиада 1980 г. В последние годы Л. Брежнев был очень слаб физически из-за своего преклонного возраста и болезней. После его смерти у руководства Советским Союзом побывало несколько человек и СССР постепенно приближался к своему распаду. Последние годы правления Н. Хрущева рис.

Все это привело к тому, что чиновничий аппарат начал выражать некоторую оппозиционность по отношению к главе государства. В октябре 1964 г. Косыгин рис. Косыгин - Председатель Правительства при Л. Брежневе Н. Хрущев был первым советским лидером, которого отправили в отставку.

Он искренне недоумевал, как Л. Брежнев смог обойти его и стать руководителем государства. На самом деле еще до 1964 г. Брежнев был реальным главой советского государства. В 1960 г. Об отставке Н.

Хрущева советские граждане формально узнали из газет. Никаких противоречий в них вынесено не было, а сказано было, что Хрущев отстранен от должности Первого секретаря ЦК КПСС и управления государством по состоянию здоровья. Но в газете «Правда» вышла статья, инициатором которой в какой-то степени был Л. Брежнев, говорившая о чуждых партии волюнтаризме и прожектерстве, которые должны были быть преодолены в ближайшее время. Между строк советские граждане усмотрели, что это относится к Хрущеву. В 1964 г.

Брежнев не воспринимался как долгосрочная политическая фигура в СССР. Но он быстро сделал военную и политическую карьеру. Подобных людей в истории СССР больше не было. Брежнев прославился своей любовью к медалям и орденам: к концу жизни у него было более сотни советских и иностранных знаков отличия. Даже после того как Брежнев умер, эти ордена никто не отозвал обратно, кроме Ордена Победы и высшей польской государственной награды. В 1977 г.

Несмотря на то что коммунизм построить в Советском Союзе не удалось, в стране к 1980-м гг. К политическим правам были добавлены право обсуждения государственных вопросов и вопросов местного значения, а к социальным - право на охрану здоровья, жилище, выбор профессии и свободу творчества. Для 1970-х гг. Кроме того, Конституция 1977 г. Именно факт возможности выхода союзных республик из СССР позволил дать политическое обоснование процессу парада суверенитетов 1990-1991 гг. Конституция СССР 1977 г.

Апогеем брежневской эпохи считается 1980 г. Это была первая Олимпиада, которая проводилась в Восточной Европе, а также в социалистической стране. Московская Олимпиада 1980 г.

Мотивы были как экономические, так и политические: отмеченные реформационные отвечали интересам большинства союзных республик. Предлагалось усилить воздействие и роль стоимостных инструментов: цены, прибыли, кредитов, процентов, премий и пр. В этой связи под реформаторские преобразования подводилась теоретическая база, смысл которой состоял в признании товарной природы социалистического производства. Реформа объявила предприятия основным звеном социалистической экономики.

Усиление самостоятельности означало существенное сокращение централизованно спускаемых плановых показателей. Адресное директивное планирование не устранялось, но ограничивалось всего несколькими показателями вместо 30-9 , среди которых были объем реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль рентабельность. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, т. Предприятия получили небывалую свободу: они могли самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливать величину средней заработной платы. Все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей. И, наконец, реформа закладывала идею перевода всех предприятий на полный хозяйственный расчет. Это предполагало управление предприятиями посредством экономических стимулов.

Для предприятий устанавливались долговременные экономические нормативы и налоговые платежи, определяющие взаимоотношения с госбюджетом: плата за фонды, рентные платежи, нормативы формирования фондов развития и экономического стимулирования. Личные стимулы тесно увязались с итогами работы всего предприятия. Согласно принципам экономической реформы, часть прибыли предприятий должна была оставаться в полном распоряжении самих производителей. Реформа 1965г. По традиции, сложившейся при подведении итогов восьмой пятилетки 1966-1970 , преобладает мнение, что полученные тогда результаты весьма значительны и эффективны. Действительно, вторая половина 60-х гг. Выгодно отличалась от 1961-1965гг.

Произошли заметные изменения и в системе ценообразования: оптовые цены стали более объективно отражать реальные производные затраты и предприятия уже могли получать прибыль от реализации своей продукции. В ходе хозяйственной реформы были пересмотрены явно устаревшие оптовые цены 1955 года в сторону их повышения. В результате этого в 1968 году почти все отрасли промышленности стали рентабельными. Из этой прибыли предприятия должны были вносить в бюджет плату за производственные фонды, фиксированные рентные платежи, а также могли образовывать свои поощрительные фонды. Это означало, что цены на продукцию всех предприятий должны быть достаточно высоки, чтобы обеспечить образование трех поощрительных фондов по утвержденным сверху нормативам, внесение в бюджет платы за основные фонды и оборотные средства, финансирование капитальных вложений на предприятии в соответствии с централизованным планом. Последнее означало, что если Госплан наметил на год 10 млн. Идея самофинансирования провозглашалась уже тогда, но только это было не самофинансирование, а финансирование за счет средств потребителя, приобретающего продукцию по завышенным ценам в условиях дефицита и диктата поставщика монополизма производителя.

С тех пор ценообразование прочно встало на путь подгонки цен под распределение денежных средств между сферами народного хозяйства, его отраслями, предприятиями и даже внутри предприятия на три поощрительных фонда. И все же, несмотря на недостатки, реформа 1965-1967 гг. Пожалуй, ее можно советская экономика со времен нэпа. Причин того, что реформа не была доведена дорассматривать как крупнейшую, целостную реформу, которую не знала конца было несколько. Прежде всего, даже небольшое расширение самостоятельности позволило предприятиям занижать плановые задания, выбирать для себя более легкие варианты решений. В итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда. Кроме того, реформам противостояли реальные силы: старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление.

Попытка изменить принудительную мотивацию труда на материальную недвусмысленно показала, что это ведет к немедленному разрушению всей плановой системы, и от этой идеи отказались. Реформа была обречена и по другой причине. Преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах. Многочисленные противоречия реформы можно было устранять, постепенно продвигаясь к рынку. Однако это было невозможно по политико-идеологическим причинам. Даже «прогрессист», «технократ» Косыгин был противником рынка и выступал лишь за отдельные элементы отношений, за усиление роли экономических регуляторов в социалистической,т. Косыгину противостоял Брежнев, который вообще не был сторонником сколько-нибудь серьезных реформ.

К тому же советскую элиту напугала эскалация американской интервенции во Вьетнаме, а также «пражская весна» 1968 г. Попытки чехословацкой компартии придать социализму «второе дыхание», в том числе с помощью рыночных механизмов, привели в конечном счете к советскому вторжению в ЧССР. В итоге экономическая реформа в СССР стала свертываться, начался возврат к детальному планированию и оперативному управлению предприятиями со стороны министерств и ведомств. В 1965 г. Закупочные цены на сельскохозяиственную продукцию оставались ниже стоимости. После их повышения в 50-х гг. Продавая продукцию государству, хозяйства терпели убытки.

К тому же передовые хозяйства обычно получали дополнительные задания - они должны были сдавать продукцию и за отстающих, за тех, кто не мог выполнить план по сдаче продукции государству. Поэтому увеличение производства было невыгодно - соответственно увеличивались убытки. Поэтому в 1965 г. Было решено изменить порядок государственных закупок. Закупочные цены были снова повышены с таким расчетом, чтобы довести их до уровня стоимости, чтобы колхозы не терпели убытков при продаже продукции государству. Розничные цены при. Объем обязательных закупок был уменьшен и было объявлено, что он останется неизменным до 1970 г.

Предполагалось, что хозяйствам будет выгодно сдавать государству продукцию сверх плана. Второй отмеченной тогда причиной отставания сельского хозяйства был его низкий технический уровень. Были полностью механизированы вспашка, сев, уборка и молотьба зерновых, но почти все работы по производству технических культур, картофеля, овощей, почти все работы в животноводстве остались ручными.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий