Этнографический концерт

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОНЦЕРТЫ – цикл музыкальных мероприятий, прошедших в Чебоксарах во 2-й пол. Первый этнографический концерт 11-го марта 1893 года: тексты народных песен с переводом инородческих на русский язык. Купить билеты на концерт в Москве на 2024 год: этно, афиша концертов и цены на них. Музыкальное путешествие. Театрализованный концерт. Удивителен мир фольклора разных стран и народов!

Музыкальное путешествие

Этно: расписание, цены и билеты на Яндекс Афише — в Москве О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
В Брянске состоялся Межрегиональный этнографический фестиваль МУЗТЕХНИКУМА СЕЗОН 1928-1929 г. КОНЦЕРТ. Воскресенье 28-го апреля. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ.
Этно в Москве В Брянске прошел Межрегиональный этнографический фестиваль «Сила в дружбе».
Концерт этнографических коллективов На сайте электронной библиотеки Litportal вы можете скачать книгу Этнографический концерт в формате fb2, rtf, pdf, txt, epub. У нас можно прочитать отзывы и рецензии о этом произведении.

этнографические записи русского фольклора,

Музыкально-этнографический концерт, посвящённый 50-летию ВГИИ. Музыкально-этнографический концерт, посвящённый 50-летию ВГИИ. "Вспоминая старину". Музыкально-этнографический концерт, посвящённый 50-летию ВГИИ. Идейные вдохновители Идейным вдохновителем, организатором и ведущим этнографических концертов в течение первых шести лет был известный московский фольклорист и исполнитель. Впервые народно-песенное искусство, главным образом в этнографическом звучании, было широко представлено в цикле концертов «Праздник народов» на открывшейся в Москве в 1923. Купить билеты на концерт в Москве на 2024 год: этно, афиша концертов и цены на них. В рамках социокультурных проектов по поддержке населения.

Музыкальное путешествие

Ляховки Городокского р-на Витебской области , кубанская украиноязычная хут. Туркино Белоглинского р-на Краснодарского края , коми-зырянская д. Чёрныш Прилузского р-на Республики Коми , вепсская д. Шелтозеро Прионежского р-на Республики Карелия , мокша-мордовская с. Левжа Рузаевского р-на Республики Мордовия. Что же касается взаимодействия этнических культур, то этой теме в наибольшей степени, пожалуй, отвечал казачий женский ансамбль из хутора Нижний Ерохин Каменского р-на Ростовской области. На берегах Северского Донца, откуда приехали певицы, русское население проживает чересполосно с украинцами, что обеспечивает проявление тенденций этнокультурной интерференции. Но если у украинцев оно проявляется в наибольшей степени в языковом диалекте, где произошло смешение русских и украинских черт, то в станицах и хуторах донецких казаков можно записать смешанный русско-украинский песенный репертуар. Попытался продемонстрировать русско-украинские пересечения и ставший уже постоянным участником этнографических концертов ансамбль с.

Афанасьевка Алексеевского р-на Белгородской области, исполнивший популярную украинскую песню «Туман яром», однако, согласно общему мнению, это был едва ли не самый слабый номер концертной программы. В концертной программе 1976 года наглядно проявилась ещё одна сложившаяся к этому времени тенденция: среди приглашённых коллективов стали выделяться «лидеры» и «аутсайдеры». Некоторые ансамбли, приезжавшие в Москву для участия в концертах, воспринимались и организаторами, и публикой как «слабые», «неинтересные», причём без убедительных оснований. Если коллектив не обладал яркой сценической индивидуальностью и, главное, не вполне соответствовал уже сформировавшимся стереотипам представлений о том или ином региональном стиле, он сразу же оказывался на периферии и зрительских, и исследовательских интересов. Не последнюю роль при этом играл внешний вид исполнителей: скромные ситцевые сарафаны и «парочки» вызывали у публики гораздо меньший энтузиазм, нежели домотканые понёвы и завески, украшенные богатой вышивкой. Такие ансамбли не записывались многоканально, их не включали в список тех, кого приглашали на Всесоюзную студию грамзаписи или на радио для подготовки будущих передач и звуковых изданий. Да и в концертных программах им отводилось весьма скромное место. Сейчас, когда мы слушаем фонограммы их выступлений, такое отношение кажется не просто непонятным, но и крайне непрофессиональным.

Именно такой участи был удостоен ансамбль из села Ушарово Тобольского р-на Тюменской области 1976 год и, что совсем уже несправедливо, женский коллектив д. Некиселица Севского р-на Брянской области 1975 год. Тогда уже бытовало мнение о том, что брянские западнорусские ансамбли должны петь очень громким, напряжённым звуком в предельно высоком регистре, многоголосная фактура должна относиться к бурдонной диафонии, и каждая песенная строфа в их исполнении должна непременно заканчиваться возгласом-«гуканием». А мягкое гетерофонное пение севского коллектива не производило такого яркого впечатления, несмотря на то, что он оказался единственным за всю историю этнографических концертов Фольклорной комиссии, представившим на сцене московского Дома композиторов малоизвестную традицию русского Юго-Запада бывшей Орловской губернии. В 1980-е годы основу зрительской аудитории составляли участники московских молодёжных фольклорных ансамблей, которым концерты предоставляли бесценную возможность непосредственного контакта с народными исполнителями и разучивания песен в процессе общения с ними и совместного музицирования. Молодые фольклористы-любители в дни концертов становились кураторами сельских коллективов, встречали их на вокзалах, постоянно сопровождали, присутствовали на репетициях и сеансах звукозаписи. Часто концерты завершались общими плясками в фойе Дома композиторов, продолжавшимися и на улице. Можно сказать, что музыкально-этнографические концерты стали своеобразным катализатором молодёжного фольклорного движения, воспитывая среду любителей традиционной музыки и способствуя возникновению новых городских ансамблей.

Начиная с 1970-х годов при финансовом содействии Фольклорной комиссии концерты начали организовывать и в Ленинграде, хотя там они были не столь масштабными. В 1982 году Е. Гиппиус отошёл от организации этнографических концертов, передав эти обязанности молодым сотрудникам Фольклорной комиссии. Эта деятельность продолжалась и после кончины учёного вплоть до 1992 года. Концерты стали обязательной частью всех научных конференций Комиссии; включались в программы отчётно-экспедиционных сессий московских фольклористов, в график работы молодёжного клуба московской композиторской организации. Развивая опыт В. Щурова и Е. Гиппиуса, сотрудники Фольклорной комиссии стремились соединить в организации концертов принципы, которых придерживались их основатели, выстраивать программы вокруг определённой научной темы, но при этом придавать им сценическую аттрактивность и зрелищность.

В комментариях ведущей «хозяйки вечера» рассказывалось не столько о музыкальной структуре песен, сколько о ситуациях, в которых они традиционно звучат, об обрядах и верованиях. Главной задачей являлась подготовка к восприятию услышанного как к целостному фрагменту культуры, передающему народное мировоззрение. Все исполнители приглашались на сцену, где сидели на протяжении концерта, образуя красочную дугу, которая замыкалась в круг, охватывая зрительный зал.

Крестьянин живёт в гармонии с природой. Вся его жизнь по календарю: крестьянин точно знает, когда пахать, когда сеять, когда урожай собирать, когда лён обрабатывать. И важные личные события тоже связаны со сменой времён года, с определёнными датами православных и бытовых праздников. Гулять, танцевать, колядовать, выбирать невесту, свататься, жениться — для всего есть своё, наиболее благоприятное время. Как показать год крестьянской жизни за время одного концерта? У кижского фольклорного ансамбля под руководством Натальи Михайловой это получилось! Зрители заворожённо смотрели на сцену, где состоялся настоящий этнографический спектакль.

Без тит. На нижней обл. Заголовки разделов на развороте а не на с. Регистрационный номер:.

Работала полевая кухня. А когда подвели итоги, наградили победителей. Подробности и фото: Брянская учительская газета Еще по теме:.

Концерт «Музыка русской деревни»

Этнографическая экспедиция и концерт в Астраханском селе This is "Концерт в Этнографическом музее, 27 декабря 2015" by Dmitrii Narkevich on Vimeo, the home for high quality videos and the people who love them.
Книга Этнографический концерт - скачать бесплатно в pdf, Николай Семёнович Кленовский В рамках конгресса состоится музыкально-этнографический концерт, в нем примут участие фольклорные коллективы Санкт-Петербурга: «Лиственный венок», «Новина», «СКМ».
Этнографическая экспедиция и концерт в Астраханском селе Песенный коллектив села Верещаки известен фольклористам более 30 лет, он выступал с большим успехом на музыкально-этнографических концертах в Москве и Петербурге.

Этно в Москве

Этно-фестивали 2024 года Трансляция концерта творческих коллективов Белгородской области. Белгородский центр народного творчества.
Вы точно человек? 30 апреля в Этнографическом музее состоялся концерт, посвящённый празднику Ураза-байрам и дню рождения Габдуллы Тукая «Туган авылым» (Родная деревня).
Этнографический концерт (Николай Семёнович Кленовский) – скачать в pdf на Fenzin На IV Всесоюзном музыкально-этнографическом концерте. Выпуск № 8 (477) 1978. На IV Всесоюзном музыкально-этнографическом концерте.

Концерты на этническую и эзотерическую тематику

В рамках экспедиции было записано свыше 30 песенных образцов местного фольклора, репортажи по этнографическим особенностям празднования календарных праздников. От Серова тянется линия к музыкально-этнографическим описаниям Е. Э. Линевой, а затем — к последующим трудам Б. В. Асафьева и Л. А. Мазеля. В Брянске прошел Межрегиональный этнографический фестиваль «Сила в дружбе». В Улан-Удэ на сцене Государственного бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева состоялся этнографический концерт «Арадай абдарһаа абтаһан дуунууд». Концерт фольклорно-этнографического центра "Щедрыня" состоялся 31 марта 2017 года в ДК "Строитель", ул. Орджоникидзе 23, г. Новокузнецк, Кемеровской области, Кузбасс. III Научно-практическая конференция «Касьяновские этнографические чтения».

Этнографическiй концерт

Песенный коллектив села Верещаки известен фольклористам более 30 лет, он выступал с большим успехом на музыкально-этнографических концертах в Москве и Петербурге. Петербуржцы отметили богатство фондов, интересные экспонаты и тёплую атмосферу музея. Финалом стал концерт, полный зал зрителей подпевали знакомые песни. Первый этнографический концерт 11-го марта 1893 года, тексты народных песен с переводом инородческих на русский язык. 16 ноября 2021 года в 18.00 Дворец культуры городского округа Саранск приглашает жителей и гостей города Саранска на фольклорно-этнографический концерт «Предания старины». Этнографический концерт. Этнографический концерт. Авторы: Кленовский Н. Издательство: Материалы предоставлены Центральной городской библиотекой им.

Концерты на этническую и эзотерическую тематику

Также исполнялись хоровые произведения Э. Направника, А. Даргомыжского, А. В результате, в начале столетия некоторыми прогрессивными деятелями были сформулированы следующие основополагающие принципы, которые должны лежать в основе музыкального образования: коллективное исполнение в качестве метода усваивания материала; собственно материал — народная песня как первоисточник отечественной национальной музыкальной культуры.

Данные принципы определили характер и основные направления поначалу планируемой, а затем и широко развернувшейся в стране учебно-просветительской работы. Программа этой работы впервые была выдвинута Е. Линевой в 1901 году.

В виду того, что стройное хоровое исполнение есть в то же время самое доступное и важное из разных способов изучения музыки, в высшей степени важно приступить немедленно, повсеместно к устройству: во 1-х — хоров или хоровых обществ, всюду, где будет возможно. В Обществах любителей музыки, в Обществах народных развлечений, в Обществах трезвости и т. Доклад Е.

Линевой явился, по сути дела, генеральным планом развития в России в ближайшем будущем общего музыкального образования. Актуальность поставленных Линевой задач привело к их скорейшей реализации. Выдвинутые ею положения легли в основу развернувшейся в стране работы по созданию нового типа образовательных учреждений.

Такими учреждениями стали народные консерватории, открывшиеся сначала в Москве и Санкт-Петербурге, а затем и в других городах. Народным консерваториям, которые представляют собой явление сугубо российское, Народные консерватории и их значение в становлении и развитии отечественного музыкального образования принадлежит особое место в отечественном музыкальном образовании. Возникшие зачастую в противовес тем консерваториям, которые учредило ИРМО, они продолжили линию, идущую от Бесплатной музыкальной школы М.

Балакирева, по расширению доступности музыкального образования на волне демократического движения. Первая в России Народная консерватория была открыта в 1906 году в Москве при живейшем участии Музыкально-этнографической комиссии. У истоков создания этого учебного заведения нового типа стояли крупнейшие деятели музыкальной культуры, входившие в состав МЭК.

Одним из инициаторов создания «Народной консерватории» была Е. Линева, которая неоднократно высказывала свои мысли об этом новом музыкально-просветительном центре. Так, в докладе о «Народной консерватории», представленной на рассмотрение МЭК, Линева, критикуя сложившуюся в России систему музыкального образования, писала о необходимости обеспечить всеобщую доступность музыкального обучения129.

Живейшее участие в обсуждении направления деятельности Народной консерватории принял С. Его высказывания о задачах учебного заведения стали основополагающими в становлении новой системы музыкального образования130. В число руководящей группы преподавателей московской Народной консерватории входил Б.

В инструкции московской Народной консерватории была обозначена ее главная цель — внедрение музыкальной культуры в широкие слои населения путем распространения музыкального образования. Было открыто два отделения: общего музыкального образования хоровые классы и специального музыкального образования сольные классы. Народно-песенное творчество лежало во главе образовательного процесса в Народной консерватории.

Большое значение народно-песенному творчеству в музыкально-эстетическом воспитании придавал С. Танеев, который сам активно занимался собиранием материала и обработкой песен. Московская Народная консерватория была, таким образом, первым музыкально-учебным заведением, где народно-песенное творчество не только изучалось, но и являлось одной из основ учебной и концертно-просветительской деятельности.

Важнейшей формой занятий было хоровое музицирование. Хоровые классы в Московской Народной консерватории являлись творческой базой, на основе которой осуществлялось изучение всех музыкально-теоретических дисциплин: теории музыки, сольфеджио, основ гармонии, полифонии, анализа форм, истории музыки. В хоровых классах также развивались навыки исполнительского мастерства и дирижерской техники, готовились дирижерско-хоровые кадры.

Посещение хора являлось обязательным для всех учащихся. Такая установка содействовала воспитанию широкого музыкального кругозора, помогала слушателям понять органическую связь хорового пения и сольного исполнительства. В дальнейшем развитии системы музыкально-просветительского образования Московская Народная консерватория сыграла важную роль.

В 1908 году была открыта Народная консерватория в Петербурге. После революции 1917 года народные консерватории в большом количестве стали открываться на периферии — в Витебске, Киеве, Курске, Минске, Пензе, Ташкенте, Харькове, Ярославле и многих других городах. Не осталась в стороне и Сибирь.

Так, в 1920 году, благодаря стараниям известного музыканта-педагога П. Иванова-Раткевича, была открыта народная консерватория в Красноярске131. В Иркутске — крупнейшем на тот момент культурном центре Сибири в том же году был создан Музыкальный университет, объединивший существовавшие в городе частные школы.

Одновременно по распоряжению правительства Дальневосточной республики была открыта народная консерватория во Владивостоке132. К 1921 году относится создание Народной консерватории в Чите. В мае 1918 года в Симбирске была открыта народная консерватория.

В Симбирской народной консерватории велось преподавание в классах фортепиано, скрипки, виолончели, пения, духовых инструментов. Важное место в обучении занимали такие дисциплины, как элементарная теория музыки, гармония, сольфеджио, история музыки, фортепиано. В 1920—1921 годах в уездном городе Изюм Харьковской губернии действовала народная консерватория, преобразованная впоследствии в Изюмскую народную музыкальную школу.

Обучение проводилось в классах фортепиано, скрипки, сольного пения, теории и сольфеджио. Были созданы хор, оркестр, балетная труппа134. Деятельность народных консерваторий была направлена на распространение музыкальной культуры в широких слоях населения.

Она осуществлялась посредством расширения у обучающихся общехудожественного кругозора, освоения основ теории и истории музыки, развития навыков вокального и инструментального исполнительства. Просветительские мероприятия Музыкально-этнографической комиссии С Становление и развитие в XIX—XX веках музыкальной фольклористики как учебной дисциплины обственно просветительская работа велась в конце XIX — начале XX века, как правило, вне рамок деятельности учебных заведений. Аудитория, для которой были предназначены просветительские мероприятия, была на редкость разнообразной.

В деревне преобладающее большинство посетителей составляли местные крестьяне. Для них устраивались всевозможные действа во время праздников и ярмарочных гуляний. В некоторых случаях силами интеллигенции в селах создавались народные театры, где крестьяне были и зрителями, и привлекались к актерской игре на сцене.

В качестве примера укажем на народный драматический театр, основанный сестрой К. Станиславского З. Соколовой совместно с мужем К.

Соколовым в воронежском селе Никольском в 1896 году. При участии крестьян здесь был поставлен целый ряд опер русских композиторов, в том числе «Сватушка» А. Даргомыжского, «Аскольдова могила» А.

Верстовского в переделанном и несколько облегченном варианте она шла под названием «Кража невесты» 135. В спектакли театра были включены народные песни. Отдельные номера из опер в переосмысленном, трансформированном виде функционировали и распространялись в окрестных селах наравне с образцами местного музыкального фольклора136.

Линева, присутствовавшая в августе 1897 года на одном из представлений оперы А. Верстовского, осуществила в Никольском и близлежащих селах Воронежского уезда Макарье, Большая Приваловка, Супруновка фонографические записи образцов музыкального фольклора, часть из которых впоследствии вошла в первый выпуск ее знаменитого сборника «Великорусские песни в народной гармонизации»137. Кроме того, З.

Соколовой устраивались музыкальные вечера с пением под рояль, «конечно, с подголосками». Пели также под жалейки. Некоторые играли мастерски, играли по 2, по 3 жиличника»138.

В 1912 году журнал «Музыка и жизнь» сообщал о крайне интересном опыте организации в Санкт-Петербурге передвижных концертов для жителей рабочих кварталов. С инициативой выступило вновь созданное «Общество баянов-носителей чистой музыки в народ». Целью выступлений являлось распространение музыкальных произведений «путем перехаживания по городу и в дачных местностях со двора во двор при участии подготовленных исполнителей»139.

Одной из главных задач Общества было «нести чистую музыку, и при ней пристойный, хороший текст, в самую среду народных масс непосредственно»140. В состав инструментального ансамбля входили «удобоносимые инструменты гитара, флют-гармония, цитра, скрипка и виолончель, гусли, домра и некот[орые] друг[ие] »143. Исполнялись образцы вокальной и инструментальной музыки, а также ансамбли — дуэты, трио, квартеты.

Музыкальные номера чередовались с мелодекламацией. Кроме выступлений общество планировало выпуск музыкального журнала с нотным приложением, где в доступной форме должны быть изложены основы музыкальной грамоты. Также предполагалось «раздавать бесплатно или по минимальной цене листы нотной школы, переработанной в упрощенных приемах для самостоятельного ознакомления с музыко-письмом и вообще самоучения»145.

В перспективе намечалось «на свои средства обучать наиболее музыкальных и вызывающих способностями серьезное внимание из плеяды странствующих музыкантов, для подготовления их к самостоятельному ношению очищенного, культивированного репертуара»146, а также «иметь своих стипендиатов в специально музыкальных учебных заведениях из лиц, избравших музыкальную карьеру»147. Для расширения музыкального кругозора своих членов-сотрудников и учеников общество предоставляло возможность «посещать оперы, концерты и проч[ие] музыкальные собрания»148. И Работа А.

Маслова «Музыка в народной аудитории» нтенсивность общественной и художественной жизни России рубежа XIX—XX веков привела к возникновению в 1900—1910-е годы множества разнообразных форм просветительской работы для широкой публики. Это обусловило, в свою очередь, стремление к осмыслению и систематизации этих форм, к направлению просветительской деятельности в единое русло, путем выработки общих рекомендаций, к составлению тематических программ, библиографических указателей. Подробную детальную разработку эта проблема получила в 1911 году в статье А.

Маслова «Музыка в народной аудитории»149. Свою работу А. Маслов посвятил распространенным в то время «народным чтениям» — лекциям просветительского характера в музеях, научных собраниях, частных домах.

Народные чтения с музыкой он рассматривал как неотъемлемую часть общего музыкального образования. Вместе с тем, их организация «не должна заходить в область специализации музыкальным искусством»150. Признавая за музыкой важную воспитательную роль, музыкант-этнограф ратовал за включение в такие чтения музыкальных номеров.

Маслов выделил три разновидности народных чтений с музыкой из существующих в начале XX века форм просветительской работы. К ним относятся: лекции о музыке «с сопровождением иллюстраций музыкальных и картин на экране»; общедоступные музыкальные вечера; литературные чтения с включением музыкальных произведений. Лекции о музыке с иллюстрациями были рассчитаны на наиболее образованного и подготовленного слушателя.

В сравнении с остальными видами просветительской деятельности, они по своей тематике и направленности в наибольшей мере были приближены к занятиям в специальных музыкальных учебных заведениях. Лекции были объединены в цикл. Их программа охватывала важнейшие темы, которые уже в то время входили в число обязательных в таких крупных образовательных центрах, как Синодальное училище церковного православного пения в Москве.

Эти же темы составили основу, как мы далее увидим, и специально составленной МЭК «Записки о введении преподавания народной музыки в консерваториях и музыкальных училищах»151. Общедоступными публичными лекциями, по мысли Маслова, предполагалось охватить широкую область музыкознания с тем, чтобы у слушателя сложилось ясное представление о музыкальных стилях различных времен и эпох. На лекциях должны быть разобраны важнейшие проблемы, в том числе: «вопросы о влиянии музыки на человека, о происхождении музыки, о народной музыке, о рабочем ритме и народной песне, о влиянии народной музыки на творчество композиторов, о музыке восточной, о средневековой западной музыке, о музыке нового времени с различными в нем течениями и т.

Крайне желательным было включение в лекции «популярных биографических очерков замечательных композиторов и музыкальных деятелей», а также иллюстративного материала — звукового и изобразительного: музыкальных образцов, нотных примеров, портретов на экране. Общедоступные музыкальные вечера отличались наибольшим многообразием и были рассчитаны на аудиторию самых различных возрастов. Они предполагали как пассивное, так и активное участие присутствовавших с исполнением посетителями песен соло и хором, несложных ансамблей.

Для детских вечеров предпочтение отдавалось вокальной музыке. В случае участия профессиональных артистов на них представлялось возможным исполнение таких высоко художественных произведений, «Детская» М. Мусоргского, песни П.

Чайковского, А. Лядова, Ц. Программа музыкальных вечеров для взрослых в первую очередь должна была включать народные песни соло, с аккомпанементом фортепиано или в хоровом исполнении , а также произведения русских композиторов, имеющие «связь с простонародной музыкой» — М.

Глинки, Н. Римского-Корсакова, А. Из произведений иностранных композиторов рекомендовалось использовать «только наиболее доступные, и тоже так или иначе имеющие отношение к народной музыке» сочинения Вебера, Моцарта, Бетховена, Брамса и др.

Музыкальными номерами, по мнению Маслова, могут также сопровождаться лекции самой различной направленности. Так, чтения по истории могут быть дополнены произведениями, отражающими описываемую эпоху. В их числе — хор «Жертвоприношение Перуну» из оперы «Рогнеда» А.

Серова для характеристики дохристианского периода на Руси, песни «Ермак Тимофеевич» из сборника Н. Римского-Корсакова и «Кострюк Темрюкович» из сборника М. Балакирева для чтений о царе Иване Грозном.

Во время лекций по этнографии можно исполнять былины, исторические песни, песни обрядовые, бытовые, лирические из лучших печатных сборников. К ним относятся сборники М. Балакирева, Н.

Лядова, Ю. Мельгунова, Н. Прокунина, а также сборники экспедиционных материалов.

Мусульманские песни можно найти в прекрасном сборнике А. Кленовского; малорусские и белорусские песни можно рекомендовать из сборника П. Сокальского, а также А.

К литературным чтениям по мотивам русских поэтов и писателей также можно присоединить музыкальные номера. На лекциях по сюжетам А. Пушкина можно исполнить фрагменты из произведений М.

Глинки, А. Даргомыжского, П. Лермонтовский «Демон» вдохновил к созданию опер А.

Рубинштейна и П. В заключение для облегчения в составлении программ общедоступных чтений А. Масловым приводится подробный указатель песенных сборников, библиографических источников, музыкальных пособий.

В Просветительские лекции МЭК как одна из основ будущих учебных программ по музыкальному фольклору ажнейшей формой просветительской работы музыкантов-этнографов, хорошо зарекомендовавшей себя еще в XIX столетии, были лекции по народной музыке для широкой публики с исполнением музыкальных номеров. Этот тип просветительской деятельности МЭК, тесно связанный с познавательной стороной, возник как результат синтеза музыкального исполнительства с формой научно-объяснительных чтений. В своих лекциях музыканты-этнографы опирались на богатый опыт предшественников, творчески перерабатывая достижения, как музыкознания, так и смежных с музыкальной фольклористикой областей научного знания — антропологии, диалектологии, истории, этнографии.

Научный подход и одновременно доступность изложения материала составляли главные задачи концертов-лекций159. Конечно, облик концертов-лекций формировался во многом под воздействием устоявшейся к тому времени формы проведения этнографических концертов. Для них, как и для этнографических концертов был характерен охват самых различных в географическом отношении традиций, показ русского музыкального фольклора в совокупности с фольклором других народностей попутно напомним, что эта идея красной нитью проходит через многие мероприятия ОЛЕАиЭ, такие как Этнографическая выставка в Москве 1867 года или Первый этнографический концерт Н.

Однако главным отличием вновь образованной лекционной формы от этнографических концертов было углубленная, детальная проработка материала, повышенное внимание к каждой традиции или даже отдельному жанру. Каждому отдельному вопросу было посвящено самостоятельное музыкально-просветительское мероприятие. В совокупности они составляли цикл, что способствовало не только приданию чтениям таких качеств как регулярность, планомерность, систематизированность, но также формированию категории постоянных посетителей из числа любителей народной музыки.

Цикл из шести концертов-лекций, намеченный в 1903 году Е. Линевой, явился первым опытом такого рода. В цикле концертов-лекций собирательницы ясно прорисовывается круг проблем, интересовавший фольклористов начала XX века.

Лекции были посвящены разработке следующих вопросов: 1 Великорусская народная песня. В предложенном Линевой проекте нашли проявление, таким образом, сразу несколько наметившихся еще в XIX веке важнейших направлений изучения и распространения среди специалистов и образованной публики музыкально-фольклористических знаний. Первой направление было обусловлено традицией, идущей от Московской этнографической выставки 1867 года и «Первого этнографического концерта» Н.

Она была связана с идеей показа целого комплекса этнически различных устных народных традиций в их взаимосвязи, когда, согласно установившимся нормам, великорусская народная музыка соседствовала в концертных программах с украинским фольклором, фольклором национальных меньшинств, а также западных славян. Второе направление явилось продолжением работы, начатой В. Одоевским, Д.

Разумовским и подхваченной в начале XX века крупнейшими палеографами и медиевистами — С. Смоленским, Н. Компанейским, а также А.

Кастальским, А. Эта линия нашла выражение в разработке проблемы взаимодействия профессионального церковного пения и народного музыкального творчества. Наконец, третье направление — претворение народного музыкального творчества в произведениях русских композиторов — было свойственно многим музыкально-фольклористическим работам конца XIX — начала XX века.

Все эти вопросы были затронуты еще П. Бларамбергом в его докладе о русской народной песне. Однако в отличие П.

Бларамберга, который в рамках одного выступления кратко осветил все намеченное Линевой содержание концертов-лекций, в данном проекте каждой из этих тем было посвящено отдельное самостоятельное просветительское мероприятие. Цикличность в сочетании с единой тематикой и принципами изложения на всем протяжении спонтанно оформившегося таким образом познавательного «курса» являются новыми качествами, которые отличают линевский проект от предыдущих показов музыкально-этнографического материала со сцены. В итоге, Линева вплотную подошла к идее создания первых образовательных программ по музыкальному фольклору для учебных заведений.

Идея организации цикла концертов-лекций довольно быстро стала получать практическое воплощение. С момента выдвижения Линевой своей программы она начинает широко обсуждаться на заседаниях МЭК. С инициативой проведения концертов-лекций выступили Ф.

Корш, Ю. Энгель, Н. Работу по подготовке музыкальных иллюстраций взяли на себя А.

Гречанинов, А. Ильинский, А. Корещенко, Е.

Линева, А. Маслов, В. Пасхалов, М.

Для привлечения публики велись переговоры с получившими в то время известность исполнителями — М. Салиной, Ф. Итогом предварительной работы стало появление сразу нескольких программ концертов-лекций разных авторов, которые, будучи объединены общим замыслом, составили логически выстроенную последовательность.

К ним относятся: доклад академика Ф. Корша «Русская народная песня и ее значение для науки», который был прочитан в Политехническом музее 25 февраля 1904 года; совместный доклад Ю. Энгеля и Н.

Янчука о малорусской песне, намеченный на март 1905 года, но не состоявшийся вследствие обострения в стране внутриполитической ситуации; концерт-лекция А. Маслова «О влиянии народной музыки на творчество русских композиторов», проведенная 12 декабря 1907 года в Историческом музее; концерт-лекция Е. Линевой «Русская народная песня», проведенная 29 ноября 1907 года.

Частью традиционной культуры стали духовные стихи и молитвы, которые звучали в сопровождении инструментов. Народный исполнитель из села Мишковка 37-39 поёт их, аккомпонируя себе на колёсной лире - ныне уже исчезнувшем инструменте, похожем по форме на большую скрипку; её держат на коленях, а звук извлекается посредством колеса трущегося о струны две или, раньше, четыре. В прежние времена лирники сходились на сельские ярмарки из всех соседних сёл. Певцы и музыканты, носители этой уникальной традиции, - это простые сельские труженники. Благодаря их таланту и коллктивной исторической памяти в России не прерывается связь времён, связь поколений. Песенный коллектив села Верещаки известен фольклористам более 30 лет, он выступал с большим успехом на музыкально-этнографических концертах в Москве и Петербурге, в том числе в 1991 году на юбилейном концерте, посвящённом 125-летию Московской консерватории. Народные певцы села Яловка также выступали в концертах и участвовали в фольклорных праздниках.

Тяжёлым испытанием для жителей Северской земли стал трагический 1986 год. В этом году их постигла беда - Чернобыльская авария, в результате которой Брянско-Гомельское пограничье оказалось в зоне интенсивоного заражения. Многие сёла подлежали выселению, в том числе Яловка. Молодёжь разъезжалась, у стариков, оставшихся в сёлах, обострились болезни. Всё это сказалось губительно на состоянии устного народного творчества. Остальные песни записаны в 1975-м, 83-м и 97-м годах. Текст песни "Ой под Киевом, под Черниговом" в русской литературной транскрипции : Ой под Киевом, под Черниговом Там ляжит брусся, брусся новая Брусся новая - ясеновая.

Что по той бруссе брат с сестрою шёл.

После длительного периода ограничительных мер, связанных с пандемией, все мы соскучились по живому общению со зрителями. Большой концерт в очередной раз показал неисчерпаемый потенциал наших артистов, их готовность радовать зрителя своим творчеством!

По материалам монографии кандидата исторических наук, этнохореографа Натальи Везнер были восстановлены несколько танцев, собранных в экспедициях по местам поселения российских немцев в Алтайском крае и Омской области. Этнографический коллектив также познакомил зрителей со своими уникальными концертными костюмами. Надо сказать, что к выбору сценической одежды Лидия Кноль относится по-немецки скрупулезно.

Каждая деталь одежды аутентична. В гардеробе ансамбля есть наряды Баварии, земли Шварцвальд — деревни Гута.

Для представления каждого региона были избранены аутентичные инструменты, которые стали не только неким индивидуальным маркером, узнаваемой краской, но и своего рода историческим проводником.

Необычно явила себя здесь и композиторская техника: синтез аутентичного фольклора, академической традиции и других массовых жанров — метала, рока, фанка, джаза, диско, латиноамериканских акцентов. Уникальный исполнительский состав «Волга-фолк Бэнда» под руководством виртуоза балалайки Дмитрия Буцыкова, эти двенадцать человек, творили на сцене настоящее чудо. Немудрено: все они высокие профессионалы, за плечами у многих академия им.

Гнесиных, все они мульти-инструменталисты.

Этнографическiй концерт

Петербуржцы отметили богатство фондов, интересные экспонаты и тёплую атмосферу музея. Финалом стал концерт, полный зал зрителей подпевали знакомые песни. Концерт татарских фольклорно-этнографических коллективов «Туган илем». Описание, дата проведения, режим работы, фотографии и отзывы. Купить билеты на концерт в Москве на 2024 год: этно, афиша концертов и цены на них.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий