Закон о ленд лизе принятый в сша в марте 1941 года предполагал

Закон о ленд-лизе был официально распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Советскому Союзу был предоставлен заем на 1 миллиард долларов.

Цена ленд-лиза. Какой вклад в Победу сделали поставки в СССР из США?

Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года, а вот Советский Союз начал получать помощь далеко не сразу. Согласно документам, СССР был официально включен в программу ленд-лиза только 11 июня 1942 года. 11 марта 1941 года, 75 лет назад, Рузвельт подписал акт о ленд-лизе, разрешивший поставки американских товаров военного назначения союзникам по антигитлеровской коалиции.

Как именно и как долго СССР выплачивал долг за ленд-лиз?

Ленд-лиз, Вторая мировая война и СВО Общий объем поставок в СССР по ленд-лизу составил 11 млрд. 260 млн. 344 тыс. долларов, в том числе 9,8 млрд. долл. из США. Четверть всех грузов составило продовольствие. Некоторые грузы, поставленные СССР по ленд-лизу в 1941-1945 гг.
Спасительный ленд-лиз 80 лет назад, 31 августа 1941 года в Архангельск из Британии прибыл арктический морской конвой Dervish. Он стал первой «ласточкой» помощи Советскому Союзу со стороны союзников в годы Второй мировой войны.
Тост за ленд-лиз Ленд-лиз[2] (от англ. lend — давать взаймы и lease [liːs] — сдавать в аренду, внаём) — государственный акт Соединенных Штатов Америки (США), позволивший в 1941—1945 годы поставлять их союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие.
Стоит понять, что означает ленд-лиз «Акт содействия обороны США») был принят американским конгрессом 8 марта 1941 года.

Этот день в истории: 1941 год — В США принят Закон о ленд-лизе

Ленд-лиз[2] (от англ. lend — давать взаймы и lease [liːs] — сдавать в аренду, внаём) — государственный акт Соединенных Штатов Америки (США), позволивший в 1941—1945 годы поставлять их союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие. В ноябре 1941 года США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР. Всего за годы Второй мировой войны поставки США по ленд-лизу союзникам составили около 50 млрд дол., из которых на долю Советского Союза пришлось 22%. Ленд-лиз 1941. В 1941 году США подписали акт ленд-лиза (от английского lend — давать взаймы, lease — сдавать в аренду) — помощи союзникам по антигитлеровской коалиции в особом порядке.

Неужели Ленд-лиз и впрямь был бесплатный?

«Как именно и как долго СССР выплачивал долг за ленд-лиз? » — Яндекс Кью По возвращении в Москву некоторые из ее участников образовали инициативную группу с целью в 1992 году устроить подобную экспедицию в честь 50-й годовщины подписания Соглашения о Ленд-Лизе между СССР и США.
Неудобные факты про автомобильный ленд-лиз: был ли СССР «великой грузовой державой»? Стоимость поставок из США в СССР по ленд-лизу оценивается по-разному. Считается, что за 1941–1945 Советский Союз получил почти 16,7 млн. т. на сумму в 9,6 млрд. долл.
Ленд-лиз. Северные конвои. Стратегическое значение 29 сентября 1941 года в Москве началась конференция представителей СССР, США и Великобритании, в ходе которой были приняты принципиальные решения о крупномасштабных поставках в Советский Союз вооружения и военной техники.

Сша. Закон о ленд-лизе

11 марта 1941 года, 75 лет назад, Рузвельт подписал акт о ленд-лизе, разрешивший поставки американских товаров военного назначения союзникам по антигитлеровской коалиции. В мае 1941 года жизненно важной для безопасности США была при-знана оборона Китая. С этого времени можно считать Китай включенным в программу ленд-лиза. В июле 1941 года был утвержден проект пере-вооружения по ленд-лизу к концу 1942 года 30 китайских дивизий. Ленд-лиз (от англ. «lend» – давать взаймы, «lease» – сдавать в аренду, внаем) – программа поставок Соединенными Штатами Америки оборудования союзным странам в период Второй мировой войны. Конгресс Соединенных Штатов 80 лет назад принял закон о ленд-лизе. Приводимый ниже в извлечениях закон о ленд-лизе был принят 11 марта 1941 г. после ожесточенных споров в конгрессе. На основании закона с каждой страной, которой впоследствии предоставлялась помощь, заключалось двухстороннее соглашение.

Американский Ленд-лиз – подлый миф или палочка-выручалочка?

Значение поставок оружия, техники и продовольствия по ленд-лизу из США постоянно либо преуменьшалось в годы «холодной войны», либо преувеличивалось в либеральные 90-е годы. 80 лет назад, 31 августа 1941 года в Архангельск из Британии прибыл арктический морской конвой Dervish. Он стал первой «ласточкой» помощи Советскому Союзу со стороны союзников в годы Второй мировой войны. Т.е. договор имел обратную силу и датой начала его действия в отношении СССР называется 11 марта 1941 г. (дата принятия закона). А, значит, все выданные кредиты были просто включены в ленд-лиз.

Что такое программа ленд-лиза, которую США пообещали Украине

Номенклатура поставок Номенклатура поставок по ленд-лизу определялась советским правительством и была призвана заткнуть «узкие места» в снабжении советской промышленности и армии. Маршал Жуков в послевоенных беседах говорил: « Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали... Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну... У нас не было взрывчатки, пороха. Не было как снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, будто у нас все это было свое в изобилии. В то время, как Соединенные Штаты дали около 20 тысяч автомобилей для советской «Катюши», в СССР было выпущено всего лишь 600 грузовиков. Практически все «Катюши», собранные на базе советских автомобилей, были уничтожены во время войны.

Последние записи:.

Значение ленд-лиза Ленд-лиз, вместе с нарастающей помощью Англии в битве за Атлантику, стал критическим фактором, который вовлёк США в войну на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941 года, упомянул эти факторы как ключевые во время принятия решения вступить в войну. Надо отметить, что после тяжёлого начала войны и с появлением необходимости выиграть время для перебазирования военной промышленности вглубь СССР ленд-лиз сначала преимущественно был в виде поставок военной техники и оборудования — самолётов, бронетехники, судов, автомобилей, миллионов тонн авиационного топлива, снарядов для орудий, патронов, автомобильных покрышек, запчастей для автомобилей, танков, самолётов тому подобного. С 1943 года, когда промышленность развернулась на новых базах в полной мере, но были исчерпаны продрезервы, а руководство стран-союзников перестало сомневаться в способностях СССР вести долговременную войну, в СССР начали ввозить промышленное оборудование, стратегические материалы и продукты. Ограничения в поставках вооружения касались поставок тяжёлых бомбардировщиков. Союзники уклонялись от поставок четырёхмоторных бомбардировщиков со значительной бомбовой нагрузкой и большим радиусом действия.

Даже если советскому летчику и удавалось поймать вражеского аса в пулеметный прицел, то их пулеметы винтовочного калибра зачастую оказывались совершенно бессильными против довольно крепкой брони немецких самолетов. Что касается новейших истребителей «Аэрокобра», то в 1941 году их было поставлено всего 11 штук.

Причем первая «Аэрокобра» прибыла в Советский Союз в разобранном виде, без какой-либо документации и с полностью отработанным моторесурсом. Это, кстати, относится и к двум эскадрильям истребителей «Харрикейн», вооруженных 40-мм танковыми пушками для борьбы с бронетехникой противника. Штурмовики из этих истребителей получились совсем никчемные, и они всю войну простояли в СССР без дела, поскольку желающих лететь на них в Красной Армии просто не нашлось. Аналогичная картина наблюдалась и с хвалеными английскими бронемашинами — легким танком «Валлентайн», который советские танкисты окрестили «Валентина», и средним танком «Матильда», которую те же танкисты обозвали еще хлестче — «Прощай, Родина», Тонкая броня, пожароопасные карбюраторные двигатели и допотопная трансмиссия делали их легкой добычей немецких артиллеристов и гранатометчиков. По авторитетному свидетельству личного помощника В. Молотова В. Бережкова, который в качестве переводчика И. Сталина участвовал во всех переговорах советского руководства с англо-американскими визитерами, Сталин нередко возмущался тем, что, например, англичане поставляли по ленд-лизу устаревшие самолеты типа «Харрикейн» и уклонялись от поставок новейших истребителей «Спитфайр». Более того, в сентябре 1942 года в беседе с лидером республиканской партии США У. Уилки, в присутствии американского и английского послов и У.

Стэндли и А. Кларка Керра, верховный главнокомандующий прямо поставил перед ним вопрос: почему английское и американское правительства снабжают Советский Союз некачественными материалами? И пояснил, что речь идет, прежде всего, о поставках американских самолетов П-40 вместо куда более современных «Аэрокобр», и что англичане поставляют никуда не годные самолеты «Харрикейн», которые значительно хуже германских. Был случай, добавил Сталин, когда американцы собрались поставить Советскому Союзу 150 «Аэрокобр», но англичане вмешались и оставили их себе. Американский посол адмирал Стэндли не имел сведений на этот счет, а английский посол Арчибальд Кларк Керр признал, что он в курсе дела с «Аэрокобрами», но стал оправдывать их отправку в другое место тем, что эти 150 машин в руках англичан принесут «гораздо больше пользы общему делу союзников, чем, если бы они попали в Советский Союз». Обещанного три года ждут? США обещали прислать в 1941 году 600 танков и 750 самолетов, а послали первых всего 182 и 204, соответственно. Та же история повторилась и в 1942 году: если советская промышленность выпустила в этот год более 5,9 млн. Причем с ноября 1942 года, то есть в самый разгар битвы за Кавказ и Сталинград и проведения операции «Марс» на Ржевском выступе, поставки вооружений практически полностью прекратились. По информации историков М.

Супрун «Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг. Результат оказался катастрофическим: до советских портов дошло всего 11 из 35 судов, что и было использовано в качестве предлога для приостановки отправки следующего конвоя, который отплыл от британских берегов только в сентябре 1942 года. Новый Караван PQ-18 потерял по дороге 10 транспортов из 37, и очередной конвой был отправлен только в середине декабря 1942 года. Таким образом, за 3,5 месяца, когда на Волге шла решающая битва всей Второй мировой войны, в Мурманск и Архангельск пришло поодиночке менее 40 судов с ленд-лизовскими грузами. В связи с этим обстоятельством у многих возникло законное подозрение, что в Лондоне и Вашингтоне все это время просто выжидали, в чью пользу завершится сражением под Сталинградом. Между тем, с марта 1942 года, то есть всего через полгода после эвакуации из европейской части СССР более 10 тыс. Именно они в 1942-1945 годах дали советской армии 102,5 тыс. Не только оружие. И не только союзникам… Шли по ленд-лизу и поставки, не относящиеся к основным видам вооружений. И тут цифры получаются и впрямь солидные.

В частности, мы получили 2586 тыс.

Ленд-лиз: бизнес на крови

Ленд-лиз: мифы и реальность Ленд-лиз – система передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия, медикаментов и т.д., предпринятая США в годы ВМВ. 2) факт: решение о поставках по ленд-лизу в СССР было принято осенью 1941 года.
Сша. Закон о ленд-лизе В 1941 году Уинстон Черчилль убедил президента США Рузвельта включить Советский Союз в американскую программу военной и гуманитарной помощи.

Ленд-лиз: бизнес на крови

Знаменитый Генри Форд еще 1938 году был награжден высшим орденом третьего рейха. Другими словами, американское общество демонстрировало свое исключительное миролюбие и продавать оружия воюющим сторонам не хотело. Чтобы не ссориться с избирателями и частью конгрессменов, повелел изыскать какие-то нестандартные ходы, чтобы обойти сопротивление «пацифистов». Два ушлых юриста из Министерства финансов — Эдуард Фоли и Оскар Кокс откопали в архивах закон 1892 года, принятый еще при президенте Б. Гаррисоне, согласно которому военный министр США, «…когда по его усмотрению это будет нужно в интересах государства, может сдавать в аренду на срок не более чем 5 лет собственность армии, если в ней не нуждается страна». Все дальнейшее было делом техники и вскоре был подготовлен Закон о ленд-лизе, который удалось протащить через Конгресс. Что есть lend-lease?

Ленд-лиз от англ. Рузвельт подписывает Закон о Ленд-лизе Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе англ. An Act to Promote the Defense of the United States , принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал следующие условия: поставленные материалы машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы , уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате; переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов в основном беспроцентных займов ; в случае заинтересованности американской стороны, неразрешенные и неутраченные техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США. Как видите, условия для союзников США были весьма выгодные: получить в аренду, допустим, танк или боевой самолет, ничего за него не платить и не нести никакой материальной ответственности в случае его потери или уничтожения — когда такое было видано? Первоначально, в программу ленд-лиза вовлекались страны Британской Империи и Китай.

Согласно ему уже союзники предоставляли армии США товары, обслуживание и транспортные услуги, свои военные базы. Философия Ленд-лиза Типично, в национальном стиле, закон о ленд-лизе обязывал страны, претендовавшие на американскую помощь, представлять США исчерпывающий финансовый отчет. И этот подход применялся ко всем, включая даже самых близких Вашингтону союзников. Как недвусмысленно высказался тогдашний военный министр США Генри Стимсон: «По сути, мы стремимся не столько дать ссуду Великобритании, сколько купить ее помощь в деле нашей собственной обороны. Мы не даем в долг, а покупаем собственную безопасность и возможность подготовиться к самозащите». Иначе говоря, ни о каких высоких моральных мотивах речь не шла даже по отношению к друзьям-англосаксам: с самого начала это был лишь трезвый и циничный расчет в пределах собственного эгоизма.

Это была прагматичная помощь тому, кто, воюя на дальних подступах к американским границам, во-первых, своей грудью защищал не только свою страну, но и граждан США, а во-вторых, позволял Америке повысить свою обороноспособность, а затем и подготовиться к активной фазе ведения войны. Очень хорошо по этому поводу сказал Карен Шахназаров: «А можно ли считать помощью покупку товаров за золото и получение кредитов, помощью, которая, в первую очередь, обеспечивала безопасность стран, ее оказывающих? За помощь, так или иначе, нужно было расплачиваться: услугами, преференциями, сырьем, деньгами. Если не сразу, то в рассрочку и после войны. Учитывая ущерб, нанесенный войной Советскому Союзу, это не было подарком тем более. С помощью ленд-лиза администрация президента Ф.

Рузвельта могла решить ряд неотложных задач, как внешнеполитических, так и внутренних.

Рассет так высказался о Второй мировой: «Это была хорошая война, одна из тех немногих, где полученные результаты явно перевешивают потери». А осажденный немцами и их союзниками наш Ленинград в это время умирал с голода. До сих пор историки не могут точно подсчитать, сколько погибло ленинградцев: то ли 960 тыс. И не хватает слов для выражения чувств, когда задаешься вопросом: почему до сих пор государство Российское не объявило геноцидом целенаправленное умерщвление гитлеровским режимом не только жителей Ленинграда, но и планомерное уничтожение попавших под немецкую оккупацию советских людей одновременно как по расовому, так и по политическому признаку? Но даже в тяжелейший для нашей страны период союзные США не открывали второй фронт, понимая, какое количество их солдат неминуемо погибнет в схватке с Германией. Но на войне самое ценное — это люди и их жизни. Пока шли поставки по ленд-лизу, гибли и страдали миллионы советских граждан и солдат.

Подчеркнем при этом, что тема американских поставок в СССР техники, оружия и в меньшей мере продовольствия во время Великой Отечественной войны остается одной из самых острых во всей послевоенной истории идеологического противостояния Советского Союза, а потом и России с Западом, но прежде всего — с США. Целью американцев была, конечно, не помощь, тем более — безвозмездная, как пытаются представить ленд-лиз в США, а защита собственных интересов. Историки почему-то обходят тот факт, что в оригинальном названии документа о ленд-лизе слово «помощь» не упоминается вообще. По сути, ленд-лиз был грандиозной сделкой, чего американцы никогда не скрывали. Об этом свидетельствует даже название lend-lease: «lend» — давать в долг, «lease» — сдавать в аренду. Объясняя американцам необходимость принятия закона, президент США Рузвельт сравнивал ленд-лиз со шлангом. Он приводил в пример притчу о двух соседях: когда у одного загорелся дом, второй дал ему в долг шланг, чтобы потушить пламя. Первый сосед справился с огнем и тем самым спас оба дома — свой и соседа.

Таким образом, американцы изобрели и запустили в действие тот самый «шланг», который с тех пор выкачивает деньги и ресурсы из разных стран. Сразу после войны под названием «план Маршала» для восстановления Европы, в дальнейшем через систему финансово-банковских учреждений вроде МВФ. В общем, принцип «американского шланга» продолжает и сегодня успешно реализовываться. Но изобретался он не для и отнюдь не ради СССР. Ленд-лиз был придуман для того, чтобы поддерживать воюющую с Третьим рейхом Британию: у англичан вдруг кончились доллары, и им стало нечем платить за поставки. Тогда американцы согласились снабжать их военным снаряжением в долг, причем оплатить после войны следовало только то, что не было уничтожено в бою или списано. В октябре 1941-го, когда стало понятно, что наша страна не падет под ударами нацистов, программа была распространена и на СССР. Вообще-то, напомним, закон о ленд-лизе был принят в США в марте 1941 г.

В обмен на товары по ленд-лизу Америка имела право на получение долгов за свой «шланг» — «деньгами, или собственностью, или в форме любой прямой или непрямой выгоды, которую президент сочтет удовлетворительной». С помощью ленд-лиза администрация президента Ф. Рузвельта собиралась решить ряд неотложных задач, как внешнеполитических, так и внутренних. Во-первых, такая схема позволяла создать новые рабочие места в самих США, которые еще не до конца вышли из тяжелейшего экономического кризиса 1929 — 1933 гг. Во-вторых, ленд-лиз позволял американскому правительству оказывать определенное влияние на страну-получателя «помощи». Наконец, в-третьих, посылая своим союзникам только оружие, материалы и сырье, но не живую силу, президент Ф.

Вместе с транспортами были потеряны 3350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов и около 100 тыс.

После катастрофы с конвоем РQ-17 британское правительство отказалось направлять в Советский Союз конвои. Лишь под давлением советского правительства в начале сентября из Исландии в Советский Союз вышел конвой РQ-18. В его составе было 40 судов. Конвой обеспечивало более 50 кораблей охранения. Впервые в охранение был включен конвойный авианосец с 15 самолетами на борту, которые при налете вражеской авиации нанесли противнику значительный урон. Условия перехода конвоя РQ-18 во многом были схожи с предыдущим, но на этот раз корабли эскорта и все силы обеспечения союзников приняли бой. Конвой атаковали 17 подводных лодок и более 330 самолетов.

Всего из состава конвоя РQ-18 немецкой авиации удалось потопить 10 транспортов, подводным лодкам — 3 транспорта. В зоне Северного флота потоплен лишь 1 транспорт. Немецкий флот и авиация получили должный отпор — были потоплены 4 лодки и сбит 41 самолет. Британский ЭМ «Эскимос» в охранении РQ-18 При переходе конвоев РQ-18 и QР-14 потери с обеих сторон были велики, но стало понятно, что при сильном охранении и достаточных мерах обеспечения немцы не смогут прервать на Севере пути сообщения между Советским Союзом и Великобританией. Однако союзники опять отказались посылать конвои до наступления полярной ночи. В октябре — ноябре 1942 г. Плавание одиночных судов союзники считали малоэффективным, и в дальнейшем от него отказались.

С наступлением полярной ночи, зимней штормовой погоды возобновилось движение конвоев в Советский Союз. Первый конвой в середине декабря прошел незамеченным противником. Второй был атакован двумя тяжелыми крейсерами и 6 эсминцами. К транспортам они не пробились. Обе стороны потеряли по эсминцу, а потерь в транспортах не было. Эта неудача стала одной из причин того, что А. Гитлер принял решение о замене командующего немецким флотом гросс-адмирала Э.

Редера, приверженца действий крупных надводных сил сменил адмиралом К. Деницом, отдававшим приоритет подводным силам. В январе и феврале 1943 г. С февраля по ноябрь 1943 г. При том, что за всю зиму конвои, шедшие в Советский Союз не потеряли ни одного транспорта. Правда, обратные конвои потеряли 6 судов, потопленных немецкими подводными лодками. Но это 6 из 83 транспортов.

После потопления английскими кораблями в декабре 1943 г. Активность немецкого флота в Северной Атлантике резко уменьшилась.

Не знаю, как так получилось, что Всесоюзное экспортно-импортное объединение «Разноэкспорт» выявило задолженность Управления Вещевого снабжения Главного Интендантского Управления Красной Армии по оплате поставленных материальных средств. В таких случаях, учёт обычно ведётся параллельно, и между двумя ведомствами сверки проводятся, как правило, ежемесячно. А тут, «Разноэкспорт» аж в апреле 1946 года решил взыскать какую-то задолженность. Возможно это связано с тем, что в армии как раз прошло реформирование создано Министерство Вооруженных Сил СССР, а значит прошло переназначение , может действительно, потеряли документы или кто-то из зарубежных поставщиков поспособствовал.

Странная история. Но, по порядку. Как-то неожиданно увидеть письмо, которое начинается фактически с обвинения вышестоящего для начальника склада командования. Но, Управление вещевого снабжения отказалось платить не из-за прирожденной вредности. Я уже говорил, что в 1946 году вещевая служба полностью оплатила все импортные поставки и даже приводил данные по затратам. А по получению ответа от склада, через который шла перевалка грузов, Управление вещевого снабжения проинформировало «Разноэкспорт», о том, что имущество либо оплачено, либо, для установки судьбы груза, необходимо указать дополнительную информацию.

Не удивляйтесь, они прекрасно сохранились в архиве, будучи по-прежнему никому не интересны. Почему в конце заметки? Интернет утверждает, что поставки по Ленд-лизу были завершены 21 августа 1945 года. Предметы снабжения, произведённые по Лед-лизу, но не поставленные в СССР, были предоставлены Советскому Союзу по «трубному соглашению», подписанному 15 октября 1945 г.

Ленд-лиз. Мифы и реальность

Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе англ. An Act to Promote the Defense of the United States принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал следующие условия: поставленные материалы машины, различная военная техника , оружие , сырьё, другие предметы , уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате статья 5 ; переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов в основном беспроцентных займов ; в случае заинтересованности американской стороны, не разрушенная и не утраченная техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США. Первоначально в программу ленд-лиза вовлекались страны Британской Империи и Китай.

Логично было бы предположить, что эти средства распределялись между государствами пропорционально усилиям, прилагаемым ими в борьбе с гитлеровской Германией. Известный американский историк Р. Шервуд в своем двухтомнике «Рузвельт и Гопкинс. Глазами очевидца», написанном в разгар холодной войны, цитировал Гопкинса, который сказал, что «американцы никогда не считали, что помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте. Победа была достигнута героизмом и кровью русской армии». Но прежде, в 1947 г. Добавим к сказанному некоторые детали. Бывший президент Гувер вынужден был публично признать, что «она Россия остановила немцев до того, как ленд-лиз дошел до нее». Но пока ни один американец не ответил на вопрос: почему в самые тяжелые для нашей страны 1941 — 1942 гг. Основные поставки по ленд-лизу в адрес Советского Союза пришлись на вторую половину 1943 г.

Таким образом, наибольший объем помощи пришелся на годы, когда произошел перелом в Великой Отечественной войне и финал войны был уже очевиден. Но в самые трудные времена поставки были минимальны. К тому же надо учитывать, что первоначально помощь Советскому Союзу со стороны США осуществлялась на платной основе, причем Москва рассчитывалась золотом. Рузвельт дал распоряжение осуществлять поставки в СССР согласно закону о ленд-лизе только с ноября 1941 г. Но уже в сентябре 1941 г. Широко известен факт, что только на одном британском крейсере «Эдинбург», который был потоплен немецкими подлодками в мае 1942 г. Тогда США практически торговали с СССР, впрочем, весь ленд-лиз строился на принципах купли — продажи, и все равно поставки непрерывно срывались. Вот что пишет по этому поводу Эдвард Стеттиниус: «До конца октября русские продолжали платить наличными за все, что у нас приобретали... Всего же начиная с 23 июня Амторг торговое агентство СССР выплатил нам 92 миллиона долларов; однако в действительности в Россию было за тот же период поставлено товаров лишь на 41 миллион долларов». Значительную часть оружия и боевой техники, как и полагалось по договору ленд-лиза, Советский Союз по окончании войны вернул обратно.

Интересный в этой связи факт. В комплект поставки американских автомобилей входил инструмент, запчасти и специальная кожаная куртка для водителя. Весь этот «джентльменский» набор, включая куртку, наши водители обязаны были возвращать вместе с автомобилем. А американцы, погрузив на пароходы и баржи весь возвращенный автотранспорт и оборудование, доставленные по железной дороге из европейской части СССР через всю страну во Владивосток, выходили в открытое море и сбрасывали с борта или, не особо утруждая себя, просто топили суда со всем грузом. На фоне безвозмездного списания ленд-лизовских долгов иным державам это выглядело кощунственно особенно с учетом того, что Советский Союз понес в войне самые большие потери. Боевые потери СССР составили 8,7 млн человек против 291,5 тыс. Закон о ленд-лизе не требовал оплаты использованного военного оборудования и материалов, поэтому американцы настаивали на оплате только поставок гражданских товаров и возврате уцелевшей военной техники. Сталин потребовал пересчитать «союзнический долг». Американцы были вынуждены признать, что немного «ошиблись», но в то же время «накрутили» на итоговую сумму такие проценты, что окончательная сумма, официально признанная СССР и США по Вашингтонскому соглашению в 1972 г.

Между тем значительную часть территории СССР оккупировал враг, народное хозяйство лишилось многих сотен предприятий. Поэтому доставленные через моря и океаны вооружения, сырье и материалы были жизненно необходимы. В 1941-1942 гг. РККА по ленд-лизу получила 4697 танков, в 1943 г. Советское командование держало большую часть из них на самых важных фронтах, где они участвовали в решающих сражениях. Определенную роль в успехе Московской битвы сыграли ленд-лизовские поставки. Они компенсировали весь наш урон здесь в танках и самолетах последний удалось перекрыть более чем вдвое. Пока в стране не был налажен выпуск метизов пружин, стальных канатов, ленты холодной прокатки, сверхпрочных сортов стали и т. Число ввезенных в страну станков было равно их выпуску в СССР в первой половине 1942 г. Благодаря 40 импортным станкам, поступившим в июле 1942 г. Ступино, за 2 месяца удалось вывести его на проектные мощности. Наряду с самолетами СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, в т. Поставки продовольствия обеспечивали высококалорийным питанием нашу армию в течение всей войны. Особенно была важна продовольственная помощь для Ленинграда и городов Крайнего Севера. Только в Архангельске за первую военную зиму от голода и болезней погибли 20 тыс. И если бы не 10 000 т канадской пшеницы, оставленных с согласия Сталина, количество умерших оказалось бы гораздо большим. Не забудем и 15 млн. Огромную роль сыграли полученные по ленд-лизу средства связи и радиооборудование. По оценке специалистов, в этой области СССР отставал от союзников почти на 10 лет.

С лета по октябрь 1942 года поставки по северному маршруту приостанавливались в связи с разгромом гитлеровцами каравана PQ-17 и подготовкой союзниками высадки в Северной Африке. Основной поток поставок пришёлся на 1943—44 гг. Тем не менее поставки союзников оказали не только материальную помощь, но и политическую, моральную поддержку сов. По американским официальным данным, на конец сентября 1945 г. Из Великобритании получено более 7 тыс. Авиационные эскадрилья, полк, дивизия, которыми последовательно командовал А. Покрышкин, начиная с 1943 г. Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии «Катюш». Покрышкин на крыле американского истребителя Р-39 "Аэрокобра" К сожалению, некоторая часть поставок союзников не доходила до СССР, так как уничтожалась гитлеровским ВМФ и люфтваффе при морских переходах транспортов. Для осуществления поставок в СССР использовалось несколько маршрутов. Второй маршрут — через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран в сов. Закавказье; по нему перевезено св. Для сборки и подготовки самолётов к перелёту из Ирана в СССР использовались промежуточные авиабазы, где работали английские, американские и советские специалисты. Ещё одним путём являлся воздушный маршрут из Аляски в Восточную Сибирь, по которому американские и советские лётчики доставили в СССР 7,9 тыс. Протяжённость воздушного маршрута достигала 14 тыс. С 1945 года использовался и маршрут через Чёрное море. Всего с июня 1941 г. Отдавая должное США, И. Сталин в 1945 году выразил мнение, что советско-американскому соглашение по ленд-лизу сыграло важную роль и «в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага». Гопкинс, ближайший помощник американского президента Ф. Казалось бы, всё ясно: вклад большой, но не решающий.

Цена ленд-лиза. Какой вклад в Победу сделали поставки в СССР из США?

Из справки следует, что основная масса грузов, прибывших в СССР в октябре — декабре 1941 года, была заказана еще до подписания Московского протокола, что и не удивительно. Даже если предположить, что все согласованные цифры были переданы в США уже вечером 1 октября, то за вычетом времени транспортировки — 11—12 суток от восточного побережья США до Мурманска до Архангельска еще дольше — у американцев оставалось в октябре 18 дней на размещение заказов, изготовление, доставку в порты и погрузку! Совершенно очевидно, что в документ, подписанный 1 октября, изначально была заложена задержка поставок на октябрь, а отчасти и на ноябрь. Осуществить их американцы не могли просто физически. Но ведь протокол был согласован и подписан советской стороной, а значит, СССР заведомо соглашался на эти задержки. В связи с этим возмущение Микояна выглядит просто фарисейски!

Что касается отзыва самолетов, предназначенных для отправки в СССР, то обратим внимание на даты: 13 и 17 декабря. Отзыв самолётов и, кстати, некоторых других ленд-лизовских грузов был реакцией на это событие. Причём реакцией вполне объяснимой. В конце концов, в основе ленд-лиза лежала формулировка «если в них не нуждается страна». В связи с японской агрессией должны были американцы разобраться, в чем они нуждаются, а в чём нет?

Кстати сказать, большинство отозванных грузов затем были отправлены адресатам. Впечатляет информация о «аэрокобрах», прибывших в порты погрузки «без пропеллеров, без вооружения и комплекта запчастей». Вот оно — разгильдяйство американцев, а может быть, даже хуже — действия антисоветской организации! Да, действительно, скорее всего, действия организации, но только советской. Разгрузка бомбардировщиков «Бостон» в иранском порту.

Дело в том, что важную роль в организации поставок должны были играть именно советские представители за рубежом: сотрудники посольств, работники военной приемки. От них во многом зависела скорость выполнения заявок, комплектность и качество поставляемого вооружения и материалов. Попробуем разобраться, как обстояло дело с этим вопросом. Уже в октябре, например, в Лондон была направлена группа из 14 военных специалистов. Раньше остальных прибыли авиаспециалисты: в первую очередь Красная армия нуждалась именно в самолетах.

Остальные стали прибывать только в ноябре заметим — в ноябре! Все они вошли в состав Инженерного отдела при советском торгпредстве в Лондоне. Только в Лондоне выяснилось, что почти никто из прибывших не знал английского языка! Знакомство с британской военной системой и техникой, изучение языка заняло около двух месяцев. В итоге советские специалисты смогли, более или менее полноценно, приступить к своим обязанностям только начиная с 1942 года!

Весь 1941 год поставки в Советский Союз из Великобритании поступали в основном по британо-американским нормам комплектации, с британо-американской маркировкой и инструкциями, без переводов, а иногда и в различные порты. Почти аналогичная картина сложилась и в США. До войны посредником между советскими внешнеторговыми организациями и американскими фирмами выступало советское акционерное общество Амторг Amtorg Trading Corporation. Вопросами торговли продукцией машиностроения, включая вооружение, занимался инженерный отдел общества. Поскольку объем такой торговли был невелик, с ним справлялись 3—4 сотрудника.

После начала войны ситуация изменилась. Прибытие в июле 1941 года в США миссии, возглавляемой заместителем начальника Генерального штаба Красной армии генерал-лейтенанта Ф. Голикова, положило начало масштабному советско-американскому сотрудничеству. За счет членов миссии был значительно усилен штат Амторга. В октябре 1941 года после подписания Первого протокола в США были направлены специалисты по бронетехнике, авиации, артиллерии и флоту.

Однако прибыли они в США лишь в январе 1942 года! Поэтому в 1941 году Амторг, как и советское торгпредство в Великобритании, был просто не в состоянии вести контроль за отгрузкой вооружения и боевой техники для СССР. А такой контроль был крайне необходим, так как производство вооружения в США имело свои особенности. Так, американские предприятия выпускали технику без специального оборудования и аппаратуры по так называемому «правительственному списку». В таком виде она поступала к заказчику, который оснащал её в собственных модификационных центрах.

Само собой разумеется, что в СССР таких центров не было. Неудивительно поэтому, что американское вооружение часто поступало в Советский Союз некомплектным. Более того, имели место случаи, когда боевая техника, изготовленная на восточном побережье США, отправлялась в советские северные порты, а комплектующие и запчасти к ней, произведенные где-либо в Калифорнии, благополучно плыли на Дальний Восток. Так что, прежде чем обвинять во всех грехах американцев, А. Микояну следовало бы выяснить, не разгружаются ли винты к «аэрокобрам», доставленным в Архангельск, где-нибудь во Владивостоке.

Разведывательный бронетранспортер МЗА1. Впрочем, и после прибытия в США специалистов ситуация не намного улучшилась, так как все они, как и в случае с Великобританией, подбирались в спешке, и почти никто из них не знал английского языка. Надо сказать, что факт отправки в две крупнейшие англоязычные страны мира специалистов, не знавших английского языка, достоин пера юмориста. Но, увы, все это было бы очень смешно, если бы не было так грустно… Не смешно и другое. Из семи сотрудников созданного при Амторге артиллерийского отдела четверо вообще слабо разбирались в артиллерии!

Кроме того, в Москве не озаботились отправить за океан специалиста-зенитчика, и это в то время, когда в США заказывалась почти исключительно зенитная артиллерия! Все эти «неувязочки» со временем, конечно, были ликвидированы, и работа наладилась. Но произошло это несколько позднее — ближе к концу 1942 года. В целом же можно констатировать, что срыв поставок в 1941 — начале 1942 годов по объему, номенклатуре и комплектации произошел почти исключительно по вине советской стороны. Впрочем, имела место еще одна существенная причина, серьезно влиявшая на выполнение плана поставок, — транспортировка.

Грузы в СССР шли по трем основным маршрутам — северному, тихоокеанскому и трансиранскому «Персидский коридор». Самым коротким, но и наиболее опасным был северный маршрут из британских в основном шотландских и исландских портов в Архангельск и Мурманск. На весь путь в 2 тыс. Удобство использования незамерзающего мурманского порта было бесспорным. Проблема увеличения его пропускной способности за счет оснащения дополнительным портовым оборудованием с помощью американцев могла быть решена достаточно быстро.

Однако главным препятствием было не это. В 10 мин. С отражением этих налетов ПВО Мурманска в начале войны не справлялась. Кроме того, линия фронта проходила в 40 км от города, а железная дорога, связывавшая его со страной, была перерезана противником. Зенитная самоходная установка М15А1 на полигоне в Кубинке.

Поэтому первые конвои разгружались в Архангельске и Молотовске ныне Северодвинск. Как и Мурманск, оба этих порта были связаны с центральными районами страны железной дорогой, но при этом были замерзающими, что заставляло зимой прерывать навигацию. Кроме того, их пропускная способность была ещё меньше, чем у Мурманска. Так, архангельский порт одновременно мог принять под разгрузку не более пяти судов с осадкой до 5,5 м. Не был приспособлен порт и для разгрузки тяжелых и крупногабаритных грузов, таких как танки и паровозы.

В нем имелось всего два плавкрана грузоподъемностью 25 и 50 т и шесть! Для обработки ленд-лизовских грузов требовалась кардинальная модернизация архангельского порта. Распоряжение о его реконструкции было отдано Сталиным уже 7 сентября 1941 года. К ноябрю 1941 года в порт были доставлены краны из Ленинграда, Мариуполя, Мурманска и даже Владивостока, передано до сотни автомобилей, 15 барж, 6 буксиров. В свое распоряжение начальник порта получил три военизированные рабочие колонны — три тысячи грузчиков, что почти вчетверо превышало потребность порта в рабочей силе в самую напряженную довоенную навигацию.

Полностью реконструировали и погрузочный район в Молотовске. В кратчайшие сроки «аванучасток» Экономия превратился в новый порт с большим количеством причалов, складов и соответствующими глубинами у причалов. К сожалению, опробовать его в полной мере в 1941 году не удалось — холода наступили очень рано, и Белое море встало, навигация прекратилась. В 1942 году, после того как ввели в строй железнодорожную ветку Беломорск — Обозерская, основным местом разгрузки вплоть до конца войны вновь стал Мурманск. Не меньше проблем было и с обеспечением перевозок транспортными судами, или, как говорят моряки, тоннажем.

Предполагалось, что СССР ежемесячно будет получать около 500 тыс. Ссылаясь на закон о нейтралитете, США вплоть до декабря 1941 года фактически отказались участвовать в перевозках. В итоге основная тяжесть перевозок в 1941—1942 годах легла на Великобританию. На британские ВМС возлагалось и обеспечение безопасности конвоев. До конца 1942 года конвои, шедшие на восток, обозначались индексом PQ, а на запад — QP, затем до конца войны их именовали JW и RA с порядковыми номерами, начинавшимися с 51-го.

В 1941 году этим маршрутом прошло 7 конвоев, от пробного «Дервиш» до PQ-6, причем ни транспорты, ни корабли эскорта потерь не имели.

Во-первых, это «практически подарок», потому что Киев должен оплатить лишь то, что останется неиспользованным из помощи Вашингтона. Во-вторых, такую помощь США дает лишь тем, кто защищает их интересы, позволяя напрямую не участвовать в боевых действиях. Что такое ленд-лиз «Говоря коротко, это своего рода кредитная программа, которая действовала во время Второй мировой, но у которой есть одна особенность.

Например, стране по ленд-лизу передали оружие, продукты, медикаменты и так далее. Все, что из этого погибнет на поле боя, будет считаться исчезнувшим, вернуть нужно только то, что сохранилось. В этом особенность ленд-лиза, это практически подарок, а с точки зрения бухгалтерии — пущенные на ветер деньги», — объяснил историк. Он отметил, что когда США в 1941 году, еще до вступления в войну против Третьего рейха, по ленд-лизу передали помощь СССР, советский лидер Иосиф Сталин отказался что-либо возвращать, заявив, что «мы за все заплатили своей кровью».

Нужно просто понимать, что это программа чрезвычайная.

Эти события совпали с очередной избирательной кампанией в США, в ходе которой Рузвельт был в третий раз подряд выдвинут на пост президента. Победа на выборах 1940 года дала ему возможность действовать более свободно. Англоамериканские связи продолжали расширяться, но уже в 1940 году Англия оказалась перед лицом острой нехватки валютных и золотых резервов для дальнейших закупок вооружения, военных материалов и продовольствия. За год войны долг Британской империи Соединенным Штатам увеличился на 1740 млн. Сдача в аренду военных баз в обмен на поставки вооружений проблему не решала. Ситуация усугублялась тем, что американский закон Джонсона 1934 года блокировал предоставление кредитов Великобритании, пока та не погасит прежних долгов. В декабре 1940 года англичане были вынуждены отказаться от новых контрактов с США. В самый разгар «Битвы за Британию» для англичан сложилась критическая ситуация. Вот тут-то и появился на свет билль о ленд-лизе.

Впервые свой план помощи Англии Рузвельт публично изложил на пресс-конференции 17 декабря 1940 года. При этом президент облек свои объяснения принципов ленд-лиза в любопытную, но одновременно очень доступную форму. Если он сможет взять мой шланг и присоединить его к своему насосу, то я смогу ему помочь потушить пожар. Что же я делаю? Какая же сделка совершается? Мне не нужны 15 долларов, мне нужно, чтобы он возвратил мой шланг после того, как закончится пожар». Слушание законопроекта о ленд-лизе велось почти два месяца. По просьбе президента дебаты 15 января 1941 года открыл госсекретарь К. Хэлл, который должен был курировать прохождение билля через конгресс. Дебаты велись практически по всей стране, в конгресс были направлены тысячи писем, обращений, резолюций и телеграмм от различных организаций и частных лиц.

По подсчетам «Нью-Йорк тайме», законопроект о ленд-лизе поддерживало свыше 27 млн. Несмотря на то что законопроект поддерживала администрация, большинство конгресса и общественное мнение страны, его обсуждение сопровождалось ожесточенной политической борьбой. В ходе дискуссии в законопроект были внесены четыре существенных поправки, ограничивавших возможности президента. Прежде всего они касались контроля конгресса за ассигнованиями по ленд-лизу, отчетности президента о ходе выполнения закона, ограничения срока действия президентских полномочий по ленд-лизу и запрещения конвоирования торговых судов кораблями ВМС США. Эти ограничения во многом объясняют проблемы, которые время от времени возникали в организации поставок. Эти проблемы демократии, не вполне понятные советскому руководству, впоследствии не раз приводили к весьма сложным ситуациям в отношениях между СССР и союзниками. Страны — получатели ленд-лиза должны были подавать заявки на требуемые поставки, а затем согласовывать их с представителями госдепартамента и специально созданного управления по ленд-лизу, которые, в конечном счете, определяли размеры и направления помощи. После этого оформлялось двустороннее соглашение протокол , именовавшееся «Расчетом по взаимной помощи». Оно предусматривало следующую систему ленд-лизовских расчётов: — материалы, уничтоженные во время войны или не пригодные для дальнейшего употребления, не подлежат никакой оплате; — материалы, оставшиеся после войны и пригодные для гражданских нужд, оплачиваются полностью или частично в порядке долгосрочного кредита; — военные материалы остаются в странах-получателях, правительство США сохраняет за собой право истребовать их; — оборудование, не законченное производством к концу войны, и уже готовые материалы, находящиеся на складах в США, могут быть приобретены государствами-заказчиками, причем американское правительство предоставляет кредит на его оплату. Руководство программой ленд-лиза было поручено комитету при кабинете министров в составе госсекретаря, министров финансов, обороны и военно-морских сил.

В реальности же вся ответственность за выполнение этой программы была возложена на Гарри Гопкинса — советника и самого близкого друга президента Рузвельта. Бернс, отлично зарекомендовавший себя работой в министерстве обороны ещё в годы Первой мировой войны. Наконец, в октябре 1941 года президент особым указом преобразовал агентство в Администрацию ленд-лиза — Office of Lend-Lease Administration OLLA , во главе которой был утвержден бывший председатель правления директоров «Ю. Стеттиниус, а его помощником и ответственным исполнителем — все тот же Дж. Были созданы объединенные союзные управления по распределению амуниции, сырья, продовольствия, во главе которых стояли штабы, составленные из высокопоставленных офицеров различных родов войск американской и британской армий. Глава администрации ленд-лиза Эдвард Р. Бюрократические сложности, с которыми неминуемо сталкивались представители закупочных комиссий стран-получателей, во многом были связаны с необходимостью согласования технических спецификаций, разработкой проектов заказов и контрактов. При этом все документы проходили через многочисленные инстанции. Поначалу с этими проблемами в полной мере столкнулись англичане. Так, британская заявка на получение к концу 1941 года 23 тыс.

Впрочем, на пути поставок вставали не только бюрократические препятствия. Порой американцы просто не имели запрашиваемого у них оружия. Так, например, в марте 1941 года на заводах США было изготовлено лишь 16 танков, 283 бомбардировщика и 223 истребителя. Маховик военного производства за океаном только набирал обороты. Тем не менее ленд-лиз заработал. С марта по декабрь 1941 года британские ВВС получили 2400 американских самолетов, из них 100 — по ленд-лизу. Из выпущенных за это же время в США 3300 танков четверть была отправлена в Британию по ленд-лизу, еще 200 — за наличный расчет. Кроме того, уже в течение первого года действия ленд-лиза Великобритания получила свыше 13 тыс. Вслед за Соединенным Королевством последовали другие страны. Как уже упоминалось, следующим государством, оборона которого была признана жизненно важной для США, стала Греция.

Реакция руководителей Великобритании и США последовала незамедлительно. Премьер-министр Великобритании У. Черчилль, выступая вечером 22 июня по радио с обращением к английскому народу, заявил: «Никто не был более упорным противником коммунизма, чем я, в течение последних 25 лет. Я не возьму назад ни одного из сказанных мною слов, но сейчас все это отступает на второй план перед лицом разворачивающихся событий. Опасность, угрожающая России, — это опасность, угрожающая нам и Соединенным Штатам, точно так же, как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и свой дом, — это дело свободных людей и свободных народов во всех частях земного шара». Уэллес, исполнявший обязанности государственного секретаря США. Он подчеркнул, что главная опасность для США и всего мира исходит от нацистского блока: «Гитлеровские армии сегодня — главная опасность для Американского континента». На следующий день президент Рузвельт на пресс-конференции сказал, что США намерены предоставить Советскому Союзу помощь, но оговорился при этом, что еще не известно, в какую форму она выльется. Подобная осторожность и сдержанность вполне объяснима: новые союзники не верили в способность Красной армии противостоять доселе непобедимому Вермахту. Английский историк Р.

Начальник имперского генерального штаба генерал-фельдмаршал Д. Дил считал, что Россия продержится не дольше семи недель. Его коллега Г. Представители Форин-офиса давали несколько больше времени, но не более четырех недель. Военный министр США Г. Стимсон информировал Ф. Рузвельта: он и комитет начальников штабов США убеждены, что «Германия будет задействована в России минимум один месяц, максимум — три месяца». Сталин и У. Черчилль во время встречи в Москве. Надо сказать, что ход боевых действий на Восточном фронте в июне — июле 1941 года в целом только подтверждал оценки английских и американских политиков и военных, что в значительной степени предопределило и их военно-экономическую политику в отношении СССР.

На этом этапе Лондон и Вашингтон дали согласие лишь на продажу оружия и других военных материалов. Одновременно советскому послу в Вашингтоне была вручена нота об экономическом содействии СССР со стороны США, в которой сообщалось, что правительство Соединенных Штатов самым дружественным образом рассматривает предложения, исходящие от правительства, учреждений и агентов СССР, о размещении в США заказов на товары и материалы, срочно необходимые для нужд государственной обороны Советского Союза, с целью содействия быстрому изготовлению и отгрузке этих товаров и материалов. Однако в первые месяцы войны американские поставки в Советский Союз были невелики и производились за наличный расчет. Всего до конца октября 1941 года Советскому Союзу было продано вооружения и материалов на 41 млн. Это были, по словам Рузвельта, «символические поставки» по принципу «плати и вези». Тем временем события на Восточном фронте приняли неожиданный для Лондона и Вашингтона оборот. Красная Армия перешла от поспешного отступления к отходу с боями. Немецкие орды несли огромные потери. Русские смогут пережить еще и зиму. А это имело огромное значение: Англия получала более длительную передышку.

Если даже Германия в конце концов и одержит победу, то она все равно будет настолько ослаблена, что уже не сможет осуществить вторжение на Британские острова». Правящие круги Великобритании и США убедились, что в создавшейся обстановке самый лучший и наиболее дешевый способ помочь самим себе — это оказать помощь Советскому Союзу. Митинг в Бирмингеме по случаю передачи британских танков Советскому Союзу. Погрузка британских танков «Матильда» и «Валентайн» на суда каравана PQ-2. Союзный конвой в Баренцевом море. Гарриманом и лордом У. Бивербруком соответственно. Из Архангельска они самолетом отправились в Москву, где на следующий день начала свою работу трехсторонняя конференция по вопросам поставок.

Какое же место занимают поставки по Ленд-лизу в экономике Советского Союза военных лет? Каков вклад вооружений и других материалов, присланных союзниками, в достижение победы над врагом? Перевод экономики на военные рельсы удалось завершить в течение первого года войны. Уже в 1942 г. В войска поступало вооружения в 1,8—2,7 раза больше, чем утрачивалось в боях. Так закладывалась материальная база коренного перелома в ходе войны. В переломном 1943 г. Валовая продукция оборонной промышленности возросла в 2,9 раза. Усилиями военной экономики страны обеспечивалось развертывание наступления Красной Армии в 1944—1945 гг. Потребности фронта полностью удовлетворялись боеприпасами всей номенклатуры. Если в битве под Москвой зимой 1941—1942 г. Документы и свидетельства, ставшие доступными в последние годы, дают возможность более объективно оценить роль Ленд-лиза. Так, в годы войны советская авиационная промышленность выпустила 122,1 тыс. Причём большинство самолётов по своим лётно-техническим характеристикам не уступало аналогичным типам люфтваффе, а то и превосходило их. И хотя по своим боевым качествам даже лучшие из них например, М4-А2 «Шерман» уступали таким советским танкам, как Т-34, КВ-1, ИС, первые партии, прибывшие в конце 1941 г. То было время, когда каждый танк, выходивший из ворот танковых заводов, был на специальном учёте. Важными для Красной Армии и народного хозяйства стали поставки автомобилей. Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии «Катюш» Кроме стратегического взаимодействия с Советским Союзом, по признанию американцев, Ленд-лиз приносил немалые выгоды самим США. Джонс, — мы не только возвращали свои деньги, но и извлекали прибыль, что было далеко не частным случаем в торговых отношениях, регулируемых нашими государственными органами». Ленд-лиз оказался источником обогащения американских монополий. Подводя итоги в своей книге, посвящённой помощи Советскому Союзу в годы Второй мировой войны, американский историк Дж.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий