В чём различие русской и татарской культур

15–16 вв. сформировался тип косоворотки с разрезом слева, получивший название русской рубахи, в отличие от украинской и белорусской, сохранивших прямой разрез.

Татары — интересные обычаи, особенности быта

Тех татар, кто так считает можно назвать русскими или касимовскими татарами в широком смысле, таковых среди татар не мало и они представляют из себя особую татарскую общественно-политическую силу. Семейно-бытовые обряды русских и татар. Родильно-крестильный обряд у русских. Рождение ребенка – событие значительное для крестьянской семьи. Во время беременности женщина старалась меньше попадаться на глаза посторонним людям. Теоретические и экспериментальные исследования. УДК 81’23 Семья в русской и татарской культуре (психолингвистический анализ). Исследование выполнено при финансовой поддержке проектов РГНФ №15-04-00378а и №15-3414007а(ц). В настоящее время в Касимовском района и городе проживают около двух тысяч татар. Активно действуют мусульманские организации в городе Касимове и Касимовском районе. Как у русских, так и у татар есть свои праздники и обычаи, уходящие корнями вглубь веков. Второй по количеству народ в Российской Федерации, большая часть которого проживает в Поволжье и Приуралье, республиках Татарстан и Башкорстан. Татар можно разделить на три этнические территориальные группы, это астраханские татары, волго-уральские и сибирские. От остальных поволжских татар мишари отличаются диалектом, а исторически у них всегда было развито коневодство. Подробнее о мишарях можно узнать в книге Рамзии Мухамедовой «Татары — мишари» и в книге «Татары» серии «Народы и культуры».

Обрусевшие или же русскоязычные?

Они склонны к коллективизму и семейным ценностям, а также проявляют терпимость и спокойствие во многих ситуациях. Татары, в свою очередь, населяли просторы Средней Азии и Ближнего Востока и основное влияние на их культуру оказали тюрки и ислам. Характер татар отличается упорством и сдержанностью. Они обычно концентрируются на достижении своих личных и семейных целей. Татары также проявляют гостеприимство, однако они известны своей скрытной натурой и предпочтением к независимости. За многие века русские и татары подвергались влиянию друг друга. Исторические события, такие как Монгольское нашествие и верования, такие как православие и ислам, повлияли на формирование их характеров. Тем не менее, нельзя сказать, что у русских и татар есть какие-то общие черты, которые однозначно отличают их друг от друга. Каждый индивидуален и уникален независимо от своей национальности. Проявление национальных черт Татары, как правило, отличаются высокой степенью дружелюбия и гостеприимства.

У них есть традиции по уходу за гостями, которые считаются священными. Татары приветствуют гостей с открытым сердцем и всегда готовы помочь, предложить угощение и поддержку. Также, у татарского народа есть традиции и обычаи, которые способствуют укреплению семейных связей и взаимопомощи. Русские, в свою очередь, известны своей настойчивостью и сдержанностью. Они проявляют большую выдержку в сложных ситуациях и могут быть настойчивыми в достижении своих целей. Русские также привержены традициям и семейным ценностям, и уделяют большое внимание воспитанию и образованию своих детей. В религиозной сфере также есть отличия между татарским и русским народами. Татары в основном исповедуют ислам и придерживаются его священных учений. У них есть хорошо развитая система религиозных обычаев и традиций.

Русские же в основном исповедуют православие и придерживаются его уставов. Для них важны церковные обряды и праздники, которые они отмечают с особым почтением. Татары и русские, несмотря на различия в характере, могут сосуществовать и уважать друг друга. Взаимопонимание и уважение к культурным особенностям каждого народа позволяет создать гармоничное и дружественное общество. Отношение к семье и обществу В татарской культуре семья и общество имеют большое значение. Семья — это не просто ближайшие родственники, это всегда расширенный круг близких друзей, знакомых и соседей.

Это можно объяснить тем, что каждый из исследованных этносов достаточно консолидирован и в ситуации постоянного взаимодействия с другими сохраняет чувство «мы», которому соответственно противопоставлены «они». Ощущение своей этничности, этническая идентификация позволяет личности чувствовать свою кровную связь с большой группой людей, что усиливает ощущение защищенности и относительной безопасности в нестабильном обществе. Так этнос выполняет одну из основных своих функций — функцию психологической защиты.

Этим, в частности, объясняется усиление этнических чувств в период социальных кризисов и изменений. Именно результатом психологических преломлений деления на «мы» и «они» и стало ощущение того, что «мы более дружелюбны и толерантны, чем они». С другой стороны, все три этноса, как отмечалось выше, обладают некими общими характеристиками, свойственными российской ментальности в целом. По мнению В. Ключевского, одной из таких характеристик является традиционное недоверие российских деловых партнеров друг другу. Он говорит в данном случае об особенностях российского бизнеса, однако бизнес является отражением определенных стереотипов, в данном случае, привычки не доверять. Ключевский отмечает, что для российского предпринимательства всегда было характерно весьма невысокое доверие партнеров друг другу. В силу этого изначального недоверия к партнерам российский бизнес, по В. Ключевскому, развивался как бизнес семейный, когда партнерство формировалось прежде всего на основе кровного родства, которое должно было выступать дополнительным гарантом деловых партнерских отношений.

Развивая эту мысль, можно предположить, что при построении партнерских отношений с представителями других национальностей российский человек более склонен доверять тем, с кем его связывают узы крови. Этнос же является детерминантом кровного родства в широком смысле слова. При этом подчеркнем, что речь идет лишь о тенденциях, и ни по одному из показателей не было критических значений. Кроме того, анализируя высказывания респондентов, можно говорить о достаточно спокойной межэтнической ситуации на данный момент. Однако полученные результаты напоминают о том, что в любом полиэтническом обществе следует обращать особое внимание на национальные настроения. В этом вопросе необходима гибкая и продуманная в сфере межэтнических взаимоотношений политика. Не умаляя значимости каждого конкретного этноса в истории и культуре, все же необходимо сосредоточиться не на выявлении различий между представителями отдельных этнических групп, а на нахождении общих, объединяющих фактов истории, культуры, психологии. В этой связи особую актуальность приобретают кросскультурные исследования, направленные на анализ взаимного влияния культур друг на друга и способов их наиболее эффективного сосуществования и обогащения. Тем более, что многие ученые говорят о культурной близости народов, населяющих Волжско-Уральский регион, что является следствием долгого исторического пути, который эти этнические группы прошли вместе.

Литература 1. Алишев Б. Казань, 2003. Баширова Т. Бердяев Н. Судьба России. Бромлей Ю. Народы мира: Историко-этнографический справочник. Галимова Э.

Этническое самосознание титульных народов Татарстана на примере молодежи г. Ключевский В. Русская история.

Татарская культура наследует многие традиции из прошлого, такие как танцы, песни и кулинарные рецепты, которые были переданы в течение нескольких поколений. Татарка обычно ценит свою культуру и не желает от нее отказываться. Русские же чаще всего придерживаются своих культурных традиций и обычаев, не склонны к экспериментам. Татарки проявляют большую заинтересованность в образовании. В татарской культуре не было традиции отправлять женщин в школу, но в настоящее время все больше и больше татарок стали обучаться в университетах, что говорит о повышении их уровня образования. Русские же, в целом, также придают большое значение образованию, но в отличие от татарок, не так усердно работают над его достижением.

Ханство Казанское и продолжение война с Московским княжеством Ханство Казанское существовало до XVII века, когда оно было завоевано и включено в состав Российской империи, после продолжительных войн и кровопролития. Одна из самых значительных битв в истории войны России и Казани произошла в 1552 году, когда главнокомандующий российской армией Иван IV Васильевич осадил столицу ханства Казань и победил ее, в результате чего ханство было захвачено Московским княжеством. Современность Сегодня Татарстан является республикой в составе Российской Федерации. В республике проживает много народов, главными являются татары и русские. Культурное наследие представлено многочисленными музеями, крепостями и другими историческими памятниками. Сочицы, празднование нового года и национального праздника Сабантуй — основные праздники республики. Сегодня Татарстан — это один из самых развитых регионов России с передовой экономикой и высоким уровнем жизни населения.

В гости ходят с пирогами. Кумган в туалете. Еду на столе прикрывают салфетками. Собак в квартире не держат. Зевают молча и прикрывая рот. Дома в одном нижнем белье не ходят. Голышом не спят. Глава семьи обычно женщина.

особенности переживаний русских и татар на примере

Язык также является областью, где татары и русские имеют множество общих черт. Оба языка относятся к тюркской группе языков, и они имеют ряд общих слов и фраз. Это свидетельствует о наличии исторических и лингвистических связей между этими двумя народами. Религия является еще одной областью, где проявляются общие черты между татарской и русской культурами. Большинство татар являются мусульманами, в то время как русские преимущественно исповедуют православие. Однако, существует значительное число татар, которые являются православными. Это свидетельствует о смешении религиозных традиций и взаимном уважении к верованиям друг друга. Таким образом, татары и русские обладают не только общими чертами и сходством в культуре, но и имеют длительные исторические связи. Взаимное влияние и взаимопонимание между этими народами способствовало развитию и отражается в различных сферах их жизни. Историческая связь среди народов История татар и русских народов тесно переплетена на протяжении веков.

Татары, одно из крупнейших этносов на территории России, имеют множество общих черт с русскими. Эти сходства можно объяснить историческими и культурными факторами. Первые контакты между татарскими и русскими народами относятся к средневековью, во времена Великой Монгольской Империи. Воздействие монгольской культуры на оба народа привело к слиянию некоторых традиций и обычаев. Было создано множество смешанных культурных проявлений, которые сохранились и до наших дней. Большое влияние на формирование сходств имела территориальная принадлежность татар и русских к Великому княжеству Московскому. Общее противостояние народов регулярных нападений Золотой Орды и просьба о защите Московского государства объединили эти народы в своих интересах. В ходе исторической борьбы против монгольского ига, татары и русские стали воевать плечом к плечу.

Знание и понимание этого наследия не только помогает лучше понять культуру и историю этих народов, но и способствует взаимопониманию и уважению между ними.

Религиозные основы и мировоззрение Ислам сформировал особую систему ценностей и норм поведения, которые влияют на характер и манеру общения татар. В исламе большое значение придается семье и родству. Семейные связи в татарской культуре являются основой общественной жизни, а родственные узы имеют особое значение. Ислам также учит татар соблюдать нравственные принципы, в частности, вежливость, гостеприимство и скромность. Эти качества являются важными частями их характера и отличают их от русских национальностей. Религиозность играет значительную роль в повседневной жизни татар. Они часто посещают мечеть, особенно во время праздников и особых событий. Религиозные обряды и традиции также являются неотъемлемой частью их жизни и добавляют специфическую атмосферу в татарскую культуру. Мировоззрение татар сильно зависит от ислама и его принципов.

Ислам учит татар верить в единого Бога и стремиться к справедливости и доброте. Они следуют принципам ислама и стремятся быть ответственными и благонадежными членами общества. Мировоззрение татарских людей часто связано с религиозными убеждениями и этическими принципами, что делает их отличными от русских национальностей. Историческая обусловленность менталитета Менталитет татар и русских людей обусловлен их историческим развитием и особенностями культуры. Веками татары вели полукочевой образ жизни, возможно, из-за этого у них сформировался особый характер. Они привыкли быть мобильными и гибкими, а также быстро адаптироваться к новым условиям. В жестких климатических условиях Севера и пространстве России в целом, русские развили устойчивость к трудностям и терпение. Культурные особенности татар и русских также оказывают влияние на их менталитет. Татарская культура богата и многообразна: татары считаются одним из народов с наиболее развитым понятием гостеприимства, имеют свою уникальную музыкальную традицию и узорчатую роспись, известную как орнаментика Золотой Орды.

Русская культура также богата: она известна своими народными традициями, русской литературой и искусством. Важно отметить, что смешение культур и влияние исторических событий привело к формированию специфического характера, который можно наблюдать у татарских и русских народов. Некоторые общие черты — это гостеприимство и готовность помогать другим, но проявление этих черт может отличаться в зависимости от историко-культурного контекста.

Алишев в своем исследовании ценностей татар и русских, говорит, что, несмотря на этнокультурные различия язык, культура, религия и т. Однако при всем сходстве образа жизни и политико-экономических условий, все же отмечаются различия в их ценностно-мотивационной сфере, системе отношений и других социально-психологических характеристиках. Согласно исследованиям Б.

Алишева, о котором говорилось выше, в структуре ценностей молодых людей русской национальности заметен определенный уклон в сторону «романтических» ценностей природа, дружба, справедливость, свобода и др. Данное исследование еще раз подтверждает тезис о том, что даже при сходстве внешних условий существуют различия, обусловленные влиянием культурного своеобразия конкретного народа. Как отмечал Г. Шпет, каждый член группы в большей или меньшей степени несет в себе духовную коллективность, известную под названием традиций, преданий, которые также можно рассматривать как систему духовных сил, определяющих настоящие переживания, впечатления и реакции индивида. Целью исследования был анализ специфики отношений между татарами, башкирами и русскими. Исследование проводилось в республиках Татарстан, Башкортостан и в Кировской области.

В них приняли участие представители татарского, башкирского и русского этносов. Целью исследования было изучить эмоционально-оценочное отношение этих этнических групп друг к другу. Для этого нами были использованы методики «Семантический дифференциал» и тест диагностики межличностных отношений Т. Согласно исследованиям, представители татарского, русского и башкирского этноса в целом положительно относятся друг к другу. Другими словами, в целом напряженности и интолерантности между представителями этих народов не наблюдается, что, видимо, объясняется длительной историей их мирного сосуществования и отсутствии ценностно-культурного конфликта. Результаты исследования по тесту Т.

Лири показали, что, по мнению представителей других этносов, башкиры являются достаточно энергичными людьми, стремящимися к лидерству. При этом они могут быть строги в оценках, откровенны и прямолинейны в отношениях с окружающими. Они демонстрируют скрытность и замкнутость при вербальных контактах. Однако в ряде ситуаций могут уступить и не проявлять активности во взаимоотношениях. В социально-психологическом портрете татар выделяются такие черты, как лидерство и энергичность, самоуважение, а также склонность к соперничеству и критичность. Русские, по мнению представителей других этногрупп, также несколько авторитарны, склонны к соперничеству, прямолинейны и строги в оценках.

То есть, как видим, профили всех трех этнических групп достаточно похожи по показателям авторитарности, эгоистичности, агрессивности и подозрительности. Показатели по доминированию у всех оказались выше, чем показатели дружелюбия. Это может свидетельствовать о том, что существует некоторое напряжение во взаимоотношениях, проявляющееся в борьбе за лидерство и желании защитить собственные интересы. Заключение Сопоставление результатов исследования по двум методикам позволяет предположить, что существует одинаковая тенденция в оценке межгрупповых взаимоотношений всеми опрошенными. С одной стороны, подчеркивается толерантность и доброжелательность по отношению к аут-группам, с другой — отмечается недостаток дружелюбия с их стороны. Другими словами, кажется, что «я отношусь к нему лучше, чем он ко мне».

Это можно объяснить тем, что каждый из исследованных этносов достаточно консолидирован и в ситуации постоянного взаимодействия с другими сохраняет чувство «мы», которому соответственно противопоставлены «они». Ощущение своей этничности, этническая идентификация позволяет личности чувствовать свою кровную связь с большой группой людей, что усиливает ощущение защищенности и относительной безопасности в нестабильном обществе. Так этнос выполняет одну из основных своих функций — функцию психологической защиты. Этим, в частности, объясняется усиление этнических чувств в период социальных кризисов и изменений. Именно результатом психологических преломлений деления на «мы» и «они» и стало ощущение того, что «мы более дружелюбны и толерантны, чем они». С другой стороны, все три этноса, как отмечалось выше, обладают некими общими характеристиками, свойственными российской ментальности в целом.

Религия: Обе культуры имеют свои религиозные традиции — православие для русской культуры и ислам для татарской культуры. Они являются важными аспектами каждой культуры и могут быть основой для взаимопонимания и сотрудничества. Праздники: Как татары, так и русские отмечают ряд общих праздников, таких как Новый год, Международный женский день, Пасху и другие. Эти праздники служат временем встречи и празднования вместе, что способствует укреплению взаимоотношений. Семейные ценности: В татарской и русской культурах семья является основой общества и имеет высокое значение. Оба народа ценят семейные узы, традиции и взаимопонимание внутри семьи. Это создает общую платформу для встречи и сотрудничества. Татарка и русский могут найти общие черты в своих культурах и использовать их как основу для преодоления культурных различий и развития взаимопонимания. Языковые особенности татарского и русского языков Одной из особенностей татарского языка является его фонетическая система. Грамматика татарского языка также имеет свои особенности.

Например, татарский язык имеет шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный, в то время как в русском языке падежей всего шесть, а именительный падеж исчисляется отдельно. Кроме того, в татарском языке глаголы могут иметь разные формы в зависимости от рода существительного или местоимения, к которому они относятся, а в русском языке глаголы не изменяются по роду и числу. Словообразование также является важной особенностью языков. В татарском языке много аффиксов и суффиксов, которые используются для образования новых слов или изменения значения существующих. Религиозные традиции татарского и русского народов С другой стороны, русский народ исторически следовал православной христианской вере. Православие является основой для многих русских обычаев, традиций и праздников. Церковь играет важную роль в русском обществе, и многие верующие русские посещают церковь регулярно. Также, как и в татарской культуре, религиозное образование и практика являются неразрывной частью жизни русских. Не смотря на то, что татары и русские имеют разные религиозные верования, они находят возможность встретиться и уважать друг друга на культурном уровне. Вечеринки и праздники, организованные национальными общинами, иногда объединяют представителей татарской и русской культур, демонстрируя уникальное сочетание их религиозных и культурных традиций.

Таким образом, религиозные традиции татарского и русского народов имеют свои отличительные черты и одновременно объединяют людей в уникальном культурном контексте. Уважение и понимание различий между этими двумя религиозными традициями играют важную роль в возможности преодоления культурных различий и создания сильной и гармоничной общины. Кулинарные особенности татарской и русской кухни Татарская кухня Татарская кухня известна своим разнообразием мясных блюд, приготовленных из ягнятины, говядины, баранины и птицы. Одно из самых известных татарских блюд — это плов, который готовится с использованием курицы, моркови и риса. Татары также предпочитают использовать овощи и фрукты в своей кухне, такие как лук, томаты, перец, яблоки и груши. Кроме того, они щедро используют специи, такие как кориандр, шафран, тмин и перец. Еще одним из популярных татарских блюд является чебурек.

Историческая связь: парадоксальные сходства и различия между татарской и русской культурами

Некоторые историки считают их финно-угорским народом, впоследствии принявшим монгольский тип, другие производят их от булгар. Существует мнение, что этот народ является родоначальником мадьяр. Флоринский приходит к выводу, что башкиры — племя тюркского происхождения, весьма близкое татарам. К психологическим характеристикам башкир можно отнести исполнительность, аккуратность, высокую психологическую устойчивость в экстремальных ситуациях, неприхотливость, некоторую замкнутость в общении, высокое чувство ответственности, выражающееся в башкирской пословице «Умел дать клятву, умей и сдержать ее». Следует отметить, что русские, татары и башкиры имеют длительный опыт совместного проживания на территории Волжско-Уральского региона. Многочисленные повороты истории России в равной степени затронули судьбы всех трех народов, что не могло не сказаться на общности ряда их характеристик и ментальности. Так, Б.

Алишев в своем исследовании ценностей татар и русских, говорит, что, несмотря на этнокультурные различия язык, культура, религия и т. Однако при всем сходстве образа жизни и политико-экономических условий, все же отмечаются различия в их ценностно-мотивационной сфере, системе отношений и других социально-психологических характеристиках. Согласно исследованиям Б. Алишева, о котором говорилось выше, в структуре ценностей молодых людей русской национальности заметен определенный уклон в сторону «романтических» ценностей природа, дружба, справедливость, свобода и др. Данное исследование еще раз подтверждает тезис о том, что даже при сходстве внешних условий существуют различия, обусловленные влиянием культурного своеобразия конкретного народа. Как отмечал Г.

Шпет, каждый член группы в большей или меньшей степени несет в себе духовную коллективность, известную под названием традиций, преданий, которые также можно рассматривать как систему духовных сил, определяющих настоящие переживания, впечатления и реакции индивида. Целью исследования был анализ специфики отношений между татарами, башкирами и русскими. Исследование проводилось в республиках Татарстан, Башкортостан и в Кировской области. В них приняли участие представители татарского, башкирского и русского этносов. Целью исследования было изучить эмоционально-оценочное отношение этих этнических групп друг к другу. Для этого нами были использованы методики «Семантический дифференциал» и тест диагностики межличностных отношений Т.

Согласно исследованиям, представители татарского, русского и башкирского этноса в целом положительно относятся друг к другу. Другими словами, в целом напряженности и интолерантности между представителями этих народов не наблюдается, что, видимо, объясняется длительной историей их мирного сосуществования и отсутствии ценностно-культурного конфликта. Результаты исследования по тесту Т. Лири показали, что, по мнению представителей других этносов, башкиры являются достаточно энергичными людьми, стремящимися к лидерству. При этом они могут быть строги в оценках, откровенны и прямолинейны в отношениях с окружающими. Они демонстрируют скрытность и замкнутость при вербальных контактах.

Однако в ряде ситуаций могут уступить и не проявлять активности во взаимоотношениях. В социально-психологическом портрете татар выделяются такие черты, как лидерство и энергичность, самоуважение, а также склонность к соперничеству и критичность. Русские, по мнению представителей других этногрупп, также несколько авторитарны, склонны к соперничеству, прямолинейны и строги в оценках. То есть, как видим, профили всех трех этнических групп достаточно похожи по показателям авторитарности, эгоистичности, агрессивности и подозрительности. Показатели по доминированию у всех оказались выше, чем показатели дружелюбия. Это может свидетельствовать о том, что существует некоторое напряжение во взаимоотношениях, проявляющееся в борьбе за лидерство и желании защитить собственные интересы.

Заключение Сопоставление результатов исследования по двум методикам позволяет предположить, что существует одинаковая тенденция в оценке межгрупповых взаимоотношений всеми опрошенными.

Интересен тот факт, что они верят в то, что больная женщина может выздороветь, когда родит очередного малыша. Семья для татарина — самое главное, он трепетно относится к своей половине. Разводов среди людей этой национальности довольно мало. А еще они живут очень дружно, всегда поддерживают друг друга, что сегодня является большой редкостью для народов Запада. Несмотря на то что характер татар в целом включает такие качества, как честность и доброта, есть среди них и предатели, и подлецы, и трусы. Как говорится, везде найдется паршивая овца. Борьба за выживание в условиях кочевой жизни породила в сердцах представителей этого народа определенную зависть, честолюбие, хитрость. Татары довольно благоразумны, имеют светлый и быстрый ум, но и горячие головы. Однако они всегда хорошо думают перед тем, как сказать что-нибудь со злости.

С древности татары занимаются торговыми делами, поэтому хорошо преуспевают в этом деле и сегодня.

Однако, эта безрукавка, общая обоим полам,у татар всегда узкоспинная без боров, а у кряшен с борами, как у поддёвки встречаются и различные переходы к безрукавке татарского образца. Который тип безрукавки древнее—решить трудно, из-за отсутствия в настоящее время необходимых данных, но во всяком случае этот тип одежд характерен для обеих групп и является, пожалуй, характерным именно для турок Поволжья, ибо у других турок, хотя безрукавка и есть, но всегда прямоспинная у башкир сказывается татарское влияние. Безрукавки нету соседей-финнов, хотя одежда в талию и присуща именно им и. Следующие верхние одежды в талию общие обеим группам—казакин бишмет отличаются именно наличием боров в талии у кряшен и узкой спинкой у татар, являясь опять-таки вариантами одной и той же одежды, характерной для края в отличие от прямоспинной других турок. Как ни различны на первый взгляд поддевка кряшен и бишмет в талию татар, но они являются лишь вариантами одного типа и дают различные переходы от одного к другому.

Верхние тяжелые одежды шуба, азям, тулуп прямоспинные—общи обеим группам и только распространенный у татар зилян, близкий к средне-азиатскому чапану, не имеет распространения у кряшен, да и у татар он появился в прошлом столетии, как об этом повествуют старые татарские авторы Марджани. Суммируя все изложенное, можно определенно говорить, что одежда кряшен есть одежда татар Поволжья вообще, но старинная, лишенная ее восточно-бухарских влияний, которые в широкие массы татар проникли уже в русскую эпоху, т. Основная обувь широких крестьянских масс—лапти и суконные чулки общи обеим группам. Эта обувь, по-видимому, является видоизменением кожаных чулок ичег кочевых турок, замененных чулками суконными, и твердых галош, надеваемых при хождении по земле, замененных лаптями. Кожаные чулки-ичеги у кряшен не встречаются, да и у татар в деревнях они есть только у богачей. Изредка у кряшен встречается обычай вместо чулок носить онучи, как у финнов, но это, определенно финское, влияние не доминирует.

Ношение же сапог русского образца все более и более распространяется у всех народов края. Также и короткая обувь женщин — туфли имеется у обоих народов и одного типа, только у богачей-татар получает восточный привкус. Больше всего отличий имеется у разбираемых групп в женском головном уборе, хотя и здесь имеется целый ряд точек соприкосновения. На первый взгляд эти уборы у обеих групп не имеют ничего как будто общего. У кряшен—платок, надеваемый по-русски на угол, суреке—твердый четырехугольник, надевающийся над лбом, как финский тюрик, и также часто покрываемый сверху платком. Это два крайних типа уборов обеих групп.

Однако, ежели мы приглядимся ближе, то картина значительно меняется. Одна из групп кряшен, именно правобережная, не носит финского суреке, а надевает тастар—длинное полотенце, аналогичное чувашскому сарпану, и зтот по описанию авторов XVIII века Лепехин , был широко распространен и у деревенских татар того времени, при чем о нем еще сохранились воспоминания в некоторых местах до сих пор. Точно так же почти у всех кряшен есть девичий головной убор—такья аналог чувашской - тухья , который описывается и для татарских девушек прежнего времени и является девичьей разновидностью твердого высокого убора, общего всем туркам, который; по. Таким образом, между такьей и колпачком устанавливается общность, хотя ношение женщинами сверх платка тюбитейки, а девушками прямо на волосах особой шапочки—каттажи, пожалуй, является пережитком убора женщин, общего, несомненно, обеим группам. У правобережных кряшен - он сохранился в виде кашмау—чувашское хушпу,—которое носили еще в XVIII веке и черемшанские татарки. У кряшен тех районов, где носят суреке, также сохранились предания о ношении тастара, по-видимому, уже позднее замененного финского суреке.

Носят кряшенские девушки и колпаки, но белые, о происхождении которых говорить трудно. Таким образом, хотя в настоящее время мы видим большую разницу в головных уборах женщин обеих групп, но в основе все же эти уборы сходятся вместе на тип головного полотенца-. Мужские уборы также имеют и общность и отличия. Так, войлочная шляпа обща обеим группам, только кряшены носят чаще серую, а татары белую, из других летних уборов у кряшен шире распространена русская фуражка, которую татары не носят. Тип зимних шапок общий не беря все более и более проникающие русские шапки и малахаи —это коническая или сферическая шапка, опушенная или неопушенная по краям; которая на голове кряшен особенно сокрушала сердца миссионеров, и они нередко против нее восставали в проповедях и печати, упрекая кряшен в татаризации. Тюбитейку кряшены не носят совершенно, хотя по указаниям миссионеров кой-где, по-видимому, носили, правда, преимущественно ноиокряшены.

Длинные волосы современных старокряшен не допускают этого, принявшего, чисто мусульманское значение, убора. Мы не будем сравнивать женские украшения обеих групп, чтоб увеличивать размера статьи, но все же отметим, что ряд; украшений, как девет перевязь через плечо , накосники, браслеты и шейное украшение джjака—челбыры общи обеим группам. Общи также и нагрудные украшения, хотя в современных формах они значительно разнятся. Остановимся дальше еще на одном важном бытовом моменте, именно на жилище, которое хотя и отражает многие бытовые влияния со стороны, у каждого народа все же сохраняет и ряд типичных, так сказать, национальных черт, присущих именно ему. Касаясь планов расселения татар и кряшен по отдельным посёлкам, надо сказать, что ежели основные моменты национального плана селений. Для татар уже более или менее хорошо изучены работами В.

Егерева и автора, то для кряшен это почти не сделано. У кряшен этот вопрос затеняется еще тем, что не установлено точно, какие деревни являются древними, а какие явились результатом переселения после крещения. Новые деревни по плану не характерны, ибо они строились русской администрацией, умышленно старавшейся для кряшен дать возможно выдержанный русский план. Те же немногочисленные деревни, которые нам известны как древние по плану, как будто приближаются к татарским, хотя утверждать это трудно. В общем же по внешнему виду и плану большинство кряшенских, деревень -приближается к русским и очень близко с татарскими Закамья. Улицы широкие, хотя и не всегда прямые, дома все выходят окнами на улицу.

Внешность домов также обща с середняцко-татарскими домами, особенно Закамья, и обща для всех народностей края. Только домов с четырехскатными крышами, характерными для русских, у кряшен нет - все крыши двухскатные. По плану, кряшенские дома Заказанья в большинстве или четырехстенные, или шестистенные и сближаются с таковыми у татар этого же района. Реже встречаются четырехстенники с клетью, подобные марийским. В Закамье же, кроме четьрехстенника, господствует пятистенник русского типа с соединением половин внутренней дверью у татар пятистенники имеют всегда отдельную дверь для каждой половины. Таким образом, в типе жилого дома кряшен много общих черт с татарами, но довольно много и руссицизмов, от которых, надо сказать, далеко не свободны и татары Закамских кантонов, где они живут чересполосно с русскими.

Внутренне устройство кряшенского дома оригинально и представляет сложную-смесь древнетатарского с позднейшими требованиями христианства. Изба у кряшен почти никогда не разгораживается по линии печи, как у татар так как нет надобности прятать женщин. Печь татарского образца с котлом, но с лежанкой, такая, как в бедняцких домах у татар, где размеры избы не позволяют ставить перегородку. Ставится она, не отступя от стены, как у татар, а примыкает к ней задней стенкой, оставлял проход лишь сбоку, где пристроен котел. Нары того же типа, что и у татар и у некоторых Ломах стол ставится только перед праздниками в углу, а в остальное время—у нар, а пространство в переднем углу забирается досками, и нары получают нормальный для татарской избы вид. Очень редко, но встречаются в кряшенски: избах и полати, чего у татар, никогда -не бывает.

Богато обставленных изб у кряшен встречать не приходилось, ибо даже при богатстве кряшенский быт не блещет роскошью жилища, Как у татарских баёв.

Бердяев [3] пишет, что при всей своей покорности и долготерпении Россия одновременно и самая анархическая страна в мире. Русский человек, возлагая на власть ответственность за решение собственных жизнеполагающих вопросов, в то же время не уважает власть, не испытывает к ней того пиетета, который свойственен, к примеру, восточным культурам.

Татары как нация сформировались во второй половине 19 века, когда многие локальные этнонимы моселман, казанлы, болгар, мишэр и др. На сегодняшний день татары обычно делятся на волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских татар. Как отмечалось выше, это крупный этнос, занимающий по численности в Российской Федерации второе место после русских.

Татары — целостная и сплоченная в культурном отношении этническая общность. Всех их отличает сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, с высоко развитым и ярко проявляющимся чувством национального самосознания и собственного достоинства.

Татарский язык входит в так называемую кыпчакско-булгарскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. Традиционная религия татар — ислам суннитского толка, за исключением небольшой по численности группы христиан - кряшен, обращенных в православие в 16-17 веках. И русские, и татары являются урбанизированными нациями.

Башкиры башкирцы также являются тюркским народом, по своему языку очень близким к татарскому. Согласно башкирским народным преданиям, они поселились на своих нынешних землях примерно 1000 лет назад. О башкирах как о самостоятельном народе упоминают уже арабские и персидские путешественники 9 — 13 веков.

Есть разногласия между учеными относительно происхождения башкир. Некоторые историки считают их финно-угорским народом, впоследствии принявшим монгольский тип, другие производят их от булгар. Существует мнение, что этот народ является родоначальником мадьяр.

Флоринский приходит к выводу, что башкиры — племя тюркского происхождения, весьма близкое татарам. К психологическим характеристикам башкир можно отнести исполнительность, аккуратность, высокую психологическую устойчивость в экстремальных ситуациях, неприхотливость, некоторую замкнутость в общении, высокое чувство ответственности, выражающееся в башкирской пословице «Умел дать клятву, умей и сдержать ее». Следует отметить, что русские, татары и башкиры имеют длительный опыт совместного проживания на территории Волжско-Уральского региона.

Многочисленные повороты истории России в равной степени затронули судьбы всех трех народов, что не могло не сказаться на общности ряда их характеристик и ментальности. Так, Б. Алишев в своем исследовании ценностей татар и русских, говорит, что, несмотря на этнокультурные различия язык, культура, религия и т.

Новости партнеров

  • 143593 (Взаимодействие русских и татар в Татарстане: вопросы религии, культуры и быта)
  • Новые лица: 12 молодых героев электронной сцены Казани
  • ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • Домен припаркован в Timeweb
  • Популярные стереотипы о татарах
  • «Татары менее всего обладали какою-либо ненавистью к культурности народа, который они завоевали»

Стереотипы, разница между татарами и русскими, пропаганда: что с демографией в Татарстане?

Правила и причины формирования и проявления русской культуры, всегда одинаковы. Но есть кардинальная разница в возможностях реализации русской культуры в виде художественных произведений и бытовом наборе действий. Татары и русские: различия в культуре, традициях и языке. Одним из основных отличий между татарской и русской культурой является религия. Татары, в основном, исповедуют ислам, в то время как русские являются православными христианами. Не до конца понятны и различия между русской и татарской одеждой. 15–16 вв. сформировался тип косоворотки с разрезом слева, получивший название русской рубахи, в отличие от украинской и белорусской, сохранивших прямой разрез.

Сходства и различия между национальностями чувашей и татар

Русские — это народ, который жил на территории империи Российской, а затем на территории России. Традиционно русский язык связывают с славянской языковой семьей. Исторически, татары и русские имеют разные корни, культуры, религии и языки. Тем не менее, несмотря на языковые и этнические различия, татары и чуваши имеют некоторые общие черты и сходства в культуре и традициях. Обе национальности сохраняют свою историческую идентичность и активно развивают свою национальную культуру. Русские — это народ, который жил на территории империи Российской, а затем на территории России. Традиционно русский язык связывают с славянской языковой семьей. Исторически, татары и русские имеют разные корни, культуры, религии и языки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий