Концерт для скрипки с оркестром п и чайковского

Купить Эрнст Г. Концерт. Для скрипки с оркестром. Клавир, Издательство Музыка 11314МИ по лучшей цене. Скачать: | Формат: 18:52, mp3, 320 kbps, 41 Mb. Виолончель – М. Ростропович. Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии, дирижёр – Г. Рождественский, 1963. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, op. Орлеанская дева. Переложение для пения с фортепиано. П.И. Чайковского, Ю. Мессера, И. Котека. Ке Хи Ким (скрипка), Александр Рудин (дирижер), Российский национальный оркестр. XVII Международный конкурс имени П.И. Чайковского, III тур. Москва, Концертный зал им. П.И. Чайковского, 27.06.2023. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор написан в 1878 году, во время пребывания композитора в Швейцарии. К моменту написания концерта автор уже написал Первый концерт для фортепиано с оркестром и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром.

Знаменитые скрипичные концерты. П.И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром

Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм. По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.

В письме к П. Юргенсону, написанном до 26 июня 1878, Чайковский сообщал: "Что касается концерта, то я хочу его посвятить Ауэру, - но, впрочем, об этом еще поговорим" Чайковский П.

Переписка: В 2-х т. Юргенсон, 2011. Более подробно композитор объяснился в следующем письме к тому же корреспонденту от 1 июля: "Концерт я хотел посвятить тому же Котеку, но, во избежание разных толков, вероятно, решусь посвятить Ауэру.

Венявскому и другим знаменитостям, ни в коем случае. Я очень люблю Ауэра и как артиста, и как человека" Там же. Именно с посвящением Л.

Ауэру это сочинение в переложении для скрипки и фортепиано напечатал Юргенсон в 1878.

Знаменитые скрипичные концерты. Концерт для скрипки с оркестром Среда, 11 Февраля 2015 г. Чайковского написан в 1878 году, во время пребывания композитора в Швейцарии.

К моменту написания концерта автор уже имел опыт написания произведений в этом жанре. Весна 1878 года была для Чайковского временем знаменательным. Он постепенно выходил из душевного кризиса, вызванного женитьбой в 1877 году и последовавшей за ней сильнейшей депрессией. Приезд к Чайковскому, находившемуся тогда в Кларансе, его ученика, друга, к которому он испытывал сердечную привязанность, И.

Котека, послужил поводом к созданию скрипичного концерта. Котек и Чайковский вместе музицировали и играли среди других скрипичный концерт "Испанская симфония" французского композитора Лало. Чайковский увлекся и решил написать для своего друга Концерт для скрипки с оркестром. Неровные отношения с Котеком, постоянные перемены в настроении привели к тому, что Чайковский стал сомневаться, кому посвятить этот концерт и предложить его к исполнению.

Композитор предпочел Котеку знаменитого скрипача Л. В Европе, а затем и в России исполнителем и пропагандистом концерта стал скрипач А.

В Европе, а затем и в России исполнителем и пропагандистом концерта стал скрипач А.

И, почти как с Первым фортепианным концертом, произошла смена посвящения. Хотя даже часть первого издания концерта успела выйти с посвящением Л. Позже все издания выходили с посвящением А.

Первый раз концерт исполнил с оркестром 4 декабря 1881 года в Вене Адольф Давидович Бродский, ставший пропагандистом концерта в Европе, а затем и в России. Чайковский, оценив то, что скрипач играл это виртуозное сочинение в Европе, где творчество Чайковского было тогда известно довольно мало, сменил прежнее посвящение на посвящение Адольфу Давидовичу Бродскому. Концерт для скрипки с оркестром - одно из лучших произведений русского музыкального искусства.

В настоящее время этот концерт является обязательным произведением для исполнения на Международном конкурсе имени Чайковского. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. Богатство и смелость творческой фантазии подчиняются твердой конструирующей воле и укладываются в рамки строгих рационально организованных форм, не стесняющих, однако, свободы и непосредственности выражения.

Фрагмент солирующей партии из концерта Скрипичный концерт Чайковского - произведение, исполненное высшей душевной гармонии. Поэтическая глубина музыки, блестящее использование возможностей скрипки ставят его в один ряд с образцовыми сочинениями этого жанра - концертами Бетховена, Мендельсона, Брамса. В то же время он отмечен печатью индивидуальности Чайковского: симфонический размах, виртуозный блеск удивительным образом сочетаются в нём с трогательной задушевностью, скромным изяществом.

чайковский п.и. концерт для скрипки с оркестром ре мажор ор.35

Концерт N1 для скрипки с оркестром. Чайковский. Впервые 2 цикла ~ Поэзия (Мир души) Скачать: | Формат: 18:52, mp3, 320 kbps, 41 Mb. Виолончель – М. Ростропович. Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии, дирижёр – Г. Рождественский, 1963. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, op.
Концерт для скрипки с оркестром (Чайковский) Орлеанская дева. Переложение для пения с фортепиано. П.И. Чайковского, Ю. Мессера, И. Котека.
Чайковский Концерт для скрипки с оркестром listen online Арнольд Кац Вадим Репин, скрипка Москва, Московская государственная консерватория ского Большой зал. 28.01.1986.
Петр Ильич Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор Концертный зал имени П. И. Чайковского. Вещь в себе: Берг – Концерт для скрипки с оркестром «Памяти ангела». Автор и ведущий – Ярослав Тимофеев. Режиссерская версия.
Концерт для скрипки с оркестром (Чайковский) Концерт для скрипки с оркестром – первое крупное сочинение, созданное Чайковским после пережитого им душевного и творческого кризиса 1877–1878 годов.

Чайковский Пётр Ильич

Первое исполнение Концерта с оркестром состоялось в Вене в 1881 г. Дирижировал Ханс Рихтер, солировал Адольф Давидович Бродский. Впоследствии он не раз исполнял Концерт и в России, и в Европе. Именно ему Чайковский посвятил свой Концерт для скрипки с оркестром. Explore the tracklist, credits, statistics, and more for Концерт Для Скрипки С Оркестром / Concerto For Violin and Orchestra by Н. Е Школьникова, П. Чайковский. Алексей концерты музыкальные квартирники. 5M просмотров. Первое исполнение Концерта с оркестром состоялось в Вене в 1881 г. Дирижировал Ханс Рихтер, солировал Адольф Давидович Бродский. Пользователь petran187 задал вопрос в категории Музыка и получил на него 2 ответа.

Чайковский Концерт Для Скрипки С Оркестром Mp3

Вы точно человек? Концерт для скрипки с оркестром ре мажор.
203002ИЮ Чайковский П. И. Концерт для скрипки с оркестром. Соч.35. CD, издательство "П. Юргенсон" Виктор Третьяков, скрипкаАкадемический симфонический оркестр Московской филармонии, дирижёр Дмитрий КитаенкоБольшой зал Московской консерватории (БЗК), 1983.
Концерт для скрипки с оркестром Чайковского Композитор: Петр Ильич Чайковский (Pyotr Iliych Tchaikovsky). Произведение: «Концерт для скрипки с оркестром D-dur» Ор.
Чайковский Пётр Ильич Д-017433, Д-017434 Формат записи - М Частота вращения - 33,3 об/мин Диаметр грампластинки - 30 см Звукозаписывающая.

Violin Concerto

В исполнении Сергея Догадина (скрипка) и Национального филармонического оркестра России прозвучал: Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор, соч.35 Петра Ильича Чайковского и Интродукция и вариации для скрипки соло на тему из оперы Дж. Концертный зал имени П. И. Чайковского. Вещь в себе: Берг – Концерт для скрипки с оркестром «Памяти ангела». Автор и ведущий – Ярослав Тимофеев. Режиссерская версия. Концерт для скрипки с оркестром D-dur, op.35 Исполнитель: х, Симфоничесий оркестр Московской гос. филармонии - дирижер шин Жанр: Classical, orchestra Год выпуска: 1964 Год записи: 1958 Количество. Концерт для скрипки с оркестром – первое крупное сочинение, созданное Чайковским после пережитого им душевного и творческого кризиса 1877–1878 годов.

Нотный архив Бориса Тараканова

Создание Скрипичного концерта как возможная творческая перспектива для Чайковского впервые было обозначено в письме ученика и друга композитора скрипача Иосифа Иосифовича Котека от 10/22 декабря 1877 года из Берлина. хорошо, КОНВЕРТ- см. фото. Им были написаны и Первый концерт для фортепиано с оркестром, и "Вариации на тему рококо" для виолончели с оркестром, и пьесы для скрипки с оркестром "Меланхолическая серенада", и Вальс-скерцо. Весна 1878 года была для Чайковского временем знаменательным. Tchaikovsky: Violin Concerto Concerto. Исполнитель: Itzhak Perlman/Israel Philharmonic Orchestra/Zubin Mehta/Janet Goodman Guggenheim. Композитор: Пётр Ильич Чайковский. 1990 мировая классика. Название: Концерт для скрипки с оркестром, I часть.

Чайковский Концерт Для Скрипки С Оркестром Скачать mp3

Концерт для скрипки с оркестром ре мажор ор. Чайковский — Концерт для скрипки ре-мажор соч. Виктор Третьяков — Концерт для скрипки с оркестром, D-dur, Op. Allegro moderato.

II часть. Canzonetta: Andante. III часть.

По сравнению с первым проведением, этот переход более близок доминантовому предыкту, нежели модулирующему ходу. Комплекс отмеченных выразительных средств позволяет сопоставить данный фрагмент с окончанием «Канцонетты», готовящим начало финала Концерта. Последнее проведение темы главной партии, плавно переходящее в масштабную коду соответственно, т. В начале коды на доминантовом органном пункте одновременно проводятся тема главной партии и первая тема побочной партии т. Следующий раздел коды представляет «состязательные» переклички солирующей скрипки и оркестра, фактически, повторяющие соответствующие фрагменты разработки и придающие развитию значительную динамику ср. Наконец, в заключительном разделе коды т. Солирующей скрипке поручены, в основном, гаммообразные пассажи, не имеющие выраженного тематического наполнения, что стало объектом критики первых рецензентов см. Исполнения при жизни Чайковского Впервые Скрипичный концерт был публично исполнен по переложению для скрипки и фортепиано в 1879 году в Нью-Йорке. Солировал американский скрипач и дирижер Леопольд Дамрош.

Неужели оркестровые голоса к нему появятся еще не скоро? Очевидно, ему еще не было известно, что голоса сочинения вышли из печати в августе 1879 года. Сам факт исполнения Скрипичного концерта в Америке установлен по упоминанию в российской прессе. В 1881 году критик С. Флеров писал, что «два года назад в Нью-Йорке уже играл его Скрипичный концерт. Дамрош, известный дирижер нью-йоркских филармонических концертов» [Флеров 1881: 4]. В марте 1879 года композитору, находившемуся в Берлине, стало известно о планировавшемся исполнении Скрипичного концерта Л. Ауэром: «В субботу, как я узнал из газет, Ауэр будет играть в Петербурге мой концерт, и мне было бы очень приятно услышать! Но поспею ли?

Однако исполнение не состоялось. Отчаявшись в том, что Ауэр когда-либо сыграет Концерт, Чайковский не переставал думать, что первым исполнителем нового сочинения станет Котек. Предполагалось, что скрипач сыграет премьеру в ноябре 1881 года в Санкт-Петербурге, но в последний момент он заменил Скрипичный концерт другим сочинением. Концерт этот хотели играть в Петербурге сначала Котек, потом Соре, и оба не могли исполнить своего намерения, потому что Ауэр и Давыдов восстали против этого несчастного концерта, говоря, что его невозможно играть, что это насмешка над публикой и т. Странно в этом то, что Ауэр и Давыдов мои так называемые друзья, что Ауэру, который всегда выставлялся горячим любителем моей музыки, я в благодарность даже посвятил концерт! Отказ Котека выступить с Концертом в Санкт-Петербурге в ноябре 1881 стал поводом к глубокому разочарованию Чайковского в своем ученике и друге и даже послужил причиной для временного прекращения общения между ними. Как и первое исполнение Скрипичного концерта в авторском переложении для скрипки и фортепиано, оркестровая премьера этого сочинения состоялась за рубежом. В статье Б. Новые сведения о первом исполнении Скрипичного концерта Чайковского» , опубликованной в марте 2023, приведён ранее неизвестный факт, что впервые Концерт сыграл скрипач Г.

Новое сочинение было включено в программу Шестого абонементного концерта Придворной капеллы Ганновера [Langston 2023]. Несмотря на то, что на исполнение откликнулись некоторые периодические издания, оно не получило широкого резонанса и осталось неизвестным даже самому композитору. Солировал А. Бродский, оркестром дирижировал Г. О готовящейся премьере Чайковскому было известно с начала осени. Прежде всего — известие, которое, надеюсь, тебе так же приятно, как оно мне было: Бродский хочет твой скрипичный концерт играть повсюду в Германии. Он играл его Гансу Рихтеру, и тот в восторге, и решено его продуцировать на первом сеансе новостей, устраиваемом Рихтером. Конечно, он просит о голосах и партитуре. Я голоса ему выслал немедленно, а насчет партитуры спрашиваю, как быть, т.

Мне очень приятно будет, если Бродский будет иметь успех. Известие об успешной премьере собственного сочинения воодушевило Чайковского. Купернику: «Я узнал только вчера из письма П. Юргенсона, что наш милый Бродский играл в Вене концерт. Вы не можете себе представить, какое удовольствие доставило мне это известие и как я тронут героическим поступком Бродского. Дело в том, что мой концерт, написанный 4 года тому назад, признан разными русскими скрипичными авторитетами совершенно неудобоисполнимым и, если не ошибаюсь, его никто никогда еще не играл. Между тем я знал, что отзыв помянутых авторитетов очень преувеличен, и все ждал, чтобы явился какой-нибудь скрипач-герой, который доказал бы, что невозможное оказалось возможным. Весьма радуюсь, что этот кто-то оказался Бродским, к которому всегда питал искреннюю симпатию и которому мне очень приятно быть обязанным. Очень знаю, что ему, еще не прочно установившему свое положение в Вене, было затруднительно и страшно являться перед венской публикой с концертом неизвестного автора, еще вдобавок русского.

Оттого-то я вдвойне ценю услугу, им мне оказанную, и испытываю неодолимую потребность поблагодарить его. Спустя несколько лет, в знак глубокой признательности за артистическую смелость, Чайковский подарил Бродскому свой фотопортрет с дарственной надписью: «Воссоздателю концерта, признанному невозможным, от благодарного автора. Весной 1882 года Бродский сыграл Концерт «с огромным успехом» в Лондоне [Бродский 2006: 113—114]. Он же первым исполнил сочинение в России. Оркестром дирижировал И. Российскую премьеру Скрипичного концерта сопровождала интрига. Приглашение сыграть это сочинение получили и Котек, и Бродский. Чайковский высказал пожелание, чтобы с Концертом выступил Бродский, о чем он сообщил Юргенсону, одному из организаторов Выставки: «Приглашен ли Бродский? Если хотят, чтобы один из них двух играл мой концерт, — то я положительно стою за Бродского и прошу тебя иметь в виду мое это заявление на случай, что оно понадобится для разрешения вопроса: кто из двух?

Желание Чайковского было удовлетворено. Первое исполнение Скрипичного концерта в России прошло с огромным успехом. На концерте присутствовал сам композитор, впервые услышавший тогда свое сочинение в оркестре. Рецензент отмечал: «По окончании скрипичного концерта г. Чайковский был вызван множество раз. Это было настоящее торжество русского искусства» [Левенсон 1882: 2]. Оркестром дирижировал М. Несмотря на безукоризненность технической стороны, не было увлечения ни со стороны артиста, ни со стороны публики. Какая удивительная штука темперамент!

У Бродского также струйка пошлости имеется, но вместе с этим есть огонек, энергия и природная сообразительность. С неизменным успехом Скрипичный концерт звучал под управлением самого Чайковского. При жизни Чайковского Скрипичный концерт сыграл и Ауэр. Впервые сочинение прозвучало в его исполнении в мае 1893 в Мюнхене на концертах фестиваля Немецкого всеобщего союза музыкантов. Это выступление имело заслуженный успех. В феврале 1894 года Ауэр исполнил сочинение в Москве. Кашкин писал по поводу выступления скрипача: «Скрипичный концерт Чайковского слышали в Москве много раз и от прекрасных исполнителей; но г. Ауэр, выступивший с ним в этот вечер, совершенно увлек публику виртуозным блеском и теми новыми оттенками, которые он сумел вложить в это произведение» цит. Ойстрах и К.

Мострас в предисловии к своей редакции концерта 1947 писали: «[Ауэр] выполнил свое обязательство по отношении к автору, как подобало большому музыканту и педагогу. Он первым раскрыл и выявил в концерте те подлинно вдохновенные и лирические стороны, которые так характерны для творчества Чайковского. Исполнение и интерпретация Ауэра стали традицией, живущей до наших дней как лучшая традиция русской симфонической школы» [Ойстрах, Мострас 1947: 3]. Эльман, Н. Мильштейн и особенно Я. Хейфец и М. Это поколение сменили последователи ауэровской школы: Д. Ойстрах, Л. Коган, И.

Безродный, М. Вайман, Б. Гутников, Г. Кремер, В. Отклики современников Первый отзыв о новом сочинении Чайковский получил от фон Мекк. Познакомившись с Концертом в Москве в мае 1878 года по рукописной копии переложения, выполненной в Берлине по заказу Котека, она поделилась впечатлениями с композитором. В настоящее время это письмо неизвестно, но, по-видимому, при первом знакомстве, фон Мекк не вполне разобралась в произведении и в письме к Чайковскому засвидетельствовала известное непонимание. Разумеется, в ней, как и во всяком сочинении, написанном для высказывания виртуозности, есть много холодно и рассудочно написанного, — но темы не были вымучены, и вообще общий план этой части пришел мне в голову разом, вылился сам собой, непосредственно. Я не теряю надежды, что Вы когда-нибудь примиритесь с нею.

В тот же день фон Мекк направила Чайковскому еще один отзыв о Концерте, в котором показала свое полное одобрение этой музыки: «Сейчас я играла Ваш скрипичный концерт, Петр Ильич, и все больше от него в восторге, первая часть с музыкальной стороны чрезвычайно интересна, эффектна и притом написана так легко, свободно; первая тема так величественна, с таким достоинством, что просто прелесть; она, т. Сколько поэтичной мечтательности, какие затаенные желания, какая глубокая грусть слышатся в ней, эти sons voiles под сурдинкою , этот таинственный шепот, что это за прелесть! Что за богатство фантазии у Вас, что за разнообразность ощущений! Реакция критики на первое оркестровое исполнение Скрипичного концерта в Ганновере была однозначно отрицательной. В упомянутой статье Б. В первом сочинение охарактеризовано как «неинтересное и очень длинное», несмотря на «несколько прекрасно разработанных славянских мелодий» цит. Такое же впечатление, но более подробно и эмоционально, выражено в статье из второго издания: «…Нам посчастливилось познакомиться с новым сочинением. Концерт для скрипки с оркестром П. Концерт идет целых три четверти часа, время, которое приведет в отчаяние даже самого спокойного человека, когда, как в этом случае, он вынужден слушать плохую музыку.

Мы никогда не слышали ничего более банального и лишенного воображения в программе абонементного концерта. Мелкие привлекательные мотивы, почерпнутые из мелодий славянского фольклора, не могли скрыть умственное бессилие композитора. Если сольная партия трактована так нехудожественно, в еще большей степени это относится к оркестровому сопровождению. Если первую часть в D-dur еще можно признать сносной, то вторую часть в g-moll, а особенно третью часть в D-dur следует определить как грубую музыкальную поделку, которая, впрочем, еще может доставить незавидную радость нецивилизованным обитателям степи на родине композитора. Если некоторые так называемые музыкальные круги находят удовольствие в демонстрации подобной продукции, то абонементные концерты, на наш взгляд, не являются для этого подходящим местом, так как, насколько нам известно, они устраиваются только для исполнения хорошей музыки, а не для того, чтобы оскорблять музыкальную публику» цит. Как единственный положительный момент в обоих отзывах отмечена игра скрипача Г.

Начало концерта невыносимо, и с развитием становится еще хуже. К концу первой части скрипка уже не звучит, а громыхает и воет! Анданте начинается прекрасно, но затем увязает в атмосфере русского базара, где все пьяны, а на лицах отражается отталкивающая жестокость...

Обосновавшись в небольшой деревеньке Кларан, композитор по утрам заставлял себя работать, а затем регулярно выходил на прогулки, чтобы полюбоваться окрестностями Женевского озера.

Постепенно унылое настроение Петра Ильича стало улучшаться, и он стал более спокойным. Друзья тоже не оставляли маэстро без внимания, например, однажды его приехал навестить Иосиф Котек — скрипач, которого Чайковский в своё время обучал теоретическим дисциплинам. Чтобы немного развлечь своего учителя и друга, Котек привёз с собой ноты новейших произведений для скрипки в сопровождении симфонического оркестра, среди которых маэстро особую заинтересованность проявил к сочинению француза Эдуара Лало. Его скрипичный концерт послужил для Чайковского источником вдохновения для создания такого же произведения, тем более, что у него уже был опыт сочинения в данном жанре. На создание концерта у Петра Ильича ушёл всего лишь месяц, начав работу в начале марта 1878 года, 16 числа он закончил его в эскизном варианте. Затем заново переписав вторую часть, которую посчитал не очень удачной, к 20-му апреля окончательно завершил инструментовку своего нового творения. Первый раз произведение прозвучало в узком кругу друзей и знакомых. На скрипке солировал Иосиф Котек, а на рояле ему аккомпанировал сам автор. Премьерное исполнение концерта на большой сцене состоялось в Вене в начале декабря 1881 года. Солистом выступил талантливый скрипач Адольф Бродский.

Интересные факты Концерт для скрипки с оркестром Петра Ильича Чайковского слывёт у музыкантов произведением довольно сложным для исполнения. Поэтому многие известные скрипачи мирового уровня считают престижным для себя иметь это сочинение великого маэстро в своём репертуаре. Необходимо также отметить, что концерт в настоящее время является обязательным для исполнения участниками конкурса имени Чайковского в номинации «скрипка» в самом напряжённом финальном туре. С посвящением «Концерта» произошла весьма интересная история, которая достойна особого внимания. Изначально Чайковский предполагал посвятить его своему другу Иосифу Котеку, так как именно он вдохновил маэстро на написание этого шедевра.

Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Вариации на тему рококо для виолончели и оркестра

Чайковский пётр концерт для скрипки с оркестром 01. ски - Концерт для скрипки и симфонического оркестра Ре-Мажор, Чайковский - Концерт для скрипки с оркестром D-dur, 3-ая часть (Зино и другие музыкальные треки в хорошем качестве (128-320kbps).
П.И. Чайковский Виктор Третьяков, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Владимир Федосеев.
Чайковский Концерт Для Скрипки С Оркестром > Слушать и скачать песню в mp3 Концерт для фортепиано с оркестром, Консерватория им. Чайковского, купить билеты на концерт в Москве, 18.02.2024.
Чайковский Пётр Ильич Violin Concerto (Tchaikovsky). В Концерт для скрипки в Ре мажор, Соч. 35 был единственным концертом для скрипки, сочиненным Петр Ильич Чайковский в 1878 и является одним из самых известных скрипичные концерты.

П.И.Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром

Спокойная обстановка Кларана располагала к творчеству. Прежде они нередко совместно музицировали, по просьбе Котека был написан Вальс-скерцо. Теперь композитор задумывался о монументальном скрипичном сочинении концертного плана. К тому времени он не был новичком в этой области музыки — уже был написан Первый фортепианный концерт, но применительно к партии солирующей скрипки он еще не ощущал полной уверенности. Очень помогли ему те произведения для скрипки, которые Котек привез в Кларан, особенно впечатлила его «Испанская симфония» Эдуарда Лало.

Несколько дней совместного музицирования с Котеком окончательно укрепили намерение композитора — отложив фортепианную сонату, не слишком его увлекавшую, он принялся за сочинение Концерта для скрипки с оркестром впервые в своей творческой жизни композитор принялся за новое произведение до того, как закончил предшествующее. Сочинение настолько захватило его, что музыка поистине писалась сама собой — композитору потребовалось всего двадцать пять дней, чтобы написать и даже оркестровать столь крупное произведение. В Скрипичном концерте отразилось то душевное состояние, в котором пребывал композитор, преодолевший душевный кризис. Хотя над этим произведением он работал зимой, когда дождь в Кларане чередовался со снегом, в нем явственно чувствуется «весеннее» настроение.

Оно пронизывает обе темы первой части — энергичную главную партию, лирическую побочную — между которыми нет большого контраста, они скорее дополняют друг друга. Ощущение радости жизни постепенно нарастает в музыкальном развитии, достигая апогея в середине первой части, когда мощно и торжествующе звучит главная партия. С воспоминаниями о Флоренции определенно связана вторая часть — канцонетта — лаконичная, напоминающая итальянскую песню. Она имеет простую трехчастную форму с более оживленной серединой.

Если Вы являетесь правообладателем или лицом, представляющим правообладателя, и не хотите чтобы страница с произведением, нарушающие Ваши права, присутствовала на сайте, воспользуйтесь данной формой DMCA. Сейчас слушают песни.

Вторая тема побочной партии т. Это печальный народный причет, плач, пронизанный интонацией стона. В отличие от первой темы побочной партии, вторая обращена к сфере внутреннего мира героя, раздвоенного между полярными состояниями души. Удивительно плавное и органичное возвращение темы главной партии рондо-сонаты готовится в т.

Оно представляет собой возвратный ход на тематическом материале второй темы побочной партии, в котором выявляются мотивы родственные главной теме. Моторность движения устанавливается в небольшой каденции солирующей скрипки т. Второе проведение рефрена главной темы рондо-сонаты, фактически, является разработкой — настолько интенсивно в нем тонально-гармоническое и мотивное развитие т. Тональное движение уходит в бемольную сферу и затрагивает F-dur, d-moll, B-dur, g-moll, Es-dur. Важное положение занимает фрагмент в C-dur т. Финальной точкой тонального движения разработки становится G-dur, в котором звучит первая тема побочной партии т.

По сравнению с первым проведением, она заметно изменена. Усилена юмористическая сторона, грубоватая неуклюжесть — вводятся двойные ноты в фигурациях, glissando. В октавном проведении темы т. К концу изложение не динамизируется, как в первом проведении, а, наоборот, сникает. Тема проводится на pp в сверкающих флажолетах, как фантастический сон т. Но, если в первом элементе это было glissando на октаву и сексту, то здесь — на диссонирующий интервал большую септиму, что придает звучанию трагедийный характер.

Это состояние усиливается значительным замедлением темпа в последующем связующем фрагменте до Quasi andante, т. По сравнению с первым проведением, этот переход более близок доминантовому предыкту, нежели модулирующему ходу. Комплекс отмеченных выразительных средств позволяет сопоставить данный фрагмент с окончанием «Канцонетты», готовящим начало финала Концерта. Последнее проведение темы главной партии, плавно переходящее в масштабную коду соответственно, т. В начале коды на доминантовом органном пункте одновременно проводятся тема главной партии и первая тема побочной партии т. Следующий раздел коды представляет «состязательные» переклички солирующей скрипки и оркестра, фактически, повторяющие соответствующие фрагменты разработки и придающие развитию значительную динамику ср.

Наконец, в заключительном разделе коды т. Солирующей скрипке поручены, в основном, гаммообразные пассажи, не имеющие выраженного тематического наполнения, что стало объектом критики первых рецензентов см. Исполнения при жизни Чайковского Впервые Скрипичный концерт был публично исполнен по переложению для скрипки и фортепиано в 1879 году в Нью-Йорке. Солировал американский скрипач и дирижер Леопольд Дамрош. Неужели оркестровые голоса к нему появятся еще не скоро? Очевидно, ему еще не было известно, что голоса сочинения вышли из печати в августе 1879 года.

Сам факт исполнения Скрипичного концерта в Америке установлен по упоминанию в российской прессе. В 1881 году критик С. Флеров писал, что «два года назад в Нью-Йорке уже играл его Скрипичный концерт. Дамрош, известный дирижер нью-йоркских филармонических концертов» [Флеров 1881: 4]. В марте 1879 года композитору, находившемуся в Берлине, стало известно о планировавшемся исполнении Скрипичного концерта Л. Ауэром: «В субботу, как я узнал из газет, Ауэр будет играть в Петербурге мой концерт, и мне было бы очень приятно услышать!

Но поспею ли? Однако исполнение не состоялось. Отчаявшись в том, что Ауэр когда-либо сыграет Концерт, Чайковский не переставал думать, что первым исполнителем нового сочинения станет Котек. Предполагалось, что скрипач сыграет премьеру в ноябре 1881 года в Санкт-Петербурге, но в последний момент он заменил Скрипичный концерт другим сочинением. Концерт этот хотели играть в Петербурге сначала Котек, потом Соре, и оба не могли исполнить своего намерения, потому что Ауэр и Давыдов восстали против этого несчастного концерта, говоря, что его невозможно играть, что это насмешка над публикой и т. Странно в этом то, что Ауэр и Давыдов мои так называемые друзья, что Ауэру, который всегда выставлялся горячим любителем моей музыки, я в благодарность даже посвятил концерт!

Отказ Котека выступить с Концертом в Санкт-Петербурге в ноябре 1881 стал поводом к глубокому разочарованию Чайковского в своем ученике и друге и даже послужил причиной для временного прекращения общения между ними. Как и первое исполнение Скрипичного концерта в авторском переложении для скрипки и фортепиано, оркестровая премьера этого сочинения состоялась за рубежом. В статье Б. Новые сведения о первом исполнении Скрипичного концерта Чайковского» , опубликованной в марте 2023, приведён ранее неизвестный факт, что впервые Концерт сыграл скрипач Г. Новое сочинение было включено в программу Шестого абонементного концерта Придворной капеллы Ганновера [Langston 2023]. Несмотря на то, что на исполнение откликнулись некоторые периодические издания, оно не получило широкого резонанса и осталось неизвестным даже самому композитору.

Солировал А. Бродский, оркестром дирижировал Г. О готовящейся премьере Чайковскому было известно с начала осени. Прежде всего — известие, которое, надеюсь, тебе так же приятно, как оно мне было: Бродский хочет твой скрипичный концерт играть повсюду в Германии. Он играл его Гансу Рихтеру, и тот в восторге, и решено его продуцировать на первом сеансе новостей, устраиваемом Рихтером. Конечно, он просит о голосах и партитуре.

Я голоса ему выслал немедленно, а насчет партитуры спрашиваю, как быть, т. Мне очень приятно будет, если Бродский будет иметь успех. Известие об успешной премьере собственного сочинения воодушевило Чайковского. Купернику: «Я узнал только вчера из письма П. Юргенсона, что наш милый Бродский играл в Вене концерт. Вы не можете себе представить, какое удовольствие доставило мне это известие и как я тронут героическим поступком Бродского.

Дело в том, что мой концерт, написанный 4 года тому назад, признан разными русскими скрипичными авторитетами совершенно неудобоисполнимым и, если не ошибаюсь, его никто никогда еще не играл. Между тем я знал, что отзыв помянутых авторитетов очень преувеличен, и все ждал, чтобы явился какой-нибудь скрипач-герой, который доказал бы, что невозможное оказалось возможным. Весьма радуюсь, что этот кто-то оказался Бродским, к которому всегда питал искреннюю симпатию и которому мне очень приятно быть обязанным. Очень знаю, что ему, еще не прочно установившему свое положение в Вене, было затруднительно и страшно являться перед венской публикой с концертом неизвестного автора, еще вдобавок русского. Оттого-то я вдвойне ценю услугу, им мне оказанную, и испытываю неодолимую потребность поблагодарить его. Спустя несколько лет, в знак глубокой признательности за артистическую смелость, Чайковский подарил Бродскому свой фотопортрет с дарственной надписью: «Воссоздателю концерта, признанному невозможным, от благодарного автора.

Весной 1882 года Бродский сыграл Концерт «с огромным успехом» в Лондоне [Бродский 2006: 113—114]. Он же первым исполнил сочинение в России. Оркестром дирижировал И. Российскую премьеру Скрипичного концерта сопровождала интрига. Приглашение сыграть это сочинение получили и Котек, и Бродский. Чайковский высказал пожелание, чтобы с Концертом выступил Бродский, о чем он сообщил Юргенсону, одному из организаторов Выставки: «Приглашен ли Бродский?

Если хотят, чтобы один из них двух играл мой концерт, — то я положительно стою за Бродского и прошу тебя иметь в виду мое это заявление на случай, что оно понадобится для разрешения вопроса: кто из двух? Желание Чайковского было удовлетворено. Первое исполнение Скрипичного концерта в России прошло с огромным успехом. На концерте присутствовал сам композитор, впервые услышавший тогда свое сочинение в оркестре. Рецензент отмечал: «По окончании скрипичного концерта г. Чайковский был вызван множество раз.

Это было настоящее торжество русского искусства» [Левенсон 1882: 2]. Оркестром дирижировал М. Несмотря на безукоризненность технической стороны, не было увлечения ни со стороны артиста, ни со стороны публики. Какая удивительная штука темперамент! У Бродского также струйка пошлости имеется, но вместе с этим есть огонек, энергия и природная сообразительность. С неизменным успехом Скрипичный концерт звучал под управлением самого Чайковского.

При жизни Чайковского Скрипичный концерт сыграл и Ауэр. Впервые сочинение прозвучало в его исполнении в мае 1893 в Мюнхене на концертах фестиваля Немецкого всеобщего союза музыкантов. Это выступление имело заслуженный успех. В феврале 1894 года Ауэр исполнил сочинение в Москве. Кашкин писал по поводу выступления скрипача: «Скрипичный концерт Чайковского слышали в Москве много раз и от прекрасных исполнителей; но г. Ауэр, выступивший с ним в этот вечер, совершенно увлек публику виртуозным блеском и теми новыми оттенками, которые он сумел вложить в это произведение» цит.

Ойстрах и К. Мострас в предисловии к своей редакции концерта 1947 писали: «[Ауэр] выполнил свое обязательство по отношении к автору, как подобало большому музыканту и педагогу. Он первым раскрыл и выявил в концерте те подлинно вдохновенные и лирические стороны, которые так характерны для творчества Чайковского. Исполнение и интерпретация Ауэра стали традицией, живущей до наших дней как лучшая традиция русской симфонической школы» [Ойстрах, Мострас 1947: 3]. Эльман, Н. Мильштейн и особенно Я.

Хейфец и М. Это поколение сменили последователи ауэровской школы: Д. Ойстрах, Л. Коган, И. Безродный, М. Вайман, Б.

Гутников, Г. Кремер, В. Отклики современников Первый отзыв о новом сочинении Чайковский получил от фон Мекк. Познакомившись с Концертом в Москве в мае 1878 года по рукописной копии переложения, выполненной в Берлине по заказу Котека, она поделилась впечатлениями с композитором. В настоящее время это письмо неизвестно, но, по-видимому, при первом знакомстве, фон Мекк не вполне разобралась в произведении и в письме к Чайковскому засвидетельствовала известное непонимание.

В мелодическом контрапункте участвует сначала первый кларнет т. Близкое тембровое решение начала репризы имеет место в «Меланхолической серенаде», где мелодию главной темы в партии солирующей скрипки сопровождает тремоло первой и второй флейт. Реприза структурно и гармонически разомкнута. Проведение главной темы завершается краткой каденцией, обозначающей эмоциональный всплеск т. Тоническая гармония «Канцонетты» не появляется. Каденция скрипки заканчивается на доминанте основной тональности D-dur. Следующее затем оркестровое заключение т. Ход основан на повторениях мотива, вычлененного из оркестрового заключения и одновременно готовящего звучание основного мотива финала. Если в первых двух частях Концерта воплощен, скорее, внутренний мир человека, то третья часть рисует картины внешнего мира, в который включен человек. Переход и самое начало финала позволяет провести аналогию с окончанием экспозиции и началом разработки первой части Шестой симфонии. И в одном, и в другом сочинении звучание спускается в глубокие басы, замедляется темп и до минимума снижается динамика, на смену чему приходит оглушительное «вторжение» на максимальной динамике и в стремительном темпе. Финальное Allegro vivacissimo D-dur рондо-соната рисует картину народного праздника, опьянения, «загула», безудержного веселья, как бы наблюдаемого со стороны лирическим героем, пытающимся слиться с этим весельем. Эта часть наиболее тесно связана и интонационно, и образно-драматургически с Четвертой симфонией, особенно с ее скерцо и финалом. Энергичное, небольшое вступление оркестра основано на интонациях темы рефрена, данных в веселой перекличке инструментов т. Тему подхватывает скрипка, развивая ее в обширной сольной каденции, как бы кружением на месте перед пляской т. Народно-плясовой характер следующего затем рефрена рондо главной партии рондо-сонаты несомненен т. В мелодии темы, исполняемой солирующей скрипкой под скупой аккомпанемент оркестра, ощущаются интонации и «Камаринской», и песни «Во пиру была», и ряда малороссийских песен. Зажигательный ритм, заостренные штрихи, динамическая яркость, виртуозная полетность — все направлено на создание картины праздничного веселья. Рефрен написан в форме трехчастной песни. Ее реприза перерастает в ход к побочной партии т. Звучание обеих тем побочной партии резко контрастно стремительному движению главной партии. Первая тема Poco meno mosso, A-dur разворачивается на фоне звучания народных волыночных квинт в басу, сопровождающих мелодию в ритме четвертей т. Именно этот эпизод, символизирующий попытку героя включиться в общий праздничный хоровод, подчеркнул в своей рецензии Ганслик см. Однако и сам композитор ощущал сложность включения подобного типа образов в свои сочинения из-за сложившихся в его время узких эстетических норм «прекрасного». Вторая тема побочной партии т. Это печальный народный причет, плач, пронизанный интонацией стона. В отличие от первой темы побочной партии, вторая обращена к сфере внутреннего мира героя, раздвоенного между полярными состояниями души. Удивительно плавное и органичное возвращение темы главной партии рондо-сонаты готовится в т. Оно представляет собой возвратный ход на тематическом материале второй темы побочной партии, в котором выявляются мотивы родственные главной теме. Моторность движения устанавливается в небольшой каденции солирующей скрипки т. Второе проведение рефрена главной темы рондо-сонаты, фактически, является разработкой — настолько интенсивно в нем тонально-гармоническое и мотивное развитие т. Тональное движение уходит в бемольную сферу и затрагивает F-dur, d-moll, B-dur, g-moll, Es-dur. Важное положение занимает фрагмент в C-dur т. Финальной точкой тонального движения разработки становится G-dur, в котором звучит первая тема побочной партии т. По сравнению с первым проведением, она заметно изменена. Усилена юмористическая сторона, грубоватая неуклюжесть — вводятся двойные ноты в фигурациях, glissando. В октавном проведении темы т. К концу изложение не динамизируется, как в первом проведении, а, наоборот, сникает. Тема проводится на pp в сверкающих флажолетах, как фантастический сон т. Но, если в первом элементе это было glissando на октаву и сексту, то здесь — на диссонирующий интервал большую септиму, что придает звучанию трагедийный характер. Это состояние усиливается значительным замедлением темпа в последующем связующем фрагменте до Quasi andante, т. По сравнению с первым проведением, этот переход более близок доминантовому предыкту, нежели модулирующему ходу. Комплекс отмеченных выразительных средств позволяет сопоставить данный фрагмент с окончанием «Канцонетты», готовящим начало финала Концерта. Последнее проведение темы главной партии, плавно переходящее в масштабную коду соответственно, т. В начале коды на доминантовом органном пункте одновременно проводятся тема главной партии и первая тема побочной партии т. Следующий раздел коды представляет «состязательные» переклички солирующей скрипки и оркестра, фактически, повторяющие соответствующие фрагменты разработки и придающие развитию значительную динамику ср. Наконец, в заключительном разделе коды т. Солирующей скрипке поручены, в основном, гаммообразные пассажи, не имеющие выраженного тематического наполнения, что стало объектом критики первых рецензентов см. Исполнения при жизни Чайковского Впервые Скрипичный концерт был публично исполнен по переложению для скрипки и фортепиано в 1879 году в Нью-Йорке. Солировал американский скрипач и дирижер Леопольд Дамрош. Неужели оркестровые голоса к нему появятся еще не скоро? Очевидно, ему еще не было известно, что голоса сочинения вышли из печати в августе 1879 года. Сам факт исполнения Скрипичного концерта в Америке установлен по упоминанию в российской прессе. В 1881 году критик С. Флеров писал, что «два года назад в Нью-Йорке уже играл его Скрипичный концерт. Дамрош, известный дирижер нью-йоркских филармонических концертов» [Флеров 1881: 4]. В марте 1879 года композитору, находившемуся в Берлине, стало известно о планировавшемся исполнении Скрипичного концерта Л. Ауэром: «В субботу, как я узнал из газет, Ауэр будет играть в Петербурге мой концерт, и мне было бы очень приятно услышать! Но поспею ли? Однако исполнение не состоялось. Отчаявшись в том, что Ауэр когда-либо сыграет Концерт, Чайковский не переставал думать, что первым исполнителем нового сочинения станет Котек. Предполагалось, что скрипач сыграет премьеру в ноябре 1881 года в Санкт-Петербурге, но в последний момент он заменил Скрипичный концерт другим сочинением. Концерт этот хотели играть в Петербурге сначала Котек, потом Соре, и оба не могли исполнить своего намерения, потому что Ауэр и Давыдов восстали против этого несчастного концерта, говоря, что его невозможно играть, что это насмешка над публикой и т. Странно в этом то, что Ауэр и Давыдов мои так называемые друзья, что Ауэру, который всегда выставлялся горячим любителем моей музыки, я в благодарность даже посвятил концерт! Отказ Котека выступить с Концертом в Санкт-Петербурге в ноябре 1881 стал поводом к глубокому разочарованию Чайковского в своем ученике и друге и даже послужил причиной для временного прекращения общения между ними. Как и первое исполнение Скрипичного концерта в авторском переложении для скрипки и фортепиано, оркестровая премьера этого сочинения состоялась за рубежом. В статье Б. Новые сведения о первом исполнении Скрипичного концерта Чайковского» , опубликованной в марте 2023, приведён ранее неизвестный факт, что впервые Концерт сыграл скрипач Г. Новое сочинение было включено в программу Шестого абонементного концерта Придворной капеллы Ганновера [Langston 2023]. Несмотря на то, что на исполнение откликнулись некоторые периодические издания, оно не получило широкого резонанса и осталось неизвестным даже самому композитору. Солировал А. Бродский, оркестром дирижировал Г. О готовящейся премьере Чайковскому было известно с начала осени. Прежде всего — известие, которое, надеюсь, тебе так же приятно, как оно мне было: Бродский хочет твой скрипичный концерт играть повсюду в Германии. Он играл его Гансу Рихтеру, и тот в восторге, и решено его продуцировать на первом сеансе новостей, устраиваемом Рихтером. Конечно, он просит о голосах и партитуре. Я голоса ему выслал немедленно, а насчет партитуры спрашиваю, как быть, т. Мне очень приятно будет, если Бродский будет иметь успех. Известие об успешной премьере собственного сочинения воодушевило Чайковского. Купернику: «Я узнал только вчера из письма П. Юргенсона, что наш милый Бродский играл в Вене концерт. Вы не можете себе представить, какое удовольствие доставило мне это известие и как я тронут героическим поступком Бродского. Дело в том, что мой концерт, написанный 4 года тому назад, признан разными русскими скрипичными авторитетами совершенно неудобоисполнимым и, если не ошибаюсь, его никто никогда еще не играл. Между тем я знал, что отзыв помянутых авторитетов очень преувеличен, и все ждал, чтобы явился какой-нибудь скрипач-герой, который доказал бы, что невозможное оказалось возможным. Весьма радуюсь, что этот кто-то оказался Бродским, к которому всегда питал искреннюю симпатию и которому мне очень приятно быть обязанным. Очень знаю, что ему, еще не прочно установившему свое положение в Вене, было затруднительно и страшно являться перед венской публикой с концертом неизвестного автора, еще вдобавок русского. Оттого-то я вдвойне ценю услугу, им мне оказанную, и испытываю неодолимую потребность поблагодарить его. Спустя несколько лет, в знак глубокой признательности за артистическую смелость, Чайковский подарил Бродскому свой фотопортрет с дарственной надписью: «Воссоздателю концерта, признанному невозможным, от благодарного автора. Весной 1882 года Бродский сыграл Концерт «с огромным успехом» в Лондоне [Бродский 2006: 113—114]. Он же первым исполнил сочинение в России. Оркестром дирижировал И. Российскую премьеру Скрипичного концерта сопровождала интрига. Приглашение сыграть это сочинение получили и Котек, и Бродский. Чайковский высказал пожелание, чтобы с Концертом выступил Бродский, о чем он сообщил Юргенсону, одному из организаторов Выставки: «Приглашен ли Бродский? Если хотят, чтобы один из них двух играл мой концерт, — то я положительно стою за Бродского и прошу тебя иметь в виду мое это заявление на случай, что оно понадобится для разрешения вопроса: кто из двух? Желание Чайковского было удовлетворено. Первое исполнение Скрипичного концерта в России прошло с огромным успехом. На концерте присутствовал сам композитор, впервые услышавший тогда свое сочинение в оркестре. Рецензент отмечал: «По окончании скрипичного концерта г. Чайковский был вызван множество раз. Это было настоящее торжество русского искусства» [Левенсон 1882: 2]. Оркестром дирижировал М. Несмотря на безукоризненность технической стороны, не было увлечения ни со стороны артиста, ни со стороны публики. Какая удивительная штука темперамент! У Бродского также струйка пошлости имеется, но вместе с этим есть огонек, энергия и природная сообразительность.

П.Чайковский - Концерт для скрипки с оркестром D-dur, op.35

Приехав к Чайковскому в Швейцарию, он привёз ноты ряда свежих сочинений для скрипки с оркестром — в том числе Испанской симфонии Эдуара Лало, и это вдохновило композитора. Концерт был написан всего за месяц. Первое публичное исполнение произведения прошло в частном собрании: партию скрипки исполнил Котек, а автор аккомпанировал ему на фортепиано. Концерт в начале был посвящён Леопольду Семёновичу Ауэру, но тот не решился сыграть это произведение из-за его сложности для исполнения. Первый раз концерт исполнил с оркестром 4 декабря 1881 года в Вене Адольф Давидович Бродский, ставший пропагандистом концерта в Европе, а затем и в России.

Включен в перечень социально значимых интернет-ресурсов России. Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством.

Allegro vivacissimo D major, 639 bars The concerto lasts approximately 30 to 35 minutes in performance. Composition Early in 1878, Tchaikovsky was staying at Clarens as a guest, with his former student, the violinist Iosif Kotek. Besides small pieces, I am writing a sonata for piano and a violin concerto" [2]. He set aside his Grand Sonata , on which he had been working at the time, and began composition of the Violin Concerto [3]. In all his letters from this period, the composer remarks that he is carried away with work on the concerto, which, notwithstanding its novelty of form, came very easily to him. It still has to be copied out and played through a few times... I shall start the copying out and add the finishing touches" [6].

Большинство владельцев жилья сегодня для создания стяжки пола продолжают использовать обычный цементно-песчаный раствор.... Концерт для скрипки с оркестром Чайковский Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. Чайковского написан в 1878 году, во время пребывания композитора в Швейцарии. В работе над ней Чайковскому помогал его друг и ученик по теории музыки скрипач Иосиф Котек. Приехав к Чайковскому в Швейцарию, он привёз ноты ряда свежих сочинений для скрипки с оркестром — в том числе Испанской симфонии Эдуара Лало, и это вдохновило композитора.

Пётр Чайковский - Концерт для скрипки с оркестром, соч. 35 (1957)

Я писал Вам на днях, что хотя и работаю ежедневно, но без увлеченья. Стоило бы мне поддаться неохоте работать, и я бы долго ничего не сделал. Но вера и терпение никогда не покидают меня, и сегодня с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, о котором я говорил Вам и благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мною сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление». В конце письма Чайковский впервые сообщает о своем новом замысле — Концерте для скрипки с оркестром: «Я чувствую себя отлично и очень доволен сегодняшним днем. Работа шла очень успешно. Я пишу, кроме мелких пьес, сонату для фортепьяно и скрипичный концерт. Я надеюсь, что выеду из-за границы с порядочным запасом эскизов». Концерт создавался стремительно, практически в едином творческом порыве. Через десять дней Чайковский констатирует окончание сочинения «вчерне», то есть концерт полностью готов в эскизах: «Я кoнчил ceгoдня кoнцepт.

Ocтaeтcя пepeпиcaть eгo, нecкoлькo paз пpoигpaть c Koтeкoм, кoтopый eщe здecь и зaтeм инcтpyмeнтовaть. Зaвтpa я пpимycь зa пepeпиcывaньe и oтдeлкy чacтнocтeй». Эскизы концерта, как обычно при работе над сочинениями подобного рода, композитор записывал в виде своеобразного дирекциона particella. Затем шел процесс «переписки», то есть на основе эскизов создавалась рукопись фортепианного переложения. Уже через три дня композитор сообщил брату: «Кончил переписку первой части концерта и вечером играл ее. Модест и Котик оба в совершенном восторге. Я был очень доволен сделанною мне ими овациею». Скорее всего, играл Чайковский и за оркестр и за скрипку на фортепиано, но через два дня появилась возможность исполнить часть уже вместе с полноценной скрипичной партией.

Успех был громадный как автору, так и исполнителю. В том же письме композитор сообщает и о готовности второй части: «Вечером сыграл andante, которое понравилось гораздо меньше первой части. Да я и сам не особенно доволен». В письме к Н. Andante, по исполнении его со скрипкой, не удовлетворило меня, и я или подвергну его радикальному исправлению, или напишу новое. Финал, если не ошибаюсь, удался так же, как и первая часть». За этот период Чайковский многократно проиграл его с Котеком, желая убедиться в исполнимости сольной партии сочинения: «Концерт я здесь много раз играл, и он производил каждый раз единодушный или, лучше сказать, двоедушный фурор, ибо публика, состоящая из Модеста и Котека, в унисон поет мне за концерт хвалебные гимны.

От рокового шага его спасла лишь полная смена обстановки — срочный отъезд за границу, в Италию и Швейцарию, где Чайковский обрел душевное равновесие и вернулся к творчеству, завершив Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин». В чудесной обстановке живописного Женевского озера в предгорьях Альп мгновенно рождались и новые замыслы. Полный умиротворения и светлой созерцательности скрипичный концерт написан всего за месяц. Большой премьеры произведение дождалось через годы. Чайковский никак не мог найти солиста для виртуозного сочинения.

В автографе партитуры сольная скрипичная партия, а также указания метронома выписаны именно им. Эта особенность характерна не только для рукописи Концерта, но также отличает автографы партитур и других сочинений композитора для солирующего инструмента с оркестром «Вариации на тему рококо», «Pezzo capriccioso» , где сольные партии также выписаны не самим автором, а другими музыкантами. Очевидно, Чайковский в подобных случаях считал себя не вполне компетентным для грамотной записи всех компонентов текста. Но, разумеется, нельзя против рожна прати. Имеешь ли ты возможность напечатать его к осени, а это было бы хорошо, ибо, если он поспеет к зимнему сезону, то скорее распространится, если только суждено ему распространяться. Не можешь ли ты написать Боку, чтоб он принял на себя отсылку к тебе клавираусцуга и партитуры? В таком случае Котек, которому поручено все это устроить, отнес бы их к нему. Не найдешь ли ты возможным для скорости поручить Боку переписку концерта на голоса в Берлине. Впрочем, распоряжайся как хочешь. Участие Котека в процессе издания сочинения было весьма активным и включало как исполнение поручений Чайковского, так и смелое творческое вмешательство в текст Концерта. Копии были готовы примерно в двухнедельный срок, но, просмотрев их, Котек принял решение оставить рукописи на некоторое время у себя, чтобы исправить довольно многочисленные ошибки, главным образом, в штрихах и исполнительских знаках партии скрипки-соло. С правками Котека копии переложения сочинения и автограф партитуры были направлены адресатам. Изменения текста Котеком продолжились на стадии чтения корректур издания Концерта в переложении для скрипки и фортепиано. Сведений об участии композитора в чтении корректур нет. В переписке Чайковского и Юргенсона отражен довольно долгий процесс подготовки издания оркестровых голосов Концерта, вышедших из печати только в августе 1879 года. Партитура сочинения увидела свет спустя десять лет после издания переложения. Она впервые перечислена в «Каталоге изданий П. Юргенсона» за 1889 год ц. Посвящение сочинения Скрипичный концерт стал первым сочинением Чайковского, имеющим разные посвящения в переложении и партитуре. В автографе партитуры Концерта посвящение отсутствует. По-видимому, на момент работы композитор если и задумывался над тем, кому посвятить свое новое произведение, то был далек от какого-либо определенного решения. Венявскому и другим знаменитостям, ни в каком случае. Таким образом, не только посвящение недавно сочиненного и также готовящегося к изданию скрипичного Вальса-скерцо стало препятствием к тому, чтобы посвятить Котеку еще и Скрипичный концерт, но и опасения «разных толков». Близкий характер отношений Чайковского со своим учеником был достаточно известным фактом в музыкантской среде и позднее даже нашел отражение в газетной публикации, направленной против Московской консерватории, что очень смутило композитора [Альманах 1: 121]. Посвящение Котеку еще и Скрипичного концерта в такой ситуации было невозможно. Тем не менее, тему посвящения своего нового сочинения Чайковский обсуждал и с ним. Без ведома композитора Котек принялся искать знаменитого музыканта, которому можно было бы посвятить Концерт и который своим авторитетом смог бы содействовать распространению сочинения. В 1875 году Чайковскому довелось писать об Ауэре в одной из своих музыкально-критических статей. Отзыв композитора об игре петербургского скрипача был выдержан в исключительно положительном тоне: «Преобладающие качества этого виртуоза — его задушевность, прочувствованность в передаче мелодии и нежная певучесть смычка»; «он играет с большою выразительностью, с высокопоставленной чистотою техники, с тонкою обдуманностью и поэтичностью в фразировке» [ЧПСС II: 256, 257]. Тогда же Чайковский посвятил Ауэру «Меланхолическую серенаду», оконченную в начале 1875 года. Принимая решение посвятить скрипачу свой новый Концерт, Чайковский, очевидно, рассчитывал, что тот станет его первым исполнителем. Однако эти ожидания не оправдались. Ауэр, видимо, дал согласие на посвящение себе Скрипичного концерта композитора, не видя нот этого сочинения. Он познакомился с ним уже по печатному экземпляру переложения, преподнесенному самим автором. Глубоко тронутый таким знаком дружбы, я горячо поблагодарил его и попросил тут же сыграть его на пианино. Усевшись рядом, я с лихорадочным интересом следил за его несколько неуклюжей передачей партитуры. Чайковский оставил у меня партитуру, и я ему обещал подготовить ее для исполнения при первой возможности. Я сильно пожалел, что композитор не показал своей партитуры до сдачи ее в печать, и решил подвергнуть ее некоторым исправлениям в смысле большего приближения к характеру скрипки и в таком виде представить композитору. Мне хотелось приступить к этой работе возможно скорее, но разные причины помешали мне, и я решил на некоторое время отложить эту работу. Я так долго откладывал его просмотр, что, прождав два года, композитор, разочаровавшись, изъял из обращения первоначальное издание. Откровенно признавая, что я был виноват, я считал его поступок вполне справедливым» [Ауэр 1927: 107—109]. Отрицательный отзыв Ауэра не остался только частным делом скрипача и композитора. Напротив, Ауэр, сколько мог, старался сформировать отрицательное «общественное мнение» против нового сочинения. Впервые его имя как адресата посвящения появилось в издании партитуры Концерта в 1888 году. Характеристика сочинения Философско-эстетическая концепция Концерта носит ярко выраженный романтический характер, где лирико-драматические и трагедийные образы передают сложный мир раздвоенности души лирического героя и идею стремления к недостижимому счастью, что сближает его с Четвертой симфонией. Конкретизировать образные решения во многом помогает выявление аналогий с другими произведениями композитора и народной музыкой. Первую часть Концерта Allegro moderato, D-dur открывает небольшое оркестровое вступление т. Постепенное нарастание от p в начале к ff в т. Краткая вступительная каденция скрипки открывает сферу лирической образности т. В задумчивом речитативе узнаются интонации арии Ленского и последней фразы Онегина, завершающей оперу «Евгений Онегин». Тема главной партии многолика т. Начинаясь волевым напором в приподнятом маршево-полонезном строе т. Она приводит ко второму, динамизированному, предложению т. Тем самым здесь воплощаются три различных состояния героя, три будущих «лика» Концерта, что дает плодотворный материал для дальнейшего симфонического развития. В связующей партии т. Скрипка здесь «вырывается на простор», вступает в перекличку с оркестром. Но это не виртуозные пассажи, а, скорее, драматический комментарий, настойчивое желание, порыв к счастью. И вновь раздел завершается сольной каденцией т. В новой теме явственно проступают интонации мольбы, напряженного, драматического раздумья, но, вместе с тем, и устремленности. Тема побочной партии быстро перерастает в обширный развивающий раздел ход, т. В отличие от первых тактов темы побочной партии, представлявших секвенцию в восходящем движении, в т. Заключительная партия т. Разработка начинается с обширного оркестрового эпизода т. В оркестровом эпизоде развиваются и «вопросительные» мотивы из вступления т. Средний раздел разработки в C-dur поручен солирующей скрипке, скупо поддерживаемой оркестром т. Он посвящен развитию темы главной партии части, которое характеризуется непрерывным нагнетанием напряжения. Характерно, что в начале раздела звучат интонации причитания, которые затем найдут воплощение во второй теме побочной партии финала. Затем в упругом, скерцозном беге шестнадцатых, как бы символизирующем поток жизни, мелькают акцентированными вспышками контуры главной темы. Значимость сольного раздела разработки, где герой преодолевает внешние препятствия, подчеркивается новым оркестровым эпизодом т. Как и предыдущий, этот эпизод основан на материале темы главной партии и «вопросительных» мотивах вступления, готовящих новый виток развития. Перекличка скрипки и оркестра т. Предельное напряжение, прерывистое дыхание, настойчивый, волевой порыв, волны эмоционального накала — все здесь говорит о душевной борьбе. В трансформированном, драматизированном виде, настойчиво, как неотвязная мысль, несколько раз повторяется начало побочной темы, что приводит к трагической кульминации. Напряжение растворяется в многократных повторениях трелеобразного мотива в разных регистрах, завершающихся трелью на двух половинных нотах а2. В репризе возвращается первоначальный темп Moderato assai ремарка A tempo в т. Благодаря тембровому и динамическому решению звучание приобретает здесь ретроспективный характер — это уже не действие, а скорее воспоминание о случившемся. Первые такты темы главной партии поручены первой флейте т. Оркестр сопровождает мелодию выдержанными аккордами первых и вторых скрипок и альтов и «баркарольным» аккомпанементом виолончелей. Начало репризы выдержано в тихой звучности: p — в партиях солирующих инструментов, pp — в сопровождении. Однако уже в т. Виртуозные фигуры и постепенное усиление динамики несколько «оживляют» звучание, делают его более насыщенным. Во втором предложении темы главной партии в сольной партии появляются аккорды и двойные ноты т. Побочная партия т. Этот раздел представляет собой одну большую эмоциональную волну, устремленную в самый высокий сверкающий регистр. Начало коды первой части ознаменовано изменением темпа: постепенно ускорение, начавшееся в заключительной партии т. Темповое нарастание продолжается и в рамках коды: Stringendo т. Оно поддержано неуклонным усилением звучности от p т. Возникает несколько возможных трактовок части, устоявшихся в исполнительской практике: от масштабной, виртуозно-героической, в значительной мере оптимистической, до интимной, лирико-поэтической с признаками романтической трагедийности. Первоначальный вариант второй части Скрипичного концерта ставший впоследствии пьесой «Размышление» из Трех пьес для скрипки и фортепиано, op. Преобладающие в ней чувства покоя, умиротворенности могут показаться нелогичными внутри целого, пронизанного высоким душевным напряжением. Замена сложной, драматичной первоначальной части своего рода вставной интермедией, заметно изменила общую архитектонику сочинения. Формой «Канцонетты» является традиционное в подобных случаях двухтемное малое рондо. В отличие от первой части, в которой значительное место отведено развивающим разделам, здесь связующие эпизоды кратки, а основной акцент перенесен на представление тем и развитие внутри них. Эта тема тонально и интонационно родственна дуэту из «Евгения Онегина» «Слыхали ль вы... Вместе с тем, мелодический контур темы дал основание исследовательнице Л. Браун отнести ее к группе тем «старинного французского тона», объединяющей по этому признаку, в том числе, мелодии «Старинной французской песенки» из «Детского альбома», Хора менестрелей из оперы «Орлеанская дева» и скрипичного «Размышления», первоначального варианта медленной части Концерта [Браун 2017: 132]. Главная тема звучит в партии солиста. Особенностью инструментовки и данного раздела, и всей «Канцонетты» в целом является использование сурдин у струнных инструментов оркестра. Побочная тема второй части, не меняя основного настроения, чуть более взволнованна, речитативна т. Она написана в тональности Es-dur и вводится краткой модулирующей связкой т. Проведение темы в партии солирующей скрипки характеризуется интенсивным мелодическим развитием — мелодия охватывает все больший диапазон, в ней появляются интонации призыва, вопроса. Это развитие продолжается в возвратном ходе т. Особенностью, отличающей репризу части, является развитый контрапункт к мелодии солиста, выросший из фигураций его партии в т. В мелодическом контрапункте участвует сначала первый кларнет т. Близкое тембровое решение начала репризы имеет место в «Меланхолической серенаде», где мелодию главной темы в партии солирующей скрипки сопровождает тремоло первой и второй флейт.

Планета Матч! Арена Матч! Игра Матч! Боец Матч Премьер Матч! Футбол 1 Матч!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий