Фз от 14 марта 1995 г 33 фз об особо охраняемых природных территориях

Светлана Леонидовна Антонова, Андрей Николаевич Белозеров. Комментарий к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (постатейный). Список сокращений. 1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий. Статья 2. Категории и виды особо охраняемых природных территорий. 1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий. Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ* ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1995, № 12, ст. 1024).

Новые правила посещения ООПТ в РФ

ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» В 2015 году на реализацию мероприятий ФЦП "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" из федерального бюджета было выделено 2 903,49 млн. Перечень выполнявшихся в 2015 году мероприятий ФЦП "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" сгруппирован по заказчику работ.

N 340-ФЗ Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г. N 321-ФЗ Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г. Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г. Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г. Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г. Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование владение национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. Статья 13. Основные задачи национальных парков На национальные парки возлагаются следующие основные задачи: а сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; б сохранение историко-культурных объектов; г создание условий для регулируемого туризма и отдыха; д разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; е осуществление государственного экологического мониторинга государственного мониторинга окружающей среды ; пп.

Статья 14. Порядок образования национальных парков Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Режим особой охраны территорий национальных парков 1. Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны не допускается. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: а разведка и разработка полезных ископаемых; б деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; в деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима; г предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков; д строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов; в ред. Федеральных законов от 04. В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков. Абзац утратил силу. С федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Дифференцированный режим особой охраны функциональное зонирование национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пребывание на территориях заповедных и особо охраняемых зон национальных парков граждан, не являющихся работниками данных национальных парков, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные национальные парки, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций национальных парков. Особенности правового положения национальных парков 1. Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Средствами национальных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются следующие получаемые национальными парками средства: а от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам; б в качестве арендной платы, в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях национальных парков; в от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования; г в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национальных парков, поступают в самостоятельное распоряжение национальных парков и учитываются на отдельном балансе. Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков. Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации. Национальные парки вправе иметь собственную символику флаги, вымпелы, эмблемы и другие. Порядок утверждения, использования и охраны символики национальных парков устанавливается Правительством Российской Федерации.

Управление национальными парками 1. Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки в том числе земельные участки, на которых располагаются леса в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное бессрочное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление национальными парками, вправе предоставлять в границах зоны хозяйственного назначения своим работникам в безвозмездное пользование служебные наделы в порядке, установленном федеральными законами. Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление национальными парками, имеют свою символику флаги, вымпелы, эмблемы и другие словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации, отражающие характерные особенности национальных парков , порядок утверждения и использования которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки. Статья 17.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду гражданам и юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности на территориях национальных парков 1. Земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством. В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление национальными парками, осуществляет отказ от права постоянного бессрочного пользования на указанные в пункте 1 настоящей статьи земельные участки на условиях и в порядке, которые установлены земельным законодательством. Особенности подготовки договоров аренды указанных в пункте 1 настоящей статьи земельных участков, в том числе связанные с соблюдением режима особой охраны национального парка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Граждане и юридические лица, которым земельные участки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставлены в аренду, обязаны ежегодно проводить мероприятия по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режима особой охраны территорий национальных парков, согласованные с федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление национальным парком. Перечень таких мероприятий утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки. Раздел IV. Природные парки Статья 18.

Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Статья 19. Порядок создания природных парков 1. Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Статья 20. Управление природными парками 1. Управление природными парками осуществляется государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки в том числе земельные участки, на которых располагаются леса в границах природных парков предоставляются государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное бессрочное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах природных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки, предоставленные государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством. Статья 21. Режим особой охраны территорий природных парков 1.

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий. Пункт 5 статьи 21 утратил силу согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по участию в согласовании положений о природных парках определяются с учетом предусмотренных федеральным законом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения. Раздел V.

Государственные природные заказники Статья 22. Государственными природными заказниками являются территории акватории , имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: а комплексными ландшафтными , предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов природных ландшафтов ; б биологическими ботаническими и зоологическими , предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; в палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; г гидрологическими болотными, озерными, речными, морскими , предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; д геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы. Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Управление государственными природными заказниками федерального значения осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, в том числе осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными парками. Подчиненность и порядок финансирования организаций, уполномоченных органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять управление государственными природными заказниками регионального значения, определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пункт 7 статьи 22 утратил силу с 1 января 2005 г. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации. Статья 23. Порядок создания государственных природных заказников 1.

Новые правила посещения ООПТ в РФ

14 марта 1995 года N 33-ФЗ. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ. "Об особо охраняемых природных территориях". Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года. Раздел I. Общие положения (ст. 1-5) Раздел II. В книге дан постатейный комментарий к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в редакции внесенных в него изменений. экспертные оценки аудиторов, комментарии специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения, рекомендации финансового и налогового ведомств, арбитражные решения. Федеральный закон номер 33 регулирует и контролирует возникающие правоотношения при проведении деятельности по охране природных заповедников, а также регламентирует процессы и мероприятия по мерам безопасности особо охраняемых природных зон. Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ* ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1995, № 12, ст. 1024).

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ (ЗАО Юстицинформ, 2006)

Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из настоящего Федерального закона.

В права инспекторов входит также заповедника. Еще более широкими полномочиями обладают директора и их заместители, являющиеся главными государственными инспекторами, заместителями главных государственных инспекторов вынесение постановлений о наложении административных взысканий на нарушителей, приостанавливание хозяйственной деятельности, не соответствующей правовому режиму соответствующей территории и т. Закон «Об особо охраняемых природных территориях» внес свою лепту и в обеспечение охраны самих инспекторов. При исполнении служебных обязанностей они обеспечиваются бронежилетами, имеют право применять специальные средства наручники, резиновые палки, слезоточивые газы, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак , право на ношение и применение служебного огнестрельного оружия. Все государственные инспекторы подлежат государственному страхованию.

На территориях государственных природных заповедников охране подлежит в том числе и виды животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. К сожалению, ни один из заповедников не охватывает полностью ареал ни одного из видов, отнесенных к редким и исчезающим. Следует подчеркнуть также то обстоятельство, что именно заповедники стали пионерами в деле создания специальных питомников по разведению редких видов животных. В Приокско-Террасном заповеднике создан наш старейший из таких питомников - Центральный зубровый питомник. На базе Окского государственного биосферного заповедника функционируют питомники зубра и редких видов журавлей, был создан первый в России питомник хищных птиц. Государственные природные заказники. Роль государственных природных заказников как мера сохранения природных комплексов, экосистем и отдельных видов по сравнению с заповедниками несоизмеримо ниже в связи с особенностями их законодательного статуса и общего жизнеобеспечения. Вместе с тем множественность заказников и огромная их суммарная площадь, сравнительная простота создания и маневренность управления этой категорией ООПТ делают заказники важнейшим дополнением к системе заповедников и вместе с ней создают общую сеть природоохранных очагов, способную охватить каркасы ареалов большинства редких видов. Заказники - важное звено в сфере территориальной охраны редких видов, и в особенности в сфере сохранения местообитаний.

В определенных условиях роль заказников даже выше, чем заповедников. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ, а заказники регионального значения - органами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации по согласованию с органами местного самоуправления. Объявление территории заказником может быть как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев или собственников земельных участков. На территории государственных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания данного заказника.

Обзор изменений данного документа Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Федерального закона от 18.

Общие положения Статья 23. Порядок создания государственных природных заказников Статья 24. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников Раздел VI. Памятники природы Статья 26. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы Раздел VII. Дендрологические парки и ботанические сады Статья 28. Общие положения Статья 28.

Порядок создания дендрологических парков и ботанических садов Статья 29. Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов Статья 30. Лечебно-оздоровительные местности и курорты статья 31, статья 32. Организация охраны особо охраняемых природных территорий Статья 33. Государственный контроль надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Статья 34.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 10.07.2023) Главная Законы Федеральное законодательство Федеральные законы "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 01.09.2023).
Федеральный закон Об особо охраняемых природных территориях N 33-ФЗ от 14.03.1995 Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изменениями и дополнениями). Раздел I. Общие положения.
Домен припаркован в Timeweb Организация охраны особо охраняемых природных территорий Раздел X. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий Раздел XI. Международные договоры в области особо охраняемых природных территорий Раздел XII.

33 ФЗ об особо охраняемых природных территориях с последними изменениями

Заказники могут быть биологическими ботаническими и зоологическими , палеонтологическими, гидрологическими болотные, озерные и другие и геологическими. Могут быть и комплексные заказники, предназначенные для сохранения и восстановления природных ландшафтов. Для сохранения редких видов наибольшую ценность и значимость представляют биологические, гидрологические и комплексные заказники. Заказники федерального значения финансируются за счет средств федерального бюджета и других, не запрещенных законом, источников. Финансирование региональных заказников определяется органами государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Штат научных сотрудников и охраны Законом «Об особо охраняемых природных территориях» не предусматривается. В этом плане заказники сближаются с некоторыми американскими и другими зарубежными резерватами. Создание заказника на территории повышенной природоохранной значимости нередко означает первый пробный или подготовительный шаг в организации заповедника.

Очень важно, чтобы и органы власти субъекта Федерации, и население освоились с наличием новой ООПТ на территории этого субъекта, «привыкли» к нему и даже начали ценить его как своего рода достопримечательность. Тогда процесс согласования, который часто представляет известные трудности, пройдет легче. Исключительно важным представляется право местных органов самоуправления создавать мини заповедники и мини заказники. Этот тип охраняемых территорий позволяет взять под контроль такие объекты, как гнездовые деревья крупных хищников орлов и других , места токования некоторых видов птиц дрофы , отдельные колонии чаек, куликов и других околоводных птиц, районы постоянных логовищ хищных млекопитающих и другие аналогичные «безразмерные» объекты. Национальные парки. Помимо государственных заповедников и федеральных заказников значительную роль в сохранении редких видов играют национальные парки. В соответствии с Законом «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую ценность и используются в природоохранных, научных, просветительских и иных целях.

Это положение закона автоматически включает в сферу деятельности национальных парков изучение и охрану редких видов животных и растений. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Земля, воды, животный и растительный мир предоставляются национальным паркам в пользование владение на правах, предусмотренных федеральными законами. Утверждаются национальные парки постановлением Правительства РФ при условии согласия соответствующего субъекта Федерации на переход необходимых территорий субъекта Федерации в категорию объектов федеральной собственности, то есть процедура примерно аналогична той, которая необходима для создания государственного заповедника.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия, проведения научных исследований в области охраны окружающей среды, экологического мониторинга, экологического просвещения.

Соответственно этому правилу юридической техники в преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 г. Преамбула также дает определение понятия ООПТ. В этой связи следует упомянуть, что по общему правилу юридической техники определения понятий предписания-дефиниции включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический правовой термин сформирован с использованием специальных слов — редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации. Согласно рассматриваемой преамбуле ООПТ — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. В преамбуле также установлено, что ООПТ относятся к объектам общенационального достояния. В этом отношении необходимо отметить, что охраняемые или особым образом используемые природные объекты заповедники, в т. Там же указаны: ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны России; объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ. Существование комментируемого Закона соответствует положению п. Согласно пункту 3 указанной статьи государственные природные заповедники, в т. Пункт 3 ст. Предмет регулирования Федерального закона «Об охране окружающей среды» сформулирован в его преамбуле следующим образом: названный Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; названный Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. В названном Законе содержался раздел IX «Особо охраняемые природные территории и объекты», в п. Формально признано недействующим только Типовое положение о государственных зоологических парках Приказом Минкультуры России от 16 июля 1993 г. Раздел I Общие положения Статья 1. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях 1. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников и других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом понятие законодательства использовано в его широком смысле, охватывающем как собственно законодательные, так и иные нормативные правовые акты.

Основным элементом режима охраны этих территорий является ограничение или полный запрет хозяйственной деятельности на них. Законом установлены следующие категории ООПТ: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. Указанным законом регулируются отношения в области организации, охраны и использования ООПТ в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения. Законом «Об особо охраняемых природных территориях» на федеральном уровне закреплены полномочия органов государственной власти субъектов РФ по созданию ООПТ регионального и местного значения. При этом впервые в законодательном акте Российской Федерации предусматривалось право Правительства России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать иные категории особо охраняемых природных территорий.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. (08.12.2020) ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

В пункте 1 статьи названы следующие категории ООПТ, различаемые с учетом особенностей режима указанных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений: а государственные природные заповедники, в т. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем п. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг п. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории акватории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма п.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории акватории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях п. Государственными природными заказниками являются территории акватории , имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса п. Памятники природы — это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения п.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности п. Территории акватории , пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям п. Положения пункта 1 комментируемой статьи соответствуют норме п.

До этого в п. Как говорилось выше см. Соответственно, новым в п.

Фактически правовой режим национальных природных парков совпадает с правовым режимом национальных парков, установленном в комментируемом Законе, что и подтверждено, например, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 12 ноября 2002 г. Согласно пункту 1 ст. Однако территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России самостоятельной категорией ООПТ не являются, на что указано, например, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 21 декабря 2005 г.

Как отмечено в данном акте, Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» о названном Законе см. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено, что Правительством РФ, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления могут устанавливаться и иные категории ООПТ, нежели указанные в п. При этом непосредственно названы такие возможные «иные» категории ООПТ — территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие Федеральным законом от 4 декабря 2006 г.

Такое же регулирование содержится в п. Федерального закона от 4 декабря 2006 г.

Закон «Об особо охраняемых природных территориях» внес свою лепту и в обеспечение охраны самих инспекторов. При исполнении служебных обязанностей они обеспечиваются бронежилетами, имеют право применять специальные средства наручники, резиновые палки, слезоточивые газы, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак , право на ношение и применение служебного огнестрельного оружия. Все государственные инспекторы подлежат государственному страхованию. На территориях государственных природных заповедников охране подлежит в том числе и виды животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

К сожалению, ни один из заповедников не охватывает полностью ареал ни одного из видов, отнесенных к редким и исчезающим. Следует подчеркнуть также то обстоятельство, что именно заповедники стали пионерами в деле создания специальных питомников по разведению редких видов животных. В Приокско-Террасном заповеднике создан наш старейший из таких питомников - Центральный зубровый питомник. На базе Окского государственного биосферного заповедника функционируют питомники зубра и редких видов журавлей, был создан первый в России питомник хищных птиц. Государственные природные заказники. Роль государственных природных заказников как мера сохранения природных комплексов, экосистем и отдельных видов по сравнению с заповедниками несоизмеримо ниже в связи с особенностями их законодательного статуса и общего жизнеобеспечения.

Вместе с тем множественность заказников и огромная их суммарная площадь, сравнительная простота создания и маневренность управления этой категорией ООПТ делают заказники важнейшим дополнением к системе заповедников и вместе с ней создают общую сеть природоохранных очагов, способную охватить каркасы ареалов большинства редких видов. Заказники - важное звено в сфере территориальной охраны редких видов, и в особенности в сфере сохранения местообитаний. В определенных условиях роль заказников даже выше, чем заповедников. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ, а заказники регионального значения - органами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации по согласованию с органами местного самоуправления. Объявление территории заказником может быть как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев или собственников земельных участков.

На территории государственных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания данного заказника. Задачи и особенности режима охраны территории государственного заказника федерального значения определяются специальным положением о нем, утверждаемым государственным органом Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации. В тех случаях, когда речь идет о заказнике регионального значения, положение о заказнике утверждается органами исполнительной власти субъекта Федерации, принявшими решение о создании заказника.

Это прямо отмечалось, например, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 30 мая 2007 г. Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено частью 1 ст.

Согласно ч. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер. Правительство РФ, как установлено в ч. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г.

Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в соответствии с п. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. Постановления Правительства РФ от 7 июля 2006 г. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы ООПТ, является Минприроды России см.

Согласно пункту 2 названных Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается; структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. В соответствии с п. Государственная регистрация нормативных правовых актов, согласно п. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены Приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. В отношении законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ необходимо отметить следующее.

Перечень вопросов, которые регулируются законами субъектов РФ, определен в п. При этом данный перечень определен как открытый — согласно подп.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия, проведения научных исследований в области охраны окружающей среды, экологического мониторинга, экологического просвещения.

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ (ЗАО Юстицинформ, 2006)

14 марта 1995 года N 33-ФЗ. экспертные оценки аудиторов, комментарии специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения, рекомендации финансового и налогового ведомств, арбитражные решения. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ. "Об особо охраняемых природных территориях". Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года. Раздел I. Общие положения (ст. 1-5) Раздел II. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Законодательная база Российской Федерации

Статья 2. Категории и виды особо охраняемых природных территорий. 1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Статья 1. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. См. предыдущую редакцию). Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Статья 1. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий