Для выступления я решил выучить монолог кирсанова из романа

а) спор Базарова с Павлом Петровичем б) встреча Базарова с Одинцовой на балу в) дуэль Базарова и Павла Петровича г) приезд Базарова в усадьбу Кирсановых в 1-ый раз. 9. Какой прием Тургенев не использует в создании образа героя и его характеристике? О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.

Конспект урока "Е. Базаров и Кирсановы. Идеологические и социальные разногласия героев"

Эпизод «Сцена у стога» расположен приблизительно в середине романа. В этой сцене Базаров вступает в конфликт со своим другом Аркадием. Здесь раскрывается и характер Базарова, и истинные взгляды Кирсанова. Действие происходит в имении родителей Базарова. Разобраться с этим и другими вопросами поможет курс по литературе для 6 класса. Разобраться с этим и другими вопросами поможет курс по литературе для 6 класса. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»). послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова? Строй речи разночинца Базарова резко противопоставляется строю речи помещиков Кирсановых, и главным образом не лексикой, не подбором слов, а манерой высказывания. В этом произведении и аристократическая, и разговорная речь, и монологи, насыщенные общественно-политической терминологией. Пейзажи, портреты, описание многих событий в основном оформлены как авторская речь.

Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей

Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть она это заслуживает: во всяком случае, сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда и ни в чем не стеснял моей свободы. Голос Аркадия дрожал сначала: он чувствовал себя великодушным, однако в то же время понимал, что читает нечто вроде наставления своему отцу; но звук собственных речей сильно действует на человека, и Аркадий произнес последние слова твердо, даже с эффектом.

Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим. Да что!

В наследство Николаю и его брату Павлу Петровичу достается деревня Марьино с родовым поместьем. Так как Николай Петрович был помещик прогрессивного толка, то он провел размежевку земли со своими крестьянами, и завел личную ферму. Он выступает в Марьино в роли агронома и хозяина. Это и было Марьино, или, по крестьянскому наименованию Бобылий хутор». Николай Петрович Кирсанов хотел, как его отец и брат, поступить на военную службу. Однако из-за трусоватости по своей природе, и намеренного или случайного перелома ноги, он остался в родовом поместье. Отец махнул рукой на своего сына, и решил устроить его в гражданское образовательное учреждение. Так Николай Петрович стал студентом петербургского университета Фото: macro-jane. Не получилось у Николая Петровича с военном службой, но срослось с получением высшего образования в столичном ВУЗе. Выпустился отец Аркадия Кирсанова в степени кандидата, и Петр Кирсанов боевой генерал определил его на государственную службу. Встав на ноги со стабильным жалованием на государственной службе, Николай Кирсанов решает обзавестись семьей. Фото: 5tz. Жена рожает ему первенца Аркадия, и супруги душа в душу живут десять лет, пока она не умирает. Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались…». Уход из жизни жены Николая Кирсанова сильно ударил по его физическому и моральному состоянию. Однако ему все же удалось оправиться, и он вновь приступил к развитию своей фермы, занялся воспитанием сына. Он едва вынес этот удар». Фото: multiurok. Она рожает ему сына Митю. Любовь Николая Кирсанова к первой жене никуда не пропала, однако он понимал, что нужно двигаться вперед.

Поэтому на военную службу ему дорога была заказана. Образ Николая Кирсанова прекрасно дополняется его удаленностью от столичных светских кругов. Он боится высшего света, и предпочитает жить в своем родовом имении. В образе Николая Кирсанова сочетается любовь к лени и познанию нового. Немного противоречиво, но на то Тургенев и мастер создавать живые образы. Герой выступает в роли передового помещика, который хочет преобразовать хозяйство по научному подходу, что видно в его словах и действиях. Но не смотря на благородство и желание использовать современные методы работы с людьми, Николай Кирсанов цитировал своих недругом — труды пропадают даром. Его материальное состояние плачевное, а крестьяне, видя непрактичность барина в определенных вопросах, нагло его обманывают. Фото: kickscontest. Биография Николая Кирсанова будет неполной без разбора его отношений с сыном Аркадием. После смерти жены, Николай был в трауре. Однако вовремя взял себя в руки и занялся воспитанием сына. Но у Николая оставалось чувство правильности жизни, сын вырастал на его глазах…». Фото: 9111. Единственная причина, почему воспитание Николая Кирсанова не пропало даром — это желание быть на одной волне с сыном, чтобы поддерживать с ним связь и общение. Фото: gusarova. Однако у него все же была впечатлительная натура, и он переживал, что Евгений Базаров считает его «отставным человеком», век которого уже заканчивается. Да что, брат, я сам начиню думать, что она точно спета». Любовь Николая Кирсанова к своему сыну выражалась и в том, что он хотел оградить Аркадия Кирсанова от Евгения Базарова , о котором мы также скоро сделаем разбор. Можно сказать, что герою сильно досаждало, что Аркадий Кирсанов считает Базарова своим учителем.

Аркадий Кирсанов — цитаты и цитатная характеристика героя романа «Отцы и дети»

Цитата из романа «Отцы и дети» (1861) русского писателя Тургенева Ивана Сергеевича (1818 – 1883). Глава 5. Слова Аркадия Кирсанова, сказанные его отцу Николаю Петровичу, по поводу его любовницы, которая живет в их доме:— Может быть, — проговорил он наконец. Назовите фамилию братьев Николая петровича и павла петровича являющихся в романе выразительными взглядов либерального дворянства Срочноооооо! В ней описывается суть спора между Кирсановым и Базаровым. В конфликте между этими персонажами раскрывается основная проблематика романа. Перед ознакомлением с анализом 10 главы «Отцы и дети» рекомендуется полностью прочесть произведение. Б) Дело учит, и мучит, и кормит, В) Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. В спорах с Базаровым он выступает за высокие идеи: права личности, идеи достоинства, самоуважение, честь и свободу каждого человека. Его идеалы не способны создать самого Павла Кирсанова счастливым.

Макар Чудра — цитатная характеристика героя рассказа Горького

  • Цитатная характеристика героя
  • Цитатная характеристика героя
  • Спор о принципах (по роману И.С.Тургенева Отцы и дети
  • Иван Тургенев Отцы и дети Отрывок из романа
  • Споры Базарова и Кирсанова (урок по творчеству И.С. Тургенева)
  • Поиск по сайту

«Сын отцу не судья»

Аркадия Кирсанова. Ответ находиться у нас! Заходи и смотри, ответил 1 человек: Напишите пожалуйста о речи Аркадия Кирсанова из романа. Как писал сам Тургенев, “ настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы”, и, наверное, поэтому Тургенев не встает на сторону ни одного из персонажей, хотя и уважает ум Базарова и чувство самоуважения Кирсанова. Уже в первом эпизоде романа Тургенева «Отцы и дети» намечаются важнейшие темы, идеи, художественные приемы Тургенева; попытка проанализировать их — первый шаг к осмыслению художественного мира произведения в его системной целостности.

Авторская позиция И. С. Тургенева Отцы и дети

Имя пользователя или адрес электронной почты. Пароль. Запомнить. Оказалось, что вначале Тургенев датировал приезд Аркадия и Базарова в имение Кирсановых 25 мая. Именно этот день 1859 года был памятен Тургеневу его встречей со старым приятелем Герценом в Лондоне после долгого перерыва. Если делать полный разбор романа, то становится ясно, что десятая глава основана на споре двух действующих лиц. Ссора между Базаровым и Кирсановым является подтверждением конфликта отцов и детей. Неприязнь этих двух мужчин возникла с их самой первой встречи. Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883). Отцы и дети[1] Роман. Посвящается памяти Виссариона Григорьевича Белинского[2]. XXI Встав с постели, Аркадий раскрыл окно – и первый предмет, бросившийся ему в глаза, был Василий Иванович.

Остались вопросы?

Развивающая: развивать умение анализировать текст , отстаивать свою точку зрения, умение соотносить произведение с общественно-политической обстановкой в России в 60-ые годы XIX века; способствовать развитию речи, пополняя активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям , к мнению одноклассников, интересам и увлечениям людей другого поколения; способствовать формированию нравственных качеств искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т. Развивать интерес учащихся к чтению романа. Как ваших жалоб, ваших пений Как грустно полусонной тенью, Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарий учителя, элементы анализа текста романа, словарная работа. Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех странах и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своем творчестве. Поколение — это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени.

Различные политические, экономические, бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений — процесс всегда непростой Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой. Эту проблему — конфликт поколений — мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно». С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» Ю.

Лебедев В письме к А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу! Кто прав с споре отцов и детей? Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» 1862 г.

Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений. Минаев — писатель-пародист написал отзыв-стихотворение «Отцы или дети? Параллель» 1862 г. Уж много лет без утомленья Ведут войну два поколенья, И в наши дни в любой газете Вступают в бой «Отцы» и «Дети». Разят друг друга те и эти, Сквозь мглу и сквозь туман.

И мы воскликнули в задоре: «Кто устоит в неравном споре? Кто лучших правил? Кто уважать себя заставил: Ответ готов: ведь мы недаром Имеем слабость к русским барам — Кто нам милей — отцы иль дети? Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на старшее поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей — отцы иль дети?

Мы тоже сегодня попытаемся ответить на вопрос : кто же прав в споре отцов и детей? Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И. Тургенева «Отцы и дети»; выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить сильные и слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной ситуации. На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа И. Тургенева — Н.

Кирсановым, П. Кирсановым, Е. Совершенно разные по своим взглядам, они живут в одно время, сталкиваются друг с другом, стремятся отстоять свои принципы и привычки. Николай Петрович не стал военным, он закончил университет, увлекается искусством и литературой. В философии и литературе тогда сосредоточивалась духовная жизнь русского общества.

Революция во Франции, произошедшая в 1848 году, не позволила Николаю Петровичу уехать за границу. Он поселился в деревне со своей женой, жил с ней душа в душу, воспитывал сына, пережил страшное событие — смерть жены. Оправившись, Николай Петрович принялся за преобразования в хозяйстве. Николай Петрович — дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры. Павел Петрович — человек с другой судьбой.

Он стал военным, но любовь к княгине Р и уход в отставку не позволили ему стать генерал-адъютантом. Николай Петровичи Павел Петрович— это хранители старых традиций, привычных устоев жизни. В жизни этих людей все размеренно, все определено. Так и в современной семье жизнь родителей идет по определенному сценарию: получили образование, устроились на работу, создали семью, появились дети… И каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а что плохо. Что вы знаете о нем?

Найдите в тексте описание Базарова. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста. Прочитаем эту сцену. Николай Петрович пытается объяснить значение слова нигилист.

Итак, Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения. Зачитайте текст. Пушкина «ерундой»? Увлечения у всех разные, и это часто является причиной непонимания интересов другого человека.

Ведь Николай Петрович охотно слушал Базарова, сам присутствовал при опытах, которые проводил молодой естествоиспытатель. Николай Петрович несколько лет жил в Петербурге, стремясь не отставать от сына. Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов. Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам. В 10 главе происходит столкновение между Базаровым и Павлом Петровичем.

Зачитайте, как автор характеризует героев в эту минуту? Базаров был спокоен»! Весь спор построен по принципу «общих» и «противоположных мест». Базаров полагает, что русское дворянство уже не способно играть передовую общественную роль. Для него мысль Павла Петровича — бесполезные слова.

Павел Петрович, наоборот, выдвигает на первое место такие качества, как святость преданий, патриархальность. И слова Базарова его пугают». Прочитаем этот эпизод [7] -Одинакова ли основа конфликта в обоих эпизодах? И Николай Петрович объясняет причину конфликта: «Мы принадлежим к двум различным поколениям». Итак, непонимание интересов другого человека ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.

Если бы герои романа уважали мнение друг друга. Надо бояться не конфликтов, а неумения и нежелания их решать. Одна из целей нашего урока — выявить сильные и слабые стороны конфликта, а так же научиться выходить из конфликтной ситуации. Мы видим, что конфликт имеет разрушительные функции: значительно ухудшается настроение, ухудшаются межличностные отношения. О какой истине идет речь?

Помогает нам выявить мнение другого человека по поводу сложившейся ситуации. Разве это плохо? Заботой о вас. Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. И, несмотря на то, что иногда отношения с этими близкими людьми не всегда складываются просто, социологические опросы показывают, что для большинства подростков родители и родной дом имеют в жизни очень большое значение.

Подтверждение этой мысли мы находим и в романе И. Тургенева: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки». Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения? Да, подтверждает.

И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. Их позиция нам ближе. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени.

Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России.

Рад, что сторонников нигилизма очень мало; это полная сентенция Положительное отношение к нигилизму. Нигилисты искореняют общественный строй. Нигилисты отменяют реформы Об искусстве, семье и доме Считает возвышенным и прекрасным искусство. Семья, искусство, государство — самое необходимое человеку Отрицание полезности искусства.

Цитаты из книги Шинель Иван Сергеевич Тургенев — известный русский писатель, автор романа «Отцы и дети». Кто как не он знал русскую жизнь и пытался в своих произведениях раскрыть многие проблемы, которые возникали не только в семье, но и обществе! Оригинальными высказываниями этого величайшего человека пользуются многие люди и в наше время.

Эти фразы, ставшие крылатыми, помогут в трудную минуту понять, что жизнь не так уж и плоха. В нашей подборке ниже можно прочитать интересные цитаты главных героев из романа «Отцы и дети», которые пойдут на все случаи жизни. Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои. Евгений Базаров Для человека мыслящего нет захолустья. Базаров-отец Русский мужик бога слопает. Евгений Базаров. Кто не видал таких слёз в глазах любимого существа, тот ещё не испытывал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек. Екатерина Сергеевна Локтева Мне пришла мысль в голову; отчего её не высказать? Аркадий Кирсанов Тебе не для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись.

Евгений Базаров Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки. Евгений Базаров Я уже в клинике заметил: кто злится на свою боль — тот непременно ее победит… Кленовый лист, когда падает на землю, похож на бабочку, и это странно — потому что самое сухое и мёртвое схоже с самым весёлым и живым. Аркадий Кирсанов Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

Разве нам в первый раз? Базаров надвинул картуз себе на лоб. Тарантас покатил в направлении к Никольскому. Но, решившись на глупость, приятели еще упорнее прежнего молчали и даже казались сердитыми. Уже по тому, как их встретил дворецкий на крыльце одинцовского дома, приятели могли догадаться, что они поступили неблагоразумно, поддавшись внезапно пришедшей им фантазии. Их, очевидно, не ожидали. Они просидели довольно долго и с довольно глупыми физиономиями в гостиной. Одинцова вышла к ним наконец. Она приветствовала их с обыкновенною своей любезностью, но удивилась их скорому возвращению и, сколько можно было судить по медлительности ее движений и речей, не слишком ему обрадовалась. Они поспешили объявить, что заехали только по дороге и часа через четыре отправятся дальше, в город. Она ограничилась легким восклицанием, попросила Аркадия поклониться отцу от ее имени и послала за своею теткой. Княжна явилась вся заспанная, что придавало еще более злобы выражению ее сморщенного, старого лица. Кате нездоровилось, она не выходила из своей комнаты. Аркадий вдруг почувствовал, что он, по крайней мере, столько же желал видеть Катю, сколько и самое Анну Сергеевну. Четыре часа прошло в незначительных толках о том о сем; Анна Сергеевна и слушала и говорила без улыбки. Только при самом прощании прежнее дружелюбие как будто шевельнулось в ее душе. И Базаров и Аркадий ответили ей безмолвным поклоном, сели в экипаж и, уже нигде не останавливаясь, отправились домой, в Марьино, куда и прибыли благополучно на следующий день вечером. В продолжение всей дороги ни тот, ни другой не упомянул даже имени Одинцовой; Базаров в особенности почти не раскрывал рта и все глядел в сторону, прочь от дороги, с каким-то ожесточенным напряжением. В Марьине им все чрезвычайно обрадовались. Продолжительное отсутствие сына начинало беспокоить Николая Петровича; он вскрикнул, заболтал ногами и подпрыгнул на диване, когда Фенечка вбежала к нему с сияющими глазами и объявила о приезде "молодых господ"; сам Павел Петрович почувствовал некоторое приятное волнение и снисходительно улыбался, потрясая руки возвратившихся странников. Пошли толки, расспросы; говорил больше Аркадий, особенно за ужином, который продолжался далеко за полночь. Николай Петрович велел подать несколько бутылок портера, только что привезенного из Москвы, и сам раскутился до того, что щеки у него сделались малиновые и он все смеялся каким-то не то детским, не то нервическим смехом. Всеобщее одушевление распространилось и на прислугу. Дуняша бегала взад и вперед как угорелая и то и дело хлопала дверями; а Петр даже в третьем часу ночи все еще пытался сыграть на гитаре вальс-казак. Струны жалобно и приятно звучали в неподвижном воздухе, но, за исключением небольшой первоначальной фиоритуры, ничего не выходило у образованного камердинера: природа отказала ему в музыкальной способности, как и во всех других. А между тем жизнь не слишком красиво складывалась в Марьине, и бедному Николаю Петровичу приходилось плохо. Хлопоты по ферме росли с каждым днем — хлопоты безотрадные, бестолковые. Возня с наемными работниками становилась невыносимою. Одни требовали расчета или прибавки, другие уходили, забравши задаток; лошади заболевали; сбруя горела как на огне; работы исполнялись небрежно; выписанная из Москвы молотильная машина оказалась негодною по своей тяжести; другую с первого разу испортили; половина скотного двора сгорела, оттого что слепая старуха из дворовых в ветреную погоду пошла с головешкой окуривать свою корову... Управляющий вдруг обленился и даже начал толстеть, как толстеет всякий русский человек, попавший на "вольные хлеба". Завидя издали Николая Петровича, он, чтобы заявить свое рвение, бросал щепкой в пробегавшего мимо поросенка или грозился полунагому мальчишке, а впрочем, больше все спал. Посаженные на оброк мужики не взносили денег в срок, крали лес; почти каждую ночь сторожа ловили, а иногда с бою забирали крестьянских лошадей на лугах "фермы". Николай Петрович определил было денежный штраф за потраву, но дело обыкновенно кончалось тем, что, постояв день или два на господском корме, лошади возвращались к своим владельцам. К довершению всего, мужики начали между собою ссориться: братья требовали раздела, жены их не могли ужиться в одном доме; внезапно закипала драка, и все вдруг поднималось на ноги, как по команде, все сбегалось перед крылечко конторы, лезло к барину, часто с избитыми рожами, в пьяном виде, и требовало суда и расправы; возникал шум, вопль, бабий хныкающий визг вперемежку с мужскою бранью. Нужно было разбирать враждующие стороны, кричать самому до хрипоты, зная наперед, что к правильному решению все-таки прийти невозможно. Не хватало рук для жатвы: соседний однодворец, с самым благообразным лицом, порядился доставить жнецов по два рубля с десятины и надул самым бессовестным образом; свои бабы заламывали цены неслыханные, а хлеб между тем осыпался, а тут с косьбой не совладели, а тут Опекунский совет грозится и требует немедленной и безнедоимочной уплаты процентов... Базаров держался в отдалении от этих "дрязгов", да ему, как гостю, не приходилось и вмешиваться в чужие дела. На другой день после приезда в Марьино он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними. Аркадий, напротив, почел своею обязанностью, если не помогать отцу, то, по крайней мере, показать вид, что он готов ему помочь. Он терпеливо его выслушивал и однажды подал какой-то совет не для того, чтобы ему последовали, а чтобы заявить свое участие. Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности, но у него в ту пору другие мысли зароились в голове. Аркадий, к собственному изумлению, беспрестанно думал о Никольском; прежде он бы только плечами пожал, если бы кто-нибудь сказал ему, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым, — и еще под каким! Он вздумал гулять до усталости, но и это не помогло. Разговаривая однажды с отцом, он узнал, что у Николая Петровича находилось несколько писем, довольно интересных, писанных некогда матерью Одинцовой к покойной его жене, и не отстал от него до тех пор, пока не получил этих писем, за которыми Николай Петрович принужден был рыться в двадцати различных ящиках и сундуках. Вступив в обладание этими полуистлевшими бумажками, Аркадий как будто успокоился, точно он увидел перед собою цель, к которой ему следовало идти. Поеду, поеду, черт возьми! Десяти дней не прошло со времени его возвращения в Марьино, как уже он опять, под предлогом изучения механизма воскресных школ, скакал в город,[ 21 ] а оттуда в Никольское. Беспрерывно погоняя ямщика, несся он туда, как молодой офицер на сраженье: и страшно ему было, и весело, нетерпение его душило. Ямщик ему попался лихой; он останавливался перед каждым кабаком, приговаривая: "Чкнуть? Вот наконец показалась высокая крыша знакомого дома... Вот уже мостик загремел под копытами и колесами, вот уже надвинулась аллея стриженых елок... Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени, молодое лицо выглянуло из-под легкой бахромы зонтика... Он узнал Катю, и она его узнала. Аркадий приказал ямщику остановить расскакавшихся лошадей, выпрыгнул из экипажа и подошел к ней. Катя повела Аркадия в сад. Встреча с нею показалась ему особенно счастливым предзнаменованием; он обрадовался ей, словно родной. Все так отлично устроилось: ни дворецкого, ни доклада. На повороте дорожки он увидел Анну Сергеевну. Она стояла к нему спиной. Услышав шаги, она тихонько обернулась. Аркадий смутился было снова, но первые слова, ею произнесенные, успокоили его тотчас. XXIII Проводив Аркадия с насмешливым сожалением и дав ему понять, что он нисколько не обманывается насчет настоящей цели его поездки, Базаров уединился окончательно: на него нашла лихорадка работы. С Павлом Петровичем он уже не спорил, тем более что тот в его присутствии принимал чересчур аристократический вид и выражал свои мнения более звуками, чем словами. Только однажды Павел Петрович пустился было в состязание с нигилистом по поводу модного в то время вопроса о правах остзейских дворян,[ 22 ] но сам вдруг остановился, промолвив с холодною вежливостью: — Впрочем, мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать. Впрочем, он иногда просил позволения присутствовать при опытах Базарова, а раз даже приблизил свое раздушенное и вымытое отличным снадобьем лицо к микроскопу, для того чтобы посмотреть, как прозрачная инфузория глотала зеленую пылинку и хлопотливо пережевывала ее какими-то очень проворными кулачками, находившимися у ней в горле. Гораздо чаще своего брата посещал Базарова Николай Петрович; он бы каждый день приходил, как он выражался, "учиться", если бы хлопоты по хозяйству не отвлекали его. Он не стеснял молодого естествоиспытателя: садился где-нибудь в уголок комнаты и глядел внимательно, изредка позволяя себе осторожный вопрос. Во время обедов и ужинов он старался направлять речь на физику, геологию или химию, так как все другие предметы, даже хозяйственные, не говоря уже о политических, могли повести если не к столкновениям, то ко взаимному неудовольствию. Николай Петрович догадывался, что ненависть его брата к Базарову нисколько не уменьшилась. Неважный случай, между многими другими, подтвердил его догадки. Холера стала появляться кое-где по окрестностям и даже "выдернула" двух людей из самого Марьина. Ночью с Павлом Петровичем случился довольно сильный припадок. Он промучился до утра, но не прибег к искусству Базарова и, увидевшись с ним на следующий день, на его вопрос: "Зачем он не послал за ним? Базаров работал упорно и угрюмо... А между тем в доме Николая Петровича находилось существо, с которым он не то чтобы отводил душу, а охотно беседовал... Это существо была Фенечка. Он встречался с ней большею частью по утрам, рано, в саду или на дворе; в комнату к ней он не захаживал, и она всего раз подошла к его двери, чтобы спросить его — купать ли ей Митю или нет? Она не только доверялась ему, не только его не боялась, она при нем держалась вольнее и развязнее, чем при самом Николае Петровиче. Трудно сказать, отчего это происходило; может быть, оттого, что она бессознательно чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает. В ее глазах он и доктор был отличный, и человек простой. Не стесняясь его присутствием, она возилась с своим ребенком, и однажды, когда у ней вдруг закружилась и заболела голова, из его рук приняла ложку лекарства. При Николае Петровиче она как будто чуждалась Базарова: она это делала не из хитрости, а из какого-то чувства приличия. Павла Петровича она боялась больше, чем когда-либо; он с некоторых пор стал наблюдать за нею и неожиданно появлялся, словно из земли вырастал за ее спиною в своем сьюте, с неподвижным зорким лицом и руками в карманах. Базаров, сам того не подозревая, сделался жестоким тираном ее души. Фенечке нравился Базаров; но и она ему нравилась. Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность. Фенечка хорошела с каждым днем. Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки. Все к тому способствовало, даже июльский зной, который стоял тогда. Одетая в легкое белое платье, она сама казалась белее и легче: загар не приставал к ней, а жара, от которой она не могла уберечься, слегка румянила ее щеки да уши и, вливая тихую лень во все ее тело, отражалась дремотною томностью в ее хорошеньких глазках. Она почти не могла работать; руки у ней так и скользили на колени. Она едва ходила и все охала да жаловалась с забавным бессилием. Он устроил большую, полотном покрытую, купальню в том из своих прудов, который еще не совсем ушел. Да пока до пруда дойдешь — умрешь, и назад пойдешь — умрешь. Ведь тени-то в саду нету. Однажды, часу в седьмом утра, Базаров, возвращаясь с прогулки, застал в давно отцветшей, но еще густой и зеленой сиреневой беседке Фенечку. Она сидела на скамейке, накинув, по обыкновению, белый платок на голову; подле нее лежал целый пук еще мокрых от росы красных и белых роз. Он поздоровался с нею. Евгений Васильич! Николай Петрович это любит. Экая пропасть цветов! Только теперь и дышишь. Совсем я расслабела от этого жару. Уж я боюсь, не заболею ли я? Дайте-ка ваш пульс пощупать. Разве вам не хочется долго пожить? У нас бабушка была восьмидесяти пяти лет — так уж что же это была за мученица! Черная, глухая, горбатая, все кашляла; себе только в тягость. Какая уж это жизнь! Скажите мне! Да вот я теперь, молодая, все могу сделать — и пойду, и приду, и принесу, и никого мне просить не нужно... Чего лучше?

Последние вопросы

  • Споры Базарова и Кирсанова (урок по творчеству И.С. Тургенева)
  • Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей
  • Авторская позиция И. С. Тургенева Отцы и дети
  • Авторская позиция в романе «Отцы и дети»
  • Читайте также
  • Поиск по сайту

Помилуйте, скажите от чего же...

Страхову г В. Укажите, какой тип композиции использовал автор в романе? Показывать нужно основное, видимое, слышимое проявление чувства: в жесте, интонации, в изменении внешнего облика героя. Вариант-2 1. У кого из героев на письменном столе находилась серебряная пепельница в виде лаптя как воспоминание о родине?

Жизнь за жизнь.

Тургенева «Отцы и дети». Название эпизода и его основное содержание—предд уэльное объяснение П. Кирсанова с Базаровым. Предыдущий эпизод—сцена с поцелуем—был на два часа раньше, следующий—дуэль— через полдня и ночь. Само объяснение занимает 5 мин. Как и просил Павел Петрович , происходит в одной комнате—у Базарова, герои даже не передвигаются, только встают и садятся—минимум внешней выразительности. На самом деле Базаров и Павел Петрович здесь значительно более непримиримы, чем в их знаменитых схватках из-за «принсипов», но эта спокойная ненависть страшнее.

В спорах предметов были абстракции и слово, здесь—дела и мораль. Эпизод «рассказывает» автор, как и прежде, не склоняясь ни к одной стороне. Принципы Тургенева, см.

Это всего лишь бессмысленное слово О русском народе и отношении к нему Выражает потребность в народе: «Русский народ патриархален», «Свято чтит предание и не может жить без веры» Патриархальность народа — отсталость. Нужна самостоятельность. Народ не состоятелен как общественная сила. Считает себя ближе к народу, чем Кирсанов Нигилизм Нигилисты — урон общества.

А я тогда буду готов согласится с вами. В диалоге Павел Петрович достаточно вспыльчив и способен отстоять его лисиное мнение, Базаров же флегматичен и спокойно рассуждает на злободневные для общества темы. Автор хотел показать нам, что герои достаточно образованны и неплохо знают французский.

Помилуйте, скажите от чего же...

И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...

Тут есть лес...

Показывать нужно основное, видимое, слышимое проявление чувства: в жесте, интонации, в изменении внешнего облика героя. Вариант-2 1. У кого из героев на письменном столе находилась серебряная пепельница в виде лаптя как воспоминание о родине? Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления, без возврата. К какому сословию принадлежал Евгений Базаров?

Павел Петрович и Николай Петрович — самые яркие представители «отцов» в романе. Оба они придерживаются либеральных взглядов. Однако Павел Петрович занимает более резкую позицию в данном вопросе, считая, что благоприятное будущее стране способны обеспечить только права и свободы человека, самоуважение, представители аристократии.

Автор симпатизирует семье Кирсановых, взглядам Павла Петровича, но в то же время иронично описывает внешность Павла Петровича, его историю жизни в Дрездене. Евгений Базаров — главный представитель «детей» в конфликте романа. Герой обладает нигилистическими взглядами на мир, он революционер, высказывается за коренное изменение существующего в стране порядка. Базаров настаивает на неограниченной свободе личности. Многие качества Базарова поощряются И.

Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... Тут есть лес... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет... Источник: Гл. Анна Сергеевна не произносит ни одного слова.

Спор о принципах (по роману И.С.Тургенева Отцы и дети

Базаров — «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы — люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно. И оно разрешится дуэлью. Чьи взгляды вам близки? Дети признают взгляды Кирсанова. Кажется, раз прав Павел Петрович, он должен быть симпатичен и автору о читателям. Это так. Слайды 9 - 13.

Вывод: Базаров не хотел вступать в спор с Павлом Петровичем, не хотел навязывать ему свою точку зрения, считая, что время пустой болтовни прошло, а спорить с Павлом Петровичем — пустое дело. Но сделать это не удалось. Как же относится автор к своему герою? Однозначно ответить трудно сейчас. Трудно будет и потом, когда мы прочитаем весь роман. Ясно одно: симпатии Тургенева и на стороне Базарова. Домашнее задание: прочитать главы с 11 по 19; ответить на вопросы: 1. Какова роль образов Ситникова и Кукшиной в романе. Как раскрывается образ Базарова во взаимоотношениях с Анной Сергеевной Одинцовой?

Ее смерть пришлась как раз на то время, когда Николай Петрович потерял свою жену. Если раньше различия между братьями были сильны, то теперь они почти стерлись. Павел Петрович перебрался в деревню брата и остался жить с ним. Аркадий добавил, что Базаров был несправедлив к Павлу Петровичу. На самом деле он очень добрый, много раз помогал брату деньгами, иногда вступался за крестьян, хотя и нюхал одеколон, когда разговаривал с ними. Базаров же назвал Павла Петровича человеком, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви. Мы, физиологи, знаем, какие это отношения.

Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука». И оба друга отправились в комнату Базарова. Он знал, что в поместье дела идут плохо, нужны деньги. Но денег у Павла Петровича сейчас не было, поэтому он предпочел поскорее уйти. Он заглянул в комнату Фенечки, которая очень смутилась при его приходе и велела служанке унести ребенка в другую комнату. Павел Петрович распорядился, чтобы в городе ему купили зеленого чаю.

Фенечка подумала, что теперь он, наверное, уйдет, но Павел Петрович попросил ее показать сына. Когда принесли мальчика, он сказал, что ребенок похож на его брата. В эту минуту пришел Николай Петрович и очень удивился, увидев своего брата. Тот поспешно ушел. Потом он поцеловал сначала маленького Митю, а затем руку Фенечки. История их отношений такова. Года три назад Николай Петрович остановился в трактире, разговорился с хозяйкой. Оказалось, что в трактире дела идут плохо.

Николай Петрович предложил переехать в его имение, чтобы там вести дела. Через две недели хозяйка и ее дочь Фенечка уже жили в поместье. Девушка очень боялась Николая Петровича, редко показывалась на глаза, вела тихую и скромную жизнь. Однажды искра от огня попала ей в глаз, и ее мать попросила Николая Петровича помочь ей. Он помог, но с тех пор постоянно думал о девушке. Она по-прежнему скрывалась, но постепенно привыкала к нему. Вскоре ее мать умерла, и она осталась на ее месте вести хозяйство. Остальное досказывать нечего...

Он гулял с Аркадием и увидел в беседке Фенечку вместе с сыном и служанкой. Базаров спросил у Аркадия, кто она такая. Тот в нескольких словах объяснил. Евгений пошел к беседке, чтобы познакомиться. Он очень легко завел разговор, спросил, почему у малыша красные щечки, и сказал, что если Митя заболеет, то он готов ему помочь, потому что он врач. Когда друзья пошли дальше, Базаров сказал, что ему нравится в Фенечке то, что она не очень конфузится: «Она мать — ну и права». Аркадий заметил, что считает своего отца неправым, так как тот должен жениться на Фенечке. Базаров только засмеялся в ответ: «Ты придаешь еще значение браку?

Потом он заговорил о том, что дела в поместье идут нехорошо, «скот плохой и лошади разбитые», «работники смотрят отъявленными ленивцами». Базаров не возражал. Внезапно они услышали звуки виолончели, это играл Николай Петрович. Базарову это показалось странным, и он засмеялся. X Прошло около двух недель. В поместье все привыкли у Базарову. Фенечка даже как-то приказала разбудить его ночью: у Мити случились судороги. Особенно любили Базарова дворовые люди, с которыми он всегда мог найти общий язык.

Николай Петрович сомневался в его благотворном влиянии на Аркадия, но все же спрашивал его совета. Только Павел Петрович возненавидел Базарова, которого он называл циником и нахалом и подозревал, что тот презирает его. Обычно Базаров рано утром уходил собирать травы и ловить жуков, иногда брал с собой Аркадия. Однажды они немного припозднились к чаю, и Николай Петрович пошел их встречать. Они прошли по другую сторону калитки и не видели его, и Николай Петрович слышал их разговор. Базаров говорил, что хотя Кирсанов и добрый малый, он уже отставной человек, и его песенка спета. Николай Петрович побрел домой. А Базаров тем временем посоветовал Аркадию дать отцу почитать Бюхнера вместо Пушкина.

Николай Петрович рассказал об услышанном своему брату. Он жаловался на то, что всеми силами стремится идти в ногу со временем, столько изменений внес в свое хозяйство, а его все равно называют отставным человеком. Павел Петрович сказал, что не собирается так быстро сдаваться, у него с Базаровым еще будет схватка. Схватка произошла этим же вечером, когда все пили чай. Павел Петрович все ждал предлога, из-за которого мог бы вступить в спор с Базаровым. Но гость весь ужин молчал. Наконец, когда речь зашла о некоем помещике, Базаров назвал его «дрянь аристократишко». Павел Петрович понял, что Базаров такого же невысокого мнения обо всех аристократах.

Он стал рассуждать о том, что такое настоящий аристократ. Это человек, который выполняет свои обязанности, у которого есть принципы, и он им следует. Так он и приносит пользу обществу. Базаров ответил, что Павел Петрович хоть и аристократ, но никакой пользы не приносит, потому что сидит сложа руки. Но, по мнению Павла Петровича, нигилисты тоже не приносят пользы обществу, так как они все отрицают. Для них главное - все разрушить, уничтожить старые устои, а кто будет возводить все заново, нигилистов уже не интересует. Базаров отвечал, что бездействие нигилистов имеет оправдание. Раньше обличители постоянно говорили о том, как плохо живется народу в России, критиковали правительство, но дальше разговоров дело у них не шло.

Нигилисты же поняли, насколько пусты такие разговоры. Поэтому они перестали доверять авторитетам, перестали обличать, теперь они отрицают все, и «решились ни за что не приниматься». Павел Петрович пришел в ужас. По его мнению, цивилизация - это то, на чем держится все общество, если ее не будет, то общество дойдет до первобытности. Для Павла Петровича «последний пачкун, тапер» намного цивилизованнее, чем любой нигилист, «дикий монгол». Базаров захотел прекратить этот бессмысленный спор: «Я только тогда буду готов согласиться с вами, когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания». Молодые люди ушли. А Николай Петрович вспомнил, как во времена своей молодости он сильно поругался с матерью из-за того, что та не могла понять сына, а он не мог понять ее.

Теперь те же самые отношения были между старшим Кирсановым и его сыном. XI Перед сном Николай Петрович пошел в свою любимую беседку. Он понял, что напрасно в Петербурге он присутствовал при разговорах своего сына с его друзьями и радовался, если ему удавалось вставить свое слово. Он не понимал одного: как можно отвергать поэзию, природу, художество? Он любовался вечерней природой, и на ум ему пришли стихи, но он вспомнил книгу, которую ему дал сын, и умолк. Николай Петрович стал вспоминать свою покойную жену. Она представлялась ему молоденькой застенчивой девушкой, какой он увидел ее впервые. Он сожалел о том, что нельзя вернуть все назад.

Но тут его позвала Фенечка, и ему стало обидно, что она явилась именно в эту минуту. Он пошел домой, а по пути встретил своего брата. Павел Петрович пришел в беседку, посмотрел на небо, но «в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд». Базаров предложил Аркадию воспользоваться приглашением старого друга посетить город: Базарову не хотелось оставаться в поместье после ссоры с Павлом Петровичем. После он собирался ехать к своим родителям. Базаров и Аркадий уехали на следующий же день. Молодежь в поместье пожалела об их отъезде, а старички вздохнули легко. Он посоветовал: если Аркадий хочет познакомиться со здешним обществом, ему надо посетить бал, который устраивает губернатор.

Базаров и Аркадий поехали к губернатору и получили приглашение на бал. Когда друзья возвращались, они встретили молодого человека, Ситникова, знакомого Базарова. Он стал рассказывать, как сильно Евгений изменил его жизнь, называл его учителем. А Базаров не обращал на него особого внимания. Ситников пригласил их к Евдокии Кукшиной, местной эмансипированной женщине, он был уверен, что она понравится Базарову. Друзья согласились, когда им пообещали поставить три бутылки шампанского. Хозяйка оказалась еще молодой женщиной, одетой в неопрятное платье, растрепанной. У нее была невзрачная внешность, говорила и двигалась она развязно и каждое движение у нее было неестественным, как будто она делала его нарочно.

Она беспрестанно перескакивала с предмета на предмет: сначала рассказала, что занимается химией и собирается изготовлять клей для кукол, потом завела речь о женском труде. Она постоянно задавала вопросы, но не ждала на них ответов, а продолжала свою болтовню. Базаров спросил, есть ли в городе хорошенькие женщины. Кукшина ответила, что ее приятельница Анна Сергеевна Одинцова недурна собой, но она плохо образована и совсем не понимает таких бесед, которые они ведут сейчас. Она тут же переключилась на необходимость улучшить женское воспитание, чтобы все женщины стали такими прогрессивными, как она. Ситников постоянно вставлял глупые фразы вроде «долой авторитеты» и столь же глупо смеялся. Когда Кукшина стала петь романс, Аркадий не выдержал, сказал, что все это похоже на бедлам, и встал. Базаров, не прощаясь с хозяйкой, вышел из дома.

Ситников побежал за друзьями. XIV Через несколько дней друзья приехали на бал. Так как Аркадий танцевал плохо, а Базаров не танцевал вообще, они присели в уголке. К ним присоединился Ситников, который изобразил на своем лице усмешку и отпускал ядовитые шутки. Но вдруг его лицо изменилось, и он сказал: «Одинцова приехала». Аркадий увидел женщину высокого роста в черном платье. Она смотрела спокойно и умно и улыбалась едва заметной улыбкой. Базаров тоже обратил на нее внимание: «Это что за фигура?

На других баб не похожа». Ситников ответил, что знаком с ней, и обещал представить ей Аркадия. Но оказалось, что он совсем ей незнаком, и она смотрела на него с некоторым изумлением. Но, услышав об Аркадии, спросила, не сын ли он Николая Петровича. Оказывается, она несколько раз видела его и слышала о нем много хорошего. Ее постоянно приглашали танцевать разные кавалеры, а в перерывах она разговаривала с Аркадием, который рассказывал ей о своем отце, дяде, жизни в Петербурге и деревне. Одинцова слушала его с вниманием, но при этом Аркадий чувствовал, что она словно снисходила до него. Он рассказал ей про Базарова, и Одинцова заинтересовалась им.

Она пригласила их к себе в гости. Базаров стал расспрашивать Аркадия об Одинцовой, и тот ответил, что она очень мила, держится холодно и строго. Базаров согласился принять ее приглашение, хотя и думал, что она нечто вроде эмансипированной Кукшиной. Они уехали с бала сразу после ужина. Кукшина нервически засмеялась им вслед, так как никто из них не обратил на нее никакого внимания. Пока они поднимались по лестнице, Базаров ядовито шутил в ее адрес. Но когда он увидел ее, то внутренне сконфузился: «Вот тебе раз! Отец Одинцовой был карточным игроком и аферистом.

В итоге он все проиграл и был вынужден поселиться в деревне и вскоре умер, оставив свое небольшое имение двум дочерям — Анне и Кате. Их мать умерла уже давно. После смерти отца Анне жилось очень тяжело, она не знала, как управлять имением и как жить в бедности. Но она не растерялась, а выписала к себе сестру своей матери, злую и чванливую старуху-княжну. Анна уже готова была увянуть в глуши, но тут ее увидел Одинцов, богатый человек лет сорока шести. Он предложил ей выйти за него замуж, и Анна согласилась. Они прожили шесть лет, потом Одинцов умер, оставив все свое состояние молодой жене. Анна Сергеевна вместе с сестрой ездила в Германию, но скоро заскучала там и вернулась в свое имение Никольское.

Она почти не появлялась в обществе, где ее не любили и рассказывали всякие сплетни. Но она не обращала на них никакого внимания. Аркадий удивлялся поведению своего друга. Обычно Базаров был неразговорчив, но на этот раз старался занять Анну Сергеевну разговором. По ее лицу не было заметно, произвело ли это на нее впечатление. Сначала ей не понравилось ломание Базарова, но она поняла, что он чувствует смущение, и это ей польстило. Аркадий думал, что Евгений начнет рассказывать о своих воззрениях, но вместо этого он рассуждал о медицине, гомеопатии, ботанике. Оказалось, что Анна Сергеевна читала об этом книги и неплохо разбиралась в предмете.

С Аркадием же она обращалась, как с младшим братом. Под конец беседы она пригласила друзей посетить ее село. Они согласились. После того как друзья вышли от Одинцовой, Базаров опять заговорил о ней в своем прежнем тоне. Они договорились поехать в Никольское послезавтра. XVI Когда они приехали к Одинцовой, их встретили два лакея, а дворецкий проводил в приготовленную для гостей комнату и сказал, что через полчаса хозяйка примет их. Базаров заметил, что Анна Сергеевна слишком избаловала себя, назвал ее барыней. Аркадий только пожал плечами.

Он тоже чувствовал смущение. Через полчаса они спустились в гостиную, где их встретила хозяйка. В разговоре выяснилось, что в доме живет еще старая княжна да сосед заезжает играть в карты. Это и составляет все общество. В гостиную зашла девушка с корзиной цветов. Одинцова представила свою сестру Катю. Она оказалась застенчивой, села около сестры и стала разбирать цветы. Одинцова предложила Базарову поспорить о чем-нибудь, например о том, как надо узнавать и изучать людей.

Базаров ответил, что их незачем изучать. Как деревья похожи друг на друга, так и люди ничем не отличаются, разве что совсем немного. Если узнал одного человека, считай, что узнал всех.

Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...

Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?

Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше? Принципов вообще нет — ты об этом не догадался до сих пор! Все от них зависит. Например, я: я придерживаюсь отрицательного направления — в силу ощущения.

Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу. Решился все косить — валяй и себя по ногам!..

Однако мы довольно философствовали. Кстати, он, должно быть, в военной службе служил. Ведь это клевета наконец. Эка важность! Вот вздумал каким словом испугать! Какую клевету ни взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того. Но ни тому, ни другому не спалось.

Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых людей. Минут пять спустя они открыли глаза и переглянулись молча. Не странно ли? Самое печальное и мертвое — сходно с самым веселым и живым. Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего ее не высказать? Я нахожу, что говорить красиво — неприлично.

Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя! От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, — это свыше его сил. Да и в самом деле: мой брат, мой — и не гений... Здесь, на сене, в такой идиллической обстановке, вдали от света и людских взоров — ничего. Но ты со мной не сладишь. Я тебя сейчас схвачу за горло... Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы...

Аркадий повернулся и приготовился, как бы шутя, сопротивляться... Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость... Но вы отличное выбрали место и прекрасному предаетесь занятию. Лежа на «земле», глядеть в «небо»... Знаете ли — в этом есть какое-то особое значение! Но никакая дружба долго не выдержит таких столкновений. Сколько в вас силы, молодости самой цветущей, способностей, талантов!

Кастор и Поллукс! Ведь ты, помнится, серебряной медали за сочинение удостоился, а? Ты умный человек, ты знаешь людей, и женщин знаешь, и, следовательно, извинишь... Твоя матушка молебен отслужить хотела по случаю твоего приезда.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий