15 февраля день рождения мусы джалиля

Картина Хариса Якупова «Перед приговором», на которой изображен поэт Муса Джалиль, казнённый фашистами в берлинской тюрьме в 1944 году. Муса Залилов родился 15 февраля 1906 года в селе Мустафино Оренбургской губернии в бедной крестьянской семье. 15 февраля 2024 года исполнится 118 лет со дня рождения поэта, Героя Советского Союза Мусы Джалиля. В этот день Полномочное представительство РТ в РФ в Москве проведет традиционную церемонию возложения цветов к памятнику поэту-герою. Уже много лет дважды в год – 15 февраля (в день рождения Мусы Джалиля) и 25 августа (годовщина казни) у памятника проводятся торжественные митинги с возложением цветов. 12:47 / 15 февраля, 202215.02.2022nmoroz. Великий татарский поэт, Герой Советского Союза родился в Оренбургской губернии, в деревне Мустафино 15 февраля 1906 года. Муса очень рано начал писать стихи, его первые произведения публиковались в местной газете.

Авторизация

  • День Подлинника. Три жизни Мусы Джалиля - Год Литературы
  • В Татарстане отмечают день рождения поэта-героя Мусы Джалиля
  • Просветительский онлайн-проект «Они прошли по той войне. Писатели-фронтовики»: Муса Джалиль
  • Детские и юношеские годы

"Жизнь, ставшая подвигом" (115 лет со дня рождения Мусы Джалиля)

В августе 1943 года гестапо арестовало несколько сотен человек подпольной группы, в том числе и Мусу Джалиля. В течение нескольких месяцев его пытали в тюрьме смерти Моабит, казнили в Берлине 25 августа 1944 года. Несколько сборников его стихов передали в Советский Союз бывшие заключенные немецких тюрем. Кроме того, 15 февраля 1994 года был подписан договор между Российской Федерацией и республикой Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Этот документ, наряду с Конституцией РФ и Конституцией РТ, стал правовой основой для широко известной российско-татарстанской модели взаимоотношений. Репрессии бояр, запрет браков с иностранцами и вывод войск 15 февраля вспоминают видных российских деятелей искусства. В этот день скончался русский композитор Михаил Глинка 1804—1857 , живописец, теоретик искусства Кузьма Петров-Водкин 1878—1939 , ушел из жизни композитор, народный артист СССР Андрей Петров 1930—2006. В этот же день родился покровитель искусства и образования, российский промышленник и меценат Савва Морозов 1862—1905. Он не согласился с высказыванием мыслителя Рене Декарта «Мыслю — значит, существую», заявив: «Я говорю: работаю — значит, существую. Для меня очевидно: только работа расширяет, обогащает мир и мое сознание».

Морозов изучал химию в Московском императорском университете и в Кембриджском. Позже он развивал производство химических реактивов и красителей. На своих фабриках промышленник ввел оплату пособия по беременности женщинам-работницам. Имел своих стипендиатов в технических вузах страны, а некоторые из них обучались за границей. Савва Морозов был влиятелен в предпринимательских кругах, оказывал помощь Московскому художественному театру. Меценат был связан также с революционным движением, финансировал издание нелегальной газеты «Искра», провозил на свою фабрику запрещенную литературу и типографские шрифты, в 1905 году прятал от полиции одного из лидеров большевиков Николая Баумана, дружил с Максимом Горьким. У Морозова случилось тяжелое нервное расстройство, в мае 1905 года его нашли застреленным в гостиничном номере в Берлине. Дата 15 февраля оставила свой след и в истории Руси. В этот день 1565 года Иван IV Грозный ввел опричнину.

Опричнина — часть государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы.

Работа подпольщиков оказалась очень плодотворной. Первый батальон легиона «Идель-Урал» поднял восстание и присоединился к белорусским партизанам в феврале 1943 года. Но и гестапо не дремало… В августе 1943 года, за несколько дней до тщательно подготовленного восстания военнопленных, Джалиль и большинство членов его подпольной группы были арестованы по доносу предателя. Поэта вместе с другими организаторами движения отправили в застенки берлинской тюрьмы «Моабит». Допрашивали с пристрастием, используя все мыслимые и немыслимые виды пыток. Избитых и изувеченных людей бросали в камеры, а затем снова пытали, пытаясь выбить имена сообщников. Очень трудно было не сломаться. Каждый искал свои способы для того, чтобы держаться.

Для Мусы Джалиля этим способом стало написание стихов, вошедших впоследствии в его знаменитую «Моабитскую» тетрадь. Он писал на обрывках газет, которые разрешались в тюрьме, и сшивал из них маленькие блокноты. В них он и записывал свои произведения. Он шел на место казни с гордо поднятой головой. Незадолго до гибели поэт написал: Нет, врешь, пaлaч, не встaну нa колени, Хоть брось в зaстенки, хоть продaй в рaбы! Умру я стоя, не прося прощенья, Хоть голову мне топором руби! Посмертная судьба Мусы Джалиля просто удивительна. В СССР сведения о подвиге поэта и других участников подпольной организации попали далеко не сразу. Сначала этих героев считали изменниками.

В 1946 году бывший военнопленный Нигмат Терегулов принес в Союз писателей Татарии блокнот с шестью десятками стихов поэта.

Последовало заключение в камеру- одиночку тюрьмы Моабит. Ни жестокие пытки, ни посулы свободы, жизни и благополучия не сломили его воли и преданности Родине. Мусу Джалиля гильотинировали в военной тюрьме Плётцензее в Берлине. Но даже после смерти какое- то время его имя было «погребено» под клеймом предателя. В 1946 году его обвинили в измене Родине и пособничестве врагу. Позже он был объявлен особо опасным преступником! Но бывший военопленный Нигмат Трегулов сделал первый шаг в реабилитации имени Мусы Джалиля, передав первую часть творческого наследия, блокнот с примерно 60 стихами, в Союз писателей ТАССР. Андре Тиммерманс, бельгийский участник Сопротивления, передал какое-то время спустя ещё одну тетерадь в советское Консульство в Брюсселе.

Благодаря Константину Симонову сборник стихов «Моабитская тетрадь» был переведён на русский язык, клеветнические наветы были сняты и люди узнали о подвиге группы подпольщиков, действовавших в 1943 году в фашистском плену. Муса Мустафович Залилов Джалилов родился 15 февраля 1906 года в многодетной татарской семье из деревни Мустафино Оренбургской области Получив не только теологическое, но и светское образование, рано начал писать стихи, первое сохранившееся для потомков он написал в 13 лет, в 1919 году, участвовуя в гражданской войне. В 24 года поступил на этнологический факультет МГУ, получив литературное образование и в дальнейшем работал редактором различных изданий на татарском языке. В 1939—1941 годах был ответственным секретарём Союза писателей Татарской АССР, работал заведующим литературной частью Татарского оперного театра города Казани. Муса Джалиль- второй справа в ряду сидящих. С начала войны участвовал в качестве старшего политрука на Ленинградском и Волховском фронтах. На фронт он пошёл добровольцем, отказавшись от положенной "брони".

Такташа, и нар. Он автор текстов популярных песен, романсов и либретто опер в т. СССР, 1948. Среди произведений Д. Наряду с А. Кутуем, К. Наджми, Х. Такташем, Х. Туфаном и др. В годы Вел. В июле 1942 тяжело раненным попал в плен, прошёл через фашистские лагеря в Польше, Прибалтике, Германии. Находясь в нем. Курмашем, был её идейным вдохновителем. Позаданию этой группы работал в орг-ции «Tatarische Mittelstelle» «Татарское посредничество», Берлин , созд.

15 февраля – день памяти Мусы Джалиля

В одной из контратак у деревни Мясной Бор Муса Джалиль был тяжело ранен в грудь. Без сознания он попадает в руки врага. Тогда и началась в его жизни череда лагерей и фашистских застенков. Долгое время он находился на грани жизни и смерти. Муса Джалиль тяжело переживал горечь и позор плена, но именно эти годы стали для него великими. В нём проявились самые высокие, самые сильные стороны человеческого характера: непоколебимая вера в победу, сила духа, неиссякаемая энергия сопротивления. Все это и позволило Мусе Джалилю подняться до вершин бессмертия. В 1941-1943 годах в селе Рождествено на улице Болотной находился фашистский концлагерь для военнопленных и гражданских лиц.

В лагере погибло по разным данным около 8 тысяч советских граждан. Умирали не только от пуль, но и от голода, болезней, холода. Колючей проволокой гитлеровцами был густо опутан большой участок села от улицы Болотной до улицы Коли Подрядчикова во время войны она называлась Школьной , от Киевского шоссе до начала поля в конце улицы Болотной, включая скотный двор и колхозную конюшню. Хафизову удалось живым вернуться на родину и сохранить несколько листов со стихами поэта, которые вошли в знаменитую «Моабитскую тетрадь». В этот период, в августе 1942 года, написано стихотворение «Пташка»: Бараков цепи и песок сыпучий Колючкой огорожены кругом. Как будто мы жуки в навозной куче: Здесь копошимся. Здесь мы и живём… Рафаэль Мустафин прошёл по следам Джалиля от волховских болот, где раненый, истекающий кровью поэт попал в фашистский плен, до берлинской тюрьмы Плетцензее, где под топором гитлеровской гильотины оборвалась жизнь поэта.

В конце 1942 года, получив сокрушительный удар под Сталинградом, фашисты принимают решение создать так называемые «национальные легионы» из числа военнопленных национальностей Поволжья.

Мусе Джалилю было суждено стать именно таким батыром XX века. Как объясняет история религий, Муса - первый пророк, получивший непосредственно от Всевышнего священную книгу.

Наш Муса в свои 13 лет написал первое произведение «Счастье», которое стало пророческим. В стихотворении есть такие строки: Я бы счастьем считал эту гибель в бою, Славу смерти геройской я в песне пою. Так и случилось - 25 августа 1944 года Муса Джалиль и его десять товарищей отдали жизнь за свободу Родины.

За 10 месяцев до гибели поэт писал: Песня меня научила свободе, Песня борцом умереть мне велит. Жизнь моя песней звенела в народе, Смерть моя песней борьбы прозвучит. Свидетели их невиданного коллективного патриотизма и мужества сообщили мировому сообществу: «Татары погибли, улыбаясь».

За этим мужеством просматривается пример казанского саида и мудариса Кул Шарифа, который вместе со своими шакирдами погиб, защищая Казань в 1552 году. Вот почему они нашли силы улыбаться перед этой нечистой силой. Однако было бы неправильно представить, что выведенные на казнь не могли оценить подлинную ситуацию в тот момент.

Они же были обыкновенными людьми: сыновьями, мужьями, отцами. Накануне казни к ним в камеру пришел мулла с Кораном в руке. И каждый из них, прикоснувшись к священной книге, попрощался с жизнью.

Мулла потом говорил: «Первым протянул Коран Абдулле Алишу. Он не спеша встал с места, положил руку на Коран и… прослезился…». Это было естественным состоянием Абдуллы Алиша, одного из талантливых писателей татарского народа 20 - 30-х годов, у которого в Татарии оставались мать, любимая жена и два сына.

Их вырастила и татарская, и башкирская, и мордовская, и узбекская, и казахская земля. Несмотря на то что они родились и выросли в разных регионах, но воспитывались на ценностях родного народа, при этом в то же время принадлежали всему человечеству. О мужестве Мусы Джалиля и его соратников по борьбе написано много разными авторами. По поводу драматической поэмы «Последнее испытание» Ильдара Юзеева, например, народный поэт Татарстана Сибгат Хаким писал: «Обращайте внимание на название произведения. Поэт-узник переживает духовное испытание - самое последнее и тяжелое в своей жизни. Тиран хочет победить его духовно, применяя такие способы истязания, которые, быть может, отсутствуют даже в аду. Затем, как последняя инстанция, прибегает к помощи Мефистофеля. Однако Мефистофель, который даже победил Фауста, не в силах перебороть гордого поэта.

Где секрет, основа такой духовной недоступности? Юзеев ведет раздумья именно в этом направлении. Он ищет истоки такой духовной непокорности прежде всего в духовном мире родного народа. Джалиль брал свою силу у народа, у его легендарных сыновей. Именно в такой взаимосвязанной внутренней логике лежит ответ на этот философичный вопрос. Это очень ценное открытие нашей современной поэзии». Да, невозможно рассматривать личность и творчество Мусы Джалиля в отрыве от дел его соратников, также нельзя его понять до конца вне контекста прошлого и настоящего своего народа. Получив первые уроки в сельской школе, учится в медресе «Хусаиния», что в Оренбурге, ибо с 1913 года семья переезжает именно в этот город.

Увлекается чтением, особо выделяя при этом для себя творчество Тукая, восточную поэзию.

В 1934 году вышли два сборника Джалиля «Стихи и поэмы» и «Орденоносные миллионы» посвящён теме комсомола. Очень много он работал с поэтической молодёжью, благодаря Мусе получили путёвку в жизнь такие татарские поэты, как Абсалямов и Алиш. С 1939 по 1941 годы работал ответственным секретарём в Союзе писателей Татарской АССР, а также заведовал литературной частью в Татарском оперном театре. Война Воскресным июньским утром, таким ясным и солнечным, Муса должен был поехать с семьёй на дачу к друзьям. Они стояли на перроне, ждали электричку, когда по радио объявили, что началась война.

Когда они приехали за город и вышли на нужной станции, его друзья радостно с улыбками встречали Мусу и махали издалека руками. Как бы не хотелось ему этого делать, но пришлось сообщить страшную новость о войне. Весь день друзья провели вместе, не ложились спать до утра. Расставаясь, Джалиль произнёс: «После войны кого-то из нас уже не будет…» Наутро он явился в военкомат с заявлением отправить его на фронт. Но сразу Мусу не забрали, сказали каждому ждать своей очереди. Повестка пришла Джалилю 13 июля.

В Татарии как раз формировался артиллерийский полк, туда он и попал. Оттуда его направили в городок Мензелинск, где в течение полугода он учился на курсах политруков. Когда командованию стало известно, что Муса Джалиль — известный поэт, депутат городского совета, бывший председатель Союза писателей, его хотели демобилизовать, отправить в тыл. Но он решительно ответил: «Вы поймите меня, ведь я поэт! Я не могу сидеть в тылу и оттуда звать людей защищать Родину. Я обязан быть на фронте, среди бойцов и вместе с ними бить фашистскую нечисть».

Какое-то время он был в резерве при штабе армии в маленьком городке Малая Вишера. Часто бывал в командировках на передовой, выполняя особые поручения командования, а также собирая необходимый материал для газеты «Отвага», в которой работал корреспондентом. Иногда за день ему приходилось ходить по 30 км. Если выпадали поэту свободные минутки, он писал стихи. В самых сложных фронтовых буднях родились такие замечательные лирические произведения: «Смерть девушки» и «Слеза»; «Прощай, моя умница» и «След». Муса Джалиль говорил: «Я пока пишу фронтовую лирику.

А большие вещи сделаю после нашей победы, если буду живой». Те, кому довелось быть рядом со старшим политруком Ленинградского и Волховского фронтов Мусой Джалилем, поражались, насколько этот человек всегда мог сохранять выдержку и спокойствие. Даже в самых тяжёлых условиях, попав в окружение, когда не оставалось ни одного глотка воды и сухарика, он учил однополчан сцеживать сок с берёзы и находить съедобные травы и ягоды. В письме товарищу он писал про «Балладу о последнем патроне». К сожалению, мир так и не узнал это произведение.

В Татарстане отмечают день рождения поэта-героя Мусы Джалиля

Спустя год из советского консульства в Брюсселе передана вторая тетрадь, которую из Моабита сумел вынести бельгиец Андре Тиммерманс, сидевший в камере с поэтом непосредственно перед его гибелью. Еще две тетради отданы бывшим военнопленным Габбасом Шариповым и татарином Казимом Миршаном. Придет, придет Москва! Нас вызволит Москва Из темной ямы хищника-урода.

На красном знамени Москвы горят слова: «Жизнь и свобода». Главную роль в реабилитации Мусы Джалиля сыграл Константин Симонов, организовавший перевод его творений на русский язык, а также опровергший клевету на талантливого поэта, приведя доказательства его патриотической деятельности в рамках подпольной группы. После статьи Симонова, вышедшей в центральной газете в 1953 году, народ узнал о героической судьбе татарского поэта.

Широко отметили и 60-летний юбилей татарского мастера поэтического слова на его родине, куда прибыли многие знаменитости. Творчество Поэтическое вдохновение посещало Мусу Джалиля с ранних лет. Свои юношеские произведения, наполненные максимализмом, он посвящал революционным событиям, становлению советского государства.

Поэтические произведения начала 1930-х пафосны, метафоричны, экспрессивны.

С 1927 года по 1942 год он жил, учился и работал в Москве. В 1931 году окончил Московский государственный университет им. Принимал активное участие в общественно-просветительской деятельности татарского общества, совмещая с поэтическим творчеством. Из Москвы в феврале 1942 года Муса Джалиль был направлен на фронт, где работал в редакции газеты «Отвага». На фронте тяжелораненый Джалиль попал в плен, где вместе с единомышленниками создал подпольную группу сопротивления фашизму, которая готовила побег из плена. В феврале 1944 года нацистский суд приговорил 11 организаторов подпольной работы к смертной казни за подрыв военной мощи Рейха.

Подвиг Мусы Джалиля продолжает жить и передаваться из поколения в поколение Подвиг Мусы Джалиля продолжает жить и передаваться из поколения в поколение 15 февраля 2024, 19:48 Автор: Гульфия Шаяхметова Сегодня, 15 февраля, исполняется 118 лет со Дня рождения известного татарского поэта, Героя Советского Союза, лауреата Ленинской премии Мусы Джалиля. Приятно осознавать, что память о подвиге Мусы Джалиля продолжает жить и передаваться из поколения в поколение. На муниципальном конкурсе Джалиловские чтения приняли участие 57 любителей поэзии Джалиля.

После года пыток и издевательств он был казнён. В СССР поэта долгое время считали предателем. Его доброе имя было восстановлено только в 1950-е годы. О подвигах и смерти Мусы Джалиля — в материале RT. Картина Хариса Якупова «Перед приговором», на которой изображен поэт Муса Джалиль, казнённый фашистами в берлинской тюрьме в 1944 году Муса Залилов родился 15 февраля 1906 года в селе Мустафино Оренбургской губернии в бедной крестьянской семье. В детстве он учился в медресе, а в 1919 году вступил в комсомол и подростком даже принимал участие в Гражданской войне. По словам военного историка Юрия Кнутова, Залилов имел врождённый литературный дар. В комсомоле обратили внимание на творческие способности Мусы Залилова. Два года спустя он возглавил отдел литературы и искусства татарской газеты «Коммунист». Не оставлял Залилов и литературную деятельность — в 1934 году издал два своих поэтических сборника. Стихи он писал под псевдонимом Муса Джалиль. Общественную деятельность он совмещал с работой заведующим литературной частью Татарского оперного театра. Война и плен «С началом войны Муса Залилов, бывший большим патриотом, стал рваться на фронт. Он добровольно пришёл в военкомат и получил направление на курсы политработников. Известного татарского поэта хотели сберечь и предложили ему должность в тылу, но это Залилова не устраивало. Он настоял на том, чтобы его послали на передовую», — рассказал Юрий Кнутов. Старший политрук Муса Залилов принимал участие в боевых действиях на Ленинградском и Волховском фронтах, был военкором газеты «Отвага». Также по теме «Решительный прорыв»: как белорусские партизаны противостояли нацистам во время карательных операций С 25 мая по 17 июня 1944 года нацисты провели масштабную карательную операцию «Баклан» против партизан и мирных жителей на территории... Он пытался пробиться к своим, но получил тяжёлое ранение в грудь и попал в плен. Выжил только благодаря помощи товарищей», — продолжил Кнутов. Залилов попал в лагерь для военнопленных в польском Демблине, где назвался учителем Мусой Гумеровым. Однако среди военнопленных были те, кто знал поэта в лицо, поэтому слухи о том, что в лагере находится известный литератор, вскоре дошли до нацистов. Легион «Идель-Урал» В начале войны против Советского Союза Адольф Гитлер, вопреки мнению ряда его советников, скептически смотрел на перспективу использования на фронте частей, сформированных из граждан СССР. Однако поражения 1941—1942 годов заставили его изменить свои взгляды. Параллельно нацисты формировали политические структуры, призванные работать с татарами и представителями других народов, проживавших в Поволжье и на Урале.

«Изменник он! Родину предал». 15 февраля – День рождения поэта Мусы Джалиля

Студент русского университета — три! Литератор — четыре! Поэт — пять! Муса был поэт-татарин, бормотал свои вирши на родном языке, и это еще больше подкупало московские студенческие сердца». Джалиля все вспоминают как крайне жизнелюбивого человека — он любил литературу, музыку, спорт, дружеские встречи. Муса работал в Москве редактором татарских детских журналов, заведовал отделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист». С 1935 года его зовут в Казань — заведующим литературной части Татарского театра оперы и балета. После долгих уговоров он соглашается и в 1939 году переезжает в Татарию вместе с женой Аминой и дочкой Чулпан. Человек, который занимал не последнее место в театре, был также ответственным секретарем Союза писателей Татарии, депутатом казанского городского совета, когда началась война, имел право остаться в тылу. Но от брони Джалиль отказался.

Сперва его направили на курсы политработников. Затем — Волховский фронт. Попал в знаменитую Вторую ударную армию, в редакцию русской газеты «Отвага», расположившуюся среди болот и гнилых лесов под Лениградом. Наконец поехал на фронт бить фашистов», — напишет он в письме домой. Поездка была трудная, опасная, но очень интересная. Все время был под обстрелом. Три ночи подряд не спали, питался на ходу. Но видел много», — пишет он своему казанскому другу, литературоведу Гази Кашшафу в марте 1942 года. Кашшафу адресовано и последнее письмо Джалиля с фронта — в июне 1942 года: «Я продолжаю писать стихи и песни.

Но редко. Некогда, и обстановка другая. У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, не на жизнь, а на смерть…» Муса с этим письмом пытался переправить все свои написанные стихи в тыл. Очевидцы рассказывают, что он все время носил в своей походной сумке толстую потрепанную тетрадь, в которую записывал все, сочиненное им. Но где сегодня эта тетрадь, неизвестно. В то время, когда он писал это письмо, Вторая ударная армия была уже полностью окружена и отрезана от основных сил. Уже в плену он отразит этот тяжелый момент в стихотворении «Прости, Родина»: «Последний миг — и выстрела нет! Мне изменил мой пистолет…» Сначала — лагерь военнопленных у станции Сиверской Ленинградской области.

Затем — предполье старинной Двинской крепости. Новый этап — пешком, мимо разрушенных сел и деревень — Рига. В последних числах октября 1942 года Джалиля привезли в польскую крепость Демблин, построенную еще при Екатерине II. Крепость была обнесена несколькими рядами колючей проволоки, установлены сторожевые посты с пулеметами и прожекторами. В Демблине Джалиль познакомился с Гайнаном Курмашем. Последний, являясь командиром разведчиков, в 1942 году в составе особой группы был с заданием заброшен в тыл врага и попал в немецкий плен. В Демблин собирали в основном военнопленных национальностей Поволжья и Приуралья — татар, башкир, чувашей, марийцев, мордвинов, удмуртов. Гитлеровцам нужно было не только пушечное мясо, но и люди, которые могли бы вдохновить легионеров сражаться против Родины. Ими должны были стать люди образованные.

Учителя, врачи, инженеры. Писатели, журналисты и поэты.

За участие в подпольной ор— ганизации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 г. Он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу. В апреле 1947 года имя Мусы Джалиля было включено в список особо опасных преступников.

В 1946 году бывший военнопленный Нигмат Терегулов принёс в Союз писателей Татарии блокнот с шестью десятками стихов Джалиля. Через год из советского консульства в Брюсселе пришла вторая тетрадь. Из Моабитской тюрьмы её вынес бельгийский участник Сопротивления Андре Тиммерманс. Он сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей-татар скоро казнят, и отдал тетрадь Тиммермансу, попросив передать её на родину.

Был ещё один сборник стихов из Моабита, его привёз бывший военнопленный Габбас Шарипов. Те— регулов и Шарипов были арестованы. Терегулов погиб в лагере.

Его стихи стали продолжением борьбы, поэт сражался с фашизмом, приравнивая перо к штыку. Джалиль с десятью товарищами был казнен на гильотине 25 августа 1944 г. В 1956 г. Муса Джалиль посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 г. Jalil [Текст]. Библиография : 1. Мустафин, Р. Бикмухаметов, Р. Муса Джалиль : критико-биогр. Джалилова, Х. Забиров, И. Джалиль и джалильцы : докум. Исхак, А. Исхак ; Всесоюз. Ишмуратов, Р. Бессмертная песнь. Муса Джалиль : героич. Ишмуратов ; пер. Корольков, Ю. Не пропавший без вести... Музеи Мусы Джалиля в Татарстане: буклет. Муса Джалиль : фотоальбом. Список произведений М. Джалиля : 1. Джалиль, М. Пылай, моя песня! Джалиль ; худож.

Ответ не удовлетворил ученика, и он задал следующий вопрос: «А как сильно нужно хотеть? Затем позволил ученику достать голову из воды и спросил: «Сильно ли хотелось тебе дышать? Таким образом, чувства, которые бушуют в душе человека, которые стали «занозой» в его сердце, являются «заявкой» для реализации Вселенной даже если человек не просит об этом. Этот закон мироздания как раз и определяет его зеркальность: «что посеешь, то и пожнёшь»; «как аукнется, так и откликнется»; «не судите, да не судимы будете»; «какой мерой судите, такой мерой и вас судить будут»… Об этом очень хорошо и подробно написал в своих книгах Вадим Зеланд. К сожалению, этот закон природы безжалостно проявил себя в отношении Мусы Джалиля. Вселенная сказала: «Ну, что-ж, Муса, твоя заявка принята. Тема узника стала «занозой» в твоём сердце. Я сделаю тебя самым великим узником всех времён и народов». Говоря «самым великим узником всех времён и народов», я нисколько не преувеличиваю. Был таинственный узник Железная Маска, были узники, отсидевшие много лет. Но величие не определяется арифметикой. Более того, величие не определяется ни должностью, ни званием, ни богатством. Величие — понятие иррациональное, здесь оно проявилось в силе духа Мусы Джалиля. Поэт выдержал ужасные пытки, дух его не был сломлен. Стихи «Варварство», «Волки» из «Моабитской тетради» не позволяют оставаться равнодушными. Написать такие стихи в состоянии ожидания смерти мог только Величайший Узник. Затронутая тема позволяет понять и Библейское «Возлюби врага своего». Ведь если ты обрушишь на врага злобу и ненависть, то Вселенная примет это как заявку на реализацию и окружит в ответ злобой и ненавистью тебя самого. Так что, если Вам, Читатель, в транспорте кто-то наступит на ногу и не извинится, а в ответ на Ваше замечание обматерит Вас, искренне пожелайте этому хаму здоровья и благополучия. Правда, при этом присутствующие могут подумать, что Вы трус, кто-то решит, что Вы — психически больной, а кто-то примет Вас за умственно неполноценного человека такова «умственная неполноценность» Идиота Фёдора Михайловича Достоевского.

15 февраля исполнилось 115 лет со дня рождения Мусы Джалиля

Детство В Оренбургской области в Шарлыкском районе есть небольшая деревня Мустафино. В этом местечке 15 февраля 1906 года в многодетной семье появился шестой ребёнок – сынок, которому дали имя Муса. Детство В Оренбургской области в Шарлыкском районе есть небольшая деревня Мустафино. В этом местечке 15 февраля 1906 года в многодетной семье появился шестой ребёнок – сынок, которому дали имя Муса. великого татарского поэта, Героя Советского Союза.

Для юных приволжан прошёл День памяти татарского поэта Мусы Джалиля

15 февраля 2024 года исполнится 118 лет со дня рождения поэта, Героя Советского Союза Мусы Джалиля. В этот день Полномочное представительство РТ в РФ в Москве проведет традиционную церемонию возложения цветов к памятнику поэту-герою. 15 февраля, в день 118-й годовщины со дня рождения татарского поэта-антифашиста Мусы Джалиля, у его памятника прошла патриотическая акция. 15 февраля исполнилось 117 лет со дня рождения поэта-героя Мусы Джалиля. Джалиль Муса Мустафович – советский поэт, Герой Советского Союза, его жизненный и творческий путь был недолгим, но ярким. Писать стихи Джалиль начал еще в юношестве.

День в истории: договор России и Татарстана, вывод войск из Афганистана и первый в мире компьютер

Потому что обо мне будут говорить, писать; писать портреты, памятники воздвигать. Если я это заслужил, то зачем же бояться смерти? Цель то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать. Вот и думаю я: если я погибну в Отечественной войне, проявляя отвагу, то эта кончина совсем не плохая. Ведь когда-нибудь должно кончать мое существование, оборвется же нить моей жизни когда-нибудь по законам природы. Да, тогда быть может, я не буду молод: умру, может быть, в глубокой старости и за 30-40 лет, оставшееся до этого момента, я сумею создать очень много хороших вещей, принесу много пользы».

В стихотворении есть такие строки: Я бы счастьем считал эту гибель в бою, Славу смерти геройской я в песне пою. Так и случилось - 25 августа 1944 года Муса Джалиль и его десять товарищей отдали жизнь за свободу Родины. За 10 месяцев до гибели поэт писал: Песня меня научила свободе, Песня борцом умереть мне велит. Жизнь моя песней звенела в народе, Смерть моя песней борьбы прозвучит. Свидетели их невиданного коллективного патриотизма и мужества сообщили мировому сообществу: «Татары погибли, улыбаясь».

За этим мужеством просматривается пример казанского саида и мудариса Кул Шарифа, который вместе со своими шакирдами погиб, защищая Казань в 1552 году. Вот почему они нашли силы улыбаться перед этой нечистой силой. Однако было бы неправильно представить, что выведенные на казнь не могли оценить подлинную ситуацию в тот момент. Они же были обыкновенными людьми: сыновьями, мужьями, отцами. Накануне казни к ним в камеру пришел мулла с Кораном в руке.

И каждый из них, прикоснувшись к священной книге, попрощался с жизнью. Мулла потом говорил: «Первым протянул Коран Абдулле Алишу. Он не спеша встал с места, положил руку на Коран и… прослезился…». Это было естественным состоянием Абдуллы Алиша, одного из талантливых писателей татарского народа 20 - 30-х годов, у которого в Татарии оставались мать, любимая жена и два сына. То, что на глазах своих товарищей он допустил вот такую слабость, вполне объяснимо: перед своими можно и расчувствоваться.

Поэт Ильдар Юзеев в 80-х годах об этом так и писал: Ушли они, улыбаясь перед чужими, Но поплакавшись перед Кораном. Истоки непокорности героев Наш народ свято чтит память своих богатырей.

В нём было 60 стихотворений, написанных Джалилем в заключении. На последней странице значилось: «Другу, который умеет читать по-татарски и прочтёт эту тетрадь». Муса Джалиль, 1943 г. Через год из советского консульства в Брюсселе пришла вторая тетрадь — её вынес из Моабита бельгийский участник Сопротивления Андре Тиммерманс, который сидел в одной камере с Джалилем. Затем «Моабитская тетрадь» попала в руки Константину Симонову. Поэт организовал перевод стихов на русский язык.

Приговорённый фашистским судом к смерти, Муса Джалиль до последнего своего часа продолжал сражаться с врагами единственным оставшимся в его руках оружием — поэтическим словом. Стихи, которые дошли до нас в двух маленьких блокнотах, были изданы отдельной книгой. Названная «Моабитской тетрадью», она в короткий срок стала известна даже в самых отдалённых уголках планеты. В неё вошли 94 стихотворения. Каждый год 15 февраля, в день рождения Мусы Джалиля, в Национальном музее Республики Татарстан выставляются подлинники «Моабитской тетради». Это маленькие пожелтевшие книжечки — каждая из них свободно умещается на ладони. Во все остальные дни в музее экспонируются копии. Из 94 стихотворений «Моабитской тетради» 67 произведений созданы Джалилем уже после вынесения ему смертного приговора.

Но все они не о смерти, а о жизни. В одном из писем жене поэт написал: «Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. Когда мы говорим, что презираем смерть, это на самом деле так. Великое чувство патриотизма, полное осознание своего общественного долга убивает страх. Цель жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать». Сердце с последним дыханием жизни Выполнит твёрдую клятву свою: Песни всегда посвящал я отчизне, Ныне отчизне я жизнь отдаю. Песня меня научила свободе, Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе, Смерть моя песней борьбы прозвучит. Из «Моабитской тетради» Вся жизнь Мусы Джалиля была примером горячей любви к Родине, к своему народу. Его биография проста и безыскусна, как биографии многих сотен тысяч советских людей, поднявшихся на борьбу с фашизмом.

Творчество воен. Он продолжал писать в лагерях для военнопленных и тюрьме Моабит Берлин , где провёл более года, будучи приговорённым к смертной казни. Стихи Д.

Сложными путями, через Францию и Бельгию, в 1946—47 до нас дошли две тетради, в к-рых содержатся 93 стихотворения, созд. Эти тетради — потрясающий по силе воздействия док-т, свидетельствующий о стойкости и мужестве сов. Вместе с тем это высокая поэзия, разнообразная в жанровом и стилистическом отношениях, к-рую отличают внутр. В «Моабитской тетради» поражает острота ощущения непреходящей ценности жизни в предчувствии близкой гибели. Нерв цикла — извечное столкновение сил добра и зла, человечного и бесчеловечного, жизни и смерти. В стих.

Его последние стихи — гимн стойкости защитников Родины. Поэтическое наследие Д. Он обновил и обогатил гражд. Цикл «Моабитская тетрадь» переиздавался десятки раз на татар. В 1968 была учреждена Пр.

15 февраля день рождения татарского поэта и Героя Советского Союза Мусы Джалиля

По окончанию войны в МГБ СССР на Мусу Джалиля было заведено розыскное дело по обвинению в предательстве, а также пособничестве фашистам. Так весной 1947 он стал особо опасным преступником. Картина Хариса Якупова «Перед приговором», на которой изображен поэт Муса Джалиль, казнённый фашистами в берлинской тюрьме в 1944 году. Муса Залилов родился 15 февраля 1906 года в селе Мустафино Оренбургской губернии в бедной крестьянской семье. 15 февраля 2023 года исполнилось 117 лет со дня рождения великого татарского поэта, Героя Советского Союза Мусы Джалиля. Сегодня в Сквере Дружбы народов состоялось торжественное возложение цветов к памятнику великого татарского поэта. Муса Мустафович Джалилов. Оно мало кому известно, так как он называл себя Муса Джалиль. Родился Муса 2 (15) февраля 1906 года. В 1960-е годы имя татарского поэта Мусы Джалиля, казненного в берлинской тюрьме Плётцензее в августе 1944 года, было известно всей стране и служило символом доблести и беззаветной любви к Родине.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий