В начале февраля 1565 иван 4 учредил опричнину укажите три любых политических последствия данного

Опричнина, особое административно-территориальное образование в составе Русского государства – личное владение царя Ивана IV Васильевича Грозного и. Итоги опричнины Ивана Грозного можно выразить в следующих основных пунктах.

Опричнина при Иване 4

Опричнина Боярская дума, опасаясь волнений в Москве в связи с неожиданным отречением царя, упросила его вернуться. Иван IV благосклонно согласился, добившись для себя исключительных полномочий. Получи помощь с рефератом от ИИ-шки Помочь с рефератом Определение 1 Это слово происходит от древнерусского «опричь», что означает «вне, снаружи»; первоначально так называли удел, которым наделяли вдов великокняжеского рода. При Иване IV опричниной сначала стала территория, управляемая лично государем, а затем его политика, направленная на искоренение боярской оппозиции и утверждение самодержавной власти. Для опричнины было создано войско.

Такое «отречение» длилось на протяжении года, а затем татарского князя сместили и все вернулось на круги своя. Цели опричнины Самый важный вопрос — с какой целью создавалась опричнина? Зачем царю были необходимы массовые казни и убийства? Не одно поколение исследователей пыталось найти ответ на данные вопросы, их основные мнения представлены на рисунке 2. Карамзин утверждал, что у Ивана IV было психическое расстройство. Однако, еще С. Соловьев обратил внимание на то, что опричнину нельзя объяснить одной лишь жестокостью царя. Историк увидел в действиях Ивана борьбу за то, чтобы утвердить новые государственные начала против старых родовых. Платонов считал, что опричнина была целенаправленной государственной реформой, цель которой была в крушении политического и экономического могущества потомков удельных князей и бояр-вотчинников. На протяжении 1930-40-х годов советская историография с подачи И. Сталина хвалила все, что делал Иван Грозный. Царь был провозглашен выдающимся государственным деятелем, а также выставлен борцом с сепаратизмом реакционных бояр. Зимин, историк, увидел противоречия в действиях царя: несмотря на то, что он хотел бороться с пережитками удельной старины, он создал новый удел, опричнину, в своем государстве. По мнению историка, опричный террор был направлен и против удельной системы, и против самостоятельности церкви, независимого Новгорода, а также против остатков свобод русского крестьянства. Скрынников, другой современный историк, считал, что опричнина должна была уничтожить экономическое могущество боярско-княжеской знати. Кобрин, серьезный исследователь русского средневековья, был с ним категорически не согласен. Он развивал положения работ А. Зимина и считал, что опричнина не поменяла структуру и характер земельной собственности феодалов. Княжескому и боярскому землевладению удалось пережить опричнину. Как считал В. Кобрин, не было никакого противостояния дворянства и боярства.

Поэтому над Москвой нависла угроза массового террора. В результате наблюдался хаос с вытекающими последствиями. Отмена опричнины В конце 1571 года на русские земли нападает многотысячное войско крымского хана. При этом наблюдающаяся опричнина оказалась неэффективной. К примеру, те, кто привык непрерывно грабить население, всеми силами старались уйти от прямого участия в боестолкновениях. В результате сформировался единственный полк, что повлекло за собой мгновенное решение об отмене опричнины. В результате выполнено альтернативную замену на земщину. Однако суть осталась неизменной, о чем свидетельствуют многочисленные летописцы. Аргументы за и против Опричность оказалась малоэффективной, что напрямую связано с многочисленными факторами, среди которых: молниеносное уничтожение аристократии с одновременным унижением; увеличение самодержавия князя; социальные проблемы решаются исключительно в пользу государства; стремительное падение экономической ситуации по всей территории русских земель; ухудшение позиции государства на международной арене. В комплексе это повлекло за собой существенное ухудшение жизни каждого местного жителя. Как следствие, возникало увеличение протестных настроений. Итоги и последствия Последствия в результате оказались плачевные. Опричники должны были делать все от себя зависящее для защиты князя и не более.

Изначально их число составляло 1000 человек. Эти люди составляли тайную полицию царя, которая подчинялась непосредственно главе государства, и которая наводила в стране нужный порядок. В качестве опричниных земель были выбраны часть территории Москвы, Костромы, Вологды, Можайска и некоторых других городов. Местные жители, которые не вошли в государственную программу опричнины, были вынуждены покинуть эти земли. Как правило, им предоставлялась земля в самых отдаленных глубинках страны. В результате опричнина решила одну из важнейших задача, которая была поставлена Иваном грозным. Эта задача заключалась в ослаблении экономической мощи отдельных бояр. Это ограничение было достигнуто за счет того, что государство забрало в личное распоряжение одни из лучших земель в стране. Основные направления опричнины Такие действия царя были встречены искренним недовольством бояр. Зажиточные семейства, которые прежде активно высказывали свое недовольство деятельностью Ивана Грозного, теперь стали еще активнее вести свою борьбу, для восстановления своей былой мощи. Для противодействия этим силам было создано специальное военное подразделение «опричники». Их основная задача, по распоряжению самого царя, заключалась в том, чтобы «грызть» всех изменников и «выметать» измену из государства. Именно отсюда и пошли те символы, которые непосредственно связаны с опричниками. Каждый из них носил у седла своей лошади собачью голову, а также метлу. Опричники уничтожали или отправляли в ссылку всех людей, которые были заподозрены в измене государству. В 1566 году проходил очередной земский собор. На нём царю было передано обращение, с просьбой ликвидировать опричнину. В ответ на это Иван Грозный приказал казнить всех, кто был причастен к передаче и к составлению этого документа. Реакция бояр и всех недовольных последовала незамедлительно. Наиболее показательным является решение московского митрополита Афанасия, который сложил с себя духовный сан. На его место был назначен митрополит Филипп Колычев. Этот человек также активно выступал против опричнины и критиковал царя, в результате чего буквально через несколько дней войска Ивана отправили этого человека в ссылку. Главные удары Иван Грозный стремился всеми силами укрепить свою власть, власть самодержавца. Он для этого делал все. Именно поэтому главный удар опричнины был направлен на тех людей и те группы людей, которые могли реально претендовать на царский трон: Владимир Старицкий. Это двоюродный брат царя Ивана Грозного, который пользовался большим уважением среди бояр, и который очень часто назывался в качестве человека, который должен принять власть вместо действующего царя. Для устранения этого человека опричники отравили самого Владимира, а также его жену и дочерей. Случилось это в 1569 году. Великий Новгород. Новгород с самого начала становления земли русской имел уникальный и самобытный статус. Это был независимый город, который подчинялся только себе. Иван, понимая, что невозможно укрепить власть самодержавца без усмирения непокорного Новгорода невозможно.

Опричнина Ивана Грозного

Укажите три любых политических последствия данного события. В начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву. Опричнина — система внутриполитических мер Ивана IV в 1565— 1572 гг. для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати и укрепления режима личной власти царя. Опричнина Ивана Грозного: кратко события реформы, ее причины, сущность и последствия для страны и русского народа в целом. ОПРИЧНИНА — ОПРИЧНИНА, ы, жен. 1. В России в 1565 1572 гг.: система чрезвычайных мер, осуществлённых Иваном IV для разгрома боярско княжеской оппозиции и укрепления самодержавия. Опричнина Ивана Грозного. #Грозный#история#опричнина.

Какую пользу России принесла опричнина Ивана Грозного

Это было успешно реализовано. Историческая оценка Краткое повествование об опричнине не позволяет с точностью понять всю суть тех событий. Более того, это тяжело сделать даже при более детальном анализе. Наиболее показательным в этом плане является отношение историков к данному вопросу.

Ниже представлены основные идеи, которые характеризуют опричнину, и которые указывают, что единого подхода к оценке данного политического события нет. Императорские историки преподносили опричнину как явление, которое пагубно сказалось на экономическом, политическом и социальном развитии России. С другой стороны многие историки императорской России говорили о том, что именно в опричнине стоит искать истоки самодержавия и действующей имперской власти.

Советские ученые всегда с особым энтузиазмом описывали кровавые события царского и имперского режима. В результате практически во всех советских произведениях опричнина преподносилась, как необходимый элемент, который сформировал движение народных масс против угнетения боярами. Современные историки говорят об опричнине, как о пагубном элементе, в результате которого погибли тысячи невинных людей.

В плане идеологическом опричнина привела к падению морального авторитета и легитимности царской власти; из защитника и законодателя царь и олицетворяемое им государство превратились в грабителя и насильника. Выстраиваемая десятилетиями система государственного управления сменилась примитивной военной диктатурой. Опричнина показала свою полную военную неэффективность, проявившуюся во время нашествия Девлет-Гирея и признанную самим царем. Опричнина утвердила неограниченную власть царя — самодержавие. В XVII веке монархия в России стала фактически дуалистической , однако при Петре I абсолютизм в России восстановился; это последствие опричнины, таким образом, оказалось наиболее долгосрочным. Историческая оценка Исторические оценки опричнины могут кардинально разниться в зависимости от эпохи, научной школы, к которой принадлежит историк, и т. Дореволюционные концепции По мнению большинства дореволюционных историков, опричнина была проявлением болезненного помешательства царя и его тиранических наклонностей [6] [7]. В историографии XIX века, этой точки зрения придерживались Н. Карамзин , Н.

Костомаров , Д. Иловайский , отрицавшие в опричнине всякий политический и вообще рациональный смысл. В противоположность им С. Соловьев старался рационально осмыслить учреждение опричнины, объясняя его в рамках теории борьбы государственного и родового начал, и видя опричнину направленной против второго, представителями которого считает боярство. Мнение С. Соловьева разделяет К. Сходно глядел на опричнину и В. Они попытались разделиться, жить рядом, но не вместе. Попыткой устроить такое политическое сожительство и было разделение государства на опричнину и земщину.

В частности, опричнина способствовала уничтожению привилегий феодальной знати, которая препятствовала объективным тенденциям централизации государства. Одновременно делаются первые попытки найти социальные, а затем и социально-экономическую подоплеку опричнины, ставшие магистральными в XX веке. По мнению К. Платонова [8] ,опричнина нанесла ощутимый удар по оппозиционной аристократии, и тем самым укрепив русскую государственность в целом. Похожего мнения придерживается Н. Уничтожая его аристократический строй, опричнина была направлена, в сущности, против тех сторон государственного порядка, которые терпели и поддерживали такой строй. Ключевский, а именно против порядка, и потому была гораздо более орудием государственной реформы, чем простым полицейским средством пресечения и предупреждения государственных преступлений. Платонов видит основную суть опричнины в энергичной мобилизации землевладения, при которой землевладение, благодаря массовому выводу прежних вотчинников с взятых в опричнину земель, отрывалось от прежних удельно-вотчинных феодальных порядков и связывалось с обязательной военной службой. Истоки опричнины виделись, с одной стороны, в борьбе крупного вотчинного и мелкого поместного землевладения, с другой же стороны — в борьбе прогрессивной центральной власти и реакционной княжеско-боярской оппозиции.

Концепция эта восходила к дореволюционным историкам и прежде всего к С. Платонову, и вместе с тем насаждалась административным путем. Установочную точку зрения выразил И. У него старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали как репрессии Николая II и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило. В наше время другой взгляд на это» [2] Р. Виппер считал, что «учреждение опричнины было в первую очередь крупнейшей военно-административной реформой, вызванной нарастающими трудностями великой войны за доступ к Балтийскому морю, за открытие сношений с Западной Европой», и видел в нём опыт создания дисциплинированной, боеспособной и преданной царю армии [12] В 1946 году вышло Постановление ЦК ВКП б , в котором говорилось о «прогрессивном войске опричников». Прогрессивное значение в тогдашней историографии Опричного войска состояло в том, что его образование было необходимым этапом в борьбе за укрепление централизованного государства и представляло собой борьбу центральной власти, опиравшейся на служилое дворянство, против феодальной аристократии и удельных пережитков, [13] сделать невозможным даже частичный возврат к ней — и тем самым обеспечить военную оборону страны. Полосин предполагает: [15] «Может быть, метла и песья голова опричников Грозного были обращены не только против боярской измены внутри страны, но и против… католической агрессии и католической опасности».

По мнению историка Фроянова: [16] «Исторические корни Опричнины уходят во времена правления Ивана III, когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена опаснейшей ереси, подрывающей основы православной веры , апостольской церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия. Эта война, продолжавшаяся почти целый век, создала в стране такую религиозно-политическую неустойчивость, которая угрожала самому существованию Русского государства. И Опричнина стала совеобразной формы его защиты». Положительного мнения об опричнине придерживается И. Фроянов: «Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах … с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от Московии под власть Литвы… Московское государство окончательно и бесповоротно встало на путь служения, очищенная и обновлённая Опричниной…». Зимина «Опричнина Ивана Грозного» 1964 , которая содержит следующую оценку явления: Опричнина была орудием разгрома реакционной феодальной знати, но в то же время введение опричнины сопровождалось усиленным захватом крестьянских «черных» земель.

Историческая оценка Краткое повествование об опричнине не позволяет с точностью понять всю суть тех событий. Более того, это тяжело сделать даже при более детальном анализе. Наиболее показательным в этом плане является отношение историков к данному вопросу. Ниже представлены основные идеи, которые характеризуют опричнину, и которые указывают, что единого подхода к оценке данного политического события нет. Императорские историки преподносили опричнину как явление, которое пагубно сказалось на экономическом, политическом и социальном развитии России. С другой стороны многие историки императорской России говорили о том, что именно в опричнине стоит искать истоки самодержавия и действующей имперской власти. Советские ученые всегда с особым энтузиазмом описывали кровавые события царского и имперского режима. В результате практически во всех советских произведениях опричнина преподносилась, как необходимый элемент, который сформировал движение народных масс против угнетения боярами. Современные историки говорят об опричнине, как о пагубном элементе, в результате которого погибли тысячи невинных людей. Это один из поводов, которые позволяют обвинить Ивана Грозного в кровавости.

Опричники одевались в чёрное, их отличительными символами была метла и изображение собачьей головы — они должны были выметать нечисть, быть верными как псы, охраняя государя и державу. У царя было много, как он считал, причин к установлению этого режима. Во-первых, это достаточно сильная оппозиция среди русских бояр, которые часто противились многим решениям Грозного. Вторая причина — неудачи во внешней политике. Царь считал, что источниками военных неудач были исключительно изменники, проникшие в ряды русской армии. Так, бегство полководца Андрея Курбского в Литву, который при этом был одним из самых близких к царю людей, сильно ранило Ивана VI.

Результаты и последствия опричнины

Ивана Грозного отрекается от престола. И вместе со сваей семьей уезжает в Александровскую слободу. Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. Во втором послании, обращенном к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части:опричнинуиземщину. Столицей опричнину стала Александровская слобода, туда Иван IV включил наиболее важные земли, такие как поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом положении, а также наиболее экономически развитые районы страны. В этих землях поселились дворне, входившие в опричное войско.

Казна у опричнины была собственная. Однако налоговая система отвечавшая за поступление и распределения, была едина для всего государства. Общим оставался и Посольский приказ. Это как бы символизировало, что несмотря на разделение земель на две части, государство по-прежнему едино и нерушимо. Состав опричников был вначале определен в тысячу человек в лице которых Иван Грозный создал некий полумонашеский, полурыцарский орден, строившийся на щедрых земельных и денежных пожалованиях государя и на беспрекословном повиновении его воле. Они носили черную, похожую на монашескую, одежду и прикрепляли к седлам собачьи головы и метлы, демонстрируя этим собачью преданность царю и готовность в любую минуту смести с лица земли любого его врага. Но самым жестоким и без пошадным опричникам был любимиц и помощник Ивана Грозного, Малюта Скуратов настоящие имя Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский прославившийся убийством митрополита Филиппа. Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и княжеской знати кого царь считал изменниками, но и по всему населению.

Что приводило к тому, что уже и сами опричники становились объектом царского гнева. Осенью 1569 г. По свидетельствам летописцев расправа над новгородцами была крайне жестокой. Этому свидетельствовали убийства невинных жителей Новгорода, поджоги разграбления домов, подворье и даже монастырей, сожженный скот и все припасы.

Однако некоторые элементы опричнины продолжали существовать до смерти Ивана Грозного.

За период его правления, сопровождавшегося обострением борьбы в обществе, предприняты серьезные шаги к укреплению русского государства и самодержавия. Итогом опричнины стали огромные человеческие жертвы, разрушение сословной монархии. Боярская оппозиция была уже сломлена и большей частью физически истреблена. Класс собственников был уничтожен.

По сути, опричники стали первой на Руси спецслужбой. Их численность постепенно выросла до 6 тысяч воинов. Опричники одевались в чёрное, их отличительными символами была метла и изображение собачьей головы — они должны были выметать нечисть, быть верными как псы, охраняя государя и державу. У царя было много, как он считал, причин к установлению этого режима. Во-первых, это достаточно сильная оппозиция среди русских бояр, которые часто противились многим решениям Грозного. Вторая причина — неудачи во внешней политике.

Иван Грозный согласился вернуться, но только при условии, что он получит безусловную власть казнить всех врагов государства, а также создать новый строй в стране. Эта система называется опричнина Ивана Грозного, которая выражается в разделение всех земель страны на: Опричнина — земли, которые царь изымает в свое собственное государственное управление. Земщина — земли, которыми продолжали ведать бояре. Опричнина Ивана грозного - карта Для осуществления этого плана Иван Грозный создал специальный отряд — опричники. Изначально их число составляло 1000 человек. Эти люди составляли тайную полицию царя, которая подчинялась непосредственно главе государства, и которая наводила в стране нужный порядок. В качестве опричных земель были выбраны часть территории Москвы, Костромы, Вологды, Можайска и некоторых других городов. Местные жители, которые не вошли в государственную программу опричнины, были вынуждены покинуть эти земли. Как правило, им предоставлялась земля в самых отдаленных глубинках страны. В результате опричнина решила одну из важнейших задача, которая была поставлена Иваном грозным. Эта задача заключалась в ослаблении экономической мощи отдельных бояр. Это ограничение было достигнуто за счет того, что государство забрало в личное распоряжение одни из лучших земель в стране. Основные направления опричнины Такие действия царя были встречены искренним недовольством бояр. Зажиточные семейства, которые прежде активно высказывали свое недовольство деятельностью Ивана Грозного, теперь стали еще активнее вести свою борьбу, для восстановления своей былой мощи. Для противодействия этим силам было создано специальное военное подразделение «опричники». Их основная задача, по распоряжению самого царя, заключалась в том, чтобы «грызть» всех изменников и «выметать» измену из государства. Именно отсюда и пошли те символы, которые непосредственно связаны с опричниками. Каждый из них носил у седла своей лошади собачью голову, а также метлу. Опричники уничтожали или отправляли в ссылку всех людей, которые были заподозрены в измене государству. В 1566 году проходил очередной земский собор. На нём царю было передано обращение, с просьбой ликвидировать опричнину. В ответ на это Иван Грозный приказал казнить всех, кто был причастен к передаче и к составлению этого документа. Реакция бояр и всех недовольных последовала незамедлительно. Наиболее показательным является решение московского митрополита Афанасия, который сложил с себя духовный сан. На его место был назначен митрополит Филипп Колычев. Этот человек также активно выступал против опричнины и критиковал царя, в результате чего буквально через несколько дней войска Ивана отправили этого человека в ссылку. Главные удары Иван Грозный стремился всеми силами укрепить свою власть, власть самодержавца. Он для этого делал все. Именно поэтому главный удар опричнины был направлен на тех людей и те группы людей, которые могли реально претендовать на царский трон: Владимир Старицкий. Это двоюродный брат царя Ивана Грозного, который пользовался большим уважением среди бояр, и который очень часто назывался в качестве человека, который должен принять власть вместо действующего царя. Для устранения этого человека опричники отравили самого Владимира, а также его жену и дочерей.

Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?

Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. Когда в начале февраля 1565 года он вернулся в Москву, то объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства, и учредил 3 февраля «опричнину». В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, псарей и т. На содержание опричнины были назначены около 20 городов в том числе Москва, Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Великий Устюг с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины Чертольская, Арбат, часть Никитской и прочие ; прежние жители были переселены на другие улицы.

Общим оставался и Посольский приказ. Это как бы символизировало, что несмотря на разделение земель на две части, государство по-прежнему едино и нерушимо. Состав опричников был вначале определен в тысячу человек в лице которых Иван Грозный создал некий полумонашеский, полурыцарский орден, строившийся на щедрых земельных и денежных пожалованиях государя и на беспрекословном повиновении его воле. Они носили черную, похожую на монашескую, одежду и прикрепляли к седлам собачьи головы и метлы, демонстрируя этим собачью преданность царю и готовность в любую минуту смести с лица земли любого его врага.

Но самым жестоким и без пошадным опричникам был любимиц и помощник Ивана Грозного, Малюта Скуратов настоящие имя Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский прославившийся убийством митрополита Филиппа. Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и княжеской знати кого царь считал изменниками, но и по всему населению. Что приводило к тому, что уже и сами опричники становились объектом царского гнева. Осенью 1569 г.

По свидетельствам летописцев расправа над новгородцами была крайне жестокой. Этому свидетельствовали убийства невинных жителей Новгорода, поджоги разграбления домов, подворье и даже монастырей, сожженный скот и все припасы. Согласно летописным сводам, за шесть недель пребывания в Новгородских землях опричники казнили 10-15 000 человек. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.

После Новгородского похода Иван Грозный возвращается в Москву и продолжает политику террора, чтобы найти оставшихся пособников новгородской измены и совершить над ними расправу. Не щадил царь даже собственных приближенных. Общее количество жертв, по некоторым данным, превысило 200 человек, среди которых самые знатные люди. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя.

Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась. Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор». Но историки не дают однозначной оценки столь масштабному политическому деянию Ивана IV. Кто-то считает опричнину настоящим хаосом и полной анархией, причиной разорения земель.

Кто-то наоборот ведет в ней движущую силу централизации и усиления власти.

Также этим словом называют особый режим власти, сложившийся во второй половине правления Ивана Грозного. Итогом опричинины стал глубокий кризис в стране, который получил название Поруха.

В результате наиболее экономически развитые регионы России пришли в запустение, многие крестьяне оставляли свои дома и уходили в другие места. Земля не обрабатывалась годами.

На содержание опричнины были назначены около 20 городов в том числе Москва, Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Великий Устюг с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины Чертольская, Арбат, часть Никитской и прочие ; прежние жители были переселены на другие улицы. В опричнину было набрано также до 1000 князей и дворян. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие. Опричниками назывались государственные люди, составлявшие личную гвардию царя Ивана Васильевича и непосредственно осуществлявшие политику опричнины.

Начало и отмена опричнины. Последствия опричнины

Их земли, дома и имущество тут же передавали в собственность опричникам. Центром опричных земель стала Александровская слобода в нынешней Владимирской области. Остальные земли именовались земством «Земщиной» и подчинялись как царю, так и Боярской думе. Неравноценность их заключалась в том, что в царский удел отошли преимущественно районы, богатые солью, что создавало экономическую базу опричнины. Сначала оно насчитывало 1000 человек, потом количество возрастёт до 5-6 тысяч. В роли игумена был сам царь, воле которого необходимо было покорно подчиняться. Да, кто-то говорил: жизнь Ивана и опричников в Александровой слободе — это пародия на монастырский уклад. Даже демонстративная хула паскудников на устои православия. Итак, что мы видим на самом деле: - большую часть времени царь посвящал церковной службе; - хотел обратить дворец в монастырь, а любимцев своих — в иноков; - сочинил монашеский устав, лично служил примером в исполнении; - подъём был в 4 утра.

Царь, царевичи и Малюта Скуратов поднимались на колокольню благовестить к Заутрене; - опоздавших на службу сажали в ледник на 8 дней. Утренняя служба длилась 8 часов: «Царь пел, читал, молился столь ревностно, что на лбу всегда оставались у него знаки крепких земных поклонов». Опричнина здесь, по мнению некоторых исследователей, организована в виде некоего военно-монашеского Ордена. Всё взаправду, всё без дураков. Как государь-игумен решил. И надо сказать, что имел полное на это право. Но поскольку обетов монашеских никто не давал, что мешало государю прирезать «Опричнине» землицы? Как монаршее пожалование?

Это была очень сильная пощечина Церкви… Ведь на Стоглавом Соборе 1551-го года восторжествовало стяжательство «иосифлянской идеологии». Несмотря на «царские вопросы», заданные откровенным «нестяжателем». Стоглав утвердил тогда неприкосновенность монастырской земельной собственности. Их юридическую, так сказать, неотчуждаемость. А тут вдруг Иван Васильевич назначил себя «игуменом монастырским». И таким макаром вошёл в иерархию церковную. Вошёл с разгульным и вооружённым до зубов полумонашеским братством. Как бы намекнул при этом: все частные вклады в монастыри — это тоже его собственность.

Кто готов оспорить желание «помазанника божия»? В итоге, проблема церковной собственности получала вполне однозначное решение. Намёк был неимоверно прост и ясен: царь самоназначился духовным главой «опричнины» игуменом братства. Любая параллельная иерархия духовная или светская оказывалась… лишней, прямой помехой. Тем более, сразу же вышел Указ. В нём Грозный запретил «вступаться в опричнину», вмешиваться в её дела. Вот этого то и не понял святитель Филипп, митрополит Московский. За что и огрёб «по самое не балуй».

В её лице Иван IV создал некий полумонашеский, полурыцарский орден, строившийся на щедрых земельных и денежных пожалованиях государя и на беспрекословном повиновении его воле. Пребывая в Александровской слободе, они носили почти нищенскую грубую одежду типа монашеской на овечьем меху, зато под рясами была скрыта одежда суконная, но расшитая золотом и подбитая нежными мехами соболей или куницы. Все здоровые, молодые, одинаково бездушные и бессердечные, все спаянные единою клятвою. Каждый опричник имел в руке длинный железный посох с очень острым концом, чтобы насквозь проткнуть человека, а под рясами они держали длинные ножи, «чтобы иметь всё готовым для свершения мучительства или казней». Внешне же все они выглядели смиренными членами дружной монашеской братии. Ни сам царь Иван Грозный, ни его сыновья, садист Иван да придурок Фёдор, ничем не выделялись из среды «кромешников». Только царь считался игуменом, князь Афанасий Вяземский назывался келарем, а Малюта Скуратов ретиво исполнял службу пономаря. Вот эти люди стояли у самого кормила власти, управляя долгим и страшным плаванием корабля, бороздящего волны в необъятном море людских слёз и народной крови.

В те времена вокруг Александровской слободы смыкались дремучие дебри, где полно было медведей, лисиц, волков и лосей, а берега реки Серой густо обживали многотысячные семьи бобров. Внешний вид твердыни Ивана Грозного — это явная крепость, обнесённая высокой стеной, окопанная валом и окружённая глубоким рвом. Нерасторжимые ворота, окованные железом, имели прочные запоры. Внутри же цитадели — как монастырь со множеством церквей, укрывавших под сводами подземные тюрьмы и пытошные камеры. Александровская слобода — это русский Эскуриал, только в отличие от короля Филиппа II, царь устроил здесь не монастырь-гробницу, а монастырь-тюрьму с камерами и разными приспособлениями для мучительства. Синодальная летопись удостоверяет: «И быша у него мучительныя орудия, сковороды раскалённые, печи тоже, бичевания жестокия, ногти острыя, клещи ражженные, терзания ради телес человеческих, игол за ногти вонзения, резания по суставам, претрения вервями на полы т. Ещё до первых петухов, затемно, царь с сыновьями взбирался на колокольню и будил набатом окрестности. В четыре утра все опричники были в церкви, и горе тому, кто проспал или замешкался; Иван Грозный таковых не щадил: - Восемь ден епитемии со столом постным, - наказывал он, - и стоять, как столбу, тебе в углу трапезной… С четырёх до десяти утра царь пел с опричниками столь исправно, что монахи позавидовали бы их согласию.

К тому времени была готова на кухнях еда, все шли в трапезную палату, столь обширную, что за столы садилось не меньше трёхсот опричников. Каждый приносил с собою кувшин, кружку и блюдо. Во время насыщения братии царь в рот крошки не брал и, как игумен, читал с налоя всякие назидательные поучения в духе евангельском. Еда подавалась самая добротная, преобильная, было много вина и мёда, всю порцию «кромешники» не осиливали, остатки уносили домой, чтобы кормить семью или ублажать нищих. Лишь после этого обедать садился к столу царь-игумен. Иван Грозный ел, как всегда, очень много, а все объедки складывал обратно на блюдо. Началось главное, ради чего он жил, и не бывало такого дня, чтобы, пожрав, он не спускался в застенок «многие сыски чинити». Из трапезной лестница уводила в кухонные подвалы с печами, где узники подземной тюрьмы каждодневно насыщались запахами пищи своих палачей.

Археолог И. Стеллецкий в канун революции осматривал подземную тюрьму, поразившую его мраком, загадочным лабиринтом планировки и высоким качеством отделки стен, выложенных из белого тесаного камня с «классической тщательностью отделки». В стенах было много таинственных отверстий и одно оконце, в которое узникам спускали хлеб и воду. Стеллецкому стало не по себе, когда во мраке пытошной он увидел пламя, но пытошная уже была пекарней, где монашенки выпекали для себя булки. Они же объяснили археологу, что отверстия были сделаны для дыхания тех опричников, которых царь замуровал здесь заживо. Подозревая их в измене своему делу… Монашенки говорили: - Дышать им давали, чтобы они дольше мучались! Не могу не процитировать Таубе и Краузе, которые сами бывали с царём в этой тюрьме; по их словам, здесь постоянно ждали казни многие сотни человек, а царь, вкусно пообедав, «заставляет в своём присутствии пытать их безо всякой причины, что вызывает в нём особенную радость… никогда не выглядит он более весёлым и не беседует более весело, чем тогда, когда он присутствует при мучениях и пытках до восьми часов» вечера. Как раз в это время все опричники снова сходились в трапезной для вечерней молитвы, длившейся целый час.

Царь, забрызганный кровью, распевал молитвы… Отмолясь, он следовал в спальню, где слепые старцы усыпляли его глупыми сказками, но сон царя был удивительно краток — ровно в полночь он уже вставал, чтобы в три часа ночи уже лезть на колокольню. Все государственные распоряжения он делал в паузах между молитвами, убийствами и пытками, а приказы, кого убить, кого изжарить, кого рассечь, кого взорвать порохом, он отдавал исключительно в храме божием… «Этому приказанию, - писали очевидцы, - никто не противился, но все, наоборот считают за счастье, милость, святое и благое дело исполнить его». Да, это был настоящий орден убийц…» Валентин Пикуль. В В символическом же значении «Опричнина» воплощала в себе террор, расправы и жестокость со стороны властей. Земли, которые были взяты в «Опричнину», представляли собой уезды с давно развитым феодальным землевладением, служилые люди которых были исконной опорой великокняжеской власти. Историки сколько лет втемяшивали в наши учебники ту фальшивую мысль, будто Иван Грозный мудро стремился к централизации власти, чтобы Москва указала, а Русь исполнила.

Pinterest Форму «оприча» как обособленной территории использовал Иван Грозный для осуществления особой политики — опричнины. Это одно из самых загадочных и сложных явлений отечественной истории Опричнина — это государственная политика террора, которая царила при Иване Грозном на Руси в конце 16 века, для борьбы с изменой в среде знати. Суть опричнины состояла в изъятии имущества земли у граждан в пользу государства.

В период правления Ивана Грозного такое название получили территории, конфискованные у их прежних владельцев, переданные в государственное пользование и ставшие собственностью его служилых людей. Остальная часть страны называлась «земщина». Налицо явное лукавство царя. Из общей массы земель, принадлежавших главным образом боярскому сословию, он выделял долю для государства, олицетворением которого был сам, и, назвав её «вдовьей долей», отводил себе роль смиренного и обиженного государя, задавленного произволом бояр, нуждающегося в защитниках.

Ими стало многотысячное войско, собранное исключительно из населения конфискованных и переданных государству, то есть «опричных» территорий. В 1565 году, когда это новшество было установлено, войско составляло тысячу человек, но к 1572 году, когда отмена опричнины стала неизбежной, увеличилось почти в шесть раз. По замыслу царя ей отводилась роль национальной гвардии, наделённой широкими полномочиями и предназначенной для укрепления государственной власти. Обострение внутриполитического кризиса Говоря о причинах, побудивших Ивана Грозного к созданию опричнины, как правило, в первую очередь отмечают его конфликт с боярской Думой, поводом для которого послужили разногласия по большинству вопросов государственной политики.

Не желавший слушать ничьих возражений, склонный во всём усматривать признаки скрытого заговора, царь вскоре от дебатов перешёл к ужесточению власти и массовым репрессиям. Конфликт принял особую остроту, когда в 1562 году царским указом были ограничены вотчинные права бояр, вследствие чего те оказались приравненными к поместному дворянству. Результатом сложившейся обстановки стала обозначившаяся среди боярства тенденция к бегству от царского произвола за рубежи государства. Начиная с 1560 года поток беглецов постоянно увеличивался, что не могло не вызывать гнев государя.

Особенный резонанс получил тайный отъезд в Польшу одного из наиболее видных царских сановников Андрея Курбского, осмелившегося не только самовольно покинуть страну, но и прислать Ивану письмо, заключавшее в себе прямые обвинения в его адрес. Начало широкомасштабных репрессий Поводом для начала массовых репрессий послужил происшедший в 1564 году разгром русских войск в битве с литовцами на реке Уле. Именно те, кто по мнению царя был прямым или косвенным виновником поражения, стали первыми жертвами. Кроме того, в декабре того же года в Москве появились слухи, что многие именитые бояре, опасаясь опалы, собрали в Литве и Польше немалое войско и готовят силовой захват власти.

Таким образом, создание опричного войска стало защитной мерой царя против реальной, а часто и мнимой опасности, а отмена опричнины, о которой речь пойдёт ниже, следствием её полной несостоятельности, как опоры государственной власти. Но это в будущем, а на тот момент, прежде чем дать волю своей необузданности, царь должен был заручиться поддержкой широких народных масс, и при их молчаливом согласии начать свой кровавый пир. События, сопутствовавшие созданию опричнины С этой целью Иваном был разыгран настоящий спектакль. Удалившись со всей семьёй в Александровскую слободу,и объявив о своём отречении от престола из-за обид, якобы нанесённых ему боярами и духовенством, он тем самым натравил на них народные низы, в представлении которых являлся помазанником Божьим и, по сути, Его наместником на земле.

Изменить своё решение царь соглашался лишь при условии предоставления ему полной свободы творить суд и расправу над всеми, кто вызовет его гнев. Его действия спровоцировали накал антибоярских настроений в народе, вынудили Думу просить Ивана Грозного продолжить правление на всех выдвинутых им условиях. В начале января 1565 года народная депутация прибыла в Александровскую слободу, тогда же царём было принято решение об учреждении опричнины.

Торговля Новгорода с западноевропейскими странами была подорвана на многие годы. Но, тем не менее, нельзя не признать тот факт, что ликвидация обособленности и экономического могущества Новгорода являлась необходимым условием завершения борьбы с политической раздробленностью страны [1]. Для Ивана IV Новгород представлял опасность и как крупный феодальный центр, и как союзник старицкого князя, и как потенциальный сторонник Литвы, и как крупнейшая цитадель сильной воинствующей церкви. Не доверял он и новгородскому дворянству, из его состава ни один не вошел в состав опричнины.

Именно поэтому столь сокрушительным был удар, нанесенный царем в 1570 г. Таким образом, в ходе карательных походов Ивана Грозного были разорены крупные торговые и ремесленные центры страны, что подорвало хозяйство и торговлю державы. Также следует отметить, что была уничтожена их экономическая самостоятельность. Новгород после погрома 1570 г. Внутренние потрясения не могли не отразиться на внешней политике. Была проиграна Ливонская война 1558-1583гг. Существуют несколько причин поражения в этой войне, в том числе и просчеты в выборе главного направления во внешней политике, но главной причиной можно считать истощение сил и средств русского государства, экономическая отсталость России, которую повлекла за собой опричная политика Ивана Грозного.

Россия не могла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками. Результаты опричнины были трагичны для страны. Кобрин пишет, что «…тот путь централизации через опричнину, по которому повел страну Иван Грозный, был гибельным, разорительным для страны. Он привел к централизации в таких формах, которые не поворачивается язык назвать прогрессивными. И потому было бы ошибкой считать прогрессивной террористическую диктатуру опричнины. Не только потому, что протестует наше естественное нравственное чувство, но и потому, что последствия опричнины отрицательно сказались на ходе отечественной истории…» [2]. Заключение Итак, были рассмотрены политические последствия опричнины, но если обратиться к результатам опричнины, то можно отметить, что она не изменила структуру феодального землевладения в России.

Крупное землевладение благополучно пережило опричнину, изменился персональный, но не социальный состав земельных собственников. Казнь Владимира Андреевича Старицкого с семьей, каким бы гнусным преступлением она ни была, привела к уничтожению последнего реального удельного княжества на Руси. Низложение митрополита Филиппа, человека, перед мужеством которого нельзя не преклоняться, оказалось шагом на пути лишения церкви ее относительной самостоятельности, превращения ее из союзницы власти в ее служанку. Наконец, варварский погром Новгорода был не случаен: в политическом строе этого города сохранялись особенности, уходившие своими корнями в период феодальной раздробленности. Таким образом, опричнина способствовала централизации и была объективно направлена против пережитков феодальной раздробленности. Но не следует при этом забывать о том, что в начале XVII в. Если последствия хозяйственного кризиса были со временем преодолены, то другие последствия, отдаленные, наложили стойкий отпечаток на отечественную историю.

Опричнина утвердила в России режим личной власти.

Опричнина: причины и последствия

а). Первое из политических последствий опричнины Ивана Грозного заключалось в необыкновенно энергичной мобилизации землевладения, руководимой правительством. Текст научной работы на тему «Опричнина: причины, содержание, последствия». В этих условиях Иван IV принимает решение на введение в 1565 г. опричнины. В статье четко, понятно и доступно описана опричнина Ивана Грозного, приведен ход событий и ее последствия. Опричнина, особое административно-территориальное образование в составе Русского государства – личное владение царя Ивана IV Васильевича Грозного и.

Каковы основные итоги опричнины?

Опричнина Ивана 4 Грозного в 1565-1572 годах, политика террора и грабежа, сущность и последствия. 18. ОПРИЧНИНА Коротко смысл введения Иваном IV опричнины и сущность основных ее мероприятий можно определить следующим образом:• установление деспотического режима;• насилие в отношении всех социальных слоев;• ликвидация частной собственности. Опричнина — система внутриполитических мер Ивана IV в 1565— 1572 гг. для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати и укрепления режима личной власти царя. 1 слайд. Опричнина Ивана Грозного 1565-1572 и ее последствия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий