Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров были освобождены а регулируемые повышены год

«Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые — повышены. Первоначальный скачок цен в январе сопровождался их относительной стабилизацией в феврале, но за март–май потребительские цены на товары и услуги выросли почти вдвое, и летом этот процесс не остановился. 1. Осуществить со 2 января 1992 г. переход, в основном, на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые — повышены.

Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 (ред. от 28.02.1995) "О мерах по либерализации цен"

Выборы в Думу 12 декабря 1993 г. Выборы в Думу в декабре 1995 г. Президентские выборы. Июня 1996 г.

Появились новые купюры - 5 р, 10 р, 50 р, 100 р, 200 р, 500 р. Продуктов в магазине довольно много. Колбаса подорожала с 40 - 50 р до 80 р, но есть сорта и по 200 р; сыр, масло - по 200 р; куры по 43 р. Молоко подорожало до 9 р за литр, посуда стоит теперь три рубля.

На работе обеды дорогие: котлета стоит около 6 р, а весь обед - 12 - 15 р. Примерно половина рабочих не стали ходить в столовую, пользуются тем, что принесли из дома. Во многом это продолжается и до сего дня, то есть, четверть века подряд] Водка по талонам - 43 р, без талонов - 95 р. Как владелец мототранспорта с ноября по 1 января получал на АЗС бензин по талонам по 10 литров в месяц по цене 30 коп.

С января получаю по 40 литров бензина по цене 80 коп за литр. Мой заработок за март 7230 р, с квартальной премией - 9300 р, у жены - 4500 р. Но их мы не можем получить - в банке нет наличных денег. Пачка стирального порошка 1,5 кг стоит 96 р, кусок хозяйственного мыла - 19 р, варёная колбаса - 80 р, десяток яиц 25 р, бутылка пива 10 р, бутылка водки по талонам 43 и 47 р.

От них осталось рублей 400.

В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др.

Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле. Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция. В конце февраля была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы. После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета - начале осени 1992 года. Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку. Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы.

Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни. Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис. Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления.

Дополнительные источники 1. Экономика переходного периода. Гайдара, стр.

Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. Курс лекций. Russian Economic Reform.

Crossing the Threshold of Structural Change. World Bank, 1992. С нового, 1992 года стартовала реализация программы перехода России к рыночной экономике под руководством правительства, во главе которого стоял Борис Ельцин совмещал эту должность с президентской до июня 1992 г.

В декабре 1992 года Гайдар под огнём критики был отправлен в отставку и заменён на Виктора Черномырдина. Но основа экономической системы, созданной им в 1992 году, сохранилась до наших дней. Тогда же в качестве способа выхода из кризиса стали предлагаться проекты перевода советской экономики на капиталистические рельсы.

Это предусматривало не только отказ от государственного плана выпуска продукции и переход к рыночному ценообразованию, но и приватизацию многих предприятий государственного сектора. Стагнация в госсекторе в начале 1990-х годов стала очевидной, хотя до сих пор нет однозначного мнения о ее причинах: были они чисто экономическими или же еще и политическими. Возможности для частного предпринимательства появились ещё при М.

Некоторые связывают экономические трудности последних лет существования СССР как раз с тем, что государственные предприятия начали продавать свою продукцию через частный сектор, который, ничего не производя, стал получать спекулятивную прибыль. Инфляция в последние два года правления Горбачёва заметно выросла, жизненный уровень большинства населения упал. Тогда же появились первые легальные советские миллионеры.

В обществе и в политических кругах тогда шла дискуссия о том, как провести явно назревшие преобразования. Наиболее известной программой альтернативной гайдаровской по переходу к капитализму были знаменитые «500 дней», подготовленные коллективом экономистов под руководством академика Станислава Шаталина и Григория Явлинского и предложенные ещё руководству СССР при Горбачёве в 1990 году. Однако к его внедрению так и не приступили по политическим мотивам.

Помимо того, что «500 дней» предусматривали реализацию в масштабе всего Советского Союза, у последнего руководства СССР явно отсутствовала политическая воля к претворению в жизнь непривычных планов. Ельцин с августа 1991 года взял курс на выход Российской Федерации из состава СССР, и к проекту «500 дней» больше не возвращались. Ельцину, любившему решительные действия, явно импонировала готовность Гайдара провести масштабную экономическую модернизацию, не останавливаясь ни перед чем.

У него ещё в 1980-е годы сформировалось критическое отношение к экономическому учению Маркса и деятельности его советских последователей. Но его знакомство с альтернативными экономическими теориями было узким иным оно не могло быть в советских условиях и выборочным. В частности, впоследствии оппоненты ставили ему на вид, что он составлял свою программу по рецептам одного американского экономиста - Милтона Фридмана, известного своей монетаристской концепцией, которая к началу 1990-х годов превратилась уже в архаику.

Гайдар же продолжал слепо следовать этой теории. Ключевые реформы и их особенности Основу преобразований составили: свободное рыночное ценообразование, приватизация госсектора, отмена государственной монополии на внешнюю торговлю и борьба с дефицитом госбюджета путём экономии на социальных расходах. Ключевым моментом стала либерализация цен на товары, объявленная 2 января 1992 года.

Розничный товарооборот за год упал вдвое, что наглядно показывало снижение покупательной способности большей части населения. Согласно ей, малые предприятия могли быть проданы в частные руки, а большие преобразовывались в акционерные общества открытого типа. Одновременно вводились так называемые ваучеры, которые каждый гражданин РФ мог приобрести у государства за 25 рублей, из расчёта один ваучер на одного человека.

На ваучере была зафиксирована его номинальная стоимость - 10 000 рублей, то есть та доля федерального имущества, которая приходилась на одного гражданина. Ваучеры были распропагандированы как возможность для каждого гражданина участвовать в приватизации госимущества. На самом же деле эти финансовые документы стали разновидностью акций, свободно обращающихся на фондовом рынке.

Их реальная рыночная стоимость была ничтожной, и большинство граждан просто сбывали их с рук. И сразу же появились спекулянты, которые в огромных количествах стали скупать их у населения. Несколько тысяч ваучеров в одних руках представляли уже собой реальную сумму, за которую можно было купить пакет акций предприятия.

Нововведения Гайдара положили начало формированию крупного частного сектора в экономике России, созданию больших корпораций со смешанным государственно-частным капиталом, резкому социальному расслоению и образованию класса бизнес-олигархов, тесно связанных с государственными органами и госзаказами. Короче, эти реформы заложили фундамент для социально-экономического строя современной России. Положительные и отрицательные оценки Ректор РАНХиГС Владимир Мау считает, что в спорах о значении предложенной Гайдаром экономической модели, стороны преимущественно отталкиваются от двух недоказуемых суждений: Гайдар развалил экономику и ограбил народ или экономика была развалена ещё коммунистами до Гайдара, а он построил ее заново.

Понятно, что такие дискуссии ни к чему не приведут и прекратятся лишь тогда, когда сама эта экономическая модель по какой-то причине перестанет быть реальностью. Наоборот, большинство тех, кто по своим доходам мог быть причислен к этому классу в позднесоветское время и составить его основу в рыночных условиях, за период гайдаровских реформ скатились до разряда пауперов. Историк Ю.

Бокарёв полагает, что реформа Гайдара имела такие последствия потому, что не учитывала реалий современного постиндустриального общества и не ставила своей задачей переход к нему, а вдохновлялась идеями, почерпнутыми из книг экономистов старой индустриальной эпохи. Бесплатную же приватизацию квартир ставить в заслугу Гайдару нельзя, ввиду того что закон об этом был принят Верховным Советом РФ ещё в июне 1991 года. Указ Ельцина от 29 января 1992 года о полной свободе торговли смягчил негативные социальные последствия преобразований Гайдара.

Граждане, едва сводившие концы с концами, получили возможность за счет продажи части имущества прокормить себя и семью в те тяжёлые годы. В 1992 году в Российской Федерации было осуществлено множество экономических преобразований. Они радикально изменили страну.

Был осуществлён переход от плановой экономики к рыночной. Экономисты, историки и политики расходятся в оценках этих реформ. В чём был смысл преобразований, как на них реагировали люди и почему был выбран именно такой путь, обсудили эксперты.

Вопросы: В какой ситуации находилась страна до реформ? Евгений Ясин В экономической области мы приближались к краху, который был обусловлен снижением цен на нефть, несбалансированностью бюджета, невозможностью закупать важные для нас товары за границей, ухудшением материального положения трудящихся. Политическая сторона также была крайне сложна.

Я подозреваю, что ещё с сентября 1990 года ближайшие соратники Горбачёва по его партийной работе выдвинули определённые требования, которые он сначала выполнял, а потом не захотел. Александер Руцкой Страна находилась в состоянии экономического кризиса. Неглубокого, незатяжного кризиса.

За последние годы все это уже поняли, но никто не решался пойти на этот тяжелый шаг. Отсюда бесконечные компромиссы, проложившие дорогу хозяйственному хаосу… » — заявил первый российский президент. Сказать, что эти слова произвели эффект разорвавшейся бомбы, означает не сказать ничего.

И без того измученный дефицитом потребительский рынок просто рухнул в небытие, так как торговля начала припрятывать все, что можно, в ожидании грядущих «либеральных» сверхприбылей. К концу года нормы по талонам дошли чуть ли не до блокадных: сахар — 1 кг на человека в месяц, мясопродукты — 0,5 кило с костями, сливочное масло — 200 г. Полки магазинов опустели уже совсем, поскольку перепуганный предыдущими экономическими мерами покупатель стал сметать с них даже раньше спокойно лежавшие консервы из овощей и морской капусты.

Всплеск дефицита в конце 1991-го был искусственным. Отложить ее на два месяца после такого — это было как резать хвост собаке по частям, обливаясь слезами… Во многом все это было политически мотивировано. Тогда в российских верхах бродила простая мысль — как сделать изменения необратимыми.

Именно отсюда росли ноги у таких мер, как запрет КПСС, у Беловежских соглашений, и в этом же ряду была немедленная либерализация цен, которая должна будет навсегда положить конец плановому хозяйству и перевести экономику на рыночные рельсы. Тогда им казалось, что главное — сделать эти шаги, и неважно, какими будут немедленные последствия, мы их как-нибудь переживем. Гайдар же изначально не выступал за немедленную либерализацию.

Но тут он уловил желания верхов а он всегда умел это делать и предложил эту меру. Сам проявил готовность войти во власть и взять на себя ответственность, вдохновляясь примером Бальцеровича — архитектора польских реформ. Очень он хотел войти в историю».

Большинство воспоминаний о последних месяцах существования Советского Союза с душераздирающими описаниями 4—6-часовых очередей и драк из-за пакета молока или пачки грузинского чая относится именно к ноябрю-декабрю 1991 года. Панические запросы из российских регионов на зерно, муку и мясо, сохранившиеся в электронном «Архиве Гайдара», по большей части того же времени. Здравствуй, новый день «Накануне всей этой истории мы с женой, в общем-то, неплохо зарабатывали, — вспоминает малый предприниматель на пенсии Сергей Кесслер, — будучи сторожами в дачном кооперативе.

Дачники постоянно таскали себе машинами всякое добро: песок, гравий, навоз, доски, металл. А наша сторожка стояла как раз около съезда, к тому же у меня были ключи от всех ворот. Груз, допустим, песка стоил тогда 50 рублей, из них моих 5, и все довольны.

Но уже накануне либерализации цены резко полезли вверх. Мы с женой съездили в Германию, я купил ей дубленку, а потом все остальное сожрала инфляция. Пришлось крутиться как белке в колесе.

Да, 2 января, как и все, я пришел в магазин и испытал смешанные чувства. С одной стороны, ощущение бардака и неопределенности, с другой — были какие-то надежды. Для моего оппозиционно-интеллигентско-диссидентствующего сознания было важно, что наконец-то стронулся Советский Союз и впереди вроде бы светило что-то хорошее.

А вот по моим родителям вся эта история проехалась жестко. Отец — профессор, наша квартира была получена за его разработки ракетного топлива, а ему пришлось работать ночным директором в каком-то ДЭЗе. Мать — кандидат химических наук, участвовавшая в разработке первых советских светоотражающих дорожных знаков, пекла пирожки и продавала их у соседней станции метро».

Сейчас, через 30 лет, нарисовать адекватную картину дня отпуска цен уже вряд ли получится.

СССР, Великобритании и США и назовите организацию, о которой идет речь.

Первоначальный скачок цен в январе сопровождался их относительной стабилизацией в феврале, но за март — май потребительские цены на товары и услуги выросли почти вдвое, и летом этот процесс не остановился. Со второго января 1992 г. были освобождены цены на подавляющее большинство товаров за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей. 1. Указом Президента РСФСР и постановлением правительства РСФСР о либерализации цен со 2 января 1992 г. вводится государственное регулирование цен на основные потребительские товары и услуги, оказываемые населению.

uristinfo.net

Со 2 января 1992 года цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, моло-ка, спиртного, а также коммунальных услуг, транс-порта и энергоносителей) были освобождены, а ре-гулируемые — повышены. «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров были освобождены, а регулируемые – повышены В своих выступлениях накануне либерализации я говорил о предстоящем повышении цен на 200-300 процентов». Первоначальный скачок цен в январе сопровождался их относительной стабилизацией в феврале, но за март — май потребительские цены на товары и услуги выросли почти вдвое, и летом этот процесс не остановился.

§ 2. Первый год независимого развития. 1992

Безусловно, без соответствующей санкции Запада Б. Ельцин никогда бы не решился на проведенную им в 1993г. Сам Б. Ельцин признавался в своих воспоминаниях о переговорах по сценарию переворота с канцлером ФРГ Г. Колем: "Я хотел обсудить с ним принципиальный для меня вопрос: если я пойду на ограничение деятельности парламента, как…Запад отреагирует на мои действия… Он поддержал меня, выразив уверенность, что и другие лидеры "семерки" с понимание отнесутся к жестким, но необходимым мерам". Характерны в этой связи слова, произнесенные Б. Ельциным в январе 1994г. Клинтона: "Мы находимся в гуще российско-американской совместной революции". Признание - исчерпывающее. О том, как можно соответствующими информационными способами произвести подмену содержания переворота свидетельствуют тексты российских СМИ октября 1993г. Один из такого рода примеров представляет опубликованное 5 октября в "Известиях" "письмо 42-х" - "Писатели требуют от правительства решительных действий": "…Фашисты взялись за оружие, пытаясь захватить власть.

Слава Богу, армия и правоохранительные органы оказались с народом, не раскололись… Эти глупые негодяи уважают только силу. Так не пора, ли ее продемонстрировать нашей юной, но уже, как мы вновь с радостным удивлением убедились, достаточно окрепшей демократии? Органы печати, изо дня в день возбуждающие ненависть… должны быть впредь до судебного разбирательства закрыты… Признать нелегитимным не только съезд народных депутатов, Верховный Совет, но и все образованные ими органы в том числе Конституционный суд … История еще раз предоставила нам шанс сделать широкий шаг к демократии и цивилизованности. Не упустим же такой шанс…! Такого рода текст раз и навсегда, казалось бы, должен был дезавуировать, либеральную идеологию в России. Письмо имеет явно экстремистский характер. В самый апогей боевых действий 4 октября радиостанция "Эхо Москвы" устами Ю. Черненко взывала к властям с призывом "Раздавите гадину! Под "гадиной" понимались все перечисленные в вышеприведенном документе органы власти. Съезд народных депутатов, Верховный Совет, Конституционный суд.

Характерно также поздравление Б. Ельцина с победой, поступившее от Дж. Тогда еще в октябре 1993 г. Дудаев, - одобряет Ваши действия по подавлению коммунистическо-фашистского мятежа в Москве, имевшего своей целью захватить власть в России и потопить в крови демократию… Примите, господин Президент, уверения в моем высоком уважении". Безусловно, в России в 1993 г. Ельцина были не конституционны. Но если это так, то нелегитимна оказывается и Конституция 1993 г. Безусловно, такая постановка вопроса содержит известные риски. Но очевидно также, что нужно менять сам фундамент современного государства. А для этого без констатации исходной его нелегитимности не обойтись.

Глубина воды — символ твердости, суровости, она порождает трепет и почтение. Дремлющая вода — пристанище для рыб и морских животных, и даже для водных духов. Нерациональность Обезьяны усиливается Водой, тем самым ограждая её от грозности мира. Взгляд Черной водяной Обезьяны Водяная неясен, словно бы окутан дымкой. Стоит помнить о том, что Обезьяна таит одновременно Инь и Янь, воскрешая эту воду. Обезьяна пополняет эту стихию мощью, оживленностью и накалом, помогая Воде созидать. Вместо болот им нужно стремиться к прозрачным родникам. Зачастую люди, рожденные в 1992 году, обладают изящным телосложением, нежными конечностями, хрупкими, но густорастущими волосами, сферическими глазами и тонкой кожей. Чёрная водяная Обезьяна — наиболее восприимчивая и замкнутая. О своих планах она никому не рассказывает, храня их в тайне, и старается уходить от вопросов.

Но несмотря на внешнюю скрытность, внутри она миролюбивая и благодушная. Немногие из тех, кому удастся завоевать её доверие, откроют в ней доброго и приветливого человека. Рожденные в 1992 году наделены хорошей интуицией — это дает им возможность привыкнуть к любым обстоятельства. Этим людям присуща твёрдость и чувствительность. В отличие от других Обезьян, Черные Обезьяны более собраны и организованы, что помогает им в достижении запланированного, вместо того, чтобы делать помалу много разных вещей. Водяные Обезьяны обладают терпением, глубокомысленностью, умением усмирять надменность, прислушиваясь к других. Иногда критические замечания ранят их, зато им не чуждо понимание других. Найти общий язык с кем-либо не составит для них труда. Рожденные 1992 года предпочитают меру во всем, что особенно важно, если они занимает ответственную должность. В работе они спокойны и тихи.

С другой стороны, такое поведение означает то, что Обезьяна экспериментирует и играет. Водяные Обезьяны из возможностей других людей извлекают пользу для себя, при этом относятся к ним легкомысленно. Родившиеся в 1992 году — путешественники. Обезьяны в своем большинстве скорее гуманисты, и мистика им чужда. Они хороши в дружбе и верны в браке. Партнер с Водяной Обезьяной ощущает себя защищено и безмятежно. Но несдержанность, своеволие, мелочность и привередливость зачастую создают препятствия в их жизни, разрушая тем самым дружбу и любовь. Черным водяным Обезьянам комфортно и в прохладную погоду, а зимний период — их любимый. Им стоит особенно беречь почки и мочевой пузырь. Черные Обезьяны отдают предпочтение подсоленной еде, хотя предпочтительней для них рыба и бобовые растения.

Обезьянам не стоит долго купаться в стоячей воде — это может нарушить эмоциональную устойчивость. Цвет ультрамарина поможет им привлечь фортуну и счастье. Родившись в 1992 году, человек получает способность к убеждению. Настоять на своей позиции не составит для него труда, что также поможет ему, если он решит выбрать юридическую профессию. Четверть века, однако. Впрочем, уже в первые постновогодние дни, очнувшись от недолгих праздников, дорогие россияне очумело разглядывали в магазинах новые ценники. Граждане получили первые ударные инъекции шоковой терапии, однако, падать навзничь никак не собирались. Одним из самых эпичных моментов во всей этой истории стал указ президента Бориса Ельцина «О свободе торговли», вступивший в силу 29 января и разрешавший частным лицам осуществлять торговлю «в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления». По сути - везде. Огромное количество народу, уставшего от задержек по стремительно обесценившейся зарплате, устремилось на улицы с чем попало в руках.

Подавляющее большинство торговых толп моментально образовалось в самом центре Москвы, особенно - у « Детского мира », возле Малого театра до сих пор помню эту сюрреалистическую картину , ЦУМа, а также у любой станции метро. Спустя менее, чем год там понастроили многочисленные ларьки, в которых можно было купить всё что угодно, от бутылки водки и газового пистолета до слаксов брюки такие и казаков. Да-да, в одном из них я в начале 1993-го купил чуть ли ни на последние деньги бордовые казаки. Впрочем, забегаю вперёд. Основной контингент - пенсионеры, женщины бальзаковского возраста из бюджетной а другой особо и не было сферы и разудалые мужички помятого вида. Расскажу немного про свой личный опыт в «торговом деле». По окончании второго курса института, поняв, что на одну стипендию нормально, а главное весело и продуктивно прожить не получается, при этом, креативить что-то более-менее существенное типа челночества или владения собственной точкой в «Луже», как у тогдашнего Чичваркина, у меня не выйдет по определению обладаю другими талантами, да , я осторожно решил начать с малого. Не, ну а чего - все побежали и я побежал. В моменты пробуждения предпринимательской инициативы я брал с антресоли огромный старый туристический рюкзак втайне от родителей, конечно , шёл с ним в ближайший магазин «Байкал», где затаривался бутылками с «Фантой» и «Пепси» по 0,33 л пластиковые «фугасы» появились позже , стоившими там почему-то удивительно дёшево. Прочувствовав в себе коммерческую жилку, помолясь богу Меркурию и водрузив тяжеленный груз на свои хрупкие студенческие плечи, я со Щёлковской ехал куда-нибудь на Павелецкую, чтобы друзья и знакомые вдруг не увидели стыдновато всё же и выкладывал «товар» прямо на парапет возле метро.

И вы знаете, худо-бедно, но покупали. Один раз я даже явился домой с пустым рюкзаком, правда, ещё и потому, что пара бутылок разбилась по дороге. До сих пор помню, как один мужичок, купив у меня бутылочку «Фанты» и тут же на месте испивший её, долго разглагольствовал о том, что это такой ну вот прямо «солнечный» напиток в отличие от брутально-нефтяного «Пепси». Разумеется, никаким ментам до меня не было никакого дела, ибо разрешений на всю эту лабуду вроде как и не требовалось. Полная, так сказать, свобода предпринимательства. Мечта Медведева, когда-то сдуру пригрозившего «не кошмарить малый бизнес». Затем я прикинул, что надо бы перейти на палёную водку в плане продажи, конечно и барыжить ею в ночное время где-нибудь у трёх вокзалов, но бог, как говорится, уберёг. Тем более, что подвернулась более «интеллектуальная» разновидность подработки - торговля книгами у метро. Это казалось тогда не в пример солиднее, ибо тебе предлагалось два раздвижных туристических столика, аналогичный стул и некое подобие тента. Таким образом получался целый «книжный развал», собственная «точка».

К тому же, это уже не было стихийной торговлей на свой страх и риск, товар поставлял «работодатель».

В первую очередь, перемены должны были коснуться экономики. Необходимо было осуществить переход от отжившей свое административно-командной системы к рыночным отношениям. Перед новым правительством Российской Федерации, сформированном в конце 1991 года, стояла задача подготовить и обеспечить эти перемены. Большинство членов нового кабинета министров придерживались либеральных взглядов. Экономическое положение в стране к моменту начала реформ оценивалось как критическое. Бюджетный дефицит вплотную приблизился к отметке в 30 процентов от валового национального продукта. Наблюдалась острая нехватка товаров, в том числе продуктов питания, что в конечном итоге могло привести к голоду. Одним из основных программных моментов, осуществленных правительством, стала либерализация цен. За государством оставалось право лимитировать стоимость лишь узкого круга товаров и услуг первой необходимости, таких как, хлеб или проезд в общественном транспорте.

В марте были отменены и эти ограничения. По замыслу реформаторов, функция ценообразования должна была должна была стать прерогативой субъектов предпринимательской деятельности, определяющих стоимость того или иного товара исходя из принципов конкуренции и соотношения предложения и спроса. По прогнозам правительства, цены должны были вырасти в среднем два раза. В реальности же, только за первый месяц, средний рост цен составил почти 400 процентов. Для поддержания покупательной способности населения, была поднята заработная плата работникам бюджетной сферы, однако это повышение оказалось несущественным. Кроме этого была проведена торговли, выводя данную сферу деятельности из-под государственного контроля, и передавая ее в руки частных лиц и организаций. Правительство установило налог на добавленную стоимость в размере 28 процентов. В рамках реформы была введена временная отмена ограничения на ввоз товаров и установлен нулевой тариф на импорт. Посредством таких мер, многие из которых были весьма радикальны, правительство стремилось вывести экономику страны на новый виток развития. Кроме этого реформы были призваны изменить мышление людей - призвать их проявлять инициативу, стремиться в создавшихся условиях самостоятельно зарабатывать деньги, вместо того, чтобы ждать помощи от государства.

Гайдаровские реформы до сих пор оцениваются неоднозначно. Проведенная либерализация цен была важнейшим этапом при переходе от плановой экономики к рыночной. Также был преодолен сильнейший товарный дефицит - в результате реформ произошло наполнение товарами внутреннего рынка страны, возросло их качество и ассортимент. С другой стороны, неконтролируемое повышение цен, не подкрепленное должным ростом заработной платы, привело к значительному падению уровня жизни, что привело к сильнейшей социальной напряженности. Реформам, несмотря ни на что, не удалось сократить темпы инфляции, а в экономической жизни страны стали проявляться такие негативные моменты, как падение валового внутреннего продукта, уменьшение налоговых поступлений, криминализация экономики. Условное наименование радикальной экономической реформы в России в 1992-1993 гг. В условиях экономического кризиса, углублявшегося в СССР в начале 90-х гг. Для осуществления таких реформ президент Б. Ельцин и государственный секретарь Г. Бурбулис привлекли 6 ноября 1991 г.

Он и его коллеги разработали план «шоковой терапии» - быстрых и радикальных преобразований, которые сначала так резко меняют экономический порядок, что это вызывает болезненное ухудшение жизни людей «шок» , но затем быстро улучшают ситуацию «терапия», лечение. Реформа предполагала приватизацию, либерализацию цен и др. Рубль на территории России стал свободно обмениваться на иностранную валюту. Однако валютные торги привели к быстрому обесцениванию рубля. Теперь в торговлю валютой было вовлечено все население России. В условиях быстрой инфляции именно доллар стал твердой валютой, в которой происходило накопление. Рост спроса на валюту в свою очередь приводило к дальнейшему падению рубля. Стремительное падение рубля позволяло создавать капиталы «из ничего» благодаря контактам между предпринимателями и чиновничеством. Доллар рос гораздо быстрее. Получив государственный кредит в рублях и превратив его в доллары, затем можно было вернуть ту же сумму в рублях, уже обесценившуюся за это время.

Таким образом, бюрократия создавала огромные капиталы за государственный счет, обескровив бюджет. В условиях быстрой инфляции именно доллар стал твердой валютой, в которой стали накапливаться средства. Началась гиперинфляция, чему способствовала и монополистическая структура промышленности в бывшем СССР. Предприятия монополисты, пользуясь отсутствием сильной конкуренции со стороны негосударственного сектора, стали «взвинчивать» цены. Подорожала промышленная продукция, техника в том числе сельскохозяйственная , энергоносители. Так, 18 мая цены на энергоносители были увеличены в 5-6 раз. Это вызвало быстрое повышение цен на все товары. Особенно болезненно на положении населения сказался рост цен на продовольственные товары, за которые прежде платили считанные рубли и даже копейки. Правительству срочно пришлось вводить в действие новые деньги, еще с советской символикой возможностей для замены всей денежной массы еще не было. Копейки исчезли из оборота — за них уже ничего нельзя было купить.

Цены выросли за 1992 более чем в 25 раз, а за весь период реформ - более чем в десять тысяч раз. Обесценились накопления людей, которые многим стоили многих лет тяжелого труда. Социальные выплаты не поспевали за ростом цен, и миллионы пожилых людей быстро оказались за гранью нищеты. Предприимчивые люди попытались развернуть свой бизнес. Но это оказалось нелегко. Налоги поглощали более трети прибыли, но иногда превышали ее. В условиях гиперинфляции трудно было получить прибыль в рублях. Обладатели капиталов не спешили вкладывать их в производство, сосредоточились на финансовых спекуляциях и торговле российским сырьем и иностранными товарами широкого потребления. Но поскольку производство энергоносителей падало, меньше сырья стало поступать на отечественные промышленные предприятия. Прилавки наполнились товарами, но покупательная способность населения резко снизилась.

В итоге «шок» не привел к «терапии». Падение производства продолжилось до 1999 г. Каждый гражданин России получил приватизационный чек или как его называли по западным образцам - ваучер. Организаторы реформы утверждали, что стоимость ваучера соответствует цене автомобиля. Но на деле простые граждане как правило не знали, куда вложить ваучер. Часть акций передавалась держателям пакетов ваучеров, которые скупались у людей, не знавших, что с ними делать. Криминальный и иностранный капиталы могли легко накопить большое количество ваучеров и занять сильные позиции в экономике. В условиях отсутствия валютных запасов у государства даже для выплаты процентов по долгам из-за расхищения государственных средств и резкого роста курса доллара к рублю, Россия вступила в переговоры с Международным валютным фондом. Чтобы получить его кредит, российское правительство согласилось проводить политику строжайшей государственной экономии, что выразилось в значительном сокращении социальных выплат. Реформы привели к возникновению олигархического капитализма, зависимого от транснационального капитала, сильнейшему социальному расслоению, обострению политической борьбы во время Конституционного кризиса 1992-1993 гг.

Исторические источники: Гайдар Е. Дни поражений и побед. Россия: движение вспять. Ельцина и Е. Гайдара приступило к реализации радикальных экономических реформ. Кроме общих фраз о переходе к рынку, конкретную программу преобразований правительство общественности не представило; при декларируемой властью «свободе слова» даже специалисты не имели о ней ясного представления. Не случайно, в конце октября 1994 г. Солженицын, выступая в Государственной Думе, патетически восклицал: «Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен. Если его нет - тогда эта авантюра, если он есть - тогда почему его скрывают? Только спустя десятилетие после начала курса «шоковой терапии» стало возможным выделить и проанализировать основные направления экономической политики российского правительства.

На наш взгляд, главными среди них являлись: разгосударствление и приватизация общенародной собственности, природных недр; создание рыночного, т. Приватизация общенародной собственности, природных недр В конце 80-х гг. В разработанных программах перехода к рынку предусматривались мероприятия по передачи части государственных объектов в сфере торговли и услуг в частные руки. Однако более интенсивно данный процесс шёл в субъектах союзной Федерации. Тем самым, в России уже к лету 1991 г. При этом, несмотря на агрессивное давление сторонников «шоковой терапии» Е. Гайдара, принята была умеренная программа, ориентированная на постепенный процесс разгосударствления и ограниченный перечень объектов, подлежащих приватизации. Тем не менее, президент и правительство РФ начали реализацию своего, т. Грубо поправ конституционные нормы законодательства, президентская сторона пошла на прямой обман, дабы реализовать свой давно намеченный план. Летом 1992 г.

По действовавшим тогда нормам, на рассмотрение президентского указа депутатам отводилась неделя, в течение которой они могли отклонить указ; в остальных случаях он вступал в законную силу. Филатов, - ярый сторонник Ельцина. Он и председатель комитета Верховного Совета по экономической реформе С. Красавченко, как пишет член комитета по конституционному законодательству В. Смирнов, «…устроили так, чтобы этот указ никому больше на глаза не попадался». Неделя прошла, реакции Верховного Совета на указ не было и он вступил в законную силу. Чуть позже С. Филатов и С. Красавченко были вознаграждены, получив высокие должности в администрации президента. Подытоживая, В.

Смирнов пишет: «То, что процесс приватизации начинался и проводился вот таким жульническим способом, уже достаточно хорошо показывает, каково в действительности было соотношение между так называемым демократическим правительством России и реальной демократией». Для осуществления разгосударствления и приватизации были созданы соответствующие структуры в центре и на местах. В систему основных институтов федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за проведение приватизации были включены: Правительство РФ, Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом, Российский фонд федерального имущества, Государственный комитет РФ по антимонопольной политики и поддержке новых экономических структур, Федеральное управление по делам о несостоятельности банкротстве , Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Аналогичные органы с соответствующими функциями были созданы на местах. Такое обилие многочисленных структур, объясняется, на наш взгляд, стремлением руководства РФ максимально ускорить процесс, в сжатые сроки раздать и распродать общенародную собственность. Чубайсом, куда правительством России были приглашены более 200 иностранных специалистов. Среди них, как пишет депутат Государственной Думы В. Начальником отдела иностранной помощи и экспертизы А. О том как было налажено взаимодействие между российским правительством и иностранными консультантами повествует весьма известный за рубежом журналист, депутат Европарламента Джульетто Кьеза, который более 20 лет работал в СССР и России, представляя самые влиятельные газеты Италии: «Вы знаете, как американцы организовали в России приватизацию? Указы были написаны речь идёт об указах Ельцина - В.

Получилось, - говорит далее Кьеза, - что все эти 15 лет были годами подпольного руководства Америки. Американцы вели себя как хозяева». Согласно исследованию специалистов Счётной палаты РФ, процесс разгосударствления и приватизации общенародной собственности в России можно разделить на три этапа. На первом этапе приватизации в соответствии с указами президента РФ все граждане России получили «ваучер», ценную бумагу номинальной стоимостью 10 000 руб. Чубайса, каждый житель России мог приобрести две автомашины марки «Волга», хотя в реальной жизни две чубайсовские «Волги» потянули лишь на две бутылки водки. Граждане получили право вложить ваучер в предприятие, на котором они работали, продать «ваучер» стоимость его на черном рынке не превышала 25 руб. На втором этапе путем организации залоговых аукционов граждане, в т. На третьем этапе официальный запрет на приватизацию ряда стратегически важных промышленных предприятий был снят, началось раздробление и акционирование крупных государственных кампаний, таких как РАО ЕЭС России, РЖД Российские железные дороги» , Газпром и др.

Российский сценарий проведения «шоковой терапии» В 1991 году правительство предполагало, что комплекс радикальных мер, направленных на оздоровление экономики, займет несколько недель, не более. Однако на практике процесс растянулся до 1993 года.

Социально-экономический эффект от «шоковой терапии» В итоге реформы в России обернулись следующими последствиями: 1 Ликвидация ограничений на заработную плату привела к её быстрому повышению во всех секторах экономики. В итоге денежная масса стала обесцениваться. Именно с этого дня вступал в силу президентский указ об освобождении цен на подавляющее большинство товаров за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей они были освобождены, а оставшиеся регулируемые - повышены. Это привело к тому, что на полках магазинов появились многие забытые продукты и товары, которые оказались, однако, малодоступны основной части населения вследствие их необычайной дороговизны. Большие изменения произошли во внешнеэкономической сфере. Сняты были количественные ограничения по экспорту готовой продукции, сохранялись лишь квоты на вывоз топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. В то же время, учитывая тяжесть давившего на рынок денежного навеса и скудость товарных запасов, были временно отменены ограничения на импорт. Это достигнуто посредством установления нулевого импортного тарифа. Принятые меры привели к тому, что в страну хлынул поток товаров самого различного ассортимента и качества. Свободный импорт в начале 1992-го сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

Для того чтобы активизировать рыночный товарооборот, ликвидировать монополию государственной торговли, стимулировать адаптацию населения к новым условиям, 29 января 1992 г. Президент РФ подписал Указ «О свободе торговле». Это был весьма демократичный акт, дававший возможность заниматься торговлей каждому, кто пожелает. Население быстро на него откликнулось. Повсеместно в российских городах появились многолюдные неорганизованные «толкучки», где можно было приобрести самые разнообразные вещи. Зарисовку одного из таких «рынков» начала февраля 1992 г. Гайдар: «Зажав в руках несколько пачек сигарет или пару банок консервов, шерстяные носки и варежки, бутылку водки или детскую кофточку, прикрепив булавочкой к своей одежде вырезанный из газеты "Указ о свободе торговли", люди предлагали всяческий мелкий товар... Не эстетично? Не благородно? Не цивилизованно?

Пусть так. Но младенцы не появляются на свет такими уж красавцами». В последние дни 1991 г. В них сформулированы принципы, идеология и технология приватизации, которые действовали до 1996-го. В феврале-марте 1992 г. К июню в частную собственность перешли почти 10 тыс. К весне 1992 г. Либерализация цен привела к такому их росту, который значительно отличался от правительственных прогнозов. Первоначальны скачок цен в январе сопровождался их относительной стабилизацией феврале, однако за март - май потребительские цены на товары услуги выросли почти вдвое, и летом этот процесс не остановило. Вместо первоначально обещанного двух-трехкратного повышения цен на многие основные товары они выросли в 10-12 раз к концу года в 36.

Неблагополучно складывалась ситуация и с денежными доходами граждан. Либерализация цен позволила снять «денежный навес» - накопленный к 1991 г. Это, однако, привело к тому, что в огне инфляции сгорели многолетние сбережения населения. Большую их часть составляли относительно небольшие вклады далеко не самых богатых граждан. Отрицательный общественный резонанс не вызывал внимания властей к этой острой проблеме. Ухудшилось положение пенсионеров, работников бюджетных организаций. Усилилась дифференциация населения по уровню доходов. На старте реформ не удалось предотвратить кризиса наличной денежной массы: темпы инфляции были столь значительны, что власти не успели и не успевали напечатать требуемого в обороте количества денег. В результате постоянно росла задолженность государства по выплате зарплат, пенсий и пособий на 1 апреля 1992 - 40 млрд. Согласно опросам общественного мнения , примерно половина населения страны стала жить гораздо хуже, более четверти - немного хуже, чем в декабре 1991-го.

Определенные улучшения констатировал лишь каждый одиннадцатый из опрошенных. Не более оптимистично складывалась ситуация в сфере материального производства. В промышленности наблюдалось сокращение объемов выпускаемой продукции при значительном росте цен на изделия. В результате прекращения финансирования государством нерентабельных предприятий весной 1992 г. Резко увеличилась взаимная задолженность предприятий, усилился дефицит платежных средств. Взаимная задолженность нарастала как снежный ком: к концу января она составляла 140, к концу февраля - 390, а к концу марта 780 млрд. Чисто «рыночное» решение проблемы требовало банкротства несостоятельных плательщиков, однако ее масштабность делала неизбежным государственное вмешательство. Нелегким было положение в аграрном секторе. Правительство делало ставку на форсированное развитие фермерства, активно лоббировало введение свободной купли-продажи земли. В СМИ развернулась кампания по дискредитации колхозно-совхозного строя.

Новации должна была подтолкнуть и начавшаяся перерегистрация хозяйств, и процессе которой крестьянам предстояло как бы заново определиться, с каким производством - коллективным или индивидуальным - связать свое будущее. В результате же проводимого курса проиграла деревня в целом: «неперспективным», часто дотационным, колхозам и совхозам были значительно урезаны масштабы финансовой поддержки, хотя на ближайшее будущее они неизбежно оставались главными поставщиками продовольствия и сырья для пищевой и легкой промышленности. В то же время фермерское движение получило преимущественно моральную поддержку: не были решены вопросы его финансового, материально-технического и правового обеспечения. В центре внимания правительства находились почти исключительно стратегические и макроэкономические проблемы. Прежде всего, предполагалось восстановление утраченного контроля над государственными финансами. Проводилась жесткая бюджетная политика , направленная на устранение дефицита госбюджета, который к концу 1991 г. Эта политика включала резкое сокращение расходных статей, куда включались затраты на отрасли социальной сферы коммунальную, здравоохранение, образование, науку, культуру , закупки вооружений, централизованные инвестиции, бюджетные дотации и субсидии территориям и предприятиям. Резкое сокращение государственных расходов привело к тому, что уже в январе 1992 г. Жесткая бюджетная политика привела к снижению темпов инфляции. После всплеска в январе 1992 г.

Объем производства понижался высокими, но вполне допустимыми, по мнению правительства, темпами. По сравнению с декабрем 1991 г. Однако формальное улучшение макроэкономических показателей оставляло без ответа насущные вопросы : как выживать основной массе населения при потере накоплений и резком уменьшении доходов и каким образом смогут функционировать в новых условиях промышленные и сельскохозяйственные предприятия, из которых около половины не могли обходиться без государственных бюджетных «вливаний»? Теоретически было ясно, что в «будущем» все должно измениться и экономику страны ожидает динамичный рост. Но когда это произойдет и какие хозяйственные субъекты станут реальной опорой движения к новому общественно-экономическому порядку, сказать было нелегко. Преобразования первых месяцев 1992 г. Поэтому перед президентом и правительством весной этого года возникла проблема определения той социальной базы , которая позволит двигаться к рынку дальше. После августа-91 появилась определенная коалиция сил, выступавших за ускоренное движение к рынку. Заинтересованные в это социальные группы можно условно разделить на три части. В первую войдут те, кто составлял основу массового «протестного», антитоталитарного, антиноменклатурного демократического движения 1988- 1991 гг.

Это были преимущественно представители интеллигенции, инженерно-технические работники, управленцы, служащие, которые после провала «путча» надеялись быстро реализовать свои надежды. Во вторую можно зачислить те элитные и околоэлитные слои, которые в 1987-1991 гг. К ним примыкали организаторы торговли разного уровня и связанные с ними предприниматели, которые лучше других видели перспективы, открывавшиеся перед ними в случае появления свободного рынка и ликвидации «социалистических» ограничений. В третью группу часто включают руководителей промышленности, директоров предприятий и связанных с ними структур. Их «рыночные перспективы» определялись расширяющимися возможностями распоряжаться материальными и финансовыми ресурсами, которые формально оставались государственными. В то же время эта группа была далеко не однородной. Более заинтересованными в либерализации экономических отношений были управленцы сырьевых отраслей, продукция которых пользовалась гарантированным спросом. Особенно привлекательным для них был самостоятельный выход на внешние рынки , где газ, нефть и другие ресурсы продавалась по ценам, намного превышавшим внутренние, что существенно облегчало адаптацию к новым хозяйственным условиям и снимало зависимость от государственного бюджета. Иной была позиция руководителей отраслей перерабатывающей промышленности, многие предприятия которых могли существовать лишь при финансовой поддержке государства. Они выступали за постепенное вхождение страны в рынок и за активное регулирование этого процесса правительством, рассчитывая на его помощь через бюджетные источники.

Следует отметить, что хотя первая и третья из названных групп в целом были ориентированы на рыночные преобразования, их позиции и интересы потенциально конфликтны. Массовое протестное движение выступало за отстранение от власти партийно-государственной и хозяйственной номенклатуры, противопоставляя этому радикально-демократический вариант реформ. Директорский же корпус сам во многом являлся частью существовавшей системы, в которой переплетены политические и экономические связи. Поэтому советские хозяйственные управленцы ратовали за более плавную социальную трансформацию, которая позволила бы им сохранить или использовать уже «завоеванные» преимущества. На этапе начала реформ эти различия были приглушены. Но позднее правительству и президенту все равно пришлось бы выбирать между двумя этими ориентациями. Проблема широкой общественной поддержки начатых преобразований была существенно осложнена тем, что перед их началом в 1992 г. Никто не разъяснял, в чем они будут состоять, какова в них роль основных социальных групп и как может измениться положение каждой. В 1990-1991 гг. Отсюда - завышенные ожидания, надежды лишь на позитивные перемены, готовность в лучшем случае к умеренно-жертвенному курсу перемен, но никак не к радикальному их варианту.

Практически впервые публично о трудностях, которые предстоит испытать населению, президент сообщил лишь в конце октября 1991 г. Характеризуя разовый переход к рыночным ценам как «тяжелую, вынужденную, но необходимую меру», он вновь сообщил, что «хуже будет всем примерно полгода, затем - снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами. А к осени 1992 г. Далее граждан информировали, что «либерализация цен будет сопровождаться мерами по социальной защите населения». И лишь на этом фоне следовали достаточно осторожные предупреждения о том, что «защитить уровень жизни всех на первом этапе реформ мы не сможем» и «нам придется нелегко». Именно «поддержку и веру» а не осознанное участие Б. Ельцин считал необходимыми условиями успеха реформ. В новогоднем обращении он вновь говорил о трудном периоде в 6-8 месяцев и подтверждал, что к концу 1992 г. Не более многословным было и «правительство реформ». О «непопулярности» предлагаемых мер говорилось уже на первой встрече Е.

Гайдара и Б. Ельцина в конце октября 1991 г. Будущий вице-премьер прямо сказал президенту, что тот сам через несколько месяцев отправит первое реформаторское правительство в отставку. О понимании неизбежности нарастания конфликтного потенциала свидетельствовало подписание 15 ноября 1991 г. В нее должны были входить представители государства, предпринимателей и профсоюзов. Разъяснения того, что реально ожидает страну в ближайшие месяцы, носили весьма общий и ограниченный характер.

В январе 1992г. Москва может остаться без продовольствия ". Разница между 1917 и 1991 годами была в духе времени.

В 1917 году в мире доминировало представление, что усиление влияния государства на экономическую жизнь — благо. Базой таких убеждений были социальные проблемы, порожденные началом современного экономического роста, индустриализацией. В благотворность прямого государственного регулирования в начале ХХ века верили все: эксперты, высокопоставленные чиновники, политики. Без учета этого трудно понять, почему царское правительство, Временное правительство, правительство большевиков с разной степенью эффективности и жестокости проводили продовольственную политику, в основе которой лежало принудительное изъятие зерна у крестьян по ценам, не соответствующим условиям рынка. На этом интеллектуальном фоне идея В. Ленина о походе в деревню за хлебом с пулеметами не представлялась чем-то экзотическим. Он лишь доводил до логического завершения то, о чем думали квалифицированные специалисты того времени по продовольственному делу. Осенью 1991 года, когда Россия столкнулась со схожими проблемами продовольственного снабжения городов, с угрозой голода, интеллектуальная атмосфера в мире была иной. Убеждение в благотворности государственного регулирования экономики перестало быть символом веры.

В России убеждение в том, что государственные органы способны эффективно решать проблемы, встающие перед страной в условиях кризиса, была подорвана 70-летним всевластием государства. Идея, что, столкнувшись с дефицитом зерна, можно добыть его, посылая вооруженные отряды в богатые хлебом регионы, правительство всерьез не обсуждало. Хлеб крупным городам был необходим. Конфисковать его невозможно. Валюты, чтобы его купить за рубежом, нет. Остается одно: получить продовольствие, заплатив цену, которая будет приемлема для его производителей. Собственно, в этом суть либерализации цен, путь, подобный тому, которым пошел В. Ленин в 1921 году, когда столкнулся с угрозой потери власти. Как и тогда, сама по себе либерализация цен в 1991 году не давала гарантий решения проблемы снабжения городов продовольствием.

Ключевым был вопрос: будет ли село продавать городу зерно за ненадежные, обесценивающиеся рубли? Именно от этого зависело, повторится ли катастрофический сценарий событий времен русской революции начала ХХ века. Осенью 1991 года российские власти приняли решение не посылать продотряды в деревню, а формировать свободный рынок продовольствия, не имея гарантий, что денежное предложение удастся удержать под контролем, инфляция не достигнет уровня, при котором производители зерна откажутся продавать хлеб городу. В октябре 1991 года мы предполагали, что можно отложить либерализацию цен до середины 1992 года, а к тому времени создать рычаги контроля над денежным обращением в России. Через несколько дней после начала работы в правительстве, ознакомившись с картиной продовольственного снабжения крупных российских городов, был вынужден признать, что отсрочка либерализации до июля 1992 года невозможна. В этом случае к лету 1992 года мы окажемся примерно там же, где были большевики летом 1918-го. Оставалась единственно возможная линия в экономической политике, дающая шансы на предотвращение катастрофы, — либерализация цен, сокращение подконтрольных государству расходов, скорейшее отделение денежной системы России от денежных систем других постсоветских государств. Речь шла о развитии событий в ядерной державе, стабильность которой во многом зависела от того, что будет происходить с продовольственным снабжением городов. Решение было одним из самых рискованных в мировой истории.

Материалы первого заседания российского правительства, сформированного в ноябре 1991 года, наглядно показывают, что в те дни никто не знал, как решить неразрешимую задачу. Отсюда колебания относительно того, когда и как либерализовать цены, как это сочетать с обеспечением контроля над денежным обращением. Было лишь понятно, что страна оказалась в экстремальной ситуации… Отставив идею посылки продотрядов в деревню, правительство могло принять лишь одно решение: ввести рыночные цены на продовольствие. Как показал опыт 1917—1921 годов, если свободной торговле не мешать, то даже при дезорганизации денежного обращения есть шансы, что снабжение городов будет удовлетворительным.

18. Поиск информации в источнике

Накануне весеннего сева крестьяне узнали что по новому государственному декрету «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые – повышены.
Шоковая терапия гайдара спасение россии или развал экономики страны «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые -. предстоящем первоначальном повышении цен на 200 -300 процентов.
СССР, Великобритании и США и назовите организацию, о которой идет речь. Со 2 января 1992 года цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, моло-ка, спиртного, а также коммунальных услуг, транс-порта и энергоносителей) были освобождены, а ре-гулируемые — повышены.
2 января года Россия перешла от плановой экономики к рыночной - Российская газета В прежние годы в экономике СССР применялись регулируемые государственные цены на абсолютное большинство производимых товаров (работ, услуг).

04.10.2021 Контрольная работа по истории 1 курс задания и ответы

Их президент Гамсахурдия уже несколько дней находится в Доме Правительства в осаде оппозиции. Мой рабочий тариф был 530 руб, стал 1060 р, то есть, увеличился вдвое. Но цены-то выросли почти в 10 раз! Пиво стоит теперь 5 р 62 коп бутылка до 2 января стоило 1 р 20 к. Яйца стоят 12 р 80 к.

Сегодня выкупили мясо на работе, по 1,6 кг, 12 р за кг, дёшево. Вчера также на работе выкупили 3 кг растительного масла по 30 руб за кг. Денег осталось мало. СНГ делит армию, но военные предупредили о недопущении деления армии.

Ельцина сейчас критикуют и правые коммунисты , и Хасбулатов с вице-Президентом Руцким. Народ недоволен резким повышением цен, все требуют повышения зарплаты. Обещание осталось невыполненным, хотя 2 января 1992 цены на большинство товаров были освобождены и выросли в в 26 раз. Торговать можно было почти всем, кроме оружия и наркотиков.

Если товарные запасы в розничной торговле на конец года в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991 году — до 39 дней. Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар — 1 кг на человека в месяц, мясопродукты — 0,5 кг с костями , масло животное — 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада. При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы. В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе. Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года.

Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей были освобождены, а регулируемые — повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Весной 1919 года развернула новое наступление на востоке. Колчак в самом начале войны бежал в Америку и там обучал их войска. Это рассматривается как предательство с его стороны. На средства Франции вооружались. Во главе Красной армии стоял генерал Егоров талантливый и Тухачевский бездарный. Вскоре потерпели сокрушительное поражение. В марте 21 года между Россией и Польшей был подписан мирный договор, по которому Польше отходила вся западная Украина и вся западная Белоруссия. В начале ноября 1920 года Крым был взят Красными.

На территории Крыма началось пиршество красного террора. Остался только один район, не оккупированный интервентами. Это дальний Восток. С 1919 года находился в руках Японии Япония поддерживала белую армии. Красная армия заняла Дальний Восток , очистила его от японских оккупантов, белогвардейцы ушли. ДВР была тут же ликвидирована. Это было буферное государство. Гражданская война в России закончилась полной победой большевиков и повсеместным установлением советсткой власти. В общей сложности погибло более 8 миллионов человек, сюда же входит число погибших от красного террора и голода. Громадными оказались экономические, материальные потери.

В целом, если характеризовать состояние народов России после окончания войны, оно оказалось в значительной степени деформированным и опасно деморализованным. Конец типичный для всех гражданских войн во всех странах мира. Другие реформы А2. В целом это время вошло в историю под именем «великие реформы А2, кардинально изменившие облик российской империи». Первой из них была земская реформа 1 января 1864 года. Вводились выборные органы местного самоуправления, то есть земства. Избирались всеми сословиями на три года. Выборы по куриям проводились орган муниципального управления в провинциальных городах. Председатели земских собраний — предводитель дворянства. Вопросы местного хозяйственно-культурного значения.

Для обслуживания населения земства нанимали всех врачи, учителя. Их содержание на плечи населения ложилось. С лета 1870 года началась городская реформа А2. Проводилась на тех же принципах, преследовала те же цели, что и земская реформа введение самоуправления в городах. Городская дума в городе — орган самоуправления, 4 года срок. Распорядительная дума и городская управа. Во главе городской думы был голова. Гласные — депутаты. От 100 до 250 человек. Не получали ничего.

Право избирать и быть избранными имели только те горожане, которые обладали имущественным цензом. Равно как и в земстве, компетенция гос. Судебная реформа. Вводился новый судебный устав, суд становился всесословным и гласным. Присяжные заседатели, адвокатура, нотариат, мировой суд вводился. В середине 60х реформа в области образования и просвещения. Наиболее кардинальные изменения произошли в высшей школе. Совет университета получил право решать самостоятельно учебные, внутренние вопросы. Выборы ректора, проректора, декана, присуждение степеней и т. Университет получил право свободно выписывать из-за рубежа книги и журналы без проверки на таможне.

Единственным ограничением было запрещение создавать свои собственные организации студентам. Все студенты по уставу делились на своекаштные и казеннокаштные, жившие при университете и на его содержании. К — полностью гос. Новым явлением высшей школы стало открытие в России помимо университетов других высших учебных заведений высшие женские курсы. Бестужев-Рюмин открыл Бестужевские курсы в Петербурге, учились одни женщины. Все делились на 2 категории: классически и реальные гимназии. Классические — гуманитарное образование. Реальные — математические науки и естественные. Учреждены прогимназии с 4 классами обучения, по окончанию в 5 класс гимназии поступали. Самая радикальная реформа в области печати.

Отменялась цензура для оригинальных сочинений объемом до 10 печатных листов, переводимая литра до 20 листов. Освобождались центральные периодические издания от цензуры. За нарушение правил издание могло прекратиться. Это был величайший подарок революционерам. С 1861 назначение Милютина генералом до 74 года. Все кадетские корпуса преобразовывались в военные училища и гимназии, юнкерские. Согласно ему, все воинские силы России делились на 4 разряда. Вводилась новая система комплектования армии. Старая рекрутская повинность была отменена. Вместо нее вводилась система всеобщей воинской повинности.

Срок определялся — 15 лет. Для сухопутных войск 6 лет на деле было, флот — 7 лет, уходили в запас потом. По реформе устанавливалась широкая система льгот, освобождающих от воинской повинности. Все, находящиеся на военной службы, не имеющие образования, обязательно обучались грамоте. Для тех, кто имел образование, срок службы сокращался на 2-3 года. Перевооружение началось. Гладкострельное заменилось нарезным. Система бердана или винтовка бердана разг. Началось строительство парового флота. В целом реформа сыграла огромную роль в повышении боеспособности армии и флота.

Но далеко не все реформы имели положительный результат. Печать, образование, местное самоуправление - угроза государственному строю России и его будущему. Являясь центром просвещения, университет служил оплотом против либеральных увлечений российской интеллигенции. Только университет мог дать мощный отпор тому нравственному безначалию, которым была охвачена русская общественная мысль 2 половины 19 века. Требовалась только незначительная коррекция устава университета. По уставу 63 года универ получил право выписывать книги без проверки на таможне. Приток либеральной литературы запада. Временные правила о печати действовали. Свобода печати, прежде всего периодической, имеющей главным образом политическое значение, необходима толька там, где уже есть политическая жизнь. В тот период в России не было политической жизни, партий, парламентов.

Свобода печати приводит в таких условиях к интеллектуальному разложению общества. Поэтому ПП в россии после реформы 1865 года превратилась в элемент не скрепляющий, а разлагающий основы российского общества. Принесла не свет, а помрачение разума. Породила Белинских, Писаревых, Чернышевских… В результате реформы местного самоуправления в России появилось самоуправство. Боясь подавить чьи-либо права, государство отступалось. Органы самоуправления превратились в государство в государстве. Требовали все больше новых прав и уступок, но не допускали вмешательства в свои дела, отмежевавшиеся от государственных интересов. Не допускались элементы надзора за университетским управлением или земствами.

Но уже весной и здесь регулирование было снято и передано на региональный уровень. Экономисты подчёркивают, что либерализация в первую очередь была направлена на устранение товарного дефицита на рынке, который возник из-за искажённого уровня цен и неэффективного размещения ресурсов. Фиксированные цены на потребительские товары в СССР были низкими, что вызывало повышенный спрос. Как следствие, товары стоили непропорционально друг другу, если сравнить их со стоимостью товаров и услуг, которые существовали в это же время в странах с рыночной экономикой. Продовольственный кризис в Москве. Пустые прилавки в магазине. РИА Новости После того как был снят контроль над ценами, рынок быстро наполнился товарами. Впрочем, далеко не все экономисты согласны с тем, что дефицит был устранён благодаря реформам по либерализации. Китай и Россия» писал, что дефицит конца 1991 года не являлся результатом катастрофического сокращения производства. Люди 70 лет жили при элементах коммунизма, и рост цен на продукты питания мог вызвать непрогнозируемую реакцию, вплоть до социальных явлений.

uristinfo.net

Сразу после Нового года, 2 января 1992 года, цены на 90% розничных и 80% оптовых товаров освободили от государственного регулирования. Под контролем оставался только ряд социально значимых потребительских товаров и услуг. Сразу после Нового года, 2 января 1992 года, цены на 90% розничных и 80% оптовых товаров освободили от государственного регулирования. Под контролем оставался только ряд социально значимых потребительских товаров и услуг. 1. Указом Президента РСФСР и постановлением правительства РСФСР о либерализации цен со 2 января 1992 г. вводится государственное регулирование цен на основные потребительские товары и услуги, оказываемые населению.

Январь 1992 года. Обвал цен

Шоковая терапия егора гайдара. Экономические реформы егора гайдара Радикальные экономические реформы, о которых много говорилось в 1990—1991 гг., начались в Российской Федерации 2 января 1992 г. Именно с этого дня вступал в силу президентский указ об освобождении цен на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба.
Экономические реформы в эпоху «перестройки» и распада СССР повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

СССР, принятого в 1958 г., и укажите фамилию писателя, о котором идет речь.

Март 1992 г событие. Начало экономической реформы 35. Прочитайте отрывок из воспом инаний Е. Т. Гайдара и укажите год, когда произошло описанное событие: «Со 2 января цены на подавляющее большинство.
Накануне весеннего сева крестьяне узнали что по новому государственному декрету «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые — повышены.
1890 г преобладающими экономике россии стали Со 2 января 1992 года цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, моло-ка, спиртного, а также коммунальных услуг, транс-порта и энергоносителей) были освобождены, а ре-гулируемые — повышены.

ПЕРВЫЙ ГОД НЕЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ. 1992

Новые законопроекты озвучивались главой государства, но их составлением занимался Егор Тимурович с собственной командой. Указом от 2 января 1992 г. Властью контролируются лишь самые необходимые продукты: молоко, хлебобулочная продукция и некоторые другие. В обществе действует принцип турбулентности, под воздействием которого в результате краха плановой системы и советской формы правления население пребывает в нищенском состоянии. Программа При подготовке основных концепций правительство ориентируется на основополагающие принципы управления рынка западными державами. До окончательного решения рассматривались варианты, предложенные ведущими специалистами того времени — Явлинским, Шаталиным, Сабуровым, Абалкиным. Концепция Гайдара одерживает верх. Наряду с преобразованиями в экономике возникает потребность в обновлении национальной государственности, пустовавшей после исчезновения коммунистического порядка. Основные направления помещены в документах: o «Ближайшие экономические перспективы России».

Сформулированными кризисными моментами являются: инфляция, платежи и выстроенная система, в результате которой государственные инстанции оказываются не в состоянии управлять ресурсами. Требуется реструктурирование в совокупности с повышением общего уровня по примеру Польши в правительстве Раковского. Предполагаемый полугодовой срок инфляции был не под силу для страны, поэтому проект не был признан. В результате намечается мгновенная радикальная либерализация. По прошествии времени оба пути оказываются ошибочными, не сулящие позитивных сдвигов. Развал экономики Либерализация вызвала многочисленные негативные последствия. Причинами являлись резкие перемены. Монетарная политика в 1992 г.

Для погашения дефицита бюджета Центробанком выдавалось множество кредитов производству, фермерам на селе и бывшим советским республикам. Причиной коллапса называется отсутствие замены денежной массы, избавившей бы страну от вышедших из употребления советских рублей. Новая валюта входит в оборот лишь в 1993 г. Прежние вклады людей в Сбербанке обесценились. Читайте также: Болезни ребенка и его стрессы Приватизация Процесс предполагал возникновение класса собственников — надежной поддержки проводимого курса при тотально обанкротившихся заводах и фабриках при продаже их почти за бесценок. Из-за лавинообразного характера подобных действий сделкам сопутствовали серьезные злоупотребления. В 90-х гг. Явление порождает класс олигархов, еще более расширивший дистанцию между разбогатевшей и обедневшей частью населения.

Причинами крайне негативных последствий считается желание стремительного отказа от советской системы хозяйствования с усиленной монополизацией и централизацией. Ускоренные темпы продаж приводят к непростительным ошибкам.

Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар — 1 кг на человека в месяц, мясопродукты — 0,5 кг с костями , масло животное — 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада. При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн.

По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы. В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе. Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года. Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей были освобождены, а регулируемые — повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф.

Это означает введение комендантского часа. Все ждут пресс- конференцию ГКЧП». Ответ:3 18. Ельцина и укажите год, когда произошли описываемые события. Хасбулатов и Руцкой объявили о созыве съезда.

Белый дом с первых же часов стал превращаться в вооруженный штаб сопротивления указу президента. Четверо судей, опять-таки, как и следовало ожидать, выступили против этого решения».

Сюда же примыкали организаторы торговли разного уровня и связанные с ними предприниматели, которые лучше других видели перспективы, открывавшиеся перед ними в случае появления свободного рынка и ликвидации «социалистических» ограничений. Третья группа включала руководителей промышленности, директоров предприятий и связанных с ними структур. Их «рыночные перспективы» определялись расширяющимися возможностями распоряжаться материальными и финансовыми ресурсами, которые формально оставались государственными. В то же время эта группа была неоднородной. Более заинтересованными в либерализации экономических отношений были управленцы сырьевых отраслей, продукция которых пользовалась гарантированным спросом. Особенно привлекательным для них был самостоятельный выход на внешние рынки, где газ, нефть и другие ресурсы продавалась по ценам, намного превышавшим внутренние, что существенно облегчало адаптацию к новым хозяйственным условиям и снимало зависимость от государственного бюджета. Иной была позиция руководителей отраслей перерабатывающей промышленности, многие предприятия которых могли существовать лишь при финансовой поддержке государства. Эта группа выступала за постепенное вхождение страны в рынок, за активное регулирование этого процесса правительством, рассчитывая на его помощь через бюджетные источники.

Следует отметить, что хотя первая и третья из названных групп в целом были ориентированы на рыночные преобразования, их позиции и интересы были потенциально конфликтны. Массовое протестное движение выступало за отстранение от власти партийно-государственной и хозяйственной номенклатуры и стояло за радикально-демократический вариант проведения реформ. Директорский же корпус сам являлся во многом частью существовавшей системы, в которой политические и экономические связи были переплетены. Поэтому советские хозяйственные управленцы стояли за более плавную социальную трансформацию, позволившую бы им сохранить уже «завоеванные» преимущества. На этапе начала реформ эти различия были приглушены. Но позднее правительство и президент неизбежно должны были выбирать между двумя этими ориентациями. Проблема широкой общественной поддержки начатых преобразований была существенно осложнена тем, что перед их началом в 1992 г. Никто не разъяснял, в чем эти реформы будут состоять, какова в них роль основных социальных групп и как может измениться положение каждой из них. В 1990—1991 гг. Отсюда — завышенные ожидания, надежды лишь на позитивные перемены, готовность в лучшем случае к умеренно-жертвенному курсу перемен, но никак ни к их радикальному варианту.

Практически впервые публично о трудностях, которые предстоит испытать населению, президент сообщил лишь в конце октября 1991 г. Характеризуя разовый переход к рыночным ценам как «тяжелую, вынужденную, но необходимую меру», он вновь сообщил, что «хуже будет всем примерно полгода, затем — снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами. А к осени 1992 г. Далее россиян информировали, что «либерализация цен будет сопровождаться мерами по социальной защите населения», и лишь на этом фоне следовали достаточно осторожные предупреждения о том, что «защитить уровень жизни всех на первом этапе реформ мы не сможем», что «нам придется нелегко». Именно «поддержку и веру» а не осознанное участие президент считал необходимыми условиями успеха реформ. В новогоднем обращении Ельцин вновь говорил о трудном периоде в 6—8 месяцев и подтверждал, что к концу 1992 г. Не более многословным было и «правительство реформ». В то же время о понимании неизбежности нарастания конфликтного потенциала свидетельствовало подписание 15 ноября 1991 г. В комиссию должны были входить представители государства, предпринимателей и профсоюзов. Все это привело к тому, что к весне 1992 г.

Вместе с президентом оно опиралось лишь на те силы, которые уже получили выигрыш от реформ и были кровно заинтересованы в их продолжении. Им противостояли съезд народных депутатов и Верховный Совет России, которые как представительные органы власти, отражавшие широкий спектр интересов избирателей, во все большей степени испытывали на себе давление тех, кто был недоволен реформами. Помимо традиционных противников из лево-патриотического лагеря, в число оппонентов попали и те, кто ранее горячо выступал за рыночные преобразования или был объективно заинтересован в их успешном продвижении. В этом суть того «парадокса», на который указывают некоторые авторы: «демократический» Съезд народных депутатов, в целом одобривший правительственный курс в октябре 1991 г. Рубежным в плане изменения экономического курса и складывании новой конфигурации прореформистских сил стал VI съезд народных депутатов России, работавший в апреле 1992 г. На съезде деятельность правительства была подвергнута резкой критике. Депутаты приняли постановление, в котором содержалась малоприятная оценка работы кабинета «профессионалов»: «Признать ход экономической реформы неудовлетворительным в области социальной защиты граждан, инвестиционной, промышленной и аграрной политики, комплексности проводимых мероприятий». Президенту было предложено в месячный срок подготовить и представить Верховному Совету проект закона о правительстве и, что важно, новую кандидатуру его руководителя. Разразился кризис, когда «гайдаровцы» коллективно подали в отставку. Конфликт был разрешен при активном участии главы правительства — президента.

Ему удалось убедить съезд предоставить кабинету возможность спокойно работать до декабря 1992 г. За согласие депутатов пришлось заплатить серией важных уступок, которые вносили существенные коррективы в экономическую политику и на многие годы определили лицо российских реформ. В Российской Федерации компромисс между либералами-рыночниками и «старой» хозяйственной элитой начинает оформляться весной — летом 1992 г. Он нашел выражение в смягчении денежнокредитной политики и восстановлении льготного кредитования предприятий, а также в привлечении в правительство представителей директорского корпуса. Уже в мае 1992 г. Тогда же вице-премьерами были назначены В. Черномырдин, В. Шумейко, Г. Хижа, призванные представлять в правительстве интересы разных секторов отечественной индустрии. Однако не менее знаковым было назначение в июне 1992 г.

Чубайса, к тому времени уже приобретшего репутацию одного из самых жестких либералов-рыночников. В итоге президент как глава кабинета намного расширил границы для столь необходимого в тех условиях политического и экономического маневрирования. В своей программной работе «Государство и эволюция» 1995 Е. Гайдар признавался, что весной 1992 г. В долгосрочной перспективе экономически оптимальным может стать то, что сегодня является максимально социально приемлемым». На том этапе основные революционные изменения должны были произойти в сфере отношений собственности. Поэтому упор был сделан на «создание приватизационных коалиций», позволяющих инициировать массовый приватизационный процесс снизу, «интегрировать интересы тех социальных групп, которые способны его парализовать, если не увидят в нем своего места трудовые коллективы, руководители предприятий, региональные органы власти ». Складывание коалиции или союза «либеральных рыночников» и старой хозяйственно-управленческой элиты происходило постепенно в течение второй половины 1992 г. В июне 1992 г. В него вошли Демократическая партия России наиболее массовая в «Демроссии», лидер — Н.

Травкин , Народная партия «Свободная Россия» лидер — вице-президент А. Руцкой и Союз промышленников и предпринимателей лидер — А. Кроме того, «Гражданский союз» поддерживал тесные контакты с Федерацией независимых профсоюзов России, претендуя на выражение интересов самых широких и разнообразных социальных групп. Опасаясь открытого социального взрыва, неизбежного при последовательном проведении гайдаровской политики финансовой стабилизации, и испытывая давление стоящих за «Гражданским союзом» сил, Б. Ельцин внес существенные изменения в правительственный курс. В июне — августе 1992 г. А в сентябре — октябре 1992 г. Все эти меры в корне противоречили идеологии российских «монетаристов», но приближалось 1 декабря 1992 г. И хотя глава правительства к тому времени уже не раз допускал малопочтительные выражения в адрес парламента и съезда, полностью их игнорировать тогда Ельцин еще не мог. Более того, весь ноябрь 1992 г.

Яковлева, вице-премьера и министра печати и информации М. Полторанина, Госсекретаря Российской Федерации Г. Бурбулиса, чья должность была вообще ликвидирована. По поручению Ельцина Гайдар несколько раз встречался с лидерами «промышленников», в результате чего была согласована компромиссная экономическая программа, которая впоследствии и была представлена съезду. Оставляя пока в стороне политические перипетии, предшествовавшие и сопутствовавшие работе VII съезда народных депутатов России, отметим, что первоначально съезд признал неудовлетворительной работу правительства по реализации экономической реформы, констатировал, что формы и методы ее проведения не соответствуют интересам большинства граждан и привели к отрицательным социально-экономическим последствиям; отклонил кандидатуру Гайдара, предложенного Ельциным на пост премьера; не принял предложенные президентом поправки к Конституции, сохранявшие за ним право формировать правительство и издавать акты, имевшие, по сути, законодательный характер. В результате возникшего политического кризиса съезд пошел на уступки президенту, вновь оставив за ним почти все полученные годом ранее «временные» полномочия. Ельцин в свою очередь должен был учитывать мнение депутатов. С его стороны проявлением компромисса было то, что для мягкого рейтингового т.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий