Планета открытая уильямом гершелем 13 марта 1781 г

13 марта 1781 года английский астроном Фредерик Уильям Гершель (англ. Frederick William Herschel, 1738—1822) вёл очередное наблюдение за слабыми звёздочками созвездия Близнецов. Поздно вечером он заметил, что одна из них явно. Уран – это седьмая по удаленности от Солнца планета (седьмая планета Солнечной системы).

13 марта были открыты планеты Уран и Плутон. Чем ещё известен этот день в истории?

По величине уступает только Юпитеру и Сатурну. Движется по орбите против часовой стрелки. Отсутствует твёрдая поверхность, оболочка — газообразная, с примесью метана, аммиака и льда. Смены погодных условий нет. Магнитное поле схоже с земным есть вероятность полярных сияний. Температура ледяного ядра достигает 7000 градусов. Облака содержат много метана, который придает планете красивый сине-зеленый оттенок. Спутники и кольца и другие интересные особенности Все спутники Урана названы в честь персонажей книг Поупа и Шекспира. Особенно выделяются два гиганта — Оберон и Титания. Диаметр первого — 1,5 тысячи километров.

Открытие Нептуна имело исключительно важное значение, ибо оно окончательно подтвердило справедливость гелиоцентрической системы мира Николая Коперника. Одновременно была доказана справедливость и универсальность закона всемирного тяготения. Учет влияния Нептуна на Уран позволил уменьшить расхождения между теоретическим и наблюдаемым движением Урана в десятки раз, однако полной точности добиться не удалось. В 1848 году американский астроном Б. Пирс предположил существование девятой планеты. В 1874 году С. Ньком построил новую теорию движения Урана, учтя возмущения от Юпитера, Сатурна и Нептуна. Он также предполагал существование транснептуновой планеты. Первым принялся за поиски транснептуновой девятой планеты знаменитый американский астроном Персивал Ловелл 1855-1916. Тщательно изучив возможное ее влияние на движение Урана, он вычислил орбиту предполагаемой планеты, определил ее массу и условно назвал планетой Икс.

Ловелл считал, что это сравнительно небольшая планета, которая видна с Земли как слабая телескопическая звезда. Судя по результатам вычислений, планета «пряталась» в зодиакальном созвездии Близнецов. В начале 1905 года Ловелл с помощью 5-дюймового астрографа специального телескопа, снабженного фотографической камерой приступил к последовательному фотографированию участков звездного неба в Близнецах. Каждую пластинку он экспонировал в течение трех часов, а затем проявлял. На пластинках получались изображения звезд, включая звезды 16-й звездной величины. Блеск таких звезд в 10 тыс. По прошествии нескольких ночей астроном производил повторное фотографирование тех же участков звездного неба. Затем наступал самый ответственный этап исследований. Негативы, на которых были засняты одинаковые участки неба, Ловелл аккуратно накладывал друг на друга так, чтобы изображения звезд совпадали. Каждую пару совмещенных негативов он внимательно просматривал в лупу.

Поиски в последние годы жизни сильно ослабили здоровье астронома, он умер в 1916 году. По иронии судьбы, через 15 лет на снимках Ловелла, полученных в 1914-1915 годах, «планета Х» все-таки была обнаружена. Астроном, ища объект с блеском 12-13 звездных величин, просто не обратил внимание на звезду 15 звездной величины. После этого интерес астрономов к поискам девятой планеты стал падать. Лишь на обсерватории Ловелла планировались дальнейшие поиски. В конце 20-х годов брат Ловелла, Аббот Лоуренс сделал дополнительный денежный вклад в фонд обсерватории. Новая камера приступила к работе 1 апреля 1929 года. Активное участие в работе на телескопе принимал участие молодой сотрудник обсерватории Клайд Вильям Томбо 1906-1997. В начале апреля 1929 года Клайд Томбо с помощью 13-дюймового астрографа приступил к фотографированию звезд в созвездии Близнецов, где, по вычислениям Ловелла, должна была находиться планета Икс. Каждую ясную ночь он снимал определенный участок звездного неба, а две-три ночи спустя получал вторую пластинку с изображением этого же участка.

Чтобы ничто не осталось незамеченным, Клайд применил почти безупречную методику поисков: все участки звездного неба снимал по три раза. Клайд Томбо Уже были запечатлены сотни тысяч, нет, миллионы звезд! И в этом звездном океане надо было обнаружить едва заметную планету. Для этого Клайд сравнивал парные негативы на специальном приборе - блинк-микроскопе. Прибор был устроен так, что позволял поочередно просматривать две пластинки, на которых был заснят один и тот же участок звездного неба. Если на пластинках был сфотографирован движущийся объект, то при быстрой смене изображений он как бы перепрыгивал с одного места на другое, в то время как «неподвижные» звезды смещений не испытывают. Благодаря этому способу способу «миганий» Томбо надеялся отыскать затерявшуюся среди миллионов звезд маленькую точку - планету Икс. Клайд целиком ушел в поиски.

Благодаря различным техническим усовершенствованиям и увеличению диаметра зеркал, Гершель в 1789 г. Этот прибор имел фокусное расстояние 12 м, а диаметр его зеркала составлял 126 см. В первый же месяц работы с телескопом-гигантом Гершелю удалось открыть спутники Сатурна Мимас и Энцелад, затем спутники Урана Титанию и Оберон. В описаниях этих наблюдений ученый впервые в истории астрономии употребил термин «астероид», то есть «подобный звезде». В лучах «Звезды Георга» Но самое главное свое открытие Гершель совершил задолго до постройки большого телескопа - в то время он был еще начинающим астрономом. Астроном сообщил о своем открытии Королевскому астрономическому обществу , и вскоре наблюдения самых именитых астрономов того времени подтвердили факт открытия, какого не случалось со времен глубокой древности. Когда же глава Астрономического общества обратился к Гершелю с просьбой дать имя новой планете, Гершель решил посвятить свое открытие королю Англии Георгу III и назвал планету «Звезда Георга».

Люди наблюдали Уран ещё до Уильяма Гершеля, но обычно принимали его за звезду. Всего Уран до 1781 года наблюдался 21 раз. В истории с открытием Урана интересен и тот факт, что открыт он был не профессиональным астрономом, а музыкантом, увлекающимся астрономией в свободное время. Уильям Гершель, именно так звали первооткрывателя, был успешным композитором, музыкантом и преподавателем музыки в небольшом курортном городе Бате, что недалеко от Бристоля. Обратите внимание на то, что Гершель даже не подумал, что это могла быть планета. И не удивительно. Мнение о том, что все планеты давно известны казалось в те времена незыблемым.

Биография и открытия Уильяма Гершеля

Гершель открыл Уран 13 марта 1781 г. Гершель посвятил это открытие королю Георгу III и назвал открытую планету в его честь — «Звезда Георга» (Georgium Sidus). 233 года назад, 13 марта 1781 года, в доме номер 19 на улице Нью Кинг в городе Бат, графства Сомерсет английский астроном Уильям Гершель открыл Уран. 13 марта 1781 года, 233 года назад, английский астроном Уильям Гершель вел очередное наблюдение за слабыми звездочками созвездия Близнецов. Поздно вечером он заметил, что одна из них явно крупнее соседних.

ГЕ́РШЕЛЬ УИЛЬ­ЯМ

Видимый, обращённый к Солнцу полюс во время солнцестояния набирает яркость и после равноденствия стремительно темнеет [110]. Детальный анализ визуальных и микроволновых измерений показал, что увеличение яркости не всегда происходит во время солнцестояния. Также происходят изменения в меридианном альбедо [110]. Наконец, в 1990-е годы, когда Уран покинул точку солнцестояния, благодаря космическому телескопу « Хаббл » удалось заметить, что южное полушарие начало заметно темнеть, а северное — становиться ярче [104] , в нём увеличивалась скорость ветров и становилось больше облаков [102] , но прослеживалась тенденция к прояснению [106]. Механизм, управляющий сезонными изменениями, всё ещё недостаточно изучен [110]. Около летних и зимних солнцестояний оба полушария Урана находятся либо под солнечным светом, либо под тьмой открытого космоса. Прояснения освещённых солнцем участков, как предполагают, происходят из-за локального утолщения тумана и облаков метана в слоях тропосферы [104]. Другие изменения в южной полярной области могут объясняться изменениями в более низких слоях. Вариации изменения интенсивности микроволнового излучения с планеты, по всей видимости, вызваны изменениями в глубинной тропосферной циркуляции, потому что толстые полярные облака и туманы могут помешать конвекции [113].

Когда близится день осеннего равноденствия, движущие силы меняются, и конвекция может протекать снова [102] [113]. Основная статья: Небулярная гипотеза Имеется много аргументов в пользу того, что отличия между ледяными и газовыми гигантами зародились ещё при формировании Солнечной системы [114] [115]. Как полагают, Солнечная система сформировалась из гигантского вращающегося шара, состоящего из газа и пыли и известного как Протосолнечная туманность. Потом шар уплотнился, и сформировался диск с Солнцем в центре [114] [115]. А частицы пыли стали собираться вместе, чтобы впоследствии сформировать протопланеты [114] [115]. По мере роста планет некоторые из них обзавелись достаточно сильным гравитационным полем , чтобы сконцентрировать вокруг себя остаточный газ. Они продолжали набирать газ до тех пор, пока не достигали предела, и росли по экспоненте. Ледяным же гигантам удалось набрать значительно меньше газа — всего несколько масс Земли.

Таким образом, их масса не достигала этого предела [114] [115] [116]. Современные теории формирования Солнечной системы имеют некоторые трудности в объяснениях формирования Урана и Нептуна. Эти планеты слишком крупные для расстояния, на котором они находятся от Солнца. Возможно, ранее они были ближе к Солнцу, но потом каким-то образом поменяли орбиты [114]. Впрочем, новые методы планетарного моделирования показывают, что Уран и Нептун действительно могли сформироваться на своём теперешнем месте, и, таким образом, их настоящие размеры согласно этим моделям не являются помехой в теории происхождения Солнечной системы [115].

Однако это имя не прижилось, а общепринятым стало более подходящее название — Уран. Новое название планета получила в честь бога неба — сына богини Земли Геи и отца Сатурна. За свое открытие Гершель в том же году был избран членом Лондонского Королевского общества и получил степень доктора Оксфордского университета. Уран стал первой планетой, обнаруженной в Новое время и при помощи телескопа. Это последняя в Солнечной системе планета, которую временами можно различить невооружённым глазом в ночном небе. Однако, более ранние наблюдатели не догадывались о том, что видят планету. Это происходило из-за тусклости небесного тела и его медленного движения, не характерного для уже известных планет.

У планеты есть 13 известных колец. Внутренние имеют тёмную окраску, внешние — яркую. Уран является единственной планетой Солнечной системы, чьё название происходит из греческой мифологии, а не из римской. Уран — единственная планета Солнечной системы, у которой экватор находится почти под прямым углом к его орбите. Предположительно это последствие её давнего столкновения с объектом, имеющим размер сопоставимый с Землёй. Вопросы-ответы Какой спутник Урана самый большой? Самый большой спутник Урана — Титания. Какой цвет у планеты Уран? Планета Уран имеет сине-зелёный цвет?

В отличие от большинства планет, у которых ось вращения практически перпендикулярна плоскости их орбиты, планета повернута практически на бок. Наклон его оси составляет около 98 градусов, что делает его «лежащим» на боку планетой. Этот уникальный наклон приводит к тому, что на Уране происходит необычное изменение сезонов в течение его орбитального периода. Видимость Уран — одна из тех планет, которую нелегко увидеть без специальных приборов с Земли. Он остается практически невидимым для большинства людей из-за своей слабой яркости и удаленности от Солнца. Но, благодаря современным телескопам и космическим миссиям, мы получаем все больше информации о этом загадочном гиганте. Климат Это планета, на которой климатические условия находятся в постоянном состоянии изменения. Влияние его наклоненной оси и долгого орбитального периода приводит к экстремальным сезонным изменениям. Когда один из полюсов направлен к Солнцу, наступает длительное лето, в то время как другой полюс окутывается темнотой и холодом. Это приводит к радикальным различиям в температуре и атмосферных условиях на разных полюсах Атмосфера Состав Атмосфера Урана — это тонкий слой газов, который окружает планету. Состав атмосферы Урана отличается от состава атмосфер других газовых гигантов в солнечной системе, таких как Юпитер и Сатурн. Тропосфера Атмосфера планет разделена на несколько слоев. Наиболее нижний слой называется тропосферой. Тропосфера — это слой атмосферы, который простирается от поверхности планеты до определенной высоты. В тропосфере присутствует метан, который придает планете характерный голубой цвет. Этот газ поглощает красный свет, отражая голубой, что придает планете свой необычный вид. Верхняя часть атмосферы Выше тропосферы находятся верхние слои атмосферы. В этих слоях преобладают водород и гелий. Они расширяются в пространство и плавно переходят в просторы космоса. Верхние слои атмосферы обладают холодной температурой из-за удаленности планеты от Солнца. Атмосферные образования, облака и ветра Атмосфера Урана содержит образования, которые наблюдаются на его поверхности. Однако из-за холодных температур и неустойчивого гравитационного взаимодействия, эти образования менее выражены и сложны для наблюдения в сравнении с другими газовыми гигантами. Некоторые исследования предполагают, что на планете могут образовываться облака из метана или других газов, хотя их природа до сих пор не полностью изучена. Сезонные изменения Уран обладает уникальными сезонными изменениями, связанными с его особенным наклоном оси вращения. Этот наклон примерно 98 градусов, что приводит к тому, что полюса планеты направлены прямо на Солнце. Это вызывает сезонные изменения в атмосфере Урана, которые происходят в течение его орбитального периода вокруг Солнца, продолжительность которого составляет около 84 лет. Формирование Урана Протосолнечная туманность представляет собой массивное облако газа и пыли, которое вращается в пространстве. В результате гравитационных взаимодействий и уплотнения, возникла Солнечная система, которая начала формироваться из этого примитивного облака.

Уран: особенности планеты, характеристики, интересные факты

План, конечно, грандиозный, и до этого никто такого не делал. Помогала ему сестра, Каролина Гершель, которая тоже оставила свой след в истории астрономии благодаря своей самоотверженной работе с братом. Открытие Урана Спустя 7 лет упорных наблюдений необъятного неба, 13 марта 1781 года, Уильям направил свой 7-футовый телескоп в область между созвездиями Близнецов и Тельца. Гершель тут же сообразил, что видит вовсе не звезду, так как звезды при любом увеличении выглядят точками, меняется лишь их яркость.

Чем больше становилось увеличение, тем больше становился диск неизвестного объекта, хотя соседние звезды выглядели по-прежнему. Озадаченный увиденным, Уильям продолжил наблюдения, и обнаружил, что неизвестное небесное тело обладает собственным движением относительно других звезд. Поэтому он решил, что обнаружил комету, хотя и странно, что у неё нет хвоста, и 17 марта сделал об этом запись в своем журнале.

В письме Королевскому обществу Гершель писал: В первый раз я наблюдал эту комету с увеличением в 227 раз. Мой опыт показывает, что диаметр звёзд, в отличие от планет, не изменяется пропорционально при использовании линз с большей силой увеличения; поэтому я использовал линзы с увеличением 460 и 932 и обнаружил, что размер кометы увеличивался пропорционально изменению силы оптического увеличения, давая повод предположить, что это не звезда, так как размеры взятых для сравнения звёзд не изменялись. Более того, при большем увеличении, чем позволяла её яркость, комета становилась размытой, плохо различимой, тогда как звёзды оставались яркими и чёткими — как я и знал на основании проведённых мной тысяч наблюдений.

Повторное наблюдение подтвердило мои предположения: это действительно была комета. Как только о странной комете стало известно в кругу астрономов, она привлекла пристальное внимание.

Однажды в этот день. Астроном Уильям Гершель открыл Уран Опубликовано 13 марта 1781 г. Уран — седьмая по счету планета Солнечной системы Фото: Christos Georghiou, по лицензии Shutterstock. Frederick William Herschel, 1738—1822 вёл очередное наблюдение за слабыми звёздочками созвездия Близнецов.

Получив домашнее образование и став, как и его отец, музыкантом, поступил в военный оркестр гобоистом и в составе полка был командирован в Англию. Постепенно, занимаясь композицией и музыкальной теорией, Гершель пришел к математике, от математики — к оптике, а от оптики — к астрономии. Ему было к тому времени 35 лет. Не имея средств для покупки большого телескопа, в 1773 г. Английский король Георг III, сам любитель астрономии, произвел Гершеля в чин Королевского Астронома и снабдил его средствами для постройки отдельной обсерватории. Именно благодаря этому Гершель и смог открыть Уран. Наблюдая 13 марта 1781 года за ночным небом, он обнаружил странную комету, не имевшую хвоста.

Используя аналитическую теорию возмущений метод приближенного решения задач небесной механики и компьютерную симуляцию, Батыгин и Браун показали, что выравнивание орбит обнаруженных «седноидов» может быть объяснено наличием одной массивной планеты массой порядка 10-ти земных. Имея в виду тот факт, что орбита этой планеты эллиптическая, размер ее большой полуоси должен составлять порядка 400—1500 астрономических единиц одна астрономическая единица эквивалентна расстоянию от Земли до Солнца. В отличие от гипотез Нибиру одно из предложенных названий для Планеты X , Немезиды гипотетическая погасшая звезда, вокруг которой вращается Нибиру и многих других гипотез с научно-фантастическим оттенком, гипотеза Брауна-Батыгина о существовании девятой планеты может быть доказана в ближайшие несколько лет ее визуальным обнаружением. Поиски уже начаты: для выполнения этой задачи Браун и Батыгин используют японский телескоп японской национальной обсерватории » Субару «, расположенной на Гавайях. По самым пессимистичным прогнозам на поиски уйдет 8 лет. По поводу названия девятой планеты Константин Батыгин предпочитает отшучиваться, говоря, что между собой с Брауном они называли ее Джорджом, а с женой — белой стрекозой любви. Первой планетой, открытой благодаря математическим расчетам, а не путем регулярных наблюдений, стал Нептун, обнаруженный 23 сентября 1846 года. Исследование искажений в орбите Урана породило гипотезу о неизвестной планете, гравитационным возмущающим влиянием которой они и обусловлены. Рассчитана и предсказана она была Урбеном Леверье — французским математиком, занимавшимся небесной механикой, а найдена немецким астрономом Иоганном Галле в пределах предсказанного положения за одну ночь наблюдений. Уран открыл Уильям Гершель 13 марта 1781 года, тем самым впервые со времен античности расширив границы Солнечной системы в глазах человека. Несмотря на то, что порой Уран различим невооруженным глазом, более ранние наблюдатели принимали его за тусклую звезду.

Сказка о музыканте Уильяме Гершеле, который расширил космос вдвое

Крупнейшие из них Миранда радиус 127 км , Ариэль 565 км , Умбриэль 555 км , Титания 800 км и Оберон 815 км. Эти спутники были открыты с Земли. Уран в сравнении с Землей Несмотря на то что Уран меньше Юпитера и Сатурна, его всё равно называют планетой-гигантом, ведь он в четыре раза больше нашей Земли. Вокруг Урана вращается 13 колец. Правда, они не похожи на красивые кольца Сатурна. Во-первых, кольца Урана меньше по размерам, а во-вторых, они окрашены в чёрный цвет. А он, как известно, практически не отражает солнечные лучи, поэтому кольца и незаметны на фоне бездонной черноты космического пространства.

Атмосфера Атмосфера газообразная и переходит во внутреннюю жидкую оболочку.

На Уран не получится посадить космический корабль или сделать несколько шагов по поверхности, ведь вы утонете в смеси воды, метана и аммиака. Температура Уран считается самой холодной планетой Солнечной системы. Структура Внутри Урана находится небольшое ядро из железа и никеля, его окружает ледяная оболочка и газовая атмосфера. Строение Урана. Фото: galspace. Все они названы в честь героев произведений двух английских писателей: Уильяма Шекспира и Александра Поупа. Спутники носят имена Ариэль, Белинда, Миранда, Офелия и другие.

Самый большой из них — Титания, его диаметр равен примерно половине диаметра Луны. Как выглядит Уран Землю принято называть «голубой планетой» благодаря синим океанам. Но если приглядеться, изображение Земли изобилует оттенками: зеленые леса, охряные пустыни, белые облака и льды. По-настоящему голубой планетой можно считать Уран из-за его ровного светло-голубого оттенка. Сравнение размеров Земли и Урана. Фото: Wikipedia Кстати, у Урана тоже есть кольца, правда, не такие заметные, как у Сатурна. Но если смотреть на Уран в телескоп, вы увидите планету как сияющий голубой шар c кольцами, окруженный «звездами»-спутниками.

Изображение Урана, сделанное космическим телескопом «James Webb». Однако Нептун более насыщенного голубого цвета.

Наблюдатель мог стоять на безопасной площадке, управляя регуляторами точной фокусировки и положения телескопа. Окончательно «Большой 20-футовый рефлектор» был закончен в 1783 году. Всего Гершель провел четыре систематических обзора звездного неба, причем каждый обзор занимал несколько лет наблюдений. Уже седьмой год он вел свои непрерывные наблюдения. И вот ночью 13 марта 1781 года произошло событие, которое навсегда увековечило его имя в анналах мировой науки. Итак, в ходе своего второго планомерного обзора неба 13 марта в 10 часов вечера вблизи одной из звезд созвездия Близнецов Гершель заметил необычный объект, который явно не был звездой — его видимые размеры менялись в зависимости от увеличения телескопа, а главное, менялось его положение на небосводе. Удивленный ее необычным размером, я сравнил ее с Н Близнецов и небольшой звездой в квадрате между созвездиями Возничего и Близнецов и обнаружил, что она значительно больше любой из них.

Я заподозрил, что это — комета». Сообщив другим астрономам об открытии «кометы», Гершель продолжал ее наблюдать. Последующие наблюдения 15 марта показали, что светящийся диск действительно обладает собственным движением относительно звезд. Из этого факта Гершель заключил, что им открыта новая комета, хотя не наблюдался ни хвост, ни туманная оболочка, присущая кометам, не сильно удаленным от Солнца. О своем открытии предполагаемой кометы Гершель сообщил 26 апреля 1781 года в Гринвичскую обсерваторию. Естественно, что круг наблюдателей этого странного объекта существенно расширился. Но от кометной гипотезы вскоре пришлось отказаться. Эти сложные и громоздкие вычисления выполнил петербургский академик Андрей Иванович Лексель 1740-1784 , помощник Леонарда Эйлера. Он нашел, что блуждающая звезда Гершеля движется вокруг Солнца по почти круговой орбите на расстоянии в 19 раз большем, чем расстояние от земли до Солнца.

Лексель также вычислил период обращения этого тела вокруг Солнца, оказавшийся равным приблизительно 84 годам. В те времена было уже известно, что орбиты большинства комет — это сильно вытянутые эллипсы или даже гиперболы. Отсюда следовало, что Вильям Гершель открыл не комету, а новую неизвестную до сих пор планету! Проделав свои вычисления, к аналогичным выводам в это же время пришел и академик Парижской академии наук Пьер Симон Лаплас. В это время американская газета «Сан», стала печатать письма якобы от его имени. О том, что на Луне удалось разглядеть растения, животных, жителей. А в 1962 году Гленн Джон Гершель-младший первым среди американцев совершил орбитальный космический полет. Согласно Большой французской энциклопедии, он был выдающимся математиком своего времени, пополнившим сферическую тригонометрию оригинальными и интересными результатами, которые он использовал для исследования движения планет и комет. Его имя носит одна из теорем о сферических треугольниках.

Химик Гильм Камай, день памяти Ирека Миннахметова 13 марта 1845 года в Радзымине Польша родился основатель и глава всемирно известной Казанской лингвистической школы Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. В 1862 году он поступил на историко-филологический факультет Варшавской главной школы. После окончания учебы в 1866 году был командирован за границу в университеты Праги, Йены, Берлина. В течение 1868—1870 годов под руководством И. Срезневского работал в Санкт-Петербургском университете над диссертацией «О древнепольском языке до XIV столетия», которую защитил в 1870 году и получил степень магистра сравнительного языковедения. Бодуэна де Куртенэ доцентом кафедры сравнительного языковедения. В октябре 1875 года Бодуэн де Куртенэ приступил к работе. В 1876 году получил звание экстраординарного профессора, а в 1877-м — ординарного профессора кафедры сравнительного языковедения.

В Казанском университете вокруг Бодуэна объединилась талантливая молодежь, сложился круг единомышленников, сформировавшийся в Казанскую лингвистическую школу. Ее роль, а также «Казанского лингвистического кружка» в развитии языкознания конца XIX—XX веков высоко оценивается учеными разных стран и направлений. Бодуэн де Куртенэ скончался 3 ноября 1929 года в Варшаве. Он родился в Тетюшах 23 февраля 1901 года в семье волжского грузчика. В 1922 году Камай поступил на химическое отделение физико-математического факультета Томского университета. Совмещая учебу с работой, по поручению Сибирского отдела народного образования организовал Сибирский тюрко-татарский педагогический техникум и заведовал им. После окончания учебы Камай был направлен в аспирантуру Казанского университета к профессору Александру Арбузову. В эти годы Камай занимался изучением органических производных тиокислот фосфора.

С 1935 по 1937 год Камай был ректором Казанского университета и стал самым молодым руководителем в истории вуза. Все эти годы он занимался исследованиями в области соединений фосфора и мышьяка.

ГЕ́РШЕЛЬ УИЛЬ­ЯМ

Уран – седьмая планета от Солнца, находящаяся на расстоянии около 2,9 млрд км была открыта Уильямом Гершелем 13 марта 1781 года. Фредерик Уильям Гершель — английский астроном и оптик немецкого происхождения, который 13 марта 1781 года открыл Уран, а в 1787 году два его спутника — Титания и Оберон. Планета по имени Георг. Уран был открыт Уильямом Гершелем, бывшим музыкантом родом из Германии. В 1757 году 19-летний Уильям и его сестра Каролина переехали в Бат, английский город, основанный римлянами на месте.

День в истории: первый татарский химик Камай, таблица Менделеева и Всемирная паутина

13 марта 1781 года английский астроном Фредерик Уильям Гершель открыл планету Уран. Уран (планета) — Уран Открытие Первооткрыватель Уильям Гершель Место открытия Бат, Великобритания Дата открытия 13 марта 1781 Способ обнаружения прямое наблюдение Орбитальные характеристики Эпоха: J2000 Перигелий 2 748 938 461 км 18. Уильям Гершель — выдающийся английский астроном немецкого происхождения. Уран стал первой планетой обнаруженной в Новое время и при помощи открыл Уильям гершель 13 марта 1781 года, тем самым впервые со времен античности расширив границы Солнечной системы в глазах человека. Аппараты серии «Вояджер» — это высокоавтономные роботы, оснащённые научными приборами для исследования внешних планет, а также собственными энергетическими установками, ракетными двигателями, компьютерами, системами.

Уран: все о тайнах «зеленой» планеты

Тропосфера состоит из четырёх видов облаков: облака метана при давлении около 1,2 бар, облака сероводорода и аммиака при давлении 3-10 бар, облака гидросульфида аммония при давлении 20-40 бар и, наконец, облака ниже 50 бар. Непосредственно наблюдались только два верхних слоя облаков — более глубокие облака визуально не разу не наблюдались. Отдельные яркие тропосферные облака для Урана редки, вероятно, из-за медленной конвекции в недрах планеты. Об атмосфере Урана известно немного, так как только один космический аппарат «Вояджер-2», прошедший мимо планеты в 1986 году, получил связанные с ней данные [8]. До «Вояджера-2» специализированные измерения урановой магнитосферы не проводились, поэтому её природа остается загадкой.

На самом деле магнитный диполь смещен от центра Урана к южному полюсу вращения на треть планетарного радиуса. Эта необычная геометрия приводит к сильно асимметричной магнитосфере, где напряженность поверхностного магнитного поля в южном полушарии может быть очень низкой 10 мкТл , а в северном полушарии она может достигать 110 мкТл. Среднее поверхностное поле составляет 23 мкТл. Для сравнения, магнитное поле Земли примерно одинаково сильно на обоих полюсах, а её магнитный экватор примерно параллелен её географическому экватору [9].

Дипольный момент Урана в 50 раз больше, чем у Земли. Нептун имеет такое же смещенное и наклоненное магнитное поле, что позволяет предположить, что это может быть общей чертой ледяных гигантов. Одна из гипотез состоит в том, что, в отличие от магнитных полей земных и газовых гигантов, которые генерируются в их ядрах, магнитные поля ледяных гигантов генерируются движением на относительно небольших глубинах, например, в водно-аммиачном океане. Другое возможное объяснение устройства магнитосферы состоит в том, что внутри Урана есть океаны жидкого алмаза , которые отклоняют магнитное поле.

Несмотря на странное расположение, в других отношениях магнитосфера Урана похожа на магнитосферу других планет: она имеет главную ударную волну примерно на 23 урановых радиуса впереди себя, магнитопаузу на 18 урановых радиусах, полностью развитый магнитный хвост и радиационные пояса. В целом структура магнитосферы Урана отличается от структуры Юпитера и больше похожа на структуру Сатурна. Магнитный хвост планеты скручивается, превращаясь в спираль, похожую на штопор. Более тяжелые ионы не обнаружены.

Многие из этих частиц, вероятно, происходят из термосферы. Энергии ионов и электронов могут достигать 4 и 1,2 мегаэлектронвольт соответственно. Спутники Урана, проходящие через магнитосферу, оставляют заметные пробелы. Поток частиц достаточно высок, чтобы вызвать потемнение или космическое выветривание их поверхностей в течение астрономически быстрого периода в 100 000 лет.

Это может объяснить однородную темную окраску спутников и колец Урана [9]. Спутники В системе Урана на март 2023 года обнаружено 27 естественных спутников.

В центре каменное ядро, в середине ледяная оболочка, снаружи водородно-гелиевая атмосфера.

При этом ледяная оболочка фактически не является ледяной в общепринятом смысле этого слова. Так как состоит из горячей и плотной жидкости являющейся смесью воды, аммиака и метана. Хотя Уран не имеет твердой поверхности в привычном понимании этого слова, наиболее удаленную часть газообразной оболочки принято называть его атмосферой.

Вы не сможете увидеть удивительные полосы облаков и штормов которые мы видим на Юпитере и Сатурне. Но если посмотреть на других длинах волн, таких как инфракрасные, то можно увидеть, что на нем действительно есть облака. Некоторые из них существуют в течение нескольких часов, в то время как другие были видны еще на снимках Вояджера-2 в 1986 году.

Астрономам также удалось измерить скорость ветра на планете. Он может достигать 900 километров в час. Самая удивительная особенность Урана это наклон оси его вращения.

Плоскость экватора Урана наклонена к плоскости его орбиты под углом 98 градусов. Планета вращается ретроградно, как будто лежа на боку. Это приводит к серьезным последствиям.

Если остальные планеты солнечной системы больше похожи на вращающиеся волчки, то Уран скорее напоминает катящийся шар. Это влияет на смену дня и ночи на планете. Период вращения Урана вокруг своей оси составляет 17 часов 14 минут.

То есть одни сутки на Уране длятся примерно 17 часов. Но не все так просто. Уран по сути вращается вокруг Солнца на боку, а это означает, что его север или юг обращены прямо к Солнцу в разное время орбитального периода.

Поздно вечером он заметил, что одна из них явно крупнее соседних. Сначала Гершель принял открытое небесное тело за комету, а отсутствие хвоста этой кометы он объяснил её движением к Земле. Однако несколькими месяцами позже выяснилось, что это не комета, а ранее неизвестная планета Солнечной системы, расположенная от Солнца седьмой по счёту. По размерам новая планета являлась третьей после Юпитера и Сатурна.

Давление на границе ядра и мантии должно достигать 8 млн бар 800 ГПа при температуре в 5000 К [56] [57]. Ледяная оболочка фактически не является ледяной в общепринятом смысле этого слова, так как состоит из горячей и плотной жидкости, являющейся смесью воды , аммиака и метана [9] [57]. Эту жидкость, обладающую высокой электропроводностью, иногда называют «океаном водного аммиака» [58]. Состав Урана и Нептуна сильно отличается от состава Юпитера и Сатурна благодаря «льдам», преобладающим над газами, оправдывая помещение Урана и Нептуна в категорию ледяных гигантов.

Несмотря на то, что описанная выше модель наиболее распространена, она не является единственной. На основании наблюдений можно также построить и другие модели — например, в случае если существенное количество водородного и скального материала смешивается в ледяной мантии, то общая масса льдов будет ниже, и соответственно, полная масса водорода и скального материала — выше [56]. В настоящее время доступные данные не позволяют определить, какая модель правильней. Жидкая внутренняя структура означает, что у Урана нет никакой твёрдой поверхности, так как газообразная атмосфера плавно переходит в жидкие слои [9]. Однако, ради удобства за «поверхность» было решено условно принять сплющенный сфероид вращения, где давление равно 1 бару. Далее в статье эта величина и будет приниматься за нулевой отсчёт для шкалы высот Урана [3]. Внутреннее тепло Внутреннее тепло Урана значительно меньше, чем у других планет-гигантов Солнечной системы [59] [60]. Тепловой поток планеты очень низкий, и причина этого сейчас неизвестна.

Нептун, схожий с Ураном размерами и составом, излучает в космос в 2,61 раза больше тепловой энергии, чем получает от Солнца [60]. У Урана же избыток теплового излучения очень мал, если вообще есть. Самая низкая температура, зарегистрированная в тропопаузе Урана, составляет 49 К, что делает планету самой холодной из всех планет Солнечной системы — даже более холодной, чем Нептун [10] [61]. Существуют две гипотезы, пытающиеся объяснить этот феномен. Первая из них утверждает, что предположительное столкновение протопланеты с Ураном во время формирования Солнечной системы, которое вызвало большой наклон его оси вращения, привело к рассеянию исходно имевшегося тепла [62]. Вторая гипотеза гласит, что в верхних слоях Урана есть некая прослойка, препятствующая тому, чтобы тепло от ядра достигало верхних слоёв [9]. Например, если соседние слои имеют различный состав, конвективный перенос тепла от ядра вверх может быть затруднён [10] [61]. Отсутствие избыточного теплового излучения планеты значительно затрудняет определение температуры её недр, однако если предположить, что температурные условия внутри Урана близки к характерным для других планет-гигантов, то там возможно существование жидкой воды и, следовательно, Уран может входить в число планет Солнечной системы, где возможно существование жизни [63].

Атмосфера Основная статья: Атмосфера Урана Хотя Уран и не имеет твёрдой поверхности в привычном понимании этого слова, наиболее удалённую часть газообразной оболочки принято называть его атмосферой [10]. Полагают, что атмосфера Урана начинается на расстоянии в 300 км от внешнего слоя при давлении в 100 бар и температуре в 320 K [64]. Мезосфера у Урана отсутствует. Состав Состав атмосферы Урана заметно отличается от состава остальных частей планеты благодаря высокому содержанию гелия и молекулярного водорода [10]. Гелий не локализован в центре планеты, что характерно для других газовых гигантов [10]. Третья составляющая атмосферы Урана — метан CH4 [10]. Метан обладает хорошо видимыми полосами поглощения в видимом и ближнем инфракрасном спектре. Это соотношение значительно снижается с высотой из-за того, что чрезвычайно низкая температура заставляет метан «вымерзать» [70].

Присутствие метана, поглощающего свет красной части спектра, придаёт планете её зелёно-голубой цвет [71]. Распространённость менее летучих соединений, таких как аммиак, вода и сероводород, в глубине атмосферы известна плохо [10] [72]. Эти углеводороды, как предполагают, являются продуктом фотолиза метана солнечной ультрафиолетовой радиацией [75]. Спектроскопия также обнаружила следы водяного пара , угарного и углекислого газов. Вероятно, они попадают на Уран из внешних источников например, из пролетающих мимо комет [73] [74] [76]. Тропосфера График зависимости давления от температуры на Уране Тропосфера — самая нижняя и самая плотная часть атмосферы — характеризуется уменьшением температур с высотой [10]. Температура падает от 320 К в самом низу тропосферы на глубине в 300 км до 53 К на высоте в 50 км [64] [69]. Температура в самой верхней части тропосферы тропопаузе варьирует от 57 до 49 К в зависимости от широты [10] [59].

Тропосфера обладает сложным строением: предположительно, водные облака могут находиться в промежутке давления от 50 до 100 бар, облака гидросульфида аммония — в диапазоне 20-40 бар, облака аммиака и сероводорода — в диапазоне 3-10 бар. Метановые же облака могут быть расположены в промежутке между 1 и 2 барами [10] [64] [68] [77]. Тропосфера — очень динамичная часть атмосферы, и в ней хорошо видны сезонные изменения, облака и сильные ветры [60]. Верхняя часть атмосферы После тропопаузы начинается стратосфера , где температура не понижается, а, наоборот, увеличивается с высотой: с 53 К в тропопаузе до 800—850 К в основной части термосферы [65]. Нагревание стратосферы вызвано поглощением солнечной инфракрасной и ультрафиолетовой радиации метаном и другими углеводородами , образующимися благодаря фотолизу метана [70] [75]. Кроме того, стратосфера нагревается также и термосферой [78] [79]. Углеводороды занимают относительно низкий слой от 100 до 280 км в промежутке от 10 до 0,1 миллибар и температурные границы между 75 и 170 К [70]. У более тяжёлых углеводородов, углекислого газа и водяного пара это отношение ещё на три порядка ниже [73].

Этан и ацетилен конденсируются в более холодной и низкой части стратосферы и тропопаузе, формируя туманы [75]. Однако концентрация углеводородов выше этих туманов значительно меньше, чем на других планетах-гигантах [70] [78]. Наиболее удалённые от поверхности части атмосферы — термосфера и корона — имеют температуру в 800—850 К [10] [78] , но причины такой температуры ещё непонятны. Ни солнечная ультрафиолетовая радиация ни ближняя, ни дальняя часть ультрафиолетового спектра , ни полярные сияния не могут обеспечить нужную энергию хотя низкая эффективность охлаждения из-за отсутствия углеводородов в верхней части стратосферы может вносить свой вклад [65] [78]. Кроме молекулярного водорода, термосфера содержит большое количество свободных водородных атомов. Их маленькая масса и большая температура могут помочь объяснить, почему термосфера простирается на 50 000 км на два планетарных радиуса [65] [78].

Уран – строение планеты, основные характеристики и её секреты

Эта голубая газообразная планета была открыта Уильямом Гершелем 13 марта 1781 года. Уран стал первой планетой обнаруженной в Новое время и при помощи открыл Уильям гершель 13 марта 1781 года, тем самым впервые со времен античности расширив границы Солнечной системы в глазах человека. Аппараты серии «Вояджер» — это высокоавтономные роботы, оснащённые научными приборами для исследования внешних планет, а также собственными энергетическими установками, ракетными двигателями, компьютерами, системами. Уран – седьмая планета солнечной системы. Он был открыт британским астрономом Уильмом Гершелем 13 марта 1781 года. Рассматривая в очередной раз в телескоп звёздное небо, учёный заметил зеленоватый объект. 13 марта 1781-го года британский астроном Уильям Гершель открыл Уран.