О каком качестве публичного выступления говорит цицерон если кто захочет быть первым в красноречии

В сенате, в храме Согласия, 5 декабря 63г. до н.э. Цицерон, нарушая процессуальные нормы, выступил с очередной речью против Катилины (четвертая Катилинария), призывая казнить заговорщиков.

Цицерон м.Т. "Оратор"

А что же мы? Что делаем мы, опора государства? Неужели свой долг перед республикой мы видим в том, чтобы вовремя уклониться от его бешеных выпадов? Нет, Катилина, на смерть уже давно следует отправить тебя консульским приказом, против тебя одного обратить ту пагубу, что до сих пор ты готовил всем нам…» Из первой речи Цицерона против Катилины, произнесённой в сенате Однако политическая звезда Цицерона очень быстро померкла. Ему не только не удалось удержаться в сенате и вообще в Риме из-за Цезаря , но и в принципе пришлось надолго покинуть политическую арену. Республика, которую он защищал, пала. Его политическая программа — единение сословий — полностью провалилась. Когда голос Цицерона вновь зазвучал громко, на сей раз против деспота Марка Антония против него оратор прочёл около 20 сильных речей , тот устранил его самым грубым образом: послал убийц. Пожилому республиканцу и философу отрубили голову.

Фульвия с головой Цицерона, фрагмент картины П. Правда, политические убийства не спасли Антония от печальной развязки — политического и военного поражения, а затем суицида. И если он остался в истории лишь как любовник Клеопатры , малоприятный политик и оппонент Октавиана , то Цицерон занял в ней куда большее место. Оратор составляет важную часть наследия древнеримской культуры. Его речи — лучшие образцы латыни 1-го в. Некоторые сочинения Цицерона — своеобразные пособия по ораторскому искусству. Главные из них, «De oratore» «Об ораторе» и «Orator» «Оратор» , он написал на склоне лет и в них включил все познания. Основные наставления и рассуждения Цицерона можно свести к 10 пунктам.

Красна речь слушаньем, а беседа смирением. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Много наговорено, да мало переварено. Что про то говорить, чего нельзя воротить?

В добрый час молвить, в худой промолчать. Сказал бы словечко, да волк недалечко. Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай. Кстати промолчать, что большое слово сказать.

От приветливых слов язык не отсохнет. Задание 5. В 1958 году в США был принят «Закон об образовании ради национальной обороны», который явился реакцией американских политиков на советские успехи в космосе. Данный закон предполагал значительное увеличение часов на изучение предметов, обеспечивающих развитие языковой способности учащихся VI - ХII кл.

Как вы думаете, почему американские законодатели выбрали именно такую стратегию в области народного образования? Что дает для науки и производства развитие умения воспринимать и создавать речь? Задание 6. Ознакомьтесь с Приложением 1 «Духовные писатели о языке».

Какие высказывания обратили на себя ваше внимание? Каковы традиционные требования к речи в духовной морали? Насколько они приложимы к речевому поведению современного человека? Задание 7.

В данных отрывках определите виды речей по цели. Есть люди, о которых, не зная, как они поступили в данном случае, можно сказать наверное: «Я знаю этого человека, он честен; он не мог украсть». To же самое можно сказать относительно Дементьева: если, по отзывам одного из генералов, Осипова, он характера тихого, смирного, если, по отзыву генерала Платова, он строго исполняет свои служебные обязанности, если, по отзыву генерала Фризе, это такой человек, в котором военная дисциплина въелась до мозга костей, то решительно невероятно, как такой человек мог совершить то, что ему приписывают. Это идет вразрез со всем его прошлым.

Речь в защиту Дементьева 2. Уважаемые студенты!

Укажите имя собственное, которое НЕ склоняется. Коммуникативное качество речи, состоящее в отсутствии в ней нелитературных слов, узких профессионализмов, канцеляризмов, - это Укажите правильный вариант библиографического описания книги одного автора. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Живой ум 1 видящий в единичном проявление всеобщего 2 находящий в хаосе фактов железную логику закономерностей развития 3 и 4 обладающий способностью к теоретическому мышлению 5 всегда привлекает внимание.

Укажите словосочетание с нарушением норм согласования. Во вступлении оратор НЕ должен… К какому стилю относится данный текст? Выберите правильный вариант начала текста заявления Ораторика НЕ включает в себя В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется А? Укажите, какой жанр НЕ относится к научному стилю. Определите правильную последовательность этапов подготовки выступления. Укажите грамматически правильное продолжение предложения Решая сложное тестовое задание Данный ниже отрывок является частью … Предметом исследования данной работы является образ тела в самосознании старшеклассников и оценка педагогами образа тела старшеклассников.

Объектом исследования стали учащиеся 8-11 классов школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в количестве 190 человек. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется О? Ссылка на личностные особенности оппонентов, их вкусы, достоинства или недостатки — это… Укажите значение слова утилитарный. В каком ряду перечислены сведения, которые должно содержать резюме? Грамматические нормы — это… В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Таким образом 1 язык является средством общения 2 средством выражения 3 средством сохранения 4 и передачи опыта из поколения в поколение.

В каком слове на месте сочетания букв ЧН не произносится [ШН]? Обязательный элемент официального документа — это Какой фразеологизм НЕ употребляется в книжном стиле? В каком ряду во всех словах ударение поставлено Неверно? Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Какой предлог НЕ используются в официально-деловом стиле? Укажите лексическое значение слова карт-бланш Какая композиционная часть выступления представлена в данном отрывке речи Г. Плеханова: «Многоуважаемые слушатели и слушательницы!

Вы сделали лестное для меня предложениечитать вам лекции по политической экономии. К сожалению, различные работы отнимали у меня до сих пор всё время, так что лишь теперь, покончивши с ними, я смогу исполнить ваше желание»? Какой жанр НЕ относится к научному стилю? Укажите пример с ошибкой в образовании формы Им. Какое устойчивое выражение НЕ используется в официально-деловом стиле? Речевая избыточность имеется в предложении: К какому жанру относится данный текст?

В целях расширения спектра образовательной деятельности вуза, в соответствии с реально складывающейся конъюнктурой на рынке интеллектуальных услуг и во исполнение Постановления Ученого сове6та университета от 28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениидолжны стоять запятые? В античном мире риторика 1 как наука убеждать 2 играла огромную роль 3 открывая для овладевших ею путь к общественной деятельности 4 и высокому положению в обществе. Какой троп НЕ использован во фразе: Свободная мысль и научная дерзость ломали свои крылья о невежество и косность политического строя. Голованов В каком ряду во всех словах пишется удвоенная согласная? Укажите правильный вариант библиографического описания статьи.

Переводя текст, Укажите ряд, в котором перечислены все части автобиографии. Что означает фразеологическое словосочетание коломенская верста? Укажите словосочетание с нарушением норм согласования Укажите ряд, в котором перечислены все части введения дипломной работы К какому стилю относится данный текст? К сожалению, нами не получены Ваши предложения по дальнейшему сотрудничеству, что затрудняет нашу подготовку к переговорам. Просим сообщит ориентировочный объем оборота между нашими предприятиям и на ближайшие три года. Характерной чертой делового письма НЕ является Укажите цель следующего выступления.

Аллергию называют болезнью цивилизации. В странах с высоким уровнем развития промышленности аллергические заболевания являются социальной проблемой, поражая до четверти и более населения. В окружающей среде имеются разнообразные факторы, способные вызывать это заболевание. Установлена связь аллергии и нарушения иммунной системы. Таким образом 1 коэффициент наполнения определяет массу свежего заряда 2 поступившего в цилиндр 3 а следовательно 4 и количество топлива 5 которое может сгореть. Укажите правильный вариант последовательности библиографического описания книги.

Заглавие Б. ФИО автора В. Количество страниц Г. Год издания Д. Издательство Е. Место издания В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется И?

Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Какой тип аргумента используется в следующем тексте? Образованность я защищать не стану, она не нуждается в моей защите, вы ее не любите … у каждого свой вкус. Позвольте вам только напомнить старинную поговорку: «Юпитер, ты сердишься: стало быть ты виноват» К бытовому красноречию относится: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Выполняя информативную 1 и экспрессивно-воздействующую функции 2 публицистический стиль всегда прибегал к разнообразным средствам усиления экспрессии 3 обеспечивающим выражение авторского отношения к описываемой ситуации 4 и определенное воздействие автора на адресата. Укажите пример с ошибкой в образовании формы Р. Какой из приведенных конструкций нельзя заканчивать выступление?

В каком ряде во всех словах на месте пропуска пишется Е? Укажите значение слова сакральный. К академическому красноречию НЕ относится … В предложении Завтра на прием к руководителю фирмы придет наше протеже. Укажите речевое действие, которое помогает установить и поддерживать контакт с аудиторией. Описание предмета 1 воспринимаемое на слух 2 всегда выигрывает 3 если создает в воображении слушателей яркий 4 наглядный образ 5 окрашенный эмоциями оратора. В каком слове на месте сочетание букв ЧН произносится [ШН]?

В предложении Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отлуп центру, приняв специальное постановление, подтверждающее суверенизацию. Укажите лексическое значение слова плеяда Какая задача НЕ свойственна заключительной части речевого сообщения? Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Какой способ изложения использован в данном тексте: «Рассмотрим состояние русского языка. У нас снижается грамотность школьников; у нас мало внимания уделяется повышению грамотности студентов; у нас плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие и т. Таким образом, нам необходимо лучше обучать русскому языку». Какая норма нарушена в предложении: «Никто не мог поставить правильный диагноз болезни»?

Каким словарем вы воспользуетесь, чтобы определить значения слов: памятный - памятливый? Найдите предложение, в котором НЕ нарушена фразеологическая норма Укажите правильную последовательность этапов подготовки к публичному выступлению: А. Произнесение речи Укажите пример с ошибкой в образовании формы Им. В нормативной речи недопустим вопрос: Определите вид изобразительно-выразительного средства по его описанию: повторы слов на границах смежных отрывков внутри предложения. Укажите словосочетание с нарушением норм согласования В каком ряду во всех словах ударение поставлено верно? В каком предложении нет ошибки в именной части устойчивого сочетания?

Синтаксическая норма нарушена в предложении: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Найдите НЕправильный вариант употребления фразеологизма Лексическая норма нарушена в предложении Слово нелицеприятный означает: Укажите пример с ошибкой в образовании формы Им. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного В каком ряду во всех словах ударение поставлено верно? В каком слове произносится [О] на месте буквы Е? Когда говорят 1 что в Российском обществе сейчас нет единой национальной идеи 2 то это 3 к сожалению 4 справедливо. Укажите пример с ошибкой в образовании формы множественного числа родительного падежа: Имеется несколько способов изложения материала.

Личным документом НЕ является: Жесткая система жанров характерна для: Объектом сознательного воздействия общества на язык НЕ является: В каком документе НЕ обязательно название: Современное состояние русского литературного языка характеризуется: Для приказа характерны: Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: представить — предоставить? Что называется совокупностью правил выбора и употребления языковых средств в данном обществе в данную эпоху Найдите предложение без грамматических ошибок. Определите экспрессивно-стилистическую эмоциональную окраску слова лицо в синонимическом ряду «лицо, физиономия, лик, рыло»: Определите тип ошибки в предложении «Если вы проживаете в других районах города, мы представим информацию о том, какая прокуратура рассмотрит ваши обращения» Определите функционально-стилистическую окраску слова содействовать в синонимическом ряду «помочь, содействовать»: Укажите предложение с грамматической ошибкой: Определите риторическую фигуру в речи Демосфена: «Ты был протагонистом, я был зрителем. Ты во всех политических делах работал на врагов, я — на благо родины» О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: «.. Религиозный стиль противопоставлен публицистическому как: Термины в научном тексте составляют: Какая функция для художественного текста является определяющей: Институциональное ограничение информации связано с: Возникновение письменности связано с Докладная записка содержит: Определите троп в судебной речи А. Кони: «Фальшивые ассигнации похожи на сказочный клубок змей.

Бросил его кто — либо в одно место, а поползли змейки повсюду»: В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления? Немотивированные повторы однокоренных слов в предложении Не образуются формы степеней сравнения от прилагательного... В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква: В каких предложениях допущены ошибки в употреблении местоимений? Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова К новым функциональным стилям относятся: Разговорная речь является: Отличительной чертой документа НЕ является: К директивным документам НЕ относятся: Какое качество художественного текста является основным: Некодифицированными являются: Систематизированный перечень слов в словаре — Отметьте верное высказывания…. Кто не является создателем словарей русского языка: Кто автор фразеологизма подковать блоху? Лексика, сфера употребления которой ограничена территорией Автор однотомного словаря русского языка… В каких словах не пишется ь: Нормы литературного произношения в русском языке формировались на основе говора… Императивные нормы… Определите троп в судебной речи Н.

Какое место занимает литературный язык в системе русского национального языка Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» Определите экспрессивно-стилистическую эмоциональную окраску слова начертать в синонимическом ряду «написать, начертать, нацарапать»: Определите тип ошибки в предложении «Надежность Альфа-Банка — это аксиома, не требующая доказательств» Укажите предложение с грамматической ошибкой. В чем заключается Принцип децентрической направленности: Использование принципа коммуникативной целесообразности регулирует … аспект культуры речи Отметьте предложение, в котором правильно употреблен деепричастный оборот Аспекты культуры речи Вопрос 41:Литературный язык как основа публичной речи — это Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: не в коня корм? От каких глаголов образуется форма настоящего времени? В каком словосочетании допущена ошибка: Какие качества относятся к коммуникативным качествам хорошей речи Использование норм современного русского литературного языка регулирует … аспект культуры речи В каком предложении нарушен порядок слов? Единицей какого уровня языка является слово. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

В каком предложении допущена ошибка: За что ратует Пушкин в статье «О прозе»: «Должно бы сказать: рано поутру — а они пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба — ах, как все это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее»? Отметьте верные высказывания…. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: провизор, протеже? Сколько существует типов речевой культуры? В каком словаре слова располагаются в алфавитном порядке конечных букв слова Деепричастия типа бежав, бережа, жгя, идя Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении «Его герои, которые так интересно описываются в произведении, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце» Найдите предложение с грамматической ошибкой. О каком качестве речи писал Л.

Толстой: «Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розг»? Использование форм приветствия и прощания в зависимости от ситуации общения регулирует … аспект культуры речи Отметьте правильный вариант В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения? Слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются: В каких словах пишется разделительный ъ: Слова, значения которых полностью совпадают: В каком ряду слов допущена ошибка: Стиль, характеризующийся тщательной артикуляцией, отчетливостью произношения звуков и их сочетаний Укажите ряд слов с ошибочным окончанием: В каком ряду все формы степеней сравнения прилагательных являются нормативными, т.

Не зря Цицерон говорил о том, что мастера слова должны доставлять удовольствие своими выступлениями. Еще важнее тот факт, что именно риторика играла главную роль в государственных и правовых делах. Яркие речи, которые трогали души слушателей, влияли на решения и исход голосований.

Сегодня политика утратила это мастерство. Агитирующие тексты мы читаем в новостных статьях, а политики читают выступления с листа или экрана. Очень мало тех, кто излагает свои мысли без подсказок, понятно и красиво. Три главных трактата Цицерона Цицерон написал три трактата важных для искусства риторики. В них автор раскрыл проблемы и дал подробные теоретические и практические рекомендации ораторам и философам. Об ораторе Брут Оратор На написание работ Марка Туллия сподвигло недовольство риторическим образованием.

Он писал об идеале, образце, к которому обязан стремиться каждый, кто решил овладеть ораторским искусством. Для него важным вопросом было разностороннее развитие, знание основ истории, права, философии. Бессмысленные речи он считал главным показателем низкой квалификации. Ко всем публичным выступлениям он предъявлял следующие требования. Стиль речи должен соответствовать теме. Нельзя «говоря о водостоках» употреблять пышные слова, о величии римского народа рассуждать низко и просто».

Речи нужна смысловая нагрузка. Она должна быть понятна слушателям. Метафоры и сравнения помогают аудитории понять обсуждаемый вопрос. Дикция, речевой ритм, чистый выговор — основа, без которой невозможно стать оратором. Три работы подробно описывают структуры разных типов речей и законы их построения. Говорят об эмоциональной и смысловой нагрузке на разные части текста.

Писатель считал, что одних природных талантов мало, для того чтобы овладеть искусством слова и стать хорошим писателем, оратором или поэтом. Обучение и оттачивание мастерства имели большее значение. Краткое содержание трактатов Цицерона Три трактата собрали весь ораторский опыт Марка Туллия на форуме, в политике и суде.

Об ораторе / Три трактата об ораторском искусстве

[Первая речь Красса: похвала красноречию.] 8. Здесь-то, чтобы изгладить впечатление прежнего разговора, Красе и завел разговор о занятиях красноречием. Котта рассказывал об этом не раз. Слова из выступления на пepвoм cъeздe xyдoжникoв и любитeлeй в Мocквe, 30 aпpeля 1894 гoдa, художника Ге Николая Николаевича (1831 – 1894). Если ваша речь динамична – это говорит о том, что динамичны вы, если ваше сообщение интересно, значит, интересны вы. Ремесленным суррогатом мобилизованности является наигрыш, бравада, так называемый актерский бодрячок.

itexts.net

Затем Цицерон говорит, что в государстве есть все средства для приведения приговора в исполнение, нужно только решить, учитывая, что решение участи заговорщиков — это решение о жизни и смерти римского государства и всех граждан. К 35-летнему возрасту мастер политического и судебного красноречия, Цицерон стал первым оратором Рима. Его искусство открыло ему путь в политику. Он занял пост квестора, затем эдила и претора. Риторика – это искусство красноречия. Красноречие – сила. Главным, центральным понятием риторики есть оратор – человек произносящий речь. Ораторы в меру своего влияния – вожди общества; их специальная сфера – воздействовать на людей. Основной заслугой М.В. Ломоносова в теории риторики считается: популяризация в риторике научного знания и просвещения светская направленность его книг по красноречию. Как запомнить речь для публичного выступления? Цицерон придумал способ запоминания под названием «Римская комната». Информацию, которую вы хотите запомнить, необходимо в определенном порядке мысленно разместить в знакомой вам комнате.

Что написал Цицерон в трактате «Об ораторе»

Эрнест Хемингуэй Цицерон - цитаты, фразы и афоризмы Марк Туллий Цицерон - древнеримский политический деятель, оратор, философ. Будучи выходцем из незнатной семьи, сделал благодаря своему ораторскому таланту блестящую карьеру: вошёл в сенат с 73 года до н. Сыграл ключевую роль в раскрытии и разгроме заговора Катилины. В дальнейшем, в условиях гражданских войн, оставался одним из самых выдающихся и самых последовательных сторонников сохранения республиканского строя. Был казнён членами второго триумвирата, стремившимися к неограниченной власти. Родился: 3 января 106 г. Боль колет? Пусть даже режет: если ты безоружен — подставь горло; если защищен мужеством, как Вулкановым доспехом, — сопротивляйся; а иначе оно перестанет быть стражем твоего достоинства, оставит тебя и покинет.

Сейчас я скажу о звуке, тотчас затем — о ритме. Никакая мысль не будет полезна оратору, не будучи изложена складно и законченно, и никакие слова не явят свой блеск, не будучи тщательно расположены; и как тому, так и другому яркость придается ритмом.

По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что дается труднее, чем это кажется.

Красноречие рождается из многих знаний и умений. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами.

Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?.. Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний - памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром".

Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего - глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение - пустая и ребяческая болтовня. Красноречие - это искусство, но труднейшее из искусств. Действующими лицами своего диалога, авторитетом которых Цицерон подкреплял свое мнение, были учителя его молодости, лучшие ораторы предшествующего поколения Лициний Красе и Марк Антоний, а также их ученики Сульпиций и Котт и менее значительные лица.

Он поддерживает Платона и Аристотеля в том, что речь внушительная, отвечающая чувствам и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора. Но достичь этого красноречием может только тот, кто глубоко познал человеческую природу, человеческую душу и причины, заставляющие ее вспыхивать и успокаиваться". Какие же условия для оратора важнейшие?

Во-первых, природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание; во-вторых, изучение ораторского искусства теория ; в-третьих, упражнения практика. Собственно, в данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал еще Аристотель. Тем не менее Цицерон старается синтезировать предшествующие теории, осмыслить их и на их основе создать обобщенную теорию ораторского искусства.

История, философия и право были в то время общеобразовательными предметами. Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем, если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их образования". Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за собой.

И в других трактатах Цицерон постоянно ставит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. Всякий раз он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. В его риторических трактатах ясно прослеживается отношение к философии и праву как к части ораторского образования и воспитания.

Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы утверждали, что риторика не есть наука, риторы утверждали обратное. Красе, действующее лицо диалога, предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта.

Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет никакой определенной области, границы которой сковывали бы его. Человек, который берется за ораторское искусство, должен уметь сказать решительно обо всем, что может встретиться в споре между людьми, иначе он не может посягать на звание оратора. Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления на форуме, выступления в суде на гражданских делах и разбирательствах, хвалебные речи.

Однако Антоний, герой диалога, говоря о видах красноречия, указывает, что нецелесообразно к судебному и политическому красноречию приравнивать малопрактическое хвалебное красноречие. Как видим, Цицерон в некоторых случаях ставит дискуссионные вопросы и не дает на них четкие ответы. Это мнение может выразить одно действующее лицо, другие же могут с ним соглашаться или не соглашаться.

Основное - дар слова, который необходимо развивать постоянно. Цицерон анализирует построение судебной речи, которая должна доказать правоту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем мы выступаем; направить их мысли в нужную для дела сторону. Он останавливается на типах доказательств и их применении.

Автор рассуждает о страстях, возбуждаемых речью. Раздел о возбуждении страстей изложен им подробно, ибо практически большая часть речей ораторов, и в частности его самого, строилась с учетом воздействия на психику слушателей, но теоретически идеи воздействия не были обобщены. Цицерон показывает превосходство психологического подхода к красноречию.

Он пишет о юморе и остроумии, которые плохо укладываются в риторическую схему. Классификация юмора, не всегда последовательная, иллюстрируется примерами из римской ораторской практики и попутными практическими комментариями Цицерона. Он, таким образом, пытается уложить теорию юмора в рамки классической риторики, хотя сам убежден, что юмор - свойство природное и ему научить нельзя.

Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника. По мнению Цицерона, самое важное для оратора - это словесное выражение мысли и произнесение речи.

Первое требование к речи - чистота и ясность языка выражение мысли. Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами.

Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи. С другой стороны, есть такой недостаток, которого иные сознательно добиваются: так, некоторым нравится грубое мужицкое произношение, ибо им кажется, что оно вернее придает их речи оттенок старины". Но этого мало.

Если он этого не умеет, его просто осмеивают и не то что за оратора, и за человека-то не считают". Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, развернуто, обстоятельно, блистая яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер , - одним словом, красиво.

А тот, кто так владеет речью, как требует важность предметов и лиц, тот немалой заслуживает похвалы за то, что можно назвать уместностью и соответствием с предметом". Ибо красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека; и хотя все проявления нравственной силы однородны и равноценны, но одни виды ее превосходят другие по красоте и блеску. Таково и красноречие: опираясь на знание предмета, оно выражает словами наш ум и волю с такою силой, что напор его движет слушателей в любую сторону.

Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединять ее с честностью и высокой мудростью; а если бы мы дали обильные средства выражения людям, лишенным этих достоинств, то не ораторами бы их сделали, а безумцам бы дали оружие". Здесь Цицерон, пожалуй, впервые ставит так широко вопрос об образе оратора. Слово, искусство красноречия связано с личностью говорящего, через них выражается ум, эрудиция оратора, его знания, опыт, а также воля, которая действует на слушателей через речь.

Красноречие - это высшее проявление нравственной силы человека. Следовательно, чем нравственнее человек, тем, по мнению Цицерона, красноречивее. В этом случае красноречие - благо, которое использует оратор для людей.

Сила ораторской речи, по Цицерону, обязательно соединяется с честностью и высокой мудростью. Только в таком случае речь может принести людям удовлетворение. Если же силой слова будут пользоваться люди нечестные, то это сильное оружие попадет в руки безумцам, которые могут направить его во зло.

Тамбовцев и солдаты отряда Дурново, последний был тяжело ранен. Участники восстания на собранном войсковом круге избрали на круге новых старшин. Рейнсдорпу, казанскому митрополиту Вениамину, которые попытались объяснить выступление значительными злоупотреблениями старшинской стороны и несправедливостью следственной комиссии. Были направлены просьбы вернуть выборность атаманов и старшин, дабы иметь возможность смещения с должностей неугодных и проворовавшихся, выдать задержанное жалованье, перевести войска из подчинения Военной коллегии под власть отдельных царских приближенных например, Орловых.

По приезде в Санкт-Петербург в феврале 1772 года делегация яицких казаков во главе с будущим сподвижником Пугачева Максимом Шигаевым была арестована и помещена в Петропавловскую крепость. К моменту восстания вся артиллерия яицких казаков была рассредоточена по крепостям и форпостам пограничной линии вдоль реки Урал, Войсковая канцелярия выдала предписание направить в Яицкий город половину от всего состава казачьих гарнизонов, а также все пушки. Кроме того в казачество были записаны большинство крепостных, находившихся в Войске и переселённых. При этом большая часть приготовлений происходила беспорядочно и непоследовательно, часть казаков ратовало за необходимость продолжения попыток переговоров с властями, часть - за более решительные действия, казнь арестованных старшин.

Яицкие казаки, большей частью отправивившиеся на весеннюю плавню - лов севрюги, были срочно отозваны в Яицкий городок, на круге Яицкое войско в течение нескольких дней не могло прийти к единому мнения - встретить ли Фреймана почтительно или выступить навстречу для отпора. Перфильева, еще одного из будущих ближайших сподвижников Пугачёва, но переговоры ни к чему не привели. Обозы с большей частью населения переправились через Чаган, но 6 июня царские войска вошли в Яицкий городок и решительными действиями воспрепятствовали уничтожению переправы. В результате поражения восстания были запрещены сборы войсковых кругов, ликвидировано войсковая канцелярия, в Яицком городке был размещён гарнизон правительственных войск и вся власть перешла в руки его коменданта И.

Большая часть казаков после поражения восстания сумела укрыться на дальних хуторах в междуречье Волги и Яика, на Узенях, практически все они через год стали активными участниками армии Пугачёва. Рапорт лейб-гвардии Семеновского полка капитана С. Дурново Челобитная яицких казаков имп. Екатерине II в связи с восстанием Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон 106-43 гг.

Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. В теории познания Цицерон склоняется к скептицизму, считая, что нет критерия для отличения реальных представлений от нереальных. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность.

Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство. Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Теория красноречия Цицерона занимает среднее положение между азианизмом и умеренным классическим аттицизмом. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей.

И это не случайно. По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью.

Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?.. Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний - памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром".

Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего - глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение - пустая и ребяческая болтовня. Красноречие - это искусство, но труднейшее из искусств. Действующими лицами своего диалога, авторитетом которых Цицерон подкреплял свое мнение, были учителя его молодости, лучшие ораторы предшествующего поколения Лициний Красе и Марк Антоний, а также их ученики Сульпиций и Котт и менее значительные лица. Он поддерживает Платона и Аристотеля в том, что речь внушительная, отвечающая чувствам и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора.

Но достичь этого красноречием может только тот, кто глубоко познал человеческую природу, человеческую душу и причины, заставляющие ее вспыхивать и успокаиваться". Какие же условия для оратора важнейшие? Во-первых, природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание; во-вторых, изучение ораторского искусства теория ; в-третьих, упражнения практика. Собственно, в данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал еще Аристотель.

Тем не менее Цицерон старается синтезировать предшествующие теории, осмыслить их и на их основе создать обобщенную теорию ораторского искусства. История, философия и право были в то время общеобразовательными предметами. Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем, если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их образования". Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за собой.

И в других трактатах Цицерон постоянно ставит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. Всякий раз он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. В его риторических трактатах ясно прослеживается отношение к философии и праву как к части ораторского образования и воспитания. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой?

Философы утверждали, что риторика не есть наука, риторы утверждали обратное. Красе, действующее лицо диалога, предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет никакой определенной области, границы которой сковывали бы его. Человек, который берется за ораторское искусство, должен уметь сказать решительно обо всем, что может встретиться в споре между людьми, иначе он не может посягать на звание оратора.

Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления на форуме, выступления в суде на гражданских делах и разбирательствах, хвалебные речи. Однако Антоний, герой диалога, говоря о видах красноречия, указывает, что нецелесообразно к судебному и политическому красноречию приравнивать малопрактическое хвалебное красноречие. Как видим, Цицерон в некоторых случаях ставит дискуссионные вопросы и не дает на них четкие ответы. Это мнение может выразить одно действующее лицо, другие же могут с ним соглашаться или не соглашаться.

Основное - дар слова, который необходимо развивать постоянно. Цицерон анализирует построение судебной речи, которая должна доказать правоту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем мы выступаем; направить их мысли в нужную для дела сторону. Он останавливается на типах доказательств и их применении. Автор рассуждает о страстях, возбуждаемых речью.

Раздел о возбуждении страстей изложен им подробно, ибо практически большая часть речей ораторов, и в частности его самого, строилась с учетом воздействия на психику слушателей, но теоретически идеи воздействия не были обобщены. Цицерон показывает превосходство психологического подхода к красноречию. Он пишет о юморе и остроумии, которые плохо укладываются в риторическую схему. Классификация юмора, не всегда последовательная, иллюстрируется примерами из римской ораторской практики и попутными практическими комментариями Цицерона.

Правда, политические убийства не спасли Антония от печальной развязки — политического и военного поражения, а затем суицида. И если он остался в истории лишь как любовник Клеопатры , малоприятный политик и оппонент Октавиана , то Цицерон занял в ней куда большее место. Оратор составляет важную часть наследия древнеримской культуры. Его речи — лучшие образцы латыни 1-го в. Некоторые сочинения Цицерона — своеобразные пособия по ораторскому искусству. Главные из них, «De oratore» «Об ораторе» и «Orator» «Оратор» , он написал на склоне лет и в них включил все познания. Основные наставления и рассуждения Цицерона можно свести к 10 пунктам.

Оратор должен обладать философским образованием Чтобы воздействовать на душу человека словом, надо её познать, а для этого нужна философия. Цицерон: «Вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей». Оратор должен обладать научным образованием Науки же нужны, ибо без знаний «беглость в словах бессмысленна и смешна». Оратору следует знать историю, дабы «черпать из неё примеры», а также знать законы, ибо «незнание права — бесстыдство» здесь в Цицероне говорит римское чувство гражданского долга. Если же предмет речи связан с другими науками, оратору следует консультироваться с лучшими в этом деле и изучить вопрос так, чтобы казалось, будто говорящий разбирается в нём лучше специалистов. Память Оратор должен совершенствовать «сокровищницу всех познаний». Оратор должен владеть всеми тремя стилями речи Античное красноречие знало три стиля — простой служит только для убеждения , средний ещё и для услады слушателя и высокий с его помощью оратор волнует и увлекает публику.

План По мнению Цицерона, «нельзя замыкаться в одном стиле». Настоящий оратор действует гибко и всегда составляет план — он знает, «что сказать, где сказать и как сказать»; он умеет для каждой ситуации выбрать стиль, подобрать красивые слова и правильно расположить их в речи например, поставить в её начало и в заключение самые сильные доводы, чтобы их лучше запомнили. Риторическая техника Произнести хорошую речь может лишь тот, кто умеет просчитать реакцию публики на слова и их порядок.

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

  • 5 простых советов Цицерона, как говорить красиво и убедительно.
  • Речи Цицерона
  • Решение и ответы на тесты Русский язык и культура речи ММУ
  • Риторика. Тест МЭСИ с правильными ответами: sergey_kiryanov — LiveJournal
  • Цицерон м.Т. "Оратор"
  • Цицерон - цитаты, фразы и афоризмы

Какими чертами цицерон в первую очередь наделял идеального оратора

Поль Сопер в книге «Основы искусства речи» выделяет еще подражательные жесты. Это жесты, которые оживляют описание. Например, лектор говорит о выступлении, какого-то политического деятеля, известного ученого, художника и старается изобразить его. Искусство публичного выступления требует развития и совершенствования многих навыков, начиная с постановки голоса и заканчивая приемами психологического воздействия на публику. Цицерон говорил: «Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности».

Красноречив как Цицерон: как научиться выступать публично

В любой части выступления и во всем выступлении в целом речь должна идти прежде всего о публике. Оно начинается с вопроса, интересующего публику, и кончается "следующим шагом", направленным на решение этого вопроса. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО – это способность, умение говорить красиво, убедительно, искусная речь, построенная на ораторских приемах, высокая степень мастерства публичного выступления. Одним из таких был Марк Туллий Цицерон. Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой.

5 простых советов Цицерона, как говорить красиво и убедительно.

В этом — мой секрет рецепта ухи и взаимопонимания на открытом воздухе! Мы намеренно разделили приведенный выше текст одной из самостоятельных работ на пять частей. Для уверенного действия словом очень важна композиционная целостность. Композиция — это построение речи, логика развития темы, это чувство целого. Чувство целого в творческом процессе — всегда исходная точка отсчета. Замысел речи — пока еще неясное, незавершенное намерение, но оно уже просматривается в перспективе в качестве маршрута движения мысли. Этот контур только готовит нас к творческому процессу. Постепенно в процессе размышлений замысел начинает обрастать подробностями, деталями, свойствами. Так рождается текст. Эмоциональная память помогает оживить словесную ткань произведения.

В драматургии речи экспозиция обычно сохраняет на всем своем протяжении постоянный уровень напряжения. Завязка — событие, благодаря которому возникают все следующие «толчки». В развитии действия постепенно нарастает внутренний или внешний конфликт. Кульминация — момент наивысшего напряжения идейного или сюжетного, но обязательно эмоционального, действенного. Развязка — так или иначе разрешает кульминационное напряжение, приводит все в состояние равновесия. Композиция соответствует смысловой и художественной перспективе речи. Выберите для исполнения поэтическое произведение своего любимого автора. Составьте «биографию стиха». Все начинается с выбора художественного произведения или отрывка для исполнения.

Оно должно вызывать интерес и быть близким по духу. Мы рекомендуем выбрать для исполнения именно любимых авторов. Составляя «биографию стиха», очень важно испытать исследовательский азарт и радость открытий. Мы должны ясно представлять себе, какое место выбранный нами автор занимает в литературной жизни его эпохи, какова его творческая индивидуальность, какие биографические события повлияли на состояние лирического героя произведения. Подробности прошлое и будущее исследуемых событий в произведении необходимы, по Станиславскому, для большего насыщения настоящего, это поможет «вдохнуть жизнь в сухой протокол фактов и событий», а потом передать «подлинную, органическую жизнь человеческого духа». Воображаемая жизнь создается по выбору исполнителя усилием его собственной воли и творческого напряжения из духовного материала, хранящегося в нем самом и потому близкого его природе, а не взятого случайно извне. Очень важно использовать ассоциации с сегодняшним днем, они помогут сделать звучащее слово достоверным. Воображение дает первый сигнал к воплощению творческой задачи. Очень важно определить тему произведения и обобщить в сжатой формулировке: о чем, о каком жизненно важном вопросе, о каком круге явлений, требующем осмысления, о какой проблеме идет речь.

Необходимо понять, какова идея — основная мысль автора, его решение проблемы, каков пафос произведения, или творческая взволнованность автора. Исполнитель — хранитель авторской тайны, разгадать ее попытается слушатель. От него требуется умение обращаться с этой тайной, беречь ее и воплощать в звучащее слово, передавать душевные и звуковые вибрации внутреннее состояние, настроение, эмоции. Эмоции составляют энергетический фундамент чувств. Сформулируйте исполнительскую задачу. Это импульс, намерение, цель выступления. Тот смысл, который исполнитель вкладывает в слова, К. Станиславский называл «подтекстом». Если мысль определяется организованным словами текстом, то смысл определяется намерением.

Параллель с актерским мастерством провести нетрудно.

По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что дается труднее, чем это, кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость, как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью.

Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?.. Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний - памяти? Ведь само собою, разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром".

Красноречие - это искусство, но труднейшее из искусств. Действующими лицами своего диалога, авторитетом которых Цицерон подкреплял свое мнение, были учителя его молодости, лучшие ораторы предшествующего поколения Лициний Красе и Марк Антоний, а также их ученики Сульпиций и Котт и менее значительные лица. Его трактат в 3 книгах «Об ораторе» 55 г. Из трактатов по философии права особое значение имеют 6 книг «О государстве» 53 г.

В 46—45 г. Из несохранившихся сочинений известны его труды «О гражданском праве», «Об авгурах», «О славе», «О философии», «Об укреплении государства» и т. Цицерон написал три трактата об ораторском искусстве, в которых он учит разумно логично и правильно строить речь. Но в одном месте он оговаривается : "для оратора ничего нет более важного при произнесении речи, чем расположить к себе слушателя и так его возбудить, чтобы он был руководим больше неким душевным порывом и волнением, чем советом и разумом.

Люди ведь гораздо чаще руководствуются в своих решениях ненавистью, или любовью, или надеждой, или боязнью, или заблуждением, или другим каким либо душевным движением, чем справедливостью, или предписанием, или каким-нибудь правовым установлением, или судебным решением, или законами. Известны его трактаты «Об ораторе» 55 г. Цицерон не только производил сильное впечатление на слушателей своими речами, он и писал сочинения по теории красноречия. Главные его трактаты — это "Об ораторе", "Брут" и "Оратор".

О каком качестве речи писал Л. Толстой: «Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розг»? За что ратует Пушкин в статье «О прозе»: «Должно бы сказать: рано поутру — а они пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба — ах, как все это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее»? Определите троп в судебной речи А. Кони: «Фальшивые ассигнации похожи на сказочный клубок змей. Бросил его кто — либо в одно место, а поползли змейки повсюду»:?

Не ленитесь, Женя, давайте поищем другое. Это трудно. Но кто сказал, что сочинять художественные произведения — легкое дело»?

Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения? Найдите предложение, где пропущена запятая. Найдите предложение, в котором пропущена запятая.

Требования к поведению говорящего

Определите предмет речи и авторскую задачу в данном тексте. Найдите в тексте риторические фигуры. Прокомментируйте их роль в реализации авторского намерения. Красноречие есть прикладное искусство: оно преследует практические цели, поэтому украшение речи только для украшения не соответствует её назначению. Если оставить в стороне нравственные требования, можно было бы сказать, что самая плохая речь лучше самой превосходной, коль скоро вторая не достигла цели, а первая имела успех.

С другой стороны, всеми признаётся, что главное украшение речи заключается в мыслях. Но это — игра слов; мысли составляют содержание, а не украшение речи; нельзя смешивать жилые помещения здания с лепным орнаментом на его фасаде или фресками на внутренних стенках. Таким образом, мы подходим к основному вопросу: какое значение могут иметь цветы красноречия,— или, лучше сказать, указываем основное положение: риторические украшения, как и прочие элементы ораторской речи, имеют право на существование только как средства успеха, а не источник эстетического наслаждения. Цветы красноречия — это курсив в печати, красные чернила в рукописи.

Пусть блещет речь мужественной, суровой красотой, а не женской изнеженностью; пусть красит её горячая кровь и талант оратора. Опытные и умелые люди любят наставлять младших, напоминая, что надо говорить как можно проще; я думаю, что это совсем неверно. Простота есть лучшее украшение слога, но не речи. Мало говорить просто, ибо недостаточно, чтобы слушатели понимали речь оратора; надо, чтобы она подчинила их себе.

На пути к этой конечной цели лежат три задачи: пленить, доказать, убедить. Всему этому служат цветы красноречия. Запоминание — особенная часть классической риторики, специфически индивидуальная. Запоминание является важнейшим условием последующего восстановления в публичной речи, воспроизведения приобретенных знаний.

Произнесение — заключительная часть классической риторики. На последнем этапе оратор должен использовать все выразительные средства.

Поистине, удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать — изредка и не на много, не ступать вперед — с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами — он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных. А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу!

При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь. Ознакомьтесь с описанием двух речевых ситуаций. Проанализируйте поведение их участников.

Каковы причины успеха «молодых людей» в первом примере и коммуникативной неудачи продавца меда во втором? Как-то раз, открыв дверь на звонок, я заметил, что звонили и соседям, поскольку открыли дверь и они. На площадке находились двое молодых людей приятной внешности.

На последнем этапе оратор должен использовать все выразительные средства. Из каких частей состоит речь? Речь состоит из трех частей: 1. Вступление 2. Основная часть.

Вступление — привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи. Основная часть — сообщить информацию; обосновать ее. Заключение — суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей повторить вкратце ; призвать к действию. Необходимо их внимание повернуть в свою сторону, зацепить внимание неожиданным примером, вопросом, парадоксом. Сильное и яркое вступление заставит в самом начале многое от вас ожидать и если вы в основной части не выдержите яркости, оригинальности вступления, то вы нашли один из верных способов уронить себя как оратора, учителя, в конце занятия. Основные функции вступления:контактоустанавливающая установление контакта со слушателями ; проспективная создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части. Презентация 1. Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам.

Пробуйте написать 3 первые фразы к еще не написанным материалам. Главное требование — фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель — определить роль первых фраз в журналистском тексте. Проанализируйте вступление. Соответствует ли оно необходимым требованиям? От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе.

Ильф Е Петрова: «Если слово пришло в голову одновременно двум, значит оно могло прийти в голову трем и четырем, значит оно слишком близко лежало. Не ленитесь, Женя, давайте поищем другое. Это трудно. Но кто сказал, что сочинять художественные произведения — легкое дело»?

Укажите правильную падежную форму имени числительного в предложении: Перепись населения в нашем городе будет проводиться 265 переписчиками - двумястами шестьюдесятью пятью Диспозитивные нормы… - предполагают возможность выбора одного из вариантов О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: «.. Плевако: «Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний.

Какая ошибка в предложении это дешевле чем пареная репа

А гадания, Которыми к великой пользе государству мы оба заведуем, как я, так и ты, Красе? А священные действия и обряды? Разве ораторы все это изобрели? Разве они все это знают или вообще хоть занимались этим? Ну, а что сказать о конце твоей речи, в которой ты, словно решая тяжбу, предоставлял оратору право рассуждать обо всем на свете со всею возможною полнотою? Право, не будь мы здесь в твоем царстве, я тотчас же принял бы меры и помог бы многим вчинить против тебя иск посредством ли интердикта, путем ли наложения рук, — и все за то, что ты так необузданно вторгся в чужие владения.

Прежде всего с тобой завели бы тяжбу все пифагорейцы и демокритовцы, да и прочие физики заявили бы свои права, всё народ с речью красивой и веской, и нельзя было бы тебе выиграть против них спора о залоге. Кроме того, стали бы напирать на тебя толпы философов, начиная с их родоначальника и главы, Сократа, и уличать тебя в том, что ты не имеешь никакого понятия ни о добре, ни о зле, ни о движениях души, ни о людских нравах, ни о смысле жизни, что ты ровно ничего не исследовал и ничего не знаешь. Я очень хорошо знаю, Сцевола, — возразил Красе, — что обо всем этом идут у греков толки и споры. Много было там и других людей, пользовавшихся славой и уважением в деле философии. И все-таки я не соглашался ни с ними, ни с самим первоначинателем этого спора, Платоном, который писал об этом убедительнее и красивее всех.

Его «Горгия» я как раз тогда в Афинах вместе с Хармадом читал очень внимательно; и в этой книге Платон поражал меня особенно тем, что в своих насмешках над ораторами он казался мне сам величайший оратором. Дело в том, что спор о словах издавна не дает покоя бедным грекам, жадным более до препирательств, чем до истины. Поэтому, если Демокрит, знаменитый физик, по общему и моему мнению, отличался красотою слога, то предмет его изложения принадлежал физику, а красоту слога, уж конечно, следует считать принадлежностью оратора. Ведь видим же мы, что другие о тех же самых предметах рассуждали сухо и скудно, например Хрисипп с его тонкостью ума, а все-таки его философская слава не стала меньше оттого, что он не обладал искусством слова: ведь оно принадлежит другой науке. Итак, откуда же разница?

Почему так различны между собой роскошная полнота слога у названных мною писателей и сухость тех, которые пишут, не заботясь о разнообразии и изяществе? Очевидно, это просто люди, владеющие даром слова, от себя привносят в речь, как свое исключительное достояние и стройность, и красоту, и особенную художественную отделку. В самом деле, что может быть так нелепо, как пустой звон фраз, хоть бы даже самых отборных и пышных, но за которыми нет ни знаний, ни собственных мыслей? Стало быть, любой вопрос из любой области оратор, если только изучит его, как дело своего клиента, изложит красивее и лучше, нежели сам автор и хозяин предмета. Между тем вся эта область считается достоянием философов.

Поэтому все прочие свои книги они называют по имени своей науки, а эти и озаглавливают и обозначают названием «Риторика». Такой взгляд я высказывал самим философам, беседуя с ними в свою бытность в Афинах. Пусть и здесь греки говорят, если хотят, что Ликург и Солон хотя, по-моему, их по праву можно причислить и к ораторам! Можно ли говорить перед народом о принятии или отклонении предлагаемых законов, в сенате — обо всех государственных делах, не имея за собой глубокого знания и понимания политической науки? Мало того, может быть, вы со мною и не согласитесь, но все же я не задумаюсь высказать вам свое мнение.

Поэтому только по виду, а не по существу справедлива обыкновенная поговорка Сократа, — что всякий в том, что знает, достаточно красноречив. Вернее было бы сказать, что никто не может говорить хорошо о том, чего не знает; но даже тот, кто отлично знает дело, но не умеет составлять и отделывать речь, все-таки не сможет удовлетворительно изложить свои знания» 15. Поэтому, если кто хочет иметь полное и точное определение, что такое оратор, то, по моему мнению, оратором, достойным такого многозначительного названия, будет тот, кто любой представившийся ему вопрос, требующий словесной разработки, сумеет изложить толково, стройно, красиво, памятливо и в достойном исполнении. Таким образом, если Сульпицию придется говорить о военном деле, он спросит у нашего свойственника, Гая Мария, и, запасшись у него сведениями, произнесет такую речь, что самому Гаю Марию покажется, что Сульпиций знает дело едва ли не лучше, чем он сам. Но так как философия разделяется на три части — о тайнах природы, о тонкостях суждения и о жизни и нравах, — то мой совет оратору: две первые оставить в стороне и принести в жертву нашей неспособности; зато третью, которая всегда принадлежала оратору, непременно удержать за собою, иначе оратору не в чем будет обнаружить свое величие.

Право, я не стал бы говорить таким образом, если бы сам себя считал таким воображаемым идеалом. Ты же, напротив, судя по твоей речи, не презираешь ни одной науки или искусства, но считаешь их все спутниками и служителями оратора. Но если бы такого человека я видел, если бы о таком человеке я слышал, если бы в такого человека я хотя бы верил, то таким человеком был бы, без сомнения, разве что ты сам, так как ты, по моему и общему мнению не во гнев будь сказано присутствующим , собрал в себе едва ли не все достоинства всех ораторов. И все-таки ты во мне находишь столько достоинств, хотя во мне если и были, по твоим словам, какие-то способности, зато уж никак не было ни учености, ни досуга, ни даже страстного рвения к науке. Какой превосходный и великий это был бы оратор!

Но, во-первых, это трудно исполнить, особенно при нашем образе жизни и занятий; а во-вторых, должно опасаться и того, как бы это нас не отвлекло от опыта и навыка речей для суда и народа. Я-то познакомился с греческой словесностью лишь поздно и поверхностно. Откуда-то они узнали, что я, как и ты, часто занимаюсь важными судебными делами; и тогда каждый по мере сил начал рассуждать о цели и средствах настоящего оратора. Гораздо более дельно рассуждал о том же самом предмете Хармад. Это следовало из тех двух свойств, в которых он полагал главное достоинство оратора.

Во-первых, сам он должен являться в глазах своих слушателей таким человеком, каким желает быть; это приобретается почтенным образом жизни, о чем эти преподаватели-риторы ничего не говорят в своих правилах. Иногда в своей речи он доходил до того, что доказывал, будто никакой науки красноречия вообще не существует. В первом я с ним охотно соглашался, то есть в том, что я ничему не учился, но последнее я считал за шутку или за недоразумение. Напротив, все то, с чем имеют дело ораторы, сомнительно и шатко, так как говорят здесь люди, недостаточно знакомые с предметом, а слушают здесь люди, руководимые не знанием, а мнением — мимолетным, часто ложным и всегда достаточно смутным. По крайней мере, если меня не обманывает предчувствие и доверие к дарованиям наших земляков, я не теряю надежды, что со временем явится кто-нибудь, у кого и пылкого рвения, и досуга, и зрелых способностей к ученью, и настойчивого трудолюбия будет больше, нежели есть и было у нас, и что если при этом он будет прилежно слушать, читать и писать, то из него выйдет тот самый оратор, какого мы ищем, то есть человек, которого по праву можно назвать не только речистым, но и красноречивым.

Именно таков, по моему мнению, наш Красе; но если кто найдется столь же даровитый, но слушавший, читавший и писавший больше, чем он, то такой человек сможет прибавить еще крупицу к его достоинствам. Когда мы шли сюда, нам казалось приятным уже и то, что вы будете говорить хотя бы даже о посторонних предметах, потому что мы все-таки надеялись почерпнуть из вашей беседы что-нибудь достойное замечания. Но, чтобы вы стали обсуждать чуть ли не самую глубинную сущность этой науки, этого искусства, этого уменья, — о такой удаче мы не смели и мечтать. Дело в том, что я с ранних лет чувствовал к вам обоим искреннее влечение, а к Крассу даже любовь; от него я не отходил ни на шаг, но тем не менее я никогда не мог выманить у него ни слова о сущности и силе красноречия, хотя я и сам с ним заговаривал, и не раз пытал счастья при посредстве Друза. А я и вправду всегда уклонялся от всякой беседы в этом роде и отказывал самым настойчивым твоим желаниям и просьбам, как ты сам только что сказал.

Да разве я когда-нибудь, по-вашему, заботился или хоть думал о таких пустяках? Разве, напротив, я не смеялся всегда над бесстыдством тех, которые, усевшись в школе перед толпою слушателей, приглашают заявить, не имеет ли кто предложить какой-нибудь вопрос? Если бы я только предполагал, что ты, Котта, или ты, Сульпиций, хотите выслушать подобную речь, то я привел бы сюда какого-нибудь грека, чтобы он забавлял вас такими рассуждениями. Причем тут перипатетики? Качества оратора и их формирование.

А уж твое веское мнение, Сцевола, для меня и вовсе закон. Итак, я отвечаю. Прежде всего: науки красноречия, на мой взгляд, вовсе не существует, а если и существует, то очень скудная; и все ученые препирательства об этом есть лишь спор о словах. Я только попрошу вас, чтобы мы не выносили за порог моих дурачеств. Ведь даже когда я обхаживал народ, домогаясь должности, то во время рукопожатий всегда просил Сцеволу не смотреть на меня: мне нужно дурачиться, — говорил я ему дурачиться — это значит льстиво просить, потому что тут без дурачества не добьешься успеха , — а именно при нем менее, чем перед кем-либо другим, я расположен дурачиться.

И вот его-то и поставила теперь судьба свидетелем и зрителем моих дурачеств. Не научной подготовки, а как раз природного дарования недоставало тем самым составителям учебников, О которых здесь только что говорил Антоний. Ведь для красноречия необходима особенного рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение — обильным, запоминание — верным и прочным. А наука может в лучшем случае разбудить или рассшевелить эту живость ума; но вложить ее, даровать ее наука бессильна, так как все это дары природы. Я не хочу сказать, что наука вовсе не способна несколько обтесать того или другого оратора: я отлично знаю, что при помощи ученья можно и хорошие качества улучшить, и посредственные кое-как отладить и выправить.

Но есть люди, у которых или язык так неповоротлив, или голос так фальшив, или выражение лица и телодвижения так нескладны и грубы, что никакие способности и знания не помогут им попасть в число ораторов. Можно сказать, тяжкое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! Поэтому малейшая его погрешность затмевает все, что было в его речи хорошего.

В первой беседе с незнакомым или малознакомым человеком не следует использовать тактику: личных вопросов собеседнику.

В речевом акте: А. А они усложняют себе жизнь, портят друг другу кровь... В этих типах речевых сообщений используется кодифицированная речь: лекция. В этом жанре письменного сообщения преобладает функционально-смысловой тип речи — описание: рецепт приготовления торта.

В этом типе речевых сообщений преобладает эмоциональный материал: рекламный текст. В этом типе текста излагаются события, развиваются действия, есть сюжет, персонажи, диалоги: повествование. В этом функционально-смысловом типе речи преобладает перечисление деталей обстановки: описание. Вид речевой деятельности, направленный на продуцирование высказывания и осуществляемый без участия непосредственного собеседника, — это: письмо.

Впервые описание коммуникативной ситуации в определении «Речь слагается из трех элементов — из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» предложил: Аристотель.

Заголовки на грани фола, но обязательно смешные».

А теперь обратимся к практической части нашей работы. Газета «Центр» исходя из классификации А. Тертычного [34.

Из 1406 заголовков за 53 номера 2009 г. Гораздо популярнее в газете заголовки-вопросы: «Кто травит ижевчан? Тертычный отмечает [34.

Рекламная роль заголовка в данном случае оказывается на втором плане. Прежде всего потому, что аудитория делового издания обладает специфическими особенностями, для нее важна суть дела, а не то, насколько ярко представляет ее заголовок хотя и это желательно : ведь деловые издания читают по необходимости, а не ради развлечения». Практически в каждом номере «ВС» использованы трансформированные фразеологизмы, часто встречаются заголовки-клише, превалируют инфинитивные и неопределенно-личные конструкции.

Впрочем, и там, и там обнаруживается неудачная и неуместная трансформация фразеологизмов. В этом нет ничего удивительного: СМИ вышли на рынок, и читатель сегодня выбирает и покупает интересующую его информацию. Поэтому стремление любой ценой потрясти воображение читателя, привлечь его внимание к конкретным публикациям, а значит и к газете, побуждает авторов газетных заголовков наделять их, прежде всего рекламной функцией, нередко в ущерб информативной.

Однако в данной работе приведено множество примеров яркой и необыкновенно удачной интерпретации известных фраз. Неизвестно как будет развиваться использование трансформированных устойчивых выражений в будущем. Вероятно, этот прием не устареет никогда, потому что каждая известная фраза может переделываться автором бесконечно, это всегда можно сделать оригинально и интересно.

И всегда будет элемент новизны. Устойчивые выражения, как известно, отражают жизнь общества, его культуру, ценности, народную мудрость. А так как жизнь общества не стоит на месте, «крылатые выражения» меняются вместе с ней.

И в следующем веке, возможно, никто не узнает в заголовках сегодняшних газет ни одного трансформированного фразеологизма. Библиография Анненкова, И. Барт, Р.

Избранные работы: Семиотика. Басовская, Е. Батурина, Л.

Бобунова, М. БЭС, т. Васильева, А.

Основы культуры речи. Введенская Л. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов.

Голуб, И. Конспект лекций по литературному редактированию. Стилистика русского языка: Учеб.

Журналистика; рек. Горбаневский, М. Гордей, Е.

Даль В. Кривенко, Б. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник.

Иванова, А. Сковородникова, Е. Ширяева и др.

Лингвистический энциклопедический словарь ЛЭС. Лисичкина, И. Максимов, В.

Михейкина, С. Михейкина, С, Г. Молотков А.

Основы фразеологии русского языка. Л, Наука, 1977г. Молочко Г.

Лексика и фразеология русского языка. Минск 1974г. Покровская, Е.

Проскурня, А. Заголовок как характеристика языковой личности На материале газеты «Центр» за 2002-2004гг. Рахманова Л.

Современный русский язык. Розенталь, Д. Розенталь, И.

Голуб, М. Профессора В.

Основные функции вступления:контактоустанавливающая установление контакта со слушателями ; проспективная создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части. Презентация 1. Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 3 первые фразы к еще не написанным материалам. Главное требование — фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель — определить роль первых фраз в журналистском тексте. Проанализируйте вступление. Соответствует ли оно необходимым требованиям?

От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе. Основная часть — главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы. Задачи основной части: последовательно разъяснить выдвинутые положения; доказать их правильность; подвести слушателей к необходимым выводам. В главной части реализуется логическая последовательность и стройность изложения материала. Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Карнеги Заключение — важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. Задачи заключения : суммировать сказанное; повысить интерес к предмету речи; подчеркнуть значение сказанного; поставить задачи.

В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий