Концерты во время великой отечественной войны

ФРОНТОВЫЕ ТЕАТРЫ (БРИГАДЫ), в годы Великой Отечественной войны профессиональные театральные коллективы, обслуживавшие части Советской Армии и ВМФ на фронте и в прифронтовых районах, военизированные учреждения в тылу (эвакопункты, госпитали и др.).

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945 ГГ.

  • Ансамбли великой отечественной войны - фото сборник
  • Операция «Концерт»
  • Актеры и певицы
  • Война и мелодии: роль музыки в годы Великой Отечественной войны - Роккульт

1941 год: первая концертная бригада едет на фронт

История партизанского «Концерта» Партизанское движение в Крыму во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Операция «Концерт», кодовое наименование операции, проведённой в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. советскими партизанами с 19. Помимо новых спектаклей, театр во время войны добавлялся ещё и специальным оборудованием, гримом и костюмами. Песни Великой Отечественной Войны. Лучшая Песня о Великой Победе 1945 года. Весь зал поднялся под песню 'От героев былых времен'. Песни Великой Отечественной войны. Трогает до слёз. Концерт. Великая Отечественная война.

🎼 Концерты во время Великой Отечественной войны.

В таких нехитрых условиях во время войны проходили концерты артистов фронтовых бригад. Во время выступлений концертной бригады на Восточном фронте (осенью 1945 г.) – Манчжурии, Харбине, Цицикаре – Вера Лыгденова знакомится с маршалом Г.К. Жуковым, который высоко ценил вокальное мастерство молодой певицы. Подготовленная к 70-летию победы в Великой Отечественной войне выставкапредставляет собой фотолетопись жизни Большого театра в годы войны. В дни, когда началась Великая Отечественная война, работники советского искусства располагали уже обширным почти двадцатипятилетним опытом работы в войсках.

«Война – это всё преходящее, а музыка вечна»: из истории концертных фронтовых бригад

Творчество и бесстрашие советских артистов. В центре - лётчик Виктор Талалихин. Август 1941 года Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом.

Кроме того, он обобщал и анализировал все ключевые эпизоды деятельности своих подчинённых. Старинов постоянно выступал за то, чтобы нарастить поставки партизанам мин и взрывчатки для организации масштабных диверсий на железных дорогах. Однако в них были внесены некоторые коррективы, которые, как потом отмечал в своих воспоминаниях Старинов, он воспринял негативно. Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты.

Также по теме «Типично русский человек»: как самый пожилой Герой Советского Союза повторил подвиг Ивана Сусанина 160 лет назад родился Матвей Кузьмин — человек, которому суждено было стать самым пожилым в истории обладателем высшей награды СССР.... В июне 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 тыс. В первую же ночь операции было взорвано 42 тыс. Кроме того, только на землях Белоруссии партизаны пустили под откос 836 гитлеровских эшелонов и 3 бронепоезда.

Пропускная способность железных дорог снизилась, на их оборону нацистскому командованию пришлось бросить дополнительные силы, которые так и не попали на фронт. Курская дуга. Атака соединений 5 Гвардейской танковой армии в районе Прохоровки. Так, в тылу группы армий «Центр» с 3 по 6 августа в разгар советского контрнаступления на Курской дуге. Генерал Курт фон Типпельскирх, возглавлявший на тот момент 12-й корпус группы армий «Центр», вспоминал впоследствии, что действия партизан стали одним из ключевых факторов, нарушивших взаимодействие между группами армий «Юг» и «Центр», в особенности — на участке 2-й армии», — рассказал RT учёный секретарь Музея Победы, кандидат исторических наук Сергей Белов. Нацисты изо всех сил стремились остановить советское наступление на украинском Левобережье и дать время своим инженерным подразделениям подготовить новые оборонительные рубежи на Днепре.

Также по теме «Запугать пытками и сожжением живьём»: почему гитлеровская операция «Волшебная флейта» не достигла целей 75 лет назад гитлеровская Германия начала в оккупированном Минске одну из самых масштабных карательных операций. Она носила кодовое... Первый этап «Рельсовой войны» завершился 15 сентября. Но давать передышку немецким транспортникам было непозволительно. Вторая стадия операции получила название «Концерт». В ней участвовало уже 193 партизанских подразделения, насчитывавшие порядка 120 тыс.

Рельсовый «Концерт» должен был начаться 19 сентября, но доставку взрывчатки осложняли плохие метеоусловия, и старт операции перенесли на 25-е число. Партизаны стремились обеспечить советским войскам условия для наступления в Белоруссии и в битве за Днепр.

Среди вольнонаемных нашлась отличная певица имя ее не сохранилось , которая вместе с сыном полка Володей Кукушкиным в будущем заслуженным артистом России исполняла комический дуэт из оперетты «Свадьба в Малиновке». Пела и Тоня Дулькевич - представительница известного цыганского артистического рода. Нашлись хорошие исполнители на различных инструментах, особенно духовых.

Их учил профессиональный артист, тоже раненый, и так как у него был еще гипс на ноге, он все показывал на пальцах. Большие программы готовились госпиталями и воинскими частями на олимпиады, проводившиеся в вологодском Доме офицеров. В годы войны в нашем городе продолжалась большая эстетическая работа с детьми. Групповые занятия музыкальной школы переносились в помещения общеобразовательных школ и нередко шли при свете керосиновых ламп или стеариновых свечей, а индивидуальные уроки педагоги проводили на дому. Вейсберг «Гуси-лебеди».

Его генеральная репетиция проходила в день 9 Мая. И вологодский Дом пионеров не прерывал своей работы в кружках художественной самодеятельности. Большой красногалстучный хор под управлением В. Воронина был участником всех торжественных мероприятий, проходивших в городе. Детским хореографическим кружком руководила ленинградка Е.

Эвакуированные из Вагановского училища 12 его воспитанниц вместе с педагогом М. Ропейто-Дубяго участвовали в работе над балетом П. Чайковского «Спящая красавица». То есть все годы войны дети занимались музыкой, танцем, участвовали в школьных олимпиадах, с концертами посещали палаты раненых... Мозаика ярких художественных моментов органично вплетается в общую панораму напряженной жизни Вологды военных лет, когда искусство, несомненно, было одним из условий человеческого выживания.

Поэтому иногда так хочется пристальнее вглядеться в, казалось бы, камерные моменты музыкальной и театральной жизни тылового городка, который «в лесах суровых северных залег» и все четыре года войны честно нес свою нелегкую ношу.

Все в зале поняли: воздушная тревога, никто не шелохнулся. Самосуд продолжал, даже не отмахнувшись от стража.

Он помялся, помялся, — оркестр забирает все выше, все громче, приближается кульминация — он махнул рукой и смылся. Как только Самосуд закончил, человек снова тут и размахивает руками, хочет говорить. В зале все встали, овации, никто не уходит, Самосуд аплодирует, чтобы Шостакович вышел.

Он поднялся на эстраду, долго кланялся, а беспокойный человек машет руками и что-то кричит, чего нельзя расслышать, и это смешно. Наконец овации стихли, и Самосуд подал знак, что, вот, мол, человек просит слова. Замолкли, — никто не уходит.

Человек начал: «Граждане, соблюдайте спокойствие…» И не кончил, такой поднялся смех. В зале был только один беспокоившийся — это он. Нет такого примера, чтобы новую симфонию, притом не такую уж легкую, продолжающуюся весь вечер, с первой частью, тянущейся свыше получаса, с тремя частями — около часа, — слушали, не отрываясь, люди, которые вообще не привыкли к слушанию симфонической музыки, — слушали и приходили слушать вторично.

Какая же симфония в мировой истории музыки повторялась столько раз кряду при полном зале, — и если бы ее давали снова, то снова и снова зал был бы полон". Переписка Д. Заславского и М.

Оркестр живет теми же чувствами и мыслями, что так волнует композитора. С этими же чувствами и мыслями живет вдохновенный исполнитель Седьмой симфонии С. Самосуд вместе с безмолвной, местами до слез глубоко взволнованной аудиторией.

Симфония Д. Шостаковича — одно из ярких выражений силы и мирового значения этой культуры. Ее нельзя ни уничтожить ни умалить».

В архиве филармонии сохранились десятки отзывов бойцов и политработников о встречах с музыкой в новой, военной обстановке. Эти слова, сказанные людьми, отправлявшимися на фронт или вернувшимися с боевых полей, были очень важны, они доказывали необходимость работы филармонии в эти годы. Впечатление бойцов прекрасное.

Желательно повторить приезд товарищей.

Для чего нужны были военные концерты во время великой отечественной войны

Пострадавшие театры 28 октября 1941-го на здание Большого театра упала бомба. Снаряд весом в полтонны прошел между колоннами под фронтоном портика, пробил фасадную стену и разорвался в вестибюле. Восстанавливать здание начали зимой 1942 года. Мастера сделали свою работу за 240 дней — в условиях светомаскировки, без отопления. В 1943-м труппа вернулась из эвакуации, проведенной в Куйбышеве сейчас — Самара , в уже отремонтированное здание. Последняя, рассказывающая о знаменитом походе против половцев, должна была «уменьшить в московских театрах количество опер с пессимистическими сюжетами». Во время бомбежек пострадал и Театр имени Евгения Вахтангова, труппа которого в то время была в эвакуации в Омске. Часть коллектива Игорь Липский, Владимир Покровский, Елена Фадеева и другие вошла во Второй фронтовой драматический театр, который показывал спектакли в воинских частях Западного фронта. Среди самых популярных были «Дом на холме» по произведению Вениамина Каверина и «Не все коту масленица» по пьесе Александра Островского. Также артисты устраивали вечера чеховских чтений, концерты. Оно не подлежало восстановлению, и было принято решение построить его заново.

Работы основательно затянулись — новый дом у театра появился только в 1947-м. Артистам, вернувшимся в Москву в 1943-м, приходилось почти четыре года играть в помещении Театра юного зрителя. Так же было и во время спектаклей в театре: зрителям сообщалось о том, что объявлена воздушная тревога, актеры спускались со сцены в зрительный зал и провожали публику в наше театральное бомбоубежище. Собственно, это была просто котельная, но почему-то не только зрители, а и жители соседних переулков стремились именно в наше бомбоубежище, свято веря, что здесь, в театре, — самое надежное укрытие». Актриса рассказывала, как выглядело в те дни помещение театра на Тверском бульваре: в нижнем фойе — медпункт, в постановочной части — склад противопожарного инвентаря. Изначально из Москвы хотели эвакуировать только ее и Таирова, но разлука с коллективом означала гибель театра, и Александр Яковлевич добился эвакуации и остальных. Правда, в ответ было выдвинуто одно условие: всем ехать без вещей, каждый может взять с собой только маленький чемоданчик или портфель. Театр приехал сначала в Челябинск, а потом — в Барнаул. На новых местах продолжали показывать московские спектакли, особенным успехом пользовалась «Адриенна Лекуврер». Декорации и костюмы артисты создавали сами из того, что попадалось под руку.

Исполнительница главной роли Алиса Коонен, например, делала шляпы, веера и украшения. История «Адриенны Лекуврер» Александра Таирова В Москву Камерный театр Александра Таирова вернулся в октябре 1943 года с почетной грамотой «За плодотворную творческую и общественно-политическую деятельность и хорошо организованное культурное обслуживание трудящихся».

Он выполнил контрастную окраску кольцевых коридоров партера. Наружный коридор был окрашен светлым охристым тоном, примыкавший же к стене партера - в красный тон, создавший мягкий переход от лаконичной архитектуры коридоров к нарядному убранству зрительного зала. Несмотря на отсутствие многих необходимых для реставрации материалов, была произведена позолота орнаментального декора зрительного зала. Полностью были восстановлены и фасады театра. К восстановлению фигур муз были привлечены скульпторы М. Рукавишников и С.

Театр залечил нанесенные ему войной раны и в сентябре 1943 года открыл сезон оперой "Иван Сусанин", патриотическая тема которой с особой силой прозвучала для зрителей, заполнивших в эти дни возрожденное к жизни здание. В апреле 1941г. Большой театр был закрыт для проведения необходимых ремонтных работ. А через два месяца началась Великая Отечественная война. Осень 1941 года. Несмотря на сложную обстановку - шли жестокие бои за Москву на ближних подступах к столице - в замаскированном здании Большого театра непрерывно велись восстановительные работы. Во время Великой Отечественной войны здание театра, как и многие другие знаковые строения Москвы, были замаскированы под обычные дома.

После репетиций артисты уходили работать в госпиталь, а утром вновь возвращались на сцену.

Юрий Григорович, который в то время учился в вагановском училище, считал, что он должен быть в это время на фронте и помочь Родине одержать победу. Со своим другом Кошкиным он сел в лодку, чтобы сплавиться по Каме, но их поймали и вернули обратно. Сейчас великого балетмейстера Юрия Григоровича знает весь мир. Известная балерина Галина Уланова была одной из тех, кто уезжал на фронт. Периодически она возвращалась в Молотов и давала несколько спектаклей. Это окрашивает в особые, неповторимые тона и наше творчество», — рассказывала в итервью «Звезде» Уланова о пребывании в Молотове. В Мариинском театре была организована фронтовая бригада. На призывных пунктах для бойцов и командиров, уезжающих на фронт, устраивали патриотические концерты.

Программа строилась по принципу сборного концерта. В Молотовском театре была маленькая сцена и очень холодно, но желание обогреть и поддержать артистов заставляло певцов раздеваться и выступать в легких костюмах. Постепенно зрителей становилось больше. Вечеслова писала, что для артистов это был огромный праздник, особенно, когда приходили военные. Летом 1942 года состоялся первый концерт учащихся хореографического училища. Набор в первый класс балетной школы был в 1942 году. Поклонник театра с 70-летним стажем. Федор Андреевич Дубровский, участник войны, несколько лет посвятил написанию статей о пермском театре оперы и балета.

За развитием театра он наблюдал с 1945 года, когда его перевели командиром взвода в Пермь, в нынешний военный госпиталь на Петропавловской. Когда началась война, Федор Андреевич был 15-летним мальчишкой, жил с матерью в Воронеже. Вскоре город начали бомбить, и подростки забирались на крыши домов бороться с огнем, ремонтировали бронепоезда и паровозы со снарядами и резервами. Позже был практически непрерывный сельскохозяйственный труд и работа на заводах. Федор Андреевич Дубровский, ветеран войны:— Первые же налеты гитлеровцев привели к тому, что я увидел, как течет людская кровь, как люди гибнут, как убитых сопровождали в морги. Все это воздействовало на психику ребенка. Но жизнь продолжалась. Я с детства был приучен к музыке, к театру.

С родителями ходил в кинотеатр «Спартак» слушать симфоническую музыку. Я и один ходил на выступления гастрольных театров. Первый спектакль, который я увидел, был украинского театра. Я слушал «Севильского цирюльника». И как бы мы не голодали во время войны, как тяжело бы не было, я все равно ходил в театр. Смотрели, если были места в партере или амфитиатре, переходили в антракте на хорошие места. В 1944 году молодого Дубровского призвали в ряды советской армии, и он готовился воевать с немцами. Стажировка проходила в ближайших лагерях, где за месяц Федор Андреевич обучил и отправил на фронт взвод в составе 40 человек.

Любовь Орлова Любовь Орлова выступает перед советскими воинами. Несмотря на тяжёлое положение страны, киностудия не переставала выпускать фильмы, которые поднимали боевой дух советских граждан и, конечно, укрепляли их веру в победу. Она постоянно отправлялась на фронт, где выступала с концертами перед солдатами. Во время одной из поездок произошёл трагический случай. После концерта офицеры попросили Орлову сфотографироваться с ней. После нескольких снимков кто-то предложил ей попозировать на обломках фашистского самолёта, которые были неподалёку. Актриса согласилась, встала на крыло, потом на хвост самолёта.

Один из офицеров увидел, что какая-то железяка перекрывает кадр, и стал оттаскивать её в сторону. Раздался взрыв. Офицер остался жив, но ему пришлось ампутировать ногу. Когда её друг детства Иосиф Прут уходил на фронт, Любовь Орлова положила в нагрудные карманы его гимнастёрки бронированные пластинки. Одна из них позднее спасла ему жизнь, защитив от пули. Сам он позднее так вспоминал об этом эпизоде: "Были сказаны какие-то бодрые и вместе с тем грустные слова, незаконченные фразы... Неожиданно Любовь Петровна попросила меня спуститься с ней на улицу.

Мы сели в их машину, куда-то поехали и остановились у проходной авиационного завода. Любовь Петровна оставила меня в машине, а сама прошла в здание. Скоро она вернулась, держа в руках две пластины из пуленепробиваемой стали. На одной из них была наклеена её фотография. Затем она вложила пластины в нагрудные карманы моей гимнастёрки и благословила меня. Так я и ушёл на войну бронированным. Левая — та, что прикрывала сердце, осталась нетронутой.

А в правой оказалась вмятина: пуля или осколок уткнулась в неё. Когда я отделил от пластинки фотокарточку, то прочитал на обороте: "Хотя я и кричала на Вас иногда, знайте: это было по дружбе. От всего сердца желаю Вам удачи и чтобы Вам было хорошо. Ваша Любовь Орлова". Леонид Утёсов Выступление Утёсова на фронте, 1942 год.

«Война – это всё преходящее, а музыка вечна»: из истории концертных фронтовых бригад

В военное время создавали фронтовые театры. А иногда артисты давали концерты по телефону для бойцов-связистов, которые не могли отойти от аппаратов. Роль фронтовых театров была великой. Фронтовую сцену первых месяцев войны изобразил Константин Паустовский в рассказе «Струна», написанном в 1943‑м по горячим следам: «ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу. Бойцы смотрят концерт. Какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война». Во время Великой Отечественной войны пушки не смогли заставить замолчать советских артистов. Звучали песни и стихи, ставились спектакли, снимались фильмы. Актеры в составе фронтовых бригад выезжали на передовую, давали концерты в эвакуации.

Елизавета Девятова: танцы во время Великой Отечественной стали средством выживания

В вестибюле Зала Чайковского установлена мемориальная доска в память об артистах и сотрудниках Московской филармонии, погибших во время Великой Отечественной войны. Филармония в годы войны: тысячи концертов в тылу и военных частях. Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений. Основные документы по истории фронтовых бригад периода Великой Отечественной войны, на основе которых подготовлен этот материал, хранятся в РГАЛИ в фонде № 962 «Комитет делам искусств при СНК СССР». Во время войны в репертуарах появлялись новые спектакли. Севастополя»: «Во время осады города тов. РИОНСКИЙ работал в ансамбле и провел много концертов среди войск, находящихся в Севастополе». Всю войну на территории Сталинградской области продолжались концерты, из них множество – в Фонд обороны СССР.

Концерты, письма, посылки: как поднимали боевой дух солдат во время войны

О том, как на каждом концерте солдаты просили ее спеть «Синий платочек». Эту песню она пела всю жизнь, на каждом выступлении. Однажды на концерте, посвященном Дню Победы, который проходил на площади Ленина, к ней подошел ветеран и со слезами на глазах рассказал, что слышал, как она поет «Синий платочек», еще на фронте, когда был совсем юным бойцом… Лия Ефимовна называла ветеранов войны своими любимыми зрителями. Незадолго до смерти актриса лежала в областном госпитале ветеранов войн.

Когда я ее навестила, она заверила, что как только встанет на ноги, сразу даст концерт для любимых ветеранов. Не успела. На могилу Лии Радиной актеры положили синий платочек… Встретились на войне Много лет выходили на сцену ульяновской драмы супруги - народный артист Украины Глеб Юченков и Ирина Браун.

Актерами стали их сын Константин, внук Денис, любимец ульяновской публики, ныне актер столичного театра «У Никитских ворот». А познакомились Глеб Иванович и Ирина Константиновна во время войны и прожили целую жизнь длиною в 50 с лишним лет. Вот как актриса вспоминала об этом времени в спецвыпуске «Народной газеты» «Актерский дом».

И вот наш первый концерт на КП армии, в лесу. Сценой нам служили сдвинутые грузовики, зритель располагался на поляне. Необычайно теплый прием окрылил нас, пришло ощущение нужности.

Куда нас только не заносило! Были в мотострелковой дивизии, в автобате, у летчиков, в лыжбате, пехоте, медсанбате, у снайперов где ночью через нашу палатку перелетали артиллерийские снаряды , в пятистах метрах от линии фронта, когда из окопов слышались «гармоника» и лающая речь. У разведчиков впервые увидели пленного немца - «змееныша» со злыми, горящими исподлобья глазами.

Нам везло, что называется, Бог хранил. А случалось всякое. Например, к разведчикам мы приехали, когда дымились земляные воронки.

Хозяева успокаивали: «Не волнуйтесь, немец выпустил 90 снарядов. А у нас один раненый». В одной из частей с нами произошел курьез.

Переезд длился 10 часов, устали, промерзли, но сразу дали концерт, после которого нас накормили горячим ужином и развели по хатам. Разомлевшие, мы сразу уснули. Утром пришел дневальный.

Тарханов, К. Скоробогатов и др. Позже у них появились грузовики с откидными бортами, грим, костюмы, реквизит. В репертуаре были и многоактные пьесы, их сокращали, чтобы действие не длилось более полутора часов: Парень из нашего города К. Симонова, Профессор Мамлок Фр. Вольфа и др. Толстой для фронтового театра написал антифашистский памфлет Фюрер. Программы фронтовых бригад строились по принципу сборного концерта: сценки, монологи, отрывки из драматических спектаклей, номера артистов цирка, сатирические скетчи, оперные арии, кукольники, чтецы. Фронтовые театры, обосновавшиеся в прифронтовой полосе, были менее оперативны. Располагая сильными и сравнительно стабильными труппами, они обычно получали «базу», где можно было днем репетировать, а вечером играть спектакли, но кроме этих спектаклей в войсках шла основная концертная работа этих коллективов.

Фронтовыми театрами становились и театральные коллективы городов, в которые пришла война. Театром Западного фронта стал Смоленский областной театр во главе с режиссером Е. Как фронтовые театры продолжили свою работу Театр Киевского военного округа под руководством Б. Норда, Театр Северного флота под руководством В. Плучека, Театр Краснознаменного Балтийского флота под руководством А. Актеры этого театра были вооружены, в дни блокады некоторые участники труппы погибли. Труппа состояла из оставшихся актеров разных коллективов. Первый фронтовой театр ВТО проделал путь через Ладожское озеро по «Дороге жизни» и начал свои выступления в Ленинграде сразу после снятия блокады. Этот театр обслуживал воинские части Краснознаменного Балтийского и Северного флота. Директор и режиссер А.

Из литературно-вокальной группы ВТО формировались небольшие бригады, обслуживавшие госпитали и эвакопункты Москвы. Художественный руководитель — Ф. Фронтовой музыкальный театр ВТО обслуживал воинские части Московского военного округа, 1-го Белорусского, 2-го Прибалтийского и 4-го Украинского фронтов, войска Калининского, Тульского, Воронежского, Калужского направлений.

Однажды на концерте, посвященном Дню Победы, который проходил на площади Ленина, к ней подошел ветеран и со слезами на глазах рассказал, что слышал, как она поет «Синий платочек», еще на фронте, когда был совсем юным бойцом… Лия Ефимовна называла ветеранов войны своими любимыми зрителями. Незадолго до смерти актриса лежала в областном госпитале ветеранов войн.

Когда я ее навестила, она заверила, что как только встанет на ноги, сразу даст концерт для любимых ветеранов. Не успела. На могилу Лии Радиной актеры положили синий платочек… Встретились на войне Много лет выходили на сцену ульяновской драмы супруги - народный артист Украины Глеб Юченков и Ирина Браун. Актерами стали их сын Константин, внук Денис, любимец ульяновской публики, ныне актер столичного театра «У Никитских ворот». А познакомились Глеб Иванович и Ирина Константиновна во время войны и прожили целую жизнь длиною в 50 с лишним лет.

Вот как актриса вспоминала об этом времени в спецвыпуске «Народной газеты» «Актерский дом». И вот наш первый концерт на КП армии, в лесу. Сценой нам служили сдвинутые грузовики, зритель располагался на поляне. Необычайно теплый прием окрылил нас, пришло ощущение нужности. Куда нас только не заносило!

Были в мотострелковой дивизии, в автобате, у летчиков, в лыжбате, пехоте, медсанбате, у снайперов где ночью через нашу палатку перелетали артиллерийские снаряды , в пятистах метрах от линии фронта, когда из окопов слышались «гармоника» и лающая речь. У разведчиков впервые увидели пленного немца - «змееныша» со злыми, горящими исподлобья глазами. Нам везло, что называется, Бог хранил. А случалось всякое. Например, к разведчикам мы приехали, когда дымились земляные воронки.

Хозяева успокаивали: «Не волнуйтесь, немец выпустил 90 снарядов. А у нас один раненый». В одной из частей с нами произошел курьез. Переезд длился 10 часов, устали, промерзли, но сразу дали концерт, после которого нас накормили горячим ужином и развели по хатам. Разомлевшие, мы сразу уснули.

Утром пришел дневальный. Спрашивает: «Ничего не слышали? Ну мы показали ему кузькину мать».

После встречи на Эльбе с англо-американскими войсками в мае 1945 года происходило немало совместных торжеств и мероприятий. Союзные и советские оркестры часто играли вместе, сведённые в один музыкальный коллектив. Командование не раз отмечало их мастерство, вызывавшее восторг у солдат и офицеров.

Музыка в бою Военные музыканты Красной армии внесли вклад в победу не только музыкой. Например, оркестр 77-й гвардейской стрелковой дивизии вместе с солдатами защищал Сталинград. Десятого января 1943-го он играл на передовой, воодушевляя бойцов перед наступлением во время операции «Кольцо». Военный оркестр кавалерийского полка Красной Армии на улицах Москвы, 1941 год. В битве под Орлом и во время переправы через Оку музыканты бесперебойно обеспечивали дивизию боеприпасами, доставляя их к линии огня. При форсировании Днепра они доставляли снаряды и патроны на западный берег, помогая удерживать плацдарм.

Именно там оркестр 77-й дивизии понёс первые потери убитыми и ранеными. В исключительно трудных условиях музыканты сражались и на Одере, помогая эвакуировать с плацдарма раненых красноармейцев через реку под огнём. А под Берлином личный состав оркестра прочёсывал леса, вылавливая и беря в плен солдат и офицеров разбитого вермахта. Духовой оркестр 370-й стрелковой дивизии за время войны, помимо игры на разводе караулов и на строевых занятиях, дал на передовой более полутора тысяч концертов не только перед своими бойцами, но и перед солдатами соседних частей и соединений. В период переброски дивизии с одного фронта на другой оркестр играл на каждой остановке для жителей освобождённых городов. Его музыканты прославились не только прекрасной игрой на музыкальных инструментах, но и своей храбростью.

Во время Висло-Одерской наступательной операции бойцы музвзвода 370-й дивизии доставляли на передовую боеприпасы. Когда на артиллерийском складе начался пожар, музыканты Алексеев, Добровольский и Кожукало бросились в горящее здание спасать боеприпасы. С риском для жизни красноармейцы вытащили около двухсот ящиков со снарядами. За этот подвиг их наградили орденами Красной Звезды. Советский военный оркестр на площади Свободы в Будапеште В другой раз музыканты 370-й дивизии отбили нападение немцев на склад боеприпасов, взяв при этом в плен несколько солдат и офицера. Главный подвиг военного оркестра И всё же во время Великой Отечественной свой главный подвиг военные музыканты Красной армии совершали не в бою.

Их основной задачей было поддержание боевого духа в войсках. О том, как это делалось с помощью музыки, говорит следующий пример. Семнадцатого декабря 1943 года 274-я стрелковая дивизия шла форсированным маршем из-под Орши к Витебску. Несмотря на строгий приказ командования, её полки могли не успеть прибыть вовремя: мешала погода.

Музы на войне

С первых дней советско-финской войны до последних дней Великой Отечественной Лидия Русланова выступала на фронтах в сос. Всего в годы Великой Отечественной войны действовало около четырех тысяч фронтовых бригад (из них более 700 в Москве и более 500 в. Премьера в обеденный перерыв. Не все театры покинули столицу с началом Великой Отечественной войны, были и исключения. В годы Великой Отечественной войны коллектив дал более 1,4 тыс. концертов. На советской Украине, освобождённой от немецких оккупантов, во время Великой Отечественной войны. В память о днях Великой Отечественной войны. 22/I 1942».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий