Функциональная грамотность на уроках биологии выступление на педсовете

При обучении биологии на уроках необходимо формировать естественнонаучную грамотность обучающихся, т. е. научить их эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии». Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается. Петрашева М.А. учитель химии и биологии ФГБПОУ «Раифское СУВУ» п. Местечко Раифа, Зеленодольский район, Республика Татарстан, Россия. ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Аннотация. 2023 учебном году.

Международный педагогический портал

  • Ключевые слова
  • Формирование функциональной грамотности на уроках биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»
  • Занятие 1. Функциональная грамотность человека: содержание
  • Средства формирования функциональной грамотности на уроках биологии
  • Занятие 2. Структура функциональной грамотности

Средства формирования функциональной грамотности на уроках биологии

Краснодар «Формирование функциональной грамотности на уроках математики». Тюрина Е. Краснодар Тимченко И. Краснодар «Формирование самооценки у младших школьников». Василенко Т. Краснодара «Развитие образной зрительной памяти, как один из факторов, влияющий на успеваемость младших школьников».

Оказывается, что кислорода в камере убавляется, а углекислого газа прибавляется; значит, кожа поглотила некоторое количество кислорода и выделила углекислоту, т. Никольский «Занимательная физиология». Какая схема соответствует эксперименту, доказывающему кожное дыхание человека? Развитие компетенции: «Понимание особенностей естественно-научного исследования» Слайд 37 Слайд 38 Слайд 39 Ламинарии образуют в местах с постоянным течением густые заросли, которые получили название «водорослевые леса». Такое скученное произрастание позволяет легко добывать их в промышленных масштабах. Эти водоросли любят холодную, богатую кислородом воду. Развитие компетенции: «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов» Тема: Водоросли 6 класс В каких морях условия для формирования «водорослевых лесов» наиболее благоприятны? Для ответа воспользуйтесь картой. Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

Семей, Казахстан. Поиски ответов на вопросы «Чему учить? В связи с этим в педагогике появилось направление — педагогические технологии. Большой вклад в теорию и практику образовательных технологий внесли такие ученые, как , Талызина H. Преподавание предметов в современной школе претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели. А само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль — средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не всегда оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Таким образом, меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение.

Учащийся получает возможность проявить себя в чём-то новом, ведь для него открывается новый предмет. Важное значение имеет мотивация высоких достижений. Это результаты при выполнении исследовательских, проектных работ, творческих работ, выступления на конкурсах, конференциях и т. Так, для ребят 5 класса, которые впервые знакомятся с биологией, особенно интересным является микроскоп и всё, что с ним связано. С помощью микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Школьники, благодаря микроскопу,лучше понимают, что всё живое очень хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что их окружает. Микроскоп является универсальным прибором, позволяющим исследовать и анализировать строение микроскопических объектов. Показывает учащимся возможности использования прибора для изучения объектов и явлений окружающего мира, расширяет кругозор, вовлекает школьников в экспериментальную и проектную деятельность с использованием нового современного оборудования.

Выступление на педсовете «Функциональная грамотность на уроках биологи» . Материал по биологии

Для развития естественнонаучной грамотности на уроках биологии, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса. биологии ситуационные задачи на развитие учебных умений и навыков, так. «Формирование функциональной грамотности на уроках биологии». Докладчик: Сапова Любовь Александровна, учитель биологии. Цель обучения ребенка состоит в том. степень подготовленности человека к выполнению возложенных или добровольно взятых на себя функций. Формирование функциональной грамотности на уроке - условие развития компетентностей учащихся.

Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии

в статье рассматривается проблема развития функциональной грамотности учащихся, а также варианты ее решения. Автором дано определение понятию «функциональная грамотность». Отмечены основные аспекты функциональной грамотности. Формирование естественнонаучной (функциональной) грамотности на уроках химии и биологии при обучении детей с ОВЗ (из опыта работы). М.А. Святченко КОУ «Излучинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» г.п. Излучинск. Понятие естественнонаучной грамотности пришло из международного сравнительного исследования PISA. В рамках этого исследования оценивается функциональная грамотность, включающая читательскую, математическую, естественно-научную. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: u 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d104s1. u (Ответ: медь). 26. Задания функциональной грамотности на уроках химии. Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии и химии. PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (функциональной грамотности) 15-летних учащихся, проводимая раз в три года (с 2000 г.). Видео автора «Первый образовательный» в Дзене: Мастер-класс «Формирование фундаментальной грамотности на уроках биологии» Учитель биологии МБОУ СОШ №4 Боброва Светлана Юрьевна.

Функциональная грамотность

Задачи составляются так, чтобы учащиеся прорабатывали текст учебника и другие предложенные источники информации, умели находить ответы на вопросы, проводить эксперименты, анализ и синтез информации, то есть учащиеся учатся узнавать новое и применять его на практике, в повседневной жизни. Ситуационные задачи позволяют формировать биологические, интеллектуальные, коммуникативные компетенции, использовать разные формы работы учащихся на уроках: индивидуальную, парную, групповую, делают урок интересным и способствуют саморазвитию личности в процессе обучения биологии. Предлагаю разработку урока «Прощание с ботаникой». Данный урок проводится в конце курса биологии 6 класса. К данному уроку учащиеся готовятся заранее. Они готовят домашнее задание, а также учебники для сдачи в библиотеку. Жюри выбирается из числа учащихся успевающих на пять. Оцениваются правильность выполнения учащимися заданий, они показывают свои знания по изученному курсу. Класс заранее разбивается на две команды. Ребята готовят название команды, эмблемы, приветствие на ботаническую тему, а также задания для противника оно может быть различным.

Урок состоит из нескольких этапов.

Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве: 1 инструмента для понимания сложной информации; 2 способа оценки понятийного багажа учащихся; 3 средства развития творческой выразительности; 4 способа выражения своего отношения к событию или исторической личности. Ромашка вопросов» «Ромашка Блума».

Таксономия от др. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующих «лепестках».

В старших классах оставляю саму классификацию, и тогда задание выглядит следующим образом: «Перед тем, как мы прочтем текст о вегетативном размножении, сформулируйте индивидуально по одному практическому и одному оценочному вопросам. Стратегия ИНСЕРТ «Условные значки» способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Использую информационно-насыщенные тексты.

Обязательно учитываю, что учащиеся должны иметь обладать суммой знаний об объекте или процессе изучения. Например, при изучении темы «Вирусы» в 10 классе, работа организую следующим образом: 1. Учащиеся индивидуально «в столбик» записывают все, что они знают или считают, что знают по данной теме самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме.

Затем, в парах, обмениваются этой информацией и составляют кластер, в центре которого находится тема занятия, а в окружающих ее «гроздьях» записаны те факты, которые детям удалось вспомнить. На доске, всем классом составляется, общий кластер по данной теме. Те факты, которые вызвали споры, отмечаем знаком вопроса.

Обсуждаем, какие темы для учащихся являются самыми сложными. Факты, имеющие общее основание объединяем. Работу с текстом можно организовать по материалам учебника.

Но лучше подготовить научно-популярные тексты, которые должны соответствовать требованиям программы, возрасту учащихся.

Масса же земли в горшке уменьшилась всего на 50 гр. Откуда же растение взяло 64 кг 950 гр. Опасный трамвай. Осенью около трамвайных путей, проходящих вблизи садов и парков, иногда вывешивают плакат «Осторожно, Листопад! Как охотятся грибы? Любому живому существу нужны органические вещества для построения своего тела. Животные получают их через еду. Растения образуют органические вещества посредством фотосинтеза.

А как быть грибам? Они не обладают фотосинтезом, не охотятся? Кот — лекарь. Кот может безошибочно определить где у человека больное место. Он ложится прямо на больной сустав и начинает его «лечить». И ведь действительно помогает. Объясните, что за странное чутьё и лекарство есть у кота? Волшебный кислород. В сутки человек вдыхает примерно 25 кг воздуха.

На каждые 100 км пути автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше? Используя приведённые факты и расчёты, составить листовку о защите природы. Контейнер для наркотиков. Прочитайте фрагмент газетной заметки «…Погиб парень двадцати лет. Желудок этого молодого человека был предназначен для перевозки полиэтиленовых мешочков с кокаином…». Какая функция желудка оказалась для него роковой? Ответьте на вопрос, используя знания за 8 класс по теме «Пищеварение». Разрушители зубов.

Как с точки зрения биологии прокомментировать это утверждение.

Работу с текстом можно организовать по материалам учебника. Но лучше подготовитьнаучно-популярные тексты, которые должны соответствовать требованиям программы, возрасту учащихся. При работе с текстом дети используют следующую систему разметки. После прочтения школьники обсуждают результаты и составляют одну на двоих или одну на группу таблицу, в которую ключевыми словами вошли бы основные результаты работы. Обсуждаем результаты заполнения таблицы.

Возвращаемся к кластеру на доске и корректируем его. В качестве домашнего задания можно дать на «разработку» пункты, попавшие в графу «? Перед учителем стоит цель сделать урок, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на уроках биологии, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, актуальна технология критического мышления. Приёмы данной технологии позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками.

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммунникационные. Формы применения ИКТ Цифровые образовательные ресурсы Использование цифровых образовательных ресурсов ЦОР как готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Презентация — форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио— и видеоматериалы. Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке. Ресурсы сети Интернет Использование ресурсов Интернета на уроке при изучении нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В Интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов. В этом есть большое преимущество, хотя бы в том, что ребята экономят личное время. Задача учителя научить учащихся правильно работать с найденной информацией, уметь ее структурировать, составлять к ней логические схемы, вопросы, выделять главное.

Например, при изучении темы «Происхождение живого вещества» ребята получают предварительное задание найти информацию в Интернете. Задания могут носить как индивидуальные, так и групповой характер. Если время позволяет лучшие работы можно отметить и предложить ребятам выступить с сообщениями по своим темам, конечно же, такая форма это результат длительной целенаправленной работы с учащимися над информацией. При организации исследовательской деятельности ресурсы Интернет становятся незаменимыми при поиске теоретической информации, для ознакомления с другими исследовательскими проектами, ну и, наконец, в Интернете можно найти информацию о проведении конкурсов и принять в таковых участие. Электронные энциклопедии — являются аналогами обычных справочно-информационных изданий — энциклопедий, словарей, справочников и т. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML.

В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; удобная система навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио— и видеофрагменты.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках биологии

Видео автора «Первый образовательный» в Дзене: Мастер-класс «Формирование фундаментальной грамотности на уроках биологии» Учитель биологии МБОУ СОШ №4 Боброва Светлана Юрьевна. Естественнонаучная грамотность является составной частью функциональной грамотности, развитие которой, как указывается в образовательных стандартах последнего поколения, является приоритетной задачей школьного образования. Образование для жизни. Сила в единстве. Современный урок. 2. Формирование функциональной грамотности на уроках биологии через решение ситуационных задач и приемов смыслового чтения. При обучении биологии на уроках необходимо формировать естественнонаучную грамотность обучающихся, т. е. научить их эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. План мероприятий посвящен формированию функциональной (естественно-научной) грамотности на уроках биологии и во внеурочное время. Могут быть использованы в обучающих целях педагогами на уроках и во внеурочной деятельности, а также администрацией школы для организации внутришкольного мониторинга по оценке функциональной грамотности.

Выступление на педсовете «Функциональная грамотность на уроках биологи» . Материал по биологии

Цель: Познакомить с педагогическим опытом применения приемов формирования функциональной грамотности на уроках биологии. Применение компетентного подхода к изучению биологии. Видео автора «Первый образовательный» в Дзене: Мастер-класс «Формирование фундаментальной грамотности на уроках биологии» Учитель биологии МБОУ СОШ №4 Боброва Светлана Юрьевна. Для развития естественнонаучной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие общеучебных умений и навыков Модели На формирование знания учебного материала На развитие внимания На. Царство растений. пойдет речь на уроке, используя как можно меньше подсказок. Задачи педсовета: • Раскрыть понятие «функциональная грамотность». • Повысить интерес к работе по формированию функциональной грамотности школьников через изучение и внедрение новых образовательных технологий, повышение уровня самообразования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии
  • Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии
  • Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии — презентация
  • «Развитие функциональной грамотности на уроках биологии» – ФГОС online
  • Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии
  • Недавние посты

Функциональная грамотность

Основное общее образование. Приемы формирования функциональной грамотности во внеурочной деятельности по биологии. естественнонаучной грамотности на уроках биологии». Политический курс нашего государства большое внимание уделяет вопросам сферы образования. Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Авторская методическая разработка. «Приемы и методы формирования функциональной грамотности у учащихся». Ферзиково 20023. Аннотация Урок биологии в 6 классе с использованием заданий на формирование функциональной грамотности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Библиотека
  • Филиппова М.В._ФГ на уроках биологии - Google Презентации
  • Методическая копилка
  • Формирование математической функциональной грамотности при изучении учебного предмета «Биология»
  • Сообщение на тему "Функциональная грамотность учащихся на уроках химии и биологии"
  • Формирование функциональной грамотности на уроках биологии Живаева Наталья Петровна

Методическая копилка

Стратегия ИНСЕРТ «Условные значки» способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Использую информационно-насыщенные тексты. Обязательно учитываю, что учащиеся должны иметь обладать суммой знаний об объекте или процессе изучения. Например, при изучении темы «Вирусы» в 10 классе, работа организую следующим образом: 1. Учащиеся индивидуально «в столбик» записывают все, что они знают или считают, что знают по данной теме самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме. Затем, в парах, обмениваются этой информацией и составляют кластер, в центре которого находится тема занятия, а в окружающих ее «гроздьях» записаны те факты, которые детям удалось вспомнить.

На доске, всем классом составляется, общий кластер по данной теме. Те факты, которые вызвали споры, отмечаем знаком вопроса. Обсуждаем, какие темы для учащихся являются самыми сложными. Факты, имеющие общее основание объединяем. Работу с текстом можно организовать по материалам учебника.

Но лучше подготовить научно-популярные тексты, которые должны соответствовать требованиям программы, возрасту учащихся. При работе с текстом дети используют следующую систему разметки. Мне не нравиться, когда дети ставят пометки в книге. Поэтому, предлагаю им это делать на листочке, лежащем рядом с полями книги, нужно только обозначить на нем верх и низ страницы, чтобы потом можно было сопоставить пометки с текстом. После прочтения школьники обсуждают результаты и составляют одну на двоих или одну на группу таблицу, в которую ключевыми словами вошли бы основные результаты работы.

Таблица выглядит так:.

Такое задание и предлагаю выполнить ученикам: сформировать представление об истории открытия процесса «фотосинтеза», условиях протекания и результатах фотосинтеза в процессе практической деятельности. Оно направлено на извлечение вывода из опыта, объяснение явления с привлечением новых знаний. Для этого организую работу учащихся с текстами в группах. Каждая группа получает рабочий текст и обсуждает его, при работе с текстом необходимо представить информацию в сжатом виде, но так, чтобы смысл не был утерян. На основе работы ребята делают выводы и заносит их в таблицу. Работа ведется 3 группами 1 группа — объясняет опыты ван Гельмонта и Д.

Предлагается каждой группе выйти к доске и познакомить остальные группы с результатами своей работы. При этом в процессе работы ученики высказывают свои предположения, осуществляют поиск ответов на поставленные вопросы, представляют обобщенные результаты классу. Опыт и эксперимент — это методы исследования в управляемых условиях. Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся. Дают возможность познакомить детей с законами природы в доступной форме. Использование опытов и экспериментов является эффективным средством формирования естественнонаучной грамотности. Поэтому в следующей части урока, для того, чтобы ответить на вопрос где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества, предлагаю ученикам провести эксперименты с растениями. Подготовка к проведению опытов начинается за несколько дней до урока по данной теме ставят растение в темноту.

Перед уроком готовится материал для проведения экспериментов обесцвечивают листья. И на уроке завершается работа над опытами, с использованием карточек с заданием. Вспоминаем о существовании веществ, с помощью которых можно узнать о наличии других веществ. Например, раствор йода помогает обнаружить крахмал. На примере картофеля демонстрируем изменение окраски раствора йода. Таким же образом доказываем присутствие крахмала в листьях. Проводят анализ результатов, демонстрируя опыты. В качестве итога групповой работы предлагаю ответить на вопросы, используя текст учебника работа с учебником Какие вещества необходимы для образования крахмала?

Как углекислый газ проникает в лист?

На развитие внимания 1 Продолжите предложенный текст 2 Задайте вопросы по данному тексту 3 Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице 4 Дан перечень некоторых объектов, понятий и т. Продолжите данный ряд. Что в нем перечисляется?

Пищеварение — это процесс механической переработки пищи. Ферменты — это особые белки, способствующие выделению. Производители — организмы, потребляющие произведенное. На развитие мировоззрения 1 Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением и т.

Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте. Основные подходы к конструированию заданий для оценивания естественнонаучной грамотности учитывают умения, которые необходимо проверить, что дано в задании и что нужно определить.

Они могут гибко связывать различные источники информации и представления, способны к продвинутому математическому мышлению и рассуждению. Они способны выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии для решения сложных проблем, связанных с этими моделями. Могут мыслить стратегически, используя хорошо развитые навыки мышления и умение рассуждать, вникать в суть ситуации. Они аргументируют свои решения, обосновывают выводы.

Они могут интерпретировать, аргументировать и объяснять свои решения. Они способны построить простую модель и на ее основе выбрать и применить простые стратегии решения проблем. Они обычно демонстрируют способность работать с процентами, дробями и десятичными числами, а также с пропорциональными отношениями. Они могут извлекать соответствующую информацию из одного источника и использовать один способ наглядного представления. Могут использовать основные алгоритмы, формулы, процедуры для решения проблем, связанных с целыми числами. Они способны идентифицировать информацию и выполнять рутинные процедуры в соответствии с прямыми инструкциями в конкретных ситуациях. Занятие 5.

Они могут различать аргументы, которые основаны на научных данных и теориях, и аргументы, основанные на других соображениях. Они могут проводить эксперименты, включающие две или более независимые переменные, для ограниченного круга задач.

Выступление на педсовете «Функциональная грамотность на уроках биологи» . Материал по биологии

После раздумий решение было предложено… внуком-шестиклассником юбиляра. Предположите способ создания задуманного букета. Благодаря каким биологическим особенностям стебля это возможно? Используя комнатные растения, докажите его реальность». Учащиеся должны вспомнить основную функцию стебля растения - транспорт веществ. Восходящий ток веществ обеспечивается сосудами ксилемы. Помещение стебля побега в подкрашенную чернилами воду обеспечивает окрашивание листьев и цветков.

Комнатное растение со светлыми цветками и листьями или с листьями, имеющими белые полосы , помещенное в раствор чернил, примет соответствующий цвет. Особую ценность имеют ситуационные задачи краеведческого или интегрированного характера, в содержание которых включены факты и ситуации, связанные с конкретным городом, регионом, или включающие историко-культурные сведения. Например, на уроке по теме «Вегетативное размножение растений» учащимся можно предложить решить следующую задачу: «Во время блокады Ленинграда многие скверы и газоны города превратились в огороды, где горожане выращивали овощные культуры. Рядом с Исаакиевским собором была посажена капуста, а вдоль Университетской набережной Невы - картофель. Весной 1942 года остро стоял вопрос с посадочным материалом. Ленинградцы, испытывающие острый голод, стремились употребить в пищу и картофель, предназначенный для посадки.

Но данная проблема была решена. Объясните, благодаря каким биологическим особенностям картофеля его клубень можно было одновременно употреблять в пищу и высаживать в почву, давая начало новому растению? Содержание изученного на уроке материала, а также знания о видоизмененных побегах, сформированные ранее, позволит школьникам предположить, что клубни картофеля можно размножать «глазками» - вегетативными почками, а оставшееся содержимое клубня употреблять в пищу. При обучении школьников работе с ситуационными задачами важно постепенно увеличивать степень их самостоятельности: фронтальная деятельность - групповая работа - работа в парах - индивидуальное решение задачи. В связи с этим сначала следует обратить внимание на формирование понимания логики решения такого типа задач анализ условий и ситуации, постановка гипотез, поиск оптимального решения, формулировка выводов и обобщений. Конкретными приемами могут являться «Мозговой штурм», «Пила» «Зигзаг» , обучающие структуры Сингапурской образовательной технологии, подразумевающие групповую деятельность, парную или индивидуальную работу.

Например, класс можно разделить на группы по четыре-шесть человек, каждая из групп при этом получает карточки с условиями ситуационных задач по две одинаковые для всех и одна задача отличная от других. Первую задачу, условие которой у всех одинаковое, целесообразно решать фронтально, при этом важно рассмотреть основные подходы к решению ситуационной задачи.

На слайдах представлены некоторые задания, которые можно использовать на уроках биологии как средство повышения качества естественнонаучной грамотности. Проведение опыта Д. Трайтак учебник 5 класса. Лабораторная работа по теме «Определение содержание жира в семенах». Домашние опыты, эксперименты. Учебное исследование, которое позволяет ученику самостоятельно заниматься практической деятельностью. При проведении домашних опытов, экспериментов и самонаблюдений у ребят появляется возможность развивать поисковые навыки, коммуницировать с ровесниками и взрослыми, получать и применять знания, приближенные к повседневной жизни. Учащиеся развивают функциональную грамотность, причём самые различные её направления.

В курсе биологии 8 класса много самонаблюдений. Подростки учатся наблюдать за своим организмом, проводить измерения, интерпретировать полученные результаты. Работа с пульсоксиметром — измерение сатурации, со смарт-часами по измерению пульса, тонометром — измеряем давление. Например, в 6 классе при изучении темы «Вегетативное размножение растений» проводим домашнюю практическую работу «Изучение способов вегетативного размножения растений».

Поэтому современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, он должен уметь своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности, правильно оценить возможности учащихся и подготовить ряд наводящих вопросов при решении заданий повышенной сложности. Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но могут использоваться на разных его этапах. При проведении урока в соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие не только предметных знаний, но метапредметных когнитивные, коммуникативные, регулятивные. В связи с этим основной задачей учителя остается инициировать образовательный запрос учащихся.

При этом наиболее удачными педагогическими средствами являются учебное задание и учебные ситуации. Уроки должны быть выстроены так, чтобы каждая следующая тема показывала подросткам «границы» применимости предыдущих знаний, «заставляла» обучающихся искать новые ходы, способы для движения в предметном материале. Каждое новое занятие должно вооружать подростка новым способом действия. Виды работ на уроке также должны постоянно меняться. Виды деятельности учащихся на уроке при формировании ФГ Объяснение и описание явлений Использование и построение моделей явлений и процессов Прогнозирование изменений Формулирование выводов на основе имеющихся данных Анализ данных и оценка их достоверности Выдвижение гипотез, формулирование цели и построение плана исследования и др. Заданий по развитию функциональной грамотности обладают своими особенностями, а потому, при использовании таких заданий на уроке, надо помнить о времени, затраченном на решение. Особенности заданий по функциональной грамотности.

Direct close: Simply ask for the order. Appropriate in most situations. Summary close: Summarize key points to facilitate a purchase decision. Contingency close: Isolate the last remaining obstacle to the sale, and make the sale contingent upon removing the obstacle. Assumptive close: Assume the sale has been made. Used when resistance has been weak. Choice close: Ask the prospect which version of the product is preferred.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий