Новости рембрандт возвращение блудного сына

РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — «Возвращение блудного сына» — картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, экспонирующаяся в Эрмитаже. «Возвращение блудного сына» Рембрандта продолжает очаровывать и вдохновлять зрителей своей вечной красотой, пронзительным повествованием и техническим блеском. «Возвращение блудного сына» — одна из самых известных картин голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606—1669). это скорбь об утраченной молодости, сожаление о том, что нельзя вернуть утраченные дни и пища для ума многих историков и искусствоведов. В картине «Возвращение блудного сына» психологический талант Рембрандта раскрылся в полной мере, ведь в нее он вложил весь свой творческий опыт.

Картины осуждённых по мотивам «Возвращения блудного сына» выставили в Эрмитаже

«Возвращение блудного сына» — одно из самых совершенных созданий великого мастера. Тема блудного сына в творчестве Рембрандта. Картину «Возвращение блудного сына» можно анализировать сутками в самых разных контекстах. В последнем варианте «Возвращения блудного сына» Рембрандта акцент сделан на фигуре отца, излучающей любовь и всепрощение. В год своей смерти он закончил картину «Возвращение блудного сына». «Возвращение блудного сына» Рембрандт написал незадолго до смерти.

«Возвращение блудного сына»: живописное полотно Рембрандта

  • «Возвращение блудного сына»: история последней картины Рембрандта - Православный журнал «Фома»
  • Угадал желания заказчиков и разбогател
  • Возвращение блудного сына: «Я художник, а не чистильщик сапог!»
  • Рембрандт «Возвращение блудного сына» картина около 1668 г.

РЕМБРАНДТ ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА ЭРМИТАЖ

Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — «Возвращение блудного сына» — картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, экспонирующаяся в Эрмитаже. Картина «Возвращение блудного сына» Рембрандта имеет глубокий философский смысл и является одним из главных шедевров западноевропейской живописи. Сюжет картины «Возвращение блудного сына» не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта. «Возвращение блудного сына» Рембрандта продолжает очаровывать и вдохновлять зрителей своей вечной красотой, пронзительным повествованием и техническим блеском.

Характеристики:

  • Telegram: Contact @pic_history
  • «Возвращение блудного сына» Рембрандт ван Рейн, 1666—1669 г. (картины с историей) | BarCaffe
  • Загадки картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта | homsk
  • Также рекомендуем

В Эрмитаже представили картины осуждённых по мотивам «Возвращение блудного сына»

посвящение картине Рембрандта "Возвращение блудного сына", автором которой выступил российский кинорежиссер Александр Сокуров, представили в понедельник в Государственном Эрмитаже. Несмотря на грехи младшего сына, его старый отец принимает блудного сына, и лицо старика демонстрирует абсолютное прощение. Но Александра Сокурова волнует не столько тема отцовской любви и всепрощения, сколько жизненный опыт, с которым блудный сын вернулся в родной дом, и последствия его возвращения. Сюжет картины «Возвращение блудного сына» не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта. Лицо блудного сына, прижатое к груди отца, скрыто от нас, но совершенно очевидно, что оно выражает искреннее раскаяние. «Возвращение блудного сына» стало самым большим полотном Рембрандта на религиозную тему.

Возвращение блудного сына (Рембрандт)

К образу блудного сына Рембрандт обращался в своём творчестве уже не в первый раз. В год своей смерти он закончил картину «Возвращение блудного сына». Именно это возвращение Блудного сына домой и изображено на картине Рембрандта. На примере картины «Возвращение блудного сына» рассказываем, из чего складывается стиль голландского мастера.

"Возвращение блудного сына" Рембрандта

одна из последних работ Рембрандта, над которой художник, вероятно, работал в течение двух лет вплоть до своей смерти в 1699 году. «Возвращение блудного сына» Рембрандт написал незадолго до смерти. Возвращение блудного сына Рембрандта и другие картины и иконы (фото). «Возвращение блудного сына» — одна из самых известных картин голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606—1669). Возвращение блудного сына Рембрандта и другие картины и иконы (фото).

Интерпретация библейской притчи

  • Возвращение библейского Рембрандта
  • Рембрандт, Возвращение блудного сына - картина с описание
  • Возвращение блудного сына или прощение по Рембрандту
  • Рембрандт, Возвращение блудного сына - картина с описание
  • Рембрандт «Возвращение блудного сына». История картины
  • Рембрандт «Возвращение блудного сына» картина около 1668 г.

Картина «Возвращение блудного сына» Рембрандта Ван Рейна

Он надеялся, что сможет наняться работать к отцу — о прощении юноша даже не мечтал. Однако отец увидел его ещё издалека. Он поспешил навстречу сыну, обнял его и велел слугам принести лучшие одежды и досыта накормить вернувшегося члена семьи. В честь вернувшегося сына отец устроил большой праздник.

Во время пира старший из сыновей упрекнул его. Он сказал, что верно служит отцу, но тот даже не разрешил взять козлёнка, чтобы зажарить и повеселиться с друзьями. Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет с двумя кругами», между 1665 и 1669 годами Местонахождение: Кенвуд-хаус, Лондон, Великобритания Главные герои «Возвращение блудного сына» стало самым большим полотном Рембрандта на религиозную тему.

На нём мы видим кульминационный момент притчи. В центре картины мы видим отца и того самого сына, который уже и не надеялся, что его примут как родного. На отце дорогие красные одежды.

Они свидетельствуют о высоком статусе и богатстве человека. Посмотрите на его лицо — оно полно нежности и любви, а руки ласково обнимают юношу. Но главной фигурой всё равно остаётся сын.

У него бритая голова, словно у каторжника, и это — символ грехопадения молодого человека. Его одежда уже давно порвалась, а обувь кажется совершенно прохудившейся. Художник даже показал нам босую ступню юноши, и это говорит о его беззащитности и слабости.

Но мало кто знает, что известный библейский сюжет стал отражением реальных трагических событий в жизни мастера. Возвращение блудного сына. Фото: christofgrace. Библейский сюжет картины известен, пожалуй, каждому. У отца было два сына. Старший помогал отцу в ведении хозяйства, а младший потребовал свою часть наследства и отправился предаваться всем порокам разгульной жизни. Когда же деньги закончились, непутевый сын оказался на самом дне. Ему приходилось пасти свиней за миску каши, скитаться, просить милостыню.

В итоге он решил вернуться в отчий дом и пасть перед родителем на колени. Отец прощает сына. Именно этот момент в притче выбирали для себя самые известные живописцы.

В том числе над Библией. Настольной книгой Рембрандта.

Библейский сюжет всегда интересовал художника, как будто он находил для себя в этом не только тему для живописи, но и утешение для метущейся души. Поначалу это были небольшого формата офорты гравюры на металле — ред. Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами. Кстати, гравюры Рембрандта пользовались у заказчиков и ценителей искусства невероятной популярностью. Гравюры, выполненные в технике сухой кисти рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте с удовольствием скупались самые знаменитые «Христос, исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе» и приносили Рембрандту серьезный доход.

Это удивительно еще и потому, что в тогдашней протестантской Голландии, картины с религиозным сюжетом уже не были популярны. Рембрандт был чуть ли не единственный из голландских живописцев, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Конечно не только в офортах, в больших полотнах также. Она была написана в год его смерти, и стала вершиной проявления его таланта. И что же еще мог написать Рембрандт кроме темы, которая рефреном звучала всю его жизнь?

Притчу о блудном сыне мы встречаем в Евангелие от Луки. Она рассказывает о юноше, покинувшем отцовский дом и промотавшем наследство. В праздности, распутстве и пьянстве проводил он свои дни, пока не оказался на скотном дворе, где питался из одного корыта со свиньями. Находясь в отчаянном положении и полной нищете, юноша возвращается к отцу, готовый стать его последним рабом. Но вместо презрения он находит царский прием, вместо гнева — всепрощающую, глубокую и нежную отцовскую любовь.

Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне. Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил. И это был их первый и последний если не считать рисунков совместный портрет.

На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. По тем временам она ведет себя скорее фривольно, ведь сидит на коленях у молодого человека, обнявшего ее гибкий стан. Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Он весел и доволен собой: ему принадлежит внимание дамы, в руках бокал с искрящимся вином, на богато уставленном столе накрыт сытный обед.

Он пошел и нанялся к одному из обитателей страны той, и тот послал его на свои пастбища пасти свиней. И он рад был бы поесть досыта хоть рожков, какими кормились свиньи, но никто ему не позволял Лк 15:14—16 — Неделя о блудном сыне — это одно из подготовительных воскресений к Великому посту. Создается настрой на покаяние, — говорит искусствовед, магистр богословия и катехизатор Александр Копировский. Она о том, как молятся люди, один из которых превозносится при этом над другим, и что от этого оправдания достичь нельзя. А за ней — Неделя о блудном сыне, когда каждый ставит себя на его место: ведь мы в жизни, как считается, все время отпадаем от Бога, а блудный сын дает нам понять, что надо каяться и возвращаться к Нему. Копировский напоминает, что этот богослужебный строй появился довольно поздно, когда членам церкви уже надо было говорить, что необходимо каяться; когда им потребовались вешки, маяки, «стимуляторы», чтобы духовно встряхнуться и посмотреть, где в их жизни дыры, проеденные молью или ржавчиной. Со временем, чем больше невежества и языческих пережитков человек приносил с собой в церковь, тем больше возникало таких напоминаний в церковном календаре. Эти напоминания сохраняются в богослужении неизменно до сих пор. Оно заставляет задуматься любого. Дело даже не в том, чтобы человек научился прощать, — об этом, как правило, думают в последнюю очередь, — а хотя бы заметил, что кого-то простили, что другие прощают. Александр Михайлович Копировский И тогда он, придя в ум, сказал себе: «Сколько работников у моего отца получают еду в изобилии, а я тут погибаю с голоду! И он встал и пошел к своему отцу. Еще издали увидел его отец, и сердечно сжалился над ним, и побежал навстречу, и кинулся ему на шею, и поцеловал его Лк 15:17—20 В советское время эту картину могли истолковывать по-разному. Сюжеты Писания для крепкого идеологического экскурсовода были мифами, фактами культуры. Рембрандта тоже не щадили. Александр Копировский вспоминает: — Говорили и писали, что Рембрандт — реалист, что он преодолел буржуазные вкусы своего времени, разрушил традицию, по которой живопись должна быть яркой, внешне представительной, открыто показал душу человека... То есть уводили всё в психологию. Могли трактовать картину как его воспоминание об умершем сыне, выражение его родительских чувств. Но Титус никуда не убегал от отца, хотя и не собирался продолжать его дело и традицию. Безусловно, в своих работах по сюжетам из Библии Рембрандт выражал не лично себя, не исключительно свои переживания и чувства. Он открывал то, что заключалось в самом Священном Писании. Иллюстрация предполагает точное следование тексту. Но на картине блудный сын уже все слова, которые он произносит по сюжету, сказал, да и отец ведет себя не так, как в Писании.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Возвращение блудного сына»

Конкретно на севере и северо-западе особую популярность получил кальвинизм, что не пришлось по нраву испанскому королю Филиппу II, который был последовательным католиком и всячески поддерживал Контрреформацию, то есть движение за искоренение протестантизма и возвращение былого влияния Римской католической церкви. Ключевой фигурой со стороны Нидерландов стал Вильгельм I Оранский, ставший лидером борьбы за освобождение в XVI веке и относившийся ко всем христианским учениям со свойственным ему характеру рационализмом и спокойствием. Как итог, южные провинции всё же остались за Филиппом, а вот северные отвоевали свою свободу; XVII век стал «золотым» для так называемых Соединённых провинций. Из Голландии, бывшей самым процветающим и богатым регионом, и был родом Рембрандт. Культурный подъём не заставил себя ждать: осознание себя как свободного народа, ощущение возможности получить статус не только по праву рождения, а заработав на него своим собственным трудом — всё это непосредственно отразилось на всех сторонах жизни, в том числе на изобразительном искусстве. Разнообразию жанровой живописи не было конца, картины охотно покупали разбогатевшие горожане и пытающиеся угнаться за временем аристократы, а писать одно и то же, даже за высокую плату, быстро наскучивало, что толкало художников на действительно неординарные эксперименты. Не надо, однако, думать, что на юге дела шли хуже: их соседи были увлечены уже новым течением — барокко, которое подарило нам не меньше значимых произведений искусства. Рембрандт за свою достаточно долгую жизнь прожил как невероятный взлёт и повсеместное признание, так и нищету и отстранение от общества ближе к концу своей жизни. С 13 лет посвятив себя изучению живописи, он достаточно рано для художника достигает коммерческого успеха.

Признание в широких кругах ему приносит картина «Урок анатомии доктора Тульпа», которая не только произвела огромное впечатление на современников, но и стала одной из визитных карточек Рембрандта. У него, казалось бы, теперь есть всё, что нужно, для счастливой жизни: он хорошо обеспечен, женат на женщине, которую искренне любит - Саскии ван Эйленбюрх, всю свою отцовскую любовь направляет на единственного выжившего сына Титуса; однако, такое счастье не продлилось долго. Урок анатомии доктора Тульпа. Рембрандт шёл к жизненному спаду, но только рос в художественном плане. Эксперименты с композицией и светотенью сформировали уникальную манеру, которой мы восхищаемся сейчас, а ранее она стала вдохновением для художников-реалистов XIX века. Жизнь, правда, лучше не становилась, ведь Рембрандт влюбляется в свою служанку Хендрикье, церковь обвиняет его в порочности такого сожительства, только вот выйти за новую возлюбленную он не может из-за риска потерять остаток состояния, доставшегося от покойной Саскии. Бедность всё больше давила на художника, заставляя в итоге объявить себя банкротом и поселиться в еврейском квартале на окраине Амстердама. Жизнь скрашивало общение с Титусом, только вот и он ушёл из жизни раньше собственного отца.

Ночной дозор. Возвращение блудного сына.

Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Посмотрите на знаменитый «Автопортрет с Саскией на коленях», его также принято называть иначе — «Блудный сын в таверне». Картина эта пришла прямиком из тех счастливых лет, когда Рембрандт был богат и знаменит. При этом изображаемое не лишено иронии над самим собой: живописная символика преподносит павлина одновременно и как символ божественного величия, и как указание на тщеславие и гордыню, что соотносится с сюжетом притчи; к тому же, в левом верхнем углу виднеется грифельная доска, на которой обычно вели подсчёты и вычисления, что является намёком на итог любого бурного расточительства — плату по счетам. Блудный сын в таверне.

Перед нами полотно камерное, замкнутое в своём пространстве, оттого очень личное и сосредоточенное на главных героях, выделенных неизвестным для нас источником света. Несмотря на то, что персонажей на картине несколько, их роль второстепенна, и поэтому точно установить их значение достаточно сложно. Скорее всего, на картине изображены слуги и родственники семейства, из которых сложно выделить конкретных личностей. Одни исследователи считают, что старший брат — это фигура за колонной, напоминающей колонну храма в Иерусалиме, чему придают символическое изображение ветхозаветного Закона, за которым прячется брат, не способный осознать милость Бога Отца. Для других брат — фигура в богатых одеждах с посохом, что слабо сходится с библейским текстом. Касательно ближайших к зрителю после центральных фигур существует другая любопытная теория: перед нами всё те же отец и сын, только в самом начале притчи, когда сын собирается в путь, чему вполне соответствует схожесть в одежде у стоящего с посохом старца. Независимо от того, какая версия ближе лично вам, Рембрандт убирает конфликт между братьями, присутствующий в притче, и сосредотачивает нас именно на центральном действии, постепенно снижая насыщенность света и уводя в тень задний план и создавая пространственную глубину, в которой растворяются все детали. Наконец, мы обращаемся к главным героям. Сын, припавший на коленях к ногам своего отца, уже не заботится, в каком виде он предстаёт: рваная одежда, бритая голова и сползающая с ног обувь уже не имеют значения перед желанием быть сейчас в объятиях, полных любви и заботы.

Никакого гнева или презрения, только покой и прощение, соединённое с раскаянием и смирением пережившего величие и падение юноши. Полотно имеет добавленную полосу снизу, хотя изначально ступни сына, стоящего на коленях, находились буквально на краю по авторскому замыслу: фигура практически готова покинуть живописное пространство и перейти в реальность. Тёплые цвета, отсутствие ярких цветовых контрастов и мягкий свет, опускающийся на эту небольшую, но настолько важную сцену — всё способствует уже нашему собственному проникновению в мир, отображённый Рембрандтом.

В притче он говорит: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою». Здесь блудный сын написан спиной к зрителю, который, таким образом, как бы оказывается следующим в очереди на покаяние. Старший сын. Сам Рембрандт не оставил пояснений, кого еще он изобразил на этой картине, но многие исследователи считают мужчину в богатом одеянии, похожем на плащ хозяина дома, старшим братом главного героя. Изображенный на стене человек с дудкой и свиньями — напоминание о злоключениях блудного сына.

Чтобы не умереть с голоду, ему пришлось наняться на самую неприятную работу: пасти этих животных, считающихся у иудеев нечистыми. Оборванец на картине наполовину разут. В этом усматривают параллель с эпизодом из Книги Исхода, когда Бог говорит Моисею, созерцающему неопалимую купину: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» Исх. Таинство исповеди в грехах и божественного прощения — тоже «территория» священного. Руки отца.

Сюжет картины «Возвращение блудного сына» не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта. Рембрандт вдумчиво вчитывался в библейский рассказ, но он не был простым иллюстратором, который стремится в точности воспроизвести текст. Он так вживался в притчу, словно сам был свидетелем происшедшего, и это давало ему право досказать недосказанное.

На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к «бродяге», с бережной нежностью прижимает его к себе. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Кажется, что страдания уже настолько сломили их, что радость встречи не принесла облегчения. Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовский дом.

Перед картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир. Фигуры отца и сына составляют замкнутую группу, под влиянием охватившего их чувства они как бы слились воедино. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему. Его лицо, руки, поза — все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает главных действующих лиц с окружающими их людьми.

Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Взор его широко открытых глаз говорит о том, что и он проникся всей важностью и серьезностью момента. С искренним сочувствием смотрит на отца и сына стоящая поодаль женщина.

«Возвращение блудного сына» Рембрандта

Великолепие и мастерство Рембрандта ярко проявляются на этой картине. Художник сумел передать эмоции и психологические состояния, что делает картину особенно пронзительной и живой. Яркий свет, тени и детали, сочетающиеся с умелой композицией, погружают зрителя во всю мощь и значимость этого произведения искусства. Картина «Возвращение блудного сына» Рембрандта имеет глубокий философский смысл и является одним из главных шедевров западноевропейской живописи.

Во время одного из сеансов обезьянка сдохла, и потрясённый случившимся художник изобразил на картине её трупик. Клиенты потребовали убрать эту не слишком приятную деталь, на что мастер ответил решительным отказом. Дескать, именно она-то одна и делает холст интересным и колоритным.

Покупатель, не будь дураком, не отставал и продолжал изводить автора никчемными придирками: упрёк состоял в том, что полотно получилось слишком шероховатым на ощупь. Рембрандт возразил фразой, ставшей впоследствии знаменитой: «Прошу прощения, но я ведь художник. А не чистильщик сапог! А потом развешивал всё это тряпье, — как бы грязно оно не оказывалось, — по стенам студии. Вперемежку с превосходными драгоценностями и всевозможным оружием — алебардами, шпагами, рапирами, ножами. Тщательно и заботливо их коллекционировал, скрупулёзно каталогизировал и очень тем гордился.

Гордым, независимым был и характер Рембрандта. Он любил рассказывать историю про Караваджо, коего считал одним из своих учителей и подражал ему в раннем творчестве. Микеланджело Караваджо искусно владел клинком, что импонировало крайне. Подобно Рембрандту, Караваджо полвека назад категорически не терпел никакой критики. Нелестные отзывы о манере письма приводили маэстро в ярость. Один раз некий Серапино неодобрительно отозвался о картинах Микеланджело, — вмиг получив за это вызов на дуэль.

Караваджо заколол его. За что был приговорён к смертной казни. Однако приговорённый чудом сумел бежать из Рима. Много скитался, продолжая творить, — что, несомненно, восхищало Рембрандта. Серапино же, в свою очередь, по иронии судьбы вошёл в анналы мировой истории как человек, которого убил на дуэли грандиозный художник-виртуоз стиля барокко — Микеланджело да Караваджо! В 40—60-е годы семнадцатого века Рембрандт работает над «Данаей», «Святым семейством», «Вирсавией» и другими полотнами.

Растёт его известность как рисовальщика, графика, офортиста: он создаёт «Слепого Товия», «Христа, исцеляющего больных», «Девушку у окна», «Три креста», «Мельницу». Пейзажи, портреты простых людей.

Картина была написана известным голландским художником Рембрандтом в 1668 году. Это олицетворение библейской притчи о блудном сыне, которого приняли обратно в семью после его разгульного образа жизни. Великолепие и мастерство Рембрандта ярко проявляются на этой картине. Художник сумел передать эмоции и психологические состояния, что делает картину особенно пронзительной и живой.

На них изображены представители известной семьи в голландском городе Лейден — Ян Виллемс ван дер Плайм и его жена Яапген Карелс.

Их сын Доминик ван дер Плайм был женат на двоюродной сестре Рембрандта, а их ребенок Карел ван дер Плайм, как считается, был учеником Рембрандта. Размер картин составляет восемь дюймов примерно 20,32 см , они подписаны Рембрандтом и датированы 1635 годом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий