Новости кгб история

Как смерть майора КГБ привела к грандиозной чистке в МВД СССР, разбираемся в программе «Исторический детектив» с Николаем Валуевым. Еще 554 партийных и советских работника заняли освободившиеся руководящие посты в региональных подразделениях КГБ. Следственное управление КГБ закончило предварительное расследование уголовного дела в отношении топ-менеджеров ОАО «Белгазпромбанк».

Курс из 35 лекций «История советских спецслужб»

Главой ведомства после смерти Дзержинского становится бывший нарком финансов Вячеслав Менжинский. Упраздненный орган так же должен был бороться с контрреволюцией. Спустя три года полномочия начали расширяться - в подчинения вошли органы милиции и уголовного розыска, что стало отправной точкой объединения органов госбезопасности с органами внутренних дел. Структура ведомства несколько раз реорганизовывалась. Затем в 1946 году было Министерство государственной безопасности МГБ , а после - Комитет государственной безопасности КГБ , который просуществовал до 1991 года. В соответствии с документом Федеральная служба контрразведки ФСК была преобразована в Федеральную службу безопасности. История ведомства неоднозначна: в ней есть место и славным делам на благо страны, и негативным вещам, которые так просто нельзя выбросить из истории государства. На вопрос об отношении к прошлому ведомства ответил нынешний директор ФСБ Александр Бортников в интервью "Российской газете".

Он считает, что политика органов госбезопасности всегда держится на трех основных китах: исторические условия, характер угроз и взаимосвязь ведомства с обществом.

Организационная структура 1-е главное управление отвечало за все зарубежные операции и сбор разведданных. Оно состояло из нескольких подразделений, делившихся как по выполняемым операциям разведподготовка, сбор и анализ , так и по географическим регионам мира. Специфика работы требовала отбора наиболее квалифицированных кадров из всех управлений; новобранцы имели хорошую успеваемость, знали один или нескольких языков, а также твердо верили в коммунистическую идеологию. Это управление предотвращало контакты иностранных дипломатов с жителями страны; расследовало политические, экономические преступления и содержало сеть информаторов; следило за туристами и иностранными студентами. Оно состояло из 12 отделов, курировавших различные военные и военизированные формирования. Созданное в 1969 г. В частности проводило мониторинг иностранной связи, создавало шифры, используемые подразделениями КГБ, передавало сообщения агентам за границу, разрабатывало безопасное оборудование связи. ГУ пограничных войск занималось охраной границ на суше и на море. Оно делилось на 9 пограничных районов, которые охватывали 67 тыс.

Основными обязанностями войск были отражение потенциального нападения; пресечение незаконного перемещения через границу людей, оружия, взрывчатых веществ, контрабанды и подрывной литературы; мониторинг советских и иностранных судов. В дополнение к этим шести ГУ было, по крайней мере, еще несколько управлений, меньших по размеру и объему: 7-е занималось слежкой и предоставляло персонал и техническое оборудование для контроля за деятельностью иностранцев и подозрительных советских граждан. Как обширная и сложная организация, КГБ, в дополнение к этим управлениям, имел обширный аппарат, обеспечивавший ежедневное функционирование организации. Это отдел кадров, секретариат, персонал службы технической поддержки, финансовый отдел, архив, отдел администрирования, а также партийная организация. Они предложили ему либо уйти в отставку, либо отказаться от президентских полномочий в пользу вице-президента Геннадия Янаева. После отказа Горбачева охранники окружили его дом, не позволяя ему выйти или связаться с внешним миром. Одновременно в Москве группа «Альфа» 7-го управления КГБ получила приказ атаковать здание российского парламента и захватить контроль над ним. Подразделение должно было провести скрытую разведку здания 19 августа, а затем проникнуть и захватить его 20-го и 21-го августа. Они откладывали ее, пока оппозиционные силы во главе с Борисом Ельциным не собрались защитить здание. После того как заговорщики поняли, что переворот плохо спланирован и будет безуспешным, они пытались вести переговоры с Горбачевым, который был у них в плену.

Президент отказался встретиться с членами ГКЧП. Некоторые из путчистов были арестованы, и переворот был подавлен. В «банду восьми» входили вице-президент, председатель КГБ, министр обороны, премьер-министр, член Совета обороны, член Верховного Совета, председатель Ассоциации госпредприятий и министр внутренних дел. Семеро из них были арестованы и осуждены. Восьмой прострелил себе голову еще до ареста. После попытки переворота Владимир Крючков, бывший председателем КГБ в течение трех лет, был сменен Вадимом Бакатиным, до этого работавшим министром внутренних дел с 1988 по 1990 год, который тогда призывал к демонтажу Комитета государственной безопасности. Такая позиция стала тогда причиной его смещения и назначения вместо него Бориса Пуго, впоследствии поддержавшего путч. Возрождение Хотя формально КГБ и прекратил свое существование, в 1991-м он был разделен на части, которые в совокупности выполняли те же функции, что и Комитет. Служба внешней разведки, созданная в октябре 1991 г. Федеральное агентство правительственной связи и информации было сформировано на базе 8-го ГУ и 16-го управления и отвечает за безопасность связи и передачу разведданных.

Эти организации несут ответственность за охрану Кремля и всех важных ведомств Российской Федерации.

Это само собой не приходит. Нужна серьезная разъяснительная работа. Ее нужно проводить еще активнее, чем мы делали до сих пор... Нужно думать о том, как тот или иной шаг будет воспринят советскими людьми. Нужно думать и принимать все меры к тому, чтобы наши акции получали поддержку масс»[4]. Дзержинского в июле 1967г. Сказанное имеет особое значение еще и потому, что за последнее время империализм все больше навязывает нам борьбу на фронте идеологии... Вот почему он пытается подтачивать советское общество с помощью средств и методов, которые с первого раза не укладываются в наше представление о враждебных проявлениях.

Более того, можно сказать, что противник ставит своей целью на идеологическом фронте действовать так, чтобы по возможности не переступать статьи уголовного кодекса, не переступать наших законов, действовать в их рамках и тем не менее действовать враждебно. Нам надо беречь и укреплять доверие советских людей, всего советского народа к органам государственной безопасности, потому что это доверие — залог всех наших успехов»[5]. Чрезвычайно актуально звучат и сегодня следующие слова из того выступления председателя КГБ: «важным средством завоевания доверия масс является гласность в чекистской работе. Советский народ должен быть больше и лучше информирован о подрывной деятельности иностранных разведок, зарубежных антисоветских центров, а также о подрывной деятельности антисоветских элементов внутри страны. Советские люди должны больше знать о трудной и сложной работе чекистских органов». Как нетрудно будет заметить далее, Андропов в самом начале своей деятельности на «чекистском поприще» во многом предвосхитил те задачи и проблемно-болевые точки, что останутся по-прежнему актуальными и более чем через два десятилетия, в годы перестройки. В то же время в записке в Политбюро ЦК по вопросу об образовании нового управления Ю. Андроповым, в частности, отмечалось, что если в марте 1954г. И в этой связи новый председатель просил увеличить штат Комитета на 2 250 единиц, в том числе на 1 750 офицерских и 500 вольнонаемных должностей.

Андропов сделал доклад на торжественном собрании в Кремлевском дворце съездов, посвященном 50-летию образования советских органов государственной безопасности. В этом политически важном, знаковом первом публичном выступлении нового председателя КГБ перед широкой аудиторией был дан ретроспективно-содержательный анализ деятельности органов безопасности СССР с момента их образования. Указав на важнейшие принципы работы ЧК: беззаветную преданность делу революции, тесную связь с народом, непоколебимую верность партии и Советской власти, твердость в борьбе с классовыми врагами и высокий пролетарский гуманизм, Андропов подчеркнул, что «эти демократические принципы были и остаются основой деятельности чекистов»[6]. Мы не вправе забывать, также подчеркивал он, что имевшие место извращения и беззакония нанесли серьезный ущерб интересам нашего государства, советским людям и самим органам госбезопасности. Но «нет и не может быть возврата к каким бы то ни было нарушениям социалистической законности. Органы государственной безопасности стоят и будут стоять на страже интересов Советского государства, на страже интересов советских людей». Обращая внимание на то, что спецслужбам иностранных государств отводится значительная роль в осуществлении их внешнеполитической стратегии, Андропов отмечал, что изменился характер, масштабы и содержание разведывательного противоборства с происками противников СССР, а органы государственной безопасности решают задачи по разоблачению и срыву его замыслов. Залогом успешной работы органов КГБ, обращал внимание присутствовавших Андропов, «гарантией правильного подхода к выполнению возложенных на них задач являются последовательное осуществление ленинских принципов, неукоснительное выполнение директив и указаний Коммунистической партии, строгое соблюдение законов социалистического государства, постоянная и самая тесная связь с трудящимися массами». В то же время председатель КГБ подчеркивал, что «было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас имеются еще отдельные случаи антигосударственных преступлений, враждебных антисоветских действий и поступков, которые совершаются нередко под воздействием враждебного влияния из-за рубежа...

В соответствии с лучшими чекистскими традициями органы госбезопасности ведут большую работу по предупреждению преступлений, убеждению и воспитанию тех, кто допускает политически вредные проступки. Это помогает устранять причины, могущие порождать антигосударственные преступления. Борьба партии и Советского государства с фактами нарушения законных прав трудящихся, с пренебрежением к их нуждам, с бюрократизмом, а также воспитание людей в духе социалистического патриотизма, честного выполнения своих гражданских обязанностей способствуют устранению почвы для антиобщественных поступков. Этому содействуют и повышение благосостояния трудящихся, дальнейшее развитие советской демократии, рост уровня культуры и сознательности масс в нашей стране». А вот как информировал Ю. Поскольку этот документ позволяет получить в целом представление как об основных направлениях и задачах деятельности органов безопасности в тот период, так и об объеме, и результатах их работы, приведем ряд выдержек из него[7]. В нем, в частности, председателем КГБ подчеркивалось: «... Основное внимание органов КГБ было сосредоточено на усилении прежде всего внешнеполитической разведки, с тем, чтобы она активно способствовала успешному осуществлению советской внешней политики, надежно обеспечивала своевременное выявление, срыв и разоблачение подрывных планов империалистических государств и их разведывательных органов... В этом документе отмечалось, что всего резидентурами КГБ было получено 25 645 информационных материалов, и еще 7290 материалов поступило в порядке обмена материалами от разведок социалистических государств.

Особо оговоримся, что здесь и далее в подлиннике документа, до самого недавнего времени имевшего гриф «Совершенно секретно. Особой важности», цифровые данные вписаны от руки в оставленные пропуски машинописного текста, что свидетельствует об их особо секретном содержании и значении. Дополнительно членам Политбюро были направлены 42 бюллетеня внешнеполитической развединформации. Помимо этого в различные министерства и ведомства СССР было направлено 1495 информаций, 9910 материалов и 1403 образца техники, по заданиям Военно- промышленной комиссии было добыто 1376 работ по 210 темам и более 330 образцов техники. По линии контрразведки «среди сотрудников дипломатических представительств и приезжающих в СССР туристов, коммерсантов, членов различных делегаций в 1967г. За разведывательную деятельность, проведение акций идеологической диверсии, контрабанду, незаконную валютную деятельность и нарушение норм поведения выдворено из СССР 108 и привлечено к уголовной ответственности 11 иностранцев. Аппаратами военной контрразведки КГБ совместно с органами безопасности ГДР разоблачено 17 агентов западных разведок, проводивших шпионскую работу против Группы советских войск в Германии.... Исходя из того, что противник в своих расчетах расшатать социализм изнутри делает большую ставку на пропаганду национализма, органы КГБ провели ряд мероприятий по пресечению попыток проводить организованную националистическую деятельность в ряде районов страны... В 1967г.

Органами КГБ установлено 1198 анонимных авторов. Большинство из них встало на этот путь в силу своей политической незрелости, а также из-за отсутствия должной воспитательной работы в коллективах, где они работают или учатся. Вместе с тем отдельные враждебно настроенные элементы использовали этот путь для борьбы с Советской властью. В связи с возросшим числом анонимных авторов, распространявших злобные антисоветские документы в силу своих враждебных убеждений, увеличилось и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за этот вид преступлений: в 1966г. Характеризуя состояние оперативных учетов органов КГБ, следует отметить, что в количественном отношении они продолжают сокращаться, хотя и в незначительной степени. По данным на 1 января с. В числе привлеченных к уголовной ответственности 3 человека, совершивших диверсии, 121 человек являются предателями и карателями периода немецко-фашистской оккупации, 34 человека обвинялись в измене Родине и покушении на измену, 96 человек — в антисоветской агитации и пропаганде, 221 человек — в нелегальном переходе границы, 100 человек — в хищениях государственного и общественного имущества в крупных размерах и взяточничестве, 148 человек — в контрабанде и нарушении правил о валютных операциях, один иностранец и один советский гражданин арестованы за шпионаж.... Следственными аппаратами КГБ пересмотрено по заявлениям граждан 6732 архивных уголовных дела на 12 376 человек; по 3783 делам вынесены заключения об их прекращении что, добавим от себя, влекло освобождение или реабилитацию проходящих по ним лиц. Важное значение придавалось мерам профилактического характера, направленным на предупреждение государственных преступлений.

Контрольно-пропускными пунктами пограничных войск и следственными аппаратами КГБ у контрабандистов и валютчиков изъято в 1967г. На работу в органы и на службу в войска КГБ принято 11 103 человека, из них 4502 — на офицерские должности. Одновременно уволено 6582 человека, из которых 2102 являлись офицерами. Чекистские кадры пополнились в отчетном году 470 работниками, прибывшими с партийной, комсомольской и советской работы». Но в то же время в отчете подчеркивалось, что «разведывательной службой КГБ еще не создано необходимых агентурных позиций в правительственных, военных, разведывательных органах и идеологических центрах противника, что не дает возможности добывать информацию о его планах и замыслах, заблаговременно ориентировать ЦК КПСС и Советское правительство о наиболее важных действиях империалистических государств по главным направлениям их внешней и внутренней политики. По этой же причине разведывательная служба КГБ еще слабо влияет на развитие политических событий в кризисных ситуациях в выгодном для Советского Союза направлении, не всегда использует слабости в лагере империализма и противоречия между капиталистическими странами. Контрразведывательная служба КГБ, располагая данными о наличии в СССР вражеской агентуры, не добилась в отчетном периоде ощутимых результатов в разоблачении этой агентуры, в выявлении и закрытии всех возможных каналов утечки государственных секретов... Слабо используются контрразведывательные возможности для противодействия попыткам противника осуществлять акции идеологической диверсии, склонять политически и морально неустойчивых лиц к невозвращению на Родину. В значительной мере этим недостатком объясняется тот факт, что в 1967 году 17 человек остались за границей; не удалось также предотвратить 3 случая измены Родине военнослужащими Советской Армии».

Подобная форма и структура отчетов в «инстанции», как на профессиональном языке именовались ЦК КПСС и Совет Министров, сохранилась и в дальнейшем, дополняясь новыми блоками информации по вновь открывавшимся направлениям оперативной работы и с образованием иных структурных подразделений органов госбезопасности. Создание последних было связано как с изменениями оперативной обстановки в стране и на межгосударственном уровне, так и с постановкой руководством страны перед КГБ дополнительных задач. Дальнейшая реорганизация КГБ проводилась в направлении укрупнения и усиления некоторых подразделений контрразведывательного — Второго главного управления — путем преобразования их в самостоятельные управления всего к 1980г. Несколько нарушая хронологический порядок рассказа о деятельности Ю. В сентябре 1981г. Ранее, с 1967г. Эти меры стали важным шагом на пути активизации борьбы с преступностью и коррупцией, укрепления законности и правопорядка, защиты законных прав и интересов советских людей. В дальнейшем, выступая на собрании партийного актива КГБ 26 апреля 1971г. Андропов так характеризовал современную политичекую обстановку в мирел: «Ареной исторического противоборства между социализмом и капитализмом является весь мир, все сферы общественной жизни — экономика, идеология, политика...

Потерпев провал в расчетах добиться глобальной победы над социализмом «с позиции силы», международная реакция... Враги не жалеют усилий, чтобы путем распространения клеветы, идеологической диверсии и особенно путем инспирирования проявлений национализма дискредитировать марксистско-ленинскую идеологию, подорвать роль коммунистических партий в социалистических странах, вбить клин в отношения между этими странами. Империалисты не перестают искать слабые звенья в социалистическом фронте, пытаются использовать в своих интересах трудности, возникающие внутри отдельных стран, и разногласия во взаимоотношениях между ними»[8]. Важным направлением деятельности Андропова на посту руководителя КГБ являлось определение кадровой политики этого специфического правоприменительного ведомства. И, учитывая общественную значимость этой проблемы для понимания истории нашей страны, представляется необходимым подробнее остановиться на этом вопросе. Еще в июле 1967г. Андропов подчеркивал, «в органах государственной безопасности должны работать хорошо подготовленные, высококультурные кадры чекистов»[9]. Выступая на собрании комсомольцев центрального аппарата КГБ 23 октября 1968г. Вот почему надо быть особенно бдительным.

Вот почему скромность есть и всегда будет у нас одним из важных критериев оценки работников. Что значит быть на высоте требований? Это значит... Об этом важно помнить, так как в нашей работе часто приходится сталкиваться с изнанкой жизни, самыми неприглядными ее чертами. Все это у людей нестойких может породить известный перекос в мировоззрении, в характере и в отношении к человеку. Для нашей работы такой перекос — дело недопустимое. Чекист без веры в советского человека, подменивший настоящую острую бдительность болезненной подозрительностью, видящий во всем одно только плохое, — это плохой чекист»[10]. Для Андропова была характерна высокая требовательность к кадрам. Много внимания, как председатель КГБ, Андропов уделял проблемам повышения профессионального уровня чекистских кадров.

Он должен расти по мере того, как меняются и усложняются условия борьбы со спецслужбами противника. Только в этом случае мы сможем быть на высоте. Мало быть хорошо обученным. Тут надо выстоять и победить, мобилизовав для этого все свои волевые и интеллектуальные качества... Надо беззаветно верить в справедливость нашего дела, не поддаваться на провокации, в какой бы форме они ни проявлялись, не забывать, что классовый враг всегда остается врагом, какими бы елейными словами он ни прикрывался. И еще один вопрос, имеющий самое прямое отношение к воспитанию чекистов. Партия, государство дали нам большие полномочия, право решать в ряде случаев судьбы людей... Мы всегда говорили и говорим о том, что действовать надо осмотрительно, что данные нам права и полномочия использовать надо разумно. Это заставляет нас с еще большей требовательностью относиться ко всем нашим действиям»[12].

Выступая 1 сентября 1981г. Андропов наметил целую программу повышения эффективности подготовки чекистских кадров. В частности, он отмечал: «Было бы правильным теперь, опираясь на этот большой опыт и хорошие традиции школы, подумать над тем, как повысить уровень научной, учебной и воспитательной работы, чтобы выпускники школы и в профессиональном, и в морально-политическом отношении в полной мере отвечали бы тем возросшим требованиям, которые предъявляются к чекистам развитием советского общества, а также усложнившимся характером борьбы с противником... Из школы выпускники должны вынести необходимую сумму знаний. Но это только одна сторона дела. Одних книжных знаний недостаточно... Чтобы быть на высоте партийных, политических требований, чтобы умело применять полученные знания на практике, выпускник школы должен обладать еще и чекистским характером. Важно, чтобы чекистская наука умела глубоко заглянуть в будущее, чтобы выпускники школы унесли с собой знания, необходимые для решения задач не только сегодня, но и завтра... От чекиста требуется высокая нравственная и моральная чистота.

Он должен во всех своих поступках и действиях руководствоваться благородными принципами и нормами социалистического общежития. Вместе с тем решительно бороться со всем, что чуждо нашему социалистическогму образу жизни. Здесь не может быть никаких компромиссов со воей совестью. От чекиста требуются активная жизненная позиция, боевой чекистский характер»[13]. Важной составляющей подготовки и воспитании чекистских кадров является вопрос об отношении к гражданам, в том числе переступившим или балансирующим на грани нарушения закона. В многочисленных обращениях Андропова к чекистским коллективам мы можем найти немало указаний на этот счет. На одном из совещаний руководящего состава органов КГБ в феврале 1979г. Андропов обращал внимание на то, что «чекисты призваны бороться за каждого советского человека, когда он оступился, чтобы помочь ему встать на правильный путь. В этом и заключается одна из важнейших сторон деятельности органов госбезопасности.

Она имеет большую политическую значимость, вытекающую из самой гуманной сущности нашего строя, отвечает требованиям идеологической работы партии»[14]. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия». Однако при всей своей важности и актуальности этот законодательный акт имел один чрезвычайно важный недостаток. А именно: по трудно объяснимой причине он имел гриф «Не для печати», что существеннейшим образом снижало эффективность его предупредительного воздействия. Сама процедура вынесения предостережения включала в себя подготовку мотивированного заключения о вынесении профилактируемому лицу официального предостережения в связи с совершением им противоправных проступков. Далее при вызове профилактируемого в органы КГБ ему оглашалось данное заключение и предлагалось расписаться за ознакомление с ним. В случае отказа гражданина от подписания заключения сотрудниками КГБ составлялся протокол об объявлении ему официального предостережения. Профилактируемому лицу также сообщалось, что заключение это вместе с протоколом объявления официального предостережения будут переданы в прокуратуру и в случае привлечения его к уголовной ответственности за подобные действия в будущем будут иметь силу процессуального доказательства неоднократности совершения инкриминируемых ему противоправных деяний. С одной стороны, процедура эта оказывала серьезное сдерживающее значение на профилактируемое лицо, с другой стороны, предоставляла ему право обжаловать вынесенное предостережение в органы прокуратуры.

Лиц, привлекавшихся к уголовной ответственоости после объявления им официального предостережения от имени органов КГБ, насчитывается буквально единицы. К сожалению, после реорганизации органов безопасности в 1991 — 1992гг. Возможно, описанная законодательно установленная процедура вызовет критику со стороны некоторых читателей. Я же привел ее как пример и реальный исторический факт. И при этом, как юрист, буду настаивать на гуманистическом значении данного способа предупреждения дальнейшей враждебной деятельности, ибо речь шла уже о совершении противоправных уголовно наказуемых действий небольшой общественной опасности. К числу важнейших новаций, связанных с именем Андропова, можно отнести также образование Курсов усовершенствования оперативного состава КУОС , просуществовавших до 1993г. Не менее важное значение имело также создание в КГБ подразделений специального назначения для решения оперативно-боевых задач. Первым из них стала легендарная группа антитеррора «Альфа». Его задачами являлись борьба с терроризмом, захват вооруженных преступников, силовое прикрытие проведения оперативных мероприятий.

Вобравшая в себя лучшее из опыта как российских сил специального назначения, так и аналогичных зарубежных подразделений, «Альфа» со временем стала элитным подразделением КГБ. В отличие от призванной действовать на территории преимущественно собственной страны «Альфы» группа спецназначения ПГУ «Вымпел» была образована 19 августа 1981г. Одним из непосредственных ее организаторов стал Ю. Оба они являлись участниками операции по захвату президентского дворца Тадж-Бек в Кабуле 27 декабря 1979г. Не останавливаясь подробно на деятельности «Альфы» и «Вымпела», подчеркнем только, что их создание было абсолютно обоснованным и оправданным и что в дальнейшем они доказали высочайший уровень профессиональной подготовки и решения поставленных задач[15]. Приведем еще один важный документ, направленный Ю. В этих целях американская разведка ставит задачу осуществлять вербовку агентуры влияния из числа советских граждан, проводить их обучение и в дальнейшем продвигать в сферу управления политикой, экономикой и наукой Советского Союза. ЦРУ разработало программы индивидуальной подготовки агентов влияния, предусматривающей приобретение ими навыков шпионской деятельности, а также их концентрированную политическую и идеологическую обработку. Кроме того, один из важнейших аспектов подготовки такой агентуры — преподавание методов управления в руководящем звене народного хозяйства.

Руководство американской разведки планирует целенаправленно и настойчиво, не считаясь с затратами, вести поиск лиц, способных по своим личным и деловым качествам в перспективе занять административные должности в аппарате управления и выполнять сформулированные противником задачи. При этом ЦРУ исходит из того, что деятельность отдельных, не связанных между собой агентов влияния, проводящих в жизнь политику саботажа и искривления руководящих указаний, будет координироваться и направляться из единого центра, созданного в рамках американской разведки. По замыслу ЦРУ, целенаправленная деятельность агентуры влияния будет способствовать созданию определенных трудностей внутриполитического характера в Советском Союзе, задержит развитие нашей экономики, будет вести научные изыскания в Советском Союзе по тупиковым направлениям. При выработке указанных планов американская разведка исходит из того, что возрастающие контакты Советского Союза с Западом создают благоприятные предпосылки для их реализации в современных условиях. По заявлениям американских разведчиков, призванных непосредственно заниматься работой с такой агентурой из числа советских граждан, осуществляемая в настоящее время американскими спецслужбами программа будет способствовать качественным изменениям в различных сферах жизни нашего общества, и прежде всего в экономике, что приведет в конечном счете к принятию Советским Союзом многих западных идеалов. КГБ учитывает полученную информацию для организации мероприятий по вскрытию и пресечению планов американской разведки. Председатель Комитета Ю. При этом отметим, что появление агентуры влияния отнюдь не является «изобретением», артефактом КГБ и Андропова лично. Как пишут американские авторы Норман Палмер и Томас Ален, «агент влияния — лицо, используемое для оказания тайного влияния на государственных чиновников, средства массовой информации или активную часть населения в интересах и для достижения целей, преследуемых иностранной державой»[17].

Следует отметить, что, как известно, в начале 70-х годов международные отношения развивались в русле «политики разрядки», апофеозом которой явилось подписание 1 августа 1975г. Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе так называемого Хельсинкского акта. Но через 4 года начался период очередного обострения отношений, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Не касаясь подробно этого вопроса, поскольку он освещался многими, как непосредственными участниками этих событий, так и руководителями КГБ, приведем лишь некоторые, возможно, не известные читателю факты. Психологам давно известно, что потребителям информации: читателям, зрителям, слушателям — далеко не безразлично, информацию из какого именно источника они получают, что самым непосредственным образом влияет на оценку и степень доверия к конкретному информационному сообщению. В этой связи скажем сразу, что приводимые факты почерпнуты из документального сериала британской Би-би-си «Шпионские страсти», посвященного лишь нескольким страницам забытой, а кое-кому из современных читателей и полностью неизвестной истории «холодной войны», показанного по российскому телевидению в октябре 2000 года. Впрочем, об этом также рассказывает интересная книга Петера Швейцера «Победа», не получившая должного резонанса в нашей стране[18]. Как известно, в 80-е годы многие отечественные СМИ немало критиковались за «идеологизацию» выпускаемой информации, что подразумевало ее чуть ли не фальсифицированность, стремление непременно манипулировать чувствами, настроениями, то есть сознанием ее адресата. То есть давать ему недостоверную и необъективную картину происходящего в мире.

При этом нередко если не отрицалось, то по крайней мере подвергалось сомнению наличие «холодной войны», осуществлявшейся против СССР на заключительном этапе его существования со стороны стран Запада. В этой связи «исторической ревизии» были подвергнуты и многие события, связанные с присутствием в Афганистане ограниченного контингента советских войск ОКСВА. А что же показал своим зрителям — а это многомиллионная аудитория во всем мире — создатель фильма Дэвид Роуз? В нем официально признается, что спецслужбы западных государств в 60 — 90-е годы вели тайную войну против СССР и стран Восточной Европы в различных формах. Например, в конце 70-х годов, после проведения совещания в Хельсинки, когда в Европе начало расти и шириться мощное антивоенное, и в частности антиядерное движение, в Великобритании была создана организация под названием «Ядерное разоружение в Европе» ЯРЕ , представлявшая, по словам одного из его бывших руководителей, «четко антисоветское движение», призванное расколоть единый антимилитаристский фронт. ЯРЕ активно поддерживала британская разведка МИ-6, которая не только получала от активистов этой организации всю интересующую ее информацию, но и ставила перед ней конкретные задачи по... Однако деятельность ЯРЕ не представляла секрета для социалистических государств, поскольку в узком кругу ее руководителей находился агент МГБ ГДР, который освещал практику использования антимилитаризма в разведывательных целях британского эстеблишмента. В то же время контрразведкой МИ-5 свой агент был внедрен в «Кампанию за ядерное разоружение», считавшуюся «неблагонадежной» организацией, связанной с социалистическими государствами. Автор фильма — дословная цитата, — прямо заявляет, что «диссиденты» в странах Восточной Европы стали пятой колонной крестоносцев «холодной войны».

Как сейчас происходит: вместо анализа и детального разбора вопросов все заполняется информационным навалом, который всегда ведет к катастрофам. Ведь что такое нацизм в Германии? Это информационный, психологический навал на нацию, который организовывался структурой, созданной после 1933 года. Она подавила очень развитую и современную нацию, заставила ее мыслить как солдатская шеренга. У них нет возможности думать и выбрать лучший вариант, солдаты идут в штыковой бой.

Если вы хотите избежать ошибок, то должны иметь аналитическую структуру, которая поможет выбрать лучший вариант. Благодаря постулату Андропова «не поддакивайте мне» я просидел в кресле руководителя аналитического управления с 1973 года до гибели СССР. Доминантой в моей жизни осталось стремление к информационно-аналитическому рассмотрению тех проблем, которые стоят перед государством. Независимость от работодателя. Это первое условие.

Второе — управление потоками информации. Мы живем в безбрежном море информации, в которой дряни больше, чем жемчужин. Проработав всю жизнь в информационно-аналитической сфере, я с трудом представляю, как люди, не имеющие специальной подготовки и заостренности, разбираются в жутком селевом потоке, который разрушает все кругом, несет обломки домов, деревьев, остатки кораблей — всё в кучу. Для нашего подразделения главным было определить основные фундаментальные течения в информационных потоках, чтобы отвлекаться от постороннего. То есть — процеживание информации: надо браться только за крупные события, на все просто не хватит энергии.

Занимаясь внешней политикой и разведкой, нашей первостепенной задачей было определить, насколько правильно и честно работают наши датчики информации. Аналитическая структура должна строиться на основе здоровых кирпичей — хорошей информации. Вы не должны заглатывать все, что попадется в сети. Каждый раз, тем более когда поступает сенсационная информация, не надо дергаться и докладывать ЦК. Остановитесь и перепроверьте.

Как перепроверить? Управление состояло из сотен офицеров, которые вели все каналы поступления информации. Люди, которые профессионально занимаются этим делом, они знают, как правило, источники информации. Предположим, агент работает в ЦРУ или в другом ведомстве. Наш человек следит за потоком этого источника в течение нескольких месяцев или лет, знает его почерк, знает, когда и в чем он ошибся.

Потому что анализ информации a posteriori в последующем позволяет установить, насколько добросовестно работает агент. Бывали люди, которые становились агентами, давали согласие, но поставляли «озелененную» информацию. То есть сочиняли ее. Липует, как тогда говорили. Мы также имели право запрашивать информацию у любого другого источника, если закралось сомнение в достоверности информации или документа.

И через 3 дня получали ответ на запрос с пояснением, почему информация достоверная или с дурным душком. Есть люди, которые дают абсолютно достоверную информацию. Например, документ принес из Госдепартамента. А у нас еще 4 или 5 агентов, которые дают подобную информацию, но в других ракурсах. Мы берем документ, подвергаем анализу все другое и говорим: «Братцы, у вас там врут в каком-то случае».

Даем нашим разведчикам за рубежом ориентировку, что товарищ там-то врет или не знает. Были еще дешифровки из посольств и МИД. То есть мы имели в руках эталон. Вне зависимости от того, работает он за деньги или на идейной основе. Вопросы ставим такие, что он вынужден либо раскрыться, либо вскрыть свою пустоту.

Приемов проверки много. Каждого нового источника наше информационно-аналитическое управление подвергало проверке. Тогда он поступает в строй. Часто мы сразу отбрасывали людей, которые поставляли нам шелуху и совершенно очевидно работали только на получение денег. Наибольшая трудность возникала в оценке научно-технологической информации.

В политике, экономике и в военных делах мы легко управлялись. А вот, если американцы нам подбрасывали документацию научно-технического характера, тут мы не могли сами оценить — это липа или не липа. Направляли в соответствующие министерства и ведомства, которые давали заключение. Например, когда дело касалось космических аппаратов или мини-шатлов. Могут еще прислать бутылку краски, которая сокращает трение корпуса корабля с водой.

Тут они нас частенько обманывали, я знаю улыбается. Но мы не виноваты, поскольку заранее говорили, что не знаем, и предлагали государственным структурами самостоятельно оценить, сколько стоит, если надо заплатить за данную информацию. Основа правильной аналитической работы — тщательно следить за агентурным аппаратом, который поставляет вам информацию. Чтобы они работали честно. И тогда вы сможете судить, опираясь на твердую почву.

Кстати, нам часто подбрасывали ложную информацию, но мы не попадались на нее из-за того, что в управлении работали грамотные ребята. Вбросы информации, как правило, происходили в случаях, когда разжигались межгосударственные конфликты. Вот Украина и Россия сегодня. Посмотрите, какое количество дерьма подбрасывается, чтобы разжигать вражду. Они будут все делать, чтобы распалять нас.

Главное — разобрать. В моей жизни был очень тяжелый случай, когда нам приходилось вести сражение по вопросу о наших взаимоотношениях с Китаем. Идеологические противоречия с Пекином начались сразу после развенчания культа личности Иосифа Сталина. Начиная с 1960 года со стороны Китая и с нашей стороны партии «ястребов» раздувался конфликт. Выдвигались жуткие проекты «атомной кастрации» КНР — нанести удары по атомным проектам Китая, которые только начинали строиться.

Мы, информационно-аналитическое управление внешней разведки, принадлежали к «голубям». Когда люди говорят неправильные вещи — они либо дураки, либо предатели. С дураком понятно. А вот предатель может руководствоваться шкурными или карьерными интересами, он говорит вещи, которые расходятся с интересами государства. Люди на уровне маршалов СССР предлагали такие вещи.

Маршалы Виктор Куликов и Дмитрий Устинов. Когда у нас проблемы возникали на каждом шагу и есть было нечего, предлагали строить огромные долгосрочные сооружения. Идея БАМа родилась так. Идея постройки второй оборонительной дороги вдоль китайской границы. Предполагалось потратить десятки миллиардов долларов.

В нашем управлении мы, конечно, обомлели. Мы понимали, что это невозможно, непосильно по экономическим причинам — противопоставлять себя всему миру. Когда мы доигрались до столкновений на острове Даманский по идиотской причине. Стоило только дипломатам сесть за стол переговоров и все решить. Но ведь мы-то воевали, били тяжелыми артиллерийскими снарядами по территории Китая.

Это привело к 1972 году, когда Киссинджерприехал в Китай и прорвал линию. А что мы получили? Кукиш с маслом. Это была дичайшая ошибка, противостояние с Китаем — бессмыслица. Мы говорили начальству, что у Китая интересы в другой области.

Они в древности построили Великую китайскую стену, чтобы защититься от севера. У китайцев все обращено на юг — этнически, по языку и миграционно. Им не нужна наша сибирская дыра. А мы в упор кричали, что собираемся отражать китайское нашествие. Вот и результат.

У нас фронт — Европа и Америка, у китайцев — Юг и Тихий океан. Мы с удовольствием воспринимали опыт Китая в области создания ядерного оружия. Поддерживали их тезис разумной достаточности. СССР же наклепал до 50 тысяч ядерных боеприпасов. Потом только сократили до 11 тысяч, потом 7 тысяч и теперь уже 3 тысячи.

Я лично подсчитывал. Это же колоссальные средства. Когда меня спрашивают, почему СССР рухнул? Да потому, что он кишки надорвал себе на этой гонке вооружений. А мы, идиоты, в нее втянулись.

Китай не пошел по этому пути. Они создали 600 стартов — и хватит. Все равно никто не тронет ядерную державу. Поэтому никто и не трогает Израиль. Но мы-то надорвали и гражданское производство, благосостояние граждан, село.

Мы сами себя сожрали и выбросили на помойку в результате всех этих соглашений о ракетах меньшей и средней дальности. Кому они вообще нужны, если у вас есть арсеналы стратегических наступательных вооружений? Собираетесь из Варшавы в Москву? Чушь собачья. Ракетная война может быть только единой, окончательной и бесповоротной улыбается.

У нас отсутствует стратегическое планирование. Когда подписывали соглашение о ракетах средней и меньшей дальности, была достигнута договоренность — мы ракеты ликвидируем, а боеголовки снимаем. Уран — источник энергии, который пригодится в будущем. Плутоний и уран хранится у них в огромных резервуарах, в специальных шахтах, закрытых 15-метровым уровнем воды, чтобы радиоактивность никуда не проникала. У США было достаточно урана и плутония, но они решили себя дополнительно обеспечить сырьем на два века вперед.

Но мы отдали за эти деньги то, что было произведено на протяжении двух поколений советских людей. Тогда европейцы собирались купить оружейный уран, электростанции же у всех есть, но американцы ни грамма им не продали — все забрали себе. Речь шла о половине суммы в 500 тонн урана и плутония. Тем более что нефть тогда была дорогой, но у нас уже не будет урана и плутония, если поставим остальную часть. Мое предложение было опрокинуто.

Оставшаяся часть топлива была поставлена в США. Говорят, что американцы превратили полученные уран и плутоний в ТВЭЛы тепловыделяющий элемент. Мы по себе страшно ударили. Сейчас, когда надо снова создавать ракеты средней и меньшей дальности, у нас уже нет ни урана, ни плутония — месторождения истощились. В советское время было большое предприятие «Висмут» в ГДР, казахстанские месторождения.

Сейчас это все ушло. Хотите строить ракеты? Стройте, но у нас нечем их снабжать. Стратегически мы опять провалились. Конечно, стратегических наступательных вооружений у нас достаточно, чтобы уничтожить планету.

Это единственное, что утешает. Мы ошибаемся без конца… — Ранее в своих интервью Вы сказали, что иногда не соглашались с Андроповым. По каким вопросам у Вас были разногласия? Первый вопрос — судьба социалистического строя в Европе. В наше аналитическое управление поступило громадное количество информации о постепенном разъедании социалистических стран.

Офицеры управления помнили все события. Прежде всего антисоветское восстание в Берлине 1953 года, которое мы подавляли с помощью танков. Отлично помнили Венгрию 1956 года, где Андропов был послом, знал ситуацию. Если вы будете читать материалы по Венгрии, то увидите, что там вся страна выступила против нас, включая армию и полицию. СССР вводил корпуса, чтобы подавить восстание.

Была Чехословакия 1968 года. Чувствовали назревание «Солидарности» в Польше. И Андропову мы говорили, что социализм в Европе трещит по швам. Призывали предпринять коллективные усилия для анализа происходящих изменений. Наше предложение состояло в том, чтобы собрать на Политический консультативный комитет генеральных секретарей компартий и вместо принятия помпезных деклараций глубоко обсудить реальные проблемы, грубо говоря, несовершенства социалистического строя.

Брежнев особенно любил их собирать раз в год где-нибудь в Крыму. Сидели за банкетными столами, принимали декларации, в которых говорилось, что все тип-топ и нормально. Ну как нормально, если мы вагонами получали информацию, что это неправда. Предлагали обсуждать причины вспышек недовольства в Берлине, Варшаве, Будапеште. Ведь было понятно, что это потом будет и у нас в СССР.

Кстати, с такой точкой зрения выступал лидер немецких коммунистов Эрих Хонеккер. Он открыто говорил Брежневу: «Прекратите устраивать эти парадные заседания, когда речь идёт о реальной политике». Однажды в ответ на наши упорные требования Андропов бросил фразу, которая прозвучала тяжело: «Не учите нас управлять государством!

кгб – последние новости

На вопросы EADaily отвечает начальник Аналитического управления КГБ СССР генерал-лейтенант Николай Леонов. Следственное управление КГБ закончило предварительное расследование уголовного дела в отношении топ-менеджеров ОАО «Белгазпромбанк». Комите́т госуда́рственной безопа́сности Сою́за Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик (аббр.: офиц. КГБ СССР) — центральный союзно-республиканский орган государственного управления.

Как КГБ разгромил советскую милицию

Эти слова бывшего сотрудника КГБ СССР Бориса Карпичкова, сейчас живущего в Лондоне, активно тиражируют британские СМИ. На сайте Латвийского национального архива опубликовали больше десяти с половиной тысяч карточек из архива КГБ Латвийской ССР. о том, какие уроки нужно вынести России из истории с убийством сотрудника КГБ в Белоруссии. С 15 по 19 апреля 2024 года в КГБ ПОУ «УАПК» проводилась неделя Истории под названием «110 лет со дня начала Первой Мировой войны». События и новости 24 часа в сутки по тегу: КГБ. Эксклюзивные расследования, оригинальные фото и видео, «живые» истории, топовые эксперты, онлайн трансляции со всей планеты и. Шифр на основе нот помог скрыть от КГБ секретную информацию.

От ВЧК до ФСБ: вековая история органов госбезопасности

Петерс в период с июля по август, временно выполнял обязанности председателя. Пришедший ему на смену В. Менжинский был председателем ОГПУ вплоть до 1934 г. В 1934 г. Ему на смену пришел Н. Ежов, возглавлявший комитет в течение 2х лет до 1938 г. В 1938 г.

Берия остался руководителем НКВД. А наркомом государственной безопасности стал В. Однако уже в июле 1941 г. В 1951 г.

Обычной практикой стал «красный террор». Из каждой деревни чекисты брали 20—30 человек заложников и удерживали их до тех пор, пока крестьяне не отдавали все имеющиеся у них запасы еды. Если этого не происходило, заложники расстреливались. Хотя такая система оказалась эффективной в поддержании идеологии Ленина, для улучшения экономических отношений с Западом ЧК был распущен и заменен не менее жестокой организацией — Государственным политическим управлением ГПУ.

При поддержке Ленина Дзержинский остался председателем и со временем вернул былое могущество. Голодомор В 1924 году Ленин умер, и его сменил Иосиф Сталин. Дзержинский, поддержавший его в битве за власть, сохранил свою должность. После смерти Железного Феликса в 1926 г. Одной из основных задач организации в то время была поддержка порядка среди советских граждан, когда Сталин превращал 14 млн крестьянских хозяйств в колхозы. Кровавая история ФСБ включает и следующий факт. Для удовлетворения потребностей в иностранной валюте ОГПУ насильно изымало хлеб и зерно для его продажи на экспорт, создавая голод, из-за которого погибло более пяти миллионов человек. От Ягоды до Ежова В 1934 году Менжинский умер при загадочных обстоятельствах и был заменен Генрихом Ягодой, фармацевтом по образованию.

Под его руководством ОГПУ начала проводить исследования в области биологического и химического оружия. Ягода любил проводить эксперименты над заключенными лично. Опасаясь усиливающегося влияния Ежова, Сталин судил и расстрелял его в 1938 году. Он расширил организацию до такой степени, что в 1941 г. НКГБ отвечала за внутреннюю безопасность, контрразведку, охрану границ, исправительно-трудовые лагеря, а также партизанскую и подпольную борьбу против Германии во время Второй мировой войны. В 1950 г. В результате Берия убедил Сталина обличить его в заговоре против вождя всех народов. В 1951 г.

Абакумов был расстрелян. После смерти Сталина в 1953 г. Берия пытался занять его место диктатора СССР. Но несколько ключевых руководителей Советской Армии поддержали Никиту Хрущева, довели Берию до суда и казнили его в 1953 г. В марте 1954 г. История создания ФСБ. КГБ 1954-1991 Комитет государственной безопасности был сформирован 13 марта 1954 г. Ее первым председателем стал Иван Серов.

Первоначальной задачей комитета была «очистка» правительства от людей Берии, пытавшегося захватить контроль над СССР после смерти Сталина. Начиная с 1958-го, с назначением Александра Шелепина в качестве нового председателя КГБ Серов возглавил Главное разведывательное управление , Хрущев привнес некоторые изменения в оперативные функции Комитета.

Первым председателем комиссии стал Ф. Дзержинский, которой возглавлял ВЧК с момента основания 20 декабря 1917 г. В 1918 заместитель председателя ВЧК Я.

Петерс в период с июля по август, временно выполнял обязанности председателя. Пришедший ему на смену В. Менжинский был председателем ОГПУ вплоть до 1934 г. В 1934 г. Ему на смену пришел Н.

Ежов, возглавлявший комитет в течение 2х лет до 1938 г. В 1938 г. Берия остался руководителем НКВД.

От разведчиков требуется вернуть их в центр криогенной заморозки. Александр Бекешев, или Красный 5, привык делать всё в одиночку, быстро и качественно, однако теперь вынужден работать с неугомонным коллегой по прозвищу Бабуля, часто попадающим в неловкие ситуации.

КОМИТЕ́Т ГОСУДА́РСТВЕННОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ СССР

История спецслужб России: НКВД, КГБ, Федеральная Служба Безопасности Жителя Ульяновской области задержали за хищение миллионов у подполковника КГБ.
Операция КГБ «Перестройка»: прикрытие. КГБ Белоруссии заявило о готовящих теракты польских «хоругвях» В КГБ утверждают, что подконтрольные спецслужбам Польши группы намерены захватить объекты на территории.
Приложение 9. Основные даты истории КГБ СССР. КГБ СССР. 1954–1991 гг. Тайны гибели Великой державы Шаблон:Redirect Комитет государственной безопасности СССР (КГБ) — одно из названий государственного органа, выполнявшего задачи по защите государства СССР от внутренних и.

100 - летний юбилей!. От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России.

Первым председателем КГБ стал генерал-полковник Иван Серов – первый заместитель Сергея Круглова и давний доверенный друг Хрущева. Поворот истории произошел в независимости от того, был КГБ или не был. Об истории отечественных органов госбезопасности — в фотогалерее «Ъ». Как смерть майора КГБ привела к грандиозной чистке в МВД СССР, разбираемся в программе «Исторический детектив» с Николаем Валуевым. Курс из 35 лекций про историю советских органов безопасности с 1917 до 1991 года был прочитан в 2016 году в Москве Никитой Петровым, руководителем программы НИПЦ. На протяжении последующих 35 лет КГБ бдительно стоял на страже интересов советского государства, являясь одной из самых мощных разведок мира.

Скончался последний глава КГБ Бакатин, передавший США секреты советской разведки

реформа МВД СССР, в ходе которой был образован Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров (СМ) СССР. Роль КГБ СССР в истории и в событиях 1988–1991 годов – отчасти вопрос веры. Свое завершение история 5-го управления КГБ СССР получила в 1985 – 1989 годах. В 1980 сотрудники КГБ искали способ, который помог бы им украсть американские военные секреты посредством двух относительно новых предшественников интернета Арпанет и Милнет.

Аналитика от Юрия Андропова. Создание информационных подразделений в КГБ

Черный ящик КГБ Тайны архивов КГБ – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Вячеслав Самойлов Вот в период его руководства ведомством КГБ и стал той самой структурой, при упоминании которой поджилки кое у кого на Западе трясутся даже сегодня.
История спецслужб России: НКВД, КГБ, Федеральная Служба Безопасности КГБ даже думал уничтожить нефтеперерабатывающие предприятия в Канаде, которые поставляли топливо в Америку.
Все новости по тегу: «КГБ» КГБ — самые актуальные и последние новости сегодня. Будьте в курсе главных свежих новостных событий дня и последнего часа, фото и видео репортажей на сайте Аргументы и.
КГБ СССР 2024 | ВКонтакте Все новости по тегу: «КГБ».
От ВЧК до ФСБ: вековая история органов госбезопасности Читайте последние новости дня по теме КГБ Беларуси: Комитет госбезопасности Беларуси задержал агента военной разведки Украины, Нарышкин: Запад использует любые инструменты.

История возникновения и развития КГБ

История спецслужб России: НКВД, КГБ, Федеральная Служба Безопасности КГБ Белоруссии пригрозил казнью фигурантам дела об атаке на самолет А-50.
Одна из секретнейших спецслужб: пять вопросов о КГБ СССР Бывшее здание КГБ/Указ о создании КГБ РИА Новости Александр Поляков, Public domain.
Одна из секретнейших спецслужб: пять вопросов о КГБ СССР Краткая история КГБ.

История спецслужб России: НКВД, КГБ, Федеральная Служба Безопасности

А многие реальные офицеры КГБ, которые начинали свою службу в Советском Союзе, стали успешными руководителями гражданских и силовых структур, бизнеса, политиками. Тем не менее и в России сегодня у части либеральной общественности сохраняются клише о сотрудниках Комитета госбезопасности исключительно как о борцах с инакомыслием и диссидентами. Об этом, кстати, еще несколько десятков лет назад говорил Юрий Андропов, который дольше всех председателей - в течение 15 лет - возглавлял КГБ. На самом деле служба безопасности создана самим обществом для своей самозащиты от происков империалистических разведок и действий враждебных элементов. Она строит свою работу на принципах социалистической демократии, она находится под постоянным контролем народа, его партии и правительства", - заявлял Андропов. По сути, к моменту создания КГБ советским органам безопасности противостояло все западное разведсообщество во главе с США.

Например, в 1955 году у захваченных американских разведчиков, работавших под дипломатическим прикрытием, была изъята портативная радиоэлектронная аппаратура, предназначенная для установления местоположения импульсных радиолокационных и радионавигационных станций и систем управления реактивным оружием. Советское воздушное пространство регулярно нарушали самолеты-разведчики США. С 1960-х годов Запад начал активно осваивать космос в шпионских целях.

Рассматриваемые ниже вопросы кому-то могут показаться чересчур наивными, кому-то слишком расхожими. Однако, хотите — верьте, хотите, нет — это именно те моменты, которые наиболее часто интересуют сегодня людей, особенно тех, для кого аббревиатура «КГБ» - уже исключительно история, и те, относительно которых наиболее часто вспыхивают самые горячие дискуссии.

Итак, начнем. Почему Комитет, а не Министерство? Ну, тут, собственно говоря, все совсем просто. Ответ, по сути, заключается в двух словах: «тень Берии». В 1954 году Никита Хрущев и стая его подельников главной своей задачей видели максимальное разрушение сталинского наследия во всех областях жизни Советского государства.

Напомним — отдельная структура, в чью компетенцию входили исключительно вопросы государственной безопасности, в СССР уже создавалась — в 1941 году в виде сперва Народного комиссариата, а затем и с 1946 года Министерства государственной безопасности. Однако, буквально в день смерти Сталина все вернулось на круги своя — советские спецслужбы снова были слиты в единое Министерство внутренних дел, во главе которого опять встал Лаврентий Павлович Берия. Что я думаю по поводу бредятины насчет «плана Берии по захвату власти», уже написано в статье, посвященной смерти Сталина. На самом деле, государственный переворот планировался и был вполне, увы, успешно осуществлен вовсе другими лицами, и жертвой его стал не только глава спецслужб Советского Союза, но и сами спецслужбы. От полной деградации милицию спас только приход Щелокова...

Впрочем, это совершенно отдельная тема. Государственной безопасности пришлось не слаще. В хрущевских партийцах были накоплены такие страх и ненависть к «органам», что они приложили максимум усилий для их ослабления. Некий «орган при правительстве» и самостоятельный орган государственного управления — разница, согласитесь, огромная. Первым делом структуру принялись сокращать, вышвыривая вчерашних чекистов на улицу тысячами, ликвидировались и «укрупнялись» целые подразделения.

Эти процессы, совмещались с тотальными «чистками», в результате которых из «органов» в самом лучшем случае в отставку гораздо чаще — за решетку отправлялись «бериевские кадры», являвшиеся наиболее подготовленными и преданными своему делу профессионалами. Как это сказывалось на качестве работы структуры, догадаться несложно. Статус органа государственного управления Комитет приобрел только в 1978 году — в те времена, когда его возглавлял Юрий Андропов. Вот в период его руководства ведомством КГБ и стал той самой структурой, при упоминании которой поджилки кое у кого на Западе трясутся даже сегодня... Именно в силу последующей карьеры Юрия Владимировича, после должности председателя КГБ занявшего высший в советской иерархии пост — Генерального секретаря ЦК КПСС, кое у кого и возникают «завихрения» по поводу того, что «на само-то деле всем в Союзе управлял Комитет».

Ничего подобного, господа!

Специфика работы требовала отбора наиболее квалифицированных кадров из всех управлений; новобранцы имели хорошую успеваемость, знали один или нескольких языков, а также твердо верили в коммунистическую идеологию. Это управление предотвращало контакты иностранных дипломатов с жителями страны; расследовало политические, экономические преступления и содержало сеть информаторов; следило за туристами и иностранными студентами. Оно состояло из 12 отделов, курировавших различные военные и военизированные формирования.

Созданное в 1969 г. В частности проводило мониторинг иностранной связи, создавало шифры, используемые подразделениями КГБ, передавало сообщения агентам за границу, разрабатывало безопасное оборудование связи. ГУ пограничных войск занималось охраной границ на суше и на море. Оно делилось на 9 пограничных районов, которые охватывали 67 тыс.

Основными обязанностями войск были отражение потенциального нападения; пресечение незаконного перемещения через границу людей, оружия, взрывчатых веществ, контрабанды и подрывной литературы; мониторинг советских и иностранных судов. В дополнение к этим шести ГУ было, по крайней мере, еще несколько управлений, меньших по размеру и объему: 7-е занималось слежкой и предоставляло персонал и техническое оборудование для контроля за деятельностью иностранцев и подозрительных советских граждан. Как обширная и сложная организация, КГБ, в дополнение к этим управлениям, имел обширный аппарат, обеспечивавший ежедневное функционирование организации. Это отдел кадров, секретариат, персонал службы технической поддержки, финансовый отдел, архив, отдел администрирования, а также партийная организация.

Они предложили ему либо уйти в отставку, либо отказаться от президентских полномочий в пользу вице-президента Геннадия Янаева. После отказа Горбачева охранники окружили его дом, не позволяя ему выйти или связаться с внешним миром. Одновременно в Москве группа «Альфа» 7-го управления КГБ получила приказ атаковать здание российского парламента и захватить контроль над ним. Подразделение должно было провести скрытую разведку здания 19 августа, а затем проникнуть и захватить его 20-го и 21-го августа.

Они откладывали ее, пока оппозиционные силы во главе с Борисом Ельциным не собрались защитить здание. После того как заговорщики поняли, что переворот плохо спланирован и будет безуспешным, они пытались вести переговоры с Горбачевым, который был у них в плену. Президент отказался встретиться с членами ГКЧП. Некоторые из путчистов были арестованы, и переворот был подавлен.

В «банду восьми» входили вице-президент, председатель КГБ, министр обороны, премьер-министр, член Совета обороны, член Верховного Совета, председатель Ассоциации госпредприятий и министр внутренних дел. Семеро из них были арестованы и осуждены. Восьмой прострелил себе голову еще до ареста. После попытки переворота Владимир Крючков, бывший председателем КГБ в течение трех лет, был сменен Вадимом Бакатиным, до этого работавшим министром внутренних дел с 1988 по 1990 год, который тогда призывал к демонтажу Комитета государственной безопасности.

Такая позиция стала тогда причиной его смещения и назначения вместо него Бориса Пуго, впоследствии поддержавшего путч. Возрождение Хотя формально КГБ и прекратил свое существование, в 1991-м он был разделен на части, которые в совокупности выполняли те же функции, что и Комитет. Служба внешней разведки, созданная в октябре 1991 г. Федеральное агентство правительственной связи и информации было сформировано на базе 8-го ГУ и 16-го управления и отвечает за безопасность связи и передачу разведданных.

Эти организации несут ответственность за охрану Кремля и всех важных ведомств Российской Федерации. История ФСБ России под ее сегодняшним названием началась после того, как в 1993 г. В нее вошли 75 000 человек из второго, третьего и пятого ГУ.

Упраздненный орган так же должен был бороться с контрреволюцией. Спустя три года полномочия начали расширяться - в подчинения вошли органы милиции и уголовного розыска, что стало отправной точкой объединения органов госбезопасности с органами внутренних дел. Структура ведомства несколько раз реорганизовывалась. Затем в 1946 году было Министерство государственной безопасности МГБ , а после - Комитет государственной безопасности КГБ , который просуществовал до 1991 года. В соответствии с документом Федеральная служба контрразведки ФСК была преобразована в Федеральную службу безопасности. История ведомства неоднозначна: в ней есть место и славным делам на благо страны, и негативным вещам, которые так просто нельзя выбросить из истории государства. На вопрос об отношении к прошлому ведомства ответил нынешний директор ФСБ Александр Бортников в интервью "Российской газете".

Он считает, что политика органов госбезопасности всегда держится на трех основных китах: исторические условия, характер угроз и взаимосвязь ведомства с обществом. Противник пытался победить нас либо в открытом бою, либо с опорой на предателей внутри страны, с их помощью посеять смуту, разобщить народ, парализовать способность государства своевременно и эффективно реагировать на возникающие угрозы", - говорит Бортников.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий