Новости что такое куртуазность

Куртуазная куртуазность куртуазна. Куртуазная куртуазность куртуазна. Что такое куртуазная любовь? Куртуазность – это древний этический концепт, основанный на взаимном уважении. Рассказ о самом понятии куртуазности, про куртуазность как основу рыцарской культуры, о куртуазной любви, куртуазной литературе и о рыцарских боях за девушек.

«Что за жизнь, что за радость, коль нет золотой Афродиты?» Прагматика куртуазности

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КУРТУАЗНЫЙ в. Куртуазность — это вкус к духовным ценностям, уважение к женщине и к любви. Куртуазность — это культурное и этическое понятие, которое определяет правила и нормы приличия, вежливости и этикета. Значение слова Куртуазность на это Куртуазность Куртуазность, куртуазия (; от "courtois" — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать пр. Значение слова «Куртуазный». В словаре Ефремовой. Ударение: куртуазный прил. устар. Любезный, вежливый. Исторически куртуазная культура имеет два основных варианта – южнофранцузский и северофранцузский. «Куртуазная любовь» в какой-то мере противопоставлялась верности в браке. Куртуазность, куртуазное поведение, куртуазная любовь, куртуазность в. Что такое куртуазность: 1) правила поведения рыцаря при дворе, 2).

«Что за жизнь, что за радость, коль нет золотой Афродиты?» Прагматика куртуазности

Около середины XII века получили своё широкое распространение геральдические знаки символ самоидентификации и самосознания личности , которые выбирали для себя сами рыцари. Знаки были узнаваемы людьми своего времени. Вообще полный рыцарский костюм в эпоху расцвета рыцарства отличался выдающейся сложностью и очень дорого стоил что оправдывало обычай дарения отдельных его частей. Кроме того, нёс информацию о своём владельце.

Так, по костюму можно было определить социальный статус человека, по гербовым знакам и цветам на одежде — какого он рода, или кому он служит. Было принято, чтобы муж и жена на приёмах носили одежду из одинаковых тканей и одинаковых цветов; рыцарь, как правило, носил какую-либо деталь одежды цвета своей дамы. Различные знаковые аксессуары означали, что на носящем их лежит какой-нибудь обет или обязательство.

Рыцарские турниры Уже в XII веке существовала огромная разница между обычными рыцарями, жившими в патриархальных условиях деревни, и придворной знатью, познавшей вкус утончённых удовольствий. Но всех рыцарей по-настоящему объединяло поле брани. Когда не было войны, его заменяло театрализованное — ристалище, поле турнира.

Турниры были и забавой, и тренировкой, и военными смотрами. Проводились они под открытым небом, сначала на довольно обширных, затем на ограниченных территориях, и со временем стали излюбленной забавой всех сословий; дамы стали не только допускаться на них, но выполнять особую роль, украшая своим присутствием, поощряя знаками внимания и подарками. Присутствие публики сдвигало турниры больше в сторону театрализации и пышности атрибутики.

На самых ранних турнирах победители не получали никаких призов, да и потом награды были чисто символическими. Главное — победа. Но все рыцари до и после турниров принимали подношения от благородных дам и девиц, а также своих сюзеренов, которым они оказывали честь своей отвагой.

С XII века из Франции и Англии повсеместно распространился обычай раз в год рыцарям из свиты короля дарить красные плащи в знак признания их заслуг. Постепенно сложилась весьма своеобразная иерархия подарков и наград. Вещи, принимаемые в дар, хранились очень бережно и не продавались.

Культ Прекрасной Дамы 2. Воспитание благородных девиц и положение женщины в средневековом обществе «Известно, что в период расцвета Средневековья красивой и привлекательной считалась та женщина, что была стройна, белокожа, белокура как нормандки , отмечена всеми признаками физического здоровья ведь женщина должна рожать детей » [ 7 , с. Об образовании же и воспитании благородных девиц Средневековья известно немного.

Со временем среди феодалов распространился обычай отдавать своих дочерей в монастыри на воспитание. Благодаря этому грамотность среди женщин-дворянок была более частым явлением, чем среди рыцарей. В известной мере это объясняется тем, что духовенство стремилось оказать влияние на рыцарей через их жён, которые получали воспитание в монастырях.

Не случайно в числе приданого знатной невесты были книги религиозного содержания» [ 41 ]. Приобщаясь к культуре и образованию, женщины утверждали гуманные нормы поведения в обществе, смягчали, даже одним своим присутствием, жестокость мужчин. А платок, брошенный между двумя готовыми к поединку рыцарями, мог предотвратить схватку и примирить их.

Новое — куртуазное — отношение к женщине позволяло и даже требовало её присутствия на многих рыцарских забавах: турнирах, охоте а то и на войне; примером могут послужить второй и третий крестовые походы. Известны случаи, когда дамы, вынужденные наравне с мужчинами подолгу «не сходить» с седла, носили мужское платье женское седло ещё не было изобретено. Так, «в 1174 году мятежная супруга Генриха II Английского, Алиенор Аквитанская это был её второй брак , была захвачена в плен сторонниками законного монарха — в тот момент на ней был костюм и полудоспех, как и на рыцарях её свиты» [ 7 , с.

Кроме того, женщины иногда надевали мужской костюм для участия в праздничных церемониях, которыми славилось Средневековье. Вразрез с куртуазной культурой проповедники в церквях называли женщин «обителями зла», как мы узнаём из книги Ж. Автор утверждает, что на самом деле отношение мужчин к представителям второго пола всегда было двойственным: как к существу, дающему жизнь и предвещающему смерть; женщина ближе к природе, это порождает страх.

А христианское Средневековье, по мнению Ж. Тем более что значительная часть культуры находилась в руках холостяков, которым ничего не оставалось другого, как восхищаться целомудрием и срывать злость на обладательницах искуса, которых они так боялись: «Женщина, лоза, родящая несчастья, корень всех пороков… Женщина — это нежное зло, свеча и ад». Отношение к женщине ещё в XI веке было весьма дискриминационным.

Этому способствовали сочинения богословов, где подчёркивалась особая приверженность женщин греху, а также ещё не изжившие себя конкубинатные браки — форма полового союза, не освящённого церковью, при этом мужчина может иметь официальный брак с другой женщиной пережиток варварских времён. Таким образом, ещё в начале XI века брак и конкубинат фигурируют как две параллельные формы полового союза, хотя и неравные между собой, но равно возможные. Что касается добрачных связей, то они рассматривались как явление ещё более обычное, не препятствующее последующему супружеству.

И лишь в XII веке увеличивается количество освящённых церковью браков, что способствует стабилизации положения женщины в обществе. К XIII веку эволюция социального статуса женщин усиливается, но ни в церковной, ни в светской морали не было и речи о равноправии женщин и мужчин. Идея служения в любовных отношениях Всякое общество символично в той мере, в которой оно использует символическую обрядность см.

Средневековое общество усилило символизм, присущий всякому обществу, внедрением идеологической системы символической интерпретации в большинство сфер деятельности. Но постепенно система «вассал — сюзерен», «господин — слуга» были перенесены в сферу отношений между мужчиной и женщиной, а именно между рыцарем и благородной дамой. Так сложился ритуал, а затем целая многовековая традиция куртуазных любовных отношений.

Куртуазная любовь осознавалась как добровольная вассальная зависимость сильного мужчины от слабой женщины. Союз скреплялся поцелуем и кольцом, которое дама дарила рыцарю. Здесь мы видим абсолютно идентичное повторение ритуала оммажа см.

Однако не менее важную роль в создании культа Прекрасной Дамы и идеи служения ей сыграл куль Богоматери, которой рыцари также обязывались служить. Именно этот факт вознёс женщину в куртуазных отношениях на такую высоту. Отсюда можно сделать вывод, что, во-первых, поэтому Дама должна быть так недосягаема, а испытываемые к ней чувства — сугубо платоническими, и во-вторых, потому, что в сферу отношений между рыцарем и благородной дамой была перенесена система вассалитета.

Так появился воспеваемый в веках ритуал куртуазной любви. Правда, столь возвышенное отношение рыцарей распространялась только на женщин своего сословия, зато мужчина старался быть вежливыми со всеми дамами, а не только той, которой служил. Куртуазные идеалы и реалии жизни Принципиально важным было осознание возможности видеть в даме не только «приложение» к земельному наделу или иному достоянию, а нежное, возвышенное, прекрасное существо, нуждающееся в любви и заботе.

Следует отметить, что изначально рыцарский культ «избранницы сердца» действительно подразумевал бескорыстное служение и лишь платонические чувства возвышенной любви. Но все попытки церкви превратить рыцарственное служение в сугубо платонический культ, являвшийся зеркальным отражением культа Богоматери, не увенчались решающим успехом, поскольку в куртуазные отношения зачастую вмешивалась истинная страсть. Со временем общественное мнение стало поощрять превращение куртуазных союзов в деликатно оформленные любовные связи; однако, при соблюдении определённых приличий и подчинению особым правилам.

Около 1184-го — 1186-го годов Андреем Капелланом был написан знаменитый трактат «О любви» — единственное в своём роде сочинение, в котором изложена этика куртуазной любви. В своём трактате автор апеллирует к высокому авторитету реально существовавших знатнейших дам: Алиенор Аквитанской сначала французской, а затем английской королевы , третьей жены Людовика VII Аделаиды Шампанской и виконтессы Эрменгарды Нарбонской, дворы которых были центрами куртуазной культуры в конце XII века. Но в произведении упоминается и легендарный король Артур, которому приписывается авторство правил любви, обязательных для всех благородных любовников см.

Для любовников, нарушивших правила или обязательства, при дворе Алиенор Аквитанской существовали даже Суды любви [ 9 , с. Желание стать приятными и привлекательными, в соответствии с куртуазной этикой, заставило многих молодых рыцарей научиться читать и вести приятные беседы, а, кроме того, прислушиваться к мнению дам в том, что касалось умения одеваться, манер и обхождения. К началу XIII века относятся первые дидактические поэмы, кодифицирующие принципы рыцарского поведения в обществе.

Однако сами по себе попытки наладить и приукрасить быт поначалу мало сказывались на отношениях внутри общества, на представлениях о приличиях и благовоспитанности. Грубые нравы менялись медленно, а элементарно уважительное отношение к личности, в частности, к женщине, воспевавшееся в литературно-поэтических произведениях, в жизни было скорее похвальным исключением, чем правилом, даже в XII веке. Но у куртуазной этики есть свои колдовские чары — это этика, высоко поднятая над земной рутиной, она дарит чувство принадлежности к особому кругу избранных.

Высшее сословие Средневековья рисовало своё существование как некую внеисторическую, свободную от цели, абсолютную эстетическую конструкцию. Вот почему воздействие её, идеальные представления о совершенном рыцаре были столь значительными и длительными. Слившиеся с этим идеалом представления о доблести, чести, верности, взаимном уважении, благородных нравах и культе дамы очаровывали людей иных культурных эпох.

Возможно, именно потому, что идеал был так далёк от реальности, он оказался столь универсальным. Рыцарский идеал пережил все катастрофы, которые обрушивались на него в течение последующих веков; он пережил даже «Дон Кихота» Сервантеса. Отражение куртуазной традиции в литературе Средневековья Светское обхождение, интерес к музыке и книгам, относительная грамотность приобрели определённый вес, в первую очередь, при ведущих дворах Европы, особенно на юге, во Франции.

Под покровительством Французских, а впоследствии испанских и иных владетельных сеньоров в конце XI века зародилась и расцвела куртуазная поэзия трубадуров. Этимология слова «трубадур» объясняется специалистами по-разному. Трубадурами называли поэтов, сочинивших свои произведения на южно-французском языке, явивших образы прекрасных дам и благородных рыцарей.

Раньше и полнее рыцарская культура сложилась в Провансе юг Франции, ставший независимым государством после распада империи Карла Великого в IX веке. Наиболее известны из провансальских трубадуров Бертран де Вентадорн и Пейре Видаль, которые воспевали весну и любовь, как величайшее благо в жизни, дарованное людям [ 2 , с. На смену трубадурам пришли труверы во Франции и миннезингеры «певцы любви» в Германии.

Поэтов стали занимать не лирические стихи, а стихотворные поэмы — рыцарские романы. Романы о короле Артуре, рыцарях Круглого стола, поисках Святого Грааля, Мерлине современные исследователи объединяют в «Бретонский цикл». Самое известное произведение из него — «Смерть Артура» Томаса Мелори [ 37 ].

В них изображались утончённые нравы, благородные порывы. В сущности, романы отображали лучезарные мечты средневековых европейцев о мире красоты, любви и благородства. Наиболее известны из дошедших до нас авторов француз Кретьен де Труа роман «Ивейн» и немец Вольфрам фон Эшенбах роман «Парцифаль» , а также поэтесса Мария Французская.

Одним из самых распространённых сюжетов была легенда кельтского происхождения о Тристане и Изольде. Авторами самых ранних версий были Томас, Беруль и Готфрид Страсбурский. В XIX веке французский учёный Жозеф Бедье составил из различных фрагментов романа некую полную версию, которая и поныне пользуется популярностью.

Что можно с уверенностью сказать о переработках и современных интерпретациях других средневековых романов и легенд. Рыцарство и куртуазность в интерпретации современной молодёжи «Начиналось всё ещё до распада СССР, когда на волне перестройки, гласности и демократизации советские педагоги увидели в ребёнке человека и начали испытывать на нём методики, взращивающие в ребёнке личность» [ 54 ].

Сравнить их с кем-то трудно, так как они в Европе были в военном отношении предоставлены самим себе. Разумеется, в сражениях участвовала и пехота — каждый рыцарь приводил с собой слуг, вооружённых копьями и топорами, а также луками и арбалетами. Но до XIV века исход сражения всегда определяли немногие господа рыцари. Вот тут то и происходил «настоящий» бой — два закованных в железо всадника, закрытые щитами, выставив вперёд длинные копья, сшибаются в таранном ударе. При малейшем признаке победы рыцарь брался грабить лагерь своего врага, забывая обо всём, — и ради этого тоже жили рыцари. Недаром некоторые короли перед боем запрещали бойцам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы из-за грабежа, для наглядности строили виселицы для несдержанных вассалов» [ 6 , с. Бой мог быть довольно долгим, ведь он распадался на нескончаемое количество поединков достойных противников.

Какое же место в бою занимала пресловутая рыцарская честь? Но рыцарей было мало. Например, во всей Англии в 1270-х годах было 2 750 рыцарей. В боях участвовали обычно несколько десятков рыцарей, и лишь в больших сражениях они исчислялись сотнями, редко переваливали за тысячу» [ 6 , с. Поистине слабой стороной рыцарства была воинская дисциплина. Ибо рыцарь — индивидуальный боец, привилегированный воин с болезненно-острым чувством собственного достоинства. Он в своём деле которому обучался почти с рождения — военном — равен любому своего сословия, вплоть до короля. В бою он зависит только от себя и быть первым может, только показав свою храбрость, добротность своих доспехов и резвость коня. Такое самосознание рыцаря прекрасно знали и чувствовали полководцы, государственные деятели — мирские и церковные.

И с конца XI века, во время крестовых походов, стали возникать духовно-рыцарские ордена со строгими уставами, регламентирующими их боевые и не только действия. То есть строгость была, но требования были самыми общими: не покидать и не ломать строй, стараться в разумных пределах, обороняться при неудаче, а не сразу бежать, и до победы лагерь противника не грабить. Они должны были и хотели только побеждать. Этому и служило их вооружение и доспехи. Рыцари умирали весьма неохотно. Они предпочитали бежать или сдаваться в плен в случае неудач. В обычных войнах гибло их единицы, и лишь в крупных битвах, решавших судьбы стран, несколько сотен» [ 6 , с. И дело тут не только в доспехах. Рыцари к XIII веку ощутили себя неким всемирным орденом, кастой, для которой не важны никакие территориальные границы, никакое подданство.

И убивать собрата, кто бы и откуда он ни был, становилось неприличным. Вот одолеть его — сбить с коня, взять в плен, получить выкуп — это победа. Из труда Й. Договорённость о месте и времени битвы формирует кардинальную черту отношения к битве, как к честному состязанию, одновременно являющемуся правовым разрешением спора. Влияние церкви на создание образа идеального благородного рыцаря. Рыцарские ордена М. Марион в «Истории ордена Тамплиеров» пишет, что после того, как все обозримые земли были переданы в наследное владение, а доходы с них не удовлетворяли все возраставшие потребности людей, не знавших иного ремесла, кроме военного, взоры европейцев обратились к Востоку. Баснословные богатства Востока поражали воображение, возбуждали зависть и ненависть к тем, кто как казалось, несправедливо наслаждался этим богатством. Взяв на себя обязательство освободить всех участников похода на Иерусалим не только от мук ада, но и от вполне земны долгов, Урбан II удивительным образом объединил в понятии людей низкое и высокое, суетные, даже греховные побуждения и искреннюю веру в грядущее спасение, страсть к золоту и чистую любовь к Богу религия тогда уже занимала главенствующее место в жизни и сознании людей , желание получить свою часть добычи и желание справедливой, спокойной, красивой жизни» [ 7 , с.

Как видим, с жестокими нравами соседствовали тяга к изящному, стремление к красоте и возвышенные чувства не так уж редко вытесняли жестокость. Часть рыцарей, участвовавших в крестовых походах и, надо думать, что всё-таки, не худшая часть, объединилась под эгидой церкви в различные общины, ордена, устав которых мало чем отличался от монастырского. Рыцари — члены духовных орденов — отрекались от семьи, имущества, собственной воли, отдавая себя во власть римского первосвященника. Почти одновременно в первой четверти XII века в Палестине возникли ордены иоаннитов, или госпитальеров, и тамплиеров-храмовников 1128 г. В конце XII века в Святой земле был основан ещё один могущественный духовно-рыцарский союз, получивший название «Братья немецкого дома», или Тевтонский орден. Полумонашеские рыцарские союзы оказали огромное воздействие на формирование представлений о предназначении благородного воина, о рыцарской чести и совершенствах истинного рыцаря. Эти представления постепенно стали привычными для тех, кто принадлежал к высшему сословию. В эпоху всё развивающейся куртуазности светской культуры сложились представления об идеальном рыцаре, воине. Христианский рыцарь — это прежде всего борец за веру Христову, но рыцарь — это и верный вассал своего сюзерена.

Верность — одна из наиболее ценимых добродетелей этой эпохи. Для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, благородство, верность долгу; рыцарь — защитник слабых и обиженных. Со временем стали появляться даже особые уставы, регламентирующие поведение рыцаря в различных сферах жизни и призывающие их к благородству, верности, милосердии, чести см. Однако реальность не всегда совпадала с идеальным образом благородного рыцаря. Проповедываемые церковью нормы морали не могли быть полностью приняты всеми рыцарями с детства привыкавшими к крови и насилию , более того, они распространялись лишь на равных себе по социальному положению. Тем не менее, частичное обуздание их неистовства существовало. В частности, система рыцарского воспитания с X века стремилась привить молодым людям тягу к прекрасному, общественные нормы морали и способность к приятному обхождению. Особенности воспитания и образования юных рыцарей В трудах многих авторов по истории педагогической мысли [ 1 , 14 , 20 , 31 , 41 ] мы находим следующее описание образовательно-воспитательной системы в рыцарской среде. Основу содержания образования сыновей феодалов составляли так называемые «7 рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение мечом и щитом, копьём, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи.

Постепенно в систему рыцарского образования и воспитания наряду с военно-спортивными дисциплинами включаются музыкально-поэтические: стихосложение, пение, игра на лютне как правило , риторика — искусство правильно и красиво изъясняться, умение вести светскую беседу с дамами. Игра в шахматы рассматривалась как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться в ситуации стратегии. Кроме того, с X века юные рыцари обучались этикету, изысканному обхождению, то есть всему тому, что было необходимой составной частью куртуазной культуры. Так, чтение и письмо не были поначалу обязательными для рыцарей, но куртуазность, по счастью, и сюда внесла свои коррективы. Огромное место в жизни и сознании любого человека эпохи расцвета Средневековья занимала церковь. Младший сын феодала мог избрать для себя иной путь, в частности, стать священнослужителем. Церемония посвящения в рыцари До церемонии посвящения в рыцари многие молодые люди уже успевали всласть повоевать, повидать свет, заручиться необходимой поддержкой сильных мира сего. Для отпрысков знатных семей и носителей громких титулов возрастной ценз на право стать рыцарем был снижен с 21 года до 14 лет. Горбачёва Л.

Ночь накануне посвящения молодой воин проводил в одиночестве, бодрствуя в храме и смиренно вознося свои молитвы к престолу Всевышнего. На рассвете его мыли, умащали благовонием волосы, наряжали в белоснежную сорочку. Обряд облачения должны были совершать уже посвящённые рыцари, но зачастую эти роли поручали доверенным слугам. Затем на будущего рыцаря надевали алую тунику, символизирующую кровь, которую он будет проливать, коричневые чулки — шоссы, цветом, напоминавшим о мраке могилы, узкий белый пояс — знак презрения к роскоши. Голову покрывали белым чепцом, символизирующем чистоту души и помыслов, к ногам цепляли шпоры — знак рыцаря. В последний момент юноше вручался обоюдосторонний меч почти всегда нежными руками благородных дам и девиц. Сам неофит натягивал кольчугу с капюшоном обер и повязывал на рукава шёлковые ленты, имевшие «цвет избранницы сердца». Сверху накидывалось военное платье, украшенное настолько богато, насколько позволял достаток [ 7 , с. Сюзерен, касаясь мечом плеч и головы мужчины, стоящего на колене, провозглашал его рыцарем.

При необходимости посвящение в рыцари могло быть исполнено лишь касанием меча сюзерена без предварительной подготовки. Став рыцарем, мужчина совершал оммаж: приносил клятву верности своему сюзерену, вышестоящему сеньору, которому обязывался служить до конца своей жизни. Исследуя ритуал оммажа, Жак ле Гофф в своей книге «Другое Средневековье» [ 32 ] утверждает, что общество средневекового Запада, как общество христианское, было богато ритуалами и символами, поэтому естественно найти отражение господствующей идеологии в ритуале одного из фундаментальных институтов. Однако надо помнить, что институт рыцарства использует эту символику через собственную, «светскую», призму. Описанные обряды были ключевыми как в жизни каждого рыцаря, так и в контексте целой эпохи, породив систему идеализированных представлений о благородстве и верности, дошедшей до нас через тысячелетие см. Светская жизнь 2. Нравы и мода Своё превосходство знать демонстрировала в одежде и области питания, и одежде, которая указывала на социальную категорию. Горбачёва в своей книге «Костюм средневекового запада» [ 7 ] весьма подробно описывает привычки и материальную культуру высшего общества в интересующую нас эпоху. Реагируя на малейшие изменения в жизни общества, стал меняться и костюм.

Он стал более сложным, вариативным, прихотливым особенно это связано с новшествами, постоянно заимствующимися крестоносцами у жителей Востока. Мужской и женский костюм стали всё более отличаться друг от друга. Символика цвета сменила свою трактовку с церковной на мирскую. Сугубо светским дополнением к костюму были поясные кошельки омоньеры , в которые клали мелкую монету для нищих, а также некоторые необходимые предметы. В омоньере рыцаря и оруженосца можно было найти и клубок ниток, и иголку. Дело в том, что неписаный кодекс рыцарской чести предусматривал различное отношение к человеку в старой одежде, возможно, попорченной ударами оружия, и к человеку в распоровшейся одежде. Считалось, что если потёртости и прорехи являются признаками бедности, то распоровшаяся одежда говорит о том, что её хозяин ленив, небрежен, а значит, порочен. Что касается причёсок, то удлинённые волосы по-прежнему считались атрибутом свободного человека и казались непременным условием создания идеально красивого образа в мирное время, конечно. Давление церкви привело к тому, что волосы стали короче остригать на лбу, но зато сзади отращивать их ещё длиннее, а пряди подвивать раскалёнными щипцами» [ 7 , с.

Примерно с этого времени периодически то церковная, то светская власть выпускала законы, ограничивающие чрезмерную роскошь одежды и вычурность внешнего вида богатого сословия. Важное нововведение следует отметить в военном облачении.

Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие «куртуазность» стало включать в себя « вежливость », « учтивость » и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и к мужчинам.

Давайте же решительно исполним балладу в этом заштатном замке. Предполагалось, что дама, увидев, насколько прекрасен ее поклонник, как он силен, утончен и хорошо воспитан, поймет, что лучшего рыцаря не найти и на тысячу лье вокруг. После чего немедленно полюбит его, и все у них станет хорошо. Ну по крайней мере именно так нам про них расскажут менестрели. Нужно, однако, заметить, что понятия "влюбленность" и "любовь" в Аквитании XII века были не совершенно тождественны тому, что понимают под ними сегодня некоторые наши современники. Говоря о любви, средневековые авторы чаще всего имели в виду именно "любовь" в классическом ее понимании.

Не страсть и похоть, а примерно то, что все мы испытываем при первой юношеской влюбленности - острое желание счастья любимому человеку. Избыток страсти — препятствие в любви, поскольку некоторыми людьми владеет столь сильное желание, что любовь неспособна их обуздать. Они могут долго думать об одной женщине и даже наслаждаться ею, но, увидев другую, они немедленно желают ее объятий, забывают об усладах, полученных от первой возлюбленной, и не испытывают за них никакой благодарности. Такие мужчины вожделеют ко всем женщинам, каких видят; любовь их бесстыдна, как у собак. Их следует, мне думается, сравнить с ослами, ибо ими движут низкие страсти, низводящие людей до уровня животных, а не истинная природа, которая отделяет нас от неразумных тварей. И вот именно такая "куртуазная любовь" в обществе того времени считалась приемлемой и достойной. И, казалось бы, неужели только ради женщины, хотя бы и красивой , стоит настолько серьезно заморачиваться? Тем более без малейшей гарантии на то, что она ответит взаимностью. А если и ответит, то что это будет за взаимность - еще большой вопрос. И ответ тут совершенно однозначный.

Конечно же, стоит. Ведь, как уже говорилось выше, "куртуазная любовь" в Аквитании XI века она "любовь" во вторую очередь, а в первую очередь она "куртуазная". А теперь - стих! Все эти сложные взаимодействия были в первую очередь не про страсть хотя конечно, и про страсть тоже а про социальные отношения с людьми своего круга. Прибывший ко двору молодой аристократ , таким образом, показывал уровень своей "подготовки" и навыки общения среди равных себе. Если ты не умеешь вести себя прилично в обществе, то совершенно не важно, насколько ты хорошо держишь в руках меч. Действие любви заключается в том, что настоящий влюбленный не поддается ржавчине скупости. Любовь даже грубую человека и невежду заставляет сиять красотой, даже низкородному дарит благородство нрава. Даже высокомерного одаривает смирением, и любое служение творится влюбленным с большим благочинием. О, как поразительно любовь озаряет людей столькими достоинствами, обучая каждого иметь достаточно благонравия!

Если же ты способен очаровать жену своего сюзерена, при этом ни разу не переступив грани приличия и не бросив тени сомнений ни на нее, ни на ее супруга, не посягая на его брак, так ты вообще замечательный молодец. Не очередной дуболом, которых из двенадцати дюжина, а образованный человек, которому можно доверить не только проблему военную, но и важное политическое дело, требующего острого ума и языка. Впрочем, играть в такие игры с супругой своего сюзерена даже в те благословенные времена было небезопасно. Хотя никого это, конечно, не останавливало. Например, из поклонников Алионоры Аквитанской, герцогини Аквитании и королевы Франции, готовых за одну буквально ее улыбку спуститься в Ад и отрубить рога самому Дьяволу, можно было собрать небольшую армию. После чего сходить в крестовый поход. Максимально точное на данный момент изображение Алионоры Аквитанский. Авторства Фредерика Сэндиса В крестовый поход кстати Алеонора, в 1146 году, таки сходила, собрав под своей рукой столько рыцарей , сколько не собирали некоторые европейские монархи. В общем, если говорить о юге Франции, то к началу XII века куртуазные отношения тут были скорее престижным элементом жизни дворянского сословия, средством показать в приличном обществе, какой ты молодец, и таким способом упрочить свое положение при дворе высшей знати. Впрочем, конечно, нельзя сказать, что вся эта захватывающая игра в любовь никогда не перерастала ни во что большее.

Конечно же, перерастала. И случалось это нередко. Однако, чаще всего под словом "любовь", в то время понималась именно любовь, а не похоть. И приводила она романтическую пару в девяти случаях из десяти к коротким тайным свиданиям, а не к постели. Эти полузапретные отношения несли в себе ощущение опасности, а сохранение тайны и риск разоблачения придавал всему действу пикантность и остроту, которой так не хватало в серых буднях средневековья.

Что такое куртуазность

Куртуазность – это одно из главных понятий, обозначающих особый вид поведения и отношений между людьми. куртуазный – ударение, правописание, словоизменение, значение, примеры использования,однокоренные слова из словарей русского языка на портале Куртуазный это: нно вежливый; любезный, галантный, учтивый. литература средних веков и Возрождения на. что такое куртуазность. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Куртуазность — это понятие, имеющее ряд толкований и связанных с ним понятий. Пытаешься разобраться, что такое куртуазный?

Значение слова "куртуазность"

Должен уметь слагать стихи в честь дамы и проявлять галантность. Тонко чувствовать и трепетать при виде своей возлюбленной. Чтоб вам почет повсюду воздавали, Лишь вы одна — похвал моих предмет. Ее называют "куртуазная любовь". Современники ее называли "fine amour", т. Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы прославить ее имя через свое и добиться ее расположения. Гастон Пари, работавший в конце XIX в. В окситанской лирике поэт с помощью выражений, пришедших из речи вассала, говорит о любовном услужении, которое он хочет оказывать своей даме, как правило, замужней женщине, чье социальное положение превосходит его собственное. Чаще всего ею становится супруга сеньора того двора, к которому он принадлежит. Теоретически, согласно критериям церковной или аристократической морали, для поэта это «запретный плод».

Куртуазность предполагала уважительное и учтивое отношение к другим людям, особенно к королю и высокопоставленным особам. Она включала в себя правила этикета, правила общения, манеры одежды и даже правила первого знакомства. Вам также может понравиться.

Ценность куртуазного поведения заключается в его способности развивать гармоничные и доброжелательные отношения, способствовать избеганию конфликтов и укреплению социальной солидарности. Куртуазность помогает установить доверие и уважение между людьми и создать благоприятную атмосферу для развития долговременных отношений. Куртуазное поведение: основные черты Куртуазность — это поведение, основанное на уважении, вежливости и такте в общении с другими людьми. Куртуазное поведение включает в себя ряд черт и принципов, которые помогают поддерживать гармоничные отношения с окружающими: Вежливость: золотое правило куртуазности — быть вежливым и учтивым со всеми людьми, независимо от их социального статуса или возраста. Куртуазный человек всегда проявляет внимание и заботу к окружающим. Уважение: куртуазное поведение основано на уважении к чувствам, мнениям и правам других людей. Куртуазный человек всегда слушает собеседника с интересом и уважением, не перебивает и не подвергает его оскорблениям. Тактичность: куртуазный человек обладает таким качеством как тактичность — умение находить подходящие слова и действия в любой ситуации. Он избегает резкости и грубости в высказываниях, старается не задевать чувств других и не причинять им дискомфорт. Доброжелательность: куртуазное поведение подразумевает доброжелательное отношение к окружающим.

Разумеется, у каждого рыцаря непременно должна была быть возлюбленная. Постепенно человечество пришло и к тому, что от рыцаря требуются не только храбрость и готовность отдать жизнь ради интересов государства. Также стали цениться и другие качества: учтивость, вежливость, воспитанность. Куртуазность — свод законов, утверждавших, что представитель этого сословия должен быть грамотным, уметь слагать вирши, прославляющие красоту избранницы. Помимо этого, рыцарь обязан тонко чувствовать и проявлять галантность. Куртуазная любовь Под куртуазной любовью в основном подразумевался роман замужней дамы и холостого юноши. Нередко женщины принадлежали к более высокому сословию, чем их избранники, приветствовались и романы с супругами собственного сеньора. От юноши требовалось изображать любовное томление, выполнять все прихоти дамы, вручить ей свою свободу. Нередко женщина и мужчина не были даже увлечены друг другом, а всего лишь играли в опасную игру. Конечно же, от рыцарей ожидались и красивые подвиги, посвященные избраннице, которые позволяли ему завоевать ее расположение. Считалось, что необходима преграда, которая мешает влюбленным соединиться, поэтому юноши предпочитали играть в эту игру с замужними женщинами. Интересно, что вовсе не близость была главной целью куртуазной любви, игроки наслаждались самим процессом завоевания.

Куртуазная любовь, или как любили в Средние века

что такое куртуазность. Куртуазность, куртуазное поведение, куртуазная любовь, куртуазность в средневековой культуре, определение куртуазности. Куртуазность – это одно из главных понятий, обозначающих особый вид поведения и отношений между людьми. Есть простой, но вполне куртуазный способ неизвестное сделать известным – случайно наступить на любимую мозоль, тогда умный в гору не пойдёт! куртуазный – ударение, правописание, словоизменение, значение, примеры использования,однокоренные слова из словарей русского языка на портале

Что означает быть куртуазным

Можно сказать, что куртуазность — это некое подобие, а точнее зачатки современной этики и морали. Куртуазность как основа рыцарской культуры Благодаря крестовым походам, в VIII веке начинает возникать новое сословие - рыцарство. К XII веку рыцарская культура переживает свой расцвет. В этот период выработанные веками собственные традиции и этические нормы, особое мировоззрение формулируются в особом кодексе рыцаря. Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героический характер, то к XII столетию им на смену приходят рыцарские идеалы, не связанные с честью господина или страны, а связанные с образом Прекрасной Дамы возлюбленной рыцаря. В основе кодекса рыцарского благородства лежит куртуазность. Это значит, что настоящий рыцарь должен быть не только храбрым, но и вежливым, учтивым, воспитанным, грамотным. Должен уметь слагать стихи в честь дамы и проявлять галантность. Тонко чувствовать и трепетать при виде своей возлюбленной.

С тех самых пор я ваш навеки стал, И ваша воля — для меня закон. Чтоб вам почет повсюду воздавали, Лишь вы одна — похвал моих предмет. Гильом де Кабестань Такой кодекс рыцарского благородства ознаменовал зарождение новой формы отношений между женщиной и мужчиной. Ее называют "куртуазная любовь". Современники ее называли "fine amour", т. Как правило, это любовь неженатого мужчины юноши к замужней женщине или женщине высшего сословия, возможно, жене сеньора.

Договорённость о месте и времени битвы формирует кардинальную черту отношения к битве, как к честному состязанию, одновременно являющемуся правовым разрешением спора. Влияние церкви на создание образа идеального благородного рыцаря. Рыцарские ордена М. Марион в «Истории ордена Тамплиеров» пишет, что после того, как все обозримые земли были переданы в наследное владение, а доходы с них не удовлетворяли все возраставшие потребности людей, не знавших иного ремесла, кроме военного, взоры европейцев обратились к Востоку.

Баснословные богатства Востока поражали воображение, возбуждали зависть и ненависть к тем, кто как казалось, несправедливо наслаждался этим богатством. Взяв на себя обязательство освободить всех участников похода на Иерусалим не только от мук ада, но и от вполне земны долгов, Урбан II удивительным образом объединил в понятии людей низкое и высокое, суетные, даже греховные побуждения и искреннюю веру в грядущее спасение, страсть к золоту и чистую любовь к Богу религия тогда уже занимала главенствующее место в жизни и сознании людей , желание получить свою часть добычи и желание справедливой, спокойной, красивой жизни» [ 7 , с. Как видим, с жестокими нравами соседствовали тяга к изящному, стремление к красоте и возвышенные чувства не так уж редко вытесняли жестокость. Часть рыцарей, участвовавших в крестовых походах и, надо думать, что всё-таки, не худшая часть, объединилась под эгидой церкви в различные общины, ордена, устав которых мало чем отличался от монастырского. Рыцари — члены духовных орденов — отрекались от семьи, имущества, собственной воли, отдавая себя во власть римского первосвященника. Почти одновременно в первой четверти XII века в Палестине возникли ордены иоаннитов, или госпитальеров, и тамплиеров-храмовников 1128 г. В конце XII века в Святой земле был основан ещё один могущественный духовно-рыцарский союз, получивший название «Братья немецкого дома», или Тевтонский орден. Полумонашеские рыцарские союзы оказали огромное воздействие на формирование представлений о предназначении благородного воина, о рыцарской чести и совершенствах истинного рыцаря. Эти представления постепенно стали привычными для тех, кто принадлежал к высшему сословию. В эпоху всё развивающейся куртуазности светской культуры сложились представления об идеальном рыцаре, воине.

Христианский рыцарь — это прежде всего борец за веру Христову, но рыцарь — это и верный вассал своего сюзерена. Верность — одна из наиболее ценимых добродетелей этой эпохи. Для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, благородство, верность долгу; рыцарь — защитник слабых и обиженных. Со временем стали появляться даже особые уставы, регламентирующие поведение рыцаря в различных сферах жизни и призывающие их к благородству, верности, милосердии, чести см. Однако реальность не всегда совпадала с идеальным образом благородного рыцаря. Проповедываемые церковью нормы морали не могли быть полностью приняты всеми рыцарями с детства привыкавшими к крови и насилию , более того, они распространялись лишь на равных себе по социальному положению. Тем не менее, частичное обуздание их неистовства существовало. В частности, система рыцарского воспитания с X века стремилась привить молодым людям тягу к прекрасному, общественные нормы морали и способность к приятному обхождению. Особенности воспитания и образования юных рыцарей В трудах многих авторов по истории педагогической мысли [ 1 , 14 , 20 , 31 , 41 ] мы находим следующее описание образовательно-воспитательной системы в рыцарской среде. Основу содержания образования сыновей феодалов составляли так называемые «7 рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение мечом и щитом, копьём, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи.

Постепенно в систему рыцарского образования и воспитания наряду с военно-спортивными дисциплинами включаются музыкально-поэтические: стихосложение, пение, игра на лютне как правило , риторика — искусство правильно и красиво изъясняться, умение вести светскую беседу с дамами. Игра в шахматы рассматривалась как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться в ситуации стратегии. Кроме того, с X века юные рыцари обучались этикету, изысканному обхождению, то есть всему тому, что было необходимой составной частью куртуазной культуры. Так, чтение и письмо не были поначалу обязательными для рыцарей, но куртуазность, по счастью, и сюда внесла свои коррективы. Огромное место в жизни и сознании любого человека эпохи расцвета Средневековья занимала церковь. Младший сын феодала мог избрать для себя иной путь, в частности, стать священнослужителем. Церемония посвящения в рыцари До церемонии посвящения в рыцари многие молодые люди уже успевали всласть повоевать, повидать свет, заручиться необходимой поддержкой сильных мира сего. Для отпрысков знатных семей и носителей громких титулов возрастной ценз на право стать рыцарем был снижен с 21 года до 14 лет. Горбачёва Л. Ночь накануне посвящения молодой воин проводил в одиночестве, бодрствуя в храме и смиренно вознося свои молитвы к престолу Всевышнего.

На рассвете его мыли, умащали благовонием волосы, наряжали в белоснежную сорочку. Обряд облачения должны были совершать уже посвящённые рыцари, но зачастую эти роли поручали доверенным слугам. Затем на будущего рыцаря надевали алую тунику, символизирующую кровь, которую он будет проливать, коричневые чулки — шоссы, цветом, напоминавшим о мраке могилы, узкий белый пояс — знак презрения к роскоши. Голову покрывали белым чепцом, символизирующем чистоту души и помыслов, к ногам цепляли шпоры — знак рыцаря. В последний момент юноше вручался обоюдосторонний меч почти всегда нежными руками благородных дам и девиц. Сам неофит натягивал кольчугу с капюшоном обер и повязывал на рукава шёлковые ленты, имевшие «цвет избранницы сердца». Сверху накидывалось военное платье, украшенное настолько богато, насколько позволял достаток [ 7 , с. Сюзерен, касаясь мечом плеч и головы мужчины, стоящего на колене, провозглашал его рыцарем. При необходимости посвящение в рыцари могло быть исполнено лишь касанием меча сюзерена без предварительной подготовки. Став рыцарем, мужчина совершал оммаж: приносил клятву верности своему сюзерену, вышестоящему сеньору, которому обязывался служить до конца своей жизни.

Исследуя ритуал оммажа, Жак ле Гофф в своей книге «Другое Средневековье» [ 32 ] утверждает, что общество средневекового Запада, как общество христианское, было богато ритуалами и символами, поэтому естественно найти отражение господствующей идеологии в ритуале одного из фундаментальных институтов. Однако надо помнить, что институт рыцарства использует эту символику через собственную, «светскую», призму. Описанные обряды были ключевыми как в жизни каждого рыцаря, так и в контексте целой эпохи, породив систему идеализированных представлений о благородстве и верности, дошедшей до нас через тысячелетие см. Светская жизнь 2. Нравы и мода Своё превосходство знать демонстрировала в одежде и области питания, и одежде, которая указывала на социальную категорию. Горбачёва в своей книге «Костюм средневекового запада» [ 7 ] весьма подробно описывает привычки и материальную культуру высшего общества в интересующую нас эпоху. Реагируя на малейшие изменения в жизни общества, стал меняться и костюм. Он стал более сложным, вариативным, прихотливым особенно это связано с новшествами, постоянно заимствующимися крестоносцами у жителей Востока. Мужской и женский костюм стали всё более отличаться друг от друга. Символика цвета сменила свою трактовку с церковной на мирскую.

Сугубо светским дополнением к костюму были поясные кошельки омоньеры , в которые клали мелкую монету для нищих, а также некоторые необходимые предметы. В омоньере рыцаря и оруженосца можно было найти и клубок ниток, и иголку. Дело в том, что неписаный кодекс рыцарской чести предусматривал различное отношение к человеку в старой одежде, возможно, попорченной ударами оружия, и к человеку в распоровшейся одежде. Считалось, что если потёртости и прорехи являются признаками бедности, то распоровшаяся одежда говорит о том, что её хозяин ленив, небрежен, а значит, порочен. Что касается причёсок, то удлинённые волосы по-прежнему считались атрибутом свободного человека и казались непременным условием создания идеально красивого образа в мирное время, конечно. Давление церкви привело к тому, что волосы стали короче остригать на лбу, но зато сзади отращивать их ещё длиннее, а пряди подвивать раскалёнными щипцами» [ 7 , с. Примерно с этого времени периодически то церковная, то светская власть выпускала законы, ограничивающие чрезмерную роскошь одежды и вычурность внешнего вида богатого сословия. Важное нововведение следует отметить в военном облачении. Специалисты по истории оружия и истории костюма считают, что только с появлением большого шлема, полностью скрывающего лицо рыцаря, возникла необходимость упорядочить красочные изображения на щитах и прочем обмундировании. Около середины XII века получили своё широкое распространение геральдические знаки символ самоидентификации и самосознания личности , которые выбирали для себя сами рыцари.

Знаки были узнаваемы людьми своего времени. Вообще полный рыцарский костюм в эпоху расцвета рыцарства отличался выдающейся сложностью и очень дорого стоил что оправдывало обычай дарения отдельных его частей. Кроме того, нёс информацию о своём владельце. Так, по костюму можно было определить социальный статус человека, по гербовым знакам и цветам на одежде — какого он рода, или кому он служит. Было принято, чтобы муж и жена на приёмах носили одежду из одинаковых тканей и одинаковых цветов; рыцарь, как правило, носил какую-либо деталь одежды цвета своей дамы. Различные знаковые аксессуары означали, что на носящем их лежит какой-нибудь обет или обязательство. Рыцарские турниры Уже в XII веке существовала огромная разница между обычными рыцарями, жившими в патриархальных условиях деревни, и придворной знатью, познавшей вкус утончённых удовольствий. Но всех рыцарей по-настоящему объединяло поле брани. Когда не было войны, его заменяло театрализованное — ристалище, поле турнира. Турниры были и забавой, и тренировкой, и военными смотрами.

Проводились они под открытым небом, сначала на довольно обширных, затем на ограниченных территориях, и со временем стали излюбленной забавой всех сословий; дамы стали не только допускаться на них, но выполнять особую роль, украшая своим присутствием, поощряя знаками внимания и подарками. Присутствие публики сдвигало турниры больше в сторону театрализации и пышности атрибутики. На самых ранних турнирах победители не получали никаких призов, да и потом награды были чисто символическими. Главное — победа. Но все рыцари до и после турниров принимали подношения от благородных дам и девиц, а также своих сюзеренов, которым они оказывали честь своей отвагой. С XII века из Франции и Англии повсеместно распространился обычай раз в год рыцарям из свиты короля дарить красные плащи в знак признания их заслуг. Постепенно сложилась весьма своеобразная иерархия подарков и наград. Вещи, принимаемые в дар, хранились очень бережно и не продавались. Культ Прекрасной Дамы 2. Воспитание благородных девиц и положение женщины в средневековом обществе «Известно, что в период расцвета Средневековья красивой и привлекательной считалась та женщина, что была стройна, белокожа, белокура как нормандки , отмечена всеми признаками физического здоровья ведь женщина должна рожать детей » [ 7 , с.

Об образовании же и воспитании благородных девиц Средневековья известно немного. Со временем среди феодалов распространился обычай отдавать своих дочерей в монастыри на воспитание. Благодаря этому грамотность среди женщин-дворянок была более частым явлением, чем среди рыцарей. В известной мере это объясняется тем, что духовенство стремилось оказать влияние на рыцарей через их жён, которые получали воспитание в монастырях. Не случайно в числе приданого знатной невесты были книги религиозного содержания» [ 41 ]. Приобщаясь к культуре и образованию, женщины утверждали гуманные нормы поведения в обществе, смягчали, даже одним своим присутствием, жестокость мужчин.

Бродячие поэты Церковь порицала куртуазные сочинения: посягательство на брачный союз, плотское желание и влечение к чужой жене — полный набор постыдных идей. Однако в ответ на подобные нападки поэты имели вполне достойные ответы. Идеалом подобных отношений было не физическое воплощение влечения, а бесконечная игра, в которой эмоции боролись с долгом и ответственностью. Подобные чувства требовали дисциплины и вели к совершенствованию личности, ведь, вступая на путь служения своему идеалу, юноша не ждал вознаграждения.

Эта неопределенность и была основой куртуазной любви. Средневековая миниатюра: «Чтение поэзии» Конечно, в реальности не все благородные сеньоры были слишком суровы. Считается, что, принимая знаки внимания влюбленного юноши, дама входила с ним в отношения, напоминавшие вассальный договор. Она тоже была обязана ответить на любовь, но по закону сделать этого не могла, ведь тело ее принадлежало мужу, что и создавала пикантную натянутость ситуации — основу каждой хорошей любовной истории. В любом случае, в подобных сочинениях вопросы добродетели занимали значительное место. В целом считается, что эта увлекательная и захватывающая игра имела одно положительное следствие — она изменила отношение к женщине в целом. Средневековое общество впервые стало считаться с чувствами «слабого пола», увидело его в новом, более выигрышном свете.

Термин «куртуазный» ввел французский филолог Гастон Парис, указывая на социальный круг героев, так как «Куртуазный» в переводе с французского означает «учтивый, рыцарский, галантный».

Со временем понятие «Куртуазности» расширилось, под ней подразумевали так же нормы поведения по отношению как к женщинам, так и мужчинам, правила приветствия и обращения к даме или кавалеру, приглашение на танец, поклоны и реверансы. Умение вести светский разговор, вежливое обхождение, владение собой, своими поступками и словами тоже были признаками куртуазности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий