Новости всеволод мейерхольд биография

Всеволод Мейерхольд – советский актер и режиссер, без сожаления ломавший стереотипы классического театра.

Общие сведения

  • Всеволод Эмильевич Мейерхольд — биография режиссера | Биографии известных людей
  • Всеволод Мейерхольд - биография, личная жизнь, фото
  • Поделитесь статьей с друзьями
  • Please wait while your request is being verified...
  • Содержание
  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память

Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина

Внешности Эмилий Федорович был необычайной. Из воспоминаний. Он выгнал из дома Федора, старшего сына, за то, что тот, против его воли, женился на актрисе; поднимал руку и на младших. Федор, старший сын, покончил с собой в подвале отцовского дома, повесившись на своем шарфе…. Мы иногда оставались по вечерам шить костюмы для домашних спектаклей, как это было при Мейерхольде, это наша дань традициям этого дома и этому человеку, но работники музея боялись задерживаться допоздна, так как складывалось впечатление, что в доме кто-то есть. Мы даже вызывали наряд патрульных… Они, конечно, никого не обнаруживали, но ощущение «странного» дома все равно не проходило…и сейчас не проходит.

К холодному воздуху, врывающемуся через открытые двери, примешивается запах лекарств. Тяжело болен отец Карлуши, то бишь Всеволода, Эмилий Федорович… Февраль 1892 года отнял у него отца, и тот же февраль впервые вывел его любительскую сцену в роли Репетилова в грибоедовском «Горе от ума». Решение было принято, и Мейерхольд в феврале бросает университет и поступает в Московский Художественный театр. А позже, опять же в феврале, уйдя их МХАТа, в Петербурге возглавляет свою театральную студию под именем фантастического «доктора Дапертутто», гофмановского персонажа, носившего плащ алого цвета. По безошибочной классификации антрепренеров, старый губернский город Пенза считался театральным городом.

Кроме театра на центральной площади был еще один, летний, в так называемом «верхнем гулянии», стоявший в глубине городского парка. Пензенские театралы охотно приглашали на обеды и ужины любимых артистов, особенно приезжих «гастролеров». Когда маленькому Карлуше Мейерхольду было пять-шесть лет, в труппе пензенского театра служил на небольших ролях Владимир Гиляровский, в будущем знаменитый журналист. В книге «Мои скитания» он описал неровные, грязные пензенские улицы, своеобразных извозчиков, называвшихся «Удобки» и удивительную местную водку, производившуюся заводом Э. Мейерхольда и носившую странное название «Углевка».

Гиляровский уверял, что после Пензы он нигде и никогда такой водки больше не пробовал, и что знаменитые на всю Россию водочные изделия Смирнова и вдовы Поповой не могли с ней сравниться. Мейерхольд на всю жизнь сохранил старомодную фотографию Василия Далматова с автографом, подаренную артистом Санкт-Петербургского Александринского театра его отцу Эмилию Федоровичу. Незадолго до смерти Далматова судьба свела с ним Мейерхольда, уже известного режиссера в труппе «Александринки». И едва ли не самым проникновенным и теплым откликом на смерть замечательного, любимого артиста был некролог, подписанный доктором Дапертутто Мейерхольдом. Театр был захвачен все усиливавшимся интересом новой публики к малознакомому материалу, к событиям недавно закончившейся гражданской войны, к ушедшему и настоящему быту.

Классические произведения переосмысливались и подлаживались к современным веяниям и уровню восприятия людей, заполнявших театральные залы, Театр- как явление- вызывал у зрителя, подчас никогда не переступавшего порога этого заведения, неподдельный, искренний и почти детский непосредственный интерес… Одной из первых новых форм театрального искусства были так называемые массовые действа, мистерии, в которых принимали участие тысячи солдат и рабочих, руководили ими профессиональные актеры и режиссеры. Горького в Петрограде, многочисленные студийные спектакли поражали зрителей остротой, новизной. Никогда прежде театральное искусство в России не пользовалось таким успехом. В огне революции рождался «новый театр». Москву того времени вообще называли «театральной Меккой».

И в этой шумливой, яркой, буйной, театральной Москве работал Мейерхольд. Оно мелькало с афиш, газетных полос, оно звучало в рабфаковских вузах и общежитиях. В книге Александра Гладкова, секретаря и биографа Мастера «Мейерхольд», читаем: «На Триумфальной площади, в просторном, неуютном, как бы недостроенном здании, поражал воображение своими спектаклями самый удивительный, неповторимый, невозможный, единственный а свете — ГосТИМ- театр им. Всеволода Мейерхольда.

После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал В. Молотову: «Вот моя исповедь, краткая, как полагается за секунду до смерти. Я никогда не был шпионом. Я никогда не входил ни в одну из троцкистских организаций я вместе с партией проклял Иуду Троцкого.

Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью… Меня здесь били — больного шестидесятилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху, с большой силой и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-синим-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток я кричал и плакал от боли. Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты». Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. Из обвинительного заключения: «В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР… Обвиняется в том, что является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства». Внучка Мейерхольда — Мария Алексеевна Валентей — в 1956 году, добившись его политической реабилитации, но не зная тогда, как и когда погиб её дед, установила на могиле Зинаиды Николаевны Райх, что на Ваганьковском кладбище, общий памятник — ей, актрисе и возлюбленной жене, и ему. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г.

Их тела были кремированы, и прах, ссыпанный в общую могилу, смешан с прахом других убитых. Сразу после официальной реабилитации Вс. Мейерхольда, в 1955 году, была сформирована Комиссия по творческому наследию режиссёра. С момента основания по 2003 год бессменным учёным секретарём Комиссии была М. Плучек 1987—1988. С 1988 года председателем Комиссии является режиссёр Валерий Фокин. В конце 1988 года было принято решение о создании мемориального Музея-квартиры в Москве — филиала Театрального музея им. С 25 февраля 1989 года в Театре им. Ермоловой, который в то время возглавлял Валерий Фокин, проводились вечера памяти Мейерхольда.

В 1991 году по инициативе Комиссии по наследию и при поддержке Союза театральных деятелей России, на базе учреждённого ещё в 1987 году Всероссийского объединения «Творческие мастерские», был основан Центр имени Вс. Мейерхольда ЦИМ. Центр занимается научной и образовательной деятельностью — он превратился в традиционное место проведения международных фестивалей и национального фестиваля «Золотая маска», площадку для гастролей лучших европейских и российских спектаклей. Всеволод Мейерхольд документальный фильм В Пензе 24 февраля 1984 года был открыт Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» директор Наталия Аркадьевна Кугель , в котором с 2003 года работает Театр Доктора Дапертутто. В 1999 году в Пензе был открыт памятник В. В честь 140-летней годовщины со дня рождения В. Мейерхольда в Санкт-Петербурге на ул. Бородинская д. Личная жизнь Всеволода Мейерхольда: 17 апреля 1896 года Мейерхольд обвенчался со своей сверстницей Ольгой Мунт, с которой был знаком с 1892 года и с которой вместе играл в любительских спектаклях.

Свадьбу отпраздновал в Пензе, там же провели и медовый месяц.

Мунт во всем. Всегда была она окружена большим кругом поклонников, многие из которых демонстрировали ей свои пылкие чувства в весьма откровенной форме.

Райх любила веселую и блестящую жизнь: любила вечеринки с танцами и рестораны с цыганами, ночные балы в московских театрах и банкеты в наркоматах. Любила туалеты из Парижа, Вены и Варшавы, котиковые и каракулевые шубы, французские духи стоившие тогда в Москве по 200 рублей за маленький флакон , пудру Коти и шелковые чулки… и любила поклонников. Нет никаких оснований утверждать, что она была верной женой В.

Также трудно допустить, что она осталась незапутанной в сети лубянской агентуры. В жизнь своего второго мужа первый был Сергей Есенин она внесла перманентную драму и полное отсутствие душевного покоя. Так, видно, было угодно судьбе Всеволода Эмильевича, что как раз тогда, когда в творчестве своем вступил он в полосу высшего расцвета, когда достиг он откровений в искусстве, о которых мечтал и к которым стремился с молодых лет, — как раз в это время вошел в его жизнь трагический, деструктивный элемент, развившийся с течением времени в серьезный душевный надлом, подтачивавший его созидательную работу, затемнивший ясность его сознания если не художника, то руководителя театрального коллектива, ограничивший в конечном итоге его творческие достижения.

Он любил Райх болезненно и страстно. Точнее было бы сказать, что со временем его страстная любовь приняла болезненный оттенок под влиянием характера и поведения Райх. Мало-помалу его ревность развилась и приняла фантастические размеры, являясь постоянной темой разговора его друзей и вызывая изумление и сожаление.

Он ревновал Райх ко всем, к кому только можно было ревновать, иногда даже и к женщинам. Порождением его ревности являлись их постоянные ссоры. Часто он устраивал бурные сцены, не стесняясь присутствия друзей и знакомых.

На одном из приемов в честь иностранных режиссеров в ВОКСе Всесоюзное общество культурной связи с заграницей он начал ссору во время ужина, встал из-за стола, швырнул салфетку и уехал, оставив жену одну. Раз в Париже довел Райх до того, что она выскочила из автомобиля на ходу и пыталась убежать. Он остановил тотчас же машину посреди улицы и бросился догонять ее… На их приемах и вечерах интересная, общительная и остроумная Райх была неизменно притягивающим центром общества.

И привлекательность, и очарование хозяйки умело использовали лубянские начальники, сделав из мейерхольдовской резиденции модный московский салон «с иностранцами». Райх играла первую скрипку в их супружеском союзе. Мало что осталось от того бережного внимания, каким всегда были окружены он и его работа со стороны первой жены.

Сейчас в их доме хозяином был не он, а Райх. Ее родители жили рядом с ними в течение двух периодов даже вместе с ними в одной квартире и проводили лето на подмосковной даче Мейерхольдов. Все его поведение до самого конца с несомненной очевидностью говорит об этом.

В течение второй половины 20-х годов и позже в связи с его личными неурядицами, а потом и по другим более объективным причинам, развивались в нем раздражительность, несдержанность, постоянное душевное напряжение. И, однако, его порядочность неизменно продолжает оставаться такой же безупречной, как и раньше. Теперь можно было бы найти даже больше свидетельств его сердечности и внимания к человеческому горю, нежели в Петрограде в годы военного коммунизма.

Только Енукидзе и Ягода знали, сколько раз он беспокоил их своими просьбами за своих арестованных друзей и знакомых. Да и не только за них. Друзья просили его за своих друзей, знакомые — за своих знакомых, и почти никогда не отказывал он никому.

Даже если в других московских театрах арестовывался кто-нибудь из служивших в нем «бывших», то часто выручал их с Лубянки В. Мейерхольд, обычно даже не зная лично того, о ком хлопотал, как это было, например, с графом Н.

Мейерхольд в роли Треплева, К. Станиславский в роли Дорна. Спектакль "Чайка". Всеволод Мейерхольд в роли Тузенбаха.

Шекспира 1898 г. Характеры Мейерхольда на сцене разнились от буффонадных до глубоко драматических. Всеволода Эмильевича можно назвать универсальным актером. Он не считал оскорблением после Гамлета играть второстепенную роль в водевиле. К нему приходит настоящая слава, фотокарточки с его изображением продаются во всех писчебумажных магазинах города. С ним сближается А.

Чехов с артистами Художественного театра. Справа сидит с газетой В. Мейерхольд И все же полного удовлетворения от пребывания в Художественном театре Мейерхольд не испытывает. Там он прошел школу психологического театра, но не принял ее. Его ждала другая дорога. У него не ладятся отношения с В.

Немировичем-Данченко, и, хотя Всеволод занят в четырех спектаклях из пяти, мысли об уходе все чаще приходят ему в голову. Ситуация достигла кульминации 12 февраля 1902 года. В тот день Мейерхольд узнал, что он не включен в число пайщиков-учредителей театра. Всеволод Эмильевич, чуть не единственный из труппы, стоявшей у истоков театра, не получил ссуды от Саввы Морозова, не попал в число пайщиков строящегося здания Художественного театра в Камергерском переулке. Его гневу нет предела, и он тут же заявляет о своем уходе. Зал Московского художественного театра после перестройки 1900-1903 гг.

В 1902 году, проработав в труппе МХТ четыре сезона, Всеволод Мейерхольд покидает театр, исчерпав в нем все вдохновение для себя. Уже тогда многие почувствовали его резкий, неуживчивый нрав. Хотя сам он публично отрицал, что причина ухода в материальных проблемах. Дальше соперничество учителя и ученика будет постоянным, хотя, возможно, не всегда очевидным. Яичница с луком С этого времени началась его самостоятельная режиссерская работа. Мейерхольд собрал труппу из актеров-единомышленников большей частью — бывших студийцев МХТ и уехал с ними в Херсон.

С Александром Кошеверовым, который вместе с Мейерхольдом покинул МХТ, они решили создать собственный театр в провинции. Сезон театра «Труппа русских драматических артистов под управлением А. Кошеверова и Вс. Мейерхольда» открылся в Херсоне 22 сентября 1902 года спектаклем «Три сестры» по пьесе Чехова. В труппу вошли И. Певцов, А.

Канин, Н. Костромской, Е. Мунт сестра его жены Ольги , А. Загаров, А. Нелидов, Н. Будкевич и др.

Всеволод Мейерхольд. Но в начале своей режиссерской работы их совместные с Кошеверовым постановки скорее напоминали тиражирование постановок Художественного театра. Но уже здесь проявился творческий почерк Мейерхольда, который, в отличие от Станиславского, больше внимания уделял визуальной, а не психологической стороне действия. Он заставлял актёров работать над телодвижениями, а не изучать характер героев. По его мнению, актерам было необходимо шутовство и клоунада, чтобы охватить самые азы. Его постановки чем-то напоминали театр марионеток.

Первое их представление в Херсоне было принято холодно, но дальнейшие гастроли завоевали «Товариществу новой драмы» определенную репутацию. Для российской публики это было нечто совершенно новое. Немировича-Данченко после их ухода об их новой программе высказал следующее: «Какой-то сумбур, дикая смесь Ницше, Метерлинка и узкого либерализма, переходящего в сумрачный радикализм. Черт знает что! Яичница с луком. Это сумятица человека, который каждый день открывает по несколько истин, одна другую толкающих».

Херсон В преддверии весны Мейерхольд отправил жену в Пензу, где 31 мая 1903 года родилась их вторая дочь, Татьяна. Сам же вместе с труппой выехал на гастроли — сначала в Николаев, потом в Севастополь. С 1903 года Мейерхольд начал поиски новой театральной стилистики через разработку системы символистского театра. Огромную роль здесь сыграл Алексей Ремизов, приглашенный режиссером в театр на должность заведующего репертуаром. Но его функции были гораздо шире, нежели подбор пьес, сам он определял свою должность как «театральный пастух» или «театральный настройщик с вывертом и наперекор». Ремизов стал, по сути, интеллектуальным центром театра.

Во втором сезоне долю традиционного репертуара пьесы Островского, Чехова, Немировича-Данченко планировалось сократить за счет новой драматургии. Не все эти пьесы были переведены на русский язык, и Ремизов, с помощью своей жены, С. Ремизовой-Довгелло, переводил тексты. В Мейерхольд в роли клоуна Ландовского в спектакле "Акробаты" по пьесе Ф. В следующих сезонах Мейерхольд руководил труппой уже самостоятельно, поскольку Кошеверов уехал в Киев. Труппа стала называться «Товариществом новой драмы».

Менялись города Херсон, Полтава, Пенза, Тифлис , репертуар, актеры, лишь название труппы оставалось прежним. Работа театра осложнялась еще и тем, что публика Херсона не слишком приветствовала символистские эксперименты. По этой причине театр много гастролирует. Работа шла в жестком режиме, характерном для любого провинциального театра того времени, спектакли выпускались один за другим. Времени для скрупулезного репетиционного процесса не было. Мейерхольд управлял театром, был режиссером, сыграл за сезон 44 роли.

Работал много, спал по 5-6 часов в сутки. В 1902—1905 гг. Мейерхольд поставил около 200 спектаклей, театр скоро стал одним из самых ярких в России. За его работой следила театральная общественность Москвы и Петербурга. Возвращение в Москву В это время вырабатывалось художественное мировоззрение Мейерхольда, которое можно уверенно назвать символистским.

Мейерхольд, Всеволод

Александринский театр отметит 150-летие Всеволода Мейерхольда серией событий на Основной и Новой сценах. Мейерхольд, Всеволод — А. Я. Головин. Портрет режиссёра В. Э. Мейерхольда (1917) Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля 1940, Москва) — русский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). История любви Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх: гениальный режиссёр помог раскрыться великой актрисе, но оба они погибли в репрессиях. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28.01.1874-2.02.1940 г) родился в Пензе, в семье предпринимателя.

Please wait while your request is being verified...

Поняв, что спектакль критикуют со всех сторон с подачи Сталина, актриса не придумала ничего лучше, как изложить свою критическую точку зрения в письме. На упрёки в отсутствии вкуса Сталин ничего не ответил, но не забыл об инциденте. Критика продолжала нарастать, и вскоре творчество Мейерхольда было объявлено «антагонистическим» по отношению к советскому народу. Сам Всеволод Эмильевич, как и его жена, не оценил уровня опасности, искренне веря, что его репутация и безоговорочная преданность коммунизму защитят в любой ситуации. Биомеханика Делом своей жизни Мейерхольд считал систему упражнений, которую он назвал биомеханикой. Эти упражнения многие сравнивали с фортепианными этюдами Карла Черни. Только овладев техникой можно было приступать к следующему шагу — проникновению в суть роли. В статье «Актёр будущего и биомеханика» Мейерхольд прямо сравнивает принцип движения актера на сцене и рабочего на заводе: «...

Рассматривая работу опытного рабочего, мы отмечаем в его движениях: 1 отсутствие лишних непроизводительных движений, 2 ритмичность, 3 правильное нахождение центра тяжести своего тела, 4 устойчивость». Но биомеханикой дело не ограничивалось. Движению был посвящён целый ряд занятий. Обратимся к воспоминаниям Эраста Гарина: «Часто на тренировочных занятиях по ритмической гимнастике, танцу или акробатике в зале появлялся Мейерхольд. Он входил в дверь в наброшенной на плечи зелёной солдатской шинели. Нам, молодёжи, да ещё усиленно двигавшейся, это не мешало. Мейерхольд садился к изразцовой печке, потягивал махорочную самокрутку ему единственному разрешалось курить и смотрел на нас, как бы изучая каждого.

Был он похож на серого доброго волка. Серые глаза, серые волосы, серый френч. Глаза пристально изучающие, добрые и холодные. Но вот он скидывает шинель. Прерывает наши занятия — пора практически переходить к биомеханике. Ставит посреди комнаты стол. Выбирает ученика покрепче… Подводит к столу.

Опирает руки ученика за его спиной на край стола. Испытывает его способность к рессорности и отходит, попросив ученика быть внимательным. Вот у него зарождается намерение. Он, как говорят в боксе, группируется и крадущейся походкой направляется к фигуре, опёршейся руками на стол. Затем он заводит правую руку за свою спину, достаёт воображаемый нож. Делает движение, наносящее рану по горлу, сползает на пол и отбегает в сторону». Мейерхольд и Станиславский Более разных, скажем больше — полярных — режиссёров нельзя было представить.

Станиславский мог сказать громко «не верю» про биомеханику, а Мейерхольд — про психотехнику.

Он раскритиковал спектакль, и Мейерхольд получил множество замечаний в свой адрес. Зинаида Райх отправила Сталину письменное сообщение, где обвинила его в неразборчивости в искусстве. После этого 8 января 1938 года ГосТим закрыли, официальный приказ опубликован тем же днем в газете "Правда". Станиславский пригласил Всеволода Эмильевича к себе в театр на должность режиссера в мае 1938 года.

Через некоторое время Станиславский скончался, и Мейерхольд возглавил театр. В это время большим успехом пользовалась театральная система Мейерхольда. Режиссер закончил работу над оперой "Риголетто" и в 1939 году составил план проведения парада физкультурников в Ленинграде для студентов. Признание и триумф Всеволод Эмильевич получил на конференции режиссеров. Это были последние минуты его славы при жизни.

Зал неистово аплодировал, а Мейерхольд сделал последнее публичное выступление, сказав главные слова на этом мероприятии. Арест и смерть режиссера 20 июня 1939 года в биографии Всеволода Эмильевича Мейерхольда наступило страшное время. Сначала его арестовали в Ленинграде и провели обыск в квартире. Жена написала жалобу на сотрудников НКВД. Это обстоятельство отмечено в протоколе.

Мейерхольд в это время подвергался пыткам и истязаниям со стороны следственных органов с целью получить от него нужные показания. Через три недели Всеволод Мейерхольд не выдержал и подписал бумаги, чего и добивались следователи. Сохранилось письмо Мейерхольда В. Молотову, где он описывал мучения и истязания, которым подвергался в тюремном заключении. Это были страшные избиения, до невыносимой боли.

Это были страшные избиения, до невыносимой боли. Его избивали резиновым жгутом по ногам и спине, били каждый день по незажившим ранам. Побои наносились с огромной силой, это подробно описано в его письме. Также режиссер признался, что никогда не был шпионом и не занимался контрреволюционной деятельностью. Заседание Военной коллегии состоялось 1 февраля 1940 года. Всеволода Эмильевича приговорили к смертной казни, а 2 февраля 1940 года расстреляли. Из других источников известно, что режиссера утопили в бочке с нечистотами. Перед смертью его обязывали оклеветать коллег по театральной деятельности, но он отказался.

В результате ему сломали пальцы на руках и подвергли страшным пыткам. Тюремные заключения сильно подорвали здоровье и внешний вид Всеволода Эмильевича. В обвинительном заключении было указано, что Мейерхольд в 1934-1935 годах работал шпионом на английскую и японскую разведки, а также являлся участником троцкистской группировки. Памятные мероприятия, посвященные Мейерхольду После смерти режиссера и его политической реабилитации было проведено много мероприятий, чтобы почтить его память: открыт Театр доктора Дапертутто, проведены торжественные церемонии, основан музей и другие. Спустя много лет, в 1956 году, внучка Всеволода Эмильевича - Валентей Мария Алексеевна - добилась восстановления его прав с политической точки зрения. Она тогда не знала, при каких обстоятельствах погиб ее дед. Мария Алексеевна установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник им обоим с фотографией Всеволода Эмильевича. Лишь в 1987 году она узнала точное место, где похоронен ее дед - кладбище Московского крематория у Донского монастыря, в общей могиле захороненных невостребованных прахов.

В той могиле покоятся 346 человек. Все были расстреляны и кремированы, а прах ссыпан в общую могилу. В феврале 1988 года Мария Алексеевна узнала и точную дату смерти Мейерхольда, тогда она сумела добиться права ознакомиться с делом.

В это же время Всеволод Мейерхольд вводит новое понятие — «биомеханика» в рамках сценодвижения и запускает программу «Театральный октябрь». Тогда же был основан его одноименный театр — ГосТиМ. В 1926 году театр Всеволода Мейерхольда признали государственным. Параллельно Всеволод продолжает вести работу в Театре Революции.

В 1928 году театр чуть не был расформирован. Мейерхольда заподозрили в государственной измене, поскольку он надолго задержался во Франции из-за болезни, лечения и переговоров о гастролях. На благо театру Всеволод успел вернуться и вопрос был решен. Через 4 года в 1934 в Москве была представлена постановка «Дама с Камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли. К несчастью, на спектакле присутствовал Иосиф Сталин, которому абсолютно не понравилось увиденное. На Всеволода обрушился пласт критики, в частности его обвинили в эстетстве. Сама Райх в защиту Мейерхольда написала Сталину письмо, в котором не постеснялась выразиться о его непонимании искусства в целом.

Все попытки сохранить театр — провалились, его закрыли в 1938 году. Май 1938 года. Мейерхольда, оставшегося без работы, снова пригласил Станиславский в оперный театр. А спустя некоторое время Всеволод стал главным режиссером, поскольку Константин Станиславский скончался.

Сева и Зина. Роковая страсть Всеволода Мейерхольда

Во время каждой репетиции несколько раз прерывался, чтобы осмотреть зал — нет ли здесь каких-либо недругов? Во время спектаклей стоял за кулисами и, прищурившись, напряженно следил за игрой актеров: нет ли какого саботажа? Спиной чувствуя его неподвижный, полубезумный взгляд, бедняги нервничали и играли значительно хуже, чем на репетициях — что, кстати, и считалось саботажем. Мейерхольда многие всерьез боялись. На всех заседаниях, собраниях и съездах он неизменно устраивал сумбур и скандал с истерическими криками, проклятьями, обвинениями вроде: «Вы — охвостье Чайковского! Гнездо реакции! Враги революции! Наконец, в феврале 1921 года Всеволода Эмильевича сместили с комиссарского поста — ко всеобщему облегчению, не исключая и Луначарского. Сцена из спектакля «Баня» по Маяковскому. В главной роли И. И проруководил им долгих пятнадцать лет!

При этом судился со своими актерами по пустякам был однажды даже оштрафован на 300 рублей за клевету, когда он в очередной раз подал в суд на группу «саботажников», посмевших уволиться из театра и вечно опасался, что кто-то из обиженных его застрелит. Он почему-то предчувствовал, что погибнет от пули… А вот Зинаиде Николаевне напророчили нож — крепко не любившие коллеги вечно шептали ей в спину: «Хоть бы скорее ее зарезали! Не прибили, не отравили, а именно зарезали. Ты отступаешь, ты дрожишь от холода, подставляя копну волос бурному ветру суровой зимы, ты потерял чувство дороги, — мастер, ты гибнешь, величественный, негнущийся Мейерхольд! Решено было вернуться. Мейерхольд оставался в фаворе у советской власти еще несколько лет. В изданной в 1933 году толстенной «Истории советского театра» он — единственный — был прямо обозначен, как гениальный режиссер. Он по-прежнему входил во всевозможные комиссии и комитеты — вплоть до 1936 года. Но к этому времени художественные пристрастия новой власти стали стремительно меняться. Вот тут-то Мейерхольду и стали припоминать «грешки»: и выезд за границу, слишком похожий на попытку эмиграции, и использование в спектаклях произведений опального Шостаковича в музыке ведь тоже формализму был дан бой, в 1936 в «Правде» вышла разгромная статья про Шостоковича «Сумбур вместо музыки».

Действительно же — создателю Красной армии… Словом, стоило в газете один раз появиться подлому словечку «мейерхольдовщина», и началось! Отречения учеников, клятвы «вывести на чистую воду», требования «покончить», рекомендации «разоблачить»… Постановка «Бориса Годунова», на которую Мейерхольд только-только окончательно решился, была запрещена. Может, дело и дошло бы до голых бояр на трапеции — кто ж теперь скажет? Ведь театр был закрыт еще до первой репетиции… Последним спектаклем Мейерхольда и Райх стала «Дама с камелиями» — отчасти это была попытка задобрить власти: мол, и мы возвращаемся к классике, решительно отказываемся от формализма и намерены отныне идти благонадежной дорогой соцреализма. И последние слова героини: «Ты видишь, я улыбаюсь, я сильная… Жизнь идет», — Райх, говорят, произносила с настоящей актерской силой. Затем она опускалась в кресло спиной к зрителям. После долгой паузы левая рука ее падала с подлокотника и повисала как плеть. Так Мейерхольд показывал смерть. Когда вечером 7 января 1938 года рука Райх повисла в воздухе — это действительно был конец. Была даже иллюзия, что все наладится — Райх взяли в театр Ленсовета, Мейерхольда приютил Станиславский в оперном театре.

На первое занятие оперной студии он пришел в мятом костюме, с небрежно завязанным галстуком, нечесаный. У Станиславского сердце сжалось от жалости. Сломали человека! Кажется, Мейерхольда горячо, до умопомрачения жалела и Райх. Иначе трудно объяснить то, что она сделала. Или она под конец совсем разучилась понимать что-либо, кроме себя самой, своих нужд и переживаний? Ведь она в одночасье лишилась высокого положения, аплодисментов, поклонников… Как бы то ни было, но Зинаида Николаевна, ни с кем ни посоветовавшись, отослала совершенно безумное письмо Сталину. В числе прочих непочтительностей там были и такие: «Как вы, грузин, можете судить о русском театре? Вряд ли она знала, что подписывает и себе, и мужу смертный приговор… Тюремное фото Ограбление по… 20 июня 1939 года в Ленинграде был арестован Мейерхольд. Ему каким-то чудом удалось позвонить жене, но связь оборвалась, он так почти ничего и не успел сказать.

Впрочем, не прошло и часа, как в московскую квартиру Мастера пришли с обыском. Первым делом была изъята копия того самого письма Сталину на 6 листах. В протоколе зафиксирована жалоба гражданки 3. Райх, протестующей против поведения одного из сотрудников НКВД. Говорят, этот сотрудник получил строгий выговор от начальства — «за допущенное протоколирование жалоб обыскиваемого». Мейерхольд тоже пытался жаловаться — написал Молотову: «Меня, 65-летнего старика, заставили лечь на пол лицом вниз и били по подошвам и по позвоночнику резиновым ремнем… Я выл и плакал от боли». Ответа, понятно, не получил. И через полгода признался во всем: в шпионаже в пользу англичан, японцев, в участии в троцкистской организации… Он назвал всех своих сообщников: Эренбурга, Пастернака, Катаева, Эйзенштейна, Шостаковича, Утесова… К счастью, ни одного из них брать не стали. А поздним вечером 15 июля 1939 года Зинаиду Николаевну Райх зарезали грабители. То есть сначала пришли двое сотрудников НКВД, открыли балкон в кабинете Всеволода Эмильевича и опечатали его, не запирая на замок.

А потом уж, минут через двадцать, двое неизвестных зашли через этот балкон в квартиру и нанесли хозяйке 17 ножевых ран. Соседи слышали крики Райх, но решили, что у нее очередная истерика. Впрочем, дворник все же выглянул из своей каморки — как раз в тот момент, когда двое мужчин садились в ожидавшую их машину. Зинаида Николаевна Райх похоронили в том же черном бархатном платье, в котором она играла свою долгожданную «Даму с камелиями». Сразу по возвращении с кладбища ее дети — Татьяна и Константин Есенины — узнали, что обязаны освободить квартиру, так как она отходит НКВД. Прошло несколько лет, и убийцы Зинаиды Райх были, наконец, названы народу: соседи Мейерхольдов, артист Большого театра Головин с сыном. И напрасно они твердили, что единственная улика — золотой портсигар с вензелем Мейерхольда — был подарен на день рождения! Преступникам пришлось-таки отсидеть в тюрьме несколько лет — пока их не реабилитировали и не освободили. Пришлось посидеть и домработнице Мейерхольдов, Лидии Анисимовне Чарнецкой, и она говорила товаркам по камере: «Так чего ж они хочут от меня, никак в толк не возьму? Откуда ж знать мне, об чем хозяева разговаривали?

Я ж им только кушать на стол подам — и снова на кухню! Через пять дней, 2 февраля, его отвели в подвал Военной Коллегии и расстреляли. В тот же день расстреляли и журналиста Михаила Кольцова. Остается только добавить, что бывшая семья Мастера — Ольга Михайловна и дочери — получила извещение о том, что Мейерхольду дали 10 лет без права переписки. Для него в Бутырке даже брали передачи, и бедные женщины несколько месяцев провели в чудовищных тюремных очередях. Пока Ольга Михайловна не объявила, проснувшись однажды утром: «Я это предчувствовала — теперь знаю точно: вашего отца нет в живых». А еще через несколько месяцев она и сама тихо угасла — дочери говорили, что от горя… «Расстрелянный театр» Об аресте Мейерхольда рассказал его знакомый И. Романович: «Я расстался с ним в четыре часа утра. Последнюю, в своей нормальной жизни, ночь, он провел в квартире у Юрия Михайловича Юрьева. На рассвете Всеволод Эмильевич и я вышли из квартиры Юрьева.

В руках Мейерхольд держал бутылку белого вина и два бокала — для себя и для меня. Мы устроились с бутылкой на ступеньках лестницы и продолжали тихо говорить о том, о сем, в том числе снова о лагере и о тюрьме». Установлено, что в течение ряда лет Мейерхольд состоял в близких связях с руководителями контрреволюционных организаций — Бухариным и Рыковым. Арестованный японский шпион Иошида Иошимасу еще в Токио получил директиву связаться в Москве с Мейерхольдом. Установлена также связь Мейерхольда с британским подданным по фамилии Грей, высланным в 1935 году из Советского Союза за шпионаж. Исходя из вышеизложенного, постановил: Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича арестовать и провести в его квартире обыск». Берии 27 июня 1939 года «Признаю себя виновным в том, что, во-первых: в годах 1923—1925 состоял в антисоветской троцкистской организации, куда был завербован неким Рафаилом. Сверхвредительство в этой организации с совершенной очевидностью было в руках Троцкого.

На заре «новой жизни» в Политехническом музее и театре «Эрмитаж» регулярно шли публичные ожесточенные споры непримиримых театральных великанов - Всеволода Мейерхольда и Александра Таирова.

Словесная канонада руководителей двух театров всегда была резкой, поэтому неизменно привлекала публику. Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных». Ищите женщину... После ареста Мейерхольда в июне 1939 года по столице пошли слухи о том, чекисты стащили режиссера с трапа самолета английского посла. Сомнения московской богемы поэт Анна Ахматова развеяла одной фразой: "Кто поверит, что он решил бежать из страны без Райх? Всеволод Мейерхольд на фоне портрета Зинаиды Райх. Фото: Википедия В открытом театре имени себя — Государственном театре им. Одержимый любовью Мейерхольд взял фамилию жены, которая была младше его на 21 год, и стал Мейерхольдом-Райх. Оскорбленная Мунт проклинала бывшего мужа перед иконами, умоляя святых покарать влюбленных.

Судя по тому, какой чудовищной была их смерть, ее молитвы были услышаны. Современники считали Райх посредственной актрисой. После решения Мейерхольда дать своей супруге роль самого Гамлета известный актер Николай Охлопков в бешенстве написал заявку на роль Офелии и был уволен. После ссоры с Райх из театра ушел великий Эраст Гарин. Боготворивший жену режиссер уволил приму Марию Бабанову за то, что ей больше аплодировала публика. Факт: Пресса восторгалась нечеловеческими страстями и криками героинь Райх. В жизни она вела себя так же, как и в театре. Однажды на рынке закатила такую истерику после пропажи кошелька, что вор вернулся и вернул деньги. Радужный период семейной жизни продолжался 16 лет.

Райх стала желанной гостьей на правительственных приемах.

История жизни великих людей На этой странице вы можете узнать много интересного о жизни великих людей, познакомиться с их творчеством. Жизнь замечательных людей. Истории жизни. Интересные факты из жизни писателей и артистов. Биографии сопровождаются фотографиями.

В 1922—1924 год Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию своего театра, руководил Театром Революции. В 1928 году ГосТиМ едва не был закрыт: отправившись вместе с женой за рубеж — для лечения и переговоров о гастролях театра, Мейерхольд задержался во Франции, и, поскольку в это же самое время из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший в то время МХАТ 2-й, и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский, Мейерхольд также был заподозрен в нежелании возвращаться. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр. В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом, — Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, в своих воспоминаниях рассказывал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года К. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти К. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто». Арест и гибель 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Брюсовом переулке Москвы был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. Вскоре она была убита неустановленными лицами. В январе 1940 года Мейерхольд писал В. Молотову: «…Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…» Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года и приговорило режиссёра к расстрелу.

Всеволод Мейерхольд: Темный гений

А вот Всеволод Мейерхольд своим первым браком не то чтобы тяготился, но немного от него подустал, как устают давно и достаточно счастливо женатые мужчины — больше 20-ти лет вместе с Ольгой Мунт, трое детей, быт, заботы. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и поступил в труппу Московского художественного театра. Вскоре Всеволод Мейерхольд оставил юридический факультет и перешел на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества — в класс Владимира Немировича-Данченко.

150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда: подробная биография режиссера

А вот Всеволод Мейерхольд своим первым браком не то чтобы тяготился, но немного от него подустал, как устают давно и достаточно счастливо женатые мужчины — больше 20-ти лет вместе с Ольгой Мунт, трое детей, быт, заботы. В 1937 году Всеволод Мейерхольд работал над постановкой спектакля «Одна жизнь» по мотивам романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Биография Всеволода Эмильевича Мейерхольда; родился 9 февраля (28 января по ст. ст.) 1874 в Пензе; расстрелян 2 февраля 1940 в Москве. Александринский театр отметит 150-летие Всеволода Мейерхольда серией событий на Основной и Новой сценах. А вот Всеволод Мейерхольд своим первым браком не то чтобы тяготился, но немного от него подустал, как устают давно и достаточно счастливо женатые мужчины — больше 20-ти лет вместе с Ольгой Мунт, трое детей, быт, заботы. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и поступил в труппу Московского художественного театра.

Всеволод Мейерхольд: творческая биография знаменитого режиссера

Травля Мейерхольда - Статьи Символично, но именно в Год Театра, 9 февраля, исполняется 145 лет со дня рождения великого Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
Please wait while your request is being verified... Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874-1940) – российский режиссер, актер, педагог, народный артист России (1923), один из реформаторов театра ХХ века.
Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх ольд Предлагаем читателю фактографическое исследование родословной великого театрального режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
Фортуна доктора Дапертутто. Всеволод Мейерхольд биография, дата рождения.
Гений биомеханики: Всеволод Мейерхольд «Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского „Бориса Годунова“, когда обрушились трапеции с голыми боярами, выбросил движущуюся разных цветов электрическую вывеску.

Сева и Зина. Роковая страсть Всеволода Мейерхольда

Мейерхольд Всеволод Эмильевич – актер, режиссер, педагог, создатель авангардного театра. биография Биография Один из первых театральных режиссеров-авангардистов Советского Союза, рискнувший использовать в сценическом. Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики. Мейерхольд Всеволод Эмильевич – актер, режиссер, педагог, создатель авангардного театра. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и поступил в труппу Московского художественного театра.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера | Донбасс Times
  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич
  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1874-1940
  • Взяла детей — и приехала жить
  • Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД

Фортуна доктора Дапертутто. Всеволод Мейерхольд

Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Биография Всеволод Мейерхольд, урожденный Карл Казимир Теодор Мейерхольд, родился в Пензе 9 февраля [О.С. 28 января] 1874 года в семье российско-немецкого винодела Фридриха Эмиля Мейерхольда и его жены из прибалтийской Германии Альвины Даниловны.
150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда: подробная биография режиссера Здесь впервые Мейерхольд называет себя автором оформления, а художник а выступает как реализатор его плана.
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд В 1920-е гг. Всеволод Мейерхольд – один из самых востребованных советских режиссёров.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд — биография режиссера | Биографии известных людей «Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского „Бориса Годунова“, когда обрушились трапеции с голыми боярами, выбросил движущуюся разных цветов электрическую вывеску.

Рыцарь и Мученик театра: Всеволод Мейерхольд

Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». Эта затея не воплотилась по техническим причинам, и было принято решение ставить спектакль в помещении; но с тех пор идея театра на открытом воздухе «походного театра» очень занимала Мейерхольда [9]. Островского 1916 , «Маскарад» М. Лермонтова 1917. Головин , балетмейстер — М. После революции Б. Портрет В. После Октябрьской революции поставил в Петрограде « Мистерию-буфф » В. Маяковского 1918 год.

С мая 1919 по август 1920 года находился в Крыму и на Кавказе, где пережил несколько смен власти, арестовывался белой контрразведкой. По приглашению наркома просвещения А. В 1921 году поставил вторую редакцию этой же пьесы в Москве. Блока «Незнакомка» [10] [11]. В 1920 году предложил и затем активно проводил в теорию и практику театра программу « Театральный Октябрь ». В 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде вводится преподавание биомеханики как теории движений; в 1921 году Мейерхольд использует этот термин для занятий сценическим движением [12]. Головина Государственный театр имени Вс. В 1922 — 1924 годах Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию своего театра, руководил Театром Революции.

В 1928 году ГосТиМ едва не был закрыт: отправившись вместе с женой за рубеж — для лечения и переговоров о гастролях театра, Мейерхольд задержался во Франции, и, поскольку в это же самое время из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов , возглавлявший в то время МХАТ 2-й , и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский , Мейерхольд также был заподозрен в нежелании возвращаться [15]. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр [15]. В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом, — Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине , в своих воспоминаниях рассказывал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, об его страшном конце, если он вернётся в Советский Союз.

По достижении совершеннолетия будущий режиссер принял православие и изменил своё имя на Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Михайловича Гаршина, а в своей фамилии изменил букву «г» на «х». И стал Мейерхольдом. Жизнь Мейерхольда была полна противоречий.

Православие, которое он сам себе выбрал, не помешало ему вступить в РКП б. Равно как не помешало идеологическим евреям возносить его и считать «своим», хотя он не был таковым ни по Галахе, ни по законам Российской империи. Надо сказать, что Мейерхольд всегда был упорным и знал, чего хотел. Уже после первого курса юридического факультета Московского университета он перешел на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества, которое окончил в 1898 году. Противоречивый Всеволод, который стал учеником причем одним из любимых! Станиславского и Немировича-Данченко, но в итоге отрицал их подход, противопоставляя ему театральный гротеск, а позднее — собственную систему, получившую название «биомеханика».

После училища Всеволод служил во многих театрах, уезжал в Херсон и возвращался в Москву. Станиславский предложил ему подготовить серию спектаклей для нового Театра-студии, но, как оказалось, режиссеры по-разному понимали её назначение… Спустя год после того, как Станиславский «завернул» поставленные Мейерхольдом спектакли, мэтр объяснил свою позицию в книге «Моя жизнь в искусстве»: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». В следующем, 1906 году, режиссер попал в Санкт-Петербург и не только прославился, но и утвердил свой метод. В 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде вводится преподавание биомеханики как теории движений. В Москву Всеволод вернулся знаменитым и в 1920 году открыл Государственный театр имени Вс.

Мейерхольда ГосТиМ. Несмотря на историю семьи и православие самого Всеволода, возле него и в его театре всегда оказывались многочисленные евреи. По случаю, хочется вспомнить одну из историей юношества Зиновия Гердта в изложении Виктора Шендеровича. Шестнадцатилетний Зяма пришел в полуподвальчик в Столешниковом переулке в скупку ношеных вещей, чтобы продать пальтишко денег не было совсем.

И, выходя из зала, зритель с бала Энгельгардтов попадал на бал смерти. Сцена из спектакля «Маскарад» Фото: журнал «Культурная столица» Революцию Мейерхольд встретил и принял.

В разговоре с эмигрировавшим уже Михаилом Чеховым много позже он признавался, что всегда носил революцию в самом широком смысле этого слова в своем сердце и что он понимал, насколько сильно государство извратило красивую идею революции. Но он никогда не бросал своей родины. И своих идей. Каждый спектакль он ставил по-новому. Когда брал новую пьесу, заклеивал все ремарки, пометки автора о возрасте и действиях героя, актер и Мейерхольд заново сочиняли сюжет. Он брался только за то, что казалось ему современным духу эпохи, тем, что волновало его зрителей и его самого именно в тот момент времени.

Залы бушевали, критика восхищалась и спорила, закулисье сплетничало о том, что он увел жену у Есенина и что этой бездарной актрисе он слишком сильно доверяет. Но все это его волновало мало. Он считал, что актер должен сродниться с музыкой, с публикой, но что важнее всего — должен научиться владеть своим телом и правильно перемещать его в пространстве. Мейерхольд придавал движениям огромное значение и старался научить этому своих студентов. Мейерхольд был гений. Этого никто не отрицал.

Но жаль, что это понимал он сам. Его ученик Сергей Эйзенштейн писал: «Счастье тому, кто соприкасался с Мейерхольдом как с магом и волшебником театра. Горе тому, кто зависел от него, как от человека». В 1923 он начал руководить Театром революции, который уже при его жизни стал Государственным Театром имени Мейерхольда.

Затем Всеволод Мейерхольд стал главным режиссером Императорских Александринского и Мариинского театров. В этот раз работа над спектаклем Александринского театра «Маскарад» по Лермонтову заняла у Мейерхольда целых шесть лет: «Я объездил все музеи, библиотеки и частные хранилища. Мы пересмотрели множество картин, гравюр, осмотрели Публичную библиотеку, Академию наук, Академию художеств, интендантский музей, дворцы». Постановка обошлась в 300 тысяч золотом.

В спектакле соединились драма, опера и танец. Была разработана специальная система занавесов, с помощью которых Мейерхольд монтировал сцены. Одна массовка насчитывала 250 человек. Когда спектакль вышел, на улицах уже разворачивалась революция. После Октябрьской революции Всеволод Мейерхольд вступил в партию большевиков и стал сотрудничать с новой властью. С 1918 года он заведовал Курсами мастерства сценических постановок. В это же время создал систему упражнений под названием «биомеханика» — эта методика актерского мастерства стала противовесом системе Станиславского.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий