Новости венчание на царство грозного

Перенятое из Византии венчание на царство (впоследстии чин коронации) со временем претерпевало изменения. Инфоурок › История России ›Презентации›Венчание на царство Иоанна Грозного и его реформы. Инфоурок › История России ›Презентации›Венчание на царство Иоанна Грозного и его реформы. Впервые обряд венчания на царство, практически полностью совпадавший с этой церемонией в том виде, в котором она существовала в Византии, был совершён над сыном Ивана Грозного — царём Федором Ивановичем в 1584 году.

О венчании на царство Ивана Грозного и значении этого события для истории России

В записи о смерти Киевского князя Ярослава Мудрого на стене Софийского собора его именуют царем в знак уважения и признания достижений. В годы княжения Ярослава Древняя Русь достигла вершины могущества, которое в дальнейшем будет подорвано усобицами. Титул царя был данью византийской традиции. В период татаро-монгольского владычества на Руси царями называли ордынских ханов. К середине XV века царственного от Золотой Орды осталось немного: некогда могущественное государство вступило в полосу раздробленности и распалось на несколько отдельных ханств. Печальная судьба ждала и Византийскую империю, павшую в 1453 году под ударами турок. Русские земли, наоборот, находились в процессе объединения. Московские князья включили в свою титулатуру слово «царь», но прибегали к нему лишь при составлении внешнеполитических документов. На золотой печати, прикрепленной к тексту мирного договора с Данией в 1516 году, отец Ивана Грозного уже именуется как «царь и государь».

Первое венчание на царство состоялось, впрочем, еще раньше. В 1509 году первый венчанный на царство правитель скончался, и традиция почти на сорок лет была забыта. Трон Ивана Грозного в Оружейной палате Источник: pinterest. Затем правитель был помазан миром и получил благословение митрополита. Священнослужители, присутствовавшие на церемонии, читали молитву с просьбой укрепить царя духом истины и справедливости, а бояре осыпали царский трон золотыми монетами.

Первые «цари» — кто они? Детство правителя, получившего впоследствии прозвище «Грозный», трудно назвать беззаботным. Мать — Елена Глинская — внезапно ушла из жизни еще через пять лет. Иван Грозный был уверен, что ее отравили. С 1538 года монарх-сирота вынужден пребывать в постоянном противоборстве с боярами и по мере сил защищаться от их нападок и притязаний. Пытаясь найти внутреннюю опору в трудные времена, Иван Васильевич начинает живо интересоваться всем, что связано с происхождением царской власти. Одну за другой он «проглатывает» книги Священного писания, русские летописи, историю Римской империи. Идея о том, что государева власть дана свыше, греет юноше душу. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия Иван IV заявляет о своем желании жениться, но сначала — исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство. Таким образом он собирался упрочить свое положение как внутри страны, так и за рубежом. По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца. Царский титул, в свою очередь, поставил бы русского правителя в один ряд с королями. К тому же быть «первым среди равных» Иван Васильевич не хотел. За годы боярского правления, последовавшие после кончины Елены Глинской, он решил, что не потерпит ни малейшего намека на конкуренцию.

За месяц до сего события Иоанн, которому тогда шел семнадцатый год, призвал митрополита Макария и бояр и объявил, что хочет жениться, а перед женитьбой «по примеру наших прародителей и сродника нашего Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, который был венчан на царство, также исполнить тот чин венчания на царство и сесть на великое княжение». Он попросил на это благословение у митрополита. Он прибыл в собор в сопровождении всех вельмож, приложился к иконам, отслушал молебен, затем взошел на амвон в центре храма и сел на специально приготовленный трон. Рядом с ним расположился митрополит. Затем владыка возложил на Иоанна Васильевича знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха, громогласно произнося слова молитвы, чтобы Господь оградил его силой Святаго Духа, посадил его на престол добродетели, даровал ему ужас для строптивых и милостивое око для послушных. Певчие пропели многолетие первому русскому Царю. После приобщения Святых Тайн Иоанн Васильевич был помазан миром. С этих пор Великий князь Московский стал именоваться Царем, что существенно упрочило его позиции в дипломатических сношениях с Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц», а титул «царь» — как «император». Таким образом, русский Самодержец вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. В 1561 г. Так породнились династии Рюриковичей и Романовых. Вскоре после свадьбы молодая чета, прервав пиры, отправилась пешком в Троице-Сергиеву Лавру, где провела в усердных молитвах первую неделю Великого поста пост в 1547 г. Уже через три года умер его отец, а через пять лет была отравлена мать. Детство княжича Ивана было «испорчено» боярскими раздорами. Поэтому у Руси могло и не быть Царя, но он появился по Воле Божьей. Однако, бояре тут же нанесли мощный удар по самодержавию. Юный Иоанн перенёс сильное потрясение уже 29 июня 1547 года, когда всего через полгода после своего венчания на царство «толпы черни явились в селе Воробьеве у дворца царского с криком, чтобы государь выдал им бабку свою, княгиню Анну Глинскую, и сына ее, князя Михаила, которые будто спрятаны у него в покоях; Иоанн в ответ велел схватить крикунов и казнить; на остальных напал страх, и они разбежались по городам». Отметим, что те кто «натравил» на царя чернь знали свое дело. Расчет был прост: если молодой царь отдаст Глинских на расправу — значит, испугался. На этом независимость Иоанна от бояр и закончилась бы. Второй вариант состоял в том, что Иоанн не примет ультиматум и тогда чернь растерзает Глинских и царя. Для столь юного возраста Иоанн проявил и твердость и мудрость: когда «крикуны» были арестованы и казнены, толпа разбежалась, так как настоящие вожди заговора не решились объявить себя и открыто подняться на борьбу с Иоанном. Ключевский отмечал, что «ещё до опричнины встречались землевладельцы из высшей знати, которые в своих обширных вотчинах правили и судили безапелляционно, даже не отдавая отчета царю. Более того, царь, как лицо, сосредоточившее в себе полноту ответственности за происходящее в стране, представлялся таким боярам удобной ширмой, лишавшей их самих этой ответственности, но оставлявшей им все их мнимые «права». Царь не испугался: он принял вызов бояр. Царь сказал, что отныне в боярских вотчинах не боярский суд, а царский суд будет разбирать тяжбы бояр и детей боярских. Юный Иоанн сформировал из преданных ему людей новое правительство, которое стали называть Избранной радой. Руководителем рады стал любимец царя Алексей Адашев. Царь Иоанн IV приступил к решению тех задач, которые были основополагающими ещё в политике Государя Иоанна III: борьба с жидовской ересью, ликвидация остатков Золотой Орды, разработка идеологических основ власти. Но к этим трем задачам добавилась новая: борьба с Римской курией за чистоту православия. Большое влияние на решение на юного царя об укреплении царской власти оказал один из наиболее ярких патриотов того времени Иван Семёнович Пересветов, подавший царю две челобитные с изложением обширной программы преобразования России. Идеалом Пересветова была военная монархия, основу которой составляло дворянское сословие. Иван Семёнович Пересветов в своих трудах сравнивал мощь Османской империи и слабость Византийской империи времён императора Константина Палеолога. Основу турецкой империи составляло военное сословие, а основу империи Константина Палеолога — знатные вельможи. Худший грех вельмож царя Константина, по мнению И. Пересветова, состоял в том, что «богатые не думают о войске». Греческие вельможи, утверждал он, погубили царя Константина, таких вельмож надо «огнём жечи и лютой смерти предать»… «Государство без грозы, говорил он, — что конь без узды». И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы. Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение. Вооружение всадников приобрело единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту.

С большим трудом удалось уговорить толпу разойтись, убеждая ее, что их в Воробьеве нет. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их. Начало правления Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог". Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император". Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. С 1549 вместе с Избранной радой А. Адашев , митрополит Макарий Москвитянин , А. Курбский , священник Сильвестр Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства: земскую реформу, губную реформу, проведены преобразования в армии, в 1550 принят новый Судебник. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 - Стоглавый собор , принявший сборник решений о церковной жизни " Стоглав ". В 1555-1556 отменил кормления и принял Уложение о службе. В 1550-1551 лично участвовал в Казанских походах. В 1552 была покорена Казань , затем Астраханское ханство 1556 , в зависимость от русского царя попали сибирский хан Едигер и Ногаи Большие. В 1553 устанавливаются торговые отношения с Англией. В 1558 начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Первоначально военные действия развивались успешно. К 1560 армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам орден перестал существовать. Тем временем во внутреннем положении страны произошли серьезные изменения. Около 1560 царь порвал с деятелями Избранной рады и наложил на них различные опалы.

«Марфа Васильевна я»: как сгинули восемь жен Ивана Грозного

Если взглянуть на фактические итоги царствования Иоанна IV, то мы увидим, что Иван Грозный правил 51 год и за это время. Официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV Грозного. 16 января 1547 года был повенчан на царство Иван Грозный, вошедший в историю как кровавый тиран, взращенный в атмосфере дворцовых интриг.

ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле

Восемь фактов о венчании на царство русских правителей Впервые обряд венчания на царство, практически полностью совпадавший с этой церемонией в том виде, в котором она существовала в Византии, был совершён над сыном Ивана Грозного — царём Федором Ивановичем в 1584 году.
ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен.

Предыдущие выпуски

  • Восемь фактов о венчании на царство русских правителей
  • Главное меню
  • Жены Ивана Грозного: трагическая судьба всех цариц
  • Регентство Елены Глинской (1533-1538)
  • Почему Иван Грозный считается одной из самых противоречивых фигур в истории России
  • Как Иван Грозный на царство венчался | История.РФ | Дзен

Новости и события Российского исторического общества

Как короновали русских царей? - Узнай Россию Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного.
Венчание Ивана Грозного на царство (кратко) Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл.

На Руси состоялось первое венчание на царство

Пространная редакция «Чина венчания» была создана в царской канцелярии в начале 1560-х годов. Великий князь Иван IV Васильевич первым из русских правителей принял титул царя, стал первым российским государем, над которым при венчании на царство было совершено Церковное Таинство Миропомазания. Сам «чин венчания» регламентировал церемонию поставления, провозглашения и передачи символов царской власти Ивану IV, происходившую в Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года. Венчание создавало отношения преемственности между властью русского царя и властью византийских императоров. С идеологической точки зрения главной задачей царствования Ивана Васильевича становились в перспективе утверждение «единственной истинной веры» — православия, защита его чистоты и обеспечение «истинного спасения» душ своих подданных. Позднее в 1564 году в первом послании к князю А.

Макарий помазал освященным миром его лоб, уши, щеки, плечи, руки со словами: «Печать Дара Духа Святого»; затем Иван причастился Св. Таин — и с этого-то момента стал именоваться царем.

В Оружейной палате можно увидеть «свидетелей» этого события. Один из них — золотой крест с частицей Животворящего древа. Частица подлинного креста Распятия была прислана, вероятно, с Афона, а крест для её хранения был выполнен в Москве в середине XVI века ко дню возведения на престол царя Ивана Грозного. Золотой ковчег в виде иконы появился немного позднее. Венчание на царство всегда начиналось с возложения на будущего царя креста. Затем возлагалось оплечье — бармы, и только потом — Шапка Мономаха. Икона c крестом с частицей Животворящего древа и изображением святых Константина и Елены.

Духовная радость владыки Макария была, вероятно, велика: казалось, что родилась новая христианская держава и ее богоданная власть. Увы —уже через несколько лет многие в России не раз вспомнили, вероятно, прав. Иова, говорившего о принятии от руки Божией не только доброго, но и злого. Царь воспринял идею своей абсолютной власти — но не идею ответственности за людей. Единственный прижизненный портрет Ивана Грозного на переплёте подносного экземпляра Апостола Ивана Фёдорова 1564 из фонда Государственного исторического музея. Изображение визуализировано благодаря фотосъёмке в узкополосном диапазоне спектра длина волны 730 нм с последующей обработкой Одержимый своими амбициями, он безжалостно уничтожал «крамолу», «измену», казня не согласных с ним бояр во время печально знаменитой «опричнины». А жизнь самого первого русского царя оказалась такова, что ему не было дано оставить по себе наследника, который бы правил многие годы.

Последний из Рюриковичей Это царь Феодор Иоаннович, правление которого продолжалось только с 1584 по 1598 гг.

На возможных путях вторжения русские пограничники устраивали засеки, валили деревья, копали рвы, волчьи ямы, усеянные острыми кольями. Начав усердно заниматься обороноспособностью страны, царь Иоанн не выпускал из виду и её внешние дела. Главное своё внимание царь Иоанн обратил на Казанское царство.

Во время малолетства царя, татары безнаказанно опустошали пределы русского государства. Город был взят штурмом. В Казани не осталось в живых ни одного взрослого татарина, так как Иоанн приказал пленных не брать. Дети, «казанские сироты», были розданы по русским семьям.

Но надо отметить и то, что Иоанн IV 30 августа 1552 года, после разгрома русскими войсками боевых отрядов царевича Япанчи, предлагал защитникам Казани сдаться на милость победителя, в противном случае грозил всем смертной казнью. После взятия Казани, царя в Москве встречали как национального героя. И как национальное бедствие восприняли москвичи болезнь, поразившую Иоанна Грозного в 1553 году. По совету жены Анастасии Романовны царь написал завещание, в котором наследником назначил своего недавно родившегося сына Дмитрия.

Решение царя было встречено боярами в «штыки». Громкий спор бояр, их шумные речи и даже брань, были услышаны царём Иоанном из его опочивальни. Горько сетовал он на это, но ещё более огорчился царь, когда услыхал, что и священник Сильвестр, имевший большое влияние на молодого царя и отец Алексея Адашева - Фёдор не присягают Дмитрию. Иоанн выздоровел и, как пишет приснопамятный митрополит Иоанн Снычев, в книге «Самодержавие духа», не помнил зла и всех простил, но тень сомнения осталась в душе Иоанна: с этого момента он отстранил от себя Сильвестра и Алексея Адашева.

Митрополит Иоанн в книге «Самодержавие духа» дает следующий портрет Грозного Царя: «Иоанн был велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза серые, но светлые, исполненные огня и лицо приятное». Царица Анастасия была подстать Иоанну: стройная, с прекрасными голубыми глазами и длинными светлорусыми волосами. Кузнецова пишет, что « из уст в уста передавались рассказы о красоте царицы и появление Анастасии рядом с Иоанном подтверждало молву». Балязин отмечает, что «Анастасия отличалась помимо красоты целомудрием, смирением, набожностью и основательным умом».

Со скоропостижной смертью любимой жены подозрительность царя Иоанна к боярской измене резко возросла и не безосновательно. В 1562 году на сторону литовцев перешел знатный боярин Хлызнев-Колычев. В 1564 году русские войска в Литве потерпели поражение, при этом был раскрыт заговор, готовящий сдачу города Старобуба. За три недели до казни Репнина Москву покинуло литовское посольство.

Царь Иоанн подозревал, что перед отъездом литовское посольство получило секретную информацию о московских военных планах, которая и помогла литовцам одержать успех над русскими войсками. Военные планы знали только члены боярской думы, в том числе князь Репнин и Кашин. В конце января 1564 года по приказу Иоанна они были были казнены. Эта казнь «вспугнула» оппозицию.

Весть о предательстве князя Андрея Курбского буквально поразила Иоанна. В результате всего этого рано утром 3 декабря 1564 года Москва была встревожена странным зрелищем. После окончания обедни, царь Иоанн вышел из Успенского собора вместе со своей второй супругой Марией Темрюковной, княжной Черкасской и сел в сани. Огромный обоз с царским имуществом и казной последовали за ним в Александровскую слободу теперь г.

Александров, Владимирская область. В грамоте посланной народу царь Иоанн объяснил свой отъезд изменой бояр. Вся Москва пришла в ужас и смятение. Решено было отправить к Иоанну посольство с тем, чтобы царь вернулся на царство.

По возвращении Иоанна Грозного в Москву в феврале 1565 года репрессии были обрушены на наиболее видных сторонников идеи федерации больших и малых княжеств: князей Куракиных, Головиных и Шевыревых. Во главе создано царём опричнины встали родственники покойной царицы Анастасии - Юрьев, Басманов; а также брат второй жены Иоанна Грозного кабардинской княжны Марии Темрюковны князь Черкасский. Среди опричников, кроме того, царь выделял князя Вяземского, боярина Василия Грязного и дворянина Г. Скуратова-Бельского, по прозвищу Малюта.

Царь не считал репрессии основой своей политики. В исторической литературе тема опричнины составила одну из трудноразрешимых загадок. Историки давно обратили внимание на то, что репрессии во многих случаях имели политические цели. Прежде всего царь искоренял тех, кто по его мнению поддерживал сепаратистские устремления, способствовал консервации удельной раздробленности.

Форсированная централизация страны, проводимая царем Иоанном Грозным, могла быть ответом на форсированную децентрализацию Руси, проводимую боярами в период с 1538 по 1548 гг.

Хотя, к слову сказать, там есть и обратное явление: множество православных людей Украины истово почитают память царя Ивана Грозного. Однако на самом деле массовых казней не было, и это четко зафиксированный историками факт. Дело в том, что государь Иван Грозный был человеком очень набожным, поэтому заносил имена казненных им людей в специальный синодик, чтобы молится за упокой их душ. Известно, что в синодике находится меньше трех с половиной тысяч человек. Если разделить это на полвека царского правления, то это немного — меньше ста казней в год.

Тем более что нужно учесть реально большое число предателей, живших в то время, особенно в среде высшей знати. Боярам сильно мешали царские реформы, преобразовывавшие фактическую конфедерацию полунезависимых крупных феодалов в сильное централизованное государство. Недаром царь любил говорить, что врагами Руси являются не только турки и латиняне, но и "сильные люди этой земли". Тот же "первый русский диссидент" князь Андрей Курбский, сбежавший "от тирана" и изображавшим себя неким ревнителем свободы, был вполне реальным предателем, ходившим на родную землю с вражескими польскими войсками. Кстати, он был предателем во всем, и в личной жизни тоже: бросив жену и сына в большой России, он потом женился второй раз в Литовском княжестве, что было запрещено церковными канонами, в верности которым он постоянно клялся. Кто же, имея разум, будет зря казнить своих подданных!

В ту пору на Западе людей настолько массово казнили и обращали в рабство, что в "дремучей" России только за головы хватались, глядя на все это. В той же Англии в ту пору крестьян массово сгоняли с земли, разоряли, а потом казнили по обвинению в "бродяжничестве". Характерен акт "О наказании бродяг" от 1547 года, который разрешал порабощение уволенных слуг, которые не нашли себе нового хозяина в течение трех дней! На многих людей большое впечатление произвел известный клеветнический фильм Эйзенштейна, где "кровавый тиран" уничтожает людей за один косой взгляд. На самом деле Иван IV вполне позволял противоречить себе даже в важных для него и для государства вопросах религии, он выслушивал и религиозных оппонентов, которых короли тогдашней Европы могли сразу казнить. Например, 10 мая 1570 г.

Почему мне тебя нельзя не считать еретиком, так это потому, что учение твое полностью противоположно Христову учению и все рассуждения твои против Христовой Церкви направлены". Особенно въелись в головы некоторым людям мифы об убийстве царем митрополита Филиппа. По этому поводу недавно выступил священник РПЦ Владислав Цыпин — зампредседателя епархиального суда Москвы, член синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Московской духовной академии. Он заявил, что никаких документальных свидетельств о царской вине в убийстве нет. А что касается того, что эта "вина" прописана в Житии причисленного позже к лику святых митрополита, то оно не является абсолютной истиной и может быть уточнено: "Житие это не канонический текст, вроде библейского или богослужебного, это биография святых, поэтому, если надо уточнить, это возможно".

Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича (1547)

6. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г. В этот же день в 1547 году русский государь Иван IV, известный также как Иван Грозный, впервые венчался на царство.

О венчании на царство Ивана Грозного и значении этого события для истории России

Грозный, чтобы поставить точку в вопросе венчания на царство, должен был унаследовать царский титул от чингизида. На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г. Венчание на царство Ивана IV было исключительно церковным торжеством. Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III – Дмитрия Ивановича.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий