Новости соловецкое восстание против церковной реформы

Название восстания Дата и участники 1. Астраханское восстание Причины ние под руководством Булавина Основные события ское восстание Итог ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» 1885. Никон против Соловков.

Раскол: религиозное и социальное явление

Соловецкий «бунт». Раскол русской Церкви в середине XVII в. Причины, по которым братия Соловецкого монастыря не приняла церковную реформу, были отчасти объективные, отчасти они были вызваны пристрастным отношением соловецких иноков к патриарху и царю.
Церковный раскол Соловецкое восстание Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона.
Соловецкое восстание и его плоды (Александр Чашев) / Проза.ру Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание.
СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ Соловецкое восстание, или Соловецкое сидение — вооружённое сопротивление насельников Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам.
Соловецкое восстание (сидение) в монастыре 1668-1676 годов Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году С. Милорадович, 1885.

Соловецкий бунт 1668 г.

Реализация реформы привела к расколу не только в церкви, но и в обществе. Люди открыто выступали против новых веяний в религии, активно высказывая свою позицию восстаниями и народными волнениями. В сегодняшней статье мы поговорим о реформе патриарха Никона, как об одном из важнейших событий 17 века, которое имело огромное влияние не только для церкви, но и для всей России. Предпосылки реформы По заверениям многих историков, которые занимаются изучением 17 века, в России в это время сложилась уникальная ситуация, когда религиозные обряды в стране очень сильно отличались от общемировых , в том числе и от греческих обрядов, откуда и пришло христианство на Русь.

Кроме того, часто говорится, что религиозные тексты, а также иконы, имели искажение. Поэтому в качестве основных причин церковного раскола в России можно выделить следующие явления: 1. Книги, которые вручную переписывались веками, имели опечатки и искажения.

Отличие от мировых религиозных обрядов. В частности, в России до 17 века все крестились двумя перстами, а в других странах — тремя. Ведение церковных обрядов.

Обряды велись по принципу «многоголосья», который выражался в том, что одновременно службу вели и священник, и дьяк, и певчие, и прихожане. В результате образовалась многоголосие, в котором тяжело было что-то разобрать. Русский царь одним из первых указал на эти проблемы, предлагая принять меры для наведения порядка в религии.

Патриарх Никон Царь Алексей Романов, который хотел реформировать российскую церковь, решил назначить на пост Патриарха страны Никона. Именно этому человеку было поручено провести реформу в России. Выбор был, мягко говоря, довольно странным, поскольку новый патриарх не имел опыта в проведение таких мероприятий, а также не пользовался уважением среди других священников.

Патриарх Никон в миру был известен под именем Никита Минов. Он родился и вырос в простой семье крестьянина. С самых ранних лет он уделял большое внимание своему религиозному образованию, изучаем молитвы, рассказы и обряды.

В 19 лет Никита стал священником в своем родном селе. В тридцатилетнем возрасте будущий патриарх перешел в Новоспасский монастырь в Москве. Именно здесь он и познакомился с молодым российским царем Алексеем Романовым.

Взгляды двух людей были достаточно схожими, что и определило дальнейшую судьбу Никиты Минова. Патриарх Никон, как отмечают очень многие историки, отличался не столько своими познаниями, сколько жестокостью и властностью. Он буквально бредил идеей получение безграничной власти, которая была, например, патриарха Филарета.

Пытаясь доказать свою значимость для государства и для русского царя, Никон всячески себя проявляет, в том числе и не только на религиозном поприще. Например, в 1650 году он активно участвует в подавлении восстания, являясь главным инициатором жестокой расправы над всеми восставшими. Властолюбивость, жестокость, грамотность — все это сочеталось в патриархию.

Это были именно те качества, которые были нужны для проведения реформы российской церкви. Реализация реформы Реформа патриарха Никона начала реализацию в 1653 - 1655 годах. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, которые выразились в следующем: 1.

Крещение тремя перстами вместо двух. Поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше. Внесены изменения религиозные книги и иконы.

Введено понятие "православие".

У монастыря были сильные для своего времени укрепления. Его населяло менее 500 человек, но они были вооружены и были обучены обращению с различным оружием. В монастыре были предусмотрены запасы продовольствия на случай длительной осады. Он имел сообщение с поморами, которые жили на берегам Белого моря и с городом Кемь. Причиной восстания стала церковная реформа патриарха Никона и отправка в монастырь новых богослужебных книг.

Монастырские старцы запечатали эти книги в казенной палате и продолжали вести службу по старым книгам. В 1666-1667 годах они отправляли царю Алексею Михайловичу челобитные, в которых настаивали на своем, на необходимости вести богослужение по старым книгам. В 1667 году Большой Московский собор предал анафеме приверженцев старого обряда. В июле 1667 года в монастырь был отправлен настоятель Иосиф, но братия изгнала его. В Москве это было воспринято как бунт. Время стояло неспокойное, в январе 1667 года завершилась длительная война с Речью Посполитой и на несколько последующих лет для царя Алексея Михайловича основной задачей стало подавление восстаний на севере и юге страны.

В первые годы осада велась лишь в летнее время. На зиму стрельцы возвращались на материк. В 1674 году властям стало известно о прибытии в монастырь уцелевших соратников Степана Разина. Осада усилилась. В ответ участники восстания в начале января 1675 года приняли решение не молиться за царя. Летом 1675 года военные действия усиливаются и за пять месяцев потери осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Увы, не взяли крепость и в этом году. В 1676 году войско численностью в тысячу человек во главе с воеводой Иваном Мещериновым совершило ещё один неудачный приступ.

И лишь в конце января 1677 года, благодаря предательству перебежчика, чернеца Феоктиста, впустившего отряд стрельцов через потайной ход, монастырь был взят. Официальных документов о числе погибших за время осады защитников крепости, казнённых после её взятия, нет. К началу осады в монастыре было около семисот монахов и мирян. В течение восьми лет из монастыря одни уходили, другие в него приходили, умирали от болезней и гибли в боях. По подсчётам некоторых исследователей в последний год осады в монастыре осталось не менее четырехсот человек. В живых было оставлено только четырнадцать. По словам изменника Феоктиста, Мещеринов «иных воров перевешал, а многих, волоча за монастырь на губу то есть на залив , заморозил». Похоронены казненные на острове Бабья луда при входе в Бухту Благополучия.

Трупы не были даже зарыты, а лишь забросаны камнями. И не только материальный. Независимый дух ушёл из северной обители вместе с её последними защитниками. Соловки стали символом сопротивления господствующей церкви и царю. На костях русских бунтарей, требующих справедливости, духовенства, не принявшего никоновские реформы, соловецких защитников прежней веры зародилось старообрядчество. Оно же староверие и древлеправославие. Русская церковь распалась на части. Раскол прошёл через души людей.

Старообрядцы считали себя православными христианами. В свою очередь старообрядцы разделились на поповцев и беспоповцев. Поповцы — старообрядцы, сохранившие священство и таинства. Отказывались признавать светские власти. Никоновскую церковь называли еретической. Но беглых попов из неё после перекрещивания принимали в свои ряды. Поэтому ещё назывались беглопоповцами. Позднее разделились на несколько толков.

Наиболее известные из них — аввакумовщина, афиногеновское согласие афиногеновщина , дьяково согласие, епифаново согласие епифановщина , лужково согласие, перемазовщина, сусловское согласие сусловцы , чернобольцы.

С самых ранних лет он уделял большое внимание своему религиозному образованию, изучаем молитвы, рассказы и обряды. В 19 лет Никита стал священником в своем родном селе. В тридцатилетнем возрасте будущий патриарх перешел в Новоспасский монастырь в Москве. Именно здесь он и познакомился с молодым российским царем Алексеем Романовым. Взгляды двух людей были достаточно схожими, что и определило дальнейшую судьбу Никиты Минова.

Патриарх Никон, как отмечают очень многие историки, отличался не столько своими познаниями, сколько жестокостью и властностью. Он буквально бредил идеей получение безграничной власти, которая была, например, патриарха Филарета. Пытаясь доказать свою значимость для государства и для русского царя, Никон всячески себя проявляет, в том числе и не только на религиозном поприще. Например, в 1650 году он активно участвует в подавлении восстания, являясь главным инициатором жестокой расправы над всеми восставшими. Властолюбивость, жестокость, грамотность — все это сочеталось в патриархию. Это были именно те качества, которые были нужны для проведения реформы российской церкви.

Реализация реформы Реформа патриарха Никона начала реализацию в 1653 - 1655 годах. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, которые выразились в следующем: 1. Крещение тремя перстами вместо двух. Поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше. Внесены изменения религиозные книги и иконы. Введено понятие "православие".

Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо "Исус" писалось "Иисус". Замена христианского креста. Патриарх Никон предлагал заменить его четырехконечный крестом. Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки.

Реакция народа на церковный раскол Реакция на реформу Никона является крайне показательной, подчеркивая, что изменения были гораздо глубже, чем об этом принято говорить. Доподлинно известно, что после начала реализации реформы по всей стране прокатились массовые народные восстания, направленные против изменений церковного уклада. Часть людей открыто высказывала свое недовольство, другие просто уходили из этой страны, не желая оставаться в этой ереси. Люди уходили в леса, в далекие поселение, в другие страны. Их отлавливали, возвращали назад, они опять уходили — а так множество раз. Показательной является реакция государства, которое фактически устроило инквизицию.

Горели не только книги, но и люди. Никон, который отличался особой жестокостью, лично приветствовал все расправы над восставшими. Тысячи людей погибло, выступая против реформаторских идей Московского патриархата. К чему привела реформа? Оценивать реформу Никона следует с точки зрения реалий того дня. Безусловно, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего хотел царь - привидение российской церкви в соответствие с международной религией.

Кто стоял во главе восстания

  • Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории
  • Соловецкий бунт
  • Анатомия протеста - Православный журнал «Фома»
  • Читайте также
  • Соловецкое восстание и его плоды (Александр Чашев) / Проза.ру

Соловецкое восстание

реакция на церковную реформу Никона при покровительстве этих реформ царя Алексея Михайловича. Монахи Соловецкого монастыря отказались принять церковные реформы и примкнули к старообрядцам. период, когда произошло противостояние двух сторон церкви, с одной стороны сторонники старой веры, с другой сторонники церковной реформы Никона. На церковном соборе 1666-1667 гг. один из предводителей соловецких раскольников Никандр избрал иную, чем Аввакум, линию поведения.

Островок благочестия

  • Предыстория
  • Читайте также
  • Соловецкое восстание
  • Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи

Соловецкий бунт

Соловецкий монастырь восстал против церковной реформы Никона и против «царя-ирода» 22 июня 1668 года, то есть 350 лет назад. Соловецкое восстание – крупный бунт духовенства, направленный против патриарха Никона и происходивший в 1688–1676 годах. 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет. Церковные реформы патриарха Никона. Соловецкое восстание (сидение) в монастыре 1668-1676 годов. 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет. Затянувшееся на 8 лет Соловецкое восстание стало следствием церковной реформы патриарха Никона, вызвавшей раскол в русском православии.

Монастырь-крепость

  • «Чёрный змий» на шее Никона
  • Хозяин северного края: монастырь в осаде
  • Соловецкое восстание: почему стрельцы устроили расправу над монахами? | МИР ИСТОРИИ - WOH | Дзен
  • Монастырь-крепость
  • Соловецкое восстание против церковной реформы. Соловецкое восстание: краткая история
  • «Соловецкое сидение. Соловецкое восстание: краткая история

Соловецкий «бунт»

Народные восстания против реформ Петра I. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Соловецкое восстание вошло в историю как открытый акт неповиновения части духовенства проводимой в то время реформе православной церкви. Соловецкое восстание Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона. Соляной бунт медный бунт восстание Степана. Никон против Соловков Разногласия Никона с братией Соловецкого монастыря начались задолго до его патриаршества.

Боже, царя вразуми!

СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ, (1668–1676) («Соловецкое сидение») – противостояние сторонников старой веры церковной реформе Никона, эпицентром которого стал Соловецкий монастырь. ления старообрядцев. Один из важнейших столпов Русского Севера, Соловецкий монастырь не желал подчиняться церковной реформе. Причиной восстания стала церковная реформа патриарха Никона и отправка в монастырь новых богослужебных книг. Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России.

Социальные сети

Среди этих же «роспросных речей» особенно интересны показания Геронтия, автора последних соловецких челобитных. Он был среди тех, кого «мятежники» выпустили из тюрьмы и выслали из монастыря после «черного Собора» 16 сентября 1674 г. На вопрос об организаторах мятежа он ответил иначе, чем другие: мятеж учинился «от всей братьи и от служебников»; заявил, что «челобитную писал по братскому велению», братия и служебники ее одобрили. Если в показаниях других допрашиваемых он предстает как противник лишь «стрелбы», т.

Геронтей, о стрелбе запрещал и в монастыре запираться не велел, и его... Слова Геронтия о том, что он «не велел» не только стрелять, но и «в монастыре запираться», подтвердил «трудник» Василий Карпов сын Кириловщина. Эта позиция «непротивления», занятая в самом начале восстания группой сторонников Геронтия ее состав и количество неизвестны , отчетливо предстает и в той части показаний Геронтия, которая относится уже к 1674 г.

Геронтий признал себя виновным «а перед великим государем он во всем виноват» , однако заявил, что в немолении не участвовал «и будучи в Соловецком монастыре, за него, великого государя, Бога молил, и ныне молит, и впредь молить должен» ; заявил о своей преданности Церкви «и соборной и апостольской Церкви по соборному и святых отец преданию последует». Однако он не отказался от прежних убеждений: «А новоисправленых печатных книг, без свидетелства с древними харатейными книгами, слушать ему и треми персты крест на себе воображати сумнительно, и боится Страшнаго суда Божия, и хочет он о тех новоисправленых книгах и о кресте достоверное уверение и свидетелство с древними харатейными книгами восприяти от преосвященнаго Иоакима, митрополита Новгородскаго и Великолуцкаго»; митрополит якобы призывал к себе Геронтия, но его не отпустили из монастыря[24]. Геронтий, как и прежде, надеялся на мирное разрешение конфликта путем прений и переговоров, отказывался от сопротивления и призывал к тому других.

Так же думали и многие другие священники монастыря. Рознь между двумя сторонами, отсутствие единства среди остававшихся в монастыре насельников, т. Так, в царском указе И.

Волохову 1 сентяря 1668 г. Предписывалось по возможности переправиться непосредственно к монастырю с Заяцкого острова, а также подробно узнавать у пришедших, задавать вопросы, «кто имяны в том монастыре ныне пущие непослушники и их советники, и которые в совете с ними быть не хотят, и по сколку их человек на обе стороны, и в чом меж ими рознь, и есть ли у них хлебные и иные какие съестные запасы, и сколко и на сколко им того будет, и от чего им чаять скудость и вскоре ль? В декабре 1668 г.

Они оказались в Сумском остроге[26]. Новые документы дают еще больше свидетельств о существовании в монастыре значительного числа лиц, преимущественно рядовых монахов и священников, которые были против восстания и вооруженной борьбы О. Чумичева называет эту группу «умеренной», в отличие от «радикальной».

Среди ссыльных также были противники восстания. По утверждению высланных, до трети монастырской братии и мирян не хотели воевать с царем и не одобряли расправу с книгами в монастыре было уничтожено большое количество новопечатных книг, среди них могли оказаться и древние рукописи; уставщики Геронтий и архимандрит Никанор были против этой акции. Геронтий, согласно новым сведениям, находился в монастырской тюрьме уже с сентября 1668 г.

Следовательно, глубокие разногласия имели место с самого начала восстания. Приводится новая, более ранняя дата введения «немоления» за царя и патриарха — весна—лето 1669 г. Келарь Азарий, казначей Симон и др.

Были проведены и другие преобразования. Однако в начале сентября 1669 г. Им удалось освободиться, завязался бой между «умеренной» и «радикальной» группами, в котором последняя потерпела поражение.

На свободу был выпущен Геронтий. Новые, «умеренные», лидеры в 1670 г. Однако в августе-сентябре 1671 г.

Так, городничий старец Яков Соловаров вскоре организовал заговор с целью открыть ворота войскам и тем самым прекратить сопротивление и восстание в целом[27]. Новые документы подтвердили правильность сообщений митрополита Игнатия и других источников о роли пришлых людей, об участии в восстании разинцев, занимавшихся военной стороной обороны. Сведения об этом имелись и ранее, в частности в «роспросных речах» старца Пахомия июнь 1674 г.

А в монастырь... Это важное свидетельство о том, что даже религиозная позиция находившихся в монастыре а не только по отношению к вооруженной борьбе не всегда была выражением внутреннего настроя монастыря, но формировалась под влиянием пришлых людей, т. Прямо не говорится о том, что пришли именно «разинцы», сказано лишь, что «капитоны» пришли «в разиновщину» 1670—1671.

По данным О. Чумичевой, «неоднократно в источниках упоминается и то, что среди участников восстания в Соловецком монастыре были разинцы... Однако, несмотря на активную роль пришлых людей, нельзя утверждать, что именно они возглавили руководство восстанием»[29].

В «роспросных речах» старца Пахомия названы и те, на кого в основном опирались руководители восстания: «Да у них же... К сообщению о пребывании в монастыре донских казаков можно добавить, что и сам С. Разин ходил туда на богомолье в 1652 и в 1661 гг.

Старец Пахомий сообщил также, что в монастыре находится около 300 человек братии и больше 400 бельцов[30]. Эти же цифры назвал другой «выходец» из монастыря — старец Александр, подтвердивший и информацию о социальном составе бельцов.

Монахи Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря выступили против нововведений патриарха Никона. Противостояние длилось восемь лет: старообрядцы прокляли царя и из последних сил отбивались от правительственных войск. Неприступная крепость и начало раскола Соловецкий монастырь был выстроен как сильная крепость: внутри него находились все средства для долгой обороны от врага — пищали, пушки, почти 900 пудов пороха. Другой защитой монастыря служил суровый северный климат. Белое море полгода оставалось закованным в льды, поэтому добраться до крепости было трудно. Согласно легенде, съестных запасов в монастыре было столько, что их с лихвой хватило бы на десяток лет вперед. В гарнизоне Соловков состояло более пятисот человек: монахи, стрельцы, казаки, крестьяне. Находясь близко к границе Российского государства, Соловецкий монастырь неслучайно выполнял функцию крепости и мог выдержать любую осаду.

В 1652 году патриархом стал Никон — «собинный друг» царя Алексея Михайловича. Выступая в союзе с государем, он получил разрешение на проведение реформы церкви. Обряды и церковные книги Никон повелел изменить. Многое было исправлено по греческим образцам. Отныне православные должны были креститься тремя перстами, заменить земные поклоны на поясные, а вместо имени «Исус» произносить «Иисус». Среди духовенства нашлось немало недовольных. Они тоже выступали за реформы, но книги предлагали править по другим, древнерусским образцам.

Волохов не мог штурмовать Соловецкий монастырь. Крепость была хорошо укреплена и 112 человек для ее покорения было недостаточно. Отсюда и вялые события начала восстания. Монахи отсиживались в крепости, царская армия старалась организовать осаду, чтобы в крепости наступил голод. В Соловках был большой запас продовольствия и местное население активно помогало монахом. Эта «вялая» осада продолжалась 4 года. В 1772 году Волохова заменил воевода Иевлев, в подчинении которого находилось 730 стрельцов. Иевлев постарался ужесточить блокаду крепости, но результата не достиг. В 1673 году царь принимает решение - взять Соловецкий монастырь штурмом. Для этого: Командующим назначили Ивана Мещеринова, который прибыл к крепости через Белое море в начале осени 1673 года. При штурме дозволялось использовать любые военные приемы, как против иностранного врага. Каждому восставшему гарантировалось помилование, в случае добровольной сдачи. В течение года продолжалась осада, но серьезных попыток штурма не было. В конце сентября 1674 года рано начались морозы и Мещеринов отвел армию на зимовку в Сумский острог. За период зимовки численность стрельцов была увеличена в 2 раза. Теперь в штурме принимало участие порядка 1,5 тыс человек. Единодушного решения не было и Собор разделил монахов. В итоге все, кто решил продолжить мольбы за царя, были высланы из Соловков. Следует дополнить, что первый «Черный Собор» в Соловецком монастыре прошел 28 сентября 1673 года.

Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска высаживались на Соловецких островах, пытались окружить их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог , причём двинских и холмогорских стрельцов распускали на это время по домам [3]. Летом 1672 года Игнатия Волохова сменил воевода К. Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов. Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года. В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царь обещал прощение всем участникам восстания, добровольно явившемся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята, и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В 1674—1675 годах стрелецкое войско было удвоено. До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырём с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными [3]. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни.

Соловецкий бунт: почему монахи восстали против царя Алексея Михайловича

Соловецкое восстание: почему стрельцы устроили расправу над монахами? Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича.
Раскол: религиозное и социальное явление Соловецкое восстание, или Соловецкое сидение — вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона.
Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги Восстание началось летом 1668 года, когда высокопоставленное духовенство монастыря поднялось против церковной реформы патриарха Никона вскоре после его лишения сана.
«Соловецкое сидение. Соловецкое восстание: краткая история Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича.
Хроника Соловецкого бунта Монахи требовали отказа от церковной реформы. В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви.

Соловецкий бунт 1668 г.

Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году». Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676гг. и было религиозным вооруженным восстанием монахов Соловецкого монастыря и примкнувшим к ним мирян против церковных реформ патриарха Никона. Название восстания Дата и участники 1. Астраханское восстание Причины ние под руководством Булавина Основные события ское восстание Итог ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ. Никон против Соловков.

Боже, царя вразуми!

Раскол: религиозное и социальное явление - Русский Север реакция на церковную реформу Никона при покровительстве этих реформ царя Алексея Михайловича.
Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории Соловецкое восстание – крупный бунт духовенства, направленный против патриарха Никона и происходивший в 1688–1676 годах.
Соловецкий «бунт» Церковные реформы патриарха Никона. Соловецкое восстание (сидение) в монастыре 1668-1676 годов.
Соловецкое восстание против церковной реформы. Соловецкое восстание (1668–1676) В таблице показаны основные народные восстания России в 17 веке, такие как соляной бунт, медный бунт, восстание Уса, соловецкое восстание.

340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь

Время до Большого собора 1666—1667 годов протекло в позиционной борьбе между враждовавшими группами. Подчеркнем, противники реформы в монастыре питали надежды, что предстоящий собор может отменить ненавистные никоновские новины. Во всяком случае, отправившегося туда настоятеля снабдили соответствующей челобитной, где обстоятельно изложили все доводы в пользу старой практики. Причем Варфоломей, отправляясь в путь, «забыл» взять послание, и его нагнали с ним уже у Вологды. Однако тот, проявляя осторожность, не торопился оглашать петицию в Москве. И, как выяснилось, не напрасно: собор планировал устроить судилище старообрядчеству с целым букетом обвинений и проклятий.

Вовремя сориентировавшись, Варфоломей предъявил челобитную уже как улику против оппозиции в Соловках. Но там тоже не дремали и доставили еще одно заявление с целью дискредитировать перед центральными властями самого архимандрита. В Москве постановили разобраться в этой ссоре на месте и направили в монастырь специальную комиссию, которая уяснила, что сама собой ситуация не уляжется. Сводить все только к личностной неприязни основных действующих лиц, как это делали ранее, было признано ошибкой. Смена настоятеля и удаление его противников ровным счетом ничего не давали: конфликт отражал глубинные противоречия в оценке самой реформы.

К середине 1667 года все осознали, что открытого противостояния избежать не удастся. Островок благочестия Началом восстания стал отказ принять нового архимандрита Иосифа, присланного из Москвы. К его приезду монастырская братия на общем собрании приняла еще одну челобитную на имя царя. В ней уже в крайне резкой форме говорилось о дьявольском происхождении новых книг, проводилась идея страдания за веру. Рим, Константинополь, Москва пали, а потому единственным местом, где обитает истинное благочестие, остаются Соловки.

Примечательно, что челобитная взывала к авторитету не только соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, но и вспоминала Михаила Романова с Филаретом. Правительство расценило послание как ультиматум и в ответ выслало войска, запретило подвоз продовольствия: началась блокада обители, произошли первые вооруженные столкновения. Однако установить блокаду при благожелательном настрое крестьянства оказалось довольно трудно. Местные жители постоянно подвозили припасы, крестьян периодически вылавливали, но те ссылались на хозяйственные дела, связь же с мятежниками отрицали. Некоторые просто перебегали к ним, вливаясь в ряды обороняющихся, чье количество достигало 700 человек.

По деревням и селениям зачитывали указ, отписывающий вотчины монастыря на царя, но крестьяне продолжали снабжать осажденных. Огромный духовный авторитет старинной обители, складывавшийся столетия, уничтожить росчерком пера было невозможно. Сочувственно относилась к восставшим и часть царского войска, состоявшего на первых порах преимущественно из стрельцов — архангельских, холмогорских, кемских, вологодских, — все они не отличались желанием воевать с монастырем. Продолжавшаяся в течение нескольких лет осада не приносила ощутимых результатов. Соловецкий монастырь превращался в дестабилизирующий фактор для обширного северного региона.

Он перешел к активным действиям, то есть вместо стояния у стен монастыря стал стрелять по ним из пушек. В течение первых пяти лет осады власти сочли необходимым мирным путем решить проблему непослушания монахов монастыря, поэтому артиллерию они не использовали. Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а в мае 1675 года количество лучников увеличилось почти вдвое, превысив 1000 человек. Во время осады монахи Соловецкого монастыря молились за здоровье царя. Но с января 1675 г. Стало ясно, что мирного исхода этого восстания не будет. Постепенно боевые действия усилились. Решающую роль в победе правительственных войск сыграло предательство в январе 1676 г. В начале февраля группе стрельцов удалось проникнуть в монастырь и открыть ворота для остальной армии. Затем последовала жестокая расправа над осажденными: часть восставших погибли в бою, 26 человек были казнены, остальных сослали в Заполярье, в Пустоозерский острог.

Соловецкое восстание. Лидером повстанцев стал архимандрит Никанор. Сначала Волохов отправил монахам посланца, но переговоров не получилось.

При попытке войти в монастырь силой, он был встречен пушечными выстрелами. В первые годы осада шла медленно. В летние месяцы его осаждал небольшой отряд царских войск.

Основной их задачей было прервать сообщение монастыря с материком. Зимой участники осады, в основном стрельцы, расходились по домам или несли службу в Сумском острое на территории современной Карелии. Так прошло четыре года и в 1672 году на место стряпчего Игнатия Волохова прибыл более высокий чин из служилых людей — воевода Иевлев.

Численность подчиненных ему войск превысила 700 человек. Они продолжали осаду до лета 1673 года включительно.

К середине 1667 года все осознали, что открытого противостояния избежать не удастся. Началом восстания стал отказ принять нового архимандрита Иосифа, присланного из Москвы. К его приезду монастырская братия на общем собрании приняла еще одну челобитную на имя царя.

В ней уже в крайне резкой форме говорилось о дьявольском происхождении новых книг, проводилась идея страдания за веру. Рим, Константинополь, Москва пали, а потому единственным местом, где обитает истинное благочестие, остаются Соловки. Монахи писали: «Не присылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие». Примечательно, что челобитная взывала к авторитету не только соловецких чудотворцев Зосиме и Савватию, но и вспоминала Михаила Романова с Филаретом. Правительство расценило послание как ультиматум и в ответ выслало войска, запретило подвоз продовольствия: началась блокада обители, произошли первые вооруженные столкновения.

Однако установить блокаду при благожелательном настрое крестьянства оказалось довольно трудно. Местные жители постоянно подвозили припасы, крестьян периодически вылавливали, но те ссылались на хозяйственные дела, связь же с мятежниками отрицали. Некоторые просто перебегали к ним, вливаясь в ряды обороняющихся, чье количество достигало 700 человек. По деревням и селениям зачитывали указ, отписывающий вотчины монастыря на царя, но крестьяне продолжали снабжать осажденных. Огромный духовный авторитет старинной обители, складывавшийся столетиями, уничтожить росчерком пера было невозможно.

Сочувственно относилась к восставшим и часть царского войска, состоявшего на первых порах преимущественно из стрельцов — архангельских, холмогорских, кемских, вологодских — все они не отличались желанием воевать с монастырем. Продолжавшаяся в течение нескольких лет осада не приносила ощутимых результатов. Соловецкий монастырь превращался в дестабилизирующий фактор для обширного северного региона. Оттуда потоком лилась пропаганда против церковных новшеств, раздавались призывы сжигать новые книги, ломать четырехконечные кресты, кои называли «латинским крыжем», уничтожать даже утварь с их изображением. Вместо царя и патриарха начали молиться за здравие православных архиепископов, то есть за тех, кто не принял реформу.

Осажденные также впервые ввели не только религиозные, но и бытовые разграничения между «верными» и «неверными», вплоть до выделения последним особой посуды. Требовали перекрещивать греков и киевлян, а находившихся в монастыре ссыльных украинцев изолировали от остальных. Разочарование итогами Большого собора дало толчок к формированию беспоповской идеологии, превратившейся затем в ведущий народный религиозный тренд. Ее начала были разработаны одним из книжников Соловков Герасимом Фирсовым.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий