Новости присоединение украины к россии 1654

Интерпретация факта: присоединение Украины к России позволило объединить на большой территории борьбу угнетенных против эксплуататоров.

55. Воссоединение Украины с Россией. 1654 г.

Присоединение Украины к России (1654 год) происходило на фоне сложных общественно-политических событий, связанных с желанием украинцев стать более самостоятельными и не зависеть всецело от Польши. Переяслав Киевской области) было принято историческое решение о воссоединении левобережных украинских земель с Россией. В 1654 г. состоялось воссоединение Украины с Россией. В 1654 году России был возвращен Смоленск, завоевана часть Белоруссии.

Присоединение Украины к России (1654).

Вечным господство шляхты, как мы уже знаем, не было. Впереди её ждала Османская империя и саксонские короли. Сергей Соловьев: «…для Польши с 1654 года начинается продолжительная, почти полуторавековая агония, условленная внутренним ослаблением, распадением; в 1667 году великая борьба между Россиею и Польшею оканчивается. С этих пор влияние России на Польшу усиливается постепенно без всякой борьбы, вследствие только постепенного усиления России и равномерного внутреннего ослабления Польши».

Поляки Интересным является тот факт, что ввиду нарушения польским королем его присяги его подданные стали «вольные люди» и в качестве таковых могли каждый свободно присягать на новое подданство Москве. Этим правом воспользовались многие поляки. Защиту православия взяло на себя и казачество.

Интересны в этом отношении факты записи в Киево-Богоявленское братство гетмана запорожского Сагаидачного «со всем своим войском», и казацкая клятва на раде 1621 года защищать старую веру «аж до горла».

Гуслистый, А. Касименко, В. Королюк, А. Сидоров, П.

Содержание К. Исторические связи Украины с Россией К.

Ей приходилось постоянно балансировать между ними, чтобы хоть как-то выжить. Михаил Горелик «Набег крымских татар на Украину» «Казако-руський народ» В своей книге вы пишете, что «мы сразу должны отбросить миф о "братских народах", не имевший ничего общего с менталитетом человека XVII века, который не предусматривал этнического, а тем более национального самосознания». Во времена Переяславской рады можно говорить лишь об этноконфессиональном самосознании, и то оно было характерно для узкой прослойки элиты. Например, польские шляхтичи считали себя сарматами, поэтому не воспринимали собственных крестьян как соотечественников. А на Украине сначала была популярна идея «роксоланского народа», но уже в XVII веке среди казацкой старшины появилось понятие «казако-руський народ», ставшее их попыткой вести свое происхождение от хазар. То есть о какой-то общей национальной идентичности применительно к тому историческому периоду говорить нельзя.

Но разве украинское православное население Великого княжества Литовского в середине XVII века не считало себя русскими людьми? Вы пишете, что после визита в Киев патриарха Паисия Богдан Хмельницкий в феврале 1649 года впервые назвал себя «единовладцем и самодержцем руським». Да, термин «руський» как отсылка к Киевской Руси активно использовался в Речи Посполитой — там существовало даже Руськое воеводство. Это территория современной Украины? Западной ее части — воеводство было образовано на землях бывшего Галицко-Волынского княжества. Но православное население Речи Посполитой не считали «руськими» жителей Московского государства — их именовали «московитами». Поэтому понятия единого народа не существовало, было лишь понимание общего православного пространства. Материалы по теме: 3 июля 2016 К примеру, термин «Малая Россия» Малороссия имеет церковное происхождение.

Первоначально под ним подразумевалась территория, подчиненная киевскому митрополиту. Неслучайно после присоединения Украины царь Алексей Михайлович изменил свой титул на «Всея Великия и Малыя Росии» — это было сделано явно с подсказки богословов из Киева. Но когда спустя полтора года в царскую титулатуру добавили «и Белыя Росии», для украинцев это стало неприятным сюрпризом. В их понимании Белая Русь Белоруссия была составной частью Малой России — как единого пространства, подчиненного киевскому митрополиту. Первые конфликты между украинцами и Москвой возникли в том числе из-за белорусских земель? Этот конфликт связан еще и с тем обстоятельством, что стороны очень спешили с присоединением, но по-разному трактовали подписанные соглашения. Присоединение Украины к Московскому государству означало для царя войну с Речью Посполитой, у которой царь Алексей Михайлович и патриарх Никон надеялись отвоевать Смоленск и белорусские земли с православным населением. Военные действия для Москвы были успешными во многом благодаря поддержке украинского войска Ивана Золотаренко.

И к лету 1655 года русские войска овладели Минском и Вильно, но дальше начались разногласия: царь собирался присоединить Белоруссию к Московскому государству на общих основаниях, а Хмельницкий видел ее в составе Украинского гетманства. Кадр из фильма «Богдан-Зиновий Хмельницкий» Разрыв с Москвой Почему после заключения Виленского перемирия 1656 года, когда поляки согласились избрать царя Алексея Михайловича своим королем, Хмельницкий был готов уйти под власть крымского хана? Он боялся, что «ненавистные ляхи» и «проклятые москали» договорятся между собой за счет Украины? Его слова, что нужно «отступить от руки царского величества» и быть «под бусурманином», были сказаны сгоряча. Но 1656 год был апофеозом взаимного непонимания между Москвой и гетманом, который тогда вел переговоры с шведским королем. В Москве крайне негативно смотрели на внешнеполитическую активность Хмельницкого и настойчиво требовали от него соблюдать «Мартовские статьи» 1654 года. А гетман их не соблюдал? Нет, конечно.

Обо всех внешних сношениях гетман был обязан докладывать в Москву, чего он не делал. Кроме того, в тот момент Московское государство находилось в состоянии войны со Швецией, и контактов украинцев с противником царь никак не мог стерпеть. Кажется, вопреки «Мартовским статьям» Украина еще и налоги не платила? Она их никогда не платила — вплоть до эпохи Екатерины II, которая была крайне удивлена и возмущена, узнав об этом. Царь Алексей Михайлович действительно мог стать польским королем в 1656 году? Разумеется, нет. После Шведского потопа Речь Посполитая была близка к катастрофе, и поляки были готовы подписать все что угодно. Но когда ситуация изменилась, они так же легко отказались от ранее взятых обязательств.

Кстати, поляки немало поспособствовали раздорам между Украиной и Москвой — именно они распустили так возмутивший Хмельницкого ложный слух о разделе Украинского гетманства по условиям Виленского перемирия. Почему после смерти Богдана Хмельницкого и избрания гетманом Ивана Выговского между Москвой и Украиной произошел разрыв? Это было позже, вначале Выговский хотел договориться с Москвой. В феврале 1658 года он заключил тайное соглашение с русскими воеводами, согласно которому отказался от многих важных и выгодных для Украины положений «Мартовских статей» 1654 года. Например, новый гетман согласился на подчинение киевской митрополии московскому патриарху. Все это позволяло преодолеть былые разногласия и конфликты и успешно продолжить процесс инкорпорации Украины в состав Московского государства. Но этого не случилось.

Здесь сложилось вольное запорожское казачество. Вот точно так же, как на Руси, на Дону складывалось донское казачество, аналогом его может служить запорожское казачество на Украине. Запорожские казаки были вольными людьми, то есть сюда бежали, могли, кстати, и с Руси и из Речи Посполитой, разных чинов и сословий люди, в основном, конечно, это было простонародье, и здесь господствующее значение имело, конечно, православие. Запорожская сечь — это такой аванпост на границе между Речью Посполитой и степью, Крымом, такой передовой отряд борьбы православной Украины против экспансии со стороны мусульманского Крыма и Турции. Богдан Хмельницкий Борьба украинского народа за свою независимость связана с именем Богдана Хмельницкого. Он тоже был казаком, но принадлежал к верхушке казачества. Он даже имел свой хутор, то есть у него было свое земельное небольшое владение. На своей шкуре Хмельницкому предстояло испытать, что такое польская власть на Украине. В его отсутствие сосед пан Чаплинский захватил его жену и насмерть засек его 11-летнего сына. Хмельницкий пытался найти управу у самого польского короля, но король ничего не мог сделать со своевольными панами. Он косвенно предложил Хмельницкому самому творить правосудие, что будущий предводитель освободительного движения и сделал. Он бежал в Запорожскую сечь и поднял запорожских казаков на восстание. Конечно, потом много говорили о том, что Богдан Хмельницкий мстил за свою личную обиду. Это так. Но почему поднялась вся Украина? Да потому что у большинства украинцев была своя, личная месть к панам и шляхтам. Походы Богдана Хмельницкого И вот, отряд запорожских казаков при поддержке крымского хана, это союзник Богдана Хмельницкого, ему самому не справиться с польско-литовским государством, в 1648 году выступает с острова Хортица и двигается на территорию уже самой Украины. Хмельницкому удалось разбить польское войско в сражении у Желтых вод, а затем заманить уже всю польскую армию в засаду и нанести сокрушительное поражение у Корсуни. В этом же году украинские казаки разгромили польско-литовское войско в сражении у Берестечко. Это единственный случай за все 17 столетие, когда великолепные польские войска не просто отступили, бежали с поля боя, бросив обоз, артиллерию. Тем самым Хмельницкий разгромил польские войска на Украине, и Речь Посполитая лежала у его ног. Он мог идти на Варшаву. Зборовский мир Однако, он не разделял намерения полного разгрома польско-литовского государства. Верхушка казачества хотела добиться привилегированного, удобного для себя положения в составе Речи Посполитой, и в результате, в 1649 году был заключен Зборовский мир между Хмельницким и польским королем. По условиям этого мира Украина, точнее ее центральная часть, киевское, черниговское и переяславское воеводства или полки, как они стали теперь называться, становились автономными в составе польско-литовского государства, во главе с выборным гетманом, это Богдан Хмельницкий и выбранными полковниками, сотниками и так далее. Устанавливался реестр, то есть список в составе 40 тысяч казаков, это боевое ядро повстанческой армии Хмельницкого. То есть казаки поступали формально на службу польскому королю, становились гарантами этого договора, чтобы он не стал простой бумагой, которую можно было разорвать. Очень важно, что паны и шляхты, те, которые были католиками, теряли свои земельные владения на Украине, а православие получало господствующее положение здесь. То есть это был важный шаг в сторону реальной самостоятельности, пока же это только автономия. И, конечно, обе стороны рассматривали это соглашение, как временное. Большинство украинского населения хотело настоящей свободы, а польские власти рассматривали это соглашение, как передышку. Они думали, что это очередное восстание на Украине, которое им удастся потопить в крови. Поэтому вскоре военные действия возобновились, но на этот раз крымский хан изменил, он предал Богдана Хмельницкого в решающий момент, и поэтому украинское войско потерпело поражение. Белоцерковский договор Уже в 1651 году было заключено новое соглашение с польским королем в Белой церкви. Белоцерковский договор был менее выгоден для Украины. Во-первых, в два раза сокращался реестр. А во вторых, еще более важно, католики, паны и шляхты получали назад свои земельные владения на Украине. Они возвращались на свои прежние места и, видимо, полагали, что на этом все закончилось и все пойдет по-старому. Но то, что произошло всего за эти несколько лет переменило сознание украинского народа. Украинцы почувствовали вкус свободы и они не хотели возвращаться в прежнюю неволю. Однако, что делать?

Вхождение Украины в состав России

В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, включающий 23 статьи. Присяга на верность русскому царю[ править править код ] Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России После Переяславской рады представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях западной Руси Запорожского войска для принятия присяги от населения на верность царю. Отказалось присягать высшее православное духовенство в Киеве. Часть мещан Переяслава, Киева и Чернобыля была насильно принуждена к присяге казаками. Состоялись выступления против присяги в отдельных поселениях Брацлавского, Уманского, Полтавского и Кропивнянского полков.

Неизвестно, присягала ли Запорожская Сечь [10]. Тем не менее, согласно данным русского посольства, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян женщины и холопы к присяге не приводились [ источник не указан 399 дней ]. Отказались присягать из православных лишь сторонники бывшего наказного гетмана Барабаша , назначенного польским правительством, утопленного реестровыми казаками вместе с другими шляхетскими начальниками, сторонниками панской власти, в битве под Жёлтыми Водами [11] , у которого Хмельницкому удалось ранее хитростью выманить королевскую грамоту, которую тот использовал как прикрытие для сбора войск. Самого же Барабаша, а также ряд представителей казацкой старшины — Брацлавского, Кропивянского, Полтавского, Уманского казацких полков — блокировал в Чернобыле и приказал нещадно спаивать и всячески увеселять, дабы они не пожаловались на пропажу польскому королю. Вражда же с Барабашем зародилась из того, что Барабаш рассчитывал в обмен на использование казаков в войне с Османской империей в интересах польской короны получить некоторые магнатские привилегии и финансовую сумму, чему помешал Богдан Хмельницкий.

Всего же сторонников Барабаша набралось около двух-трех сотен, в основном зажиточные представители ближнего круга Барабаша. Как поступил Хмельницкий с несогласными, доподлинно не известно, так как в документальных источниках как всех заинтересованных сторон, так и сторонних наблюдателей ничего об их судьбе не известно, кроме того, что они во время приведения к присяге отказались от имени своих полков её принять.

Выговский совершил поворот во внешней политике Украины.

Он заключает с польским королем Гадячский мирный договор, по которому Украина переходит обратно из состава России в состав Речи Посполитой. Почему украинская старшина пошла на такой коренной поворот? Дело в том, что уже к этому времени русская сторона неоднократно нарушала взятые на себя обязательства, а польский король со своей стороны манил украинскую старшину, обещая распространить на нее те же самые золотые права и вольности, которые имела польская шляхта.

И так, разом все изменилось. Только что Речь Посполитая подверглась нападению со всех сторон, а теперь, наоборот, русское государство оказалось в состоянии войны и с Польшей, и со Швецией, и с Украиной. И крымский хан изменил свою позицию и теперь стал нападать на русские рубежи.

Казна была истощена. И вот теперь, на смену победам пришли поражения. Поражения русской армии В 1659 году русская армия была разгромлена объединенным татарско-украинским войском под Конотопом.

Русский воевода Трубецкой поддался на татарскую хитрость. Татары, они часто это делали, ударились в притворное бегство, а Трубецкой решил, что враг бежит, и он двинул в преследование свой главный резерв — элитную часть русской дворянской конницы. Это были сотники государева двора, они попали в засаду и были полностью вырублены.

Потери русской армии под Конотопом были не такие уж катастрофические, около пяти тысяч человек, но это в значительной степени была русская знать, лучшие представители столичного дворянства. Если мы возьмем какую-то родословную роспись и это будет старый род, он будет уходить вглубь в русское средневековье, то там часто мы найдем целое поколение, выкошенное вот этим поражением с пометами: убит под Конотопом, убит под Конотопом. Кстати говоря, конотопский разгром стал таким переломным пунктом в истории поместного дворянского ополчения.

Мы говорили с вами, что еще при Михаиле Федоровиче возникают полки иноземного строя. Теперь, в ходе следующей русско-польской войны их становится все больше, и вот после конотопского погрома значительную часть дворянской конницы переводят уже в рейтары, то есть они обучаются и вооружаются по-новому. Впрочем, не нужно опережать события и считать эти войска в полном смысле регулярными, поскольку после войны их распускали по домам.

В следующем 1660 году русскую армию вновь ожидает поражение. Боярин Шереметьев опрометчиво зашел далеко в степь, был окружен большим татарским войском и капитулировал. Он сам потом провел двадцать лет в татарском плену.

Вот эти два поражения, они хорошо нам показывают, что теперь чаша весов склонилась на сторону польско-литовского государства. Разделение украинского народа Но решающее значение имели не победы и поражения, решающее значение в исходе войны имела позиция самого украинского населения. Оно разделилось ровно по Днепру, на левобережье и правобережье.

Если правобережье тянуло, как тогда говорили, к Речи Посполитой, то левобережное население хотело быть в составе Московского государства. Поэтому в 1667 году мирные переговоры с поляками закрепили вот эту новую границу. По Андрусовскому перемирию 1667 года к России возвращались земли смоленские, новгород-северские, которые утрачены были в годы смуты, и левобережная Украина.

Однако, Днепр — это не граница для самой Украины. Днепр — это становой хребет Украины, поэтому раздел Украины по Днепру между Речью Посполитой и Россией для самого украинского народа — это трагедия. Алексей Михайлович дал четкий наказ главе русской делегации на переговорах в Андрусове, что нужно обязательно сохранить за собой Киев.

И окольничий Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин сумел справиться с этим царским поручением. Он выторговал, если можно так сказать, Киев на 2 года. С обещанием, что два года спустя, русская сторона Киев вернет обратно.

Но этого так и не произошло. Почему было важно обладание Киевом, хотя он находился, кстати говоря, на правом берегу Днепра и должен был, строго говоря, достаться польско-литовском государству. Дело в том, что тот, кто обладал Киевом, имел право в титлах писаться киевским.

Это была претензия на обладание всей Украиной. За этот блестящий дипломатический успех Ордин-Нащокин получил боярский чин. В истории русско-польских отношений Андрусовское перемирие является переломным моментом.

С этого времени польско-литовское государство клонится к упадку, и в 18 столетии будет разделено между Австрией, Пруссией и Россией.

Украинцы-малороссы умом и сердцем приняли её! Государственный герб УССР 1919 года В-третьих, работая на воссоединение Украины с Россией, Ленин учёл национальные чувства украинцев и их стремление к собственной национальной государственности, чем и победил украинских националистов. Почему в экономически отсталых буржуазных капиталистических государствах так часто националисты приобретают большой политический вес? Да, потому, что национализм очень дешёвый и эффективный политический инструмент. Буржуазия в экономически неблагополучных странах не может предложить своим народам ни перспектив, ни улучшения материального положения, а идеи национализма не требуют крупных финансовых затрат в поиске внешнего врага, виновного во всех бедах народа. Часто народные массы психологически податливы к националистической пропаганде, ими легко манипулировать, и даже превратить их в грозную и послушную внешнему управлению агрессивную силу.

Герб Директории УНР 1918 г Националистическая идеология строится на противопоставлении своей нации всем другим нациям, как врагам, не дающие жить богато избранной нации. Отсюда и лозунг: Украина — для украинцев, отсюда исходит политика лишения гражданских прав, свобод, языка представителей других национальностей, а затем их физическое их уничтожение. Правда, даже в буржуазных государствах не все народы восприимчивы к националистическим идеям, по сути человеконенавистническим. Например, русские ни при капитализме, ни в какие другие исторические эпохи, никогда не имели склонности к национализму, благодаря чему и смогли создать гигантское по территории многонациональное государство — Российскую Империю, Советский Союз. По какому пути Ленин мог направить советскую национальную политику в отношении украинцев? Ленин мог бы всеми средствами большевистской пропаганды убеждать украинцев, что они вовсе никакие не украинцы, а малороссы, то есть, по сути, русские, а значит, своя государственность им не нужна. Однако данный путь Ленин отверг.

Он оценил ситуацию и понял, что насильственно невозможно будет погасить начавшийся бурный рост национального самосознания украинцев, поддерживаемый украинским националистами. Если бы Ленин выбрал этот путь, то, скорей всего, воссоединение Украины с Россией не произошло. Ленин хотел также воссоединить с Россией Польшу, входившую в состав Российской империи до февраля 1917 года. Однако поляки, поддавшись националистической пропаганде своих панов-самостийников, заняли крайне жёсткую антирусскую позицию и это привело к тому, что одолеть Польшу и воссоединить её с Россией Ленин при всём своём желании не смог. Для решения украинского вопроса Ленин избрал другой путь. Он объявил, что украинцы и русские хоть и разные, но братские народы, а потому украинским и русским рабочим, крестьянам и иным труженикам надо держаться вместе. Ленин объявил, что русские уважают украинцев, а потому не возражают против украинской национальной государственности в составе СССР, подобно той, которая была подарена и большинству других народов, проживавших на территории бывшей Российской империи, национальные государства с формальным правом выхода из состава Советского Союза.

В УССР была даже собственная украинская компартия. Для увеличения количества русского рабочего класса на Украине, в целом сельскохозяйственной страны, где было много националистически настроенных украинцев-селян, Ленин включил в состав Советской Украины территорию с этническим чисто русским населением, проживавшим в Новороссии, где в марте 1918 года была образована Донецко-Криворожская советская республика. Ленин подарил Украине Донбасс — сердце России. Территориальные подарки Украине. Ленинская национальная политика на Украине дала большевикам несколько явных плюсов. Во-первых, Второе воссоединение Украины и России состоялось! В 1922 году украинцы в своём большинстве с облегчением и радостью!!!

Во-вторых, после воссоединения Украины с Россией, на украинской земле не возникло националистической партизанской войны. В-третьих, по ленинскому проекту в едином многонациональном Советском Союзе дружно и безопасно могли жить и экономически успешно развиваться все национальные союзные республики. Родственные и братские народы Украины и России, воссоединившись в единое государство — СССР, получили возможность во всех государственных, экономических, военных делах положиться друг на друга и выступать единым фронтом. Например, в годы Великой Отечественной войны за Советский Союз храбро и самоотверженно сражалось огромное количество украинцев, ничуть не хуже, чем русские. Таким образом, можно сказать, что ленинский интернационализм на долгие годы победил украинский национализм! Интернационализм Советского Союза сплотил украинцев и русских! Национализм — болезнь не сложившейся нации!

В описании событий последующего XVII века украинские «историки» постоянно используют термины «Украина» и «украинцы». Никак не разъясняя эти термины, они тем самым навязывают мысль о существовании в прошлом некоего украинского государства, населенного украинцами в современном смысле этого слова. С помощью такой уловки апологеты «незалежности» пытаются приписать украинской нации и государственности три лишних века существования. Это сугубо географическое название носила восточная окраина Речи Посполитой, условно ограниченная реками Днепр, Сейм и Ворскла. На правом берегу Днепра к «Украине» относились земли древнего Киевского княжества и прилегавшие с юга территории в районе городов Брацлав и Звенигород. Западнее начинались Волынь и Подолия.

На юге «Украина» граничила с Диким полем — пустынной местностью, за которой лежало Крымское ханство. Так, одно из первых письменных упоминаний «украинцев» появляется в рапорте коронного гетмана Станислава Жолкевского королю Сигизмунду III от 20 июня 1596 года. В нем военачальник описывает жестокость польской армии, выказанную во время подавления казацкого восстания под предводительством Северина Наливайко: «Жолнеры, а особенно венгерская пехота и украинцы, будучи разъяренными на казаков, не только отняли у них свое имущество, но и их собственное, и убили несколько десятков человек; сдержать этих разъяренных нельзя было никаким способом, хотя я с панами ротмистрами и пытался сделать это всеми силами». Положение предков современных украинцев, то есть малороссийского населения восточной окраины Речи Посполитой, было незавидным. Польские шляхтичи имели неограниченную власть над своими крепостными. Они относились к ним как к людям второго сорта, называя их презрительно «быдлом» «скотом».

Православная вера преследовалась. Польские крылатые гусары Жители этих земель неоднократно восставали против поляков, многие видели свое спасение в бегстве на соседние русские земли. Крестьяне-беженцы из Польши активно заселяли юг Русского царства. Так, части нынешних территорий Курской, Белогородской и Воронежской областей входили тогда в состав так называемой Слободской Украины. Белогородский воевода, разъясняя в 1638 году причины переселения малороссов, писал: «Польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушают и церкви божии разрушают, и их побивают и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают и пищальное зелье, насыпав им в пазуху, зажигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разоряли и пограбили». Эти факты не вписываются в линию современной украинской пропаганды, так же как и факты бесчисленных просьб населения «Украины» к русскому царю о принятии в подданство.

В 1591—1593 гг. Магнат Александр Вишневецкий в письме к канцлеру Я. Несколько лет спустя произошло уже упоминавшееся выше восстание под предводительством Северина Наливайко. В 1625 году на Украине заполыхало восстание под предводительством Марка Жмайла. В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков.

И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства. Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде». В 1630 году Иов Борецкий в письмах, переданных его сыном Андреем и племянником Павлом Путивльским русским воеводам, просил от имени народа о принятии в подданство: «Будет… их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом… государю царю… всеа Русии, чтобы… пожаловал их велел им быть в своем государове повеленье». Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году.

И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту. Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом. Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины. Подавив это последнее восстание, поляки приступили к ликвидации казачества. Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников. Казацкая старшина была лишена части привилегий и земель.

Это привело, наконец, казацкую верхушку к осознанию необходимости борьбы с поляками. Через десять лет, в 1648 году, борьбу за освобождение от поляков возглавил сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий. Западная Русь В борьбе за национально-народное дело. Санкт-Петербург, 1910 Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России На самом деле этот «простой холоп» был храбрым воином, пользовавшимся большим уважением, чьи заслуги признавались не только казаками. В одной из битв Хмельницкий спас польского короля Владислава IV, подарившего ему в награду золотую саблю. Однако память короля была короткой.

И когда в 1647 году поляки напали на хутор Хмельницкого и похитили его жену, король отказал казаку в просьбе о помощи. Потоцкий докладывал королю Владиславу IV о невероятной мощи восстания, разгоревшегося под предводительством Хмельницкого: «Хмельницкий не смягчает кротостию: несмотря на то, что не один уже раз посылал я к нему, предлагая выйти из Запорожья, обещая ему помилование и прощение его проступков, это его нисколько не трогает, — задержал моих послов. Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет. Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000. Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину. Тогда бы эти три тысячи быстро возрасли бы до ста тысяч…».

Последняя фраза позволяет оценить масштаб народного гнева, результаты которого не заставили себя долго ждать. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. К казацкому войску присоединялись крестьяне, также начинавшие именовать себя «казаками». Восставшие одерживали всё новые победы: «Куда не приступает неприятель, везде города и замки сдаются без всякого сопротивления», — писал в письме 10 июня 1648 года уже упоминавшийся нами брацлавский воевода Адам Кисель. На Корсунской раде, состоявшейся в мае 1648 года, казаки приняли решение обратиться к московскому царю Алексею Михайловичу с прошением о принятии их в подданство. А уже 18 июня Богдан Хмельницкий опять обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии в подданство: «Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от Христа Бога нашего исполнилось, что всё в руках его святой милости».

На ней присутствовали и московские послы. Как отмечал в своем донесении посланник Адама Киселя П. Ласка: «В тот же день на эту же раду прибыли бояре из Москвы… он не мог узнать, с чем именно, однако понял, что это какая-то дружественная церемония…». Почтовая марка СССР. ЦФА 1761 Сообщения о желании казаков быть в царском подданстве поступали в Москву беспрерывно. Так, 26 июня более 50 казаков, прибывших из Новгорода-Северского в деревню Рошковичи, говорили о том, что «от Запорожского… Войска приказ им учинен такой, что с… государевыми людьми не велено задиратца ни за што; и все де… оне войском запорожские козаки… государю, служить рады…».

А 6 июля яблоновский воевода А. Буйносов-Ростовский докладывал о просьбе Богдана Хмельницкого к царю о военной помощи и о желании казаков служить царю: «Как даст бог помощи им ляхов побить, и они де б по Киев отложились к твоей государеве стороне, чтоб де их ведал ты, государь». Просьбу казаков о русском подданстве 24 июля 1648 года передавал в Разрядный приказ и хотмыжский воевода С. Казаки просили: «Хотим быть под однем християнским, под тобою благочестивым государем царем Алексеем Михайловичем всеа Русии…». Борьба населения Украины за освобождение не прекратилась и после заключенного с поляками перемирия. Волна восстания охватила Левобережную Украину.

Россия воссоединилась с Украиной 366 лет назад

На первом этапе войны 1654—1656 были достигнуты важные стратегические успехи: возвращен Смоленск 1654 , занята большая часть территории Великого княжества Литовского со столицей г. Вильно 1655. На Украине русско-украинским войскам удалось отразить зимнее наступление польско-татарских войск в битве при Дрожи-поле 1655 и провести успешный поход летом 1655 г. Дальнейшие успехи были остановлены шведами, которые начали вторжение в Польшу летом 1655 г.

В условиях создания антишведской коалиции в России было принято решение нанести упредительный удар по шведским владениям в Прибалтике, что отвечало интересам значительной части литовской шляхты и мещан торговые пути в Европу находились под контролем шведской Риги. Началась русско-шведская война 1656—1658 гг. В то же время с лета 1656 г.

В октябре 1656 г. На втором этапе конфликта 1656—1658 обострились противоречия между московским правительством и старшиной Войска Запорожского, которая была недовольна условиями перемирия, опасаясь ущерба для себя при объединении России и Речи Посполитой под единой короной, а также стремилась увеличить территорию Гетманщины за счет земель Вел. Начались конфликты между украинскими казаками и литовской шляхтой, которая перешла на службу царю.

После смерти Б. Хмельницкого с избранием гетманом И. Выговского обострились социальные противоречия в самом войске Запорожском восстания Барабаша и Пушкаря в 1657—1658.

В поисках выхода гетман обратился за помощью к крымским татарам и Речи Посполитой, где произошел перелом в войне против шведов. На третьем этапе конфликта 1658—1659 заключение Гадячской унии 1658 г. Гетману при поддержке крымско-татарской орды удалось одержать победу над русской армией при Конотопе 1659 , но затем известия об унизительных условиях Гадячской унии вызвали восстание украинских казаков, свержение Выговского и восстановление войска Запорожского в царском подданстве.

В то же время осенью 1658 г. Однако повстанцы были лишены поддержки польско-литовской армии, и к концу 1659 г. Непрерывные боевые действия 1648—1659 гг.

Ввиду этого, а также по причине гражданской войны между сторонниками различных гетманов новый период истории Украины получил название «Руина» 1657—1687. Четвертый этап конфликта 1660—1667 начался в условиях резкого ухудшения внешнеполитической ситуации для Русского государства. Речь Посполитая заключила мир со Швецией Оливский мир 1660 г.

В 1660 г. На Украине им в союзе с крымско-татарской ордой удалось добиться победы над русско-украинскими войсками при Чуднове и перехода всей старшины войска Запорожского во главе с гетманом Ю. Хмельницким в подданство польского короля Слободищенский мир 1660 г.

Военно-политические неудачи обострили экономический кризис внутри России — произошла девальвация «медных денег» и «Медный бунт» в Москве 1662. В конце 1660 г. В результате основные военные усилия с 1661 г.

В Литве русские войска продолжали локальные боевые действия по удержанию Смоленска и крепостей по Зап. Двине Динабург — Борисоглебов, Полоцк и Витебск. Уже в 1661—1662 гг.

С 1661 г. Переговоры о мире возобновились в 1662 г.

Москва долго выжидала и колебалась, понимая, что такой шаг повлечет за собой новую войну с Польшей. Созванный в 1653г. Земский собор постановил, что гетмана Богдана Хмельницкого надлежит под государеву руку «для православные христианские веры», которая терпит гонения от поляков.

Царские послы отправились к гетману и 8 января 1654г. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны, подтвердила сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. Налоги должны были поступать уже в царскую казну. Решение Собора 1653 г.

В 1654 г. Эта война, в которую тому же вмешались шведы, приняла затяжной характер. В 1661 г. Россия приобрела Смоленск и Левобережную Украину. Правобережная Украина и Белоруссия остались за Польшей.

По Киеву было принято компромиссное решение — он перешел к России на два года. Однако впоследствии Россия так и не вернула Киев Польше. Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно спасло народ Украины от национального и религиозного гнёта, спасло его опасности порабощения Польшей и Турцией. Оно способствовало формированию украинской нации.

Воссоединение Левобережной Украины с Россией явилось важным фактором укрепления российской государственности.

Запорожские казаки были вольными людьми, и, что немаловажно, здесь господствовало православие. Казаками становились беглые крестьяне, горожане, обедневшие землевладельцы. Борьба Украины за независимость связана с именем Богдана Хмельницкого рис. Он был казачьим сотником, участвовал в Смоленской войне на стороне Польши. Однако его отношение к польской верхушке изменилось после того, как в его отсутствие польский шляхтич захватил его жену и насмерть высек его сына. Хмельницкий готов был мстить и поднял в 1648 году казацкое восстание против поляков. Восстание Хмельницкого поддержали широкие массы украинского казачества и крестьянства, оказывал поддержку ему и крымский хан. В 1649 году Хмельницкий взял Киев. Посланники польского короля начали вести мирные переговоры.

Поляки смогли подкупить крымского хана, после чего он тоже стал сторонником заключения мира с поляками. В 1649 году был заключен Зборовский мир между Украиной и Речью Посполитой. Украина получила автономию, шляхта теряла свои земельные владения на Украине, главенствующей религией Украины становилось православие. Однако условия мирного договора были выгодны только казачьей верхушке, поэтому мир продлился недолго. Вскоре военные действия возобновились.

Переяславская рада Юридическую законность присоединения Малороссии к Российскому государству обеспечила Переяславская рада. По факту - переход к Московскому царству территории польской Украины. С этого момента в титул российского государя была внесена Малая Россия. Именно так в документах той эпохи, в речах и в заявлениях современных ей московских и казацких представителей называлась эта территория. Именно он настойчиво просил Алексея Михайловича, чтобы он «велел гетмана и все войско запорожское принята под свою царскую величества высокую руку с городами и землями». Царь понимал, что принятие такого решения - вопрос непростой, война с Польшей была неминуема. В октябре 1653 года московский царь обратился к Земскому собору. В этом вопросе ему необходима была поддержка всего народа. Референдума, конечно, не проводилось, но Земский собор дал положительный ответ.

Присоединение территории Войска Запорожского к России

В 1651 году был заключен Белоцерковский мир, менее выгодный Украине, чем предыдущий Зборовский. Земельные владения возвращались шляхте, автономия Украины и права казачьего гетмана были урезаны. Но за эти несколько лет переменилось сознание украинского народа. Хмельницкий понимал, что один без поддержки сильного государства он не устоит, поэтому ему предстояло принять подданство рис.

Вопрос был в том, чье: российское, крымское или польское. Выбор его был в пользу России, во многом за счет совпадения веры. Репин «Запорожцы» В 1653 году в Москве был созван последний в истории Земский собор.

На нем было принято решение о принятии Украины «под высокую царскую руку» и о вступлении в русско-польскую войну. В 1654 году в городе Переяславле собралась Рада, то есть всеобщий сход свободного населения Украины. Было принято решение о вхождении Украины в состав России, но на условиях сохранения выборности гетманов и полковников, отсутствия русских воевод на территории Украины.

Переяславская Рада рис. На нее напали не только русско-украинские войска, но и Швеция и Крым. В 1654 году России был возвращен Смоленск, завоевана часть Белоруссии.

В следующем году русско-украинские войска заняли Полоцк, Минск и Брест.

Во главе этого движения стал Богдан Хмельницкий. В 1648 г. После поражения поляков восстание распространилось на всю Украину и часть Белоруссии. Одновременно Хмельницкий обратился к России с просьбой принять Украину в состав Российского государства. Он понимал, что только в союзе с Россией можно было избавиться от опасности полного порабощения Украины Польшей и Турцией.

Однако в это время правительство Алексея Михайловича удовлетворить его просьбу не могло, так как Россия не была готова к войне. Тем не менее, несмотря на все трудности своего внутриполитического положения, Россия продолжала оказывать Украине дипломатическую, экономическую и военную поддержку. В апреле 1653 г.

Крымский хан тоже басурман. Мы по нужде свели было с ним дружбу и через то приняли нестерпимые беды, пленение и нещадное пролитие христианской крови.

Об утеснениях от польских панов и вспоминать не надобно; сами знаете, что они почитали жида и собаку лучше нашего брата-христианина. А православный христианский царь восточный одного с нами греческого благочестия: мы с православием Великой Руси единое тело церкви, имущее главою Иисуса Христа. Этот великий царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в Малой Руси, не презрел наших шестилетних молений, склонил к нам милостивое свое царское сердце и прислал к нам ближних людей с царской милостью. Возлюбим его с усердием. Кроме царской высокой руки, мы не найдем благотишнейшего пристанища; а буде кто с нами теперь не в совете, тот куда хочет: вольная дорога».

Раздались восклицания: «Волим под царя восточного! Непосредственно 8 января на верность царю присягнули 284 казака. После этого в течение довольно длительного времени шел процесс приведения жителей Запорожской Сечи к присяге. В некоторых местах это происходило насильственным путем. Единого мнения среди казаков не было, многие опасались менять «польских панов» на русских бояр.

Текст соглашения между представителями Гетманщины и Русского царства разрабатывался на протяжении двух месяцев после Переяславской Рады. Его лично редактировал Богдан Хмельницкий. Подписан договор был 14 24 марта 1654, одобрен Алексеем Михайловичем 27 марта 6 апреля. Этот документ вошел в историю под названием «Мартовские статьи». В нем фиксировался переход Запорожской Сечи в состав российского государства, а также определялось автономное положение этих территорий.

Содержание «Мартовских статей»: сохранялся выборный характер высших воинских званий в Гетманщине, а также самостоятельность судов. Определялась численность казачьего войска в составе 60 тысяч человек. Сбор местных податей ставился под контроль царских чиновников. Подтверждались вольности местного населения, в том числе не только казаков, но и мещан, а также представителей православного духовенства. Гетману разрешалось самостоятельно вести переговоры со всеми послами, кроме турецких и польских.

При этом представители Запорожской Сечи обязались не действовать против интересов российского государства, а выражали готовность охранять его границы. Впоследствии «Мартовские статьи» неоднократно подвергались пересмотру в сторону уменьшения казачьих вольностей.

Процветание, однако, было построено на шатком фундаменте, поскольку польское правление украинским народом сталкивалось с конфликтами и противоречиями самыми разнообразными — политическими, национальными, экономическими, социальными и религиозными. Анализируя польскую политику но отношению к Украине и отношение украинцев к польскому правлению, в первую очередь следует рассмотреть различия в статусе разных слоев украинского общества. К 1640 г.

Выдающийся поборник греко-православия в Западной Руси, князь Константин Константинович Острожский умер, в 1608 г. Его потомки стали католиками. Князь Иеремия Вишневецкий принял католицизм в 1632 г. Среди немногих греко-православных вельмож, имевших, по крайней мере, какой-то политический вес, более всего известен Адам Кисель. Но, хотя он и был русским.

Кисель чувствовал себя поляком политически. Чрезвычайно много представителей мелкого украинского дворянства шляхты оставались греко-православными по вере, но русскими по духу, хотя и были верны польскому королю и были готовы служить Польше верой и правдой. Помимо того, на Украине существовало большое количества мелкопоместных землевладельцев, у которых не было официального статуса шляхты, но которые мало отличались от нее экономически и социально. Именно из этих двух групп польское правительство обычно набирало себе офицеров и рядовых в число реестровых зарегистрированных казаков. Запорожские казаки, организованные вокруг своей Сечи, иногда принимали в свои ряды представителей русско-украинского дворянства, во большинство составляли простые люди, изредка горожане, но большей частью — крестьяне, бежавшие с земельных угодий магнатов.

Таким образом, казаки представляли собой связующее звено как между дворянством и горожанами, так и между дворянством и крестьянами. Большая часть украинского народа в то время являлась крестьянами, чье положение как на Украине, так и в Белоруссии было равнозначно рабству. Что касается религии, то компромисс 1632г. Хотя православные фактически и не получили всех оговоренных в условиях прав и привилегий, которые им были обещаны, русские священнослужители были удовлетворены своим положением. Мелкое духовенство, Однако, чей социальный уровень был ближе к крестьянству, подвергалось притеснениям и оскорблениям со стороны польских магнатов и чиновников, и вполне можно было ожидать, что оно примет сторону казаков и крестьян при любых грядущих волнениях.

Воссоединение Украины: переход Украины в Российское подданство

В результате было высказано единодушно положительное мнение о присоединении Украины к России. В правление Алексея Михайловича в 1654 г. произошло воссоединение Украины с Россией. Воссоединение Украины с Россией при Богдане Хмельницком: предпосылки. Результатом Переяславской рады стала русско-польская война, начавшаяся в 1654 г. Основными целями России в войне было подтверждение перехода Украины в состав Русского государства, а также возвращение земель, утраченных по Деулинскому перемирию 1618 г. Спецоперация России на Украине.

Россия воссоединилась с Украиной 366 лет назад

Официально воссоединение Украины с Россией произошло 8 января 1654 года на Переяславской раде. речь о присоединении Украины к Московскому царству не шла и не могла идти. 22 марта 1654 года посольство от Богдана Хмельницкого привезло в Москву проект договора о воссоединении Украины с Россией. В современном трактовании это присоединение Украины к России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий