Новости итоги соловецкое восстание

Соловецкое восстание – одно из ключевых событий российской истории XVII в., чрезвычайно остро поставившее проблему взаимоотношений Церкви и государства, традиций и новаций в духовной жизни общества.

Соловецкое восстание. причины, события, итоги, участники, таблица

Результаты восстание было подавленно из-за разобщенности действий бунтовщиков, плохой организованности. Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона. В таблице показаны основные народные восстания России в 17 веке, такие как соляной бунт, медный бунт, восстание Уса, соловецкое восстание. восстание в монастыре 1668-1676 годов: причины, основные события, ход сидения, итога и значение. Соловецкий монастырь, восстание, старообрядчество, история, вера, Соловки, Во Москвы-то было во царьстви, Об отцах Соловецкого монастыря и их страданиях, старообрядцы, Никон, соловецкое сидение, травля, раскол, Алексей Михайлович, расправа, узники, святые. Итоги и результаты Соловецкого восстания. Восстание старообрядцев: причины, события, итоги. В результате отказа мирный поход перерос в восстание, к которому присоединились и крестьяне.

Соловецкое сидение (восстание)

Но 18 января чернец по имени Феоктист указал Мещеринову потайной ход в монастырь. Воевода немедля направил 50 стрельцов в крепость. Застав стражу ворот врасплох, стрельцы перебили ее в короткой и жестокой схватке. Ворота монастыря распахнулись перед осаждающими, бурным потоком хлынувшими в монастырь. Очаги сопротивления быстро были подавлены численно превосходящим царским войском. Крепость пала. Оставшиеся в живых защитники позавидовали убитым. Все пленные были подвергнуты жестокой экзекуции и изуверски казнены кроме нескольких человек.

Итоги и значение Соловецкого сидения Так печально завершилось славное Соловецкое сидение. Страдания несчастных сидельцев не порадовали царя Алексея «Тишайшего». Он скончался от сердечного приступа в 47 лет через неделю после известия о взятии Соловецкого монастыря. Воевода Иван Мещеринов, вместо ожидаемых почестей и наград, был осужден «за превышение полномочий» и заточен здесь же, в Соловецкой тюрьме, по прямому указанию нового царя Федора Алексеевича.

Ход конфликта Власти Соловецкого монастыря отказались проводить реформы патриарха Никона уже в 1655 г. Только после нового отказа в 1667 г. Активные действия против крепости начались в 1672 г. Крепость была взята в результате измены в 1676 г. Описание В 1650-х гг. Движение старообрядцев положило начало церковному расколу в Русской православной церкви.

Уже в 1657 г. В 1666 г. Однако монахи собрали «черный собор», на котором избрали настоятелем бывшего соловецкого насельника, архимандрита Саввино-Сторожевского монастыря Никанора.

Царь обещал помилование всем, кто добровольно прекратит вести противостояние. Однако проходили годы, и монахи продолжали защищать монастырь и не пускать в него представителей власти. Они отказывались использовать исправленные по мерам патриарха Никона богослужебные книги. Соловецкое сидение продолжалось. Тогда власти с 1673 года отдали приказ войскам действовать более решительно. Количество стрельцов постепенно все больше увеличивалось.

Новым начальником был назначен воевода Иван Мещеринов. Он прибыл к войскам в сентябре 1673 года. Первое время он продолжал снимать осаду при наступлении холодов. Однако в 1675 году воевода принял решение вести осадные действия и зимой. Вокруг монастыря были возведены так называемые земляные городки, велись подкопы. Однако все эти действия не приводили к занятию монастыря войсками. Осажденные отбивались, совершали вылазки, в ходе которых засыпали подкопы. Однако он был отражен. Он сообщил, где и в какое время можно незаметно проникнуть в монастырь.

Ночью 1 февраля он провел отряд стрельцов через это место. Стрельцы открыли ворота и войска вступили в стены монастыря.

Описание В 1650-х гг. Движение старообрядцев положило начало церковному расколу в Русской православной церкви. Уже в 1657 г. В 1666 г. Однако монахи собрали «черный собор», на котором избрали настоятелем бывшего соловецкого насельника, архимандрита Саввино-Сторожевского монастыря Никанора. В челобитной они заявили о своем несогласии с богослужебной реформой, обвинив царя и церковные власти в ереси.

Волоховым, однако соловецкие монахи и стрельцы отказались сдаться. Из-за недостатка сил Волохову в 1668—1672 гг. После подавления разинского восстания поход на Соловки совершил приказ двинских стрельцов К.

СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ

Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Соловецкое восстание. Соловецкое восстание причины ход итоги. Соловецкое восстание – одно из наиболее заметных выступлений против попыток реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Итоги и результаты Соловецкого восстания. Восстание старообрядцев: причины, события, итоги. В результате отказа мирный поход перерос в восстание, к которому присоединились и крестьяне. В данной статье рассматриваются последствия Соловецкого восстания 1668-1676 гг. Автор проанализировал результаты такого сложного религиозного и общественного явления как осада и взятия царскими регулярными войсками одной из старейших и авторитетнейших монастырей.

Монахи, ставшие воинами

  • Соловецкое восстание (1668–1676) — Библиотека — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия"
  • Соловецкое восстание 1668—1676 гг.
  • Подавление соловецкого восстания
  • Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории

Подавление соловецкого восстания

Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Через этот потайной ход стрельцы в результате предательства сумели проникнуть в монастырь и перебить участников Соловецкого восстания, не пожелавших сдаваться. Восстание Соловецкого монастыря (Соловецкое восстание по-русски) было восстанием старообрядческих монахов, известных как Раскол, северного Соловецкого монастыря против политики царя Алексея I. Тегигде произошло соловецкое восстание, итоги соловецкое восстание, соловецкое восстание книга, соловецкое восстание последствия, знаменитые узники соловков. Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676гг. и было религиозным вооруженным восстанием монахов Соловецкого монастыря и примкнувшим к ним мирян против церковных реформ патриарха Никона. В данной статье рассматриваются последствия Соловецкого восстания 1668-1676 гг. Автор проанализировал результаты такого сложного религиозного и общественного явления как осада и взятия царскими регулярными войсками одной из старейших и авторитетнейших монастырей.

Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории

Итоги восстания Итоги восстания были неутешительными для монахов Соловецкого монастыря. Солове́цкое восста́ние, или Соловецкое сиде́ние — вооружённое сопротивление насельников Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам. Итог. Подавление восстания, захват Соловецкого монастыря правительственными войсками. Соловецкое восстание – одно из ключевых событий российской истории XVII в., чрезвычайно остро поставившее проблему взаимоотношений Церкви и государства, традиций и новаций в духовной жизни общества. Соловецкое восстания: итоги Середина 17 столетия была знаковой для Соловецкого монастыря. Соловецкое восстание итоги кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.

Соловецкое восстание (1668–1676).

Сделано это было не сгоряча: сначала книги прочитали, затем монахи собрали совет старцев, которые посовещались и решили: сатанинские книги запереть в казенной палате, а службу проводить как раньше — блюсти старую веру. А чтобы чего не вышло — написать царю челобитную, в которой разъяснить свою позицию. Кроме этого, монахи отказались принимать нового настоятеля архимандрита Иосифа, выгнали его взашей и выбрали Никанора, монаха, который ходил с челобитными в Москву Рукописная повесть «О соловецком восстании» XVII век. Составителем челобитных их было пять стал монах Геронтий, который пребывал на Соловках уже 17 лет. Челобитные он писал в течение 1666 — 1667 годов, и видимо, так усердно защищал старую веру, что последний документ историки называют не прошением, а настоящим манифестом староверов и богословским трактатом, обосновывающем отказ принятия никонианства. Манифест этот вызвал у царя Алексея Михайловича гнев. Именно в 1667 году в Москве прошел собор, утвердивший обряды по новым канонам и заклеймивший всех «двоеперстников» и старообрядцев «еретиками». Царя охватила идея «Москва — Третий Рим», которая возникла после падения Константинополя, и перспектива занять константинопольский престол.

Он воспринял сопротивление монахов-соловлян как бунт и оправил в обитель войска. Волохов был вынужден начать осаду. К конце XVII века монастырь был крепостью с фортификационными укреплениями, пушками, 425 насельников монастыря знали военное дело, были готовы отразить атаку, имели обширный арсенал. В монастыре был запас провизии, монахи были привычны к тяготам жизни и ограничениям в еде.

Его религиозно-воспитательное действие поддерживается в массе другими вспомогательными средствами: школой, живой проповедью, популярной церковной литературой». Неверное сопоставление! Новообрядческий историк А. Из пятисот человек монастырской братии лишь четырнадцать остались в живых — все остальные погибли лютой смертью. А через неделю неожиданно умер царь Алексей Михайлович Романов. Местом своего подвижничества Никита избрал Троицкий скит на Анзерском острове, основанный старцем Елеазаром t 1656.

Скит этот был славен строгим уставом и суровым житием пустынников. На Анзере московский священник принял постриг и был наречен Никоном. Токомо у насЪ: Рекомендуем к просмотру качественный фильм-рассказ от умельцев из Рогожской воскресной школы. Никон старался во всем подражать подвижнику. В июне 1638 года Елеазар и Никон отправились в Москву собирать деньги на строительство каменной скитской церкви. Но собранных денег было явно недостаточно для начала строительства. Поэтому Елеазар не спешил начинать работы, и деньги лежали без движения. Это злило Никона, заподозрившего своего наставника в сребролюбии. Подозрения переросли в открытую ссору, кончившуюся тем, что в 1639 году Никон бежал на рыбачьей лодке с Анзера на «большую землю», унося в сердце неизбывную ненависть к Соловкам. Миниатюра XIX века.

Прошли годы, инок Никон стал архимандритом столичного Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых, и «собинным» другом царя Алексея Михайловича. Чувствуя приближение смерти, он просил призвать на свое погребение не нового митрополита, а какого-нибудь другого архиерея, «ибо Никон — враг Божий». Патриарх Никон с клиром. Парсуна 1662 года К Соловецкому монастырю, входившему в Новгородскую епархию, митрополит Никон испытывал стойкую неприязнь, старался всячески ущемить в правах и унизить прославленную обитель, издавна пользовавшуюся самоуправлением и обширными льготами. Соловецкая братия с огромным риском и трудностями разыскала тело мученика и похоронила в обители, настоятелем которой Филипп был в 1548—1566 годах. И вот Никон забирает святыню в столицу! Но митрополит увозил с Соловков не только святыню. На Соловках, в монастырской тюрьме, томился уроженец Салоник, инок Арсений Грек.

Новая кампания началась весной 1673 года. Иевлев потребовал от иноков выполнять требования Собора, но соловецкое монашество не отступило. Тогда Иевлев приказал возводить вокруг монастыря укрепления, пытаясь максимально усложнить связь иноков с берегом. Но из-за многочисленных жалоб сумских старцев его вызвали в Москву. Второй этап восстания В 1673 году правительство получило сведения, что в монастыре скрываются остатки отрядов Степана Разина. Это развязало ему руки, чтобы покончить с бунтарством. На Соловки был отправлен Иван Мещеринов. Он получил разрешение проводить пушечный обстрел стен крепости. Тем не менее, царь обещал амнистию всем, кто раскается добровольно. Среди иноков произошел раскол. Одни твердо держались за свои убеждения, другие решили сдаться. В конце концов, желающих примириться с царем заточили в монастырскую тюрьму. Соловецкое восстание продолжалось. К стенам монастыря подошел отряд стрельцов. Мятежники начали ответный обстрел. При этом игумен Никандр ходил возле пушек и кропил их святой водой. В октябре 1674 года Мещеринов, вопреки приказу царя, отошел в Сумской острог. Стоит отметить, что до этого времени в монастыре все еще проводились молебны за царя. Но после описанных выше событий небольшая группа во главе с Никанором требовала прекратить молиться за Алексея Михайловича. По сути, на этом этапе от Соловецкого монастыря осталось только название. Здесь уже не исповедовались и не причащались, а священники были объявлены еретиками. Идеи защиты «старой веры» сменились призывами бороться с царской властью. Основной причиной стал приход в монастырь повстанцев. Впрочем, это же стало началом падения монастыря на Соловках. Во второй раз Мещеринов прибыл под стены Соловецкого монастыря в мае 1675 года. К его отряду присоединилось еще 800 стрелков. Теперь он был твердо намерен побороть восстание, даже если придется зимовать возле крепости. Однако долгие пять месяцев осады не принесли результата. Мещеринов потерял 32 воина, еще 80 были ранены. Тогда начальник войска решился на новый план. По его приказу начали рыть подкопы под тремя башнями: Белой, Никольской и Квасоваренной. Но это ни к чему не привело. В ответ Никанор приказал усилить обстрел противников. Возможно, восстание длилось бы еще очень долго, если бы не предательство монаха Феоктиста. Он показал воеводе слабое место в твердыне: окно, заложенное камнями. В ночь на 22 января монастырь был взят. Изменник подвел стрельцов к окну, они разобрали камни и проникли в монастырь. Осажденные уже легли спать, и воины беспрепятственно открыли ворота отряду Мещеринова. Иноки спохватились слишком поздно. Многие защитники погибли в неравном бою. За последний год осады в старообрядческой обители находилось не менее 500 человек. В живых Мещеринов оставил только 60. Предводители восстания Никанор и Самко были казнены. Эта же участь ждала и многих других ярых бунтарей.

Военная мощь Соловецкого монастыря подкреплялась и экономической. В собственности монахов были крупные земельные наделы на материке, рыбный и соляной промыслы, жемчужное и железоделательное производство, разработки слюды и прочие ремесла. Кроме того, братия занималась иконописанием и книгопечатанием. Влияние монастыря широко распространялось по берегам Белого моря. Соответственно, он обладал припасами лет на 10 на случай неожиданного нападения шведов, и его еще и активно снабжали едой поморы. Соловецкий монастырь В 1651 году соловецкий игумен Илья получил чин архимандрита, что означало присвоение монастырю высокого ранга. Однако в это же время по приказу царя Алексея Михайловича право суда на Соловках получил новгородский митрополит по имени Никон. Он принимал активное участие в событиях Хлебного бунта в Пскове и Новгороде, о чем шла речь во второй части «бунташного цикла». Отношения между митрополитом и монашеской братией не заладились сразу же. После того, как Никон получил право суда над Соловецким монастырем, он стал неоднократно залезать в монастырскую казну и библиотеку. Монахи в ответ писали жалобы на митрополита царю, указывая на книги и ценности, которые он изымал. Однако найти управу на человека, в прошлом ездившего к царю каждую пятницу для бесед и советов по разным делам, было сложно. Особенно если его откровенно продвигали на патриарший престол. В 1652 году Никон стал патриархом Московским и Всероссийским. И он сразу же взялся за свою церковную реформу, спровоцировавшую раскол Русской православной церкви. За реформой Никона стояло желание привести православные обряды и книги в соответствии с существующими греческими. А главной его инициативой можно назвать замену двуперстного крестного знамения трехперстным. Это распоряжение патриарх разослал по всем церквям московским перед Великим постом 1653 года. Но на этом Никон не остановился. Собор 1654 года начал унификацию московских церковных книг по греческим, которые были напечатаны на Западе в XVI веке. А поместный московский собор 1656 года объявил всех, кто крестился двумя перстами — еретиками, и предал их анафеме. Патриарх действовал вполне в духе Петра I, то есть дерзко, резко, поспешно и не считаясь с иными мнениями, доходя в желании протолкнуть свою волю до избиения несогласных. Все это в сочетании с укорененным мнением в обществе, что русское благочестие стоит выше греческого, которое появилось после Флорентийской унии греков с католиками и падения Константинополя, вызвало недовольство как значительной части духовенства, так и мирян. Что, в свою очередь, и породило церковный раскол, в ходе которого общество разделилось на сторонников Никона «никониан» и приверженцев старой веры — старообрядцев, одним из лидеров которых стал протопоп Аввакум. Патриарх Московский и всея Руси Никон Однако реформа Никона продолжалась, пока ее поддерживала государственная власть. Но затем амбициозный патриарх посягнул на «святое»: придумал концепцию, согласно которой «священство выше царства», то есть духовная власть стоит выше светской. Этого даже Тишайший царь который был тихим в основном тогда, когда ему самому это было выгодно не стерпел. И Большой Московский собор, который проводился в 1666-1667 годах, предав анафеме всех противников церковной реформы, одновременно изверг из патриаршества и священства ее главного инициатора — Никона. Он потерял власть и стал простым монахом. Дальнейшая судьба некогда второго человека в Русском царстве была незавидна — ссылка в Ферапонтов Белозерский монастырь и Кирилло-Белозерский монастырь, а затем смерть на пути в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который Никон сам же и основал в прошлом. Но от зарвавшегося патриарха вернемся к нашим монахам. Как вы понимаете, братия Соловецкого монастыря согласиться с реформой своего давнего недоброжелателя никак не могла. Народ на севере проживал суровый и своевольный, и указаний сверху особо не терпел, в особенности от таких, как Никон. Поэтому в 1657 году монастырь отказался принять новопечатные богослужебные книги. Соборный приговор соловецких монахов о неприятии новопечатных книг Между Алексеем Михайловичем и монашеской братией начался интенсивный обмен грамотами, завершившийся ответом последней, достойным современных комментариев: «Не вели, государь, больше к нам учителей присылать напрасно, не будем мы прежней своей православной веры переменять. А вели, государь, на нас свой меч прислать царский и от сего мятежного жития переселить нас в безмятежное и вечное житие! То есть это был не просто отказ, но отказ в грубой форме, да еще и в провокативной форме.

Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.

Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории Соловецкое восстание Соловецкий монастырь (дореволюционное фото) Дата 1668—1676 Место Соловецкие острова Причина Раскол: отказ принять "новоисправленные богослужебные книги" Итог Подавление восстания Противники иноки.
Вы точно человек? Соловецкое восстания: итоги Середина 17 столетия была знаковой для Соловецкого монастыря.
«Соловецкое сидение. Соловецкое восстание: краткая история 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет.
Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги: bolivar_s — LiveJournal Соловецкое восстание: предпосылки, ход восстания, итоги и последствия.

Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги

Активные действия против крепости начались в 1672 г. Крепость была взята в результате измены в 1676 г. Описание В 1650-х гг. Движение старообрядцев положило начало церковному расколу в Русской православной церкви.

Уже в 1657 г. В 1666 г. Однако монахи собрали «черный собор», на котором избрали настоятелем бывшего соловецкого насельника, архимандрита Саввино-Сторожевского монастыря Никанора.

В челобитной они заявили о своем несогласии с богослужебной реформой, обвинив царя и церковные власти в ереси. Волоховым, однако соловецкие монахи и стрельцы отказались сдаться.

Именно в 1667 году в Москве прошел собор, утвердивший обряды по новым канонам и заклеймивший всех «двоеперстников» и старообрядцев «еретиками». Царя охватила идея «Москва — Третий Рим», которая возникла после падения Константинополя, и перспектива занять константинопольский престол.

Он воспринял сопротивление монахов-соловлян как бунт и оправил в обитель войска. Волохов был вынужден начать осаду. К конце XVII века монастырь был крепостью с фортификационными укреплениями, пушками, 425 насельников монастыря знали военное дело, были готовы отразить атаку, имели обширный арсенал. В монастыре был запас провизии, монахи были привычны к тяготам жизни и ограничениям в еде.

Все это делало задачу взятия монастыря почти невыполнимой. Долгое время царь надеялся решить дело миром, и осада шла с перерывами, стрельцы уходили зимовать в Сумский острог, а весной снова появлялись на островах, отрезая монахов от моря и суши. Так продолжалось четыре года, пока осаду не возглавил воевода Иван Алексеевич Мещеринов. Впрочем, поначалу Мещеринов клялся: если кто решит сдаться — того ждет полное прощение.

В 1675 году год количество осаждавших монастырь стрельцов достигло полутора тысяч человек, боевые действия активизировались. За лето стрельцы потеряли 35 убитыми и 80 — ранеными, озлобились.

Геронтей, о стрелбе запрещал и в монастыре запираться не велел, и его... Слова Геронтия о том, что он «не велел» не только стрелять, но и «в монастыре запираться», подтвердил «трудник» Василий Карпов сын Кириловщина. Эта позиция «непротивления», занятая в самом начале восстания группой сторонников Геронтия ее состав и количество неизвестны , отчетливо предстает и в той части показаний Геронтия, которая относится уже к 1674 г. Геронтий признал себя виновным «а перед великим государем он во всем виноват» , однако заявил, что в немолении не участвовал «и будучи в Соловецком монастыре, за него, великого государя, Бога молил, и ныне молит, и впредь молить должен» ; заявил о своей преданности Церкви «и соборной и апостольской Церкви по соборному и святых отец преданию последует». Однако он не отказался от прежних убеждений: «А новоисправленых печатных книг, без свидетелства с древними харатейными книгами, слушать ему и треми персты крест на себе воображати сумнительно, и боится Страшнаго суда Божия, и хочет он о тех новоисправленых книгах и о кресте достоверное уверение и свидетелство с древними харатейными книгами восприяти от преосвященнаго Иоакима, митрополита Новгородскаго и Великолуцкаго»; митрополит якобы призывал к себе Геронтия, но его не отпустили из монастыря[24]. Геронтий, как и прежде, надеялся на мирное разрешение конфликта путем прений и переговоров, отказывался от сопротивления и призывал к тому других.

Так же думали и многие другие священники монастыря. Рознь между двумя сторонами, отсутствие единства среди остававшихся в монастыре насельников, т. Так, в царском указе И. Волохову 1 сентяря 1668 г. Предписывалось по возможности переправиться непосредственно к монастырю с Заяцкого острова, а также подробно узнавать у пришедших, задавать вопросы, «кто имяны в том монастыре ныне пущие непослушники и их советники, и которые в совете с ними быть не хотят, и по сколку их человек на обе стороны, и в чом меж ими рознь, и есть ли у них хлебные и иные какие съестные запасы, и сколко и на сколко им того будет, и от чего им чаять скудость и вскоре ль? В декабре 1668 г. Они оказались в Сумском остроге[26]. Новые документы дают еще больше свидетельств о существовании в монастыре значительного числа лиц, преимущественно рядовых монахов и священников, которые были против восстания и вооруженной борьбы О.

Чумичева называет эту группу «умеренной», в отличие от «радикальной». Среди ссыльных также были противники восстания. По утверждению высланных, до трети монастырской братии и мирян не хотели воевать с царем и не одобряли расправу с книгами в монастыре было уничтожено большое количество новопечатных книг, среди них могли оказаться и древние рукописи; уставщики Геронтий и архимандрит Никанор были против этой акции. Геронтий, согласно новым сведениям, находился в монастырской тюрьме уже с сентября 1668 г. Следовательно, глубокие разногласия имели место с самого начала восстания. Приводится новая, более ранняя дата введения «немоления» за царя и патриарха — весна—лето 1669 г. Келарь Азарий, казначей Симон и др. Были проведены и другие преобразования.

Однако в начале сентября 1669 г. Им удалось освободиться, завязался бой между «умеренной» и «радикальной» группами, в котором последняя потерпела поражение. На свободу был выпущен Геронтий. Новые, «умеренные», лидеры в 1670 г. Однако в августе-сентябре 1671 г. Так, городничий старец Яков Соловаров вскоре организовал заговор с целью открыть ворота войскам и тем самым прекратить сопротивление и восстание в целом[27]. Новые документы подтвердили правильность сообщений митрополита Игнатия и других источников о роли пришлых людей, об участии в восстании разинцев, занимавшихся военной стороной обороны. Сведения об этом имелись и ранее, в частности в «роспросных речах» старца Пахомия июнь 1674 г.

А в монастырь... Это важное свидетельство о том, что даже религиозная позиция находившихся в монастыре а не только по отношению к вооруженной борьбе не всегда была выражением внутреннего настроя монастыря, но формировалась под влиянием пришлых людей, т. Прямо не говорится о том, что пришли именно «разинцы», сказано лишь, что «капитоны» пришли «в разиновщину» 1670—1671. По данным О. Чумичевой, «неоднократно в источниках упоминается и то, что среди участников восстания в Соловецком монастыре были разинцы... Однако, несмотря на активную роль пришлых людей, нельзя утверждать, что именно они возглавили руководство восстанием»[29]. В «роспросных речах» старца Пахомия названы и те, на кого в основном опирались руководители восстания: «Да у них же... К сообщению о пребывании в монастыре донских казаков можно добавить, что и сам С.

Разин ходил туда на богомолье в 1652 и в 1661 гг. Старец Пахомий сообщил также, что в монастыре находится около 300 человек братии и больше 400 бельцов[30]. Эти же цифры назвал другой «выходец» из монастыря — старец Александр, подтвердивший и информацию о социальном составе бельцов. Он сообщил о наличии в Соловецком монастыре «белцов разных чинов людей, московских беглых стрелцов, и донских казаков, и беглых боярских людей»[31]. Однако в уже цитированных «роспросных речах» сентября 1674 г. Игнатий, митрополит Сибирский и Тобольский, прямо говорит о том, что в монастырь из Астрахани пришли «спомощники» Разина, «тогда убо уже и братству, иноком и бельцем, волю свою отъяша, и поставиша себе началником Фадейка Кожевника и Ивашка Сарафанова, и начаша быти во всем противны не токмо святой Церкви хулами, но и благочестиваго царя не восхотеша себе в государя имети». Казаки призывали монахов: «Постойте, братие, за истинную веру»[33].

Волохов потребовал от мятежников покориться царю. Часть монахов покорилась, остальные решительно стояли на своем. Взять монастырь силой не удалось — старообрядцы пустили в ход пушки. Стряпчему ничего не оставалось, кроме как начать осаду. На зиму он поселился в Сумском остроге, и у него начались конфликты с архимандритом Иосифом. Противники никак не могли найти общий язык, и все время писали друг на друга доносы. В итоге Волохов избил священнослужителя, после чего они оба были вызваны на суд в Москву. В августе 1672 года на Соловки прибыл Климент Иевлев. Он решил действовать более радикально, и сжег имущество монастыря, находившееся за пределами крепостных стен. Но, как и его предшественник, с наступлением холодов он отступил в Сумской острог. Новая кампания началась весной 1673 года. Иевлев потребовал от иноков выполнять требования Собора, но соловецкое монашество не отступило. Тогда Иевлев приказал возводить вокруг монастыря укрепления, пытаясь максимально усложнить связь иноков с берегом. Но из-за многочисленных жалоб сумских старцев его вызвали в Москву. Второй этап восстания В 1673 году правительство получило сведения, что в монастыре скрываются остатки отрядов Степана Разина. Это развязало ему руки, чтобы покончить с бунтарством. На Соловки был отправлен Иван Мещеринов. Он получил разрешение проводить пушечный обстрел стен крепости. Тем не менее, царь обещал амнистию всем, кто раскается добровольно. Среди иноков произошел раскол. Одни твердо держались за свои убеждения, другие решили сдаться. В конце концов, желающих примириться с царем заточили в монастырскую тюрьму. Соловецкое восстание продолжалось. К стенам монастыря подошел отряд стрельцов. Мятежники начали ответный обстрел. При этом игумен Никандр ходил возле пушек и кропил их святой водой. В октябре 1674 года Мещеринов, вопреки приказу царя, отошел в Сумской острог. Стоит отметить, что до этого времени в монастыре все еще проводились молебны за царя. Но после описанных выше событий небольшая группа во главе с Никанором требовала прекратить молиться за Алексея Михайловича. По сути, на этом этапе от Соловецкого монастыря осталось только название. Здесь уже не исповедовались и не причащались, а священники были объявлены еретиками. Идеи защиты «старой веры» сменились призывами бороться с царской властью. Основной причиной стал приход в монастырь повстанцев. Впрочем, это же стало началом падения монастыря на Соловках. Во второй раз Мещеринов прибыл под стены Соловецкого монастыря в мае 1675 года. К его отряду присоединилось еще 800 стрелков. Теперь он был твердо намерен побороть восстание, даже если придется зимовать возле крепости. Однако долгие пять месяцев осады не принесли результата. Мещеринов потерял 32 воина, еще 80 были ранены. Тогда начальник войска решился на новый план. По его приказу начали рыть подкопы под тремя башнями: Белой, Никольской и Квасоваренной. Но это ни к чему не привело. В ответ Никанор приказал усилить обстрел противников. Возможно, восстание длилось бы еще очень долго, если бы не предательство монаха Феоктиста.

Соловецкое восстание

Это стало главной причиной Соловецкого восстания. Отказ от проведения реформы в Соловецком монастыре. Царь терпел самоуправство непокорных монахов десять лет, после чего назначил настоятелем Соловецкого монастыря отца Иосифа, сторонника реформ. Однако, когда отец Иосиф прибыл на место, монахи отказались признать его настоятелем, после чего вообще изгнали его. Это открытое проявление непокорности и было воспринято властями, как бунт. Начало Соловецкому восстанию было положено.

Участники Соловецкого восстания Через этот потайной ход стрельцы в результате предательства сумели проникнуть в монастырь и перебить участников Соловецкого восстания, не пожелавших сдаваться В 17 веке Соловецкий монастырь был важной крепостью на северо-западной границе, ведь тогда Россия активно воевала со Швецией.

Руководитель Соловецкого Восстания 1668-1676. Восстание Соловецкого монастыря Милорадович. Церковный раскол Соловецкое восстание.

Соловецкий монастырь 17 век Соловецкое восстание. Осада Соловецкого монастыря 1668-1676. Филипповская пустынь Соловки. Соловецкий монастырь 17 век.

Соловецкий монастырь старообрядцы. Соловки 17 век. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Осада Троице-Сергиева монастыря 1608-1610 гг.

Милорадович оборона Троице-Сергиевой Лавры. Осада Соловецкого монастыря в 1666 году. Восстание в Соловецком монастыре в 17 веке. Восстание в Соловецком монастыре 1668-1676 гг..

Восстание Соловецких монахов. Осада Соловецкого монастыря 1854. Осада Соловецкого монастыря участники.

Автор монографии - Чумичева Ольга4. Почему войска долго не штурмовали Соловки? Не вынеся неправды, злости и зависти круживших около государственной кормушки, сам вытесненный от всех государственных и хозяйственных дел, царевич Михаил тайно, в метельную ночь бежал из столицы, от греха подальше... Вначале, чтоб сбить погоню со следа, путь побега царевича Михаила шел в направлении к восставшим соловецким монахам, активно не принимавших церковной перестройки, но потом направление побега было изменено. Возможно именно поэтому летом 1673 года стрельцы отказываются атаковать Соловецкий монастырь, а воевода Иевлев запросил у государя отстранения его от командования. Назначенные же к новому воеводе Мещеринову опытные русские военноначальники под разными предлогами отказываются от службы и власть посылает вместо них иностранных наемников... А известный в те времена дьякон Игнатий Соловецкий утверждает, что рать, осаждавшая обитель, состояла из "немцев и поляков, истинных латынцев".

Хорошо, что здесь нет позора русского воина... Тайный Государь и Великий раскол. Недоказанная гипотеза или отвергнутая правда. Источник публикации не известен. Исторические песни XVII века. Полное издание в одном томе. Басова Е. Изд-во: Альфа-книга. Поделиться в социальных сетях Стрельцы сожгли и разграбили монастырь, а ослушников повесили за ребра, многих сожгли заживо в соляных варницах или заморозили в полыньях. Божьи дома и люди на Соловках: Монастыри, лавры, обители, общежитии, пустыни, скиты.

Монахи, иноки, келейники, отшельники, послушники, постриженики, скитники, старецы, схимники, мнихи, чернецы. Храмы, молельни, моленные, богомольни, мольбища, святилища, церкви, соборы, часовни. Некоторые факты о противостоянии соловецких и царских войск: к бою готовились обе стороны Реформа армии началась до восстания: "Практически все иностранные воинские звания, чье введение приписывается Петру I, существовали уже при Алексее Михайловиче: полковники, майоры и ротмистры, поручики и прапорщики, сержанты и капралы, квартирмейстеры и каптенармусы. В 1674 г. Монахи были хорошо вооружены - им оставили оружие. После нападения на монастырь шведов 1571 , был поставлен острог с пушками и началось возведение каменной стены. Соловецкий монастырь сделался важным стратегическим пунктом северного Поморья. В 1637 году Соловецкий воевода сдал Соловецкому настоятелю крепостные ключи и воинские запасы.

Сначала Волохов отправил гонца к монахам, но переговоры не увенчались успехом. Когда он попытался силой проникнуть в монастырь, его встретили артиллерийским огнем.

В первые годы осада была неполной, поскольку власти надеялись на мирное разрешение конфликта. В летние месяцы монастырь осадил небольшой отряд царских войск. Их главной задачей было прервать сообщение монастыря с материком. Зимой участники блокады, в основном лучники, возвращались домой или служили в Сумском остроге на территории современной Карелии. Прошло четыре года с начала осады, и в 1672 году место стряпчего Игнатия Волохова занял воевода Иевлев. Количество подчиненных ему войск превысило 700 человек. Они продолжали осаду до лета 1673 г. В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога Иван Мещеринов.

340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь

Участники Соловецкого восстания Через этот потайной ход стрельцы в результате предательства сумели проникнуть в монастырь и перебить участников Соловецкого восстания, не пожелавших сдаваться В 17 веке Соловецкий монастырь был важной крепостью на северо-западной границе, ведь тогда Россия активно воевала со Швецией. Соответственно, он был укомплектован не простыми монахами — все они умели сражаться. Общее число защитников достигало семи сотен, на случай блокады было запасено огромное количество провианта, а толстые каменные стены было невозможно пробить из пушек. С противоположной стороны участниками Соловецкого восстания были стрельцы, присланные на его подавление. Поначалу их было немного, менее двухсот, но по мере того, как осада не приносила результатов, а время шло, их число росло и росло, пока не дошло до 1,5-2 тысяч точные оценки тут разнятся. При этом первые годы стрельцам было запрещено обстреливать монастырь, поэтому они ограничивались лишь осадой, и то лишь в летнее время, так как зимой их распускали по домам из-за сурового климата побережья Белого моря. За это время участники Соловецкого восстания пополняли запасы с помощью местных жителей, поморов, которые им сочувствовали. Суть и ход событий Соловецкого восстания Соловецкий монастырь, вокруг которого и разворачивались описываемые события После изгнания настоятеля отца Иосифа и начала осады активных действий не предпринималось на протяжении многих лет. Стрельцы сидели в осаде, на лето занимая Соловецкие острова и пытаясь разорвать связь осаждённых с материком, но на зиму их распускали по домам из-за зверских холодов.

Приближаться к стенам монастыря стрельцы не решались — когда они попытались это сделать, монахи встретили их артиллерийским обстрелом. События Соловецкого восстания тянулись медленно и вяло, но во второй половине 1675 года они стали набирать обороты. Стрельцы, получив подкрепление, перешли к более активным действиям, они окружили монастырь земляными укреплениями и начали рыть подкопы, неся при этом довольно тяжёлые потери из-за обстрела со стен. По сути, Соловецкое восстание могло бы продолжаться так ещё очень долго, если бы не монах-перебежчик Феоктист, который предложил царскому воеводе показать ему тайный ход внутрь монастыря, тщательно замаскированный. В результате стрельцам, ведомым предателем, удалось тихо проникнуть внутрь и без потерь захватить монастырь. На этом события Соловецкого восстания закончились, мятежная обитель перешла под царский контроль. Предыстория и начало бунта Соловецкий монастырь был основан в XV веке и представлял собой важный экономический центр на островах посреди Белого моря. Он имел также и оборонительное значение на случай войны со Швецией.

Патриарх Никон. Причиной восстания стала церковная реформа патриарха Никона и отправка в монастырь новых богослужебных книг. Монастырские старцы запечатали эти книги в казенной палате и продолжали вести службу по старым книгам. В 1666-1667 годах они отправляли царю Алексею Михайловичу челобитные, в которых настаивали на своем, на необходимости вести богослужение по старым книгам. В 1667 году Большой Московский собор предал анафеме приверженцев старого обряда. В июле 1667 года в монастырь был отправлен настоятель Иосиф, но братия изгнала его. В Москве это было воспринято как бунт. Время стояло неспокойное, в январе 1667 года завершилась длительная война с Речью Посполитой и на несколько последующих лет для царя Алексея Михайловича основной задачей стало подавление восстаний на севере и юге страны.

Датой начала восстания в Соловецком монастыре считается 22 июня 1668 года. Этот день на острове высадилось войско из стрельцов под командованием стряпчего Игнатия Волохова. Оно было отправлено из Москвы 3 мая того же года. Соловецкое восстание. Ход восстания Так прошло четыре года и в 1672 году на место стряпчего Игнатия Волохова прибыл более высокий чин из служилых людей — воевода Иевлев. Численность подчиненных ему войск превысила 700 человек. Они продолжали осаду до лета 1673 года включительно. В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога — Иван Мещеринов.

Он перешел к активным действиям, то есть вместо обычной осады приступил к обстрелу стен из пушек. Первые пять лет осады власти считали необходимым мирно решить вопрос с неповиновением братии монастыря, поэтому артиллерию не применяли. Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а к маю 1675 года количество стрельцов выросло почти в два раза, оно превысило 1000 человек.

В 1657 году верховная власть духовенства разослала религиозные книги, по которым требовалось теперь вести службы по-новому. Это распоряжение Соловецкие старцы встретили однозначным отказом. После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего. Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество. Но монахи не сдались военным. На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений.

Архимандрит Никанор стал предводителем восставших. Количество осажденных в 1674 году составляло более четырехсот монахов и мирян. Кроме того, повстанцев поддержали жители Поморья, которые доставляли в монастырь припасы. Сначала Волохов отправил гонца к монахам, но переговоры не увенчались успехом. Когда он попытался силой проникнуть в монастырь, его встретили артиллерийским огнем. В первые годы осада была неполной, поскольку власти надеялись на мирное разрешение конфликта. В летние месяцы монастырь осадил небольшой отряд царских войск. Их главной задачей было прервать сообщение монастыря с материком. Зимой участники блокады, в основном лучники, возвращались домой или служили в Сумском остроге на территории современной Карелии. Прошло четыре года с начала осады, и в 1672 году место стряпчего Игнатия Волохова занял воевода Иевлев.

Это открытое проявление непокорности и было воспринято властями, как бунт. Начало Соловецкому восстанию было положено. Участники Соловецкого восстания Через этот потайной ход стрельцы в результате предательства сумели проникнуть в монастырь и перебить участников Соловецкого восстания, не пожелавших сдаваться В 17 веке Соловецкий монастырь был важной крепостью на северо-западной границе, ведь тогда Россия активно воевала со Швецией. Соответственно, он был укомплектован не простыми монахами — все они умели сражаться. Общее число защитников достигало семи сотен, на случай блокады было запасено огромное количество провианта, а толстые каменные стены было невозможно пробить из пушек. С противоположной стороны участниками Соловецкого восстания были стрельцы, присланные на его подавление. Поначалу их было немного, менее двухсот, но по мере того, как осада не приносила результатов, а время шло, их число росло и росло, пока не дошло до 1,5-2 тысяч точные оценки тут разнятся.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий