Новости восстание в твери против щелкана

Бунт Твери против Орды. Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига.

Восстание в Твери

Однако Щелкан не воздал послам "старой, богатой Твери" должного почёта, "зачванился он, загорденился, и оне (т. е. те же Борисовичи. Почему Иван Калита участвовал в подавлении восстания в Твери, Последствия восстания в Твери в 1327 г. В г. в Твери вспыхнуло антиордынское восстание. На тот момент тверской князь Александр Михайлович был великим князем Владимирским и мог надеяться на поддержку других русских князей в борьбе против Орды. Читайте в нашей статье на почему произошло антиордынское восстание против Чолхана в Твери, кто был зачинщиком мятежа, итоги бунт. В августе 1327 года в Твери началось восстание, направленное против власти Золотой Орды.

Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.)

Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть. Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени. И было так, что в пятнадцатый день августа, рано утром, когда торг собирается, некто дьякон тверитин, по прозвищу Дудко, повел кобылу молодую и очень тучную поить на Волге водой. Татары же, увидев, отняли ее.

Дьякон же пожалел и начал громко кричать: «О, мужи тверские! Не выдайте! Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285—1375 гг.

XIV в. Повесть помещена здесь под 6834 1326 г. Первая часть Повести повествует о «диавольских» советах «безбожных татар» и «беззаконного Шевкала» татарскому царю хану Узбеку «разорить христианство» и погубить великого князя Александра Михайловича Владимирского и Тверского. Послушавшись этого злого совета, царь отправляет Шевкала в Тверь, где татарский наместник прогоняет «князя великого со двора его», сам поселяется на великокняжеском дворе и воздвигает «гонение велико на христианы насилством, и граблением, и битием, и поруганием». Александр, «видя озлобление людий своих и не могы их оборонити», призывает тверичей терпеть.

Этикетный, традиционный характер этих речей свидетельствует о том, что первая часть Повести не была непосредственной записью событий, а имела вторичное, литературное происхождение. Иной характер носит вторая часть Повести. Это вполне конкретный рассказ о событиях, приведших к восстанию 15 августа, — о лошади диакона Дудко, захваченной татарами, о драке между тверичами и татарами, об избиении всех татар спаслись только татарские пастухи, находившиеся за городом — они-то и принесли в Орду весть о восстании. Эта часть рассказа имеет все признаки современной записи. Повести о Шевкале.

Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабеж, избиение и поругание.

Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.

Причины антиордынского восстания в Твери Страница летописи, повествующая о восстании в Твери Ордынский произвол. Через год после того, как тверской князь Александр Михайлович получил в Золотой Орде ярлык на княжение, в Тверь с большой свитой прибыл Щелкан, двоюродный брат верховного хана Узбека. Он выгнал князя из дворца, а его люди занялись грабежами, мародёрством и насилием в городе. Летописи утверждают, что по Твери ходили слухи о том, будто Щелкан намеревается перебить всех князей и сам воцариться в городе, а жителей обратить в ислам.

Судя по всему, никакого реального основания у этих слухов не было, но их хватило, чтобы люди заволновались.

Тверской князь Александр бежал сперва в Великий Новгород, затем в Псков, а потом в Литву, так как Орда требовала его выдачи. Митрополит всея Руси Феогност даже отлучил Александра от церкви, и заодно под отлучение попал весь Псков, который рискнул ему помочь. Собственно, Александр и бежал в Литву, чтобы отвести угрозу от Пскова. Новгороду за помощь беглому князю тоже досталось, но новгородцы откупились от Орды, выплатив дань в размере 2000 гривен серебра и сопроводив её множеством других даров. Подавление антиордынского восстания в твери Московским князем Иваном Калитой стало ещё одной страницей летописи междоусобиц на Руси.

Спустя ещё четыре года внук Александра Невского добился ярлыка на Владимирское великое княжество и был объявлен великим князем Всея Руси. Кремль при Иване Калите, картина А. Васнецова Благодаря дипломатическим способностям князя Московского его земли не страдали от ордынских вторжений, а рачительность в финансовых делах укрепила казну княжества. Это качество и послужило прозвищу Ивана Даниловича: «Калита» означало кошель или сумку.

Во время правления Ивана Калиты Москва заметно выросла, Кремль обнесли частоколом из дуба, построили Успенский и Архангельский соборы.

Тверское восстание в 1327 году: причины и итоги

Результатом подавления восстания в Твери стало изменение расстановки сил в северо-восточных русских княжествах. Антиордынского Восстания в Твери в 1327 г. 1327 Восстание в Твери против золотоордынцев. 1340-х гг., о его успешн. Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.). Произошедшее в 1327 году антиордынское восстание в Твери стало первым масштабным выступлением русичей против ордынского владычества. В августе 1327 года в Твери началось восстание, направленное против власти Золотой Орды.

Причины антиордынского восстания в Твери

  • Антиордынское восстание в Твери – причины, итоги и политическое значение
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • ЛЕТОПИСЬ О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ
  • Восстание в Твери
  • Первое русское восстание против Орды

Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды

Реальная основа-восстание жителей Твери против ордынского наместника Шевкала 15 авг. 1327 (см. Восстание в Твери 1327). Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля. Восстание в Твери Причиной восстания жителей Твери против монголо-татарских захватчиков явились жестокие притеснения, которым подвергал горожан присланный в Тверь из Орды баскак Чол-хан (Шевкал, Щелкан). Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды.

Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды

Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига. Повести о Шевкале — летописная повесть и другие повествования о восстании в Твери против ханского наместника Шевкала (Щелкана, Чол-хана) в 1327 г. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285—1375 гг. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. В 1327 году в Твери вспыхнуло восстания из-за злоупотреблений ордынского сборщика податей, что вызвало очередной ордынский карательный поход. Таким образом, восстание против Чол-хана датируется днем его въезда в Тверь.

Почему Иван Калита подавил восстание в Твери

Смотреть что такое Тверское восстание в других словарях: Восстание в Твери 1327 года. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. В 1327 году в Твери вспыхнуло восстания из-за злоупотреблений ордынского сборщика податей, что вызвало очередной ордынский карательный поход. Смотреть что такое Тверское восстание в других словарях: Восстание в Твери 1327 года. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. Мятеж в Твери против Чолхана молниеносно набирал силу. В 1327 году в Твери стихийно вспыхнуло народное восстание против ордынцев. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля.

Визит в Тверь Чолхана

  • Форма поиска
  • "Повесть о Шевкале" | Пикабу
  • Восстание в Твери
  • Накануне тверских событий
  • Туралыкова рать: как Золотая Орда подавила восстание в Твери в 1327 году

Антиордынское восстание в твери

Тенденция к исламизации Руси Имя Федорчук однозначно указывает на происхождение от крещёных предков, а суффикс —чук — на славянское происхождение. Из этого следует, что он был русским, перешедшим в ислам. Здесь, вероятно, кроется указание на причину, почему миссия Чолхана в Твери вызвала такое противодействие местного населения. Вспомним главные события того времени в Золотой Орде. В 1313 году на ханский престол взошёл Узбек убив своих конкурентов, как это обычно делалось. Поддержку ему оказали мусульмане. Золотая Орда того времени была государством, где ещё боролись разные верования, и ни одно не было государственным. А некоторые члены ханских фамилий даже крестились. Узбек же в 1320 году заявил, что единственной религией в Орде может быть только ислам. Этот резкий поворот насторожил многих на Руси, где татарское господство терпели лишь потому, что татары были безразличны в вопросах веры. Вероятно, в это время возник нажим на русских купцов, прибывавших в большом количестве в Орду, с целью обратить их в ислам.

Вероятно также, что многие русские феодалы, с целью возвыситься на прямой службе у хана, стали переходить в ислам. Одним из этих отступников от православия и был Федорчук.

Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам ; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу.

Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4]. Федорчукова рать [ править править код ] Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством. Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича.

К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского.

Прежде чем начать мстить, выкопай две могилы. Пословица С легкой руки С. Карамзина в массовом сознании устоялось мнение, что московские князья обладали некими особыми политическими талантами в частности, пресловутым «даром исторического предвидения» , позволившими им стать вначале первыми среди равных, а затем добиться и абсолютной власти. Между тем беспристрастный анализ исторических событий говорит нам о том, что «ничто человеческое не было московским Рюриковичам чуждо» и ошибок в своей управленческой деятельности они совершали ничуть не меньше, чем их родственники из других княжеств. Так всего за два года своего великого княжения Юрий умудрился потерять благосклонность грозного Узбека, превратившись из великого князя в «политического беженца». Причина банальна — жадность1. Получив заветный ярлык, Юрий стал не только великим князем, но и главным ордынским фискалом Владимиро-Суздальской и Новгородской земель, в казну которого стекался ордынский выход, собранный в удельных княжествах. Эта «должность» позволяла великим князьям распределять налоговую нагрузку в зависимости от лояльности местных правителей и можно с уверенностью предположить, что Тверское княжество было обложено Юрием налогами «по полной программе». Летописи не позволяют нам достаточно достоверно восстановить картину дальнейших событий.

Известно только, что в 1321 году между Москвой и Тверью едва не началась новая война, и лишь посредничество церковных иерархов позволило избежать кровопролития. Вероятно, причиной конфликта мог послужить как размер дани, так и нежелание нового тверского князя Дмитрия передавать ее Юрию. Достигнутое соглашение, если исходить из его трактовки лояльными к московским Рюриковичам летописям, было бескровной победой великого князя — Дмитрий не только передал ему собранный в Твери выход, но и поклялся на кресте не добиваться великого княжения2. В то же время Тверская летопись по вполне понятным причинам не раскрывает содержание договора: «В ту же осень князь Юрий со всем низовским и суздальским войском собрался в Переяславле и хотел идти к Кашину. Михайловичи же, князь Дмитрий с братьями, с тверским и кашинским войском, вышли против него к Волге. И заключил между ними мир владыка Андрей, и разошлись. Получив деньги, Юрий не нашел ничего лучшего как отвезти их в Новгород, где княжил его брат Афанасий, чтобы пустить в торговый оборот и получить проценты. Князь Юрий, взяв у Михайловичей серебро по мирному договору, не пошел навстречу цареву послу, а вступил с серебром в Новгород Великий»4. Историки пытаются найти хоть сколько-нибудь логическое объяснение этому чрезвычайно рискованному поступку. Черепнин5, например, даже предположил, что это была попытка «освободиться от тягостной опеки Орды»6, но на наш взгляд все дело в обычной человеческой жадности.

Как видим, страсть к гешефту владела не только арабскими, еврейскими, ганзейскими, итальянскими, китайскими или новгородскими купцами — этой «тлетворной заразе» оказались подвержены и восхваляемые историками-евразийцами, якобы высоко духовные, православные русские князья. К несчастью для корыстолюбца и в те времена мир был не без «добрых людей», так что через некоторое время информация о «не совсем этичном» ведении московским князем «совместного бизнеса с монголами» была представлена Дмитрию. Тот, естественно, поспешил к Узбеку и теперь роли поменялись: настала очередь Юрия ехать в Орду на ханский суд. Однако в отличие от Михаила, не побоявшегося поехать к хану, чтобы избавить свое княжество от золотоордынского вторжения, московский князь проявил трусливое благоразумие, скрывшись в Новгороде. А заветный ярлык был возвращен в Тверь7. Три года опальный князь находился в Новгороде, продолжая править городом и именовать себя «великим князем». В 1322 году он безуспешно штурмует Выборг, в 1323 году заключает Ореховецкий мирный договор, на долгие годы определивший границы Руси со Швецией, в 1324 году совершает успешный поход на Устюг. То есть Юрий чувствует себя достаточно уверенно, а в 1325 году, вероятно надеясь на поддержку промосковских сил в ханской ставке, он даже рискнул отправиться в Орду, куда также был вызван и Дмитрий. Вина Юрия не вызывала сомнения в отличие от обвинений в адрес Михаила , но, судя по всему, расчеты Юрия были не беспочвенны — Узбек не торопился с вынесением приговора. Возможно, именно это и подтолкнуло Дмитрия форсировать события, хотя М.

Карамзин рисует перед читателями яркую картину эмоционального срыва тверского князя: «... Они увидели друг друга, и нежный сын, живо представив себе тень Михайлову, - затрепетав от ужаса и гнева, - вонзил меч в убийцу»8. И снова в ордынской ставке началась закулисная борьба. Друзья князя Московского без сомнения представляли ему, что убийство столь наглое, совершенное пред его глазами, требует наказания, или будет пятном на чести царской, знаком слабости и поводом к новым опасным своевольствам князей Российских; что хан, сверх того, должен вступиться за Георгия, как за своего зятя»9. Что же, отдадим дань литературному таланту и фантазии С. Да, да, именно фантазии — таких живописных подробностей нет ни в русских летописях, ни у В. Татищева в его «Истории российской». Что же касается версии М. Карамзина, то вызывает большие сомнения, что на решение Узбека могли повлиять родственные чувства. Ханы без колебаний убивали собственных братьев, а тут всего лишь вдовец сестры.

И вполне вероятно, что Юрия, как "ханского ослушника" казнили бы по приказу Узбека.

Процесс их перевода в вольные хлебопашцы был ужасной бюрократической процедурой, практически крайне трудно исполнимой. Но Унковский полностью отменил барщину и заменил её лёгким оброком. Крестьянское самоуправление он ввёл ещё раньше.

И таких примеров в Тверской губернии было немало. Тверская губерния не вся была крепостническая. Когда при Екатерине II многие монастыри были лишены землевладений, крестьяне, которые были прикреплены к той земле, стали государственными. В Тверской губернии их было довольно много.

И государственным крестьянам жилось лучше. Другой вопрос, что по новым правилам, крестьяне должны были выкупать землю, а её цена каждый год росла. Так и получилось, что к 1905 году много земли осталось так и не выкупленной, а долги у крестьянских общин перед государством оставались огромными. И требованием первой русской революции как раз-таки было освобождение от долгов.

И когда крестьяне получили эту свободу, многие поехали, в первую очередь, в Петербург. Тогда, например, предки президента Путина уехали из-под Тургиново Тверской губернии в Петербург, Михаил Калинин уехал из Верхней Троицы и поступил на завод, мои предки так же поступили и так далее. Очень интересная была активность. Тверское землячество самым первым из других губерний утвердилось в Петербурге.

Это была определённая структура, система взаимопомощи. Когда кто-то приезжал устраиваться на работу, тверское землячество им активно помогало. Потом некоторые тверские люди вышли на первый план в столицах. В какой-то момент при Александре II, когда проходили эти реформы, градоначальником в Петербурге был выходец из Кашинского купечества Погребов, в Москве — выходец из-под Талдома, тогда это была Тверская губерния, Алексеев.

Это показатель достаточно высокой активности выходцев из тверских крестьян. Они становились и колбасными королями в Москве, открывали успешный другой бизнес. Понятно, что не все становились купцами, но становились заметными в обоих городах.

Первое русское восстание против Орды

Практически все ордынцы были перебиты. Мог ли князь поддерживать народ? Вряд ли. Он понимал, что это конец его великокняжеской власти и угроза для мирных людей. А мог ли остановить? Наверное мог, князя бы послушались.

Вот только совесть и гордость князя из Тверского дома не позволила: сколько можно терпеть и выю гнуть?! Последствия А они были. Не так скоро, ввиду трудностей в распространении новостей, но неотвратимо. Иван Калита поспешил в Орду, предложив хану Узбеку помощь в наказании непокорной Твери. И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову.

А после того как ткач Авенир Васильев, посланный в Весьегонск за покупками, не угодил бурмистру, тот избил несчастного и посадил на "стул" - большую деревянную колоду, к которой наказываемый приковывался цепями, а на шею надевали металлический воротник с шипами. И это происходило в Тверской губернии, где либералы были сильны и издевательства над крестьянами порицались местным высшим обществом. Представители тверской элиты ввели моду на свободолюбие и передовые идеи. К тому же их поддерживал тогдашний вице-губернатор Михаил Салтыков, которого боялись уездные чиновники, потому что он был свирепым ревизором и расправлялся с коррупционерами и казнокрадами по всей строгости закона. Конечно, среди ярых крепостников были противники даже самой идеи освобождения крестьян, но их голоса в Тверской губернии не были так слышны, как голоса либералов. Взять хотя бы Александра Бакунина, новоторжского дворянина, владельца поместья в Прямухино, собственноручно составившего свод правил, чуть ли не "конституцию" для собственных крестьян. Они жили в селе и окрестных деревнях как в отдельном правовом государстве и пользовались привилегиями.

И это произошло примерно за 60 лет до царского манифеста. Сыновья Александра Михайловича — Николай и Алексей Бакунины - были в числе 13 дворян-либералов, подписавших вольнодумную декларацию мировых посредников. Они попали в заключение, но не отказались от своих идей, продолжали активность в земстве в то время, как их родной брат Михаил уже стал мировой знаменитостью как радикальный анархист. После подписания петиции Унковский поехал в Петербург, добился встречи с министром внутренних дел Ланским. Эта петиция был ярким демаршем и вызовом крепостническому и реакционному дворянству. Среди подписавших были интересные фамилии. Павел Максимович - знаменитый деятель образования Тверской губернии.

Алексей Вульф от Старицкого уезда, например, был связан с Пушкиным. А Александр Перхуров от Корчевского уезда Конаковский и Кимрский районы — дедушка будущего главы знаменитого Ярославского восстания 1918 года. Император Александр II, получив документ, высказался о нём крайне резко и однозначно: "ни с чем не сообразен и дерзок до крайности". В итоге Унковского выслали из Твери в Вятку, он лишился поста предводителя дворянства. Но в губернии остались Салтыков-Щедрин и другие единомышленники, - рассказывает Ярослав Леонтьев. Отмену крепостного права в Тверской губернии встретили двояко, продолжает историк. Как и повсеместно, крепостники были крайне недовольны, а прогрессисты разочарованы, потому что их предложения в манифест не вошли.

Крестьяне должны были отрабатывать барщину и превращались во временно обязанных, пока сами не выкупятся. Появились мировые посредники, которые должны были составлять уставные грамоты с крестьянами и выяснять условия освобождения в каждом конкретном случае.

Узнав о погроме татар в Твери, московский князь Иван Калита не мог не воспользоваться ситуацией и отправился в Золоту Орду.

Жители Твери выступали против родственника Хана Чолхана и его отряда. Калита же предлагал свою помощь Орде в борьбе против Твери. Хан Узбек поверил московскому князю и выделил войско общей численностью пятьдесят тысяч воинов.

Подавление восстания Подавление антиордынского восстания в Твери Иваном Калитой осуществлялось совместно с московским войском, воинами Орды и войском суздальского князя Александра Васильевича, поддержавшего московского князя. В истории такое объединение получило название Федорчукова рать. Возглавил ее татарин Федорчук.

В ходе столкновения были сожжены города и деревни по всей территории Тверского княжества. Александр Михайлович был вынужден бежать из города. Князь остановился сначала в Великом Новгороде, затем бежал дальше в Псков.

А в 1329 году отправился в Княжество Литовское, где пробыл 1. Митрополит Феогност принял решение об отлучении от церкви Александра Михайловича и всех псковичей. Последствия Политическими и экономическими последствиями подавления восстания в Твери стало: княжество было почти полностью разорено; жители города были уничтожены, выживших забрали в другие города;Москва возвысилась над Тверью, по прошествии времени город так и не смог вернуть себе своего величия; начало возвышения московского княжества.

Москва становится самым главным городом древней Руси; Великий князь московский получил в свое управление ярлык для правления городами: В. Новогородом и Костромой.

Поддержка горожан и радость в Твери были велики: многие годы город соперничал с нахально выскочкой - Москвой. Поэтому посольство во главе с Чол-ханом, князь принял ласково и с почетом: царевич потребовал освободить княжеский терем для себя и своей свиты. Это было целенаправленное унижение для Александра, но князь стерпел. Кобыла дьякона Дудко А гости наглели с каждым днем. Обосновавшись в тереме хозяев, Щелкан со свитой вели себя нагло, могли и девку обесчестить, и русских торговых гостей обидеть. По Твери понеслись слухи, что ордынцы собираются перебить княжескую семью и сам Щелкан станет Тверским князем, обратив народ насильно в ислам.

Этот ропот доходил и до Александра, который убеждал народ потерпеть и ничего не предпринимать. Но, когда готова бочка с порохом, достаточно одной искры. Такой искрой и стала несчастная кобыленка дьякона по имени Дудко, которую 15 августа 1327 года попытались отнять татары из свиты Щелкана. Дьякон свое достояние пытался защитить, тогда ордынцы начали избивать его самого, а там и понеслось. Восстание Люди видели, люди в стороне стоять не стали, за дьякона заступились тверичи, началась потасовка, которая переросла в побоище и избиение ордынцев по всему городу.

Иван калита 1327 г событие. Антиордынское восстание в твери. Поход объединенных сил

Карательный отряд действовал очень жестоко. Горели сёла, города, убивались крестьяне. Многих забрали в плен. Почти все поселения были разорены. Александр Михайлович понимал, что ни при каких условиях ему не выстоять против такой армии.

Поэтому, стремясь хоть как-то облегчить участь тверичей, бежал со своей свитой из города. Через некоторое время он добрался до Новгорода. Однако ордынцы с москвичами настигли его и там. Князь новгородский дал большой откуп и дары, чтобы его владения не постигла та же участь.

А Александр бежал в Псков. Иван Калита затребовал выдачи мятежника. Действующий по указанию Москвы митрополит Феогност объявил, что отлучает псковичей от церкви. Сами жители очень любили князя.

В город прибывали послы и предлагали Александру сдаться в плен. Он был готов пожертвовать собой ради спокойствия других. Однако псковичи заявили, что готовы сражаться и умереть с Александром, если понадобится. Бегство в Литву Понимая опасность положения и зная, какая участь постигнет Псков в случае вторжения, Александр Михайлович всё же не задерживается и здесь.

Он отправляется в Литву. После долгих странствий он всё же заключает перемирие с ханом Узбеком и возвращается в Тверь. Но это не нравится Ивану Калите. Московский князь уже распространил влияние на многие земли и видел новую угрозу в Твери.

Александра очень любил народ. Он часто упрекал других князей и бояр в бездействии, предлагая поднять всеобщий мятеж против хана за землю христианскую. Хотя он не имел огромной армии, слово Александра Михайловича было очень авторитетным. Однако после череды заговоров и интриг его снова хватают татары.

Через месяц князю Александру Михайловичу выносят смертный приговор. Свою участь он встретил с завидным достоинством и, как говорят летописи, "с высоко поднятой головой он пошёл навстречу своим убийцам". Через многие годы после его смерти церковь канонизирует князя и объявит святым мучеником за веру. Тверское восстание 1327 года: значение Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды.

Оно обнажило явные проблемы Руси и дало понимание о политической конъюнктуре. Соперничая между собой, православные князья не были способны объединиться перед лицом общего врага. Также очень важен именно народный характер восстания. В эти тяжелые годы ковалась русская идентичность и христианское братство.

Пример тверичей вдохновит людей на многие последующие восстания.

Он селится в княжеском дворце, выгоняя оттуда Александра и начинает гонения, грабежи и избиения христианского народа. Также в городе ходит слух о том, что Щелкан имеет план перебить всех князей и править Тверью лично, обратив русских жителей города в ислам, что должно было произойти на Успение. Как рассказывает нам летопись, собравшиеся жители пришли к Александру с просьбой расправы над монголами, однако тот уговаривал их терпеть. Но пятнадцатого августа внезапно вспыхивает восстание, которое началось с того, что татары из свиты Щелкана пытались отнять кобылу дьякона Дудко. Возмущённые жители вступились за дьякона, после чего начали бить татар по всему городу. Чолхана вместе со свитой сожгли во дворце. Народ перебил всех татар, которые были в Твери, включая так называемых «бессермен», являющихся ордынскими купцами.

Летом 1327 года один из представителей монгольской знати Чолхан в летописях его имя пишется по-разному, например, Шевкал приехал в Тверь. В то время правитель этого города Александр Михайлович имел великокняжеский ярлык, то есть был главным князем на Руси. В результате в Твери обосновалось достаточно много монголов. В течение лета они притесняли местных жителей. Прошел слух, что Чолхан намеревается остаться сам править в городе и что жителей собираются заставлять принимать ислам. В итоге население поднялось на восстание. Он узнал о событиях в Твери. В источниках сообщается, что он отправился в Золотую Орду к Узбеку и предложил свое участие в походе против Твери. В науке считается, что Иван Данилович хотел сам получить великокняжеский ярлык. Было ясно, что вследствие восстания у Александра Михайловича Узбек должен был забрать его и совершить карательный поход на город. Хан выделил достаточно многочисленное войско для подавления антиордынского восстания в Твери. Его возглавил, согласно летописям, военачальник Федорчук. Это был татарин, принявший христианство.

Возникла она еще в XIX столетии и вела к причалу, вместо которого в пятидесятых годах уже века двадцатого построили «водно-гребную базу». Но даже до революции это была просто дорога, без жилых зданий и лавок. Улица Борисоглебская пристань, апрель 2024 года. Фото: Сергей Савинов Из детства я помню свалку, которая начиналась от Краснофлотской и шла вдоль грунтовки, по которой мы ходили купаться на берег Волги. Туда свозили грунт и строительный мусор, из-за чего этот участок старого пустыря был покрыт безобразными терриконами. Впоследствии свалку убрали, однако даже сейчас там можно наткнуться на торчащие из-под земли остатки бетонных плит. Справа, как и в наше время, был стадион , только тогда еще действующий, а слева — та самая загадочная роща. Туда мы почти не ходили, боясь заблудиться. Бывшая свалка, апрель 2024 года. Фото: Сергей Савинов Но самая, пожалуй, яркая и интересная деталь той эпохи — это бабушки, пасущие козочек. Старушки жили поблизости в деревянных домах, коих еще было много в последние годы СССР, и держали скотину. Последней, конечно же, требовалось гулять, и пасущиеся парнокопытные создавали особую атмосферу, контрастирующую с типичной советской панельной застройкой. Говорят, бабушки, погонявшие козочек хворостиной, встречались и в девяностых, но лично я их уже не видел. Остатки снесенных деревянных кварталов северной части переулка Трудолюбия. Март 2007 года. Фото из архива Сергея Савинова Итак, это место было загадочным пустырем и в двадцатом веке, и даже в девятнадцатом. Значит, разгадка в еще более древней эпохе. Разгоняем велохронометр. В те времена это был посад, защищенный с запада стеной острога и рвом. Приказ укрепить Затьмачье и Загородье еще один городской посад к востоку от кремля отдал тверской князь Борис Александрович, и было это в 1452 году. Где именно проходила граница, сейчас уже сложно сказать наверняка, но скорее всего в районе церкви Иоанна Предтечи. А за стеной острога кипела жизнь — основу средневекового Затьмачья составляли ремесленники. Примерная граница острога могла проходить здесь.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий