Новости нарушение памяти в психологии

Психолог Корнельского Университета Chuck Brainerd (2015) проводил исследование памяти детей и подростков, перенесших тяжелые нервные потрясения. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным. Клиническое лечение психических расстройств памяти в этом случае направлено на восстановление поврежденных участков мозга и стабилизацию общего состояния.

И это не проблемы с памятью. Профессор-невролог назвал первый симптом болезни Альцгеймера

Таким образом, под потерей памяти, или провалами, подразумевают невозможность распознать или воспроизвести сохраненные в мозге данные. Провалы в памяти или амнезия могут иметь временную зависимость. Ретроградная амнезия характеризуется невозможностью вспомнить предшествующие травме или болезни события, антероградная сопровождается потерей памяти на события, произошедшие после болезни. Различают также ретроантероградную амнезию сочетание первых двух и фиксационную, характеризующуюся невозможностью запоминать текущие события. Если утрачивается память на события в момент травмы или болезни, говорят о конградной амнезии. Возможные причины Провалы в памяти не всегда свидетельствуют о каком-либо заболевании. Быстро сменяющаяся информация усваивается только кратковременной памятью и сохраняется в течение нескольких суток.

Примером такого запоминания служит подготовка к экзамену: большой объем данных усваивается за короткое время и так же быстро исчезает из памяти. Для сохранения информации на длительное время требуются обработка и кодирование. Только после этого необходимые данные фиксируются в структурах мозга. При наличии психологических факторов стресс, нервное перенапряжение или постоянной усталости и недосыпании нарушается концентрация внимания, что ухудшает процесс запоминания. Часто провалы в памяти возникают как защитная реакция на эмоциональный стресс. Характерным примером такого состояния служит внезапная потеря памяти на экзаменах, при выступлениях перед аудиторией.

Эти провалы относятся к преходящим нарушениям памяти, однако в ряде случаев они могут свидетельствовать о нарушении кровообращения в области задних мозговых артерий, что чаще всего возникает при алкоголизме, наркомании. Повреждение даже малых участков мозга при черепно-мозговой травме тоже приводит к утрате памяти или провалам. При этом возникает ретроградная амнезия, которая захватывает несколько часов до травмы.

Сумбаев указывает, что такая амнезия может быть обусловлена истерическими механизмами или постгипнотическим внушением. В острых психотических состояниях экмнестические воспоминания могут приобретать иллюзорно-галлюцинаторный характер. В настоящее время экмнезии отождествляются с конфабуляциями экмнестические конфабуляции , но это едва ли можно считать оправданным, если понимать под конфабуляциями вымыслы с характером воспоминания. Как видно, при прогрессирующей амнезии страдают все виды памяти кратковременная, промежуточная, долговременная. Прогрессирующая амнезия наблюдается при атрофических процессах, прогрессивном параличе, прочих грубо органических поражениях. Ретроградная амнезия.

Выпадение памяти на события, которые предшествовали состоянию измененного сознания, грубо органическому повреждению головного мозга, гипоксии например, самоповешение , развитию острого психотического синдрома. Амнезия может распространяться на различные по продолжительности отрезки времени — от нескольких минут, часов, дней до ряда месяцев и даже лет. Пробел памяти может быть стойким, стационарным, но во многих случаях воспоминания частично или полностью позднее возвращаются. В последнем варианте речь идет, очевидно, о нарушениях репродуктивной функции памяти. Впечатления, непосредственно примыкающие к началу болезненного эпизода, реже восстанавливаются в памяти, так как «короткая» память в период консолидации, как упоминалось, отличается высокой чувствительностью к повреждающим воздействиям. Восстановление памяти, если оно происходит, начинается обычно появлением воспоминаний о более отдаленных событиях и совершается в направлении ко все более свежим. Реже последовательность восстановления следов памяти может быть иной. Мы наблюдали всего один случай, когда воспоминания возвращались в обратном порядке — от недавних по направлению ко все более отдаленным. Бехтерев описал особый, приступообразный вариант ретроградной амнезии, рассматривая его генезис в рамках эпилептиформного синдрома при сосудистой патологии головного мозга.

Антероградная амнезия. Утрата воспоминаний о событиях, непосредственно следующих за окончанием бессознательного состояния или другого явного расстройства психики. Амнезия может распространяться на значительные промежутки времени, достигающие нескольких дней, месяцев, возможно, лет. Идентификация антероградной амнезии встречает иногда большие затруднения, нередко она смешивается с фиксационной и конградной амнезией. Приведем поэтому соответствующее наблюдение. Больной совершил попытку самоубийства и с этой целью выбросился из окна четвертого этажа. По выходе из комы в течение месяца находился в состоянии спутанного сознания. По окончании психоза правильно вел себя в отделении, сообщал о себе необходимые сведения, правильно ориентировался в месте, времени, окружающих лицах, читал и рассказывал о прочитанном, не вдаваясь, правда, в детали. Из событий текущей жизни лучше помнил то, что время от времени повторялось.

Наблюдалась ретроградная амнезия на промежуток времени в пределах 4—5 часов, а также амнезия на период нарушенного сознания. Затем больной был переведен из психиатрической клиники в соматический стационар. По возвращении обратно выяснилось: он забыл, что находился ранее в психиатрической клинике, не узнавал обстановки, врача, персонал, больных, считал, будто оказался здесь впервые. Судя по этому наблюдению, в основе развития антероградной амнезии лежит блокирование механизмов, обеспечивающих перевод информации из «короткой» и промежуточной форм памяти в долговременную память. Антероградная амнезия может сочетаться с ретроградной, как это видно в упомянутом наблюдении,— антероретроградная амнезия. Конградная амнезия. Выпадение памяти о событиях в окружающем и о собственном самочувствии на период нарушенного сознания. Амнезия может быть полной или тотальной, что характерно для сумеречного помрачения сознания, аменции, выраженной оглушенности. Частичная или фрагментарная амнезия обычно сопутствует делириозному, онейроидному помрачению сознания, легкой оглушенности.

Выпадение памяти выявляется сразу по выходу из болезненного состояния либо наступает спустя некоторое время — отставленная или ретардированная амнезия. Утрата воспоминаний, относящихся к состоянию глубокого опьянения, сопровождающегося выраженной оглушенностью сознания, является одним из вариантов конградной амнезии. Конградная амнезия может сочетаться с ретро- и антероградной. Механизмы ее развития, вероятно, связаны с разными причинами, в том числе и с нарушением вербализации внешних и внутренних впечатлений, вследствие чего они не включаются в словесно-логические структуры сознания. Алкогольная амнезия. Выпадение памяти на события, приуроченные к опьянению больных алкоголизмом. Отчетливых нарушений сознания в забытом периоде времени не наблюдается Короленко, 1973. При алкогольных амнезиях больные могут припоминать, как, будучи в опьянении, пытались запомнить или были уверены, что не забудут случившееся, но тем не менее амнезия наступала. Известны случаи, когда страдающие алкоголизмом лица забывают о впечатлениях периода опьянения, будучи трезвыми, но при повторном опьянении вновь могут о них вспомнить, — феномен разрывной памяти Д.

Феномен напоминает состояния альтернирующего сознания и тем самым наводит на мысль об истерическом его происхождении. Предвестником алкогольной амнезии является палимпсест, описанный в качестве специфического признака раннего алкоголизма К. Bonhoeffer 1904. Палимпсест соскоб означал в древности надпись на пергаменте со стершимися от его многократного сгибания и разгибания фрагментами текста. В конце минувшего, начале текущего столетия данный термин использовался криминалистами для обозначения полустертых надписей и рисунков в тюремных камерах. Алкогольные палимпсесты проявляются выпадением памяти на отдельные подробности или детали событий, происходивших во время алкогольного опьянения. Транзиторные амнестические эпизоды. У лиц в возрасте от 45 до 70 и более лет описаны пробелы памяти продолжительностью от 1 до 24 часов. Указанные амнестические эпизоды рассматриваются как неэпилептические цереброваскулярные приступы, проявляющиеся в нарушении деятельности лимбических структур Frank, 1981.

В отечественной литературе упомянутые выпадения памяти описаны под названием транзиторная глобальная амнезия Завилянский с соавт. Отмечается однократность таких провалов памяти у одного и того же пациента. Систематизированные системные амнезии. Выпадение специализированных видов памяти на лица, цвета, запахи, символы, навыки. К данному виду амнезии относятся нарушения типа афазии, агнозии, апраксии. Моторная экспрессивная афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей. Типичным является телеграфный стиль речи как и в ранней речи детей состоящей из коротких, в два, три слова фраз, составленных из имен существительных и глаголов , аграмматизмы, замена одних букв, слогов и слов другими литеральные и вербальные парафазии , их пропуски, смешения контаминации — «палалет» — составлено из «палата» и «туалет» , застревания персеверации. Страдает произвольная письменная речь, в то время как при списывании она сохранена лучше. В более тяжелых случаях моторной афазии нарушается письмо под диктовку.

Сенсорная афазия проявляется непониманием устной и письменной речи, поскольку нарушен фонематический слух — различение фонем, сходных по звучанию. Особенно плохо различаются близкие фонемы б-п, д-т и др. Больные многоречивы, их высказывания непонятны из-за аграмматизмов, парафазии. Нарушаются чтение, письмо. Амнестическая афазия проявляется забыванием нужных слов, например, названий предметов. Вместо этого пациенты показывают или описывают назначение и свойства предметов, действия, которые совершаются с ними. Многоречивость сочетается с вербальными парафазиями, персеверациями. Письмо при списывании не нарушается. Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы, которые выражают отношения между понятиями.

Например, пациент не видит различия между отцом брата и братом отца. Нарушения развития речи у детей обусловлены генетическими и в меньшей степени средовыми факторами. Нарушения речевого развития выявляется на этапах раннего детства и не связаны с неврологическими, сенсорными, умственными отклонениями, повреждениями артикуляционного аппарата. Речевым расстройствам сопутствуют трудности в овладении чтением, письмом, сложности в общении, эмоциональные и поведенческие проблемы. Эйнштейн почти не говорил до трех лет. Специфическое расстройство развития речи может затрагивать разные ее стороны: во-первых, расстройство артикуляции речи, при котором затруднено использование звуков речи в норме оно достигается к 11 —12 годам : пропуски, искажения, подмены фонем, что приводит к сложностям в понимании речи детей окружающими, хотя невербальный интеллект детей остается в пределах нормы. К данному расстройству относят нарушения артикуляции, лепетную речь, дислалию, отклонения фонологического развития; во-вторых, это расстройство экспрессивной речи. Понимание речи не нарушено, не обязательны нарушения артикуляции, типично снижение уровня использования выразительной разговорной речи ограничение лексикона, замедление развития фразовой речи, трудности в подборе синонимов, синтаксические ошибки и др. Использование невербальных средств коммуникации не нарушено.

Возможны тем не менее затруднения в контактах, эмоциональные и поведенческие проблемы, иногда избирательная потеря слуха. Наконец, это могут быть расстройства рецептивной речи: неспособность реагировать на знакомые названия, следовать простым инструкциям, понимать грамматические конструкции. Нарушение узнавания предметов. При оптической агнозии предметы не узнаются, возможно, из-за выпадения адекватных программ исследовательских действий ощупывающих движений глаз. Зрение и цветовосприятие не страдают. Нарушение узнавания может касаться символов букв, цифр , рисунков, геометрических фигур. О симультанной агнозии упоминалось нами ранее. Агнозия в отношении собственного тела определяется как соматоагнозия. Соматоагнозия выражается в неузнавании частей своего тела.

Пациент не знает, например, где у него нога, рука, где левая и правая, верхняя или нижняя половина тела аутотопагнозия. Соматоагнозия у неврологических пациентов проявляется отрицанием факта паралича. Так, при синдроме анозогнозии Антона-Бабинского больной не осознает левостороннего паралича и обнаруживает «слепоту на свою слепоту» очаг поражения в правой гемисфере. Мнимое ощущение дополнительных частей тела лишняя рука, голова и т. Бехтерева и П. Останкова — описана при поражении коры субдоминантного полушария. Прозопагнозией называют неузнавание лиц знакомых людей на фотографиях. Выпадение моторных навыков действий с предметами, жестов, выразительных актов, способности подражать действиям окружающих и выполнять движения по просьбам извне. При моторной апраксии пациент забывает характер действий, требуемых для выполнения задания.

При идеаторной апраксии страдает план, последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения цели. Конструктивная апраксия проявляется в том, что пациент не может из отдельных элементов или частей воссоздать нужную целостную структуру составить фигуру, орнамент и др. Нарушения развития школьных навыков чаще встречается у мальчиков. Предполагают, что они связаны с биологической дисфункцией и присутствуют с первых лет обучения. Различают нарушения развития навыков чтения, письма, счета, смешанное расстройство школьных навыков, двигательных функций. При дислексии нарушены навыки чтения и понимание прочитанного На ранних этапах это трудности в пересказывании алфавита, в распределении по категориям звуков. Позднее становятся очевидными пропуски, искажения и замены слов их частей , медленный темп речи, запинки и потери места в тексте, литеральные и вербальные парафазии, чтение в обратном порядке. Нарушаются также способности вспомнить факты и делать выводы из прочитанного, а чтобы это делать, дети используют скорее общие знания, чем то, что они узнали из конкретного рассказа. Позднее трудности спеллингования составление слов из букв становятся более глубокими, чем недостаточность чтения.

Нарушениям развития чтения обычно предшествуют расстройства развития речи. При расстройстве спеллингования нарушена способность произносить слова по буквам и правильно писать слова. Предшествующее расстройство навыков чтения отсутствует. При нарушении развития навыков счета дефект касается вычислительных операций прибавления, вычитания, умножения и деления иногда лишь отдельных операций. Нарушен счет пальцев синдром Гертсмана. Более абстрактные математические операции в геометрии и т.

Они могут быть вызваны такими банальными причинами, как переутомлением, частыми стрессовыми ситуациями, злоупотреблением лекарственными препаратами, а также алкогольными напитками. Другие требуют серьезного подхода в лечении. Причины возникновения нарушений в памяти Что же это за причины, способные вызвать нарушение памяти? В психологии выделяют несколько таких. Например, наличие у человека астенического синдрома, который сопровождается быстрой утомляемостью, истощением организма. Он может быть последствием черепно-мозговых повреждений, длительных депрессий, авитаминоза, алкогольной и наркотической зависимости. У детей расстройства памяти чаще всего являются следствием недоразвитости мозга, травмы головы физического или психического характера. У таких детей появляются проблемы с запоминанием информации и ее последующим воспроизведением. Особенности памяти у детей таковы, что нарушения проявляются в основном в форме амнезии. Амнезия — выпадение отдельных воспоминаний. У детей она наступает в следствии неблагоприятной обстановки в семье или в детских учреждениях, которые они посещают. Так же к причинам амнезии можно отнести частые острые заболевания дыхательных путей и гиповитаминоз. Помимо этого, детские особенности памяти проявляются в том, что начиная с рождения она постоянно развивается, в результате чего становится уязвимой. Проблемные беременность и роды, а также неправильная стимуляция развития запоминательных процессов могут приводить к повреждениям памяти. Заболевания, связанные с кровоснабжением головного мозга, например, сахарный диабет, атеросклероз сосудов, болезнь Паркинсона влияют на память. Если этот физиологический процесс не тянет за собой серьезные заболевания, то ухудшение памяти происходит медленно. Вначале человеку становится трудно вспомнить давние события из жизни, постепенно стираются и более новые события и переживания. Вышеперечисленные заболевания, а также Альцгеймер, шизофрения и неврозы значительно усиливают нарушение памяти. Он означает отрицание или специальное забывание человеком особенно тяжелых для него моментов жизни. Это защитный механизм психики.

Как будто нахожусь под наркозом. Но девушка стала такой рассеянной, что однажды постирала пульт от телевизора вместе с бельем, а также была вынуждена вернуть собаку, которую недавно взяла из приюта, потому что не могла доверить себе заботу о домашнем животном. Но я не могла вспомнить, кого или почему я должна просить. Я забыла, кто я и где нахожусь. К июлю мисс Тейлор почувствовала себя лучше и сказала своему начальнику, что может вернуться к работе. Но после очередного «белого эпизода» написала ему: «Мне страшно. Я действительно хочу вернуться к работе. Но я сильно устаю и часто путаюсь».

Провалы в памяти

Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности. Исследования исходной памяти в здоровых популяциях показали, что ненадежное поведение запоминается лучше, чем заслуживающие доверия действия, но этот эффект был в основном из-за нарушения первоначальных ожиданий. В психологии есть немало теорий, объясняющих, почему именно так устроена наша память.

Проблемы с памятью

В обзоре исследований долговременной памяти при ПРЛ Baer et al. Например, у людей с ПРЛ наблюдались явные проблемы с забыванием стимулов, которые были связаны с отторжением и оставлением например, одинокие, непонятые, жестокие, безразличные в задаче направленного забывания. Исследования автобиографической памяти при ПРЛ также показали, что пациенты имеют более широкий доступ к определенным негативным воспоминаниям. Более того, пациенты чаще сообщали о ситуациях, когда их бросали или умышленно причиняли вред другим людям. В поисках факторов, вызывающих избирательную память на негативную информацию, исследования когнитивных схем при ПРЛ показывают, что пациенты склонны рассматривать мир как опасный и недоброжелательный, а себя как бессильного и уязвимого, ожидая, что они будут преданы и брошены.

Патологии психиатрического профиля. Врожденные нарушения интеллекта — как генетические, так и связанные с родовыми травмами. Нарушение обмена веществ. Хроническая интоксикация например солями тяжелых металлов Соответственно, лечение в каждом случае специфическое, а диагностика требуется тщательная, так как причин множество. Признаки развития нарушений памяти Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно. То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики. Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты.

По количеству выделяют такие симптомы: Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода. Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний. Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти. Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти: Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени. Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации. Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний: Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события.

Удаление событий, компрометирующих человека. Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное.

На следующий день больной, введенный в кабинет, не только не помнил, что он вчера делал, но отрицал сам факт пребывания вчера в этом кабинете, не узнавал экспериментатора; однако, когда стала зажигаться лампочка зеленого цвета, он стал нажимать на кнопку и не производил этого действия, когда зажигалась лампочка другого цвета.

Спрошенный, почему он это делает, больной удивленно пожал плечами, "не знаю". Эти и многие другие экспериментальные факты свидетельствуют о том, что процесс усвоения был у больного не нарушен. О том, что при корсаковском синдроме наблюдаются затруднения процесса воспроизведения, а не слабость образования следов говорят также данные школы грузинских психологов.

Исследования Б. Бежанишвили, проведенные под руководством И. Бжалавы, показали нестойкость, грубость, иррадиированность оптической установки больных корсаковским синдромом.

Эти данные согласуются с выводами А. Лурия и Н. Киященко о том, что нейрофизиологическими механизмами корсаковского синдрома являются нарушения ретроактивного торможения, а не слабость следообразования.

Экспериментально-психологическое исследование непосредственной памяти обнаруживает низкое плато без наращивания. Одним из примечательных особенностей при корсаковском синдроме являются конфабуляции, то есть заполнение провалов памяти несуществующими событиями. Так, один из больных заявил, что он сегодня "ходил в лесок по грибы", другой заявил, что "он вчера был дома, на заводе, ему там устроили пышную встречу".

Для иллюстрации приводим выписку из истории болезни больного Б-ка. Больной Б-к, 33 лет доктор М. В прошлом здоров.

По характеру - живой, активный. Первые 14 дней после ранения состояние тяжелое, сознание спутано, резкое двигательное возбуждение. Разрушение лобной пазухи с проникновением костных и 2 металлических осколков на глубину 1-4см.

Психическое состояние: ориентирован неточно. Правильно называет год. Месяца и числа не знает.

Во время беседы прежде всего обращает на себя внимание эйфория. Больной всегда пребывает в прекрасном настроении, его ничто не огорчает, все неприятности, неудобства, перенесенное ранение, болезнь кажутся ему незначительными и неважными. Он всегда широко улыбается, приветливо встречает врача, утверждает при этом, что чувствует себя "великолепно", что он совершенно здоров.

Речь свою беспрерывно сопровождает громким смехом. Со смехом рассказывает о пребывании в психиатрической больнице, о своей неопрятности. Все эти факты считает незначительными и несущественными, ранен он только в череп, а "мозг здоров".

Он удивлен, почему его задерживают в больнице и "заставляют даром хлеб есть". Периодически он обращается к врачу с просьбой отпустить его домой, однако пребыванием в психиатрической больнице по существу не тяготится. Наряду с указанной эйфорией, которая наступает преимущественно в процессе беседы, в течение дня больной пассивен, лежит в постели, молча укрывшись с головой одеялом, не давая никакой реакции на окружающее.

Быстро, не задумываясь, отвечает на вопросы, однако ответы чаще носят случайный характер. На этом фоне выступают выраженные нарушения памяти на текущие события. Больной не помнит того, что он ел на завтрак, не помнит, какой вопрос только что задавал ему врач.

Прослушав радиопередачу, больной не только не может рассказать ее содержание, но не помнит самого факта слушания радио. Точно так же он не помнит, что сосед по палате читал ему фельетон газеты. Во время беседы с экспериментатором больной нечаянно пролил чернила, испачкав рукав халата.

На вопрос, откуда взялись чернильные пятна на столе и рукаве, больной отвечает: "не знаю, вероятно, дали мне такой халат". Утверждает, что ходил сегодня в "рощу березовую гулять". Указанные конфабуляторные высказывания держатся стойко, больной повторяет их в одних и тех же вариантах, упорно и настойчиво отрицает факты, имевшие место в действительности.

При этом больной помнит события и факты своей прошлой жизни, начало войны, год женитьбы. Нарушения памяти больной не замечает, утверждая, что у него "прекрасная память". За последние две-три недели усиливается вялость и аспонтанность , нарастает неврологическая симптоматика: выраженный двухсторонний симптом Кернига, ригидность затылка.

Повышение коленных рефлексов больше справа. Больной оглушен, вял, медленно отвечает на вопросы. Несмотря на тяжелое соматическое состояние, по-прежнему утверждает, что чувствует себя "прекрасно".

Патологоанатомический диагноз: гнойный абсцесс в правой орбитально-лобной области с прорывом в правый боковой и 4-й желудочки мозга. Диффузный, преимущественно базальный лептоменингит, ограниченный пахименингит в местах дефекта лобной кости. Данные экспериментально-психологического исследования больного Б-ка.

Больной без всякой заинтересованности относится к эксперименту, выявилась нецеленаправленность действий больного. Он не может выполнять задания, требующего учета прежних действий. Так, классифицируя картинки, он образует много одноименных групп.

Когда больной образовал 2 группы животных и экспериментатор обратил его внимание на это, больной удивился: "А разве я уже собирал животных? Выявляются грубые нарушения памяти: из 5 предъявленных слов он Воспроизводит после 5-кратного повторения лишь последнее. Больной запомнил 1,2,0,1,1 Слово.

Применение опосредования по методу А. Леонтьева ему не помогает. Из 10 слов он запомнил лишь 2 хотя сам процесс опосредования ему в принципе доступен.

Точно так же больной не может воспроизвести сюжет простого рассказа "Галка и голуби". Почему галка полетела к голубям? А кто ее знает, захотела и полетела.

Может она слышала, что у голубей хорошая пища была? Может быть, галки прожорливые, но и голуби тоже любят поклевать. Ну, а кто кого выгонял из гнезда?

Кто перекрасился? Никто никого не выгонял. Какая раскраска?

Не понимаю, о чем вы толкуете? Спустя 10мин, больной отрицает сам факт исследования, говорит, что никогда не видел экспериментатора. Часто нарушения памяти на события недавнего прошлого не достигают столь выраженной степени.

Однако даже одностороннего поражения области гиппокампа достаточно, чтобы возникла картина выраженных нарушений кратковременной памяти. Особую форму корсаковского синдрома составляют нарушения памяти в сочетании с нарушениями сознания, что нередко встречается при психических заболеваниях. Специальное изучение больных с корсаковским синдромом в клинике локальных поражений мозга показало, что в целом логика нарушений памяти у данной категории больных та же, что и у больных с поражением диэнцефальной области мозга, т. Больные иногда могли правильно воспроизвести 4-5 элементов ряда например, 4-5 слов из 10 после первого их предъявления. Однако достаточно было пустой паузы не говоря уже о гомо- и гетерогенной интерференции , чтобы следы «стирались». Здесь фактически наблюдалась та же картина, что и у больных с диэнцефальными поражениями мозга, но в более обостренном виде. В этих случаях следы еще в большей степени оказывались подверженными влиянию различных «помех». Это первая особенность нарушений памяти у данной категории больных. Вторая особенность связана с процессами компенсации дефекта. Клинические наблюдения показали, что при диэнцефальных поражениях запоминание материала улучшается, если больной особенно заинтересован в результатах исследования или если материал организуется в семантически осмысленные структуры.

Таким образом, у этих больных существует определенный резерв компенсации дефекта. У больных с корсаковским синдромом этот резерв практически отсутствует. Повышенная мотивация или обращение к семантическому структурированию материала не приводят у них к заметному улучшению запоминания. Следует отметить, что у таких больных нередко наблюдаются и конфабуляции тонкие симптомы нарушения сознания , так что нарушения памяти протекают у них в ином синдроме. В целом, однако, это те же модально-неспецифические нарушения памяти, подверженной влиянию интерференции, как и у больных с диэнцефальными поражениями мозга. Следующая форма модально-неспецифических нарушений мнестической деятельности связана с поражением медиальных и базальных отделов лобных долей мозга, которые нередко поражаются при аневризмах передней соединительной артерии. В этих случаях возникают относительно узко локальные зоны поражения, что и позволяет изучать их симптоматику. Именно такая группа больных изучалась А. Лурия, А. Коноваловым и А.

Подгорной для оценки роли медиальных отделов мозга в мнестических процессах. Базальные отделы лобных долей мозга сравнительно часто поражаются опухолями разной этиологии, что также дает возможность исследовать нейропсихологические проявления этих поражений. Нередко наблюдаются смешанные медиобазальные очаги поражения. У таких больных возникают нарушения памяти в целом также по модально-неспецифическому типу в виде преимущественного нарушения кратковременной памяти и повышенной интерференции следов. Однако, кроме того, нередко к этим нарушениям добавляются и расстройства семантической памяти, или памяти на логически связанные понятия. Они смыкаются с нарушениями сознания по типу конфабуляции, которые также нередко наблюдаются у таких больных, особенно в острой стадии заболевания. Расстройства семантической памяти проявляются прежде всего в нарушении избирательности воспроизведения следов, например в трудностях логического последовательного изложения сюжета только что прочитанного больному рассказа, басни или какого-либо другого логически связного текста , в легком соскальзывании на побочные ассоциации. В заданиях на повторение серии слов такие больные обнаруживают «феномен привнесения новых слов», т. Неустойчивость семантических связей у подобных больных проявляется не только в заданиях на запоминание логически связного материала словесного, наглядно-образного , но и при решении разного рода интеллектуальных задач на аналогии, определение понятий и др. У этой категории больных страдают и процессы опосредования запоминаемого материала например, с помощью его семантической организации , что также является особенностью нарушений памяти при медиобазальных поражениях лобных долей мозга.

Ко второму типу мнестических дефектов, встречающихся в клинике локальных поражений головного мозга, относятся модально-специфические нарушения памяти.

Что такое память и ее нарушение

  • Сейчас обсуждают
  • MEMORY TYPES AND CLINICAL SYNDROMES OF AMNESTIC DISORDERS
  • Кратковременная потеря памяти
  • Страдают даже молодые: эта страшная болезнь захватила цифровое поколение
  • Проблемы с памятью: 10 случаев, когда наш мозг подводит нас
  • «Я забыла, кто я и где нахожусь». Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью | Правмир

Проблемы с памятью

Когнитивные нарушения у взрослых в молодом и среднем возрасте: почему появляются, как лечить это расстройство, которое характеризуется снижением способности запоминать и вспоминать информацию.
Как избежать нарушений в памяти и сохранить её на долгие годы? Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности.
6 причин, почему память иногда подводит нас – HEROINE Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным.
6 причин, почему память иногда подводит нас – HEROINE Лакунарное слабоумие характеризуется нарушением лишь отдельных сторон познавательной деятельности, в первую очередь, расстройством памяти.

Врач-токсиколог рассказал, как сохранить память до самой старости

В психологии есть немало теорий, объясняющих, почему именно так устроена наша память. Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию. Первый – это нарушения памяти, имеющие общее название «парамнезии» – искажение или замещение содержания воспоминаний, связанные с особенностями функционирования определенных участков коры головного мозга1.

Нарушения памяти. Причины, подходы к лечению

Кратковременная потеря памяти, если она не вызвана неврологическим расстройством, при грамотной коррекции устраняется довольно быстро. Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией. — При деменции позднего возраста наблюдаются различные симптомы нарушений праксиса, оптико-пространственной деятельности, речи, мышления, поведения и памяти. — Очень часто нарушение памяти — не первый симптом. Причиной расстройства памяти раньше учёные считали гибель нейронов в результате разрушения этанолом, но сегодня доказано, что нарушения памяти у алкоголиков есть последствием влияния стероидов, которые делают невозможными связи нервных клеток. Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию.

Загадочная тайна памяти: взгляд в глубину амнезии

энергетического. Внимание многих ученых сейчас привлечено к додементным когнитивным нарушениям, рассказала Надежда Коберская, невролог, сотрудник Лаборатории памяти. Виды нарушений (расстройств) памяти | Сеть пансионатов и домов престарелых Пансион 24 в Москве и Московской области. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий