Спортивная карьера и ее этапы

спортивного долголетия – начинается с 27 – 29 лет в нем выделяют две зоны зону сохранения высших достижений и зону поддержания общей тренированности. Карьера это не только процесс деятельности, но и ее итог. Периодизацию спортивной карьеры можно увязать, например, с этапами многолетней спортивной подготовки, которые включают.

Спортивная тренировка как многолетний процесс.

Аннотация Проблема поиска новых смыслов жизни является наиболее значимой для спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры. От эффективности её решения зависит качество социальной адаптации спортсменов к новой реальности жизни вне спорта. Понятие и этапы спортивной карьеры. Спортивная карьера – это многолетние занятия человека спортом, нацеленные на высокие достижения и связанные с постоянным самосовершенствованием спортсмена в избранном виде спорта. Рассвет и закат спортивной карьеры. это очень динамичная и вариативная часть жизненного пути любого спортсмена, и каждый ее этап, а особенно переходы.

Спортивная команда

В табл. В первой строке таблицы представлены три модели СК; во второй - методы исследования и количество испытуемых, принявших участие в каждой его части это были спортсмены разных спортивных специализаций и квалификации ; в третьей - суть трех психологических описаний СК - синтетического, аналитического и структурного. Таблица 1. Эмпирические исследования спортивной карьеры российских спортсменов Н. Аналитическая модель рассматривает спортивную карьеру как процесс, развертывающийся во времени и подразделяющийся на определенные этапы. Таблица 2.

Периодизации спортивной карьеры Этапы многолетней спортивной подготовки В. Филин и др. Ананьев - подготовка- старт- кульминация- финишУровни спорта- массовый спорт- спорт высших достижений- любительский спорт- профессиональный спортВозрастные категории в спорте- дети- юноши юниоры - взрослые Две первые из них достаточно известны. Третья и четвертая менее распространены, хотя в них используются известные критерии - уровни спорта и возрастные категории спортсменов. Те и другие могут быть упорядочены во времени только строго определенным образом, обозначая при этом соответствующие этапы СК.

Третья периодизация интересна еще и тем, что дает возможность определить элитарную СК как включающую все три уровня спорта, вплоть до профессионального. При наложении эти периодизации в чем-то совпадают, а чем-то дополняют друг друга, позволяя выделить своеобразные "критические точки" СК - переходные фазы от одного ее этапа к другому. В психологии развития аналогичные переходные фазы между возрастными периодами называются возрастными кризисами Л. Выготский и др. В самом широком смысле выделяют два существенных признака любого кризиса: а это "поворотный пункт, решающий момент в развитии чего-нибудь"; б "время, характеризующееся большой опасностью или трудностью".

Возрастной кризис - переходная фаза от одного возрастного периода к другому, связанная с возникновением новых противоречий, которые человек должен разрешить в соответствующем возрасте. Чаще всего это противоре чия между новыми требованиями к человеку, с одной стороны, и его возможностями - с другой например, как в "кризисе 6-7 лет или кризисе первоклассника" и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, выводов, рекомендаций, списка литературы и приложений, изложенных на.

В основном тесте диссертации 23 таблицы и 23 рисунка. Список литературы включает 400 наименований, из них - 110 на иностранных языках. По теме диссертации опубликовано 37 работ, из них - 22 на английском языке и 1 -на польском. В числе публикаций - учебное пособие «Психология спортивной карьеры» объемом 23 п.

Анализ литературы и результаты проведенного исследования подтвердили правомерность изучения спортивной деятельности как карьеры, которую личность выбирает для более полной самореализации и достижения «акме». Принцип системности позволил определить три основных подхода к изучению спортивной карьеры: синтетический, аналитический и структурный. Каждый из них воплощен в соответствующей модели спортивной карьеры и психологическом описании, основанном на результатах эмпирических исследований. Синтетическая модель спортивной карьеры включает четыре объективных длительность, генерализованность-концентрированность; уровень достижений; «цена» карьеры и две субъективных характеристики удовлетворенность и успешность для описания карьеры как целого.

Интегрирующей характеристикой в синтетическом описании является «удовлетворенность», которая у разных спортсменов определяется различными критериями, что позволило выделить шесть типов «удовлетворенных» и девять типов «неудовлетворенных» спортсменов. Среди факторов удовлетворенности основными являются: соотношение уровня целей с уровнем достижений в узком смысле и «ценой» карьеры, а также эффекты спортивной карьеры в широком смысле. Аналитическая модель и соответствующее описание спортивной карьеры обосновывают семь предсказуемых кризисов-переходов элитарной спортивной карьеры: 1 начало спортивной специализации; 2 переход к углубленной тренировке в избранном виде спорта; 3 переход из массового спорта в спорт высших достижений; 4 переход из юношеского спорта во взрослый спорт; 5 переход из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт; 6 переход от кульминации к финишу спортивной карьеры; 7 уход из спорта и переход к другой карьере. В аналитическом описании представлены специфические проблемы противоречия , являющиеся источниками каждого из кризисов-переходов, а также типы противоречий, симптомы кризиса, обстоятельства, усугубляющие протекание кризиса, пути выхода из кризиса, влияние кризиса на результативность деятельности спортсмена, особенности психологической помощи спортсмену, формы «расплаты» за невыход из кризиса.

Выяснено, что помимо относительно предсказуемых кризисов-переходов спортивной карьеры и возрастных кризисов, спортсмены переживают ситуационные кризисы, обусловленные неожиданно возникающими противоречиями в спорте или вне спорта. В зависимости от содержания противоречий эмпирически выделено 15 типов ситуационных кризисов спортсменов. Структурная модель спортивной карьеры обосновывает три уровня психологических детерминант спортивных достижений в узком смысле операционный, ситуационный и карьерный , а также три основных направления социализации в спорте, включая становление мотивации и спортивной направленности личности, индивидуального стиля деятельности и спортивно-важных качеств. В структурном - по сути акмеологическом - описании спортивной карьеры прослежена взаимосвязь динамики развития спортсмена и динамики спортивных достижений.

Обнаружено, что на начальных этапах спортивной карьеры мотивация компенсирует недостаточное развитие спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельности, а, начиная с этапа кульминации, вклад всех психологических детерминант в достижение спортивных результатов постепенно выравнивается. В рамках структурного описания спортивной карьеры показана интегрирующая роль идентификации с ролью спортсмена в процессах социализации личности. Идентификация с ролью спортсмена на протяжении спортивной карьеры неуклонно усиливается, достигая максимума на этапах кульминации и финиша. Влияние достижений в спорте на самооценку спортсменов обнаруживается с самого первого этапа спортивной карьеры.

Это влечет за собой избирательную акселерацию повышение самооценки ряда личностных свойств, что выяснено в сравнительном исследовании спортсменов и неспортсменов трех возрастных групп 13-14, 15-16 и 17-18 лет. У спортсменов-инвалидов идентификация с ролью спортсмена вытесняет идентификацию с ролью инвалида и определяет ряд существенных перестроек психического склада личности, повышающих эффективность посттравматической адаптации. Кросскультурное исследование показало, что для российских спортсменов спорт имеет большую субъективную значимость и оказывает более существенное влияние на общую самооценку по сравнению с американскими и английскими спортсменами. В целом, получили подтверждение общие закономерности полового диморфизма более раннее созревание в женском типе развития и относительно большая адаптивность женщин , а также известное различие между мужчинами и женщинами на уровне социального поведения - относительно большая ориентация мужчин на успех в деятельности, а женщин - на сферу межличностных отношений.

Особенности спортивной карьеры в разных видах спорта наиболее отчетливо проявились по таким позициям, как возрастные границы карьеры; возможности смены амплуа и перехода в смежные виды спорта; типичные источники психических нагрузок и «специфические проблемы» спортсменов на различных этапах карьеры; преобладающие виды ситуационных кризисов; специфичные комплексы спортивно-важных качеств и наборы типовых стилей деятельности или компонентов ИСД ; причины ухода из спорта. У спортсменов-инвалидов спортивная карьера тесно связана с процессом посттравматической адаптации и характером инвалидности, что определяет наличие ряда «специфичных проблем» например, сочетания тренировочного процесса с лечением и реабилитацией, необходимости приспособления к техническим требованиям вида спорта при наличии физического дефекта , не характерных для здоровых спортсменов. Вместе с тем, в спортивных карьерах инвалидов и обычных спортсменов обнаружено много общего выраженная специализация, ориентация на высокие достижения, усиление идентификации с ролью спортсмена и др. Общие закономерности спортивной карьеры, выясненные в синтетическом, аналитическом и структурном описаниях, позволили реализовать идею ее психологического сопровождения.

На основе общей модели могут быть разработаны частные и индивидуальные модели. Задачи и содержание психологической помощи спортсменам на каждом из этапов спортивной карьеры определяются, прежде всего, содержанием соответствующих кризисов-переходов. На этапе кульминации карьеры психологическое сопровождение приобретает характер акмеологического. Базовые модели психологической помощи спортсменам - «Замещение» и «Мобилизация» - определяют стратегию психологического сопровождения спортивной карьеры, включая предпочтение тех или иных общих технологий обучения и воспитания спортсмена, а также использования частных технологий психологической помощи.

Основной в концепции психологического сопровождения спортивной карьеры является модель «Мобилизация», рассматривающая спортсмена в качестве субъекта собственного развития и карьеры в спорте и жизни. Психологическую помощь спортсменам оказывают тренер, психолог, ближайшее социальное окружение спортсмена. Особое значение для успешности спортивной карьеры по мнению самих спортсменов имеют отношения «спортсмен-тренер». Их динамика на протяжении спортивной карьеры характеризуется переходом лидерства от тренера к спортсмену и снижением оценок профессиональной компетентности, личностных качеств и поведения тренера со стороны спортсменов на этапах кульминации и финиша спортивной карьеры, что ставит вопрос об оптимизации этих отношений.

В успешно функционирующих диадах «тренер-спортсмен» отношения характеризуются паритетом и высокой эмоциональной «включенностью» с обеих сторон. Эффективность системы психологического сопровождения спортивной карьеры определяется комплексом объективных и субъективных критериев. В формирующем эксперименте на материале изучения гимнасток-художниц на этапе начала спортивной специализации доказана высокая эффективность психологического сопровождения спортивной карьеры на основе анализа психомоторного, интеллектуального и личностного развития юных спортсменок, динамики их удовлетворенности занятиями спортом, динамики психологической атмосферы в спортивной группе, а также динамики спортивных достижений. Изучение спортивной карьеры более чем трех тысяч спортсменов показало, что они нуждаются в квалифицированной психологической помощи на всех этапах спортивной жизни, начиная с первых шагов в спорте и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере.

Поэтому тренерам целесообразно знать и учитывать общие и специфические закономерности спортивной карьеры, владеть технологиями психологической помощи и применять их с учетом рекомендаций, сформулированных в 6. В самом общем виде нужно помогать спортсменам принять позицию субъекта собственного развития и карьеры, что возможно на основе базовой модели «Мобилизация». Спортивным психологам-практикам, начиная работу с конкретным спортсменом, следует ориентироваться не только на текущую ситуацию его спортивной жизни, но и учитывать историю становления его спортивной карьеры и особенности преодоления предшествующих кризисов-переходов, возрастных и ситуационных кризисов, а также использовать всю эту информацию для принятия перспективных решений по принципу «для того, чтобы. Для успешной практической работы со спортсменами необходимо владеть методами изучения спортивной карьеры см.

Приложения 1,3 и 4 и технологиями психологической помощи спортсмену, применяя их с учетом особенностей психологического сопровождения на разных этапах карьеры. Обобщение опыта психологов-практиков будет иметь огромное значение для дальнейшего развития психологического сопровождения спортивной карьеры, которое является открытой системой. Психологам-исследователям целесообразно продолжать изучение спортивной карьеры в соответствии с направлениями, сформулированными в 6. Внедрение психологического сопровождения спортивной карьеры требует совершенствования подготовки кадров тренеров и спортивных психологов.

Возможно также перестроить традиционную логику учебного курса психологии спорта, учитывая, что проблема спортивной карьеры охватывает практически все аспекты современной спортивной психологии. Данный экспериментальный курс заслужил позитивные отзывы студентов и доказал свою эффективность в ходе государственной аттестации вуза. Было бы полезно включить в тематику квалификационных работ студентов, магистров и аспирантов спортивно-педагогических кафедр проблемы спортивной карьеры и психологического сопровождения в конкретных видах спорта. Преподавателям, ведущим такие занятия, важно не навязывать практикам те или иные идеи, а обсуждать разные подходы и технологии работы со спортсменами, демонстрируя прогнозируемые в каждом случае психологические эффекты.

Руководителям ДЮСШ, спортивных клубов, Федераций по видам спорта целесообразно шире привлекать к сотрудничеству на постоянной основе спортивных психологов, владеющих технологиями психологического сопровождения спортивной карьеры, что позволит повысить эффективность деятельности тренеров и спортсменов. В целом, результаты данного диссертационного исследования свидетельствуют о растущей актуальности широкого внедрения системы психологического сопровождения спортивной карьеры в практику спорта, что требует ее экономического обоснования и разработки организационных аспектов. Список литературы диссертации автор научной работы: доктора психологических наук, Стамбулова, Наталья Борисовна, Санкт-Петербург 1. Абрамова Г.

Возрастная психология. Абульханова-Славская К. О субъекте психической деятельности. Деятельность и психология личности.

Стратегия жизни. Алексеев А. Себя преодолеть. Амонашвили Ш.

Ананьев Б. Человек как предмет познания. Богдановой и др. Лесгафта, 1970.

О проблемах современного человекознания. Избранные психологические труды: в 2-х т. Ананьев В. Введение в психологию здоровья.

Анохин П. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. Аркадьев В. Диалог о поединке.

Асеев В. Мотивация поведения и формирование личности. Асмолов А. Афанасьев В.

Багимов Ю. Возрастные и индивидуально-типологические характеристики обучаемости упражнениям с удержанием равновесия тела: Автореф. Белкин А. Психомоторная подготовка в спорте.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры.

Психология человеческой судьбы: Пер. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание: Пер. Бернштейн Н.

О построении движений. Биспен Е. Воспитание смелости-решительности в процессе спортивной тренировки футболистов 13-15 лет. Бобнева М.

Социальные нормы и регуляция поведения. Бодалев А. Богданова Д. Занимательная психология спорта.

Божович Л. Личность и ее формирование в детском возрасте. Большаков В. Психотренинг социодинамика, упражнения, игры.

Центр, 1996. Бриль М. Отбор в спортивных играх. Брумель В.

Буева Л. Человек: деятельность и общение. Вайцеховский С. Быстрая вода.

Васин В. Василюк Ф. Психологический анализ преодоления кризисных ситуаций: Автореф. Психология переживания анализ преодоления критических ситуаций.

Венгер Л. Психология: Учебное пособие. Верхошанский Ю. Исследование закономерностей становления спортивного мастерства в связи с проблемой оптимального управления многолетней тренировки: Автореф.

Визитей Н. Социальная природа современного спорта. Кишинев, 1979. Власов Ю.

Справедливость силы. Властовский В. Акселерация роста и развития детей. Крылова, Е.

Волков И. Социальная психология групп и коллективов: Автореф. Вол ков И. Очерки спортивной акмеологии.

Воробьев А. Железная игра. Выготский Л. Архив СПб педагогического университета им.

Выготский JI. Эльконина - М. Вяткин Б. Роль темперамента в спортивной деятельности.

Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. Гагин Ю. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на основе концепции потенциальной осуществимости человека. Становление и реализация индивидуальности субъектов педагогического процесса в образовании и спорте: Автореф.

Ганзен В. Системные описания в психологии. Ганюшкин А. Смоленск, 1980.

Генов Ф. Исследование мобилизационной готовности спортсмена перед выполнением спортивного действия на материале тяжелой атлетики : Автореф. Проблема мобилизационной готовности на материале спорта : Автореф. Герон Э.

Рудик и др. Гиппиус С. Гимнастика чувств. Гиссен Л.

Психология и психогигиена в спорте. Сквозь смех и слезы чемпионов. Годфруа Ж. Что такое психология?

Головей Л. Опыт изучения психомоторной организации человека: Авто-реф. Голубничий B. Почему люди ходят?

Гомельский А. Управление командой в баскетболе. Горбунов Г. Влияние физических нагрузок на психические процессы на материалах исследования пловцов : Автореф.

Психопедагогика спорта. Горская Г. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар, 1995.

Государев Н. Так становятся чемпионами. Гошек В. Грибкова Л.

Влияние личностных особенностей гимнасток на надежность спортивной деятельности: Автореф. Давыдов В. Виды обобщения в обучении. Данилина JI.

Дашкевич О. Еу Эмоции в спорте и их регуляция: Автореф. Двали Г. К психологии спортивных соревнований: Автореф.

Тбилиси, 1963. Деркач А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. Джамгаров Т.

Лидерство в спорте. Днепров Э. Дойль В. Енин В.

Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом: Автореф. Жариков Е. Психология управления в хоккее. Жаринова Л.

Психолого-педагогическая характеристика готовности к спортивной деятельности: Автореф. Жекулина Т. Динамика психомоторных ассиметрий у спортсменов: Автореф. Журавлев Г.

Системные проблемы развития математической психологии. Забродин Ю. Зайцев П. Формирование готовности к соревнованиям с учетом индивидуальных особенностей спортсменов: Автореф.

В частности, он обязан иметь такое образование и такую внеспортивную профессию, которые пользуются особенно высоким общественным престижем. Чемпион должен также отличаться бескорыстием в своей спортивной деятельности, готовностью идти на личные жертвы и максимальные усилия ради достижения выдающихся результатов. Ему должно быть присуще чувство ответственности за результат, который является своеобразной формой возврата долга обществу, вложившему средства в спортсмена и ожидающему взамен за это медалей и олимпийских лавров. Но в какой степени спортивная реальность отвечает этим ожиданиям? При определенных условиях и в определенной степени здесь может быть соответствие. Так, Б. Кравчик на основе полученных ею в 80-е годы данных о социально-профессиональном статусе 1069 ведущих польских спортсменов, занимающихся 10 олимпийскими видами спорта, выяснила что огромное большинство из них сочетает спортивную карьеру с заботой о будущей профессии в обществе.

Процент спортсменов, которые не имеют профессии и не стараются ее приобрести, невысок, но, как отмечает Б. Кравчик, вызывает тревогу, поскольку речь идет, главным образом, о спортсменах, завершающих свою карьеру. В то же время, как подчеркивает Б. Кравчик, обследованные ведущие спортсмены выделяются на фоне тех общественных групп, из которых они вышли, динамичным стремлением повысить свою личную культуру и тем обеспечить социальное продвижение, гарантировав себе таким образом сохранение общественной позиции, достигнутой благодаря спортивным успехам. Вместе с тем надо учитывать, что ожидание образцового социального облика и поведения спортсменов и пропаганда этого ожидания в средствах массовой информации выступают как определенное давление общества на статус профессионального спортсмена. Это давление и завышенные требования к социальному статусу могут привести к преждевременному уходу из спорта тех спортсменов, которые не в состоянии найти адекватного решения проблем, связанных с таким давлением требованиями. Кризисные точки спортивной карьеры Изложенная выше периодизация спортивной карьеры позволяет выделить связанные с ней «критические точки» — переходные фазы от одного ее этапа к другому, т.

Охарактеризуем эти основные «критические точки» спортивной карьеры. При этом будем опираться на результаты исследований Н. Для понимания содержания и особенностей «критических точек» «кризисов-переходов» спортивной карьеры целесообразно использовать формулируемое в психологии положение о наличии возрастных кризисов. Возрастной кризис — это переходная фаза от одного возрастного периода к другому, связанная с возникновением новых противоречий, которые человек должен разрешить в соответствующем возрасте. Имеются в виду противоречия между новыми требованиями к человеку, с одной стороны, и его возможностями — с другой, или между новыми потребностями человека и возможностями их удовлетворения. В спортивной карьере можно выделить аналогичные переходные фазы от одного ее этапа к другому, связанные с возникновением новых противоречий, преодоление которых имеет важное значение для успешного продолжения спортивной карьеры в целом. На основе изложенной выше периодизации спортивной карьеры можно выделить семь возникающих в процессе ее развития «критических точек» «кризисов-переходов».

Каждая из указанных «критических точек» выдвигает перед спортсменом определенные проблемы и противоречия. Неспособность спортсмена преодолеть кризис, разрешить породившие его противоречия, приводит к преждевременному уходу из спорта, к прекращению спортивной карьеры. Вот почему в практическом плане столь важно знать основные «критические точки» спортивной карьеры и связанные с ними проблемы, противоречия. Дадим их краткое описание. Кризис начала спортивной специализации связан с поступлением в спортивную школу или началом занятий в группе специализации у профессионального тренера. Суть данного кризиса составляет адаптация к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе. Стамбулова, 1997.

Таким образом, уже на этапе начальной спортивной специализации перед юным спортсменом возникают достаточно сложные проблемы.

Меняется привычный многолетний распорядок дня. Не надо ходить на тренировки, выезжать на сборы, готовиться к стартам и соревноваться. Не хватает общения с партнерами по команде, рядом нет внимательного тренера, который ранее контролировал жизнь спортсмена. Человек будто погружается в вакуум. Спортсмену после карьеры недостает эмоций - удовлетворения от победы, похвалы тренера, поддержки команды, восхищения болельщиков. Всего того, что до этого составляло смысл жизни, мотивировало и вдохновляло. Начиная работать в совершенно другой области, бывший спортсмен ощущает себя новичком. Ему приходится развивать непривычные для него навыки, получать специфические знания, иногда с нуля.

Это сложно для человека, который обладает высоким спортивным мастерством, является асом в своем виде спорта. Что может сделать сам спортсмен для того чтобы облегчить себе адаптацию к обычной жизни Самое главное - принять то, что этот яркий этап жизни завершен и надо переходить к следующему. И этот жизненный этап не менее важен и ценен, чем спортивный. Чем раньше атлет начинает задумываться, чем ему заняться после ухода из спорта, тем проще ему подготовиться и адаптироваться к обычной жизни. Оптимальный вариант - еще продолжая тренироваться и соревноваться, пройти обучение, освоить смежную со спортом или другую профессию. Совмещать спорт и обучение сложно, но возможно. Профессии, связанные со спортом Отличный вариант - окончить спортивный вуз. Диплом даст возможность вести тренерскую или преподавательскую работу. Можно создать свой клуб, выступать в роли коуча, консультанта, эксперта.

Хороший и перспективный вариант - управленческие факультеты, рекламы, маркетинга. Направления достаточно новые и действительно хороших специалистов не хватает.

Как остаться в спорте

Ознакомить студентов с существующими моделями жизненного пути, понятиями карьера, спортивная карьера, анализ спортивной карьеры, модели спортивной карьеры, этапы спортивной карьеры. Кризис окончания спортивной карьеры Денис Щербина Ноябрь 2021 Спортивная карьера Спортивная карьера: понятие и отличительные черты Известный российский спортивный психолог Н. Б. Стамбулова выделяет три ключевых признака любой карьеры: многолетняя. Спортивная карьера – это многолетние занятия человека спортом, нацеленные на высокие достижения и связанные с постоянным самосовершенствованием спортсмена в избранном виде спорта. Понятие и этапы спортивной карьеры.

Как остаться в спорте

Выбор вида спорта может оказаться очень проблематичным, человек может попробовать свои силы в нескольких направлениях, так и не поняв для себя, какому виду спорта он хотел бы посвятить свою карьеру. Последующим действием для спортсмена может быть его приход в уже конкретный спортивный коллектив секция в школе, спортивный кружок, спортивная команда. В подобном окружении человек знакомится с новыми людьми: другими спортсменами, тренерами. В подобном коллективе спортсмен просвещается всем особенностям и специфики избранного вида спорта, он начинает понимать, что от него потребуется для достижения определённых успехов в данном виде спорта. С этого момента у спортсмена уже могут начать появляться конкретные проблемы. Это могут быть различные конфликты с другими спортсменами, недопонимания в отношениях с тренерами и преподавателями, волнение и скованность при тренировках и выступлениях на различных соревнованиях, а также проблемы, связанные с неуверенностью в собственных силах. Этап пересмотра оптимальных возможностей и установка целей и задач в спортивной карьере, предполагает, что спортсмен уже полностью адаптировался в избранном виде спорта, он должен понимать все нюансы, трудности и привилегии от занятий выбранным видом спорта. Также он должен адекватно оценивать навыки и способности своего организма и ставить перед собой конкретные цели и задачи. На данном этапе, среди возможных проблем социальной адаптации, необходимо выделить проблему притязаний и целеполагания, с которой встречается большое количество спортсменов. Под уровнем притязаний понимают меру трудностей целей, которые может ставить перед собой отдельный спортсмен или целая команда. Если спортсмен ставить перед собой цели, которые значительно превышают его физические или интеллектуальные возможности, это говорит о неадекватном завышенном уровне притязаний, если цель ставится ниже собственных возможностей, это говорит уже о заниженном уровне притязаний.

Адекватный уровень притязаний имеет место лишь в том случае, если цели и задачи, поставленные спортсменом, действительно, соответствуют его возможностям [2, с. Если спортсмен не способен сам оценивать свои возможности, то ему должен помочь его тренер, одна из целей которого, помогать и давать дельные советы своему подопечному.

Здесь отмечается преобладание обоих базисных мотивов занятий определенным видом спорта. Это желание усовершенствовать свои собственные психофизические возможности и достигнуть больших спортивных результатов.

Можно озвучить такие потребности, которые определяют особенности мотивации подростка на данном этапе: Потребность в престиже, а также самосовершенствовании. Потребность в сохранении своего статуса, преодолении различных неудач. Потребность доминировать над другими людьми. Потребность в общении.

Потребность в участии в познавательном процессе. Возраст юношества пятнадцать-семнадцать лет — самый сложный в плане самоопределения, в том числе и по отношению к собственной спортивной деятельности. В данный период наиболее часто происходит некая переоценка ценностей, и парень или девушка могут бросить занятия в спортивной секции либо спортивной школе. Основными причинами прекращения занятий могут стать появившиеся новые увлечения, смена представления о выбранном виде спорта как о своей будущей профессии, большая нагрузка на школьных занятиях, сильное влияние родителей, появившееся осознание ограниченности своих возможностей в конкретном виде спорта, не установившиеся взаимоотношения с тренером и так далее.

Замечание 1 В последнем случае одной из основных задач психолога является помощь в преодолении очевидной психологической травмы. Уход из спорта перспективного человека — это безусловная потеря только для спорта, но не для социума. По данной причине парню или девушке необходимо разъяснить, что значительный уровень здоровья, разносторонняя подготовленность в физическом плане столь же престижны в социуме, как и успех в спорте высших достижений. В непосредственной зависимости от содержательных особенностей преобладающих мотивов занятия спортивной деятельностью мотивацию можно разделить на два условных вида: на спортивно-деловой и на лично-престижный.

Для подростков с преобладающими спортивно-деловыми мотивами характерно стремление к достижению определенного спортивного результата, а также активная жизненная позиция в системе взаимоотношений данной спортивной группы.

Технологии психологического просвещения и консультирования. Психологические тренинги и психологическая подготовка. Динамика отношений «тренер-спортсмен» на протяжении спортивной карьеры.

Особенности психологического сопровождения на различных этапах спортивной карьеры. Результаты формирующего психолого-педагогического эксперимента 6. Общие эффекты психологического сопровождения спортивной карьеры вместо заключения. Введение диссертации по психологии, на тему "Психология спортивной карьеры" Актуальность темы.

Для отечественной психологии само понятие карьеры является относительно новым. До сих пор рассматривался феномен деятельности, различные виды деятельности и их влияние на развитие человека А. Леонтьев, Б. Ломов, Г.

Суходольский и др. Так, в психологии спорта изучалась спортивная деятельность, включая ее общую психологическую характеристику, психологические особенности конкретных видов спорта, влияние занятий спортом на развитие спортсменов, психологические факторы, влияющие на уровень спортивных результатов А. Пуни, П. Рудик, И.

Волков, Г. Гагаева, Г. Горбунов, Е. Ильин, В.

Марищук, В. Плахтиенко, А. Родионов, В. Сафонов и мн.

Современные акмеологические подходы А. Бодалев, 1993; А. Деркач, Н. Кузьмина, 1993; Ю.

Гагин, 1994, 1997; Н. Кузьмина, В. Карпов, Л. Вар-фоломеева, 1998; И.

Волков, 1998 и др. В таком аспекте спортивная карьера до сих пор не была предметом ни психологического, ни акмеологического исследования. Исследование спортивной карьеры в целом, начиная с первых шагов в спорте и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере, имеет большое как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с тем, что спортивная карьера характеризуется относительном, ранним стартом, кульминацией и финишем, совпадая по времени с возрастными периодами детства, отрочества, юности и ранней взрослости, когда развитие человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности идет особенно интенсивно.

В ряде видов спорта специализация начинается в дошкольном возрасте. Высоких спортивных результатов и высокого статуса в спорте нередко достигают спортсмены, еще не обладающие личностной зрелостью. Завершение спортивной карьеры совпадает с периодом общего расцвета всех способностей человека, что требует поиска новой сферы их применения. Все это порождает большое количество психологических проблем на протяжении всей спортивной карьеры и обусловливает необходимость специально организованной психологической помощи спортсменам.

Таким образом, изучение спортивной карьеры в целом и психологического содержания конкретных ее этапов необходимо для разработки системы психологического сопровождения спортивной карьеры. Такая постановка вопроса является новой, так как до сих пор в спортивной педагогике, психологии и акмеологии рассматривались лишь вопросы психологического обеспечения спорта высших достижений Г. Горбунов, 1986 и др. Диссертация выполнена на кафедре психологии им.

Пуни Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. Объект исследования: спортивная карьера российских спортсменов - представителей разных видов спорта. Всего на разных этапах в исследовании приняли участие 3480 испытуемых. Использованы также данные, полученные при изучении американских и английских спортсменов.

Предмет исследования: психологические и акмеологические закономерности спортивной карьеры и особенности ее психологического сопровождения. Цель исследования: на основе теоретических моделей и эмпирически обоснованных психологических описаний спортивной карьеры разработать и экспериментально проверить систему психологического сопровождения спортивной карьеры. Во-первых, предполагалось, что, подобно тому, как существуют различные психологические модели жизненного пути Л. Выготский, Ш.

Бю-лер, Э. Эриксон и др. Во-вторых, предполагалось, что использование системного подхода при создании психологических моделей спортивной карьеры позволит получить на выходе то есть в психологических описаниях спортивной карьеры необходимую и достаточную информацию для построения общей модели психологического сопровождения спортивной карьеры, а также для определения частных задач и содержания психологического сопровождения на каждом из этапов карьеры, начиная от первых шагов спортсмена в спорте и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере. Задачи исследования: 1.

На основе системного подхода разработать психологические модели спортивной карьеры, отражающие движение в изучении спортивной карьеры от первичного синтеза - к анализу, а затем - к синтезу более высокого порядка. На основе созданных моделей представить эмпирически обоснованные психологические описания спортивной карьеры. Выяснить особенности спортивной карьеры у мужчин и женщин, представителей разных групп видов спорта, а также у спортсменов-инвалидов. На основе психологических описаний спортивной карьеры разработать общую модель психологического сопровождения спортивной карьеры и предложить пути ее реализации на каждом из этапов карьеры.

Методология и методы исследования. В качестве основных методологических принципов в работе использованы основополагающие принципы отечественной психологии и акмеологии: принцип развития, принципы единства сознания и деятельности, личности и деятельности, а также принцип системности. Исходя из основных способов построения системных описаний В. Для построения моделей спортивной карьеры использовался метод моделирования.

Каждая из трех моделей - синтетическая, аналитическая и структурная - имеет собственный базис. В свою очередь, названные модели концептуальные схемы описания спортивной карьеры позволили разработать батарею методов исследования спортивной карьеры, включающую, главным образом, схемы интервью и анкеты: «Спортивная карьера - синтетическая модель»; «Спортивная карьера - аналитическая модель -1 и 2»; «Спортивная карьера -структурная модель». Важным источником информации стал контент-анализ рефератов студентов-спортсменов «Моя спортивная карьера» и мемуаров известных спортсменов на основе рекомендаций В. Ядова 1987.

Кроме того, разработаны и апробированы следующие методы: а русскоязычная версия шкалы Б. Бревера «Идентификация с ролью спортсмена» В. Brewer и др. Черемных ; в анкета «Мои первые соревнования» совместно с Е.

Хвацкой ; г анкета «Кризисы-переходы спортивной карьеры»; д анкета «Уход из спорта»; е анкета «Динамика отношений спортсмена и тренера на протяжении спортивной карьеры». В ряде фрагментов исследования также использовались известные личностные опросники комплексный личностный опросник Г. Леевика, шкала тревожности Ч. Спилбергера - Ю.

Ханина и др. Психологическими описаниями спортивной карьеры названы ее закономерности, выясненные в эмпирических исследованиях, построенных в соответствии с той или иной моделью. В исследованиях реализованы как ретроспективный, так и актуальный подходы. В качестве организационных методов использовались сравнительный «полярные группы» и «возрастные срезы» и лонгитюдный.

Отдельные фрагменты эмпирического исследования выполнены аспирантами Е. Хвацкой, А. Черемных и Н. Ильиной под руководством автора, а также совместно с зарубежными коллегами Б.

Хейлом США и Б. Джеймсом Великобритания , что отмечено в соответствующих главах диссертации. Научная новизна. В данной работе на основе системного подхода разработаны три оригинальные психологические модели спортивной карьеры.

Впервые представлены три дополняющих друг друга, эмпирически обоснованных психологических описания спортивной карьеры - синтетическое, аналитическое и структурное. В рамках синтетического описания представлены факторы удовлетворенности спортивной карьерой и выделены типы «удовлетворенных» и «неудовлетворенных» спортсменов. В рамках аналитического описания впервые изучены основные кризисы-переходы спортивной карьеры, а также выделены и классифицированы ситуационные кризисы спортсменов. В рамках структурного описания спортивной карьеры впервые рассмотрена динамика психологических факторов, определяющих уровень спортивных достижений - мотивации, спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельности, а также показано значение идентификации с ролью спортсмена для процесса социализации.

Впервые изучена динамика отношений «спортсмен-тренер» на протяжении спортивной карьеры и определены факторы, влияющие на их эффективность. Кроме того, впервые выяснены особенности спортивной карьеры мужчин и женщин, представителей разных видов спорта и спортсменов-инвалидов. Впервые представлены различные классификации спортивных карьер. Теоретическое значение диссертации заключается, во-первых, в разработке авторской концепции спортивной карьеры моделей и психологических описаний на уровне общего, особенного и единичного , во-вторых, в создании общей модели психологического сопровождения спортивной карьеры; в-третьих, в обобщении литературных данных и опыта работы отечественных и зарубежных спортивных психологов по оказанию психологической помощи спортсменам на различных этапах спортивной карьеры.

Практическое значение диссертации. Предложенная и обоснованная автором концепция спортивной карьеры становится методологической основой дальнейших психолого-педагогических и акмеологических исследований карьеры в спорте и других видах деятельности. В исследовательских целях могут использоваться и разработанные автором методы изучения спортивной карьеры. Для практики спорта особое значение имеет предложенная автором общая модель психологического сопровождения спортивной карьеры, где определены задачи, основные направления, способы и условия психологической помощи спортсмену, обозначены ее ожидаемые эффекты.

Впервые рассмотрены особенности психологической помощи спортсменам на различных этапах спортивной карьеры. Разработаны практические рекомендации для тренеров и спортивных психологов, работающих в спортивных командах. Предложены рекомендации по совершенствованию систем профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров тренеров и спортивных психологов. Общая модель психологического сопровождения спортивной карьеры включает: цели, основные направления, способы и условия психологической помощи спортсменам, критерии эффективности.

Эффективность системы психологического сопровождения спортивной карьеры подтверждена экспериментально на основе комплекса объективных и субъективных критериев. Апробация исследования. Настоящее исследование проведено в период с 1990 по 1998 гг. Промежуточные и окончательные его результаты были доложены на итоговых научных конференциях кафедры психологии СПбГАФК им.

Лесгафта в 1990-98 гг. Кроме того, по различным проблемам психологии спортивной карьеры в 1992-99 гг. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, выводов, рекомендаций, списка литературы и приложений, изложенных на.

В основном тесте диссертации 23 таблицы и 23 рисунка. Список литературы включает 400 наименований, из них - 110 на иностранных языках. По теме диссертации опубликовано 37 работ, из них - 22 на английском языке и 1 -на польском. В числе публикаций - учебное пособие «Психология спортивной карьеры» объемом 23 п.

Анализ литературы и результаты проведенного исследования подтвердили правомерность изучения спортивной деятельности как карьеры, которую личность выбирает для более полной самореализации и достижения «акме». Принцип системности позволил определить три основных подхода к изучению спортивной карьеры: синтетический, аналитический и структурный. Каждый из них воплощен в соответствующей модели спортивной карьеры и психологическом описании, основанном на результатах эмпирических исследований. Синтетическая модель спортивной карьеры включает четыре объективных длительность, генерализованность-концентрированность; уровень достижений; «цена» карьеры и две субъективных характеристики удовлетворенность и успешность для описания карьеры как целого.

Интегрирующей характеристикой в синтетическом описании является «удовлетворенность», которая у разных спортсменов определяется различными критериями, что позволило выделить шесть типов «удовлетворенных» и девять типов «неудовлетворенных» спортсменов. Среди факторов удовлетворенности основными являются: соотношение уровня целей с уровнем достижений в узком смысле и «ценой» карьеры, а также эффекты спортивной карьеры в широком смысле. Аналитическая модель и соответствующее описание спортивной карьеры обосновывают семь предсказуемых кризисов-переходов элитарной спортивной карьеры: 1 начало спортивной специализации; 2 переход к углубленной тренировке в избранном виде спорта; 3 переход из массового спорта в спорт высших достижений; 4 переход из юношеского спорта во взрослый спорт; 5 переход из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт; 6 переход от кульминации к финишу спортивной карьеры; 7 уход из спорта и переход к другой карьере. В аналитическом описании представлены специфические проблемы противоречия , являющиеся источниками каждого из кризисов-переходов, а также типы противоречий, симптомы кризиса, обстоятельства, усугубляющие протекание кризиса, пути выхода из кризиса, влияние кризиса на результативность деятельности спортсмена, особенности психологической помощи спортсмену, формы «расплаты» за невыход из кризиса.

Выяснено, что помимо относительно предсказуемых кризисов-переходов спортивной карьеры и возрастных кризисов, спортсмены переживают ситуационные кризисы, обусловленные неожиданно возникающими противоречиями в спорте или вне спорта. В зависимости от содержания противоречий эмпирически выделено 15 типов ситуационных кризисов спортсменов. Структурная модель спортивной карьеры обосновывает три уровня психологических детерминант спортивных достижений в узком смысле операционный, ситуационный и карьерный , а также три основных направления социализации в спорте, включая становление мотивации и спортивной направленности личности, индивидуального стиля деятельности и спортивно-важных качеств. В структурном - по сути акмеологическом - описании спортивной карьеры прослежена взаимосвязь динамики развития спортсмена и динамики спортивных достижений.

Обнаружено, что на начальных этапах спортивной карьеры мотивация компенсирует недостаточное развитие спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельности, а, начиная с этапа кульминации, вклад всех психологических детерминант в достижение спортивных результатов постепенно выравнивается. В рамках структурного описания спортивной карьеры показана интегрирующая роль идентификации с ролью спортсмена в процессах социализации личности. Идентификация с ролью спортсмена на протяжении спортивной карьеры неуклонно усиливается, достигая максимума на этапах кульминации и финиша. Влияние достижений в спорте на самооценку спортсменов обнаруживается с самого первого этапа спортивной карьеры.

Это влечет за собой избирательную акселерацию повышение самооценки ряда личностных свойств, что выяснено в сравнительном исследовании спортсменов и неспортсменов трех возрастных групп 13-14, 15-16 и 17-18 лет. У спортсменов-инвалидов идентификация с ролью спортсмена вытесняет идентификацию с ролью инвалида и определяет ряд существенных перестроек психического склада личности, повышающих эффективность посттравматической адаптации. Кросскультурное исследование показало, что для российских спортсменов спорт имеет большую субъективную значимость и оказывает более существенное влияние на общую самооценку по сравнению с американскими и английскими спортсменами. В целом, получили подтверждение общие закономерности полового диморфизма более раннее созревание в женском типе развития и относительно большая адаптивность женщин , а также известное различие между мужчинами и женщинами на уровне социального поведения - относительно большая ориентация мужчин на успех в деятельности, а женщин - на сферу межличностных отношений.

Особенности спортивной карьеры в разных видах спорта наиболее отчетливо проявились по таким позициям, как возрастные границы карьеры; возможности смены амплуа и перехода в смежные виды спорта; типичные источники психических нагрузок и «специфические проблемы» спортсменов на различных этапах карьеры; преобладающие виды ситуационных кризисов; специфичные комплексы спортивно-важных качеств и наборы типовых стилей деятельности или компонентов ИСД ; причины ухода из спорта. У спортсменов-инвалидов спортивная карьера тесно связана с процессом посттравматической адаптации и характером инвалидности, что определяет наличие ряда «специфичных проблем» например, сочетания тренировочного процесса с лечением и реабилитацией, необходимости приспособления к техническим требованиям вида спорта при наличии физического дефекта , не характерных для здоровых спортсменов. Вместе с тем, в спортивных карьерах инвалидов и обычных спортсменов обнаружено много общего выраженная специализация, ориентация на высокие достижения, усиление идентификации с ролью спортсмена и др. Общие закономерности спортивной карьеры, выясненные в синтетическом, аналитическом и структурном описаниях, позволили реализовать идею ее психологического сопровождения.

На основе общей модели могут быть разработаны частные и индивидуальные модели. Задачи и содержание психологической помощи спортсменам на каждом из этапов спортивной карьеры определяются, прежде всего, содержанием соответствующих кризисов-переходов. На этапе кульминации карьеры психологическое сопровождение приобретает характер акмеологического. Базовые модели психологической помощи спортсменам - «Замещение» и «Мобилизация» - определяют стратегию психологического сопровождения спортивной карьеры, включая предпочтение тех или иных общих технологий обучения и воспитания спортсмена, а также использования частных технологий психологической помощи.

Основной в концепции психологического сопровождения спортивной карьеры является модель «Мобилизация», рассматривающая спортсмена в качестве субъекта собственного развития и карьеры в спорте и жизни. Психологическую помощь спортсменам оказывают тренер, психолог, ближайшее социальное окружение спортсмена. Особое значение для успешности спортивной карьеры по мнению самих спортсменов имеют отношения «спортсмен-тренер». Их динамика на протяжении спортивной карьеры характеризуется переходом лидерства от тренера к спортсмену и снижением оценок профессиональной компетентности, личностных качеств и поведения тренера со стороны спортсменов на этапах кульминации и финиша спортивной карьеры, что ставит вопрос об оптимизации этих отношений.

В успешно функционирующих диадах «тренер-спортсмен» отношения характеризуются паритетом и высокой эмоциональной «включенностью» с обеих сторон. Эффективность системы психологического сопровождения спортивной карьеры определяется комплексом объективных и субъективных критериев. В формирующем эксперименте на материале изучения гимнасток-художниц на этапе начала спортивной специализации доказана высокая эффективность психологического сопровождения спортивной карьеры на основе анализа психомоторного, интеллектуального и личностного развития юных спортсменок, динамики их удовлетворенности занятиями спортом, динамики психологической атмосферы в спортивной группе, а также динамики спортивных достижений. Изучение спортивной карьеры более чем трех тысяч спортсменов показало, что они нуждаются в квалифицированной психологической помощи на всех этапах спортивной жизни, начиная с первых шагов в спорте и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере.

Поэтому тренерам целесообразно знать и учитывать общие и специфические закономерности спортивной карьеры, владеть технологиями психологической помощи и применять их с учетом рекомендаций, сформулированных в 6. В самом общем виде нужно помогать спортсменам принять позицию субъекта собственного развития и карьеры, что возможно на основе базовой модели «Мобилизация». Спортивным психологам-практикам, начиная работу с конкретным спортсменом, следует ориентироваться не только на текущую ситуацию его спортивной жизни, но и учитывать историю становления его спортивной карьеры и особенности преодоления предшествующих кризисов-переходов, возрастных и ситуационных кризисов, а также использовать всю эту информацию для принятия перспективных решений по принципу «для того, чтобы. Для успешной практической работы со спортсменами необходимо владеть методами изучения спортивной карьеры см.

Приложения 1,3 и 4 и технологиями психологической помощи спортсмену, применяя их с учетом особенностей психологического сопровождения на разных этапах карьеры. Обобщение опыта психологов-практиков будет иметь огромное значение для дальнейшего развития психологического сопровождения спортивной карьеры, которое является открытой системой. Психологам-исследователям целесообразно продолжать изучение спортивной карьеры в соответствии с направлениями, сформулированными в 6. Внедрение психологического сопровождения спортивной карьеры требует совершенствования подготовки кадров тренеров и спортивных психологов.

Возможно также перестроить традиционную логику учебного курса психологии спорта, учитывая, что проблема спортивной карьеры охватывает практически все аспекты современной спортивной психологии. Данный экспериментальный курс заслужил позитивные отзывы студентов и доказал свою эффективность в ходе государственной аттестации вуза. Было бы полезно включить в тематику квалификационных работ студентов, магистров и аспирантов спортивно-педагогических кафедр проблемы спортивной карьеры и психологического сопровождения в конкретных видах спорта. Преподавателям, ведущим такие занятия, важно не навязывать практикам те или иные идеи, а обсуждать разные подходы и технологии работы со спортсменами, демонстрируя прогнозируемые в каждом случае психологические эффекты.

Руководителям ДЮСШ, спортивных клубов, Федераций по видам спорта целесообразно шире привлекать к сотрудничеству на постоянной основе спортивных психологов, владеющих технологиями психологического сопровождения спортивной карьеры, что позволит повысить эффективность деятельности тренеров и спортсменов. В целом, результаты данного диссертационного исследования свидетельствуют о растущей актуальности широкого внедрения системы психологического сопровождения спортивной карьеры в практику спорта, что требует ее экономического обоснования и разработки организационных аспектов. Список литературы диссертации автор научной работы: доктора психологических наук, Стамбулова, Наталья Борисовна, Санкт-Петербург 1. Абрамова Г.

Возрастная психология. Абульханова-Славская К. О субъекте психической деятельности. Деятельность и психология личности.

Стратегия жизни. Алексеев А. Себя преодолеть. Амонашвили Ш.

Ананьев Б. Человек как предмет познания. Богдановой и др. Лесгафта, 1970.

О проблемах современного человекознания. Избранные психологические труды: в 2-х т. Ананьев В. Введение в психологию здоровья.

Анохин П. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. Аркадьев В. Диалог о поединке.

Асеев В. Мотивация поведения и формирование личности. Асмолов А. Афанасьев В.

Багимов Ю. Возрастные и индивидуально-типологические характеристики обучаемости упражнениям с удержанием равновесия тела: Автореф. Белкин А. Психомоторная подготовка в спорте.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры.

Психология человеческой судьбы: Пер. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание: Пер. Бернштейн Н.

О построении движений. Биспен Е. Воспитание смелости-решительности в процессе спортивной тренировки футболистов 13-15 лет.

Они помогают спортсмену набраться необходимого опыта, развить свои таланты и достичь высокого уровня в своем вида спорта.

Без обучения и тренировки невозможно достичь успеха в спортивной карьере. Участие в соревнованиях Во-первых, участие в соревнованиях помогает спортсмену осознать свои сильные и слабые стороны. В ходе соревнований атлет сталкивается с реальными соперниками и получает обратную связь о своих спортивных навыках. Это позволяет ему более точно оценить свой уровень подготовки и выявить области, которые нужно улучшить.

Во-вторых, участие в соревнованиях помогает спортсмену развить навыки соревновательного духа и стратегического мышления. Во время соревнований атлету приходится принимать быстрые решения, адаптироваться к различным тактикам и стремиться к победе. Это развивает его ментальную выносливость и способность принимать правильные решения под давлением. Наконец, участие в соревнованиях позволяет спортсмену улучшить свою результативность и достичь новых спортивных вершин.

Соревнования стимулируют здоровую конкуренцию и помогают атлету выйти из зоны комфорта. Они могут быть мощным мотивационным фактором для развития и достижения поставленных целей. В целом, участие в соревнованиях играет важную роль в становлении и развитии спортсмена.

Кризисы спортивной деятельности_реферат.docx

  • Виды спортивной мотивации: тренировочная и спортивная
  • Социальные кризисы спортивной карьеры
  • Спортивная карьера: определение, особенности и перспективы
  • Презентация "Этапы и особенности спортивной карьеры" - физкультура, презентации
  • 3. Особенности психологической помощи на этапе кульминации спортивной карьеры

Понятие и особенности спортивной карьеры.

Достижения в прыжках в высоту и длину зависят от сократительной способности мышц и массы тела. Величина последней составляющей наиболее значительно увеличивается в середине пубертатного периода у девочек в возрасте 13-15 лет , а максимальный темп совершенствования этих способностей приходится на возраст 11-13 лет. Увеличение результата в прыжках в высоту и длину у мальчиков происходит в возрасте 13-17 лет. На увеличение максимальной силы, достигнутое в середине и конце пубертатного периода, непосредственно влияют гормональные изменения половое созревание и увеличение мышечной массы рост. Известно, что увеличение мышечной силы является результатом как улучшенной нервной регуляции, так и мышечной гипертрофии. Стоит отметить, что вызванная тренировочными нагрузками гипертрофия намного более выражена у взрослых по сравнению с детьми в середине и конце пубертатного периода. Поэтому совершенствование нервной регуляции - главный фактор увеличения взрывной и максимальной силы. Совершенствование нервной адаптации также вносит вклад в рост уровня силовой выносливости. Другие факторы являются метаболическими аэробные и анаэробные источники энергии и гормональными.

Точнее, андрогенные гормоны например, тестостерон влияют на анаэробные источники энергии и мышечную гипертрофию, однако их концентрация низка у детей и только начинает увеличиваться в 12-13 лет у девочек и в 13-14 у мальчиков. Показано, что современная тренировочная практика даёт существенный эффект в развитии аэробных способностей детей 9-12 лет. Однако самые благоприятные периоды для роста уровня аэробной выносливости относятся к середине их пубертатного периода начиная с 14 лет у девочек и с 15 у мальчиков.

Слайд 7 Стиль лидерства — типичная для лидера руководителя система приемов воздействия на ведомых подчиненных. Авторитетный стиль лидерства проявляется, когда лидер выступает как носитель основной цели команды. Он мотивирует спортсменов, ясно давая им понять, насколько их работа важна для реализации цели. Товарищеский стиль лидерства характерен для лидеров, которые превыше всего ценят личность человека, его чувства и мнения.

Это для них важнее, чем любые цели и задачи. Демократичный стиль лидерства. Такой лидер старается выслушать все идеи и выработать общее мнение, он добивается доверия, уважения и преданности своих подчиненных, давая спортсменам право голоса при обсуждении вопросов.

Кризисы спортивной карьеры При слиянии эти периодизации в чем-то дополняют друг друга, а в чем-то совпадают, что помогает выявить критические точки спортивной карьеры, то есть переходные фазы от одного этапа к другому. В психологии развития аналогичные переходные фазы между возрастными периодами называются возрастными кризисами. В широком смысле можно выявить два признака любого кризиса: а Это «поворотный пункт», решающий момент в развитии чего-либо; б Время, в которое нас настигают большие трудности. То есть возрастной кризис это - переходная фаза от одного возрастного периода к другому, связанная с возникновением новых противоречий, которые человек должен разрешить в определенном возрасте. Чаще всего это противоречия между новыми требованиями к человеку, с одной стороны, и его возможностями - с другой.

Можно предполагать наличие аналогичных кризисов-переходов спортивной карьеры, как примерно предсказуемых переходных фаз от одного этапа спортивной карьеры к другому, связанных с возникновением новых противоречий, преодоление которых имеет решающее значение для успешного продолжения спортивной карьеры в целом. Наложение представленных периодизаций спортивной карьеры помогло выделить семь кризисов-переходов спортивной карьеры: Кризис начала спортивной специализации; Кризис перехода к углубленной тренировке в выбранном виде спорта; Кризис перехода из массового спорта в спорт высших достижений; Кризис перехода от юношеского спорта во взрослый спорт; Кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт; Кризис перехода от кульминации спортивной карьеры к финишу; Кризис завершения спортивной карьеры. Главная особенность кризисов-переходов спортивной карьеры - возможность прогнозирования и подготовки к ним. Карьеры нескольких спортсменов будут иметь разное число кризисов-переходов. Ведь именно неспособность спортсмена превозмочь кризис, разрешить появившиеся проблемы обычно ведет к преждевременному уходу из спорта и завершению спортивной карьеры. Знание этих противоречий позволяет заранее подготовиться к ним и упрощает прохождение кризиса. Кризис начала спортивной специализации связан с поступлением в спортивную секцию или началом занятий у профессионального тренера. Суть этого кризиса - адаптация к требованиям вида спорта, к тренеру, к коллективу.

Поэтому очень важно найти такой вид спорта, который приносит радость и стимулирует спортсмена к постоянному развитию и улучшению результатов. Итак, выбор спорта является первым и решающим шагом на пути к успеху в спортивной карьере. Спортсмен должен анализировать свои физические и генетические способности, ментальные особенности и свои интересы, чтобы выбрать дисциплину, где он сможет развиваться и достичь высоких результатов. Роль тренера в формировании будущей звезды Первоначально, тренер отвечает за создание фундамента спортсмена. Он знакомит ребенка с основами выбранной спортивной дисциплины, обучает правильным техникам и технике, предоставляет необходимые знания и навыки. Тренер развивает основные физические качества спортсмена, такие как сила, выносливость, гибкость и координация движений. Кроме того, тренер играет важную роль в формировании характера и менталитета молодого спортсмена. Он учит ребенка самоконтролю, дисциплине и мотивации.

Тренер помогает ученику развивать стремление к достижению высоких результатов, настойчивость, уверенность и умение работать в команде. Важным аспектом работы тренера является участие в формировании позитивной спортивной культуры, этики и уважения к соперникам. Особое внимание тренер уделяет моральной и психологической поддержке своего ученика. Вместе с тем, что тренер признает индивидуальность спортсмена и его потенциал, он помогает ему преодолевать трудности, преодолевать поражения и верить в свои силы. Тренер играет роль наставника и руководителя, который вдохновляет своего ученика на достижение новых высот и сопровождает его на пути к успеху. Итак, тренер является незаменимым фактором в формировании будущей звезды. Он создает фундамент, на котором спортсмен сможет строить свою успешную спортивную карьеру. Роль тренера не только в техническом и физическом обучении, но и в формировании характера, морали и психологии спортсмена делает его ключевым фактором в достижении высоких результатов и успеха в спорте.

Неотъемлемый аспект: физическая подготовка Специалисты считают, что физическая подготовка должна быть основана на комплексной системе тренировок, включающей в себя аэробные упражнения, силовые тренировки, гибкость и координацию. Аэробные упражнения помогают улучшить кардио-сосудистую систему и выносливость организма, силовые тренировки развивают силу, гибкость и координация позволяют выполнять технически сложные движения. Кроме того, регулярные тренировки способствуют укреплению мышц и связок, что снижает риск возникновения травм и повышает устойчивость организма к физическому напряжению.

Спортивная карьера: определение, особенности и перспективы

На основе психологических описаний спортивной карьеры разработать общую модель психологического сопровождения спортивной карьеры и предложить пути ее реализации на каждом из этапов карьеры. Аннотация Проблема поиска новых смыслов жизни является наиболее значимой для спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры. От эффективности её решения зависит качество социальной адаптации спортсменов к новой реальности жизни вне спорта. Следова­ тельно, изучение спортивной карьеры в целом и психологического содержания конкретных ее этапов является необходимым условием разработки системы психологического сопровождения спортивной карьеры.

Стадии социализации спортсмена

Спортивная карьера сущность особенности характеристика реферат Спортсменка после завершения карьеры остановила выбор на профессии спортивного комментатора.
Презентация "Этапы и особенности спортивной карьеры" Психологическая поддержка и помощь на данном этапе могут сыграть решающую роль.
Психология спорта. Раздел I. Психология спортивной деятельности (Е. П. Ильин, 2008) В спортивной карьере также можно выделить этапы подготовки, старта, кульминации и финиша, однако они будут иметь определенную специфику, связанную с особенностями спорта как вида деятельности.

Поиск по сайту

  • Какие этапы становления считаются основой для успешной спортивной карьеры
  • проект по физкультуре 7 класс. Тема: «Спортивная карьера: где, как, когда?»
  • Спортивная карьера сущность особенности характеристика реферат
  • Вы нашли то, что искали?
  • реферат-2 - 3 Исследование спортивной карьеры
  • реферат-2. 3 Исследование спортивной карьеры

Презентация «Этапы и особенности спортивной карьеры»

В некоторых случаях спортсмены уходили в политику или бизнес. Иногда бывшие спортсмены становятся спортивными журналистами, актерами или каскадерами. В наихудших случаях спортсмен становится человеком с ограниченными возможностями. К основным причинам завершения спортивной карьеры можно отнести получение травм, достижение возрастного лимита, длительный период неудач в соревнованиях, пресыщенность конкретным видом спорта, нехватка финансирования. Первая и третья причины могут повести за собой серьезные проблемы психологического характера и проблемы со здоровьем. В решении этих проблем помогает специальная реабилитация. Она включает в себя восстановление физиологического, социально-психического состояния человека. В список задач послеспортивной реабилитации входит помощь в социальной адаптации спортсмена и связанной с ней ресоциализации. Под ресоциализацией мы понимаем некоторое изменение и усвоение социальных норм, ценностей личности. Ресоциализация бывших профессиональных спортсменов — это процесс включения индивидов в систему социальных отношений, сложившуюся в социальной общности и основанную на их интересах.

Ресоциализация — это сложная система социальных отношений. Ресоциализация — это многосторонний процесс, в котором задействован не только бывший спортсмен. Чтобы смягчить ресоциализацию спортсмена послеспортивная реабилитация должна включать социально-психологическую подготовку спортсмена к смене деятельности, правовую помощь, помощь в трудоустройстве, формирование психологической установки на успешную социальную адаптацию, профессиональную переподготовку, помощь в решении материальных проблем. Решение данных вопросов предполагает создание организаций, базы данных профессиональных спортсменов, финансовых резервов, создание рабочих мест. Процесс ресоциализации бывших профессиональных спортсменов конечен. Решая эти задачи, общество сможет избежать того, что спортсмены-профессионалы уйдут в теневую экономику, криминал, станут жертвами «ничего неделания», превращаясь в неполноценных членов общества. Ресоциализация спортсмена может быть частью его спортивной карьеры, а может быть и её завершением. В российскую спортивную лексику термин «карьера» пришёл относительно недавно. Построение спортивной карьеры происходит в общем теми же путями, что и построение карьеры в любом другом поприще.

Однако влияние родителей Может быть решающим лишь на первых порах. Далее огромную роль начинает играть психическая сфера ребенка, формируется Мотивация, появляется интерес, приходят первые спортивные успехи, которые помогают становлению характера. Если этих процессов не происходит, ребенок, как правило, покидает спорт, находя новые интересы в других видах деятельности. По мере роста спортивного мастерства у девочек-спортсменок начинают проявляться, казалось бы, присущие мужчинам черты характера: лидерство, воля к победе, агрессивность. Физиологи объясняют изменения в половом поведении девочек нарушениями в процессе дифференциации мозга, которые вызывают маскулинизацию омужествление полового центра, что в некоторых случаях может привести к изменению полоролевого поведения, сексуальной ориентации и, что особенно важно, материнского инстинкта [3].

Особенно серьезное влияние на маскулинизацию оказывают занятия девушек такими видами спорта, как бокс, борьба, тяжелая атлетика, футбол, хоккей. В целом же полоролевое поведение человека формируется деятельностно. Нельзя достичь высокого спортивного результата без серьезных физических нагрузок, воспитания воли, необходимости быть сильной, выносливой. Девочки-спортсменки быстро обгоняют в росте, физической подготовленности мальчиков-сверстников. По отношению к ним проявляется снисходительность, покровительство, то есть то, что характерно для «мужского мозга».

Уже в детском возрасте у девочек-спортсменок можно наблюдать смешение полоролевого поведения. Далее, если тренером, родителями не проводится соответствующая коррекция поведения, девочки-спортсменки все больше утверждаются в чисто мужской психологии. Стремление к лидерству, агрессивность, иногда даже жестокость в конечном итоге формируют «мужской характер», идет дальнейшее нарушение полоролевого поведения. Несмотря на стремительное и бурное развитие женского спорта, дать однозначную положительную оценку данному феномену в современном обществе пока невозможно. Видимо, это связано с тем, что влияние занятий спортом на женский организм, психику, дальнейшую судьбу также далеко не однозначно.

Можно привести множество убедительных примеров, когда женщины-спортсменки успешно строили свою спортивную карьеру и их дальнейшая жизнь сложилась удачно. Сразу приходят на память имена выдающихся спортсменок Ларисы Латыниной, Татьяны Казанкиной, Лидии Скобликовой, Татьяны Тарасовой и многих других, которые принесли славу российскому спорту и сейчас работают тренерами, преподавателями, являются социально активными членами нашего общества. К сожалению, можно привести примеры и негативного влияния спорта на женские судьбы. Как показывает практика, очень сложно адаптируются к социальной жизни девушки-спортсменки , которые уже в детском возрасте познали радость больших спортивных побед. В таких видах спорта, как гимнастика, фигурное катание, плавание, художественная гимнастика, победителями мировых первенств, олимпийских игр становятся юные спортсменки начиная с 14 лет, пример тому — 14-летняя олимпийская чемпионка Тара Лепински.

Спортивная карьера в этих видах спорта у многих спортсменок, как правило, заканчивается к 20 —25-ти годам. После окончания спортивной карьеры почти у всех девушек возникает проблема: как жить дальше? Как строить свои отношения вне спорта? Методика исследования. Чтобы ответить на эти вопросы и разработать систему интеграции девушек-спортсменок в социальную жизнь, нами было проведено социологическое исследование «Женщина и спорт».

В опросе приняли участие 288 девушек-спортсменок из Москвы, Санкт-Петербурга и Челябинска. Респонденткам была предложена анкета из 22-х вопросов, касающихся жизненных планов, самооценки личностных качеств и выяснения отношения женщин-спортсменок к занятиям спортом[5]. В анкетировании приняли участие спортсменки 45 видов спорта. Полученные данные подтверждают современную тенденцию омоложения женского спорта. И это понятно: стремительный рост рекордов вынуждает тренеров привлекать к занятиям спортом детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Данная тенденция характерна для развития современного спорта, в том числе и международного. Видимо, это одно из противоречий, характерных для развития спортивного движения, которое можно, как мне кажется, лишь частично разрешить путем создания новых технологий отбора и развития спортивного таланта, уделения всестороннего внимания развивающейся личности юного спортсмена[5]. Спортивная карьера юной спортсменки не всегда складывается удачно и бывает весьма краткосрочной. Причины раннего ухода из спорта у спортсменок разнообразны: одних это травмы и болезни, у других — спортивные неудачи, неспособность выдерживать высокие спортивные нагрузки, третьи — разочаровались в спортивной деятельности и хотели бы попробовать себя в другом деле, в том числе получить образование, выйти замуж и т. Спортивную карьеру можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта.

Выделяют три существенных признака любой карьеры: 1. Можно выделить несколько принципов построения спортивной карьеры[10]: - совершенствование знаний и навыков.

Повышение уровня притязаний спортсмена и новые более высокие цели, которые он ставит перед собой, требуют огромных ресурсов. На первом этапе, как... Аналитическая модель рассматривает спортивную карьеру... Ранее спортсмен верил тренеру, что ему это необходимо, а теперь он сам в этом уверен. Особое место в спорте высших достижений занимает психологическая подготовка к соревнованиям.

Третья — стратегия вскрытия дополнительных резервов с целью достижения победы. Новые интересы, ценности, цели и т. У элитарных спортсменов он может быть длиннее. Спортсмен может скрывать это. Однако в этот период он более уязвим, чем на этапе своего расцвета. И его потребность в обратной связи и социальной поддержке других людей возрастает. Спортсмен «прислушивается к себе», а тренер — к спортсмену.

Начало исследований карьеры было положено еще Б. Он полагал, что любая карьера состоит из четырех этапов: подготовка, старт, кульминация и финиш. На наш взгляд, подобное деление карьеры на этапы является универсальным и подходит к любой профессиональной карьере. Однако в случае со спортивной карьерой есть своя специфика. Спортивная карьера начинается очень рано, еще в дошкольном детстве, и заканчивается также рано по меркам профессий, не имеющих отношения к спорту. Наши белорусские коллеги Е. Лупекина, О.

В нем, благодаря экстремальности условий, можно обнаружить все богатство проявлений человеческой натуры. Он более разносторонне формирует адаптационные возможности человека в самом широком смысле, чем большинство других профессий. Например, спортсмены легче адаптируются в бизнесе, так как ситуация конкуренции их стимулирует. Таким образом, спортивная карьера закладывает реальные предпосылки перехода к другой профессиональной карьере, что немаловажно, поскольку она обычно завершается в период, весьма далекий от пенсионного возраста. Таким образом, спортивная карьера СК - это многолетняя деятельность спортсмена, предполагающая достижение высоких результатов, в соответствии с целями и задачами конкретного этапа многолетней профессионализации спортсмена. Периодизация спортивной карьеры Профессиональная карьера, в ходе которой происходит становление профессионала, является главной проблемой психологии труда.

реферат-2. 3 Исследование спортивной карьеры

Физическая подготовленность играет важную роль при выборе спорта. Каждая дисциплина требует определенных физических качеств, таких как сила, выносливость, гибкость или координация движений. Поэтому спортсмен должен анализировать свою физическую подготовку и выбрать такой вид спорта, в котором сможет лучше всего реализовать свои физические способности. Генетические предпосылки также имеют большое значение при выборе спорта. Некоторые люди обладают естественными талантами в определенных областях: скорость, высокий рост, гибкость и т. Эти генетические особенности могут стать преимуществом в определенных видах спорта. Поэтому важно изучить свои генетические предпосылки при выборе дисциплины. Ментальные особенности спортсмена также следует учитывать. Некоторые виды спорта требуют высокой концентрации, сосредоточенности и стрессоустойчивости. В то время как другие могут требовать креативного мышления или командной работы. Спортсмен должен понимать, насколько сможет справиться с психологическими аспектами выбранной дисциплины.

Интересы спортсмена — это ключевой фактор, который не следует пренебрегать при выборе спорта. Если спортсмен не увлечен выбранной дисциплиной, то будет трудно вложить достаточно усилий и мотивации для успешного тренировочного процесса. Поэтому очень важно найти такой вид спорта, который приносит радость и стимулирует спортсмена к постоянному развитию и улучшению результатов. Итак, выбор спорта является первым и решающим шагом на пути к успеху в спортивной карьере. Спортсмен должен анализировать свои физические и генетические способности, ментальные особенности и свои интересы, чтобы выбрать дисциплину, где он сможет развиваться и достичь высоких результатов. Роль тренера в формировании будущей звезды Первоначально, тренер отвечает за создание фундамента спортсмена. Он знакомит ребенка с основами выбранной спортивной дисциплины, обучает правильным техникам и технике, предоставляет необходимые знания и навыки. Тренер развивает основные физические качества спортсмена, такие как сила, выносливость, гибкость и координация движений.

Просто бассейны от нас далековато. На лыжах зимой катаемся, и все лето у нас - на велосипеде. Но без регулярных занятий в секции дети у меня нужного минимума движений не добирают, я считаю, особенно зимой. Потому, что я МАМА в первую очередь, а потом уже человек с амбициями по поводу своего ребенка. Поэтому мне важно знать, какие травмы могут быть при тех или иных видах спорта. Какие нагрузки при этом там-то или там-то, какие болезни недопустимы при занятиями тем-то, что подойдет для профилактики для моего ребенка при ЕГО перечне болезней, комплекции, способностям. Самые простые, с какого возраста желательно заниматься тем-то или тем-то, как часто при этом потом ребенку надо будет заниматься в день, неделю и прочее. И много еще вопросов. Кстати, по поводу врачей —к кому обращаться, если НЕТ нормального спортивного врача? Я не в Москве, и даже не в Киеве, а в нашем городе и обычные врачи, толково и детально осмотревшие моего ребенка с его набором болезней —редкость. И извините, я не обязана ВСЕ знать, поэтому основные рекомендации для меня важны. Да, мне нужен алгоритм. Ничего смешного в этом не вижу, если мне предоставят основной список врачей, к которым нужно пойти в первую очередь, когда объяснят различия между боксом и гимнастикой : , их польза или вред для МОЕГО ребенка и прочее. Ладно, это для выбора и «обычного посещения» спортсекции. А ведь в проффесиональном спорте еще дополнительные вопросы пойдут. И их тоже немало. У автора были статьи, причем очень прилично написаны и заслуживающие уважения. Поэтому рассказывать здесь об опыте журналистики —неуместно. Все мы писали сочинения на заданную тему и знаем свой потенциал, кто может, а кто нет написать даже при наличии опыта. А как мнение специалиста, мнение автора мне может быть очень даже интересно. Вера, огромное спасибо за советы. Данный ответ был скорее Морису, чем Вам. По поводу своего сына, то сейчас он ходит в садике на хореографию и гиманстику, помимо их танцев и гимнастики, от которых он в восторге. Но, мой Левушка очень подвижный, хотя гипертонуса нет. Тем не менее, у него внутриутробная гипоксия, дисбактериоз 2-3 степени из-за стафилоккока, которым нас "наградили" в роддоме , дисплазия слабая, недоразвитость ядер была и малые углы, в общем, обошлись массажами и плаванием, без стремян , миопия слабая наследственно, у меня тоже близорукость, как и у многих моих родных, хотя в целом, пока в допустимых пределах , шумы в сердце растет сильно и скачками -переходное , частые ОРВИ но мы и климат сменили -из лесной зоны в степную с ветрами. У меня в роду многие болели панкреатитом и аномалиями поджелудочной, а также у многих больные почки, в том числе и у меня. По линии мужа сын "получил" плохие зубы, окончательно испорченные дисбактериозом. При этом мои малыши очень любят спортивные игры. В 1,6 годика Левушка самостоятельно катался с детской горки под моим присмотром. Иришка его "переплюнула" и в 1,3 каталась. Обожают шведскую стенку. В общем и целом, то своих детей я проверила у многих врачей, тем более, что смогла найти нормальных. Но, тогда, когда знаю о проблеме или подозреваю о ней. О серьезном выборе будет разговор через год, когда Левушке будет 5.

Он должен быть готов к постоянному самосовершенствованию и обучению. Сложности спортивной карьеры Спортивная карьера сопряжена с определенными сложностями, которые спортсмен должен преодолеть. Физическая нагрузка: Спортсмену приходится работать над собой и тренироваться ежедневно. Это требует большого физического напряжения и выносливости. Конкуренция: В спорте существует огромная конкуренция, и спортсмену приходится бороться за свое место в команде или на соревнованиях. Он должен быть готов к сильным соперникам и неуклонно работать над своими навыками и результатами. Травмы и риски: Спортсмены подвержены травмам и рискам, связанным с занятием спортом. Они должны быть готовы к тому, что травма может возникнуть в любой момент, и быть готовыми справиться с ней. Ответственность: Спортсмену часто приходится нести большую ответственность, особенно если он является частью команды. Он должен быть готов выступать на высоком уровне и не подводить свою команду. Не смотря на все эти требования и сложности, спортивная карьера может быть очень увлекательной и успешной. Она предлагает возможность достижения высоких результатов, путешествий и участия в различных соревнованиях. Преимущества спортивной карьеры для атлетов и общества Личные преимущества Спортивная карьера предлагает множество личных преимуществ для атлетов. Во-первых, занятие спортом способствует поддержанию хорошей физической формы, что положительно сказывается на общем здоровье.

Они должны быть готовы к тому, что травма может возникнуть в любой момент, и быть готовыми справиться с ней. Ответственность: Спортсмену часто приходится нести большую ответственность, особенно если он является частью команды. Он должен быть готов выступать на высоком уровне и не подводить свою команду. Не смотря на все эти требования и сложности, спортивная карьера может быть очень увлекательной и успешной. Она предлагает возможность достижения высоких результатов, путешествий и участия в различных соревнованиях. Преимущества спортивной карьеры для атлетов и общества Личные преимущества Спортивная карьера предлагает множество личных преимуществ для атлетов. Во-первых, занятие спортом способствует поддержанию хорошей физической формы, что положительно сказывается на общем здоровье. Во-вторых, спорт развивает дисциплину, настойчивость и упорство, что помогает атлетам достигать поставленных целей не только в спортивной сфере, но и в жизни в целом. Кроме того, спорт способствует развитию межличностных навыков, таких как командный дух, сотрудничество и лидерские качества. Профессиональные преимущества Спортивная карьера может принести атлетам множество профессиональных преимуществ. Успехи в спорте могут открыть двери к возможностям получения спонсорских контрактов, рекламных кампаний, а также участия в различных мероприятиях и показах мод. Кроме того, спорт может стать основой для создания собственного бизнеса в сфере фитнеса, тренинга или консалтинга. Социальные преимущества Спорт имеет сильное социальное значение и способен оказывать положительное влияние на общество. Атлеты-профессионалы являются важными образцами для подражания для молодежи, мотивируя их заботиться о своем здоровье, стремиться к достижению поставленных целей и быть активными участниками спортивных мероприятий.

реферат_социальные кризисы спортивной карьеры.docx

  • Презентация "Этапы и особенности спортивной карьеры"
  • Как остаться в спорте
  • Психология спорта. Раздел I. Психология спортивной деятельности (Е. П. Ильин, 2008)
  • Проблемы большого спорта: карьера

Презентация «Этапы и особенности спортивной карьеры»

В спортивной карьере также можно выделить этапы подготовки, старта, кульминации и финиша, однако они будут иметь определенную. «Этапы и особенности спортивной карьеры». Тунгел Ольга. Спортивная карьера рассматривается как многолетняя спортивная деятельность, нацеленная на достижение высоких спортивных результатов. Предварительная спортивная подготовка. Спортивная карьера. Спортивная карьера – это многолетняя спортивная деятельность, нацеленная на достижения высоких спортивных результатов и связанная с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта. выбор спортивной школы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий