Последствие похода князя владимира на волжскую булгарию

После падения Хазарского каганата в результате похода на него в 965 году князя Святослава Игоревича, — Волжская Булгария, до того времени являвшаяся хазарским данником, стала потенциальным соперником Руси на Среднем Поволжье. Поход на Волжскую Булгарию. Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках развернувшегося в 980-х годах.

Волжская Булгария

Поход великого князя Юрия Всеволодовича на Волжскую Булгарию, захват земель в низовьях Оки. Основание Нижнего Новгорода (1221) в земле мордвы как форпоста против Волжской Булгарии. Название болгары употребляли русские летописцы, описавшие военные походы русских князей на Волжскую Булгарию в существующих древнерусских летописных сводах1. ИнтернетПоход на Волжскую Булгарию В 1182 г. (по Лаврентьевской летописи — в 1184 г.) Всеволод Юрьевич выступил в поход на Волжскую Булгарию. На востоке возник конфликт с волжскими булгарами: они создавали препятствия для торговли русских купцов по реке Волге. Князь Владимир собрал войско, заключил союз с торками ― кочевниками, которые жили к югу от Руси, ― и двинулся в поход против Волжской Булгарии. Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) — Поход на Волжскую Булгарию 1376 Монголо-татарское иго Дата 1376 года Место Волжская Булгария Итог Победа русского войска Стороны Московское княжество Волжская Булгария Командующие Дмитрий Боброк, Василий Кирдяпа. Теперь кратко обсудим основные события: Походы на Волжскую Булгарию. В 985–986 годах Владимир совершил поход на Волжскую Булгарию и хазар, итогом которого стало выгодное торговое соглашение.

Поход в константинополь князя владимира кратко

Правильно, религия. Так, князь Владимир стал инициатором проведения религиозной языческой реформы 980 года. В чем состоял основной смысл религиозной реформы? В Древней Руси существовал политеизм. Богов было много и каждый отвечал за что-то конкретное.

Подробнее о политеизме вы можете почитать в статье « Восточнославянские племена и их соседи. Быт, общественный строй, верования и расселение восточных славян ». Владимиру не нравилось большое количество богов, и он решил сделать Перуна — бога грома — главным богом среди всего славянского пантеона. Преобразование оказалось неудачным.

Почему религиозная реформа провалилась? Князь не учел небольшую деталь: у каждого племени был свой верховный бог. Кто захочет молиться и приносить жертвы только богу Грома, вдруг это обидит других богов и они перестанут помогать людям? Поэтому религиозная реформа не была принята обществом, но Владимир не остановился и предпринял еще более радикальный шаг.

Крещение Руси Выбор религии. В 986 году князь Владимир решил выбрать для своего народа единую веру, которая могла сплотить их и укрепить власть князя на Киевском престоле. Какие религии мог выбрать Владимир? Из летописи нам известно, что Владимир призвал к себе представителей трех религий: христианства, ислама и иудаизма.

Например, в исламе был запрет на алкоголь и свинину. Ранее бабушка Владимира княгиня Ольга приняла христианство в Константинополе. Важно: не путайте христианство с православием, так как раскол христианской церкви на православную и католическую произойдет в 1054 году. Что повлияло на выбор христианства?

Возможно, Киевская Русь так и осталась бы языческой, если бы Византия не попросила помощи против мятежников. Владимир согласился помочь, но с условием, что за это ему отдадут в жены сестру императора Анну. Владимир оказал помощь, но по окончании военной кампании византийский император не спешил отдавать свою сестру в жены языческому князю. Тогда Владимир со своим войском отправился в Корсунь, он же Херсонес город в Крыму в районе современного Севастополя , чтобы напомнить императору об их договоре.

В ходе переговоров было решено, что Владимир примет христианство в этом городе. По возвращении в Киев в 988 году князь крестил народ в водах реки Днепр, куда же были сброшены и языческие идолы. Почему у Владимира столько прозвищ? Принятие христианства имело огромное значение, поэтому в прозвищах отражается отношение к нему всего народа.

Васнецов, фреска «Крещение князя Владимира» Но мы знаем, как было на самом деле: Причины принятия христианства: Владимир стремился объединить под своей властью восточные племена, сплотив их верой в единого бога. Принятие христианства могло повысить международный авторитет и способствовать сближению с Византией и другими христианскими государствами. Религия обосновывала имущественное неравенство среди народа: не важно, беден или богат человек, если всех ждет суд перед богом. Принятие христианства могло усилить власть и авторитет князя.

Последствия принятия христианства: Произошло объединение восточных славян, так как, приняв христианство, человек не был частью определенного племени. Возрос авторитет Руси на международной арене, укрепились дипломатические связи с христианскими государствами. На Руси появились нормы морали, которые регулировали поведение людей в обществе, снизилось число грабежей и убийств. Произошел толчок к развитию культуры: началось строительство церквей и храмов, развитие письменности и иконописи.

С внутренними делами князя Владимира мы разобрались, пришло время узнать, как складывались отношения с соседями. Внешняя политика Владимира Главной целью Владимира было расширение государства. Рассмотрим схему, в которой приведены все основные направления внешней политики Владимира: Теперь кратко обсудим основные события: Походы на Волжскую Булгарию. В 985—986 годах Владимир совершил поход на Волжскую Булгарию и хазар, итогом которого стало выгодное торговое соглашение.

Войны с печенегами.

Они надеялись молниеносной атакой внести панику в ряды противников и обратить их в бегство. Но расположенный в центре полк состоял из хорошо вооруженных и тщательно обученных ратников Дмитрия Донского. Они сумели устоять под натиском врага, прикрываясь надежными щитами и доспехами. Вскоре после первой атаки на монголо-татар с флангов из укрытия обрушились полки под руководством Вельяминова и Пронского. Это вызвало панику в рядах ордынцев и они бросились бежать. Поскольку позади них была река, то многие из них утонули во время неудачной переправы.

Погиб и главнокомандующий Бегич. Дмитрий Иванович принял решение не преследовать ордынцев по следующим причинам: наступала ночь и сложно было продолжать боевые действия в темноте; у него были опасения по поводу возможного обманного маневра монголо-татар, которые потенциально могли заманить его в ловушку; князь решил поберечь русских воинов, которым нужно было сохранить силы для последующих боев. На следующее утро на реке стоял большой туман и только когда он рассеялся, русское войско смогло правильно оценить ситуацию. Ордынцы бежали, но оставили после себя обозы с оружием и продовольствием, которые достались русским воинам в качестве трофея. Итоги и последствия Сражение на Воже стало первой по-настоящему крупной победой русского войска над монголо-татарами. До этого древнерусским князьям уже удавалось одерживать победу над ордынцами, но это были битвы не такого большого масштаба. Причины победы: Полководческий талант князя Дмитрия Донского.

Блестяще налаженная разведка. Слаженность действий всех трех полков.

В 986 году в Киев приехал греческий философ. Грек поведал князю об основных догматах православия и посоветовал ему принять крещение. Несмотря на то что Владимир проявил известное колебание в своем окончательном принятии веры, он все же послал бояр в Константинополь для окончательного знакомства с православием. Перед ними открылись двери храма Св. Софии, где посланцы увидели праздничную службу, убранство храма и были поражены увиденным. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладости, не возьмет потом горького. Так и мы — не можем уже оставаться прежними».

И бояре, и «старцы градские» одобрили выбор своих послов. На вопрос Владимира, где принять крещение, совет во всем положился на волю своего князя. На следующий год прибыло посольство Византийского императора с просьбой помочь в подавлении восстания малоазиатского наместника и полководца Варды Фоки , Владимир потребовал за помощь руки сестры императора Анны, хорошо зная, что родственники императоров могут сочетаться браком лишь с людьми своей веры. Император поспешно согласился на это условие. Но он хорошо знал намерения Владимира, и поэтому его тайная служба предложила князю осадить и взять Корсунь Херсонес , важную колонию империи, а взамен ее получить, теперь уже официально, руку Анны. Князь Владимир киевский пошел к Корсуни. Но крепость оказалась сильно укрепленным городом, который так просто было не взять. Анастас был раздосадован — ему приходилось в этом случае почти открыто выступать на авансцену событий. Он возвращается в Корсунь и отсюда извещает князя о месторасположении городского водопровода. Владимир перекрыл доступ воды в город, и через несколько дней Корсунь сдалась.

Жители, не посвященные в хитросплетение политики властителей, ожидали разграбление города варварами, но ничего подобного не случилось. Владимир был необычайно милостив, и скоро горожане вернулись к мирной жизни. Тем временем киевский князь принял крещение, и было решено, что в скором времени последует и крещение всей Киевской Руси. Анна выехала навстречу своему будущему супругу. Анастас стал духовником Владимира, которому отныне пришлось покончить с привольным житьем вождя-язычника. Он распустил свой гарем, насчитывавший более восьмисот наложниц, и выдавал их замуж за своих приближенных. Отныне у него одна жена — Анна. И один Бог — Христос, который скоро станет богом всей Руси. Слово Христово, его учения звучали на Руси и до Владимира. Считается, что впервые о новой христианской вере славяне услышали еще в I веке н.

Именно в это время в земли северного и восточного Причерноморья из Сирии приходит с целью проповеди христианская миссия, руководимая апостолом Андреем Первозванным и включавшая апостолов Матфея, Варфоломея, Симона Зилоту и Иуду. Пройдя Причерноморье, апостолы, ведомые Святым Андреем попути, в дальнейшем названному «из варяг в греки», добрались до ильменских земель, а там, через Европу — по знаменитому «янтарному пути», по которому везли с берегов Балтики солнечный камень еще до зарождения средиземноморских цивилизаций, — вернулись в Рим. По одному из преданий, проходя мимо горы, на которой спустя несколько веков Кий заложит город своего имени, Андрей Первозванный обратил внимание на это место, предрек ему великое будущее и воздвиг на ней большой крест. Пророчество святого сбылось, и имя гордого города было известно во всех четырех сторонах света. Как города сильного, прекрасного, богатого. Теперь же ему надлежало, по замыслу князя Владимира Святого, стать и городом христианским, православным. В Киеве возник первый храм — Десятинная церковь, в которую были переданы корсунские трофеи. Владимир приказал сокрушить изображения прежних языческих богов — одни были изрублены, другие сожжены. На месте «Перунова холма» была построена церковь Св. Василия, чье имя при крещении принял Владимир.

Князь Владимир 1, сыновья и дружинники — все они крестились в одном источнике, получившем с этих пор название Крещатик. После свержения изображений языческих богов по всему Киеву стали ходить митрополит и греческие священники, выступая перед горожанами с проповедью христианского учения. Знать крестилась, желая угодить своему князю, но простой люд колебался. Чтобы заставить остальных горожан принять новую веру, для крещения князь Владимир приказал наутро всем собраться на Днепре, предупредив, что любой, кто этого не сделает, станет его врагом. Теперь большинство горожан, поняв невозможность дальнейшего сопротивления, придя к Днепру, вошли в воду. Туда же пришел и Владимир вместе с греческим духовенством. Массовый обряд крещения совершился. Выбор новой религии дал князю нового союзника — Византию. Потому военно-политические последствия совершившегося были очень велики. В 992 году Владимир пошел войной на восточнославянских хорватов, но поход так и не состоялся, поскольку началось нашествие на Русь печенегов.

Вот тогда-то он, возможно, и воспринял действия дружины Юрия, как условно союзнические. Это не значит, что ему кто-то был нужен как реальный союзник. Силы русского войска были несопоставимо слабее. Но ведь они оказались противниками его же — Тамерлана — врагов и даже пришли на их землю.

Не случайно спустя некоторое время знаменитый иностранец Сигизмунд Герберштейн, оставивший свои записки о путешествиях в Московию, заметил по поводу данного похода русских, что они «овладели Булгарией, которая лежит по Волге, и изгнали из нее татар». Против татар — то есть Тохтамыша — воевал тогда и Тимур. И, преследуя его или его отряды , он, собственно, попал в Булгарию. Оказавшиеся здесь русские преследовавшие другого князя, а заодно и, возможно, сторонников Тохтамыша ему совсем не мешали, скорее наоборот.

Кто знает, возможно, почти одновременное нападение на Булгарию с юго-востока Тамерлан и потом с запада Юрий Звенигородский в 1395 году — было результатом даже согласованной акции. А благословение старца Саввы — частью большой политики того времени. Оставим рассмотрение этой гипотезы на суд будущих исследователей. Но именно Тимур тогда, в 1395 году, первым разрушил города Булгар, Жукотин, Кременчуг и другие.

В Британском музее хранится один из самых ранних списков «Повести о нашествии Тимура булгарам», относящийся к XVII веку, где собраны предания и сказания казанских татар. О разрушении Тимуром столицы Булгар известно, что город был тогда им «обращен в ничто и небытие; в мире осталось только одно имя его». Он убил даже местного правителя — сжег вместе с семьей в знаменитой Судной палате, каменные развалины которой сохранились до нашего времени. За жестокость ордынцы прозвали его Аксак-Тимуром, что в переводе означает Хромой Тимур, а в некоторых вариантах — Бандит Тимур.

Получается, что на самом деле к беспощадному уничтожению булгарских городов дружины князя Юрия не имели первоначально никакого отношения. Сведения из источников, которые нам предлагают данные даты, можно считать не менее достоверными, чем другие. Некоторые из этих летописей написаны были даже чуть ранее например, Троицкая. Все события похода князя могли в 1399 году развиваться по тому же сценарию, как и тремя-четырьмя годами ранее.

Есть только одно «но». И состоит оно в том, что трудно предположить нападение князя Семена Дмитриевича на Нижний Новгород именно в 1399 году. Уж больно долго он для этого собирался. В это время, кажется, он уже совсем скрылся в Орде и не показывался оттуда.

Нашли князя там, как мы знаем, лишь в 1401-м. Но тогда — как и зачем русские оказались в Волжской Булгарии, раз они не собирались и не могли отправиться в тот год в погоню за князем Семеном? Тамерлана там тоже уже давно не было он находился в тысячах километров от этих мест. Именно это последнее событие — битва Едигея и литовско-ордынских войск в 1399 году на реке Ворскле — может стать достаточным основанием для того, чтобы версия 1399 года считалась «удачной».

Орда победила, литовцы были разбиты, Тохтамыш опять поражен. Но даже у победителя — Едигея — силы иссякали, и он быстро повернул назад, в Орду. Все соседи Руси в этот момент настолько ослабли, что момент для решения русскими своих военных задач был крайне удачен. Пути на Восток к остаткам булгарских сокровищ были открыты.

Может быть, поэтому дружины князя Юрия и решили воспользоваться благоприятной ситуацией? Логично укладывается здесь и благословение старца Саввы, который в это время уже расположил свой монастырь на горе Сторожи. У молодого князя предполагалась будущая семья, однако свадьбу с Анастасией — дочерью Смоленского князя Юрия Святославича — благоразумно отложили до завершения похода. Значит, и эта версия — 1399 года — может быть приемлема.

Ее логичность не случайно привлекает нынешних исследователей. Хотя все-таки одно сомнение продолжает мешать простой логике. За четыре года после нападения Тамерлана булгары могли не только восстановить разрушения, но и собраться с силами. Неразумно было в это время идти на Восток.

А вот сразу же после Тимура — в 1395-м — было намного проще. Год 1395-й или 1399-й? Думается, что, вопреки и несмотря на повороты «исторического разумения», а также на имеющиеся в настоящий момент противоречивые факты акцентирую — в настоящий момент! И в дальнейшем, когда мы увидим — в какое же время, по сути, строились главные соборы Звенигорода и Саввино-Сторожевского монастыря, это подтвердится еще более.

Они возводились гораздо ранее, чем принято иногда считать, а именно — с середины 1390-х годов. Именно это и доказывают некоторые ученые — искусствоведы и историки. Доказывают… совершенно независимо от данных о походе Юрия из летописей, которые об этом рассказывают. Но достаточно лишь совместить эти данные и картина вырисовывается сама собой.

То есть именно к середине 1390-х годов у князя Юрия уже были достаточные материальные средства для нового грандиозного строительства. Откуда они взялись? Исключительно и только в результате военного похода и молчаливого отказа Москвы платить дань Орде как раз с 1395 года. Вот так все и сходится — на этот год.

По этой причине у Москвы хватило достаточно средств в 1398 году, чтобы послать их в Константинополь для поддержки византийских союзников в борьбе с осадившим город турецким князем Баязидом. Сказано же в летописи, что повезли «много серебра и милостыню с чернецом Родионом Ослебятей» кажется, тем самым Ослябей — героем Куликовской битвы, или одним из его ближайших родственников. Откуда такие богатства на Руси, если мы думаем, что они появились от Волжской Булгарии только через год? Наверное, они просто уже были оттуда привезены.

Сегодня эту версию — 1395 года — косвенно подтверждают также, например, археологи. Раскопки в Звенигороде еще в 1940-е годы показали существование здесь в конце XIV века многочисленной загадочной красной керамики, которая близка с похожей однотипной золотоордынской керамикой этого же времени. Как она сюда попала? Скорее всего — в результате близкого соприкосновения местного населения с бытом ордынцев, а именно — по возвращении дружины из похода на Булгарию и приведения в Звенигород многих пленных мастеров, о которых сообщают и летописи.

В это время на Руси активно применяются различные новшества. Тонкостенная керамика улучшенного горнового обжига в Звенигороде подтверждает это. Также в эти годы вполне вероятно уже начали появляться и монеты, отчеканенные князем Юрием Звенигородским, как удельным князем. Значит — уже было из чего их чеканить, появились в необходимом количестве драгоценные металлы.

Добыча из похода уже была привезена в «отчину». Монеты эти производили некоторую революцию в торговле Руси с соседями. Именно на них стали изображать важнейший символ — наездника-ездца об этом пойдет речь в последующей главе «Загадки князя Юрия» , которого иногда принимают за тезоименитого князю Юрию — святого Георгия на коне, поражающего копьем змия. Также поместили на монетах имя уже умершего хана Золотой Орды Узбека еще одна загадка!

Святой Георгий Победоносец лишь позднее станет символом Москвы. И потом его утверждение часто будут связывать почему-то непосредственно с именем князя Юрия Звенигородского. Но главное — на монетах был заметен пораженный копьем дракон-змий. Удивительно хотя это лишь не более чем совпадение , но именно дракон — по-булгарски «барадж» — был в то время одним из символов государства Волжская Булгария.

Его изображения мы находим на многих изделиях, найденных археологами на раскопках в окрестностях этой древней державы. Данный символ помещался на булгарских гербах и боевых знаменах. И вот перед нами русские монеты конца XIV века, на них воин-князь поражает дракона-змия — символ Булгарии. Многое совпадает, и по смыслу, и по времени.

Такие «мистические» связи с Булгарией дополняет более поздняя запись в известной «Истории о Казанском царстве». Можно подивиться рассказу летописца о змие, якобы обитавшем на месте Казани, и о его уничтоженном гнезде, в центре которого будто бы и возник город. Предлагаем читателю самому убедиться в правдивости слов древнего автора оставляем в тексте язык оригинала. Живяще ту возгнездився змии велик и страшень о дву главу: едину имея змиеву, а другую главу волову.

Единою пожираше человеки и скоты и звери, а другою главою траву ядяше. А иныя змии около его лежа-ше, живяху с ним всяцеми образы. И обволоче кругом сеном и тростием, и древнем, и лозием сухим многимъ. И полиявъ серою и смолою и зажже огнемъ и попали и пожже вся змия, великаго и малыя, яко быта от того велику смраду змиину по всей земли той… Мнозем же от вой его умрети от лютаго смрада змиина.

Близ того места стояху кони и верблюды его и мнози падоша. И симъ образомъ обчисти место то. Царь возгради на месте том Казань, никому же от державных Руси смеюще супротивъ что реши». Вот такая необычная история.

А при чем тогда начертание на монетах Юрия имени хана Узбека? Да при том, что именно он долгое время считался одним из символов стабильной и непоколебимой власти, образцом сильного правителя. То есть князь Юрий Дмитриевич Звенигородский и Галичский со своим старшим братом — великим князем Василием были родственниками хана Узбека! Вспомним также, что именно Юрий Данилович Московский получит в 1319 году столь важный для Москвы ярлык на великое княжение.

А теперь, три четверти века спустя, пройдя походом по Волжской Булгарии, московские правители смогли получить добычу, способствовавшую их быстрому усилению и процветанию. Поставив на новые монеты имя Узбека, Юрий Звенигородский и его брат Василий пытались этим показать всему восточному миру собственное возрастающее влияние и мощь. Кстати, известно, что хан Узбек был очень близок и расположен к православию. Ведь его женой была православная византийская царевна, получившая в Орде имя Байлунь.

Оказывала на него влияние и родная сестра, крестившаяся в Москве. Тогда Золотая Орда еще не определилась с выбором государственной религии. Именно на монетах, отчеканенных в ордынском Сарае во времена Узбека, впервые появляется изображение двуглавого орла и… женщины с младенцем, в которой некоторые исследователи усматривают возможный лик Богородицы. И хотя в итоге под влиянием булгарских проповедников Узбек принял ислам «царь Озбяк обесерменился», — писали русские летописи , князь Юрий Звенигородский поставил его имя на свои монеты, соединив этим две великие эпохи и показав некоторую самостоятельность по отношению к влиянию Орды, да и соседней Булгарии.

Теперь же, по прошествии времени, Орда ослабла, а Булгария почти пала. Имя хана Узбека на русских монетах могло стать, да и стало — символом новой будущей эпохи воссоединения земель и времен под рукой Руси. При этом старец Савва Сторожевский был прав в своем благословении, когда даже и не намекал князю Юрию Звенигородскому на его великую славу в итоге похода. Князь-воин три месяца рисковал жизнью, захватил много богатства, вернулся с ним в «отечество», отдал большую часть своему старшему брату следуя законам родства и подписанному между ними договору.

Но вся слава досталась не ему, а… Василию. Тот даже попытается, как замечал Карамзин, прослыть в сознании современников и потомков как «князь Василий — завоеватель Булгарии». Но не вышло. Не ужилось.

Именно с этого момента и начинаются незаметные на первый взгляд сложности во взаимоотношениях между братьями. Василий не мог так просто пережить и простить своему брату победу и величие, и всячески их позднее умалял. Вот почему мы так мало знаем об этом походе, потомки Василия и его летописи отвели младшему брату лишь краткие упоминания совсем замолчать было просто невозможно. А чтобы слава и сила возможного преемника на Московском троне не возросли в дальнейшем, Василий I уже не будет спешить специально просить Юрия Дмитриевича совершать военных действий по его поручению или по братскому договору между ними.

Так это было в истории. И уже скоро начнут происходить более серьезные столкновения между родственниками. Итоги уникального похода на Восток Из Галицко-Волынской летописи: «Крепко копьем же изломившимся, яко от грома тресновение бысть, умроша, инии уязвенни быта от крепости ударения копейного». Действительно, они увидели во многом разоренные Тимуром и Тохтамышем крепости и города.

Летописи подтверждают, что Юрий Звенигородский обошел и взял 14 главных булгарских крепостей. Дополнительные источники, о которых речь пойдет ниже, добавляют нам к этому списку города Сивар Сувар — один из самых крупных в Булгарии , Джуке-Тау в переводе — Липовая Гора, одно из древнейших поселений камско-волжских булгар, русские называли его — Жукотин , Сабы в наше время — районный центр Богатые Сабы и земли Ашлы по русским источникам — Ошлы. Дошли ли русские до более восточного — Биляра, бывшего некоторое время также столицей Булгарии, неизвестно. Однако им удалось найти возможные остатки сокровищ древней цивилизации.

Старинный татарский эпос «Идиге» раскрывает нам полную картину событий. Здесь упоминаются прошлые богатейшие места Булгарии, которые буквально засыпали весь торговый мир драгоценными металлами. Среди них и «деньги чеканящий град Атряч» — финансовая кладовая Волжско-Камской державы в наши дни на его месте существует деревня Большие Атряси , а также «деньги чеканящий град Булгар» и другие центры: Там, где лили на целый свет Золото и серебро монет. Осталось ли что-нибудь после Тимура и Тохтамыша, прошедших со смертью по землям Булгарии?

Видимо, да. И за это еще отчаянно сражались оставшиеся в живых булгары. Нельзя сказать, что настоящей войны во время похода Юрия не было. Сражений было предостаточно, причем русские летописи так прямо и пишут, что убито было «много бесермен и татар».

О самих сражениях в русскоязычных источниках ничего не сказано. Но мы вновь прибегнем к помощи эпоса «Идиге». Следует только иметь в виду, что полное разорение своей страны тремя почти одновременными походами вражеских армий булгарский автор описывает в эмоциональных и, возможно, несколько преувеличенных красках, кстати, весьма неожиданно приписывая все самые страшные разрушения — московско-звенигородским дружинам.

Волжский царь. Глава 36

Ему удалось захватить город Самкерц ныне Тамань на берегу Керченского пролива. В ответ Хазария наняла крупной мусульманское войско, которое повел на Русь известный еврейский полководец «достопочтенный Песах». Песах освободил Самкерц, огнем и мечем прошел по Крыму и Южной Руси, дошел до Киева и обложил Киевское княжество данью. Поход Святослава, начался летом 964 года. Святослав не пошёл напрямую от Киева к Волге. Ибо на пути лежали контролируемые Хазарией земли и племена. Здесь была очень велика вероятность встречи с наёмными Хазарскими войсками. Кроме того, в этом случае намерения Святослава стали бы очевидны для Хазарии заранее и они бы успели подготовить для встречи достаточно многочисленную армию из подконтрольных племен и наемников. Святослав пошёл в обход. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку.

Появление Святослава было неожиданно для иудейской верхушки Хазарии. Тот факт, что войско Святослава безпрепятственно и неожиданно для врага достигло Итиля по Волге на ладьях, позволяет сделать однозначный вывод о том, что это войско было весьма немногочисленно. И блестящая гениальность этого удара заключается в том, что этот удар принес победу не только над армией врага, но и победу в войне в целом, и тотальный разгром противника. Данная битва и грандиозная по своим последствиям победа была одержана предположительно в начале июля 964 года. Фактически в этот день Хазария была разгромлена. Продолжая поход Святослав пришел на Терек. Там стоял второй большой хазарский город — Семендер. Святослав разгромил его и забрав у населения лошадей, волов и телеги двинулся через Дон на Русь уже по суху. Уже возвращаясь Святослав уничтожил еще одну Хазарскую крепость на Дону — Саркел, гарнизон которой состоял из наемных кочевников.

Крепость была разрушена, город переименован в Белую Вежу. Главным достижением похода явилось то, что Киевская Русь вернула себе независимость. Свободу от дани, свободу от дани войском для Хазарских походов. Конец работорговли в регионе и набегов на Русские земли с целью захвата рабов.

Один из них, зафиксированный источниками, состоялся в 1164 г. Некоторые летописи например, Никоновская, Тверская говорят о взятии русскими четырех булгарских городов, кроме Бряхимова. Зимой 1172 г. Булгарский отряд насчитывал 6 или 7 тыс. Любопытно в связи с этим сообщение Тверской летописи под 1175 г. В начале лета 1183 г. Объектом его стала столица государства — Великий город на Черемшане. Это был спланированный мощный удар русских князей, рассчитанный на уничтожение главного их соперника в борьбе за расширение сферы влияния на народы Средневолжско-Приуральского региона21. По мнению некоторых современных историков, поход 1183 г. Возможно, это так, но никакими источниками такое мнение не подтверждается. На наш взгляд, более соответствует действительности утверждение И. Измайлова о том, что в годы правления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо проводилась не только агрессивная наступательная политика в отношении Булгарии, а было создано даже идеологическое обоснование этой политики. О том, что заключенный в 1183 г. В первой трети XIII в. Оно было осложнено русской колонизацией этих земель, направленной на приобретение новых территорий на востоке. Под 1205 г. В 1218 г. В 1220 г. Объединенное русское войско возглавил Святослав, брат великого князя Юрия Всеволодовича. До Великого города столь печальная весть дошла с опозданием. Но было уже поздно. Вдохновленный таким блестящим успехом Святослава, великий князь Юрий Всеволодович зимой того же года, а по некоторым источникам в 1221 г. Некоторые современные русские исследователи цель вышеописанного похода 1220 г. Торговля, безусловно, являлась гарантом дружественных, а иногда и причиной враждебных отношений между двумя соседями. Лимонов, — так болезненно относились владимирские купцы и князья Владимира к малейшему нарушению договоров, заключенных еще в XII в. Что это не так, убедительно свидетельствуют не только отсутствие большого сопротивления со стороны булгар как и при предыдущих походах , но и завидная настойчивость их в заключении мира со Святославом, которого удалось достичь лишь после третьей попытки. Грабительский и захватнический характер похода 1220 г. В 1229 г. Итак, из 16 зафиксированных в письменных источниках военных походов 12 совершено русскими князьями.

В государственно—правовой области наличие значительного и влиятельного числа идолопоклонников отразилось в существовании в Итиле, столице каганата, судьи, предназначенного для судебного разбирательства среди русов, славян и иных идолопоклонников. В столице хазарского государства было семь судей, двое из них для мусульман, двое для хазар, которые судят по закону Тауры Торы, Пятикнижия , двое для тамошних христиан, которые судят по закону Инджиля Евангелия , один же из них для славян, русов и других язычников, он судит по закону язычества, то есть по закону разума. Когда же случается великая тяжба, о которой судьи понятия не имеют, то они собираются к мусульманским судьям, доносят об этом и покоряются решению, выбранному по закону ислама. Между царями востока в этих странах никто не содержит войска на жаловании, кроме царя хазарского. Все мусульмане в этих краях известны под именем «народа Ларсии». Русы и славяне, язычники, составляют войско царя и его прислугу. Что же касается язычников, находящихся в стране, то некоторые племена славян и русов жили в одной из двух половин города Итиля. По описанию восточных источников, они сжигали своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями. Когда умирал мужчина, то сжигали с ним его жену живою. Если же умирала женщина, то мужа не сжигали. А если умирал холостой мужчина, то его женили по смерти. Женщины сами желали своего сожжения для того, чтобы войти с мужьями в рай. Это — одно из деяний Гинда индийцев , только у Гинда обычай этот таков, что жена тогда только сжигается с мужем, когда она сама на это соглашается. В своде булгарских летописей «Джагфар Тарихы» говорится о том, что с 944 г. Саманиды, опасаясь присоединения Хазарии к Булгару, сделали хаканом своего ставленника — сына Моджара Угез—бека или Узбека. Матерью Узбека была дочь тюркменского хана Курука, служившего Саманидам. В 944 г. Но Кубар решил расправиться с ними руками Угыра Лачыни. Его послы передали Угыру, что хакан не будет противодействовать захвату Угыром Кара—Булгара, если урусский улубий надумает осуществить это. И Угыр весьма обрадовался. Для того чтобы спровоцировать войну с Хорысданом он потребовал от Мала уплаты дани. В 943—976 гг. Он заполнил свою жизнь любимыми развлечениями охотой, пирами, увеселительными поездками. Дела передал в руки визира — сына Ахмеда Ибн Фадлана сеида Насыра и установил в стране диктатуру казанчиев. Государственная казна была быстро опустошена и разворована. Саманиды потребовали предоставить среднеазиатским купцам большие права — это грозило Булгару полным разорением. Насыр отказался пойти на это. Тогда саманиды призвали подвластных им огузов—тюркмен и хазар сокрушить Булгар и подчинить его саманидским эмирам. Улугбек булгарской тарханной провинции Мардан Мардан—Бел—лак отбил хазарские набеги и попросил Булгар снизить царскую дань с его иля. Получив отказ, перестал охранять дороги, шедшие из огузских степей в центр Булгарии. Тюркменские набеги получили название «Тюркменского потопа». Один отряд тюркмен едва не захватил в плен самого царя, Мохаммед велел сыну царя Хасана Талибу Мумину возглавить оборону края. В 964 г. Талиб договаривается с киевским князем — сыном Угыра — Барысом Святославом о совместном нападении на Хазарскую орду и ее союзницу — Византию. До этого Святослав захватил булгарскую губернию Джир — но визир закрыл на это глаза ради главного — вовлечения Руси в Хазарскую войну на стороне Булгара. Хазария до этого много воевала с Русью. С 948 г. С 950 г. Иудео—Хазария противостояла Византии, Буидскому султанату и Киеву. В 958 г. Иудео—Хазария вела войну против Киевской Руси. С 963 г. Есть мнение, что на Хазарию было совершено два похода князя Святослава Игоревича: речной и степной. Первый в 965 г. То есть маршрут похода Святослава в 965 г. Через Оку — потому что причиной столкновения Руси с Хазарским каганатом явились вятичи, до 964 г. Летописец сообщает под 6472 г. Ока имела большое значение в становлении торговых связей Восточной Европы со странами Халифата, что убедительно подтверждает значение Оки как важной торговой артерии в системе Волжского торгового пути. В свое время сыновья Мардана, лишенные власти в отцовском бейлике, отрывают от Марданского иля Булгара земли по Верхней и Средней Оке и основывают здесь при поддержке хазар собственный булгаро—анчийский бейлик Батыш «Западный» на Руси название этого бейлика — «Вятичи». Владеть землей вятичей, — значит, владеть важной частью торговой магистрали, связывающей Восточную Европу с Халифатом. Это Святослав прекрасно понимал, поэтому столкновение с хазарами было предрешено. Скорее всего, Волжскую Булгарию киевский князь в то время опасной не считал. Связи с ней были налажены давно, так как «в Булгаре сходились торговые пути, которые шли и из северных областей Восточной Европы, и из Киева через Рязанскую землю». И, кроме того, Святослав знал о том, что булгары тяготятся своей зависимостью от хазар, и, как искусный полководец, а так же дипломат, должен был воспользоваться такой благоприятной ситуацией, рассчитывая, по крайней мере, на булгарский нейтралитет в его споре с Хазарией. Следование Святослава на Оку и Волгу соответствовало древнему пути славяно—русов от Киева к Булгару: от столицы русские караваны шли в район Воронежа, далее через лесостепные пространства в район Пензы и южнее Тамбова, а затем через мордовские леса и степи к правому берегу Волги. Согласно арабским источникам, на русском участке пути находилось около десятка населенных пунктов, где караваны останавливались для относительно длительного отдыха и торговли. Следовательно, дружинам киевского князя не надо было искать каких—либо дорог: они следовали по проторенному караванному пути прямо к столице Волжской Булгарии. В 965 г. Летом 965 г. Агенты хазарского кагана распустили слух о резне булгарского населения русскими. Испуганные страшным слухом жители булгарских городов Хазарской орды прислали в Булгар своих представителей и попросили разрешения переселиться в Булгарию. Талиб послал в северную часть Хазарской орды курсыбай, который вывел большую часть населения булгарских городов главным образом купцов и ремесленников с их имуществом в центральную часть Булгарии Внутренний Булгар или «Мардукан». Во время первого похода 965 г. Каган являлся для хазар сакральной фигурой, воплощавшей власть, могущество и магическую военную удачу. Только его смерть могла принести победу. Рейд дружины Святослава был не слишком глубоким, если учесть, что он действовал в союзе с кочевниками, которые, согласно Ибн—Мискавейху, в 965 г. Как в расплату за оказанную эмиром Хорасана поддержку большинство хазар принимает ислам исключая кагана и его ближайшее окружение. Однако, когда войско Святослава прорвалось к городам северной части Хазарской орды и с огромным трудом взяло их, то не нашло в них никакой добычи. Разгневанный Святослав без всякого выяснения обстоятельств дела послал половину своего войска на Булгарию, желая отомстить ей, но марданцы уничтожили этот его отряд. Тогда Святослав решил компенсировать свои потери разграблением южной части Хазарской орды. Святослав взял «Град» — столицу каганата Итиль, и «Белую Вежу» — весьма далекую от Итиля, но важную в низовьях Дона крепость Саркел что и значит «белая вежа». После того как Итиль был захвачен Святославом, многоплеменные войска каганата, расположенные в различных его областях, потеряли управление и просто рассыпались. Как достаточно четко сообщают арабские источники, Святослав не ограничился взятием Итиля, а покорил также расположенные южнее хазарские центры, в частности, Самандар вблизи нынешней Махачкалы. Город Самандар и другие города были беспощадно разгромлены русским войском. Немало булгарских и хазаро—иудейских купцов и ремесленников бежало из этого района в города Саманидского государства. Они потом вскоре наладили связь с Булгаром и стали опорой булгарской торговли и влияния в Азии. Хотя есть и такое мнение. Гарнизон хазарский стоял в крепости Саркели на Дону, известной в русской летописи под именем Белой Вежи. Об этом же гарнизоне идет речь в письме хазарского царя Иосифа к Хасдаи, где сказано: «я же не допускаю русов, прибывающих в судах, нашествовать на Исмаилитов мусульман... Если б я дозволил им, то они опустошили бы всю землю Исмаила до Багдада». Из—за этого разгорелась в 964—965 гг. В русской летописи сохранилась память о взятии Белой Вежи, в то время как вовсе не упомянуты более крупные успехи русских в войнах с хазарами, известные по восточным источникам Ибн—Хаукаль, Мукаддеси , такие как разгром главных хазарских городов Итиля и Семендера и временное овладение всей хазарской землей. Прежний хазарский город, после покорения Святославом в 965 г. В результате похода русского князя Святослава Игоревича на хазар и под натиском нашествия печенегов была одержана победа над иудео—хазарами, разгром столицы города Итиля на Нижней Волге, Семендера и Саркела — Белой Вежи на реке Дон. В итоге, Хазарский каганат на Волге прекратил существовать в 966 г. По легенде, Святослава прозвали «Хоробрый» Храбрый. Так Святослав Игоревич был назван в Ипатьевской летописи под 1254 г. За разгром Хазарии, который останется в веках как величайшее его деяние. Святослав совершил беспрецедентный победный поход, преодолев несколько десятков тысяч километров, захватив целый ряд крепостей и разгромив не одно сильное войско. Была полностью сломлена мощь Хазарского каганата, который до этого похода Святослава «господствовал на обширной территории Восточной Европы, где многие народы... Не раз народы и государства, подчиненные каганату, пытались сокрушить его, но победа в конечном счете оставалась за хазарами. Терпели поражение от каганата и аланы, и родственные им булгары, и тюрки—гузы, и касоги, а венгры и печенеги просто отступали и уходили от каганата на запад. Результаты похода князя Святослава Игоревича были исключительными: огромная Хазарская империя была разгромлена и навсегда исчезла с политической карты Европы. Словом, в самом факте полнейшей победы Святослава выразилось растущее величие Руси. И поход Святослава — деяние великого полководца. Кстати сказать, хазары стояли за половецкими набегами на Русь, и по их наущению половцы убивали русских князей. Однако Хазария пала под ударами Святослава Хороброго — первого запорожца на киевском престоле. Но входило ли в планы Святослава, подорвавшего силы хазар, приобщение в сферу влияния Киевской Руси Среднего Поволжья? Да, у Святослава был такой план, но воплотить его в жизнь киевский князь не успел. После хазарских походов князь полностью покорил вятичей, наложив на них дань в 966 г. По идее, очередь была за булгарами. Но святослав через Подонье, Кубань и Крым, возвратился в Киев. В 967 г. Святослав начинает войну на Балканах, отодвинув покорение волжских булгар, которые быстро начали усиливаться, и к концу Х в. И в этом случае пришлось столкнуться и с ошибками древних историков. Так, например, в Несторовой летописи рассказывается: «В лето 6473 965 г. Идя Святослав на Хозары... Ясы победи и Касогы». А под 6477—8 968—970 г. Эверс, знавший только о кратком показании Ибн—аль—Варди, отождествлял этот поход со вторым у Нестора, то есть с походом на дунайских Булгар; но по ознакомлении с сообщением Ибн—Хаукаля, здесь явно речь идет о волжских Булгарах и их соседях по этой реке, буртасах и хазарах. Френ думает, что Нестор не точно отнес это событие к 965 г. Наконец, еврейский историк Грец, для приведения в согласие показания арабского географа и русской летописи, принимает два похода Святослава на Хазарию, в 965 и 969 гг. В пользу последнего мнения говорит прибавка Ибн—Хаукаля в следующем сообщении: после ограбления Булгара, Итиля и Самандара «Русы отправились походом на Рум и Андалус». То есть нашествие на дунайских булгар, предпринятое Святославом в 969 г. В 968 г. Если борьба булгар с кочевниками—половцами была достаточно успешной, то столкновения с русскими князьями причиняли Булгарии значительно больший ущерб. Постоянная военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу вглубь страны — в город Биляр с. Билярск Алексеевского р—на Татарии , получивший в русских источниках имя «Великого города». Однако в 964—969 гг. Булгария стала невольной жертвой восточного похода киевского князя Святослава Игоревича. Об этом говорится в «Поучениях Святослава» 965 г. Со второй половины Х в. Булгары впервые подверглись нападению русских, предводимых Святославом, который разорил их земли, по сказанию Ибн Хаукаля, вероятно, в отмщение за то, что они в 913 г.

Также имеются значимые основания для выдвижения ещё одной концепции. Во-первых, стоит согласиться с исследователями, проводившими маршрут похода Святослава в 965 году через Оку, владения Булгарии и вниз по Волге в Хазарский каганат. Согласно Александру Вильямовичу Гадло, переход осуществлялся через Оку, так как именно вятичи, что до 964 года платили дань хазарам, стали причиной столкновения Киевской Руси с Хазарией. Святослав понимал, что земля вятичей - ключ к важной части торговой магистрали, что связывала с Халифатом Восточную Европу, и потому столкновение с Хазарским каганатом было предрешено. Вероятнее всего, Волжскую Булгарию русский князь тогда опасной не считал, и кроме того связи с ней давно были налажены, поскольку «в Булгаре сходились торговые пути, которые шли и из северных областей Восточной Европы, и из Киева через Рязанскую землю» [24]. Наверняка Святослав располагал информацией о том, что булгары стремятся избавиться от своей зависимости от хазар, и как искусный полководец и дипломат это отлично показано в исследовании Андрея Николаевича Сахарова , сумел воспользоваться этой благоприятной ситуацией, рассчитывая если не на поддержку Волжской Булгарии, так хотя бы на булгарский нейтралитет. Возможно, что, как это практиковалось в тогдашней дипломатии, перед заключением мирного соглашения с булгарами и была предпринята демонстрация силы, но, однако, не более того. Новосельцев пришел к абсолютно правильному выводу, что «Волжская Булгария в Х веке не была союзницей Хазарии и никаких следов погрома Булгара этого времени археологически не обнаружено» [25]. Касательно следования русов на Оку и Волгу Борис Александрович Рыбаков [26] весьма убедительно указал его соответствие древнему пути славяно-русов к Булгару от Киева: караваны русов шли от столицы в район Воронежа, затем через пространства лесостепи в район Пензы и несколько южнее Тамбова, а после через степи и леса Мордовии к правому берегу реки Волги. Согласно свидетельствам арабских источников, около десятка населённых пунктов располагалось на принадлежавшем Руси участке этого пути. Именно там упомянутые выше караваны останавливались с целью торговли и относительно длительного отдыха. А это означает, что у дружин русского князя не было причин искать какие-либо другие дороги: они следовали по привычному уже для них караванному маршруту прямо в сторону столицы Волжской Булгарии. Возможно, летописец умолчал о движении русов через Булгарию по той причине, что Святослав там почти не задержался.

История Волжской Булгарии

В 965 г. военный поход русского князя Святослава на волжских булгар заканчивается разорением столицы — Булгар. Следующий военный поход в 985 ает сын Святослава, Владимир. Ответными действиями были военные экспедиции русских дружин в булгарские земли – это поход князя Юрия Долгорукого в 1120 году и поход его сына Андрея Боголюбского в 1164 году. также одно из наименований волжских булгар – М.А.). Более того, в походе союзниками Владимира выступают торки. -нет-, Волжская Булгария. Поход Руси на Волжскую Булгарию был организован в 1376 г. князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским. В 1120 году Юрий Долгорукий с половцами по поручению отца организовал военный поход на Волжскую Булгарию. Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Бряхимов.

Как булгары выстояли в войнах с Рюриковичами, но проиграли монголам

Походы в Волжскую Булгарию. В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Приведя булгар к присяге, Георгий Всеволодович отправил в Волжскую Булгарию ответное посольство. "И послал с ними мужей своих приводить в присягу князей их и земли их по их закону, а сам возвратился во Владимир". Некоторые исследователи идентифицируют их с дунайскими болгарами, однако по «Памяти и похвале» противником Владимира были «серебряные», то есть волжские в победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий