Похвала пресвятой богородицы 2024

Самый известный акафист Пресвятой Богородице в древней церкви был создан V — начале VI века предположительно Романом Сладкопевцем. А акафист, ставший основанием великопостного прославления Пресвятой Богородицы, появился в VII веке.

Похвала Богородице: календарь православный 2024 год

Скифский каган с суши осаждал стены Константинополя с бесчисленным множеством до зубов вооруженных воинов. Врагов было столько, что один грек сражался с десятью скифами. Но непобедимая Воевода помогла весьма немногочисленным воинам, оказавшимся в Ее храме, именуемом «Живоносный Источник», разгромить превосходящих их числом врагов. С этих пор греки, ободрившись и возрадовавшись, помощью Непобедимой Воеводы — Божией Матери все время совершенно их побеждали.

Попытавшись заключить мир, горожане были отвержены. Каган ответил им: «Не обманывайтесь о Боге, в Которого веруете, потому что завтра я все равно возьму ваш город». Услышав об этом , горожане простирали руки к Богу в молитве.

И вот, сговорившись, каган и Сарвар с суши и с моря устремились на город, желая захватить его хитростью, но столько их воинов было убито греками, что живые не успевали сжигать мертвых. Моноксилы, наполненные воинами, вместе со всеми вражескими кораблями разбились в бухте, называемой Золотой Рог, напротив храма Богоматери во Влахернах, когда на море внезапно поднялась страшная буря, и оно расступилось. Так было явлено преславное чудо Пречистой Богоматери: врагов выбросило на берег моря во Влахернах, и жители, быстро открыв городские ворота, всех их сразу перебили, причем даже женщины и дети мужественно устремились на них.

Военачальники же их бежали, плача и рыдая. А боголюбивые люди Константинополя, воздавая благодарение Богоматери, всю ночь воспевали Ей неседальное пение акафист за то, что Она сохранила их и чудесною силою сотворила победу над врагами.

Сначала праздник Похвала Пресвятой Богородицы совершали в Влахернском храме. Потом к нему присоединили воспоминания о чудесных спасениях Царьграда в 677 и 717 годах, внесли в богослужебные уставы и утвердили общецерковным. Константинополь пал в 1453 году. Влахернскую икону перенесли на Афон, а в 1654 году даровали царю Алексею Михайловичу и поместили в Успенском соборе Кремля, в Москве. В отечественной истории тоже есть случаи явления Богоматерью помощи русским воинам на поле брани. Так, знаменитая битва на Чудском озере состоялась в день Похвалы Пресвятой Богородицы — пятую субботу Великого поста. Духовное значение Праздник Похвала Пресвятой Богородицы чествует ту, которая родила Спасителя рода человеческого.

Мы благодарим ее за все милости и непрестанные молитвы за нас ко Господу. Веками верующие убеждались в особой близости Пречистой Девы к Богу. По ее ходатайству исцеляются душевные и телесные недуги, разрешаются тяжелые проблемы.

Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», т. Однако термин «акафист» далеко не сразу стал обозначением гимнографического богослужебного жанра подобно тропарю, стихире, канону и т. Произошло это после того, как по образу единственного в своем роде «Акафиста Пресвятой Богородице» стали сочинять другие, повторяющие его структуру гимны, которые также стали называть акафистами — Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, а также святым, — весьма различные по своей богословской и поэтической ценности. Поделитесь событием с друзьями.

Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Молитва вторая К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго.

Вразуми и научи мя, Царице Небесная; не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О, Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице!

Покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых; умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О, Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты подаждь ми помощь, немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление; и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о пренепорочная и преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, благодатная, радуйся, обрадованная; радуйся, преблагословенная, Господь с Тобою.

Акафист Пресвятой Богородице. Похвала Пресвятой Богородицы. Кондак 1 Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Те раби Твои, Богородице; но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная. Икос 1 Ангел предстатель с Небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом, воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже радость возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима.

Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная. Кондак 2 Ведящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души Моей является; безсеменнаго бо зачатия рождество како глаголеши, зовый: Аллилуиа. Икос 2 Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи, возопи к служащему: из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми?

К Нейже он рече со страхом, обаче зовый сеце: Радуйся, совета неизреченнаго Таиннице; радуйся, молчания просящих веро. Радуйся, чудес Христовых начало; радуйся, велений Его главизно. Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение. Радуйся, Свет неизреченно родившая; радуйся, еже како, ни единаго же научившая. Радуйся, премудрых превосходящая разум; радуйся, верных озаряющая смыслы.

Кондак 3 Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную, и благоплодная Тоя ложесна, яко село показа сладкое, всем хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа. Икос 3 Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети; младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся, и играньми, яко песньми, вопияше к Богородице: Радуйся, Отрасли неувядаемыя розго; радуйся, Плода безсмертнаго стяжание. Радуйся, Делателя делающая, Человеколюбца; радуйся, Садителя жизни нашея рождшая. Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот; радуйся, трапезо, носящая обилие очищения. Радуйся, яко рай пищный процветаеши; радуйся, яко пристанище душам готовиши. Радуйся, приятное молитвы кадило; радуйся, всего мира очищение.

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Православие.фм В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Вследствие этого и сам праздник называется «Похвала Пресвятой Богородице»; данное название используется.
Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы Похвала Пресвятой Богородицы Это торжественный праздник, совершаемый в субботу пятой недели Великого поста. Прими, все наши приношенья, Царица Неба и земли, От искренних сердец хваленье, Царице мира и любви.
Календарь на 2024 год Похвала Богородице Синаксарь в субботу пятой седмицы Великого Поста, Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста). В этот день мы празднуем акафист (неседальное пение) Пресвятой Владычице нашей Богородице по следующей причине.

Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста

Похвала Богородицы или Суббота Акафиста этот особый день, посвященный Пресвятой Деве Марии, в церковном календаре появился после чудесного избавления Константинополя от вражеской осады в 626 году. Похвала Пресвятой Богородицы Это торжественный праздник, совершаемый в субботу пятой недели Великого поста. Прими, все наши приношенья, Царица Неба и земли, От искренних сердец хваленье, Царице мира и любви. Икона Похвала Пресвятой Богородицы (Киевская). На тему Акафиста написаны иконы «Похвала Богородице», главной темой которых является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога.

История праздника Похвалы Пресвятой Богородицы

  • 9 апреля – Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) | Всякое дыхание да хвалит Господа!
  • Похвала Богородицы 2023
  • (Зах.8:7–23)
  • Похвала Пресвятой Богородицы (4 видео)
  • Похвала Пресвятой Богородицы или Суббота Акафиста
  • 24 марта. Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста.

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы

«Похвала Пресвятой Богородицы» (новгородская икона, XV век). События праздника и Акафист Богоматери легли в основу иконы «Похвала Богородице», получившей распространение в XIV-XV веках. В пятницу на вечернем Богослужении и в субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. Установление праздника. Суббота, 20 апреля 2024 г. (По ст. стилю: 7 апреля) Седмица 5-я Великого поста Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). 20 апреля. Ежегодно в субботу на пятой неделе Великого поста в церквях отмечается Похвала Пресвятой Богородицы, называемая в православии также Субботой Акафиста.

Православный календарь на 2024 год

Похвала Пресвятой Богородицы — праздник Православной Церкви в память заступничества Пресвятой Богородицы. Празднование также известно как Суббота Акафиста Празднование в субботу пятой седмицы Великого поста. Похвала Богородицы в 2022 году, или Суббота Акафиста, приходится на 9 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородицы служится накануне, в пятницу вечером — 8 апреля). (Празднование в субботу пятой недели Великого поста). Праздник «Похвалы» Был установлен Патриархом в честь События, когда Константинополь Предстательством Пречистой перед Богом Спасён был от нашествия аваров. Икона Успенского собора Московского Кремля «Похвала Богоматери, с Акафистом», третья четверть XIV века, одна из первых на Руси. Празднование установлено в честь неоднократного освобождения Константинополя от иноверцев заступничеством Божией Матери. Похвала Пресвятой Богородицы — праздник Православной Церкви в память заступничества Пресвятой Богородицы. Празднование также известно как Суббота Акафиста. Совершается оно в субботу пятой седмицы Великого поста. Сегодня, в нашем храме соборно был пропет Акафист Пресвятой Богородице на Утрени (в практике это богослужение субботы совершается накануне вечером).

Похвала Богородицы или Суббота Акафиста

Он так и называется — Акафист Пресвятой Богородице. Он самый известный и расхожий акафист Пресвятой Богородице. Собственно говоря, это первый акафист и все остальные возникли в подражание ему. Особенно русские, у которых появилось множество подражаний. В церковном сознании за этим днем закрепилась тема чудесного вмешательства Богородицы в военные дела государства. И то, что в истории и в богослужении было отнесено к Константинополю, каждый православный город пытается отнести к себе. Конечно, можно и дома прочитать этот акафист, но общественное богослужение выражает соборность Церкви. И о православной государственности напоминает такое общественое чтение Великого акафиста, потому что такие чудеса были возможны только благодаря Православию, как государственной религии. Великий акафист состоит из Кондаков, перемежающихся Икосами. Икос, в отличие от кондака содержит текст радостного прославления «Радуйся, еюже радость возсияет: радуйся, еюже клятва исчезнет…» и т.

Кондак и икос составляют как бы один блок акафиста. Всего таких блоков 12. Эта структура теперь у всех акафистов. Чтение Великого акафиста вечером в пятницу вписано в службу всенощного бдения перед субботой.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни — риза и пояс Ее. Но позднее праздник был внесен в типиконы уставы монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Сегодня, в нашем храме соборно был пропет Акафист Пресвятой Богородице на Утрени в практике это богослужение субботы совершается накануне вечером.

Спаситель, окруженный народом, учил стяжанию Царствия Божия. Слушавшие Его люди жадно впитывали глаголы жизни, как впитывает в себя иссохшая земля падающую на нее живительную влагу. И вот, словно молнии из облака, из уст известной женщины внезапно в эти минуты раздалось восклицание: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! Неизвестная женщина, конечно, ничего не знала о том, что более тридцати лет тому назад Пресвятая Дева сказала только одной Елизавете: «Ублажат Меня все роды», когда Елизавета возвестила: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего». Но как точно эта женщина выразила и подтвердила исполняющееся пророчество, и выразила не только в мысли, но даже в слове: «Блаженно чрево».

Неизвестная женщина ублажила Божью Матерь, ублажила чрево, носившее Божественного Учителя, и сосцы, которые Его питали. И смотрите, что было дальше. Господь не только не отверг восхваления Своей Матери, но сказанными после этого словами подтвердил правильность поступка искреннего сердца. Он только указал, что блаженства могут достигнуть все, если будут слушать слово Божие и соблюдать его: «Блажены слышащие слово Божие и соблюдающие его! Это было первое открытое при народе ублажение Божией Матери, первое восхваление в присутствии многих Той, Которая стала Матерью по плоти необыкновенного Учителя и Чудотворца. После славного вознесения Господа на небо Божия Матерь является как избранное солнце посреди святых Апостолов.

Как видим, дееписатель выделяет Марию, только Ее из упомянутых жен называя по имени. Божия Матерь становиться тем средоточием, куда святые Апостолы шли и перед выступлением на проповедь и куда возвращались после благовестнических путешествий. У Нее они получали и благословение на свои апостольские труды и с Ней же делились пережитыми радостями и скорбями. У той, которая бережно слагала и сохранила в Своем сердце все совершавшееся в земной жизни Спасителя Лк.

Воскресение Христово свершилось, и мы знаем об этом. Можем ли мы не радоваться и не благодарить Господа и Матерь Божью?.. Мы предлагаем вам текст Акафиста Похвала Богородицы, который читается в храме вечером накануне праздника, то есть в пятницу пятой седмицы Великого поста. Он может читаться по желанию верующего дома и в другие дни. Дева Мария изображается в окружении пророков, у каждого из которых в руках свитки с предсказаниями прихода в мир Мессии и предметы, символизирующие это событие. В своих пророчествах они иносказательно говорили о Пресвятой Деве, например, как о лестнице, соединяющей Небо и землю, как о расцветшем жезле и как о вратах, через которые придет Христос… Бывает, что рядом с Богородицей изображаются святые-гимнографы, восхвалявшие ее в своих молитвенных трудах. В клеймах иконы могут быть изображены события жизни Богородицы и случаи Ее заступничества и помощи верующим. Похвала Богородице. В Ферапонтовом Богородице-Рождественском монастыре сохранился цикл фресок «Похвала Богородице», созданный знаменитым иконописцем Дионисием и его сыновьями. Этот сюжет есть и в росписях Успенского собора Московского Кремля. Что же касается иконы, перед которой молились жители Константинополя во Влахернском храме, то этот образ Пречистой с Младенцем, называемый Одигидрия Путеводительница , стал одним из самых распространенных в православной иконографии. Считается, что Влахернская икона после падения Византии была перенесена на Афон, а позже прислана в Москву и сейчас находится в Успенском соборе. В праздник Акафист может читаться перед любой богородичной иконой. Служба Похвала Богородице Служба праздника Похвала Богородицы не похожа ни на одну другую службу года. Бывает, что по просьбам верующих или по приходской традиции в церкви читаются акафисты, но лишь раз в году акафист в один и тот же день звучит во всех православных храмах во время богослужения.

Где подстричь ребенка?

  • История праздника Похвалы Пресвятой Богородицы
  • 1 апреля. Седмица 5-я Великого поста Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)
  • Ваш город?
  • МАСТЕРСКАЯ

1 апреля — Похвала Пресвятой Богородицы, Суббота Акафиста.

Перевод: Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой. Перевод: Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная. Скрыть переводы Евр. В лице св. Не вдруг созрело это исповедание, но, созревши, осело в глубь сердца и стало источным его направителем.

Оно было омрачено смертью Господа, но не поколебнуто и, быв воскрешено еще в большей силе Воскресением, стремило апостолов во всю их жизнь на проповедь всему миру. Есть момент и у каждого верующего, когда он всеми силами своими изрекает: «Ты — Христос, Господь мой и Спаситель. Ты спасение мое, свет мой, сила моя, утешение мое, надежда моя и живот вечный». Тогда совершается то, от чего он с апостолом взывает: «кто меня разлучит от любви Христовой! Развернуть Притча дня Так говорили две свечи — Жаль мне тебя, — сказала незажженная свеча своей зажжённой подруге.

Постепенно этот праздник распространился по всей Православной Церкви. И уже более десяти веков Похвала Богородицы празднуется на пятой неделе Великого поста. Сам акафист празднику служиться в храмах накануне в пятницу на вечернем Богослужении.

В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы приходя в храм, мы вспоминаем не только те далекие события, но и случаи помощи и заступничества Матери Божией которые есть в жизни каждого верующего человека.

Этот праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе.

Сам Дух Божий, деяние Которого Она благословляла в молитве, просветил Ее разум, открыл Ее сердце и подвигнул Ее уста изречь то, что о Ней предопределено на Небе и что согласно этому предопределению с радостью приняла святая Вселенская Церковь. Сама Пресвятая Дева во время Своей земной жизни чуждалась славы и избегала ее. И потом, когда народ восхищался Божественными глаголами Ее Сына, когда прославлял Его за творимые Им чудеса, когда торжественно встречали Его, Божия Матерь находилась в эти дни славы как бы в стороне. Она не приходила разделить славу со Своим Божественным Сыном. Но когда над Ним совершали поругание, когда распинали Его, бесславили, тогда Божия Матерь была рядом с Ним. Славу Владычицы мира явила сама Божественная благодать. Святое Евангелие рассказывает нам об одном волнующем событии. Спаситель, окруженный народом, учил стяжанию Царствия Божия. Слушавшие Его люди жадно впитывали глаголы жизни, как впитывает в себя иссохшая земля падающую на нее живительную влагу. И вот, словно молнии из облака, из уст известной женщины внезапно в эти минуты раздалось восклицание: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

Неизвестная женщина, конечно, ничего не знала о том, что более тридцати лет тому назад Пресвятая Дева сказала только одной Елизавете: «Ублажат Меня все роды», когда Елизавета возвестила: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего». Но как точно эта женщина выразила и подтвердила исполняющееся пророчество, и выразила не только в мысли, но даже в слове: «Блаженно чрево». Неизвестная женщина ублажила Божью Матерь, ублажила чрево, носившее Божественного Учителя, и сосцы, которые Его питали.

ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Похвала Богородицы или Суббота Акафиста Но какое все это имеет значение для тех, кто просто по зову сердца никогда не пропускают службу Похвалы Пресвятой Богородицы. «Похвала Пресвятой Богородицы» (новгородская икона, XV век). А есть еще и икона «Похвала Богородице», довольно редкая.
Похвала Пресвятой Богородицы В пятницу, 31 марта 2023 года, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии обители накануне субботы 5-й седмицы Великого поста совершил Утреню с пением Акафиста Божией Матери.
24 марта. Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста. Праздник похвалы Пресвятой Богородицы отмечается каждый год 14 и 15 сентября. В 2024 году эти даты придутся на среду и четверг соответственно.
1 апреля. Седмица 5-я Великого поста Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Вследствие этого и сам праздник называется «Похвала Пресвятой Богородице»; данное название используется.
Календарь за апрель, 20, 2024 года Зачин этот стал первым кондаком в тексте современного Великого акафиста, читаемом на празднике Похвалы Пресвятой Богородицы.

Икона «Похвала Пресвятой Богородицы»

Сейчас между Ореховым и Борисовским проездами, на окраине яблоневого сада, находится временный храм, но при нем активно живет приход, действует воскресная школа и проходят занятия по хоровому пению, работает социальная служба... Прихожане надеются, что на этом месте со временем появится постоянный храм в честь Похвалы Богородицы. Но есть и короткие молитвы праздника — тропарь и кондак. Тропарь Похвалы Богородицы: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя.

Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная. Перевод: Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: «Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая».

Кондак Похвалы Богородицы: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная. Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Тропарь, то есть, краткое молитвенное песнопение с объяснением смысла праздника, рассказывает о явлении Архангела в доме Иосифа с благовестием о рождении через Нее Сына Божия. Господень Посланник призывает Марию: «радуйся, Невесто Неневестная». И эти его слова повторяются на протяжении всего Акафиста.

Они же есть и в другой краткой молитве — кондаке Похвалы Богородицы: «Взбранной Воеводе победительная... Но постепенно историческая привязка все больше стиралась, и молитва приобретала все более обобщенный смысл.

По периметру иконы располагаются клейма, передающие содержание кондаков и икосов Акафиста. Изображение Благовещения в различных иконографических изводах часто повторяется несколько раз в качестве иллюстраций, как правило, к первым 3 икосам. Основой для иконографии первых 12 композиций цикла в равной мере послужили традиционные изображения Господских праздников и эпизодов цикла Жития Богоматери в соответствии с Евангелиями и апокрифическим Протоевангелием Иакова. Следующие 12 иллюстраций, не связанные с евангельским повествованием, изображают прославление Богоматери или Ее иконы и Христа небесными силами и родом земным апостолами, мучениками, преподобными, святителями, царями, верными.

Однако и во второй части Иконографии Акафиста Богородице встречаются изображения Господских праздников, например Сошествие во ад. Состав композиций и полнота иллюстративного повествования Акафиста Богородице значительно варьировались в разных средневековых памятниках. Разнообразные варианты цикла Акафиста Богородице получили унифицированную структуру в поствизантийских руководствах и подлинниках. Например, в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач.

XVIII в. Духа на Богоматерь, в русских изводах, этот икос иллюстрировался изображением «Благовещения» — например, собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре ; 5-й «Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети…» — встреча Марии и Елисаветы, Иосифа и Захарии капелла св. Григория Богослова церкви св. Климента в Охриде ; 6-й «Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся…» — сомнения Иосифа капелла св.

Григория Богослова ц. Климента в Охриде ; 7-й «Слышаша пастырие ангелов поющих плотское Христово пришествие…» — Рождество Христово церковь св. Николая Орфаноса в Фессалонике ; 8-й «Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари…» — скачущие на конях волхвы, узревшие Вифлеемскую звезду церковь св. Николая Орфаноса в Фессалонике ; 9-й «Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу, Создавшаго рукама человеки… » — поклонение волхвов церковь св.

Николая Орфаноса в Фессалонике ; 10-й «Проповедницы Богоноснии бывше волсви…» — путешествие волхвов церковь св. Николая Орфаноса в Фессалонике ; 11-й «Возсиявый во Египте просвещение истины…» — бегство в Египет церковь Пантократора в Дечанах ; 12-й «Хотящу Симеону от нынешняго века претавитися прелестнаго…» — Сретение церковь Пантократора в Дечанах ; 13-й «Новую показа тварь явлься Зиждитель, нам от Него бывшим… » — Христос благословляет, под ним лики всех святых трапезная Великой лавры на Афоне ; 14-й «Странное Рождество видевше, устранимся мира…» — Богоматерь с младенцем, Ей предстоит лик преподобных икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля ; 15-й «Весь бе в нижних, и вышних никакоже отступи неописанное Слово…» — Христос в небесах благословляет апостолов и людей ц. Николая Орфаноса в Фессалонике ; 16-й «Всякое естество Ангельское удивися, великому Твоего вочеловечения делу…» — Христос благословляет среди ангельских ликов капелла св. Григория Богослова церковь св.

Климента в Охриде ; 17-й «Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе Богородице…» — Богородица с младенцем в окружении «витий» ораторов капелла св. Климента в Охриде ; 18-й «Спасти хотя мир…» — Расскрывается тема вольных страданий. Например, Христос, беседующий с апостолами, идет по горам. В средневековых памятниках обычно или «Сошествие во ад», напр.

Димитрия Маркова монастыря, или «Христос во славе», напр. Димитрия Маркова монастыря ; 20-й «Пение всякое побеждается спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих…» — Христос на престоле в окружении ангелов благословляет, внизу святители и преподобные церковь св. Димитрия Маркова монастыря ; 21-й «Светоприемную свещу , сущим во тьме явльшуюся, зрим святую Деву…» — Богородица с Младенцем или свечой на облаке, вокруг нее блистает свет, в пещере коленопреклоненные люди, взирающие на нее церковь св. Димитрия Маркова монастыря ; 22-й «Благодать дати восхетев долгов древних…» — Христос раздирает хартию с письменами рукописания Адама церковь св.

Димитрия Маркова монастыря ; 23-й «Поюще Твое Рождество, хвалим Тя вси, яко одушевленный храм Богородице…» — Богородица с Младенцем, вокруг нее поющие архиереи, священники, диаконы капелла св. Климента в Охриде ; 24-й «О Всепетая Мати.. Уже в палеологовскую эпоху сложилась устойчивая традиция историзованного иллюстрирования 23-го и 24-го икосов в русской традиции 12-го икоса и 13-го кондака , а иногда и др. В таких иллюстрациях изображалась сама служба А.

Богородице с литией или поклонением иконе Божией Матери, что отражало реальные константинопольские процессии с иконами Богоматери. Эта традиция распространилась в иллюстрациях к Акафисту Богородице уже в кон. В циклах Акафиста Богородице палеологовской эпохи 2-й проимий иллюстрировался сравнительно нечасто, но уже в это время сложилось 2 основных иконографических типа: образ Богоматери или лития с иконой Богородицы, а также изображение осады Константинополя, включавшее элементы осад города разных лет. XVI в.

Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою — Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый. Перевод: Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой. Перевод: Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная. Скрыть переводы Евр.

В лице св. Не вдруг созрело это исповедание, но, созревши, осело в глубь сердца и стало источным его направителем. Оно было омрачено смертью Господа, но не поколебнуто и, быв воскрешено еще в большей силе Воскресением, стремило апостолов во всю их жизнь на проповедь всему миру. Есть момент и у каждого верующего, когда он всеми силами своими изрекает: «Ты — Христос, Господь мой и Спаситель. Ты спасение мое, свет мой, сила моя, утешение мое, надежда моя и живот вечный».

Тогда совершается то, от чего он с апостолом взывает: «кто меня разлучит от любви Христовой!

Предположительно, его автором стал дьякон Константинопольской церкви Георгий Писидийский. Иосиф Песнописец создал канон в субботу акафиста. Неизвестные добавили благодарственные молитвы. Сначала праздник Похвала Пресвятой Богородицы совершали в Влахернском храме. Потом к нему присоединили воспоминания о чудесных спасениях Царьграда в 677 и 717 годах, внесли в богослужебные уставы и утвердили общецерковным. Константинополь пал в 1453 году. Влахернскую икону перенесли на Афон, а в 1654 году даровали царю Алексею Михайловичу и поместили в Успенском соборе Кремля, в Москве. В отечественной истории тоже есть случаи явления Богоматерью помощи русским воинам на поле брани.

Так, знаменитая битва на Чудском озере состоялась в день Похвалы Пресвятой Богородицы — пятую субботу Великого поста. Духовное значение Праздник Похвала Пресвятой Богородицы чествует ту, которая родила Спасителя рода человеческого.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий