Пастернак биография февраль

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье Леонида Осиповича Пастернака и Розалии Исидоровны Кауфман.

Пастернак, Борис Леонидович

Разбиться им не обо что, и заносы Чугунною цепью проносятся понизу Полями, по чересполосице, в поезде, По воздуху, по снегу, в отзывах ветра, Сквозь сосны, сквозь дыры заборов безгвоздых, Сквозь доски, сквозь десны безносых трущоб. Полями, по воздуху, сквозь околесицу, Приснившуюся Небесному Постнику. От зубьев пилотов, от флотских трезубцев, От красных зазубрин карпатских зубцов. Он двинуться хочет, не может проснуться, Не может, засунутый в сон на засов. И видит еще. Как назем огородника, Всю землю сравняли с землей на Стоходе.

Но, к сожалению, на тот момент Пастернак вновь вспоминает о писательской и поэтической карьере, поэтому уезжает из Германии и больше никогда не возвращается к философии. Карьера писателя После возвращения из Марбурга Борис Леонидович начинает всерьез задумываться о карьере писателя. Он общается со многими бывшими литераторами и пытается найти себя в таких коллективах, как «Мусагет» и «Лирика». Но все они характеризуются будущим писателем и поэтом как «несерьезные», поэтому Пастернак задерживается там недолго. В это же время он встречает футуриста Владимира Маяковского и даже на некоторое время примыкает к его творческому объединению «ЛЕФ», но и оттуда уходит. Однако сам Маяковский и его стихотворения оказывают невероятно большое влияние на творчество начинающего поэта. Его произведения приобретают нотки борьбы и ненависти к существующей власти, а также нечто новое, футуристическое. С 1913 года Пастернак начинает публиковать свои первые работы. Наиболее известной из них становится стихотворение «Близнец на тучах», которое выходит весной 1913 года. Позднее появляется еще несколько произведений, которые объединяются Борисом в цикл «Начальная пора». Несмотря на тот факт, что опубликованные стихотворения воспринимаются общественностью крайне положительно, сам автор считает их незрелыми и неудавшимися, поэтому через пару лет забирает из публикации весь цикл, полностью перерабатывает а местами даже переписывает целиком и выпускает снова. С начала года выходит сборник «Темы и вариации», сразу за ним — цикл «Высокая болезнь» и роман в стихах «Спекторский. К концу года на свет появляются еще несколько удачных и хорошо воспринятых общественностью проз. В период с 1920 по 1930 года творчество Пастернака официально признаётся Советской властью. Его начинают приглашать на всевозможные съезды, он зачисляется в Союз писателей СССР и чуть ли не удостаивается звания лучшего поэта Советского Союза. Тем не менее творчество Бориса Леонидовича вскоре начинает не устраивать правительство, так как она «не соответствует эпохе» и является «отрешенной от реальной жизни».

В октябре 1958 года среди первых поздравивших Пастернака с Нобелевской премией была гостившая в его доме вдова Тициана Табидзе — Нина. С 20 февраля по 2 марта 1959 года состоялась последняя поездка Бориса Леонидовича и Зинаиды Николаевны в Грузию. Поэту хотелось подышать воздухом молодости, побывать в домах, где когда-то жили его ушедшие друзья; другой важной причиной было то, что власти вынудили Пастернака уехать из Москвы на время визита в СССР британского премьер-министра Г. Макмиллана, который выразил желание повидать «переделкинского затворника» и лично выяснить причины, по которым тот отказался от Нобелевской премии. По просьбе Пастернака Нина Табидзе пыталась сохранить его приезд в тайне, только в доме художника Ладо Гудиашвили был устроен вечер с избранным кругом друзей. В мемориальной комнате квартиры семьи Табидзе, где жил Пастернак, сохранились вещи, которыми он пользовался, низкий старомодный абажур над круглым столом, конторка, за которой он писал. Попытки осмыслить и понять корни грузинской культуры привели писателя к замыслу разработать тему раннехристианской Грузии. Пастернак начал подбирать материалы о жизнеописаниях святых грузинской церкви, археологических раскопках, грузинском языке. Однако из-за преждевременной смерти поэта замысел остался неосуществлённым. Начавшаяся в начале 1930-х годов дружба с видными представителями грузинского искусства, общение и переписка с которыми длились почти тридцать лет, привела к тому, что для Пастернака Грузия стала второй родиной. Из письма Нине Табидзе: «…Но вот окончусь я, останется жизнь моя,… и что в ней было главного, основного? Пример отцовской деятельности, любовь к музыке и А. Скрябину, две — три новых ноты в моём творчестве, русская ночь в деревне, революция, Грузия. Устроители юбилейной мемориальной выставки в Государственном музее изобразительных искусств имени А. Пушкина выделили тему «Пастернак и Грузия» в отдельный раздел. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Во время написания романа Пастернак не раз менял его название. Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческого существования — тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, был резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к Октябрьской революции и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э. Казакевич, прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция — недоразумение и лучше было её не делать»; К. Симонов, главный редактор «Нового мира», отреагировал отказом: «Нельзя давать трибуну Пастернаку! Книга вышла в свет сначала в Италии в 1957 году в издательстве Фельтринелли, а потом в Голландии и Великобритании, при посредничестве философа и дипломата сэра Исайи Берлина. Издание романа в Голландии и Великобритании а затем и в США в карманном формате и бесплатную раздачу книги советским туристам на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе и на фестивале молодёжи и студентов в Вене организовало Центральное разведывательное управление США. ЦРУ также участвовало в распространении «имевшей большую пропагандистскую ценность» книги в странах социалистического блока. Кроме того, как следует из рассекреченных документов, в конце 1950-х годов британское министерство иностранных дел пыталось использовать «Доктора Живаго» как инструмент антикоммунистической пропаганды и финансировало издание романа на языке фарси. Фельтринелли обвинил голландских издателей в нарушении его прав на издание. ЦРУ сумело погасить этот скандал, так как книга имела успех среди советских туристов. Издание книги привело к травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях «трудящихся». Московская организация Союза писателей СССР, вслед за правлением Союза писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Среди литераторов, требовавших высылки, были Л. Ошанин, А. Безыменский, Б. Слуцкий, С. Баруздин, Б. Полевой и многие другие см. Отрицательное отношение к роману высказывалось и некоторыми русскими литераторами на Западе, в том числе В. Нобелевская премия. Травля Ежегодно с 1946 по 1950 год и в 1957 году Пастернак выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым писателем из России после И. Бунина , удостоенным этой награды. Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод для травли поэта. Уже в день присуждения премии 23 октября 1958 года по инициативе М. Пастернака», которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания в холодную войну. Публицист Давид Заславский напечатал в «Правде» статью «Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка». Сергей Михалков откликнулся на присуждение Пастернаку премии отрицательной эпиграммой под карикатурой М. Абрамова «Нобелевское блюдо». Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе в лице Пастернака, который выступил со своим клеветническим так называемым «произведением»…» 31 октября 1958 г. В писательской среде Нобелевская премия Пастернаку была воспринята негативно. На собрании партийной группы Правления Союза писателей 25 октября 1958 года Н. Грибачев и С. Михалков, а также Вера Инбер выступили с требованием лишить Пастернака гражданства и выслать из страны. Решение об исключении было одобрено 28 октября собранием московских журналистов, а 31 октября — общим собранием писателей Москвы. Несколько писателей на собрание не явились по болезни, из-за отъезда или без указания причин в том числе Твардовский, Шолохов, Каверин, Лавренёв, Маршак, Эренбург, Леонов. Позже Твардовский и Лавренёв в письме в «Литературную газету» 25 октября 1958 года резко критически отозвались о романе и его авторе. По всей стране прошли собрания республиканских, краевых и областных писательских организаций, на которых писатели осудили Пастернака за предательское поведение, поставившее его вне советской литературы и советского общества. Присуждение Нобелевской премии Б. Пастернаку и начавшаяся кампания его травли неожиданно совпали с присуждением в том же году Нобелевской премии по физике советским физикам П. Черенкову, И. Франку и И. В ней содержался абзац о том, что присуждение премий физикам было объективным, а по литературе — вызвано политическими соображениями. Вечером 29 октября в Переделкино приехал академик М. Леонтович, который счёл долгом заверить Пастернака, что настоящие физики так не считают, а тенденциозные фразы в статье не содержались и были вставлены помимо их воли. В частности, требуемую статью отказался написать академик Л. Арцимович, сославшись на завет Павлова учёным говорить только то, что знаешь, и потребовал, чтобы ему дали для этого прочесть «Доктора Живаго». Травля поэта получила в народных воспоминаниях название: «Не читал, но осуждаю! Обличительные митинги проходили на рабочих местах, в институтах, заводах, чиновных организациях, творческих союзах, где составлялись коллективные оскорбительные письма с требованием кары опального поэта. Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго» В результате массовой кампании давления Пастернак отказался от Нобелевской премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал : «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ». Джавахарлал Неру и Альбер Камю взяли на себя ходатайство за нового нобелевского лауреата Пастернака перед Никитой Хрущёвым, но всё оказалось тщетно, хотя писатель не был ни выслан, ни посажен в тюрьму. Неоднократно высказывавшаяся его гонителями мысль о том, что Пастернак, вероятно, захочет покинуть СССР, была им отвергнута — Пастернак в письме на имя Хрущёва написал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой». Руденко, где ему угрожали обвинением по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело. Летом 1959 года Пастернак начал работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженный вскоре рак лёгких в последние месяцы жизни приковал его к постели. Смерть поэта По воспоминаниям сына поэта, 1 мая 1960 года больной Пастернак, в предчувствии близкой кончины, попросил свою знакомую Е. Крашенинникову о исповедании.

По всем предметам у него блестящие оценки, и в 1912 г. В Германии Пастернаку предсказывают успешную карьеру, но совершенно неожиданно он принимает решение стать поэтом, а не философом. Первые шаги в творчестве Проба пера приходится на 1910 год. Его первые стихи написаны под впечатлением от поездки с семьей в Венецию и отказа любимой девушки, которой он делает предложение. Один из его коллег пишет, что по форме это были детские стихи, но по смыслу очень содержательные. После возвращения в Москву становится участником литературных кружков «Лирика» и «Мусагет», где читает свои стихи. На первых порах его влечет символизм и футуризм, но позже он выбирает независимый от любых литературных объединений путь. Борис Пастернак 1913—1914-й — годы наполнены множеством творческих событий. Опубликовано несколько его стихотворений, вышел сборник стихов «Близнец в тучах». Но поэт требователен к себе, считает свои творения недостаточно качественными. В 1914-м он знакомится с Маяковским, который своим творчеством и силой личности оказывает на Пастернака огромное влияние. В 1916 г. Пастернак живет в Пермской губернии, в уральском посёлке Всеволодо-Вильва, куда его приглашает управляющий химическими заводами Борис Збарский. Работает в конторе помощником по деловой переписке и занимается торгово-финансовой отчётностью. По широко распространенному мнению, Юрятин из знаменитого романа «Доктор Живаго» является прообразом Перми. Посещает Березниковский содовый завод на Каме. Под впечатлением от увиденного в письме к С. Боброву называет завод и построенный при нем по европейскому образцу поселок «маленькой промышленной Бельгией». Творчество Творчество — удивительный процесс. Для одних он легкий и приятный, для других — тяжелая работа, требующая великих усилий, чтобы добиться цели и достичь совершенства. Борис относился ко второй категории людей. От много работает, тщательно оттачивая фразы и рифмы. Сборник «Сестра моя — жизнь», который вышел в 1922 году, он считает первым своим достижением на литературном поприще. Борис Пастернак и Сергей Есенин Интересным, даже курьезным фактом биографии стали его отношения с Сергеем Есениным, которому не нравилось творчество Пастернака. На этой почве их отношения переросли в открытую конфронтацию. Однажды между поэтами случилась драка. В 1920-х происходит ряд важных событий: эмиграция родителей в Германию, женитьба на Евгении Лурье, рождение сына, публикация новых сборников и поэм. Советская власть В начале 1930-х Пастернака и его творчество признает власть. Сборники стихов переиздаются ежегодно, в 1934 году он выступает с речью на съезде Союза писателей. Считается лучшим поэтом в стране советов. В 1935 году отправляется в Париж на Международный конгресс писателей. В поездке у него происходит нервный срыв, писатель жалуется на бессонницу и расстроенные нервы. Борис Пастернак и Анна Ахматова В этом же году Пастернак заступается за сына и мужа Анны Ахматовой, которых арестовали, а затем освободили после его писем Сталину. В благодарность в декабре 1935-го поэт отправляет Сталину в подарок книгу с переводами лирики грузинских поэтов. В сопроводительном письме он благодарит за «молниеносное освобождение родственников Ахматовой». В январе 1936 г. Несмотря на старания, власть имущие не простили Пастернаку его заступничества за родных Анны Ахматовой, а также защиту Гумилева и Мандельштама. В 1936-м его практически отстраняют от литературной жизни, обвиняют в отдаленности от жизни и ошибочном мировоззрении.

Анализ стихотворения «Февраль, Достать чернил и плакать...» Пастернака.

Поэт, прозаик и переводчик Борис Леонидович Пастернак родился в январе 1890 г. в Москве в еврейской интеллигентской семье. Биография Бориса Пастернака. Борис Пастернак. Борис Леонидович Пастернак (29 января 1890 – 30 мая 1960) – всемирно известный русский писатель, поэт, журналист и переводчик. Полная биография писателя Бориса Пастернака. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «».

Пастернак, Борис Леонидович

Полная и краткая биография всемирно известного писателя Пастернака Бориса Леонидовича. Семья, личная жизнь, творчество, интересные факты из жизни литератора. Писатель, переводчик и один из крупнейших поэтов XX века — Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 года и, конечно, февраль был для него особым месяцем. (Б. Пастернак). История создания: это самое известное стихотворение Пастернака, ставшее визитной карточкой его раннего творчества. Литературное направление: модернизм. Родился 10 февраля 1890 г. в Москве в семье художника, преподавателя живописи Леонида Осиповича Пастернака (1862-1945) и пианистки Розалии Исидоровны Кауфман (1868-1939).

«И чем случайней, тем вернее». Поливанов К.М. о стихотворении Б.Л. Пастернака «Февраль»

Полевой и многие другие. Следует отметить, что отрицательное отношение к роману высказывалось и некоторыми русскими литераторами на Западе, в том числе В. Нобелевская премия. Травля С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым писателем из России после И. Бунина , удостоенным этой награды. Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю. Так, «Литературная газета» 25 октября 1958 года писала: Пастернак получил «тридцать серебреников», для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды… Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение. Публицист Давид Заславский, в свою очередь, напечатал в «Правде» статью «Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка». В писательской среде Нобелевская премия Пастернаку тоже была воспринята негативно.

По поводу вручения премии Сергей Смирнов сказал: …они ухитрились не заметить Толстого, Горького, Маяковского, Шолохова, но зато заметили Бунина. И только тогда, когда он стал эмигрантом, и только потому, что он стал эмигрантом и врагом советского народа. В результате массовой кампании давления Пастернак отказался от Нобелевской премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал: В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ. Кончина и память Пастернак умер от рака лёгкого 30 мая 1960 в Переделкине. Сообщение о его смерти было напечатано только в «Литературной газете» от 2 июня и в газете «Литература и жизнь» от 1 июня. Александр Галич посвятил его смерти одну из своих песен: …До чего ж мы гордимся, сволочи, Что он умер в своей постели…. А над гробом встали мародёры, И несут почётный караул… Ка-ра-ул! Последнее слово «караул» может быть растолковано двояко: это и повторение предыдущего, но это и отчаянный крик о помощи, о неотвратимости происходящего.

Однако точно описаны пришедшие на похороны как мародёры, которые использовали его имя и творчество для взращивания диссидентского психологического потенциала в обществе, без которого катастрофа 1991 года была бы невозможной. Реабилитация Негативное отношение советского официоза к Пастернаку постепенно спадало после его смерти. В статье о Пастернаке из Большой Советской энциклопедии подробно описывается его творчество и говорится о его житейских трудностях в 50-е годы. Но о публикации романа речи не шло. В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено. Под его же редакцией вышло несколько собраний сочинений поэта, в последние годы в России издаются многочисленные сборники, воспоминания и материалы к биографии писателя. Постановки по произведениям Пастернака В 1987 году состоялась премьера написанной годом ранее оперы британского композитора Найджела Осборна «Электрификация Советского Союза» по мотивам произведений Бориса Пастернака. Самой известной в мире экранизацией романа остаётся голливудский фильм 1965 года Дэвида Лина, получивший 5 премий «Оскар».

Вслушайтесь в поэтические строки Б. Они удивительно музыкальны! С помощью повторяющихся сонорных «р», «л» передаётся движение самой жизни, стремление поэта, «плачущего» от напряжения и выкрикивающего свои открытия. Интенсивность процесса творческого отображения действительности передаёт образ, созданный в третьей строфе. Мечта о весне уносит лирического героя в мир, похожий на обыденность: Где, как обугленные груши, Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Поражает яркость и выразительность поэтических строк!

В 1936 году поселяется на даче в Переделкино , где с перерывами проживёт до конца жизни. С 1939 по 1960 год живёт на даче по адресу: улица Павленко, 3 сейчас мемориальный музей. Его московский адрес в писательском доме с середины 1930-х до конца жизни: Лаврушинский переулок, д. К концу 1930-х годов он обращается к прозе и переводам, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка. Пастернак понимал, что переводами спасал близких от безденежья, а себя — от упрёков в «отрыве от жизни», но в конце жизни c горечью констатировал [39] , что «… полжизни отдал на переводы — своё самое плодотворное время». По протекции драматурга Переца Маркиша , уезжавшего в Ташкент , Пастернак сумел снять небольшую угловую комнату на втором этаже дома банковского служащего Василия Вавилова улица Володарского, 75. В 1990 году в этой квартире был организован Мемориальный музей Бориса Пастернака. Помогал денежно многим людям, в том числе репрессированной дочери Марины Цветаевой — Ариадне Эфрон. В 1943 году выходит книга стихотворений « На ранних поездах », включающая четыре цикла стихов предвоенного и военного времени. Послевоенные годы В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской 1912—1995 , и она стала «музой» поэта. Он посвятил ей многие стихотворения. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения. В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице»: «О Господи, как совершенны Постели, и люди, и стены, Ночь смерти и город ночной…» Положение больного было серьёзным, но, как Пастернак написал 17 января 1953 года Нине Табидзе, его успокаивало, что «конец не застанет меня врасплох, в разгаре работ, за чем-нибудь недоделанным. То немногое, что можно было сделать среди препятствий, которые ставило время, сделано перевод Шекспира, Фауста, Бараташвили » [40]. Доктор философских наук Евгений Громов , рассказывая о телефонном разговоре Сталина с Пастернаком по поводу судьбы Осипа Мандельштама, делал акцент на высокой оценке политиком поэта, на желании Пастернака поговорить со Сталиным не только о Мандельштаме, но и «о жизни и смерти» услышав эти слова, Сталин повесил трубку , а также о разрешении секретаря Сталина Пастернаку открыто рассказывать о телефонной беседе с вождём [41]. Сталин и дело Мандельштама 1934 года» в своей монографии «Поэт и Царь: Из истории русской культурной мифологии Мандельштам, Пастернак, Бродский » посвятил этим событиям литературовед, исследователь русского литературного модернизма и авангарда Глеб Морев [42]. Английский историк, писатель и журналист, доктор философии по истории, специализирующийся на истории Российской империи и СССР, Саймон Себаг-Монтефиоре в своей монографии «Молодой Сталин» рассказывает, что в 1949 году к официальному празднованию 70-летию Сталина член Политбюро ЦК КПСС Лаврентий Берия поручил лучшим переводчикам, в том числе Борису Пастернаку и Арсению Тарковскому , подготовить подарочное русское издание стихотворений, созданных Сталиным в 1895—1896 годах. Им не сказали, кто автор, но один из поэтов оценил их как достойные Сталинской премии первой степени, правда, Саймон Себаг-Монтефиоре предполагал, что, вероятно, он догадался о личности их автора. В разгар проекта работа была прекращена. Саймон Себаг-Монтефиоре утверждал, что Сталин хотел, чтобы история запомнила его как лидера революции и руководителя советского государства, а не как поэта-подростка из Грузии [43]. Профессор кафедры мировой литературы и культуры Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации Дмитрий Быков в книге «Борис Пастернак», вышедшей в серии « Жизнь замечательных людей » в 2007 году, по другому излагает легендарную, по его убеждению, историю попытки публикации книги стихов Сталина и роли Бориса Пастернака в ней. В его версии Сталин лично показал Пастернаку некую подборку стихотворений в русских переводах и спросил его мнение о стихах. Пастернак якобы сказал, что стихи посредственные. После этого издание было остановлено [44]. Пастернак и Грузия Впервые интерес Пастернака к Грузии [45] проявился в 1917 году, когда было написано стихотворение « Памяти Демона », в котором зазвучала навеянная творчеством Лермонтова кавказская тема. В октябре 1930 года Пастернак познакомился с приехавшим в Москву грузинским поэтом Паоло Яшвили. В июле 1931 года по приглашению П. Леонидзе , С. Чиковани , Ладо Гудиашвили , Николо Мицишвили и другими деятелями грузинского искусства. Впечатления от трёхмесячного пребывания в Грузии, тесное соприкосновение с её самобытными культурой и историей оставили заметный след в духовном мире Пастернака. Яшвили, что будет писать о Грузии [46]. В августе 1932 года вышла книга «Второе рождение» [47] с включённым в неё циклом «Волны», полным восторга: …Мы были в Грузии. Помножим Нужду на нежность, ад на рай, Теплицу льдам возьмём подножьем, И мы получим этот край… В ноябре 1933 года Пастернак совершил вторую поездку в Грузию, уже в составе писательской бригады Н. Тихонов , Ю. Тынянов , О. Форш , П. Павленко и В. В 1932—1933 годах Пастернак увлечённо занимался переводами грузинских поэтов. В феврале 1935 года вышли книги: в Москве — «Грузинские лирики» в переводах Пастернака оформление художника Ладо Гудиашвили [48] , а в Тифлисе — «Поэты Грузии» в переводах Пастернака и Тихонова. Табидзе писал о переводах грузинских поэтов Пастернаком, что им сохранены не только смысловая точность, но и «все образы и расстановка слов, несмотря на некоторое несовпадение метрической природы грузинского и русского стиха, и, что важнее всего, в них чувствуется напев, а не переложение образов, и удивительно, что всё это достигнуто без знания грузинского языка» [49]. В 1936 году был завершён ещё один грузинский цикл стихов — «Из летних заметок», посвящённый «друзьям в Тифлисе» [50]. В августе Пастернак написал его вдове [51] письмо с соболезнованиями. Пастернак на протяжении многих лет материально и морально поддерживал его семью [52].

Что такое «черная весна»? Прежде всего, это эмоция. В литературном же плане — метафора. Но также «черная весна» может расцениваться и в качестве метонимии, потому что первой от снега освобождается земля, которая, как правило, черного цвета. Особенно эта чернота выделяется на контрасте с зимней белоснежностью. Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит… Вторая строфа придает произведению динамичности, поскольку отсылает читателя к движению. Здесь, по мысли автора, должно разыграться воображение читающего этот стих. Начало стиха дополняется субъективностью и личными переживаниями автора, потому что радость от скорого прихода весны одновременно приносит и грусть. Так Пастернак показывает, что вся жизнь — это бесконечная амбивалентность. Личные переживания передаются с помощью глаголов: достать, писать, плакать… Писатель ставит глаголы в неопределенную форму, достигая максимальной обобщенности, абстрактности. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез… Анализ произведения в контексте художественных средств Итак, автор выстраивает образы метонимическим путем, потому что творческий потенциал всегда неотделим от потенциала природного, сливается, смешивается с ним. Духовная жизнь человека, грубо говоря, едина с мирозданием. Поэт вдохновляется исключительно внешними проявлениями жизни и расточительности этого мира: буйством природы, красками цветов, звуками ливня. Все это вживается во внутренний мир писателя, появляясь на бумаге строками стихотворений и прозы. Творить вне природы так же сложно, как придумать новый цвет. Природа выражает жизнь, которая кладется в фундамент искусства. Лучшее и самое сильное вдохновение появляется от переплетения случайных эмоций, внезапно встреченных впечатлений. Об этом и идет речь в третьей строфе. Где, как обугленные груши, Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей… Казалось бы, неужели так много смыслов может заключать в себе произведение из четырех миниатюрных частей? Однако поэзия — это демонстрация наиболее сжатого и концентрированного смысла. Каждая метафора развертывается сотней боковых ответвлений содержания. С другой стороны, мир, который описывает писатель, не представляет из себя ничего сюрреалистичного или странного, ничего, что могло бы удивить читателя. Это вполне понятный и даже обыденный мир. Однако экспрессия появляется, благодаря необычайной детализированности текста. Кроме метафор и метонимий автор вводит в повествовательную канву антитезы, которые также распределяются на два уровня — на уровень природный и, соответственно, психологический. Наконец, четвертая строфа будто закольцовывает все произведение, снова напоминая, что поэзия — это продукт грусти: Под ней проталины чернеют, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. К анализу композиции, а также стилистики произведения Итак, основная идея, вложенная в анализируемый здесь пастернаковский текст, состоит в неразрывной связи духовных и природных процессов. Душа человека повторяет все пути, которыми следует природа. И этот процесс невозможно изменить. Кроме наличия явно импрессионистических и реалистических мотивов, здесь четко прослеживается символизм. В ранней лирике Пастернака, представленной сборниками, озаглавленными «Близнецом в тучах» и «Поверх барьеров», присутствуют образы всех четырех времен года. Соответственно, их системное изучение поможет избежать лакун в современном литературоведении, касающихся специфики пейзажа не только в творчестве непосредственно Пастернака, но и в поэзии Серебряного века в целом. Самым распространенным сезонным образом в ранней лирике этого художника является образ весны, тесно переплетается с темой творчества. С помощью сложных ассоциативных метафор природы и человека, природа и искусство сливаются в единое целое. Процесс творчества понимается поэтом как поглощение внешних впечатлений и дальнейшее внутреннее переживание этих эмоций с переносом на бумагу. Непрерывный поток образов городского пейзажа также очень точно передает атмосферу весны. Изменчивость, непостоянство весеннего пейзажа помогают передать глаголы в разнообразных формах. По мнению автора, природа, представленная городским пейзажем в данном стихотворении, способна привлечь человека к постижению высоких ценностей творчества, чтобы уберечь хрупкую натуру от опасного хаотического мира, воплощенного в образе зимы. Под пером художника природные образы ярко передают состояние хаоса, царящего во вселенной. Для раскрытия сущности данного понятия Пастернак оперирует «зимними» образами. Поэтому, сезонные образы в ранней лирике писателя выступают в разных ипостасях. Весна — как воплощение творческого потенциала, как стихия, покоряющая вселенную.

Что ещё посмотреть:

  • Комментарии читателей
  • Борис Леонидович Пастернак - биография, библиография, экранизации, награды.
  • Борис Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать!..»
  • ЖЗЛ: Борис Пастернак. Юбилею посвящается…

Февраль. Поливанов о стихотворении Пастернака.

Стихотворение «Февраль! Достать чернил и плакать» относится к ранней лирики Пастернака. Написанный в 1912 году, когда поэт увлекался символизмом. Хотя стихотворение о зимнем. Борис Леонидович Пастернак родился (29 января) 10 февраля 1890 года в Москве. Важным фактом биографии Бориса Пастернака была служба в 1916 году на уральских химических заводах (Всеволодо-Вильвенском и Ивакинском).

«Февраль. Достать чернил и плакать!» - анализ стихотворения Б.Н. Пастернака

Биография Бориса Пастернака. Борис Пастернак. Борис Леонидович Пастернак (29 января 1890 – 30 мая 1960) – всемирно известный русский писатель, поэт, журналист и переводчик. И все-таки это произошло — 10 февраля 1990 года, в день столетия Пастернака, в доме №3 по улице Павленко открылась мемориальная экспозиция. Биография Бориса Леонидовича Пастернака. Б.Л. Пастернак родился 29 () января 1890 года в Москве. Борис Пастернак с братом в детстве.

Стал левшой

  • Биография Бориса Пастернака
  • ЖЗЛ: Борис Пастернак. Юбилею посвящается — Информационно-аналитический Центр (ИАЦ)
  • «Смерти не будет». Поэт, которого любили каторжники
  • Основные этапы жизни и творчества писателя. — Студопедия
  • Направленность и жанр
  • Основные этапы жизни и творчества писателя. — Студопедия

Борис Пастернак — Февраль, Достать чернил и плакать: Стих

Первая публикация стихотворения состоялась в 1913 г. Тема произведения касалась изображения душевных порывов человека, вдохновленного природой и приближением весны. Текст состоял из вступления, основной части и вывода-заключения. Корректировка произведения выполнена в 1928 и 1945 годах. Набравшись жизненного опыта, поэт стремился выразить свое отношение к сиюминутности жизни и скоротечности пребывания на земле. Измененный первоначально текст ненадолго его устроил, но сомнения остались. Он долго не мог договориться сам с собой, поэтому в 1940-х годах вернулся к первоначальной версии. По его мнению, только первая редакция идеально отображала реальность и ее восприятие. Краткая характеристика произведения От имени лирического героя в стихотворении передается ощущение прихода весны и связанных с ней перемен, ожидаемых всеми, кто устал от стужи и вьюг. Картина последнего месяца зимы передается словами: «грохочущая слякоть», «деревья», «крик колес». В это же время автор предвкушает «лужи», «шумный ливень», «тысячи грачей».

Его эмоциональное состояние передается кратко — «плакать», «навзрыд», «грусть», «крики». В тексте произведения все эти слова проникают друг в друга, формируя представление о человеке, душа которого находится в нетерпеливом ожидании пробуждения природы. Яркие моменты стихотворения: «Пока грохочущая слякоть весною черною горит». Образ, заканчивающий первую строфу. В нем сочетаются звуки грохот колес пролетки , зрительные ощущения черная слякоть , лирическое ощущение скорого пробуждения природы. Черная весна — это эмоциональная оценка того, как преображается мир во время первой оттепели. Начало второй строфы, в котором сочетаются реальность движения пролетки и метафора, воображенная автором. Фраза из четвертой строфы, где размываются границы природных явлений, из-за чего их качества переносятся друг на друга. Новый уровень реальности, с которым автор знакомит читателя в первой строфе. Здесь передается внутреннее напряжение Пастернака.

В этот же период Борис завершает обучение в Московском университете. По непонятным причинам он не захотел забирать свой диплом, который так и остался лежать в запыленных архивах университета. Пробуждение литературного таланта Несмотря на увещевания немецкого профессора, Борис отказывается от философских занятий. Он начинает вращаться в литературных кругах, знакомится с многими людьми данной профессии. Большое влияние на поэта оказывает знакомство с Маяковским. Он будет поддерживать с ним связь, но революционные события комментировать откажется, по этому вопросу будет придерживаться нейтральной, независимой позиции. Отец Бориса нуждался в проведении операции, в связи с чем, по просьбе Луначарского, был отправлен в Германию вместе со своей семьей. После того как операция была сделана, семья не захотела возвращаться в СССР. Борис, оставшийся в России, будет активно переписываться с родными. Это переписка охватит не только его семью, но и русских эмигрантов, в числе которых будет и Цветаева.

Приход известности и ее оборотная сторона Первое стихотворение Борис опубликовал в сборнике «Лирика» в 1913 году. В этот же период был издан его собственный сборник «Близнец в тучах». Стихотворения вызвали у публики живой интерес. Спустя 3 года он выпустил свой второй цикл «Поверх барьеров». Далее поэт издал несколько сборников - «Темы и вариации», «Высокая болезнь» и роман «Спекторский», написанный в стихах. Вышла в печать автобиографическая «Охранная грамота», стихотворный цикл «Волны», написанных после посещения поэтом Грузии. В годы войны он написал несколько военных стихотворений и очерков, где отразил впечатления воинов после освобождения Орла. В конце 50-х Пастернаку было присуждена Нобелевская премия за роман «Доктор Живаго». Государственная власть СССР посчитала, что премия досталась писателю из-за его «антисоветской» подоплеки. Он подвергся жестокой травле, унижениям, осуждению со стороны властей и некоторых литераторов.

Этот психологический прессинг вынудил его отказаться от премии. Писатели Москвы считали правомерным высылку поэта из Советского Союза, но о Пастернаке позаботилась мировая общественность. Один из ее ярких представителей связался с Хрущевым. Власти принудили поэта подписать «покаянное письмо». После череды потрясений, связанных с романом, Пастернак прожил всего 2 года. Вскоре этого выдающегося человека не стало.

Также семья была знакома с такими художниками как Левитан, Нестеров, Поленов и другие. Его окружала атмосфера богемы, где царствовало искусство во всех его проявлениях. Сам Борис был первенцем и старшим братом двух сестер и брата, которые были не менее талантливы, чем он, но, как видите, история расставила все на места и выделила из детей Пастернака по большей части Бориса. В детстве он считал, что пойдет учиться на музыканта, но все-таки понял, что это не его направление. Потом он высказывался на эту тему так: «Я не имел идеального слуха, а был идеалистом». Бориса в возрасте 10 лет пытался поступить в Пятую Московскую гимназию, но не смог выдержать экзамен, но на следующий год смог туда поступить сразу во второй класс. Вот настолько он был умен и целеустремлен. После этого он продолжил обучение в МГУ по специальности юриспруденция, но спустя год переводится на философское отделение. Закончив, Борис поступает в Маргбургский университет по тому же направлению, но в последний момент понимает, что философом ему не стать, и принимает решение стать литератором. Начал он практиковаться как писатель, как официально пишут, в 1910, хотя на самом деле он и раньше этим промышлял, но относился к этому не серьезно. Творчество Пастернака одновременно тяжелое для восприятия, но легкое в форме. Для всех по-разному он раскрывается и для каждого он свой. В литературном обществе у него были прекрасные отношения со многими из литературных кругов. Его принимали и как человека, и как литератора. Но, например, с Есениным у него настолько не сложились отношения, что те практически дрались за каждое слово, сказанное друг другу. Первым опубликованным сборником становится «Близнец в тучах» в 1914 году. Следом за ним вышел сборник «Поверх барьеров». И именно в этот момент он становится узнаваемым и популярным среди современников. В 1922 году он выпускает еще один сборник «Сестра моя — жизнь», который будет наполнен работами 17 года. В этом же периоде Борис познакомился с Маяковским, и тот стал немного влиять на него. В итоге Пастернак пришел к выводу, что ему стоит немного переосмыслить свое творчество. Этих двух поэтов невольно сравнивали. Цветаева на эту тему высказалась: «Маяковский — это я во всем, Пастернак — это все во мне». Они были одновременно противоречивы и похожи взглядами на жизнь и творчество. Маяковскому хотелось распространить себя как поэта для всех, Пастернаку — уместить весь мир в своей поэзии. На 30 по 40 годы у Бориса происходит переосмысление. Он активно участвует в союзе писателей, что даже пишет два стихотворения, обращенных к Сталину. Много переводит и много пишет для советской пропаганды. Его творчество начинает приобретать глубину слов, дар расцветает и избавляется от рамок определенного направления. Но в стране под красным флагом ему не суждено быть счастливым, потому что он поддержал семью Ахматовой, когда тем было тяжело от навалившихся на них бед и лишений Гумилев, муж Ахматовой, был расстрелян за контрреволюционные убеждения, а сын поэтессы отбывал длительный срок в трудовом лагере.

И я понял до конца, почему один из самых любимых наших педагогов так смущался, а потом почти убежал из общежития. Потому что он, выполняя распоряжения парткома, был обязан верить тому, что сказали ему «сверху». Ладно бы «клеймящие» «письма в редакцию от трудящихся», а тут ведь профессор! Да еще самый уважаемый! Мы с напряженным вниманием следили, как поведет себя Борис Леонидович. Вот в «Литгазете» появилось его краткое и с достоинством написанное письмо Хрущеву: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти». Вот Борис Леонидович отказывается ехать получать Нобелевскую премию. Но все равно его исключают из членов Союза писателей и продолжают «клеймить». И через два года он умирает. Мне уже доводилось писать о том отрывке из романа, который дает ключ — к тому, что происходило и в стране, и с нами, юношами, которые вырабатывали свое понимание и литературы, и своего места в жизни. Приходится повторяться, потому что опять в юбилейные дни поэта «ученые дяди» прямо-таки с наслаждением роются в личной жизни поэта, выискивают фактики в его биографии, которые якобы говорят о нем более всего. Но мы-то знаем, что главное для человека — его духовная жизнь, те ступени любви, по которым он поднимается к пониманию смысла бытия, его Творца. Не об этом ли свидетельствует и судьба Бориса Пастернака, и его роман как важнейшая часть его судьбы? Напомню то место в романе, за которое как раз и казнили Бориса Леонидовича те, кто читал и не читал роман. Но именно начало этого эпизода и цитировали в 1958 году, когда травили поэта. Оказавшись в плену у красных партизан, по приказу Юрий Живаго залегает в цепь. Он вынужден стрелять: идет бой. Живаго стреляет в обгоревшее дерево, растущее на поле, по которому наступают белые. Эти белые — юноши, почти мальчишки. Юрию Андреевичу хорошо знакомы их лица, потому что он сам был вот таким же, как они, нарочито храбро, в полный рост, идущие в атаку по открытому полю на врага. Им бы наступать перебежками, прячась в ямках и за бугорками, за этим обгоревшим деревом, но они идут, выпрямившись в полный рост. И пули партизан выкашивают наступающих. Рядом с доктором убит телефонист. Стреляя по дереву из ружья телефониста, в перекрестье прицела Юрия Андреевича попадает юноша, которого доктору особенно жаль, которому он симпатизирует во время боя. Доктору кажется, что он убил юношу. Бой окончен, белые отступили. Доктор осматривает и телефониста, и юношу. И у красного телефониста, и у юноши-белогвардейца доктор находит на груди ладанки с псалмом 90-м И у обоих на груди обнаруживает ладанки, в которые зашит псалом 90-й. У красного телефониста он полуистлевший — видимо, мать, сберегшая эту молитву, которую когда-то получила от своей матери, зашила сыну в ладанку и повесила на грудь. А у юноши-белогвардейца? Процитирую этот фрагмент романа: «Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул ее полы. На подкладке по каллиграфической прописи, старательно и любящею рукою, наверное, материнскою, было вышито: Сережа Ранцевич — имя и фамилия убитого. Сквозь пройму Сережиной рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и еще какой-то плоский золотой футлярчик или тавлинка с поврежденной, как бы гвоздем вдавленной крышкой. Футлярчик был полураскрыт.

Пастернак, Борис Леонидович

Значительную часть времени отдает переводам. Именно его перу принадлежат интерпретации знаменитых произведений Шекспира. Переводы приносили неплохие деньги, однако сам Пастернак считал, что потратил на них лучшие и наиболее продуктивные годы своей творческой жизни. В период войны Пастернак находился в эвакуации в Чистополе располагается на территории Татарстана. Несмотря на сложные времена, писатель не прекращал трудиться. Уже в 1943 из-под его пера появляется новая книга стихов, куда вошли произведение довоенного цикла и периода Великой Отечественной. Она получила название «На ранних поездах». Борис Пастернак крайний слева во втором ряду среди советских войск. Уже после войны у писателя возникли проблемы со здоровьем. В 1952 у него случился инфаркт.

Положение было тяжелым, сам же литератор готовился к худшему. Но к счастью, ему удалось выкарабкаться. Начиная с 1945 года, прозаик работал над крупнейшим в своей жизни произведением — «Доктором Живаго». Он стал венцом творчества Бориса Пастернака. Труд занял целых 10 лет. Хотя на самом деле — еще дольше. Ведь первые задумки пришли в голову еще в период ранней юности. Изначально Борис Леонидович пытался договориться с советскими издательствами. Однако он получил несколько отказов.

Отечественные литературные деятели категорически не желали идти на сотрудничество. Теперь писатель понимал, что советские издательства ни за что не выпустят его произведение в свет. Потому он решил опубликовать роман за границей. Первого издателя удалось найти в Италии. Роман содержал описание жизни и быта в стране. Примечательно, что книгу использовали антикоммунисты, в качестве элемента пропаганды. Советское правительство публикации романа Пастернаку не простило. Борис Пастернак в деревне Переделкино, 1956 год. В 1958 году писателя выдвинули на Нобелевскую Премию по литературе, в пику советским номенклатурным деятелям, которые настоятельно «советовали» комитету присудить награду Шолохову.

Еще до получения премии Пастернак подвергался широкомасштабной травле со стороны коллег по цеху. Писателя ругали кто во что горазд. Его обвиняли в антисоветской пропаганде, чуть ли не измене родине. Призывали лишить гражданства и выдворить из страны. А о художественной ценности литературного труда, «Доктора Живаго» так и вовсе речи не шло. В травле принимали участие крупные литературные деятели того времени: от Бориса Полевого до Сергея Михалкова. Все старались поддержать официальный курс советской власти. Хотя находились и идейные критики. Например такие, как Владимир Набоков , который в тот момент долгие годы находился в эмиграции.

Некоторые писатели и поэты предпочли промолчать, не участвовали в деятельности собраний, на которых заочно распекали Пастернака. Среди таковых был, например, С. В целом же советская творческая интеллигенция была единодушна. Под давлением широкой общественности он написал письмо в Нобелевский комитет, где говорил, что отказывается от премии. На этом конфликт писателя и власти не закончился. В 59-м его вызвали к Генеральному прокурору, грозились обвинить в государственной измене. Немногим позже литератор начал работу над пьесой «Слепая красавица». Однако вскоре у мужчины обнаружили тяжелое заболевание. Как бы повернулась судьба Пастернака, если бы не скоропостижная кончина, сказать невозможно.

Но положение было угрожающим. Личная жизнь Официально литератор был женат дважды. С первой супругой Евгенией Лурье, художницей и творческой личностью, брак был заключен в 1922. У пары родился сын Евгений, который в будущем пошел по стопам отца.

Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом « Доктор Живаго» В результате массовой кампании давления Пастернак отказался от Нобелевской премии.

В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал : «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ». Джавахарлал Неру и Альбер Камю взяли на себя ходатайство за нового нобелевского лауреата Пастернака перед Никитой Хрущёвым, но всё оказалось тщетно, хотя писатель не был ни выслан, ни посажен в тюрьму. Неоднократно высказывавшаяся его гонителями мысль о том, что Пастернак , вероятно, захочет покинуть СССР, была им отвергнута — Пастернак в письме на имя Хрущёва написал: « Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой».

Руденко, где ему угрожали обвинением по статье 64 « Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело. Летом 1959 года Пастернак начал работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженный вскоре рак лёгких в последние месяцы жизни приковал его к постели. Смерть поэта По воспоминаниям сына поэта, 1 мая 1960 года больной Пастернак , в предчувствии близкой кончины, попросил свою знакомую Е. Крашенинникову о исповедании. Пастернак умер от рака лёгкого 30 мая 1960 года в Переделкине.

Сообщение о его смерти было напечатано в «Литературной газете» выпуск от 2 июня и в газете « Литература и жизнь » от 1 июня. Борис Пастернак был похоронен на Переделкинском кладбище. Много людей среди них Наум Коржавин, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский пришли 2 июня 1960 года на его похороны , несмотря на опалу поэта. Автор памятника на его могиле — скульптор Сарра Лебедева. После смерти Памятник неоднократно осквернялся, и к 40-й годовщине смерти поэта была установлена точная копия памятника, выполненная скульптором Дмитрием Шаховским.

В ночь на воскресенье 5 ноября 2006 года вандалы осквернили и этот памятник. В настоящее время на могиле, расположенной на крутом склоне высокого холма, для укрепления восстановленного памятника и предотвращения сползания грунта сооружён мощный стилобат, накрывающий захоронения самого Пастернака, его жены Зинаиды Николаевны умерла в 1966 году , младшего сына Леонида умер в 1976 году , старшего — Евгения Борисовича Пастернака и пасынка Адриана Нейгауза. Так же была устроена площадка для посетителей и экскурсантов. Семья Первая жена писателя, Евгения Владимировна Пастернак , умерла в 1965 году. Последняя любовь Пастернака, Ольга Ивинская, после смерти поэта по надуманному обвинению провела в заключении ещё 4 года вплоть до 1964 , потом на полученные по завещанию гонорары приобрела квартиру в доме около Савёловского вокзала, где жила до своей кончины 8 сентября 1995 года.

Похоронена на Переделкинском кладбище. У Бориса Пастернака 4 внука и 10 правнуков. Реабилитация Негативное отношение советских властей к Пастернаку постепенно менялось после его смерти. В статьях о Пастернаке в Краткой литературной энциклопедии 1968 и в Большой советской энциклопедии 1975 о его творческих трудностях в 1950-х годах уже рассказывается в нейтральном ключе автор обеих статей — З. Однако о публикации романа речи не шло.

В СССР до 1989 года в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака, и вообще о его существовании, не было никаких упоминаний. Цензура в СССР. В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено. Под его же редакцией вышло несколько собраний сочинений поэта. Музеи и память Улица Бориса Пастернака, Зутермер, Нидерланды В октябре 1984 года по решению суда дача Пастернака в Переделкине была изъята у родственников писателя и передана в государственную собственность.

В 1980 г. В 1990 году, в год 100-летия со дня рождения поэта, музей Пастернака открыл свои двери в Чистополе, в доме, где поэт жил в эвакуации в годы Великой Отечественной войны 1941—1943 , и в Переделкине, где он жил долгие годы вплоть до своей смерти. Директор дома -музея поэта — Наталья Пастернак , приходящаяся ему невесткой вдова младшего сына Леонида. В 2008 году во Всеволодо-Вильве Пермский край в доме, где начинающий поэт жил с января по июнь 1916 года, был открыт музей. В 2009 году, в день города, в Перми был открыт первый в России памятник Пастернаку в сквере около Оперного театра скульптор — Елена Мунц.

Роль Пастернака в русской литературе сложно переоценить. Благодаря высокому мастерству и неповторимой тональности стихотворений он занял важное место в поэтическом движении начала XX столетия. Для Пастернака высшей ценностью была сама жизнь. Поэтому его творчество жизнеутверждающее и преисполнено философским пафосом. Борис Пастернак был рожден 10 февраля 1890 года в Российской империи Москва в творческой семье еврейского происхождения. Кроме Бориса, было еще трое детей. Был известным художником, членом Петербургской академии художеств. Мать — Розалия Исидоровна Пастернак в девичестве Кауфман , талантливая пианистка.

Рос Борис в творческой атмосфере. К ним в дом часто приходили люди искусства. В возрасте тринадцати лет он сильно увлекается музыкой под влиянием знакомства с композитором Скрябиным. Однако увлечение пришлось оставить из-за несовершенства слуха. В 1901 году Пастернак был зачислен во второй класс 5-ой Московской гимназии. Борис всегда был старательным в учебе, не мог терпеть «совершенства наполовину». В 1908 году он окончил обучение в гимназии с золотой медалью. В 1908 году Пастернак поступает в Московский университет.

Вначале он учился на юридическом факультете, позже перевелся на философский. Перед окончанием университета Пастернак едет в Германию, где посещает лекции в Марбургском университете. Однако его увлечение философией гаснет, и он уезжает на время в Италию. В 1912 году Борис оканчивает университет, но за диплом не приходит. В это время все его мысли уже занимает литературная деятельность. Первая проба пера у поэта была в 1909 году. О своем увлечении поэзией он вначале умалчивал. Определившись со своим призванием, Пастернак вступает в ряды московской поэтической группы «Лирика».

Первые сборники стихов выходят в 1914 году «Близнец в тучах» и 1916 году «Поверх барьеров». Но известность принесла книга, выданная в 1922 году, под названием «Сестра моя — жизнь». На раннее творчество Пастернака большое влияние оказал В. В период 1920-1927 годов он был участником творческой группы «ЛЕФ» куда входил и Владимир Маяковский. В 1931 году Борис Пастернак посещает Грузию. Кавказ вдохновил поэта на цикл «Волны».

Позже, в начале 1920-х он сотрудничал с группой Владимира Маяковского. После того как поэт в 1937 году отказался подписать обращение литераторов с требованием расстрелять военачальников Михаила Тухачевского и Иона Якира, его перестали печатать. Главным прозаическим произведением Бориса Пастернака стал роман «Доктор Живаго», который он завершил в 1956 году. Спустя два года ему присудили Нобелевскую премию по литературе «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий