Мадригал, его особенности это в музыке

И все же в первую очередь это слово ассоциируется с музыкой добаховской эпохи. Один из старейших ансамблей ранней музыки в России, созданный в 1965 г., носит название «Мадригал». Мадригал: что это такое кратко и понятно, примеры и значение Что означает слово мадригал в литературе и музыке? «Музыка — это нож для открытия души». В период позднего Возрождения (XVI век) мадригал — многоголосная вокальная пьеса обычно для 4-6 голосов (реже на большее число голосов, вплоть до 10), как правило, в строфической форме. МАДРИГАЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона: (madrigal или mandrial) — музыка на стихотворения пасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних, произошло от провансальских слов mandre. Среди ее непосредственных предшественников особое место принадлежит мадригалу, который в XVI веке стал самым значительным жанром светской музыки. Истоки мадригала восходят к итальянской народной поэзии (mandrialе, mandra — старинная пастушеская песня).

Мотеты против мадригалов: музыка эпохи Возрождения

МАДРИГАЛ в энциклопедии музыки Еще одной из непременных особенностей мадригала является его строгая форма. Основным элементом мадригала является станса, которая состоит из определенного числа строф и вариантов рифмы.
Жанры вокальной музыки: мадригал | SoundCafe | Дзен И все же в первую очередь это слово ассоциируется с музыкой добаховской эпохи. Один из старейших ансамблей ранней музыки в России, созданный в 1965 г., носит название «Мадригал».

Мотеты против мадригалов: музыка эпохи Возрождения

это особый вид вокальной музыки, который имеет свои корни в эпохе Возрождения и популярностью пользовался в XVI-XVII веках. Мадригал: что это такое кратко и понятно, примеры и значение Что означает слово мадригал в литературе и музыке? «Музыка — это нож для открытия души». МАДРИГАЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона: (madrigal или mandrial) — музыка на стихотворения пасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних, произошло от провансальских слов mandre. Мадригал (итал. madrigale, от лат. matricale — песня на родном (материнском) языке) — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. Филипп Верделот (1475 – 1552): Считается отцом итальянского мадригала, Верделот известен своей коллекцией 1530 года, Мадригали -де -Диверси Музыки: Либро Примо де ла Серена.

Музыкальная энциклопедия

Поэтому в своих стихотворных комплиментах они либо не упоминали имен, либо заменяли их на условно-поэтические — Алина, Селина, Лила. Ты не красавица, я вижу... Ты б лучше бЫть могла: но лучше так, как есть. Однако со временем жанр изменился. Поэты стали пародировать такие стихотворения из-за часто повторяющихся эпитетов и конструкций. Поэтому уже в 1860-х мадригалы сочинять перестали. Ирина Добровецкая.

Дмитриев, П. Катенин, А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф.

Сформировался в 14 в. Ландино, Й. Расцвет М. Джезуальдо, К. Монтеверди, Т.

В Неаполе композиционный стиль ученика Карло Джезуальдо продолжал стиль его наставника, Луццаско Луццаски 1545—1607 , который опубликовал шесть книг мадригалов и религиозную музыку Responsoria pro hebdomada sancta Responsoria pro hebdomada sancta Responsories for Holy Week , 1611. В 1620-х годах мадригалистом-преемником Джезуальдо стал Микеланджело Росси 1601—1656 , чьи две книги мадригалов без сопровождения аккомпанемента демонстрируют устойчивый крайний хроматизм. Переход на концертный мадригал В начале 17 века Клаудио Монтеверди 1567—1643 был самым влиятельным мадригалистом. Бернардо Строцци , 1640 г. В переходе от музыки эпохи Возрождения 1400—1600 гг. К музыке барокко 1580—1750 гг. Клаудио Монтеверди обычно считают главным мадригалистом, чьи девять книг мадригалов продемонстрировали стилистические, технические переходы от полифонии конца XVI века к музыке. Как выразительный композитор, Монтеверди избегал стилистических крайностей хроматизма Джезуальдо и сосредоточился на драматургии, присущей музыкальной форме мадригала. Его пятая и шестая книги включают полифонические мадригалы для равных голосов в стиле конца XVI века и мадригалы с партиями солирующего голоса в сопровождении бассо континуо, в которых присутствуют неподготовленные диссонансы и речитативные отрывки, что предвещает композиционную интеграцию сольного мадригала с музыкальным сопровождением. В пятой книге мадригалов, используя термин seconda pratica вторая практика , Монтеверди сказал, что лирика должна быть «хозяйкой гармонии» мадригала, что было его прогрессивным ответом Джованни Артузи 1540—1613 , который отрицательно защищал ограничение диссонанса и равные голосовые части старого полифонического мадригала против мадригала концертто. Переход из концертато мадригала В первом десятилетии XVII века итальянские композиционные техники для мадригала эволюционировали от старого идеала вокальной композиции a cappella для сбалансированных голосов до вокальной композиции для одного или нескольких голосов с инструментальным сопровождением. Внутренние голоса стали второстепенными по сравнению с сопрано и басовой партией ; функциональная тональность развивалась, и композиторы свободно обращались с диссонансом, чтобы подчеркнуть резкий контраст между вокальными группами и инструментами. Мадригал 17 века возник из двух направлений музыкальной композиции: i сольный мадригал с бассо континуо; и ii мадригал для двух или более голосов с бассо континуо. В Англии композиторы продолжали писать ансамблевые мадригалы в более старом стиле XVI века. В 1600 году гармонические и драматические изменения в составе мадригала расширились за счет инструментального сопровождения, поскольку изначально мадригал был составлен для группового исполнения талантливыми артистами-любителями без пассивной аудитории; таким образом инструменты заполнили недостающие части. Композитор обычно не уточнял инструментарий; в пятой книге мадригалов и в шестой книге мадригалов , Клаудио Монтеверди показал , что бассо seguente , инструментальный бас часть, было необязательным в ансамбле мадригала. Обычными инструментами для игры на басовой линии и наполнения внутренних партий голоса были лютня , теорбо читаррон и клавесин. Титульный лист произведения мадригалиста Джулио Каччини " Le nuove musiche" 1601 г. Мадригалист Джулио Каччини 1551—1618 создавал мадригалы в стиле соло континуо , композиции, технически связанные с монодией и происходящие из экспериментальной музыки флорентийской камеры 1573—1587. В сборнике сольных мадригалов Le nuove musiche Новая музыка , 1601 Каччини сказал, что суть композиции была анти-контрапунктной, потому что текст и слова песни были первичными, а уравновешенная полифония мешала слуху. В Седьмой книге мадригалов 1619 г. Монтеверди опубликовал свой единственный мадригал в стиле соло-континуо, в котором используется один певческий голос и три группы инструментов - большой технический прогресс по сравнению с простыми голосовыми и бассо-континуальными композициями Каччини из произведения период 1600 года.

В современном языке это слово употребляется для обозначения не только музыкального жанра, но и для описания романтических стихов, написанных в форме мадригала. В литературе мадригал — это часто метафорическое выражение чувств, эмоций и настроений, которые могут быть связаны с любовью, природой или жизнью в целом. Происхождение Мадригал — это музыкальный жанр, возникший в Италии в эпоху Возрождения. Название жанра происходит от итальянского слова «madrigale», что означает «песня народная». Однако, несмотря на свое народное происхождение, мадригал быстро стал популярен среди высшего общества и стал символом элегантности и изысканности. Истоки жанра уходят в глубь веков, в эпоху Средневековья, когда песни были единственным способом передачи информации и культурных ценностей. В те времена мадригалы пелись на языке народа и были связаны с различными религиозными и культурными обрядами.

Мадригал: история и значение этой музыкальной формы

Мадригал медленно вытеснил фроттолу в переходное десятилетие 1520-х годов. Ранние мадригалы были опубликованы в Musica di messer Bernardo Pisano sopra le canzone del Petrarcha 1520 , Бернардо Пизано 1490—1548 , при этом ни одна композиция не названа мадригалом, некоторые из декораций - Петрарка в стихосложение и словообразование , ставшие композиционными характеристиками более позднего мадригала. Madrigali de diversi musici: libro primo de la Serena 1530 , Филиппа Вердело 1480—1540 , включая музыку Себастьяно Феста 1490-1524 и Констанцо Феста 1485—1545 , Местр Джан 1485—1538 и сам Вердело. В период 1533—1534 годов в Венеции Вердело опубликовал две популярные книги четырехголосных мадригалов, переизданных в 1540 году. В 1536 году этот успех в публикации побудил основателя франко-фламандской школы , Адриана Вилларта 1490—1562 , перестроить некоторые четырехголосные мадригалы для одноголосия и лютни. В 1541 году Вердело также опубликовал пятиголосные мадригалы и шестиголосые мадригалы. Успех первой книги мадригалов Il primo libro di madrigali 1539 Жака Аркадельта 1507—1568 сделал ее самой перепечатываемой книгой мадригалов своего времени.

Стилистически музыка в книгах Аркадельта и Вердело была ближе к французскому шансону, чем итальянская фроттола и мотет , учитывая, что французский был их родным языком. Как композиторы, они были внимательны к оформлению текста в соответствии с идеями Бембо и тщательно сочиняли музыку, а не использовали конструкции из припевов и куплетов, характерные для французской светской музыки. Середина 16 века. Хотя мадригал зародился в городах Флоренция и Рим, к середине 16 века Венеция стала центром музыкальной деятельности. Политические волнения разграбления Рима 1527 и осады Флоренции 1529—1530 снизили значение этого города как музыкального центра. Адриан Уилларт 1490—1562 и его соратники в базилике Святого Марка, Джироламо Парабоско 1524—1557 , Жак Буус 1524—1557 и Бальдассаре Донато 1525—1603 , Периссон Камбио 1520—1562 и Чиприано де Роре 1515 —1565 , были главными композиторами мадригала середины века.

В отличие от Аркадельта и Верделота, Уилларт предпочитал сложные текстуры полифонического языка, поэтому его мадригалы были похожи на мотеты, хотя он варьировал композиционные текстуры между гомофоническими и полифоническими отрывками, чтобы выделить текст строф; стихами Уилларт предпочел сонеты Петрарки. На втором месте после Вилларта Чиприано де Роре был самым влиятельным композитором мадригалов; в то время как Уилларт был сдержан и тонок в своих настройках текста, стремясь к однородности, а не к резкому контрасту, Роре использовал экстравагантные риторические жесты, включая рисование слов и необычные хроматические отношения, композиционная тенденция, поощряемая музыкой. Из музыкального языка Роре произошли мадригализм, который сделал жанр отличительным, и пятиголосная структура, которая стала стандартом для композиции. Памятная статуя певца и издателя Николас Йонге 1560—1619 , который ввел мадригалы в Англию. Последняя история мадригала начинается с Чиприано де Роре, чьи произведения были элементарными музыкальными формами мадригальной композиции, существовавшей к началу 17 века. Соответствующие композиторы включают Джованни Пьерлуиджи да Палестрина 1525—1594 , который писал светскую музыку в начале своей карьеры; Орланда де Лассус 1530—1594 , который написал двенадцать мотетов Prophetiae Sibyllarum Сивиллинские пророчества, 1600 , а позже, когда он переехал в Мюнхен в 1556 году, начал историю мадригальной композиции за пределами Италии; и Филипп де Монте 1521—1603 , самый плодовитый мадригалист, впервые опубликованный в 1554 году.

В Венеции Андреа Габриэли 1532—1585 сочинил мадригалы с яркими, открытыми, полифоническими фактурами, как в его мотетных композициях.

Мадригал Dolcissima mia vita из Пятой книги мадригалов К. Джезуальдо уже с первой фразы вводит в сложный эмоциональный мир мадригала: величественные мажорные аккорды, проникновенное звучание слова dolcissima сладчайшая и щемящий ход на уменьшенную кварту, как скрытая боль. Здесь дан намек на будущие драматические коллизии. Диатонический полутон d—es преобразуется в хроматический h—c. С этого момента хроматическое движение будет играть решающую роль в интонационном развитии.

Фраза приобретает максимальную амплитуду резонирования в движении d—es, h—c, g—а. В литературном тексте мадригала много восклицаний, упорных повторений, настойчивых вопросов, передающих внутреннее смятение, возбуждение. Естественно, мелодическая линия прерывиста, декламационна. Взволнованность речи отражена в остром мелодическом рельефе со скачками во вторгающихся паузах, в преобладании кратких синтаксических единиц. В строении мадригала присутствуют, с одной стороны, признаки контрастной трёхчастности и, таким образом, дискретности, а с другой — заметна волнообразная структура, которой свойственна связность. Наиболее яркое проявление членения — контрастная средняя часть.

Бурная, мятущаяся, она на пике кульминации сливается с противоположным по эмоции заключением. Стремление к эмоциональной цельности мадригала потребовало от композитора использования ряда приемов. Так, например, в сложное взаимодействие вступают принцип дискретности то есть раздельности и принцип континуальности непрерывности. Для поддержания полифонической вязи ослабляется естественная раздельность поэтического текста например, отсутствие в тексте «сюжета»; вместо него — вздохи, восклицания, вопросы, повторения слов как заклинаний. Непрерывность достигается благодаря намеренной связке окончания одной строки с началом следующей. С музыкальной точки зрения мадригал усложняется, что можно наблюдать на примере творчества Ф.

Музыкальный язык композиторов опирается на традиционные принципы мадригала, однако обладает художественной индивидуальностью, что, несомненно, связано со сменой эпохи и, как следствие, поиском новых средств выразительности, которые отражают эстетику исторического периода. Литература: Григорьева М. Проблема гармонии в поздних сочинениях Карло Джезуальдо: авт. Коробова А. Герасимова-Персидская Н. Панкина, Е.

Основные термины генерируются автоматически : мадригал, верхний голос, мелодическая линия, книга мадригалов, наследие композитора, поэтический текст. Похожие статьи Именно там наследие античности возродилось в изобразительном творчестве и эпохи Возрождения считается пятиголосный мадригал вокальная поэма с утончённым поэтическим содержанием.

Здесь Морли выдвинул следующее утверждение относительно приписывания музыкальной имитации тексту или либретто.

Морли пишет: «Теперь следует показать, как расположить свою музыку в соответствии с природой слов, которые вы в ней должны выразить, независимо от того, какое значение у вас есть в руках, такой вид музыки вы должны выстроить под нее. Следовательно, если у вас есть какое-либо серьезное дело, вы должны приложить к нему серьезную музыку, если веселый предмет, вы должны сделать свою музыку также веселой, потому что было бы большой абсурдностью использовать грустную гармонию для веселого дела или веселого гармония к грустному, прискорбному или трагическому тексту ". Такое отношение привело к преобладанию отношения эпохи барокко, когда музыка все больше становилась способом выражения эмоций.

Отличительной чертой музыки эпохи барокко было то, что композиторы все больше интересовались человеческими эмоциями «страстями и привязанностями» и создавали музыку, чтобы «имитировать» эти эмоции посредством тональной организации. Обращаясь к работам Декарта и Совера, которые в своем исследовании психологического строения человека начали «объективировать» определенные эмоции, композиторы эпохи барокко разработали практику сознательного выражения определенных эмоций с помощью музыкальных средств. Собственные мадригалы Морли преимущественно легкие, подвижные и легко распеваемые, как, например, его хорошо известное «Месяц майских праздников».

Он взял те аспекты итальянского стиля, которые подходили его личности, и преобразовал их в англичанку. Другие композиторы английской мадригальной школы, например Томас Велкс и Джон Уилбай, должны были писать мадригалы в более серьезном или мрачном ключе.

Ранние мадригалы были опубликованы в Musica di messer Bernardo Pisano sopra le canzone del Petrarcha 1520 , Бернардо Пизано 1490—1548 , при этом ни одна композиция не названа мадригалом, некоторые из декораций - Петрарка в стихосложение и словообразование , ставшие композиционными характеристиками более позднего мадригала. Madrigali de diversi musici: libro primo de la Serena 1530 , Филиппа Вердело 1480—1540 , включая музыку Себастьяно Феста 1490-1524 и Констанцо Феста 1485—1545 , Местр Джан 1485—1538 и сам Вердело. В период 1533—1534 годов в Венеции Вердело опубликовал две популярные книги четырехголосных мадригалов, переизданных в 1540 году. В 1536 году этот успех в публикации побудил основателя франко-фламандской школы , Адриана Вилларта 1490—1562 , перестроить некоторые четырехголосные мадригалы для одноголосия и лютни. В 1541 году Вердело также опубликовал пятиголосные мадригалы и шестиголосые мадригалы.

Успех первой книги мадригалов Il primo libro di madrigali 1539 Жака Аркадельта 1507—1568 сделал ее самой перепечатываемой книгой мадригалов своего времени. Стилистически музыка в книгах Аркадельта и Вердело была ближе к французскому шансону, чем итальянская фроттола и мотет , учитывая, что французский был их родным языком. Как композиторы, они были внимательны к оформлению текста в соответствии с идеями Бембо и тщательно сочиняли музыку, а не использовали конструкции из припевов и куплетов, характерные для французской светской музыки. Середина 16 века. Хотя мадригал зародился в городах Флоренция и Рим, к середине 16 века Венеция стала центром музыкальной деятельности. Политические волнения разграбления Рима 1527 и осады Флоренции 1529—1530 снизили значение этого города как музыкального центра. Адриан Уилларт 1490—1562 и его соратники в базилике Святого Марка, Джироламо Парабоско 1524—1557 , Жак Буус 1524—1557 и Бальдассаре Донато 1525—1603 , Периссон Камбио 1520—1562 и Чиприано де Роре 1515 —1565 , были главными композиторами мадригала середины века.

В отличие от Аркадельта и Верделота, Уилларт предпочитал сложные текстуры полифонического языка, поэтому его мадригалы были похожи на мотеты, хотя он варьировал композиционные текстуры между гомофоническими и полифоническими отрывками, чтобы выделить текст строф; стихами Уилларт предпочел сонеты Петрарки. На втором месте после Вилларта Чиприано де Роре был самым влиятельным композитором мадригалов; в то время как Уилларт был сдержан и тонок в своих настройках текста, стремясь к однородности, а не к резкому контрасту, Роре использовал экстравагантные риторические жесты, включая рисование слов и необычные хроматические отношения, композиционная тенденция, поощряемая музыкой. Из музыкального языка Роре произошли мадригализм, который сделал жанр отличительным, и пятиголосная структура, которая стала стандартом для композиции. Памятная статуя певца и издателя Николас Йонге 1560—1619 , который ввел мадригалы в Англию. Последняя история мадригала начинается с Чиприано де Роре, чьи произведения были элементарными музыкальными формами мадригальной композиции, существовавшей к началу 17 века. Соответствующие композиторы включают Джованни Пьерлуиджи да Палестрина 1525—1594 , который писал светскую музыку в начале своей карьеры; Орланда де Лассус 1530—1594 , который написал двенадцать мотетов Prophetiae Sibyllarum Сивиллинские пророчества, 1600 , а позже, когда он переехал в Мюнхен в 1556 году, начал историю мадригальной композиции за пределами Италии; и Филипп де Монте 1521—1603 , самый плодовитый мадригалист, впервые опубликованный в 1554 году. В Венеции Андреа Габриэли 1532—1585 сочинил мадригалы с яркими, открытыми, полифоническими фактурами, как в его мотетных композициях.

Великолепное художественное качество Концерта делле Донне Феррары побудило композиторов посетить двор в Ферраре, послушать, как женщины поют, и предложить им композиции для пения.

Что такое мадригал в литературе. Мадригал - это что такое? Примеры. Мадригалы в Англии

Свои стихотворения такого жанра они обычно посвящали женщинам. Иногда поэты использовали один и тот же текст несколько раз. Поэтому в своих стихотворных комплиментах они либо не упоминали имен, либо заменяли их на условно-поэтические — Алина, Селина, Лила. Ты не красавица, я вижу... Ты б лучше бЫть могла: но лучше так, как есть. Однако со временем жанр изменился. Поэты стали пародировать такие стихотворения из-за часто повторяющихся эпитетов и конструкций.

В своих мадригалах они используют любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические темы. Это обычно двух-трёхголосные произведения, в которых выделяется куплет и рефрен на текст заключения. Их мадригалы не скованы жёсткими правилами.

Это сказывается на двухголосье, которое допускает «пустоты», более развитую и пластичную мелодику, параллельные кварты и квинты, диссонирующие созвучия. Ведущая роль у мелодии верхнего голоса, часто украшенная мелизмами, а нижний голос выполняет подсобную функцию. Иногда композиторы использовали в мадригале имитации, например, у Гирардело. Встречаются мадригалы-каноны, например, у Пьеро. Мадригалы канонического склада можно представить как родственные каччии. В этом мы видим взаимное проникновение жанров. Одним из композиторов эпохи Раннего Возрождения, имя которого донесла до нас история, является слепой поэт-композитор Франческо Ландино. Известно 154 его композиции, 11 из которых — мадригалы. Ландино искал и нашёл свой стиль.

Его мадригалы заметно полифонизируются,чаще появляется канон. Интересен мадригал Ландино «Musica con», который является трёхтекстовым, то есть на три вполне самостоятельных голоса положены три различных текста. В начале XVI века вновь появляются устойчивые светские музыкальные жанры. Это итальянская фроттола и вилланелла. Джустиниани для голоса с сопровождением инструмента,1482 , старой итальянской балладе и, возможно, даже лауде, старинной духовно-бытовой песне… В самом слове фроттола подчеркнуто бытовое, народное, даже уличное назначение песни frottа — толпа. Определенный музыкальный склад она приобрела, видимо, в последнем десятилетии XV века, став четырехголосным вокальным произведением, на первых порах единого автора — поэта и композитора в одном лице»[ Ливанова Т. По содержанию фроттолы достаточно разнообразны. Преобладает любовная лирика, но немало и шуточных, комических или нравоучительных текстов. Вилланелла — «крестьянская песня».

Отличалась особой живостью, яркостью сравнений, простотой чувств. В вилланеллах, а также во фроттолах, появляется тенденция к гомофонной структуре с выделением верхнего голоса на фоне трёх остальных. Во многих случаях композиторы остались неизвестными. Даже Адриан Вилларт написал виллоту близкая вилланелле разновидность жанра на слова канцоны Петрарки «Италия моя». У крупнейшего композитора последней трети XVI в. Фроттола и вилланелла имели непосредственное влияние на вновь появившийся мадригал. Новый мадригал отличался от мадригала эпохи Ars nova и не имел с ним никакой генетической связи. Новый мадригал также отличался от существовавшей рядом с ним фроттолы и вилланеллы особой утончённостью, маньеризмом. Первые сборники новых мадригалов имели такой успех, что мгновенно по всей Италии возникло множество аналогичных изданий.

Самый первый сборник мадригалов был опубликован в Риме в 1533 году. Все новые итальянские мадригалы были проникнуты одной эстетической тенденцией. Сам мадригал представлял собой свободный многоголосный жанр, который появился на основе лирической поэзии эпохи Возрождения. Новые мадригалы можно назвать синтетическими, музыкально-поэтическими. Музыка и слово были неразрывно связаны, обладали большими художественными достоинствами, интеллектуальной тонкостью, лирическим характером. Можно отметить господство двух мотивов в лирике мадригалов Первый — любовный, с оттенком печали. Второй — пейзажи. В разработке второго мотива композиторы начинают использовать элементы звукописи: движение волны, шум ветра, шуршание листьев. Всё это, конечно, было условно.

Сущность мадригала — сосредоточить внимание на внутреннем мире человека. Любовные страдания и картины природы в большей мере символизировали лирическую сущность человеческой души, чем проявления внешнего мира. Несмотря на то, что первые «новые» мадригалы мало отличаются от полифонии «строгого стиля», всё же их можно считать вызовом идеалам «совершенного искусства». Как нечто новое воспринимается сама структура мадригала — сравнительно малый масштаб и свобода выражения.

Следование за текстом и огромное внимание к слову определили не только фактурные и гармонические средства выразительности, но и особенности интонационного строя в формировании музыкально-речевой интонации. Именно такое понимание создает направленность формы, ее определенный модус. Мадригал Dolcissima mia vita из Пятой книги мадригалов К. Джезуальдо уже с первой фразы вводит в сложный эмоциональный мир мадригала: величественные мажорные аккорды, проникновенное звучание слова dolcissima сладчайшая и щемящий ход на уменьшенную кварту, как скрытая боль. Здесь дан намек на будущие драматические коллизии. Диатонический полутон d—es преобразуется в хроматический h—c.

С этого момента хроматическое движение будет играть решающую роль в интонационном развитии. Фраза приобретает максимальную амплитуду резонирования в движении d—es, h—c, g—а. В литературном тексте мадригала много восклицаний, упорных повторений, настойчивых вопросов, передающих внутреннее смятение, возбуждение. Естественно, мелодическая линия прерывиста, декламационна. Взволнованность речи отражена в остром мелодическом рельефе со скачками во вторгающихся паузах, в преобладании кратких синтаксических единиц. В строении мадригала присутствуют, с одной стороны, признаки контрастной трёхчастности и, таким образом, дискретности, а с другой — заметна волнообразная структура, которой свойственна связность. Наиболее яркое проявление членения — контрастная средняя часть. Бурная, мятущаяся, она на пике кульминации сливается с противоположным по эмоции заключением. Стремление к эмоциональной цельности мадригала потребовало от композитора использования ряда приемов. Так, например, в сложное взаимодействие вступают принцип дискретности то есть раздельности и принцип континуальности непрерывности.

Для поддержания полифонической вязи ослабляется естественная раздельность поэтического текста например, отсутствие в тексте «сюжета»; вместо него — вздохи, восклицания, вопросы, повторения слов как заклинаний. Непрерывность достигается благодаря намеренной связке окончания одной строки с началом следующей. С музыкальной точки зрения мадригал усложняется, что можно наблюдать на примере творчества Ф. Музыкальный язык композиторов опирается на традиционные принципы мадригала, однако обладает художественной индивидуальностью, что, несомненно, связано со сменой эпохи и, как следствие, поиском новых средств выразительности, которые отражают эстетику исторического периода. Литература: Григорьева М. Проблема гармонии в поздних сочинениях Карло Джезуальдо: авт. Коробова А. Герасимова-Персидская Н. Панкина, Е.

Мадригал в музыке Музыкальный мадригал - это вокальное произведение. Его текстом являлись слова поэтического сочинения, написанного в этом жанре. Иногда вместе с голосом певца звучали и музыкальные инструменты, например лютня или виола. В эпоху Возрождения мадригал был аналогом современной песни в сопровождении гитары или фортепиано. Помимо гибкой структуры, светская песня высокого Возрождения характеризуется также добавлением нескольких пластов музыкальной ткани. В отмеченную эпоху мадригал - это четырех- или пятиголосное произведение. Композиторы обращаются к творчеству выдающихся поэтов Ариосто и Торквато Тассо. Региональные особенности В этот исторический период намечается региональное размежевание стилистических черт мадригала. Наряду с флорентийской композиторской школой появляются венецианская, римская и неаполитанская. Полифонические песни светского характера пишут также английские и немецкие авторы, например, Уильям Берд и Генрих Шютц. Многие жанры музыкальных произведений высокого Возрождения различаются по региональным признакам. Например, для венецианской школы характерно свободное строение, пятиголосие, полифонический склад, преобладание старинных церковных ладов. Крупнейшим представителем данной школы является композитор Вилларт. В творчестве римских авторов, например Фесты, преобладают гомофонно-гармоническое четырехголосие и четкая структура рефренного типа. По содержанию и характеру мадригалы высокого Возрождения могут быть различными. Многие произведения несут в себе острый конфликт между доверием и ревностью или любовью и долгом. Встречаются также спокойные и созерцательные пьесы. Расцвет музыкального мадригала К концу 16-го века эпоха Возрождения вступает в новый период своего развития. В это время четко обозначаются многие кризисные явления в искусстве. Намечается переход к новому эпохальному стилю, получившему название барокко. В это время произведений накапливают новые Появляются все более изысканные ритмы, связанные с совершенствованием нотопечатания. Значительное место занимают хроматизмы и диссонансы в гармонии. Композиторы отходят от полифонии и продолжают поиски в гомофонной сфере. Пик развития жанра приходится на конец 16-го - начало 17-го века. В этот период работают такие композиторы, как Джезуальдо ди Веноза и Клаудио Монтеверди. В их творчестве светская песня обогащается театральными чертами: появляются так называемые мадригальные комедии, предназначенные для исполнения на сцене. Развивается также инструментальное сопровождение певческого голоса. Композиторы добавляют в партитуру различные музыкальные инструменты и даже создают новые аранжировки ранее написанных пьес. В некоторых сочинениях есть развернутые эпизоды, в которых голос не звучит. Так, мадригалы становятся предвестниками барочной инструментальной культуры. Именно этот музыкальный жанр является творческой лабораторией, в которой сформировалась опера. В рамках исканий Вилларта, Ландини, Плестрины, Лассо, а особенно Джезуальдо ди Венозы и Клаудио Монтеверди, кристаллизовались гомофонный стиль, система функциональных отношений новой гармонии и особенности вокального письма. Все это дополнялось конфликтностью драматургии и театральной сценичностью. Лирические миниатюры в русской романтической поэзии Поэтические жанры, которые можно считать наследниками мадригала, заявили о себе в эпоху романтизма. Интимные любовные стихи этого времени проявились в так называемой альбомной лирике. Традиция посвящать возлюбленной, подруге или просто знакомой девушке короткие поэтические миниатюры прослеживается в жизни русских дворян 19-го века. Эти лаконичные стихи записывались в женский альбом, украшались цветными рисунками и виньетками. В русской литературе можно выделить некоторые жанры, генетически связанные с мадригалом. Важным свойством всех этих миниатюр является остроумие. Отточенная мысль, облеченная в совершенную форму, смягчала страстные чувства автора к прекрасной даме. Романтический мадригал в синтезе с другими жанрами Поэтический мадригал возрождается в творчестве французского поэта Буало.

Мадригал: что это значит и какова его история?

начале XVII вв. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2-3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4-5-голосное без сопровождения. мать) - песня на родном (материнском) языке - светский музыкальнопоэтический жанр эпохи Возрождения. Цель данной статьи: рассмотреть исторический период возникновения, развития и завершения жанра мадригала; определить его особенности с точки зрения музыкального содержания и формы, специфики мелодической, гармонической, ритмической и поэтического наполнения. Еще одной из непременных особенностей мадригала является его строгая форма. Основным элементом мадригала является станса, которая состоит из определенного числа строф и вариантов рифмы. Мадригал — это форма вокальной музыки, возникшая в Италии в 16 веке. Этот жанр отличается от других своей своеобразной структурой и содержанием. В мадригале сочетаются музыка и поэзия, что делает его уникальным и интересным. Мадригал (с латинского песня на родном, материнском языке) – светский музыкально-поэтический жанр эпохи мадригала восходят к народной поэзии, к старинной итальянской одноголосной пастушеской песне.

Мадригал — что это такое простыми словами, примеры

В отличие от стилистически простой баллаты (фактически танцевальной песни), мадригал Ars nova — музыка, предназначенная для благородных ценителей искусства. Четыре книги, сочиненные в «предоперный» период, написаны в рамках классического ренессансного мадригала, то есть для пяти вокальных партий a cappella. Первое непосредственное впечатление от музыки мадригалов— красота их звучания. светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения, истоки которого восходят к старинной итальянской пастушеской песни. Мадригал - франц. madrigal; итал. madrigale, от средневек. лат. matricale(mater - мать) - песня на родном(материнском) языке.

8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.

Происхождение и эволюция формы В XIV веке мадригалы писали для двух или трех певчиских голосов. Их исполняли в дни праздников и веселья, пение сопровождалось одним или двумя инструментами, которые обычно играли повторяли мелодию верхнего голоса. В первой половине XVI в. Фроттолы сочиняли для четырех голосов голосов в строфической форме, подобно испанской рождественской песне. Рль верхнего голоса постепенно возросла до такой степени, что нередко исполняли только верхнюю вокальную строчку, в то время как остальные были заменены инструментальным сопровождением. Однако ренессансный итальянский мадригал был более экспрессивен, благодаря развитию контранунктического материала.

К 1540 году мадригал писали цже на пять равноправных голосов.

Для зрелых М. Маренцио, К. Джезуальдо, К.

Монтеверди, конец 16 века характерны свобода выражения мыслей и чувств, насыщенность изобразительными приёмами, смелые диссонансы, хроматизмы, яркие ритмические и фактурные контрасты. Батюшкова, А. Классический образец М. Лермонтову: «Душа телесна!

В истории западноевропейской музыки принято выделять мадригалы XIV века написаны в твёрдой форме и мадригалы XVI века написаны в строфической форме. Мадригал значения Мадригал - музыкальный жанр, получивший распространение в эпоху Возрождения Мадригал - поэтический жанр «Мадригал» - российский ансамбль старинной музыки. Первоначально музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Позднее литературный мадригал не связывался с музыкой и представлял собой жанр салонной и альбомной поэзии.

Образцы мадригалов в русской поэзии представлены произведениями А. Сумарокова, И. Дмитриева, В. Пушкина, позднее - К.

Пушкина, М. Он Ольгу прочил за меня, Он говорил: дождусь ли дня?.. Пушкин, «Евгений Онегин». Глава 2.

Имена реальных адресатов, как правило, заменялись условно-поэтическими Алина , Лаиса , Селина , Лила и тому подобными. Пример мадригала В. Туманского: Вы все имеете, чем нежный пол гордится Приятности, красу и свежесть юных лет Кто знает разум ваш - дивится, Кто знает сердце - тот своё вам отдает. Нередко форма мадригала пародийно переосмыслялась и таким жанровым определением обозначалась эпиграмма.

Пример такого «мадригала» - «Мадригал полковой даме» Н. Гумилёва: Как гурия в магометанском Эдеме, в розах и шелку Так Вы в лейб-гвардии уланском Её величества полку. Также мадригалом называют магистральный сонет венка сонетов - архитектонической формы поэмы, состоящей из 15 сонетов. Мадригал ансамбль старинной музыки Ансамбль солистов «Мадригал» - один из старейших и наиболее авторитетных российских ансамблей старинной музыки.

Основан в 1965 году Андреем Волконским, после эмиграции Волконского в 1972 году ансамбль возглавляла Лидия Давыдова с перерывом в 1983 - 1992 годов, когда ансамблем руководил Олег Янченко. С творчеством «Мадригала» связано открытие для широкого российского слушателя западноевропейской музыки добаховского периода. Ранний период истории «Мадригала» отмечен работой в составе коллектива ряда выдающихся музыкантов, в дальнейшем избравших сольную или иную карьеру: Марка Пекарского, Алексея Любимова, сестёр Лисициан. С 1972 по 1992 в «Мадригале» пел первый русский контратенор Е.

В 2008 году Московская государственная филармония реорганизовала ансамбль, сохранив прежнее название; новый коллектив возглавил лютнист Александр Суетин. Другие музыканты прежнего состава во главе с прежней руководительницей ансамбля Лидией Давыдовой также продолжили выступления под названием «Мадригал» и зарегистрировали в 2010 г. Автономную некоммерческую организацию «Мадригал». В 2011 году Лидия Давыдова скончалась.

За сравнительно небольшой срок «Мадригал» под руководством Суетина подготовил более пятнадцати оригинальных программ, стал участником фестиваля «Декабрьский ангажемент» в Калуге, «Дягилевские дни» в Перми, I Открытого фестиваля профессиональных оркестров в г. Монтеверди «Орфей» в Пермском театре оперы и балета, ставшей обладательницей двух Национальных театральных премий «Золотая маска». Примеры употребления слова мадригал в литературе. Элегии, элегии без конца, мадригалы какие-то, рондо, чтоб их дьявол побрал, игрушки, безделки -- и все это тогда, когда деспотизм крепчает, крестьяне рабы, а Аракчеев и Меттерних шпицрутенами Европу хлещут.

Уже ранние мадригалы Джезуальдо отличаются экспрессией, эмоциональностью и остротой музыкального языка. Каждый голос, каждый звук должны найти для себя такую форму выражения, которая отвечала бы сути мадригала , а не была бы одним из механических воспроизведений, великое множество которых они слушали на пластинках, сравнивая, изучая, чтобы самим стать немного Джезуальдо, князем-убийцей, повелителем музыки.

Тассо, Дж.

Марино, а также строфы из драм. Тассо и Л. В 30-50-х гг.

Вилларт , римская К. Феста , флорентийская Я. Для М.

Геро, Ф. Кортечча, К. Следующий период развития М.

Лассо, А. Габриели и др. Формируются новые типы тематизма, развивается новая ритмич.

Важнейшее "открытие" этого времени - хроматизм, возрождённый в результате изучения др. Его обоснование было дано в трактате Н. Крупнейшие композиторы, широко применявшие хроматизмы в своих М.

Джезуальдо ди Веноза. Традиции мадригальной хроматики были устойчивы ещё в 17 в. Монтеверди, Дж.

Каччини, М. Развитие хроматизма привело к обогащению лада и его модуляционных средств и формированию новой выразит.

На первом этапе своего развития мадригал более явственно обнаруживал следы связи с формообразованием традиционных полифонических или песенных жанров.

Это и понятно: ранние образцы мадригалов создавались крупными композиторами-полифонистами, авторами месс и мотетов Адрианом Виллартом 1480-1562 , Филиппом Вердело ум. Из них двое первых непосредственно примыкают к нидерландской полифонической школе, хотя и прочно обосновались в Италии. И все они без исключения по образованию и роду занятий являются церковными музыкантами: Вилларт в капелле собора св.

Марка в Венеции, Вердело - во Флорентийском соборе, затем при папском дворе, Феста - в папской капелле, Аркадельт как певец - в капелле св. Юлии в Риме. Один Феста среди них был итальянцем по происхождению, но и он воспитывался в традициях полифонической школы времен Жоскена Депре.

Первые сборники итальянских мадригалов вышли в свет в 1530-1540 годах и принесли известность произведениям Вилларта, Вердело, Аркадельта. В то время мадригал, едва заявив о себе, представлял музыкально-поэтическую композицию лирического содержания и относительно большого масштаба. Нежная, не слишком экспрессивная, то меланхолическая, то идиллическая любовная лирика определяла характер его образности.

При четырех или пяти голосах a cappella мадригал в своем складе более всего опирался на принципы Жоскена — однако в наивозможно простом их понимании. В ряде случаев склад многоголосия делался совсем прозрачным, гармоническим; часто противопоставлялись группы верхних и нижних голосов. В произведениях К.

Феста, Я. Геро и некоторых других современников наблюдались черты связи скорее со складом фроттолы. Постепенно в Италии выдвинулись даже различные местные школы мадригалистов: от Вилларта пошла венецианская школа, с именем Вердело связано сложение флорентийской школы, во главе римской встал Костанцо Феста.

В одно время с первыми мадригалистами работали в этом жанре также Франческо Кортечча во Флоренции и Джакомо Фольяно в Модене. За этими композиторами последовали уже представители новых поколений, деятельность которых относится к третьей и четвертой четвертям XVI века. В "среднем" поколении мадригалистов XVI века по-своему интересны творческие фигуры Киприана де Pope ок.

Рядом с ними и несколько позднее мадригалом занимались также Филипп де Монте, Дж. Парабоско, Дж. Каймо, Д.

Феррабоско, В. Руффо, Т. Риччо, А.

Стриджо и многие другие менее известные музыканты. Для истории мадригала чрезвычайно характерны неустанные искания новых приемов письма, нового мелодизма, новых гармоний, не только как собственно технических новшеств, но как более гибких и богатых выразительных средств. Вокальные партии мадригалов, следуя за поэтической строкой, отнюдь не сводились при этом к простому скандированию текста как это было у французов в их "размеренной музыке" : композиторы стремились, передавая образный смысл поэзии, избегать ритмической монотонии и развертывать мелодию гибко, свободно, чтобы она не противоречила стихотворному ритму, но и не просто "отбивала" его в музыке.

Мелодическое начало в многоголосии со временем приобрело в мадригале несколько иное значение, чем оно имело в традиционных полифонических формах. Мадригалисты сначала стремились выделить мелодию то одного, то другого голоса в ее интонационно характерных фразах, отдавая ей главное место и умеряя действие остальных голосов. Затем заметно возросла роль верхнего голоса как господствующего в ансамбле.

Далее ведущий голос драматизировался, обретя индивидуальные экспрессивные интонации, присущие театральному монологу. В ряде случаев это побуждало даже поручать при исполнении мелодию мадригала певцу, который "украшал" ее по своим возможностям и вкусу, тогда как остальные голоса исполнялись инструментами. Это новое чувство мелодии в многоголосии требовало не массивного хорового звучания, а гибкого, интонационно чуткого ансамбля.

Поэтому советский исследователь прав, когда настаивает не на хоровой, а на камерной, ансамблевой природе итальянского мадригала См. Мадригал жанр и форма. При этом нужно, однако, учитывать, что и многие хоры XV-XVI веков были бы в наших глазах камерными ансамблями, поскольку в их составе сплошь и рядом находилось семь, десять, двадцать певцов.

Примерно около середины XVI столетия в среде итальянских мадригалистов начались поиски новых хроматических звучаний, что проявлялось, естественно, как в движении мелодий, так и в гармонических последовательностях. Особенно много внимания посвятил этой проблеме в теории и на практике Николо Вичентино. Между 1546 и 1572 годами были опубликованы пять книг его мадригалов из них сохранились лишь первая и последняя.

В 1555 году вышла его теоретическая работа "Древняя музыка, примененная к современной практике". В связи с выдвинутыми в ней идеями и собственным композиторским опытом Вичентино называл себя "изобретателем новой гармонии" как сказано в заглавии пятой книги его мадригалов. Хотя сам автор аргументировал свои положения ретроспективно теоретическими соображениями ссылками на понимание хроматизма у древних греков , его произведения свидетельствуют о поисках новых средств выразительности в преодолении традиционных рамок диатоники.

Это сказалось у Вичентино прежде всего в интонационном строе мадригалов и мотетов, что сообщило им особый звуковой оттенок. Однако оригинальность звучаний, резко ощутимая поначалу, в итоге приводит к новой монотонии. Вичентино следует античному пониманию хроматических тетрахордов сверху вниз ми - до-диез - до-бекар - си-ля - фа-диез - фа-бекар - ми и проводит это движение по всем голосам пятиголосного сочинения.

Возникают причудливые, странные звучания: голоса идут то по полутонам, то по малым терциям... Композитор мечтал также возродить античный энгармонизм, для чего проектировал создание особого инструмента "аркиорган". Если отвлечься от этих сугубо теоретических построений в этом они перекликаются с идеями Гийома Котле , то нужно признать, что Вичентино был обуреваем исканиями нового ради нетрадиционной выразительности, ради индивидуализации своего стиля.

Мадригалы Ф. Ландини и К. Джезуальдо в контексте анализа музыкального языка

МАДРИГАЛ — (французское madrigal), 1) в 14 в. и 16 начале 17 вв. небольшое музыкально поэтическое произведение любовно лирического содержания, первоначально 2 3 голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4 5 голосное без сопровождения. Мадригал (итал. madrigale, от лат. matricale — песня на родном (материнском) языке) — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. Мадригал — так назывался жанр светской хоровой музыки XVI века, который имел историю не слишком долгую, но блестящую. Прожил мадригал примерно сто лет — с 1520-х по 1б20-е годы. Наиболее успешно работали в этом жанре итальянцы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий